Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают в обществе высокое положение

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 51-53

Читаем древнерусскую летопись

1. Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок сумел переплыть Днепр и рассказал воеводе Претичу о тяжелом положении осаждённых.

Воевода сказал печенежскому князю, что за ним идут во множестве силы Святослава. Тот испугался и снял осаду.

2. Обратите внимание на повторяющиеся союзы «И», «А». Какую роль они играют в тексте?

Эти союзы придают тексту напевность, музыкальность.

3. Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается призывом к Святославу позаботиться о родной земле. Автор хотел подчеркнуть необходимость беречь родную землю, а не думать о землях чужих.

Автор любит родной народ и не хочет, чтобы ему было плохо. Он видит в князе единственного заступника, опору. Он восхищается смелостью отрока и хитростью воеводы.

Размышляем о героях литературы древней Руси

1. Какое положение занимают герои прочитанного вами летописного рассказа?

Отрок был обычным воином, дружинником. Он не занимал высокого положения, но был храбрецом, «иерархом духа».

Претич был военачальником — воеводой. Князь Святослав был правителем Киева. Они занимали высокое положение.

2. Как вы понимаете слова Лихачёва «Мы должны быть благодарны сыновьям нашей великой матери — Древней Руси»? За что мы должны быть благодарны и как это может проявиться?

Мы должны быть благодарны им за то, что они сумели сберечь нашу Родину, отстояли её от врагов. А благодарность наша должна выражаться, прежде всего, в памяти об их подвигах. А также в том, чтобы продолжать их дело, беречь Родину от врагов так же, как это делали они.

3. Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока служить современности?

Это повествование может служить примером для современных молодых людей. В нём показывается, как надо действовать в минуту грозной опасности для Родины: забывать о себе и действовать решительно и смело.

Обогащаем свою речь

1. Вспомните, какими словами начинается повествование о подвиге отрока-киевлянина.

В лето 6476 (968) пришли впервые печенеги…

2. О чём говорят первые слова этого повествования?

Эти слова говорят, что в то время использовалось летоисчисление от Сотворения мира параллельно с летоисчислением от Рождества Христова.

Также в первых словах говорится о вторжении печенегов и осаде Киева.

3. Прочитайте диалоги с отроком? Что для них более характерно (краткость, напевность и т.д.)? Какие ещё особенности повествования вы заметили?

Для этих диалогов характерна краткость:

— Я пройду.

— Иди.

Повествование очень конкретное, в нём нет описательного элемента, почти отсутствуют прилагательные.

4. Как вы понимаете слово отрок? Составьте предложение с этим словом.

Отрок — это младший дружинник. Сейчас так называют юношей.

Примеры предложений:

Князь подозвал отрока и передал ему колчан со стрелами.

Отрок не выучил урока и получил двойку.

5. Подерите синонимы к словам отрок, осада, дружина.

Отрок: дружинник, юноша, молодой человек, новичок.

Осада: окружение, блокада.

Дружина: рать, войско, полк.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите репродукцию картины Иванова «Подвиг молодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя?

Я представляла героя более одетым. Это молодой человек, с длинными чёрными волосами, подвязанными в пучок. Он невысок, но крепок. В руках у него была уздечка.

Он должен был немного походить на печенегов, раз те принимали его за своего.

2. Какие краски использовал художник? Какие особенности ситуации и характера героя ими передаются?

Художник использовал мрачные тёмные, почти чёрные краски. Они передавали напряжение ситуации, угрозу.

Чёрной вражеской силе противопоставлен светящийся отрок, он словно луч света, который прорезает мрак. И красная полоска ткани символизирует надежду, это как флаг, с которым идут в бой.

Пример сочинения по картине Иванова «Подвиг молодого киевлянина» для 5 класса

На полотне Александра Иванова изображён драматический момент истории, нам знакомый по летописи «Подвиг отрока-киевлянина».

Печенеги осадили Киев и защитникам грозила смерть. Но юный отрок вызвался обмануть печенегов и добраться до другого берега Днепра, где располагались отряды воеводы Претича.

Юноша побежал через лагерь печенегов, а достигнув берега, скинул одежду и бросился в воду.

Именно этот момент выбрал для своей картины художник. На первом плане мы видим отрока, который уже пробежал весь лагерь и даже сразил нескольких врагов, лежащих у его ног. Сейчас он бросится в воду. Полоска алой ткани развивается перед ним, как флаг.

Отрок кажется символом свободы, символом борьбы и мужества. Он решительно пренебрегает опасностью, ведь речь идёт не о его жизни, а о жизни всех киевлян.

