Андрей Геласимов — один из современных писателей, который многих покорил своим талантом. В 1995 году он выпускает в свет произведение под названием «Нежный возраст». Рассказ устроен в виде дневника, который ведет мальчик на протяжении двух месяцев. И не будет выглядеть преувеличением тот факт, что за эти два месяца внутренний мир подростка был перевернут с ног на голову.
Персонажей рассказа можно разделить на несколько уровней: ровесников, родителей и школьных педагогов и, так сказать, поколение «родители родителей». В классе с ним учится Семенов — мальчик с психическим отклонением, претендующий на дружбу, любвеобильный Стрельников и не страдающий тонкой душевной организацией заводила Андрей. Увлечения ни одного из них герою не нравились и он даже не пытался их разделять. Герой хочет быть значимым и уважаемым среди дворовых ребят, хотя ему больше по душе разговоры о магии женственности в трудах Уайльда. Тем не менее он находит признание у ребят, потому что не ябеда и не трус. Так, не жертвуя ничем и не совершая ничего постыдного, он становится авторитетом среди «реально крутых» пацанов. Однако, он не видит в этом ничего положительного, поскольку понимает, что с ними ему не по пути, что он не сможет рядом с ними быть настоящим. Видение жизни, понимание каких-то идеалов у него глубже, он не смотрит поверхностно, как ребята со двора, а пытается размышлять и искать не очевидные ответы .
Обладателю дневника безумно импонировала Одри Хепберн и он не прочь был обсудить это с кем-то, хотя бы со Стрельниковым, который был мастером амурных дел. Но размышляя, пришел к выводу, что необыкновенность этой актрисы не для Стрельникова. Он не сможет понять ее, хотя сам и считается знатным сердцеедом.
Семья у юнца обеспеченная, но с родителями отношения не ладятся. Родители пребывают в уверенности, что дают сыну предостаточно, чтобы он был счастливым: элитную школу, дорогие подарки, абонементы в спортивные секции, личного тренера и т.д. Они уверены, что делают все возможное для него, ставя в пример родителей, которые не могут быть и на половину щедры, чем они. Его желание учиться в простой школе, игнорирование личного тренера по теннису и наплевательское отношение ко всем дарам приводит родителей в замешательство и ничего кроме возмущения не вызывает. Желание героя заниматься фортепиано они не воспринимают. Отец ребенка по описанию похож то ли на бандита, то ли на депутата и его единственной воспитательной работой являются побои, если что-то сделано или сказано с инакомыслием. Они не слышат своего ребенка, не разговаривают с ним по душам, между ними иллюзия сплоченной семьи.
Решающим персонажем в судьбе юнца становится Октябрина Михайловна — преподаватель фортепиано. Не смотря на то, что она невзрачная и в квартире у нее дурно пахнет, подросток не отказался от намеченной цели и приступил к занятиям. Именно она дала ему посмотреть фильм «Римские каникулы», где он и узнал Одри Хепберн во всей красе. Юному мужчине нужен был глоток свежего воздуха, чтобы настроить свои идеалы прекрасного. Октябрина Михайловна словно отсканировала его своим педагогическим взглядом и посчитала, что мальчик — благодатная почва для сеяния зерен. Она наставляет его, поучает и он готов к парадоксальности некоторых разговоров. Такого восторга от общения он не смог бы испытать со своими сверстниками.
В этом произведении отчетливо проговаривается мысль о потерянном поколении. Незыблемой остается одна истина: очень важно какие люди встретятся тебе на пути: нравственные или искушенные пороками этого мира. И вот Октябрина Михайловна привнесла свет в жизнь подростка, находившемся в «нежном возрасте», чтобы он смог достойно выйти в яростный мир и не стать потерянным обывателем, а занять свое место. Преподавательница фортепиано вооружила мальчика гуманными принципами, которые не смогли вложить в разум подростка родители. Родители вкладывали только материальные блага, совершенно позабыв о духовных.
Этот «нежный возраст» посещает каждого подростка и в поисках ответов на свои вопросы они часто теряются в этом мире, не находя свое призвание. В них нет нравственности и моральных принципов, поскольку современные родители часто либо отпускают этот корабль в плавание слишком рано, либо заставляют жить по собственной указке, не считаясь с мнением взрослеющего ребенка.
Пока не обнажился скелет (по рассказу
А.Геласимова «Нежный возраст»)
Жалею, что не так давно познакомилась с творчеством современного русского писателя Андрея Геласимова. Для тех, кто еще не знаком с этим именем – краткая справка. Родился в 1966 году, закончил в 1987 году Иркутский государственный университет, а затем позже – ГИТИС (сейчас РАТИ). Кандидат филологических наук. Естественно, писатель. В данное время, к примеру, самый читаемый русский писатель во Франции.
Рассказ, который считаю очень интересным для изучения в старших классах школы, написан давно – в 1995 году. Он достоин того, чтобы изучить его и текстуально, и концептуально, в том числе и аналитически.
Форма рассказа – дневник подростка, писанный им (по датам) с 14 марта 1995 года по 14 мая 1995 года. Два месяца периода «нежного возраста» главного героя уместил этот формат. Два месяца, которые перевернули «мир» подростка, его внутреннюю жизнь. Это не преувеличение. Все мы знаем, что в этом возрасте – возрасте взросления, осознавания себя как личности – изменение ментальности, приобретение базовых идеалов и нравственных постулатов может происходить быстро. Причем, очень важно, кто в этот момент встретится тебе на пути. Какой учитель высветит для тебя эти идеалы. Может оказаться так, что ты будешь готов приобщиться к «вечному, доброму», но жизнь не предоставит в этот нужный момент для тебя педагога, равного твоим духовным запросам – и это определит твой дальнейший путь по жизни как вечное плутание между добром и злом.
Нашему герою повезло ( и об этом рассказ) – ему встретилась Октябрина Михайловна.
Но о ней позже – а сначала о системе персонажей рассказа. Все персонажи как бы включаются в «трехуровневую систему».
1-й уровень – это ровесники нашего героя и он сам. Ровесники или учатся вместе с ним в классе, или живут в одном дворе. Впрочем, о своих ровесниках герой записывает в дневнике: (Запись от 17.03.95) «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма.»
В одном классе с главным героем учатся претендующий на его дружбу Семенов – ребенок с уязвимым психическим отклонением, называемым «гомосексуализм»; Антон Стрельников, постоянно влюбляющийся то в одну, то в другую учительницу. Во дворе заводилой является «высокий Андрей», молодой человек, который никогда не будет страдать «экзистенциализмом» — болезнью людей с тонкой душевной организацией. Но честный и справедливый. Настоящий русский «реальный пацан».
2-й уровень – это следующее поколение, поколение родителей и учителей в школе. Об учителях уже упомянуто было, но есть в качестве дополнения еще такая запись от 20.03.95 г. : «Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали». В этом же «уровне» — родители главного героя и отец Семенова.
3-й уровень – поколение «родители родителей», это один персонаж – Октябрина Михайловна, которая в прошлом была директором музыкальной школы. «Потом то ли выгнали, то ли сама ушла»,
Как уже было сказано о ровесниках нашего героя, ни их увлечения, ни их взгляды на жизнь он не разделяет. Ему хочется быть уважаемым в среде «реальных пацанов», но он предпочел бы разговоры о магии настоящей женственности и творчестве Уайльда извечному выяснению «кто прав – кто виноват» при помощи кулаков. Ему удается добиться уважения у дворовых ребят, потому что он не трус, не ябеда и не помнит обид, но их жизнь – это не его поле деятельности. Никто бы из этих ребят не понял его увлечения Одри Хепберн, а про «Портрет» О.Уайльда никто бы из них не сказал так же, как главный герой — «Круто», а сказали бы «Мура» и покрутили бы пальцем у виска. В среде этих ребят он не смог бы быть тем, кем является на самом деле. Видение жизни у нашего героя более сложное, чем у друзей со двора, и он при всем желании не смог бы объяснить им то, что понимает о жизни сам. Но о своей любви к Одри Хепберн, вернее, о том, какая она необыкновенная, ему хотелось с кем-нибудь поговорить. Казалось, мог бы его понять умудренный в «делах амурных» одноклассник Антон Стрельников. Но герой вовремя понял, что необыкновенность Одри Хепберн, которую понял сам герой, просмотрев «Римские каникулы», не откроется — пусть и всегда влюбленному — сердцееду класса и школы Антону Стрельникову.
Не менее сложно все с одноклассником Семеновым, несчастным ребенком, имеющим садиста-отца. Поначалу ничего, кроме омерзения, не вызывает он у главного героя. Но тайну его он не выдает никому. А еще считает, что в качестве «моральной компенсации за сам факт существования» Семенова в его жизни имеет право взять с него 50 баксов «откупного».
Но, несмотря на это, наш герой — как бы «супер-герой». Он заслужил уважение «реально крутых» пацанов своего двора, не жертвуя при этом ничем, не совершая чего-то непосильного для себя. Он не рассказал милиционеру о противоправных действиях «высокого Андрея» не потому, что боялся потерять авторитет, а потому что в данном вопросе его понятия о нравственности не расходятся с понятиями пацанов со двора: нельзя доносить на друзей, тем более, что драка была «честной», дрались потому, что нельзя было не драться. При своей мужественности герой обладает богатым внутренним миром, умещающим в себя любовь к прекрасному, понимание сложностей жизни — всем тем, что можно назвать духовной чуткостью. Он хочет поймать неуловимые моменты бытия, стремится к этому.
