-Ребята, посмотрите на комнатные растения, которые растут в нашей группе.
-сколько их здесь?
— вспомните, дома у вас есть комнатные растения?
— назовите их.
-какие комнатные растения у нас в группе?
— посмотрите внимательно, какое новое растение появилось у нас в группе?
-это растение называется герань. Запомнили название?
(предлагает повторить название).
Давайте полюбуемся им и
рассмотрим это растение. Посмотрите, какое оно красивое. Нравиться оно вам?
(предлагает детям сесть на свои места).
-Хотите составить рассказ про герань?
А помогут нам в этом модели, которые лежат на столе.
— как вы думаете, что есть у нашего растения? Покажите?
-найди на столе данные модели и поставь их на мольберт.
-правильно, у герани есть корень, стебли, листья, цветки (показывает по моделям).
Обследование листьев.
-давайте рассмотрим листья, а поможет нам в этом «Волшебная дорожка».
-вспомним, что обозначает эта модель (выставляется модель «Цвет»).
— что следующее мы можем определить у герани? Вспомним, что обозначает эта модель (выставляется модель «Форма »).
-что можно определить с помощью этой модели (выставляется модель
«величина»).
-как узнать – большой это лист или маленький?
-как вы думаете, что обозначает эта модель? (выставляется модель «фактура»).
-а как мы можем проверить?
-вы помните, как надо трогать листочки? (Приглашает одного ребенка подойти к растению и обследовать его листья).
— что мы можем определить с помощью этой модели? (выставляется модель «Численность групп».
— а теперь попробуйте самостоятельно построить «волшебную дорожку» так, что бы вы смогли правильно рассказать про листья этого растение.
По окончанию составления детьми дорожки, предлагает 1-2 –м детям рассказать о листьях герани с помощью карточек- моделей.
-правильно, у герани листья зеленого цвета, круглой формы, маленькие по величине, шероховатые на ощупь, их много.
Психосоматическая гимнастика. «РОСТОК»
-И.П.-СИДЯ НА КОРТОЧКАХ, ГОЛОВА ОПУЩЕНА.
В-ЛЬ: ПРЕДСТАВИМ, ЧТО МЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В МАЛЕНЬКОЕ ЗЕРНЫШКО. СОЖМЕМСЯ И ЗАТАИМСЯ. ЗЕРНЫШКО СПИТ. НО ВОТ ВЫГЛЯНУЛО СОЛНЫШКО, И ЗЕРНЫШКО, ШИРОКО ЗЕВАЯ, ПРОСНУЛОСЬ. С УДОВОЛЬСТВИЕМ НАЧИНАЕМ РАСТИ. МЕДЛЕННО ВЫТЫТЯГИВАЕТСЯ СТЕБЕЛЕК — РАСПРАВЛЯЕМ НОЖКИ. ПОДНИМАЮТСЯ РУЧКИ- ВЕТОЧКИ. ВСТАЕМ НА НОСОЧКИ И ТЯНЕМСЯ ВВЕРХ, К СОЛНЫШКУ.
ОЩУЩЕНИЯ: КАКИЕ У МЕНЯ РУЧКИ – ВЕТОЧКИ?
(Упр-е повторяем 2-3 раза).
— посмотрите, а наша герань что-то загрустила? (в цветочном горшке появилась модель грустного «человечка настроения»).
-подумайте, почему?
-подумайте, как надо ухаживать за геранью?
-посмотрите на наши модели, (демонстрируется модели «Способы ухода» и «Потребности растения»), подумайте,
-обратите внимание на листья герани и выберите то, чем мы будем пользоваться (одному ребенку воспитатель предлагает выставить модели на наборное полотно, другому одновременно выполнить трудовые действия).
По окончанию работ по уходу за геранью:
-как вы думаете, как чувствует себя политое растение? Может быть нам нужна уже другая модель?
вос-ль предлагает:
-а теперь все вместе попробуем рассказать про герань с помощью карточек.
-это комнатное растение, зовут его герань. У него есть стебель и корень, листья и цветы. Листья у герани зеленого цвета, круглой формы, маленькие по величине, шероховатые на ощупь, их много.
Герань нужно поливать водой и убирать пыль с листьев кисточкой.
-кто еще хочет рассказать про герань.
Вот какое красивое растение находится у нас в группе, давайте полюбуемся нашей геранью, улыбнемся ей!
