Герои и антигерои в романе ч айтматова сочинение

Чингиз Айтматов – один из самых известных и популярных писателей советской эпохи. Киргиз по происхождению, он много внимания уделял жизни своего народа. Айтматов получил признание в Советском Союзе. Он – лауреат многочисленных премий, Герой Социалистического Труда. Практически все произведения писателя выходили в свет на двух языках: русском и киргизском.

Степь и железная дорога

Один из лучших романов Айтматова – «Буранный полустанок». За него писатель получил Государственную премию СССР. «Буранный полустанок», краткое содержание которого часто пересказывается в разных источниках, — это роман с философской направленностью. Начинается произведение с описания места действия. Это бескрайняя степь со скудной растительностью – почти пустыня. В романе она называется Сары-Озеки. Прообразом этой местности является территория, окружающая космодром Байконур в Казахстане. Недалеко от огромного взлетного поля проходит железная дорога.

«Буранный полустанок», краткое содержание которого мы изложим в статье, читается легко. Чего нельзя сказать о большинстве сложных в смысловом отношении книг. В начале романа автор противопоставляет природу (поведение лисицы) и бездушную цивилизацию, связанную с железной дорогой. Непрерывно мчащиеся поезда оставляют в степи грохот и мусор, пугают зверей. Однако именно цивилизация дает местным жителям материальные блага. Не случайно лисица, превозмогая страх, возвращается к железнодорожному полотну, чтобы найти объедки.

айтматов буранный полустанок краткое содержание

Главные персонажи

После описания арены будущих событий писатель знакомит нас с героями романа «Буранный полустанок». Краткое содержание следующих страниц связано с образом Едигея. Он работает обходчиком путей на Буранном полустанке много лет. Ему 61 год. Свой труд он начал сразу после войны. Живет Едигей в поселке из восьми домов, среди которых есть глинобитные мазанки. Его жена Укубала так же стара, как и он. Едигей – человек твердого характера, ведь только сильные люди выживают в сарозеках.

В романе «Буранный полустанок», краткое содержание которого вы читаете, мало действующих лиц. Едигей – настоящий труженик. Работал всегда только на совесть. Когда метели и вьюги заметали железнодорожные пути, он со своим другом Казангапом лопатами очищал десятки метров снежных заносов. Молодые путейщики смеялись над таким героизмом, называли стариков дураками. В начале книги Казангап умирает.

чингиз айтматов буранный полустанок краткое содержание

Противопоставление природы и цивилизации

Интересный штрих добавил в свой роман писатель Айтматов. «Буранный полустанок», краткое содержание которого связано с единством человека и природы, имеет в списке действующих лиц верблюда. Каранар – образцовое животное. Писатель явно любуется им и описывает со знанием дела. По образованию Айтматов был зоотехником.

На похоронах Казангапа появляется его сын Сабитжан. Он – воплощение нового векаи технического прогресса — времени, когда люди забыли о Боге, разучились молиться и потеряли душу. Сабитжан хочет только одного – быстрее похоронить отца и уехать в город. Он пытается поразить односельчан своими знаниями, но люди испытывают лишь неприязнь – так пишет Чингиз Айтматов. «Буранный полустанок», краткое содержание которого включает еще одну тематическую линию, следует за сюжетом далее.

буранный полустанок краткое содержание

Будущее и прошлое

Это фантастический мотив, связанный с космосом. Первый контакт землян с иной цивилизацией! Такого хода от советского писателя Айтматова никто не ожидал. Два космонавта (советский и американский) на орбитальной станции «Паритет» отправились в неизвестность вместе с пришельцами. Такова фантастическая сюжетная линия в романе «Буранный полустанок». Краткое содержание (по главам разбивать его не обязательно, потому как повествование представляет единую канву) поведает о следующих событиях.

Пока Едигей везет хоронить своего умершего друга, перед его внутренним взором проходит вся жизнь на Буранном полустанке. Вспомнил он первую встречу с Казангапом, который уговорил контуженного больного отправиться в сарозеки. А когда на полустанок прибыла семья Куттыбаевых, почувствовал Едигей всю несправедливость сталинско-бериевского режима. Главу семьи Абуталипа арестовывают.

буранный полустанок краткое содержание по главам

Борьба за правду

Едигей не знает, в чем обвиняют Куттыбаева. Его арест связан с воспоминаниями о войне, которые он записывает для своих детей. Абуталип был в плену, после побега примкнул к югославским партизанам. До конца войны он находился за границей. На допросе у Едигея пытаются выяснить, упоминал ли Куттыбаев английские имена – это описано в произведении «Буранный полустанок». Роман, краткое содержание которого стоит знать каждому ценителю литературы, глубоко волнует читателей.

Самоубийство Абуталипа, любовь Едигея к его жене Зарипе – все это прошло перед внутренним взором старого казаха, пока он вез своего друга на кладбище.

Началась «хрущевская оттепель». Едигей отправился в Алма-Ату с целью рассказать правду об аресте Куттыбаева. Абуталипа реабилитируют. В стране начинается новая жизнь.

В романе автор пересказывает две старинные восточные легенды о событиях, произошедших в сарозекской степи. Первое предание повествует о Чингисхане, казнившем здесь влюбленных за то, что они осмелились вопреки его приказу завести ребенка. Вторая легенда рассказывает о старом поэте, который влюбился в молодую девушку. Родственники привязали его к дереву, чтобы не дать воссоединиться с ней. Так в романе Айтматова переплетаются прошлое, настоящее и будущее.

Главная>Характеристики героев

Характеристики главных героев

­ Авдий

Один из главных героев произведения; бывший студент-семинарист, работающий в газете; проповедник, моралист, идеолог добра. Полное имя героя – Авдий Каллистратов. Его судьба не из легких, так как он выбрал бороться в одиночку со злом. Авдий верит в торжество добра и пытается всячески донести это людям. Подробнее>>>

Бостон

Один из ключевых персонажей романа; честный колхозник и лучший чабан в аиле; противник скандалиста и тунеядца Базарбая Нойгутова. Полное имя героя – Бостон Уркунчиев. Этот передовик производства вырос в лишениях, но всего добился сам, своим трудом. Бостон рано лишился матери и был самым младшим в семье. Подробнее>>>

Акбара

Одна из главных героев произведения; волчица, «супруга» Ташчайнара. Ей постоянно не везло с потомством из-за людей. Первое её потомство было убито хунтой Обера, когда они делали облаву на сайгаков. Второе погибло, когда жгли камыши для строительства дороги. Третье потомство украл Базарбай, чтобы продать их и пропить потом вырученные деньги. Подробнее>>>

Базарбай

Один из главных персонажей, встречающийся в третьей части романа; антипод Бостона Уркунчиева, пьяница и тунеядец. Полное имя – Базарбай Нойгутов. Это один из худших персонажей в произведении Айтматова, который своими завистливыми действиями разрушил жизнь соседа по селу и преуспевающего колхозника Бостона Уркунчиева. Подробнее>>>

Гришан

Один из персонажей, главарь банды наркоторговцев, прототип «антихриста» в романе. Это второстепенный герой, который появляется в первой и второй частях книги. Перевозчики конопли его таинственно называют Сам, чтобы не выдать личности Гришана. С виду это человек заурядной внешности, похожий «на загнанного в угол хищного зверька». Подробнее>>>

Инга Фёдоровна

Второстепенный персонаж, знакомая Авдия, с которой он случайно познакомился в Учкудуке, а потом оказалось, что она занимается похожей работой. Она приехала к нему в больницу, после чего Авдий безумно влюбился в неё. Инга уже три года не жила с прежним мужем, от которого у неё был сын. Авдий ей тоже понравился, и она была готова связать свою жизнь с ним.

