Где живет володя из рассказа мальчики чехова

  • Краткие содержания
  • /
  • Чехов
  • /
  • Мальчики

Год: 1887 Жанр: рассказ

Главные герои: мальчик Володя, Чечевицын – одноклассник Володи.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Вывод. Отношения между детьми и родителями всегда непростые. Семья и ценности семейные очень важны. Дети не просто зависят от родителей, они должны уважать и считаться с их мнением. Нельзя сбегать из дома никого не предупредив.

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
  • Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи:

  • Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
  • Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Чехов «Мальчики» очень краткое содержание

«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.

Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.

Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.

Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод:

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Приятель главного героя

В отличие от Володи, Чечевицын не страдает от душевных терзаний. Он мечтает как можно скорее совершить побег. Он не знает, что такое тепло домашнего очага и забота близких, поэтому его ничего не держит. Для этого гимназиста семейные ценности не имеют такого большого значения. Он отличается решимостью и суровостью.

Володя вовсе не такой. Он привязан всем сердцем к своим близким, хоть и стремится показать обратное в силу особенностей своего подросткового возраста. Вместе с этим, мальчик, так же как и его друг, мечтает об Америке. Чтобы исполнить своё желание, он готов пренебречь самым дорогим и ценным. Подобное решение даётся ему с большим трудом. Парень принимает его под давлением более напористого приятеля. Характеристика главных героев позволяет понять, что их происхождения прямо противоположны.

То, что случилось, парни переживают совершенно по-разному. Если Володя чувствует себя подавленным и виноватым перед родителями, которым он причинил беспокойство и боль, то Чечевицын, напротив, горд своим поступком.

Ему нет дела до того, что он заставил кого-то переживать и волноваться. Этот мальчик нисколько не обременён чувством ответственности.

Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова

Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.

Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Это интересно: Повесть Н. Дубова «Мальчик у моря», написанная в 1963 году, повествует о том, что человек с большим и добрым сердцем обязательно найдет свою звезду и многого добьется. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Мальчик у моря» по главам. Сжатый пересказ можно использовать для читательского дневника.

История создания

Характеристика главных героев рассказа Мальчики

Произведение было впервые опубликовано в 1887 году в «Петербургской газете», но на тот момент автор ещё подписывал свои тексты авторским псевдонимом — Антоша Чехонте. Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а сам он, вероятно, считал их недостаточно серьёзными. Соответственно, он старался сотрудничать именно с теми изданиями, которые печатали произведения в юмористическом жанре. Для этих публикаций он использовал многочисленные псевдонимы. Лишь позже, когда к его работам пришла популярность, он стал подписываться настоящей фамилией.

Считается, что рассказ «Мальчики» был написан под впечатлением от случая, имевшего место в жизни самого Чехова. Однажды, гуляя в Нескучном саду в Москве, он заметил двух гимназистов, которые увлечённо играли в индейцев. Это незначительное событие и вдохновило писателя: образы ребят он перенёс на бумагу, но значительно расширил картину событий, добавил предысторию и немало других основополагающих моментов, благодаря которым произведение обрело воспитательный характер и глубокий смысл.

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.

В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Kwoman.ru: Достоевский,

В этой статье представлено краткое содержание “Мальчиков” Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа “Братья Карамазовы”. В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше – сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев – Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание “Мальчиков” Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна.

В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

“Мальчики” Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы.

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная.

Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. “Мальчики” Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы.

Вспомним “Униженные и оскорблённые”, “Неточку Незванова”.

В сжатом изложении романа “Братья Карамазовы” Ф. М. Достоевского краткое содержание “Мальчиков” составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть.

Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания “Мальчиков” Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях.

Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание “Мальчиков” Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание “Мальчиков” Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа “Мальчики” Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной.

Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет, расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье.

Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов.

Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась.

Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть “телячьими нежностями”.

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом.

Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина. Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов. У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну, и возможно, это чувство было взаимным.

Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных. Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков.

Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку.

Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе “Детвора”, по сути, не происходит каких-либо событий.

Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной, отправилась на рынок.

Гимназист не мог оставить “пузырей”, как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется. Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела.

Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня.

Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва. Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов.

Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва, который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов – человек, с точки зрения Коли, довольно странный.

К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина.

Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем – это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых. Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего – Илюши – тоже были проблемы со сверстниками.

Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться.

Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У Илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Краткое содержание «Мальчики»

Краткое содержание «Мальчики»

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 705.

Обновлено 12 Октября, 2022

О произведении

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году и опубликован в канун Рождества того же года в «Петербургской газете». В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Мальчики». Узнать, насколько хорошо усвоен материал, можно при помощи специального теста на нашем сайте.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят во второй половине XIX века в России.

Главные герои

  • Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
  • Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой: «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи

  • Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
  • Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Краткое содержание

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого тот пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына»: настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор. В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать: ему очень хочется в Америку и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть из дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги: пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

И что в итоге?

Володя Королёв — после побега сильно переживает и заболевает.

Чечевицын — вскоре после побега уезжает из дома Королёвых, оставив сёстрам записку.

Заключение

Заключение

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Для читательского дневника будет вполне достаточно и краткого содержания рассказа «Мальчики». Однако для лучшего усвоения материала рекомендуется прочесть рассказ Чехова целиком.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Никита Мешков

    10/10

  • Яна Крюкова

    10/10

  • Настя Бирюкова

    10/10

  • Валентина Шубич

    10/10

  • Алик Янских

    10/10

  • Алина Шабунина

    10/10

  • Матвей Корнев

    10/10

  • Дарья Коралева

    10/10

  • Людмила Москвина

    9/10

  • Кувандык Эгамбердиев

    9/10

Рейтинг пересказа

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 705.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 5 мин Просмотров 22.2к. Опубликовано 08.11.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Мальчики» за 1 минуту и подробно за 3 минуты. 

Очень краткий пересказ рассказа «Мальчики»

В семействе Королевых радость. На рождественские каникулы домой возвращается сын Володя гимназист 2 класса. За компанию с ним приезжает одноклассник, неприметный замкнутый мальчик – господин Чечевицын. Родители, сестры, прислуга и даже пес Милорд бурно приветствуют гостей.

Володечка не играет с сёстрами, не желает участвовать в приготовлениях к празднику. Вместо привычных занятий молодой человек все время шушукается с товарищем. Сестрицы Катя и Соня подслушивают разговоры мальчиков и понимают, юные авантюристы готовятся бежать в Америку.

У ребят собран целый арсенал для дальнего и трудного приключения. Володя сомневается, он жалеет бедную маму. Серьезно настроенный Чечевицын в гневе, он уговаривает друга, и ребята исчезают из дома. На следующий день беглецов находят в ближайшем городке, где отчаянные путешественники – Чечевицын или как он себя называет Монтигомо Ястребиный Коготь и его Белый брат-Володя – пытались купить порох.

Ребят возвращают домой. Испуганный Володя рад. А за Чечевицыным приезжает мама, и он гордо удаляется, оставив Кате на память подпись индейского вождя.

Главные герои и их характеристика:

  •  Володя Королев  – гимназист, ученик 2 класса, пухлый подросток и домашний мальчик.
  •  Чечевицын  – друг и одноклассник Володи, молчаливый мальчик, склонный к авантюрам.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Иван Николаич  – добрый и любящий отец семейства.
  •  Мать и тетка Володи  – заботливые и хозяйственные женщины.
  •  Катя, Соня, Маша  – сестры Володи.

 Краткое содержание рассказа «Мальчики» подробно

На рождественские праздники домой приезжает юный гимназист Володя, учащийся 2 класса. Домашние не сразу замечают, что в тени лисьей шубы стоит друг и одноклассник сына – господин Чечевицын. Родные обнимают и целуют мальчика. Вся семья суетится вокруг замерших, уставших с дороги гостей, и даже пес Милорд выражает огромную радость.

Володя знакомит семью с другом – взъерошенным пареньком с узкими глазками господином Чечевицыным. За столом у горячего самовара ребята отогреваются, но разговор не клеится. Володя долго молчал и часто поглядывал на друга, а сестрам сказал, что в Америке вместе чая обычно пьют джин.

