Герои и персонажи сказки о мертвой царевне и о семи богатырях а с пушкина

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

«Сказка о мертвой царевне» главные герои

Традиционно яркими и глубокими чертами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Торжество добра и справедливости, чудесные события, волшебные персонажи — всё это характерно для пушкинских сказок. Эти произведения — жемчужины русской литературы. В “Сказке о мёртвой царевне” герои интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”

Царевна

Главная героиня, юная добрая девушка.

При родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй. Мать ненавидит её за красоту. Отправляет свою служанку в лес с молодой девушкой, чтобы Чернавка привязала её к дереву на растерзание зверям. Царевна долго бродит по лесу и находит терем, где хозяйничает, готовит, остаётся ночевать. Семь богатырей принимают её как родную сестру. Девушка живёт счастливо, лишь грустит по своему жениху Елисею.

Королевич Елисей

Жених царевны.

Узнав о её пропаже, отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён. В поисках царевны обращается к Солнцу, Месяцу, Ветру. Последний рассказывает королевичу о горе, на которой в глубокой скале находится хрустальный гроб с девушкой. Королевич зарыдал, узнав такое известие, однако решил последний раз взглянуть на возлюбленную. Он находит царевну, целует её, она оживает, удивляясь своему долгому сну.

Она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. В приданое ей досталось зеркало, с которым женщина разговаривает, чтобы убедиться в своей красоте. Узнав, что молодая царевна красивее её, мачеха отправляет её в лес на гибель. Спустя время зеркало сообщает, что царевна жива. Мачеха переодевается монашкой и приносит отравленное яблоко своей падчерице. В финале сказки, узнав, что царевна жива и по-прежнему красивее её, царица умирает “с тоски”.

Семь богатырей

Молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна.

Они принимают её, как родную сестру. Привыкнув к ней и полюбив, братья начинают ссориться и идут к ней на честный разговор: они предлагают выйти замуж за одного из них, чтобы разрешить ситуацию. Девушка признаётся, что у неё есть жених, которого она любит. Однажды, вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой и оставляют в хрустальном гробу в скале.

Второстепенные персонажи

Чернавка

Служанка царицы.

Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи
богатырях».

 Герои и персонажи сказки

Цели:

·        
Учить
анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по
группам.

·        
Развивать
логическое мышление, память, речь.

·        
Воспитание правдивости,
дружелюбного отношения друг к другу.

Оборудование: компьютер,
доска магнитная, экран, презентация.

Оформление доски (Доска
закрыта
): 
18
ноября  Тема урока
: А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Герои и персонажи «Сказки…»

Справа: Знать: содержание
сказки

                Уметь: определять
главных и второстепенных героев, положительных и отрицательных.

Центральная часть
доски:
таблица главные и второстепенные герои

Слева:  Портрет
Пушкина, иллюстрации его сказок.

Вверху: табличка-схема
для  гимнастики для глаз

Ход урока

I. Организационный
момент

·       
Здравствуйте,
ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим
настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг
к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши
улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений
А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша
помощь.

·       
Кто может
продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

… «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 2

·       
Как называется
это произведение?

Уч-ся: («Сказка  о рыбаке и  рыбке»)

Учитель: Правильно!Молодец! 

щелчок

·       
Предположите,
с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со
сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали  другие сказки
А.С.Пушкина ?

·       
Проверим,
хорошо ли вы  их знаете!

Слайд 3

1. Жил-был поп,

    Толоконный лоб.

    Пошел поп по базару

    Посмотреть кой-какого товару.

    Навстречу ему Балда

    Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о
работнике его Балде»)

                                          Щелчок
после ответа

Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка.
   «Посади ты эту птицу, —
    Молвил он царю, — на спицу;
    Петушок мой золотой

    Будет верный сторож твой.(«Сказка о
золотом петушке»)

                                          Щелчок после ответа

Слайд 4

3. Три девицы под окном

   Пряли поздно вечерком.

  «Кабы я была царица, —

   Говорит одна девица, —

  То на весь крещеный мир

  Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

                                          Щелчок
после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали
замечательные сказки А.С.Пушкина

III.Гимнастика для глаз        Белый
слайд!!!!     
 Табличка –схема  на доску

Учитель: Проведём гимнастику для глаз.

IV. Мотивация деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем
работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали самостоятельно.
Как  эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях».

Учитель: Правильно! Кто сможет
предположительно назвать тему нашего урока?

           Открывает доску

Откройте тетради, запишите сегодняшнее
число, тему урока

 Слайд 6 . А.С. Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Учитель: А знаете, у неё очень интересная
история.
Пушкин   
записывал  сказки  со  слов своей  няни Арины  Родионовны.