Гулюмкан

Второстепенный персонаж, жена Бостона Уркунчиева. Ранее она была замужем за другом Бостона, Эрназаром, который погиб в горах. После того, как Бостон тоже потерял свою жену, они решили пожениться и родили сына — Кенджеша, который помогал пережить им горе. К сожалению, судьба была несправедлива к ней снова. Муж, пытаясь отбить сына у волчицы Акбары застрелил её вместе с сыном. А потом пошёл и застрелил виновника всей этой трагедии — Базарбая. Таким образом, Гулюмкан снова потеряла мужа, да ещё и сына.

Петруха

Второстепенный персонаж, гонец за анашой, который ехал вместе с Авдием. Ему было около 20 лет, он был из Мурманска. Работал на стройке, но на лето всегда ездил за анашой. Был главным инициатором сброса Авдия из поезда. Был арестован с поличным.

Лёнька

Второстепенный персонаж, гонец за анашой, который ехал вместе с Авдием. Сирота из Мурманска, ему было около 16 лет. Защищал Авдия, кода того выкидывали из поезда, за что сам получил в нос. Был арестован с поличным.

Обер, Кандалов

Второстепенный персонаж, главарь бригады или хунты сборщиков убитого зверя. Не остановил Кепу и Мишаша от убийства Авдия, а даже помогал им.

Мишаш

Второстепенный персонаж, один из бригады сборщиков убитого зверя, второй человек в хунте. Свирепый и жестокий человек. Был одним из главных инициаторов убийства Авдия.

Кепа

Второстепенный персонаж, водитель из бригады сборщиков убитого зверя. Был одним из главных инициаторов убийства Авдия.

Гамлет-Галкин

Второстепенный персонаж, один из бригады сборщиков убитого зверя, бывший­ артист областного­ драматического театра, алкоголик. Пытался остановить убийство Авдия.

Узюкбай

Эпизодический персонаж, один из бригады сборщиков убитого зверя. Алкоголик, бывший тракторист, по его вине погиб человек.

Эрназар

Эпизодический персонаж, друг Бостона Уркунчиева и первый муж Гулюмкан, который погиб в горах, свалившись вместе с конем в ледяную расщелину.

Кенджеш

Эпизодический персонаж, малолетний сын Бостона и Гулюмкан, которого похитила волчица. Его отец пытался спасти его, но случайно убил выстрелом вместе с волчицей.

Арзыгуль

Эпизодический персонаж, первая жена Бостона, которая умерла. Перед смертью попросила мужа жениться на Гулюмкан.

Ташчайнар

Эпизодический персонаж, волк, «супруг» Акбары. Был убит Бостоном.

­

см. также:
Краткое содержание Плаха, Айтматов

Сочинения по произведению Плаха, Айтматов

Краткая биография Чингиза Айтматова

Характеристики героев и персонажей других литературных произведений
­

И дольше века длится день

Дебютный роман Чингиза Айтматова иллюстрирует самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний человека, по мнению автора, — отнятие у живого человека его памяти. К ней же относится и забвение народом своих культурных традиций, что непременно приводит к его упадку.

Параллельно путешествию главного героя и его моральной деградации, при соприкосновении с современной цивилизацией, Чингиз Айтматов демонстрирует, как эти действия отражаются на самом народе, — родной деревне Едигея.

Содержание:

  • История создания
  • Описание произведения
  • Главные герои
  • Анализ произведения. Структура
  • Заключение

История создания

«И дольше века длится день» — это не только строка из знаменитого стихотворения Бориса Пастернака «Единственные дни», но и дебютный роман русско-киргизского писателя Чингиза Айтматова. Впервые произведение было издано в 1980 году, в журнале «Новый мир». Затем публиковалось под названием «Буранный полустанок».

В 1990 году, в дополнение к основному роману, вышла повесть «Белое облако Чингисхана», которое впоследствии стало частью главного произведения. В начале 2000-х роман стал вновь выходить под именем «И дольше века длится день». А в 2013 был включен министерством образования РФ в список «100 книг для школьников».

Описание произведения

В центре сюжета — небольшой железнодорожный разъезд, расположенный в глухой степи средней Азии. Местные жители ведут здесь спокойную, размеренную жизнь. Единственная связь с внешним миром — разъезд, на котором время от времени проносятся громыхающие поезда.

Начинается произведение с описания переезда, где читатель знакомится с главным героем романа — Едигеем, который везет тело своего мудрого друга Казангапа на древнее родовое кладбище, дабы исполнить последнюю волю умершего и отдать дань заветам предков.

Прибыв на место, герой обнаруживает, что на месте кладбища, на прахе многих поколений народа Едигея, построен ракетный полигон. Те, кто задумал и осуществил его строительство, были далеки от того, чтобы уважать чужие могилы и уж тем более традиции. На обнесенный колючей проволокой космодром, Едигея не пускают.  Так и начинается повествование романа, органично переплетающегося с древними притчами и легендами.

Главные герои

Едигей Буранный

Едигей Буранный — главный герой романа. Всю свою жизнь он работает на заброшенном железнодорожном полустанке. Будучи персонажем, полностью связывающим свою жизнь с окружающей действительностью, он видит своей судьбой, своим предназначением всеобщее благо. Поэтому полностью готов взять на себя ответственность не только за свои действия, но и за все происходящее вокруг. Всеми своими действиями и желаниями стремится сохранить в мире гармонию и добиться того, чтобы никому в мире не было плохо.

Казангап — друг Едигея. Главный мудрец всего села, из-за чего его знали не только местные жители, но и близлежащих деревень.

Каранар — верблюд Едигея, которого он воспитал и который сопровождает его на протяжении всего пути. Вместе с Едигеем объединяют в себе свое природно-родовое миропонимание, столько тесно переплетающееся с мифологией средней Азии.

Каранар

Анализ произведения

Структура

Роман удивительным образом сочетает в себе черты магического реализма, глубокое повествование и философские раздумья, которые сопровождают читателя на протяжении всего произведения.

Сюжет развивается плавно, поэтому всего можно выделить четыре главных уровня:

Первый знакомит читателя с главным героем романа, описывает похороны Казангапа и окружающую природу.

