Тире между подлежащим и сказуемым
Выберите конструкцию предложения, при которой надо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
подлежащее (что делает?) сказуемое |
|
подлежащее (что это?) сказуемое |
|
подлежащее (каково?) сказуемое |
Тире между подлежащим и сказуемым
Укажите, в каком предложении надо поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены).
Лягушки являются холоднокровными животными.
Я честный человек.
Мысли крылья души.
Тире между подлежащим и сказуемым
Соотнесите предложение с его структурной конструкцией. (Знаки препинания не расставлены!)
Подлежащее отвечает на вопрос «что это?» |
Подлежащее отвечает на вопрос «что делает?» |
---|---|
Смелость становится началом победы.
Смелость начало победы.
Опыт самый лучший наставник.
Ясность главное достоинство речи.
Опыт есть самый лучший наставник.
Ясность является главным достоинством речи.
Грамматическая основа
Соотнесите предложение, в котором надо поставить тире, с картинкой, на которой нарисован описанный предмет. (Знаки препинания не расставлены!)
Лев царь зверей.
Бамбук является самым лёгким материалом.
Льва принято считать царём зверей.
Бамбук самый лёгкий материал.
Анализ предложения
Найдите грамматическую основу в предложении, укажите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое, объясните постановку тире.
История мира – это биография великих людей.
Подлежащее «
» выражено
, сказуемое «
» тоже выражено
. Так как подлежащее и сказуемое выражены
в
падеже, то надо ставить
.
Самым внимательным!
Найдите подлежащее и сказуемое в предложениях. Вставьте в пустые ячейки предложения. Знаки препинания не расставлены.
Тире ставится |
Тире не ставится |
---|---|
Мама самый родной человек
Роса точно россыпь изумрудов.
Саша и Паша не братья.
Март первый весенний месяц.
Правило
Соберите из элементов правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Если оба главных члена выражены
, то между ними ставится
.
Термины
Ответьте на вопросы и заполните кроссворд.
Отсутствие тире
Вычеркните предложения, в которых не надо ставить тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания не расставлены!
Это секретная информация.
Книги дети разума.
Мы друзья.
Себялюбие яд для дружбы.
Анализ предложения
Найдите грамматическую основу предложения. Определите, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое. Впишите в пропуски.
Янтарь – это застывшая смола хвойных деревьев.
В этом предложении подлежащее « » выражено , сказуемое « » тоже выражено . стоит в предложении, потому что подлежащее и сказуемое выражены в падеже.
смола
именем существительным
Тире
именем существительным
янтарь
именем существительным
именительном
Найдите ошибку!
Выделите жёлтым цветом предложения, в которых надо поставить тире. Тире не расставлены!
Птицы дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.
Птицы вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.
Птицы верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.
Птицы это тайна и красота. Птицы друзья нашего детства. (По Н. Сладкову)
Отсутствие тире
Найдите предложения, в которых не надо ставить тире. Выделите их голубым цветом. Тире не расставлены!
Андерсен великий датский сказочник. «Снежная королева» является самой известной сказкой писателя. Герои его сказки Герда и Кай. Герда добрая и смелая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Расстановка знаков препинания
Найдите грамматическую основу предложений. Вставьте тире, где необходимо, если тире ставить не нужно, поставьте пробел. Знаки препинания не расставлены!
Это
мой учебник.
Эхо
это отголосок, отзвук.
Горы
как пышные складки на одежде земли.
Ласка
маленький хитрый зверёк.
Анализ предложения
Выделите подлежащее жёлтым цветом, сказуемое – голубым. Определите, ставится или нет тире. (Знаки препинания не расставлены!) Правильный вариант выделите зелёным цветом.
Она отличница. (ставится, не ставится)
Лень и трусость самые дурные пороки. (ставится, не ставится)
Ваше объяснение не оправдание. (ставится, не ставится)
Старый дом бабушки это наш приют на лето.(ставится, не ставится)
Презентация по русскому языку на тему Тире между подлежащим и сказуемым. (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок русского языка в 5 классе. Составила учитель русского языка и литературы Ивочкина Ольга Павловна.