Слайд 7
: Няня и поэт

 В основе этой сказки тоже лежит народная
сказка, рассказанная няней
. Вот  одна  из  его  записей:  «Царевна  заблудилась  в  лесу. 
Находит  дом  пустой,  убирает  его.  12  братьев  приезжают:  «Ах, — 
говорят,  —  тут  был  кто-то,  али  мужчина,  али  женщина;  коли  мужчина, 
будь  нам  отец  родной  али  брат  названый;  коли  женщина,  будь  нам  мать 
али  сестра…» 

…Мачеха  её  приходит в  лес  под  видом 
нищенки  —  собаки  ходят  на  цепях  и  не  подпускают  её.  Она  дарит 
царевне  красивую рубашку,  которую  та,  надев,  умирает…»

·       
Сюжет  этот 
стал  «Сказкой  о  мёртвой  царевне  и  о  семи  богатырях».

·       
Понравилась вам сказка? Вы
помните её содержание? Это очень важно.

Учитель: Посмотрите на правую половинку
доски, прочтите, что на ней написано. Попробуйте определить, цель урока ?

Уч-ся отвечают (определяют цели урока)

·       
будем работать
над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: Правильно . Цель урока: определить героев сказки,
разделить их на группы. Поможет нам в работе таблица в  центральной части
доски. У вас на столах тоже таблички.

Герои бывают главные и
второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные — без которых не было бы всех
описанных  событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не
являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и
событий.

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Работать
будем в табличках, которые лежат перед вами на партах. Определять героев будем
в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя
сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l
р J и L
Z i ц v
Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя
сказки. Царица

·       
Как же  царица-мачеха
появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

·       
Давайте
подтвердим ваши высказывания словами из сказки  стр.103

Уч-ся читают отрывок: стр.

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух
героев. Каких? (Царь, зеркальце.)

–  В какую группу отнесёте Царя? Он
главный герой или второстепенный ?

 Царь виноват в том, что случилось?( Нет,
он не знал, что царица злая)

– А автор осуждает царя за это? (Скорее
сочувствует.)

– Давайте найдём строки, подтверждающие
ваши слова. 

2. Почему именно царице Пушкин
предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её
боялись.)

·       
Чему нас
учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой  герой ЗЕРКАЛО? Второстепенный
положительный

– А всегда ли нужно говорить
правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной
зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

·       
К чему
привела чёрная зависть в сказке?(царица решила погубить царевну)

·       
Почему
царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

·       
Куда
поместим Царицу за её дела? Главный отрицательный

3. Чтобы определить имя след. героя
сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра 
царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о
царевне. Стр.

С чем сравнивает Пушкин царевну? 
цветком, с ромашкой, так как нежная, а с розой можно сравнить царевну, такую же
красивую, но с шипами?)

Определим её место в табличке. Главный
положительный

·       
Вы помните,
что случилось с царевной? (царица приказала отвести её в лес и оставить там
на съедение волкам)

·       
Кто помог
царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

          Их место в таблице? Главный
положительный

– Угадайте, где зашифровано это слово и
по какому принципу его надо прочесть?

                       1      3         5       7      
    2       4          6     8       10   12        14    16      18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово
читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

·       
Следующий
герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные
слоги, а затем чётные.)

·       
В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары
царевны-мачехи)

·       
Его куда поместим? Главный положительный

IV. Физкультминутка

Учитель: Молодцы!
Проведём физкультминутку, заодно вспомним тех персонажей, которые не являются
героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

IV. Физкультминутка

 Дети повторяют движения за
учителем

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

·       
Учитель
показывает картинки:

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

·        
 Как эти
слова-отгадки связаны со сказкой? (Они помогли найти королевичу
невесту, они помощники.)

·        
Куда их
поместим в табличке?
Второстепенные
положительные

·       
А какие
герои сказки остались неназванными? 

(Чернавка, собака Соколко

           Их куда поместим?  Собака- второстепенные +;Чернавка
–второстепенные+и-

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена? Мы разделили
героев сказки на группы.

1. Главные и второстепенные
герои
.

Главные:
Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и
отрицательные
: Царица
отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные :солнце, ветер,
месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка- наделены и
положительными чертами, и отрицательными.

·       
По какому
принципу произвели распределение?

По делам и поступкам

Учитель: Чтобы
определить героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся:  работали

Учитель: Цели, которые
мы поставили  в начале  урока,  выполнили?

Уч-ся: Да, выполнили

VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою
работу на уроке.

1. На уроке я
работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой
на уроке я… довольна/недовольна

3.На уроке я 
не устал/устал

4.Моё настроение
/стало лучше/хуже.

Учитель:  На столах у вас
лежат  картинки. На одной-тучка, на другой-солнышко. Поднимите  картинку,
соответствующую вашему настроению.

Уч-ся
поднимают  картинки.

Учитель: Молодцы.
Спасибо за работу

·       
Выставление отметок.

Домашнее задание: Работа над
сказкой не закончена, у нас будет ещё 1 урок. Чтобы он тоже был интересным, вам
необходимо выполнить  следующее д/з.