Ему сложно с родителями. Они не одаряют его своей любовью, не могут служить советчиками, вряд ли с ними можно делиться сокровенным и говорить о тех вопросах, которые тебя мучают. Но и их он старается понять. Хотя ему и трудно. Родители считают, что дают своему сыну все, что ему нужно: элитную школу, дорогого тренера по теннису, абонемент в бассейн, вещи, привезенные из заграницы. Многие ли родители могут дать больше этого? Их возмущает, что сын не ценит такую заботу: хочет учиться в обычной школе, бросил заниматься теннисом. На высказанное желание нашего героя обучаться игре на фортепиано отец посоветовал ему сначала разобраться в себе, а пока слушаться родителей и делать то, что велят они. Мальчику хочется спросить у отца: «А ты сам в себе разобрался?» Но он побоялся. И не случайно. Через несколько дней, 1 апреля, наш герой попытался неудачно пошутить. Запись от 01.04.95 : «Сказал родителям, что меня выгоняют из школы…они тут же начали между собой орать. Потом, когда успокоились, папа спросил: за что? Я сказал – за гомосексуализм. Он повернулся и врезал мне в ухо.» Насилие, применяемое к главному герою, к сожалению, типичный способ общения родителей с детьми в рассказе А.Геласимова.
Отец Семенова – то ли бандит, то ли депутат – знает лишь один метод семейного воспитания – побои. Когда наш герой узнает от Антона Стрельникова одну из страшных историй избиения Семенова его отцом, один из детских ужасов несчастного ребенка материализуется в сне главного героя.
Современные дети и их родители – потерянное поколение и потерявшееся поколение – говорит нам этот рассказ.
Главный герой заводит дневник, пытаясь разорвать паутину неразрешаемого. Но и дневник не помогает. Запись от 28.03.95: «Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?» Как спасение от всего, что достало, звучит слово «автомат».
Запись от 23.03.95. : «Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился… Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь.»
Запись от 24.03.95 : «В школу приходил тренер по теннису. Сказал, что я, конечно, могу не ходить, но денег он не вернет. Козел… Берешь автомат и стреляешь ему в лоб. Одиночным выстрелом.»
Запись от 25.03.95.: «Антон Стрельников сказал, что влюбился в новую училку по истории. Лучше бы он крысиного яду наелся. Такая же тупая, как и все. Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло.»
Кто же примирит его с этой действительностью?
К Октябрине Михайловне главный герой приходит, чтобы научиться играть на фортепиано. Неожиданное увлечение для мальчика эпохи «лихих 90-х». Но, несмотря на то, что и старушка невзрачная, и в квартире у нее «воняет дерьмом», герой не отступил от намеченной цели. Отдал Октябрине семеновские «откупные» и приступил к занятиям.
Октябрина Михайловна становится частью его жизни незаметно, но влияние ее на подростка становится решающим. Как ни странно, именно благодаря старой учительнице, любительнице кошек, герой получил первое признание от дворовой компании и первый жизненный урок. Выгуливая ее кошек, сам того не зная, он получил бонусы признания как отклик на доброту Октябрины. Это она, когда еще была не так больна и выходила во двор, спасала бродячих кошек и души ребят. Она учила не нотациями, а примером. Из своей, наверняка не большой, пенсии она не жалела денег, отдавая их мальчишкам для того, «чтобы они не охотились на бродячих котов. А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое – вообще на всякую ерунду.» Знакомство с Октябриной Михайловной ввело нашего героя в «круг доверия» мальчишек, которые два года назад за новый велосипед, привезенный отцом и Арабских Эмиратов, избили его так, что до сих пор напоминанием об этом являются шрамы на теле. Тогда для этих мальчишек он был чужим, потому что богатым, и, следовательно, не вызывающим ни уважения, ни жалости.
Почему Октябрина дала мальчику посмотреть фильм «Римские каникулы»? Может, просканировала его своей интуицией педагога и поняла, что это «зерно» упадет в благодатную почву? Не ошиблась ведь. Юному мужчине, не находящему идеала в окружающей действительности, нужен был это идеал, как глоток воздуха, чтобы в последующем знать, что искать, а не довольствоваться «тетками», как Стрельников, или «тупыми дурами» — одноклассницами, помешанными на гламуре. Об Одри Хепберн мальчик записывает в дневнике: «Никогда не видел таких…даже не знаю как назвать…женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.»
Близкий по духу человек встречается крайне редко. И тем более необычным является родство душ и возможность достичь взаимопонимания между представителем поколения, которое только еще вступает в жизнь, и представителем, который уже заканчивает жизненный путь. Но это возможно, и дело тут не в прожитых годах. Октябрина Михайловна понимает, что всегда был в истории человечества конфликт поколений, и в частности, конфликт между родителями и детьми. У нее на этот счет свое мнение. Запись от 17.04.95 : «Октябрина Михайловна говорит, что у детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.» Октябрина Михайловна вспоминает о папе главного героя. Она помнит его молодым, способным на безрассудные поступки, не закованным в свой статус, как сейчас. Именно эта «статусность», к которой стремятся взрослые, уничтожает в них возможность понимания своих детей.
С Октябриной мальчик разговаривает о Семенове. И старая женщина дает направление в том, как надо относиться к «таким». По-своему, метафорически, Октябрина объяснила мальчику, что мы все равны потому, что все мы умрем. Умрет и тот, кто считает себя лучше всех, и тот, кто считает себя хуже всех. И, раз мы все умрем, то есть недолго задержимся в этом мире, мы заслуживаем того, чтобы нас жалели, и все заслуживают того, чтобы их жалели. И это является глобальной причиной равности всех и причиной, по которой все заслуживают любви и уважения.
Главный герой готов к такой парадоксальности разговора. Старая женщина, вряд ли понимаемая сверстниками, понятна мальчику. И, видимо, то, что говорит она, созвучно его пониманию жизни. «Она (Октябрина Михайловна) говорит – потрогай свою коленку. .. Она говорит – там кость. У тебя внутри твой скелет. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга. Пока он внутри. Ты понимаешь? Я говорю – чего непонятного?» Помня о смерти как непреложности, делай добро. Но и смерти Октябрина учила не бояться. Не делать из этого культ. «Умирать не страшно. Как будто вернулся домой.».
Главный герой находится в «нежном возрасте» или, может, уже выходит из него, но в «прекрасный и яростный мир» он выйдет вооруженный гуманными принципами, помня о том, что, пока «не обнажился скелет», Любовь, Уважение и Понимание должны быть начертаны на стяге и гербе его Судьбы.
Думаю, что рассказ Андрея Геласимова нужен современной школе. Он честен до обнажения. И это именно то, что нужно современным подросткам, ищущим ответы на свои вопросы.
Обновлено: 08.01.2023
Автор: Селиверстова Виктория Викторовна
Организация: МАОУ СШ №9
Населенный пункт: г.о. Красноуфимск Свердловской области
Участники заседания:
- Трифонова О.Н., заведующий ГИМЦ, председатель.
- Ильченко Л.М., учитель русского языка и литературы школы№ 3
- Мережникова Л. Е., учитель русского языка и литературы школы№ 9
- Адыева Л.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
- Мерзлякова Е.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
- Сыропятова Н.В., учитель русского языка и литературы школы№ 1,
Библиотекари ?
Команды обучающихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния – 7 человек.
Цель: возрождение ценности чтения, привлечение интереса к книге и литературе, пропаганда лучших произведений разных видов и жанров, повышение интереса к чтению, освоение читательских компетенций, развитие читательского мастрства, создание условий, способствующих эмоциональному восприятию художественного произведения, что поможет обучающимся лучше подготовиться к итоговому сочинению по литературе в 11 классах, которое с 2014 года является допуском к ЕГЭ
При обсуждении рассказа А.Геласимова “Нежный возраст” развивать у обучающихся способность анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений, умение ставить проблемные вопросы и решать их,
воспитывать позитивное отношения к жизни, добрые человеческие качества, совершенствовать навыки работы в группах.
- Автор, название, жанр.
- Кому, по-вашему, будет интересен этот рассказ? О чем он?
- Время и место действия.
- Основные персонажи.
- Как начинается? Насколько интригует завязка?
- Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором?
- Чем интересен рассказ в целом?
- Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
- Какие персонажи показались особенно интересными?
- Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
- Какие фразы запомнились?
- Что вам дало чтение этого рассказа?
В каком жанре написано произведение?
- Обратите внимание на числа дневника. В течение какого времени ведется дневник? Почему такой короткий промежуток времени?
- Какие события произошли в жизни подростка за два месяца?
- Почему у героя нет имени? Даже родители, когда обращаются к сыну, не называют его имени?
- Почему рассказ называется “Нежный возраст”? Какое противоречие заложено в названии?
- Какие поступки совершают “нежные” дети и взрослые?
- Что происходит в семье подростка? Как он это воспринимает?
- Почему подросток не может найти поддержки в семье, школе, а находит ее на улице?
- Зачем мальчик занялся музыкой, к которой у него не было способностей, бросив престижные занятия теннисом?
- Почему подросток привязался к учительнице за столь короткий срок?
