Сказка – это ответ всё испытавшей
древности на вопросы вступающей в мир детской
души.
Философ И.Ильин
Важная сторона географического образования
связана с механизмом передачи и обретения
знаний. Сегодня на фоне низкого уровня
начитанности обучающихся, ограниченности
читательского опыта всё интенсивнее идёт поиск
эффективных способов организации уроков
географии. Урок географии должен воспитывать у
обучающихся большую потребность в чтении
научной, приключенческой, дополнительной
литературы. Урок географии должен заставлять их
обращаться к “народной мудрости”, которая не
имеет срока давности.
Долг и цель учителя географии – раскрыть
уникальность географического образования,
показать неоценимое прикладное значение в
воспитании заботливого хозяина, разумного
потребителя природных богатств своей страны.
Использование фрагментов русской народной
сказки на уроках географии способствует
развитию коммуникативной культуры, развивает
познавательный интерес к учебному предмету,
заставляет обращаться к положительному
эмоциональному опыту из детства, способствует
более прочному усвоению знаний, создаёт ситуацию
успеха.
У каждого народа свои сказки. Каждая из них
своеобразна, отражает в себе природные условия,
историю, национальные традиции, особенности
народного характера.
В 8-м классе в теме “Атмосферная циркуляция”
изучаем циклоны и антициклоны. Обучающиеся не
всегда видят разницу между ними. Для большей
иллюстративности антициклона я использую
следующий отрывок из русской народной сказки
“Лисичка – сестричка и Серый волк”:
“Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда
хвост, сидит и бормочет:
– Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше
ловись большая, да и побольше!
А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да
приговаривать:
– Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни,
волчий хвост!
– Что ты говоришь? – забеспокоился Волк.
– То же, что и ты, куманёк: «Ловись рыбка,
большая и маленькая!»”
Зимой антициклон приносит похолодание, идёт
сильное выхолаживание территории. Длинной
зимней ночью на безоблачном небе отчётливо видны
звёзды, усиливается мороз и … “замерзает волчий
хвост”.
В древние времена человек ощущал свою полную
зависимость от мира природы, поклонялся её
главным силам. В русской народной сказке “Мороз,
Солнце и Ветер” учтены климатические
особенности России. В силе и важности
соревнуются природные явления: солнце, ветер и
мороз. Полностью сказку зачитываю при изучении
темы “Давление и ветер” в 6 классе. Особое
внимание обращаю на вторую часть сказки.
“…Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи,
кому ты из нас на особицу поклонился? А старик и
говорит: Ветру. Кому ж, как не ему! Доволен Ветер.
– Ну, что? – посмеивается. – Чья взяла?! И в ус
себе тихонько дует. -Ладно же, говорит Солнце, – я
тебя, старик, словно рака испеку. Будешь ты меня
помнить! – А ничего ты ему не сделаешь! – говорит
ветер, Я как повею, сразу холодком потянет. –Ну
так я его, голубчика, как сосульку заморожу! –
кричит Мороз. – Не пугай, говорит Ветер Морозу,–
не буду я поддувать, так ничего ты со своей силой
не сделаешь. Уж это дело известное – и мороз не
мороз, когда ветра нет. Вот потому – то мне и
почёту больше всех больше.”
После прослушивания задаю вопросы:
– Что такое “ветер”?
– Какое влияние на погоду в разные времена года
оказывает ветер?
– При какой температуре воздуха можно получить
обморожение в ветреную погоду?
– Почему старик поклонился Ветру?
При изучении атмосферы зачитываю отрывок из
сказки про Иван-царевича. Вот мчится Иван –
царевич на своём быстром и могучем коне: “Конь
бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из
ушей дым валит, следом горячие головешки летят”.
– Какие стихии изображены в могучем коне? (гром,
молния и ветер)
– Как в сказке описана картина грозы?
Обращаюсь к русской народной сказке и при
изучении географической оболочки Земли в 6-м
классе. Русскую народную сказку “Летучий
корабль” обучающиеся читают дома, перед уроком.
После того, как сформировано понятие “природный
комплекс” задаю вопросы:
- Назовите природный комплекс, в который
отправился Дурень. (Лес) - Природные компоненты, из которых состоит
природный комплекс: горные породы, воздух, вода,
растения и животные, почвы. Назовите
растительность, птиц, животных данного ПК,
которые упоминаются в сказке. (Растительность –
сосна, дуб; птицы – тетерев, сокол; животные –
волк) - Назовите природные комплексы, над которыми
пролетал корабль. (Над лесами, над полями, над
реками, над озером) - Какой природный комплекс изменен человеком?
(Поле) - “– Да я и одного хлеба за день не съем.” Что
значат слова Дурня?
(Видимо каравай был очень большой. Чтобы он
пропёкся в печи нужно много дров. Их много там,
где растёт лес. В России традиционно пекли
большие караваи, а в странах, где мало или совсем
нет древесной растительности, пекут тонкие
лепёшки.)