1.Найти в тексте все
эпизоды с участием  царицы и царевны. Подготовить их выразительное чтение .

2.Найти в Толковом
словаре значение слов:
ДОБРО, ЗЛО.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

               Царь + —

Царевна

Царица-мачеха

              Зеркальце+

Семь богатырей

              Солнце+

Королевич Елисей

              Ветер+

              Месяц+

             Собака Соколко+

             Чернавка — +

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Главные герои Сказки о мертвой царевне

Главные герои Сказки о мертвой царевне Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» запоминается на всю жизнь. В этом произведении много героев. Почти все они являются главными.

Характеристика главных героев

Царевна

Царевна является воплощением доброты, скромности и красоты. Причем красота у царевны не только внешняя, но и внутренняя. Читая сказку, я очень переживала за милую царевну. Ее кротость и трудолюбие, красота и душевная теплота восхищают меня. Пушкин так сумел представить образ царевны, что с первых страниц читатель очарован качествами девушки. В ней нет гордыни и высокомерия, несмотря на то, что она царская дочь.

Царевна отличается вежливостью и трудолюбием. Она не может сидеть без работы. Очень хорошо это видно, когда царевна попадает в дом семи братьев-богатырей. Девушка подмела светлицу, прибрала все. О ее трудолюбии говорит и то, что она умеет прясть. По всему заметно, что царевна неизбалованна. Ей чужды такие качества, как лень, горделивость, надменность. Она проста. Ее главным украшением являются вежливость, доброта, трудолюбие.

Еще одно не менее важное качество царевны – ее преданность. Она всей душой любит королевича Елисея. Царевна отвергает предложение семи богатырей. Делает она это очень тактично, мягко, так, чтобы не обидеть своих новых друзей. То есть царевна еще и очень тактичная.

Царица

В сказке образу царевны противопоставлена злая красавица-царица, которая озабочена лишь своей внешностью. Царица, мачеха царевны, красива, но очень спесива, высокомерна и своенравна. Она не может простить прекрасной царевне, что та милее и краше нее. Черная зависть, овладевшая царицей, толкает ее на жестокий и страшный поступок. Она решает убить царевну.

Не щадит царица и свое любимое зеркальце, которое не умеет лгать. Услышав от него нежеланный ответ, царица бросает зеркало под лавку как ненужный предмет. Ею овладевает желание отомстить царевне за ее превосходство над мачехой.

Такие люди, как царица, страшны как сами по себе, так и тем, что приобщают к достижению своих корыстных, грязных целей других людей. Так, царица требует от Чернавки полного повиновения. Она приказывает ей отвести царевну в дремучий лес и бросить ее там связанную на съедение хищникам.

Чернавка

Девушка-прислуга оказалась очень доброй. Она сжалилась над попавшей в беду царевной. Чернавка не стала убивать прекрасную царевну, а отпустила ее. Этот эпизод подтверждает мысль о том, что добрых людей вокруг нас намного больше.

Семеро богатырей

Братья живут в тереме, который стоит в лесу. Они очень дружны, хороши собой. Радушно приняли царевну, хотя и не знали, что это царская дочь. Братья честные и добрые люди.Влюбившись в прекрасную невесту, они приходят к ней, чтобы разрешить свой спор. Получив отказ, не сердятся на девушку, с уважением относятся к ее выбору.

Королевич Елисей

Королевич Елисей очень любит свою невесту. Услышав о ее исчезновении, тут же отправляется на поиски царевны.Только его любовь и помогла оживить отравленную царевну.

Зеркальце

Оно правдивое, не умеющее лгать и льстить. Для зеркальца правда превыше всего.

Итог

Противостояние добра и зла заканчивается в сказке Пушкина победой добрых сил.

Идея сказки сводится к мысли о том, что дерево ценится по плодам, а человек – по делам. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог гордиться своими поступками и мыслями.

Что может сравниться со сказками! Наверное, нет в мире ни одного человека, который бы не любил их. Сказки прочно входят в нашу жизнь еще в раннем детстве. Их дарит нам нежный голос мамы. Повзрослев, мы уже сами читаем их, переживая за судьбу героев, радуясь их успехам, огорчаясь их неудачам.

2 вариант

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях», написанной в Болдино, А.С. Пушкин в очередной раз доказал, что является мастером изображения черт характера персонажей. Главная героиня данного произведения – молодая царевна. С раннего детства судьба к ней оказалась неблагосклонной. Она не знала, что такое материнская ласка. Её мать умерла вскоре после родов, а отец через год женился на другой женщине. Та больше интересовалась собой, а не ребёнком.

Годы пролетели. Выросла царевна красавицей: стала белолицая, румяная, чернобровая. Да и нрав у неё был спокойный, а сердце – доброе. Все её любили. Только царица-мачеха возненавидела за красоту и решила погубить. Однако обстоятельства сложились таким образом, что девушку приютили в лесном доме 7 богатырей. А она, хоть и была царского рода, добровольно выполняла в их тереме разную работу: убирала, печку топила, кушать готовила.

