- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Характеристика и образ Лойко Зобара
Характеристика и образ Лойко Зобара в рассказе Горького Макар Чудра сочинение
Одним из основных персонажей произведения является Лойко Зобар, представитель цыганского племени.
Писатель представляет Лойко в образе молодого, красивого цыгана с ясными светящимися глазами и солнечной улыбкой, отличного наездника, сочетающего в себе силу и незыблемую внутреннюю доброту.
Молодой человек живет в гармонии с собственной душой, наслаждаясь жизненной свободой, не заботясь ни о ком и не находясь ни у кого в подчинении. Лойко отличается неуемной удалью и храбростью, выражающихся в его главном увлечении – воровстве лошадей, ради которых цыган готов пойти на любые испытания и рискованные поступки. В характере Лойко добиваться всего, что ему хочется и нравится, причем ни копейки за это не платить. В округе среди местных жителей у Лойко неприглядная репутация, поскольку за ворованных коней многие готовы с ним разобраться.
При этих чертах характера Лойко не отличается жадностью и черствостью, выражающихся в той легкости, когда цыган расстается с дорогими вещами, например, конем, ради которого недавно рисковал жизнью.
Мужчина обладает музыкальными талантами и превосходно играет на скрипке, завораживая слушателей душевными мелодиями.
Являясь искренним и живым человеком, Лойко для любого может стать надежным приятелем и хорошим попутчиком.
В один из дней Лойко встречает в цыганском таборе молодую цыганку Радду, в которую влюбляется с первого взгляда. Любовное чувство полностью завладевает сердцем и разумом молодого цыгана, но девушка, являющаяся такой же гордой и свободолюбивой натурой, отвергает ухаживания Лойко.
Зобар, не привыкший ни в чем получать отказ, пытается добиться взаимности Радды, но с каждым разом слышит лишь язвительные насмешки. Лойко решает с позиции силы завладеть сердцем непокорной цыганки, но смелая и самоуверенная девушка не позволяет цыгану оказывать на нее давление.
Радда соглашается в один из дней стать женой Лойко, но при этом выдвигает ему условие о полной его покорности и подчинении ее слову. В доказательство его любви к ней и принятии условия Лойко должен перед всеми членами цыганского табора преклониться перед Раддой и запечатлеть на ее руке поцелуй.
Такое условие невыносимо для Лойко, поскольку вынудит его гордый и неукротимый нрав претерпеть унижение перед цыганами.
Проведя целый день в мучительных размышлениях, Лойко тихим вечером заходит в табор и подойдя к Радде наносит ей в сердце ножевой удар, после чего преклоняет колени перед телом любимой женщины и заканчивает свою жизнь от ответного удара ножом отца девушки.
Повествуя о событиях в жизни влюбленных, писатель раскрывает понятие свободы, способной превратить человека в самовлюбленного эгоиста, не желающего пожертвовать своей гордостью.
2 вариант
Максиму Горькому, в его ранних произведениях, удавалось описывать персонажей очень ярко и удивительно подробно. Несмотря на то, что многие из них являлись второстепенными, автор старался изображать их интересными и продуманными. Такое описание коснулось и героя Лойко, который в данном произведении раскрыт очень подробно. Зобар показан весьма смелым человеком, который не похож на людей, которые его окружают. Он любил животных, в особенности лошадей, и промышлял тем, что забирал их без спроса. Он не делал это ради какой-то особой выгоды или цели, ему просто нравился сам процесс того, что он может ускакать вдаль на очередном быстром скакуне. Герой старался жить «сегодняшним днем», и его не заботило то, что могло произойти далее, он потакал своим желаниям и устремлениям. Несмотря на то, что он промышлял воровством, он не был жадным или коварным человеком. С ним можно было поговорить по душам, а также, он часто помогал окружающим людям.
Также, он был крайне талантливым человеком, который изумительно играл на таком музыкальном инструменте, как скрипка. Он умел воспроизводить самые сложные мелодии, что говорило о его большом мастерстве. Также, у персонажа был прекрасный голос, который радовал своих слушателей невероятной мелодичностью. Макар восхищался главным героем, и ему казалось, что Лойко умел делать практически все. Когда Зобар встретил красивую девушку по имени Радда, то сразу же в нее влюбился. Он пытался сделать так, чтобы она обратила на него внимание. Герой пел свои песни, и старался сделать все, чтобы понравиться ей. Однако, девушка не принимала его ухаживания, и всяческим образом показывала, что он ей безразличен.
Однако, она сказала позже о том, что влюблена в него, и выйдет замуж в том случае, если он, перед всеми присутствующими, согласится преклониться перед ней, и поцелует ей руку. И тогда, перед юношей стоит нелегкий выбор, так как он может опозориться перед всеми, и для него этот вопрос становится важнейшим. Тогда, Лойко убивает девушку, и вскоре сам погибает от удара ножом, которые наносит отец цыганки. Автор хотел показать невероятный темперамент юноши, который не смог смириться с тем, что девушка была столь дерзкой и упрямой.
Также читают:
Картинка к сочинению Характеристика и образ Лойко Зобара
Популярные сегодня темы
- Сочинение на тему Значение слова доброта
Мне кажется, что это одно из самых приятных слов. Оно включает в себя много хорошего… Например, в нём обязательно есть слова: мама, нежность, понимание, забота… В общем, всё хорошее.
- Характеристика Ивана из сказки Конек-горбунок 4 класс
Главный герой сказки «Конёк-горбунок» Иван был младшим сыном крестьянина. Почему-то в сказке он характеризуется дураком. Может быть от того, что честно выполнял свою работу
- Сочинение Характеристика семей в романе Тихий Дон Шолохова
В центре внимания оказывается Семья Мелеховых с самого начала романа «Тихий Дон». А также в конце произведения эта семья до сих пор остается во внимании читателя и автора.
- Сочинение по картине Сыромятниковой Первые зрители 6 класс
Картина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.
- Анализ произведения Исповедь Толстого
Произведение по жанровой направленности является автобиографической новеллой, повествующей о фундаментальных вопросах мироустройства.
Лойко и Радда. Художник А. М. Лаптев |
Молодой удалой цыган Лойко Зобар является одним из центральных персонажей рассказа «Макар Чудра».
В этой статье представлена цитатная характеристика Лойко Зобара, образ героя, описание внешности и характера.
Смотрите:
Лойко Зобар — характеристика, образ, описание в рассказе «Макар Чудра»
Лойко Зобар является молодым цыганом, знакомым главного героя рассказа Макара Чудры:
«Был на свете Зобар, молодой цыган, Лойко Зобар.»
О внешности Лойко известно следующее:
«Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, ей‑богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!»
«Зубами скрипит, дергая себя за ус, Лойко, очи темнее бездны смотрят…»
«…Зобар бросил наземь шапку, да и говорит…»
«На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.»
«…Лойко Зобар; его лицо завесили пряди густых черных кудрей…»
«…море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган – Лойко Зобару и Радде…»
«…и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой.»
Лойко является очаровательным, обаятельным человеком. Его взгляд пленит душу любого человек. Рядом с ним другой человек сам становится лучше. Таких хороших людей, как Лойко, мало, по мнению Макара Чудры:
«Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете!
Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей! Ну, так и ладно, коли мало. Много хорошего было бы на свете, так его и за хорошее не считали бы.» (Макар о Лойко)
Все таборы в Венгрии, Чехии и Славонии (область Хорватии) знают или слышали о Лойке Зобаре:
«И все таборы его знали или слыхали о нем.»
«Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, – удалый был малый!»
Все знают, что Лойко Зобар — удалый малый, то есть храбрый и бесшабашный. Если ему нравится чей-то конь, он его украдет и будет ездить на нем, пока он нему не надоест. Многие люди желают смерти Лойко, потому что тот украл у них коней:
«Вся Венгрия, и Чехия, и Славония, и все, что кругом моря, знало его, – удалый был малый! Не было по тем краям деревни, в которой бы пяток‑другой жителей не давал богу клятвы убить Лойко, а он себе жил, и уж коли ему понравился конь, так хоть полк солдат поставь сторожить того коня – все равно Зобар на нем гарцевать станет!»