В законе “Об образовании” сказано, что
обучение и воспитание это единый процесс.
Поэтому нужно обращать внимание на нравственную
основу любой сказки. Работая с этой сказкой важно
подчеркнуть, что Дурень получает помощь за свою
доброту, энергичность, трудолюбие. Для того чтобы
добиться цели, ему приходится приложить усилия,
где то измениться самому, стать более уверенным.
Сказка показывает нелёгкий путь победы добра над
злом и тем самым формирует представление, каким
должен быть человек и его поступки.
Особенно привлекательны сказки с
географическими названиями. На уроках географии
самостоятельная работа обучающихся
представлена как работа с географической картой
и планом местности, со статистическим
материалом, периодическими изданиями. Такая
работа не носит ярко выраженного творческого
элемента. Включение географической сказки в урок
поможет контролировать уровень усвоения и
понимание темы по географии. Например, при
изучении темы “Наши реки” в 8 классе использую
сказку “Вазуза и Волга” при закреплении
изученного на уроке материала.
– У Волги много притоков. Как меняется
направление Волги от г. Зубцова, где она
“догнала” Вазузу? (Приняв Вазузу Волга делает
крутой поворот на северо-восток)
– Чем обусловлен “рисунок ” Волги и её
притоков? (особенностями рельефа местности, по
которой она протекает, особенностями климата)
– Как сейчас называется море Хвалынское, куда
несут свои воды Волга и Вазуза? (Каспийское) Какие
города на Волге “меняли” свои названия? (Тверь,
Волгоград, Нижний Новгород)
– Чем обусловлен небольшой головой сток у реки
Волги?
(Коэффициент увлажнения в нижнем течении Волги
меньше 1).
Такая работа позволяет закрепить в памяти
зрительный образ рек и оживляет географическую
номенклатуру.
Читаем сказку “Никита Кожемяка” и легко
находим Киев, Чёрное море. А что это за борозда
сажени в две высотою и почему её не пашут мужики?
А какой физико-географический объект спрятался
в русской народной сказке “Неосторожное слово”?
Самая известная русская народная сказка
“Колобок”. В 8, 9-х классах при изучении природных
зон и экономических районов задаю вопросы:
– В какой природной зоне развиваются события
русской народной сказки “Колобок”? (Лесная зона)
– Почему вы так считаете? (Животные, которые
встретились колобку распространены в лесной
зоне: медведь, заяц, волк, лиса)
– В своей песне колобок пел: “… по амбару
метён, по сусекам скребён, на сметане мешан”.
Почему колобок гордился тем, что замешан на
сметане? (В лесной зоне много сочной травы, что
является хорошей кормовой базой для молочного и
молочно – мясного скотоводства. Из молока
получают сливки, из которых после сквашивания
получают сметану. Сметана – национальный
продукт питания и использование его в выпечке
говорит о достатке хозяев.
Опять же, пропечь большой кусок теста можно
было только в русской печи, которая топилась
дровами.
Работая с русской народной сказкой на уроке
географии обучающиеся “открывают для себя
Америку”, то есть самостоятельно подходят к
ответам на многие вопросы и лучше запоминают
географические термины и понятия, учатся
устанавливать причинно – следственные связи,
учатся сопоставлять события и делать выводы.
Русская народная сказка даёт ответ на вопрос,
как приспособился человек к жизни в условиях
умеренного климата, в зоне лесов. Она учит
трудолюбию и бережному отношению ко всему, что
создано трудом. Чтобы выжить в суровых условиях,
человеку приходилось постоянно
усовершенствовать жилище, вырубать лес под поле,
выращивать зерновые и овощные культуры. Считаю,
что, несмотря на стремительное внедрение
компьютерных технологий в образовательный
процесс, в русской народной сказке заложен
огромный воспитательный и познавательный
потенциал и использование её наряду с
современными формами, методами и технологиями
просто необходимо.
Слайд 1
Мастер-класс «Сочиняем географическую сказку» Учитель географии МАОУ «Средняя школа №8», Коробова А.А. Когалым , 2017г.
Слайд 2
Варианты использования приема: «Географическая сказка» Урок открытия новых знаний «Путешествия по материкам» — 5 класс Урок общей методологической направленности «Материки и страны» — 7 класс
Слайд 3
Цели урока Образовательная: дать учащимся представление об особенностях природы материков; Развивающая: развивать воображение школьников; Воспитательная : формировать эмоционально-ценностное отношение обучающихся к предмету.
Слайд 4
Формируемые УУД Личностные Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. Познавательные Уметь характеризовать природу шести материков Земли. Коммуникат ивные Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Слайд 5
Географическая сказка «Путешествие по материкам»
Слайд 7
Во время путешествия: побываем на разных материках; узнаем, какой материк «самый, самый…»; научимся сочинять сказку; научимся работать с картой; научимся работать в группах.
