?
Log in
If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link
-
April 25 2012, 11:46
- Литература
- Cancel
Башкирские богатырские сказки. Рисунки А.А. Костина.
Башкирские богатырские сказки.
Башкирское книжное издательство, 1986 г.
Рисунки А.А. Костина.
Еще 20 картинок…
Скачать материал
Скачать материал
аудиоформат
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Башкирские народные сказки
-
2 слайд
Содержание:
Два барсука.
Два лентяя.
Добром за добро.
Егет и лиса.
Заяц и еж.
Заяц и лев. -
3 слайд
Два барсука.
Два барсука, самец и самка, гонялись по полю за мышами. В это время вдали показался паршивый верблюд. Барсук-самец сказал самке:
— Давай, старуха, оставим мышей и пойдем ловить верблюда.
Самка сказала:
— Сейчас мы, гоняясь за мышами, приустали: не годится бросать их и идти на неуставшего верблюда. Старики говорили: «Сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы». Если это так, то стоит ли идти, бросив мышей?
Самец сказал:
— В то время, когда есть верблюд, я не стану гоняться за мышами.
Сказал да и пошел туда. Барсучиха осталась на месте; она поймала несколько усталых мышей, поела, насытилась и легла. Через некоторое время барсук, не поймав ничего, пришел и упал возле барсучихи. Барсучиха сказала ему:
— Поймал ли ты своего верблюда? Барсук от усталости еле выговорил:
— Нет, не мог поймать. Барсучиха снова сказала ему:
— Разве я не говорила тебе: не бросай утомленных мышей — сегодняшнее яйцо дороже завтрашней курицы?
Тут барсук раскаялся и начал плакать навзрыд. -
4 слайд
Два лентяя.
В давние времена жил старик, имел двух сыновей. А были те сыновья очень ленивыми.
— Живите как знаете,- рассердился однажды старик и прогналих прочь.
Пошли ленивцы куда глаза глядят. Шли они, шли, преодолели расстояние длиною с иголку и прилегли отдохнуть под яблоней.
— Яблоко спелое, упади мне в рот,- сказал младший брат.
— Как ты не ленишься просить?- удивился старший. Один прохожий, шедший на базар, нес с собой хлеб, катык. Проникся он к ним жалостью, дал немного хлеба и катыка. Два лентяя накрошили хлеб в катык. Высохший на солнце хлеб никак не делается мягче в катыке. А за водой сходить лень. Поставили братья друг другу условие:
— Кто первым заговорит, тот пойдет за водой.
Мимо проходил пастух с собакой. Подошел, поздоровался — ответа нет.
— Вы что, язык проглотили?- обиделся пастух.- Коли не отвечаете на приветствие, я ваш катык собаке отдам.
Опять нет ответа. Пастух в сердцах взял и размазал катык по лицу старшего. Тот зыркает глазами, но молчит. Пастух приказал собаке слизать катык с лица ленивца. Собака принялась лизать. И с правой щеки лижет, и с левой щеки лижет, а старший брат молчит. Крошка хлеба застряла у него в ноздре. Доставая ее оттуда, собака клыком поддела нос. Тут он не выдержал, закричал:
Два лентяя.
В давние времена жил старик, имел двух сыновей. А были те сыновья очень ленивыми.
— Живите как знаете,- рассердился однажды старик и прогналих прочь.
Пошли ленивцы куда глаза глядят. Шли они, шли, преодолели расстояние длиною с иголку и прилеглиотдохнуть под яблоней.
— Яблоко спелое, упади мне в рот,- сказал младший брат.
— Как ты не ленишься просить?- удивился старший. Один прохожий, шедший на базар, нес с собой хлеб, катык. Проникся он к ним жалостью, дал немного хлеба и катыка. Два лентяя накрошили хлеб в катык. Высохший на солнце хлеб никак не делается мягче в катыке. А за водой сходить лень. Поставили братья друг другу условие:
— Кто первым заговорит, тот пойдет за водой.
