Герасимов после дождя сочинение 6 класс урок

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе

Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Цели

образовательные: познакомиться с краткой  биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока: урок развития речи

Технология: урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование: презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись  «Гроза.  Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

— Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью  художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

— Закройте, пожалуйста,  глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза.  Затишье. Радостное пение птиц».)

— Какую картину вы представили? Расскажите.

— Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.)  Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1 ) и поговорим о том,  что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

— Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

— Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)

А.М. Герасимов родился  в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

— Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

— Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

— Что, по-вашему, значит — написать сочинение по картине?

— Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

— А как подготовиться к сочинению?

— Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст;  составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

— Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

— Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

—  Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5.  Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

— Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

— Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

— Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к  существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

— Что изображено на картине?

  —  К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

  — По каким деталям картины мы догадываемся,  что только что прошел дождь?

   -Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

   -У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

   -К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

— Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине,  резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов. 

7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях

Летний дождь; всё напоено влагой; всё блестит; свежая, умытая ливнем листва; на переднем и заднем плане; пламенеют в стеклянном графине розы; влажный блеск,  неяркий солнечный свет; вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина; опрокинутый стакан; сквозь густую зелёную листву видна крыша сарая; ощущается свежесть воздуха и тишина; терраса, перила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели  — мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине?  Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» — сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» — метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят , как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

— Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

— Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

— Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

— Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)

  • Картина  —полотно, пейзаж
  • Художник — живописец, пейзажист 
  • Нарисовал — изобразил, показал 

9.  Обсуждение путей анализа картины.

— Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

— О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

— А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

 — Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)

— Какие краски использовал  художник? Запишите  в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

— Почему художник использовал именно эти краски?

— Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый  тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

— А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

— Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

— Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

— Скажите, можем ли мы теперь составить текст?  Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите.   Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)

— Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

— Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание. (слайд 19)

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

    16. Рефлексия.

— Чему вы сегодня научились?

— Какое открытие вы сегодня сделали?

— Какое у вас настроение?

— Понравилось ли работать группой?

— Кто из товарищей удивил? Чем?

— Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /( М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) — М.: Просвещение, 20013.

 2. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. —

 М.: Просвещение. 1983

3. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. – 2003. — № 6.

Интернет-ресурсы:

  •  Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. — http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 
  •  шаблон — http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg 
  • Картины А.М.Герасимова:
  • http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg 
  • http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487 
  • http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457 
  • http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg 
  •  http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg 
  •  Дом-музей — http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg 
  •  После дождя  — http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p/

703e63b498f830bd94adb2d3e1d019ba/view.pic 

Сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя»

Цель: -познакомить учащихся с приемами сбора материалов к сочинению

-формировать навыки сбора материалов к сочинению

— развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения учащихся

— обогащать речь учащихся языковыми средствами

Оборудование: репродукция картины А.М. Герасимова «После дождя», выставка картин по теме (Левитан «После дождя», Крымов «После весеннего дождя», Кустодиев «Волга. Радуга», Пименов «Ливень»), Чайковский Детский альбом «Времена года».

Ход урока:

  1. Объяснение нового материала. Беседа с учащимися. Анализ неудачного ученического сочинения на тему «Осень наступила»

На экране текст сочинения: Наступила осень. Дни стали короче, ночи длиннее. Птицы улетают в теплые страны. С деревьев падают листья. Временами небо покрывается тучами, идет дождь.

Вопросы для анализа:

— Интересно ли это сочинение?

— Почему?

— Хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, хорошо знаешь. Изучая жизнь, многие писатели ведут дневники, в которых фиксируют то, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Поэтому вести такой дневник полезно.

— Давайте посмотрим несколько таких дневников. (На экране дневники Пришвина, Твена, Толстого)

2. Работа по картине Герасимова «После дождя».

— Что изображено на картине?

— Что прежде всего привлекает ваше внимание?

— Послушайте стихотворение А.Я. Яшина «После дождя».

— Давайте сравним стихотворение и картину с одноименным названием.

На экране таблица, которую дети должны заполнить. Это материал к сочинению: крыша сарая, ветки кустов, розы, пол… Учащиеся подбираю слова, их описывающие (блестит, мокрые, дрожат и т.д.)

-А теперь давайте познакомимся с историей создания картины.

Учащийся знакомит.

— Теперь давайте перейдем непосредственно к описанию картины.

— Удалось ли художнику передать то прекрасное, что открылось ему в обычной, казалось бы, будничной сцене жизни.

— Каким настроением пронизана картина?

— Как это отражено в цветовой гамме?

— Обратите внимание на холодные и чистые тона.

— Найдите на картине приметы только что прошедшего ливня.

— Обратите внимание на фрагмент картины.

— Какие бы вы еще части картины предложили представить в виде отдельных фрагментов?

— Опишите поточнее каждый фрагмент.

— У этой картины 2 названия: «После дождя» и «Мокрая терраса». Какое из них, на ваш взгляд, более точно соответствует авторскому замыслу?

— Сравните картину Герасимова с картинами других художников.

3. Д/з. Написать сочинение

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель Ивашкевич Венера Вилорьевна, МОУ «Косланская СОШ».

Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая

терраса)».

Цели

образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать»

картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и

эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать

навыки совместной работы в группе;

воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока: урок развития речи

Технология: урокмастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,

групповая (ребята образуют несколько групп)

Оборудование: репродукция картины «После дождя», портрет художника, аудиозапись

«Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал отрывок из повести Л.

Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас не обычный урок, а урокмастерская. Представьте себе, что вы

находитесь в мастерской художника. Что здесь можно увидеть? Мольберт, краски, эскизы,

холсты… С их помощью художникмастер создаёт картину, настоящее чудо, которое

живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли мастера, а

нашим инструментом будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)

Какую картину вы увидели? Расскажите.

Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу.

Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) А вот что увидел художник А. М.

Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

Рассматривание картины в учебнике.

Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским

живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но

вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской

области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой

во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их

сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот

быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя»,

которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя»

была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с

помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания,

предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.)

Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова

«После дождя».)

Что, повашему, значитнаписать сочинение по картине?

Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в

картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на

полотне, свои мысли, чувства.

А как подготовиться к сочинению?

Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился

хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший,

ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь,

терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в

толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите

внимание, как пишется это слово.

Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами

стоят веранды.

Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для

чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к

существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание

предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины.

Какое впечатление произвела картина? Можно использовать написанные слова и

составить 1-2 предложения. Запишите их в тетради. (Только что прошёл летний дождь. На

мокрой террасе всё блестит.) Чтение вслух предложений.

7. Обсуждение путей анализа картины.

Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину?

(Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний

план.)

О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? красках, которые

использовал художник)

А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как

красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся

хорошим настроением.)

Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

8. Рассматривание переднего плана. Деконструкция и социализация.

Приступим к работе над картиной. Что вы видите на переднем плане? Запишите в

столбик, какие предметы видите. Как только напишете, обменяйтесь мнениями в группе.

Если нужно, дополните свои записи.

Подберите прилагательные или глаголы к написанным существительным. (Учащиеся

обмениваются материалом внутри группы и дополняют свои записи.)

Выберите наиболее подробную запись и прочитайте вслух. Можете дополнить свои

записи при выступлении других групп.

Попробуйте решить в группе, в какой последовательности будете описывать передний

план. Для этого рядом со словами поставьте цифры. тетради может быть примерно

такая запись:

4. стол – круглый, с резными ножками, стоит

5. ваза – стеклянная, стоит

6. цветы – яркие, садовые, душистые, пахнут

7. стакан – лежит, опрокинутый ветром

1. пол – мокрый, блестит

2. перила – отражаются на полу

3. скамейка – узкая)

Правописание каких слов вызвало затруднение? Посмотрите в орфографических

словарях.

9. Рассматривание заднего плана. Деконструкция и социализация.

(Вопросы и задания подобные, как в п. 8)

10. Разговор о цветовом оформлении картины.

Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и

скажите вслух.

Почему художник использовал именно эти краски?

Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ,

передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим

неяркие, спокойные краски: светлозелёную и тёмнозелёную гамму, розоватожёлтые,

бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех

предметах рождает ощущение прохлады.

А что вы можете сказать о художнике авторе картины? (Он очень любит свой сад,

родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое

настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 12 предложения.

12. Составление плана. Социализация.

Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем

обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно

такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на

имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты

удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп.

Афиширование.

Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

Чем нужно дополнить?

15. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв.

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели мастера

слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что

общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После

дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче

показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какието

необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей

картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на

ветках висят, как серёжки» сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по

огонёчку, по серебринке» метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно

ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его

выразительно:

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака,

светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь сероватобелые края тучи

чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в

лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя

улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и

жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое

лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся

черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения

героя?

Выпишите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы

выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться

такому мастерству.

16. Домашнее задание.

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными

впечатлениями и написать сочинение.

17. Рефлексия.

Чему вы сегодня научились?

Какое открытие вы сегодня сделали?

Какое у вас настроение?

Понравилось ли работать группой?

Кто из товарищей удивил? Чем?

Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. 2003. — № 6.

2. http://mioo.edu.ru/kaf-oot/2011-11-07-06-36-19/educational-technology/749-tehnologiya-

pedagogicheskih-masterskih Технология педагогических мастерских (описание и

материалы).

3. http://amgerasimov.ru/ Народный художник СССР А. М. Герасимов.

4. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html Технология «Педагогические

мастерские».

Урок 2 — 3 р/р. Тема: Собирание материалов к сочинению. Устное сочинение — описание картины (А. М. Герасимов. «После дождя») (упр. 62). 

Цели урока:

Обучающая:

– Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; знать тему и подтему в содержании сочинения.

– Уметь собирать материалы к сочинению: уметь определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; уметь фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.

Развивающая: — создать условия для развития речи учащихся и умения тонко подмечать детали в окружающей природе.

Воспитательная: — воспитывать любовь к слову и живописи, интерес к урокам русского языка.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель: — Здравствуйте ребята! Говорят, что в природе, как и у людей, есть свои праздники. Мы все очень внимательно следим за изменениями в природе. Но гораздо лучше нас с вами подмечают праздники в природе художники, поскольку именно благодаря природе они вдохновляются и пишут замечательные картины, такие как репродукция картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».

II. Объяснение нового материала

1. Беседа.

Учитель начинает беседу с утверждения, что хорошо написать о чем-то можно только в том случае, когда то, о чем пишешь, достаточно знаешь. Не случайно, писатели специально изучают какое-либо производство, если им предстоит писать о людях, работающих на этом производстве.

Изучая жизнь, многие писатели ведут записные книжки, в которых фиксируют все, что их взволновало, удивило, заставило задуматься, чем-то обогатило. Для продолжения беседы целесообразно использовать дневники М. М. Пришвина и отдельные примеры его записей (на «осеннюю» тему). Это позволит сделать важный вывод: вести дневник полезно, если записываешь в него то, что сам заметил, свои размышления о себе, о людях, о том, что увидел, услышал, прочитал. А удивительного вокруг нас много — только надо быть наблюдательным. Это прекрасно показал писатель Г. Снегирев в рассказе «Чудесная лодка». Вначале он не разрешал соседским ребятишкам брать лодку рыбака Михея, потому что «лодка эта чудесная». Но дети не поверили писателю («А чем она чудесная?») и уговорили его дать лодку, обещав доехать только до поворота реки и обратно. Ребята вернулись через час, и вот какой разговор произошел между ними и писателем:

— Ну,— спросил Витя,— чем она чудесная? Простая лодка, один раз даже на мель села.

— А вы, значит, так ничего и не заметили? — спросил я громко.

Витя замолчал и стал вспоминать.

— Видели следы цапли на песке,— робко сказала Таня.

— Еще видели, как уж плывет, только головка из воды торчит,— сказал Витя.

Потом они вспомнили, что зацвела водяная гречиха, и еще видели белый бутон кувшинки под водой. Витя рассказал, как стайка мальков выпрыгнула из воды, спасаясь от щуки. А Таня поймала большую улитку, а на улитке еще сидела маленькая улиточка.

— Разве все это не чудесно? — спросил я.

Витя подумал и сказал: «Чудесно».

Таня засмеялась и закричала: «Еще как чудесно!»