Слайд 8
Правила работы в группе. Умей слушать и слышать других. Помни правило поднятой руки. Говори тихо и спокойно. Будь активным. В случае, когда проблему решить не удаётся, обратись к учителю .
Слайд 9
Инструкция к уроку по теме «Путешествие по материкам» (5 класс) Группа Задание: Написать сказку Содержание сказки отражает: Какой материк описан в тексте? Чем знаменит материк (Самый, самый…)? Какие рекорды есть на материке? Сказка должна быть яркой, понятной, запоминающейся. Время работы 15 мин. Время представления – 3 мин. Список группы: (вписать Ф.И.) Капитан организует работу группы, он же представляет работу группы. Сказочник записывает сюжет сказки . Картограф прокладывает маршрут сказочного путешествия. Художник оформляет ответ
Слайд 10
Придумать название сказки. Сочинить сюжет сказки. Определить сказочных персонажей, дать им имена. Создать карту «сказочного путешествия». Представить сказку. Алгоритм выполнения проекта
Слайд 11
Алгоритм оценки презентации проекта Использование географических знаний и терминов при написании сказки. Наличие карты «сказочного путешествия» и качество ее оформление, наличие иллюстрации. Яркость, увлекательность сюжета сказки. Четкость и эмоциональность представления. Очень понравилось Понравилось Не очень понравилось
Слайд 12
Группа 1. Это самый большой материк. Он самый разнообразный в природном отношении материк. Рельеф континента очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест — 8848м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская . Самая низкая точка земли область Мёртвого моря (-405м.) Материк богат реками и озерами. Самая длинная река материка — Янцзы. На континенте расположено самое глубокое озеро мира — Байкал (1637м). Здесь находится самый большой полуостров мира- Аравийский. Самое большое по площади озеро — Каспийское. На материке находится самая большая по площади страна мира — Россия. Группа 2. Второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка материка — гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на высоте . Континент почти посередине пересекается экватором. Большая часть лежит между тропиками, поэтому это самый жаркий материк. На большей его части средняя годовая температура выше +20 °С. Здесь не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной части материка расположена величайшая пустыня нашей планеты — Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70°С, а воздух — до +40 °С. Материк богат реками. Среди них Нил вторая по длине река нашей планеты (6671км). Река дважды пересекающая экватор – Конго, самая полноводная река материка.
Слайд 13
Группа 3. В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи — Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер — Мак-Кинли ( ). Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до -45 °С, до жаркого, влажного — на юге. Реки континента полноводны, самая крупная из них — Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио. Озера являются одними из крупнейших на Земле скоплений пресной воды, но все же уступают по данному показателю Байкалу. Они связаны между собой реками и каналами и поэтому вода как бы перетекает из одного в другое. Озеро Верхнее является крупнейшим по площади пресноводным озером планеты, а меньшее из пяти – Онтарио — больше самого крупного в Европе Ладожского озера . Группа 4. Это самый влажный континент планеты. На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до 0°С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка — самая длинная и полноводная река планеты. Индейцы называют Амазонку «Парана — Тинго «, что означает «Королева Рек». По всем параметрам – это величайшая река в мире. Самое высокогорное озеро Земли — Титикака. Расположено на высоте 4000 м. В переводе на русский «Святое озеро». Самый высокий водопад в мире — Анхель .
Слайд 14
Группа 5. Самый маленький материк, самый сухой, самый пустынный материк, самый низкий материк. На большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нет крупных, полноводных рек. Многие реки пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей. Самая большая река — Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр — самое крупное на материке, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается. Здесь много растений и животных, которых нельзя встретить на других континентах. На материке, острове Тасмания и мелких островах расположено только одно государство – Австралийский Союз. Столица – город Канберра. Материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000м). Самый высокий материк на Земле (средняя высота 2000 метров). Во льдах континента содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом -30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, г де летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0°С. Здесь наблюдаются самые сильные ветра на Земле (34 метра в секунду). Это территория жестокого солнца (полгода – полярный день, полгода – ночь). Здесь нет постоянного населения.
Слайд 15
Проверь себя Самый холодный материк… Самый жаркий материк… Самый влажный материк… Самый маленький материк… Самый сухой материк… Самый высокий материк… Самый большой материк…
Слайд 16
Ответы Антарктида Африка Южная Америка Австралия Австралия Антарктида Евразия 7 правильных ответов «5» 6-5 правильных ответов «4» 4-3 правильных ответа «3» 2 и менее правильных ответа «2»
Слайд 17
Я узнал….. Я научился….. Я хочу узнать….. Сегодня на уроке
Если вы уже познакомили ребенка с географической картой, то самое время совершать путешествия по материкам. Можно не организовывать проведение тематических недель и прочих сложных в подготовке мероприятий, гораздо проще просто поиграть в 1-2 заготовленных игры. Обычно мы используем географические сказки.
