Герои народных сказок в оценке писателей 5 класс

Введение

Конспект удобен
для проведения урока литературы в начале сентября, присутствует цель и три
задачи, соблюдены этапы урока, работа по теме, физкультминутка, индивидуальные
сообщения ученика, домашняя работа.

Конспект урока
литературы

в 5 классе на тему: «Герои народных сказок в оценке писателей».

Цель: выявление героев народных сказок в
оценке писателей.

Задачи — выявление героев народных сказок
в оценке писателей.

— формирование навыка работы с
иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и
художественного пересказа;

— воспитание интереса к произведениям
устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.

 Ход урока

Организационный момент. Вступительное
слово учителя.

 Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

3 слайд

Проверка домашнего задания (Беседа по
вопросам к статье «Русские сказки»):

— Что такое сказка?

— Для чего нужны чудеса в сказках?

— Какие виды сказок нам известны?

— Расскажите об особом построении сказок.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Какие обращения, повторы, постоянные
эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

— Назовите любимых героев русских сказок.

 4 слайд

Работа по теме урока

Герои народных сказок в оценке писателей

Подготовьте рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче.

При этом используйте высказывание, которое М. Горький, говоря о
фольклоре, приводит как характеристики двух главных героев русских народных
сказок:

«Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою,
недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная
готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты — вот духовные данные
Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и
слова…»

Согласны ли вы с этой оценкой? Что вы можете рассказать о Василисе
Премудрой (как трудится, как относится к Ивану- царевичу)?

«Герой фольклора — „дурак», презираемый даже отцом и
братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских
невзгод, так же как преодолевает их и Василиса Премудрая».

Эта оценка М. Горького относится к главным героям многих русских
народных сказок. Что из этой оценки можно отнести к Ивану-царевичу из сказки
«Царевна-лягушка»? Подготовьте свой рассказ о герое. Вспомните, как он
оценивает работу Василисы Премудрой, какие трудности преодолевает в пути, какие
черты его характера раскрываются.

Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не
поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса
и проследите путь снежинки до земли.

 
                   Проведем,
друзья, сейчас

Упражнение
для глаз.

Вправо,
влево посмотрели,

Глазки
все повеселели.

Снизу
вверх и сверху вниз.

Ты,
хрусталик, не сердись,

Посмотри
на потолок,

Отыщи
там уголок.

Чтобы
мышцы крепче стали,

Смотрим
мы по диагоналям.

Мы не будем
циркуль брать,

Будем
взглядом круг писать.

А
теперь слова напишем.

Чьи же
буквы будут выше?

«Папа»,
«мама», «дом», «трава» —

За
окном у нас видна.

За
окно ты посмотри.

Что ты
видишь там вдали?

А
теперь на кончик носа.

Повтори
так восемь раз —

Лучше
будет видеть глаз.

Глазки
нас благодарят,

Поморгать
нам всем велят.

Плавно
глазками моргаем,

Потом
глазки закрываем.

Чтобы
больше было силы,

К ним
ладошки приложили.

(Дети
закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами
тепло от рук.)

Раз,
два, три, четыре, пять —

Можно
глазки открывать!


 7 слайд

Итог урока

— Какая была тема урока?

— Какие задания выполняли?

— Что нового узнали?

Домашняя работа

Подготовьте свой рассказ о герое.
Вспомните, как он оценивает работу Василисы Премудрой, какие трудности
преодолевает в пути, какие черты его характера раскрываются.

logo

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      kassandrablevins206

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    3 минуты назад

    Все способы получить из гидроксида воду

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Задача по математике 9 класса, пожалуйста помогите

  • istoriya
    История

    5 минут назад

    в чем отличие вассалитета от государственного подданства

  • literatura
    Литература

    8 минут назад

    Срав-ная ха-ка По Тарас бульба

  • algebra
    Алгебра

    13 минут назад

    Алгебра 9 класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • istoriya
    История

    5 минут назад

    в чем отличие вассалитета от государственного подданства

  • fizika
    Физика

    14 минут назад

    Найдите силу тяжести, действующую на стальное тело, длинной 30 см, шириной 20 см и высотой 5 см (плотность стали 7800кг/м³).

    Решите с объяснением пожалуйста

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20709

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    zlatikaziatik

    2620

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day


4

1 ответ:



0



0

<span>М. Горький произнес об виде Василисы Премудрой прекрасные слова. Василиса бережно спрашивает, о чем грустит Иван-царевич, успокаивает его. Она не хвастает перед ним собственной красотой и умением, а делает свое дело ночкой, когда ее никто не лицезреет. Трудится она просто, с любовью. И если б не необходимость явиться на пир к царю, она бы не скинула перед людьми лягушачью кожу до назначенного срока</span>

Читайте также

Александр Сергеевич Пушкин

Томас Гарвей играл в карты со своими знакомыми, услышав фразу «Бегущая по волнам». Позже он садится на яхту с таким же названием. При некоторых обстоятельствах он сходит с яхты в шлюпку, и заодно берет с собою девушку с корабля, которая в последствии убежала, в прямом смысле слова по волнам. Потом Гарвей услышал легенду, и эта девушка оказалась не кто инной, как Фрези Грант, Бегущей по волнам.
В конце книги Гарвей и Дези (одна из главных героинь) поженились.