— Если бы после этого разговора,— скажет в заключение учитель,— ребятишкам предложили подготовить сочинение на тему «Чудесное рядом с нами», они смогли бы написать об увиденном и нам было бы интересно читать это сочинение, а если бы они еще раз поехали на лодке, то могли бы увидеть еще больше всяких чудес на земле, в воздухе и на воде и собрали бы еще более интересный материал для своих сочинений. Уметь наблюдать, уметь брать нужный для сочинения материал из жизни, из книг очень важное умение, которому мы будем специально учиться.

2. Анализ готовых материалов к сочинению. Для проведения этой работы используется упр. 61.

Выполнение упр. 61 начинается с рассматривания картины А. М. Герасимова. Что изображено на картине и что, прежде всего, привлекает внимание зрителя? (Естественно, на второй вопрос возможны различные ответы.) Важно подытожить: все, что изобразил художник, говорит нам о том, что только что прошел сильный ливень. Все блестит, все напоено влагой: и букет цветов, и стол, и пол терраски, кусты и деревья, крыша дома. И если бы мы стали подробно описывать эту картину, нам надо было бы показать, как удалось художнику передать то, что он увидел в природе, когда только что окончился сильный летний дождь.

Эта картина напоминает нам стихотворение А. Я. Яшина, которое также называется «После дождя» (см. упр. 56).

3. Собирание материалов.

После того как будет прочитано стихотворение, целесообразно прочитать материалы к описанию картины (упр. 61).

— Кругом яркий блеск, неяркий солнечный свет, щедрый летний ливень, обновленная природа.

— Круглый стол на резных ножках; букет цветов в кувшине; часть террасы; перила; угол дома; тени на полу; блеск мокрого пола; разбросанные по столу лепестки роз; опрокинутый стакан с водой; словно лакированный от дождя стол; пушистый букет роз; блестящие перила.

— Крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дворе, густая зелень сада; ветви деревьев, обнимающие террасу.

Определяется, что в третьем абзаце дается материал, который поможет описать сад, во втором — терраску, а материал первого абзаца можно использовать или в начале, или в самом конце сочинения. Однако всего этого недостаточно.

— Чего в нем не хватает? — спросит учитель. (Во-первых, в нем отмечено не все, что изображено на картине, во-вторых, о некоторых деталях картины следует сказать полнее, ярче, так, чтобы лучше раскрыть замысел художника.)

— Разбираем второй абзац. Что следует добавить? (Крышка стола еще не высохла от дождя. На цветах в графине тоже капли дождя. Розы пламенеют в лучах солнца. Опрокинут стакан: видно, был сильный дождь.)

— Разбираем третий абзац. (Крыша сарая.) Точнее! Ведь она после дождя?! (Блестит, блестящая.) Ветки кустов — они тоже после дождя! (Мокрые кусты со свежей, умытой ливнем листвой; дрожат (сверкают) тяжелые капли дождя; ««Капли на ветках висят, как сережки».)

В процессе анализа ученики записывают материалы, данные в учебнике, и те дополнения к ним, которые возникают в коллективной работе.

4. Словарно-стилистическая и орфографическая работа (слова из рамки на странице учебника)

На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего летнего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.

III. Закрепление материала

1. Устное описание картины на основе данных материалов (упр. 62). Учитель показывает, как следует пользоваться собранными материалами. В сильном классе он начинает описание картины, пользуясь материалами, данными в упр. 61. Ученики следят за его выступлением. Они убеждаются, что записанное не повторяется слово в слово, а является лишь основой для развития мысли, что некоторые моменты передаются кратко или совсем опускаются. Затем сильные ученики продолжают описание картины.

Возможное описание картины А. М. Герасимова:

Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва. Вспоминаются строки из стихотворения А. Я. Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как сережки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке». Блестит и крыша сарая вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный.

Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

IV. Подведение итогов урока

Составление плана сочинения.

1.Картина А.М.Герасимова «После дождя»

2.Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. 

3.Сад после дождя.

4.Мое впечатление от картины.

V. Домашнее задание

Упражнение 62, составить устное сочинение на основе собранных материалов.


1


Урок русского языка Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»


2


Двадцать восьмое апреля. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».


3


Типы речи Повествование Описание Рассуждение Предмета Животного Помещения Природы Внешности Картины


4


Жанры живописи Портрет Натюрморт Пейзаж В. А. Серов И.И. Левитан А.М. Герасимов


5


Александр Михайлович Герасимов ( ) – живописец, художник театра, архитектор. А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.


6


А.М. Герасимов «После дождя (Мокрая терраса)» Картина относится к лучшим полотнам художника.


7


История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, — настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.


8


А.М. Герасимов. Семейный портрет.


9



10


Фрагмент – часть какого-либо произведения искусства, живописи… Внимательно рассмотрите фрагмент картины. Найдите приметы только что прошедшего ливня. Какие еще части картины можно представить в виде отдельных фрагментов?


11


Рассмотрим картину детально


12


Что мы видим на заднем плане картины?


13


Что мы видим на переднем плане? Как выглядит терраса после дождя?


14


Цветовая гамма Каким настроением пронизана картина и как оно отражено в цветовой гамме?


15


Словарная работа Терраса Перила Графин Дом-музей А.М.Герасимова. Терраса, на которой любил работать художник От лат. t err a – земля. Летнее открытое помещение, построенное без фундамента, на земле. От рус. оп е реться, уп ё ртый. Поручни Из нем. Сосуд для жидкости.


16


Двадцать восьмое апреля. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя». Графин, терраса, перила. План.


17


Составим план. 1.Природа после дождя. 2. На мокрой террасе. 3. В саду. Прошла гроза, и всё вокруг ожило. Дождь только что прошёл, и выглянуло солнце. На картине изображены терраса и сад после дождя. Варианты начала сочинения


18


Мостики между частями. От 1 ко 2 А как хорошо на террасе после дождя. Солнечный луч заглянул на террасу. Терраса тоже влажная от дождя. От 2 к 3 Мы выглядываем в сад. Какой аромат доносится из сада.


19


Подберите синонимы, чтобы избежать повторы. Картина Художник Нарисовал


20


Синонимы Картина – полотно, пейзаж. Художник – живописец, пейзажист. Нарисовал – изобразил, показал.