Успех любой игры — это история, понятная вашему ребенку.
Используем готовые сказки.
Мы обычно используем уже готовые сказки. Самые простые сказки — это сказки про животных. Тем более на любом материке есть очень характерные для этого региона животные. Например, для Австралии это кенгуру, а для Антарктиды это пингвины.
Вот пример нашей сказки про кенгуру и коалу. Начали мы с того, что прибыли на материк Австралия. Для этого обязательно нужно достать карту, определить, где Австралия и как до нее добраться. На материке мы встретили двух животных — коалу и кенгуру. Они рассказали о себе и предложили Семену рассказать сказку. Тогда мы переместились за стол и принялись творить.
За основу у нас выступала австралийская народная сказка.
Скакал Кенгуру по лесу и увидел Коала. Коала, как всегда, висел на ветке и жевал лист эвкалипта. Ведь всем известно, что жевать листья – это самое любимое занятие Коал. И еще – спать. Ох, как Коалы любят поспать! А вот бегать они вовсе не умеют. Незачем им. Они почти все время на дереве проводят. Съедят листья на одном дереве – перелезут на другое. Не торопясь. Дерево ведь не бегает.
Тут я предложила нарисовать дерево, ведь дерево — это дом Коалы.
А Кенгуру этот был большим зазнайкой. Кенгуру вообще любят похвастаться. Вот, мол, какой я ловкий. На десять метров могу прыгнуть. Или – на все пятнадцать. И хвост у меня – во! И уши – во! Меня даже Дикая Собака Динго не догонит!
И решил Кенгуру над Коалой посмеяться.
— Коала, а, Коала, — говорит, — давай соревноваться, кто из нас быстрее бегает.
А сам думает – сейчас я его обскачу в два счета, и все увидят, какой я ловкий, а он – неуклюжий.
— Хорошо, — отвечает Коала, – согласен. Только одно условие: куда бежать — я выбираю. Кенгуру и думает – какая разница, все равно – я быстрее. Куда Коале со мной тягаться! — Согласен, — говорит, — Куда побежим?
А Коала ему – Да хоть бы и вдоль этого дерева. От подножья до вершины.
И полез потихоньку вверх. А Кенгуру прыгал, прыгал. Да куда там. Не умеют Кенгуру по деревьям. Долго потом смеялись звери над глупым зазнайкой. А мудрый Вомбат сказал:
– Не тот первый, кто прыгает быстрее, а тот, у кого голова умнее.
Во время сказки я просто перемещала коалу вдоль ствола дерева, как будто он ползет вверх. Затем мы приклеили наших героев сказки на лист.
Подобные сказки можно придумать и самим, но гораздо удобнее воспользоваться интернетом. Абсолютно для любого ландшафта, природной зоны можно подобрать соответствующую сказку.
Придумываем сами, видоизменяем знакомые сказки.
Еще один способ рассказать географическую сказку и поиграть в нее, это взять за основу очень известную русскую народную сказку. Для нас это всегда «Колобок». Чем хороша именно эта сказка. Центральный герой отправляется в путешествие, в котором ему навстречу попадаются разные животные. Кто сказал, что путешествие должно быть в лесу? Это может быть путешествие куда угодно. Вот, например, мы поиграли в путешествие по тундре.
Жил-был мальчик, он жил в тундре вместе со своими родителями. А домик был у него необычный, из снега, называется иглу. Однажды под Новый год отец вез мальчику колобка, но потерял его по дороге. Заблудился наш колобок, не знает куда идти. Кругом снежная равнина. Тогда стал он спрашивать дорогу у встречающихся ему на пути животных. У нас это были белый медведь, овцебык, волк, полярная сова, заяц и северный олень. В конце концов колобок все же попадает в иглу к мальчику.
Мы играли в разные вариации этой сказки. Сначала просто с листом бумаги и фломастером, выполняя задания животных (например, нарисовать оленю траву, а волку мясо).
Потом с подвижными играми (например, продемонстрировать как зайчик прыгает). Потом мы занялись строительством и построили иглу. У нас из кубиков сахара. Внутрь ставили свечку (огонь горит).
Затем мы смотрели энциклопедии, смотрели картинки с полярным сиянием и решили нарисовать свой северный полюс. Наверху полярное сияние:
На картинке в принципе нарисовано все, с чем мы поиграли. Это и иглу, и животные, и сам колобок из пластилина.
На такую сказку удобно нанизывать любые факты, которые планируется преподнести ребенку. У нас это были погода и погодные явления, животные и их среда обитания, еда, строения людей, мы даже о ледоколах поговорили.
В таких играх удобно использовать картинки животных. Я распечатываю их, но чаще использую наклейки (как сегодня). У меня есть большой альбом наклеек, который всегда под рукой.