По словам Радды, Лойко является самым красивым и удалым мужчиной, которого она знала:
«– Видала я молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я того. Но что толку? Они и так не больно‑то удалы, а я бы их всех обабила. Мало осталось на свете удалых цыган, мало, Лойко.»
Лойко никого не боится:
«Эге! разве он кого боялся? Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»
Лойко Зобар любит только коней и ничего больше (в начале рассказа):
«И все таборы его знали или слыхали о нем. Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!»
Лойко легко относится к деньгам. Когда он продает своего очередного коня, он, не задумываясь, раздает деньги окружающим:
«…и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми.»
Лойко является хорошим парнем:
«Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди.»
Лойко является хорошим товарищем по табору:
«Это был товарищ!»
Он мудр, как старик. Он все знает. Он владеет грамотой русского языка, а также понимает мадьярский (венгерский) язык:
«И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал.»
Лойко является отличным рассказчиком. Его можно слушать бесконечно:
«Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его!»
Он прекрасно играет на скрипке. От его музыки кровь загорается в жилах. Лойко играет на скрипке так, как никто на свете не играет. Его прекрасная музыка способна превратить людей в рабов. С помощью музыки он мог бы делать с людьми что угодно:
«– Да! Так вот раз ночью сидим мы и слышим – музыка плывет по степи. Хорошая музыка! Кровь загоралась в жилах от нее, и звала она куда‑то. Всем нам, мы чуяли, от той музыки захотелось чего‑то такого, после чего бы и жить уж не нужно было, или, коли жить, так – царями над всей землей, сокол!»
«А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто‑нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз – и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его. Вот тебе сейчас кто‑то стонет горько, просит помощи и режет тебе грудь, как ножом. А вот степь говорит небу сказки, печальные сказки. Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девицу в степь. И вдруг – гей! Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню! Вот как, сокол!
Каждая жила в твоем теле понимала ту песню, и весь ты становился рабом ее. И коли бы тогда крикнул Лойко: «В ножи, товарищи!» – то и пошли бы мы все в ножи, с кем указал бы он. Все он мог сделать с человеком…»
Лойко прекрасно поет:
«Вот пел! Никто уж так не поет теперь!» (Макар Чудра)
«– Это песня! – сказал Данило. – Никогда не слыхал такой песни; пусть из меня сатана себе трубку сделает, коли вру я!«
«…и живые песни твои, что так радуют молодцов‑цыган, не зазвучат…» (Радда о его песнях)
История любви Лойко и Радды
Однажды молодой цыган Лойко Зобар приезжает в табор Макара Чудры, главного героя. Лойко обращает внимание на красавицу-цыганку Радду. Лойко остается жить в этом таборе и пытается завоевать сердце красавицы. Однако Радда не поддается на его чары, ведет себя высокомерно и насмехается над ним:
«Наш табор кочевал в то время по Буковине, – это годов десять назад тому.»
«Живем мы да живем на том месте, дела у нас о ту пору хорошие были, и Зобар с нами.»
«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает.
Много посушила она сердец молодецких, ого, много!»
«Известно, наш брат старается сразу затуманить девке очи, чтоб они не зажгли его сердца, а сами подернулись бы по тебе грустью, вот и Лойко тож. Но – не на ту попал. Радда отвернулась в сторону и, зевнув, сказала: «А еще говорили, что Зобар умен и ловок, – вот лгут люди!» – и пошла прочь.»
Лойко признается, что знал многих женщин, но только Радда смогла затронуть его сердце так сильно. Радда же, выслушав это, взмахивает кнутом и сбивает Лойко с ног, так что тот падает:
«…удалого Лойко Зобара, который до нее играл с девушками, как кречет с утками.»
«Много я вашей сестры видел, эге, много! А ни одна не тронула моего сердца так, как ты. Эх, Радда, полонила ты мою душу! Ну что ж? Чему быть, так то и будет, и… нет такого коня, на котором от самого себя ускакать можно б было!.. Беру тебя в жены перед богом, своей честью, твоим отцом и всеми этими людьми. Но смотри, воле моей не перечь – я свободный человек и буду жить так, как я хочу! – И подошел к ней, стиснув зубы, сверкая глазами. Смотрим мы, протянул он ей руку, – вот, думаем, и надела узду на степного коня Радда! Вдруг видим, взмахнул он руками и оземь затылком – грох!..»
Радда посмеивается над Лойко, задевая его самолюбие:
«Все он мог сделать с человеком, и все любили его, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня; и ладно, коли бы только это, а то еще и подсмеивается над ним. Крепко она задела за сердце Зобара, то‑то крепко!»
Иногда по ночам влюбленный Лойко уходит в степь и играет на скрипке. Его скрипка как будто плачет по свободе, которую молодой человек может потерять из-за любви:
«Уйдет ночью далеко в степь Лойко, и плачет до утра его скрипка, плачет, хоронит Зобарову волю.»
Однажды Радда признается Лойко в любви. Он заявляет, что станет его женой, если Лойко откажется от свободы и будет принадлежать только ей. Для этого Лойко должен поклониться ей в ноги перед всем табором и поцеловать руку. У цыган не принято выдвигать такие требования. Радда ставит молодого человека перед тяжелым выбором – или она, или свобода:
«– А еще вот что, Лойко: все равно, как ты ни вертись, я тебя одолею, моим будешь. Так не теряй же даром времени – впереди тебя ждут мои поцелуи да ласки… крепко целовать я тебя буду, Лойко! Под поцелуй мой забудешь ты свою удалую жизнь… и живые песни твои, что так радуют молодцов‑цыган, не зазвучат по степям больше – петь ты будешь любовные, нежные песни мне, Радде… Так не теряй даром времени, – сказала я это, значит, ты завтра покоришься мне как старшему товарищу юнаку. Поклонишься мне в ноги перед всем табором и поцелуешь правую руку мою – и тогда я буду твоей женой.
Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда! Ну‑ка, сокол, выдумай что ни то посмешнее? Год поломаешь голову, не выдумаешь!
Прянул в сторону Лойко и крикнул на всю степь, как раненный в грудь. Дрогнула Радда, но не выдала себя.»
Для Лойко требования Радды оказываются невыносимыми. Он глубоко страдает из-за необходимости выбрать что-то одно:
«Вот как замаяла молодца проклятая Радда. Насилу я привел его в себя.
Эхе! Какому дьяволу нужно, чтобы люди горе горевали? Кто это любит слушать, как стонет, разрываясь от горя, человеческое сердце? Вот и думай тут!..»
Лойко так переживает, что за эту ночь страшно худеет:
«Когда собрались все мы вечером вокруг костра, пришел и Лойко. Был он смутен и похудел за ночь страшно, глаза ввалились…»
На следующий день Лойко объявляет табору, что любит Радду больше своей свободы, поэтому он готов расстаться со свободой ради возлюбленной. Радда строго указывает ему на ноги и требует, чтобы тот поклонился. Весь табор жалеет Лойко, всем стыдно и грустно за его унижение:
«– Вот какое дело, товарищи: смотрел в свое сердце этой ночью и не нашел места в нем старой вольной жизни моей. Радда там живет только – и все тут! Вот она, красавица Радда, улыбается, как царица! Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли, и решил я Радде поклониться в ноги, так она велела, чтоб все видели, как ее красота покорила удалого Лойко Зобара, который до нее играл с девушками, как кречет с утками. А потом она станет моей женой и будет ласкать и целовать меня, так что уже мне и песен петь вам не захочется, и воли моей я не пожалею! Так ли, Радда? – Он поднял глаза и сумно посмотрел на нее. Она молча и строго кивнула головой и рукой указала себе на ноги. А мы смотрели и ничего не понимали. Даже уйти куда‑то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке – пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего‑то, и жалко, и грустно.»
Вдруг Лойко начинает смеяться. Он объявляет, что хочет проверить, насколько крепкое у Рады сердце. Он заранее просит прощения у табора, а затем ударяет Радду ножом в грудь. Радда говорит, что предвидела такой исход. Девушка умирает на месте:
«– Ну! – крикнула Радда Зобару.
– Эге, не торопись, успеешь, надоест еще… – засмеялся он. Точно сталь зазвенела, – засмеялся.