<span>Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника.</span>

Своё произведение Ершов называет русской сказкой ,потому что как и в русских сказках есть сказочные герои,добро побеждает зло,главный герой проходит испытания,есть присказка,зачин,мораль,сказочные слова и выражения,концовка.
Присказка:
«Начинается сказка сказываться.
За горами, за лесами,
За широкими морями
,Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.»
Вторая присказка;
Скоро сказка сказывается,
А не скоро дело делается.
Третья присказка:
Доселева Макар 
огороды копал,
А нынече Макар
 в воеводы попал.
Как у наших у ворот,
Муха песенку поет.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Второй зачин:
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
Третий зачин:
Это присказка велася,
Вот и сказка началася.
Сказочный герои:Конёк-Горбунок,Жар-птица,кони златогривые,прекрасная царь-девица,Чудо-юдо рыба-кит,муха-песни пела, Месяц Месяцович,царь морской,говорящие рыбы,
Троекратные повторы:В сказке три части,три присказки и три зачина,три сына,три службы для царя,трижды перекрестился,три котла,три дня в дороге,три ночи караулят,в тексте много повторов начальных слов,например:
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?

Уважаемый, Василий Андреевич! Я считаю, что вы несправедливо уволили свою подчиненную Лидию Михайловну. Ведь она была отличным педагогом, которая отлично справлялась со своими обязанностями, а то, что она играла со своим учеником в азартную игру на деньги показывает, что она не видела другого выхода в данной ситуации. Вы могли объявить выговор женщине, но не увольнять ее. Она прекрасный сотрудник и человек с доброй душой и открытым сердцем. Вам не стоило реагировать столь резко. Ведь человеческие качества намного важнее профессиональных обязанностей!

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 27

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Герои народных сказок в оценке писателей

Подготовьте рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче. Что вы можете сказать о Василисе Премудрой? Что из оценки Горького можно отнести к Ивану-царевичу?

Пример рассказа о Василисе Премудрой для 5 класса

Была Василиса дочерью Кощея Бессмертного. С малых лет тянулась она к знаниям, и вскоре стала такой умной и хитрой, что превзошла своего родителя. Рассердился Кощей и превратил дочь в лягушку на три года.

Со смирением приняла Василиса свою судьбу. Почти три года жила на болоте, пока не прилетела к ней стрела. Поскольку Василиса была Премудрой, она сразу поняла, чья это стрела и что она означает. И напросилась в жёны к Ивану-царевичу.

Не сильно был рад царевич такой супруге, но Василиса знала, что будет им счастье. Ведь она сразу полюбила Ивана и была готова ради него на великие жертвы. Она всегда старалась утешить Ивана, сказать ему ласковые слова. Ведь у Василисы было глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

По ночам Василиса принимала свой истинный облик и весело трудилась, выполняя заказы царя. Работа спорилась в её руках. Василиса показала себя настоящей мастерицей.

Важным для понимания образа красавицы оказался эпизод на пиру. Она прибыла туда в человеческом облике и затмила всех своей красотой. Но не загордилась, а осталось такой же милой и скромной девушкой. Она показала гостям свою мудрость и наказала жён старших братьев, за их чванство и непомерную гордыню.

А когда Иван поспешно сжёг лягушачью кожу, Василиса пришла в отчаяние, но ни словом не попрекнула мужа. Она простила его, ведь она была готова на любые жертвы ради исполнения своей мечты. И полностью доверяла мужу.

И Иван не подвёл Василису. Он сумел отыскать супругу в тридевятом царстве и погубить Кощея.

Так соединились любящие сердца.

Пример рассказа про Ивана-царевича для 5 класса

Был Иван-царевич младшим сыном царя. Когда решил царь женить своих сыновей, стрела Ивана улетела на болото, и долго царевич стрелу разыскивал. А когда нашёл, оказалось, что поймала стрелу лягушка.

Принёс Иван-царевич лягушку к царю, и сильно смеялись над ним братья. Обижало это Ивана, но отец сказал жениться на лягушке и не посмел Иван перечить. Был он послушным сыном и уважал своего родителя.

Когда царь решил испытать невесток, это сильно опечалило Ивана. Не верил он в способности лягушки испечь каравай или соткать ковёр. И когда видел результаты ночных трудов квакушки, сильно удивился. Но ещё больше он удивился на пиру, когда впервые увидел свою супругу в её истинной красоте.