Сказочная география
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Рузанкина Э.С. 1
1МБОУ «СОШ №5» г.Усинска
Канева Н.Б. 1
1МБОУ «СОШ №5» г.Усинска
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
1 Введение
Кто не любит сказки? Таких людей, наверное, нет, среди детей – это уж точно. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. В этом мы ещё раз убедились на уроках литературного чтения. С каким интересом мы слушали рассказы друг друга о коварстве Бабы Яги и смекалке Ивана-дурака, о капризах царевны-Несмеяны и мудрости Василисы Премудрой. Мы смеялись и переживали, сочувствовали героям русских народных сказок и восхищались их чудесам.
Сказки появились в древности как образный свод законов отношений человека с природой, другим человеком, божеством, обществом — сначала сказки о животных, потом волшебные. Сказки — это закодированные послания человечества, а вообще СКАЗ — это говорить, рассказывать –то есть переносить информацию. Люди, сочиняя сказки, заключали в них мудрость, которую хотели передать.
Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим. В сказках все необычно. Они вводят нас в мир приключений и учат ценить труд каждого, распознать добро и зло.
Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказок с реальными научными данными, изученными на уроках географии.
Актуальность: Я считаю, что, несмотря на сказочность, моя работа актуальна. Сказки – это начало будущих знаний географии, астрономии, биологии
Цель: – выявить особенности географических объектов, процессов, приборов посредством сказок; показать взаимосвязь географии с литературными произведениями, узнать, где живут герои русских народных сказок.
Задачи:
сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией;
составить описание сравниваемых объектов;
узнать о существовании Сказочной картой России;
выяснить, где и как живут сказочные герои;
бережно относиться к природным ресурсам;
научить любить свой край;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе
Методами исследования являются:
поисковый;
описательный;
метод анализа и обобщения.
Гипотеза: В сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения и т.д.
В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы – яги, летающий конёк – горбунок, сапоги — скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скорость, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.
Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра — флюгер. В России до XVIII века употреблялись
слова прапор, прапорица. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.
В сказке «Гуси – лебеди» речь идёт о девочке, которая в поисках своего братца, проходит трудный путь, прокладывая маршрут через лес, реку, прося помощи у яблоньки. При изучении темы «План местности», мы знакомимся с условными знаками, которые встречаются в сказке.
В сказке «Красная шапочка» также прослеживается сказочный маршрут девочки по плану местности.
Роль универсального навигатора в сказках играет волшебный клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути.
Такой сказочный гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание,
она помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление — дальний родственник прибору компасу, устройству, облегчающее ориентирование на местности. Компас так же, как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.
Очень часто в сказках встречается указательный камень — это либо топографический план, ориентир, либо указатель сторон горизонта. В «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» речь идёт как раз об этом: «Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».
В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке, поверхность тарелки обращается в экран с изображением. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением под названием глобус, который был создан около 150 л. до н.э. Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить общие черты: форма (круглая), движение (совершают движение), назначение (показывает объекты).
В замечательной сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», прослеживается следующий момент:
…Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.
Цунами — длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.
Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник. Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево–дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров.
При изучении темы «Атмосфера» мы видим действия, описанные в сказке про Ивана-царевича: вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: «Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят». В могучем коне изображены три стихии — гром, молния и ветер.
Много сказок имеют сюжет со Змеем в своём повествовании. «Налетела туча чёрная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей чёрною Трёхглавый змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон увёз». Это образное описание смерча. Он круглый, как змей да размером с гору – Горыныч, громовая туча с тремя хоботами смерча.
Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
Скатерть-Самобранка – кухни народов мира. В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой».
Очень интересным примером, показывающим «космические путешествия наших предков» является сказка «Финист – Ясный Сокол». Сказ повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре, за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет. За время путешествия Настеньки совершилось шесть прмежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила семь пар железной обуви и съела семь железных хлебов: в современном мире – аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались шесть раз при посадках. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты.
Сказка «Колобок», знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию. «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва) в Сварожьем круге. Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.
Таким образом, здесь идёт речь об изучении звездной карты.
Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».
Издавна Урал славится драгоценными (аметист, изумруд, сапфир, алмазы, дымчатый топаз, александрит) и поделочными (яшма, мрамор, малахит, гранит, гипс) камнями. По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал — один из богатейших районов мира.Бажов передает удивительную красоту нарядов Хозяйки Медной горы. Платье её «из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». Хозяйка красива и мудра, великодушна и справедлива, в ней заключена мощь самой природы, её богатство,
Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.
Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло.
В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесён в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.
В самой известной сказке А.С. Пушкина.
… У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
Там чудеса там леший бродит
Русалка на ветвях сидит
Там на невиданных дорожках
следы невиданных зверей…
Так описывает это волшебное место автор. В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации, естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках заповедниках и национальных парках.
Лукоморье из сказок А.С. Пушкина существовало не в сказках, а в реальности. Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала лук. Находится Лукоморье за Уральским хребтом.
