9 февраля в центральной части дворца Румянцевых и Паскевичей открылась выставка «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Скажу сразу, что выставка очень необычная.
Согласитесь, многие из нас с детства помнят некоторые слова-обзывалки, о происхождении которых даже не задумывались.
Мне, например, с самого раннего детства знакомо слово «жэвжик». Так нас часто называл папа, когда мы ставили дом вверх дном или весело визжали. Так и говорил: «Угомонитесь, жэвжики малые!»
Оказывается, Жэвжик — это символ белорусских рек. Вы знали об этом?
Вот и я только пару дней назад узнала.
Мы не знаем свою мифологию, легенды своей земли, свои мифы. А ведь это тот самый пласт народной культуры, легенд, мифов, сказов и сказаний, который стоит у истоков жизни.
Мы же знаем «Легенды и мифы древней Греции», той же Скандинавии, ту же Калевалу, а свое не знаем и думаем, что у нас ничего подобного не было и быть не могло.
Оказывается, самых разных славянских мифов и легенд у нас тоже много и нам тоже есть чем гордиться.
На открытие выставки приехал Павел Орлов, идейный вдохновитель, работающий в сфере IT-технологий. Он рассказал, что они с группой энтузиастов восстанавливают старинную усадьбу Обуховичей в деревне Великая Липа, что в 4-х км в сторону от маршрута Мир-Несвиж, которую планируют сделать своеобразным музеем и «поселить» туда славянских сказочных героев, которые и не такие сказочные, как нам кажется.
[Усадьба рода Обуховичей…]Усадьба рода Обуховичей находится в Несвижском районе, в нескольких километрах от дороги Мир — Несвиж. После присоединения западной части Беларуси к СССР последние Обуховичи покинули территорию Беларуси и переехали в Польшу или Литву. Род Обуховичей играл значимую роль в период, когда ВКЛ было в составе Речи Посполитой.
Наиболее известным представителем рода является Филипп Казимир Обухович. Он был послом шляхты мозырского повета, участвовал в избрании короля Яна II Казимира. С 1653 года он был воеводой витебского и смоленского повета. Филипп Казимир Обухович возглавлял оборону Смоленска в 1654 году, но после долгой осады, вследствие измены наемного немецкого войска, сдал город русским после четырехмесячной осады. Филиппа Казимира обвинили в измене и дали возможность оправдать свою честь в бою. Он участвовал в осаде Варшавы, оккупированной шведами. Командуя полком в составе войск Сапеги, дошел с боями до Бреста, где заболел и умер. Обуховича реабилитировали в 1658 году.
Петр Цалко, директор филиала Ветковского музея, очень интересно рассказал о наших мифических персонажах.
Жэвжик и Лозовик.
И так, вернемся к Жэвжику.
Жэвжик
Я уже сказала, что он опекун и символ белорусских рек. Но ведь еще интересно, как он выглядел?
На выставке можно это увидеть. Коль символ рек, то он в лодке. А если учесть, что мифологические герои выполнены в полный рост, то это худой дедок, небольшого роста, с рыжей бородой, длинной шеей, худыми длинными руками и ногами. Жевжик очень сильный, энергичный и понятно, что скрытный.
Живет на самой глубине реки. Днем плавает под водой, наблюдает за течением. Ночью Жевжик подымается на поверхность воды и плавает на лодке держа в руках пику с двумя острыми зубцами, которой разгонят перед собой волны. Люди Жевжика не могут увидеть, т.к. он плавает в невидимой накидке. Если Жевжик видит, что человек и лодка тонут, то он одним движение пики подымает и спасает их. Если нужно для спасения, то Жевжик может остановить бурю и ветер. Жевжику подчиняются все другие водяные мифологические существа — Водяной, Лозовик и другие.
Лозовик
Это опекун и символ белорусских болот. Он похож на старого маленького карлика с одним глазом, длинной бородой и пугой (кнутом) в руке. Живет Лозовик в маленьком домике без окон. Если к дому Лозовика подходит человек, он удаляется от него на недоступное растояние.
Лозовик любит ходить по болотам, в это время его один глаз горит как огонь. Рядом с Лозовиком живут маленькие шумные чертята — Лозники, которые организуют коллективно разные пакости.