Тут уж Иван понял, какое счастье ему досталось, и решил, что не должна Василиса оставаться лягушкой. Иван поспешил, он не знал причин, по которым Василиса стала лягушкой, и сжёг кожу. Из-за этого опрометчивого поступка, Иван лишился Василисы.

Он снова грустил, тосковал, но не опустил руки. Он решил найти супругу. И отправился в трудный путь. Здесь Иван проявил свои лучшие качества — упорство, настойчивость, целеустремлённость. Он не пасовал перед трудностями, а преодолевал их. И при этом оставался добрым и отзывчивым к людям и зверям.

Иван был вежливым со старичком, и тот дал ему волшебный клубок. Иван был вежливым с бабой Ягой, и та рассказала ему про смерть Кощея. Иван пожалел встреченных в пути животных, и те помогли ему добыть иглу, сломав которую Иван погубил Кощея.

Настойчивость и верность Ивана были щедро вознаграждены. Он нашёл свою милую и они жили долго и счастливо. Про него тоже можно сказать, что его готовность жертвовать собой ради мечты сделала его счастливым.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

«ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО».

ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. ГЕРОИ СКАЗКИ

В ОЦЕНКЕ АВТОРА-НАРОДА

Цели деятельности учителя: учить характеризовать героев сказки, строить рассказ о герое; раскрыть моральные качества героя; обратить внимание учащихся на художественные особенности сказки; учить определять главную мысль произведения; совершенствовать работу по восприятию и пониманию волшебной героической сказки, формированию навыков пересказа и речи.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок, строить рассказ о герое, характеризовать его.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Анализ текста сказки.

Вопросы

1. Понравилась ли сказка?

2. Интересен ли вам Иван — крестьянский сын?

3. Можно ли утверждать, что Иван — сын своего народа, его часть, его защитник? Почему?

4. Каковы, по-вашему, истоки силы героя?

ОБРАЗ ИВАНА

В самом начале сказки читатель не предполагает, что младший из сыновей Иван, которого старшие братья не желали взять с собой в путь-дорогу, окажется защитником своей земли! Постепенно углубляясь в сказочные события, наблюдаем, как проявляются ум и смекалка, смелость и ловкость юного героя.

Вопрос: Найдите в тексте слова, над которыми Иван в первый раз заставляет задуматься братьев об опасности и серьезности положения. («Ну, братцы, заехал мы в чужую сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться.)

Несмотря на предупреждение, старшие братья во время дозоров проспали под ракитовым кустом. Иван понял бесполезность участия братьев в походе и сам вступил в единоборство с чудом-юдом.

Задание: Прочитайте, как описывается появление чуда-юда о шести головах, о девяти, о двенадцати головах.

Каждый раз образ чуда-юда становится все страшнее. Во время появления его воды в реке заволновались, орлы раскричались, а в третий раз — «сыра земля всколебалась, воды в реке заволновались, буйны ветры завыли».

Вопрос: Испугался, дрогнул Иван от увиденного? Почему?

Изображая нарастающую с каждым разом опасность, автор-народ подчеркивает серьезность ситуации для героя. Это сделано не случайно, это специальный прием, используя который, автор показывает смелость, храбрость, неустрашимость Ивана, чем вызывает у читателя любовь и уважение к защитнику своей земли.

Вопрос: Как ведет себя Иван при каждой встрече с чудищем?

В первый раз не дрогнул, отвечал мудро; во второй — проявил находчивость, храбрость; в третий раз Иван решителен, неудержим.

Вопрос: А как же ведут себя старшие братья? Зачем нужны бесполезные помощники?

И это художественный прием. С помощью такого противопоставления достигается следующее: на фоне спесивых бездельников ярко показан простой и скромный победитель.

Вспомните, что в начале сказки братья не желают брать Ивана в поход. На самом же деле все оказывается наоборот: братья бесполезны, а Иван — герой, защитник.

Автор-народ хотел изобразить героя умным, сильным, скромным, простым, преданным своему делу. Таким является Иван-крестьянский сын.

ОБРАЗ ВРАГА

Для того чтобы усилить впечатления от вида мерзкого чудовища, народ изображает его жутким, вероломным, несущим в себе зло, насилие, смерть.

Еще один художественный прием: чудовище показано не с целью запугать народ, а для того, чтобы вызвать отвращение к врагу, возненавидеть его. Как ни ужасен враг, а человек все равно победит, так как борется за правое дело.

Двенадцатиголовому змею Иван спокойно говорит: «Пришел я с тобой насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить». В этой реплике заключена народная мудрость и главная мысль сказки.

КОМПОЗИЦИЯ СКАЗКИ

Вопросы и задания:

1. Есть ли в сказке зачин, концовка? Найдите.

2. Соблюдается ли тройственное повторение действия? (Три боя.)