Вопросы на повторение. — Что изучает синтаксис? — Какое сочетание слов является словосочетанием? 1. тепло и влажно 2. человек смеялся 3. на дереве 4. удивительное путешествие
— Что мы знаем о предложении? — Что такое грамматическая основа? 1. Ряд однородных членов 2. Слово, на которое падает логическое ударение 3. Подлежащее и сказуемое 4.Подлежащее , сказуемое и второстепенные члены предложения — Перепишите предложение, подчеркните грамматическую основу. Я люблю тихий снегопад.
— Какой член предложения отвечает на вопросы что делает предмет? каков он? что это такое? кто он такой? 1. подлежащее 2. дополнение 3. сказуемое 4. определение
— Что изучает пунктуация? — Каких знаков препинания не хватает в предложении? Ребята украшали ёлку шарами снежинками колокольчиками. — Нужны ли какие-нибудь знаки препинания в этих предложениях? 1. Зима волшебная пора. 2. Ёлка это главное украшение праздника.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели и задачи урока. 1. Узнать правило постановки тире в предложении. 2. Научиться находить предложения, в которых необходимо поставить тире. 3. Правильно находить в предложении место, где ставится тире.
Расставьте знаки препинания. 1.Зима волшебная пора. Проверь. Зима – волшебная пора. 2. Ёлка это главное украшение праздника. Проверь. Ёлка — это главное украшение праздника.
Узнайте сказку по картинкам Назовите автора.
1. Прочитайте предложения. Является ли эта группа предложений текстом? Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его ска..ки «Снежная к..р..лева». Герда смелая и добрая девоч(?)ка. Она спасла Кая от злых чар Снежной к..р..левы. 2. Определите тип речи и стиль. 3. Запишите предложения, объясните графически постановку тире.
Проверка. Андерсен — великий датский сказочник. Герда и Кай — герои его сказки «Снежная королева». Герда — смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
Оцени свою работу на уроке. — было легко, всё понял — было сложно, но я справился — было трудно, ничего не понял
Рефлексия. — Что нового узнали на уроке? — Чему научились? Домашнее задание. Стр. 158 — 159 учить теорию, упр. 440.
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
В презентации представлен первый урок по теме Тире между подлежащим и сказуемым, однако задания позволяют обобщить уже имеющиеся знания учащихся по синтаксису и пунктуации.
Презентация содержит задания на нахождение грамматической основы предложения. Учащиеся узнают правило постановки тире в предложении, отрабатывают умение находить в предложении место, где необходимо поставить тире.
К данной презентации прилагается конспект урока.
- Ивочкина Ольга ПавловнаНаписать 2514 21.08.2018
Номер материала: ДБ-047555
- 21.08.2018 231
- 21.08.2018 342
- 21.08.2018 447
- 21.08.2018 451
- 20.08.2018 547
- 20.08.2018 175
- 20.08.2018 341
- 19.08.2018 1597
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021
Время чтения: 1 минута
В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19
Время чтения: 1 минута
Сколько россияне тратят на репетиторов
Время чтения: 1 минута
В России выбрали лучшего педагога-психолога
Время чтения: 1 минута
Роскачество предупредило об опасности для детей азартной механики в мобильных играх
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разбор предложения герда — смелая и добрая девочка?
Русский язык | 5 — 9 классы
Разбор предложения герда — смелая и добрая девочка.
Герда — подлежащие, сущ.
, подчеркивай одной линеей.
Смелая — определение, второстепенный член, прил.
, подчеркивай волнистой линией.
Добрая тоже самое что и со смелой.
И — союз, обводи в круг.
Девочка — второстепенный член, сущ.
, подчеркивай прерывистой линией.
Выпишите грамматические основы предложений?
Выпишите грамматические основы предложений.
1) На печке две девочки сладко посапывали 2) Герда — смелая и добрая девочка 3) Паровоз тянет электровоз 4) Электровоз тянет паровоз 5) В нашем городе есть музей 6) Из — за бурана поезд задержался на полустанке и пришел на станцию с опозданием.
Задача : Лицо смелое и ласковое как у самого доброго человека?
Задача : Лицо смелое и ласковое как у самого доброго человека.
Задание : Выполните синтаксический разбор предложения.
Синтаксический разбор предложения «неохотно и не смело солнце смотрит на поля»?
Синтаксический разбор предложения «неохотно и не смело солнце смотрит на поля».
