Герои не умирают!
Почти семьдесят лет назад закончилась война, а воспоминания о событиях того времени до сих пор бередят душу и не уходят из сердца. У кого-то война забрала отцов и дедов, у кого-то матерей и сестер – ни одна семья не осталась в стороне от тяжелых утрат близких и родных людей. Эту потерю невозможно измерить. Миллионы детей стали сиротами, миллионы женщин остались одинокими до конца своих дней. Защищая родную землю от фашистских захватчиков, пали в бою настоящие герои – люди высокого достоинства и чести.
Понятие «герой» у каждого свое, но есть и общепринятые критерии, по которым человеку можно дать такое почетное звание. Чем не герой милиционер, который ценой своей жизни спас кого-то? Чем не герой врач, проведший сложнейшую операцию для спасения чьей-то жизни? Часто героями мы называем людей искусства, которые не побоялись в своем творчестве выразить какой-нибудь протест или наоборот, поддержку.
Герои – это те, которые не побоялись! Не испугались сложностей или последствий. Трус не сможет стать героем, никогда. Героизм требует жертвы, чаще всего своей. И тем выше ценится та жертва, когда ради спасения, порой незнакомых людей, человек готов расстаться с собственной жизнью.
Рисковали своей жизнью и расставались с ней на войне наши отцы и деды. И я хочу рассказать о своем прадедушке, герое Прохоровского сражения, которое стало Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Было жаркое лето…
Солдаты, победившие на Прохоровском поле, завещали и нам встать и объединиться всей страной. Именно в единстве наша сила, а оно может быть основано на любви к чему-то родному: к своей культуре, к родному языку и литературе. В настоящее время, благодаря героизму предков, наша страна стала военной сверхдержавой. И сегодня есть все предпосылки для того, чтобы военные успехи реализовать и в других сферах жизни. Героями должны стать и мы, хотя и в мирное время, но не менее ответственное. Мы должны исполнить свой долг, каждый на своем месте, но исполнить его до конца. И вот тогда мы станем достойными своих бессмертных родственников, а наша страна станет самодостаточной и процветающей.
Рисковали жизнью, а некоторые и потеряли ее, украинские пограничники на границе с Россией, когда закрывали собой невинных людей от террориста. Рисковал здоровьем и жизнью спортсмен, который доставал из ледяной воды жертв упавшего в реку троллейбуса. Это все кричащие проявления героизма. А мы даже не замечаем, как рискуют, спасая нас, сотрудники пожарной безопасности, милиции.
А сколько среди нас обычных людей, наделенных мужеством и отвагой, способных рискнуть своим здоровьем и жизнью! Сколько людей не остаются равнодушными к беде других, а стараются помочь. Это тоже герои. Они все достойны уважения и того, чтобы оставаться в нашей памяти навсегда.
Обновлено: 08.01.2023
Всем известно, что у каждой эпохи есть герой: в Древней Греции – Геракл; на Руси – Илья Муромец. А кто герой нашего времени?
В современном мире почти не осталось настоящих героев, и причина кроется в нынешней размытости ценностей, неясности целей. В нынешних героях нас чаще привлекает не благородство и честь, а что-то более яркое: успешность, популярность. Но, в данном случае, это, скорее, кумир, нежели герой.
Очень часто людям приходится отдавать свою жизнь в обмен на десятки, сотни других. Известно немало случаев, когда во время упражнений по метанию боевых гранат происходят трагедии. Вот один из случаев: во время учений армейский офицер пожертвовал жизнью, чтобы спасти солдат, когда один из них нечаянно выронил гранату. Офицер накрыл гранату собственным телом и скончался от множественных осколочных ранений. В доли секунды он принял решение, единственно правильное в данной ситуации: отдать свою жизнь, при этом сохранив жизни десятка молодых парней. Не это ли проявление истинной благородности?
Всем известно, как во время Великой Отечественной войны люди проявляли чудеса доблести, милосердия, гуманизма, которые в обычной жизни, может, никогда не проявились бы. Экстремальная ситуация, подобно лакмусовой бумажке, показывает все положительные и негативные черты человеческой личности. Дети войны очень резко шагнули из детства во взрослую жизнь. Война не оставила им выбора: учиться в школе или заменить у станка ушедшего на фронт отца или брата. И здесь нельзя назвать конкретные имена: их были сотни тысяч.
Не зависимо от возраста, вероисповедания, человек поступает по велению души. Такие поступки невозможно объяснить логически, ведь в каждом случае человек действует по наитию. Поступки такого порядка непрогнозируемые и часто совершаются людьми, от которых подобных действий не ожидают. Из этого следует, что, изначально, каждый человек готов прийти на помощь. Это заложено в его природе. Не стоит думать, что стать героем может только избранный. Современный герой – это человек, отличающийся от нас только тем, что он имеет представление о ценностях, не только своих, но и общества. Человеку необходимо определить свою цель, научиться доверять своему сердцу, чтобы стать новым героем нашего времени.
Почти семьдесят лет назад закончилась война, а воспоминания о событиях того времени до сих пор бередят душу и не уходят из сердца. У кого-то война забрала отцов и дедов, у кого-то матерей и сестер – ни одна семья не осталась в стороне от тяжелых утрат близких и родных людей. Эту потерю невозможно измерить. Миллионы детей стали сиротами, миллионы женщин остались одинокими до конца своих дней. Защищая родную землю от фашистских захватчиков, пали в бою настоящие герои – люди высокого достоинства и чести.
Герои – это те, которые не побоялись! Не испугались сложностей или последствий. Трус не сможет стать героем, никогда. Героизм требует жертвы, чаще всего своей. И тем выше ценится та жертва, когда ради спасения, порой незнакомых людей, человек готов расстаться с собственной жизнью.
Рисковали своей жизнью и расставались с ней на войне наши отцы и деды. И я хочу рассказать о своем прадедушке, герое Прохоровского сражения, которое стало Коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.
Было жаркое лето…
Солдаты, победившие на Прохоровском поле, завещали и нам встать и объединиться всей страной. Именно в единстве наша сила, а оно может быть основано на любви к чему-то родному: к своей культуре, к родному языку и литературе. В настоящее время, благодаря героизму предков, наша страна стала военной сверхдержавой. И сегодня есть все предпосылки для того, чтобы военные успехи реализовать и в других сферах жизни. Героями должны стать и мы, хотя и в мирное время, но не менее ответственное. Мы должны исполнить свой долг, каждый на своем месте, но исполнить его до конца. И вот тогда мы станем достойными своих бессмертных родственников, а наша страна станет самодостаточной и процветающей.
Рисковали жизнью, а некоторые и потеряли ее, украинские пограничники на границе с Россией, когда закрывали собой невинных людей от террориста. Рисковал здоровьем и жизнью спортсмен, который доставал из ледяной воды жертв упавшего в реку троллейбуса. Это все кричащие проявления героизма. А мы даже не замечаем, как рискуют, спасая нас, сотрудники пожарной безопасности, милиции.