Второй уровень, как раз в стиле магического реализма, начинает развиваться параллельно с первым. Здесь Едигей впервые знакомиться с чуждой для себя цивилизацией, прибывает на место древнего родового кладбища, на котором теперь построен Космодром.

На третьем уровне читатель знакомится с легендами о манкуртах, древними притчами и сказаниями. Проводится параллель между реальностью и мифологией. Показывается переход от традиций к современности, через строительство космодрома на древнем родовом кладбище.

Четвертый уровень повествует о дальнейшей судьбе Едигея и всей деревни по возвращению в родные края. Основное действие здесь разворачивается в послевоенные годы.

Заключение

Так, всего за несколько этапов, на протяжении которых читатель знакомится с мифологией средней Азии, Айтматов иллюстрирует изменение моральных нравов общества и закат народа через уход и отказ от традиционных ценностей своей культуры.

ПОНИМАНИЕ ДОБРА И ЗЛА ГЕРОЯМИ РОМАНА Ч. АЙТМАТОВА “ПЛАХА”

Управлять природой можно,
лишь подчиняясь ей.
Фрэнсис Бэкон
Роман Ч. Айтматова “Плаха” основан на
идее противоречивости человеческой приро-
ды. С одной стороны, человек подчиняет се-
бе и использует природу, потребляя плоды
своей деятельности, а с другой – разрушает
своими преобразованиями. Таким образом,
мир природы превращается в мир челове-
ческий. Между ними должны быть установ-
лены отношения родства, гармонии, но на са-
мом деле – все наоборот. Об этом и говорит
Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит
к трагедии, приводит род человеческий на
“плаху”!
Роман композиционно сложен. В нем пе-
реплетаются две основные сюжетные линии –
жизнь волчьего семейства и судьба Авдия
Каллистратова. Главный герой романа – Ав-
дий Каллистратов, бывший семинарист, выез-
жает по заданию редакции газеты в Моюн-
кумскую саванну за материалом про “гонцов”,
собирающих коноплю. Им движет не только
долг журналиста, но и стремление спасти
павших, пробудить в них душу. Его духовно-
сти и идее утверждения добра только добром
противостоит “идея” Гришана, вожака “гон-
цов”, убежденного в том, что и он помогает
людям на их дороге к счастью. “Я, – говорит
он Авдию, – помогаю людям почувствовать
счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то,
что вы не можете дать им ни своими пропове-
дями, ни молитвами… У меня к Богу есть свой
путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода.
Не так твой Бог разборчив и недоступен, как
тебе мнится…” Гришан не может понять того,
что не в кайфе человек получает наслажде-
ние, теряя контроль над собой и настоящую
свободу.
Как видим, противостояние героев осно-
вано на различии понятий о добре и зле,
о счастье и свободе человека. Каждый при-
знает существование зла, однако выход ви-
дит по-своему, и каждый идет на свою пла-
ху: компания Гришана – на скамью под-
судимых, а Авдий, не переубедив никого,
погибает. Наивный, он воспринимает мир
только через “свет добра” и, сам того не за-
мечая, иногда становится орудием в руках
зла. Не поняв назначенной ему роли, начина-
ет бороться с этим злом и снова идет на пла-
ху. Так случайно он становится участником
“моюнкумской войны” – варварского унич-
тожения животных во имя выполнения пла-
на мясозаготовки.
С огромной силой Ч. Айтматов изобража-
ет апокалиптическую картину побоища.
“Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже
бессильных сайгаков, стрелки валили живот-
ных направо и налево, еще больше нагнетая
панику. Страх достиг таких апокалиптичес-
ких размеров, что волчице Акбаре, которой
от выстрелов казалось, что весь мир оглох
и онемел, что всюду царит хаос и само солн-
це, которое беззвучно пылает над головой,
так же гонят с ними в этой облаве”. Мимо-
летный участник этого побоища Авдий не мо-
жет победить реальное зло и снова, не сни-
мая креста, который наложил на себя добро-
вольно, несет его до приготовленной ему
голгофы.
Этот роман как крик. Как отчаянный при-
зыв, обращенный к каждому из нас. Одумать-
ся, осознать свою ответственность за все, что
так – на пределе – обострилось и сгустилось
в мире. Синеглазая волчица пощадила Авдия,
а люди – распяли. “Спаси меня, волчица”, –
произнес умирающий Авдий. “Услышь меня,
прекрасная мать-волчица”, – думает он перед
самой смертью. “Ты пришла…” – и голова его
безвольно упала вниз.
Осмысливая человеческую жизнь, Ч. Айт-
матов писал: “Законы человеческих отноше-
ний не поддаются математическим расчетам,
и в этом смысле Земля вращается, как кару-
сель кровавых драм…”

Loading…

ПОНИМАНИЕ ДОБРА И ЗЛА ГЕРОЯМИ РОМАНА Ч. АЙТМАТОВА “ПЛАХА”

Известный и трагический роман Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого представлено дальше в статье, появившись в печати в девяностых годах, стал предостережением того, что бедствие может грозить человечеству. Люди стали забывать о том, что они живут в тесной связи с природой, да и сами они тоже принадлежат к этому природному миру.

Айтматов в «Плахе» (краткое содержание по главам есть в этой статье) пытается показать своим сюжетом, что разрушение мира природы, ее уничтожение и пренебрежение законами приводит к большим бедствиям, к катастрофе и трагедии, что грозит всему миру, и к трагедии отдельного человека, даже если он не мешает этой природе, но ему придется отвечать за других людей, действующих жестоко и безжалостно. И если вовремя все это не остановить, если не прислушаться к этому крику, то тогда наступит катастрофа. И изменить все это потом уже нельзя будет.

История создания

Писатель Чингиз Торекулович Айтматов написал и опубликовал свой роман «Плаха» в 1986 году. Впервые он появился в печати в журнале «Новый мир». Сюжет романа составляет рассказ о судьбе людей и пары волков. Но судьбы этих людей тесно связаны с Акбарой, волчицей.

Автор не случайно так назвал своей произведение. Писатель Чингиз Айтматов в «Плахе», краткое содержание по главам есть в этой статье, говорил о том, что жизнь всегда ставит перед человеком нравственные выборы, и этот выбор может оказаться плахой. Именно человек выбирает, всходить ему на эту плаху или нет, ведь все будет зависеть от его выбора. Плаха для человека дается большой ценой, а путь к ней – это настоящая мука.

Содержание и структура

Свой роман известный писатель разделил на три части. Первые две части произведения повествуют о жизни главного героя и пары волков. Авдий Каллистратов – семинарист, который был воспитан отцом, так как еще в раннем возрасте потерял свою мать. Но автор начинает свой роман с судьбы волков, потому что мир животных и людей тесно взаимосвязан.

Чингиз Айтматов в «Плахе» (краткое содержание по главам мы рассмотрим в этой статье) показывает три сюжетные линии. Первая – это жизнь главного героя, а вторая – судьба волков. Неожиданно в сюжете произведения автором выводится и третья сюжетная линия, когда появляются новые герои, из-за которых и гибнут волки. Автор показывает, что человечность – это основная проблема современного общества. Даже животные способны поступать гуманно, но вот не все люди себя так ведут.