Мимо проходил пастух с собакой. Подошел, поздоровался — ответа нет.
— Вы что, язык проглотили?- обиделся пастух.- Коли не отвечаете на приветствие, я ваш катык собаке отдам.
Опять нет ответа. Пастух в сердцах взял и размазал катык по лицу старшего. Тот зыркает глазами, но молчит. Пастух приказал собаке слизать катык с лица ленивца. Собака принялась лизать. И с правой щеки лижет, и с левой щеки лижет, а старший брат молчит. Крошка хлеба застряла у него в ноздре. Доставая ее оттуда, собака клыком поддела нос. Тут он не выдержал, закричал: -
5 слайд
— Сгинь!
— Ага, ты первый заговорил!- возликовал младший брат.- Иди за водой!
Понял пастух, в чем дело, поколотил братьев и ушел. А оба лентяя продолжают лежать. Пока они так лежали, мимо прошел еще один человек, неся на базар катык в большом горшке. Младший брат ваялся помочь ему, надеясь подзаработать. Из сил выбился, лень одолевает, а несет. Сам размечтался: «За работу мне дадут копейку. На эту копейку я куплю яйцо, подложу его под курицу соседа — цыпленок выведется. Он вырастет и сам начнет нести яйца. Потом появятся у меня свои куры, обменяю их на уток, гусей. Как разбогатею, построю большой дом. Пошлю сватов к царской дочери. Он выдаст ее за меня. Начнем мы жить. Я стану приказывать царской дочери: «Полей мне на руки!» Она же наверняка не умеет делать этого, Тогда и рассержусь и стукну ее. Но вдруг она пожалуется отцу? Р азгневается царь, скажет мне: «Велю отрубить тебе голову!»Представив себе царя и палача с секирой, лентяй присел и в страхе закрыл голову руками. Горшок выпал и разбился, от катыка только брызги полетели. Хозяин, рассердясь, побил лентяя. А в назидание ему сказал:
Очень плохо быть ленивым — не ленись!
Чтобы было уважение — трудись,
Овладей наукой, ремеслом,
У тебя тогда счастливой будет жизнь.
Младший брат не был безнадежно испорченным, всё понял. Сделал для себя выводы и начал жить, как другие люди живут. Он и теперь, сказывают, живет припеваючи. -
6 слайд
Добром за добро.
Было это давным-давно. Шел как-то по дороге домой один дровосек, уставший после тяжелой работы. Вдруг услышал он змеиное шипение, доносящееся из-под большого камня. Остановился и видит черную змею.
— Вытащи меня,- просит она.
— Я освобожу тебя, а ты меня ужалишь,- говорит человек.
— Нет, не только тебя, но и никого из рода людского не трону,- умоляет змея.
Стоило дровосеку приподнять камень, как змея тут же обвилась вокруг его шеи.
— Отчего же ты нарушаешь свое обещание?
А змея ему в ответ:
— На добро злом отвечают!
Долго спорили человек и змея между собой. Наконец змея говорит:
— Давай найдем трех свидетелей и спросим их. Если они согласятся со мной, я ужалю тебя. Коль подтвердят твои слова, оставлю тебя в покое.
Так они и сделали: отправились на поиски свидетелей. Подошли к одной деревне и видят: на свалке оторванный от тулупа воротник лежит. Спрашивает его человек:
— Скажи, воротник, на добро чем отвечают?
— Бай меня носил, пока я был красивый и пышный,- говорит воротник.- Но стоило мне состариться, как он меня выбросил. Выходит, на добро злом отвечают.
Пошли они дальше. Навстречу им еле-еле тащится собака.
— Эй, собака, скажи, чем за добро платят? — спрашивает человек.