А сколько среди нас обычных людей, наделенных мужеством и отвагой, способных рискнуть своим здоровьем и жизнью! Сколько людей не остаются равнодушными к беде других, а стараются помочь. Это тоже герои. Они все достойны уважения и того, чтобы оставаться в нашей памяти навсегда.
И дальше доказываешь что они не умирают — ну живут в сердцах людей, о них помнят вечно.
Сочинение на тему «Герои не умирают»?
Сочинение на тему «Герои не умирают».
Мини — сочинение на тему герои среди нас?
Мини — сочинение на тему герои среди нас.
Сочинение рассуждение «Тот, кто не растёт, умирает»?
Сочинение рассуждение «Тот, кто не растёт, умирает».
Сочинение на тему : Герои в русских былинах?
Сочинение на тему : Герои в русских былинах.
СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ, , ГЕРОИ ВЫ В НАШИХ СЕРДЦАХ, ,?
СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ, , ГЕРОИ ВЫ В НАШИХ СЕРДЦАХ, ,.
Сочинение на тему «Герои вокруг нас» срочно плиззз?
Сочинение на тему «Герои вокруг нас» срочно плиззз.
Сочинение на тему День героев Отечества?
Сочинение на тему День героев Отечества.
Сочинение рассуждение на тему добрые герои в книгах?
Сочинение рассуждение на тему добрые герои в книгах.
Сочинение на тему герои А?
Сочинение на тему герои А.
Сочинение на тему «Что такое милосердие ?
Сочинение на тему «Что такое милосердие ?
Чем его измерять ?
СРОЧНАААААААА ХЭЛП АААААА УМИРАЮ.
На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Сочинение на тему «герои не умирают»?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.
Имена нарицательные пишутся всегда с маленькой буквы, и как правило, это неодушевлённые предметы : игрушка, пульт, камень, дерево, машина, одеяло, кружка, кошка, компьютер. Имена собственные пишутся всегда с большой буквы, и как правило, это одушевл..
Неряшливость в одежде – это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе. Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски. В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и ..
Слово может быть выражено существительным, глаголом, местоимением и т. Д. Подчеркивается в зависимости чем в сказе яаляется например : «Осенью очень красиво». Осенью выражено сущ. В сказе обстоятельство.
Несознательный — это такой, которому не свойственна сознательность, правильное понимание своего долга, своих обязанностей. (разг. — некультурный , отсталый).
Здравствуй дорогой друг марк как твои дела ? Мои хорошо . Как провёл лето? Я путешествовал по всему городу и даже заходил за границы города ходил в бассейны , аквапарки, на Море и на речки помогал по дому гулял с сестрой(братом) а за это родители ..
Стричь Под Одну Гребёнку — Уравнивать Кого — То С Кем — То.
Лето — зима, осень — весна.
1. Часть речи — глагол. 2. Морфологические признаки : а) начальная форма : пробежать(инфинитив) ; б) постоянные признаки : 1 — е спряжение, переходный, совершенный вид ; в) непостоянные признаки : изъявительное наклонение. 3. Синтаксическая роль Мо..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Читайте также:
- Сочинение как форма контроля
- Можно ли прожить без телефона сочинение
- Сочинение наблюдение кипение воды
- Сочинение сэ зауэм срибийщ мамырыгъэм срителъхьэщ
- Сочинение про школу 11 класс выпускной
Исследовательская работа
«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут»
( Горбунов Александр Матвеевич – летчик, Герой Советского Союза)
Введение
Актуальность моего исследования состоит в том, что я никогда не оставалась равнодушной к прошлому, настоящему и будущему своей страны. Россия вправду великая страна, и я всегда гордилась и горжусь силой, мощью и духом своего народа. Стемасское сельское поселение Вешкаймского района объединяет четыре села: Канабеевка, Стемасс, Араповка, Беклемишево. Стемасское поселение имеет богатую и славную историю. Но главное богатство сёл поселения — её люди. В селе Канабеевке гостил Назарьев Валериан Никанорович, общественный деятель, литератор, в Беклемишеве часто в детстве бывал поэт, друг А.С.Пушкина, Мятлев Иван Петрович.
Верой и правдой служили жители сёл своему Отечеству, геройски бились с неприятелем на полях сражений, добывали славу родному краю. И среди них достойное место занимают Герои Советского Союза: Горбунов Александр Матвеевич, Чепанов Михаил Петрович(оба уроженцы с. Араповка), Гришин Александр Сергеевич(уроженец с. Стемасс). Тема моего исследования «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут»(Горбунов Александр Матвеевич- лётчик, Герой Советского Союза).
Генерал-майор авиации Горбунов Александр Матвеевич. Прошел нелёгкий путь армейской службы от младшего лейтенанта до генерала. Этот человек всю жизнь учился и применял новые знания на практике. Его военная карьера основывалась на беззаветном служении народу, самодисциплине, самоотдаче, высокой требовательности к подчиненным и к себе самому, к своей профессиональной подготовке. Мы не имеем полного представления о всех сторонах его деятельности в Вооруженных силах СССР. Лишь только сведения в военных энциклопедиях, отрывках воспоминаний ветеранов авиации. По ним трудно получить представление о жизненном пути Горбунова Александра Матвеевича, о том, чем он конкретно обогатил военное искусство и его вкладе в развитие Советских вооруженных сил. Но мы гордимся своим земляком, и память о нём всегда останется в наших сердцах.
Объект исследования: жизненный путь и личность Александра Матвеевича Горбунова, его деятельность в качестве штурмана бомбардировочного авиаполка в годы Великой Отечественной войны, память о герое-земляке. Предмет исследования: роль Горбунова Александра Матвеевича при проведении фронтовых операций в годы Великой Отечественной войны, в развитии Вооруженных Сил СССР в послевоенное время, сохранение памяти о герое-земляке.
Цель исследования: рассмотрение жизненного пути Горбунова Александра Матвеевича и его вклада в развитие Советских вооруженных сил как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время. Показать, что память о герое жива в сердцах людей. Цель исследования предполагается достигнуть путем решения следующих задач:
— показать совершенствования профессионального мастерства Александра Матвеевича Горбунова на различных ступенях служебной лестницы;
-раскрыть значение деятельности А.М.Горбунова в годы Великой Отечественной войны;
— показать, как в родном крае сохраняется память о знаменитом земляке.
При проведении исследования применялись следующие методы:
-ретроспективный метод позволил на основе собранных материалов проследить жизненный путь А.М.Горбунова;
— структурно-функциональный дал возможность на основе характеристики жизненного пути А.М.Горбунова выявить результаты его деятельности в Вооруженных силах СССР и показать вклад борьбы с фашизмом в годы Великой Отечественной войны;
-исследовательский: фотографирование и описание объектов исследования, проведение и запись бесед с жителями Стемасского поселения, работа с источниками, литературой и интернет-ресурсами. В соответствии с целью и задачами основные этапы исследования включали в себя:
— изучение источников и специальной литературы, интернет — ресурсов о жизненном пути и военной деятельности А.М.Горбунова;
-сбор материала по данной теме исследования (работа с фондами музея, фотографирование и описание, запись бесед с земляками). Среди источников по данной теме, прежде всего, следует назвать статью Виктора Никитина «Генерал Александр Горбунов: «воздушный рабочий войны», книга «Ульяновцы в боях за Родину». Ценными являются материалы, собранные в музее Стемасской школы, а также материалы, предоставленные библиотекой.
Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы данной исследовательской работы могут быть использованы для изучения истории России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время, могут быть использованы на занятиях по Отечественной истории, краеведению, краеведческого кружка, составления экскурсий о А.М.Горбунове.
1.История жизни
1.1.Трудное детство
Он родился 21 сентября 1921 года в селе Араповка Беклемишевской волости Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Вешкаймского района Ульяновской области).
Его детские годы прошли в посёлке Анаш Новосёлковского района Красноярского края. Как он оказался за тысячи километров от своей малой родины, доподлинных сведений нет. Только одна деталь: переселение семьи пришлось на период коллективизации и раскулачивания.
Однако в 1935 году Александр, опять же самым непонятным образом, оказался на подмосковном заводе «Дирижабльстрой» в посёлке с одноименным названием, которому впоследствии суждено было стать городом Долгопрудный. Здесь молодой человек оканчивает школу-десятилетку. Более того, успевает поработать старшим лаборантом лаборатории статических испытаний авиазавода №207, откуда ему и открылась прямая дорога в авиацию[1].
1.2. Боевой путь героя
В 1939 году Горбунов был призван на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Ещё через год окончил Краснодарскую военную авиационную школу лётчиков-наблюдателей. С декабря 1941 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Все военные годы Александр Матвеевич был, что называется, «воздушным рабочим войны». Как штурман звена бомбардировочной авиации участвовал в Керченско-Феодосийской, Туапсинской, Краснодарской и Новороссийско-Таманской операциях, обороне Крыма и битве за Кавказ. Совершил 212 боевых вылетов на бомбометание и разведку, из которых 172 – ночью. Этому есть простое объяснение. Бомбардировщики СБ называли «летающими гробами», потому что уже в начале войны они считались устаревшими и были лёгкой добычей вражеских истребителей. Летать приходилось почти каждый день, а иногда и по несколько раз в день. Вот один из боевых эпизодов. Воздушная разведка донесла, что в Мариупольском порту сосредоточено много немецких военных транспортов. Лейтенант Горбунов получил от командира полка задание нанести бомбовый удар по кораблям противника и вывести из строя только что восстановленную немцами электростанцию. Задание было непростым. Истребители и зенитки фашистов встретили машину советского лётчика задолго до подхода к намеченной цели. Но он сумел прорваться, отбомбился, повредил несколько транспортов и электростанцию[2].
Спустя некоторое время Александр Горбунов в группе самолётов вылетел в район станицы Константиновская. Самолёты на небольшой высоте прошли 100 километров, отделяющих аэродром от линии фронта, и обнаружили колонну вражеских машин. Лётчики пошли в бомбовую атаку. Десяток автомобилей и 4 танка превратились в пылающие костры.
К январю 1943 года штурман 367-го бомбардировочного авиаполка 5-й воздушной армии Закавказского фронта Александр Горбунов уже имел 133 боевых вылета. К тому времени началось наступление наших войск на Северном Кавказе. Немцы стали откатываться на север. Соответственно этому изменилась тактика действий нашей авиации. Она стала больше оказывать помощь наступающим наземным войскам. Она заключалась в ударах по вражеским позициям, уничтожении живой силы и техники на поле боя, в районах сосредоточения, на маршах и при других передвижениях. Помимо этого, лётчиками наносились удары по опорным пунктам, узлам сопротивления немцев, переправам, расчищая дорогу советским танкам. К весне весь Северный Кавказ был очищен от фашистов. В руках немцев, и совсем ненадолго, оставался лишь небольшой клочок земли на Таманском полуострове и Крым. Здесь и сосредоточил свою боевую работу 367-й авиационный полк[3].
А несколько позже произошло знаменательное событие. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками проявленные при этом мужество и героизм» лейтенант Горбунов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда[4].
1.3.Послевоенная пора
После завершения Великой Отечественной войны, в 1946 году, боевой офицер окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию в Монино. После учёбы был направлен на руководящую штурманскую работу в дальней авиации. С 1948 по 1952 год преподавал курс бомбардировочной подготовки Высшей офицерской лётно-тактической школы дальней авиации. Являлся сотрудником военно-научного отдела её штаба. В 1959 году Александр Матвеевич закончил Военную академию Генерального штаба. Служил в Центральном аппарате Министерства обороны СССР. В 1985 году был уволен в запас. Проживал в Москве. Скончался 22 сентября 2006 года. Похоронен на Хованском Центральном кладбище Москвы[5].
2.Увековечивание памяти
2.1.Памятник, достойный героя
Увековечивание памяти защитников Отечества, благоустройство воинских захоронений — святой долг и дело совести нынешней власти и каждого из нас. Случайно я прочитала статью в интернете о том, как активисты Общероссийского народного фронта Москвы и Московской области боролись за установления памятника на могиле Героя Советского Союза Горбунова Александра Матвеевича. «Могилы наших защитников, доблестных воинов должны выглядеть достойно, а память об их подвигах жила вечно, – подчеркнул член регионального штаба ОНФ в Москве Шаварш Карапетян, Герой России, сам в мирное время спасший много жизни. До 2017 года на могиле Горбунова А.М. стоял только крест. «Эти люди воевали за наше будущее, защищали страну. Они достойны всех почестей. Мы должны быть внимательными и относиться к могилам погибших солдат так же бережно, как и к могилам своих родственников. Поэтому мы обратимся к мэру Москвы для поиска законного способа установки памятника Александру Матвеевичу Горбунову. Одновременно мы будем добиваться внесения изменений в законодательство, чтобы оно не освобождало государство от обязательств по установке надгробий на могилах героев. В этом вопросе нужно идти до конца. На площадке Народного фронта мы объединяем людей, которые неравнодушны и готовы помочь. Нас много, и я уверен, что вместе мы сделаем все возможное, чтобы сохранить на века память о великих подвигах», – подчеркнул Карапетян[6].
И члены ОНФ добились: на могиле Хованского Центрального кладбища Москвы 4 мая 2017 года установили памятник Горбунову А.М.
2.2.Память жива в сердцах земляков
2.2.1.Улицы героев в с.Араповка
Земляки же всегда бережно хранили и хранят память о своих Героях, это наш святой долг. В Стемасском сельском поселении почти каждый знает о своих Героях Советского Союза: Горбунове Александре Матвеевиче, Чепанове Михаиле Петровиче(оба уроженцы с. Араповка), Гришине Александре Сергеевиче(уроженец с. Стемасс).
В селе Араповка в 1999 году 1 декабря были переименованы улицы, и теперь они названы в честь героев-земляков: улица Горбунова и улица Чепанова[7]. Учащиеся нашей школы следят за территорией около домов, где жили герои. Дома Горбунова А.И. не сохранилось, на этом месте учениками и учителями был сделан и установлен памятный знак. А на дом Чепанова М.П. была прибита памятная красная звезда. В канун Дня Победы проводятся митинги-реквиемы.