Герои первой части

В романе Чингиза Айтматова «Плаха» главные герои — не только люди, но и волки. В первой главе автор задействовал восемь персонажей. Многие из них проходят через все части произведения. Основными действующими персонажами, которых можно встретить во всех частях романа Чингиза Айтматова «Плаха» (содержание которого оставляет глубокий след в душе), является пара волков: Ташчайнар и Акбара.

В первой части произведения читатели знакомятся с еще одним главным героем – Авдием Каллистратовым. Он действует в двух частях романа Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно прочитать в этой статье. Он пытается понять, кто такой Бог и какова его миссия на Земле, путешествует по саванне. За это он и был исключен из семинарии.

Помогает Авдию и другой герой, которого можно встретить в первой и второй части романа Чингиза Айтматова «Плаха». Петруха – сообщник главного героя и участник сбора наркотиков. Поэтому ему и его другу приходится столкнуться с Ленькой, который помогает перевозить эти наркотические средства. Он еще молод, но жизнь уже сломала его.

Чингиза Айтматова "Плаха", краткое содержание

Описывает автор подробно и главного бандита, который перевозил эти наркотики. В романе Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно найти в этой статье, Гришан предстает перед читателем настоящим бандитом, который уже забыл о любых человеческих качествах и чувствах. Главная его цель и забота в жизни – это деньги и наркотики. Он любит только эти две вещи, да еще себя и свою жизнь. Ничего святого в этом человеке уже не осталось. По мнению самого автора, это образ антихриста.

Ч. Т. Айтматов «Плаха»: краткое содержание первой части

Сюжет романа Чингиза Торекуловича Айтматова «Плаха» начинается в Моюнкумском заповеднике. Совсем недавно здесь поселилась молодая и сильная пара волков. Их соединил не животный инстинкт размножения, а глубокие чувства, о которых часто забывает человек. Акбара и Ташчайнар полюбили друг друга. Летом у этой прекрасной волчьей пары появились первые волчата. Акбара, как настоящая мать, нежно и бережно заботилась о них. В ней родился материнский инстинкт, и она точно знала, что нужно ее детям, окружая их заботой и вниманием.

Если летом с пропитанием было проще, то зимой, когда уже выпал первый снег, на охоту иногда приходилось ходить вдвоем, так как пищи становилось все меньше и меньше. Однажды они обнаружили, что в заповеднике появилось много незнакомых людей. Это были охотники. Они хотели выполнить план по сдаче мяса, поэтому приехали в заповедник, чтобы стрелять по сайгакам. Но люди не разбиралась, кого им убивать. Поэтому их жертвами стали и волки. Из большой волчьей стаи в живых остались лишь только Акбара и Ташчайнар. Их дети тоже были мертвы.

Чингиз Айтматов "Плаха"

Всех мертвых животных браконьеры сложили в свой вездеход, где вместе с трупами лежал и человек. Это был Авдий Каллистратов. Некогда он был слушателем духовной семинарии, но за то, что пытался найти своего Бога и свою правду, был исключен. С тех пор Авдий стал внештатным сотрудником областной газеты. Молодой человек открыто боролся с теми, кто жил неправильно, так как это было против законов природы. Поэтому браконьеры и решили его устранить, чтобы он больше никогда не мог им помешать.

Перед тем как он попал в руки браконьеров и наркодельцов, ему было дано поручение в газете «Комсомольская правда», где он работал: Авдию необходимо было проследить за тем, как наркотики из саванны попадают в среднюю полосу России. Чтобы получить достоверную информацию, быть поближе к таким наркоперевозчикам, молодой человек стал членом их группы. Вся банда «гонцов за анашой» отправлялась в то время в Среднюю Азию.

Изучил Авдий и те правила, которые были в этой преступной группировке: не должно быть никакого общения друг с другом, чтобы в случае задержания никого никто не смог выдать, а также весь план разрабатывает отдельный человек, который потом и руководит всей операцией по перевозке наркотиков. Известен был он для всех, как Сам. Чтобы встретиться с этим руководителем, Авдий решает поступать так же, как и остальные перевозчики наркотиков: собирает коноплю, складывая в рюкзак и едет с этим грузом обратно.

Любовь в жизнь Авдия приходит совершенно случайно, когда он не был к этому даже готов. По дороге на поле, где росла дикая конопля, он познакомился с девушкой с прекрасными развевающимися белыми кудрями. Ее восхитительные карие глаза оставили в душе молодого человека глубокий след.

Руководителя операцией по доставке наркотиков он встречает у самого поезда. Неожиданно возле товарного вагона, где был Авдий, появляется Гришан, и молодой корреспондент сразу понимает, что это и есть тот человек, который его так интересовал.

Герои второй части

По сюжету романа Ч. Айтматова «Плаха», краткое содержание которого рассматривается в этой статье, восемь героев действуют и в первой, и во второй части. Самым главным преступником по сюжету является Кандалов, который ведет браконьерскую охоту на сайгаков. Видя, что Авдий мешает его «делу», он решает его убрать со своей дороги. Именно Обер-Кандалов придумал и распял молодого корреспондента на саксауле, как Христа.

Женские образы представлены в произведении Чингиза Айтматова «Плаха» Ингой Федоровной, в которую был влюблен Авдий. Для главного героя это любовь оказалась единственной.

Но самые интересные образы всего романа Ч. Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно найти в этой статье, — это волчья пара. Акбара и Ташчайнар – это центральные персонажи всего произведения, хотя и драматические. Они оказываются совершенно беззащитными перед насилием человека. Волки представляют в романе мир животных, но оказываются нравственно выше мира людей. Весь сюжет романа построен таким образом, чтобы раскрыть образ волчицы.

Ч. Айтматов "Плаха", краткое содержание

Знакомство читателя с этими героями происходит уже в самом начале произведения. Автор показывает испуганную волчицу, показывая, что животные гармоничны во всем: в семье, в воспитании детей, по отношению друг к другу и к окружающему миру, даже по отношению к человеку. Это идеальная модель для людей, которые считают себя совершенством, но оказываются намного ниже животных. В глазах Акбары можно увидеть ее живую и трепещущую душу, которая умеет любить и ревновать, но и ненавидеть тоже может.

Волчица в романе Чингиза Айтматова «Плаха» (герои которого очень правдоподобно описаны) показана сильной личностью. Человек, который разрушает ее семью, ее жизнь, всегда должен быть готов ответить за грехи людей. Умная и хитрая, она побеждает в схватке с человеком, уходит, даже когда идет облава на нее. Когда гибнут ее дети, то мир для нее рушится. Она готова мстить и ненавидеть. А когда Бостон убивает Ташчайнара, то Акбара просто уже не желает жить. Теперь она не боится умереть.