– Так вот и все дело, товарищи! Что остается? А остается попробовать, такое ли у Радды моей крепкое сердце, каким она мне его показывала. Попробую же, – простите меня, братцы!
Мы и догадаться еще не успели, что хочет делать Зобар, а уж Радда лежала на земле, и в груди у нее по рукоять торчал кривой нож Зобара. Оцепенели мы.
А Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью своих черных волос, улыбаясь, сказала громко и внятно:
– Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!.. – да и умерла…»
Лойко падает к ногам Радды и припадает к ним губами:
«– Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! – на всю степь гаркнул Лойко да, бросившись наземь, прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер. Мы сняли шапки и стояли молча.»
Отец Радды Данило хватает нож и убивает Лойко Зобара:
«Что ты скажешь в таком деле, сокол? То‑то! Нур сказал было: «Надо связать его!..» Не поднялись бы руки вязать Лойко Зобара, ни у кого не поднялись бы, и Нур знал это. Махнул он рукой, да и отошел в сторону. А Данило поднял нож, брошенный в сторону Раддой, и долго смотрел на него, шевеля седыми усами, на том ноже еще не застыла кровь Радды, и был он такой кривой и острый. А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!
– Вот так! – повернувшись к Даниле, ясно сказал Лойко и ушел догонять Радду.А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар. На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.»
Это была цитатная характеристика Лойко Зобара в рассказе «Макар Чудра» Горького, образ героя, описание его внешности и характера.
Одним из основных персонажей произведения является Лойко Зобар, представитель цыганского племени.
Писатель представляет Лойко в образе молодого, красивого цыгана с ясными светящимися глазами и солнечной улыбкой, отличного наездника, сочетающего в себе силу и незыблемую внутреннюю доброту.
Молодой человек живет в гармонии с собственной душой, наслаждаясь жизненной свободой, не заботясь ни о ком и не находясь ни у кого в подчинении. Лойко отличается неуемной удалью и храбростью, выражающихся в его главном увлечении – воровстве лошадей, ради которых цыган готов пойти на любые испытания и рискованные поступки. В характере Лойко добиваться всего, что ему хочется и нравится, причем ни копейки за это не платить. В округе среди местных жителей у Лойко неприглядная репутация, поскольку за ворованных коней многие готовы с ним разобраться.
При этих чертах характера Лойко не отличается жадностью и черствостью, выражающихся в той легкости, когда цыган расстается с дорогими вещами, например, конем, ради которого недавно рисковал жизнью.
Мужчина обладает музыкальными талантами и превосходно играет на скрипке, завораживая слушателей душевными мелодиями.
Являясь искренним и живым человеком, Лойко для любого может стать надежным приятелем и хорошим попутчиком.
В один из дней Лойко встречает в цыганском таборе молодую цыганку Радду, в которую влюбляется с первого взгляда. Любовное чувство полностью завладевает сердцем и разумом молодого цыгана, но девушка, являющаяся такой же гордой и свободолюбивой натурой, отвергает ухаживания Лойко.
Зобар, не привыкший ни в чем получать отказ, пытается добиться взаимности Радды, но с каждым разом слышит лишь язвительные насмешки. Лойко решает с позиции силы завладеть сердцем непокорной цыганки, но смелая и самоуверенная девушка не позволяет цыгану оказывать на нее давление.
Радда соглашается в один из дней стать женой Лойко, но при этом выдвигает ему условие о полной его покорности и подчинении ее слову. В доказательство его любви к ней и принятии условия Лойко должен перед всеми членами цыганского табора преклониться перед Раддой и запечатлеть на ее руке поцелуй.
Такое условие невыносимо для Лойко, поскольку вынудит его гордый и неукротимый нрав претерпеть унижение перед цыганами.
Проведя целый день в мучительных размышлениях, Лойко тихим вечером заходит в табор и подойдя к Радде наносит ей в сердце ножевой удар, после чего преклоняет колени перед телом любимой женщины и заканчивает свою жизнь от ответного удара ножом отца девушки.
Повествуя о событиях в жизни влюбленных, писатель раскрывает понятие свободы, способной превратить человека в самовлюбленного эгоиста, не желающего пожертвовать своей гордостью.
2 вариант
Максиму Горькому, в его ранних произведениях, удавалось описывать персонажей очень ярко и удивительно подробно. Несмотря на то, что многие из них являлись второстепенными, автор старался изображать их интересными и продуманными. Такое описание коснулось и героя Лойко, который в данном произведении раскрыт очень подробно. Зобар показан весьма смелым человеком, который не похож на людей, которые его окружают. Он любил животных, в особенности лошадей, и промышлял тем, что забирал их без спроса. Он не делал это ради какой-то особой выгоды или цели, ему просто нравился сам процесс того, что он может ускакать вдаль на очередном быстром скакуне. Герой старался жить «сегодняшним днем», и его не заботило то, что могло произойти далее, он потакал своим желаниям и устремлениям. Несмотря на то, что он промышлял воровством, он не был жадным или коварным человеком. С ним можно было поговорить по душам, а также, он часто помогал окружающим людям.
Также, он был крайне талантливым человеком, который изумительно играл на таком музыкальном инструменте, как скрипка. Он умел воспроизводить самые сложные мелодии, что говорило о его большом мастерстве. Также, у персонажа был прекрасный голос, который радовал своих слушателей невероятной мелодичностью. Макар восхищался главным героем, и ему казалось, что Лойко умел делать практически все. Когда Зобар встретил красивую девушку по имени Радда, то сразу же в нее влюбился. Он пытался сделать так, чтобы она обратила на него внимание. Герой пел свои песни, и старался сделать все, чтобы понравиться ей. Однако, девушка не принимала его ухаживания, и всяческим образом показывала, что он ей безразличен.
Однако, она сказала позже о том, что влюблена в него, и выйдет замуж в том случае, если он, перед всеми присутствующими, согласится преклониться перед ней, и поцелует ей руку. И тогда, перед юношей стоит нелегкий выбор, так как он может опозориться перед всеми, и для него этот вопрос становится важнейшим. Тогда, Лойко убивает девушку, и вскоре сам погибает от удара ножом, которые наносит отец цыганки. Автор хотел показать невероятный темперамент юноши, который не смог смириться с тем, что девушка была столь дерзкой и упрямой.
Картинка к сочинению Характеристика и образ Лойко Зобара
Предыдущая
СочиненияСочинение Добро и зло в повести Ночь перед Рождеством Гоголя 5 класс
Следующая
СочиненияХарактеристика и образ Фирса в пьесе Вишнёвый сад Чехова
Главные герои
В произведение Горького несколько главных действующих лиц.
Вот краткое описание каждого персонажа:
- Макар Чудра — главный герой рассказа, пожилой цыган со свободолюбивым и независимым характером, он кочует со своим табором по всей земле. Это крепкий, сильный и волевой мужчина, он не страшится непогоды, поэтому не прячется от ветра, снега и дождя. Он не представляет своей жизни без свободы и вольной цыганской жизни, он много видел, многое знает. Любит философствовать, рассказывать истории и легенды о своей нации. Он и поведал рассказчику историю о любви двух молодых цыган.
- Лойко Зобар — известный на всю округу красавец. Главной страстью его жизни являются лошади, именно поэтому он славится в своих кругах как лучший конокрад. Хозяева конских табунов давно желают расправиться с молодым цыганом, но поймать его не удается никому. Он также сильно любит свободу и вольную жизнь, ему нравится скакать на рысаке по бескрайним просторам, полям и степям. Зобар — прекрасный музыкант, он виртуозно играет на скрипке, его талант впечатляет соплеменников. Он всей душой любит молодую цыганку, но эта любовь привела его к гибели.
- Радда — молодая цыганка с гордым и непокорным характером, ее красота покорила многих мужчин, но она никому не отвечает взаимностью. Красавица своенравна, поэтому она не желает склонять головы перед простыми цыганами, так как считает, что достойна большего и лучшего. Девушка с усмешкой и издевкой относится к своим воздыхателям, оставаясь вольной птицей. Эта же участь коснулась и Лойко: она любит его, но не может изменить собственным принципам. Дерзкий Зобар в результате убивает Радду.
Это основные действующие лица рассказа. Все они яркие и характерные, автор дает им полную и подробную характеристику.
