Сказочная география
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Рузанкина Э.С. 1
1МБОУ «СОШ №5» г.Усинска
Канева Н.Б. 1
1МБОУ «СОШ №5» г.Усинска
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
1 Введение
Кто не любит сказки? Таких людей, наверное, нет, среди детей – это уж точно. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок, которые учат нас простым истинам. В этом мы ещё раз убедились на уроках литературного чтения. С каким интересом мы слушали рассказы друг друга о коварстве Бабы Яги и смекалке Ивана-дурака, о капризах царевны-Несмеяны и мудрости Василисы Премудрой. Мы смеялись и переживали, сочувствовали героям русских народных сказок и восхищались их чудесам.
Сказки появились в древности как образный свод законов отношений человека с природой, другим человеком, божеством, обществом — сначала сказки о животных, потом волшебные. Сказки — это закодированные послания человечества, а вообще СКАЗ — это говорить, рассказывать –то есть переносить информацию. Люди, сочиняя сказки, заключали в них мудрость, которую хотели передать.
Ещё до появления географической науки люди прекрасно умели ориентироваться в окружающем их мире, на практике познавали особенности природы своей местности. От наблюдательности и практической смекалки зависела жизнь первобытного человека. Представления древних людей о природе и человеке, исходили из практического опыта, а их осмысление уходило в область мифа, сказки, то есть было фантастическим. В сказках все необычно. Они вводят нас в мир приключений и учат ценить труд каждого, распознать добро и зло.
Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географической знаниями. К такому выводу я пришла, сопоставив некоторые моменты из сказок с реальными научными данными, изученными на уроках географии.
Актуальность: Я считаю, что, несмотря на сказочность, моя работа актуальна. Сказки – это начало будущих знаний географии, астрономии, биологии
Цель: – выявить особенности географических объектов, процессов, приборов посредством сказок; показать взаимосвязь географии с литературными произведениями, узнать, где живут герои русских народных сказок.
Задачи:
сопоставить возможные вымышленные (сказочные) предметы, персонажи с географической информацией;
составить описание сравниваемых объектов;
узнать о существовании Сказочной картой России;
выяснить, где и как живут сказочные герои;
бережно относиться к природным ресурсам;
научить любить свой край;
воспитывать чувство причастности к благополучию в природе
Методами исследования являются:
поисковый;
описательный;
метод анализа и обобщения.
Гипотеза: В сказках наши предки предугадали появление в будущем карт, навигационных приборов, приборов видения и т.д.
В разных сказках широко встречаются волшебные предметы: ступа Бабы – яги, летающий конёк – горбунок, сапоги — скороходы, ковер – самолет, объединяет их все способность летать, большая скорость, удобство в использовании. Возможно, в далеком будущем, будут существовать и аналогичные виды, а в настоящее время эти предметы отдаленно напоминают воздушные виды транспорта.
Всем известна сказка А.С. Пушкина «Золотой петушок». Здесь главный герой указывал на приближающуюся опасность. В точности как метеорологический прибор для измерения направления и скорости ветра — флюгер. В России до XVIII века употреблялись
слова прапор, прапорица. Флюгер представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Флюгер часто служит декоративным элементом — для украшения дома. Он может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания. Часто садоводы применяют флюгер с пропеллером для избавления от кротов, землероек и прочих подобных вредителей. Вибрации, передающиеся в землю от вращения пропеллера, отпугивают грызунов, и они покидают участок.
В сказке «Гуси – лебеди» речь идёт о девочке, которая в поисках своего братца, проходит трудный путь, прокладывая маршрут через лес, реку, прося помощи у яблоньки. При изучении темы «План местности», мы знакомимся с условными знаками, которые встречаются в сказке.
В сказке «Красная шапочка» также прослеживается сказочный маршрут девочки по плану местности.
Роль универсального навигатора в сказках играет волшебный клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути.
Такой сказочный гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание,
она помогает главному герою в поисках нужного пути, так как клубок бежит по лесной тропинке в нужном направлении. Это чудо приспособление — дальний родственник прибору компасу, устройству, облегчающее ориентирование на местности. Компас так же, как и волшебный клубок ниток, всегда имеет одно направление, а точнее всегда указывает на север.
Очень часто в сказках встречается указательный камень — это либо топографический план, ориентир, либо указатель сторон горизонта. В «Сказке об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» речь идёт как раз об этом: «Кто поедет от камня сего прямо, тот будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мёртв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется».
В русских народных сказках, главные герои прибегают к помощи волшебной тарелочки для того, чтобы увидеть то, что их наиболее интересует. Для этого нужно чтобы яблочко катилось по тарелочке, поверхность тарелки обращается в экран с изображением. Это волшебное приспособление имеет некоторые общие признаки с географическим изобретением под названием глобус, который был создан около 150 л. до н.э. Сравнивая волшебную тарелочку с глобусом, можно выделить общие черты: форма (круглая), движение (совершают движение), назначение (показывает объекты).
В замечательной сказке А.С. Пушкина «О царе Салтане», прослеживается следующий момент:
…Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
Думаю, что здесь можно рассмотреть действие цунами.
Цунами — длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. В сказке 33 богатыря обладают мощной силой и выходят из моря на сушу, так же как и мощное цунами вырывается на сушу на расстояние до 10 км.
Дивной могучей силой свиста, обладал другой герой Соловей – разбойник. Одно его дуновение могло вызвать страшный ветер, который поднимал в воздух различные предметы, целые войска. Прозвище «разбойник» вполне оправдано. С точки зрения географии, аналогичными свойствами обладает атмосферный вихрь, возникающий в кучево–дождевом (грозовом) облаке и распространяющийся вниз, в виде облачного рукава диаметром в десятки и сотни метров.
При изучении темы «Атмосфера» мы видим действия, описанные в сказке про Ивана-царевича: вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: «Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят». В могучем коне изображены три стихии — гром, молния и ветер.
Много сказок имеют сюжет со Змеем в своём повествовании. «Налетела туча чёрная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей чёрною Трёхглавый змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон увёз». Это образное описание смерча. Он круглый, как змей да размером с гору – Горыныч, громовая туча с тремя хоботами смерча.
Извержение вулкана – грозное и страшное явление природы. И это явление сумел реалистично описать Пушкин. Несколько строк он посвятил извержению вулкана Везувий, которое произошло в Италии в 79 году нашей эры.
Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя
Широко развилось, как боевое знамя,
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон.
Скатерть-Самобранка – кухни народов мира. В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой».
Очень интересным примером, показывающим «космические путешествия наших предков» является сказка «Финист – Ясный Сокол». Сказ повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре, за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет. За время путешествия Настеньки совершилось шесть прмежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила семь пар железной обуви и съела семь железных хлебов: в современном мире – аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались шесть раз при посадках. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты.
Сказка «Колобок», знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость Предков: эта сказка является образным описанием астрономического наблюдения Предков за движением Месяца по небосклону от полнолуния к новолунию. «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке, происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва) в Сварожьем круге. Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) – «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается — Мидгард-Земля полностью закрывает Месяц от Солнца.