Так Лозники могут заманить в густую лозу или топкое болото. Но они позабавятся и сами помогают бедолагам выбраться подсовывая куст лозы.
Маленькие Лозники часто погибают от ударов молний.
Лозовик и Лозники очень боятся осушения болот и вырубки лозы, где проходит вся их жизнь. Если это происходит, Лозовик и Лозники погибают вместе или пропадают бесследно.
Хочется верить, что с осушением болот в Беларуси они все же не исчезли полностью.
Ёуник.
У меня в одной из социалок, когда увидели фото Ёуника, сразу же спросили кто это?
Когда я ответила на вопрос, то обвинили в том, что в славянской мифологии не было такого персонажа и я сама его придумала. Вот дословный комментарий: «Никогда не слышала о таком мифическом персонаже, тем более, в славянской мифологии. Это плод вашей фантазии. Не задуривайте людям мозги, придумывая всякую нечисть, выдавая ее действительность»
Скажу сразу. Я ничего не придумывала и не выдумывала. Этот мифологический персонаж придуман давно и не мной. Этот загадочный персонаж встречается только в белорусской мифологии. А как он выглядит и где обитает, я сама узнала на выставке во дворце Румянцевых и Паскевичей.
Ёуник — символ трудолюбия, порядка, рациональности, практичности, хозяйственности. Хозяин такой…
Его название произошло от слова ёвня, где он живет.
Ёвня — это постройка, которая раньше была в каждом дворе, где сушили снопы перед молотьбой, чтобы снопы хорошо молотились, а сухое зерно хорошо хранилось. Часто из практичности ёвня была пристроена к бане, а так как баню часто топили и топили «по-черному», что ёвник был закопчен, перепачкан сажей. Похож он на большой бесформенный ком из отрубей с маленькими короткими ногами.
Он не показывался на глаза людям, хотя оказывал им важную помощь, поддерживал огонь в печи, создавал когда нужно сквозняк, чтобы снопы сохли равномерно.
Ёуник практически никогда не выходил из ёуни, только за редким исключением, чтобы выкашлять сажу и посмотреть как работники обмолачивают снопы.
Дружил с Лазником. (Лазня — баня). А мы уже говорили, что ёуня часто размещалась рядом с баней, а нередко снопы сушили и прямо в бане.
Ёуник помогал только хозяевам и если в ёуню заходили чужие люди, то он мог их пугать, что бы не завидовали чужому добру и не сглазили будущий урожай. Ёуник не горел в огне. Если же плохие хозяева разгневали Ёуника, то он и сам может спалить и снопы и саму ёуню.
Ёвник скрытный, но милый. Добрый, но с сильным характером.
Злыдень.
Слово это знает, как мне кажется, каждый из нас. У нас так обзывают детей и взрослых, которые тянут к себе все без разбора.
Злыдни — символы трусливости, мелочности, вредности. Злыдень — представитель мифологического семейства злыдней. Злыдни вредные и трусливые, поэтому появляются только группами. На выставке их двое.
Живут они в домах и на подворьях. Похожи на маленьких горбатых то ли собак, то ли котов. Если Злыдни появляются в доме, то живут где-нибудь в неприметных местах: под печкой, в углу под топчаном, в других укромных местах. Когда хозяева уходят из дома, Злыдни начинают пакостить. Наиболее распространенные пакости Злыдней: насыпать песок в кашу и муку, заглядывать в каждую кастрюлю и раскидывать их, бить посуду, наливать воду в масло. Они могут появится в любом доме, но чаще всего там, где хозяева стараются всеми способами разбогатеть. Злыдни причиняю ущерб хозяйству, тем самым уменьшаю богатство таких хозяев. Носят они. Одеты они в большие боты и шапки-ушанки.
Домовик и Домовуха.
Домовиков мы знаем с детства. Во многих семьях есть свои рассказы о свлих домовиках, есть определенные традиции, а многие даже переезжая с места на место перевозят в специальной коробке и своих домовиков.
Домовики — славянские символы порядка и добрабыта с доме.
Домовик — добрый мифологический домашний дух. У каждого Домовика есть Домовуха. Они как люди всегда живут парами. По преданиям они похожи на маленьких человечков, но никогда не показываются людям на глаза. Говорят, что они похожи на хозяев дома.