Как найти подлежащее и сказуемое в предложении «Они должны быть смелыми и добрыми»?
Как найти подлежащее и сказуемое в предложении «Они должны быть смелыми и добрыми».
Помогите сделать синтаксический разбор предложения Космонавты — смелые люди?
Помогите сделать синтаксический разбор предложения Космонавты — смелые люди.
Морфологический разбор имени существительного «Про доброе дело говори смело» ДАМ 15 БАЛЛОВ?
Морфологический разбор имени существительного «Про доброе дело говори смело» ДАМ 15 БАЛЛОВ!
Сделать синтаксический разбор предложения : Пока Герда ела старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком?
Сделать синтаксический разбор предложения : Пока Герда ела старушка расчёсывала ей волосы золотым гребешком.
Синтаксический разбор предложения Смело топчу я ногой вешаю леса красу?
Синтаксический разбор предложения Смело топчу я ногой вешаю леса красу.
Синтаксический разбор предложения ?
Синтаксический разбор предложения .
Пока Герда ела старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком.
Сделайте синтаксический разбор предложения : Они уселись с Гердой в карету и помчались по пням и по кочкам в чащу леса?
Сделайте синтаксический разбор предложения : Они уселись с Гердой в карету и помчались по пням и по кочкам в чащу леса.
Вопрос Разбор предложения герда — смелая и добрая девочка?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.
(что? ) Глаза — подлежащее (чьи? ) мои — определение (какие? ) выразительные — определение (что? ) ресницы — дополнение (каковы? ) длинны — сказуемое (что? ) наряды — дополнение (каковы? ) ярки и разнообразны — сказуемое.
Мне кажеться : 10) 4 9) 2 или 4.
В 9 ответ 3 В 10 ответ 4.
У тебя все подчеркнуто.
В слове «презрение» приставка ^ пре Ответ : а).
1. Мы остановились около какого — то шалаша, где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц. 2. Мы тут нашли несколько окаменелостей, которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью. 3. В это время донесли граф..
1. Мы остановились около какого — то шалаша, где продавали прохожим хлеб и где наши матросы купили страусовых яиц. 2. Мы тут нашли несколько окаменелостей, которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью. 3. В это время донесли граф..
2. КОРНЕВЫЕ гласные проверяются исключительно ОДНОКОРЕННЫМИ словами.
Правильные ответы А1 — 3 А2 — 4 А3 — 1 А4 — 3.
Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку на тему
урок «Тире меду подлежащим и сказуемым»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skaeuemym.docx | 14.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.
Задачи урока . Знать: способы выражения подлежащего и
об условии постановки тире между под-
лежащим и сказуемым.
Уметь: ставить тире, где подлежащее и сказу-
емое выражены именами существительными.
I . Словарная работа : -яв- (-явл-): явка, явь, явиться, объявиться, объявление, появиться, появление, проявиться, проявление, заявиться, заявление.
II. Проверка знаний учащихся.
1.Работа с карточками у доски.(2)
—Произвести синтаксический разбор предложения.
Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
—Вставить пропущенные буквы.
Др- жать от хол-да, прол-тел над рекой, л-сная тр- пинка, п-хучая тр-ва, уд-вить друга, скр-пучий снег, встр-хнул сумку, разгл-дел цв-ты, гр-мыхали с-мена.
—Птицы – наши друзья.
III. Фронтальный опрос.
1.Чем, какими частями речи может быть выражено подлежащее?
3.На какие вопросы отвечает сказуемое?
IV.Проверка заданий, выполненных по карточкам.
V. Словарный диктант. Помощь, товарищ, умножь, отрежь, спрячь, съешь, мяч, ветошь, возле дач, могуч, хорош, мышь, шалаш, рожь, кирпич, много задач, похож, дочь, карандаш, ложь.
VI. Объяснение нового материала.
Ребята, обратите внимание предложение из карточки №3. К акими частями речи выражены подлежащее и сказуемое в этом предложении? Почему в нём поставлено тире?
1.Чтение параграфа в учебнике.
2.Выполнение упражнения №166.
3.Закрепление материала . Выписать основы.