21


Дождик прошел по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь березку – она встрепенется И засмеется. До слез засмеется. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонечку, по серебринке. Александр Яшин «После дождя»


22


Что общего в картине Александра Герасимова и в стихотворении Александра Яшина? Какой художественный прием использует поэт? Придумайте олицетворения для описания картины А.М.Герасимова «После дождя. Мокрая терраса». Сравнительный анализ


23


Олицетворения внезапно налетел порывистый ветер ветер сорвал лепестки и рассыпал их по столу ветер опрокинул стакан на столе всё в саду зашумело и застонало деревья низко гнулись к земле пошёл дождь выглянуло солнышко сквозь слёзы заулыбался сад весело зашептала листва


24


Распределите по темам словосочетания Мокрые доски пола, тяжёлые дождевые капли, солнечная зелень кустов, щедрый летний ливень, кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, круглый стол на резных ножках, выглянуло солнышко, букет цветов в кувшине, часть террасы, перила, угол дома, тени на полу, блеск мокрого пола, крыша сарая в саду, виднеется сквозь ветки кустов, густые цветущие кусты во дворе.


25


Вставьте нужное слово. Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.


26


Только что прошёл сильный летний дождь. Он оставил свои следы всюду и на всём. Но выглянуло солнце, и всё ожило. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет. А как хорошо на террасе после дождя. Здесь всё пропитано влагой: перила, скамья, пол и крышка стола. На всех предметах ещё много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже капли дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, что дождь был сильный. Пропитались влагой кусты и деревья в саду. На мокрых ветвях блестит свежая, умытая ливнем листва.


27


Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Вариант 1

На картине А. Герасимова “После дождя” изображена летняя природа. На переднем плане картины мокрая терраса. Она сделана из хорошей древесины и блестит. На террасе стоит столик с резными ножками. На нем ваза с цветами и опрокинутый дождем стакан. Видимо, дождь был очень сильный, раз смог опрокинуть его.

В вазе много разных цветов, наверное, это пионы. Они разного цвета: белые, розовые и красные. Дождь и их смог пригнуть. Лепестки начали опадать прямо на стол. За террасой изображена яблонька и угол дома. Все молодое дерево мокрое. Дождь наклонил яблоньку. Художник даже на доме изобразил капельки дождя.

На заднем плане картины изображены деревья и баня. Капли на деревьях переливаются на солнце розовым цветом. Вдалеке банька. Она построена из серого кирпича, крыша из шифера. Она тоже мокрая и блестит.

Вся трава влажная, вокруг лужи. Это еще раз доказывает, что дождь был очень сильным. Кусты даже легли на землю. Как же прекрасна летняя природа после дождя!

А Н. Некрасов в стихотворении “Перед дождем” создает совершенно противоположенную картину.

Вариант 2

На картине А. М. Герасимова «После дождя» изображена терраса в теплый летний день. Только что прошел сильный ливень. Повсюду мокрый блеск. Ярко сверкает залитый водой пол, блестят перила и скамейки. Влажным блеском сияет мокрый стол на резных ножках. В лужах отражаются перила, листва окружающих террасу деревьев.

Дождь был сильным, настоящий летний ливень. От ударов крупных капель упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду, кажется, слегка прогнулись под тяжестью омытой дождем листвы. Их зелень стала яркой, сочной, посвежевшей после ливня.

Пышные деревья в саду освещены еще неярким солнцем. Небо серое, но уже начинает светлеть, как вымытые после долгой зимы окна. Неяркий свет льется и на крышу сарая, которая виднеется сквозь листву в глубине сада. Она как будто покрыта серебром, настолько украсил ее дождь и лучи солнца, с трудом пробивающиеся сквозь тучи.

Картина Герасимова производит сильное впечатление. Она вся наполнена светом, ярким блеском, удивительной чистотой омытой дождем природы. Сам художник был так восхищен открывшейся ему картиной освеженной природы, что написал свое произведение на одном дыхании, без доработок и исправлений.

Вариант 3

План

  1. Сюжет картины А. Герасимова «После дождя»
  2. Описание террасы, стола, кувшина с цветами
  3. Задний план картины (сад, дом, постройка)
  4. Техника изображения картины
  5. Мое настроение от увиденного.

Я смотрю на картину А.М. Герасимова «После дождя». Все, что я вижу, мне нужно описать в сочинении. Начну с сюжета картины. Перед нашими глазами предстает небольшая терраса после дождя. Художник выбрал объектом своего холста предметы: стол, кувшин с цветами, часть террасы с перилами, и изобразил их на фоне природы.

Только что прошел дождь. Мы видим разлившиеся небольшие лужицы на скамейке и полу террасы. Все отражается в блеске мокрой поверхности. На столе лежит опрокинутый граненый стакан. Видимо, дождь был очень сильный, если оставил после себя столько «следов».

Сама терраса видится нам не полностью. Вертикальные опоры держат крышу (мы видим лишь ее угол), деревянная площадка имеет ступеньки для выхода в сад. Неширокая скамейка завершается незамысловатыми перилами. На такой террасе приятно посидеть вечером и насладиться запахами природы. Или можно собраться семьей и выпить по чашечке чаю.

Слева находится стол с резными ножками. Фигурная крышка стола тоже покрыта каплями дождя. А на столе стоит стеклянный кувшин с цветами. Букет красивых цветов тоже ощутил на себе силу дождя. Некоторые лепестки упали и лежат в воде, скопившейся на краю стола. А может это ветер уронил кувшин и развеял нежные лепестки?

Цветы раскрашены в белый и красный цвета, где-то они имеют оттенки розового и нежно-зеленого. Листья имеют очень темный и насыщенный зеленый цвет. Букет, наверное, собрали только до дождя, чтобы украсить им стол. Но неожиданно начался ливень, и букет остался на террасе.

На заднем плане картины мы видим часть сада. Вся его зелень пестрит разными оттенками. Где-то она очень яркая, светлая, даже переходящая в салатовый цвет, а где-то темно-зеленая, сочная, имеющая оттенок изумрудного и даже синего цветов. В саду очень много деревьев. В стороне виднеется какая-то деревянная постройка, может, это маленький сарай или небольшая баня. На ее крыше есть труба.

Справа на картине за густой листвой мы видим угол дома, к которому и примыкает терраса. А. Герасимов использовал интересную технику изображения. Все предметы имеют размытые очертания. Нет четких правильных линий. Техника размытого мазка делают картину интересной. Если приглядеться, то можно увидеть вместо листиков на дереве просто неясный мазок кисти. Как будто художник не старался вырисовывать все элементы так, как они выглядят, и оставлял на холсте размытые пятна нужных цветов.