Домовики как и люди едят, пьют, радуются и огорчаются, рождаются и умирают. Поэтому старые люди говорят, что со стола нельзя все убирать и обязательно надо оставлять кусочек хлеба, накрытый салфеткой. Домовики имеют свой характер и могут наказывать крикливых и неаккуратных хозяев дома, они не любят домашние скандалы, пытаются всячески отвлечь хлзяев от неприятных дел спрятав вещи. Мы с вами сами не раз сталкивались с чудесами, когда вещь ищешь-ищешь, все внимательно пересмотришь, а через какое-то время эта самая вещь лежит на видном месте.
Когда строят новый дом, чтобы задобрить Домовиков, под углы насыпают жито.
Дедка
Дедка — белорусский символ богатства и достатка. Судя по-всему, наш Дедка с нашей земли ушел и возвращаться пока не собирается, ибо та нищета, которую мы сегодня имеем, говорит о том, что мы осиротели.
Дедка — мифологический герой, который дарит богатства. У Дедки красные огненные глаза и красная борода. Дедка ходит одетый как бедняк с сумкой на плече. Если Дедку встречает несчастный или бедняк, то перед тем как заметить Дедку человек засыпает. Пока человек спит Дедка обеспечивает его нужным количеством денег. Если Дедку встречает богатый, но несчастный человек, то Дедка показываем ему во сне что нужно сделать, чтобы стать счастливым.
Действующим лицом во снах людей является сам Дедка, которого люди узнают по красным огненным глазам и такой же красной бороде. Белорусы считают Дедку хранителем богатств — он появляется там, где закопан клад. Люди не видят самого Дедку, но видят красные глаза в виде огней. Кто знает и заметил такие огни, смело идут на них. На огонек нужно кинуть шляпу или пук волос, тогда клад окажется у самой поверхности земли. Если кинуть боты или лапти, то клад опустится так глубоко в землю, что придется всю жизнь его откапывать.
Если вы, дорогие читатели, встретите Дедку, то передайте ему, чтобы возвращался на белорусскую землю. Он наш персонаж и работы у него тут на три жизни уже собралось.
Шатан
Шатаны — символы безделья, гультайства, черствости и назойливости. Эти мифические существа наиболее адаптированы к нашей реальности и не являются такими уж мифическими. К ним можно смело отнести всех наших алкашей, которые днями шатаются по дворам в поисках выпить. Мне кажется, что их у нас столько, что даже прятаться смысла нет.
Вот смотрите, характеристика полностью соответствует. Шатаны надоедливые и приставучие существа, которые сами ничего не делают. Шатаны шатаются туда-сюда целыми днями отвлекая других от работы. Сами Шатаны мрачные, характеры у них скверные. На помощь даже своим браться не приходят, т.к. не терпят в том числе друг друга. Их даже налог на тунеядство не пугает.
Современные реальные Шатаны отличаются от мифических тем, что в свободное время не плетут лапти и не делают себе трости. Это мифические хоть что-то делали, чтобы существовать, плели лапти и делали трости, которые быстро стирались и ломались от постоянно бесполезного шатания.
Шатаны сегодня, как и раньше, часто гибнут от шалостей и нападений злых духов и существ, которые преследуют их без апахмелу. Чаще всего шалят и губят их «белочки».
Мрачные, характеры скверные. С самого утра могут прицепиться к человеку и склонять его к такому же бессмысленному шатанию.
Житень
Житень — опекун и символ белорусских полей, земледелия, хозяйства. Житень способствует росту и созреванию зерновых культур, овощей и фруктов.
Это мифологическое существо, напоминающее худого старика невысокого роста с взъерошенными волосами. У этого мифологического героя три глаза — два спереди, один сзади. Он ходит по полям, наблюдает за всем, смотрит чтобы урожай хорошо созрел и аккуратно был собран. Если Житень находит много оставленных колосков небережливыми хозяевами, он собирает их в снопы и переносит на поля более бережливых, а значит более бедных людей. На следующий год на поле нерадивых хозяев будет плохой урожай, а вот бережливые люди могут ожидать хороший урожай.