Таким образом, здесь идёт речь об изучении звездной карты.
Одно из главных богатств каждой страны – минеральные ресурсы, описывается в сказках Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка горы медной», «Серебряное копытце».
Издавна Урал славится драгоценными (аметист, изумруд, сапфир, алмазы, дымчатый топаз, александрит) и поделочными (яшма, мрамор, малахит, гранит, гипс) камнями. По разнообразию минералов, горных пород и полезных ископаемых Урал — один из богатейших районов мира.Бажов передает удивительную красоту нарядов Хозяйки Медной горы. Платье её «из шёлкового, слыш-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шёлк, хоть рукой погладить». Хозяйка красива и мудра, великодушна и справедлива, в ней заключена мощь самой природы, её богатство,
Любимая нами с детства сказка «Снегурочка», действие происходит в деревне, слепили из снега бабка и детка себе внучку. Пошла Снегурочка гулять и играть с подружками, прыгнула через костер и растаяла, превратилась в облако, но конец у сказки не печальный ведь весной с дождем пролилась Снегурочка на полянку и превратилась в красивые цветы. В данном действии описывается «Круговорот воды в природе». В интересной форме сказка знакомит нас с этим удивительным природным процессом.
Особое внимание в сказках уделяется взаимоотношению человека и природы. Здесь можно выделить целый блок сказок. Например, «Аленький цветочек», в дивном саду был сорван этот цветок героем сказки, печальные последствия ждали героев, к счастью в сказке добро побеждает зло.
В жизни мы имеем более печальные последствия, ряд растений занесён в Красную книгу и список этот пополняется ежегодно. Другой сказочный цветок «Цветик семицветик», обладает волшебными свойствами, его лепестки были потрачены героиней напрасно, и только последний принес пользу, он был потрачен на благое дело и благодаря этому, цветок был сохранен.
В самой известной сказке А.С. Пушкина.
… У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом….
Там чудеса там леший бродит
Русалка на ветвях сидит
Там на невиданных дорожках
следы невиданных зверей…
Так описывает это волшебное место автор. В наше время, когда природа подвергается сильнейшими натиску цивилизации, естественных участков практически не остаётся. Уникальный мир сохраняется на специально отведенных участках заповедниках и национальных парках.
Лукоморье из сказок А.С. Пушкина существовало не в сказках, а в реальности. Лукоморьем наши предки называли побережье Белого моря, потому что форма линии побережья напоминала лук. Находится Лукоморье за Уральским хребтом.
Проблемы рационального природопользования рассматриваются и в таких сказках как: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Царевна лягушка», подводят к тому, что природа очень щедрая, она даёт нам свои богатства, которыми человек может пользоваться в полной мере, но пользование это должно быть рациональным, без ущерба для самой природы. Иначе человечество рискует «остаться у разбитого корыта».
Мало кто из нас знает, что герои любимых детских сказок живут среди нас. Где живёт тот или иной сказочный герой? Раньше на такие вопросы ответов не было, но с появлением «Сказочной карты России» всё изменилось. Несколько лет назад в России была создана карта, которая объединяет регионы страны в единое сказочное пространство. Благодаря огромной исследовательской работе стала известна родина не одного десятка персонажей русских сказок и легенд.
Проект по созданию необычной – сказочной карты России существует несколько лет. Авторами проекта стали представители Московской ассоциации землячеств; автором карты — Алексей Козловский. В этом ему помогали и помогают специалисты – историки, филологи, краеведы. И сейчас уже 25 регионов России зовут в гости к своим сказочным героям. Лидер среди них – Ярославская область. На Сказочной карте России уже много сказочных героев обрели свою прописку, но еще многие кочуют в поисках пристанища. Вот те, кто уже поселился на сказочной карте: Алеша Попович, Царь Берендей, Водяной, Змей Горыныч, Добрыня Никитич, Емеля и Щука, Золотая Рыбка, Иванушка – дурачок, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Кикимора Вятская, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший, Колобок, Конёк-Горбунок, Курочка Ряба, Мышка – Норушка, Садко, Чебурашка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и другие. Эти герои сказок не только помогают запомнить географические названия городов, но и их положение на карте нашей страны.
2 Сказочные герои
2.1 Дед Мороз
Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющих древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Здесь можно побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.
2.2 Снегурочка
Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице.
На живописном берегу реки Волги в Костромской губернии в усадьбе «Щелыково» стоит сказочный Терем Снегурочки. В «Щелыково» можно погулять по тихим аллеям, посетить Голубой дом Снегурочки, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика. Сама хозяйка встречает гостей у себя в тереме, знакомит их со своими сказочными друзьями, показывает свое волшебное зеркало и рабочий стол, где она отвечает на письма детей. А уж если, прощаясь, Снегурочка посыплет Вас волшебным снежком, то ждет Вас удача весь следующий год. Самым любимым праздником сказочной внучки Деда Мороза остается День рождения. Каждый год 7 апреля со всей России съезжаются к Снегурочке в гости ее друзья — сказочные персонажи. В этот день проходит множество конкурсов, концертов, выставок на любой вкус, как для детей, так и для взрослых.
В Костроме в парке «Берендеевка» на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. В них проживает Царь Берендей.
Так что приезжая в Кострому, попадаешь в настоящую волшебную сказку, которая ребятишек приводит в неописуемый восторг, а взрослых возвращает в забытое детство … хотя бы на миг, зато в душе остается навсегда!
2.3 Баба-Яга
Не так давно у известнейшего персонажа русских сказок — Бабы-Яги — появилась своя Родина. В 2004 году родиной Бабы Яги было объявлено небольшое село Кукобой. Село Кукобой расположено в Ярославской области. Затерянный в лесах Кукобой — единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено, во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы и русалки.
В центре села расположен великолепный сосновый бор, в нем то и расположился музей Сказки. Главная героиня музея – Баба-Яга со своей знаменитой избушкой на курьих ножках. Жители села не считают Бабу-Ягу злым символом язычества, для них она символ домовитости, хранительница обычаев и традиций рода.
День рождения Бабы Яги — 25 июня.
2.4Кощей Бессмертный и Змей Горыныч
Создатели сказочной карты России «обнаружили» следы пребывания двух главных злодеев русских волшебных легенд — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного в Тверской области.
Тверская область станет самым «сказочно-коварным» регионом — здесь обнаружены «историко-сказочные» следы пребывания двух самых популярных представителей сказок, против которых и борются русские богатыри — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, причем на родине Горыныча уже открылся и работает «Музей гада». По словам авторов проекта, Тверская область была выбрана родиной злодеев на основании легенд и местного фольклора. Обоих сказочных персонажей официально пропишут недалеко друг от друга. Кощея — в деревне Старица, и живет этот сказочный персонаж, конечно, в подземельях. Существуют небылицы и о том, что монастыри и храмы Старицы соединяются между собой подземными ходами, и что ходы эти проходят прямо под Волгой-рекой.