Сестрицы Володи – Катя, Соня и Маша следили за ребятами, а от нового знакомого не могли отрывать глаз. Чечевицын был некрасивым, но девчонкам казался таким загадочным, умным и даже ученым.

Обычно веселый Володя теперь совсем не радовался, что вернулся домой. Ребята переглядывались как заговорщики, и сестры заподозрили неладное. Родители готовились к Рождеству, вырезали украшения для елки из разноцветной бумагу. И только мальчишки не участвовали в приготовлениях. Они раскрыли географический атлас и рассматривали карту американского континента.

Кратко «Мальчики» А. П. ЧеховСтаршие Катя и Соня пристально наблюдали за мальчиками. Перед сном они подкрались к комнате брата и подслушали их шушуканья. Оказывается, юные искатели приключений решили бежать в Америку и искать золото. У них уже были собраны нужные запасы от пистолета и сухарей до капитала в 4 рубля. Чечевицын гордо называл себя «Монтигомо Ястребиный Коготь», а к другу обращался – мой бледнолицый брат.

На утро сестры хотели увидеть, как ребята будут бежать в далекую Калифорнию. Володя плакал, он не хотел расстраивать маму. Друг Чечевицын настаивал и всячески уговаривал трусливого одноклассника. Сестры тоже разрыдались, и не заметили, как ребята незаметно исчезли.

На следующий день юных путешественников поймали в городе. Беглецы хотели купить порох для дальнего и опасного приключения. Ребят доставили домой, и Володя горько плакал на груди у матери. Отец Иван Николаич повел ребят в кабинет и долго их отчитывал, называя господина Чечевицына зачинщиком.

Телеграммой вызвали маму нашкодившего гостя. Суровая дама забрала Чечевицына, а он на прощание написал Кате в тетрадку – Монтигомо Ястребиный Коготь.

 Кратко об истории создания произведения

Современники Чехова писали, что гениальный рассказ родился из одного короткого эпизода из жизни. Писатель повстречался в Нескучном саду с двумя юными гимназистами. Ребята ловили рыбу и представляли себя краснокожими индейцами. Чехов предложил подросткам раскурить Трубку мира, и в подарок получил рыбацкий поплавок.

В 1887 году рассказ вышел в Петербургской газете, а потом попал в известный сборник сочинений Антона Чехова. Автор несколько раз переписывал произведение, чтобы наиболее ярко представить ранимую детскую психику. Уже при жизни писателя рассказ завоевал популярность и был переведён на несколько европейских языков.

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея рассказа

Существует предположение, что в основу рассказа «Мальчики» (1887) легло реальное событие: встреча Антона Павловича в Нескучном саду, в Москве, с двумя гимназистами, изображавшими индейцев. Наша статья передает кратко основные события рассказа, дает характеристику героев. Конечно, краткий пересказ не заменит произведения, для этого его нужно читать полностью, но представление о повествовании сложится. Прочитав краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Мальчики», вы сэкономите время, но будете иметь о нем полное представление.

Основные персонажи

  • Володя – упитанный гимназист 2-го класса, старший ребенок в семье Королевых;
  • Чечевицын – гимназический друг Володи; худой, некрасивый, в веснушках, не по-детски серьезный, угрюмый.
  • Катя, Соня и Маша – младшие дети в семье Королевых, любознательные, симпатичные сестры.
  • Иван Николаевич Королев – папаша, добродушный, заботливый, не лишенный чувства юмора.
  • Мамаша и тетушка юного гимназиста – героини, всецело любящие сына и племянника, эмоционально переживающие за него.

Очень краткий пересказ

Королевых в канун Рождества навещает сын, гимназист второго класса. Вся семья радостно встречают Володю. Мальчик привез гостя – друга, одноклассника Чечевицына.

Сестры Катя и Соня замечают, что мальчишки ведут себя странно, и начинают подслушивать их разговоры. Оказывается, друзья собрались бежать в Америку, стать охотниками, золотоискателями или разбойниками. Катя и Соня решают сохранить тайну. В сочельник гимназисты исчезают. Их ищут, но тщетно. Сообщают о случившемся в полицию. Наутро беглецов находят и возвращают. Иван Николаич отчитывает друзей, телеграфирует родителям Чечевицына. Приезжает мать и забирает гостя домой.