Также изображены и цветы в кувшине, и часть террасы, и кусочек неба, который просвечивает сквозь густую листву. Здесь хорошо смешиваются цвета. Они сочетаются друг с другом, образуя новый оттенок.

Картина на создает хорошее настроение. После дождя становится светло и радостно, природа обновляется, свежеет все вокруг. Никаких грустных мыслей, только позитивные эмоции!

Вариант 4

План

  1. Вступление.
  2. Мокрая терраса:
  • стол,
  • букет цветов,
  • опрокинутый стакан,
  • перила,
  • пол.
  1. Описание сада.
  • густые заросли,
  • крыша сарая.
  1. Заключение.

На картине А.М. Герасимова «После дождя» изображена терраса и часть сада. Совсем недавно закончился дождь. Свой мокрый след он оставил везде. Все кругом влажное. На полу, скамейке, перилах и на столе еще лежат капли воды. Они блестят и переливаются. От первых солнечных лучей все кругом сияет влажным блеском.

Слева на картине художник изобразил круглый старинный столик на резных ножках. В кувшине на столике стоит бело-розовый букет цветов. Сильные порывы ветра во время дождя сорвали лепестки цветов, опрокинули стакан. На влажной блестящей поверхности стола пламенеет тень от букета. Вдоль резных перил расположена небольшая скамейка. Влажное дерево отливает бронзой. В блеске мокрого пола видны тени от предметов. В небольших лужицах играют отблески зелени. За перилами террасы выглядывает угол дома.

За террасой расположен сад. Он густо порос цветущими кустами сирени. Они согнулись под тяжестью воды. Природа встрепенулась, ожила. Кажется, что можно уловить легкий аромат, умытых дождем, цветов и листьев. Сквозь ветки кустов, в глубине сада, виднеется крыша сарая.

В своей картине художник передает удивительную красоту природы после дождя. Изображение вызывает светлые и радостные чувства. Хочется вдохнуть свежесть после дождя, поднести ладони к влажным веткам сирени, роняющим капли на пол.

Мое впечатление от картины А. Герасимова «После дождя»

Вариант 1

Автор картины А. М. Герасимов. Перед нами — сад и терраса. Каждый предмет, изображенный на картине, светится на солнце и на каждом — влажный блеск. В центре полотна — круглый стол на изящных ножках. Стоит на нем красивый кувшин, а в кувшине том — полевые цветы.

На полу беседки, перилах, лавочках все сияет после проливного дождя. Перила будто только что покрасили. Если смотреть внимательно на картину, то можно заметить и угол дома. А на полу веранды играют в догонялки загадочные тени. На заднем плане — старый сарай с покосившейся крышей. Во дворе — цветущие кустарники, радующие глаз.

Картина Герасимова ” После дождя ” напоминает мне о прекрасном лете, проведенном на дедушкиной даче, где я был целых два месяца.

Вариант 2

На картине А.М. Герасимова «После дождя» запечатлена выходящая в густой сад терраса деревенского дома или дачи в тот момент, когда все вокруг оживает после летней грозы. Гроза, видимо, только-только закончилась: с потяжелевших веток деревьев еще стекают тяжелые капли; деревянные пол, перила, скамьи и стол сплошь покрыты водой.

Часть террасы освещена солнцем, которое начало пробиваться сквозь затянутое серыми тучами небо. Сверкающая в солнечном свете дождевая вода создаёт завораживающее зрелище. Такое впечатление, что на террасу кто-то направил одновременно множество солнечных «зайчиков». Все предметы приобрели четкие очертания, как бывает, когда заканчивается дождь.

В левой части террасы стоит круглый стол на резных ножках, которые отражаются в лужицах. На столе в стеклянном кувшине красуется пышный букет садовых цветов.

Рядом с кувшином мы видим опрокинутый стакан — очевидно, он упал от резкого порыва ветра во время бушевавшей грозы. И кувшин, и стакан, словно в зеркале, отражаются в мокрой поверхности стола. На нем очень красиво смотрятся осыпавшиеся лепестки цветов.

Листья деревьев и кустарников блестят на солнце. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая. Чувствуется, что терраса — любимое место отдыха для хозяев дома. Здесь так удобно пить чай, собравшись вокруг стола семьей и пригласив гостей!

Воздух, кажется, пропитан свежестью и благоуханием. Такое впечатление, будто природа только что умылась, и теперь, наполненная счастьем, жмурится на солнце, вызывая у зрителей восторг и ликование.

Вариант 3

Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом…

Еще трава полна прозрачных слез И гром гремит раскатом…

А. А. Блок

Чистота, свежесть, жизнеутверждение в природе и в душе художника — чувства, которые передает картина «После дождя» А. М. Герасимова. Созерцание этого полотна не может не породить в нашей душе ощущение бодрящей новизны, ведь омытый дождем привычный окружающий мир неизменно заставляет нас по-новому взглянуть на будничные вещи, и этот новый взгляд не только приносит открытие удивительного в повседневно­сти, но и в душе человека. Мастерство и точность в передачи состояния природы и человека — главное, что привлекает нас в этой картине.

На картине изображено немного деталей: мы видим дощатую террасу, стоящий на ней стол, а на нем — ваза с цветами и опрокинутый ветром ста­кан. На заднем плане картины — зелень деревьев. Однако каждый из элементов картины изображен автором с таким мастерством, что мы, зрители, поч­ти физически ощущаем прохладу и свежесть.

Автор запечатлел момент, когда дождь только прошел. Почти зеркальным блеском сверкают мок­рый дощатый пол террасы, перила и скамейка. Все вокруг освещено влажным блеском. Свет солнца неярок, как это бывает после дождя.

Ветер, который сопровождал дождь, растрепал стоящий на столе букет, и лепестки цветов теперь разметаны по столу. Мокрая поверхность стола от­ражает опрокинутый стеклянный стакан.

На перила террасы почти свешиваются ветки деревьев, зелень которых, омытая дождем, выгля­дит по-весеннему новой. Сквозь ветки кустов и гу­стые цветущие кусты во дворе виднеется мокрая крыша сарая в саду. Листья дерева, изображенно­го в левом углу картины не прорисованы четко — это ветер, который не стих еще, не дает зрителю разглядеть листву, он превращает ее в буйную зе­леную массу. В углу картины мы можем рассмо­треть клочок неба — оно еще не прояснилось после дождя, остается мутным, но уже чувствуется, что скоро появится солнце.