Царевна осталась верна жениху и отклонила предложение братьев-богатырей выйти за кого-то из них замуж. За собственные добродетели в конце сказки она была вознаграждена, то есть обвенчалась с возлюбленным.

Королевич Елисей – жених царевны. Он красивый, смелый, мужественный, настойчивый. Юноша по-настоящему любит свою невесту, а не прельщён её богатым приданным. Узнав о неожиданной пропаже царской дочки, Елисей не раздумывая отправляется на поиски.

Он не теряет надежды и вежливо обращается за помощью не только к людям, но также к красному солнышку, месяцу ясному, ветру могучему и находит-таки свою суженую. Но она мертва. Рыдая от горя, королевич со всей силой ударяется о хрустальный гроб, в котором лежит невеста, и разбивает его. Ожившую после этого царевну Елисей берёт на руки, бережно выносит из мрачной пещеры и отправляется с ней в обратный путь.

Царица – мачеха царевны – женщина умная и очень красивая, но обладает скверным характером. Ей до умопомрачения хочется быть самой привлекательной на свете. Она имеет волшебное зеркало, умеющее говорить, и ежедневно просиживает перед ним немало времени. Услышав от него однажды, что юная царевна краше её, не может смириться с подобным фактом. Приказывает служанке привязать падчерицу в дремучем лесу к дереву и оставить на съедение диким зверям, а позже собственноручно даёт бедняге отравленное яблоко. Как воплощение сил зла, в финале сказки она умирает.

Чернавка – служанка завистливой царицы. Боясь ослушаться хозяйку, отводит в лес царевну и просто отпускает. Ей жаль губить невинную душу.

Богатыри – это семь удалых братьев-молодцев, живущих в лесном тереме. Они всегда вместе: и на охоте, и в сражениях с врагами родной земли. Воспитаны и порядочны. Заботятся о царевне, как о родной сестре.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои Сказки о мертвой царевне

Главные герои Сказки о мертвой царевне

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Экология русского языка

    Каждый язык – это наследие предков, которое мы должны холить и лелеять, бережно пользуясь им и аккуратно передавая потомкам. Каждый новый век, каждое следующее поколение привносят в язык что-то свое

  • Описание бала в рассказе После бала Толстого

    Иван Васильевич, от чьего имени ведётся рассказ, был приглашён на губернский бал в последний день масленицы. Он описывает бал в радужных красках. Герой был влюблён, и всё ему казалось преувеличенно прекрасным

  • Тропинин

    Великий творец начал свою деятельность еще в ранней юности, когда учился в Академии художеств. Далее он трудится в мастерской С.С.Щукина. Наблюдая за работой учителя и вникая во все моменты рисования

  • Анализ произведения Печальный детектив Астафьева

    Виктор Петрович Астафьев — один из знаменитых и популярных писателей России и Советского Союза. Его произведения вполне популярны среди читателей и любителей русской литературы.

  • Сочинение Мой любимый вид транспорта

    На сегодняшний день в мире существуют такие виды транспорта: воздушный, сухопутный, железнодорожный и водяной. Воздушный — это различные самолёты, вертолёты, воздушные шары и многое другое.

Герои "Сказки о мёртвой царевне"
Главные герои «Сказки о мёртвой царевне»

“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях” Пушкина предназначена для самых юных читателей, поэтому все главные герои в ней либо положительны, либо отрицательны, а их характеристика лежит на поверхности. Тем не менее, Пушкин наделил персонажей этого произведения яркими и очень глубокими образами.

 

Главные герои “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях”

Царевна

Царевна, главная героиня "Сказки о мёртвой царевне"
Царевна, главная героиня сказки Пушкина

Главная героиня сказки Пушкина, добрая, очень красивая, отзывчивая, умная и хозяйственная девушка – в общем, воплощение всевозможных достоинств. Её мать, прежняя царица, умерла при родах, и через год её отец, Царь, женился повторно. Так у Царевны появилась мачеха, новая царица, которая, завидуя её красоте, решила сжить её со свету. Благодаря доброте Чернавки, служанки царицы, Царевне удалось сбежать, и тогда она повстречала богатырей – наткнувшись на их пустой дом, она прибралась в нём, чем заслужила их благодарность. Характеристика Царевны строго положительна, и она хранит верность своему жениху, королевичу Елисею. Когда богатыри предлагают ей выбрать в мужья одного из них, она вежливо отвечает им отказом, и они принимают этот ответ, относясь к ней, как к сестре. Сказка заканчивается хорошо – после того, как злобной мачехе удалось всё-таки отравить Царевну с помощью отравленного яблока, королевич Елисей сумел разыскать её и вернуть к жизни, разбив хрустальный гроб, в котором покоилось её тело. При этом Царевна, судя по всему, даже не думает мстить мачехе, так как она начисто лишена злобы и других негативных качеств.