2.2.2.Памятник воинам в с.Стемасс
В селе Стемасс (центр Стемасского поселения) на площади находится Памятник воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Это памятник-ансамбль, воздвигнутый в 1995 году в честь 50-тия Победы. Открытие памятника состоялось 9 мая. 217 человек не вернулось с войны из трёх сёл: Стемасса, Араповки, Канабеевки. Памятник-ансамбль состоит из нескольких символизирующих частей. В центре памятника огромная 5 метровая плита, изрешечённая пулями. Слева – мемориальная плита из черного гранита с начертанными на нём буквами: «Никто не забыт, ничто не забыто». На этой же плите высечены фамилии погибших воинов. Справа — мемориальная плита с изображением горельефа лица женщины-матери на фоне спущенного флага, на котором написано: «Вечная память».
В 2010 году к 65-летию Победы памятник был дополнен: установлены три постамента, облицованные мрамором, с фотографиями и именами Героев Советского Союза, уроженцами сёл Стемасс, Араповка: Горбуновым Александром Матвеевичем, Гришиным Александром Сергеевичем и Чепановым Михаилом Петровичем. Они хорошо вписались в общий вид ансамбля[8].
Мы всегда будем помнить, какой ценой завоёвано наше счастье, наша свобода.
2.2.3. Будем помнить всегда
В рекреации Стемасской средней школы находится экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне. Она состоит из двух разделов: «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Поклонимся великим тем годам!» Здесь же представлен стенд «Наши земляки — Герои Советского Союза.» Торжественные линейки проходят около этой экспозиции.
3 декабря 2014 года в память о трёх Героев Советского Союза были установлены именные мемориальные доски на стене Стемасской средней общеобразовательной школы. Открытие прошло торжественно. Пришли жители сёл Стемасского сельского поселения. Играли песни военных лет, звучал гимн России. Был выставлен почётный караул из школьников.
Честь открыть мемориал предоставили директору Стемасской школы Архипова Т.Н., которая сказала: «Такое маленькое село… Стемасс, и мы увековечиваем здесь память о трёх Героях Советского Союза, приближавших победу нашей страны над фашистской Германией. Эти мемориальные доски сделаны, чтобы увековечить память героев, но не только для этого. Когда школьники будут идти в школу, будут смотреть на них и вспоминать, что в этой тяжёлой и страшной войне победил не кто-то виртуальный, а их земляки. И надо сохранять память о том, как тяжело доставалась эта победа, и что наши земляки, наши прадеды победили фашизм. Сегодня мы возрождаем память — её нельзя терять. Её надо передавать из поколения в поколение. Когда память жива, жива наша Родина».
Но открытие мемориальных досок на этом не подошло к концу. Оставался еще один сюрприз — шествие до памятника. Школьники шли по главной улице села и несли к обелиску самодельные цветы. И чувство гордости и незнакомой взрослой боли и утраты испытали мы в этот день.
И после этого мероприятия я убедилась, что стала участником настоящего, без кавычек, исторического события. А мои впечатления выразил более мудрый житель села – Столяров Иван Иванович: «Для молодого подрастающего поколения это очень хороший нравственный урок. Такие события воспитывают молодое поколение, а нас заставляют вспомнить о преемственности поколений: и в годы войны, и в мирное время герои Великой Отечественной, так же как Афганской и Чеченской войн, напоминают нам, что опасность всегда есть, и надо вопреки всему быть смелыми, стойкими и героическими».
И когда я прохожу каждый день и вижу эти мемориальные доски, я думаю о своих ЗЕМЛЯКАХ. Своих ГЕРОЯХ. О своей ИСТОРИИ[9].
2.2.4.Значимое событие Вешкаймского района
В канун Дня Победы 2015 году состоялось значимое событие в жизни Вешкаймского района — открытие бюстов 9 Героям Советского Союза и 2 Кавалерам Ордена славы III степеней. Бюсты были установлены на Площади Победы в центре Вешкаймы. Там находится и бюст Александру Матвеевичу Горбунову.
Заключение
В результате проведенного исследования удалось наметить основные этапы жизненного пути Александра Матвеевича Горбунова, показать его роль в годы Великой Отечественной войны. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была сделана попытка обобщить военную деятельность А.М.Горбунова. Он был добрым, отзывчивым человеком, обладавшим общительным характером. Он может быть примером для большинства из тех, кто решил посвятить себя служению Отечеству в его Вооруженных Силах. И как талантливый военачальник, и как замечательный человек Александр Матвеевич Горбунов заслужил благодарную память потомков, что подтверждается отношением к нему земляков. Но работа над данной темой не закончена. Обозначились новые вопросы. Так, например, достаточно мало сведений о его службе в вооружённых силах СССР.
Используемая литература
1.Постановление Главы сельской администрации от 01.12.99г. о присвоении названий улиц в селах Стемасс, Араповки, Канабеевки.
2.Воробъёв В.П.,Епифанов Н.В. Герои Советского Союза: С.-Петербург,2010г.
3.Никитин В. Генерал Александр Горбунов: «воздушный рабочий войны», 2017г.
4.Симонов А.А. Герои страны (интернет-сайт)
5.Герои битвы за Кавказ. — Цхинвали, 1975.
6. Архивные материалы краеведческого кружка «Следопыт»
Приложение
Воинские звания Горбунова А.М.:
Младший лейтенант(30.11.1940)
Лейтенант (16.09.1942)
Старший лейтенант(08.06.1943)
Капитан(13.12.19943)
Майор(21.02.1948)
Подполковник(26.04.1951)
Полковник(24.11.1956)
Генерал-майор авиации(07.05.1966)
Награды
Орденами:
Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (09.05.1943),
Отечественной войны I степени(11.03.1985),
Трудового Красного Знамени(27.01.1981),
3 орденами Красной Звезды(03.10.1942;03.01.1943;05.11.1954),
«За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.75).
Медалью «За боевые заслуги»(15.11.1950), другими медалями, иностранными наградами.
Горбунов Александр Матвеевич
[1]Симонов А.А. Герои страны (интернет-сайт)
[2] Никитин В. Генерал Александр Горбунов: «воздушный рабочий войны», 2017г.
[3] Герои битвы за Кавказ. — Цхинвали, 1975
[4] Воробъёв В.П.,Епифанов Н.В. Герои Советского Союза: С.-Петербург,2010г.
[5] Никитин В. Генерал Александр Горбунов: «воздушный рабочий войны», 2017г
[6] Никитин В. Генерал Александр Горбунов: «воздушный рабочий войны», 2017г.
[7] Постановление Главы сельской администрации от 01.12.99г. о присвоении названий улиц в селах Стемасс, Араповки, Канабеевки.