Сатурн – планета. Чтение – вот лучшее учение. Гроза постепенно удалялась. Хорошая книга – просто праздник. Скинуло кафтан зелёный лето. Двое всадников приблизились к городу. Утро свежо.
4.Найдите в школьном толковом словаре значения слов
Изморозь, изморось, сувенир, фауна, флора. Запишите предложения.
Изморозь – мелкие кристаллики льда на деревьях.
Изморось – очень мелкий дождь
Сувенир – памятный подарок.
Фауна – животный мир, все виды животных, свойственные данной области или эпохе.
Флора – растительный мир.
Итак, какой знак вы поставили в записанных предложениях? Почему?
Чем ещё могут быть выражены подлежащее и сказуемое?
5. Объяснительный диктант.
Андерсен – великий датский сказочник. Герда и Кай – герои его сказки «Снежная королева». Герда – смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.
источники:
http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1673586_razbor-predlozenia-gerda-smelaa-i-dobraa/
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/08/tire-mezhdu-podlezhashchim-i-skazuemym
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Презентация по русскому языку на тему Тире между подлежащим и сказуемым. (5 класс)
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 56 человек из 32 регионов
- Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Урок
русского языка
в 5 классе.
Составила учитель русского языка и литературы
Ивочкина Ольга Павловна. -
2 слайд
Вопросы на повторение.
— Что изучает синтаксис?
— Какое сочетание слов является словосочетанием?
1. тепло и влажно
2. человек смеялся
3. на дереве
4. удивительное путешествие -
3 слайд
— Что мы знаем о предложении?
— Что такое грамматическая основа?
1. Ряд однородных членов
2. Слово, на которое падает логическое ударение
3. Подлежащее и сказуемое
4.Подлежащее , сказуемое и второстепенные члены предложения— Перепишите предложение, подчеркните грамматическую основу.
Я люблю тихий снегопад. -
4 слайд
— Какой член предложения отвечает на вопросы что делает предмет?
каков он?
что это такое?
кто он такой?1. подлежащее
2. дополнение
3. сказуемое
4. определение -
5 слайд
— Что изучает пунктуация?
— Каких знаков препинания не хватает в предложении?
Ребята украшали ёлку шарами снежинками колокольчиками.— Нужны ли какие-нибудь знаки препинания в этих предложениях?
1. Зима волшебная пора.
2. Ёлка это главное украшение праздника. -
6 слайд
Тире между подлежащим и сказуемым.
-
7 слайд
Цели и задачи урока.
1. Узнать правило постановки тире
в предложении.
2. Научиться находить предложения,
в которых необходимо поставить тире.
3. Правильно находить в предложении место, где ставится тире. -
8 слайд
Расставьте знаки препинания.
1.Зима волшебная пора.
Проверь.
Зима – волшебная пора.2. Ёлка это главное украшение праздника.
Проверь.
Ёлка — это главное украшение праздника. -
-
10 слайд
Узнайте сказку по картинкам
Назовите автора.
-
-
12 слайд
1. Прочитайте предложения. Является ли эта группа предложений текстом?
Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его ска..ки «Снежная к..р..лева».
Герда смелая и добрая девоч(?)ка. Она спасла Кая от злых чар Снежной к..р..левы.2. Определите тип речи и стиль.
3. Запишите предложения, объясните графически постановку тире. -
13 слайд
Проверка.
Андерсен — великий датский сказочник.
Герда и Кай — герои его сказки «Снежная королева».
Герда — смелая и добрая девочка.
Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы. -
14 слайд
Оцени свою работу на уроке.
— было легко, всё понял
— было сложно, но я справился
— было трудно, ничего не понял
-
15 слайд
Рефлексия.
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?Домашнее задание.
Стр. 158 — 159 учить теорию,
упр. 440.
Краткое описание документа:
В презентации представлен первый урок по теме Тире между подлежащим и сказуемым, однако задания позволяют обобщить уже имеющиеся знания учащихся по синтаксису и пунктуации.
Презентация содержит задания на нахождение грамматической основы предложения. Учащиеся узнают правило постановки тире в предложении, отрабатывают умение находить в предложении место, где необходимо поставить тире.