Краткое содержание

Семья Королевых (сестры, тетка, мамаша и папаша, а также пес Милорд) встречает любимого сына Володю, приехавшего перед Рождеством отдохнуть от учебы. Сын прибыл не один.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Все с удивлением обнаруживают закутанного во всевозможные платки и накидки маленького человечка. Володя представляет домочадцам своего гимназического товарища – Чечевицына. Королевы знакомятся с гостем. Особое любопытство проявляют младшие Володины сестренки. Гимназист совершенно некрасив: худенький, веснушчатый, со щетинистыми волосами, толстогубый, узкоглазый. Его можно счесть за кухаркиного сына, только форма гимназиста не дает этого сделать.

Сестры отмечают, что Чечевицын угрюм, постоянно о чем-то думает, следовательно, умен и начитан. Старшая Катя, которой 11 лет, и средняя Соня, замечают, что брат изменился: не интересуется играми, строительством горки и украшением елки. Он ведет себя необычно: хмур, чем-то озадачен, неразговорчив.

Однажды Чечевицын остается наедине с девочками. После неловкого молчания он вдруг начинает рассказывать о Диком Западе, где живут индейцы. Сестры узнают много интересного из жизни коренных американцев. В рассказе, как в сказке, звучат волшебные слова: мустанги, пампасы, бизоны, москиты. В конце повествования рассказчик признается, что не тот, за кого его принимают — он индеец Монтигомо, по прозвищу Ястребиный Коготь.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Тайные разговоры брата с Чечевицыным, подогревают интерес сестер к непонятному поведению ребят. Катя и Соня постоянно следят за ними и слышат тайный разговор друзей-гимназистов. Оказывается, мальчишки собираются в Америку, и к этому все готово. Сестры договариваются не разглашать взрослым о подслушанном: они надеются, что брат будет присылать им из далекой страны подарки — золото и слоновую кость.

Володя в последний момент отказывается от путешествия. Ему жалко маму, ведь она будет огорчена его поступком.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Но Чечевицын все же уговаривает друга совершить побег, и товарищи тайно покидают дом Королевых. Друзей ищут целый день. Их нет в имении, нет в ближайшей деревне. О случившемся сообщают в полицию. Приезжает урядник, пишет какую-то бумагу.

Утром следующего дня беглецов привозят. Оказывается, они ночевали на вокзале. Их обнаружили в момент, когда они искали и хотели купить порох. Володя плачет и раскаивается в содеянном. Николай Иваныч ведет беглецов в кабинет, где отчитывает их за проступок. Чечевицыну он сообщает, что выслал телеграмму его родителям и надеется, что те непременно накажут сына, зачинщика побега, по заслугам.

Володя впадает в горячку, ему делают примочки из уксуса. Приезжает мать Чечевицына и забирает сына домой. Уезжая, невозмутимый и надменный Чечевицын в знак прощания пишет в тетрадке Кати слова: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Основная идея рассказа

Завершая статью «А.П. Чехов «Мальчики», краткое изложение», необходимо сказать, что автор в своем произведении показывает читателям, как происходит становление мужчины. Жизнь подростка всегда связана с романтическим представлением о путешествиях, благородстве и подвигах. Неизбежно, с годами интересы и взгляды на жизнь у мальчиков поменяются, но сейчас в них силен дух авантюризма, страсть к путешествиям, они хотят быть самостоятельными, они хотят быть героями.

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Содержание

  • Основные персонажи рассказа
  • Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
  • Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
  • Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
  • Видео краткое содержание Мальчики Чехов

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
  • Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи:

  • Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
  • Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Чехов «Мальчики» очень краткое содержание

«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.

Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.

Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.

Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод:

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова

Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.

Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.

В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Видео краткое содержание Мальчики Чехов

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Краткое содержание «Мальчики» Чехов на видео:

Предыдущая

Краткое содержаниеКраткое содержание повести «Первая любовь» И. С. Тургенев

Следующая

Краткое содержаниеКраткое содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире» А. Платонова

Главные герои и их характеристика

Володя Королев. Сын помещика, ученик 4 класса гимназии. Мальчик романтичный и начитанный, мечтает о приключениях. Но очень любит своих родителей и в решительный момент боится бросить их.

