Герои рассказа родинка шолохова главные

Характеристика главных героев рассказа «Родинка»

На чтение 4 мин Опубликовано 23.09.2021 Обновлено 23.09.2021

Рассказа Шолохова показывает, как судьба в один момент разводит и сталкивает спустя много лет отца и сына, оказавшихся по разные стороны баррикад. Рассказ завершается трагически – все основные персонажи истории, кроме старого мельника, погибают.

Характеристика основных персонажей (с цитатами)

Персонаж Характеристика Цитаты
Николай Кошевой Плечистый, высокий молодой человек. В самом начале истории мы узнаём, что ему всего 18 лет. Однако молодой человек не выглядит на свой возраст, и он стыдится того, что ему совсем мало лет и он не обучен. Однако все, кто его знает, говорят, что, несмотря на то что он ещё совсем молод, он смог ликвидировать две банды и справляется с эскадроном не хуже того командира, который был у них до него. В настоящее время является командиром эскадрона. Казак, отец его давно пропал, ещё в германскую войну, и с тех пор о нём не было вестей. Мать его умерла. От отца унаследовал любовь к лошадям, отвагу и родинку, такую же, как у его отца. Родинка расположена чуть выше его щиколотки на левой ноге, и играет важную роль в истории. Из предыстории можно узнать, что мать его умерла через некоторое время после того, как пропал его отец, и Николай остался сиротой. До 15 лет был работником, потом стал военным, присоединился к красным. Квартируется на яру над Доном. Пытается защитить старого мельника от нападок атамана, не зная, что это его отец. В конце истории умирает от руки собственного отца, так и не понимая, что встретил его на поле боя спустя много лет. — Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он — счастье!

— Как пойдем в атаку — лупи по правому флангу. Нам надо крыло ихнее заломить!

Атаман Атаман банды, состоящей из служивых, бывалых людей. Его преследует отряд Николая Кошевого. Постоянно пьёт, 7 лет не был дома, так сначала попал в германский плен, затем был в Константинополе, после него – в Турции. После плена подался в банду, и смог стать в ней атаманом. У него после всего, что с ним произошло, зачерствели сердце и душа, однако внутри всё-таки находится боль, которая наливает мускулы. Он не забывает её и не сможет перебить никаким самогоном. Постоянно пьёт, поскольку все поля, по которым они проходят, напоминают ему о Родине, которую ему пришлось насильственно покинуть. Вместе со своей бандой обкрадывает старого мельника, заставляя его отдать остатки зерна, и угрожая ему убить его, если тот стоит за красных.

Для того, чтобы доказать верность белым, заставляет старика стоять на коленях и есть землю. Смеётся, разграбляя мельницу. Встречается с отрядом Николая Кошевого, после чего начинает злиться, что его преследует совсем молодой человек, и убивает его, сначала стреляя, а затем взмахивая шашкой. После убийства Кошевого обкрадывает труп: снимает с него бинокль, пытается снять с него сапоги, однако один сапог ему не поддаётся, и тот резко срывает его вместе с чулком. На этой ноге он видит родинку, которая есть и у него, и, всматриваясь в лицо мертвого человека, понимает, что убил собственного сына. Не может этого вынести и стреляет себе в рот.

— Мы за бандой гоняемся, от своих отбились… Може, видел вчера отряд тут проходил?

— Куда они пошли, дедушка?

— Божись, что ты не за красных стоишь… Да ты не крестись, а землю ешь!..

— Щенок белогубый!.. Махай, махай, я тебе намахаю!..

— Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…

Лукич Старый мельник, который просит Николая защитить его от произвола банды атамана, рассказывая, что с ним произошло. — Хлам, стало быть, разный… Нетути зерна!

— Родимый, свои это, а я думал — опять супостатники энти… Заробел дюже и спросить побоялся… Мельник я. Как шли вы через Митрохин лес и ко мне заезжали, еще молоком я тебя, касатик, поил… Аль запамятовал?..

— А то скажу, любезный мой: вчерась затемно наехали ко мне банды эти самые и зерно начисто стравили коньми!.. Смывались надо мною… Старший ихний говорит: присягай нам, в одну душу, и землю заставил есть.

Взводный Принес Кошевому вести о том, что от его эскадрона требуется помощь. — Нарочный приехал из станицы. Говорит, банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла…

Краткое содержание «Родинка»

Краткое содержание «Родинка»

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1552.