Проблемы рационального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка», подводят к тому, что природа очень щедрая, она даёт нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта».
Мало кто из нас знает, что герои любимых детских сказок живут среди нас. Где живёт тот или иной сказочный герой? Раньше на такие вопросы ответов не было, но с появлением «Сказочной карты России» всё изменилось. Несколько лет назад в России была создана карта, которая объединяет регионы страны в единое сказочное пространство. Благодаря огромной исследовательской работе стала известна родина не одного десятка персонажей русских сказок и легенд.
Проект по созданию необычной – сказочной карты России существует несколько лет. Авторами проекта стали представители Московской ассоциации землячеств; автором карты — Алексей Козловский. В этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы. И сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям. Лидер среди них – Ярославская область. На Сказочной карте России уже много сказочных героев обрели свою прописку, но еще многие кочуют в поисках пристанища. Вот те, кто уже поселился на сказочной карте: Алеша Попович, Царь Берендей, Водяной, Змей Горыныч, Добрыня Никитич, Емеля и Щука, Золотая Рыбка, Иванушка – дурачок, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Кикимора Вятская, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший, Колобок, Конёк-Горбунок, Курочка Ряба, Мышка – Норушка, Садко, Чебурашка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и другие. Эти герои сказок не только помогают запомнить географические названия городов, но и их положение на карте нашей страны.
2 Сказочные герои
2.1 Дед Мороз
Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющих древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Здесь можно побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.
2.2 Снегурочка
Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице.
На живописном берегу реки Волги в Костромской губернии в усадьбе «Щелыково» стоит сказочный Терем Снегурочки. В «Щелыково» можно погулять по тихим аллеям, посетить Голубой дом Снегурочки, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика. Сама хозяйка встречает гостей у себя в тереме, знакомит их со своими сказочными друзьями, показывает свое волшебное зеркало и рабочий стол, где она отвечает на письма детей. А уж если, прощаясь, Снегурочка посыплет Вас волшебным снежком, то ждет Вас удача весь следующий год. Самым любимым праздником сказочной внучки Деда Мороза остается День рождения. Каждый год 7 апреля со всей России съезжаются к Снегурочке в гости ее друзья — сказочные персонажи. В этот день проходит множество конкурсов, концертов, выставок на любой вкус, как для детей, так и для взрослых.
В Костроме в парке «Берендеевка» на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. В них проживает Царь Берендей.
Так что приезжая в Кострому, попадаешь в настоящую волшебную сказку, которая ребятишек приводит в неописуемый восторг, а взрослых возвращает в забытое детство … хотя бы на миг, зато в душе остается навсегда!
2.3 Баба-Яга
Не так давно у известнейшего персонажа русских сказок — Бабы-Яги — появилась своя Родина. В 2004 году родиной Бабы Яги было объявлено небольшое село Кукобой. Село Кукобой расположено в Ярославской области. Затерянный в лесах Кукобой — единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено, во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы и русалки.
В центре села расположен великолепный сосновый бор, в нем то и расположился музей Сказки. Главная героиня музея – Баба-Яга со своей знаменитой избушкой на курьих ножках. Жители села не считают Бабу-Ягу злым символом язычества, для них она символ домовитости, хранительница обычаев и традиций рода.
День рождения Бабы Яги — 25 июня.
2.4Кощей Бессмертный и Змей Горыныч
Создатели сказочной карты России «обнаружили» следы пребывания двух главных злодеев русских волшебных легенд — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного в Тверской области.
Тверская область станет самым «сказочно-коварным» регионом — здесь обнаружены «историко-сказочные» следы пребывания двух самых популярных представителей сказок, против которых и борются русские богатыри — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, причем на родине Горыныча уже открылся и работает «Музей гада». По словам авторов проекта, Тверская область была выбрана родиной злодеев на основании легенд и местного фольклора. Обоих сказочных персонажей официально пропишут недалеко друг от друга. Кощея — в деревне Старица, и живет этот сказочный персонаж, конечно, в подземельях. Существуют небылицы и о том, что монастыри и храмы Старицы соединяются между собой подземными ходами, и что ходы эти проходят прямо под Волгой-рекой.
А Змея Горыныча поселили в селе Приволжском, которое когда-то называлось Гадово. В Старице для сказочного образа уже подобрали соответствующую пещеру, а в Приволжском — открыли Музей гада, где выставлены различные экспонаты, посвященные змеям — от Змея Горыныча до Змея-искусителя.
2.5Кикимора
На «Сказочной карте России» город Киров официально обозначен как родина Кикиморы. Яркость образа и активность сделали бесподобную Кикимору Вятскую символом «Сказочной карты России».
По утверждению авторов проекта, Кикимора – «шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок». В кировском «Заповеднике сказок» построен «Дом кикиморы».