Чечевицын. Друг Володи. Решительный и смелый, не привыкший отступать. Очень целеустремленный. Такой же романтик.

Сестры Володи. Катя, Маша, Соня. Маленькие девочки, которым очень интересно, что задумали мальчики.

Родители Володи, папа и мама. Добрые, любят своих детей и хотят, чтобы они были счастливы.

Основные персонажи

  • Володя – упитанный гимназист 2-го класса, старший ребенок в семье Королевых;
  • Чечевицын – гимназический друг Володи; худой, некрасивый, в веснушках, не по-детски серьезный, угрюмый.
  • Катя, Соня и Маша – младшие дети в семье Королевых, любознательные, симпатичные сестры.
  • Иван Николаевич Королев – папаша, добродушный, заботливый, не лишенный чувства юмора.
  • Мамаша и тетушка юного гимназиста – героини, всецело любящие сына и племянника, эмоционально переживающие за него.

Сюжет — краткое содержание

Володя возвращается домой на каникулы и знакомит родителей со своим товарищем Чечевицыным.

Сестры замечают, что у мальчиков есть какая-то тайна и они что-то замышляют.

Сестры узнают, что мальчики решили бежать в Америку, но не говорят об этом родителям.

Володя боится побега, но Чечевицын стыдит его, и мальчик решает бежать с товарищем.

Мальчики бегут из дома, но их ловят в соседнем городе и с позором возвращают домой.

Родители стыдят Володю, а Чечевицына забирают домой.

История создания

Характеристика главных героев рассказа Мальчики

Произведение было впервые опубликовано в 1887 году в «Петербургской газете», но на тот момент автор ещё подписывал свои тексты авторским псевдонимом — Антоша Чехонте. Первые публикации Чехова носили юмористический характер, а сам он, вероятно, считал их недостаточно серьёзными. Соответственно, он старался сотрудничать именно с теми изданиями, которые печатали произведения в юмористическом жанре. Для этих публикаций он использовал многочисленные псевдонимы. Лишь позже, когда к его работам пришла популярность, он стал подписываться настоящей фамилией.

Считается, что рассказ «Мальчики» был написан под впечатлением от случая, имевшего место в жизни самого Чехова. Однажды, гуляя в Нескучном саду в Москве, он заметил двух гимназистов, которые увлечённо играли в индейцев. Это незначительное событие и вдохновило писателя: образы ребят он перенёс на бумагу, но значительно расширил картину событий, добавил предысторию и немало других основополагающих моментов, благодаря которым произведение обрело воспитательный характер и глубокий смысл.

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.

В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Автор: Нелли Зиновьева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Второстепенные герои рассказа Чехова «Мальчики»

Королёв Иван Николаевич

— отец Володи, мужчина среднего возраста. В начале рассказа он выглядит радушным, весёлым, похожим на большого ребёнка: так увлечённо занят он украшением ёлки. В развязке рассказа Иван Николаевич показывает себя с другой стороны. В строгой беседе с сыном и его товарищем отец проявляет себя человеком серьёзным, не склонным сочувствовать их поступку. Инфантильный образ он принимает лишь в общении с женой и девочками, желая быть ласковым.

Мать Володи

— любящая жена и родительница, сочувствует сыну.

Катя

— старшая сестра Володи, ей 11 лет. Узнав о планах мальчиков, она не посчитала нужным рассказать родителям, удержала от этого и Соню. Маленькая авантюристка не сомневалась, что мальчики привезут им золото. Ей нравится Чечевицын как загадочная натура и человек очень умный, старается узнать о нём больше.

Соня

— средняя сестра, безынициативна, подчиняется Кате.

Маша

— самая младшая из сестёр. Она ещё не понимает, о чём говорят кругом, реагирует репликами на фамилию Чечевицына, которую связывает с известной ей пищей.

Наталья

— нянька, безумно любящая Володю. Она восторженно встречает приехавшего гимназиста и хлопочет вокруг него.