Новая царица (мачеха царевны)

Царица, героиня "Сказки о мёртвой царевне"
Злобная и завистливая царица, главная отрицательная героиня «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Новая жена Царя, мачеха главной героини “Сказки о мёртвой царевне”. Внешне мачеха красива, но за этой красотой таится тяжёлый характер, завистливость, злоба и ревность. У царицы есть ценное имущество – зеркало, с которым она разговаривает, спрашивая, кто на свете красивее всех. Когда Царевна вырастает из ребёнка в молодую прекрасную девушку, а царица, напротив, стареет и начинает утрачивать красоту, зеркало отвечает, что красивее всех именно Царевна, а не её мачеха. Тогда царица решает сжить её со свету и приказывает служанке Чернавке отвести её в лес и привязать там, оставив на погибель, но служанка отпускает девушку, сообщая при этом царице, что выполнила приказ. Позднее, узнав о том, что Царевна всё-таки жива, её злобная мачеха подсылает ей отравленное яблоко, и та, съев его, падает замертво. Однако, триумф царицы был недолог – в конце концов королевич Елисей спасает свою возлюбленную, и они вместе возвращаются во дворец. Увидев свою прекрасную падчерицу, царица умирает от злобы и зависти. Таким образом, характеристика этой героини сказки строго отрицательна, она – воплощение всех негативных черт характера, и в ней нет ничего хорошего, доброго и светлого.

 

Королевич Елисей

Елисей, главный герой "Сказки о мёртвой царевне"
Главный герой королевич Елисей спасает Царевну

Молодой королевич, жених Царевны. Характеристика этого главного героя “Сказки о мёртвой царевне” положительна, он воплощает в себе все те качества, которыми должен обладать мужчина: честность, верность, благородство, отвага, ум. Кроме того, королевич ещё и красив. Когда его невеста пропала, он продолжил её поиски, несмотря на то, что они долгое время были бесплодными, и в конце концов сумел разыскать её, вернув к жизни.

Семь богатырей

Семь богатырей, герои "Сказки о мёртвой царевне"
Семеро богатырей встречают царевну у себя в тереме

Красивые статные молодцы, в терем которых забрела беглая Царевна. Они встретили её с теплотой и позволили ей жить с ними, а Царевна заботилась о них, как о родных братьях, поддерживая в доме порядок. Когда девушка съедает отравленное яблоко, богатыри обнаруживают её бездыханное тело, кладут его в хрустальный гроб и подвешивают в пещере. Похоронить её они не решились, так как она выглядела слишком живой, только при этом не дышала.

Второстепенные герои “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях”

Царь

Отец главной героини, и он искренне любит свою дочь. Впрочем, свою вторую жену, злобную мачеху, он тоже, возможно, любит, потому что она водит его за нос, и он не подозревает, что в её лице пригрел настоящую змею. Узнав о пропаже дочери, Царь очень горюет.

Прежняя царица

Мать Царевны, которая в “Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях” только упоминается. Она умерла ещё при рождении дочери, и спустя год после этого Царь женился второй раз.

 

Чернавка

Чернавка, героиня "Сказки о мёртвой царевне"
Царевна упрашивает Чернавку отпустить её

Служанка новой царицы, злобной мачехи. Ей поручают отвести девушку в лес и привязать там к дереву, чтобы она погибла. Царевна просит дать ей уйти, и Чернавка соглашается, пожалев девушку. Вернувшись к царице, она лжёт ей, говоря, что выполнила приказ. Царица узнаёт об обмане, когда волшебное зеркало по-прежнему утверждает, что красивее и милее всех на свете по-прежнему Царевна. Тогда Царица приказывает Чернавке или погубить девушку, или быть казнённой самой. Чернавка переодевается в черницу (старуху-монахиню) и приходит с отравленным яблоком к дому семи богатырей. Пёс чует исходящую от неё угрозу, а потому не пускает её на порог, а Царевну не подпускает к Чернавке. Пожалев мнимую старуху, Царевна бросает ей кусок хлеба, а та в ответ даёт ей яблоко, которое оказывается отравленным. Откусив от него, царевна падает замертво. Таким образом, характеристика этой героини неоднозначна – она не лишена доброты, но всё равно поддаётся угрозам и страху, выполняя приказ Царицы.

Пёс

Пёс жил в доме царевны и семи богатырей. Он не пускал переодетую Чернавку к девушке, но не сумел предотвратить трагедию. Когда вечером богатыри возвращаются домой, пёс встречает их воем. Отведя их к телу Царевны, он в бешенстве проглатывает отравленное яблоко и падает замертво.

Солнце, месяц и ветер

Именно к Солнцу, месяцу и ветру с просьбой о помощи обращается королевич Елисей. Месяц и Солнце ничем не смогли помочь ему, а вот ветер подсказал ему местонахождение тела мёртвой царевны, после чего Елисей отыскал её и вернул к жизни.