— Когда была сильной и здоровой, бай держал меня на цепи, а я верно охраняла его дом, хотя не всегда была сыта. Но когда состарилась, он выгнал меня на улицу. Вот так, злом платят за добро,- ответила собака. -
7 слайд
Отправились человек и змея дальше. На опушке леса встретили лису. Выслушав человека, лиса сказала:
— Я не могу сразу ответить на твой вопрос. Ты мне сначала покажи, из-под какого камня ты змею вытащил.
И пошли они втроем к тому камню. Лиса велела змее лечь на прежнее место, а человеку — придавить ее камнем. И вот змея легла, человек придавил то место тяжелым камнем. Тогда-то лиса нашла, что сказать:
— Ну, змея, вылезай-ка сама из-под камня. То-то же! Коль не знаешь, что на добро отвечают добром, лежи здесь, пока не сдохнешь и не высохнешь.
С тех пор прозвали лису хитрой, и на добро стали отвечать добром. Оттого, что лиса помогла человеку, хвост ее стал пышным. А человек с тех пор всегда убивает змей-гадюк. -
8 слайд
Егет и лиса.
Давным-давно жил, говорят, один егет. Бил зайцев в лесу, ел зайчатину, сделал себе юрту из шкурок зайцев. Даже одежду носил, сшитую из заячьих шкур.
Однажды пришла ж нему лиса и говорит:
— Давай будем жить вместе, ты будешь стрелять зайцев, я — ловить. С того дня лиса и егет стали жить и охотиться вместе. Лисе не нравилось, что егет холост, и однажды она предложила ему:
— Женись, егет! Я тебе байскую дочь сосватаю. Егет согласился. Лиса тут же отправилась сватьей в деревню к баю.
— Чьей сватьей будешь? — спрашивает тот.
— Урманбая,- отвечает лиса.
— Что-то не припомню такого,- удивился бай. Слово за слово, убедила-таки лиса бая, что есть такой богатый жених Урманбай. Сделав дело, лиса вернулась к егету. Стали собираться в дорогу.
Когда они были уже не далеко от дома бая, хитрая лиса велела егету подождать ее у реки, а сама к баю побежала.
— Бай, беда приключилась,- говорит лиса.- Спускались мы с горы. Лошадь вдруг понесла и сбросила жениха в грязь. Лежит он теперь в разорванной одежде. Чтобы мог он явиться сюда, нужны одежда и мыло.
Распорядился бай выдать лисе платье для егета, да простенькое и старенькое.
— Ты смеешься, бай? Егет не то, чтоб надеть, но и смотреть не станет на такое платье! — возмутилась лиса. -
9 слайд
Пришлось баю дать лисе одежду из тонкого сукна. Вернулась лиса к егету. Вымылся егет и облачился в дорогую одежду. В таком виде и явился к баю. Посадили егета за стол, уставленный разными яствами. Стали угощать. А он и не видит ничего вокруг, своей красивой одеждой любуется. Заметил бай, что егет все время разглядывает ее, подумал: «Никак жениху не по душе пришлась она»,- и приказал сшить ему еще дорогой красивый костюм. Так и продолжал бы егет любоваться одеждой, если бы лиса не шепнула ему что-то на ухо. Но и после этого не мог удержаться от того, чтобы не взглянуть на свой наряд.
Погостив три дня у бая, жених пригласил невесту и родителей к себе. Отправились они в путь. Лиса побежала впереди. Встречая на пути стадо, она говорила пастухам: «Если спросят чье стадо, отвечайте — Урман-бая».
Бежала она, бежала — смотрит: на опушке леса дом стоит, большой и красивый. А в доме том живет древняя старуха со своей дочерью. Стада, что по дороге лисе встретились, той старухе принадлежат, оказывается. Лиса ей объяснила в чем дело. Старуха и ее дочь, оставив дом и добро, ушли на время в лес.