Обновлено 21 Сентября, 2022

О произведении

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году и впоследствии вошел в сборник «Донские рассказы», главной темой которого была гражданская война на Дону. В центре сюжета — трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

На примере одной семьи Шолохов показывает трагедию всего народа и ужасы братоубийственной гражданской войны, которая не может быть справедливой, ведь сын погибает от руки отца.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят в годы Гражданской войны (1917–1922 гг.) в России, на Дону.

Главные герои

  • Николка Кошевой – командир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.
  • Атаман – пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

  • Лукич – старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет: «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному: в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ: срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных». Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается: ему жаль зерна, которое он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице: «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

И что в итоге?

Николка Кошевой — во время атаки на банду нападает на атамана, умирает от его руки, зарубленный шашкой.

Атаман — убивает Николку, но после этого, признав в убитом сына, сам сводит счёты с жизнью.

Лукич — сообщает Николке, что банда ещё находится на мельнице.

Заключение

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинки» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Гульсара Канапьянова

    10/10

  • Семён Пешкин

    7/10

  • Максим Осипов

    10/10

  • Влад Семёнов

    10/10

  • Лера Семёнова

    10/10

  • Павел Палющук

    10/10

  • Александр Изюров

    10/10

  • Данил Хомяков

    10/10

Рейтинг пересказа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 1552.


А какую оценку поставите вы?


0

Шолохов, рассказ «Родинка», кто главные герои, их характеристика?

1 ответ:



2



0

Главными героями рассказа Родинка авторства Шолохова были: Николай Кошевой это юноша 18 лет, командир отряда красных; а так же отец Николая — казах.

Время рассказа выпадает на время гражданской войны между белыми и красными.

Николай Кошевой, является командиром Красной армии. Коля с самого детства был сиротой, он смутно помнит отца, который пропал на войне с немцами. Мать он совсем не помнит, т.к. она умерла когда он был совсем младенцем. С самого детства ребёнок искал свой кусок хлеба и искал любую работу, что бы не умереть с голода. Когда ему исполнилось 15 лет он пошёл воевать за Красных. Николай был смелым и отважным подростком, весь в отца от которого только и осталось, что смелость и отвага да родинка на ноге.

Молодой красноармеец был храбрым и смелым, смог уничтожить несколько банд белых.

У Коли была мечта одна, получить образование и закончить эту войну, хотя бы для себя, зажить мирно. Но судьбе было всё равно на его мечты… Судьба не давала совершить задуманное. И вот снова Коля получает приказ, нужно уничтожить банду белых, засевших в совхозе «Грушанский».

Николай ведет своих бойцов в атаку. А бандой белых управляет казах в возрасте. Этот казах с немцами воевал долгое время, а также подвергался истязаниям в плену. Он просто терпеть не может красных, т.к. потерял всю свою семью в этой бессмысленной войне.

Когда произошла битва опытный командир белых быстро вычислил командира красных и сначала убивает коня Николая, а затем и самого Николая.

Атаман после победы решает взять свои трофеи с Николая, снимает сапоги и видит на ноге родинку. Он опознал в убитом командире своего сына.

Данное произведение показываем ценность человеческой души. Рассказывает об том, что война приносит смерти родных, близких, которых никак нельзя вернуть.

Читайте также

В русской народной сказке «Крошечка-Хаврошечка» есть такие главные герои:

  1. Крошечка-Хаврошечка, сирота, маленькая девочка, на которую взвалили непосильную работу и в конце концов отобрали единственного друга, помогающего ей. Несмотря на это Хаврошечка по-прежнему осталась честной и доброй.
  2. Мачеха Хаврошечки, жадная и злая старуха, мечтающая о том, чтобы Хаврошечку извести.
  3. Одноглазка, Двуглазка и Триглазка — дочери старухи, очень ленивые и некрасивые.
  4. Коровушка — корова рыжей масти, делающая для Хаврошечки разные чудеса, помогающая во всём ей.
  5. Барин, красивый и молодой.

Честно говоря, никогда особо не любил эту сказку, какая-то она немного странноватая, что-ли, к тому же эти сёстры страшные, особенно первая и третья… Не знаю, может просто иллюстрации в книжке были так нарисованы…

<hr />

Попробую дать краткую характеристику главным героям романа «Господа Головлевы».