Краткое содержание второй части

Но не только Авдий сразу узнал руководителя группы по доставке и перевозке наркотиков. Гришан тоже сразу определил, что молодой человек совсем не похож на тех «гонцов», которые обычно работали с ним. Понимая, что их взгляды на жизнь не совпадают, главарь предлагает Авдию просто отдать свою добычу, забыть обо всем и уйти. Но молодой человек отказался, решив остаться с остальными. Когда все «гонцы» на ходу запрыгнули в движущийся поезд, то Гришан, чтобы как-то разозлить Авдия и вывести его на чистую воду, разрешил свои работникам выкурить по одной самокрутке с коноплей.

И тактика Гришана, который сам не курил, сработала. Авдий держался из последних сил, но когда один из «гонцов» предложил и ему выкурить такую сигарету, то он выхватил ее из рук собеседника, затушил и выбросил в открытую дверь вагона. Туда же он отправил и содержимое своего рюкзака. Он старался призвать и остальных последовать за ним и высыпать дикую коноплю, но добился лишь только того, что его наказали: жестоко избили и выбросили из выгона.

Авдий выжил, упав в небольшой кювет, который находился прямо у железнодорожных путей. Но некоторое время молодой человек был без сознания, и ему представлялось, что он стал свидетелем того, как разговаривали между собой Понтий Пилат и Иисус Христос. Он пытался спасти своего учителя – Христа. Когда он очнулся, то долго не мог понять, в каком же мире он существует.

Айтматов "Плаха", краткое содержание

Эту ночь Авдий провел под мостом, то приходя в сознание, то теряя его. А утром он обнаружил, что и его паспорт, и деньги, которые у него были, промокли насквозь. Авдию повезло, и на попутке он все-таки добрался до вокзала. Но его грязный вид, мокрая одежда сразу же вызвали подозрения. Молодого человека арестовали и доставили в милицейский участок, где уже были те «гонцы за анашой», с которым он ехал в поезде. Милиционер решил, что корреспондент не виноват и уже собирался его отпускать, как тот сам попросил, чтобы его посадили к остальным. Он все еще надеялся на то, что сможет их убедить начать другую, правильную жизнь.

Милиционер, который внимательно слушал Авдия, решил, что тот просто сошел с ума. Он привел его на станцию и предложил уехать. Но на стации молодому корреспонденту становится плохо и его забирает скорая помощь в больницу. В местной больнице он вновь встречает ту прекрасную девушку, которую Авдий полюбил с первого взгляда. Инга узнала от врача о том, что молодой человек, которого она видела раньше, заболел, и теперь пришла его проведать.

Но после возвращения в родной город Авдий вдруг узнает, что его материал, который он собрал с таким трудом и риском, уже никому не нужен и не интересен. Тогда он обо всем рассказывает своей новой знакомой. Инга тоже рассказывает о том, какие трудности она переживает в жизни. С мужем прекрасная белокурая девушка уже давно развелась, а ее сын временно живет у родителей, но Инга мечтает его забрать и жить вместе с ним. Молодые влюбленные договариваются, что осенью Авдий приедет к ней и тогда же познакомится с ее сыном.

Авдий сдержал свое слово и приехал к Инге, но только ее не оказалось дома. Ему отдали письмо, в котором говорилось, что ее муж захотел забрать ребенка себе, поэтому временно она вынуждена прятать сына и скрываться вместе с ним. Когда Авдий идет на вокзал, то знакомится с руководителем банды по истреблению сайгаков в заповеднике. Присоединившись к ним, он понимает, что не может стать убийцей и старается уговорить браконьеров остановить убийство животных. Его разговоры о том, чтобы бандиты остановились, привели к тому, что его тоже связали и бросили вместе с трупами животных.

Когда же бойня была прекращена, то его хорошенько избили, а затем за его проповеди, как Иисуса Христа, распяли на саксауле. Оставив его одного, отряд уезжает из заповедника. Видит Авдия и волчья пара, которая выжила, и теперь ищет своих волчат. Когда утром охотники возвращаются за молодым человеком, то обнаруживают его уже мертвым. Акбара и Ташчайнар тоже покинули заповедник, так как в нем было небезопасно. Вскоре у них снова появились волчата, но и те погибли, когда горели камыши при строительстве дороги. И опять волки покинули свое логово, пережив страшную трагедию. И у них снова появились волчата.

Главные герои третьей части

По сюжету в третьей части романа Чингиза Торекуловича появляется три новых героя. Эпизодическими персонажами являются парторг Кочкорбаев и пьяница, лентяй и принципиальный Базарбай Нойгутов. Но все-таки основной герой этой части – Бостон Уркунчиев, вынужденный страдать из-за жестокости Акбары, которая мстит людям за свою разрушенную жизнь.

Чингиз Айтматов "Плаха", краткое содержание по главам

Бостон, герой романа Айтматова «Плаха», краткое содержание которого можно найти в этой статье, — передовик производства, но соседи его немного недолюбливают, считая кулаком. Его судьба оказывается трагичной, так как среди ночи Акбара, желая отомстить, похищает его маленького сына. Стараясь убить похитительницу, стреляя в нее из ружья, он попадает в собственного ребенка и убивает его.

Содержание третьей части романа

Нойгутов возвращается домой, и, проходя мимо котлована, вдруг слышит какие-то странные и непонятные звуки. Они чем-то напоминали Базарбаю детский плач. Но пройдя еще немного, он обнаружил маленьких и слепых волчат. Их было четверо. Не задумываясь о том, какие могут быть последствия его поступка, он кладет малышей в свою сумку и уходит из этого места. Но Акбара и Ташчайнар пошли по его следу. Они хотели ему отрезать путь от людей.

Но Базарбай решил укрыться в домике кулака Бостона Уркунчиева. Он поговорил с женой колхозного передовика, немного поиграл с его сыном и даже дал ему поиграть с волчатами. А потом быстро ускакал в город, где много людей. А волки, чувствуя запах своих детей, так и остались возле дома. Бостон теперь каждую ночь слышал их вой. Он пытался помочь животным, просил Базарбая вернуть волчат, но тот отказал ему. Вскоре волки стали бродить по округе и нападать на людей. А Базарбай продал волчат, получив неплохой доход за них. Когда волчья пара опять вернулась к дому Бостона, тот решил убить их.

Фильм по роману Чингиза Айтматова "Плаха"

Но убить он смог только волка, а Акбара выжила и стала ждать того момента, когда она сможет отомстить. Летом ей удалось украсть сына Бостона, который играл на улице. Бостон долго не решался выстрелить, понимая, что может попасть в ребенка, но когда выстрелил, то понял, что случилась беда. Он подбежал к волчице, которая была еще жива, хотя и ранена, его сын был мертв. Понимая, что во всех этих бедах виноват Базарбай, он пошел к нему, убил, а затем добровольно сдался властям за то преступление, которое совершил.