К данной презентации прилагается конспект урока.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 060 654 материала в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
Диктант в 5 классе
- Учебник: «Русский язык», Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
- 20.08.2018
- 2656
- 1
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
-
Скачать материал
-
21.08.2018
4903
-
PPTX
2.3 мбайт -
874
скачивания -
Оцените материал:
-
-
Настоящий материал опубликован пользователем Ивочкина Ольга Павловна. Инфоурок является
информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайтЕсли Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.Удалить материал
-
- На сайте: 5 лет и 4 месяца
- Подписчики: 4
- Всего просмотров: 15414
-
Всего материалов:
10
Противников сказки оказалось больше, чем её сторонников. Из их ответов стало ясно: сказка не нравится из-за того, что многое в ней кажется непонятным или неправдоподобным. Не бывает такого, чтобы девочка полюбила мальчика так сильно, что пошла искать его на край света; дети — имелась в виду Маленькая разбойница — не могут повелевать взрослыми; не понятно, какая связь между историей о Тролле и историей о Снежной королеве; почему Кай сначала ненавидит Снежную королеву, а потом восхищается ей — и так далее.
Признаюсь, услышав эти рассуждения, я улыбнулась и порадовалась: подобные вопросы, только “взрослым” языком, задаю ученикам и я. Значит, говорить мы сможем об одном и том же: почему Герда смогла преодолеть трудности и спасти Кая, какая сила на свете сильнее “силы двенадцати богатырей”, кто такая Снежная королева, почему она забирает именно Кая, а не Герду, синонимичны ли понятия “злое сердце” и “ледяное сердце”, что такое память, о чём помнят и что забывают герои сказки, чего никогда не должен забывать человек в своей жизни.
Огорчил меня только вывод, которым пятиклассники подытожили свои выступления: мы не понимаем — значит, сказка плоха, неинтересна, не требует чтения и размышления. Конечно, подобное отношение к конкретной сказке и к литературе вообще меня не устраивало, поэтому в оставшееся до звонка время на нескольких примерах из истории и жизни постаралась показать пятиклассникам, к чему приводят нежелание понять и принять чужую позицию, отрицание иного, отличного от твоего взгляда на окружающее. Решили, что будем учиться этому нелёгкому умению — слышать и понимать чужое слово. Договорились, что все вместе — и сторонники, и противники сказки — внимательно прочитаем «Снежную королеву» и попытаемся понять, что в ней сказано, и только после этого вынесем оценку.
Следующий урок мне нужно было направить в более строгое и практическое русло. Поэтому я поставила конкретный вопрос: “Как связана первая глава с основной историей о Кае и Герде?” (дома ученики перечитывали первую и вторую главу сказки). Класс разделился на группы, и каждая из команд получила карточку с напечатанным заданием. На подготовку ответа давалось пять-семь минут, после чего один из членов команды озвучивал общее решение, приводил примеры из книги. Остальные группы могли дополнять ответ, возражать, задавать вопросы. Из высказанных соображений ученики должны были записать в тетради то, что, как им кажется, поможет ответить на главный вопрос урока. В составлении вопросов я использовала материалы газеты «Литература», методического пособия для учебника под редакцией Коровиной; в скобках после вопросов приведены ответы учеников, необходимые пояснения.
Вопросы и задания по первой главе
- Какое зеркало изобрёл Тролль? Опишите “свойства” этого зеркала. Чем оно отличается от зеркальца из «Сказки о мёртвой царевне»? Свои слова подтвердите примерами из книги.
(Если в сказке Пушкина зеркальце “говорит” правду, показывает истинное положение вещей, то в «Снежной королеве» зеркало Тролля отражает только злое и уродливое, во всём добром и прекрасном, что отразилось в зеркале, проступает некрасивое. Зеркало Тролля приносит в мир зло: его отражения как бы воплощаются и становятся реальными вещами и людьми. Зеркало царицы, как кажется ученикам, тоже творит зло: из-за его слов царевна чуть не погибла в лесу, а потом была отравлена. Но без труда можно заметить, что и царица умирает тоже после слов зеркала. Значит, дело вовсе не в нём. Вспомним, как про смерть царицы сказано у Пушкина, от какой “тоски” она умирает. Какие ещё события в сказке происходят “из зависти”? Если бы зеркальце досталось в приданое царевне, как бы она отреагировала на слова о том, что живёт на свете царица, которая немногим уступает по красоте самой царевне? Отвечая на эти вопросы, пятиклассники понимают, что “правда”, которую отражает зеркальце, сама по себе нейтральна и только воля человека делает её “злой” или “доброй”, направляет её к счастью или несчастью других людей. Зеркало же Тролля не оставляло человеку, который видел в нём себя или других, никакого выбора.) - “Теперь только можно увидеть мир и людей в настоящем свете!” – говорят ученики Тролля. “Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде”, – _____________ автор. Сравните первое и второе высказывание и вставьте на месте пропуска подходящее слово: говорит, отвечает, вторит, возражает, повторяет вслед за ними. Объясните свой выбор. Что такое для Тролля и его учеников “настоящий свет”? Приведите необходимые примеры из книги.
