Где живут ведьмы в сказках

Образ ведьмы в европейском фольклоре

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Мукаева А.С. 1


1МАОУ «Гимназия №2» г. Перми

Нечаева  С.В. 1


1МАЩУ «Гимназия №2» г. Перми


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

В средние века в результате деятельности Святой инквизиции и христианской пропаганды утвердился отрицательный образ ведьмы. Под ведьмой понимают сгорбленную старуху с метлой, спутником которой является чёрный кот.

Однако в фольклоре многих народов слово «ведьма» имеет совершенно иное обозначение. Ведьмой принято было называть мудрых женщин и женщин, которые умеют обращаться с магией. При этом магия чаще обращалась к светлым силам и силам Природы.

В древние времена считалось, что большинство женщин обладает магией. Отличие заключалось в уровне владения магией: от уровня гаданий и обрядов до более глубокого и мощного уровня. Став взрослыми и мудрыми, познав все тяготы жизни, выучив все наставления и знания предков, они становились Ведьмами. Они умели использовать магическую силу Природы, связываться с таинственными силами загробного мира и использовать это в хороших или плохих целях. Ведьмы знали все обряды, различные заклинания, шептания, заговоры. Перед посевом или перед жатвой, ведьма обязательно должна была пошептать над полем, что бы тяжёлый труд немного облегчили духи Земли (6, с. 145). Они дарили свою силу и помогали вызвать нужные силы природы, что бы народ всегда жил с природой и другими мирами одной тесно связанной жизнью и не забывал, кто они есть на самом деле.

Ведьма является одним из самых распространенных образов в фольклоре. Фольклор как исторический источник помогает проследить историческую жизнь народа и составить представление об его мировоззрении и психологии. Фольклор всегда был яркой характеристикой культурно-исторической среды, ее духовного облика и бытового уклада. Эти знания дают возможность глубже понять историю, ибо история фольклора неразрывна с историей народа. Жанры устного фольклора разнообразны: пословицы, поговорки, сказания, легенды, былины, мифы, сказки, байки, частушки и пр. Все жанры по-разному отражают вызвавшую их к жизни эпоху. В данной работе мы делаем основной акцент на сказках европейских народов.

Объектом нашего исследования является образ ведьмы, а предметом – образ ведьмы в европейском фольклоре (сказках).

При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, историко-сравнительные, историко-генетические, социологических исследований (анкетирование), контекстуального анализа.

Исходя из всего выше сказанного, цель нашей работы – создать целостный образ ведьмы на основе анализа европейского фольклора (сказок).

Задачи:

1. Теоретический анализ источников и литературы, связанных с темой нашего исследования;

2. Рассмотреть образ ведьмы как культурный архетип;

3. Провести контекстуальный анализ образа ведьмы в сказках европейских народов;

4. Провести анкетирование среди учащихся 6-11-х классов с целью выявления образа ведьмы в представлениях современного человека;

5. Создать целостный образ ведьмы на основе внутренних и внешних характеристик разных европейских народов.

Таким образом, структура нашей работы выглядит так:

Введение

Глава 1: Образ ведьмы как культурный архетип

Глава 2: Контекстуальный анализ образа ведьмы в сказках европейских народов

Заключение

Список литературы

Приложение

Глава 1: Образ ведьмы как культурный архетип

Фольклором называют коллективное творчество народа, выражающее его мировоззрение и идеалы, а также служащее полным отражением его менталитета (7). Обычно он включает в себя, прежде всего, «устное созидание»: былины, сказы, сказки, пословицы, заговоры, загадки.

В переводе «Folk-lore» – буквально «народная мудрость» или «народное познание». В обиход этот термин был введен в 1846 г. английским исследователем У. Дж. Томсом (7).

Основными отличительными особенностями народного творчества можно назвать бесписьменность, вербальность, коллективность и глубокую традиционность (7). Веками от отца к сыну передавались сказы, былины и легенды. Помимо литературной сферы менталитет и традиционность проявляются и во всех остальных областях народного искусства – в танце, музыке и т.д. (7)

Использование источниковедением фольклорных произведений — явление привычное и общераспространенное. Ведь в сказках, танцах, песнях можно разглядеть культуру данного народа.

Именно фольклор хранит в себе все культурные архетипы. Архетип – это базовое понятие аналитической психологии, основанной К. Юнгом. Под архетипом понимаются универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые в образах и мотивах сновидений (5, с. 243). Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, легенд, сказок, эпосов и т.д. Поэтому они так долговечны.

Одним из таких архетипов является образ ведьмы. Изначально слово «ведьма» произошло от слияния двух слов «ведать» и «мать», т.е. ведающая мать. В результате мы получаем, что ведьма – это женщина, которая имеет знания. При этом слово «ведать» включало в себя более глубокую стадию этого процесса – умение с этими знания правильно работать (9).

Образ ведьмы как архетип представлял собой самый инстинктивный уровень женской личности, символизируя способность к познанию и веданию. Это женщина, которая обладает тайными знаниями о целебных травах, умеет взаимодействовать с природой и животными, ей ведомы свойства природных женских сил (6, с. 147).

Архетипический образ ведьмы прочно живёт в сознании народов мира. Мифы и легенды повествуют нам о том, что этот образ жил во все времена. Глубинно-аналитические психологи утверждают, что причиной тому является то, что образ ведьмы таится в тёмных глубинах женского подсознания.

Мир существует, исходя из бинарных позиций: день-ночь, добро-зло, жизнь-смерть и т.д. Образ Ведьмы также дуален. Двойственность этого образа заставляет нас одновременно бояться его и восхищаться им. Одна часть – это «ведающая женщина», женщина, которая слышит себя, своё тело и окружающую её природу, обладает почти звериным предчувствием опасности и ярко выраженной интуицией. Она несёт в себе глубокую мудрость женщин её рода. В жизни она спокойна, сильна, уравновешена, она уверенна в себе, и сама творит свою судьбу. Вторая часть противоположна «ведающей женщине», и это как раз тот образ, который в народе называют Ведьма (6, с. 148).

Хотя за тысячу лет каждодневного употребления слова «ведьма» и «колдовство» несколько раз меняли свое значение, сегодня «колдовство» вернулось к своему, первоначальному определению, соединяющему черты магии и чародейства, резко расходясь с тем ограничительным толкованием, которое вкладывалось в него в XVI и XVII веках. Если бы под колдовством никогда не подразумевалось ничего большего, чем искусство «потрепанной, старой, беззубой карги с ввалившимися глазами, бродившей по улицам, опираясь на клюку», то Европа не страдала бы на протяжении трех столетий (с 1450 по 1750 гг.) от отвратительных преступлений и величайшего позора западной цивилизации (8, с. 29).

Глава 2. Контекстуальный анализ образа ведьмы в сказках европейских народов

Мы проанализировали народные сказки о ведьмах разных народов Европы. А именно: славянские, немецкие, английские, скандинавские и испанские. В общей сложности сказок было около 20 (1-4).

Анализировали мы их по следующим критериям: происхождение ведьмы, способности, внешний вид, место жительства, атрибуты и способы защиты от ведьмы.

Происхождение ведьмы в сказках указывается крайне редко. В некоторых немецких сказках говорится о проклятии, которое наслали на ведьму. Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в славянских сказках. В них выделяются:

ведьмы природные (прирождённые) – те, что при рождении обнаруживают свои способности, свои таинственные силы.

учёные или добровольные, что получают свою силу от первых или от навий (чёрта),

ведьмы поневоле, которые по глупости или случайности принимают наследство ведьминское от умирающей;

потомственные, которые получали ведовские умения от матерей «по наследству (2).

Самыми злыми и опасными ведьмами слывут «ученые», противостоять которым могут только славянские ведьмы прирожденные. По поверьям, ведьмы «прирожденные» добрее «ученых» и могут даже помогать людям, исправляя нанесенный «учеными» ведьмами вред. У других народов о происхождении умалчивается.

Способности ведьмы весьма разнообразны. В славянских сказках ведьма часто использовала свои способности против людей. К примеру: она умела насылать болезни («Рассказ о ведьме»), пугать людей («Королева-ведьма»). Также иногда указывается, что она умела создавать предметы («Лихо одноглазое») или их заколдовывать. В отличие от славянских, в немецких сказках у ведьмы чаще всего почти не было способностей. Если они были, то это мог быть нюх как у зверей («Гензель и Гретель») или способность заколдовывать людей. Часто ведьма выступает «наставницей» девушек-подростков. В английских сказках способности были связаны с животными: превращаться и превращать других людей в животных (2). В скандинавских сказках ведьмы умели только произносить заклинания. А в испанских они иногда помогали хорошим людям («Цветок-страстоцвет»), а иногда они просто их заколдовывали. Они были способны менять свой облик, за одну ночь отправится из одного места в другое и обратно.

По внешнему виду ведьмы очень отличались друг от друга. Славяне изображали ведьму как молодую и красивую девушку. Традиционный облик колдующей ведьмы – женщина в белой рубахе, с длинными распущенными волосами, с подойником или корзиной на голове, в руках. Немецкие сказки опять сильно отличаются от славянских. У них ведьма была старой, уродливой женщиной. В сказках часто описываются ее глаза – красные, страшные, а иногда их было большое количество (в сказке «Девушка и ведьма» их было 4). Английская и испанская ведьма по внешнему виду напоминает немецкую (старая и уродливая). В скандинавских сказках ведьма была разная – и старая и молодая (2).