А Змея Горыныча поселили в селе Приволжском, которое когда-то называлось Гадово. В Старице для сказочного образа уже подобрали соответствующую пещеру, а в Приволжском — открыли Музей гада, где выставлены различные экспонаты, посвященные змеям — от Змея Горыныча до Змея-искусителя.
2.5Кикимора
На «Сказочной карте России» город Киров официально обозначен как родина Кикиморы. Яркость образа и активность сделали бесподобную Кикимору Вятскую символом «Сказочной карты России».
По утверждению авторов проекта, Кикимора – «шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок». В кировском «Заповеднике сказок» построен «Дом кикиморы».
Кроме того Кировская область стала родиной сестрицы Алёнушки и братца Иванушки. Их прописали в селе Рябово – на родине братьев Васнецовых.
2.6 Леший
Ле́ший (хозяин леса, лесной дух, лешак, лесовик, дедушка-лесовой) — дух, хозяин леса в мифологических представлениях славянских народов. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет. Отношение к лешему в народе было двойственным: он одновременно и нечистая сила и справедливый дух. Лешие не столько целенаправленно вредят людям, сколько проказят и шутят, но делают они это грубо и зло: пугают хохотом и хлопаньем в ладоши, сбивают с пути, прячут предметы и др.. Леший может наказать человека за ненадлежащее поведение. От лешего зависит удача на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо заключить с ним договор. Леший может похищать скот и людей. Он способен предсказывать будущее. Иногда леший принимал помощь от человека. Леший поселился в Ярославской области в селе Кукобой.
2.7. Водяной
В славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. С левой ягодицы водяного постоянно капает вода (это можно сравнить с особым значением левой стороны у лешего). Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества. Обитает Водяной в Пошехонье, её не зря называют ярославской Венецией, ведь он стоит сразу на пяти реках, есть здесь пруды и, конечно, Рыбинское водохранилище. И поэтому пошехонцы надумали поселить у себя водяного. Его официальная резиденция находится в детской библиотеке. Квартира водяного украшена портретами хозяина, статуями симпатичных подружек-лягушек, аквариумом с маленькими сомиками, водяной мельницей и прочими атрибутами водного царства. Идею закрепить за Пошехоньем место жительства повелителя рек и озер придумали сотрудники библиотеки, собравшие богатую историю Хозяина рек.
3 Заключение
На сегодняшний день, всего на «Сказочную карту» занесено 42 героя из 27 городов и регионов. Новых персонажей на Сказочную карту» будут добавлять только 2 раза в год: в Международный день сказки 7 июня и зимой в день приезда в Москву Российского Деда Мороза. У нас уже прошла первая волшебная «Олимпиада», она состоялась 18-20 мая 2012 года в Кировской области. В ней участвовали сказочные герои России и других стран (Германия, Украина, Скандинавские страны). На Олимпиаде были включены соревнования по озорным сказочным видам спорта: колобоулинг, бег по неведомым дорожкам, метание волшебного клубочка, репинг, шмякобол, крокет, сказочная регата и сказочный биатлон. В рамках данного проекта планируется выпустить «Сказочный календарь», на котором будут отмечены все значимые в жизни сказочных героев даты, например, 2 марта – День рождения Кикиморы, 15 мая – годовщина свадьбы Кикиморы Вятской и Домового, 10 февраля – день рождение Домового. Календарь станет отличным подспорьем для тех, кто захочет отправиться по «Сказочному кольцу России», сказочным туристическим маршрутам и узнать что-то новое об этих населённых пунктах.
Выводы
В своей работе я показала взаимосвязь географии с литературными произведениями, со сказочными героями.
Я провела исследование и узнала, где живут герои русских народных сказок. Это помогло мне познакомиться со многими интересными фактами, о географических приборах, о местах рождения и существования сказочных героев.
Я поняла, что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно! Именно они, сказки, впервые знакомят нас с географическими знаниями.
Великому поэту А.С. Пушкина принадлежат слова: «Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..» И на самом деле, рассказывая о самых важных в жизни моментах сказка оказывается самой настоящей правдой.
Есть удивительная наука – география. Но первое знакомство с основами этой науки происходит задолго до поступления в школу. В детстве наши мамы открыли нам мир волшебных сказок…
Список литературы
Бердышев С.Н. Большая энциклопедия природы 12 томов, Москва.: Мир книги 2003г.
Летягин А.А. Начальный курс: 6 класс: учебник.: Вентана – Граф, 2012
Круглов Ю.Г. Русские народные сказки.: Москва Просвещение 1983 г.
Пушкин А.С. Сказки.
Ершов П. Конек Горбунок., М.: Просвещение 2011
рисунки, фотографии, использованные для создания презентации – ресурсы интернет.
Приложения
Викторина
Как называется одно из стихотворений Бориса Заходера?
(«География всмятку»)
2. Упоминание о какой реке встречается в русской народной сказке «История о славном и храбром богатыре Илье Муромце и о Соловье-разбойнике»?
(Смородина)
3. В каком направлении плыли корабельщики в сказке А. С. Пушкина «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»? (на восток).
4. На берегу какого моря жил столяр Джузеппе из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»?
Средиземного
Конкурс «Узнай сказочную страну».
со множеством разноцветных зданий.
Нарядные люди гуляли вокруг фонтана.
Брызги падали на землю и превращались в стекло.
Все искрилось в ярком солнечном свете.
И повсюду на площади были расставлены зеркала, которые все искажали».
Королевство кривых зеркал». В. Губарев
«Где-то в глубине необъятного североамериканского материка, окруженная обширной пустыней и кольцом неприступным гор лежала Волшебная страна».
Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
В каком городе есть улица Колокольчиков, аллея Ромашек и бульвар Васильков?
В Цветочном городе. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
На каких островах происходят такие чудеса:
«… Ходят все на головах!
Там живет трехголовый кашалот,
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!»?
На Горизонтских островах. Б. Заходер
Конкурс «Как попасть в волшебную страну»?
Кто из героев воспользовался этими средствами передвижения, чтобы попасть в сказочную страну?
— Верхом на божьей коровке?
(В страну Чуланию Вася Неумыткин. А.Моисеев «Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании»).
— На машине, которая может ездить, плавать и летать?
(Незнайка в Солнечный город. Н. Носов).
— В домике, поднятом с земли ураганом, или на летучих обезьянах?
(Элли в Изумрудный город. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»).
— На автобусе?
(Дядя Фёдор и кот Матроскин в деревню Простоквашино. Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот»).
Просмотров работы: 3783
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 г. Ярцева
Научно-исследовательская работа
Тема: «Сказочная география России»
Секция « Шаг в науку»
Исследовательскую работу
выполнили: Семенов Кирилл,
Павлов Даниил
обучающиеся 3 «б» класса
Руководитель: Лещева О.В.