Только они ушли, явились свадебные гости. Увидев очень хороший дом, бай подумал: «Зять-то, действительно, богатым оказался. Его дом лучше моего. А я-то собирался половину своего богатства ему отдать. Ну и повезло же дочери!» -
10 слайд
Через три дня бай с женой уехали. Егет с женой и лиса стали жить втроем. Живут, не тужат. Однажды лиса говорит:
— Видно, помирать мне пора. Когда я помру, не бросай меня за ворота, а закопай под нарами.
Через некоторое время егет, увидев, что лиса распласталась на земле, решил, что она мертвая. Схватил ее и выкинул за плетень. Но хитрая лиса только притворилась мертвой, чтобы испытать, верен ли егет слову. Вернулась она к нему и говорит:
— Я тебя человеком сделала, женила тебя, дом тебе нашла, от позора уберегла, а ты, неблагодарный, последнюю мою просьбу не выполнил,- сказала и выгнала егета с женой из дома.
Отправился егет с женой в свою заячью юрту. А лиса разыскала в лесу старуху и ее дочь, вернула их в дом. -
11 слайд
Заяц и еж .
Однажды выбрался еж из своей норы и так и застыл на месте, дивясь красоте солнечного дня. «Какой чудесный сегодня день,- подумал еж.- Пойду-ка я на луг, соберу кореньев». С тем и направился на ближайший лужок. Встретился ему заяц, который скакал — скок да скок — взглянуть на капустные грядки.
— Здравствуй, дружок мой, заяц! — приветствовал его еж, но тот и ухом не повел, будто слов его не слышал. А потом вдруг спрашивает с важным видом:
— Что ты тут делаешь, колючий, с раннего утра?
— Вышел вот подышать свежим воздухом,- отвечает еж.
— Ой ли! — смеется заяц.- Небось ты не зря семенишь на своих кривых ножках, поди что-то задумал.
Очень не понравились ему эти заячьи слова. Обиделся он крепко, потому что ноги у ежа действительно с детства были кривые.
— Может, оно и так,- отвечает он,- да только ты на своих длинных ногах недалеко от меня ускачешь.
— Во всяком случае, мои ноги не такие кривые, как у тебя! — опять хохочет заяц.
— Ну что ж, посмотрим,- говорит еж.- Давай побежим наперегонки, кто кого обскачет. -
12 слайд
Тут уж заяц чуть с ног не валится от хохота.
— Ты, ежик, видно, совсем ума лишился. Уж такому ли кривоножке меня обскакать? Но если ты так уж хочешь, можно и попробовать. На что спорить будем?
— На одну монету и бутылку молока.
— Ладно,- отвечает заяц,- прямо сейчас и побежим.
Подумал еж и говорит:
— Нельзя спешить. Я еще и поесть не успел. Пойду домой, покушаю, а через час встретимся здесь же.
Пришел он домой и думает: «Ладно, заяц верит в свои длинные ноги, а мне остается верить только в свою сообразительность! Заставлю же я его отдать мне монету и бутылку молока!»
Позвал он ежиху и говорит ей:
— Ты пойдешь со мной.
— Что случилось, отец? — всполошилась та.
— Мы решили с зайцем бежать наперегонки. Ты будешь свидетельницей. — Ба-ба, явь это или сон? Как это ты будешь бежать наперегонки с самим зайцем?
— А это уж мое дело,- отвечает еж.- Собирайся быстрее, много болтаешь.
И вот вдвоем отправились они на место встречи с зайцем. По дороге еж говорит ежихе:
— Слушай меня и делай так, как я тебе скажу. Видишь вдали две борозды? Так вот, вокруг них мы и будем с зайцем состязаться в беге. Побежим от дальней борозды, а ты будешь сидеть тут. Как только добежит до тебя, ты ему кричи: «А я уже давно тут!»
Добрались они до поля. Как и договорились, ежиха осталась на этом конце, а еж отправился к дальней борозде. А там его уже заяц ждет. -
13 слайд
— Теперь можно начинать,- говорит ему еж.