Краткое содержание и план «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

 Описание главных и второстепенных героев в сказке

Анализ сказок Пушкина

Сопоставительный анализ произведения Пушкина.

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

Главные герои сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

Другие персонажи

Композиция сказки построена таким образом, что в ней крайне мало отрицательных героев. Единственным островком зла в сказочном мире является завистливая царица, принуждающая служанку совершать чёрные дела. Нет ничего удивительного в том, что мачеха в итоге терпит поражение и погибает.

Таблица персонажей.

Королевич Будущий жених, а также храбрый и настойчивый молодец. Несмотря ни на что, он ищет свою невесту. Характеристика Елисея из сказки о мёртвой царевне крайне положительна. Герой находит свою невесту и буквально воскрешает её из мёртвых, побеждая все злые происки мачехи.
Царь Упоминается эпизодически и нужен лишь для логического построения сюжета.
Первая царица Хорошая женщина, которая терпеливо дожидалась своего мужа и умерла в самом начале повествования.
Чернавка Второстепенный отрицательный персонаж. Именно через свою сенную девушку злая царица осуществила свой коварный план. Однако сама по себе служанка является добрым человеком и вынуждена служить злу под страхом смерти.
Семь богатырей Суровые мужчины, живущие в лесу и, возможно, занимающиеся разбоем. В сказке они играют роль своеобразных защитников царевны. Однако даже такая бригада телохранителей бессильна против козней хитрой царицы.
Яблоко Является своего рода неодушевлённым персонажем. Очень мощный и древний символ искушения в сказке выступает как материализованное предательство.
Солнце и Месяц Одушевлённые небесные стихии, к которым обращается королевич в попытке разыскать невесту. К сожалению, даже они ничего не знают.
Ветер Олицетворение всемогущей стихии, которая сообщает Елисею, что его невеста находится в гробу.

Детям сказка нравится прежде всего и-за обилия положительных героев и счастливого конца. Взрослый читатель также найдёт массу интересного в сюжете и сравнительной характеристике героев.

Анализ произведения

Сюжет сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

Сказка о мёртвой царевне, написанная Пушкиным по мотивам народного русского творчества, имеет древние истоки. Сюжетная линия, основанная на конфликте мачехи с падчерицей, стара как мир и встречается в произведениях многих стран мира.

Семь богатырей, живущие в лесу — отголосок древних традиций многомужества и обряда инициации. Именно поэтому подобный сюжет можно найти в легендах и сказках.

Девушка, лежащая в гробу и разбуженная женихом — это та же спящая красавица из сказок Шарля Перро и братьев Гримм.

Главная мысль сказки заключается в сопоставительном анализе внешней и внутренней красоты. Царица выглядела безукоризненно, но со временем ситуация изменилась: падчерица стала более привлекательной. В отличие от мачехи, царевна обладала хорошим душевными качествами. Именно за это её полюбили окружающие.

Краткий пересказ сказки

Царицу погубил собственный нарциссизм. Женщина не могла представить себе жизнь, где она уже не будет всех прекраснее и милее. Осознав, что уже ничего не изменить, мачеха умирает от тоски. А добро празднует свою победу.

Ещё одна черта сказки — верность и преданность. Попав к семи богатырям, девушка отказывается стать женой одного из достойных молодцев. Она остаётся верна своему жениху — Елисею, несмотря на то, что, возможно, уже никогда его не увидит.

Королевич также являет собой пример самоотверженности, преданности и упорства. Жених неустанно ищет свою прекрасную невесту по всему свету. Даже узнав, что царевна мертва и лежит в гробу, он не теряет надежды. В итоге любовь побеждает смерть. Молодые люди венчаются.

>>

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», была написана Пушкиным  в Болдино в 1933 году.  Полный ее текст можно прочесть здесь. Это произведение о добре и зле, о любви и ненависти. Добро и любовь в ней побеждают.

Главные герои «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»:


Вторая царица
, жена царя – красавица. Отрицательный герой.

Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.

Самовлюбленная эгоистка

горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.

У нее было волшебное зеркальце, которое на протяжении лет тешило ее непомерное самолюбие. В один прекрасный день зеркальце отказалось уверять ее в том, что она

  всех милее,
Всех румяней и белее.

И своенравная жестокая царица хлопнула зеркальце об землю.  Черная зависть стала смыслом ее жизни. Она поставила  перед собой цель извести юную царевну.  И когда ей все-таки не удалось избавиться от царевны, злоба с такой силой обуяла ее, что она умерла.

Царевнадевушка с добрым, открытым сердцем. Трудолюбивая и заботливая. Попав в терем семи  братьев, она привела дом в порядок, и только потом улеглась отдыхать на полатях.

Чернавкасенная девушка, прислуживавшая царице. Девушка была незлобивой и в душе любила царевну. Но она была подневольной и боялась свою хозяйку-царицу. Она  завела царевну в лес и отпустила ее. Но жестокая царица заставила чернавку отравить царевну.