Дети стоят в центре уголка природы, рассматривают растения.
-много.
-да.
-Алоэ, кактус.
-огонек, фикус, фиалка, щучий хвост, лилия.
Дети показывают на цветочный горшок с новым комнатным растением.
Дети повторяют название растения.
-да.
Дети садятся на свои места.
-Корень, стебли, листья, цветы.
Ребенок называет и показывает у растения.
Ребенок находит на столе данные модели и выставляет их на мольберт и говорит ,что, у герани есть корень, стебли, листья, цветки (показывает по моделям).
эта модель обозначает цвета листьев (зеленый, красный, желтый, синий).
эта модель обозначает форму листьев (круглая, квадратная, овальная, треугольная).
-эта модель определяет величину листьев: маленькая или большая.
-положить лист на ладошку , если лист больше моей ладошки, значит это лист- большой, если лист меньше –маленький.
— эта модель обозначает гладкие или шероховатые листья у нашего растения.
-потрогать листья.
-аккуратно, осторожно, не повреждая растения. Ребенок обследует растение и говорит, что листья шероховатые.
-количество листьев — много или мало
Работа детей с раздаточными карточками – моделями «Обследование листьев». Дети составляют дорожку из карточек, соответствующих листьям герани.
Остальные дети слушают ребенка, следят за последовательностью рассказа, поправляют или дополняют.
ДЕТИ СИДЯТ НА КОРТОЧКАХ, ГОЛОВА ОПУЩЕНА.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ДВИЖЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИИ СО СЛОВАМИ ВОСПИТАТЕЛЯ
-КРЕПКИЕ..
-наверное, земля сухая или листья надо протереть от пыли.
-Протирать листья от пыли и поливать землю в цветочном горшке.
-выбирает модель — кисточка т.к. листья у растения шероховатые и ставит модель на наборное полотно.
Другой ребенок надевает фартук, заворачивает рукава, берет инструменты, начинает кисточкой убирать пыль и поливать герань.
Ответы детей.
Ребенок убирает модель «грустного человечка» и заменяет его на модель «веселого человечка».
-Рассказы детей по карточкам-моделям.
Рассказ о комнатных растениях для детского сада
Нашей 5-летней дочке поручили в садике сделать небольшой доклад о комнатных растениях. Сейчас они изучают разные цветы, и некоторых детей попросили побыть помощниками воспитателя и сделать такие доклады для своих товарищей. Подозреваю, что на самом деле для какой-нибудь комиссии или для открытого урока :).
Материалы нам выдали в детском саду — два листа формата А4, где текст явно скопирован с какой-то онлайн-энциклопедии. Естественно, там было много сугубо научной информации, которую детям не запомнить и не понять. Пришлось мне адаптировать и сокращать текст. В результате получились два небольших рассказика — про герань и про кактус.
Герань
Герань – это очень красивое растение. У него могут быть белые, розовые, оранжевые, красные и малиновые цветы. Цветы герани растут близко друг к другу на длинных стебельках без листьев, поэтому издалека они напоминают цветной зонтик. Многие герани приятно пахнут: апельсином, лимоном, яблоком или розой.
Герань любит свет, ее нельзя держать в темной комнате. Если цветок надолго поставить в тень, то он пожелтеет, листья опадут. Летом герань нужно хорошо поливать, а зимой держать в прохладном месте, подальше от батарей, и поливать надо редко.
Герань – не только красивое, но и полезное растение. Ее даже называют «доктор ухо-горло-нос», потому что она помогает людям справиться с болезнями уха, горла и носа. А вот комары, мухи и моль, наоборот, не любят запах герани и улетают.
Люди давно заметили, что плоды герани похожи на длинный нос журавля. В разных странах герань называют по-разному: аистиный нос, журавельник. Да и наше русское название «герань» произошло от греческого «геранос», что в переводе «журавль». Родина герани – Южная Африка.
Кактус
Кактусы – это очень необычные растения. У них толстый, сочный стебель и совсем нет листьев. Вернее, листья есть, только они превратились в колючки, пушинки или волоски. Кактусы могут быть огромными, выше деревьев, а могут быть маленькими, не больше спичечного коробка.