учитель географии
2016 год
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1. Теоритическая часть…………………………………………………4-5
1.1 Сказочная карта России………………………………………………5
Глава 2. Сказочные герои………………………………………………………5-8
2.1 Дед Мороз……………………………………………………………5
- . Снегурочка…………………………………………………………..6
- . Баба-Яга……………………………………………………………..7
- . Кощей Бессмертный и Змей Горыныч……………………………7-8
2.4 . Кикимора…………………………………………………………….8
Глава 3. Ярославль………………………………………………………………8
Глава 4. Развитие проекта « Сказочная карта России…………………………9
Заключение……….……………………………………………..………………10
Библиографический список ……………………………………………………11
Приложение…………………………………………………………………..13-20
Введение.
Тема: «Сказочная география России»
Кто не любит сказки? Таких людей, наверное, нет, среди детей – это уж точно. В этом мы ещё раз убедились на уроках литературного чтения. С каким интересом мы слушали рассказы друг друга о коварстве Бабы Яги и смекалке Ивана-дурака, о капризах Несмеяны и мудрости Василисы. Мы смеялись и переживали, сочувствовали и героям русских народных сказок и восхищались их чудесам.
А один ученик вдруг спросил у Ирины Владимировны: «А где живут все герои сказок?» И действительно. Где? Нам очень захотелось узнать, где живет Снегурочка, Кощей Бессмертный, Колобок. Мы подумали, что, наверное, у сказочных героев тоже есть свой дом. Ведь где-то они должны были жить? И вот мы решили это выяснить.
Актуальность: Мы считаем, что, несмотря на сказочность, наша работа актуальна. Ведь устное народное творчество – основа такого понятия как нравственность. Сказка всегда заканчивается добром, и мы надеемся, что, заочно путешествуя по сказочной карте России, многие задумаются над своими поступками и станут добрее и милосерднее.
Проблема: зная сказочных героев, мы нечего не знаем об их «месте жительстве». Как и почему герои живут именно в этих местах?
Цель работы: узнать, где живут герои русских народных сказок.
Объект: сказочные герои
Предмет: сказочная карта России
Задачи:
- Узнать о существовании Сказочной картой России.
- Выяснить, где и как живут сказочные герои.
- Провести опрос среди одноклассников.
Гипотеза: Верно ли, что у сказочных героев есть своё «место жительства».
Методы:
1. подбор и изучение литературных источников по теме;
2. социологический опрос;
3.анализ полученных данных;
Практическая направленность работы состоит в использовании информацию, на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях
Глава 1. Теоритическая часть.
1.1 «Сказочная карта России».
Несколько лет назад в России была создана карта, которая объединяет регионы страны в единое сказочное пространство. Благодаря огромной исследовательской работе стала известна родина не одного десятка персонажей русских сказок и легенд.
Проект по созданию необычной – сказочной карты России существует несколько лет. Авторами проекта стали представители Московской ассоциации землячеств; автором карты — Алексей Козловский.
И это правильно, если есть политическая карта, то почему не быть сказочной. Еще хорошо бы создать сказочный глобус. По нему учить географию детям гораздо интереснее.
На Сказочной карте России уже много сказочных героев обрели свою прописку, но еще многие кочуют в поисках пристанища. Вот те, кто уже поселился на сказочной карте: Алеша Попович, Царь Берендей, Водяной, Змей Горыныч, Добрыня Никитич, Емеля и Щука, Золотая Рыбка, Иванушка – дурачок, Илья Муромец, Соловей-разбойник, Кикимора Вятская, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Леший, Колобок, Конёк-Горбунок, Курочка Ряба, Мышка – Норушка, Садко, Чебурашка, Дед Мороз, Снегурочка, Снеговик и другие.
Давайте прогуляемся по некоторым сказочным местам и узнаем, кто, где и как живёт. Мы выбрали несколько героев, самых сказочных и загадочных. Конечно, в первую очередь хотим заглянуть в гости к Снегурочке. Вспоминая новогодние утренники, мы заметили, что ни разу не обошлось без Бабы-Яги. Было бы интересно узнать, где она проживает, а так же её вечные спутники Кощей Бессмертный, Леший, Кикимора.
Итак, мы отправляемся в путешествие.
Глава 2 «Сказочные герои».
2.1 Дед Мороз.
Родиной Деда Мороза стал Великий Устюг, находящийся в северных широтах, окруженный зимним великолепием природы, город искусных мастеров по дереву и серебру, бережно сохраняющих древние традиции предков. В Великом Устюге открыт офис Деда Мороза, куда входят тронный зал, музей, мастерские, почта и сувенирная лавка. Здесь можно побеседовать и сфотографироваться с Дедом Морозом в тронном зале, отправить праздничные открытки и письма родным и друзьям с печатью и автографом Деда Мороза, погашенные специальным штемпелем, приобрести оригинальные сувениры или самостоятельно изготовить поделку в мастерской.
2.2 Снегурочка.
Родилась внучка Дед Мороза в имении Щелыково, которое принадлежало знаменитому драматургу А.Н. Островскому, написавшему сказку о холодной красавице.
На живописном берегу реки Волги в Костромской губернии в усадьбе «Щелыково» стоит сказочный Терем Снегурочки. В «Щелыково» можно погулять по тихим аллеям, посетить Голубой дом Снегурочки, подняться в двухэтажную «Снегурочкину беседку», зачерпнуть ледяной воды из Голубого ключика. Сама хозяйка встречает гостей у себя в тереме, знакомит их со своими сказочными друзьями, показывает свое волшебное зеркало и рабочий стол, где она отвечает на письма детей. А уж если, прощаясь, Снегурочка посыплет Вас волшебным снежком, то ждет Вас удача весь следующий год. Самым любимым праздником сказочной внучки Деда Мороза остается День рождения. Каждый год 7 апреля со всей России съезжаются к Снегурочке в гости ее друзья — сказочные персонажи. В этот день проходит множество конкурсов, концертов, выставок на любой вкус, как для детей, так и для взрослых.
В Костроме в парке «Берендеевка» на берегу двух прудов стоят сказочные избушки Берендеева царства. В них проживает Царь Берендей.
Так что приезжая в Кострому, попадаешь в настоящую волшебную сказку, которая ребятишек приводит в неописуемый восторг, а взрослых возвращает в забытое детство … хотя бы на миг, зато в душе остается навсегда!
2.3 Баба-Яга.
Не так давно у известнейшего персонажа русских сказок — Бабы-Яги — появилась своя Родина. В 2004 году родиной Бабы Яги было объявлено небольшое село Кукобой.
Село Кукобой расположено в Ярославской области.
Затерянный в лесах Кукобой — единственное место в России, где живет настоящая Баба-Яга. Как и положено, во владениях Бабы-Яги начинается аномальная зона – перестаёт работать мобильная связь, а у машин перегревается двигатель. Говорят, это шалят лесные и болотные жители: лешие, кикиморы и русалки.
В центре села расположен великолепный сосновый бор, в нем то и расположился музей Сказки. Главная героиня музея – Баба-Яга со своей знаменитой избушкой на курьих ножках. Жители села не считают Бабу-Ягу злым символом язычества, для них она символ домовитости, хранительница обычаев и традиций рода.
День рождения Бабы Яги — 25 июня.
2.4 Кощей Бессмертный и Змей Горыныч.