Королевич Елисей – жених царевны. Целеустремленный, любящий. Настоящий мужчина, прошедший все испытания. Его целеустремленность была вознаграждена. Он нашел свою невесту и оживил ее.

Семь братьев-богатырей – добры молодцы. Охотники и бравые воины:

Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.

Братья, как родную приняли царевну, почувствовали в ней принадлежность к царской семье.  Они тепло ит душевно от носились к ней, и с почестью похоронили в хрустальном гробе.

Эта сказка Пушкина, как и положено всякой доброй сказке, завершилась свадьбой. Жестокую царицу погубила собственная злоба, а положительные герои были вознаграждены за верность, настойчивость и любовь.

Конспект урока литературы в 5 специальном (коррекционном) классе

Тема:

Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне

и о семи богатырях» А.С.Пушкина

                                             Автор: Картавая Галина Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

                                             МБОУ «СОШ № 18» г.Череповца

Череповец, 2015

Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне

и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Цели:

Определение места героев и персонажей в «Сказке…»,формирование умения анализировать поступки героев.

Развитие логического мышления, памяти, речи.

Воспитание нравственных качеств.

Оборудование: компьютер, доска магнитная, экран, презентация, раздаточный материал.

Оформление доски (Доска закрыта): Дата 

Тема урока : Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Справа: Знать: содержание сказки

Уметь: определять главных и второстепенных героев, положительных и

отрицательных.

Центральная часть доски: таблица «Главные и второстепенные герои»

Слева: Портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к его сказкам.

Вверху: табличка-схема гимнастики для глаз

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас. Надеюсь, вы пришли на урок с хорошим настроением? Подарим друг другу несколько приятных мгновений ? Повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. Повернитесь ко мне — улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Я уверена, что ваши улыбки помогут нам сегодня в работе. Можете садиться на места.

II. Актуализация знаний

Учитель: Мы продолжаем работу по изучению произведений А.С. Пушкина.

Слайд 1

И мне нужна ваша помощь.

Кто может продолжить вот эти строки….

Пошёл старик к синему морю

(Неспокойно синее море).

Стал он кликать …(золотую рыбку.)

Приплыла к нему рыбка, спросила:

… «Чего тебе надобно, старче?»

Слайд 2

Как называется это произведение?

Уч-ся: («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Учитель: Правильно! Молодцы!

Щелчок после ответа

Предположите, с каким литературным материалом мы будем работать на уроке литературы? (со сказками)

Учитель: Одну сказку вы уже отгадали. Вы читали другие сказки А.С.Пушкина ?

Проверим, хорошо ли вы их знаете!

Слайд 3

1. Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Щелчок после ответа

Слайд 4

2. Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой». («Сказка о золотом петушке»)

Щелчок после ответа

Слайд 5

3. Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир». («Сказка о царе Салтане»)

Щелчок после ответа

Учитель: Молодцы! Доказали, что читали замечательные сказки А.С.Пушкина

III.Гимнастика для глаз Слайд 6 Белый слайд!!!! Табличка –схема на доске

Учитель: Проведём гимнастику для глаз.

IV. Мотивация деятельности уч-ся.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать ещё с одной сказкой А.С.Пушкина, которую вы прочитали самостоятельно. Как эта сказка называется?

Уч-ся отвечают. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Учитель: Правильно! Кто сможет предположительно назвать тему нашего урока?

Уч-ся отвечают:

Учитель открывает доску

Тема урока : Герои и персонажи «Сказки о мёртвой царевне

и о семи богатырях» А.С.Пушкина

Учитель: Молодцы! Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока

Слайд 7 .

Учитель: А знаете, у этой сказки очень интересная история. Пушкин записывал сказки со слов своей няни Арины Родионовны.

Слайд 8

В основе «Сказки о мёртвой царевне…» тоже лежит история, рассказанная няней. Вот одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, — говорят, — тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

Сюжет этот стал «Сказкой о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Понравилась вам сказка? Вы помните её содержание? Это очень важно для работы.

Учитель: Посмотрите на правую половинку доски, прочтите, что на ней написано. Попробуете определить цель урока ?

Уч-ся отвечают (определяют цели урока)

будем работать над содержанием сказки, определять её героев

Учитель: Правильно .

Цель урока: определение героев сказки, деление их на группы. Поможет нам в работе таблица в центральной части доски. У вас на столах тоже таблички.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

 
     
     
     
     
     
     

Герои бывают главные и второстепенные. Положительные и отрицательные.

Главные — без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

IV. Работа над темой урока

Учитель: Итак, начнём работу! Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

Учитель: У нас появилось имя первого героя сказки:

Уч-ся: Царица

слайд 9 (каждый главный герой-по щелчку)

Как же Царица-мачеха появилась в сказке? (У Царя умерла жена и он женился на другой.)