Головлева Арина Петровна. Одна из главных героинь романа. На момент событий Арине Петровне 60 лет. Она считается грозной женщиной. При всем своем богатстве она скупая и очень расчетливая. Своих родных она держит чуть ли не голодными. Как и многие старухи она очень запасливая. При чем большинство этих продуктов уже испорченные. По характеру Головлева крайне сварливая особа. От своих детей она требует непрекословного послушания. Как и все богатые люди она серьезная и деловая женщина. Самостоятельная со строптивым и непреклонным характером. По натуре очень независимая особа.

Порфирий Головлев. Сын помещицы Арины Головлевы. В романе у него есть прозвища, при чем не самые положительные: Иудушка и кровопивушка. Истинный кровопиец и человек лукавый. Скупой как и его мать. До ужаса надоедливый. Порфирий в удобный момент любит разыграть комедию ради своей выгоды. Он полный пустослов и болтун. Ему совсем нельзя доверять. Иудушка лживый и невежественный человек, заядлый пакостник. При всех своих грехах он оказывается еще и верующий человек. Каждый день он молится по несколько часов. У Порфирия нет ни капли жалости, он не способен на привязанность. При всех этих недостатках считает себя правдивым и прямым человеком. В общем персонаж отрицательный.

Степан — Головлев Степан Владимирович. Сын помещицы Головлевой. В семье его называют балбесом или озорником. Несмотря на богатство его семьи он вырос скромным человеком. Всю жизнь мать держала его и других членов семьи впроголодь. Ничего лишнего. Все детство Степана это насмешки над ним. Всю жизнь он чувствует себя нелюбимым сыном. Постоянные принижения сделали из Степана рабом по характеру. К труду Степан не приучен. Он ленивый без единого позыва к любой работе. Но можно уточнить, что Степан человек даровитый. От его матери ему перешел дар угадывать в людях слабые стороны. Ненавидит одиночество, постоянно нуждается в обществе. Еще можно учесть, что Степан наглый и легкомысленный человек.

Павел Головлев. Младший сын помещицы Головлевой. Холостой офицер. Несмотря на это не способен ни на какие высокие поступки. Не любит общество, ему по душе жить в отчуждении. Сделаем вывод, что он необщительный. Павел личность загадочная и угрюмая, склонен к апатии. Как и вся его семья Павел человек холодный. Плюс такой же ленивый как и его брат. Павел ненавидит Иудушку, но боится его. По мнению матери глупый. Окружающие пользуются им в свое удовольствие и выгоду. В конце концов склонность к пьянке убивает его.

Попробую дать хоть и краткую, но характеристику главным героям произведения «А зори здесь тихие».

Васков — Федор Игнатьевич. Старшина. Играет одну из центральных ролей. Первое что хотелось бы отметить в этом человеке, так это то, что он ответственный, мужественный и храбрый боец. Васков человек с сильным характером. Даже на протяжении всего произведения мы можем увидеть, как он стойко переносит трудности и потери в личном составе. Федор обычный простой малообразованный мужик, но это не мешает ему быть ответственным, пунктуальным и исполнительным. Васков хоть и требовательный, но человек понимающий, добрый и заботливый. Федор Игнатьевич мужчина основательный. Васков человек армии, знает и соблюдает устав.

Рита Осянина — зенитчица. На момент событий ей 20 лет. Уже есть сын. Как боец она очень толковая и надежная. Из цитат можно узнать, что Рита была серьезная девушка, спокойная и рассудительная. За свою короткую жизнь она успела испытать радость, горе и материнство. Кстати именно перед смертью Васков пообещал позаботиться о ее сыне.

Женя Комелькова — зенитчица. На момент событий ей 19 лет. Несмотря на прошлое горе (всю ее семью расстреляли немцы) она остается незамкнутой и общительной девушкой. Могла легко привлечь к себе внимание каким-нибудь действием. И смешно, и никого не обидит. Смерть Жени была героической, она вызвала огонь на себя спасая Васкова и Осянину.

Лиза Бричкина. На момент событий ей было 19 лет. Вместо учебы ушла рыть окопы на войну. Девушка сама по себе простая из обычной семьи. Ее отец лесник. Она хорошо знает лес и его нюансы. Очень умная и смышленая девушка. Не отлынивает от работы, вполне трудолюбивая. В невоенное время сама вела хозяйство и ухаживала за мамой. Лиза девушка терпеливая. Правда немного застенчивая. Но это не мешает ей быть живой и энергичной. Очень печальный факт, но Лиза привыкла к одиночеству. Смерть Лизы была самая нелепая, она утопла в болоте.