- Почему не боялся казаться смешным, выгуливая котов старой учительницы?
- В рассказе противопоставляются два учителя (музыки и тенниса). В чем смысл противопоставления?
- Зачем учительница настаивала на том, чтобы мальчик посмотрел фильм?
- Почему последние разговоры с учительницей были о бабушке героя и о смерти?
- Как в рассказе решается проблема отцов и детей?
- Чья позиция, отца или матери, кажется вам более понятной?
- Прочитайте последнюю запись дневника. Какие чувства вызывает у вас диалог героя с матерью? На чьей вы стороне?
- Почему дневник обрывается не на предательстве матери, а на смерти учительницы?
- В конце мальчик теряет брелок. Зачем автор ввел эту художественную деталь в текст?
- Как вы думаете, что ждет героя в будущем? Дает ли нам автор надежду на благополучный финал?
Ход заседения (план)
- Год литературы. Почему на государственном уровне назрела необходимость говорить о значении литратуры?
- Объявление темы заседания, участников, членов жюри, условий взаимодействия участников .
- Постановка цели:
Что читать? Как читать? Как использовать прочитанное при подготовки к сочинению по литературе и по русскому языку?
1)В каком жанре написан рассказ? Почему?
2)Кто герой рассказа? Сколько ему лет? Как его зовут? Почему? Какой он человек?
Кто находится рядом с героем рассказа?
3)Какие проблемы встают перед героем рассказа?
— непонимания в отношениях с родителями
— поиска истинных и ложных друзей
— завоевания авторитета в компании
— проблема поиска себя
— старости и смерти
— поиска идеала, любви
Почему герой их остро переживает, но не может разрешить?
4)Роль семьи в жизни человека
Взаимоотношения родителей. Причины.
Отношение родителей к сыну.
5) Подросток и школа
Почему герой за помощью не обращется к учителям?
6) Герой и его сверстники
Антон Стрельников, высокий Андрей, девочки, Семенов
Какое значение сыграли в судьбе мальчика? Почему не могут помочь?
7) Октябрина Михайловна. Кто она? Какая? Как живет? Как повлияла на жизнь героя? Почему?
10) Последняя запись. Смысл открытого финала . Почему герой больше не будет писать в дневнике?
18. Идейное содержание рассказа
20. Читать – это здорово!
21.Слово жюри.
Примерный ход рассуждений участников заседания и их выводы:
Нашему герою повезло ( и об этом рассказ) – ему встретилась Октябрина Михайловна.
Отец Семенова – то ли бандит, то ли депутат – знает лишь один метод семейного воспитания – побои. Когда наш герой узнает от Антона Стрельникова одну из страшных историй избиения Семенова его отцом, один из детских ужасов несчастного ребенка материализуется в сне главного героя.
Современные дети и их родители – потерянное поколение и потерявшееся поколение – говорит нам этот рассказ.
Кто же примирит его с этой действительностью?
Думаю, что рассказ Андрея Геласимова нужен современной школе. Он честен до обнажения. И это именно то, что нужно современным подросткам, ищущим ответы на свои вопросы.
Рассказ написан в форме дневника 14-летнего подростка, который охватывает небольшой период его жизни (всего-то около 2-х месяцев). Мы даже не знаем имени главного героя. Но зато узнаем, о чем он думает, что происходит в его жизни и в его душе. В рассказе много недосказанного, того, что остается за пределами дневниковых записей, и об этом читатель может только догадываться.
Такая форма подачи материала дает возможность автору не оценивать события: он просто показывает нам взгляд на окружающий мир 14-летнего подростка и оставляет право читателю самому делать выводы о прочитанном. Бросается в глаза противоречие между названием рассказа и реальной жизнью героя, его восприятием окружающей действительности. Нежный возраст, быть может, потому что РАНИМЫЙ? Потому, что в этом возрасте ребенок часто чувствует себя одиноким, незащищенным от несовершенного, недружественного мира.
В начале рассказа окружающий мир враждебен, агрессивен и вызывает лишь раздражение и ненависть главного героя: «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма
Они подружились, и мальчик доверяет ей свои проблемы, и даже помогает выгуливать её котов. Как оказалось, Октябрина Михайловна пользуется авторитетом среди дворовых пацанов, и это помогает герою подружиться с ними.
Октябрина Михайловна вспомнила, как папа (только он тогда был еще не папа, а просто неизвестно кто) однажды пришел на день рождения к маме в костюме клоуна. Шел в нем прямо по улице, а потом показывал фокусы. В подъезде и во дворе. Все соседи вышли из своих квартир. Она говорит — было ужасно весело. Все смеялись и хлопали
Родители мальчика так и не сумели помириться: мама пытается устроить свою личную жизнь и уезжает в Швейцарию. Читатель догадывается, что этот выбор дается ей нелегко, и она сильно переживает. Но даже на прощание разговора по душам с сыном не получается.
Читатель не знает, как сложится судьба главного героя, но хочется верить, что уроки жизни Октябрины Михайловны останутся с ним навсегда.
Совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Совершенствовать навыки работы в группах.
Воспитание позитивного отношения к жизни.
Сегодняшний наш урок хочу начать стихотворными строчками:
Кто может нас понять?
Кому же интересны мы?
Ведь даже родителям наплевать
О чем наконец наши сны.
Мы можем кого-то любить
А еще ненавидеть можем
Мы можем хорошими быть
И можем плохими быть тоже.
Вам всем не судьба нас понять …
Послушать вам нас хоть раз…
Мы можем негодовать …
Разочаруюсь в вас…
Это стихотворение я нашла в Интернете, автора, конечно же, нет. Невозможно пройти мимо, ведь это же крик детской души. Знакомо вам такое отчаяние?! Думаю, да!
Несколько слов о самом авторе.
Родился в 1966 году в городе Иркутске. В 1987 г. окончил факультет
иностранных языков Якутского государственного университета. После этого
учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне – РАТИ) в мастерской
Анатолия Васильева. В 1996–1997 гг. А. Геласимов стажировался в
Халльском университете (Великобритания). Защитил кандидатскую
Диссертацию по английской литературе.
Был доцентом кафедры английской филологии Якутского государственного университета, преподавал стилистику английского языка. С 2002 года живет в Москве.
Книги А. Геласимова переведены на французский, немецкий,
итальянский, венгерский, эстонский языки. Их проходят на спецкурсах
современной русской литературы в МГУ, Литинституте.
Прозу Андрея Геласимова отличает, в первую очередь, непривычное
для сегодняшней литературы реальное и доброе отношение к
действительности. В ней нет ни осуждения, ни пафоса разоблачения, ни
сетований на превратности судьбы. Жизнь воспринимается такой, какая она
есть. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования –
вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.
Выявление первичного восприятия рассказа.
— Какое ваше первое впечатление от произведения?
(непривычная форма повествования дневниковые записи)
— Для чего люди ведут дневник? Может быть, у кого-то из вас есть опыт ведения дневника?
(чувствительный, чуткий, легко ранимый, беззащитный)
— Какой временной промежуток охватывает рассказ? (с 14 марта по 14 мая). Как вы думаете, это конец рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике?
— О чем пишет главный герой? Какие проблемы поднимаются в рассказе?
— проблема взаимоотношений родителей и детей;
— проблема одиночества среди людей;
— проблема дружбы, поиска истинных и ложных друзей; завоевания авторитета в компании сверстников;
— проблема поиска себя;
Работа в группах. Учащиеся работают с текстом, подбирают характеристики, цитаты: главный герой и те, кто находится рядом с ним.
Выступления учащихся, составление таблицы:
Андрей (улица). Что важно для героя? (мнение ровесников)
«Андрей… не хотел бить. Просто все решили…)
Вывод: Почему только Октябрина Михайловна стала для героя близким человеком? Как повлияла она на жизнь героя?
1. Помогает понять родителей, одноклассников, дворовых ребят.
3. Меняется речь героя. В начале рассказа много жаргонизмов, грубой экспрессивной лексики.
5. Демонстрируется фрагмент из фильма «Римские каникулы.
— Какие слова, сказанные Октябриной Михайловной герою, кажутся вам самыми главными? (дневниковая запись от 24 апреля 1995 гола)
6. Последняя запись в дневнике 14 мая 1995 года.
Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать.
— Почему герой не хочет больше писать? Почему ни отъезд матери, ни потеря друзей не произвели на него такого сильного впечатления?
7. Домашнее задание.
Автор оставил финал открытым. Обдумайте все, о чем мы сегодня говорили. Буду рада, если кому-то наш разговор, хотя бы немного, помог разобраться в себе, сделать правильные выводы…
Геласимов. Нежный возраст
Первое впечатление по прочтении рассказа – каюк.А вспомнив всё…
Зачем дневник и неклассический психологизм
Классический психологизм это превалирование внутреннего монолога или внутренней диалогичности слов (проявление намерения говорящего). А неклассический это подсознание в первую очередь.
«14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское)
Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду».
При перечитывании его взрослому понятно, что время дня указано не зря. После какого-то размышления «я»-повествователь «решил». Даже вероятнее, что он сам не сознает, что его тянет к музыке юношеский идеализм, все больше приходящий в столкновение с грубой жизнью. Следующая «запись» уже явно показывает взрослому читателю, что так и есть.
«15 марта 1995 года.
И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка».