[8] Архивные материалы краеведческого кружка «Следопыт»
[9] Архивные материалы краеведческого кружка «Следопыт»
«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут»
Урок мужества (посвящается памяти Михаила Родионова, выпускника Поливановской средней школы, погибшего в мирное время)
Лариса Александровна АРАПОВА, учитель иностранного языка МОУ СОШ п. Поливаново, Барышский район, Ульяновская область
Цель:
— воспитание чувства патриотизма, уважения и благодарности к её защитникам;
— формирование представления о долге, чести, ответственности;
— воспитание и сохранение чувства гордости за свою страну и её Вооруженные силы.
— формирование гражданской и исторической сознательности, привитие чувства уважения к солдатам, участвовавшим в боевых действиях в настоящее время.
Задачи:
1.Расширение исторических знаний и представлений обучающихся о современной истории России;
2.Формирование активной жизненной позиции.
Подготовительная работа:
— изучение картографии Барышского района, литературы по данной теме районного краеведа Шурмелева Е.А.
— работа с материалами и документами из фондов архивного отдела администрации п. Поливаново, анализ статей и заметок местной прессы 1779года.
— изучение информации о дне танкиста.
Афоризмы к мероприятию:
Вернуть бы тех… кого забрали небеса… Хоть на минутку – лишь увидеть лица… Чтоб посмотреть в давно забытые глаза… Сказать три слова… и отпустить их… к птицам…
Нам дана короткая жизнь, но память об отданной за благое дело жизни вечна. (Цицерон)
Уходят те, кто дорог и любим
внезапно, безвозвратно, безнадежно…
Как трудно сердцем
пережить людским,
И осознать… почти что невозможно…
Как сложно хоронить друзей.
Холодный ветер ранит душу,
И дрожь проходит до костей,
Как в зимнюю метель и стужу.
Вереницей летят года,
Из прошлого стираются страницы …
Но память не забудет никогда,
Ушедших в небеса, родные лица …
Истинный герой отличается простотою нравов и нежностию чувств в мирное время, мужеством и храбростью на брани и пламенной любовью к Отечеству. (Федор Николаевич Глинка)
Оборудование:
мультимедийная установка, компьютер, свечи, личные вещи солдата, армейский альбом, вырезки из газет, платок- подарок матери, телеграммы, фотографии, выставка танков (поделки учащихся), личные документы.
Ход мероприятия
Звучит запись звона колоколов.
Выходят Варюша (учащаяся 2 класса, 7 лет) и ее мама (Мария Юрьевна — учитель литературы и русского языка.)
ВАРЯ: Что это? Ты слышишь?
МАМА: Это колокола. Колокола памяти…
ВАРЯ: Памяти? А разве такие бывают?
МАМА: Бывают. Слушай! Это говорит сама память… .
ВАРЯ: Но разве память бывает живой?
МАМА: А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз в памяти народной.
Второй раз умирать страшнее.
Второй раз человек должен жить!
1 ВЕДУЩИЙ: Вторая суббота декабря в календаре дат и событий помечена трауром: это день памяти военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы в мирное время.
2 ВЕДУЩИЙ:
А мальчики совсем не виноваты:
Ни в том, что родились в шестидесятом,
Ни в том, что на планете нет покоя,
Ни в том, что не сдавались в плен без боя.
1 ВЕДУЩИЙ: Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Поэтому защита родной земли обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Людям даются почётные звания, но самое почётное из них – защитник Родины.
2 ВЕДУЩИЙ: Что такое армия? В чём смысл, дух и назначение этой древнейшей опоры российской государственности? Служба в армии – испытание на мужество, патриотизм и гражданственность. На протяжении всей истории армия, флот были оплотом российской государственности. Военные конфликты, кризисы и катаклизмы, сменяя друг друга, становятся испытанием на прочность нашего общества. Выжить и победить россиянам и России в данных ситуациях всегда помогали высшие патриотические чувства, сплоченность, жертвенность
На сцену выходят мальчики, учащиеся начальных классов в военной форме.
Игорь: У меня пока игрушки:
Танки, пистолеты, пушки,
Оловянные солдаты,
Бронепоезд, автоматы.
Матвей: А когда настанет срок,
Чтоб служить спокойно мог,
Я с ребятами в игре
Тренируюсь во дворе.
Андрей: Мы играем там в «Зарницу» —
Прочертили мне границу,
На посту я! Стерегу!
Раз доверили — смогу!
Дима:
А родители в окне
Смотрят вслед с тревогой мне.
Не волнуйтесь вы за сына,
Я же — будущий мужчина!
Вадим:
Это все, конечно, враки,
Что мальчишки любят драки,
Хулиганы, забияки, непослушными растут.
Игорь:
Но, представьте, что мальчишки
В драке — только понаслышке,
Набивать не будут шишки
Просто так и без причин!
Матвей:
Не пройдут свои дороги,
Перекаты и пороги,
То тогда из них в итоге
Не получится мужчин!
Настя Говендяева (10 класс) читает стихотворение:
Получают мальчики повестки
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага отчизну защитить!
Матери сынов провожают
И наказы им дают,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по – бабьи жалобно всплакнут.
А отцы, махнув по рюмке «горькой»,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руки:
«Ты, сынок, писать не позабудь».
Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной.
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой!
1 ВЕДУЩИЙ: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.
Артем Чирков (учащийся 9 класса): Есть ли сегодня у нас примеры для подражания, люди, на которых хочется быть похожим? Такой вопрос я задал себе. Ответить на этот вопрос мне было непросто. Чтобы ответить на этот вопрос, я обратился к Интернету.
Неужели, в окружающей нас жизни нет людей, которых можно назвать настоящими героями, которые были бы похожи, например, на своих дедов и прадедов, защищавших страну в страшные годы военного лихолетья, покорявших космос, спасавших чужие жизни?
Я живу в Ульяновской области, и мне, прежде всего, хотелось собрать информацию о героях Ульяновской области. Мне кажется, это очень важно сегодня для всех – и для взрослых, и для детей – знать, что рядом с тобой живут люди, которые в любую минуту придут на помощь, «маячки», чьим подвигом можно по-настоящему восхищаться. Их пример показывает нам, как нужно беззаветно любить свою Родину и всех людей.
Летом я с родственниками ездил на кладбище в село Мордовская Темрязань. Случайно я остановился у могилы Михаила Родионова. На фотографии он был в танкистском шлеме и военной форме. Я поинтересовался, что случилось. И мне рассказали, что он погиб во время армейской службы в Венгрии, в Будапеште. Это событие не давало мне покоя. Так появилось желание начать исследовательскую работу.
Мы живем в поселке с богатым историческим прошлым, охватывающим огромный временной пласт, и по праву гордимся его историей. В ней отражена судьба легендарных земляков, которые внесли значительный вклад в летопись родного края. Знать историю своей малой родины на сегодняшний день важно для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.
1 ВЕДУЩИЙ: Наше сегодняшнее мероприятие мы назвали «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» и посвящаем его памяти нашего земляка, выпускника Поливановской средней школы Родионова Михаила Васильевича.