Причина происшествия кроется в названии произведения — «Мальчики». Мечты о дальних странах и побегах свойственны мальчишкам, так проявляется их мужское начало. Вместе с тем рассказ учит, что юным романтикам нельзя забывать о родителях, которым они причиняют страдания своим исчезновением.

Мальчики

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить.

Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Продолжение после рекламы:

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки. В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор. Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Брифли существует благодаря рекламе:

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

В чем смысл рассказа «Мальчики»

Рассказ «Мальчики», если бы не был рассказом, мог бы быть романом воспитания или романом взросления. В нем мы видим извечную оппозицию мира взрослого и мира детского. Чехов не был бы великим русским классиком, если бы остановился на простом моралистическом посыле. Да, мораль для детей тут определенно присутствует, не зря произведение есть в школьной программе по литературе для младшего и среднего звена.

Если рассматривать произведение с точки зрения морали для детей, то посыл следующий: маленькие дети совершают глупости, не задумываясь о том, какую боль могут причинить своими действиями родителям, которые очень их любят и беспокоятся о них. Но этого действительно мало, чтобы описать «Мальчиков» Чехова.

Чехов смотрит на мир не только глазами обеспокоенных взрослых, но и детей, с их неуемным воображением и стремлением познать этот мир.

Взрослая версия рассказа такова (ее мы видим глазами родителей Володи). Маленькие дети, начитавшись глупых книжек, решили сбежать неизвестно куда. Слабохарактерного Володю сбивает с пути истинного более сильный, но невоспитанный мальчик. Володя не подумал о родителях, когда сбегал, чем разбил им сердце. Более того, для родителей очевидно, что в Америку дети не сбегут, но неприятностей достаточно и куда ближе.

Эта история глазами детей выглядит так: они живут скучную и однообразную жизнь, пока в Америке идут войны колонизаторов с индейцами, а золото лежит буквально на поверхности земли, достаточно только пожелать его добыть. У них есть опыт того, как вести себя в подобных условиях, почерпнутый из приключенческих книг (для детей каждое слово в них — истина).

Обе стороны в чем-то правы. Жизнь взрослых людей действительно однообразна, а мечты детей зачастую несбыточны. Но у Чехова в этом и очарование. Каждому достается свое.

Жанр, направление

«Мальчики» — это рассказ по жанру, прозаическое произведение. Начинается оно и заканчивается, по сути, одной и той же восторженной фразой: «Володя приехал!». Только оттенок этой экспрессии в начале и в конце имеет существенные отличия.

Направление в литературе второй половины 19 века — реализм. И Чехов являлся его ярким представителем. Все его герои — отнюдь не идеалы человеческой природы. Они, как призма, пропускают через себя веяния и умонастроения современного им общества, своего времени и волей-неволей подвергаются их влиянию. Это обычные, простые люди, не чуждые порокам, но ведомые и добродетелями.

Анализ рассказа Мальчики

Несмотря на то, что Чехов написал рассказ Мальчики в форме небольшой юморески, произведение по праву может считаться «романом» о взрослении. Становление любого мужчины сопровождается мечтами о приключениях, благородстве, подвигах.

По мере взросления происходит изменение интересов и взглядов на жизнь. Но юным мальчишкам присущ дух авантюризма, они мечтают о самостоятельности и мнят себя героями. Именно этот смысл вложил автор в название произведения, подразумевая под мальчиками не просто двух героев, а целый период жизни юных, незрелых мужчин.

С названием рассказа связана и тематика произведения. Писатель затрагивает темы:

  • детства;
  • взаимоотношения отцов и детей,
  • родственных связей;
  • ответственности;
  • семейных ценностей.

На первый взгляд кажется, что основной посыл произведения – моралистический, предназначенный для детей. Но смысл рассказа мальчики можно рассматривать и с точки зрения обличения либерализма.

Через образы Володи и Чечевицына Чехов показал противостояние славянофилов и приверженцев запада. Чечевицын – типичный западник, отвергающий быт Родины. Володя же – безвольный славянофил, поддавшийся влиянию авантюристов-западников.