Сами по себе краски картины неяркие: терраса коричневая, стоящий на ней стол темно-коричне­вый, зелень деревьев темно-зеленая, какой она бывает уже в конце лета. Но пролившаяся с неба влага абсолютно до неузнаваемости изменила не­выразительную картину, придала простой дере­вянной террасе вид дворцовых покоев в королев­стве природы. Кажется, что по велению или капризу каких-то высших сил пролившийся дождь кардинально изменил представление об обыденном. И сразу вспоминается тютчевское:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба

Смеясь, на землю пролила.

Художник сумел передать необыкновенную способность природы преображаться, что говорит о его искренней любви к родной природе, к родным местам. Вообще, картины А. М. Герасимова тесно связаны с переживаниями человека, они всегда воз­действуют на чувства людей. Для него понять при­роду означало передать самые свои сокровенные мысли, раздумья о месте человека в мире, о его сложных и противоречивых отношениях с окру­жающим миром.

Композиция репродукции

Чтобы выразить свой замысел, Александр Герасимов использовал всего несколько художественных элементов для своего полотна. Так, на переднем плане можно выделить такие детали:

  • Мокрая терраса.
  • Перила.
  • Стол.
  • Кувшин с цветами.
  • Стакан.

Чтобы картины ожила, вызывала положительный эмоциональный настрой у зрителя, художник продумал и задний план.

На нём есть детали, которые также привлекают внимание:

  • Сад.
  • Дом.
  • Постройки.

Если в сочинение вставить подробное описание каждой детали, то оно получится полным и позволит получить отличную оценку.

https://youtu.be/zZ1OX3Ai6_U

Сочинение-описание по картине «После дождя» (мокрая терраса)

Вариант 1

После дождя

Глядя на картину Герасимова «После дождя», чувствуется запах свежего летнего ливня, слышатся удары капель о листья деревьев. Вся терраса залита светом и необыкновенной чистотой омытой дождем природы. Отражения предметов в дождевой воде придает картине особую атмосферу загадочности, романтики и уюта. Так хочется остаться на этой террасе, погрузившись в эту обстановку безмятежности, вдыхать свежий воздух и хоть на мгновение забыть обо всех проблемах.

Как реалистично художник передает красоту мокрых поверхностей: пола, столика, перил, лавочек. В основном творец использует темные краски, но сквозь склонившиеся под тяжестью воды ветви деревьев виднеется небо, на котором рассеиваются последние тучи. Лучики проглянувшего солнышка весело играют и искрятся в каплях воды. Это придает картине какое-то таинственное свечение. Глубоко за деревьями, на фоне, виднеются постройки. Их кровля буквально сияет.

В прозрачной вазе на столике, что находится в левой части террасы, стоит букет прекрасных садовых цветов. Они выглядят настолько реальными, что когда смотришь на них, кажется, что вот-вот ощутишь тонкий, нежный аромат, исходящий от них. Отдельно хочется отметить то, как художник отобразил прозрачность стекла, из которых изготовлены ваза и стакан.

Нельзя однозначно установить жанр этой картины. С одной стороны на ней изображен пейзаж, потому что довольно большую часть картины занимают садовые деревья, последствия стихийного явления в природе. Но с другой стороны – мы видим этот прекрасный букет цветов, стол, на котором лежат опавшие лепестки, стакан, который упал под натиском тяжелых капель воды.

Эта картина впечатляет и заставляет задуматься о высоком. Думаю, никто не сможет остаться равнодушным после просмотра этой картины.

Вариант 2

Александр Герасимов — художник разноплановый. В разное время (довоенный и послевоенный периоды) он писал портреты первых лиц в Советском государстве, а также изображение природных явлений интересовало мастера. Тема дождя и обновления природы после него не нова не только в целом в художественном искусстве, но и в творчестве Герасимова. В студенчестве он изображал крыши домов и поверхности дорог после дождя. Но это полотно обособляется от них.

Впечатление от картины

Впечатление от картины противоречивое. Мы видим изображение террасы после дождя. Само это явление природы можно трактовать двояко — это не только обновление природы с надеждой на ее возрождение, но и своеобразные небесные “слезы”. Это стихия, с которой неподвластно справиться человеку, он может только лицезреть, схоронясь в укромном местечке и пережидая ненастье. Художник как раз и находится в таком месте — мы видим изображение его глазами из противоположного угла веранды.

В целом, дождь вносит ощущение дискомфорта в данное пространство. Но дискомфорт этот “испытывает” человек и созданные им предметы — мы видим, как блестят лужицы на скамье веранды — теперь не присесть на нее; стол, расположенный на входе, как бы встречая гостей, на данный момент не может собрать их вокруг себя; стакан, упавший от разбушевавшейся стихии — все это подтверждение бессилия человека перед природными явлениями.

Одни лишь деревья, насытившись живительной влагой, сияют, отражая постепенно выходящие из-за туч солнечные лучи. Происходит смена циклов, одно явление сменяет другое и так было всегда и будет, а природа будет продолжать жить и торжествовать не смотря ни на что.

Цвета картины

Цветовая гамма, которую выбрал Герасимов, не отличается большим разнообразием, но в ее лаконичности много смысла. Мы видим естественные, встречающиеся в природе цвета. Однако, они противостоят друг другу по насыщенности, по присутствию в них жизни. Стол и деревянная пристройка имеют темно-коричневые оттенки, а срезанные цветы в вазе “разбавляют” эту мрачность своей свежестью, хоть и былой: белые, розовые, едва уловимые нежные оттенки, но зелень (листья и стебли цветов) — темнее природных, живых. И скорбь свою по прежней жизни на лоне природы, цветы показывают опавшими лепестками на столе.

Но в конечном итоге, жизнь побеждает — планово картина делится на две части — передний фон с террасой (мир людей) и задний (мир природы), где преобладает зелень самых разных оттенков, доказывая, что в природе ““нет плохой погоды”, что все в ней гармонично. Вот-вот выйдет солнышко и от дождя не останется и следа…

Вариант 3

Картину «После дождя» художника Герасимова смело можно назвать шедевром в области пейзажа. Автор картины очень тонко, талантливо передал настроение, которое витает в воздухе по окончанию дождя.