Вокруг отрока простирается мрак, из которого художник выхватывает отдельные фигуры печенегов. Мрак не в силах остановить бег отрока, а вдали у горизонта солнечные лучи уже окрашивают небо.

Это символ возрождённой надежды. Отрок справился с трудным заданием и для киевлян появилась надежда. Она придёт с другого берега, с востока, где стоят рати воеводы Претича.

Это удивительно динамичная картина, полная символов и знаков. Она производит очень сильное впечатление и вызывает подъем патриотизма.

Фонохрестоматия

1. Вы прослушали рассказ о тревожных событиях, угрожавших Киеву разорением. Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, не дают воли чувствам. Как вы думаете почему?

В этом отличительная особенность летописи, как жанра литературы. Она бесстрастно излагает факты и этим напоминает научно-позновательный текст из энциклопедии.

2. В одном месте спокойное повествование прерывается взволнованным обращением к Святославу. Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Эти строки выражают личную позицию автора летописи. Они передают его чувства. А потому и отличаются совершенно другим тоном, эмоциональным. 

Актёр подчеркивает боль автора и его переживания о судьбе Родины.

3. Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Главная мысль этого произведения в том, что нужно защищать Родину, а не думать о чужих землях.

Эту мысль автор сам выражает в своём эмоциональном призыве к Святославу.

4. Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о подвиге отрока-киевлянина.

Диалог читателей о подвиге отрока-киевлянина для 5 класса

— Кто такой отрок из этой летописи?

— Я думаю, что это младший дружинник, который остался в Киеве охранять княжну.

— Почему он вызвался идти, хотя знал, как это опасно?

— Отрок понимал, что если не передать весть Претичу, то все в Киеве погибнут. Он хотел спасти людей.

— И он совершил подвиг. А ты заметил, какие качества при этом продемонстрировал отрок?

— Да. Он показал безумную храбрость и решительность. Он проявил находчивость и целеустремлённость. И он трезво оценивал свои силы. Он знал, что способен переплыть Днепр.

— А если бы отрок погиб?

— Я думаю, обязательно нашёлся бы кто-то ещё, кто довёл бы его дело до конца. Тем более, что пример отрока воодушевил бы людей.

— Я тоже в этом уверен.


Тема: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора
в летописи. «Прошлое должно служить современности!» (Д. С. Лихачев)

Цель: объяснить связь
фольклора с летописью; раскрыть значение слов Д.С. Лихачева

Ход
урока

      I. «Подвиг
отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи

      Составление цитатного плана
      Обучаем пятиклассников составлять план.
Чтобы пересказать текст с соблюдением стилистических особенностей, лучше всего
опираться на цитатный план.
      Цитата — точная выдержка
из какого-нибудь текста.
      Объясним, что цитата заключается в кавычки.
Если берется отрывок предложения с начала предложения, то ставим многоточие в
конце; если берем отрывок не с начала, то ставим многоточие и начинаем со
строчной буквы. Эти правила надо подробно объяснить детям, чтобы потом избежать
переучивания.
      Перечитывая летописное повествование, дадим
детям почувствовать, что рассказ ведется спокойно, так, как звучит разговорная
речь. Сравним дату, к которой приурочен летописный рассказ об осаде Киева
печенегами (968 год, т. е. X век), и дату составления первого летописного
свода (начало XI века).
      — Мог ли летописец сам быть свидетелем
этого события?
      Придем к выводу, что рассказ об этом
событии, вероятнее всего, он записал с чьих-то слов.
      — Обратите внимание на повторение
союзов и, а. Какую роль они играют в тексте? (2-й вопрос
из учебника, с. 49
.)
      Союзы и, а придают
ритмичность и плавность повествованию, приближают его к устной речи, т. е.
к фольклору.
      Отметим еще несколько стилистических
особенностей.
      — Что вы можете сказать о диалогах в
тексте? Как их можно назвать: многословными или лаконичными?
      Для диалогов с отроком, так же как и для
других диалогов в летописном отрывке, характерны лаконичность (краткость и
точность), простота.
      — Часто ли встречаются в отрывке
прилагательные, существительные, глаголы? Почему?
      Если обратить внимание на особенности языка
летописного отрывка, то можно заметить, что в тексте очень редко встречаются
прилагательные. В основном мы видим существительные и глаголы.
      Глаголы очень выразительны, например: затворились,
изнемогали, тужить, устремились, умчим, подступите, погубит, затрубили,
закричали, пригрозить, сокрушался, собрал, прогнал
. Это говорит о том, что
для людей того времени очень важное значение имели не только свойства или
качества предметов, но и их действия.