Чингиз Айтматова «Плаха»: анализ произведения и содержание

Необычный и трогательный сюжет произведения известного писателя затрагивает важные экологические проблемы, которые тесно связаны с движением души человеческой. Описанием волчьей семьи начинается роман Чингиза Айтматова «Плаха», анализ которого приводится в этой статье. Но животные в заповеднике Моюнкумы гибнут, и в этом есть вина человека, так как он ведет себя как зверь, как хищник.

Уничтожая все живое в саванне, люди становятся преступниками. Но исчезают не только животные, а после их исчезновения меняется и среда обитания. Поэтому схватка волчицы и человека должна состояться. Но животные оказываются намного человечнее, так как они поступают благороднее, самоотверженнее. Волки любят своих детей. Акбара всегда поступала по отношению к человеку благородно.

Если она встречала в саванне человека, то всегда проходила мимо, не трогая его. Ведь он был беспомощен. А после того, когда ее загнали и озлобили, Акбара готова была нарушить этот нравственный закон и вступить в схватку с человеком, чтобы выжить. Пока существуют браконьеры, расплачиваться за их преступления придется всему человечеству и каждому отдельному человеку. Каждый несет нравственную ответственность за действия таких бандитов.

В романе Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого мы сейчас рассматриваем, поднимается и проблема наркомании, которая была актуальна и в двадцатом веке, и в наше время. В саванну, где растет дикорастущая конопля, спешат гонцы, которым не нужны деньги, они живут миром иллюзий. Главный герой старается бороться, но он не может одержать победу, так как общество уже поражено этим злом. Но несмотря на то, что Авдий терпит поражение, его поступки все-таки достойны уважения.

И когда Авдия распяли на саксауле, который стал его плахой, то он на этом травянистом дереве напомнил легенду о Христе. Краткое содержание романа «Плаха» Ч. Айтматова показывает, что Авдий — все-таки положительный герой, так как он обладает большой нравственной силой. Так, он никогда не бросит то дело, за которое взялся, он готов к самопожертвованию. Современное общество, по мнению автора, нуждается в таких молодых людях.

Экранизация

По многим произведения Чингиза Торекуловича сняты киноленты. Чаще всего сам писатель писал сценарии к этим фильмам или же был просто соавтором. Но его роман «Плаха» настолько эмоционален и трагичен, что режиссеры стараются не экранизировать его, да и сам Айтматов так и не создал сценарий к этому сюжету.

Чингиз Айтматов "Плаха", анализ произведения

Но все-таки фильм по роману Чингиза Айтматова «Плаха» существует. Хотя режиссеру Дооронбеку Садырбаеву было непросто снять фильм по известному произведению. Сам режиссер написал и сценарий. Драма «Плач волчицы» вышла в прокат в 1989 году и завоевала признание многих телезрителей.

Рахманов Бахрам Жумаевич  учитель руского
языка и литературы вечерней школы города Уральска, Западно-Казахстанской
области

Глава
ІІ.  СПЕЦИФИКА СРАВНЕНИЯ В РОМАНЕ
Ч.Т.АЙТМАТОВА

  
«Б
УРННЫЙ ПОЛУСТАНОК».

§
1. Сравнения
в романе Чингиза Торекуловича Айтматова
 

«Буранный
полустанок» в их содержательном аспекте.

     
Роман  Ч. Т. Айтматова насыщен сравнениями. В более чем 300 сравнениях
отражается художественный мир автора, его восприятие той действительности, которую
он отобразил на страницах романа, его принятие и непринятие человеческих
характеров, личностных  качеств  своих героев, сопереживание и осуждение,
сострадание и гнев.

    
В совокупности с другими средствами языка сравнение явилось здесь зеркалом авторской
оценки происходящего на земле, с землей, с человеком.

   
Рассматривать сравнение можно в различных аспектах. Нам представляется логичным
классифицировать сравнения в процессе их анализа вначале по  содержанию, по
источникам их возникновения, затем по способам образования.  

§2.
Классификация сравнений по содержанию и
восприятию читателем явлений             жизни и природы, описываемых в романе.

  
    К
анализу сравнений мы подходим с двух позиций. С одной стороны, рассматриваем
сравнение как средство образности в художественном произведении, с другой — как
умственный процесс. Не случайно стало уже афоризмом выражение «Все познается
в сравнении».

  
  «Слово в художественном произведений,- пишет академик В.В.Виноградов,-
совпадая по своей внешней форме со словом  соответствующей национально-языковой
системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному и
отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности, который творчески
создается или воссоздается в художественной произведении. Оно является
строительным элементом для его построения и соответственно  с  другими
элементами его конструкции или композиции. Поэтому оно двупланово по своей
смысловой  направленности и, следовательно, в этом смысле образно. Его
смысловая структура расширяется и обогащается теми художественно —
изобразительными «приращениями» смысла, которые развиваются в системе целого
эстетического объекта»1.

     
  Вот
эти новые смысловые наслоения, обогащающие восприятия образа в художественном
произведении и являются объектом исследования.

    
В сравнениях находит выражение и оценка изображаемого мира со стороны писателя,
сам образ автора, его отношение к действительности, его миропонимание.

    
К высоким качествам художественности литературоведы и лингвисты писатели и
критики всегда относили конкретность, точность изображения. «Образность тем
выразительнее, чем точнее, конкретнее назван предмет»1.

      Образное слово несет в себе философский и поэтический смысл.

      Вот что пишет сам Чингиз Айтматов о рождении самого образа Едигея
и в том, что в целом определило и всю образную систему романа.

     На ком земля держится?  

     
Стоило задать себе этот вопрос, как в моем воображении стал рисоваться некий
образ человека, который в дальнейшем материализовался в Буранного Едигея. Что
здесь было «зерном»? Известная, в общем-то, метафора. Разве что стертая от
частного употребления. Но я как бы «открыл» ее впервые, ее поэтический,
философский смысл. Они сошлись воедино. Тут-то уж я знал, что из нее вырастет,
не раз говорил и готов повторить слова, что образ Буранного Едигея — это мое
отношение к коренному принципу социалистического реализма, главным объектом
которого был и остается человек труда. …     И главное — благодаря такому
отношению к труду он ощущает свою кровную сопричастность эпохе, народу, вне
чего он не мыслит себя, свою судьбу. А мыслит он благодаря им. Потому что
мыслить для такого человека, как Едигей, — не одно и то же, что праздно
рассуждать, разглагольствовать по какому-либо поводу или вовсе без повода.

  
   И
«последнее» слово, которое он произносит, родилось в его жизни — перед лицом
неумолимой вечности: оно обращено к умершему другу Казангапу, и ко всем
живущим, ибо это слово — долг Едигея. Долг поведать о великой и мудрой жизни
человека-труженика — «последнее» слово Едигея и его же «первое» слово. 

  
   Во
всяком случае, «вслух».  То чего не скажет Едигей, должен был сказать я,
писатель.
У каждого свой долг. А Едигей? Он молча будет продолжать жизнь,
«держать землю», утверждая силу и красоту человеческого духа.  …  Идя к себе,
он приходит к людям, к будущему.  Детская улыбка спасет его в трудную минуту.
Но и его суровое молчание помогает жить людям. Рядом с ним нельзя не
становиться лучше.