Разные ведьмы живут в разных местах. Славянские – с семьей во дворце или в избе, а иногда одни. У немцев либо одна в маленьком неприметном лесном домике, а иногда в деревне с семьей. Английские сказки в этом пункте схожи с немецкими. В скандинавских сказках часто пишут, что ведьма живет в пещере. А иногда про то, что она живет с семьей. В испанских сказках о месте обитания ведьмы пишут очень мало. В прочитанных мною сказках, только один раз встретилось описание того, что ведьма живет в небольшом домике, недалеко от дороги.

Атрибуты ведьмы очень интересны. Например, у славянской ведьмы часто имелось кропило и печь. Все эти магические орудия ведьмы указывают на особую ее связь с очагом, печью – в доме ведьма обычно и колдует у печи. Если опрокинуть у печи ухват, то ведьма потеряет способность колдовать, если же повернуть печную заслонку дужкой вовнутрь, то ведьма покинет дом и не сможет в него вернуться (6, с. 151). Печь также имелась у немецких ведьм. Англичане своей ведьме приписывали черного кота, а люди в Скандинавии прялку. Кроме того, иногда у нее был ковер-самолет, а ее смерть помещали в «яйцо жизни» («Сигни и принц Хинди»). Яйцо также было атрибутом испанской ведьмы.

В сказках также упоминается огромное количество путей защиты от ведьмы. Между собой способы редко бывают похожи, даже если сказки из одного народа. В славянских сказках ведьму могли утопить, забить осиновый кол в грудь или просто сбежать от нее. Немецких ведьм чаще всего сжигали в печи, иногда придумывали оригинальные и странные способы избавления от ведьмы (например, в сказке «Белая и черная невеста» ведьму бросили в бочку с гвоздями, запрягли в лошадь и пустили «на все четыре стороны»). В английских сказках ведьму тоже часто сжигали в печи, а порой ее сводили с ума («Мастер Микаель Скотт и ведьма»). В скандинавской сказке, чтобы защититься от ведьмы, разбивали ее яйцо жизни. Иногда ее привязывали к хвостам двух лошадей и везли по полю.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что ведьмами либо рождались, имея природный дар, либо становились, обучаясь у другой ведьмы. Это объясняется тем, что знания, которыми обладали женщины, были сакральными (эзотерическими) и передавались из поколения в поколение. Ведьма предстает в двух обликах – молодой красивой девушки и старой уродливой женщины, что соответствует двойственному характеру архетипа. Отсюда отношение к ведьмам в сказках двоякое: она выступает как положительным персонажем, так и отрицательным. Способности разнообразные, но в большинстве своем они связаны с умением оказывать воздействие на природные явления, растения и животных. Живет ведьма, как правило, с семьей либо в черте города, либо в сельской местности, что мало соответствует общепринятому представлению о заброшенном домике в густом дремучем лесу. Атрибуты ведьмы связаны с очагом, чисто женскими занятиями, домашним хозяйством. Они были направлены на усиление их природной женской силы.

Мы проводили опрос среди учащихся 6-11-х классов МАОУ «Гимназия №2» г. Перми в период 30.01-1.02.2018 путем анкетирования (см. Приложение). Цель анкетирования – выявление образа ведьмы в представлениях современного человека. В анкетировании приняло участие 119 человек. Из них 6 класс составил 20 %; 7 класс – 17 %; 10 класс – 35 %; 11 класс – 28 %. (см. Рис. 1)

Рис.1 Рис.2

Большинство опрошенных (70 %) считают, что ведьма – это колдунья. 12 % ответили, что ведьма – это старая, сварливая женщина. Оставшиеся 18 % считают, что ведьма – это мудрая женщина. Скорее всего, так произошло из-за наиболее распространенного мнения, что ведьма является именно колдуньей. А вариант ответа, в котором говорится, что ведьма – мудрая женщина, не сильно популярен, потому что не многие знают о значении слова «ведьма». Наименее распространенным результатом является вариант «старая, сварливая женщина» (см. Рис.2)

Вопрос о происхождении ведьмы выдал следующие результаты. 26 % считают, что чтобы стать ведьмой, необходимо ею родиться; 20 % считают, что можно добровольно стать, научившись колдовству; 11 % – в результате проклятья; 43 % ответили, что можно получать дар по наследству. Этот вариант наиболее популярен, потому что во многих фильмах, мультфильмах, литературных произведениях описывается переход сил ведьмы по наследству (см. Рис.3)

Рис.3 Рис.4

17 % считают, что определить ведьму можно по внешности, 9 % ответили, что определить можно по речи; оставшиеся 74 % учащихся отмечают, что ведьму определяют по способностям (см. Рис.4)

Далее учеников попросили определить характерные атрибуты ведьмы. Стоит заметить, что все предложенные варианты ответа считаются верными. Все эти атрибуты встречаются в различных сказках. Мы получили следующие результаты:

А) Печка – 10 % Б) Кот – 33 %

В) Прялка – 6 % Г) Яйцо – 6 %

Д) Ковер-самолет – 2 % Е) Метла – 43 %

Мы считаем, что полученные результаты получились, потому что кинематография приписала ведьме черного кота и метлу. Конечно, в народных сказках существуют данные атрибуты, но не так часто (см. Рис.5)

Рис.5 Рис.6

В следующем вопросе мы попросили выбрать подходящий образ для ведьмы (см. Рис.6)

«Ведьма — старая, уродливая женщина» – ответили 48 %

«Ведьма — молодая, красивая девушка» – ответили 52 %

Следующий вопрос звучит так: «Какой цвет у Вас ассоциируется с ведьмой?». 7 % считают, что цвет ведьмы – красный; 53 %, что это черный; 6 % — белый, 34 % – зеленый. Данные ответы очень необычны. Возможно, зеленый посчитали цветом ведьмы, потому что часто упоминается, что ведьма живет в лесу (лес зеленый), также упоминается, что ведьма варит зелья зеленого цвета. С черным цветом все понятно. Черный считается цветом смерти, зла, нечистой силы (см. Рис.7)

Рис.7 Рис.8

Далее идет такой вопрос: «Где может жить ведьма?». И снова, все ответы могут быть правильны. «С мужем в деревне» – считают 8 % учащихся. «Во дворце с семьей» – 11 %. «В пещере с подругой-ведьмой» – 4 %. «В лесу одна» – 77 %. Эти ответы построены на стереотипе, что ведьма живет в глухом лесу. Этот стереотип произошел из наиболее популярных сказок о ведьмах – немецких (см. Рис.8)

Дальше мы попросили учащихся написать 1-2 способа защиты от ведьмы. Тут перечислены наиболее популярные ответы, которые составили 60 % всех ответов.

Уйти, убежать и т.п.

Применить насилие

Сжечь ведьму

Сдаться

Договориться с ней

Другой ответ

Также было довольно большое количество ответов типа: «Перекреститься», «Помолиться», «Нарисовать мелом круг». Эти ответы связаны с тем, как с ведьмами боролись в Средневековье (см. Рис.9)

Рис.9 Рис.10

Последний вопрос: «Ваше отношение к ведьмами». Положительное отношение к ведьмам имеется у 35 % опрошенных. Отрицательное же отношение только у 12 %. И у большинства учеников отношение к ведьмам нейтральное – 53 %. Глядя на эти ответы понятно, насколько сильно у людей поменялось мнение насчет ведьм. Скорее всего, это заслуга массовой культуры: кинематографа, литературы, шоу-программ т.д. Ведь он описывает ведьму как невозможно интересного и разностороннего персонажа (см. Рис.10)

В результате социологического исследования мы получили, что представление о ведьме у современного человека базируется не на фольклорном материале, а на стереотипах, заложенных в эпоху Средневековья. Однако отношение и общее восприятие к ведьмам изменилось. Они зачастую предстают интригующим, интересным, противоречивым и очень притягательным персонажем.

Заключение

Архетипический образ ведьмы прочно живёт в сознании народов мира. Мифы и легенды повествуют нам о том, что этот образ жил во все времена. Глубинно-аналитические психологи утверждают, что причиной тому является то, что образ ведьмы таится в тёмных глубинах женского подсознания.

Изначально слово «ведьма» произошло от слияния двух слов «ведать» и «мать», т.е. ведающая мать. Ведьма – это женщина, которая имеет знания. При этом слово «ведать» включало в себя более глубокую стадию этого процесса – умение с этими знания правильно работать.

Образ ведьмы как архетип представлял собой самый инстинктивный уровень женской личности, символизируя способность к познанию и веданию. Это женщина, которая обладает тайными знаниями о целебных травах, умеет взаимодействовать с природой и животными, ей ведомы свойства природных женских сил.

Контекстуальный анализ сказок европейских народов показал, что ведьмами либо рождались, имея природный дар, либо становились, обучаясь у другой ведьмы. Это объясняется тем, что знания, которыми обладали женщины, были сакральными (эзотерическими) и передавались из поколения в поколение. Ведьма предстает в двух обликах – молодой красивой девушки и старой уродливой женщины, что соответствует двойственному характеру архетипа. Отсюда отношение к ведьмам в сказках двоякое: она выступает как положительным персонажем, так и отрицательным. Способности разнообразные, но в большинстве своем они связаны с умением оказывать воздействие на природные явления, растения и животных. Живет ведьма, как правило, с семьей либо в черте города, либо в сельской местности, что мало соответствует общепринятому представлению о заброшенном домике в густом дремучем лесу. Атрибуты ведьмы связаны с очагом, чисто женскими занятиями, домашним хозяйством. Они были направлены на усиление их природной женской силы.

В результате социологического исследования мы получили, что представление о ведьме у современного человека базируется не на фольклорном материале, а на стереотипах, заложенных в эпоху Средневековья. Однако отношение и общее восприятие к ведьмам изменилось. Они зачастую предстают интригующим, интересным, противоречивым и очень притягательным персонажем.