      II. Пересказ с сохранением
стилистических особенностей текста

      Подобный пересказ — задача очень
сложная для пятиклассников. Пересказать полный текст так, как это необходимо,
практически невозможно для детей 10—11 лет. Перед нами не стоит задача
контроля, нам важно научить детей пересказу с сохранением стилистических особенностей.
Лучше всего работу построить так: один ученик (более слабый) читает
выразительно отрывок (ориентировочно размером с первый абзац), второй вслед за
ним пересказывает, и т. д.

      Литература и изобразительное
искусство

      В рубрике учебника «Литература и
изобразительное искусство» (с. 50) даны вопросы и задания к
репродукции картины А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина» (с. 48).
Следует помочь детям осмыслить эту картину. Возможна организация беседы, в
которую учитель сможет включить некоторые сведения о классицизме, о художнике и
о создании картины.
      Андрей Иванович Иванов жил в
1776—1848 гг., т. е. в конце XVIII — начале XIX в. В
это время в искусстве России царили принципы классицизма, который обращался к
наследию Древней Греции и Древнего Рима как к норме и идеальному образцу. Одним
из главных отличий русского классицизма было стремление художников отобразить в
искусстве идеи гражданственности и патриотизма (любви к родине).
      Картина А. И. Иванова «Подвиг
молодого киевлянина» была создана около 1810 года (через два года после ее
создания начнется Отечественная война 1812 года с Наполеоном). Художник берет
сюжет из русской летописи, который перекликается с одним из сюжетов истории
Древнего Рима о том, как молодой римлянин подобным образом спас город от
нашествия галлов.
      Художник не стремится к исторической
достоверности костюмов и пейзажа. Для него важнее показать патриотический порыв
юноши, спасающего свою родину от врагов.
      Мы видим юношу, который, перебежав через
стан врагов, на берегу реки скинул с себя одежду и торопится броситься в воду,
чтобы переплыть реку. За фигурой юноши мы видим вороного коня с развевающимися
хвостом и гривой, над ним на фоне грозно темнеющего вечернего неба
распластались кажущиеся черными ветви дерева. Правее коня мы угадываем бледные
силуэты вражеских всадников, скачущих, чтобы догнать героя. За
ними — контур крепостных стен осажденного печенегами Киева.
      В нижнем левом углу мы видим полоску реки,
окаймленную травой. На берегу, опершись рукой о речное песчаное дно, лежит
русский богатырь в кольчуге, в груди его торчит оперенная стрела. Другую
стрелу, уже вынутую из раны, он держит в правой руке. Лицо его выражает
страдание и надежду, что юноша спасет родную землю, за которую воин пролил свою
кровь. Левая рука его приподнята, словно своим жестом он хочет благословить
отрока, но сил ему не хватает. Серебристая кольчуга, на которую отбрасывает
отсвет плащ юноши, алый ремень и алые же элементы одежды связывают образы
отрока и раненого воина в одно смысловое целое.
      Главный герой картины, киевский отрок,
изображен обнаженным. В правой руке у него уздечка, он придерживает алый
развевающийся плащ, благодаря которому передается стремительность движения
юноши. Алый цвет символизирует собой героизм. Русые кудри его развеваются, тело
напряжено в беге так, что мы видим упругие мышцы героя. В лице его
сосредоточенность, стремление, но не страх. Он хочет добраться до русского
войска, но не желание остаться в живых движет им: его задача — передать
воинам важную весть. Тело его освещено светом зари, которая занимается слева,
за рекой, где стоят войска русского воеводы Претича. Мы догадываемся, что с
помощью образа зари художник хотел передать идею освобождения от врагов.
      С помощью картины художник рассказывает
нам, как через тревогу, страх и темноту человек стремится к свободе, к победе
над врагами.

      III. «Прошлое должно служить
современности!»
(Д. С. Лихачев)
      Читаем статью учебника, составленную по
книге Д. С. Лихачева «Земля родная» (с. 49), отвечаем
на вопросы (с. 49—50).
      — Какое положение занимают герои
прочитанного вами летописного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость
воеводы Претича»? (1-й вопрос.)
      Герои прочитанного летописного рассказа в
большинстве своем занимают в обществе высокое положение:
Претич — воевода, он заключает мир с печенежским князем;
Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не
занимает высокое положение только отрок, но княжеский слуга — это не
простолюдин, и его можно по справедливости назвать выдающимся храбрецом.
      — Как вы понимаете слова
Д. С. Лихачева: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой
матери — Древней Руси»? (2-й вопрос.)
      Мы должны быть благодарными сыновьям
Древней Руси за то, что они в тяжелой борьбе с захватчиками отстояли
независимость нашей земли, подавая нам пример внутренней силы и душевной
стойкости. Наша признательность может выражаться в бережном отношении к
памятникам русской старины, во вдумчивом и внимательном изучении истории и в
заботе о красоте и процветании нашей современной России. Наша
страна — это наше наследство, и мы должны заботиться о ней и потом
передать нашим детям.
      — Может ли повествование об
отроке-киевлянине «служить современности»? (3-й вопрос.)
      Повествование о подвиге отрока-киевлянина
может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ради
спасения родной земли.