Создатели сказочной карты России «обнаружили» следы пребывания двух главных злодеев русских волшебных легенд — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного в Тверской области.
Тверская область станет самым «сказочно-коварным» регионом — здесь обнаружены «историко-сказочные» следы пребывания двух самых популярных представителей сказок, против которых и борются русские богатыри — Змея Горыныча и Кощея Бессмертного, причем на родине Горыныча уже открылся и работает «Музей гада». По словам авторов проекта, Тверская область была выбрана родиной злодеев на основании легенд и местного фольклора. Обоих сказочных персонажей официально пропишут недалеко друг от друга. Кощея — в деревне Старица, и живет этот сказочный персонаж, конечно, в подземельях. Существуют небылицы и о том, что монастыри и храмы Старицы соединяются между собой подземными ходами, и что ходы эти проходят прямо под Волгой-рекой.
А Змея Горыныча поселили в селе Приволжском, которое когда-то называлось Гадово.
В Старице для сказочного образа уже подобрали соответствующую пещеру, а в Приволжском — открыли Музей гада, где выставлены различные экспонаты, посвященные змеям — от Змея Горыныча до Змея-искусителя.
2.5 Кикимора.
На «Сказочной карте России» город Киров официально обозначен как родина Кикиморы. Яркость образа и активность сделали бесподобную Кикимору Вятскую символом «Сказочной карты России». По утверждению авторов проекта, Кикимора – «шумная и задорная девчонка, любит игры и катание с горок». В кировском «Заповеднике сказок» построен «Дом кикиморы».
Кроме того Кировская область стала родиной сестрицы Алёнушки и братца Иванушки. Их прописали в селе Рябово – на родине братьев Васнецовых.
Глава 3. Ярославль.
Ярославлю присвоен статус сказочной столицы России. Этот регион выбран не случайно, ведь здесь родилось множество героев русских сказок — Баба Яга, Водяной, Алеша Попович, Емеля, Мышка-норушка, Курочка Ряба, здесь же находится Тридевятое царство. Каждому герою в одном из городов Ярославской области посвящен музей, и в их честь регулярно проводятся праздники, на которые съезжаются туристы и из соседних областей. На Ярославщине планируют также открыть Музей сказочных артефактов, где будут выставлены шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, волшебный клубок и многое другое.
Глава 4. Развитие проекта «Сказочная карта России».
А ещё мы узнали разные интересные подробности развития проекта «Сказочная карта России»:
•На данный момент, всего на «Сказочную карту» занесено 42 героя из 27 городов и регионов.
• Новых персонажей на Сказочную карту» будут добавлять только 2 раза в год: в Международный день сказки 7 июня и зимой в день приезда в Москву Российского Деда Мороза.
• Первая волшебная «Олимпиада» состоялась 18-20 мая 2012 года в Кировской области. В ней участвовали сказочные герои России и других стран (Германия, Украина, Скандинавские страны). На Олимпиаде прошли соревнования по озорным сказочным видам спорта: колобоулинг, бег по неведомым дорожкам, метание волшебного клубочка, репинг, шмякобол, крокет, сказочная регата и сказочный биатлон.
• В рамках проекта планируется выпустить «Сказочный календарь», на котором будут отмечены все значимые в жизни сказочных героев даты, например, 2 марта – День рождения Кикиморы, 15 мая – годовщина свадьбы Кикиморы Вятской и Домового.
• Календарь станет отличным подспорьем для тех, кто захочет отправиться по сказочным туристическим маршрутам.
Выводы и рекомендации.
- Цель работы достигнута, мы провели исследование и узнали где живут герои русских народных сказок.
2.Что изучать историю своего народа и географию страны можно по сказкам. И это очень интересно!
3.Наше исследование помогло узнать много интересных фактов о местах рождения и существования сказочных героев.
4.Наша гипотеза о том, что у сказочных героев есть свое «место жительство» подтвердилась.
5.Данная исследовательская работа может быть использована на уроках окружающего мира, литературного чтения, а также на классных часах и внеклассных мероприятиях
6.По возможности побывать в городе Ярославле — сказочной столице России.
Заключение
Великому поэту А.С. Пушкина принадлежат слова: « Сказка — ложь, да в ней намек ! Добрым молодцам урок!.. И на самом деле сказка – ложь оказывается самой- пресамой правдой: она рассказывает о самом важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, учит бороться со злом, осуждать хитрецов и льстецов, ненавидеть врагов. В ней есть главные законы жизни: честность, преданность, смелость. Ребята, читайте сказки, они помогут вам в жизни!
Библиографический список.
- http://www.countrumen.ru –ассоциация землячеств
- http://korabl-kirov.ru -центр активного отдыха Летучий корабль
- http://yarreg.ru -ярославский регион
- http://kirov.bezformata.ru – без формата. Киров
- http://www.volga-tours.ru/goldring/2011/Skazka/skaska_map.php — карта
- http://vk.com/club23606660 — в контакте
- http://zagrannik.org/v-rossii-poyavitsya-eshhe-odno-skazochnoe-mesto/
- http://www.ikirov.ru/journal/week-theme-art-chto-takoe-skazochnaya-karta-rossii.html
Социологический опрос 25 обучающихся 2-б класса:
1.Любишь ли ты сказки? |
25 |
2.Какой у тебя любимый сказочный герой? |
ответы у всех разные |
3. Где живёт Дед Мороз? |
10 |
4. Знаешь ли ты настоящее местожительство Снегурочки? |
3 |
5. Знаешь ли ты о существовании Сказочной карты России? |
2 |
6. Ты знаешь где живет твой любимый сказочный герой? |
25 |
о. Рюген
Вопрос о том, что было «на самом деле» —
не всегда дань наивному эмпиризму.
Академик Топоров
Предисловие
Предлагаемая читателю работа имеет в основе своей труды выдающегося русского языковеда Олега Николаевича Трубачёва (1930—2002). Цитаты будут приводиться из его монографии «INDOARIKA в Северном Причерноморье» М., 1999 (далее — IА).
В любой науке большие открытия случаются нечасто, а уж в лингвистике — тем более. Не всякое открытие бывает замечено и признано современниками. На долю Олега Николаевича выпало счастье или несчастье совершить именно такое, почти не замеченное широкой публикой открытие. Удивительно, но его можно описать тремя словами: ЯЗЫК ПРИЧЕРНОМОРСКИХ ИНДОАРИЕВ.
А более развёрнуто можно сказать следующее. Большинство исследователей сходятся во мнении, что великий арийский раздел (на иранцев и индийцев) имел своё начало в районе Северного Причерноморья. До сих пор считалось, что ВСЕ индоарии ушли с прародины на юго-запад (Митанни) и юго-восток (Индостан), и в Северном Причерноморье остались только скифы — иранцы. Особую роль в незаслуженном преувеличении роли иранского элемента в данном локусе сыграли напористость и личное обаяние другого выдающегося учёного — Абаева, многие постулаты которого теперь придётся пересмотреть.