Список литературы

Источники:

1. «Белая и черная невеста» [электронный документ] (http://vseskazki.su)

2. «Королева-Ведьма», «Рассказ о ведьме», «Гензель и Греттель», «Девушка и ведьма», «Джип и ведьма из Уолтгейва», «Мастер Микаэль Скотт и ведьма», «Колдунья из Тевиса», «Ведьма из Файфа», «Ведьма», «Девушка в королевском саду», «Сигни и принц Хлини», «Цветок страстоцвет» [электронный документ] (https://www.larec-skazok.ru)

3. «Лихо одноглазое» [электронный документ] (http://narodstory.net)

4. «Принцесса-кобра» [электронный документ] (http://www.planetaskazok.ru)

Литература:

5. Колчева Э.М. «Культурный архетип» как инструментарий анализа национального искусства / ж. Знание. Понимание. Умение, №1, 2015 – С. 243-254 [электронный документ] (www. cyberleninka.ru)

6. Королев К. Энциклопедия сверхъестественных существ – М.: Мидгард, Эксмо, 2006 – 720 с.

7. Советская историческая энциклопедия [электронный документ] (http://enc-dic.com)

8. Шейнина Е. Энциклопедия символов – М.: АСТ, 2005 – 592 с.

9. Этимологический словарь русского языка / под ред. А.В. Семенова – М.: ЮНВЕС, 2003 [электронный документ] (http://evartist.narod.ru)

Приложение

Анкета

1. Класс

2. Кто такая ведьма?

а) колдунья б) старая, сварливая женщина в) мудрая женщина

3. Происхождение ведьмы:

а) надо ею родиться

б) можно добровольно стать, научившись колдовству

в) в результате проклятья

г) получить дар по наследству

4. Как определить ведьму?

а) по внешности б) по речи в) по способностям

5. Выберите атрибуты, характерные для ведьмы:

А) Печка В) Прялка Д) Ковер-самолет

Б) Кот Г) Яйцо Е) Метла

6. Какой, по вашему мнению, должна быть ведьма?

А) Старой, уродливой женщиной

Б) Молодой, красивой девушкой

7. Какой цвет у Вас ассоциируется с ведьмой?

А) Красный В) Белый

Б) Черный Г) Зеленый

8. Где может жить ведьма?

А) С мужем в деревне В) Во дворце с семьей

Б) В пещере с подругой-ведьмой Г) В лесу одна

9. Как защититься от ведьмы? (укажите 1-2 способа)

10. Ваше отношение к ведьмам

а) положительное б) отрицательное в) нейтральное

Просмотров работы: 2408

Где жили ведьмы в России?

Где жили ведьмы в России? Согласитесь, довольно интересная тема.

Наш мир весьма многогранен и до сих пор не до конца изучен.

О присутствии в нем сверхъестественных сил и различной мистики можно спорить бесконечно.

Верить или нет в существование ведьм и колдунов решать должен каждый сам для себя.

В этой статье я хотел бы рассказать о некоторых местах в России, где по легендам жили самые настоящие ведьмы. А может и до сих пор живут, кто знает?)

Так где жили ведьмы в России?

Белгородская область

Сейчас Белгородскую область часто называют «Святым Белогорьем» — за наличие огромного количества храмов и монастырей.

Где жили ведьмы в России?

Но так было не всегда. По сей день в старых деревеньках можно услышать от стариков легенды про местных ведьм, нечисть  и прочую чертовщину. И это не удивительно – в старину на Белгородчину ссылали людей, которых заподозрили в колдовстве.

Государство и православная церковь в то время активно боролись с остатками язычества, поэтому идолопоклонником можно было прослыть только за то, что недостаточно часто посещаешь церковь. Но и людей осужденных за колдовство было немало.

Портал путешествиях и туризме YesTour.ru

«Охота на ведьм» в нашей стране в то время не была такой жесткой, как в Европе. Поэтому, людей, заподозренных в чародействе, ждал  не костер, а ссылка. В том числе в белгородскую область.

Архангельская область

Русский Север издревле славился историями про людей, практиковавших магию. В особенности это качается Архангельской области или Карелии.

Где жили ведьмы в России?

Все дело в том, что в то время как на территории центральной части России в древние времена  иногда все же практиковалась «охота на ведьм», в северных землях судов над колдунами никогда не было (во всяком случае, документов о таковых не сохранилось).

Салем город ведьм. Что же здесь произошло на самом деле более 300 лет назад?

Так что «генофонд» , можно сказать, остался нетронутым.

В Архангельской области до сих пор можно найти архаичные постройки, на которых, согласно легендам, происходили древние обряды.

Кстати, по некоторым слухам, даже царь Иван Грозный пользовался услугами северных ведьм, так как считал их самыми могущественными.

Воронежская область

В этой местности ведьмы жили испокон веков. Местные жители утверждают, что это именно настоящие ведьмы, а не современные «бизнесменши».

Где жили ведьмы в России?

Больше всего ворожей живут в Новохоперском, Новоусманском, Семилукском и Грибановском районах.

Сообщают, что недалеко от села Елань-Колено в Новохоперском районе были найдены останки ведьмы, которым более сотни лет. Захоронение было завалено камнями, и его окружал неглубокий ров. После этого, по словам местных, в селе наступила засуха, приведшая к неурожаю.

Witches are a folkloric archetype of character that commonly appears in fairy tales, such as Hansel & Gretel, Rapunzel, and many more.

History[]

Hansel & Gretel[]

Arguably the most famous fairy tale to feature a witch as the main antagonist, Hansel & Gretel follows the adventures of the two titular siblings after they are abandoned in an enchanted forest by their parents. The Blind Witch lies in wait for the children in a house made of hard cake and candies, with window panes of clear sugar, to lure the brother and sister within with the intention of fattening them up, cooking and eating them. Initially putting Hansel in a cage to fatten him up first, and forcing a chained up Gretel to help her cook and clean, the Blind Witch’s poor eyesight leads her to using a string to measure how fat Hansel’s finger has gotten in the days or weeks that pass. However, from the food he’s fed, but more likely the bone of a previous child victim) so it appears he never gains weight. Eventually losing her patience, the Blind Witch decides to cook Hansel and forces Gretel to help her prepare the oven, telling the girl to check If the oven is hot enough yet. Gretel feigns ignorance, pretending not to know how to check the oven, so the Blind Witch shows her. As this happens, Hansel unlocks his cage with his bone and together both siblings push the Blind Witch into the oven and lock it behind her, letting her burn to death.

Rapunzel[]

The fairy tale «Rapunzel» features a witch as the main antagonist, named Dame Gothel, and is one of the rare instances in fairy tales where the witch is involved in the storyline from beginning to end. Dame Gothel lives next-door to a childless couple and owns an enclosed, walled-in garden that is in perpetual bloom all year round and the envy of every other garden-owner. When the couple are expecting, the wife craves the rampion (or Rapunzel) plant in Dame Gothel’s garden and begs her husband to steal it. The first time he succeeds, but the second time he is caught by Dame Gothel, who spares his life only if he gives her what is most precious to hit6m. After the couple’s baby is born, a little girl, Dame Gothel steals the child and names her «Rapunzel», locking her up in a door-less tower in the middle of the forest with only a single room and window at the top. Once the girl is grown and her hair grows long, Dame Gothel leaves every night and visits every day, climbing in and out of the tower using Rapunzel’s long hair.

However, one day a handsome prince overhears Rapunzel’s singing by the window and finds the tower, witnessing the evil witch enter and leave. He does the same, asking Rapunzel to let down her hair, and the two soon fall in love and plan to escape together. In one version, Dame Gothel discovers the betrayal when Rapunzel’s belly grows (indicating pregnancy), and in another Rapunzel forgetfully asks why the witch is heavier than the prince when they climb her hair. In both versions, the angered witch cuts off Rapunzel’s hair and banishes her to the wilderness, using the severed hair to lure the prince into the tower one final time. When the prince discovers the witch waiting for him instead of the maiden, Dame Gothel curses him to never see Rapunzel again, and the prince falls out of the tower and lands eyes-first in a thorn bush, now blinded. One version ends the fairy tale with Dame Gothel untying the severed hair and accidentally losing her grip, trapping herself in the tower with no way down.

Dame Gothel is unusual compared to other fairy tale witches in that she wishes to raise a child instead of eat them. Some versions of this tale portray her as a malicious witch persecuting the imprisoned maiden and barring Rapunzel from her freedom, while others portray her as a loving mother-figure who wishes to protect Rapunzel from the dangers of the outside world.

Snow White[]

While never specifically stated to be a witch, the Evil Queen from the fairy tale «Snow White» is described as being «knowledgeable in the dark arts of witchcraft» and uses this knowledge at least once, while fashioning the poisoned apple. The Evil Queen also owns the Magic Mirror, a decidedly powerful magical object of unknown origin that stereotypically only a witch would own.

The Little Mermaid[]

A very unique type of witch appears in the fairy tale «The Little Mermaid», originally known simply as the «Sea Witch». Like most witches in fairy tales, the Sea Witch is portrayed as a hideous old crone, and she lives in the darkest depths of the sea where it is most dangerous to venture. Seeking a way to become human and pursue the love of a human prince, the Little Mermaid seeks the Sea Witch’s aid who offers to brew her a potion made with several disgusting ingredients and the witch’s own black blood to turn her tail into legs, in return for the Little Mermaid’s voice. When the Little Mermaid agrees, the Sea Witch brews the potion and cuts out the Little Mermaid’s tongue so she cannot speak. While the Sea Witch doesn’t appear in the fairy tale again after that, she is mentioned at the end. The Little Mermaid’s five older sisters traded their beautiful hair to the Sea Witch in exchange for a magical dagger to save the Little Mermaid’s life, one she ultimately chooses not to use.