Тоже самое происходит и на полях с овощами, и в садах.
Житень может подойти к нерадивым хозяевам и погрозить им пальцем, сказав что в следующем году у них будет плохой урожай. Он предупреждает и дает возможность быстро исправиться. Его можно встретить в виде бедняка с сумкой. Житень так же предупреждает людей о том, что год будет голодным необходимо сделать запас зерна.
Житень часто незаметно ходит по полям во время сева, пристально смотрит за тем, чтобы люди аккуратно сеяли зерно, хорошо прикрывали его, если видит непорядок, то сам втаптывает зерна, чтобы ни одно не пропало и быстрее набралось земными соками.
Так что, зря мы думаем, что в старые времена люди жили грустно и скучно. Вовсе нет.
Наши предки жили весело и никогда, как мы видим, не были одинокими. Везде кто-то жил, кто-то был, кто-то оберегал и защищал дома, хозяйство, урожаи и окружающую среду. В печи — огневик, под снопом — евник, на сеновале — пунник. Все мы знаем и о водяных, и о болотных багниках, а в лесу живут лешие и лесовики. И чтобы как-то нашим предкам выжить среди всей этой братии надо было с ними как-то дружить.
Я и сегодня знаю старых людей, которые никогда не идут в лес с пустыми руками, а обязательно несут гостинцы лесовичку. Это и хлеб, и конфетки, и яблочки. Оставляют все это на пенечке.
А лесовик в долгу не остается, указывает в какой стороне ягодки и грибочки искать.
Чтобы окунуться с головой в свою сказочную историю, мифологию, узнать легенды своих прапрапра…, рекомендую посетить выставку «Жэвжик, ёуник и другие герои белорусских сказок, мифов и легенд». Она интересна будет всем без исключения.
Специально для нас наши славянские мифологические персонажи, виртуозно выполненные талантливым скульптором Антоном Шипицей на основе колоритных иллюстраций известного графика Валерия Слаука, покинули свои надежные тайные убежища и предстали перед нами в виде объемных фигур.
Такими нечистиков вы еще не видели и приехали они в Гомельский дворец не на такой уже долгий период.
Контактные телефоны: (0232) 75-53-65, 75-80-93
Стоимость билетов:
взрослые — 4 р., учащиеся, студенты, пенсионеры — 3 р., групповое посещение (от 10 человек и более) — 2 р. Экскурсовод 6 р. на группу.
#Гомель #Музей #Дворец_Гумянцевых_Паскевичей #Выставка #Подарки #Gomel #Belarus
Не хотите пропустить новые записи? Добавляйте меня в друзья и подписывайтесь на обновления блога!
Добавиться в друзья
Подписаться на обновления.
[Важные мелочи…]Вам понравился этот пост? Поддержите меня, поставив лайк этой записи в своих социальных сетях, а можно просто написать комментарий! Мне важно ваше мнение!
Я в социальных сетях: Facebook | Instagram | ВКонтакте | Одноклассники | Официальный блог в Одноклассниках
Все материалы принадлежат автору блога.
Полная или частичная публикация без моего согласия запрещена!
Разместить мой материал в своем личном блоге или социальных сетях можно без разрешения, но не забывайте ставить активную гиперссылку на оригинал.
Готова к сотрудничеству!
-
January 13 2014, 16:52
- Литература
- Cancel
Белорусские сказки. Иллюстрации
Оригинал взят у maxim_nm в Белорусские сказки.
В конце восьмидесятых-начале девяностых в Беларуси издавались весьма неплохие детские книжки, издавало их, в основном, издательство «Юнацтва»; по моим воспоминаниям — печатались они где-то году в 1988-1995 примерно.
В книгах были классные и образные иллюстрации; вообще в Беларуси существует прекрасная школа книжной графики — ей занимаются, в основном, выпускники художественного отделения Академии Искусств (про это я еще как-нибудь отдельно напишу). В Академии очень подробно изучают историю Беларуси, на всех художественных факультетах есть такие обязательные предметы, как история, белорусский язык, белорусская литература, культурология.
Отчасти поэтому все иллюстрации смотрятся очень живо — они созданы на базе реальной жизни людей тех поколений, которые пересказывали друг другу эти сказки.