Большинство кактусов очень красиво цветет, но для этого за ними нужно правильно ухаживать. Кактусы любят свет, особенно зимой. В жаркое время эти растения нужно держать в тени и обязательно проветривать комнату, потому что кактусы любят свежий воздух. Летом кактусы постоянно поливают, а зимой полив почти прекращают.
Любоваться кактусами очень приятно, но руками их трогать нельзя!
А еще мы когда-то придумывали загадки про цветы. Про герань и кактус у нас, правда, не было, но предложим в садике — вдруг они что-то из этих цветов тоже изучают.
«Знакомство с комнатным растением – герань». Младшая группа.
Цель: расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении, учить различать комнатные растения по внешнему виду. Познакомить с правилами полива растения. Учить составлять модель комнатного растения из отдельных частей. Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, учить размышлять, делать выводы.
Материал: комнатное растение герань, лилия, кукла Буратино, лейка, палочка для рыхления, салфетка, щёточка, схема- рисунок строения растения.
Ход занятия: Ребята отгадайте загадку.
Воздух очищают,
Создают уют,
На окнах зеленеют
И зимой цветут. ( комнатные растения- цветы)
Педагог: Что это такое? (ответы детей)
Правильно это комнатные растения –цветы. Посмотрите, как много у нас в группе цветов.
— Как вы думаете для чего нужны комнатные растения? ( ответы детей)
— Правильно, чтобы было красиво, комнатными растениями человек украшает свой дом, но ещё комнатные растения очищают воздух и многие растения хорошо пахнут. Но чтобы цветы хорошо росли за ними надо ухаживать, а потом они вырастут большими и красивыми. Давайте вместе покажем, как растут комнатные растения.
Физкультминутка: Посадил садовник в землю маленькие семечки, пустили они корешки ( дети садятся на корточки).
Стало яркое солнышко обогревать своими тёплыми лучиками первые зелёные росточки. Стебелёк тянулся выше- выше.( Дети тянутся на носочках вверх).
Появились первые зелёные листочки ( Дети шевелят пальчиками)
А вот расцвёл красивый цветочек и улыбнулся нам ( Дети качают головой и улыбаются друг другу)
Добрый садовник напоил растения водичкой, полил из лейки, и они стали ещё красивее. ( Воспитатель имитирует полив растений- деток из лейки)
Раздаётся стук в дверь. Приходит Буратино и приносит герань.
Воспитатель: Здравствуй, Буратино, а что ты нам сегодня принёс?
Буратино: не знаю, мне Мальвина подарила и сказала, что это цветок, а это похоже на палку.
Воспитатель: Конечно, это комнатное растение- цветок, правда ребята? Посмотри у нас в группе много комнатных растений и есть такой же цветок, называется герань.
Буратино: Посмотрю поближе ( подходит к цветам и показывает на листья) Как много у растения лап.
Воспитатель: Ребята, скажите, что? ( ответы детей)
— это листья. Листья у герани округлой формы, ярко – зелёного цвета, с коричневым кругом у края ( или с белой каёмкой). Листочки у герани неровные, с мелкими ворсинками – мохнатенькие, мягкие и имеют запах.
Буратино: Надо запомнить это листья. А что это за палка торчит из земли?
Воспитатель: Это стебель, у герани он прямой, толстый, зелёный вверху и тёмный внизу. На стебле есть веточки и листочки. На что похожа герань на травку или деревце? ( ответы детей) Запомнил Буратино?
Буратино: Нет, не запомнил.
( предлагаю 2-3 детям назвать и показать части растения)
Буратино: Вот теперь запомнил. А что у растения спрятано в земле, можно посмотреть?
Воспитатель: Ребята, кто знает, что у растения спрятано в земле? ( ответы детей) Правильно корни. ( показ луковицы с корешками или черенки) На что похожи корни? ( на белые ниточки) Для чего нужны корни растению? ( ответы детей) Правильно, за счёт корней растение не падает и крепко держится в горшке.
Буратино: У растения есть листья, стебель, корни в земле, а где у растения голова? Где рот, чтобы пить воду?
Воспитатель: У растения не головы, нет рта. Растение пьёт воду и берёт из земли питательные вещества корнями, всасывает их. По корням вода и питательные вещества поднимаются в стебель, потом в листья и растение растёт. Многие цветы, когда вырастут, цветут красивыми цветочками. Посмотри, вот цветочки. Цветы герани могут быть разных цветов: белые, красные, розовые. Цветы герани собраны в соцветия, в зонтик.