Frau Trude[]

A lesser known and short fairy tale features a little girl’s encounter with an evil witch named «Frau Trude». A wilful and disobedient child one day decides to visit the home of the evil witch Frau Trude, ignoring the warnings of her parents. However, upon finding the witch’s home, the child is terrified and Frau Trude asks why. The little girl explains that on her way, she had met a «Black Man» (a collier/coal miner, Frau Trude explains), a «Green Man» (a huntsman), and a «Red Man» (a butcher). The little girl then explains that before entering the witch’s home, she first peered in through the window and saw the Devil with a head of fire. Frau Trude explains that that was her true form, and the witch turns the little girl into a block of wood and throws it into her fire, commenting on how bright and warm the fire had now become.

While depicted as a stereotypical old hag like most witches and persecuting a child, Frau Trude arguably has one quality in common with another famous witch, «Baba Yaga». Frau Trude possibly employs three guardians: the Black Man, the Green Man, and the Red Man, while Baba Yaga employs three (more mythological) guardians: the White Rider (Dawn), the Red Rider (Noon), and the Black Rider (Dusk).

Baba Yaga[]

A common Russian fairy tale character/archetype is the witch «Baba Yaga». Sometimes portrayed as a donor, and other times as a villain (most often straddling the line), Baba Yaga appears in multiple Russian fairy tales. Arguably the most famous one is the fairy tale «Vasilisa the Beautiful» which features many of her most famous qualities; including her hag-like crone appearance, her giant mortar and pestle she flies around in (in lieu of a stereotypical witch’s broomstick), her cottage home in the middle of a dark forest that stands on giant chicken legs to walk around (often guarded by a fence of human bones and skulls), and her three (mythological) guardians: the White Rider (Bright Day/Dawn), the Red Rider (Radiant Sun/Noon) and the Black Rider (Dark Knight/Dusk).

See also[]

  • The Blind Witch
  • Dame Gothel
  • The Evil Queen
  • The Sea Witch
  • Frau Trude
  • Baba Yaga

Witches are a folkloric archetype of character that commonly appears in fairy tales, such as Hansel & Gretel, Rapunzel, and many more.

History[]

Hansel & Gretel[]

Arguably the most famous fairy tale to feature a witch as the main antagonist, Hansel & Gretel follows the adventures of the two titular siblings after they are abandoned in an enchanted forest by their parents. The Blind Witch lies in wait for the children in a house made of hard cake and candies, with window panes of clear sugar, to lure the brother and sister within with the intention of fattening them up, cooking and eating them. Initially putting Hansel in a cage to fatten him up first, and forcing a chained up Gretel to help her cook and clean, the Blind Witch’s poor eyesight leads her to using a string to measure how fat Hansel’s finger has gotten in the days or weeks that pass. However, from the food he’s fed, but more likely the bone of a previous child victim) so it appears he never gains weight. Eventually losing her patience, the Blind Witch decides to cook Hansel and forces Gretel to help her prepare the oven, telling the girl to check If the oven is hot enough yet. Gretel feigns ignorance, pretending not to know how to check the oven, so the Blind Witch shows her. As this happens, Hansel unlocks his cage with his bone and together both siblings push the Blind Witch into the oven and lock it behind her, letting her burn to death.

Rapunzel[]

The fairy tale «Rapunzel» features a witch as the main antagonist, named Dame Gothel, and is one of the rare instances in fairy tales where the witch is involved in the storyline from beginning to end. Dame Gothel lives next-door to a childless couple and owns an enclosed, walled-in garden that is in perpetual bloom all year round and the envy of every other garden-owner. When the couple are expecting, the wife craves the rampion (or Rapunzel) plant in Dame Gothel’s garden and begs her husband to steal it. The first time he succeeds, but the second time he is caught by Dame Gothel, who spares his life only if he gives her what is most precious to hit6m. After the couple’s baby is born, a little girl, Dame Gothel steals the child and names her «Rapunzel», locking her up in a door-less tower in the middle of the forest with only a single room and window at the top. Once the girl is grown and her hair grows long, Dame Gothel leaves every night and visits every day, climbing in and out of the tower using Rapunzel’s long hair.

However, one day a handsome prince overhears Rapunzel’s singing by the window and finds the tower, witnessing the evil witch enter and leave. He does the same, asking Rapunzel to let down her hair, and the two soon fall in love and plan to escape together. In one version, Dame Gothel discovers the betrayal when Rapunzel’s belly grows (indicating pregnancy), and in another Rapunzel forgetfully asks why the witch is heavier than the prince when they climb her hair. In both versions, the angered witch cuts off Rapunzel’s hair and banishes her to the wilderness, using the severed hair to lure the prince into the tower one final time. When the prince discovers the witch waiting for him instead of the maiden, Dame Gothel curses him to never see Rapunzel again, and the prince falls out of the tower and lands eyes-first in a thorn bush, now blinded. One version ends the fairy tale with Dame Gothel untying the severed hair and accidentally losing her grip, trapping herself in the tower with no way down.

Dame Gothel is unusual compared to other fairy tale witches in that she wishes to raise a child instead of eat them. Some versions of this tale portray her as a malicious witch persecuting the imprisoned maiden and barring Rapunzel from her freedom, while others portray her as a loving mother-figure who wishes to protect Rapunzel from the dangers of the outside world.

Snow White[]

While never specifically stated to be a witch, the Evil Queen from the fairy tale «Snow White» is described as being «knowledgeable in the dark arts of witchcraft» and uses this knowledge at least once, while fashioning the poisoned apple. The Evil Queen also owns the Magic Mirror, a decidedly powerful magical object of unknown origin that stereotypically only a witch would own.

The Little Mermaid[]

A very unique type of witch appears in the fairy tale «The Little Mermaid», originally known simply as the «Sea Witch». Like most witches in fairy tales, the Sea Witch is portrayed as a hideous old crone, and she lives in the darkest depths of the sea where it is most dangerous to venture. Seeking a way to become human and pursue the love of a human prince, the Little Mermaid seeks the Sea Witch’s aid who offers to brew her a potion made with several disgusting ingredients and the witch’s own black blood to turn her tail into legs, in return for the Little Mermaid’s voice. When the Little Mermaid agrees, the Sea Witch brews the potion and cuts out the Little Mermaid’s tongue so she cannot speak. While the Sea Witch doesn’t appear in the fairy tale again after that, she is mentioned at the end. The Little Mermaid’s five older sisters traded their beautiful hair to the Sea Witch in exchange for a magical dagger to save the Little Mermaid’s life, one she ultimately chooses not to use.

Frau Trude[]

A lesser known and short fairy tale features a little girl’s encounter with an evil witch named «Frau Trude». A wilful and disobedient child one day decides to visit the home of the evil witch Frau Trude, ignoring the warnings of her parents. However, upon finding the witch’s home, the child is terrified and Frau Trude asks why. The little girl explains that on her way, she had met a «Black Man» (a collier/coal miner, Frau Trude explains), a «Green Man» (a huntsman), and a «Red Man» (a butcher). The little girl then explains that before entering the witch’s home, she first peered in through the window and saw the Devil with a head of fire. Frau Trude explains that that was her true form, and the witch turns the little girl into a block of wood and throws it into her fire, commenting on how bright and warm the fire had now become.

While depicted as a stereotypical old hag like most witches and persecuting a child, Frau Trude arguably has one quality in common with another famous witch, «Baba Yaga». Frau Trude possibly employs three guardians: the Black Man, the Green Man, and the Red Man, while Baba Yaga employs three (more mythological) guardians: the White Rider (Dawn), the Red Rider (Noon), and the Black Rider (Dusk).

Baba Yaga[]

A common Russian fairy tale character/archetype is the witch «Baba Yaga». Sometimes portrayed as a donor, and other times as a villain (most often straddling the line), Baba Yaga appears in multiple Russian fairy tales. Arguably the most famous one is the fairy tale «Vasilisa the Beautiful» which features many of her most famous qualities; including her hag-like crone appearance, her giant mortar and pestle she flies around in (in lieu of a stereotypical witch’s broomstick), her cottage home in the middle of a dark forest that stands on giant chicken legs to walk around (often guarded by a fence of human bones and skulls), and her three (mythological) guardians: the White Rider (Bright Day/Dawn), the Red Rider (Radiant Sun/Noon) and the Black Rider (Dark Knight/Dusk).

See also[]

  • The Blind Witch
  • Dame Gothel
  • The Evil Queen
  • The Sea Witch
  • Frau Trude
  • Baba Yaga


Ведьмы имели своих духов-покровителей. Некоторые по одному, а иные по два, три, четыре или даже пять. Духи могли являться в обличии кота, хорька, жабы или мыши. Ведьмы кормили их мясом птицы, поили молоком, а время от времени позволяли высосать капельку крови.

Джордж Джиффорд. « Диалог о ведьмах» 1593 г.

Известный английский проповедник XVIвека Дж. Джиффорд взял на себя смелость описать животных, сопровождающих ведьм по их нелегкой жизни. По мнению этого достопочтенного ученого мужа, у каждой уважающей себя ведьмы жили низшие демоны, принимающие облик того или иного животного. Это могли быть вещие птицы – вороны  и грачи, совы, которые выглядят так, как будто больше всех знают, крысы и жабы – тоже очень нужные животинки, летучие мыши – Привет, Бэтмэну! Ну и конечно разнообразные котики, преимущественно черные. Этих милых тварей Дьявол якобы дарил ведьмам в качестве свадебного подарка, за их, так сказать, соитие с темной силой.