Соня Гурвич. Студентка, девушка умная и начитанная. Соня девушка очень тихая и незаметная. Однако это не мешает ей быть ответственной и исполнительной. Везде она училась на отлично. Во время войны изучила немецкий язык и стала переводчицей. По характеру Соня девочка городская. В цитате ее даже назвали пигалицей городской. А погибает Соня во время слежки за немцами.

Галина Четвертак — зенитчица. Самая молодая из главных героев. Галя сирота, родителей своих она не знает. Она отличается от других героинь. Как боец она трусовата и крайне ненадежна. Вечно жила в вымышленном мире. Даже на фронт она шла ради романтики. Что потом оказалось совсем наоборот. Галя та еще врушка. Любит выдавать желаемое за действительное. Отрицательной героиней назвать ее никак нельзя. Ведь по сути человек она была хороший, просто не приспособлена для таких суровых условий. Погибает она по своей же глупости. Не выдержав и запаниковав она выбегает прямо на немцев. Немцы убивают ее.

Для начала прочитать сказку или хотя бы посмотреть мультфильм. Это же не «Война и мир» :)) Положительные герои в сказке практически все, кроме мачехи и ее дочки. Даже королеву не назовешь отрицательным персонажем, т.к. она еще слишком юная и избалованная, в силу чего ее «хотелки» глупы и не всегда осуществимы. Родителей у нее нет, а она по сути еще ребенок, при чем очень одинокий, и ее единственное развлечение — шпынять придворных. Ведь она же королева, а королеве по статусу положено приказывать, а не работать. Но если в начале сказки она предстает отрицательным персонажем, этакой самодуркой, то под конец она все же осознает неправильность своего поведения, становится более уступчивой и доброй. Падчерица — типичная сказочная красавица, милая, добрая, работящая и покорная, которую гнобит мачеха и сводная жирная сестрица — две злобные, завистливые, склочные, ленивые и жадные бабенки. На этом все, дальше сами думайте.

Лариса Дмитриевна Огудалова — девушка из обедневшей дворянской семьи, которую ее мать безуспешно пытается выдать замуж за богача. Романтичная и тонкая натура, мечтающая о большой и чистой любви. Юлий Капитонович Карандышев — мелкий чиновник, влюбленный в Ларису. В итоге он и женится на ней, что не приносит ему счастья. Болезненно самолюбивый и себялюбивый, стремится вращаться в высшем обществе, но из-за резкого различия в притязаниях и реальном малозначительном положении выглядит смешно и жалко. Сергей Сергеевич Паратов — судовладелец, купец. Внешне красивый, эффектный, любит жить на широкую ногу, постоянно демонстрирует свою щедрую и широкую натуру. Но при этом циничен, расчетлив, бездушен. Деньги богатой купчихи для него оказались важнее любви красивой, но бедной Ларисы.

На чтение 6 мин Просмотров 4.1к. Опубликовано 08.07.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Родинка» за 30 секунд и подробно за 4 минуты по главам. 

Очень краткий пересказ рассказа «Родинка»

Юноша Николка успел в свои годы стать командиром, примкнув к красноармейцам, он гонялся за бандой. Наконец, ему удалось настигнуть бандитов и начинается битва. На командира нападает главарь банды, атаман, и в ближнем бою убивает его.

Когда бандит снял с мертвого юноши сапоги, то заметил на ноге характерную родинку с голубиное яйцо над щиколоткой, как и у него. Он сразу понял – это был его единственный сын. Атаман не смог пережить это горе и тут же застрелился.

Главные герои и их характеристика:

  •  Николка Кошевой  – 18-летний командир красноармейского эскадрона, казак, погибший от рук собственного отца, которого не видел много лет.
  •  Атаман  – отец Николки, пропавший без вести со времен первой мировой, так как был в плену. Спустя 7 лет он возвращается на Дон и становится главарем банды. Заканчивает жизнь самоубийством, потому что по случайности убил своего сына.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Лукич  – престарелый мельник, у которого банда отбирала зерно. Он обращается с жалобой к командиру Николке за помощью.