Второстепенные персонажи
Автор дал жизнь и героям второго плана. Данило — солдат, отец главной героини, это старый и всеми уважаемый цыган. Это мужчина с большой буквы, он бесстрашен, умен и мудр. Дочь — его главная ценность, он любит ее и уважает за свободолюбие и гордость.
Старик не перечит и не останавливает Радду, разрешает девушке самостоятельно принимать решения. После убийства дочери он тем же ножом убивает и Зобара, а потом скорбит и горюет по обоим героям.
Рассказчик — внимательный слушатель, который со стороны оценивает происходящие события. Он старается анализировать действительность, выражает свою точку зрения. Он пытается понять, какими были герои, каково им было. Рассказчик также помогает описать окружающую природу, эта картинка дополняет жизненный рассказ старика-цыгана.
С развитием истории меняется и обстановка вокруг: усиливается ветер, начинает капать дождь, который превращается в настоящую бурю. Грохочущее море усиливает картину.
Основная мысль
Максим Горький при создании своего произведении хотел в точности передать кочевую жизнь табора и цыганские традиции. Он хотел показать страсти и чувства этого народа. Гордые и свободолюбивые Радда и Лойко не смогли уступить друг другу, несмотря на любовь, которую они испытывали. Именно эти чувства заставили их заплатить сполна.
Молодой цыган — единственный, кому девушка подарила свое сердце, но юноша не смог подчинить красавицу, от безысходности он убивает свою любовь. Из романтической эта история превращается в настоящую трагедию.
Произведение Горького написано в жанре рассказа. В нем присутствуют все характерные черты:
- философский пафос;
- мудрость;
- поэтичность;
- красочные сравнения;
- цитаты.
Речь цыган проста, но лаконична, их история содержательна и интересна. Она наполнена колоритом. Главная мысль рассказа заключается в том, что каждый человек волен самостоятельно принимать решение, как ему жить. Счастье человека в движении, нельзя стоять на одном месте, нужно двигаться вперед, не оглядываясь на людей и их мнение.
Герои произведения Горького не смогли выбрать между любовью, гордостью и свободой, поэтому оба погибли.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Образ и характеристика Лойко Зобара в рассказе Макар Чудра
Образ и характеристика Лойко Зобара в рассказе Макар Чудра Горького сочинение
Макар Чудра цыган он рассуждает о любви и свободе. Он считает что любовь делает человека зависимым и ослабляет его. Как пример, он рассказывает историю о Лойко и Радде. Лойко Зобар смелый и отчаянный цыган, он любит коней и дорожит своей свободой . В повести разворачивается история безответной любви Лойко к гордой девушке Радде. Радда дочь солдата Данилы , который не неволит её, и даёт дочери полную свободу выбора. И Лойко и Радда цыгане, они горды и непримиримы и их союз не мог быть спокойным и счастливым.
Лойко смелый и отчаянный цыганский парень, он ворует коней, и одним этим уже заслужил негодование местных жителей. Но не смотря на то, что он конокрад, Лойко знают как не жадного и даже щедрого человека. К тому же он прекрасно играет на скрипке, да так что за душу берет любого. Лойко Зобар красивый цыган, и не привык получать отказы. Но Радда тоже гордая девушка. Она самоуверенна и свободолюбива. Лойко влюбляется в неё и просит ответить взаимностью, но Радда остаётся неприступна. Кроме этого язвительная Радда ещё и смеётся над ним. Лойко разозлившись на отказ девушки даже пытается заставить её силой быть с ним, но девушка не робкого десятка и раз за разом отвергает его попытки. Макар Чудра не даром говорит что Радда «чёртова девка», ведь справиться с таким характером дано не каждому.
Радда объявляет ему, что станет его женой только в одном случае, если Лойко покориться ей и признает это перед всем табором. Он должен прийти, поклониться ей и поцеловать руку Радде при всех. Радда уже не скрывает что полюбила цыгана, но больше него она любит волю, и просит его покориться ей. Но Лойко слишком горд и не хочет, да и не сможет покориться такому предложению Радды.
Лойко думал целый день и ходил мрачный. Не ел и не пил, ходил мрачнее тучи и не знал как ему поступить. И гордость сильна у него, а чувства к цыганке Радде ещё сильней. Всё чувства смешались в нем.
В итоге Лойко возвращается в табор и при всех убивает Радду и только потом склоняется к её ногам. Цыганка умирает и последние её слова о том, что она прощается с Лойко. Наверное Радда знала, что по другому гордый цыган не сможет поступить. Отец Радды не видит иного выхода как отнять жизнь у Лойко Зобара. История Лойко, история о том, что не смог покориться девушке, хоть и любил как оказалось её больше жизни.
2 вариант
Ранний Максим Горький описал молодого цыгана по своему стилю и обычаю. В романтическом рассказе образ Лойко описывается Макаром Чудрой. Дерзкий и удалой Зобар является противоположностью окружающих людей.
Главный герой произведения страстно любил лошадей, а также часто их крал. У него не было ни единой мечты, он просто по любому случаю умыкал понравившегося скакуна. Парень старался получить все, чего душа пожелает. Но при этом, никогда не платил. Хоть цыган и был вором, он никогда не отличался такими негативными качествами как алчность и жадность. Напротив, он был отличным собеседником, а также надежным, добрым и щедрым человеком.
У Лойко Зобара был один замечательный талант – умение производить пронзительные мелодии на скрипке. Своей игрой он завораживал всякого на своем жизненном пути. А когда тот начинал петь, замирала душа и лились слезы радости.
Могучий и бесстрашный Макар (как и сам Горький) явно восхищается главным героем, которому, кажется, все по плечу. Его жизнь была свободной и независимой, пока не случилась беда. Молодой парень влюбился в гордую и прекрасную цыганку, по имени Радда. Девушка пленила его с первого взгляда.
Зобар всеми силами пытался понравиться дочери Данилы-солдата и влюбить в себя. Он исполнял перед ней замечательные песни, чтобы хоть как-то привлечь ее внимание. Но та реагировала на них лишь насмешками и всячески издевалась. Цыгане из табора, наблюдая за этим, не вмешивались в отношения молодых людей. Они лишь поговаривали, что ничем хорошим это не кончится.
Позже красавица все же призналась во взаимной любви. Хотя не желает променивать волю на замужество. В конечном итоге девушка находит выход: она предлагает любимому пройти испытание. Он должен уклониться перед ней при всем народе, а также поцеловать ее руку. Если Лойко согласится выполнить ее просьбу, то она выйдет за него.
Тогда цыгану предстоит сделать серьезнейший выбор: сломиться и быть со своей возлюбленной, или же отказаться от девушки своей мечты и остаться «вольной птицей». Через всю свою боль и отчаяние, Зобар убивает ножом дерзкую цыганку, тем самым подчеркивая, что свобода для него важнее.
В этом и заключалось испытание. Парень доказал, что он, так же как и Радда, имеет невероятную гордость и решительный характер. Поэтому она погибает, даря ему последнюю улыбку. А скоро, от того же ножа, умирает и Лойко, которого заколол Данило-солдат, отомстив за единственную дочь.
Образ и характеристика Лойко Зобара в рассказе Макар Чудра
Несколько интересных сочинений
- Сочинение на тему Мой кумир (Виктор Цой, Билл Гейтс)
На мой взгляд, у каждого из нас есть определенные люди, которые вызывают восхищение и служат для нас примером. Мы всячески стараемся подражать им и скопировать их лучшие качества. Сильные, непреклонные черты характера
- Сочинение Описание действий 7 класс
Через пару дней я стану на год старше, у меня праздник — день рождения, помимо стола с угощениями я решила подготовить не большую развлекательную программу, которая включала бы увлекательную игру «Фанты».
- Образ и характеристика Штольца в романе Обломов Гончарова сочинение
Андрей Штольц — один из центральных персонажей в известном романе И.А.Гончарова «Обломов». Внимательный читатель сразу догадается, что Штольц является противоположностью своего лучшего друга
- Сочинение Что такое месть?
Месть является неким самосудом, который озлобленный каким-нибудь поступком человек совершает зло другому. При этом они считают это зло неким возмездием и испытывают чувство справедливости.