Встали они вровень. По сигналу «Раз, два, три!» заяц сорвался с места и поскакал что есть мочи, только хвост его и увидел еж. Сам же он сделал всего два-три шажка и остался лежать на борозде.
Только доскакал заяц до конца борозды, как ежиха кричит ему что есть мочи:
— А я уже тут!
От изумления заяц чуть с ног не повалился.
— Давай еще раз побежим! — крикнул он и рванулся обратно быстрее прежнего — следом за ним только пыль столбом. Доскакал он до другого конца борозды, а там ему уже еж кричит:
— А я уже тут! Страшно разозлился заяц.
— Давай побежим еще разок! — вовсе распалился он.
— Не возражаю,- отвечает еж.
Снова что есть духу поскакал заяц, а еж остался лежать на борозде.
Вот таким образом семьдесят семь раз пробежал заяц, и каждый раз его встречал веселый голос: «А я уже тут!» На семьдесят восьмой раз заяц окончательно выбился из сил. А еж забрал у него монету и бутылку молока и отправился, довольный, домой вместе со своей ежихой. -
14 слайд
Заяц и лев.
Давным давно в наших лесах жил один лев. Все другие звери очень боялись этого льва, потому что проклятый не давал им никакого житья. Где кого встретит — заваливает на месте и съедает. И пока лев съедал одного, еще пятеро умирали от страха. И не было у зверей никакой возможности спастись от этой напасти.
И вот однажды звери собрались вместе и стали держать совет.
— Этот лев всех нас скоро истребит,- говорит лиса.- Он съедает одного, а еще пятеро, видя этот ужас, умирают от страха. Что будем делать, братцы?
— Давайте будем бросать жребий,- сказал медведь.- На кого выпадет жребий, тот и пойдет на обед льву. Так хоть он перестанет ловить нас где ни попадя.
Так и решили. И самому льву сообщили об этом решении. Лев этому только обрадовался. Еще бы! Ведь теперь ему не нужно будет даже ловить кого-то, обед сам придет к нему в пасть.
В первый день жребий выпал на зайца (а на кого еще он мог выпасть?). Заяц встал и говорит:
— Братцы! Это совсем не дело — каждый день одного из нас приносить в жертву этому прожорливому льву. Надо придумать какую нибудь хитрость и избавиться от этого ужаса.
Лиса послушала зайца и рассмеялась:
— Тоже мне, хитрец нашелся. Умнее и хитрее звери не могут ничего придумать, а ты тут языком мелешь. Не мозоль нам глаза, ступай быстро ко льву, пока мы тут сами тебя на куски не разорвали! -
15 слайд
Деваться зайцу некуда, пошел он ко льву. Шел он долго и неспеша. А когда пришел, лев очень на него рассердился.
— Ты почему так долго ходишь? Я еще утром тебя ждал, а сейчас уже почти вечер,- заорал лев на зайца.
— А меня отправили тебе на ужин,- испуганно пролепетал заяц.- А утром должен был прийти другой заяц, но ему на пути встретился другой лев и съел его. Он и мне встретился. Спрашивает, куда это я иду. Я ему ответил, что иду к своему хозяину. А он так рассердился и закричал, что только он один тут хозяин. Еле ноги от него унес.
— А далеко то место, где тебе встретился этот лев?
— Нет, недалеко. Совсем рядом,- отвечает заяц.
— А ну, отведи меня к нему. Я ему покажу, кто тут хозяин!- зарычал лев.
Заяц пошел впереди, а лев пошел за ним. Подошли они к глубокому колодцу.
— Вот тут, в этом колодце сидит тот ужасный лев,- говорит заяц.
Лев посмотрел внутрь колодца и увидел, что на него со дна смотрит другой лев.
— Ну, сейчас я ему покажу!!!- зарычал лев и прыгнул в колодец. Там он и утонул.