Парню невдомек, что работает подсознательный механизм вытеснения стыдного из жизни и сознания.
И так можно пройтись по всему рассказу и видеть подобные ситуации.
Минус-приемом все время оказывается ненапечатанное, взрослое сознание, наше, читательское, для которого «я»-повествователь прозрачен, как стеклышко, ибо все это мы знаем по себе или по своим сверстникам. И мы знаем будущее этого «я». Нормальный человек будет.
А чтоб «ему» (не нам) будущее было не известно, применена форма дневника. «Он» записывает только то, что было. Предположений о предстоящем он не фиксирует.
И автор бросает героя «в минуту, злую для него». Как Пушкин Онегина.
Только реалист Пушкин (еще и этим) хотел (без пессимизма) сказать, что жизнь не поддается обустройству в соответствии с идеальными намерениями. А Геласимов… Из-за того, что читатель прозревает, в общем-то, итоговую нормальность героя, автор тут скорее нормативщик, так сказать, по сравнению с Пушкиным 1830-го года. Причем у Геласимова оптимизм и нормативизм касаются и нынешней судьбы России, постперестроечные несчастья которой прекрасно просвечивают сквозь жизнь маленького ее гражданина.
На такое впечатление работает и тот факт, что при каждом столкновении героя с жизнью пусть и не практически, но нравственно побеждает его юношеский идеализм. Это постоянство (еще и Семенов такой же, и высокий Андрей – прямо морально-политическое единство внуков с бабушкой, Октябриной Михайловной) могло б отдавать пошлостью, но оно стоит на заднем плане. А на переднем – столкновение противоречий: подсознания мальчика и имеющегося в виду сознания взрослого. На переднем плане вкусная такая художественность.
Да еще и кончается рассказ жутко. Сообщив о смерти Октябрины Михайловны, «я» прекращает ведение дневника. Больше он не будет им спасться от неприятностей, как бы выделяя их себя написанием. Дальше будет что-то принципиальное не то, что было. – Что?
Тут очень далеко от пошлости.
Есть такие математические объекты – странные аттракторы. Они описываются дифференциальными уравнениями. Т.е. все происходит причинно при такой переменной, как время. И вдруг, с какого-то момента, решение этой системы дифференциальных уравнений становится хаотическим, непредсказуемо скачет. Как погоду нельзя предсказать. Как кометы существуют такие, траекторию которых нельзя вычислить. Некоторые заговорили о конце причинности как камня в фундаменте мира. А на самом деле странный аттрактор не совершенно черт-те куда скачет, а — в своей области определения. Как погода – в климате данной местности.
В связи с этим всем вспоминается определение Натева о специфической (больше ничем не исполняемой) функции искусства: непосредственное и непринужденное испытание сокровенного мироотношение человека с целью совершенствования человечества.
Кого-то какое-то произведение может и сломать. Но человечество только закаляется от такого шарахания то в огонь, то в воду (противочувствия от противоречивых элементов).
Читайте также:
- Сочинение 15 3 на тему красота
- Вывод герой нашего времени сочинение
- Сочинение описание человека по фотографии план
- Памятник история транспорта тольятти сочинение
- Сочинение 120 150 слов
Геласимов Андрей «Нежный возраст»
14 марта 1995 года. 16 часов 05 минут (время московское).
Сегодня проснулся оттого, что за стеной играли на фортепиано. Там живет старушка, которая дает уроки. Играли дерьмово, но мне понравилось. Решил научиться. Завтра начну. Теннисом заниматься больше не буду.
15 марта 1995 года.
И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно пацаны ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской душевой есть специальная дырка.
Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги, сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы. Потом то ли выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет дерьмом. Книжек много.
Посмотрим.
17 марта 1995 года.
Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма. Семенов лезет со своей дружбой. Может, попросить, чтобы меня перевели в обычную школу?
18 марта 1995 года.
Отец не дает денег на музыкальную старуху. Говорит, что я ничего не довожу до конца. Жмот несчастный. Говорит, что тренер по теннису стоил ему целое состояние. А может, я будущий Рихтер? Старухе надо-то на гречневую крупу. Жмот. Но он говорит — дело принципа. Сначала надо разобраться в себе.
Было бы в чем разбираться.
“А ты сам в себе разобрался?” — хотел я его спросить.
Но не спросил. Побоялся, наверное.
19 марта 1995 года.
Опять не дали уснуть всю ночь. Ругались. Сначала у себя в спальне, потом в столовой. Мама кричала как сумасшедшая. Может, они думают, что я глухой?
20 марта 1995 года.
Старуха дала какой-то древний черно-белый фильм. Сказала, что я должен посмотреть. Без денег учить отказывается.
В школе полный мрак.
Да будет свет, сказал монтер
И яйца фосфором натер.
Яйца, разумеется, были куриные. Тихо лежали в углу и светились во мраке системы просвещения.
Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали.
23 марта 1995 года.
Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился. Ненавижу девчонок. Тупые дуры. Распустят волосы и сидят. Каким надо быть дураком, чтобы в них влюбиться? Воображают фиг знает что.
Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь. Они что, плохо слышат друг друга?
24 марта 1995 года.
В школу приходил тренер по теннису. Сказал, что я, конечно, могу не ходить, но денег он не вернет. Козел. Я спросил, не научит ли он меня играть на пианино.
Берешь автомат и стреляешь ему в лоб. Одиночным выстрелом.
25 марта 1995 года.
Антон Стрельников сказал, что влюбился в новую училку по истории. Лучше бы он крысиного яду наелся. Такая же тупая, как все.
Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло.
25 марта — вечер.
Прикол. Снова приходил Семенов. Уговорил меня выйти во двор. Предложил закурить, но я отказался. Сказал, что теннисом занимаюсь. Он начал спрашивать, где и когда. Я сказал, что ему денег не хватит. Тогда он уронил свою сигарету, а я взял и поднял. Он подошел очень близко и поцеловал меня в щеку. Я не знал, что мне делать. Постоял, а потом треснул его по морде. Он упал и заплакал. Я сказал, что я его убью. У меня есть автомат. Не знаю, почему так сказал. Просто сказал — и все. Достал он меня. Тогда он сказал, чтобы я не пересаживался от него в школе. Сидел с ним, как раньше, за одной партой. А он мне за это денег даст. Я спросил его — сколько, и он сказал — пятьдесят. У него откуда-то взялись пятьдесят баксов. И я сказал — покажи. У него, правда, было пятьдесят баксов. Я их взял и снова треснул его по морде. У него пошла кровь, и он сказал, что я все равно теперь с ним сидеть буду. Я врезал ему еще раз.
26 марта 1995 года.
Старуха взяла деньги Семенова и сказала, что ее зовут Октябрина Михайловна. Ну и имечко. В квартире воняет кошачьим дерьмом. Как она это терпит? Спросила: посмотрел ли я фильм?
А я даже не помню, куда засунул кассету. Не дай бог мама ее куда-нибудь зашвырнула. Она вчера много всего об стенку расколошматила. Может быть, ей купить автомат?
28 марта 1995 года.
Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?
30 марта 1995 года.
Нашел кассету Октябрины Михайловны. Валялась под креслом у меня в комнате. Вроде бы целая. Неужели придется ее смотреть?
1 апреля 1995 года.
Сказал родителям, что меня выгоняют из школы. Они позабыли, что не разговаривают друг с другом почти неделю, и тут же начали между собой орать. Потом, когда успокоились, папа спросил: за что? Я сказал — за гомосексуализм. Он повернулся и врезал мне в ухо. Изо всех сил. Наверное, на маму так разозлился. Она опять закричала, а я сказал — дураки, сегодня первое апреля, ха-ха-ха.
2 апреля 1995 года.
Водил на улицу котов Октябрины Михайловны. Ей самой трудно. Они рвутся в разные стороны как сумасшедшие. Мяукают, кошек зовут. Я думал — у них это только в марте бывает. Пять сумасшедших котов на поводочках — и я. Соседние пацаны во дворе ржали как лошади.
Ухо еще болит.
Октябрина Михайловна опять спросила про фильм. Его, наверняка, снимали в эпоху немого кино. Все-таки придется смотреть. Жалко ее обманывать.
3 апреля 1995 года — почти ночь.
Пацаны во дворе помогли мне поймать котов. Я запутался в поводках, упал, и они разбежались. Один залез на дерево. Двое сидели на гараже и орали. Остальные носились по всему двору. Пацаны спросили меня — чьи это кошки, а потом помогли их поймать. Они сказали, что Октябрина Михайловна классная старуха. Она раньше давала им деньги, чтобы они не охотились на бродячих котов. А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое — вообще на всякую ерунду. Когда еще спускалась во двор. Но теперь давно уже не выходит. Пацаны спросили — как она там, и я ответил, что все нормально. Только в квартире немного воняет. И тогда они мне сказали, что если хочу, то я могу поиграть с ними в баскетбол.
Вечером в комнату приходил отец. Сидел, молчал. Потом спросил про уроки. Они опять с мамой не разговаривают.
Может, он хотел извиниться?
4 апреля 1995 года.
Вот это да! Просто нет слов. Я кассету наконец посмотрел. Называется “Римские каникулы”. Надо переписать себе обязательно.
5 апреля 1995 года.
