Герои помощники в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс

  • Распредели героев сказки «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по группам.
    Положительные герои:

    Отрицательные герои:

    Герои-помощники:

    Нейтральные герои:

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      maxhogan263

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    3 минуты назад

    Все способы получить из гидроксида воду

  • geometriya
    Геометрия

    3 минуты назад

    Задача по математике 9 класса, пожалуйста помогите

  • istoriya
    История

    5 минут назад

    в чем отличие вассалитета от государственного подданства

  • literatura
    Литература

    8 минут назад

    Срав-ная ха-ка По Тарас бульба

  • algebra
    Алгебра

    13 минут назад

    Алгебра 9 класс

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Урок
29.
 Помощники царевны. Народная мораль, нравственность
20.11.2017г.

Автор, разработчик: Тоноян Н.П., учитель
русского языка и литературы МБОУ «ЗСШ»

Предмет: Литература. Авторы УМК: В.Я.
Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс: 5 класс

Тип урока: урок комбинированного строения

Цель: формирование основ читательской культуры как
части общей культуры человека.      Задачи:                                                                                                                     
Образовательная – продолжить знакомство учащихся с
творчеством А. С. Пушкина; познакомить с понятиями мораль и нравственность;
совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести
беседу.                                                                                                                      Развивающая
– создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений
анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими
понятиями.                                                                                                                          Воспитательная
– воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы
и педагогические технологии:                                                                                                                       
-технология
уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В.
Фирсов),

 -компьютерные
(новые информационные) технологии обучения (презентация),

-технология
развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова,

 -групповые
технологии (В.К. Дьяченко),

 -педагогика
сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой),


объяснительно-иллюстративный метод,

— проблемный метод.

Планируемые
результаты
:                                                                                                                 
– предметные – создать условия для
интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить
приемам анализа литературного произведения;

– метапредметные –
создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой
компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации
для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в
устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать
деятельность, работая с разными источниками информации;

– личностные 
формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики
персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в
литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности;
воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях

Формировать УУД:                                 
                                                                        Личностные:                                                                                                                                        
– формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения;                    
 познавательный интерес;                                                                                                                   
–  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.          Регулятивные:                                                                                                                                        
–  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;                                            
–  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

–  вносить необходимые коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.               
                                          Коммуникативные:                                                                                                                                  
 слушать и понимать речь других;                                                                                              –
оформлять свои мысли в устной форме;                                                                                                
–  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения,
общения и следовать им.                                                                                                  
Познавательные:                                                                                                   
                              –  ориентироваться в своей системе знаний;                                                                                     
–  осуществлять анализ объектов;                                                                 
                                     –  находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях;                                                                  
–  преобразовывать информацию из одной формы в другую;                                            
            –  составлять ответы на вопросы.

Ход урока:

1)     
Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности.

2)     
Этап актуализации и пробного учебного действия.

1.     
Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.

— Что такое рифма? Как
рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Эпизод шестой. «И молва
трезвонить стала…»

— Какую картину вы представляете, читая
строки:

И молва трезвонить стала:

Дочка царская пропала!

— Где вы уже встречали слово тужит?
Подберите синонимы.

Эпизод седьмой. «И царевна
очутилась // В светлой горнице…»

— Что делает царевна, оставшись одна в
лесу?

— Почему автор называет жилище богатырей
не домом или избой, а теремом?

Терем —
дом в виде башни в Древней Руси.

— Как вы понимаете слова и выражения подворье,
горница, подбираясь, взялася за кольцо
?

Горница —
чистая половина крестьянской избы.

— Что увидела царевна на подворье и в
горнице?

— Почему девица решила, что тут «люди
добрые живут»?

— Что сделала в доме царевна?

Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение
работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не
только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.

— С какой интонацией мы будем читать этот
эпизод?

3) Этап локализации индивидуальных затруднений

Эпизод восьмой. «Входят семь
богатырей…»

— Как вы представляете себе богатырей?

— Почему к незваному гостю обращается
старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям
только после слов, обращенных к девице (Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература:
5 класс: методические советы. — М.: Просвещение, 2002. — С. 58—59). Но возможно
и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду,
что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и
богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших
установленные ритуалы, общество просто отвергало.)

Обратим внимание на неторопливое и
ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.

Эпизод девятый. «И царевна к
ним сошла…»

— Что сказала братьям царевна?

— Как вы понимаете слова:

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали…?