Вот так, благодаря находчивости зайца, наш лес избавился от этого ужасного хищника.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 654 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 04.02.2018
- 612
- 0
- 04.02.2018
- 440
- 0
- 04.02.2018
- 313
- 0
- 04.02.2018
- 520
- 4
- 04.02.2018
- 392
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 04.02.2018
- 656
- 1
- 04.02.2018
- 442
- 0
Рейтинг:
5 из 5
- 04.02.2018
- 6791
- 49
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Воспитание детей дошкольного возраста»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Система работы специалистов ОО по выявлению профессиональных предпочтений от дошкольного до подросткового возраста»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста как ценностный приоритет воспитательно-образовательной работы ДОО»
-
Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
-
Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
-
Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»
Слайд 1
«Башкирские народные сказки» Проект в средней группе Подготовила воспитатель средней группы Хисамова Зиля Ришатовна
Слайд 2
Тип проекта: познавательно-творческий Участники проекта: дети, родители, педагоги Продолжительность: 15.10 – 30.10 Средства реализации : беседы, игры, консультации, театрализованная деятельность.
Слайд 3
Актуальность «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…» Сказка входит в жизнь ребёнка самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром художественной литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Ребёнок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним. Каждый народ интересен тем, что имеет свой дух, свою культуру, свой характер, свои традиции, свою самобытность. Важное личностное качество, которое следует развивать и воспитывать в наших детях, это национальный дух. Приобщая школьников к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого обучающегося, который будет носителем черт характера, присущего своему народу, так как только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение — народ без будущего. Башкиры –народ с богатым фольклорным наследием. Башкирское народное творчество имеет огромное познавательное и воспитательное значение, которое представляет собой большую художественную ценность. Приобщение к башкирскому народному творчеству воспитывает любовь к своему родному краю, к своему народу, его культуре, помогает усваивать высокие нравственные принципы. Образный и живой язык народных сказок, загадок, пословиц, поговорок, четкость и законченность выражений приобщает воспитанников к поэзии, расширяет их кругозор, развивает умственно и эстетически
Слайд 4
Сказки были широко распространены среди башкир. Много сил отдали сбору башкирских сказок такие ученые как В.И. Даль, С. Кукляшов , М. Бикчурин , Р. Игнатьев, М. Лоссиевский , А.А. Бессонов. Башкирская народная сказка — это почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности. Башкирские сказки знакомят воспитанников с историческим прошлым башкирского народа, особенностями его быта, обычаев, с красотой родной природы, разнообразием животного мира, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу. Забавляя, сказка несет идеи, необходимые для нравственного формирования личности. Из сказок обучающиеся узнают о красивых традициях башкирского народа: глубокая почтительность и уважение к родителям, старшим по возрасту, отзывчивость, сострадание ближнему. Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание. По опросам родителей, видно, что башкирским сказкам не уделяется должного внимания. Поэтому перед собой я поставила задачу: как заинтересовать школьников к сказкам, особенно к башкирским.
Слайд 5
Цель проекта: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам. Задачи: Образовательные: • Расширять знания о башкирских народных сказках. • Формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра. •Формировать представления о нравственных качествах(честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок. •Усилить связь с семьей. Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников. Развивающие: • Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас. • Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм. Воспитывающие: • Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам; • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.
Слайд 6
Ожидаемые результаты : • Повысился интерес к башкирским народным сказкам • С интересом обучающиеся пересказывают их, опираясь на иллюстрации, называют героев сказок, драматизируют их через разные виды театра. • Повысился творческий потенциал , развито творческое воображение, эмоциональная отзывчивость, • Развиты коммуникативные способности, артистизм, выразительность речи. • Имеют представления о понятиях как честность, правдивость, доброта , отзывчивость , доброжелательность.