Открытие Трубачёва убедительно доказывает: ушли не все, часть осталась. Трубачёв буквально по крупицам выявил, методично собрал и стройно систематизировал остатки языка индийцев. Он доказал, что до первого тысячелетия новой эры на юге Украины и России сохранялся язык индоариев и их самобытная, отличная от скифов-иранцев культура, с которой контактировали славяне антской группы. На фоне этого открытия становится невозможным объявлять фантазией многочисленные фольклорные данные типа: «Подъезжают они к одному царству — к индейскому королю…» (Народные русские сказки А. Н. Афанасьева , № 136).
Пафос моей работы состоит в том, чтобы показать, что этнос Причерноморских индийцев оставил многочисленные следы в восточнославянском устном народном творчестве. Трубачёв в своей работе «Из балто-славянских этимологий: янтарь» (Этимология 1978. М., 1980. С. 3–18) привёл только один пример такого индо-славянского культурно-языкового контакта, отразившийся в фольклоре: камень Алатырь. С него и начнём.
Глава 1. Где найти камень Алатырь?
Этот вопрос и по сей день задают себе пытливые умы. Однако ответ ищут преимущественно в области духовной. Или объявляют им любой камень-объект языческого поклонения, сравнивают с алтарями. А ведь он, наверное, был вполне конкретным и единственным, этот бел-горюч камень, на него вползали погреться змеи, к нему прилипали остатки освящаемой чёрной шерсти… Впрочем, судите сами.
Дадим слово самому Трубачёву: «исследования А. Н. Веселовского и его школы, вскрывшие и связавшие с алатырем в первую очередь христианский пласт преданий и представлений о чудесном камне в основании Сионской церкви, … оттеснили на задний план то древнее значение и употребление этого слова, которое поддаётся определённой идентификации и даже географической локализации…» И далее проводится этимологический анализ всех вариантов этого слова, который показал, что речь идёт о янтаре (IА. С.129).
И действительно, в одном из заговоров от укуса змеи Алатырь прямо назван Янтарём:
Если не возьмёшь свой яд, пойду на море-океан, возьму из белого Янтаря-камня огня, у петуха — крови и выжгу, и выпеку весь твой яд… (Завьялова М. В. Проблема возможных взаимовлияний литовских и славянских заговоров на балто-славянских пограничных территориях // Славянская языковая и этноязыковая системы в контакте с неславянским окружением. М., 2002. С. 536).
На Руси существовало два слова для обозначения этого камня, а вернее, окаменевшей смолы: собственно янтарь, от др.-инд. yantar — «сдерживающий, притягивающий», то есть электролизирующий, и Алатырь, от alak-tar — «сияющий, жгучий». Обратите внимание, янтарь действительно может сиять на солнце, может быть нагрет и сожжён. То есть устойчивое русское словосочетание «бел-горюч» является точным переводом иностранного слова alak-tar. И это не единичный пример, а тенденция русского языка. Фольклорная «трава-мурава», просторечное «красная рожа» — из этой же серии, ведь мурава — это «трава» по-древнеиндийски, а корень рож-, руж-, ред- — означает красный цвет во многих индоевропейских языках, в слове «чародейство» первый корень чар родственен др.-инд. kar — универсальному обозначению делания, совершения обряда, а второй корень — его перевод (Топоров С. 24). Все эти языковые «штучки» в виде иностранного, индоарийского слова и его объяснения, видимо, вошли в моду в славяно-антской среде как результат контактов наших предков с древними Причерноморскими индийцами.
Слово янтарь было как бы техническим термином, и означало любой янтарный камушек, а Алатырь был один. По крайней мере, так нельзя было назвать простой кусок янтаря. Это был культовый термин. В похожей (но не аналогичной) ситуации находится ещё один минерал: каждый бриллиант есть алмаз, но не каждый алмаз — бриллиант.
Из устного народного творчества мы знаем, что Алатырь располагался на острове среди моря:
В окиян-море пуп морской;
На том морском пупе —
Белый камень Олатырь;
На белом камне Олатыре
Сидит белая птица… (Обрядовая поэзия. Книга 2. М., 1997. С. 17).
Иногда этот остров называется «Буяном». В научной среде нет единого мнения о том, в каком море находился этот остров. Б. А. Рыбаков считал, что это остров Березань Чёрного моря. Академик Лихачёв достаточно убедительно доказал, что Буян это остров Рюген (Руян) в Балтийском море. Однако слово «буян» означает применительно к острову – «место с высокими, крутыми берегами», то есть многие острова можно назвать буяном, и нам не стоит тут же обращать свои взоры к янтароносной Балтике. Дело в том, что янтарь добывался не только там. Плиний (II век н.э.) приводит в своих трудах несколько сортов янтаря из Скифии, имеются сообщения «о находках крупных кусков белого янтаря по Днепру, в районе порогов вплоть до начала Х1Х в.» (IA. С. 134), а минералоги говорят о единой Балтийско-Днепровской янтароносной провинции, включая в неё и Южный Буг. Многие фольклорные данные указывают на то, что Буян находился в «тёплом», «синем», «Чёрном» море.
белый янтарь
Янтарь в Причерноморье был, но где же собственно Алатырь? Заговоры указывают точно:
…И лежит он у моря тёплого
На восточном устье Волгском… (IА. С. 131).
Не будем вспоминать те допотопные времена, когда Волга впадала в Чёрное море, а лучше обратим «внимание на старые названия: мыс «Воложская коса» в Днепро-Бугском лимане». Напротив неё находится Русская коса, пролив между ними мог считаться устьем, а сам лиман как бы расширенной дельтой Днепра и Буга.
Для того, что бы этот локус оказался от наблюдателя на востоке, необходимо находиться западнее, где-то в Придунайских областях, что косвенно подтверждает версию «Дунайской прародины» славян. Или, скорее, то, что в период возникновения подобных текстов, их авторы находились в районе Дуная.
В I веке н.э. Дион Хрисостом в своей Борисфенитской речи писал: «изливаются же реки (Борисфен — Днепр и Гипанис — Ю. Буг) в море около укрепления Алектора, которое, говорят, принадлежит жене царя савроматов». «В раннее средневековье название ещё продолжает жить, ср. в «Космографии» Анонима Равеннского: Aiecturum… Локализацию этого Алектора облегчает то, что у Анонима он упоминается всегда рядом с местностью Dandarium, тождество которой с нынешним островом (косой) Тендра у выхода из Днепровско-Бугского лимана в море известно». (IА. С. 132).
Разберёмся, что же значит алектор. Это греческое слово иногда переводится как «петух», но такое значение вторично. Оно изначально было эпитетом солнца и точный перевод его — «сияющий». «Как провозвестник солнца — был назван словом алектор петух, о чём подробно и убедительно говорится у В. Гена» (IА. С.133).
Итак, греческое слово, название царского укрепления «Алектор», то есть «лучезарный», на языке аборигенов-индийцев звучало как «алатар». Видимо, это укрепление и было местом нахождения янтарной сияющей реликвии Алатырь, к которой из славянских земель стремились многочисленные паломники.