Речь княжеская и царская очень сильно
отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним
пожаловал.

— Как принимали богатыри свою гостью? Как
вела себя царевна?

Богатыри ей воздали честь как смогли.
Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на
подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может
делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на
лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).

— Найдите в этом отрывке слова и
выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?

Ученики назовут «хозяям», «что-де»,
«звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она…»,
«светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень,
подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в
тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.

Эпизод десятый. «А царевна
молодая // Все в лесу…»

— Как проводят дни богатыри?

В классе у внимательных учеников может
возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими
черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу
с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный
вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.

— Что ценит царевна в богатырях?

— Как вы понимаете строки: «Им она не
прекословит, // Не перечут ей они»?

Со словами прекословит и перечут проведем
словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.

Эпизод одиннадцатый. «Братья
милую девицу // Полюбили…»

— Как братья сватаются к царевне? Почему
речь опять держит старший брат?

В речи старшего брата мы видим ритуальную
формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным
товаром, сватов с купцами.

Эпизод двенадцатый. «Как мне
быть? Ведь я невеста…»

Царевна отвечает так, как может отвечать
на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством.
Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на
напевность и ласковое обращение к богатырям.

— Почему царевна не может выйти замуж за
одного из братьев?

— Вспомним: «Сват приехал, царь дал
слово…»

— Как вы понимаете слово удалы!

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений

Эпизод тринадцатый. «Спрос не
грех. Прости ты нас…»

Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос
не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями:
«…отказ мой не вина».

Ученики понимают, что в сказке они имеют
дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие,
свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему
царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей,
известить о себе отца и жениха?

Предположим, что она вернется туда одна и
разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться
до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.

Царевна могла бы опереться на поддержку
семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает
поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив
про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.

Эпизод четырнадцатый. «Между
тем царица злая…»

— Почему перед зеркальцем царица «забыла
гнев»?

— Как царица узнала, что царевна жива?

— Царевна жила «без всякой славы», почему
же царица не могла оставить ее в покое?

— Чем угрожала царица Чернавке?

Рогатка —
это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.

— Какие редкие или простонародные слова и
выражения вам встретились в этом отрывке?

Отметим «дулась», «хватилась», «правду
доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася»,
«…положила иль не жить…».

— Какие черты к портрету царицы добавляет
выражение: «И царица налетела // На Чернавку…»?

— С какой интонацией вы прочитаете реплику
царицы, обращенную к Чернавке?

5) Этап включения в систему знаний и повторения.

Эпизод пятнадцатый. «Раз
царевна молодая…»

Этот эпизод является кульминацией всей
сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как
прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит слово черница (дети
иногда думают, что черница — это Чернавка).

Черница —
монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились
слова чернецчерница).

— Как царевна обращается к чернице, к псу?

— Почему пес бросался на черницу? Как он
хотел спасти царевну?

Готовясь к выразительному чтению отрывка,
вспомним, что такое ритм.

В «Сказке о мертвой царевне…» —
чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных
частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью
прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм
при описании яблочка:

Оно

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто медом налилось!

Возьмем другой отрывок:

Вбежав,

Пес на яблоко стремглав

С лаем кинулся, озлился,

Проглотил его, свалился

И издох.

Ритм этого отрывка быстрый, стремительный,
отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов
подряд. Это соответствует содержанию текста.

— Найдите другие строки, в которых ритм
убыстряется благодаря употреблению глаголов.

— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной
к сказке (с. 102)? Почему?

6) Этап обобщения затруднений

Эпизод шестнадцатый. «…Не
досталась никому, // Только гробу одному»

— Как вы думаете, почему пес бросился на
яблоко и проглотил его?

— Почему богатыри не сразу решились
похоронить царевну?

Отметим различную динамику этого отрывка:
быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую
замедленность, которая передает печаль богатырей.

Продолжаем работу с лексикой сказки,
отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать
оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».

— С какой интонацией звучат прощальные
слова старшего богатыря?

При выразительном чтении передадим
торжественность и печаль прощальной речи.

7) Этап обобщения изученного на уроке

Давайте сделаем вывод: в
каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она.
Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили? (МАЧЕХА)              Эпизод
семнадцатый. «В тот же день царица злая…»
                                                               
—  Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит
зло?                   — Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА
ПОБЕЖДАЮТ)              — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам
милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй,
значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)

8) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

-Заинтересовала вас тема?

-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?

— Выставьте отметки друг другу.