Конечно, сами в доме заводятся только тараканы и мужские грязные носки, свернутые рульками. (второе – при наличии мужа/бойфренда) Но мы то с вами, дорогие ведьмы, знаем, кто и когда дарил нам наших Мурзиков и Пусиков Сласеньких, уж точно не импозантный мужчина, смахивающий на Роберта Де Ниро в «Сердце Ангела».

Наша живность бережет наш покой, умиляет и радует нас ну и приносит пользу, разумеется. По свидетельствам того же Джиффорда в любом обличьи любимцы оказывали ведьме услуги — от выполнения мелких поручений до советов по черной магии. В 1662 г. шотландская ведьма Изабелла Гоуди заявила, что у каждого человека есть свой дух, который ждет, когда он его позовет. Любимцы были для ведьм чем-то вроде личных секретарей, напоминающих о времени и месте следующего шабаша. Есть свидетельства, что ведьмы иногда добирались до места верхом на своих любимцах. Сегодня ведьма скорее предпочтет прибыть на шабаш в офис на MazdaRX-5, чем на ездовых собаках или летучих мышках.

Кот как символ ведьминского космополитизма или «У кошек есть примета: если дорогу перебежит негр…»

Самое древнее историческое свидетельство по поводу существования городской кошки было найдено в египетских захоронениях 4500-летней давности.

До того как стать домашней, кошка вынуждена была платить за свою свободу, терпя лишения, испытывая голод и холод, охотясь за своей кровавой добычей подобно маленькому тигру.

Наконец в Египте кошка одержала победу, завоевала всеобщую любовь, вплоть до обожествления. Египтяне наделили некоторые свои божества кошачьим обличьем. Это способствовало тому, что кошка ступила на плодородную для успеха почву. Культ кошки длился столетия. Первое дошедшее до нас документальное упоминание о кошке-богине датируется периодом, относящимся к чествованию богини Баст — символа благоденствия и красоты, которую изображали с головой кошки. Она надзирала за плодовитостью человека и животных, исцеляла болезни и стерегла души умерших. Вот почему кошачью жизнь оберегал строгий закон фараонов.  При пожаре египтяне выносили из огня именно кошку, а в случае ее гибели стриглись наголо в знак траура.

Историк Диодор Сицилийский писал в I веке до нашей эры, что тот, кто убьет кошку, сам будет убит…

Персидский царь Камбиз в свое время удачно воспользовался чрезмерной любовью египтян к кошкам и при осаде одного из городов приказал своим воинам посадить на щиты этих животных. Город сдался без боя: защитники боялись поранить священных животных.

Мирная жизнь для кошек в Европе закончилась в 1484 году, когда папа Иннокентий VIII издал буллу, в которой проклял это животное как «ведьмино отродье». Кошек стали преследовать вместе с их хозяевами. Число убитых животных исчислялось сотнями тысяч. В борьбе с кошкой церковь использовала все средства инквизиции, провозгласив  на них настоящее гонение. Суеверие восторжествовало, несчастную кошку посчитали источником зла. Кошек сжигали. Новый  мотив для расправ добавило широко распространившееся поверье, что ведьмы могут принимать кошачий облик.

В XIX веке европейцы сменили «кошкофобию» на нежную любовь к этим животным. Английская пословица гласит: «Если дома есть черная кошка, в нем не переведутся любовники». Кошка играет роль символа сексуальной привлекательности.

С кошками связано множество поверий и примет. Вот, например, одно из них: кошка, которую купили за деньги (неважно, за рубль или тысячу рублей), никогда и ни за что не будет ловить мышей.

В России к котам и кошкам издавна чаще относились с уважением. Помните поговорку: «Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видеть»? А пословица: «Кто кошку любит, будет и жену любить»? И еще: «Кошка на человеке тянется — это к обнове!»?

Покупать кошку нельзя, ее можно только обменять на что-нибудь. При переезде на новую квартиру первым в дом пускают кота (кошку), чтобы в доме поселились благополучие и уют. По поведению кошек на Руси всегда определяли погоду: сворачивается клубком — к морозу, если крепко спит — к потеплению, дерет когтями стену — жди непогоды; если она лижет свои лапы — наступает отменная погода, а если лижет хвост и прячет голову — к дождям и длительному ненастью.

В горах Озарка (США) бытует такая фольклорная жемчужина. Если девушка не уверена, стоит ли ей принять предложение руки и сердца, она доверяет решение кошке. Разборчивая невеста выдергивает три волоска из кошачьего хвоста, помещает их в конвертик и кладет конвертик под порог. На следующее утро смотрит, что стало с волосками за ночь. Если они приняли форму буквы «У» (начальная буква «yes», что значит «да»), то предложение принимается, а если волоски сложились в букву «N» («no»), то поклонник получает отказ.

Известно такое качество кошки как снятие болей и способность понижать кровяное давление человека. Когда хозяин плохо себя чувствует, кошка находит очаг боли, ложится рядом и начинает старательно урчать. Один особо просветленный ученый дядька советовал даже принудительное «кошколечение», прикладывать кошку к больному месту. Если кошка не прикладывается, то Вы не больной, а симулянт!

Прогуливаясь по Интернету, я как-то набрела на забавные размышлизмы некоего мужчинки о кошках и женщинах. Если вдуматься, то каждая женщина в чем-то ведьма, поэтому я решила прокомментировать тезисы этого несчастного. Итак:

Почему кошка лучше, чем женщина

1.      Очень трудно раскормить кошку до 50-го размера.

Хмм… Ну это как кормить будете. Помнится у Булгакова: «Бегемот отошел от кондитерских соблазнов и запустил лапу в бочку с надписью: «Сельдь керченская отборная», вытащил парочку селедок и проглотил их, выплюнув хвосты». И потом, ежели МУЖЧИНО не в состоянии «потянуть» ведьму 50-го размера  — это не МУЖЧИНО, а жмуть хилая, которой два понедельника жить осталось.

2. Кошка пушистая везде, а не только на голове.

Чегой-то не припомню я парня, который бился бы в эротическом припадке при виде моих «пушистых» подмышек и ног. Да и реклама говорит: «Побрейся, девушка, бритвой Жилет и стань богиней!» К тому же ужаснее мужской волосатой груди может быть только женская волосатая грудь.

3. Кошка красива и без косметики.

Ах, юноша, если Ваша ведьма не красива без косметики, либо она хреновая ведьма, либо Вы – язвенник.

4. Кошка всегда грациозна, даже когда просто сидит на диване.

Сложно не согласиться, однако как же Вам не повезло в жизни, толстая, лысая, страшная подруга, да еще и неграциозная. Что ж дальше то будет?

5. Кошка ест меньше.

Вообще-то, сударь, считать, сколько съела Ваша ведьма – моветон, поскольку как сказал классик «скупой – не рыцарь». И вообще, сколько едят мужчины – это отдельная байка из склепа: «Еда мужская, 10 килограмм. Утром купила пакет, и целый день свободна!»

6. Мама вашей кошки с вами не знакома.

Ваша мама, молодой человек, тоже не подарок.

7. Если у вас есть только пельмени, на третий день кошка ест их с удовольствием.

Анекдот в тему:

В первый день зовут кота, есть гречку.

— Вау, гречка!

Во второй день зовут кота, есть гречку.

— Нуу, гречка…

На третий день кота обедать не зовут вообще.

На четвертый день зовут, есть ту же гречку.

— Вау, гречка!!!

8. Если у вас нет даже пельменей, на четвертый день кошка с удовольствием ест белый хлеб.

Смотри предыдущий пункт.

9. Кошка всегда чистая и приятно пахнет.

А Ваша ведьма работает в забое?

10. Если вы устали, кошка не обижается и не поворачивается к вам спиной.

Удивительно, что кто-то еще поворачивается к Вам спиной. Да, много я видела, но чтоб и «Виагра» не помогала…

11. Кошка не изумляется вопросу, от кого она беременна.

Потому что ей  это по-фигу.

12. Котята вашей кошки пушисты и забавны уже через неделю после рождения.

А Ваши отпрыски, сударь, видимо кажутся Вам забавными только когда с ними можно попить пива и посмотреть бокс.

13. Если кошка хочет кота, ее можно просто нежно погладить.

Ты еще про кошачий «Антисекс» вспомни, изверг!

14. Если у вас нет кошки, завести ее себе — проще простого.

Прям по Задорнову: «Если у Вас на кухне завелась женщина… Да я просто не могу себе представить такого, чтобы у меня на кухне, независимо от меня завелась женщина».

Кошки способны предчувствовать землетрясения. Согласно проведенным исследованиям, кошки улавливают сопутствующие ему электростатические изменения в атмосфере.

Древние считали, что кошки способны как читать человеческие мысли, так и определять намерения невидимых существ: духов, призраков. Кошка способна стать медиумом. На спиритических сеансах проводились опыты: в комнату, где вызывали духа умершего человека, впускали домашнюю кошку. Если дух появлялся, животное сначала начинало нервничать, потом застывало на месте. При вселении духа оно могло прыгнуть на колени к человеку, которого любил покойный, а могло и вцепиться в лицо недругу.

Издревле ведьмы использовали черных кошек как магических союзниц. Черные кошки великолепно впитывают и преобразуют негативную энергию и потому считались отличными защитницами.