- Любовь в современном мире сочинение рассуждение
Всем нам знакомо такое слово как любовь. Этому чувству всегда посвящались песни, стихи, книги, ради него совершались благородные и жертвенные поступки.
«Макар Чудра» главные герои
Главные герои «Макара Чудры» — цыгане, с которыми встретился рассказчик, от лица которого и идёт повествование. Макар Чудра — герой, который ведёт рассказ о трагической любви двух цыган, погибших из-за своей гордости. Эта легенда о том, как встретились двое молодых людей, горячих, гордых и своенравных. Оба любили свободу, волю и независимость. Так же горячо они полюбили друг друга. Но ни один из них не хотел уступить другому, и они предпочли смерть, навсегда оставшись символом гордости и независимости в памяти цыганского народа.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев «Макар Чудра»
Главные герои
Макар Чудра
Свободный и независимый цыган 58 лет.
Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа, который кочует со своим табором по всей Земле. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего для него — свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. Именно он рассказывает историю любви и восхищается её героями.
Лойко Зобар
Молодой красивый цыган.
Известен чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни — лошади, и он имеет славу знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей Зобар ценит свободу и волю, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку и погиб.
Радда
Молодая гордая цыганка.
Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними и остаётся вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела видеть у своих ног. Лойко не подчинился и заколол ножом Радду.
Второстепенные персонажи
Данило – солдат
Старый цыган, отец Радды.
Любит свою дочь и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за её выбор, ценит её любовь к воле. Ни в чём не останавливает Радду, позволяя ей делать всё что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его: для старого солдата это непоправимое горе.
Рассказчик
Повествователь не является действующим лицом в этой истории, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, сначала тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море.
В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев рассказа.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Наталья Садовская
9/10
-
Danger Zone
10/10
-
Мария Зырянова
10/10
-
Раиля Саляхова
10/10
-
Антон Чехов
10/10
-
Татьяна Воронова
10/10
-
Нурай Исмаилова
10/10
-
Татьяна Сучкова
10/10
-
Надежда Богднова
9/10
-
Мария Степанова
10/10
Творчество Максима Горького удивительно и самобытно, как судьба самого писателя. Его произведения глубоки и сильны в смысловом и философском плане. Анализ рассказа Максима Горького “Макар Чудра” поможет учащимся 8 класса подготовиться к урокам литературы, а также будет полезен при написании творческих и тестовых работ. После прочтения школьниками текста “Макар Чудра”, анализ произведения может быть затруднен отсутствием специфических знаний, поэтому профессиональный подробный разбор произведения по плану, который представлен в нашей статье, будет очень полезен.
История создания
«Макар Чудра» — первый рассказ молодого писателя Алексея Пешкова, который он опубликовал под псевдонимом М. Горький. Этот яркий дебют состоялся в 1892 году в газете «Кавказ». Автор работал тогда в провинциальной газете Тифлиса, а стимулом для написания стали беседы с А. Калюжным, революционером и скитальцем. Именно этот человек первым увидел в молодом сочинителе талантливого прозаика и внушал Алексею уверенность в собственных силах. Он же и помог Горькому совершить первый шаг в мир большой литературы — опубликовать произведение. Писатель был признателен Калюжному и считал его своим учителем.
Называется рассказ, как и многие другие ранние произведения Горького, по имени главного героя – старого цыгана. И оно не случайно: с греческого Макар переводится – «счастливый», а Чудра – окказионализм создателя текста, этимология которого, вероятно, восходит к слову «чудо».
Жанр и направление
Раннее творчество Горького пронизано духом романтизма: автор задаётся вопросами об идеале, о свободе, смысле жизни. Как правило, эти темы звучат в повествовании умудрённого опытом героя, а излагаются эти воспоминания ещё молодому собеседнику с несформированным мировоззрением. Так, например, в рассматриваемом произведении цыган Макар Чудра рассказывает юноше о своей судьбе, о том, что он ценит, что, по его мнению, стоит ценить.
Здесь представлен взгляд, во многом экзотичный среднестатистическому читателю: есть ли счастье в оседлой жизни? Что такое настоящая воля? В героях нет борьбы между разумом и чувством: безоговорочно предпочтение отдаётся страсти и воле. Для них стоит жить, ради них можно и умереть. Для того чтобы сформировать наиболее полное представление о направлении раннего творчества Горького, обратите внимание на признаки романтизма в рассказе «Макар Чудра».
Композиция
Главной особенностью композиции является то, что Горький в своём произведении использует приём рассказ в рассказе: молодой герой слышит из уст Чудры легенду об удалом цыгане по имени Лойко Зобар. Обрамляют эту красивую историю философские рассуждения Макара, изложенные в виде реплик. Такой способ изложения напоминает по своему характеру исповедь.
Повествование о Лойке имеет классическую трёхчастную композицию: представление героя, его характера и окружения, кульминация – главный конфликт персонажа и его романтическое разрешение в финале рассказа.
Закольцовывает произведение описание моря – невозмутимой стихии, которая символизирует свободу и вечность.
Конфликт
Главный конфликт произведения – свобода и рабство. Рассказ пронизан столкновением двух принципиально разных мировоззрений: людей кочевого образа жизни и оседлого. Именно этот конфликт становится стимулом к воспоминанию легенды о Лойке Зобаре. Одни ценят свободу, и внутреннюю, и внешнюю, что выражается в отказе от владения материальными богатствами и независимости от кого-либо. Невозможность подчиниться объясняется гордостью и чувством собственного достоинства. Любое преклонение такому человеку видится рабством, с которым вольная душа никогда не согласится.
Такое отношение к жизни привело к гибели двух молодых людей, продолжающих вызывает восхищение и после смерти. Радда призналась, что любит Лойку, но всё же свободу – больше него. Страстно любящий цыган не мог примириться с таким откровением: он не мог лишиться воли ради того, кто не может пойти на ту же жертву.
О чём?
Старый цыган Макар Чудра размышляет о бытие, свободе и предназначении человека. Он вспоминает историю об удалом Лойке Зобаре. Он был красив, силён и невероятно талантлив. Удалец позволял себе играть с женскими сердцами, потому что не находил себе ровни, той достойной девушки. Встреча с красавицей перевернула его жизнь: он понял, что счастлив может быть только обладая ею, либо – смерть. Строптивая цыганка ставит волю выше любви и предлагает своему рыцарю перед всем табором поклониться ей в ноги – покориться ей. Молодой цыган не может пойти на такое унижение перед женщиной: он решает проверить её каменное сердце на прочность своим ножом. Отец Радды платит ему тем же – так эти влюблённые соединяются на небесах.
Вариант 3
Творчество Горького является прекрасным, а также удивительным и самобытным. Каждое его произведение наполнено смысловым и философским содержанием. Учащиеся изучают произведение «Макар Чудра», о котором и будет рассказано ниже.
Главным героем является мужчина по имени Макар. Он является цыганом. Больше всего на свете ему нравится жить свободной и спокойной жизнью и ее он ни на что не готов менять. Он считает, что крестьяне рождены для того чтобы работать и постоянно вспахивать и пропалывать поля. А ничего другого он делать не может. И ни в коем случае он старается никого не любить, ведь от этого он потеряет свободу. Именно поэтому любовь для многих из них является проклятием, от которого просто невозможно избавиться.
Сердце просит любви и если раньше они могли с этим сражаться, то теперь им это не удается, а все, потому что она пересиливает. Любовь вспыхнула между Зобаром и Раддой. Они даже не заметили, как их настигло данное чувство. И если раньше они могли с этим бороться, то теперь от нее можно избавиться только при помощи смерти. В сюжете присутствуют философское рассуждение автора. Здесь Макар постоянно рассуждает не только о своей жизни, но и о жизни других героев, а также и о любви.
Макар рассказывает очень интересную легенду, которая начинается со свободных отношений, а вот заканчивается она совсем по-другому. Кроме этого здесь присутствует еще и морская стихия.
Радда очень красивая девушка, с которой хотелось встречаться многим, но она отдала свое сердце своему единственному герою по имени Зобар. А вот парень не только талантливый и умный, но еще и характерный.
Здесь присутствуют еще и красивые фразы, которые хватают за душу и не отпускают до самого окончания произведения.