— Чем запомнится вам сегодняшний урок?

9) Этап конструирования собственной деятельности

Домашнее задание

Озаглавить эпизоды до конца сказки.
Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору
учащихся).

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение о
музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема « Герои сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

 Цели: обучать грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные позиции на определение истинной  красоты; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

Личностные. Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красоте человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

1. Вступительные слова детей. Подготовка к восприятию художественного произведения.

1. Слайд 1 «У лукоморья дуб зелёный»  

2. Слайд 2  «О стихах Пушкина»

3. Слайд 3   «Люблю я Пушкина творенье»

Слово Учителя.

 Мы вступаем в волшебный мир литературы посредством сказок. И конечно, нет такого человека, которому не знакомы  сказки А. Пушкина. Ребята приготовили рисунки по любимым сказкам.

Сколько сказок написал А. С. П.?   Перечислите.    Много печатается разных книг. Ребята сделали выставку пушкинских сказок.

2.  Оформление доски – обратить внимание на рисунки и выставку книг.

3.  Сегодня мы будем говорить о героях сказки

 А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  Слайд 4 Слово ученика

 Пушкин записывал сказку со слов своей няни Арины Родионовны.

Стихотворение о няне.

   В основе этой сказки тоже лежит народная сказка, рассказанная няней. Вот одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой, убирает его. 12 братьев приезжают: «Ах, — говорят, — тут был кто-то, али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать али сестра…»

…Мачеха её приходит в лес под видом нищенки — собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне красивую рубашку, которую та, надев, умирает…»

4. Работа с художественным текстом.

 Назовите признаки народной сказки, кот. можно увидеть в сказке Пушкина.

Зачин

Троекратные повторы ( Елисей трижды обращался за помощью)

Волшебство, волшебные предметы.

Добро побеждает зло

Назовите героев сказки.

Царица

Как  царица-мачеха появилась в сказке? (У царя умерла жена и царь женился на другой.)

Подтвердите ваши высказывания словами из сказки.

Уч-ся читают отрывок: стр.78 по ролям.

Каким волшебным предметом обладала царица? Зеркалом.

 Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.)

Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.)

Когда изменилось положение царицы?

Когда подросла царевна.

Когда царица в очередной раз обратилась к зеркалу, что она услышала в ответ?

Стр.80 ( по ролям)

– В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»?

К чему привела чёрная зависть в сказке? (царица решила погубить царевну)

Сколько раз она пыталась избавиться от царевны? Расскажите.

Во второй раз она использует волшебный предмет. Какой ?

Помогли Царице волшебные силы?  Отчего умерла царица?

 ( От тоски, от зависти, от злобы).

Царевна

– Найдём в тексте, как говорит поэт о царевне. Стр.79

С чем сравнивает Пушкин царевну? О чем говорят «расцвела»

С цветком, с ромашкой, так как нежная.

Назовите качества, свойства души  молодой царевны.

Простота, скромность, послушность, доброта, отзывчивость, преданность.

Как спаслась царевна от гнева мачехи? (Чернавка пожалела и отпустила её)

Кто помог царевне, кто приютил её в своём тереме?

(семь богатырей)

7 богатырей

Прочитайте о них стр. 82, 84

Почему братья – богатыри полюбили царевну? (скромная, вежливая, трудолюбивая)

 Почему царевна отказывается от предложения стать женой одного из братьев?

( любит своего жениха)

Королевич Елисей

Как вёл себя её жених – королевич Елисей? Какие качества характера помогли добиться своей цели и оживить невесту?

Настоящая любовь, преданность, храбрость, выносливость, находчивость.

Спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи

К каким волшебным помощникам обращался царевич Елисей?

Прочитаем диалоги.

Стр. 90 Солнце

Стр. 90-91 Месяц

Стр. 91-92 Ветер

Это возвращает нас к народным сказкам, в которых герои часто обращались за помощью к силам природы.

4. Подведём итог урока.

Как можно разделить героев сказки по их поступкам? Положительные, отрицательные, волшебные предметы.

Какие качества отличают положительных героев?

5. Пусть каждый выберет героя и  расскажет о внешности , чертах характера, поступках.

6. Домашнее задание стр. 94 вопрос 14.

  • Герои народных сказок похожие на илью муромца
  • Главная мысль рассказа робинзон крузо
  • Герои народных сказок в оценке писателей 5 класс
  • Главная мысль рассказа рикки тикки тави
  • Герои калмыцкой сказки пугачева