Идут по морю много корабельщиков
У того камня останавливаются
Они берут много с него снадобья
Посылают по всему свету белому. (IА. С. 131. Перевод белорусской редакции Глубинной книги).
Вероятно, в языческий период существовала целая индустрия сбора и распространения снадобий, наделённых силой Алатырь-камня. Не случайно в былине из репертуара сказительницы начала ХХ века М. С. Крюковой «Василий Богуслаевич» камень Латырь стоит в одном ряду с христианскими святынями, посещаемыми «дружиночкой хороброй»:
А и как задумали йитти они по восточным всё странам,
Э и зайти в Йерусалим-от, славный город помолитисе,
А и йискупатьсе-то захотели йони в Йордан-реки,
А и вот нетленной-то ризой обтереть глаза,
А и посмотреть-то как и каменя-та Латыря. (Летописи. Книга восьмая. М., 1941. С. 176).
С территории восточных славян самым быстрым и удобным путём на восток и юг был путь по Бугу и Ингульцу. Геродот (V в. до н.э.) сообщает о том, что местность в нижнем течении Южного Буга называется «Святые пути». По ним в течение нескольких столетий стремились люди к Алатырь-камню, потому что:
…Камням камень мать …
А коя рыба с моря пойдёт,
И о камень потрётся,
На Руси той рыбы ловцам не добыть
И птицам её не убить,
И в том году смерти ей не будет. (IА. С. 132).
Плохо то, что в этом локусе с островами просто беда. Они то появляются, то исчезают, то становятся косами — в зависимости от колебаний уровня моря. Вот, например, остров Елферья неизвестно где, а ведь на нём в древности был похоронен епископ Елевфериос. Так же исчез «остров Тирагетов» близ Днестровского устья. В начале II века папа Климент был утоплен язычниками в надёжном месте, однако через некоторое время море отступило, останки нашли и над ними возвели часовню. В VI веке море то заливало, то открывало это место, в 1253 году его упомянул в своих записках Рубрук.
Остров Березань в настоящее время лежит на обширной отмели, которая в древности была песчаной косой и соединяла его с материком (Назаров В. В. Гидроархеологическая карта черноморской акватории Украины. К., 2003. С. 44).
В сказке «Заколдованная королевна» из сборника А. Н. Афанасьева описывается эта географическая особенность: «солдата занесло вихрем далеко-далеко … и бросило на косе промеж двух морей. Пошёл по косе и вышел на остров; на том острове — … лежит большой камень» (Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. М., 1982. С. 394). Заметим, что песчаные косы есть и в других морях, например, Балтийском, но косы, разделяющие два моря имеют место только в Азово-черноморском регионе.
С некоторой долей вероятности можно предположить, что и Алектор, и Елферья, и остров камня Алатырь — есть остров Березань. (Трубачёв считает, что это скорее Тендра, впоследствии ставший косой.) Название этого острова дошло до нас в иранском варианте и переводится как «высокий» (сравни: Хара Березати — «высокая Хара» — мифическая священная гора арийцев). Это действительно материковый остров с высокими, крутыми берегами.
о. Березань
Из письменных источников известно, что здесь был один из греческих центров отправления культа Ахилла Понтарха (Морехода). Греки лояльно относились к богам и святыням других народов, тем более, если те имели аналогии с их собственными. Напомню, что Ахилл был знаменит своей неуязвимостью (кроме пяты), а наш фольклор сообщает, что потеревшиеся об Алатырь становятся временно неуязвимыми (см. выше). Камень Алатырь вполне мог соседствовать с жертвенниками эллинов.
Ещё одним косвенным указанием на о. Березань можно считать факт, замеченный Б. А. Рыбаковым: от района Киева вдоль Ю. Буга и Ингула до самой Ольвии в Геродотовы времена стояли однотипные каменные изваяния с шейной гривной, рогом в руках и мечом-акинаком на поясе (VI—V вв. до н.э.). Учёный считает, что это праславянские, сколотские идолы, возможно, изображения героизированных предков, расставленные вдоль «Святых путей» к «торжищу борисфенитов» — Ольвии. В самой же Ольвии таких идолов не найдено (Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1988. С. 61—72).
Однако, из его поля зрения выпал следующий факт. Зимою 1928—1929 годов у южного мыса о. Березань рыбаками была извлечена антропоморфная стела. «Когда-то она высилась … над самой высокой точкой естественной поверхности острова» (В. В. Назаров. Гидроархеологическая карта… Рис. 11. С. 52—53). На этом изваянии, подпорченном морем, не просматриваются детали, но общая форма его соответствует изваяниям Бугско-Ингульской группы и совсем не похожа на греческую скульптуру. Логично предположить, что «Святые пути», отмеченные каменными изображениями героев, имели конечной целью не рынок в Ольвии, а остров-святыню, находящуюся поблизости. Кстати, достоверно почитаемый греками на этом острове Ахилл был не богом, а обожествлённым героем-воителем (Троя).
Размышляя о том, какому культу могли быть посвящены эти изваяния, Рыбаков выдвигает предположение о солнечном круге богов типа: Даждьбог—Аполлон—Гойтосир, причём отмечает, что приведённое Геродотом имя «скифского» Аполлона — Гойтосир — не этимологизируется из иранского. Исследования лингвиста О. Н. Трубачёва подтвердили догадку историка и археолога. «Гойтосир» — слово не иранское, а индоарийское составное: ait asura, то есть «сияющий, стремительный асура» — бог света (IА. С. 221). Блистающий янтарь-Алатырь несомненно относился к культу аналогичного божества и их совместное пребывание на священном острове вполне закономерно.
Древнерусские былины описывают остров Буян заповедником, в котором водятся непуганые звери, самых агрессивных из которых убивают богатыри:
У ты съезди-ко на славной остров на Буян-от,
Ты достань-ко да зверя страшного,
Зверя страшного, очунь свирепого
Как самого-то страшного ваканишша. (Летописи… С. 14).
Ваканище ловится на бочку мёда, то есть в представлении сказительницы это медведь. У балтов, некогда составлявших со славянами единый языковый массив, слова, однокоренные слову vargas — «беда» — имеют значения «злой», «преследовать», то есть копируют семантику эпитета «лютый» (Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. М., 1996).
зверище ваканище?
В личном «былинном» словаре сказительницы М. С. Крюковой остров Буян и камень Латырь никогда не упоминаются вместе, для сказительницы это разные объекты, находящиеся в непосредственной близости друг от друга и вблизи Чёрного моря. Примечательно то, что эти объекты постоянно посещаются богатырями. Как и положено заповедным местам, тут водятся не только лютые, но и необыкновенные по красоте звери, иногда даже вещие:
У ей брови-ти чорна соболя,
Чорна соболя со Буяна, славна острова. (Летописи… С. 9).
Или:
А и как ведь было-то у того же всё же у Чёрна моря(!), …
А и выплывал-то тур, да золоты рога,
А и выплывал-то тур, ведь и плыл он из Окиян же, славна острова… (Там же, № 74. С. 148, «Туры, малы детоцьки»).