Октябрина Михайловна говорит, что актрису зовут Одри Хепберн. Она была знаменитой лет сорок назад. Я не понимаю: почему она вообще перестала быть знаменитой? Никогда не видел таких… даже не знаю как назвать… женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.
Одри Хепберн — красивое имя. Она совсем другая. Не такая, как у нас в классе. Я не понимаю, в чем дело.
6 апреля 1995 года.
Снова смотрел “Каникулы”. Невероятно. Откуда она взялась? Таких не бывает.
Сегодня играл с пацанами во дворе в баскетбол. Высокий Андрей толкнул меня, и я свалился в большую лужу. Он подошел, извинился и помог мне встать. А потом сказал, что не хотел бить меня два года назад, когда все пацаны собрались, чтобы поймать меня возле подъезда. Они хотели сломать мой велосипед. Отец привез из Арабских Эмиратов. Андрей сказал, что не хотел бить. Просто все решили, а он подчинился. Я ему сказал, что не помню об этом.
Мне тогда зашивали бровь. Бровь и еще на локте два шрама.
А завтра идем играть против пацанов из другого двора. С нашими я уже со всеми здороваюсь за руку.
Отец приходил. Сказал, что я сам виноват в том, что случилось первого апреля. Не надо было так по-дурацки шутить. Я сказал ему — да, конечно.
7 апреля 1995 года.
Мама говорит, что я достал ее со своим черно-белым фильмом. Она не помнит Одри Хепберн. Она мне сказала: ты что, думаешь, я такая старая? Смотрел “Римские каникулы” в седьмой раз. Папа сказал, что он видел еще один фильм с Одри — “Завтрак у Тиффани”. Потом посмотрел на меня и добавил, чтобы я не забивал себе голову ерундой.
А я забиваю. Смотрю на нее. Иногда останавливаю пленку и просто
смотрю.
Откуда она взялась? Почему за сорок лет больше таких не было?
Одри.
9 апреля 1995 года.
Октябрина Михайловна показала мне песню “Moon River”. Из фильма “Завтрак у Тиффани”. Кассеты у нее нет. Когда пела — несколько раз останавливалась. Отворачивалась к окну. Я тоже туда смотрел. Ничего там такого не было, за окном. Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри. Я чуть не свалился со стула. 1929 год. Лучше бы она этого не говорила. Еще сказала, что Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет.
Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года. Никому не может быть столько лет.
А Октябрина Михайловна сказала: “Значит, мне тоже пора. Все кончилось. Больше ничего не будет”.
Потом мы сидели молча, и я не знал, как оттуда уйти.
12 апреля 1995 года.
Я рассказал Октябрине Михайловне про Семенова. Не про то, конечно, откуда у меня взялись для нее деньги, а так — вообще. В принципе про Семенова. Она дала мне книжку Оскара Уайльда. Про какой-то портрет. Завтра почитаю.
Через две недели у меня день рождения. Думаю позвать пацанов из двора. Интересно, что скажет папа?
Он приходил сегодня ночью. Я уже спал. Вошел и включил свет. Потом сказал: “Не прикидывайся. Я знаю, что ты не спишь”.
Я посмотрел на часы — было двадцать минут четвертого. Еле глаза открыл. А он говорит: “Вот видишь”. И я подумал: а что это интересно я должен “вот видеть”?
Он сел к моему компьютеру и стал пить свое виски. Прямо из горлышка. Минут десять, наверное, так сидели. Он у компьютера — я на своей кровати. Я подумал: может, штаны надеть? А он говорит: с кем я хочу остаться, если они с мамой будут жить по отдельности? Я говорю — ни с кем, я хочу спать. А он говорит — у тебя могла быть совсем другая мама. Ее должны были звать Наташа. А я думаю — у меня маму зовут Лена. А он говорит — шлюха она. А я ему говорю — мою маму зовут Лена. Он посмотрел на меня и говорит: а ты уроки приготовил на завтра?
15 апреля 1995 года.
Вчера ходили с нашими пацанами драться в соседний двор. Те проиграли нам в баскетбол и не хотят отдавать деньги. Уговор был на двадцать баксов. Наши пацаны дней пять собирали свою двадцатку. Трясли по всему району шпану. Тех, у кого есть бабки. Раньше бы и меня трясли. Короче, высокий Андрей сказал — надо наказывать. Мне сломали ползуба. Теперь придется вставлять. Пацаны заглядывали мне в рот и хлопали по плечу. Андрей сказал — с боевым крещением.
В школе все по-прежнему. Полный отстой. Антон Стрельников влюбился в другую училку. Алгебра на этот раз. Придурок. Про Одри Хепберн он даже не слышал. Хотел сперва дать ему фильм, но потом передумал. Пусть тащится от своих теток.
16 апреля 1995 года.
Семенов пришел в школу весь в синяках. У меня тоже верхняя губа еще не прошла. Опухла и висит, как большая слива. Нормально смотримся за одной партой. Антон говорит, что Семенова папаша отделал. Примерно догадываюсь за что. Но Антон говорит, что он его постоянно колотит. С детского сада еще. Они вместе в один детский садик ходили. Говорит, что папаша бил Семенова прямо при воспитателях. Даже милиция приезжала. Но он откупился. Раздал бабки ментам и утащил маленького Семенова за воротник в машину. В машине, говорит Антон, еще ему добавил. А Семенов из машины визжал как поросенок. “Нам тогда было лет шесть,— сказал Антон.— Мы стояли вокруг джипа и старались заглянуть внутрь. Окна-то высоко. Слышно только, как он визжит, и посмотреть охота. А воспитательницы все ушли. Семеновский папаша им тоже тогда денег дал. Да и холодно было. Почти Новый год. Чего им на улице делать? Ну да — на следующий день подарки давали — елка там, Дед Мороз”.
17 апреля 1995 года.
Дома больше никто не орет. Они вообще не разговаривают друг с другом. Даже через меня. Мама два раза не ночевала дома. Папа смотрел телевизор, а потом пел. Закрывался в ванной комнате и пел какие-то странные песни. В два часа ночи. Интересно, что подумали соседи?
Октябрина Михайловна говорит, что у детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма. Так говорит Октябрина Михайловна. А раньше они были нормальные.
Она говорит, что помнит, как мой папа появился в нашем доме.
“Он был такой худой, веселый. И сразу видно, что из провинции”.
Оказывается, у мамы уже был тогда парень, почти жених. Октябрина Михайловна не помнит его имени.
Сегодня специально ходил по улицам и смотрел — сколько женщин походит на Одри Хепберн.
Нисколько.
Промочил ноги и потерял ключи. Жалко брелок. Если свистишь, он отзывается. Посвистел во дворе немного — бесполезно. Где-то в другом месте, видимо, уронил.
18 апреля 1995 года.
Октябрина Михайловна вспомнила, как папа (только он тогда был еще не папа, а просто неизвестно кто) однажды пришел на день рождения к маме в костюме клоуна. Шел в нем прямо по улице, а потом показывал фокусы. В подъезде и во дворе. Все соседи вышли из своих квартир. Она говорит — было ужасно весело. Все смеялись и хлопали.
Дочитал книжку Оскара Уайльда. Круто. Может, позвать Семенова на день рождения?
Ходил свистеть на соседнюю улицу. Губа почти не болит, но из-за сломанного зуба свистеть как-то не так. Брелок не нашелся. Вместо него появились те пацаны, с которыми мы дрались на прошлой неделе.
Еле убежал.
19 апреля 1995 года.
Сегодня приходил милиционер. Оказывается, высокий Андрей сломал одному из тех пацанов ключицу. Теперь его родители подали в суд. Я видел, как Андрей тогда схватил обрезок трубы, но милиционеру ничего не сказал. Я там, говорю, вообще не был. А он смотрит на мое разбитое лицо и говорит: не был? Я говорю — нет.
Пацаны во дворе сказали мне — ты нормальный.
Я не предатель.
Вчера приснилось, что это меня затащил в машину отец. Бьет изо всех сил, а я не могу от него увернуться. Только голову закрываю. Руки маленькие — никак от него не закрыться. Он такой большой, а у меня пальто неудобное. С воротником. И руки в нем плохо поднимаются. Я уже забыл о нем, а теперь вдруг во сне увидел. Бабушка подарила, когда мне было пять лет. А в окно машины заглядывает Антон Стрельников. Но почему-то большой. И целуется с учительницей алгебры.
Потом приснилась Одри.
20 апреля 1995 года.
Я умею играть “Moon River” на пианино. Одним пальцем. Октябрина Михайловна смеется надо мной и говорит, что остальные девять мне не нужны. Со мной и так все ясно.
Посмотрим.
Папа сказал, что костюм клоуна ему одолжил один приятель из циркового училища. Он говорит, что у него не было денег на нормальный подарок тогда.
“Какие подарки? Вообще не было денег. Пришлось корчить из себя дурака. Чуть от стыда не умер. А ты откуда узнал?”
Я говорю — от Октябрины Михайловны. А он говорит: ты где для нее деньги нашел? Я говорю — секрет фирмы.
Мама опять не ночевала дома.
21 апреля 1995 года.