      Домашнее задание
      Вспомнить басни, которые изучали в
начальной школе.
      Индивидуальное задание
      Подготовить рассказы о детстве
М. В. Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о
литературной деятельности; подготовить выразительное чтение наизусть сонета
С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворения
Н. А. Некрасова «Школьник» (см. их в следующем разделе нашей книги).

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом. Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща­ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове­ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава. Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за­ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать. Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю­щимся храбрецом.

Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра­ди спасения родной земли. Материал с сайта //iEssay.ru

В «Повесть временных лет» включены также народные пре­дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел­городском киселе (под 997 г.). В «Сказании о кожемяке» ремес­ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе­дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод. Тогда по сове­ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко­лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об­ратно в степи.

История написания картины

Сюжетом картины «Подвиг молодого киевлянина», описание которой будет представлено ниже, является фрагмент летописи Нестера, где славный город Киев был подвержен нападению печенегов. Иванов был настолько восхищен подвигом, который совершил тогда один юный герой, что решил изобразить его на своем полотне.

Как гласит «Повесть временных лет», в 968 году город Киев стал заложником варварских печенегов. В это время князь Святослав со своим войском был в походе, и защищать русский Киев было некому. Киевляне бы погибли, если бы не подвиг молодого парня, который знал вражеский язык. Он взял уздечку и направился в сторону Днепра, а когда его окликали печенеги с вопросом о том, куда тот направляется, он отвечал, что потерял своего коня и идет его искать. Благодаря такой хитрости юноша смог добраться до реки сквозь лагерь печенегов и перебраться на другой берег, чтобы позвать на помощь дружину князя.

Вложив огромное количество сил и собственного романтического восторга, Иванов произвел это творение. Картина появилась на свет в 1810 году и является примером ранних творческих поисков тогда еще молодого автора.

Андрей Иванов вложил особый смысл в данное полотно. Его идея заключается в том, что каждый человек способен преодолеть любую беду. Главное — верить в собственные силы и искренне желать успеха.

Андрей Иванов

Популярные сочинения

  • Что я люблю делать и почему сочинение 5 класс
    У каждого человека есть свое любимое занятие, которое больше всех нравится и заниматься им, одно удовольствие. Я очень люблю выращивать различные растения и заниматься ими, на нашем приусадебном участке
  • Тема свободы в лирике Лермонтова сочинение
    Михаил Юрьевич Лермонтов — выдающийся русский поэт. Он писал свои стихотворения на разные темы. Ведущей темой в лирике М. Ю. Лермонтова стала свобода. Поэт считал, что свобода — это главная ценность для человека
  • Сочинение на тему Взаимоотношение человека и природы
    Человек на протяжении всего своего существования взаимодействует с природой. Природа для него играет очень большую роль. Она служит и средой обитания, и источником ресурсов для производства

Картина «Подвиг молодого киевлянина» — описание сюжета

В центральном сюжете картины изображен молодой человек. Андрей Иванов восхищался античной эпохой, поэтому изобразил тело главного героя мощным, мускулистым, подчеркнув сильные ноги и крепкие руки. Юноша практически обнажен и босой, так как он собирается войти в реку. Тело юного героя слегка прикрывает алое полотно, похожее на плащ, цветом которого автор картины «Подвиг молодого киевлянина» хотел изобразить некую опасность, которая окружает парня.

Легкая нагота подчеркивает в данной картине явную беззащитность героя перед подлым врагом, но его желание привести на помощь союзников оказывается сильнее, что заметно по выражению лица. В руках юноша держит уздечку, он желает как можно быстрее вскочить на своего коня, чтобы добраться до нужной цели.

На заднем плане картины изображен осажденный Киев и кровавая битва с врагом. Недалеко от ног главного героя умирает печенег. Он мрачный, свирепый, озлобленный и никак не может смириться с собственной смертью. Глаза печенега наполнены кровью, его борода растрепана, а все тело измазано грязью.