     
…Едигей мечтает вернуть «рай»  в сарыозекские  степи, какими они были
когда-то.

 …
Я хочу, чтобы такие люди, как Едигей, жили долго и, дождавшись внуков, а может,
и правнуков, могли бы передать им красоту своей души.1

   
    Для
понимания художественных образов и языковых средств их создания, в частности,
сравнений, это откровение автора романа имеет существенное значение, как и тот
факт, что роман изначально создан на русском языке, следовательно, мы имеем
возможность анализировать его оригинале, а не в переводе.

   
  На
вопрос «Что вы чувствуете, когда пишете по-русски?», Чингиз Айтматов ответил:
«Вряд ли возможно сформулировать это чувство. Но, мне кажется, выражаю себя
совершенно особым и неповторимым образом.
… Для меня русский язык в меньшей
степени родной, чем киргизский. Родной с детства. Родной на всю жизнь»2.

    
Чтобы в системе содержания сравнений понять особое внимания к животному миру,
нужно учитывать и такой факт, о котором говорит Ч. Айтматов: «Киргизский
фольклор очень насыщен животным миром, потому что это фольклор скотоводов. И
рядом героем — обязательно его песнь. … Так что истоки моего столь
пристрастного отношения к животному миру еще и туда уходят корнями, в
киргизский национальный фольклор»3.

    
По содержанию выделяются в романе пять основных групп сравнений:

1.     
Сравнения в описании природы.  

2.     
Сравнения в описании внешности людей.

3.     
Сравнения в характере и поведении людей.

4.     
Сравнения в характеристике человеческих
взаимоотношений.

5.     
Сравнения в описании поведения животных.

     
В романе «Буранный полустанок» свыше 70 сравнений связано с явлениями
природы.
  Те или иные моменты жизни природы служат пояснением того, что
происходит с человеком, определяют особенности его внешности, его переживания,
психологическое состояние.

        
Едигей! Давай с нами! – закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал руками,
как пловец. (С.129).

      
На основе внешнего сходства с движением пловца здесь передается радость жизни,
эти движения рук над потоками проливного дождя вовлекают Едигея в счастливое
озорство Абуталипа и Зарипы с детьми.

  
Приведем еще примеры:

                                               
… дух мой, как ветер, пробегает расстояние, как дождь,    

                                               
соединяется с землей. (с.249).

                                               
…  запел, я как в былые дни,- то, как ветер, чуть слышный 

                                               
в  траве,  то  как  гроза,  грохочущая  раскатами  в  бело
—                 

                                               
голубом  небе. (с. 256).

В
этих стоках сравнения с ветром, дождем, грозой передают внутреннее состояние,
переживания певца Раймала –ага.

   
В романе Ч. Айтматова живет природа жизнью человека и отражает мир его вещей:

                                                   
Отошла трава-мурава, как тихий сон. (с.200)

                                                   
Земля прекрасна невероятной, невиданной голубизной и 

                                         
       отсюда хрупка, как голова младенца. (с.51).

                                                   
Упала покрывалом чистая небесная голубизна (с.68).

                                                   
Дождь,  как ртуть на ладони… (с.130).

                                                    …
коричневая осень, как хлебная корка! (с.142).

                                                   
… морские течение вдоль берегов, их направление        

                                                 
угадывалось по длинным и густым, как женские волосы,   

                                                 
водорослям. (с. 226).

Естественны
и многочисленны сравнения природных явлений с животным миром:

                                                   
Ана-Бейит на двух соприкасающихся, как верблюжьи   

                                              
горбы, пригорках – близнецах — Эгиз – Тюбе… (с. 107).

                                              
Снег ворошил, ветер со всех сторон, как злая собака. (с.81).

 
  Самым дорогим природным камнем сравнивает автор Землю, Землю-планету,
Землю-мир людей:

                                                   
Она (земля) сияет, как лучезарный бриллиант в черном      

                                               
море пространства. (с.61). 

   Через восприятие
хозяев своей родной земли показывается, как вторгается в природу техника:

                                                   
Тем временем, взвихривая жгучее стояние воздуха, 

                                   
            протарахтел по пути, как жаркая автоматная очередь, 

                                               
очередной состав. (с.103).

                                            
…ракета… Огромная!  Как дышло! (с.33)

                                           
… прет как паровоз. (с.217)

 
                                       …за
прицепом, как жук, угластый и рукастый

               
                         
экскаватор
«Беларусь»…(с.80).

      
  Но
чаще всего Айтматов использует сравнения для раскрытия внешнего сходства и
внутреннего мира своих героев. Их более 90. Сравнения, связанные с образом
героя, преимущественно служит раскрытию его внутреннего состояния, они очень
метки, выразительны и по своему содержанию соответствуют характеру этого героя
и особенностям его мышления.

                                                    
Одни наигрыши сменялись другими, одни мелодии    

   
                                            переливались в следующие, и плыла
душа Едигея, словно  

                                               
лодка по волнам. (с.226).

       
Сравнение с лодкой передает внутреннее состояние Едигея, его желание побыть в
Аральском море, вспоминания о незримых морских течениях вдоль берегов.

                                                     
Буранный  Едигей сидел, положив тяжелые, как коряги

                                               
руки на колени. (с.10).

     
Это сравнение позволяет ясно увидеть руки рабочего человека.  

                                                     
И следуя повсюду за тобой, повторяя, как молитвы,
учила                        

                                               
я стихи твои, как заклинанье, твердила. (с.247).

    
 Эти
сравнения передают чувства Бегимай, которая мечтала стать певицей и дословно
выучивала стихи  Раймала-ага.

                                                     
Размечтался, как мальчишка, на остров захотелось, а с чего 

                                               
бы, спрашивается, с какой статьи? (с. 199).

Так
рисуется мечты Едигея, его желание уехать и жить где-нибудь на острове.

     
На основе внешнего сходства с движениями пловца возникает сравнение, передающее
радость жизни, над потоками проливного дождя вовлекающая Едигея в счастливое
озорство Абуталипа, Зарипы с детьми:

                                                           
Едигей! Давай с нами!

                                       
               — закричал сквозь потоки дождя Абуталип и замахал 

                                                      
руками, как пловец. (с.129).

        
Сравнения, отражающие состояние человека, построенные на психологических
сопоставлениях с характером и поведением животных, особенно характерны для
романа:

                                                                
Он втянул шею в плечи, и, схватившись за     

                                                          
шапку, стал озариться вокруг, как зверь. (с.124).

       
Так  передается состояние несчастного манкурта, обманутого людьми. Как
загнанный зверь, манкурт – в безысходном положении.

                                                               
Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев.

                                                                                                                    
(с.109)

        
Утративший человеческий облик, манкурт ни с кем не вступает в общение.