Также красоту произведению еще приносит и слова главного героя. Он их говорит величественно и красиво. Самое главное нужно постоянно двигаться вперед и не отступать и не сдаваться ни в коем случае.
Когда читаешь произведение, то между строк постоянно прослеживаются слова автора. И ему совсем не нравится точка зрения Макара и со многими его словами он не согласен. Девушка всегда была величественной и гордой и именно эта гордыня и помешала им быть не только счастливыми, но и любить друг друга. Чувства героев выражается при помощи пейзажной зарисовки. Сначала море тихонько колышется из одной стороны в другую. Но когда их чувства становятся сильнее, то и море начинает колыхаться сильнее.
Главные герои и их характеристика
Первым в этом рассказе перед нами предстаёт образ Макара Чудры. Чувствуется авторское восхищение этим мужчиной: писатель неоднократно апеллирует к тому, что герою уже 58 лет, но он по-прежнему сохраняет своё могучее телосложение. Его беседа с молодым человеком напоминает философский диалог самодовольного мудреца с учеником. Главный тезис Макара Чудры – ты сам себе жизнь. Лучше быть свободным от предубеждений, а не прислушиваться к мнимым наставлениям. Эталоном такой вольной и независимой личности для него является Лойко Зобар.
Этот молодой цыган был невероятно добрым и талантливым, его гордость не перерастала в гордыню: это была искренняя радость свободе, возможности наслаждаться просторами этого мира. Его преступление не было вызвано опасением, что скажут другие цыгане. Нет, это не такой персонаж. Любовь вытеснила страсть к воле, но Радда не испытывала того же чувства к Лойке, чтобы заполнить собою место былой жизни в его сердце. Молодой человек не смог пережить это горе, другого исхода быть не могло: путь унижений – не для гордого цыгана, тоска по возлюбленной – не для горячего сердца.
Второстепенные персонажи
Данило – солдат
Старый цыган, отец Радды. Любит свою дочь, и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за ее выбор, ценит ее любовь к воле. Ни в чем не останавливает Радду, позволяя ей делать все, что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его, для старого солдата это непоправимое горе.
Рассказчик
Повествователь не является действующим лицом в этой повести, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает окружающую природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море.
В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев повести.
Темы
- Свобода. Кочевники ценят независимость от всего материального и не понимают, как можно потратить все свои годы на бесконечную работу в поле и обустройство своего жилища. Так за весь срок, что отпущен свыше, можно и не увидеть ничего в мире, и не постичь мудрость.
- Любовь. Для главных персонажей любовь имеет особую ценность: за неё можно убить, отдать жизнь. Всё радикально и ясно: это чувство либо на первом месте, либо его следует вырвать из сердца.
- Природа. Она выступает как хранительница тайн познания. Лишь ей известны воля, своенравие, независимость. Пейзаж в рассказе богат символами: степь и море – свобода, обработанное поле – рабство.
- Смысл жизни. Текст пронизывают философские размышления о поиске цели бытия: странничество или возделывание, поиск прекрасного или обыденность? Старый цыган предлагает свою точку зрения русскому юноше, и, кажется, ему удается очаровать ею молодого собеседника.
Популярные сегодня темы
- Описание картины Радуга Айвазовского сочинение
Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря - Другие
- Образ и характеристика Бобчинского в комедии Ревизор Гоголя сочинение
В своей комедии Гоголь очень метко высмеял порочные нравы помещичьей России. Действия разворачиваются в уездном городе, где местные начальники безнаказанно разворовывают казну и обирают горожан. - План рассказа Почему хорошо на свете Дудочкина
Погода прекрасная. В саду летает молоденький скворец, насвистывая и щелкая. Он всех спрашивает, отчего вокруг так чудесно. Появляется солнце и говорит: «Это потому, что все стараются делать хорошие дела». - Сочинение Моя любимая пословица
Пословицы – удивительная копилка мудрости. Можно полчаса убеждать человека в чём-то и не добиться успеха. А скажешь ему пословицу с тем же смыслом – и все вопросы отпадают. Если я что-то сделаю в школе или дома не так и знаю
Проблематика
- Свобода и рабство. Такая антитеза касается абсолютно всех тем: от любви до образа существования. На что действительно стоит потратить свою жизнь: «ходи и смотри» или останься и обустраивайся? Возможно, мировоззрение кочевника и крестьянина чужды друг другу, но всё же каждому есть, что перенять для себя.
- Невозможность любви. Своенравная красавица не отвечает тем же чувством Лойке, но предлагает покориться. В глубине души чаровница знает, как поступит этот цыган. Можно ли говорить, что она сознательно обрекла себя на гибель, что желала умереть ради его страстной любви? Вероятно, да, ведь внутри Радды боролись две любви: к молодому человеку и к свободе, и эту битву она проиграла в пользу воли. Но была ли девушка рада такому исходу внутреннего конфликта? Едва ли. Потому она и сделала такое предложение. Лойко же не мог примириться с таким решением Радды, что подвигло его поступить именно так. Эти герои стоили друг друга: молодой цыган тоже понимал, что отец отомстит за неё – только смерть соединит горделивые сердца.
Главные персонажи «Макар Чудра»:
Макар Чудра. Свободолюбивый и мудрый цыган, который не привык сидеть на одном месте, поэтому ходит по миру со своим табором. Ему ничего не страшно, он никогда не прячется от дождя и ветра. Здоровый, сильный и мужчина, которому по душе философствовать о жизни. Любит говорить о цыганах, рассказывает о них различные легенды.
Лойко Зобар. Повидал много стран, крал коней. Он молодой и симпатичный цыган, обожающий лошадей и волю. Никогда не питал любви к деньгам. Многие богачи имеют огромное желание изловить парня и разделаться с ним за украденных животных. Но молодой человек неуловим. Он чувствует себя ветром, гуляющим по степи. Все люди завороженно слушали его игру на скрипке. Однажды Лойко сильно влюбился в красавицу-цыганку, из-за чего вскоре и погиб.
Радда. Та самая гордая красавица, которая покорила сердце отчаянного Зобара. Она нравилась многим, но ни на кого не обращала внимания. Непокорная девушка считает, что достойна намного большего, чем предлагает ей цыганская судьба. Никому не подчиняясь, она смеется и ухмыляется над каждым своим воздыхателем. Так же вела себя Радда и с главным героем. Упрямая девушка мечтала, чтобы дерзкий и настойчивый Лойко пал к ее ногам, хоть и отвечала парню взаимностью. В итоге цыганка погибает от рук своего любимого.
Смысл рассказа
Показывая экзотичное для большинства читательской аудитории мировоззрение, Горький напоминает публике о природном, первозданном начале человека, когда он не был привязан к своему месту, дому, вещам. Позиция автора выражается в неприятии рабского отношения к жизни. Стоит помнить, что этот писатель позднее скажет: «Человек – это звучит гордо». Горького возмущает малодушие людей, их внимание к общественному мнению, бездумное следование принятым порядкам. Стоит отметить, что он не идет по пути высмеивания сложившейся ситуации. Здесь предлагается иной метод: он показывает иноверцев с абсолютно другими ценностями и предпочтениями.
Идея «Макара…» — помнить о своей индивидуальности, не сливаться с массой. Может быть, Горький надеется, что его творение произведёт такое же завораживающее впечатление на читателя, как на молодого слушателя Макара Чудры. Тем самым в людях пробудится желание открыть для себя новую жизнь.
Автор: Александра Барбашова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Макар Чудра»
- для самых компанейских — Главные герои «Макар Чудра»
- для самых занятых — Читательский дневник «Макар Чудра»
- для самых любопытных — Анализ «Макар Чудра» Горький
- для самых крутых — Читать «Макар Чудра» полностью
Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.