— Чтобы запомнить строение растения, давайте поиграем.
Д/И « Выложи правильно растение».
Воспитатель: Молодец Буратино, всё запомнил.
Буратино: А моя герань тоже будет цвести?
Воспитатель: Ну конечно Буратино. Просто за ней надо ухаживать правильно. Наши дети тебе сейчас расскажут об этом.( ответы детей)
Воспитатель: Правильно. Прежде всего растения надо регулярно поливать водой. Лейку надо держать так, чтобы носик касался края горшка. Поливать надо землю осторожно, не лить воду на стебель и листья ( вызов детей для показа) Надо протирать листья. Гладкие листья протирают мокрой тряпочкой, а с мягких листьев аккуратно убирают пыль щёточкой.( вызов детей). Ещё надо рыхлить землю в горшке – это сухой полив. Берём палочку и рыхлим землю ближе к корням не глубоко, чтобы не повредить корни, а к краю горшка углубляем палочку ( вызов детей).
Ещё растения любят тепло, свет, солнышко, поэтому их ставят на окно, в светлую часть комнаты, поближе к солнечному свету.
Буратино, зачем растениям корни?
Буратино: Я забыл.
Воспитатель: Корни нужны, чтобы пить воду, а листья- дышать. Вот ребята дышат через нос, а пьют ртом. Ребята, а вы знаете, как вода от корней поднимается к растению?
Демонстрация опыта: В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.
Вывод: Комнатные растения – это живые существа, поэтому мы должны с вами заботиться, беречь их, ухаживать и бережно относиться к ним, и тогда растения нас будут радовать красивыми цветами и обогащать воздух кислородом. Так как чистый воздух и кислород нужен всем живым существам.
Буратино: Спасибо вам ребята я узнал много нового и интересного, и я буду ухаживать за своим цветком, чтобы он у меня зацвёл. До свидания.
Семейный экологический проект:
«Герань — цветок лекарь!»
Паспорт проекта
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности: проектная.
Сроки реализации: краткосрочный.
Участники проекта: семья Ш.
Руководитель проекта: Значкова Анастасия Николаевна
Тем проекта: Герань — цветок лекарь!
Цель проекта: Расширить знания о пользе и применении герани.
Задачи:
- расширить знания детей о комнатных растениях;
- развить практические навыки ухода за комнатными растениями;
- воспитание любви к природе родного края;
- воспитание наблюдательности и бережного отношения к растениям;
- воспитание экологической культуры.
Актуальность.
Настоящей работой мы хотели обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.
Немаловажную роль играет совместная деятельность педагогов, воспитанников и родителей. У родителей появляется возможность наблюдать своего ребёнка во время социального становления как личности в обществе. Тесное сотрудничество педагогов и родителей повышает положительный имидж дошкольного учреждения.
Сформировался коллектив единомышленников, родителей и педагогов заинтересованных в положительном результате – увлечь детей экологической темой. Масштабы проекта хоть не велики, но позволяют решить поставленные задачи. Поэтому для осуществления данного проекта мы поставили для себя следующую цель.
Этапы и содержание проекта:
- подготовительный этап;
- основной этап
- эксперементальная часть, обобщение результатов;
- заключительный этап.
Подготовительный этап:
У нас дома на подоконнике растет Герань… По-другому ее называют пеларгонией. Этот цветок сейчас предстает на полках цветочных магазинов в огромном разнообразии видов и расцветок. Просто невозможно пройти мимо такой красоты! Но речь пойдет не только об этом. Мы привыкли считать домашними докторами алоэ и каланхоэ, а вот о целебных свойствах герани знают немногие.Мы решили изучить информацию о полезных свойствах герани в разных литературных источниках: книги, календари, журналы, газеты, энциклопедии и в сети Интернет.
Основной этап
Герань от греческого слова — «Журавль». Еще ее называют пеларгония, главный род семейства гераниевых. Это одно из комнатных растений, которое покоряет не только яркой палитрой окрасок, но и терпким ароматом листьев, которые окружают душистым облачком даже при легчайшем прикосновении.
Комнатная герань растение не требовательное и неприхотливое, но есть некоторые тонкости, которые необходимо соблюдать, чтобы растение регулярно радовало вас обильным цветением.