Семенов сказал, что знает настоящее имя Одри. А я ему говорю — я думал, что Одри — настоящее. А он говорит — ни фига. Ее звали Эдда Кэтлин ван-Хеемстра Хепберн-Рустон. Я ему говорю — напиши. Он написал. Я говорю: а ты-то откуда знаешь? Он говорит — я в детстве любил прикольные имена запоминать. Первого монгольского космонавта звали Жугдэрдемидийн Гуррагча. Я говорю — врешь. А второго? Он говорит — второго не было. Можешь проверить. А первого звали Гуррагча. Сам посмотри на Интернете. Там и про Одри Хепберн до фига всего есть. Я говорю: например? Он говорит — ну, она дочь голландской баронессы и английского банкира. Снималась в Голливуде в пятидесятых годах. А до этого — в Англии. Я говорю: а ты зачем про нее смотрел?
Он молчит и ничего мне не отвечает. Я ему снова говорю. И он тогда пальцем показывает на мою тетрадь. Там четыре раза на одной странице написано: “Одри Хепберн”.
24 апреля 1995 года.
Снова рассказал Октябрине Михайловне про Семенова. Она сказала — дело в том, что мы все в итоге должны умереть. Это и есть самое главное. Мы умрем. А если это понял, то уже не важно — каков твой друг. Просто его становится жалко. И себя жалко. И родителей. Вообще всех. А все остальное — не важно. Утрясется само собой. Главное, что пока живы. Она говорит, а сама на меня смотрит и потом спрашивает: ты понял? Я говорю — понял. Только Семенов мне как бы не друг. А она говорит — это тоже не важно. Вы оба умрете. Я думаю — спасибо, конечно. Но так-то она права. Она говорит — потрогай свою коленку. Я потрогал. Она говорит — что чувствуешь? Я говорю — коленка. Она говорит — там кость. У тебя внутри твой скелет. Настоящий скелет, понимаешь? Как в ваших дурацких фильмах. Как на кладбище. Он твой. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга, пока он внутри. Ты понимаешь? Я говорю — чего непонятного? Скелет внутри — значит, все нормально. Она улыбается и говорит — молодец. А вообще умирать не страшно. Как будто вернулся домой. Как в детстве. Ты в детстве любил куда-нибудь ездить? Я говорю — к бабушке. Она в деревне живет. Она говорит — ну вот, значит, как к бабушке. Ты не бойся. Я говорю — я не боюсь. Она говорит — умирать не страшно.
2 мая 1995 года.
Высокого Андрея арестовали. Не за ключицу. За нее, видимо, будет отдельный срок. Все получилось из-за Семенова. Семенов у меня на дне рождения без конца рассказывал всякую чепуху про черных рэпперов и хип-хоп. А пацаны из двора слушали его с раскрытыми ртами. Папа мне даже потом сказал — он что, из музыкальной тусовки? Я объяснил ему насчет Интернета. Но пацаны про Интернет не в курсе. Только в общих чертах. Они не знали, что Семенов меня заранее спросил — кто будет на дне рождения. Высокий Андрей мне на кухне сказал — классный парень. Он что, типа из Америки приехал? А я говорю — просто читает много. Интересуется. Короче, они ушли вместе с Андреем и потом, видимо, где-то напились. Я не знаю, как у них там все получилось, но к утру джип семеновского папаши сгорел в гараже. Плюс еще две машины какого-то депутата. Он их от проверки там прятал. В Думе теперь шерстят за лишние тачки. Папаша бил Семенова ножкой от стула. Сломал ему несколько ребер и кисть левой руки. Наверное, Семенов этой рукой закрывался. Но от милиции откупил. Арестовали одного Андрея. Пацаны во дворе ходят груженые. В баскетбол перестали играть. Со мной не разговаривают.
11 мая 1995 года.
Приходила мама. Сказала: можно поговорить? Я сказал — можно. Она говорит — ты какой-то странный в последнее время. У тебя все в порядке? Я говорю: это я странный? Она говорит — не хами. И смотрит на меня. Так, наверное, минут пять молчали. А потом говорит — я, может, уеду скоро. Я говорю — а. Она говорит — может, завтра. Я снова говорю — а. Она говорит: я не могу тебя взять с собой, ты ведь понимаешь? Я говорю — понятно. А она говорит: чего ты заладил со своим “понятно”? А я говорю — я не заладил, я только один раз сказал. Сказал и сам смотрю на нее. А она на меня смотрит. И потом заплакала. Я говорю: а куда? Она говорит — в Швейцарию. Я говорю — там Одри Хепберн жила. Она говорит: это из твоего кино? Я говорю — да. Она смотрит на меня и говорит — красивая? Я молчу. А она говорит: у тебя девочка есть? Я говорю: а у тебя когда самолет? Она говорит — ну и ладно. Потом еще молчали минут пять. В конце она говорит: ты будешь обо мне помнить? Я говорю — наверное. На память пока не жалуюсь. Тогда она встала и ушла. Больше уже не плакала.
14 мая 1995 года.
Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать. Не буду.
г. Якутск
Добавить комментарий
Тема: Заседание клуба любителей литратуры
«Открытая книга», посвященное открытию
Года литературы в РФ, обсуждению рассказа
Андрея Геласимова «Нежный возраст»
Автор: Селиверстова Виктория Викторовна
Организация: МАОУ СШ №9
Населенный пункт: г.о. Красноуфимск Свердловской области
Мотивация: Обсуждение книг служит активным средством развития всех сфер личности ребенка (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Конечно, дети при интерпретации литературного произведения в ходе обсуждения показывают разные уровни читательского мастерства. Но малоподготовленные, “слабые” читатели в процессе работы нередко получают наглядные уроки того, что и как читают другие, более внимательные читатели. Так появляется мотивация читать больше и повышать свое читательское мастерство.
Участники заседания:
- Трифонова О.Н., заведующий ГИМЦ, председатель.
- Ильченко Л.М., учитель русского языка и литературы школы№ 3
- Мережникова Л. Е., учитель русского языка и литературы школы№ 9
- Адыева Л.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
- Мерзлякова Е.А., учитель русского языка и литературы школы№ 2
- Сыропятова Н.В., учитель русского языка и литературы школы№ 1,
Библиотекари ?
Команды обучающихся 10 классов средних общеобразовательных учреждений городского округа Красноуфимск (школы № 1,2, 3, 9) Количество участников от каждого общеобразовательного учреждния – 7 человек.
Цель: возрождение ценности чтения, привлечение интереса к книге и литературе, пропаганда лучших произведений разных видов и жанров, повышение интереса к чтению, освоение читательских компетенций, развитие читательского мастрства, создание условий, способствующих эмоциональному восприятию художественного произведения, что поможет обучающимся лучше подготовиться к итоговому сочинению по литературе в 11 классах, которое с 2014 года является допуском к ЕГЭ
При обсуждении рассказа А.Геласимова “Нежный возраст” развивать у обучающихся способность анализировать прочитанное, формировать навыки публичных выступлений, умение ставить проблемные вопросы и решать их,
воспитывать позитивное отношения к жизни, добрые человеческие качества, совершенствовать навыки работы в группах.
Источник информации: Сайт: Андрей Геласимов / Проза.ру — национальный сервер … www.proza.ru/avtor/foolhunter
Вопросы для самостоятельного размышления над содержанием рассказа «Нежный возраст» (даны за месяц):
- Автор, название, жанр.
- Кому, по-вашему, будет интересен этот рассказ? О чем он?
- Время и место действия.
- Основные персонажи.
- Как начинается? Насколько интригует завязка?
- Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какова проблема поставлена автором?
- Чем интересен рассказ в целом?
- Какой эпизод особенно вам запомнился? Почему?
- Какие персонажи показались особенно интересными?
- Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
- Какие фразы запомнились?
- Что вам дало чтение этого рассказа?
Вопросы для обсуждения рассказа «Нежный возраст» (даны за неделю до заседания):
В каком жанре написано произведение?
- Обратите внимание на числа дневника. В течение какого времени ведется дневник? Почему такой короткий промежуток времени?
- Какие события произошли в жизни подростка за два месяца?
- Почему у героя нет имени? Даже родители, когда обращаются к сыну, не называют его имени?
- Почему рассказ называется “Нежный возраст”? Какое противоречие заложено в названии?
- Какие поступки совершают “нежные” дети и взрослые?
- Что происходит в семье подростка? Как он это воспринимает?
- Почему подросток не может найти поддержки в семье, школе, а находит ее на улице?
- Зачем мальчик занялся музыкой, к которой у него не было способностей, бросив престижные занятия теннисом?
- Почему подросток привязался к учительнице за столь короткий срок?
- Почему не боялся казаться смешным, выгуливая котов старой учительницы?
- В рассказе противопоставляются два учителя (музыки и тенниса). В чем смысл противопоставления?
- Зачем учительница настаивала на том, чтобы мальчик посмотрел фильм?
- Почему последние разговоры с учительницей были о бабушке героя и о смерти?
- Как в рассказе решается проблема отцов и детей?
- Чья позиция, отца или матери, кажется вам более понятной?
- Прочитайте последнюю запись дневника. Какие чувства вызывает у вас диалог героя с матерью? На чьей вы стороне?
- Почему дневник обрывается не на предательстве матери, а на смерти учительницы?
- В конце мальчик теряет брелок. Зачем автор ввел эту художественную деталь в текст?
- Как вы думаете, что ждет героя в будущем? Дает ли нам автор надежду на благополучный финал?
Оборудование: мультимедийный проектор и ноутбук.