- 1. Karin Erfel 349
- 2. Лада Шадрова 315
- 3. Игорь Проскуренко 308
- 4. Злая Шутка 223
- 5. антон воевод 219
- 6. Ольга Жаркова 154
- 7. Сынг Мин Ким 130
- 8. Александр Кузьмин 112
- 9. Тихон Штельма 107
- 10. ольга воевод 82
- 1. Юлия Бронникова 16,945
- 2. Кристина Волосочева 16,845
- 3. Ekaterina 16,571
- 4. Алина Сайбель 16,263
- 5. Мария Николаевна 15,780
- 6. Darth Vader 15,736
- 7. Лариса Самодурова 15,695
- 8. Liza 15,040
- 9. TorkMen 14,761
- 10. Влад Лубенков 13,485
История создания
Идея для рассказа у молодого Горького возникла после длительного путешествия по южным регионам Российской империи: Поволжью, Крыму и Кавказу. История написания рассказа «Макар Чудра» началась в степи, поражающей наблюдателя своим размахом. Таковы и романтические герои раннего творчества Горького: свободные люди с большим и диким сердцем.Тихие провинции, не затронутые в полной мере индустриализацией и капитализацией общества, запали глубоко в душу писателя, как и истории местных жителей.
В Тифлисе он встретился с революционером Александром Калюжным, который во многом и повлиял на решение Горького опубликовать рассказы о своих путешествиях (чём Горький сам признавался уже спустя много лет). А ведь именно совет приятеля вынудил молодого писателя начать свой творческий путь.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Макар Чудра.
История создания – рассказ написан и опубликован в Тифлисе благодаря другу М. Горького Александру Калюжному, который заставил поверить автора в его талант и способности. Это первое опубликованное произведение автора.
Год написания – 1892.
Тема – смысл жизни, любовь, воля, ценность свободы, сила характера.
Композиция – автор использует форму рассказа в рассказе, благодаря этому рассказчик обрамляет повествование своими философскими замечаниями.
Жанр – рассказ.
Направление – романтизм.
Направление и жанр
«Макар Чудра» относится к направлению романтизма. Писатель вырисовывает перед нами экзотический южный край, кажущийся почти сказочным, населённый прекрасными и чувственными людьми, свободными от шума и трудностей повседневного быта, живущими по-настоящему свободно. Устами Макара Чудры писатель насмехается над обыденностью, отвергает её, мечтая о построении нового идеального мира, в котором не будет места страданиям и печалям.
Жанр «Макара Чудры» можно абсолютно точно определить, как рассказ. Произведение представляет собой короткое прозаическое произведение, с малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Суть: о чем рассказ?
На морском берегу автор встречается со старым цыганом по имени Макар Чудра, который рассказывает ему историю о двух молодых людях — Зобаре и Радде. Две гордые цыганские души, которые всю жизнь жили только для себя, однажды полюбили друг друга. Однако каждый из них понимал, что, отдавшись своим чувствам, они потеряют свободу, а потому каждый из них пытался взять верх в этих странных отношениях.
В конце концов, противостояние любви и жажды свободы приводит к тому, что Зобар от отчаяния убивает Радду, а отец девушки – Данило, убивает самого Зобара.
Краткое содержание рассказа
Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра. Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю. В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.
В рассказе «Макар Чудра» главный герой — молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.
События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.
Конфликт и композиция
Главная особенность композиции «Макара Чудры» — это наличие рассказа в рассказе. Повествование начинается со встречи автора с Макаром, который и рассказывает историю о Зобаре и Радде. Такая композиция позволяет писателю воссоздать медитативную атмосферу юга России, насытить рассказ не только основной историей, но и философствованиями самого старика Чудры.
В основе главного конфликта рассказа лежит столкновение двух невероятно сильных личностей, также их жизненных приоритетов — свободы и любви. Зобар и Радда всю жизнь привыкли только брать, однако любовь впервые в жизни потребовала у них пожертвовать самым дорогим, что у них было – свободой. Никто из героев не смог ни заглушить свои чувства, ни уступить победу другому, что и привело их к столь печальному концу.
Подробный анализ произведения Горького Макар Чудра
В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.
Герой всегда один он не находит удовлетворения в общении с обществом. А общение происходит в основном с природой. Макар Чудра является романтическим рассказом. История отношений Лойко Зобара и Радды помогает раскрыть истинный характер старого цыгана.
Макар старый цыган и его главная любовь в жизни это свобода. Он рассказывает об истории двух влюбленных, для которых свобода главная цель и смысл жизни. Волю Радда любит настолько, что эта любовь к свободе затмевает даже любовь к Лойко.
В итоге Макар делает вывод, что выход из этой ситуации только смерть. Ведь цыган не может предать свою любовь к свободе и так же не может предать любовь к любимому человеку. И одновременно ощущая любовь ни Лойко ни Радда не могут усмирить свою гордость и подчиниться друг другу.
И поэтому Макар полностью согласен с действиями молодой пары, ведь именно так человек доказывает свою любовь к воле. Молодые люди настолько любили друг друга, что жить без друга не могли.
Но Радда сказала, чтобы Лойко доказал ей свою любовь поклонившись ей в ноги перед всем цыганским табором. В ответ он вонзил ей нож в сердце, отец Радды тут же убил Лойко. Вот такая у цыган любовь к свободе.
Цыгане ценят свободу превыше всего, поэтому оседлый образ жизни и работа это не для них. Они готовы путешествовать всю жизнь и любить свободу и природу превыше всех материальных ценностей и комфорта.
Любовь цыгане признают, взаимную и не мешающую свободе. В обратном же случае полностью отказываются от нее. Если она мешает свободе. Автор читателю показывает другой уклад жизни. И рассказывает о нем нейтрально, и не полностью его поддерживает или призывает к нему.
Он просто показывает читателю другой уклад жизни, в котором цыгане ведут свободолюбивый и не зависящий от общественного мнения и положения в обществе образ жизни. Он показывает читателю возможность быть особенным не, таким как все.
Макар рассказывает историю о влюбленных цыганах, молодому слушателю. Он романтически настроен, любит природу, жизнь и все прекрасное. Макар же приводит в пример ему молодую пару цыган, в которой Лойко добрый, свободолюбивый и откровенный парень.
Девушка же очень, красива, горда и своенравна, и из-за этого непонимания и нежелания подчиниться друг другу их любовь закончилась трагедией. О которой Макар выражается как о последствиях любви и рассуждает на тему того что любить нужно волю и природу.
Главная мысль и цель произведения показать сильных и смелых людей. Макар в рассказе вспоминает своего сослуживца и тут же говорит, что торговать людьми это не по человеческим законам. Ведь столько прожито, и эти мерзкие действия творили только рабовладельцы.
И поэтому полностью не принимает ни рабство, ни людей, которые поклоняются и подчиняются воле других людей.
Самые главные в рассказе смелые и непокоренные цыгане. Макар и весь табор следуют за жизненным укладом Радды и Лойко. В рассказе цыгане выступают самыми смелыми и бесстрашными людьми, которые, не боясь ничего, борются за свою свободу и независимость.
11 класс
Другие сочинения: ← Анализ рассказа Горького Фома Гордеев↑ ГорькийАнализ рассказа Горького Бывшие люди →
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Макар Чудра» Многомудрый Литрекон описал в формате таблицы:
герои рассказа «макар чудра» | характеристика |
макар чудра | старый цыган, перешагнувший уже за пятый десяток. меланхоличен и равнодушен к окружающему миру. презрительно относится к работе и религии, считая, что каждый человек должен жить только ради собственного счастья. |
лойко зобар | молодой, красивый и удалой цыган. эгоистичный человек и ловкий вор. заработал себе великое множество врагов от венгрии до румынии. гордец, ставящий свои желания превыше всего. он прекрасно играл на гитаре и покорял женские сердца. он не хотел компромиссов и всегда брал от жизни все, чего хотел. |
радда | красивая молодая цыганка. разбила сердца многим мужчинам. превыше всего ценит свою независимость, равнодушна к материальным благам и деньгам. она жестока и эгоистична, сильна духом и имеет страстный темперамент. неудержимая жажда свободы и власти над мужчиной приводит ее к смерти от руки любимого. |
рассказчик | молодой путешественник, хороший слушатель и человек, обладающий живым воображением и чутким сердцем. он проникается услышанной историей и не судит чужой народ. он хочет понять их, а не осудить. |
Сюжет
Сидя на морском побережье у пылающего костра, Макар Чудра принялся рассказывать автору цыганские предания и былины. Старик дал совет опасаться любви, поскольку влюбленный человек становится слабым, безвольным. Подтверждением этих слов стала история, приключившаяся с лихим цыганом Лойко Зобаром.