Если жаба душит, пусть делает это молча

Жаба — Лунное животное, относящееся к водной стихии. Символизирует зло, отвратительные вещи и смерть. Считают, что жаба, подобно змее, имеет в голове драгоценный камень. В алхимии олицетворяет темную сторону природы, ее низшие, но плодородные слои. Соедини с земной жабой летящего орла, и ты постигнешь в нашем искусстве (Магистериум, Авиценна). У индейцев Америки жаба — это Темный Маниту, лунные воды, силы тьмы и зла, побеждаемые Великим Маниту. У кельтов жаба часто занимает место змеи как злой силы.
В Китае жаба — инь, лунное начало, недостижимое, долгожительство, богатство и обогащение. Трехлапая жаба живет на луне, и три ее лапы символизируют три фазы луны. В христианстве жаба — символ дьявола и алчности. В Древней Греции — атрибут Сабазия. В Иране жаба — Ахриман, зло, зависть, жадность, алчность, но также плодородие. У народов Мексики — земля. Жаба и гриб-поганка символизируют священный мухомор, дарующий просветление. У народов Океании — смерть. У даосов — атрибут Хун Сянь-Син. В колдовстве жаба символизирует ведьму и удачу.

«Энциклопедия символов» Дж. Купер

Из-за любви к жабам во времена мрачного средневековья многие ни в чем не повинные женщины взошли на костер. Так во время охоты на ведьм в Англии и Шотландии 17 в. несчастных женщин, привлечённых к суду, обвиняли в дружбе с жабами – второстепенными демонами, принявшими облик животных. Кроме того, жабе намного легче, чем колдунье, прыгнуть в соседский колодец и отравить в нём воду или тайно поместить дьявольское заклинание под подушку жертвы. Можно подумать, что ведьме заняться больше нечем, кроме как колодцы портить. Ходили упорное слухи, что жабы играют не последнюю роль в церемонии инициации новой ведьмы: от неё могли потребовать дать жабе грудь или поцеловать её, чтобы продемонстрировать свою покорность дьяволу. Иногда говорили, что ведьмы сами превращаются в жаб.

В доказательство этого на процессах над ведьмами некоторые свидетели заявляли, что видели, как ведьмы крестили своих жаб и давали им имена, одевали их в чёрную или пурпурную одежду и привязывали им к лапке маленькие колокольчики. Такая забота свидетельствовала о том, что ведьмы весьма привязаны к своим любимцам, и многие верили, что обижать жабу опасно – вдруг она окажется бородавчатой ведьминой любимицей.

В английском графстве Сомерсет рассказывали историю о том, как одна старуха вышла погулять, неся с собой в корзине трёх любимых жаб, которых звали Дюк, Дик и Меррибой. Когда она остановилась посмотреть на трёх крестьян, которые жали пшеницу, одна остановилась посмотреть на трёх крестьян, которые жали пшеницу, одна из жаб выскочила и попала прямо под серп крестьянина. Тот со смехом занёс над старушкиной любимицей серп и убил её. « Я тебе покажу, — закричала женщина. – Ни один из вас не закончит сегодняшнюю работу!» В то же мгновение крестьянин серпом порезал ладонь. Вскоре и второй неудачно махнул серпом и поранил палец на ноге, а затем и третий перерезал себе башмак от края до края. Испугавшиеся крестьяне бросились домой, не доделав работу.

Некоторые предания, однако, свидетельствуют о том, что отношения между ведьмами и жабами не всегда так безоблачны. Те жабы, которым не посчастливилось тронуть сердце ведьмы, становились ценным сырьем для приготовления зелий и использовались для заклинаний. Чтобы разделаться с врагом, ведьма могла окрестить жабу его именем, а затем убить животное на особо жесткий манер. Где бы ни был человек, ставший жертвой ведьмы, его должна была постичь та же участь. Говорили, что ведьмы, чтобы сделаться невидимыми, натирались мазью из слюны жабы, смешанной с соком травы осота.

В то же время жабам приписывалось одно качество, исключительно важное ни столько для ведьмы, сколько для знати и вельмож, а именно, образование жабьего камня.  Темно-серый или светло-коричневый камень, часто называемый жабьим, находится, как полагали когда-то, в головах очень старых жаб, и извлекать его оттуда надо тогда, когда жаба умирает. Их считали счастливыми камнями и носили вправленными в кольца и другие украшения. Одно из особых их достоинств — это то, что они меняют цвет или запотевают, когда их владелец оказывается заколдован или находится вблизи жидкости, содержащей яд. Кроме того, они служили амулетами, охраняющими дом и корабль и приносящими победу в поединке.

В книге Лаптопа читаем, что вернейший метод распознать истинность жабьего камня состоит в том, чтобы «подержать камень перед жабой так, чтобы она его видела: если это настоящий жабий камень, она скакнет к нему с таким видом, будто хочет его схватить — настолько ревнует она к человеку, обладающему этим камнем».

Жабий камень имеет историю существования, сходную с историей о цветке папоротника – никто его не видел, но все говорят, что он существует. Точно как в фильме «ДМБ»: «Видишь – суслик? Нет. И я не вижу, а он есть!». О жабьем камне упоминается у Анн и Сержа Голон в «Анжелике».

Широко распространенное поверье, что жабы являются необходимым ингредиентом при приготовлении дурных зелий, вероятно, связано с тем фактом, что, если спугнуть эти создания, они выделяют слабый яд. О частом преувеличении эффекта этого их природного защитного механизма свидетельствуют, например, слова римского писателя 3 века Элиана, утверждающего, что человек, выпившей вина, смешанного с жабьей кровью, немедленно умрёт. В 1591 году группу женщин, называвших себя ведьмами, вовлекли в заговор с целью отравления короля Шотландии Якова 6-ого: для этого часть его одеяния должны были пропитать желчью чёрной жабы. В провале заговора заговорщицы винили невозможность достать подходящую часть одежду. Однако они настаивали на том, что, если бы им удалось реализовать свой план, король скончался бы в страшных муках. (А он, напротив, дожил до того времени, когда стал королём Англии, и написал «Демонологию» — книгу, одобряющую преследование ведьм. Вот, гад!)

Результатом традиционной связи жаб с колдовством стало то, что близкие отношения с жабами считались весьма рискованными. Даже взгляд этих маленьких земноводных вплоть до 18 столетия считался опасным – утверждали, что от него можно упасть в обморок или забиться в конвульсиях. Говорили, что укус жабы вызывает болезни скота, и избавиться от этой напасти было не так-то просто. Даже если поблизости не вызовет сильнейшую бурю. Даже просто трогать их не советовали: считалось, это от этого на руках появятся бородавки.

В средние века такое заболевание как стенокардию называли грудной жабой. Говорят, что выражение как «жаба душит» пошло именно от этого. Но я тут недавно наткнулась на Словарь жаргонизмов байкера, в котором жаба означает «девушка, надоедливая подружка байкера». Теперь понятно кого и почему душит жаба! Так что, дамы, нас жаба душить не может по определению, это прерогатива сильного пола.

Дневники летучего мыша или мой милый нетопырь

Когда на город опускаются сумерки, и вместо солнца на небо всходит луна, они покидают свои убежища на крышах и чердаках и вылетают на охоту, наводя ужас на все живое. Они не птицы и не звери, они — летучие мыши. Увидеть их удается немногим, но иногда они сами напрашиваются к человеку в гости — залетают в открытые форточки и через балконные двери в квартиры к ничего не подозревающим жителям.

Страх перед летучими стрекочущими тварями люди воспитали в себе сами — как и всех ночных животных и птиц, летучих мышей еще в древности причислили к слугам дьявола и прочих темных сил. Их живьем прибивали к воротам, чтобы защититься от колдовских проклятий. Плохую службу сослужил рукокрылым Брэм Стокер, автор знаменитого романа «Дракула». Согласно книге, трансильванский граф-вампир для ночных перемещений обращался в летучую мышь. С тех пор этих зверюшек многие считают кровососущими. Голливуд с его ужастиками это впечатление только усилил. Единственный положительный образ летучей мыши, созданный людьми — это благородный Бэтмен.

Да и тот своим видом пугал не только воров, но и честных жителей города Готэма.

Это в сознании европейцев летучие мыши веками ассоциируются с колдунами, ведьмами и вампирами. А вот у китайцев, например, эти зверюшки — символ счастья. Тем более, что по-китайски летучая мышь и счастье звучат одинаково – фу.

На самом деле летучие мыши — твари не только безопасные, но и полезные для человека. Вылетая на охоту по ночам и поедая на лету насекомых, они, по сути, заменяют птиц и очищают окрестности от мух, комаров и мошек. Для этого у них есть острые зубы, которые так пугают людей — они ими ловят летучую добычу. Причем из тысяч видов кровососущим является один, и тот питается кровью животных, а не человека и живет в Южной Америке.

В наших широтах самый популярный вид рукокрылых — это северный кожанок.  Они селятся в дуплах деревьев или на чердаках домов. На зимнюю спячку зверюшки укладываются в пещеры, где с ними постоянно сталкиваются спелеологи. И еще неизвестно, кто кого пугается больше. Юрий Бородин, спелеолог:

— Скотинка и скотинка, живая висит, никого не трогает. Народ начинает ходить, становится любопытно, хотят пощупать, мышка просыпается и погибает. А мыши занесены в Красную книгу, и таким людям руки отрывать надо.

Широко распространено использование Летучей Мыши в любовной магии. Из обглоданного муравьями скелета Летучей Мыши извлекают две косточки, одной из которой привораживают возлюбленного, а другой створаживают. В Болгарии девушки и парни, желающие вступить в брак, носят при себе Летучую Мышь, чтобы к ним «прилепился» тот, в кого они влюблены. Привораживающие свойства Летучей Мыши связываются и с ее слепотой. Натерев руки высушенной Летучей Мышью, незаметно касаются плеча своего избранника или избранницы — «ослепляют» его, как говорят в таком случае болгары.