3. Какие словосочетания замедляют действие? («Долго ли коротко, коротко ли ехали»; «ехали они ехали» и т. п.)

4. Приведите примеры постоянных эпитетов. (Добрый молодец, булатный меч и др.)

Обратите внимание на концовку сказки. В ней еще раз (звучит) повторяется главная мысль: «А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери. И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять».

В этих словах олицетворена мечта людей о свободной, спокойной жизни, мирном труде. Иван — простой человек, народный герой, патриот, имеющий честь, совесть, любящий свою Родину.

— Как можно сформулировать мораль сказки?

Чудо-юдо явилось завоевателем на чужую землю, туда, где была мирная жизнь. Возмущение народа остановить нельзя. В образе Ивана соединились все лучшие силы земли русской, это и помогло победить врага. Это подтверждается пословицами, в которых живет народная мудрость:

• В каком народе живешь, того и обычая держись.

• Своя земля и в горсти мила.

• Чужая сторона — мачеха, родима сторона — мать.

• Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

• На Руси не все караси — есть и ерши.

• В чужой монастырь со своим уставом не лезь.

II. Конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке. Обсуждение работ.

Домашнее задание: чтение и пересказ сказок «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; работа по заданиям «Размышляем о своеобразии сказок о животных», «Размышляем о своеобразии бытовых сказок» (с. 40-46).

ЛИТЕРАТУРА

1. Андронников, И. Л. Михаил Юрьевич Лермонтов [Текст] / И. Л. Андронников.—М.; Л., 1953.

2. Аникст, А. Даниель Дефо [Текст] / А. Аникст. — М. Детгиз, 1957.

3. Белинский, В. Робинзон Крузо [Текст]: роман для детей / В. Белинский. — М., 1954.

4. Беляев, А. А. Эстетика [Текст]: словарь / А. А. Беляев, Л. И. Новикова, В. И. Толстых. М. Политиздат, 1989.

5. Богословский, В. Джек Лондон [Текст] / В. Богословский. — М.: Просвещение, 1964.

6. Бородулин, В. И. Российский энциклопедический словарь [Текст] / В. И. Бородулин [и др.]. — М.: БРЭ, 2000.

7. Гоголь, Н. В. О литературе [Текст] / Н. В. Гоголь. — М., 1952.

8. Еремина, О. А. Уроки литературы в 5 классе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.prosv.ru

9. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе: в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2012.

10. Коровина, В. Я. Читаем, думаем, спорим… [Текст]: дидактические материалы. 5 кл. / В. Я. Коровина. — М.: Просвещение, 2011.

11. Коровина. В. Я. Литература в 5 классе [Текст]: методические советы / В. Я. Коровина, И. С. Збарский. М.: Просвещение, 2004.

12. Коровина, В. Я. На подступах к риторике [Текст] / В. Я. Коровина. — М., 1996.

13. Курдюмова, Т. К. Уроки литературы [Текст] / Т. Н. Курдюмова. — М.: Просвещение, 1970.

14. Литература. 5 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику-хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. М. Амбушева. — Волгоград: Учитель, 2007.

15. Литература. 6 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. О. А. Финтисова. — Волгоград: Учитель, 2009.

16. Литература. 5 класс [Текст]: рабочая программа по учебнику В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина / авт.-сост. Г. В. Цветкова. — Волгоград: Учитель, 2012.

17. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин [Текст] / Ю. М. Лотман. — Л.: Просвещение, 1983.

18. Мощанская, О. Л. Зарубежная литература [Текст] / О. Мощанская [и др.]. – Нижний Новгород: Русский купец: Братья славяне, 1994.

19. Ромм А. Марк Твен и его книги о детях [Текст] / А. Ромм. — Л.: Детгиз, 1958.

20. Русский язык за рубежом [Текст]: журн. — 1983. — № 2.

21. Рыкова, Н. Писатели Франции [Текст] / Н. Рыкова. — М.: Просвещение, 1964.

22. Тимофеев, С. И. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / С. И. Тимофеев, С. В. Тураев. — М.: Просвещение, 1974.

23. Урнов, Д. М. Робинзон и Гулливер [Текст] / Д. М. Урнов. — М.: Наука, 1973.

24. Флоринский, С. М. Русская литература [Текст] / С. М. Флоринский. — М.: Просвещение, 1967.

25. Черневич, М. Послесловие [Текст] / М. Черневич. — М., 1961.

26. Чернявская. К. С. Зарубежная детская литература [Текст] / И. С. Чернявская. — М.: Просвещение, 1982.

27.Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

28. По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

  • Герои калмыцкой сказки пугачева
  • Главная мысль рассказа пушкина выстрел
  • Главная мысль рассказа путешествие алисы
  • Главная мысль рассказа прыжок толстого
  • Главная мысль рассказа просто старушка осеевой