Давайте подтвердим ваши высказывания словами из сказки стр.103

Уч-ся читают отрывок: стр.103

Учитель: В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? 

Уч-ся: Царь, зеркальце.

Учитель: В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный ?

Царь виноват в том, что случилось?( Нет, он не знал, что царица злая)

А автор осуждает царя за это? (Скорее сочувствует.)

Найдите строки, подтверждающие ваши слова. 

Уч-ся: зачитывают строки, рассуждают , в какую группу отнести Царя.

Вывод: второстепенный, положительный и отрицательный

Учитель: Почему именно Царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

Какой герой ЗЕРКАЛО?

Уч-ся: Второстепенный положительный

Учитель: Ребята, всегда ли нужно говорить правду? 

Уч-ся: отвечают

Учитель: В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

К чему привела чёрная зависть в сказке?(Царица решила погубить царевну)

Почему Царица решила погубить царевну? (Завидовала её красоте.)

Куда поместим Царицу за её дела?

Уч-ся: Главный отрицательный

Учитель: Чтобы определить имя следующего героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.

Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра

Уч-ся: Царевна

Учитель: Найдите в тексте, как говорит поэт о Царевне.

Уч-ся: читают

Учитель: С чем сравнивает Пушкин царевну?(С цветком, с ромашкой, так как она нежная)

А с розой ,такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну?

Определите её место в табличке.

Уч-ся: Главный положительный

Учитель: Вы помните, что случилось с Царевной? (Царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам)

Кто помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?(семь богатырей)

Их место в таблице?

Уч-ся: Главные положительные

Угадайте, как зашифрованы эти герои и по какому принципу их надо прочесть?

1 3 5 7 2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгь рбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово— читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

Учитель: Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

(Сначала нечетные слоги, а затем чётные.)

В чём заслуга этого героя? (спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи)

Его куда поместите?

Уч-ся: Главный положительный

Учитель: Молодцы! Вы не устали? Я предлагаю провести ещё одну физкультминутку, она поможет назвать тех персонажей, которые не являются героями. Но без них сказка была бы не такая интересная.

IV. Физкультминутка

Дети повторяют движения за учителем

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер.)

Садятся

Учитель читает загадки и показывает картинки после ответа уч-ся. Картинки крепятся на доске

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь. А больно жжёт;
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печёт. (Солнце.)

Ночью над домом, над дорожкой
Висит пол-лепёшки. (Месяц.)

Как эти слова-отгадки связаны со сказкой?  Куда их поместим в табличке?

Уч-ся: Второстепенные положительные

Какие герои сказки остались неназванными? 

Уч-ся:Чернавка, собака Соколко

Учитель: Их куда поместим?

Уч-ся: Собака- второстепенные +; Чернавка –второстепенные+и-

Учитель: Почему вы считаете, что Чернавка и положительный, и отрицательный персонаж?

Уч-ся: рассуждают.

V. Обобщение

Учитель: Итак, табличка заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

Царь + —

Царевна

Царица-мачеха

Зеркальце+

Семь богатырей

 

Солнце+

Королевич Елисей

 

Ветер+

   

Месяц+

   

Собака Соколко+

   

Чернавка — +

1. Главные герои.

Царица, Царевна, семь богатырей, Царевич Елисей.

Положительные герои и отрицательные: Царица – отрицательный герой, а остальные положительные.

2.Второстепенные герои – положительные :солнце, ветер, месяц, собака Соколко.

Царь и Чернавка — наделены и положительными чертами, и отрицательными.

По какому принципу произвели распределение?

Уч-ся: По качествам и поступкам

Учитель: Чтобы определить героев мы работали над содержанием сказки?

Уч-ся: работали

Учитель: Цели, которые мы поставили в начале урока, выполнили?

Уч-ся: Да, выполнили

VII.Рефлексия

Учитель: Оцените свою работу на уроке.

1. На уроке я работал достаточно …активно/неактивно

2. Своей работой на уроке я… довольна/недовольна

3.На уроке я не устал(а)/устал(а)

4.Моё настроение /стало лучше/хуже.

Уч-ся: отвечают

Учитель: На столах у вас лежат картинки. На одной — тучка, на другой — солнышко.

Поднимите картинку, соответствующую вашему настроению.

Уч-ся поднимают картинки.

Учитель: Молодцы. Спасибо за работу!

Выставление отметок

VIII. Домашнее задание: Работа над сказкой не закончена, у нас будет ещё 1 урок. Чтобы он тоже был интересным, вам необходимо выполнить следующее д/з.

1.Найдите в тексте все эпизоды с участием Царицы и Царевны. Подготовьте их выразительное чтение .

2.Найдите в Толковом словаре значение слов ДОБРО, ЗЛО и запишите в тетрадь.

  • Герои рассказа бежин луг тургенева таблица
  • Герои рассказа беда зощенко
  • Герои рассказа ася тургенев
  • Гелий химический элемент как пишется
  • Гелий как пишется в химии