Старинное шотландское поверье утверждает: если летучая мышь взлетает и снова падает к земле — значит, наступил ведьмовской час, когда ведьмы имеют власть надо всеми человеческими существами, лишенными особой защиты. Изо всех жителей Британии только шотландцы видели какую-то связь между летучими мышами и людьми.

Вот еще одно похожее поверье. Современные жители Тендо (Золотой Берег) считают, что стаи летучих мышей, каждый вечер покидающие остров и устремляющиеся к устью реки, — это души умерших, которые пребывают на священном острове, и каждый вечер должны посещать жилище доброго фетиша Тано, живущего в одноименной реке. А племя вотджобалук в юго-восточной Австралии считает, что жизнь летучей мыши связана с жизнью человека, и если убить летучую мышь, то сократится и человеческая жизнь. Похожее суеверие в Шотландии и на севере Англии связывалось с зайцами. Считалось, что ведьмы могут превращаться в зайцев, и если зайца ранят или убьют, то ведьму тоже найдут убитой или раненой.
Таким образом в Британии были уличены многие ведьмы и колдуны. В России суеверные люди носили летучих мышей в сушеном виде за пазухой, ради здоровья или счастья. Или заваривали кипятком и такую воду давали для исцеления больным, лежащим в гнетице или в горячке, детям. В Восточной Сибири, убив летучую мышь, «подвешивают ее на ниточке к потолку и сушат продолжительное время; после того толкут в порошок, который примешивают к корму лошадям. Предупреждает порчу». Летучих мышей называли нетопырями. Считается, что «нетопыри разыгрываются — к вёдру» то есть к дождю.

В дома и квартиры летучие мыши залетают по ошибке, принимая вашу форточку за чердачное окно — в полете они полагаются не на зрение, а на собственный механизм эхолокации. Так что если вас посетило мохнатое существо с кожаными крыльями — не стремитесь прихлопнуть его ботинком, а лучше выпустите на волю. Лично я летучего мыша нежно люблю, на ощупь он теплый и кожистый, как пергамент, тонко посвистывает и беззащитно щурит глазки-бусинки. А то что ручки у него когтистые, так это ничего, маникюр у него такой.

«Ворона каркнула во все вор онье горло…» Или московский орел суть птица жутко умная

Ворон и ворона— в народных представлениях нечистые и зловещие птицы. Как и другие птицы семейства вороновых (галка, грач) они объединены сходными поверьями и названиями. Воронье, гаиворонье, гаи, галь, галье, чернь — собирательные названия всех этих птиц в целом. Ворон— вещая птица. Он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад, в песнях приносит матери весть о гибели сына и т.п.

Народные представления отчетливо выявляют дьявольскую природу птиц семейства вороновых. Так, Ворона считают черным оттого, что он создан дьяволом.
В Вороне видят нечистую силу. Черт может принимать облик черного Ворона или вороны. В образе Ворона черт летает ночью по дворам и поджигает кровли. Верят, что черти в виде ворон слетаются и кружат над домом умирающего колдуна, чтобы помочь выходу его души из тела. Души злых людей представляют в виде черных Воронов и ворон. Считают, что ведьму можно определить по черному Ворону, сидящему на ее доме.

Библейского происхождения легенда о Вороне, проклятом или наказанном Богом или Ноем за то, что, выпущенный из ковчега, чтобы узнать, кончился ли потоп, он не вернулся назад. В наказание за это Ворон, бывший когда-то белым, как снег, и кротким, как голубь, стал черным, кровожадным и обречен питаться падалью. С представлением о воронах и галках как нечистых птицах связан запрет употреблять их в пищу.

Хищность, кровожадность и разбой — характерные мотивы в представлениях о Вороне и вороне. Вороны, как и ястребы, охотятся на цыплят. Чтобы уберечь их от ворон, вывешивают на дворе убитую сороку. Считают, что если опрокинуть горшок вверх дном, вороны не смогут увидеть цыплят. С той же целью в день Рождества ворон и ястребов называют в некоторых местах голубями. На Украине, выгоняя в первый раз весной цыплят из хаты, произносят заклинание: “Святий Кузьма-Дем’ян,/ Паси моiх курченят,/ Щоб ворона не хватила / I шчого не зйiло”.

Хищность связывает в поверьях Ворона с волком. Существует примета: кто поет в лесу и увидит Воронов, наткнется на волка. Карканье Воронов, пролетающего над стадом, предвещает скорое нападение волка на стадо. Согласно польской легенде, вороны и галки произошли из щепок, когда дьявол создавал волка, вытесывая его из дерева. В разных версиях сказочного сюжета “Братья-вороны” братья превращаются в Воронов, ворон или в волков. Как и других хищных птиц, убитого Ворона или ворону вешают в хлеву или конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров. Убитых ворон вывешивают также на полях для отгона воробьев.

В народном восприятии Ворон связывается с кровопролитием, насилием и войной. О кровожадности свидетельствует его крик, передаваемый возгласом “кровь, кровь!”. Чтобы ружье било без промаха, охотники смазывали его дуло кровью Ворона. Стаи Воронов и ворон воспринимались в прошлом как предвестники нападения татар. Мотив крови присутствует и в легенде о вороне: ворона хотела пить кровь, капавшую из ран распятого Христа, за что Бог проклял ее, отчего клюв ее по краям навеки получил кровавый цвет.

Для поверий о Вороне характерен также мотив кражи. Согласно поверью, человек станет вором, если съест сердце или мясо Ворона. Мотив кражи представлен в легенде, в которой Ворон или ворона уличает перед Богом св. Петра в краже коней криком: “Украл!”, в отличие от кукушки, кричавшей “купил!”. С кражей коней связывается и сон о вороне. По другой легенде, вороной стала девка, обвинявшая своим криком Христа в краже. Считают, что ворона своим карканьем “украли!” или “крал! крал!” обличает вора или предсказывает кражу. В ответ на ее карканье, чтобы отвести от себя подозрение, следовало сказать: “Я не крал, я за сваи грошы куплял!” Тот же мотив представлен и в проклятиях: “Няхай над тым варонне кракаець, хто украу!” В связи с этим о человеке, подозреваемом в воровстве, говорят: “Над ним ворона каркает”.

В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным Вороном. Ворон предсказывает скорую смерть. Широко распространены приметы о том, что если Ворон каркает над головой путника, пролетает или каркает над домом, над двором, над селом, над лесом или над кладбищем, садится на крышу, на трубу, бьет крыльями в окно, каркает в селе, на крыше дома, перед домом или на церкви,— значит, путник или кто-то в доме или в селе скоро умрет. Приметой смерти и различных несчастий часто служит и крик ворон, реже — галок и грача. Во сне черный Ворон и каркающая ворона тоже сулят смерть. Для охотника или рыболова, отправляющегося на промысел, крик Ворона означает неудачу. Поэтому охотники избегают упоминания Ворона и называют его “верховым” или “курицей”.

У нас, ведьм, приметы, связанные с воронами другие. Говорят, если ворона каркает слева от колдуна, то это к счастью, если справа – то к неудаче, поэтому надо срочно повернуться к вороне левым боком. Когда каркает ворон, все наоборот: справа – к счастью, слева – к неудаче.

Эти московские орлы действительно жутко умные птицы, по свидетельствам многих орнитологов вороны способны изготавливать себе орудия труда, облегчающие жизнь, даже лучше, чем обезьяны. Я лично видела ворону, сидящую на электропроводе с цельным грецким орехом в клюве. Расколоть орех она не могла, поэтому поджидала проезжавшую под ней машину и бросала орех под колеса. Когда орех был раздавлен, ворона спокойно съела ядро. Вот она, сила вороньей мысли!

«Что ты плетешь?! – Я плету макраме, вышиваю крестиком…» Или ведьмины паучки

Поскольку ведьма – человек знающий и весьма эрудированный, она знает, что есть живность прямо таки неприкосновенная, в силу ее энергетической заряженности. Например, паук.  Казалось бы, практической пользы от него мало, но с пауками связано такое количество поверий, что невольно задумаешься об их пользе.

Вот, к примеру, история о том, почему нельзя убивать пауков и зачем на зимние праздники мы вешаем разнообразные сверкающие гирлянды, мишуру и все прочее. Так вот. Эта история произошла давным-давно. Мария и Иосиф вместе с маленьким Иисусом бежали от своих преследователей, посланных царем Иродом. Ночь застигла их в пустыне. Они спрятались в пещере, чтобы защититься от холода и тех, кто вынудил их к этому бегству. Около входа в пещеру сидел маленький паучок, которому стало безумно жаль этих людей, и он решил помочь им. Он сплел большую, очень красивую паутину, закрыв ею вход в пещеру. Стало холодно, паутина покрылась инеем, и ее изящное кружево засверкало в свете звезд. Солдаты, которые рыскали повсюду и заглядывали под каждый камешек, решили не проверять эту пещеру, подумав, что это не принесет им удачи в их поисках. «Видимо, — подумали они, — здесь давно уже никого не было, раз все здесь оплетено паутиной». Так они и прошли мимо. Мария, Иосиф и Иисус были спасены.

Украинцы полагали, если хозяйка убьет паука, то у нее пропадут вкусовые качества при приготовлении пищи. А на Полесье пауков не убивают потому, что «они утром основали мир». Говорят еще так — «паука нельзя убивать — он был одним из основателей мира».