Удалого Лойко знали повсюду – в Венгрии, Чехии, Словении. Это был опытный и удачливый конокрад, и многие дорого бы отдали за то, чтобы молодой цыган болтался на виселице. Больше всего на свете Лойко любил лошадей. Он совершенно не ценил деньги и легко с ними расставался.
В Буковине остановился на постой табор, с которым кочевал старый солдат Данила со своей красавицей-дочкой Раддой. Много мужских сердец разбила черноокая молодая цыганка, но сама она оставалась равнодушной ко всем ухажером. К Радде сватался даже один знатный богач – кидал к ее ногам любые деньги, умолял стать его женой, но цыганка ответила, что в вороньем гнезде орлице не место.
Однажды в этот табор приехал Зобар – красивый, молодой, сильный, лихой наездник. Он взял в руки скрипку, и своей страстной игрой многих довел до слез. Радде понравилась игра, и она похвалила мастерство Зобара. Тот в ответ пошутил, на что Радда ответила колкостью – она никогда не лезла за словом в карман.
Зобар решил остаться в таборе – не давала ему покоя красавица Радда, которую он полюбил всем сердцем. Девушка оказалась очень непокорной, своенравной, и молодой цыган никак не мог к ней подступиться. Тогда он отправился к Даниле, и попросил у нег руки дочери. Старый солдат согласился. Подошел Зобар к Радде, и сказал, что отныне она должна покоряться воле мужа, на что цыганка рассмеялась, и повалила парня на землю кнутом.
Разгневанный Зобар отправился в степь, и долго не возвращался в табор. За ним следом отправилась Радда – она призналась, что любит его, но волю любит еще сильнее. Она пообещала, что будет любить его со всей страстью, если Лойко перед всем табором поклонится ей в ноги и поцелует правую руку, признавая ее превосходство. Из груди цыгана вырвался дикий крик, но согласился он на условия своей возлюбленной.
Зобар вернулся в табор, и сообщил, что отныне вольная жизнь для него закончилась – поселилась в его сердце Радда, и больше не осталось в нем места ни для чего иного. Все ждали, как Лойко преклонит колени перед своенравной цыганкой, но тот быстрым движением руки вонзил в ее сердце нож по самую рукоятку. Радде удалось вытащить нож и сказать, что она ожидала такую смерть. В страшном отчаянии Данило подобрал окровавленный клинок, и убил Зобара.
После этой истории автор никак не мог уснуть – он смотрел на море, и ему казалось, что он видит гордую, величественную Радду и молодого, статного Лойко. Их тени безмолвно кружились в ночи, но никак не могли соединиться…
Темы
Тематика рассказа «Макар Чудра» характерна для романтических произведений.
- Любовь
– Горький изображает любовь, как нечто невообразимо сильное и опасное. Влюблённый человек теряет над собой контроль. Он вступает в борьбу со своими собственными чувствами, и ему остаётся либо покориться им, либо погибнуть. - Свобода
– свобода в рассказе представлена как наивысшая ценность. Герои ценят свою независимость выше материального благополучия и готовы убить или умереть только ради того, чтобы никому не подчиниться. Автор не осуждает их за это, напротив, в этой жажде воли есть нечто возвышенное и прекрасное, свойственное лишь сильным людям. - Природа
– на протяжении всего повествования героев окружают бескрайние южные просторы. Безмятежность и величественность природы призваны показать всю незначительность человека, всю мелочность его проблем и метаний на фоне Вселенной. Пейзаж и его роль в произведении «Макар Чудра» важны для понимания замысла автора. - Нравы и быт цыган
. Горький описывает экзотические условия, в которых разворачивается его драма. Перед нами кочевое племя со своими устоями и законами. Здесь вор — успешный делец, а не преступник, женщина — не жена, а любовница, убийство — долг чести, а не преступление. Этот мир противопоставлен цивилизации, и автор отдает предпочтение именно ему — жестокому, но естественному.
Основная тематика
Характер, свобода, любовь, предел гордости, человеческая воля. Это основные темы, которые затрагивает Горький в своем произведении:
- Свобода. Она в произведении представляется как основная ценность. Главные персонажи ценят свою свободу выше денег и готовы умереть лишь ради того, чтобы не подчиняться кому-то.
- Любовь. Автор изобразил это чувство опасным и сильным. Человек, который влюблен, может потерять контроль. Он борется с чувствами, и ему нужно или покориться им, или умереть.
- Цыганский быт. Писатель изобразил экзотические условия. Читателям показано кочевое племя со своими правилами и принципами. В нем вор — успешный человек, а не преступник, девушка — не супруга, а любовница, убийство — защита чести, а не нарушение закона. Этот быт противопоставляется цивилизации.
- Природа. В течение всего рассказа персонажей окружают бескрайние просторы. Безмятежность этого пейзажа показывает всю незначительность людей на фоне Вселенной.
Проблемы
Проблематика рассказа «Макар Чудра» столь же занимательна:
- Гордыня
– Радда и Зобар не смогли обрести счастья, проиграв битву собственной гордости. Любовь для них была сродни поединку, и никто из героев не хотел уступать, что и привело их к столь печальному финалу. - Жестокость
– рассказ повествует нам о свободных и чистых людях, чьи поступки, однако, едва ли можно назвать гуманными. Жестока Радда, заставляющая Зобара унизится перед всем табором, жесток Зобар, убивающий прекрасную девушку, жесток старый Данило, добивающий беззащитного Зобара ударом в спину. По мнению Горького, жестокость является неотъемлемой частью нашей жизни и культуры отдельных этносов. - Эгоизм
. Радда и Лойко слишком сильно любили себя, чтобы допустить любовь к другому человеку. Поэтому им было так сложно сойтись, не поранившись друг о друга.
Герои рассказа
Главный женский персонаж рассказа «Макар Чудра» — Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть. Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода — главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.
Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.
В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением. Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом. Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра» становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.
Смысл
Рассказ отвергает всё мирское, призывая человека отречься от разрушительных благ человеческой цивилизации. По мнению писателя, человек должен стремиться к свободе, к независимости. Люди должны вернуться к своим корням. Такова основная идея рассказа «Макар Чудра».
И хоть Горький осознаёт, что даже такая жизнь, которая буквально сжигает человека, не лишена своих недостатков, он всё равно считает её предпочтительнее медленного загнивания, на которое обречены погрязшие в рутине и повседневных заботах обыватели. Главная мысль рассказа «Макар Чудра» заключается в превосходстве свободы над безопасностью и комфортом. Люди должны чувствовать жизнь и вдыхать ее полной грудью.
Романтизм писателя
Стоит отметить, что ключевое направление в рассказе «Макар Чудра» — романтизм. Это характерно для всех ранних произведений Алексея Пешкова. В центре повествования мы видим типичного романтического героя — Лойко Зобар. Для него, как и для рассказчика Макара, самое главное в этой жизни — это свобода. Личная свобода, которую он никогда и ни на что не готов променять.
В своем произведении Горький описывает типичное представление о жизни и окружающем мире большинства цыган, которые встречались на его пути. Они искренне считали, что крестьяне — рабы, которые появляются на свет только для того, чтобы ковыряться в земле, а в конце жизни умереть, не успев даже самим себе выкопать могилу.
Их максималистское стремление к свободе воплощается и в героях этой легенды, которая приводится на страницах рассказа «Макар Чудра». Анализ этого произведения помогает лучше понять этот народ, для которого свобода в определенный момент стала ценнее даже самой жизни.
Чему учит?
Рассказ демонстрирует нам, какие чудовищные страдания может причинить человеку излишняя гордость. Он показывает, что даже у свободы есть своя цена, и груз свободного человека может быть неподъёмным. И все же даже этот груз является сладостным бременем по сравнению со скучной и монотонной жизнью в городе, построенной на условностях. Таков вывод из рассказа «Макар Чудра».
Рассказ учит нас быть осторожными со своими чувствами, ведь живя только ими, человек может однажды просто не совладать с собой. Между любовью и свободой нужно сделать выбор, но не в пользу смерти. Такова мораль, которую можно вынести из «Макара Чудры».