Слайд 7
Литература: • АзнабаеваФ.Г ., ФаизоваМ.И ., АгзамоваЗ.А . Академия детства: Хрестоматия к региональной программе, формируемой участниками образовательных отношений образования Республики Башкортостан.-Уфа : Издательство ИРО РБ, 2016.-304с. • Агишева, Р.Л. «Фольклор и литература Башкортостана» 2011, Уфа:Китап ; •Башкирские народные сказки и легенды. –Уфа: Китап , 1996. стр. 89 –92.• Гасанова, Л.Н. «Словесное творчество старших на основе национальной культуры Башкирского народа»,2012,Уфа:ИРО РБ; • Гасанова, Р.Х. « Я Родину хочу свою познать» 2007,Уфа:БИРО;• Гасанова, Р.Х. «Фольклорная педагогика» 2004,Уфа:БИРО;
Слайд 8
Содержание проекта I этап -подготовительный II этап- основной III этап- заключительный
Слайд 9
I этап –подготовительный • Подбор наглядного материала (картинки, иллюстрации, слайды, фотографии, материалы для консультации); • Разработка сценариев драматизации сказок, беседы; • Подбор народных игр, изготовление атрибутов к ним. • Подбор методической и художественной литературы, реквизитов(костюмы, декорация, атрибуты) •Подбор материала для консультации с родителями «Приобщение детей к традициям башкирского народа».
Слайд 10
II этап — основной Познавательное развитие : • Беседа «Знакомство с башкирским народным творчеством» (башкирскими сказками, пословицами, поговорками, загадками); •Просмотр видеофильмов «Башкирские сказки»; • Рассматривание книг, альбома «Башкирские народные сказки»; • Лепка из пластилина по содержанию башкирских народных сказок: • Решение проблемных ситуаций по сказке «Медведь и пчелы»; • Экскурсия в районную детскую библиотеку, экскурсия в Национальный музей, экскурсия в школьный этнографический музей; Социально -коммуникативное развитие: • Беседы о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах; Речевое развитие: • Чтение башкирских народных сказок; • Пересказ башкирских народных сказок; • Дидактическая игра «Загадки по сказкам», «Узнай сказку по картинке», • Театрализованные игры, обыгрывание сюжетов сказок.
Слайд 11
Художественно-эстетическое развитие: • Рисование «Любимые герои башкирских народных сказок»; • Лепка «Бочонок для меда»;• Аппликация по сказке «Медведь и пчелы»;• • Разучивание танцев: «Башкирский мед», • Индивидуальная работа с детьми по разучивание слов; • Ритмические игры: «Повтори ритм»; • Разучивание подвижных игр: «Пчелы и медведи» Ш.Кульбарисов ,«Юрта» Ф.Гершова, «Цветные платочки», «Курай» Ф.Гершова, «Липкие пеньки».
Слайд 12
Работа с родителями : • Консультация для родителей «Башкирские народные сказки», «Приобщение детей к народному творчеству» • Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказке «Как медведь подружился с пчелами»; •Привлечь родителей к организации мини музея «Башкирская культура».
Слайд 13
III этап –заключительный • Мини музей «Башкирская культура»; •Проект-презентация «Башкирские народные сказки»; • Итоговое мероприятие — драматизация башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»
Слайд 14
Мини музей
Слайд 15
Национальная одежа башкир
Слайд 16
Сказка «Медведь и пчелы»
Слайд 17
Из башкирских сказок мы выбрали загадки и пословицы. Куцый хвост, большие уши Летом серый, зимой белый /заяц/ Хан вышагивает гордо, у него в крови вся морда /волк/ Хвост пушистый, мех золотистый, В лесу живёт, в деревне кур крадёт /лиса/ У нее с утра дела, собирает мед она…. / пчела / Жидкая, а не вода. Белое, а не снег / Молоко / Грязный хвост одной коровы испачкает сотню. Где не пройти стреле, не маши саблей Думай дважды, говори раз. Хороший человек работу любит, а дурной человек ее губит; Дорога даже в ухабах лучше бездорожья. Если говорить «мёд», во рту сладко не станет. В мире найдется все, кроме матери и отца Без труда не появится еда;