Судя по изображенным деревьям, цвету листьев на ветвях, можно сделать вывод, что это летний день или, возможно, ранняя осень, когда после дождя еще выглядывает приветливое солнышко. По обстановке на террасе можно понять, что дождь был умеренный со слабыми порывами ветра, на это указывает мокрый пол, перевернутый стакан, листья цветов, небрежно упавшие на стол.

Складывается впечатление, что до первых капель дождя на террасе кто-то отдыхал, возможно, там была влюбленная пара или происходило семейное чаепитие, но картина придает яркое ощущения, что дождь прервал чьи-то ожидание.

Через картину отчетливо передается звук стекающих с листьев на землю капель, слышен шорох ветвей, организм словно обогащается кислородом и дышать становится легче. Художник профессионально передал свежесть дождливого дня.

Мое впечатление от картины

Вообще меня нельзя назвать ценителем художественного искусства, но эта картина меня просто поразила. Она настолько живая и настоящая, что прям дыхание захватывает. Любуясь картиной, ты представляешь себя стоящим на той террасе и вдыхая на полную грудь свежий дождливый воздух. Можно услышать, как начинают вылетать и петь птицы, спрятавшиеся ранее от дождя, почувствовать зябкость. Так и хочется закутаться в теплый плед.

Художник очень правдоподобно изобразил все детали пейзажа, особенно влажность предметов, которые намокли под дождем.

Особенно интересно разглядывать данную картину в зимний период, поскольку сразу переполняешься воспоминаниями о приятном дождике, о теплых летних днях.

Вариант 4

Давайте вместе посмотрим на картину Александра Герасимова “После дождя”. Что это? Жанровая сцена без людей? Натюрморт? Пейзаж? Эта картина включает в себя элементы разных жанров и тем интересна. Мы видим террасу, на которой, может, лишь час назад сидели люди — пили чай, читали газеты, кто-то, наверное, вышивал на теперь уже пустой скамейке. Это могла бы быть жанровая сцена.

Художник мог бы изобразить, как люди убегают с террасы из-за внезапно нахлынувшего дождя. Мы можем лишь догадываться об этом, но обстановка типична для хорошей жанровой сцены. Мы видим стол, на котором расположены ваза с цветами и перевернутый стакан (видимо, его перевернул порыв ветра) — типичный натюрморт. На заднем плане перед нами чистый красивый пейзаж — летний сад, омытый дождем.

Глядя на картину, мы чувствуем свежесть после дождя, влажность воздуха. Художнику очень хорошо удалось передать именно атмосферу, которая возникает после летнего ливня. Все, что мы видим, намокло от дождя. И это, может быть, самое удивительное, как удачно живописцу удалось написать дождевую воду буквально на всех поверхностях. Видно, что ливень прошел только что и еще ни капельки не высохло, не испарилось.

Вода блестит, благодаря уже выглянувшему солнцу, мы видим его пробивающиеся лучи в саду. Все поверхности — стол, пол, скамейка, листва, в бликах. Радужные блики написаны с большим мастерством и у нас не остается сомнений — если бы удалось положить ладонь на эту скамейку или провести рукой по листве дерева — на ней остались бы капли воды.

Так достоверно написать природу после дождя удавалось не каждому художнику. Не все умеют точно передать “мокрый” эффект. А вот русский художник Герасимов всегда любил и умел его изображать. Однажды, когда он уже был очень знаменитым мастером, он приехал к своим родителям в город Козлов, где в летний день вся семья сидела на террасе. Вдруг хлынул дождь, да такой сильный, что даже терраса, защищенная перилами и крышей мгновенно промокла.

Тут же выглянуло солнце. Все сверкало такой чистотой, выглядело так восхитительно, что художник не стал ждать и минуты, схватил холст и палитру и тут же начал писать картину. Мы можем представить себе, где он расположил мольберт — в глубине террасы. Герасимов использовал более темные краски на переднем плане картины, яркие — на среднем, совсем светлые — на заднем. Наш взгляд стремится к самому светлому, солнечному. Живописец сумел не только изобразить красоту момента, но и передать настроение — восхищенное, приподнятое.

Герасимов написал за свою жизнь множество выдающихся работ, за которые получал премии и награды. Но картина “После дождя. Мокрая терраса” была его любимой. Он считал ее самой лучшей своей картиной.

Вариант 5

Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». Смотря на эту картину, мы видим живописный мотив. Освежённая дождём природа, притягивает наши взгляды.

На переднем плане мы видим залитую дождём террасу с углом сада. Вода лежит целым слоем на листве, на полу террасы, на скамейках и перилах. Часть террасы освещена солнцем. Сверкая в неярком солнечном свете, вода создаёт завораживающее зрелище. На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрою поверхность стола – розоватые, голубые. Тени красочные, даже многоцветны отражения на покрытых влагой досках отливают серебром.

В левой части террасы стоит круглый стол на резных ножках, которые тоже отражаются в лужах. На столе в стеклянном кувшине красуется пышный букет садовых цветов, умытый дождём. Тона цветов нежные и неброские. Нам кажется, что мы чувствуем их тонкий аромат, который усилился после дождя. Рядом с вазой мы видим лежащий на боку стакан, очевидно упавший от резкого порыва ветра. И ваза, и стакан отражаются в мокрой поверхности стола, как в зеркале.

В природе всё благоухает свежестью. Все запахи смешались вместе. Аромат цветов и мокрой зелёной листвы. Запах залитого дождём дощатого пола и сырой земли. Все вместе они вызывают у нас восторг и ликование.

Угол дома выходит прямо в сад. Густая листва деревьев и кустарников, омытая дождём, блестит на солнце. Ветка сирени склонилась над скамьёй медленно роняя со своих ветвей светлые капли дождя. А дальше за деревьями очищается и светлеет небо. В глубине сада, сквозь ветви кустов виднеется крыша старого сарая.

Я считаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. в ней очень ярко и выразительно передано состояние природы.

План работы

Обычно любая письменная работа по описанию картины требует слаженной подготовки. Поэтому и сочинение «После дождя» Герасимова для 6 класса требует составления плана. Он может быть простым:

  1. А. М. Герасимов — замечательный художник.
  2. Природа после летней грозы.
  3. Чувства и эмоции, вызванные картиной.

Но часто для полного описания полотна учащиеся предпочитают пользоваться сложным планом. Составить его несложно. Он может быть таким:

  1. А. М. Герасимов — великолепный художник.
  2. Описание картины: а) летний день; б) мокрая терраса; в) природа.
  3. Чувства и эмоции, вызванные картиной.