Недалеко от центральной фигуры можно заметить коня, принадлежавшего печенегам. Он мечется, свирепствует, так как не может найти своего всадника. В образ мощного животного художник вложил ту дьявольскую силу, которая повелевала печенегами во время взятия в осаду города.

автор картины подвиг молодого киевлянина

Сюжет произведения

Автор изображает событие, которое имело место в русской истории. Летописи рассказывают нам, что в 968 году русский город Киев подвергся страшной осаде печенегов. Защитить родной город было некому, потому что князь Святослав в это время находился в военном походе.

Киевляне бы погибли, если бы не смелый поступок одного из юношей. Он знал печенежский язык, поэтому, взяв в руки уздечку, смело пошел через печенежский лагерь к реке. Когда его окликали, спрашивая, куда он направляется, юноша отвечал, что идет на поиски своего убежавшего коня.

С помощью такой хитрости юноша добрался до реки, а оттуда смог отправиться к дружине князя и позвать ее на помощь. С помощью его поступка Киев был спасен.

Цветопередача и настроение картины

Андрей Иванов, искусно подобрав краски для этого произведения, смог показать разницу между добром и злом, а также между героическим и подлым поступком.

Главный герой произведения изображен в светлых, ярких тонах, а основная доля света сосредоточена на его крепком теле. Противники же, наоборот, нарисованы темными красками, что вызывает некую неприязнь к этим героям произведения. Благодаря такому контрасту художник смог отчетливо выделить юношу и сделать его образ светлым по отношению к его врагам.

Всматриваясь в полотно, можно заметить, как осознание ужаса происходящего сменяется на желание сопереживать и поддерживать героя. Андрей Иванов через игру красок передал человечеству веру и надежду на то, что добро всегда побеждает зло, так как именно вера в лучшее смогла помочь молодому киевлянину перебраться на другой берег Днепра и спасти осажденный город и всех жителей.

Сочинение по картине иванова подвиг молодого киевлянина

В 968 году впервые на Русь пришли кочевники-печенеги. Киевский князь Святослав воевал с Византией и был далеко от дома. Недалеко от города был только небольшой отряд воеводы Претича.

Отрок-киевлянин совершил следующий подвиг: он вышел из города и прошел через стан врагов, говоря по-печенежски. Если бы враги догадались, что он киевлянин, они бы схватили и убили его.

Хитрость воеводы Претича заключалась в том, что он не признался печенежскому князю, что Святослав далеко от Кие­ва, а сказал ему, будто он, воевода, возглавляет передовой от­ряд, а русский князь с бесчисленным войском идет следом.

Печенежский князь испугался, попросил мира и отступил от города.

Повествование заканчивается тем, что Святослав возвраща­ется из чужой земли и прогоняет печенегов в поле. Последними словами летописец подчеркивает, что самое важное для челове­ка — это мир.

Летописец с уважением относится к героическому поступку отрока, который смог пройти через вражеский стан и под стрела­ми переплыть Днепр, с пониманием относится к вынужденной хитрости Претича и не одобряет Святослава.

Это неодобрение выражается в словах киевлян: «Ты, князь, ищешь чужой земли ио ней заботишься, и свою покинул». Беды и голода могло бы не случиться, если бы Святослав был не в Переяславце на Дунае, а на родной земле.

Герои прочитанного летописного рассказа в большинстве своем занимают высокое положение: Претич — воевода, он за­ключает мир с печенежским князем; Святослав — русский князь, княгиня Ольга — его мать.

Обратите внимание

Не занимает высокое положение только отрок, но его можно по справедливости назвать выдаю­щимся храбрецом. Повествование о подвиге отрока-киевлянина может служить современности, являя пример мужества и самоотверженности ра­ди спасения родной земли.

В «Повесть временных лет» включены также народные пре­дания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел­городском киселе (под 997 г.).

В «Сказании о кожемяке» ремес­ленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов.

Он совершил подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира — побе­дил могучего печенежского воина. «Сказание о белгородском f киселе» — история об обмане печенегов хитростью, когда они осадили Белгород и в городе был сильный голод.

Тогда по сове­ту мудрого старика остатки киселя и мёда были опущены в ко­лодец, а после эти колодцы были показаны печенегам. Печенеги решили, что они никогда не возьмут город измором и ушли об­ратно в степи. Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов.

На этой странице искали :

Источник: https://www.school-essays.info/sochinenie-po-kartine-ivanova-podvig-molodogo-kievlyanina/

Сочинение на тему подвиг молодого киевлянина 5 класс кратко

Подвиг молодого киевлянина.