(Истинный облик мира и людей, по мнению Тролля, стал виден только после появления волшебного зеркала: люди злы, завистливы, черствы, жадны, некрасивы, мир жесток и безжалостен. Но автор возражает ему и в своей сказке показывает других героев: любящих, милосердных, забывающих о себе и помнящих о других.) - В чём заключался замысел Тролля? Что отражалось в зеркале, когда ученики несли его на небо? Почему оно кривлялось больше, чем на земле?
К земле или к небу была обращена отражающая поверхность зеркала? Почему зеркало раскололось? Свои слова подтвердите примерами из книги.
(Тролль хотел посмеяться не только над людьми, но и над тем, кто создал их по своему подобию. Ученики несут зеркало на небо, чтобы — кто? — увидел в нём себя или свой труд искажённым и посрамлённым, а значит — побеждённым в вечной борьбе добра и зла. Зеркало не могло вместить и исказить абсолютное добро, которое для Андерсена, как для христианина, воплощено в Боге. Поэтому зеркало выскальзывает из рук учеников Тролля и разбивается. Интересно рассмотреть иллюстрации к этому эпизоду: на некоторых из них “зеркальная” поверхность обращена не к небу, а в сторону земли, на некоторых зеркало несут вертикально. И в том, и в другом случае получается, что зеркало Тролля кривлялось тем больше, чем больше добра и красоты оно “видело”, не важно, где добро и красота сосредоточены: на небе — в едином божестве, на земле — во всех людях.) - Какие свойства большого зеркала сохранялись в его осколках? В чём, на ваш взгляд, больше зла: в большом зеркале или в маленьких осколках? Почему? Можно ли считать, что человек совершает зло, если он “замечает лишь дурные стороны вещи”? Свои слова подтвердите примерами из книги.
- Почему сердце, в которое попадает осколок, становилось ледяным (а не каким-то “другим” — железным, каменным, старым)? Как вы понимаете слова “ледяное сердце”? Каков человек, у которого сердце ледяное? У кого из героев этой сказки сердце ледяное, у кого — горячее? Свой ответ подтвердите примерами из книги. Вспомните сказки, в которых действуют герои с ледяным сердцем, горячим сердцем, без сердца. В какой сказке ненастоящее сердце стало настоящим — горячим? Почему это произошло?
(Отвечая на эти вопросы, ученики вспоминают не только сказки. Они находят подтверждение своим словам в произведениях Д.Лондона, Ж.Верна, Ч.Диккенса, В.Крапивина, М.Твена, А. де Сент-Экзюпери, А.Гайдара, Л.Буссенара, В.Каверина, А.Линдгрен, К.Льюиса и многих других.) - Как вы себе представляете учеников Тролля? Мог ли обычный человек стать учеником Тролля? Чему учились в школе Тролля? Какие предметы там преподавались? Какие правила были установлены?
Вопросы и задания по второй главе
- Кто такие Кай и Герда? Как они живут? Какие отношения между взрослыми и детьми в семьях Кая и Герды?
(Ученики с удивлением замечают, что о родителях Кая и Герды в сказке почти не говорится, что бабушка у них “общая”, хотя они и не родственники, и любит их обоих одинаково.) - Почему автор делает своих главных героев бедняками (“двое бедных детей”)? Когда мы читаем сказку, важно ли нам знать, какой герой: бедный или богатый? Каким “богатством” обладали Кай и Герда?