На примере неудачного побега мальчиков, писатель показывает, насколько важна трезвая оценка собственных сил и реальный взгляд на навязываемые обществу идеи.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Автор:

24 сентября 2021 11:39

А. П. Чехов, «Мальчики». Краткое содержание для читательского дневника, кратчайшее изложение рассказа. Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткий анализ: тема, проблема и герои рассказа.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрации Татьяны Шишмарёвой и Анатолия Иткина

«Мальчики» — рассказ А. П. Чехова, написанный в 1887 году. В то время молодой писатель публиковался под псевдонимом Антоша Чехонте.

В произведении рассказывается про двух гимназистов-второклассников, которые начитались приключенческих романов и под Рождество решили сбежать в Америку.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Краткое содержание

Гимназист Володя Королёв, ученик второго класса, возвращается домой на Рождество. С ним приезжает однокашник по фамилии Чечевицын — смуглый и неразговорчивый мальчик.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Сёстры Катя, Соня и Маша замечают, что Володя в этот раз не весел и болтлив как обычно, а напряжён и скрытен. Когда девочки делают из бумаги украшения для рождественской ёлки, мальчики держатся особняком и им не помогают.

Чечевицын — поклонник романов Майна Рида. Девочкам он представляется индейским именем: «Я Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Из подслушанного разговора сёстры узнают, что Володя и Чечевицын готовятся к побегу в Америку. Ребята начитались приключенческих книг, и теперь им хочется попасть в Калифорнию, штат «золотой лихорадки». По пути они собираются кормиться охотой и грабежом, сражаться с врагами, и вообще готовятся пережить массу приключений.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой

Романтик Чечевицын мечтает о путешествии в Америку, а вот Володя побаивается убегать из дома: «Я не струсил, а мне… мне маму жалко». Наконец Чечевицын убеждает его отправляться в путь немедленно.

К обеду обнаруживается, что мальчики пропали из дома. Семья беспокоится и пытается их разыскать. Лишь на другой день к дому подъезжают розвальни, на которых привозят мальчиков: ребят обнаружили в городе, где они пытались купить порох, и вернули домой.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Анатолия Иткина

Володя плачет, а Чечевицын с гордостью сообщает, что они ночевали на вокзале. Отец уводит мальчиков в кабинет и отчитывает: «Разве это так можно? Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат».

На следующий день мать забирает Чечевицына домой. Гимназист держится с достоинством и оставляет одной из володиных сестёр свой автограф — «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Анализ рассказа «Мальчики»

Тема чеховского рассказа — детство. Писатель в шутливой форме поднимает проблему разрыва между миром детей и миром взрослых. Мальчики наивно мечтают о приключениях в Америке, абсолютно не похожих на окружающую их реальность провинциального городка, и повергают родителей в ужас своим побегом.

Психологизм рассказа построен на противопоставлении двух характеров: суровый мечтатель Чечевицын подчиняет своей воле добродушного Володю, убеждая вместе сбежать из дома. Показано, как по-разному мальчики относятся к предстоящему бегству: Чечевицын предвкушает авантюру, а Володя молится, чтобы Бог пожалел его маму. Когда план побега срывается, Володя рыдает от облегчения и раскаяния, а Чечевицын явно гордится своим поступком.

«Мальчики» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

Иллюстрация Татьяны Шишмарёвой

Рассказ проникнут тёплой рождественской атмосферой. Гостеприимный дом, любящие родители, подготовка к празднику — всё это противопоставлено мечтам мальчиков, которые воображают, будто вскоре навсегда уедут в далёкую Америку, полную опасностей и приключений.

Чехов, как это ему свойственно, воздерживается от оценок происходящего, а лишь описывает людей и события, оставляя их на суд читателя. В произведении нет поучений или морали. Писатель не объясняет, хороши или плохи Володя с Чечевицыным. Мальчики во все времена будут грезить о далёких странах и всегда будут заставлять родителей нервничать. На то они и мальчики.

Новости партнёров

реклама

  • Где живет баба яга в сказках
  • Где же наша человеческая благодарность милосердие сочинение
  • Где едите или едете как правильно пишется
  • Где достоевский приступил к сочинению романа преступление и наказание
  • Где должен быть тезис в итоговом сочинении