01. Сказка «Горошек» — традиционная история победы добра над злом — причем зло представлено в виде Змея. Если в русских сказках часто присутствует Змей Горыныч, то в белорусских — просто Змей (так как гор в Беларуси нет). Змей, кстати, не обязательно злой — иногда он бывает добрым, носит деньги своим хозяевам, кушает вместе с ними яичницу. Но в этой сказке он злой:)
Живет Змей где-то в заброшенном, темном и сыром лесу, которых в Беларуси всегда было полно.
02. По сюжету сказки — два брата отправились искать работу. На картинке — типичная крестьянская одежда, однако уже достаточно позднего периода, ближе к началу XX века — до этой поры лапти в Беларуси не были особо распространенной обувью. А вот домотканые свитки и жилетки — очень похожи.
03. В гостях у Змея. Змей предлагает в виде угощения железные бобы — тут очевидна параллель с обычными вареными бобами, обычной крестьянской едой той эпохи. Интересно описано и имущество Змея — там обычная экстраполяция крестьянских представлений о богатстве — у Змея есть хлев и гумно (как у обычного крестьянина), но при этом все огромное и сделано из железа и меди.
04. Сестра идет вслед за братьями братьев. Замок Змея стоит где-то далеко, за лесом. Возможно, тут есть какая-то связь с реальными замками, которых в Беларуси много, и многие их которых в XIX веке были уже заброшены.
05. Горошек собирается идти искать пропавших братьев и сестру, отец привез ему булаву — видна обычная крестьянская телега XIX века; под булаву подстелена солома, а сверху она прикрыта каким-то домотканым покрывалом:)
06. Родители Горошка. Своей композицией картинка очень напоминает реальные фото белорусов начала XX века, а подобные бревенчатые хатки сохранились еще и сейчас.
07. Сказка «Лисица и дрозд». На рисунке — один из героев сказки, кабанчик. Тут интересна какая-то осенняя верхняя одежда, типа кафтана. Забыл, как это точно называется. Цвета, фактура одежды — все очень похоже.
08. Сценка домашней жизни. Дед и Баба нарисованы в таких деревянных рамках, в которых в конце XIX-начале XX века на стенах развешивались всякие картинки, а иногда и фотографии. У меня дома сохранилась похожая рамка, кстати:)
09. Драка деда с бабой. В руках у деда — цеп, которым молотили зерно на току. У бабы интересный белый платок — такие можно встретить в западной Беларуси и сейчас — я встречал такие и в Гродно, и в Гольшанах.
10. Баба и дрозд.
11. Сказка «Воробей и Мышь». Мышь тут одета «как паненка» — в красивых кожаных ботиночках и с пенсне на носу:)
11. А здесь в одежде видна целая социальная иерархия — Воробей одет достаточно бедно, Сокол — побогаче — у него и рубашка поинтереснее, и пояс вышитый, и фуражка красивая. А у Ворона слева есть даже карманные часы — очень дорогая вещь в XIX веке.
12. Вот такие картинки:)
______________________________________________
Понравился пост? Сделайте репост:
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Слайд 2
Описание слайда:
Сказка один из жанров фольклора, либо литературы.
Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера,
сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.
Сказка- произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла»
Слайд 3
Описание слайда:
Самые древние –
Самые древние –
сказки о животных
Когда -то люди верили , что каждый род произошел от определенного животного. Такое животное называлось тотемом. Тотем объявлялся покровителем рода: его нужно было почитать. Первобытный человек жил в страхе перед тотемным животным, в роли которого мог быть не только медведь, но и мышь.
Однако постепенно человек освобождался от страха и на смену ему приходил смех.
В сказках животные наделялись определёнными качествами. Получалось, что изображались животные, а высмеивались пороки людей — жадность, глупость, лень.
Слайд 4
Описание слайда:
Сказки и мифы
Чем же сказка отличалась от мифа?
1. В мифе речь идет о божестве, которому поклоняются, а в сказке герой — обычный человек, совершающий работу.
2. В миф верят — он всегда в основании веры и религии. Персонажи мифа воспринимаются как реальные существа — боги или люди.