Литературоведческая концепция. Остроумные сюжеты, свободная и артистичная манера повествования – вот, пожалуй, основные характеристики творчества А. Геласимова.
В российской литературе имя Андрея Геласимова стало известно с момента опубликования в журнале «Октябрь» (2001г.) его первого рассказа «Нежный возраст». С тех пор А. Геласимов один из самых популярных писателей России.
Повествование ведется в форме дневниковых записей четырнадцатилетнего подростка. Можно предположить, что именно такая форма применена для того, чтоб «ему» (не нам) будущее было не известно. «Он» записывает только то, что было. Предположений о предстоящем он не фиксирует.
Действие рассказа происходит в 1995 году. Однако, по сути, перед читателем предстают три поколения — сам герой рассказа и его ровесники, родители рассказчика и старушка-соседка, дающая уроки музыки, Октябрина Михайловна. Три разных поколения — но вызывают все одно и то же чувство, и это чувство безысходности. Три поколения, и все три — потерянные. У героя распадается семья, но в дневнике мальчика этому уделено крайне мало места — ругань родителей для него дело обычное. Куда большую роль играет образ Одри Хепберн — актрисы, увиденной героем в случайно посмотренном фильме «Римские каникулы». Одри для героя — символ какого-то другого мира, лучшего, чем тот, что его окружает: «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички…
Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился… Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло». Образ автомата как символ реального мира противостоит образу Одри Хепберн как символу мира идеального. Но реальный мир не менее хрупок, чем мир идеальный. И «нежный возраст» героя — детство, подходит к концу, а привычный ему окружающий мир рушится на глазах. Заканчивается дневник героя (а вместе с ним и рассказ) словами: «Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не буду писать». Коротко и гениально. Изящно и вовремя поставлена точка.
Рассказ охватывает всего лишь два месяца из жизни подростка. Но в эти два месяца происходят важные события при формировании личности подростка: открывается другая сторона жизни, герой начинает общение с искусством. В связи с этим меняется и внутренний мир героя. Если в начале рассказа в герое мы видим только агрессию, ненависть к окружающим, то уже к концу рассказа мир героя светлеет, у него появляются друзья.
Перечитывать и вникать в подтекст рассказа хочется снова и снова. Потому что невысказанное здесь куда глубже и богаче сказанного.
Ход заседения (план)
- Год литературы. Почему на государственном уровне назрела необходимость говорить о значении литратуры?
- Объявление темы заседания, участников, членов жюри, условий взаимодействия участников .
- Постановка цели:
Что читать? Как читать? Как использовать прочитанное при подготовки к сочинению по литературе и по русскому языку?
- Обсуждение логотипа Года литературы вРФ
- Что читать? 100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга (выступление Черемновой Н., школа №9: смотри презентацию»100 книг»)
- Зачем люди читают художественную литературу? (для себя). Знакомство с понятием Ка́та́рсис ( от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление. Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающийся в позитивное переживание. Кипение переживаний, превращающее темные, трудные и больные переживания в переживания чистые, светлые и благородные. ) Ведущий делится опытом эмоционального переживания и погружения в произведение искусства на примере произведений художественной литературы, фильмов. (Презентация «Ход беседы»)
- Реклама сайта «Капканы ЕГЭ И ГИА», произведений с «Книжной полки» для сдающих ЕГЭ по русскому языку
- Ведущий предлагает участникам заседения пережить опыт коллективного эмоционального восприятия рассказа Майка Гелприна «Свеча горела»
- Слушание стихотворения Б. Пастернака «Свеча горела», к которому дает отсыл М. Гелприн (см. Презентацию «Свеча горела», читает Чайникова И., школа №9)
- 10. Информация о М.Галперине ( см. Презентацию «М.Гелприн», рассказывает Чайникова И., школа №9)
- Слушание рассказа М. Гелприна «Свеча горела», с паузами. Участники делятся эмоциональными переживаниями, объясняют, как они связаны с содержанием рассказа.(читают учащиеся школы № 9 )
- 12. Обсуждение рассказа А. Геласимова «Нежный возраст» начинатся с выступления учащихся школы №3, которые читают стихи, написанные по сюжету рассказа Ильченко Л.М., учителем русского языкма и литературы
- 13.Рассказ о А. Геласимове (см. Презентацию «А. Геласимов», рассказывает Аршина А., школа №9)
- 14.Основополагающий вопрос: Почему рассказ называется «Нежный возраст»?
- 15. Обсуждение эпохи (1995 год), историческая, экономическая, социальная обстановка в стране, обсуждение, как это отразилось в рассказе.
- 16.Обсуждение вопросов (во время обсуждения постоянно обращаемся к тексту рассказа за подтверждением умозаключений – см презентаци. «Ход бседы»):
1)В каком жанре написан рассказ? Почему?
2)Кто герой рассказа? Сколько ему лет? Как его зовут? Почему? Какой он человек?
Кто находится рядом с героем рассказа?
3)Какие проблемы встают перед героем рассказа?
Проблема одиночества
— непонимания в отношениях с родителями
— поиска истинных и ложных друзей
— завоевания авторитета в компании
— сексуальной ориентации
— проблема поиска себя
— насилия взрослых
— старости и смерти
— поиска идеала, любви
Почему герой их остро переживает, но не может разрешить?
4)Роль семьи в жизни человека
Материальное положение.
Взаимоотношения родителей. Причины.
Отношение родителей к сыну.
5) Подросток и школа
Почему герой за помощью не обращется к учителям?
6) Герой и его сверстники
Антон Стрельников, высокий Андрей, девочки, Семенов
Какое значение сыграли в судьбе мальчика? Почему не могут помочь?
7) Октябрина Михайловна. Кто она? Какая? Как живет? Как повлияла на жизнь героя? Почему?
О фильме «Римские каникулы» и актрисе Одри Хепберн рассказывает Чухарева Е, школа №9 (см. презентацию «Одри Хепберн»)
9) О книге О. Уальда «Портрет Дориана Грея» слушаем рассказ ученицы школы №2 …………… (см. буктреллер)
10) Последняя запись. Смысл открытого финала . Почему герой больше не будет писать в дневнике?
17. Почему рассказ называется «Нежный возраст»?
18. Идейное содержание рассказа
19. Вопрос Андрею Геласимову (Сайт: Андрей Геласимов / Проза.ру — национальный сервер … www.proza.ru/avtor/foolhunter Отправить письмо автору Андрей Геласимов
20. Читать – это здорово!
21.Слово жюри.
Примерный ход рассуждений участников заседания и их выводы:
Форма рассказа – дневник подростка, писанный им (по датам) с 14 марта 1995 года по 14 мая 1995 года. Два месяца периода «нежного возраста» главного героя уместил этот формат. Два месяца, которые перевернули «мир» подростка, его внутреннюю жизнь. Это не преувеличение. Все мы знаем, что в этом возрасте – возрасте взросления, осознавания себя как личности – изменение ментальности, приобретение базовых идеалов и нравственных постулатов может происходить быстро. Причем, очень важно, кто в этот момент встретится тебе на пути. Какой учитель высветит для тебя эти идеалы. Может оказаться так, что ты будешь готов приобщиться к «вечному, доброму», но жизнь не предоставит в этот нужный момент для тебя педагога, равного твоим духовным запросам – и это определит твой дальнейший путь по жизни как вечное плутание между добром и злом.
Нашему герою повезло ( и об этом рассказ) – ему встретилась Октябрина Михайловна.
Но о ней позже – а сначала о системе персонажей рассказа. Все персонажи как бы включаются в «трехуровневую систему».
1-й уровень – это ровесники нашего героя и он сам. Ровесники или учатся вместе с ним в классе, или живут в одном дворе. Впрочем, о своих ровесниках герой записывает в дневнике: (Запись от 17.03.95) «Как меня все достали. В школе одни дебилы. Что учителя, что однокласснички. Гидроцефалы. Фракийские племена. Буйный расцвет дебилизма.»
В одном классе с главным героем учатся претендующий на его дружбу Семенов – ребенок с уязвимым психическим отклонением, называемым «гомосексуализм»; Антон Стрельников, постоянно влюбляющийся то в одну, то в другую учительницу. Во дворе заводилой является «высокий Андрей», молодой человек, который никогда не будет страдать «экзистенциализмом» — болезнью людей с тонкой душевной организацией. Но честный и справедливый. Настоящий русский «реальный пацан».
2-й уровень – это следующее поколение, поколение родителей и учителей в школе. Об учителях уже упомянуто было, но есть в качестве дополнения еще такая запись от 20.03.95 г. : «Учителей надо разгонять палкой. Пусть работают на огородах. Достали». В этом же «уровне» — родители главного героя и отец Семенова.