        
Явления из мира животных, используемые Ч. Айтматовым для сравнений, с разных
сторон рисует характеры, внешность героев, их взаимоотношений, их видение
мира, их психологические состояние:
    

                                                                
Едигей мигом соскочил в воду и вытащил лодку на 

                                                            
берег, волоча ее, как бык. (с.210).

        
Так приемом сравнения подчеркивается физическая сила Едигея-труженника.

                                                                
… Едигей думал о своем, пытался со стороны 

                                                             
посмотреть на свою жизнь, подняться над ней, как 

                                                             
кличущий коршун над степью, высоко-высоко оттуда, 

                                                             
в полном одиночестве паря прямо на расставленных

                                                             
крыльях по восходящим воздушным потокам,

                        
                                     оглядывать то, что внизу. (с.226).

       
Айтматов при помощи знакомого явления поясняет изображаемое, придает ему
ясность, конкретность, создает живые образы и картины.   Он берет сравнения из
повседневных явлений того мира, в котором живут герои, из той среды, быта,
отношений, которые окружают их:

                                                             
Грунт в сарозеках ссохшийся, как камень, сами знаете.

                                                                                                                                           (с.81).

                                              
               И среди великого безмолвия сарозеков, бесконечно      

                                                        
простираясь по равнинам, по увалам, по лугам, упала

                                                        
сплошным покровом чистая небесная белизна. 

                                                                                                                                           
(с.68).

                                                               
В такие вечера сарозекские окрестности, как дно       

                                                          
Аральского моря с лодки в плохую погоду, лишь

                                                          
призрачно угадывается в дымке заката.    (с.137).

                                                               
… и она шла никуда не глядя, как во сне, ни на кого и 

                                                         
ни на что не натыкаясь, точно бы ничего вокруг не 

                       
                                  существовало,  шла,  как незрячая,  прямо и
скорбно

                                                         
держа голову,  плотно сомкнув губы. (с.184). 

                                                              
Как птица, вспугнутая с гнезда, кружила Найман-Ана

                                                        
по сарозекским окрестностям.   (с.125).

                                                             
Первый  признак здоровья и силы – черные горбы на

                                                        
нем торчали, как чугунные.   (с.28).

                                                             
Лиса замешкалась всего на какую – то долю минуты и

                                          
              этого оказалось достаточно, чтобы она заметалась,

                                                        
закувыркалась, как ошалевший мотылек, когда вдруг с

                                                        
поворота полоснули ближние и дальние огни спаренных

                                                        
цугом локомотивов… (с.7).

                                                              
И выступил Раймалы-ага в зиму свою, как тополь       

                         
                               островерхий… (с.124).

                                                              
Седина, морщины, думы на челе, и в глазах, как те 

                                                        
сумерки
 сарозекские,
неизбывная боль… (с.125).

     
Мы отличали, что особенно часто Чингиз Айтматов для сравнений использует
явления из мира животных. Они встречаются и в авторской речи, и в речи
действующих лиц.

    
                                                                Первый
признак здоровья и силы-черные
                                                       

                                                                    
горбы
на нем торчали как чугунные.   

Таково
описание сильного, крепкого, могучего верблюда Кара-нара.

                                                               
Когда –то Казангап подарил ему верблюжонка еще    

                                                        
молочным, махоньким, пушистым, как утенок, в те годы

                  
                                      первоначальные, когда вернулся Едигей с
войны.

В
этом описании переданы добрые чувства самого автора.

                                                               
При лунном свете верблюд казался огромным,

       
                                                 могучим, невозмутимым, как
слон.

Сравнение
со слоном создает образ огромного, могучего верблюда Кара
нара.

     
Рисуя картины природы, писатель часто обращается к сравнениям. Они
помогают ему «оживить» природу, показать не красоту и в то же время сделать
картины природы с эмоциональными.

                                                               
На третий день после снегопада промело сарозеки  

                                                        
метельным морозным ветром, и встала сразу, как пар, 

                                                        
напряженная мглистая стынь над степью. (с.216).

                         
                                     Облегченно, как протяжный вздох,
замирал

                                                       
умиротворенный конец дня… (с.140). 

                                                             
Каждую весну соленая равнина эта просыпалась,

                                                      
заболачивалась, размякала, становясь труднопроходимой,

                                                      
а к лету покрывалась белым жестким налетом соли и

             
                                         затвердевала, как камень, до
следующей весны. (с.63).

                                                             
В перерывах между поездами в степи наступала

                                                    
  внезапная тишина, как после обвала, и в той абсолютной

                                                      
тишине лисица улавливала в воздухе настораживающий

                                                      
ее, какой-то невнятный … звук, витавший над сумеречной

                                                      
степью, едва слышный, никому не принадлежащий. (с.6).

         
Природа, животный мир, повадки зверей и птиц, особенные краски и звуки
сарозекских степей, быт сарозекцев подсказывают автору романа не избитые, не
стертые временем и частым употреблением сравнения, рисующие и внешность людей,
и их поведение , и отношение к окружающему миру, и состояние в определенный
момент их жизни:

                                                   
       Снова голос звенел, как бывало, снова гибким и

                                                   
ловким он стал, как бывало, а глаза сияли, как две лампы

                                                   
в белой порте на зеленом лугу. (с.250).

                                                          
Жил, как майский соловей, все время в играх, в

                                                    
весельи, везде ему почет и ласка. (с.250).

                                                   
       Хотя живу я вольно на пирах и свадьбах, но к встрече 

                                                    
этой готовлюсь всю жизнь, как та пчела, что мед по капле 

                                                    
собирает. (с.247).

         
                                                   Готовилась, как тот
цветок в бутоне,
которому    

                                                     
раскрыться суждено в урочный час. (с.247).

                                                           
…оба горба свалились набок, как увядшие старушечьи

                                                     
груди. (с.242).

                                                          
… оживили в струнах, высвобождая, как сухие дрова в

                                                     
костре, огонь душевного горения. (с.225).

                                                         
Ссутулившиеся преждевременно от трудов, плечи его  

          
                                           могучие обвисли, и оттого шея
казалась длинной, 

                                                     
вытянувшейся, как у гусака, хотя роста он был среднего.

                                                   
                                                                                         (с.62).

        
Особо мы выделяем сравнения, показывающие тревогу буранлинцев от вторжения в их
жизнь родной им природы неуловимой силы бездушной техники:

        
                                                 И тут раздался опять бегущий
вдоль состава, как

                                                    
электричество, пронзительный, свербящий душу свисток. 

                                                
                                                                                             (с.169).

                                                        
Тем временем, взвихривая жгучее состояние воздуха,

                                            
        протарахтел по пути, как жаркая автоматная очередь

                                                    
очередной состав.   (с.103).

                                                        
прет, как паровоз. (с.217).

  • Герои рассказа бежин луг тургенева таблица
  • Герои рассказа беда зощенко
  • Герои рассказа ася тургенев
  • Гелий химический элемент как пишется
  • Гелий как пишется в химии