3. В сказку не верят. Она всегда «небылица». Персонажи сказки — Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Баба Яга живут только в особом сказочном мире, отличающемся от реального мира.
Слайд 5
Описание слайда:
«…не только не гонялся за правдоподобием и естественностью, но еще как будто поставлял себе за непременную обязанность умышленно нарушать и искажать их до бессмыслицы ».
В. Г. Былинский
Понятие жанра
Слайд 6
Описание слайда:
Сказки бывают народные и авторские
На сегодняшний день принята следующая классификация сказок по содержанию:
1. О животных
2. Волшебные
3. Бытовые
Слайд 7
Описание слайда:
Сказки о животных
Обычно сказки о животных состоят из 1 эпизода. Дело в сказках о животных не в увлекательности повествования, а в удивительности отдельных ситуаций.
Слайд 8
Описание слайда:
Бытовые
сказки
Уже по персонажам вы должны догадаться, что эти сказки появились гораздо позже. Характерны иные сюжеты: осмеяние злых, жадных да богатых. В бытовых сказках действуют люди, но они тоже наделены определенными, никогда не меняющимися чертами.
Слайд 9
Описание слайда:
Волшебные сказки
В волшебной сказке происходит много событий, герой обязательно должен избыть какую-то беду, и в этом ему помогают волшебные существа или предметы. С их помощью герой выполняет трудные задания, Каждое — труднее предыдущего. Для этого герою иногда приходится менять свой облик — превращаться. Но герой обязательно должен добиться желаемого. Сюжет сказки обычно заканчивается свадьбой.
Слайд 10
Слайд 11
Описание слайда:
Сказка выступает в качестве проводника ребенка в мир словесного искусства. Сказки приобщают детей к живому образному слову, способствуют развитию у них красивой и правильной разговорной речи, ориентируют детей на собственное словесное творчество.
Сказка выступает в качестве проводника ребенка в мир словесного искусства. Сказки приобщают детей к живому образному слову, способствуют развитию у них красивой и правильной разговорной речи, ориентируют детей на собственное словесное творчество.
3накомство дошкольников с белорусской народной сказкой о животных способствует их наиболее легкому и быстрому приобщению к богатствам национального языка.
Слайд 12
Описание слайда:
Герои многих народных сказок — животные.
В белорусских народных сказках — это волк, лиса, медведь, заяц, кот и многие другие животные, которые живут в наших краях. Сказки о животных, считаются, наиболее древними по происхождению и говорится в них о повадках, проделках и обыкновенных приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Характер зверей уподобляется человеческому: медведь — глуповат, заяц — трусоват, волк – жаден.
Слайд 13
Описание слайда:
БЕЛОРУССКИЕ
Волшебные сказки
Волшебные сказки, по своему происхождению также относятся к наиболее древним. Главное в их содержании — это мечты и надежды людей на лучшую жизнь в будущем, их стремлении подчинить себе силы природы и победить социальное зло, а также их борьба с чужеземными врагами — завоевателями.
Слайд 14
Описание слайда:
Белорусская бытовая сказка
Сказка точно передает быт, обстоятельства белорусской народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, богатый и бедный. Сказка с уважением относится к хорошим, умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей.
Слайд 15
Описание слайда:
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня — не полу-разрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда наконец все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня — не полу-разрушенный памятник далекого прошлого, а яркая живая часть нашей национальной культуры.
Слайд 16
Описание слайда:
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый — его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают!
Слайд 17
Описание слайда:
Белорусская сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Слайд 18
Описание слайда:
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки — уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки — уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
· дружба помогает победить зло,
добрые и миролюбивые
побеждают
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 19
Описание слайда:
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Слайд 20
Слайд 21
Описание слайда:
Развивающие функции:
Развивающие функции:
Слайд 22
Описание слайда:
РОЛЬ СКАЗОК В РАЗВИТИИ РЕБеНКА
Слайд 23
Описание слайда:
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки.
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки.