3-й уровень – поколение «родители родителей», это один персонаж – Октябрина Михайловна, которая в прошлом была директором музыкальной школы. «Потом то ли выгнали, то ли сама ушла»,
Как уже было сказано о ровесниках нашего героя, ни их увлечения, ни их взгляды на жизнь он не разделяет. Ему хочется быть уважаемым в среде «реальных пацанов», но он предпочел бы разговоры о магии настоящей женственности и творчестве Уайльда извечному выяснению «кто прав – кто виноват» при помощи кулаков. Ему удается добиться уважения у дворовых ребят, потому что он не трус, не ябеда и не помнит обид, но их жизнь – это не его поле деятельности. Никто бы из этих ребят не понял его увлечения Одри Хепберн, а про «Портрет» О.Уайльда никто бы из них не сказал так же, как главный герой — «Круто», а сказали бы «Мура» и покрутили бы пальцем у виска. В среде этих ребят он не смог бы быть тем, кем является на самом деле. Видение жизни у нашего героя более сложное, чем у друзей со двора, и он при всем желании не смог бы объяснить им то, что понимает о жизни сам. Но о своей любви к Одри Хепберн, вернее, о том, какая она необыкновенная, ему хотелось с кем-нибудь поговорить. Казалось, мог бы его понять умудренный в «делах амурных» одноклассник Антон Стрельников. Но герой вовремя понял, что необыкновенность Одри Хепберн, которую понял сам герой, просмотрев «Римские каникулы», не откроется — пусть и всегда влюбленному — сердцееду класса и школы Антону Стрельникову.
- менее сложно все с одноклассником Семеновым, несчастным ребенком, имеющим садиста-отца. Поначалу ничего, кроме омерзения, не вызывает он у главного героя. Но тайну его он не выдает никому. А еще считает, что в качестве «моральной компенсации за сам факт существования» Семенова в его жизни имеет право взять с него 50 баксов «откупного».
Но, несмотря на это, наш герой — как бы «супер-герой». Он заслужил уважение «реально крутых» пацанов своего двора, не жертвуя при этом ничем, не совершая чего-то непосильного для себя. Он не рассказал милиционеру о противоправных действиях «высокого Андрея» не потому, что боялся потерять авторитет, а потому что в данном вопросе его понятия о нравственности не расходятся с понятиями пацанов со двора: нельзя доносить на друзей, тем более, что драка была «честной», дрались потому, что нельзя было не драться. При своей мужественности герой обладает богатым внутренним миром, умещающим в себя любовь к прекрасному, понимание сложностей жизни — всем тем, что можно назвать духовной чуткостью. Он хочет поймать неуловимые моменты бытия, стремится к этому.
Ему сложно с родителями. Они не одаряют его своей любовью, не могут служить советчиками, вряд ли с ними можно делиться сокровенным и говорить о тех вопросах, которые тебя мучают. Но и их он старается понять. Хотя ему и трудно. Родители считают, что дают своему сыну все, что ему нужно: элитную школу, дорогого тренера по теннису, абонемент в бассейн, вещи, привезенные из заграницы. Многие ли родители могут дать больше этого? Их возмущает, что сын не ценит такую заботу: хочет учиться в обычной школе, бросил заниматься теннисом. На высказанное желание нашего героя обучаться игре на фортепиано отец посоветовал ему сначала разобраться в себе, а пока слушаться родителей и делать то, что велят они. Мальчику хочется спросить у отца: «А ты сам в себе разобрался?» Но он побоялся. И не случайно. Через несколько дней, 1 апреля, наш герой попытался неудачно пошутить. Запись от 01.04.95 : «Сказал родителям, что меня выгоняют из школы…они тут же начали между собой орать. Потом, когда успокоились, папа спросил: за что? Я сказал – за гомосексуализм. Он повернулся и врезал мне в ухо.» Насилие, применяемое к главному герою, к сожалению, типичный способ общения родителей с детьми в рассказе А.Геласимова.
Отец Семенова – то ли бандит, то ли депутат – знает лишь один метод семейного воспитания – побои. Когда наш герой узнает от Антона Стрельникова одну из страшных историй избиения Семенова его отцом, один из детских ужасов несчастного ребенка материализуется в сне главного героя.
Современные дети и их родители – потерянное поколение и потерявшееся поколение – говорит нам этот рассказ.
Главный герой заводит дневник, пытаясь разорвать паутину неразрешаемого. Но и дневник не помогает. Запись от 28.03.95: «Достали меня все. И этот дневник меня тоже достал. А не пойдешь ли ты к черту, дневник? А?» Как спасение от всего, что достало, звучит слово «автомат».
Запись от 23.03.95. : «Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в нашей школе он пригодился… Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь.»
Запись от 24.03.95 : «В школу приходил тренер по теннису. Сказал, что я, конечно, могу не ходить, но денег он не вернет. Козел… Берешь автомат и стреляешь ему в лоб. Одиночным выстрелом.»
Запись от 25.03.95.: «Антон Стрельников сказал, что влюбился в новую училку по истории. Лучше бы он крысиного яду наелся. Такая же тупая, как и все. Переводишь автомат на стрельбу очередями и начинаешь их всех поливать. Привет вам от Папы Карло.»
Кто же примирит его с этой действительностью?
К Октябрине Михайловне главный герой приходит, чтобы научиться играть на фортепиано. Неожиданное увлечение для мальчика эпохи «лихих 90-х». Но, несмотря на то, что и старушка невзрачная, и в квартире у нее «воняет дерьмом», герой не отступил от намеченной цели. Отдал Октябрине семеновские «откупные» и приступил к занятиям.
Октябрина Михайловна становится частью его жизни незаметно, но влияние ее на подростка становится решающим. Как ни странно, именно благодаря старой учительнице, любительнице кошек, герой получил первое признание от дворовой компании и первый жизненный урок. Выгуливая ее кошек, сам того не зная, он получил бонусы признания как отклик на доброту Октябрины. Это она, когда еще была не так больна и выходила во двор, спасала бродячих кошек и души ребят. Она учила не нотациями, а примером. Из своей, наверняка не большой, пенсии она не жалела денег, отдавая их мальчишкам для того, «чтобы они не охотились на бродячих котов. А потом просто давала им деньги. Даже когда они перестали охотиться. На мороженое – вообще на всякую ерунду.» Знакомство с Октябриной Михайловной ввело нашего героя в «круг доверия» мальчишек, которые два года назад за новый велосипед, привезенный отцом и Арабских Эмиратов, избили его так, что до сих пор напоминанием об этом являются шрамы на теле. Тогда для этих мальчишек он был чужим, потому что богатым, и, следовательно, не вызывающим ни уважения, ни жалости.
Почему Октябрина дала мальчику посмотреть фильм «Римские каникулы»? Может, просканировала его своей интуицией педагога и поняла, что это «зерно» упадет в благодатную почву? Не ошиблась ведь. Юному мужчине, не находящему идеала в окружающей действительности, нужен был это идеал, как глоток воздуха, чтобы в последующем знать, что искать, а не довольствоваться «тетками», как Стрельников, или «тупыми дурами» — одноклассницами, помешанными на гламуре. Об Одри Хепберн мальчик записывает в дневнике: «Никогда не видел таких…даже не знаю как назвать…женщин. Нет, женщин таких не бывает. У нас в классе учатся женщины.»
Близкий по духу человек встречается крайне редко. И тем более необычным является родство душ и возможность достичь взаимопонимания между представителем поколения, которое только еще вступает в жизнь, и представителем, который уже заканчивает жизненный путь. Но это возможно, и дело тут не в прожитых годах. Октябрина Михайловна понимает, что всегда был в истории человечества конфликт поколений, и в частности, конфликт между родителями и детьми. У нее на этот счет свое мнение. Запись от 17.04.95 : «Октябрина Михайловна говорит, что у детей проблемы с родителями оттого, что дети не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте. Пока те еще не стали такими, как сейчас. В этом заключается драма.» Октябрина Михайловна вспоминает о папе главного героя. Она помнит его молодым, способным на безрассудные поступки, не закованным в свой статус, как сейчас. Именно эта «статусность», к которой стремятся взрослые, уничтожает в них возможность понимания своих детей.
С Октябриной мальчик разговаривает о Семенове. И старая женщина дает направление в том, как надо относиться к «таким». По-своему, метафорически, Октябрина объяснила мальчику, что мы все равны потому, что все мы умрем. Умрет и тот, кто считает себя лучше всех, и тот, кто считает себя хуже всех. И, раз мы все умрем, то есть недолго задержимся в этом мире, мы заслуживаем того, чтобы нас жалели, и все заслуживают того, чтобы их жалели. И это является глобальной причиной равности всех и причиной, по которой все заслуживают любви и уважения.
Главный герой готов к такой парадоксальности разговора. Старая женщина, вряд ли понимаемая сверстниками, понятна мальчику. И, видимо, то, что говорит она, созвучно его пониманию жизни. «Она (Октябрина Михайловна) говорит – потрогай свою коленку. .. Она говорит – там кость. У тебя внутри твой скелет. Это твой личный скелет. Когда-нибудь он обнажится. Никто не может этого изменить. Надо жалеть друг друга. Пока он внутри. Ты понимаешь? Я говорю – чего непонятного?» Помня о смерти как непреложности, делай добро. Но и смерти Октябрина учила не бояться. Не делать из этого культ. «Умирать не страшно. Как будто вернулся домой.».
Главный герой находится в «нежном возрасте» или, может, уже выходит из него, но в «прекрасный и яростный мир» он выйдет вооруженный гуманными принципами, помня о том, что, пока «не обнажился скелет», Любовь, Уважение и Понимание должны быть начертаны на стяге и гербе его Судьбы.
Думаю, что рассказ Андрея Геласимова нужен современной школе. Он честен до обнажения. И это именно то, что нужно современным подросткам, ищущим ответы на свои вопросы.
Приложения:
- file0.docx.. 38,9 КБ
- file1.pptx.zip.. 3,2 МБ