Паук выполняет функцию домашнего покровителя. Он приносит в дом богатство и благополучие. Поляки говорят, что паук благотворно влияет на скот. Кто убьет паука — убьет свое счастье. Для балканских мусульман паук — святое животное. Сербские турки не убивают его потому, что его паутина служила им некогда колыбелью.

Паук часто выступает посредником между людьми и Богом. По многим славянским приметам, паук, спускающийся на человека — к счастью или известию. Если осенью к человеку прицепляются летающие паучки — он будет богат (Гура, 1997).

В древних мифах многих народов с пауком связывается творческая деятельность, пpофессионально-pемесленные навыки, трудолюбие. Североамериканские индейцы подвешивали над колыбелью паутину, дабы она охраняла младенца. Удмурты называют паука «мать солнца».

Очень много доброго о пауках имеется в эстонском фольклоре. Как-то муравей отправился на небо жаловаться, что пастушки, мол, крошки хлеба на землю роняют. Вызвал Бог и паука, — что он по этому поводу скажет. Паук вежливо объяснил, что у пастушков нет обеденного стола, где свой завтрак раскладывать. Оттого часть крошек и оказывается на траве. Услышав это, Бог прогневался на муравья-жалобщика, да так огрел его палкой, что тот в поясе узким стал. Сбросил с неба. А пауку, за его справедливость, дал веревку, чтоб тот без опаски мог на землю спуститься.

Эстонцы говорят: если паук с головы вниз спускается — к письму или хорошим новостям. Нельзя убивать и его паутину — будет несчастье. Паук всяких вредных насекомых ловит, за что его из дома не выгоняют. И вообще, убить паука — большой грех. Хуторяне его не обижали — ведь счастье приносит. Пауку сам Бог права дал. Поэтому ему нельзя мешать и убивать его нельзя. Если кто так поступает, то это большой грех, за что человеку когда-нибудь да придет время отвечать.

В Эстонии считалось, кто убьет паука — у того хутор загорится, или родственник умрет, или овца сдохнет. Паук на одежде — письмо получишь. Перед дальней дорогой увидеть паука — к счастью в пути.

Заметив красного паука, нужно загадать желание и оно исполнится. Но, есть маленькая деталь: одновременно надо еще видеть солнце или луну, или белую лошадь. Обязательно. Иначе ничего не выйдет.

Паутина применяется при совершении обряда «привязывания» мужа и отвращения его от любовницы. Необходимо три дня ходить в лес и собирать паутину с трех разных осин. Вся эта паутина кладется в кастрюлю, заливается ключевой (талой, дистиллированной) водой с добавлением святой воды, и доводится до кипения, приговаривая:

В лесу деревья стоят, там растёт осина,

на ней живёт паук, он плетёт паутину.

Сплёл паук ловчи сети

для раба Божьего (имя мужа).

Варись паутина, варись, сетью обернись,

чтоб муж мой не гулял с девками, с бабами,

ни с утра, ни со дня, ни с вечера,

ни с полуночи до утра.

Как паук в паутине сидит,

так бы и раб (имя) сидел бы в моём доме,

никуда бы от меня не уходил,

всё бы на меня любовался.

Паутину процеживают, а воду по чуть-чуть добавляют мужу в чай кофе или суп.

Так что паук – животное полезное. Чем прихлопнуть, лучше  паука на улицу выпустить. Пусть там бегает. А маленького паучка вообще беречь следует, ибо он или счастье или письмо принесет. А то и все вместе.

Пришел волк зубастый или «Ну, погоди!»

Волк по народным сказаниям является олицетворением темной тучи, заслоняющей солнце, и вообще темноты. «Пришел волк (темная ночь) — весь народ умолк; взлетел ясен — сокол (солнце) — весь народ пошел!» — загадывается старинная загадка. Волком иногда оборачивался, по слову языческой старины, даже сам Перун, появляясь на земле; колдуны и ведьмы старались подражать богу богов славянских. В одном из наиболее древних заговоров причитается о том, что на сказочном острове  Буяне «на полой поляне светит  месяц на  осинов пень — в зеленой лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый».

Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее врямя подбирающихся по ночам к задворкам, еще недавно было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: «Около двора железный тын, чтоб через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!»

Глаза, сердце, зубы, когти, шерсть волка служили оберегами, военными талисманами и лечебными средствами повсеместно. Волчий зуб давали ребенку, у которого режутся зубы. Волчий хвост носили от болезней. Но в то же время известно и  противоположное влияние, которое оказывают волчьи органы. Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках ведьмы.

Волк является посредником между «этим» миром живых людей и «тем» миром умерших и иных сил. Также он оказывается посредником между хтоническими существами подземного мира и обитателями неба, будучи способным общаться и с теми, и с другими. В христианских культурах это проявляется как двойственная природа происхождения волка: создает волка черт, а оживляет Бог. Так похищение и съедание скота волком у славян зачастую воспринималось как законная жертва св. Егорию, лешему или даже Христу. Считалось даже, что волки поедают чертей по велению Бога.

У русских разгул волков (и нечистой силы при христианстве) приходился с осеннего Юрия (26 ноября по старому стилю), со дня св. Дмитрия (26 октября) до весеннего Юрия (23 апреля). Таким образом Юрий — покровитель волков — «открывал им пасть осенью и замыкает им пасти весной.
https://www.liveinternet.ru/users/4209012/post165072641/

Кто такие ведьмы и какими силами они обладают?

Понятие ведьма изначально произошло от слова «ведать», то есть, это женщина с определенными знаниями, в данном случае, в области магии и колдовства. При упоминании о ведьме, у большинства людей сразу же представляется образ страшной злой старухи. Это не более чем стереотип. На самом деле, обладать магическими силами может и красивая девушка с доброй душой, которую язык не повернется назвать ведьмой.

Характеристика ведьмы

В период средневековья, да и в современное время, понятие о ведьме было несколько искажено. Множество девушек, которые, по мнению церкви, обладали магическими силами, или были даже внешне похожи на ведьм, сжигали на кострах. Причина была в том, что их ошибочно считали преемниками дьявола, что такие женщины несут на землю только беды. Истинная ведьма никому не причиняла зла. Она тонко чувствовала природу, высшие силы и могла творить чудеса.

Как становятся ведьмой?

Ведьмой становятся при разных обстоятельствах:

Читайте также: Магия в приготовлении пищи

  1. Дар можно получить при рождении от матери с колдовскими способностями;
  2. При контакте с нечистой силой;
  3. Подавшись в ученицы к опытной ведьме.

Если у умирающей ведьмы нет наследницы, то она может передать свой дар случайной женщине, которую видит в качестве преемницы. Нужно быть осторожной, так как не все осознают мощь и опасность этой силы. Для кого-то этот дар может стать подарком, а для другого человека – тяжелой ношей, которую придется нести всю жизнь.

Где живут ведьмы?

Раньше ведьмы поселялись в деревнях и селах подальше от других людей. Они любят уединение и не хотят, чтобы их лишний раз тревожили. Жители сами предпочитают обходить колдовские дома стороной, чувствуя их тяжелую ауру.

Современные ведьмы спокойно проживают в городских квартирах.

Они также, как обычные люди, ведут домашний быт, работают, отдыхают и общаются с друзьями. Единственное, что выделяет их — наличие сильной энергетики.

Внешность и характер ведьм

Внешне они практически ничем не отличаются от других людей, не наделенных сверхспособностями. Чаще всего, ведьмы обладают яркой наружностью и притягательными зелеными глазами, реже – карими. Они наделены определенной харизмой и долей эгоизма, а также, хладнокровием и твердой силой воли.

Ведьмы любят одиночество, и по этой причине, не обзаводятся большим количеством друзей.

Они очень любят животных, и часто заводят в качестве любимца кошку или птицу. Им везет по жизни, они успешно строят карьеру и поднимаются по служебной лестнице. Что касается личной жизни, женщины нередко заводят любовников, но семью не создают. Иногда ведьмы идут на связь с мужчиной, чтобы зачать дитя, которому можно будет передать свой дар.

Что представляет из себя сила ведьмы?

Настоящие ведьмы истории из жизни обладает рядом уникальных способностей:

Читайте также: Кристалл — твой камень силы

  1. Она умеет читать мысли.
  2. Может изменить прошлое и будущее человека.
  3. Управлять и подчинять себе животных, а также, вселяться в них.
  4. Гадать – предсказывать будущее.
  5. Наводить порчу, делать привороты.
  6. Вводить в гипноз.
  7. Подпитываться чужой энергетикой.
  8. Исцелять от болезней.
  9. Общаться с потусторонними силами и душами умерших людей.
  10. Передать свой дар преемнице.

Это лишь самые основные возможности истинной ведьмы. На самом деле, их существует гораздо больше. В настоящее время ведьм осталось очень мало. Всё больше из них утратили былые способности. Появилось много шарлатанов, которые выдают себя за магов, но на самом деле, ничего общего с колдовством не имеют. Ни одна истинная ведьма никогда не возьмет за свои услуги денежную плату. Если она помогает, то делает это бескорыстно, потому что высшие силы не одобрят меркантильную ведьму. Вот и ответ на вопрос, ведьмы существуют ли.

Последние статьи на сайте

  • История астрономии: История ранних веков

  • Рождество, Новый год, Йоль: история праздника

  • Почему ведьмы мучаются перед смертью?

  • Приготовление элитного алкоголя в домашних условиях

  • Хождение босиком соединяет вас с энергией Земли и….. исцеляет! Попробуйте!

  • Где живет царь салтан в сказке о царе салтане
  • Где живет старик из сказки о рыбаке
  • Где живет снежная королева из сказки андерсена
  • Где живет снегурочка из сказки снегурочка
  • Где живет магуль мегери из сказки ашик кериб