Герани необходимо достаточное освещение. При дефиците света она просто перестает цвести. Но прямые солнечные лучи могут нанести ей вред, поэтому от них герань следует притенять.
Особенных требований к влажности воздуха герань не предъявляет. Она одинаково спокойно реагирует, как на сухой, так и на влажный воздух. Но обрызгивать ее не стоит. Этого она не любит.
Герань будет вам очень благодарна за глоток свежего воздуха. Поэтому летом выносите ее на улицу, а зимой переносите в только что проветренное помещение.
Использовать можно любое минеральное удобрение. В продаже можно найти как универсальные удобрения, так и специальные удобрения для пеларгоний. Две подкормки за месяц и герань будет радовать вас ярко-зелеными листьями и обильным цветением.
В летнее время поливать герань нужно хорошо. Почва постоянно должна быть влажной.
Любое растение в зимнее время требует немножечко другого ухода. Полив следует сократить, почва должна быть слегка влажной, но не переувлажненной. Обильный полив в это время может привести к застою воды, загниванию корней и возникновению различных заболеваний.
Если ее держать в жаркой душной комнате зимой, то она перестанет цвести. Поэтому лучше по возможности выдерживать более низкую температуру. Герань спокойно переносит 8-10 градусов тепла оптимальным местом зимой для нее будет застекленная и утепленная лоджия.
Герань прекрасно обеззараживает воздух, поэтому ее так часто можно увидеть на подоконниках в школах, больницах и детских садах. А еще она обладает успокоительным действием — поставьте герань в спальне неподалеку от своей кровати и крепкий сон вам обеспечен. В лечебных целях используют листья и корни герани. Из химических веществ, присутствующих в растении, особо можно выделить галловую кислоту, камедь, крахмал, пектин, сахар и танины. Кроме того, они применяются в виде полосканий ротовой полости и горла при лечении фарингита. Герань — хороший антисептик, противовоспалительное средство.
Семейный рецепт помогает при травмах ног, рук:
- 2 капли масла лаванды;
- 2 капли масла герани;
- 2 капли масла розмарина;
- 1 ст.л. растительного масла.
Лечим больную руку
Уже на следующий день ей стало легче, боль стихла.
Сорвав и размяв пальцами, листья герани, вы можете положить их в ухо при отите — это уменьшит воспаление и снимет боль. Народная медицина предлагает использовать свежие листья герани для компрессов, приготовления целебных настоев и снятия боли.
Компресс: при болях в ушах и хронических отитах взять 5-12 свежих листиков герани, растереть их в кашицу. Добавить 2-3 ст. ложки овсяной, ржаной, или же гречневой муки (можно просто распаренного хлеба или булки), 1-2 ст. ложки камфорного спирта, все смешать. Замесить крутое тесто, скатать валиком и выложить вокруг уха, закапать 1-2 капли сока герани внутрь. Положить компрессную бумагу, утеплить ватой и закрепить повязкой на ночь. Три-четыре процедуры — и болезнь отступит. Настой: 20 г свежих цветков или листьев комнатной герани залить стаканом кипятка, настоять 7-8 часов.
Хорошо подержать за щекой листик герани при зубной боли. Легче и безболезненнее прорезываются зубы у малышей, если им к щечке привязать гераниевый лист с внешней стороны. Для лечения ОРВИ в нашей семье используем и гераниевое масло для ингаляций, но не более 2-х капель.
Также можно применять герань при лечении ушного клеща у животных, клещ пропадает, как правило, при первой же процедуре.
Герань имеет и другие полезные свойства. Листья некоторых видов следят за погодой перед дождем ворсинки выпрямляются, в сухую погоду стелятся.
На этом полезные свойства герани не заканчиваются мы рассказали лишь о немногих свойствах этого чудесного растения.
Заключение
Ращу цветок старинный я — Герань теперь есть у меня.
Вот такой интересный проект у нас получился, мы очень много узнали о нашем любимом комнатном растении. Проект объединил нашу семью, а самое главное помог стать более здоровыми не прибегая к лекарственным препаратам. Мы готовы в дальнейшем участвовать в подобных семейных проектах. Спасибо за внимание!
Литература:
1. Туганаев В.В., Баранова О.Г. Зеленые спутники человека. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1992 г. – 192 с.
2. Энциклопедия комнатных растений.
3. Журналы: «Мои любимые цветы», «Люблю цветы».