Артем (на фоне презентации): В центре села в живописном месте стоит большой деревянный дом, в котором до 1979 года жил М.В. Родионов.
Михаил родился 5 марта 1960 года. Он был первым ребенком в семье. Мать — Христинья Никитична работала в совхозе «Живайкинский», который находился на территории Мордовской Темрязани. Отец — Василий Данилович работал в Поливановском леспромхозе. Он жив до сих пор. У Михаила было две сестры Надежда и Мария. Старший брат был для них примером. Он был очень трудолюбив. Семья держала много скотины, большой огород. После школы, надев фуфайку, Михаил без напоминания шел во двор и помогал по хозяйству. Летом с отцом косил сено, с весны уже заготавливал дрова.
До 8 класса Миша учился в восьмилетней школе с. Мордовская Темрязань. Он был скромным парнем, к учебе относился добросовестно. В 1974 году был принят в члены ВЛКСМ.
Интересовался техникой. В 9-10 классе учился в Поливановской средней школе. Часто домой ходили пешком через Лысую гору. В течение недели он жил в школьном интернате.
После окончания школы поступил в Куйбышевский энергетический техникум, который успешно закончил.
Осенью 1977 года его призвали в армию в Венгрию, в город Будапешт. Михаил писал письма домой, рассказывал о службе и своем экипаже в составе 5 человек. В те годы быть танкистом было не менее престижно, чем летчиком или военным моряком. Сотни тысяч советских мальчишек мечтали о службе в новом роде войск, казавшемся столь интересным и впечатляющим по сравнению с «традиционной» пехотой.
Танец «Самый любимый» (исполняют Л.В. Тягур и Л.В. Янкина — выпускницы Поливановской средней школы 1994 года.)
Артем: Запомнился допризывный ноябрь. В сельсовете Михаилу вручили повестку: «Необходимо явиться в райвоенкомат с вещами и с трехдневным запасом питания для отправки в советскую армию».
В семье по традиции устроили вечер-проводы. В армию провожали, вином угощали, напутствия какие-то говорили, желали счастливой службы. Потом уселись в фургон колхозный на душистое сено, и повез будущего солдата водитель к месту назначения и сосредоточения, в Барышский райвоенкомат.
Михаил писал другу Геннадию Сайгину в своем письме: «А кого вы здесь представляете?» — спрашивали венгры. Мы отвечали: «Мы представители Великого СССР». Быть таковыми — почетно и ответственно. Выдержу ли? Мне 18, кому чуть больше. Так хочется встречаться с девушкой… А мы местных красавиц не видим, они за забором».
В Венгрии служба материально стимулировалась. Солдатам платили и филлерами, и форинтами, и нашими рублями. А в Будапеште можно на них приобрести было швейные изделия, много изделий, продукты. На месячное довольствие солдата можно было купить хорошую рубашку.
И опять из письма другу Михаилу Сайгину: «Политзанятия у нас играют большую роль. На них капитан всегда подчеркивал особенность нашего поведения за границей. По нему венгры судили о нас — русских, о России.
Занятия часто проводятся в поле, в любую погоду, днем и ночью, мне нравиться обнаруживать под снегом рвы, ямы, минные поля, водить свой танк при глубоком снежном покрове, преодолевать обледенелые скаты высот. С нами, механиками-водителями проведено учение по эксплуатации техники зимой. Скоро домой! На Новый год точно встретимся!»
Сценка «Рассказ танкиста» (А.Твардовский.) Исполняют учитель Романов А.Ю. и учащийся 6 класса Кутковой С.
Танкист:
Шёл бой за улицу.
Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит – не выглянуть из башен, –
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай, за каким домишкой
Он примостился, – столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка.
Парнишка:
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал… Я подползал, они вон там, в саду…
Танкист:
Да где же? Где?
Парнишка:
А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Танкист:
Что ж, бой не ждёт.
– «Влезай сюда, дружище!» – И вот мы катимся к месту встречи.
Стоит парнишка – мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.
Парнишка:
Вот здесь.
Танкист:
И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал:
– Спасибо, хлопец!
– И руку как товарищу пожал…
Был трудный бой.
Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
Артем: Совсем немного осталось до конца службы. Как и все солдаты, Михаил начал оформлять альбом «Памяти моей службы в танковых войсках посвящается (1979-1981)», готовил подарки родным. Сестрам он уже купил шифоновые шарфики, а матери платок с видом города Будапешт, который она так ни разу и не надела. Он хранится до сих пор.
В жизни всегда есть место подвигу.
Третьего декабря 1980 года, за месяц до окончания срочной службы, погиб механик-водитель танка Михаил Васильевич Родионов, наследник боевой славы своих односельчан из Мордовской Темрязани, фронтовиков-танкистов Лаврентия Федоровича Романова и Андрея Илларионовича Сайгина.
Родионов ликвидировал пожар в боевом отделении танка и, заняв место наводчика, прямым попаданием поразил наиболее опасную для колонны позицию противника. Танкист до последнего снаряда прикрывал выход колонны из зоны обстрела. Михаил вывел из ангара в безопасное место горящую крепость на гусеницах и ценой своей жизни спас товарищей, другие боевые машины.
Песня «Я ухожу…» под гитару исполняет Романов А.Ю.
Я ухожу, сказал мальчишка ей сквозь грусть
Ты только жди, я обязательно вернусь
И он ушёл, не встретив первую весну
Домой пришёл, в солдатском цинковом гробу.
Рыдает мать, и словно тень стоит отец
Для них он был, для них он был ещё юнец.
А сколько их, не сделав в жизни первый шаг
Домой пришли в солдатских цинковых гробах.
Когда-то он, с одной девчонкою гулял
Дарил цветы, и на гитаре ей играл
И даже в миг, когда на белый снег упал
Он имя той девчонки кровью написал.
Развеет ветер, да над могилой серый дым
Девчонка та, уже целуется с другим
Девчонка та, что обещала подожду
Растаял снег, исчезло имя на снегу.
Он до рассвета, всего лишь часа не дожил
Упал на снег, и грудью родину закрыл
Упал на снег, не в дни войны а в мирный час
И для него, весны рассвет на век погас.
Я ухожу, сказал мальчишка ей сквозь грусть
Ты только жди, я обязательно вернусь
И он ушёл, не встретив первую весну
Домой пришёл, в солдатском цинковом гробу.
Инсценировка «Реквием» (Р. Рождественский). Исполняет Мария Нестерова — директор дома культуры, выпускница нашей школы).
Ой, зачем ты,
солнце красное,
все уходишь —
не прощаешься?
Ой, зачем из армии,
сын, не возвращаешься?
Из беды
тебя я выручу,
прилечу
орлицей быстрою…
Отзовись,
моя кровиночка!
Маленький.
Единственный…
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
чтоб заплакать
над могилою…
Не хочу я
ничегошеньки —
только сына
милого.
На чужбине моя ластынька!
За горами —
за громадами…
Если выплаканы
глазыньки —
сердцем
плачут матери.
Белый свет
не мил.
Изболелась я.
Возвратись,
моя надежда!