Кроме того Кировская область стала родиной сестрицы Алёнушки и братца Иванушки. Их прописали в селе Рябово – на родине братьев Васнецовых.
2.6 Леший
Ле́ший (хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой) — дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека. Леший поселился в Ярославской области в селе Кукобой.
2.7. Водяной
В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества. Обитает Водяной в Пошехонье, её не зря называют ярославской Венецией, ведь он стоит сразу на пяти реках, есть здесь пруды и, конечно, Рыбинское водохранилище. И поэтому пошехонцы надумали поселить у себя водяного. Его официальная резиденция находится в детской библиотеке. Квартира водяного украшена портретами хозяина, статуями симпатичных подружек-лягушек, аквариумом с маленькими сомиками, водяной мельницей и прочими атрибутами водного царства. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.
3 Заключение
На сегодняшний день, всего на «Сказочную карту» занесено 42 героя из 27 городов и регионов. Новых персонажей на Сказочную карту» будут добавлять только 2 раза в год: в Международный день сказки 7 июня и зимой в день приезда в Москву Российского Деда Мороза. У нас уже прошла первая волшебная «Олимпиада», она состоялась 18-20 мая 2012 года в Кировской области. В ней участвовали сказочные герои России и других стран (Германия, Украина, Скандинавские страны). На Олимпиаде были включены соревнования по озорным сказочным видам спорта: колобоулинг, бег по неведомым дорожкам, метание волшебного клубочка, репинг, шмякобол, крокет, сказочная регата и сказочный биатлон. В рамках данного проекта планируется выпустить «Сказочный календарь», на котором будут отмечены все значимые в жизни сказочных героев даты, например, 2 марта – День рождения Кикиморы, 15 мая – годовщина свадьбы Кикиморы Вятской и Домового, 10 февраля – день рождение Домового. Календарь станет отличным подспорьем для тех, кто захочет отправиться по «Сказочному кольцу России», сказочным туристическим маршрутам и узнать что-то новое об этих населённых пунктах.
Выводы
В своей работе я показала взаимосвязь географии с литературными произведениями, со сказочными героями.
Я провела исследование и узнала, где живут герои русских народных сказок. Это помогло мне познакомиться со многими интересными фактами, о географических приборах, о местах рождения и существования сказочных героев.
Я поняла, что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно! Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географическими знаниями.
Великому поэту А.С. Пушкина принадлежат слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..» И на самом деле, рассказывая о самых важных в жизни моментах сказка оказывается самой настоящей правдой.
Есть удивительная наука – география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в школу. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок…
Список литературы
Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.
Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.
Пушкин А.С. Сказки.
Ершов П. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011
рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.
Приложения
Викторина
Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера?
(«География всмятку»)
2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»?
(Смородина)
3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»? (на восток).
4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Средиземного
Конкурс «Узнай сказочную страну».
со множеством разноцветных зданий.
Нарядные люди гуляли вокруг фонтана.
Брызги падали на землю и превращались в стекло.
Все искрилось в ярком солнечном свете.
И повсюду на площади были расставлены зеркала, которые все искажали».
Королевство кривых зеркал». В. Губарев
«Где-то в глубине необъятного североамериканского материка, окруженная обширной пустыней и кольцом неприступным гор лежала Волшебная страна».
Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков?
В Цветочном городе. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
На каких островах происходят такие чудеса:
«… Ходят все на головах!
Там живет трехголовый кашалот,
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!»?
На Горизонтских островах. Б. Заходер
Конкурс «Как попасть в волшебную страну»?
Кто из героев воспользовался этими средствами передвижения, чтобы попасть в сказочную страну?
— Верхом на божьей коровке?
(В страну Чуланию Вася Неумыткин. А.Моисеев «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании»).
— На машине, которая может ездить, плавать и летать?
(Незнайка в Солнечный город. Н. Носов).
— В домике, поднятом с земли ураганом, или на летучих обезьянах?
(Элли в Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).
— На автобусе?
(Дядя Фёдор и кот Матроскин в деревню Простоквашино. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот»).
Просмотров работы: 3783
1
МБОУ СОШ 7 Урок-сказка по географии в 6 классе Тема: «Горные породы, слагающие земную кору» (урок изучения нового материала) Учитель географии: Морозова Ольга Валерьевна
2
образовательные: продолжить формирование представлений о строении земной коры, обеспечить усвоение знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», «свойства горных пород»; развивающие: формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические породы; развивать элементы творческой деятельности: интуиции, смекалки; развивать мировоззрение, навыки устной речи; развивать память, логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способность четко формулировать свои мысли; воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, побудить учащихся к активности на уроке, вызвать любознательность. образовательные: продолжить формирование представлений о строении земной коры, обеспечить усвоение знаний терминов: «полезные ископаемые», «горные породы», «свойства горных пород»; развивающие: формировать умение различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические породы; развивать элементы творческой деятельности: интуиции, смекалки; развивать мировоззрение, навыки устной речи; развивать память, логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способность четко формулировать свои мысли; воспитательные: воспитывать ответственное отношение к учебному труду, побудить учащихся к активности на уроке, вызвать любознательность.