Картину написал великий художник Иванов под влиянием знаменитого произведения «Повесть временных лет». Темы осады столицы древнерусского государства, Киева, лежит в основе сюжета этого произведения. Летописец «Повести временных лет» монах Нестер описывает сцену боевого нападения на Киев печенегов. Впечатление от произведения художник Иванов решил изобразить на холсте, изображая храброго, сильного и мужественного защитника родины, он хотел передать боевое настроение киевлян в тот период времени. Молодой киевлянин – это олицетворение силы русского народа, решимость войска князя Святослава. По сути, изображенный на картине персонаж, молодой киевлянин, по летописи спас русское войско. В «Повести временных лет» Нестер указывает, что благодаря хитрому плану, юноше удалось пробраться на противоположный берег реки, пройдя войска печенегов, и доложить о случившимся князю. Князь Святослав со своей дружиной направился на печенегов и победил их, если бы не храбрость и смелость юноши все обернулось бы по-другому. Одна из первых работ молодого художника Иванова стала предтечей его последующего творчества. Она стала своеобразным символом вдохновения и интеллектуальных поисков в области живописи для него. Начав свой путь исторического жанра, он продолжил творить в его рамках, но усилил романтическую волну в последующих произведениях. Хотя «Подвиг молодого киевлянина» тоже считается картиной с романтическим возвышенным настроением, положившей начало развитию романтизма в живописи 19 века. Художник взял за основу древнеримский сюжет о подвиге героя, римлянина, во время войны с галлами. Этот типичный античный сюжет применял не только Иванов, но и многие другие живописцы, изображая подвиги на исторические темы. Живопись начала 19 века находилась под влиянием античности, Древняя Греция и Рим увлекали молодых художников, открывая им путь в новые просторы художественного сознания. Волна увлечения этими темами возросла в новое направление в искусстве начала 19 века, в русский классицизм. На картине «Подвиг молодого киевлянина» фигура юноши написана в лучших традициях греческой античности, четкая, мускулистая, графичная, она полностью повторяет скульптуры богов и атлантов, распространенных в период архаики. Сильные мускулы ног подчеркивают движение по направлению к реке, а поворот фигуры на зрителя придает образу динамичную яркость. Настроение картины бушует всеми красками и оттенками. Красный плащ развевается на ветру, юноша его слегка поддерживает, цвет символизирует победу, но в то же время и опасность, ожидающую юношу на пути. Свет акцентирован на фигуре юноши, он освящен, хотя и находится в контрасте со светотенью второго плана. Настроение победы, силы художник изображает про помощи световых контрастов, почти затемненный и незаметный второй план, входит в резкий диссонанс с первым основным планом. Это придает картине некую таинственность, романтичность, динамичный прорыв вперед к новым высотам. На заднем плане художник изображает крепость города Киева, войско киевлян в битве с печенегами. Победу молодого героя символизирует и поверженный печенег, умирающий от кровавых ран. Буквально под ногами юноши он издает последние вздохи, пытаясь поднять руку к небесам, но не может, и умирает. Враг изображен в мрачных тонах, с озлобленным хмурым лицом, он не хочет умереть побежденным. Лицо киевлянина наоборот, он решительное, он может принять смерть от рук врага, ведь он, рискуя собственной жизнью пробрался через войско печенегов для того, чтобы призвать князя на помощь. В этом есть противопоставление трусости и смелости, художник изображает два антипода, показывая мощь и силу героя, и слабость поверженного печенега. Юноша смело и гордо идет вперед, мимо врага. Герой оглядывается назад посмотреть, беспокоясь о том, чтобы позвать на помощь как можно быстрей и отразить удары врага. Рядом с ним находится конь, печенега, животное мечется, свирепствует, не может найти хозяина. Это изображение дьявольского могущества – главную силу печенегов. Добро и зло противопоставляет Иванов в этой картине. Героический поступок и подлость, свет и мрак, дьявол и Бог, все это слилось воедино, превратившись в романтическую картину, наполненную бушующих страстей, сильных переживаний, сладость триумфа и страх за судьбу города. Здесь добро побеждает зло, патриотизм стоит выше над собственной гордостью и жизнью, вера помогает добиться желаемого. Тема произведения – любовь к родине, помогающая отдельному человеку совершать героические поступки в ее славное имя. Без патриотизма нет величия русского народа, боровшегося до последней капли крови, не щадя своих жизней. Именно это Андрей Иванов хотел передать в картине, он разделял всеобщий дух русского народа в борьбе с врагами.

Что изображено на полотне?

На картине художник в классической античной манере раскрывает перед зрителями образ молодого воина. Юноша полуобнажен, его тело едва прикрывает красный плащ. В руке он держит уздечку.