(Вспоминая сказки, где на сцену выведены богатые и бедные герои, ещё раз убеждаемся, что в сказках бедность и доброта, щедрость оказываются противопоставлены богатству и злости, жадности; истинное богатство в сказках не материальное: умение помогать, жалеть, любить, решимость, упорство, трудолюбие. У Кая и Герды “богатством” была их любовь друг к другу, богатством был розовый куст, который как бы символизирует в сказке дружбу мальчика и девочки, — не случайно слова о розах помогают Герде в её испытаниях, а в сказке Е.Шварца, написанной им по мотивам андерсеновских произведений, розы умирают, когда сердце Кая становится ледяным, и оживают, когда он возвращается домой.) - Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Как отреагировал Кай на этот рассказ? С какой интонацией он произнёс свои слова? Как они характеризуют Кая? Почему бабушка “перевела разговор на другое”?
(Здесь важно отметить, что бабушка не рассказывает о злой и жестокой Снежной королеве, она вообще не “характеризует” Снежную королеву, говорит только о ледяных узорах и хлопьях снега. Но Герда пугается, чувствует угрозу. Кай же, на первый взгляд защищая Герду, восклицает: “Пусть только попробует, я посажу её на тёплую печку, и она растает!” Однако мы замечаем, что бабушка прерывает его, и понимаем, что ей что-то в словах внука не нравится, может быть, слишком гневная интонация, может быть, слишком поспешное желание причинить зло другому.) - Опишите Снежную королеву глазами Кая, который смотрит на неё из окна. Почему Снежная королева приходит к Каю, а не к Герде? Чего испугался Кай, когда впервые увидел Снежную королеву? Как связана эта история с тем, что осколок попал в глаз и сердце именно Каю, а не Герде?
(Кай видит прекрасную женщину, он несколько мгновений любуется ею, но потом пугается её взгляда, её холодных глаз. Отталкиваясь от предыдущего вопроса, пятиклассники предполагают, что Снежная королева чувствовала в Кае что-то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу.) - Каким стал Кай после того, как осколок попал в его сердце? Опишите его поведение, речь. Что удавалось ему лучше всего, почему это вызывает восхищение и одобрение взрослых? Чем “такой” Кай похож на зеркало Тролля?
(Каю лучше всего удавалось передразнивать других. Интересно обсудить с учениками, как они понимают значение глагола “передразнивать”, синонимичны ли слова “повторять”, “копировать”, “передразнивать”. Понятно, что “передразнивать” включает в себя не только повторение, но и насмешку — не случайную, а намеренную. Людям нравится видеть, как смеются над другими, не над ними.) - Почему Каю не нравятся розы, а нравятся снежинки? Что его восхищает в снежинках, что вызывает отвращение в розах? Что, на ваш взгляд, красивее — розы или снежинки? Что испугало Кая в Снежной королеве, когда он смотрел на неё из окна? Какое чувство вызывает в Кае Снежная королева и её красота после того, как в его сердце и глаз попал осколок?
(Каю нравится всё “точное” и “прямое”, он хорошо знает математику и в минуту опасности вместо молитвы вспоминает таблицу умножения. В розах его раздражают “естественные” линии, в Герде “естественный” порыв — утешить Кая, который закричал, когда ему в сердце попал осколок, поплакать от чужой боли.) - Почему Кай привязывает свои санки именно к богатым саням? О чём он забыл и чего не забыл после поцелуя Снежной королевы? В каких сказках поцелуй не убивает человека, а наоборот — воскрешает, оживляет его?
(Перечитывая этот эпизод, ученики видят, что Кай не привязывает своих саночек к деревенским саням, как другие мальчишки, но, как только на площади появляются богатые сани, в которых сидит человек в богатой шубе и шапке, он цепляется к ним. После поцелуя Снежной королевы он забывает Герду и бабушку, но помнит о санках и о том, что он лучше всех знает арифметические правила и названия рек. Его речь пестрит местоимением “я”. Он хвастается.)
На устные выступления команд мы потратили два урока. В конце второго прочитали краткие записи, которые ученики делали в тетрадях. На их основе мы начали строить интерпретацию сказки. Одновременно была снята негативная реакция, возникшая на первом уроке, и диалог был переведён в конструктивное русло. Следующий шаг – ученики, ориентируясь на “образец”, формулируют свои вопросы по следующим главам, на которые предстоит ответить мне…