И в перекличку с этим текстом, в следующей былине:
А и как у того ли у морюшка у Чорного,
А как у камешка была всё у Латыря,
А и у столба же было всё жа у стоячего,
А и выбегал тут алень, да золоты рога… (Там же, № 75. С. 151).
Примечательно, что сказительница никогда не путается в названии камня, он всегда «Латырь», а вот остров у неё то «Баян», то «Буян», то «Окиян». На основе этих данных можно предположить, что во времена Киевской Руси Алатырь был вывезен на материк, от греха подальше, и остров, принадлежавший в то время Византии, пришёл в запустение.
Интересно, что былина «Про Бориса Ивановича», впрочем, как и многие другие былины, описывает Чёрное море в стадии трансгрессии, а остров — опять же заповедником, на который трудно перебраться:
Он доехал до Баяна, славна острова,
Он нашёл тут днишшо корабельнёё,
Он поехал на днишше корабельнём
На Боян тот, на славный остров.
По его-то было по участи,
По талани-то по счесливою,
Простояло-то море в тихости,
Переехал тут добрый молодець. (Там же. С. 17).
Никаких «корабельщиков», косяками идущих к острову, как нам сообщают стадиально более древние заговоры, в былинах мы не видим. Наоборот, описывается разор и запустение — на берегу валяется «днишшо корабельнёё». Напомню, что расстояние от Очакова до Березани по прямой — 12 км, преодолеть их на обломках — воистину богатырское деяние.
Мы видим, что в былине остров и суша разделены водой, а в более древней сказке на остров можно выйти по косе. Гидроархеология говорит нам о том же, но на языке науки. Березань был полуостровом примерно в III в. до н.э. — I в. н.э., потом море стало наступать на сушу и началась так называемая Нимфейская трансгрессия, пик которой приходится на конец VII — начало VIII вв. н.э., по другим данным на Х—ХI века, что, впрочем, вполне укладывается в понятие «былинного времени». Нынешний уровень вод Чёрного моря приблизительно соответствует «былинному» уровню, но море значительно уменьшило остров. По наблюдениям, за последние сто лет береговая линия в некоторых местах отодвинулась вглубь территории на 17 метров, по другим измерениям, периметр острова уменьшился на 25 метров (Назаров В. В. Гидроархеологическая карта… С. 19—31).
Вернёмся к нашему камню в представлении северных былин. Вокруг Латыря видна ископыть, по которой опытному следопыту легко узнать, куда отправились товарищи, а сам камень имеет очень примечательные эпитеты:
От Черна моря вернулись (богатыри) к каменю ко Латырю,
Ко тому ли ко кружалу-ту богатырьскому (Летописи… С. 26).
Или:
А съезди ко каменю ко Латырю,
Ко тому ли ко столбу да ко стоячему,
Ко тому ли ко кольцю да к золочёнуму,
Ко тому ли ко ерьбу (гербу) да к богатырьскому (Там же. С. 72, 27, 28).
Они поехали ко морюшку ко синему,
Не нашли йих у морюшка у синего;
Вот поехали они да всё ко тому столбу да ко стоячему,
Ко тому кольцю-то к золочёному,
Ко тому ко знаменью богатырьскому,
А и ко тому ли ко кружалу да славну рыцарьскому… (Там же. С. 97).
Мы видим, что былинный Латырь — не просто целебный валун у моря, он сам или вокруг него — священные богатырские символы, в том числе и некий столб, возможно, такой же, как найденный в море у Березани или камень с рунической надписью, найденный на острове. А так же сооружение для пиров – кружало ( впоследствии это слово стало обозначать «питейный дом»).
Березаньский рунический камень
В договоре князя Игоря с греками говорится: «И да не имеют власти Русь зимовати в вустьи Днепра, Белобережии, ни у св. Елферья: но егда придеть осень, да идутъ въ домы своя въ Русь» (IА. С. 133). Известно, что сын Игоря Святослав, потерпев поражение от Византии под Доростолом, демонстративно остался зимовать именно в этих местах. Но желание бросить вызов грекам было, по-видимому, не главным мотивом действий Святослава. Он провёл трудную, голодную и холодную зиму у устья Днепра неспроста. Место древней (уже в то время) языческой святыни влекло его. И не случайно, по сообщениям летописей, он приносил в жертву сияющих, солнечных птиц — петухов.
Вернёмся к камню Алатырь. Скорее всего, во времена Святослава его уже не было на острове Березань (или каком-либо соседнем). Ведь северное Причерноморье рано христианизировалось. Но «обаяние» места продолжало действовать. С гибелью великого древнерусского полководца стало ясно, что место потеряло силу, паломничество прекратилось, но народная память сохранила блистательный образ живительного камня Алатырь.
Однако есть надежда, что сам камень не стёрт с лица Земли. В русских «духовных» стихах говорится о некой Сионской церкви, в основании которой лежит Алатырь. Очень может быть, ведь именно так и поступали христиане. В земле западных славян произошла похожая история. Изваяние Святовита с разорённого христианами капища западных славян была вмурована в стену церкви и служила назиданием для непокорных язычников.
Святовитов камень в основании церкви Альтенкирхен
Можно предположить, что остатки огромного белого янтаря действительно могли быть заложены в фундамент какой-либо церкви, построенной до Х века. А так как большинство из них разрушено временем — дело за археологами.
Берген. Языческое изваяние в основании монастырской стены
Лично я надеюсь, что Алатырь найдётся, его с честью перенесут на остров с крутыми бережками в синем море и сделают эту территорию историко-культурным заповедником славян антской группы. И будет всё так, как в старинном русском заговоре:
…Приду я … к Чёрному морю
И встану я … на морской берег,
И посмотрю я … в морскую пучину,
И увижу в той морской пучине
Лежащий белый Латырь-камень… (Обрядовая поэзия. Книга 2. М., 1997. С. 43).
Остров Березань в хорошую погоду действительно виден с берега.
В соответствии с реалиями нашего времени, там будут вольно жить солнечные птицы с красными гребешками -колпаками на головках — древним символом свободы. Так же, как в современной Индии беспечно гуляют священные коровы, которых потомки древних ариев давно уже не приносят в жертву, а некогда забивали гекатомбами. Тереться об Алатырь не позволят никому, чтобы мягкий янтарь совсем не износился. На нём, как указано в заговорах, будет лежать чёрная шерсть и греться местные ужики, а их гонять — белоснежные морские птицы.
Из Николаевского областного краеведческого музея заберут Березанского идола и водрузят его на самом высоком месте восточного берега острова. Здесь можно будет запросто купить антские пальчатые фибулы, можно будет выучить старинный заговор, приобрести жемчужно-рубиновую серьгу как у Святослава, одеться и постричься на соответствующий манер и отчалить на материк в ладье-однодеревке…
Читатель, мне грустно от такой перспективы, и всё же это лучше, чем полное забвение. И чтобы развеять грустные мысли, давайте, развернувшись на 180°, пойдём вверх по рекам, по «Святым путям» за волшебной влагой.
(Продолжение следует).