Рядом с главным героем художественного полотна изображено горячее и кровопролитное сражение: лежат на земле тела убитых воинов, видно, что вдалеке идет битва.

подвиг молодого киевлянина описание картины

Многое может рассказать зрителям полотно «Подвиг молодого киевлянина». Описание картины говорит нам о том, что художник изображает какой-то важный момент в истории этого юноши.

Что же это за момент? Разберем его более подробно.

­Какой подвиг совершил отрок-киевлянин и в чём заключалась хитрость воеводы Претича?

Отрок-киевлянин по сути спас Киев, рискуя своей жизнью, он вовремя передал на другой берег Днепра весть о том, что киевляне готовы сдаться печенегам, так как страдают от голода и жажды. У воеводы Претича не было другого выхода, как попытаться спасти княгиню Ольгу с внуками, и он для этого пошел на хитрость, запугав печенегов, что князь Святослав со своими несметными полками рядом, а здесь только передовой отряд.

Обратите внимание на повторяющиеся союзы «и», «а». Какую роль они играют в тексте?

«И собрались люди той стороны Днепра в ладьях, и сто­яли на том берегу. И нельзя было ни одному из них войти в Киев, ни из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали…», «И сказал один отрок…», «И ответили ему…», «А тот ответил ему…», «А ты не князь ли?».

Повторяющиеся союзы придают тексту напевность, былинность, торжественность. Они придают тексту ритм и являются средством выразительности.

Чем заканчивается это повествование и что хотел сказать им автор? Как относится он к героям?

Повествование заканчивается миром, потому что Святослав, узнав о произошедшем, тут же поспешил домой, собрал войско и выгнал печенегов с родной земли. Для автора мир – это самая дорогая ценность, которую надо беречь и защищать. Именно за то, что Святослав оставил Киев с жителями, матерью и детьми без защиты, а сам уехал куда-то воевать, автор осуждает князя. Мы это читаем в словах: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней забо­тишься, а свою покинул».

Хитрость Претича автор понимает, ведь ложь воеводы спасла жителей Киева. Подвиг отрока-киевлянина автор описывает сдержанно, но в действиях мальчика отражается героизм, потому что пойти на верную смерть может не каждый человек.

Какое положение занимают герои прочитанного вами лето­писного рассказа «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость во­еводы Претича»?

Все основные герои, названные в произведении по имени, занимают высокое положение: Святослав – князь киевский, Ольга – его мать, Претича – воевода. А вот человек, совершивший настоящий подвиг, отрок-киевлянин – простой горожанин.

Как вы понимаете слова учёного, исследователя древнерусской литературы Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Мы должны быть благодарными сыновьями нашей великой матери – Древней Руси»? За что мы должны быть благодарными и как это мо­жет проявляться (в каких делах, поступках)?

Мы должны быть благодарными людям Древней Руси, потому что они сохранили для нас нашу страну. О них писались летописи, повести и жития, потому что они были людьми необыкновенными, совершавшими духовные и ратные подвиги ради людей и Руси.

Наша благодарность будет не на словах, а на деле, когда мы будем жить и всегда поступать, осознавая, что мы дети России, что мы должны быть вместе и жить не только для себя, но и для всех людей.

Лихачёв говорит, что литература Древней Руси повество­вала только о том, что было, существовало в прошлом, и что «прошлое должно служить современности». Как вы думаете, может ли повествование о подвиге отрока-киевлянина «слу­жить современности»?

Повествование о подвиге отрока-киевлянина является примером самоотверженности и мужественности, тех качеств, которые необходимы людям во все времена. На примере таких подвигов воспитываются и закаляются души молодых людей.

Вспомните, какими словами начинается повествование о под­виге отрока-киевлянина.

Повествование начинается с даты события: «В лето 6476 (968)».

О чём говорят первые слова этого повествования?

Первые слова нам говорят, что летоисчисление на Руси велось от сотворения мира. Далее мы узнаем, что в этот год печенеги впервые пришли на Русь, а князь Святослав в это время находился далеко от Киева.

Прочитайте диалоги с отроком. Что для них более характерно (краткость, напевность и т. д.)? Какие ещё особенности по­вествования вы заметили?

Диалоги с отроком очень краткие. Повествование по стилю очень похоже на евангельский текст. Здесь нет описаний, характеристик, переживаний – даются только действия. Строгость повествования как бы говорит о достоверности, непредвзятости.

Как вы понимаете слово «отрок»? Составьте предложение с этим словом.