Вдруг ошибка телеграмма та?
Зернышко мое,
Зорюшка моя.
Горюшко мое,—
где ж ты?
Песня «Молитва» (исполняет Артамонова Н.А., выпускница школы.)
Матушка за сына, на коленях молится.
Огонек лампады теплится.
И светлеет лик Богородицы.
Ты, царица – матушка, вечная заступница.
Сбереги, сыночка милого.
Стань ему незримой спутницей.
Припев:
Землю лаская, ночь поет колыбельную.
В небе бескрайнем, Бог рождает зарю.
Будет Пасха светлою, будет нива полною.
Сын вернется к старой матушке.
Во святую, Русь – православную.
Припев:
Землю лаская, ночь поет колыбельную.
В небе бескрайнем, Бог рождает зарю.
Матушка за сына, на коленях молится.
Огонек лампады теплится.
И светлеет лик Богородицы.
Огонек лампады теплится.
И светлеет лик Богородицы.
Даша Филиппова (10 класс) читает стихотворение:
Трудно верится в это горе,
Что средь нас больше нет тебя.
И из армии ты не вернешься,
Вместе с нами не посмеешься,
А ведь ты так любил смеяться.
И шутил ты всегда безобидно,
И слов грубых как будто не знал.
И по этой причине, наверно,
Было много друзей у тебя.
Мы на службу тебя проводили
И не думали, что через год
Ты отдашь свою жизнь молодую,
Выполняя солдатский свой долг.
Больше сердце в груди не забьется,
Навсегда ты теперь молодой…
Пусть же в памяти остается
Смех веселый твой, озорной!
2 ВЕДУЩИЙ: Верный присяге, убеждённый в том, что защищает интересы Родины и оказывает дружественную помощь соседнему народу, он лишь выполнял воинский долг.
Монолог в исполнении Леванюк Г.С. (сельский библиотекарь, выпускница школы.)
«Он у меня маленького роста был» (Светлана Алексиевич.)
– Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, вес – два килограмма, рост тридцать сантиметров. Боялась в руках держать…
Прижму к себе:
– Мое ты солнышко…
Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили. Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп-шлеп, шлеп-шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают. Он их собирает:
– Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает.
– Мое ты солнышко.
Игрушки любил военные. Дарила ему танк, автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому.
– Я солдат… Я солдат…
– Мое ты солнышко… Поиграй во что-нибудь мирное.
– Я – солдат…
Идти в первый класс, не можем нигде купить костюм, какой ни примеряем – он в нем тонет.
– Мое ты солнышко…
Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил: «Пришлите все свои фото: МАМА, папа, сестренка. Я уезжаю…»
Куда уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, МАМА, не плачь, наша броня надежная».
– Мое ты солнышко… Наша броня надежная…
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Надела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть. Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит?
Первым пришел капитан из военкомата:
– Крепитесь, мать…
– Где мой сын?
– Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
Я осела на пол:
– Мое ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана:
– Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный. А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик. Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучалась в гроб:
– Мое ты солнышко! Мое ты солнышко!
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:
– Мое ты солнышко…
Алексеева М.Ю. (учитель) читает стихотворение:
– Давным-давно, в восьмидесятых,
По радио услышала слова.
А слов-то тех запомнилась лишь строчка:
«Не для войны я сына родила!»
Запала в душу мою эта строчка:
«Я сына родила не для войны!»
И у меня есть сын, еще есть дочка,
Так пусть не знают этих слов они.
Не для войны рожала я детей,
Не для войны растить я буду внуков!
Так хватит уж страданий матерей,
Что выплакали слезы все в разлуках!
А по Земле шагает 21 век.
Но актуальной остается эта строчка.
Страдает мое сердце, ты поверь,
Когда потери есть в горячих точках!
Много лет прошло, но до сих пор,
Я, как молитву, повторяю эту строчку:
«Не для войны я сына родила!»
А у меня есть сын, еще есть дочка!
Танец «Прощание» исполняют Чирков Артем и Чиркова Вера (танцевальный дуэт «Аве», хореограф Базуева Е.В.)
1 ВЕДУЩИЙ:
Болью невыплаканной материнской любви,
Болью отцовской скорби,
Болью недолюбившей невесты,
Болью светлой памяти друзей,
Болью не родившихся детей
Пусть озарится его имя.
2 ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята, учителя и все присутствующие на нашем мероприятии! Пусть всех нас объединит память о соотечественниках, жизнь которых оборвалась так внезапно! Никто не забыт и ничто не забыто!
И в эти трогательные минуты, каждый из вас держит в своих руках не просто свечу, а свою память и скорбь, в этот миг задумайтесь о наболевшем, о той нестерпимой боли, которую испытала страна и люди.
1 ВЕДУЩИЙ: Вспомните своих близких: дедов, прадедов, всех, кто отдал свой долг на благо нашей Родины. Ведь нет в России ни одной семьи, которую бы не затронула Великая Отечественная война.
Минута молчания на фоне песни «Зажгите свечи». Все присутствующие зажигают свечи.
Стихотворение «Памяти танкиста Михаила Родионова» (автор Арапова Л.А.), читает Артем Чирков:
По всей Руси декабрь да снег,
Пригоршни зимней стужи.
Никто не знал, что человек
Оставит миру душу.
В селе обычный парень жил.
И осенью пошел в солдаты.
Танкистом в Венгрии служил
И вроде было все, как надо.
Устройство танка познавал,
Стрелял и управлял машиной.
И неполадки устранял,
Любил свою «махину».
Он не успел осуществить
Свои мечты и планы…
Ему бы жить! Лишь начал жить…
И не было изъяна.
Всё позади: тетради лист,
Училище, друзья, родные.
Ты, Михаил, теперь танкист,
С тобой машины боевые
Учился жить и воевать,
Ошибкам в армии нет места.
А дома сёстры, дома мать,
Но только жаль, что нет невесты…
Здесь Михаил учебный бой
В ожесточённой схватке принял.
И знать, начертано судьбой
В веках прославить свое имя.
Летели дни, летел танкист,
Встречая свой рассвет.
Жизнь, словно белый чистый лист,
И только … двадцать лет (ему лишь.)
Военной поступью зима
Всё шла и вдруг остановилась.
Бой был таким, что тишина
За тридевять земель укрылась.
Горит! Наш танк уже горит!
«Эй, поворачивай оглобли!»
Солдатам Михаил кричит.
Геройству час, как видно, пробил.
Снаряд! Ещё снаряд! Дышать
От дыма в танке просто нечем.
А ему надо устоять,
Об отступленье нет и речи.
Пустые гильзы, дым и взрыв.
Здесь утро не несёт рожденья.
И нет войны… А он не жив…
Не дай нам, боже, повторенья.
За кромку серых туч рвались
Лучи спасительного света.
Всё очень близко: смерть и жизнь,
Всё очень страшно: был и нету.
Вот парни стали отходить,
Их танк уж яростно дымится.
Бой приутих. «Эх, закурить,
Как закурить охота, братцы».