3
Оборудование: Мультимедийная презентация, коллекция горных пород.
4
Структура урока: 1. Организационный момент (1 мин.) 2. Постановка целей урока с подчеркиванием значения материала изучаемой темы (2 мин.) 3. Организация восприятия и осмысления информации (5 мин.) 4. Выполнение учащимися индивидуально и коллективно устных и письменных заданий, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе фактов и явлений (28 мин.) 5. Проверка выполнения работ, корректировка ( при необходимости ) (3 мин.) 6. Формулирование выводов по изученному материалу (3 мин.) 7. Подведение итогов урока, рефлексия (3 мин.)
5
1. Организационный момент Успешное проведение организационного момента влияет на успешность всего урока в целом, при этом здесь все зависит от поведения учителя, который должен в течение короткого промежутка времени достичь сосредоточенности учащихся.
6
2. Постановка целей урока На уроке большое внимание я уделила правильной постановке целей урока, подчеркивая важность изучаемого материала. Для того, чтобы учащиеся осознали необходимость изучения темы.
7
3. Организация восприятия и осмысления информации Сообщение, подготовленное учащимися, сопровождающееся презентацией Такая форма работы на уроке призвана повысить интерес учащихся к работе на уроке. Наглядность материала повышает его усвоение, т. к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
8
4. Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера Фронтальный опрос Данный вид контроля позволяет повторить большинство основных понятий изучаемой темы и проверить знания большинства учащихся. Регулярный фронтальный опрос способствует хорошему запоминанию учебного материала. Даже слабые ученики неплохо ориентируются в вопросах темы, что повышает их самооценку и интерес к предмету, т. к. создается « ситуация успеха ».
9
4. Выполнение учащимися заданий систематизирующего характера Игра «Камни знаки зодиаков» Этот этап урока является продолжением фронтального опроса. Главным преимуществом учебной игры я считаю возможность сведения к минимуму факторов стрессовой ситуации, которая сопровождает любую проверку, оценивание, тем более, публичную, перед всем классом. Любая игра на уроке сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном. Учащиеся получают возможность выплеснуть свои эмоции.
10
4. Выполнение учащимися заданий обобщающего и систематизирующего характера Самостоятельная работа с таблицей Работа с таблицей является одним из важнейших видов деятельности на уроке. В процессе такой работы обобщаются и систематизируются знания. Также при подборе любого типа заданий мной учитывается необходимость достижения развивающих целей урока. В данном случае развиваются логические умения : сравнивать, выделять главное, приводить доказательства. Кроме этого, данный вид работы соответствует воспитательным целям урока : побуждает к активности на уроке, вызывает любознательность.
11
5. Формулирование выводов по изученному материалу На этом этапе формулируются выводы по изученной теме, поэтому здесь очень важна помощь учителя с тем, чтобы наибольшее количество учащихся сформулировало ответы на поставленные вопросы. Вопросы учитывают связь изучаемой темы с ранее изученными, поэтому учащиеся имеют возможность сравнивать, обобщать, анализировать изученный материал.
12
6. Подведение итогов урока, рефлексия Ребята, наш урок подходит к концу и я бы хотела узнать, понравился ли он вам ? Что понравилось вам в большей степени ? Возникли у вас какие — нибудь вопросы ? Что вам было не понятно ?
13
14
« Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни … Не подозревая, что знакомство с ними обогатила бы наш опыт во всех областях науки. Как и все на свете, камни имеют свою историю. Доказано, что камень рождается, живет и умирает. Только в отличие от живых существ продолжительность его жизни неизмеримо велика.» К. Паустовский.
15
16
17
18
19
Литосфера
20
Осадочные горные породы – породы, которые образовались в результате оседания их на дне водоемов и на суше в различных условиях. песчаникизвестняк поваренная соль нефть галькащебеньпесокглина уголь
21
Горные п ороды п о происхождению Осадочные Органические Уголь, торф, мел неорганические Обломочные Песок, глина Химические Поваренная соль, гипс
22
Магматические горные породы – породы, образовавшиеся из магмы при ее остывании и затвердевании. Различают глубинные и излившиеся. базальтпемза гранитлипарит габбро
23
Горные п ороды п о происхождению Магматические Осадочные Глубинные гранит Излившиеся пемза органические неорганические обломочныехимические
24
Метаморфические горные породы – породы, образовавшиеся в результате изменения состава или свойства первоначальных пород. кварцит глинистый сланец мрамор
25
Горные п ороды п о происхождению Магматические Осадочные Метаморфические глубинные излившиеся органические неорганические обломочныехимические
26
27
28
29