Стоит помнить, что вступление в сочинении необходимо для того, чтобы подготовить читателя к описанию самой живописной репродукции.

В нем можно рассказать либо об истории создании полотна, либо же написать немного информации о самом художнике.

В основной части нужно не только описать каждую деталь, но и показать весь колорит красок и оттенков.

Это самая большая по объёму часть сочинения. А вот заключение в такой работе должно отражать впечатление от полотна автора такого описания.

Описание и анализ картины «После дождя»

В 1935 году Герасимов уехал отдохнуть и уединиться для творчества к себе на родину в город Козлов. Здесь и была создана любимая многими картина.

Картина «После дождя» была написана спонтанно, буквально на одном дыхании. Вместе с тем она не является сиюминутным творением. Художник длительно готовил себя к созданию этой работы. Он выполнял зарисовки с натуры листвы, травы и различных предметов, мокрых от дождя. Знакомые Герасимова признавали, что этот опыт давался ему особо хорошо.

Сестра Герасимова в своих воспоминаниях описывала процесс создания картины: в тот день начался сильный летний ливень. После него все вокруг выглядело по-особенному живописно и свежо — вода, переливаясь красками на солнце, сверкала на полу веранды, листве и дорожках; над деревьями просматривалось безоблачное вымытое дождем небо.

Восхищенный открывшимся видом мастер схватил палитру и встал за мольберт. За считанные часы он написал живописнейшее полотно, ставшее одним из самых удачных его творений. После, выставляя картину на различных вернисажах наряду с другими своими работами, Герасимов не без удивления отмечал, что именно она пользовалась особым вниманием у зрителей.

Чем же так привлекательно это легкое поэтичное произведение для обычного зрителя? На картине изображен на первый взгляд обыденный пейзаж – уголок веранды с резными перилами и небольшой скамеечкой вдоль них.

Справа, немного нарушая композиционный баланс, художник поместил старинный столик и вазу с цветами. На левом плане мы видим пол, а также лавку и перила веранды. На всех изображенных предметах блестят и переливаются капли воды. Сразу за верандой проглядывается сад – мокрый от только что прошедшего ливня.

Краски на картине кристально чисты и мажорны – сочная зелень намокшей листвы, темная бронза влажного дерева, небесная лазурь, отразившаяся в лужах, разлитых на полу веранды. Отдельным цветовым акцентом выделен букет цветов в вазе – интенсивный розовый цвет удачно сочетается с зелеными и белыми мазками.

Картина не вызывает ощущения надуманности. Созданные художником образы свежи и правдивы, отличаются непринужденностью и чистотой – в них чувствуется виртуозность кисти живописца. Благодаря чему достигнута такая потрясающая достоверность?

При работе над картиной Герасимов использовал высоко отточенную технику рефлексов. Этот изобразительный прием предполагает тщательную проработку небольших, но важных деталей композиции.

В случае картины «После дождя» ключевыми моментами, благодаря которым достигается особое состояние свежести и чистоты, являются отблески света и отражения: сочные зеленые мазки на стенах веранды – отражения зеленой листвы; розовые и голубые пятна на столе – отсветы, оставляемые на мокрой поверхности букетом цветов.

Все живописное полотно как будто пронизано замысловатыми переплетениями света и тени. При этом теневые участки не вызывают гнетущего ощущения у зрителя, поскольку выполнены многоцветно и красочно. В картине очень много серебряных и перламутровых оттенков – таким способом художник передает многочисленные солнечные блики на влажной листве и мокрых поверхностях предметов.

Работая над созданием изобразительного эффекта мокрых поверхностей, художник применил технику лессировки. В процессе использования этого приема краска наносится на холст в несколько слоев. Первый мазок является основным, последующие – облегченные полупрозрачные штрихи. Благодаря этому изображенные поверхности выглядят блестящими, словно покрытые лаком. Это особенно заметно при рассмотрении фрагментов картины, на которых изображены участки дощатого пола, скамья, крышка стола.

Букет цветов в виде контрастного яркого пятна написан подчеркнуто широкими пастозными мазками, благодаря чему цветы в вазе смотрятся объемно и естественно.

Заслуживают внимания также правильно расставленные световые акценты. Они делают изображение на полотне живым и немного торжественным. Источники света расположены вне плоскости полотна – где-то за деревьями. Свет в картине рассеянный неяркий, он не бьет в глаза, благодаря чему создается эффект проглядывающего из-за туч летнего солнца, которое перевалило за полуденную черту и начало клониться к закату.

Деревья, изображенные на заднем плане, кажутся сотканными из огромного количества мерцающих зеленоватыми оттенками витражных стеклышек. Они освещены по контуру и тем самым выделены из общей композиции. В данном случае Герасимов удачно использовал специальный прием, называемый в изобразительной технике контражуром – подсветка обратной стороны изображения.

В картине преобладает свежее приподнятое настроение. Художнику удалось достоверно передать поэтичность и особую прелесть самых обычных вещей.

Искренность чувств, которые Герасимову удалось выразить в своем произведении, заряжает зрителя особой энергией свежести. За эту картину мастер был удостоен Гран-при на выставке в Париже. Позже художник вспоминал, с каким восторгом он работал над созданием этого полотна. Возможно, поэтому работа получилась настолько восхитительной и правдивой.

Сюжет полотна

Чтобы сочинение по картине «После дождя» было логически связанным и подробным, необходимо правильно понять тему и сюжет. Основная тема живописного полотна — это прекрасная природа, которая даёт возможность человеку приобщиться к миру прекрасноого. Сюжет картины переносит зрителя в тёплый летний вечер, который особенно хорошо после грозы.

На своей картине живописец изобразил мокрую террасу, которая отражает разные краски после дождя. Мокрая поверхность пола блестит, а на листьях деревьев повисли крупные дождевые капли, в которых отражается всё вокруг.

Немаловажную роль в картине играет каждая деталь, так как она помогает создать общее впечатление от всего полотна.

  • Герасимов после дождя сочинение 6 класс презентация
  • Герасимов после дождя сочинение 122 упражнение
  • Герасимов после дождя картина сочинение план
  • Герасимов после дождя картина сочинение 6 класс описание картины
  • Герасимов после дождя картина описание для сочинения