Действие народной сказки развертывается на фоне родной природы, природа как бы сочувствует положительному герою, картины природы помогают усилить эмоциональное воздействие произведения. Сказка способствует воспитанию любви к родной природе, к Родине.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Слайд 24
Описание слайда:
Методика изучения сказок
1. Объяснительно — иллюстративный метод. (Выразительное чтение, прослушивание сказки на компьютере, показ иллюстраций)
Слайд 25
Описание слайда:
Методика изучения сказок
2. Проблемный метод (анализ поступков героев, выдвижение гипотез, проблемные вопросы). Формирование умения оценивать героев самостоятельно.
3. Частично поисковой метод (3,4 классы; самостоятельная поисковая деятельность познавательного характера)
Слайд 26
Слайд 27
Описание слайда:
1. Литературно-эстетический принцип отбор лучших произведений мировой детской литературы и фольклора, которые раскрывают читателю богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в мире, формируют у ребенка собственное отношение к действительности.
1. Литературно-эстетический принцип отбор лучших произведений мировой детской литературы и фольклора, которые раскрывают читателю богатство окружающего мира и человеческих отношений, учат понимать прекрасное в мире, формируют у ребенка собственное отношение к действительности.
2. Монографичекий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется посредством формирования представлений об авторах художественных произведений, особенностях их творчества.
3. Системно-концентрический принцип предусматривает систему знаний, умений и навыков, которые углубляются и усложняются из класса в класс; определенный круг тем и мотивов, основных для всех учебников по литературному чтению, способствующих литературному образованию и гармоничному развитию личности
Слайд 28
Описание слайда:
Цели литерного чтения
· формирование квалифицированного читателя, знания, умения и навыки которого станут фундаментом для его развития и систематического изучения литературы в средней школе
· приобщение учащихся к литературе как искусству слова
· воспитание высоких нравственно-эстетических качеств личности, культуры коммуникации
Слайд 29
Описание слайда:
Цели литературного чтения предусматривают реализацию следующих задач:
· формирование умений читать правильно, осознанно и выразительно
· развитие интереса к чтению и творчеству писателей, расширение читательского кругозора
· определять последовательность сюжетного изложения и структуру текста, устанавливать причинно-следственные связи
Слайд 30
Слайд 31
Рубрика: Белорусские народные сказки
Белорусские народные сказки
Белорусские народные сказки – большая сокровищница, открывать которую вы можете вместе с детьми. Сказки этого народа одни из самых ярких и запоминающихся среди всего славянского сказочного творчества.
Белорусские народные сказки полны своим многообразием образов и самобытность героев. Сказки о животных представлены:
Дятел, лиса и ворона, Зайчики, Лисица-хитрица, Почему барсук и лиса в норах живут. Волшебные сказки включают: Синяя свита навыворот шита, Два мороза, Андрей всех мудрей, Отцов дар, Алёнка, Как Василь змея одолел, Откуда пошли паны на Полесье.
Главные герои белорусских сказок добрые и злые, бедные и богатые, молодые и старые, глупые и мудрые не оставят вас равнодушными. Они научат терпению, покладистости, доброте и щедрости, что очень важно для маленьких слушателей.
Сказка Разумная дочь
31 октября 2017
1625
Комментарии к записи Сказка Разумная дочь отключены
Сказка Золотая яблонька
31 октября 2017
1706
Комментарии к записи Сказка Золотая яблонька отключены
Сказка Легкий хлеб
27 октября 2017
2482
Комментарии к записи Сказка Легкий хлеб отключены
Сказка Потерянное слово
27 октября 2017
1132
Комментарии к записи Сказка Потерянное слово отключены
Сказка Как кот зверей напугал
26 октября 2017
1453
Комментарии к записи Сказка Как кот зверей напугал отключены
Сказка Воробей и мышь
24 октября 2017
1700
Комментарии к записи Сказка Воробей и мышь отключены
Сказка Волшебная дудка
24 октября 2017
1184
Комментарии к записи Сказка Волшебная дудка отключены
Сказка Волк и волчица
23 октября 2017
1424
Комментарии к записи Сказка Волк и волчица отключены
Сказка Вихревы подарки
19 октября 2017
1332
Комментарии к записи Сказка Вихревы подарки отключены
Сказка Андрей всех мудрей
19 октября 2017
1609
Комментарии к записи Сказка Андрей всех мудрей отключены
Сказка Алёнка
19 октября 2017
1867
Комментарии к записи Сказка Алёнка отключены