Слово «отрок» можно назвать синонимом слова «подросток». В любом случае это очень молодой человек. В Древней Руси отроками называли и самых молодых членов дружины князя.

Учитель истории был сегодня в хорошем настроении: «Ну что, отроки, готовы к уроку? Кто пойдет к доске?»

Подберите синонимы к словам: отрок, осада, дружина.

Отрок – подросток, тинейджер, юнец, мальчик, парнишка

Осада – блокада, окружение, сидение

Дружина – отряд, рать, войско


Рассмотрите репродукцию картины А. Иванова «Подвиг мо­лодого киевлянина». Подумайте, таким ли вы представляли этого героя.

Картина А. Иванова написана не позднее 1810 года, в то время в живописи еще очень часто художники следовали традициям классицизма, которые основывались на античных сюжетах и отражали гражданственность и патриотизм людей. Вот и здесь мы видим героя картины, который более похож на греческого или римского юношу, чем на киевского отрока. Художник не придерживается исторической точности в изображении деталей, для него главное – передать переживания мальчика и враждебность ситуации, в которой он оказался.

Какие краски использовал художник? Какие особенности си­туации и характера героя ими передаются?

Художник использовал два основных цвета: оттеки черного и красный. На картине мы видим момент, когда отрок пробегает через стан врагов с уздечкой в руке (ведь он всех спрашивает о пропавшем коне). Юноша пробегает мимо русского воина, умирающего от ран: одна стрела торчит из груди, вторую витязь держит в руке. Русич с надеждой смотрит на отрока. И красный цвет, символизирующий здесь и кровь, и правоту, и подвиг, мы видим только у воина, отрока (красная накидка) и вечерней зари над русской землей. Все остальное во мраке. Молодой киевлянин торопится, его накидка развевается, он сосредоточен, встревожен, но страха на его лице нет. Даже если он и боится, то не за свою жизнь, а за весь Киев.


Вы прослушали рассказ о тревожных военных событиях, угрожавших городу Киеву разорением, жителям погибелью.
Но тон повествования спокойный, бесстрастный. Ни автор летописи, ни актёр, читающий текст, не дают волю чувствам. Как вы думаете почему?

Летопись – это фиксирование исторических фактов. Летописец должен быть беспристрастным, поэтому в тексте нет никаких описаний, а лишь действия и слова людей, поэтому читать с интонацией текст, написанный нейтрально, просто невозможно.

Но в одном месте спокойно-торжественное повествование всё же прерывается призывно-взволнованным обращением к князю Святославу: «Ты, князь, ищешь чужой земли, а свою покинул…» Как вы думаете, почему именно эти строки актёр читает с эмоциональным накалом?

Лишь один раз во всем тексте автор позволяет себе написать эмоционально: когда посланные из Киева люди обращаются к Святославу. В их словах слышится упрек, боль и обида, поэтому актер и читает эти строки с эмоциональным накалом, который заключен в самом тексте.

Как вы считаете, какова основная мысль, главная идея этого произведения?

Основная мысль произведения заключена в последних словах, главным из которых является «мир». Но мир хрупок, его нужно оберегать. Если бы не отрок и воевода, Киев был бы разорен, а княгиня Ольга с внуками оказались в плену. Автор как бы в наставление всем князьям, упрекая Святослава в самоуверенности и желании расширить границы княжества, говорит о необходимость нести ответственность за людей и служить людям, за которых отвечаешь перед Богом, тем более что среди них есть такие, как отрок, готовые отдать жизнь за спасение многих.

Подготовьте текст диалога читателей, размышляющих о под­виге отрока-киевлянина.

         – Мне не дает покоя один вопрос: откуда мальчик мог знать печенежский язык? Может, все это выдумка?

         – Даже если это и выдумка, то только в том, что мальчик мог говорить по-печенежски. Остальное – правда. И история тому свидетель.  За все последующие века разве мало было таких мальчишек, которые спасали людей, жертвовали своими жизнями ради других?! Особенно в военное время. Разве ты не слышал о пионерах-героях, погибших на Великой Отечественной войне, совершая подвиги?

         – Убедил! Меня смутила фраза в самом начале, что печенеги впервые пришли на Русь. А сейчас я подумал, что это ведь они с войной первый раз пришли, а так, может, торговля какая была, может, кто-то из печенегов даже в Киеве жил, поэтому отрок и мог знать печенежский язык.

  • Герои помощники сказки ашик кериб 4 класс
  • Главная мысль рассказа тетрадки под дождем
  • Герои помощники в сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • Главная мысль рассказа тема и жучка
  • Герои народных сказок похожие на илью муромца