Но вдруг удар броню потряс,
И танка содрогнулась сила.
Молитва матери в тот час
Не сберегла, не защитила.
Декабрьский снег к земле припал,
Ночь вытекла стрельбой и кровью.
А наш земляк Героем стал,
Герой с расстрелянной любовью.
А сестры выплачут глаза,
А маму Христю скрутит горе.
Не мог он отступить назад!
Не мог.
Да кто ж об этом спорит?
Течёт речушка за селом,
А с жизнью Михаил расстался.
И опустевший стоит дом,
Лишь цвет малиновый остался.
Нет сына. Не приедет брат…
Гроб цинковый открыли дома…
Бойцы расскажут, как солдат
Погиб. Плач матери и стоны.
На сельском кладбище в цветах
Танкиста нашего могила.
Здесь покоится боль и прах.
На кресте — фото Михаила.
Стоит такая тишина…
Так берегите ж её, люди.
Ведь это не была война…
Директор школы Чиркова Н.А.: Подводя итог нашего мероприятия, мы можем сделать следующие выводы. Давно отгремела Великая Отечественная война, восстановлены города, сёла, возведены памятники героям – солдатам, которые победили фашизм. Нельзя вернуть погибших на фронте и в тылу, во время мирной службы, нельзя залечить раны в душе родственников, но увековечить память об этих героях можно.
Если каждый житель нашего поселка с детских лет будет интересоваться и знать историю своего села, поселения, историю своей улицы, школы, то он будет передавать эту информацию из поколения в поколение, что привьёт интерес к истории своего родного края и любви к нему.
Наша творческая группа проявила любознательность, интерес к истории родного поселка, стремление к самостоятельному поиску. Подготовительная работа обеспечила историческую преемственность поколений, создала условия воспитания начал патриотических чувств обучающихся школы, способствовала объединению, взаимному уважению учителей, детей, родителей. Все это способствовало формированию у обучающихся нравственных и патриотических качеств человека, уважения к героическому прошлому нашего поселения. Знание и понимание исторического прошлого родного края позволило лучше понять и осознать, что мы с вами являемся частичкой нашей малой и большой Родины.
Наши земляки, наши односельчане отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Заключение
1 ВЕДУЩИЙ: В современной России несомненно есть люди, которые могут служить примерами для всех, в том числе и для школьников.
О подвигах, совершенных людьми в настоящее время в СМИ очень мало информации, она не систематизирована, мало источников, поэтому наше мероприятие перспективно, его можно продолжать разрабатывать в различных направлениях, например, «Боевые подвиги», «Геройские поступки девушек»; «Дети-герои».
В ходе работы над сценарием мы не только нашли информацию о героях современной России, а именно о героях-ульяновцах, но и научились находить нужную информацию в информационном поле, отбирать её по заданным признакам.
2 ВЕДУЩИЙ: По результатам работы мы создали видеоролик «Даже не был я знаком с парнем, обещавшим: «Я вернусь, мама…»
Мы очень надеемся, что подрастающее поколение проявит интерес к истории своего края, будет изучать фонд библиотек на предмет наличия произведений о героях-земляках, героях Великой Отечественной войны; расширят кругозор по краеведению; повысят свою коммуникабельность; станут порядочными гражданами своей страны, будут иметь развитое чувство достоинства, патриотизма.
Список использованной литературы:
Материалы из личного архива семьи Родионовых.
Районная газета «Барышские вести» (декабрь 1979 года)
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Предс. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев —
Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 8795382.
Катуков, М.Е. 1-я гвардейская танковая бригада / М.Е. Катуков // Битва за Москву / сост. К.И. Буков и др. – М., 1985. – С. 191-214.
Кирилин, Е. Подвиг танкиста / Евгений Кирилин // Краевед : сб. материалов № 3. – Серпухов, 1985. – С.69-72.
Корнеев, Н. Улица Лавриненко / Николай Корнеев // Серпух. вести. – 2010. – 8 мая. – С. 10.
Кто был кто в Великой Отечественной войне. Люди. События. Факты: кратк. справ. – М., 1995. – С. 146.
Евгений Шурмелёв «Капельки России» (Ульяновск, 2013 год).
Музей Памяти 1941-1945 Статья экскурсовода Е.А. Шурмелева.
Танкисты. «Мы погибали, сгорали…» — Артем Драбкин.
Танкист живет три боя. Дуэль с «Тиграми» — Юрий Корчевский.
Историческая литература. Танкисты Великой Отечественной (сборник) Дмитрий Лоза
Интернет-ресурсы:
Источник: www.nationaljournal.ru
Источник: http://nikolay-siya.livejournal.com/559461.html
Источник: http://back-in-ussr.com/2016/11/obrazec-stoykosti.html
Источник: http://armor.kiev.ua/Battle/WWII/lavrinenko/
Каждый из нас слышал это страшное слово — война. Наверное, трепет перед ним находится у нас на генетическом уровне, ведь совсем недавно наши предки столкнулись с ней лицом к лицу.
Великая Отечественная война стала одним из самых страшных событий за всю историю человечества. Сколько невинных людей погибло ни за что! Сколько юных героев бросало свои тела на амбразуру, чтобы защитить мирных жителей!
Память о погибших, о страшных событиях прошлого живет до сих пор.
Ребенок впервые узнает о той страшной войне от своих родителей. В дальнейшем его знания дополняют учителя. В каждой уважаемой себя школе постоянно проводятся классные часы, посвященные героизму нашего народа.
В каждом городе вы без труда найдете мемориалы, на которых изображены герои того времени, а может и просто сборные образы «неизвестного солдата» или «матери-героини».
Всё это призвано сохранять в людях память о тех страшных временах. Последующие поколения должны чтить тех, кто подарил им жизнь. Ведь если бы наши предки не закрыли своими телами нашу родную землю, нас могло бы и не быть.
Говорят, что война приходит через поколение. С момента окончания Великой Отечественной войны сменилось уже несколько поколений, а над нами продолжает ясно светить солнце, а в воздухе слышны трели птиц, а не грохот взрывов. И я хочу, чтобы так было и в будущем!
Люди воют из-за абсолютно глупых, на мой взгляд, вещей. К чему все деньги, власть, территории, если это стоит миллионов человеческих жизней?
Долг каждого человека хранить и приумножать память о войне, чтобы не допустить подобного впредь.
В будущем каждый из нас станет родителем, и я призываю своих ровесников, донести до своих детей то, что рассказывали в детстве вам. Несмотря на всеобщие усилия, память с течением времени потихоньку гаснет, но того не должно случится.
Но это всё будет еще не скоро, а пока всё, что мы можем сделать — это оказывать посильную помощь ветеранам. Их осталось уже слишком мало. К сожалению, государство не заботиться о них должным образом, но, это в наших силах — улучшить их существование. Люди, которые боролись за нашу с вами свободу, не должны заканчивать свои дни в нищете.
Помните про подвиг наших предков, про страшное прошлое нашей Родины. Помните и передавайте эту память следующим поколениям, чтобы не допустить больше повторения подобного ужаса.