Краткое содержание рассказа «Родинка» подробно по главам

Глава 1

Николка Кошевой записывает свои данные в анкету сидя за столом, на котором бардак, разбросаны разные предметы. Юноша крепкого телосложения, но смотрится старше своих лет, «старят его глаза в морщинках лучистых» и сутулость.

Ему уже довелось уничтожить несколько банд и поучаствовать в различных боевых действиях, где он показал себя с лучшей стороны, как отличный командир, несмотря на свой малый возраст, которого Николка стеснялся.

О своей семье командир практически ничего не помнит: пропал в германскую войну Николкин отец, а мать скоропостижно скончалась.

С ранних лет Николке приходилось батрачить на разных работах, пока он не присоединился к красноармейцам. Николке от своего родителя досталось совсем немного: он также любил лошадей, был отважным, а еще у него было родимое пятно с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки, как у отца.

Глава 2

В хату, где жил Николка, поутру прибыл взводный с новостью о местоположении банды, которую они хотели поймать. Бандиты прошли Сальский округ, заняв совхоз Грушинский.

Нарочный приехал в дом, где квартирует Николка, с сообщением, что нужно срочно спешить на подмогу и дать отпор банде из Сальского округа. Пока командир готовился в путь, он думал, что ему все это надоело. Николке хотелось в город поехать учиться, но пока это было невозможно, приказ нужно исполнять.

Глава 3

Отряд Николки преследовал банду трое суток. Вражеская группа состояла из «полсотни казаков донских и кубанских», которые выступали против советской власти, а во главе стоял атаман.

Он не появлялся на родине в течение семи лет, изначально был плен германский, потом Врангель, помотала его жизнь, да и под его началом отъявленный народ в банде был. За этот период душа атамана стала черствой, но вернувшись на родину, он почувствовал боль и тоску.

Глава 4

Чтобы не вызвать панику и подозрений, атаман сделал вид, что он красноармеец и решил разведать обстановку. Для этого он заглянул в подворье к старику Лукичу, который был мельником. Расспросил его обо всем, а затем признался, мол «коммунистов мы ликвидируем».

Атаман приказал старику отдать зерно и помалкивать. Лукич добывал корма по крохам и жаль ему стало отдавать зерно, но атаман пригрозил мельнику расправой, если тот будет пособничать красным.

Издевались они над стариком, зерно и ячмень по двору коням под ноги рассыпали и остались у него во дворе.

Глава 5

Лукич не побоялся угроз и направился утром к красноармейцам, чтобы пожаловаться на бандитов, которые стравили все корма. Мельник прибыл к красным, но его остановил часовой, а затем отвел к командиру.

Он рассказал Николке, что бандиты все еще у него в горнице сидят, водку пьют. Николка тут же велел сослуживцам собираться на хутор.

Глава 6

Когда красноармейцы прибыли к Лукичу, началась стрельба. Николка с шашкой поскакал на главаря банды. Бандит холодной рукой, не раздумывая, делает выстрел в сторону юного командира. Пуля попадает в лошадь, а Николка тут же хватает маузер и направляется к атаману.

Атаман выжидал момент, когда кончилась обойма, он схватил шашку, замахнулся и убил Николку. Бандит наклонился над телом, чтобы забрать нужные вещи и стянуть сапоги. Когда он снял обувь с юного командира, то увидел родинку с голубиное яйцо над щиколоткой.

Он сразу же понял, что убитый – это его единственный сын, которого он только что собственноручно убил. Не смог выдержать такого горя атаман, и выстрелил себе в рот.

История создания произведения

Михаил Шолохов начал писать рассказ «Родинка» в 1920-ые годы, но вышло произведение только в 1924 и было включено в цикл «Донские рассказы».

С этого сборника начался творческий период биографии писателя. В его работах сплелись трагичные события гражданской войны, нелепость распрей и красоты природы Дона.

Рассказ Михаила Шолохова «Родинка»

Характеристика главных героев

Основная тема шолоховского произведения — изображение Гражданской войны на Дону. Известно, что рассказ «Родинка» был написан в 1924 году, а потом вошёл в цикл «Донские рассказы».

Школьники всегда читают «Родинка» Шолохова с удовольствием, так как сюжет позволяет лучше понять исторические события, которые происходили в стране. К главным героям рассказа можно отнести следующих персонажей:

Николке Кошевому всего 18 лет

  • Кошевой;
  • Атаман.

Николке Кошевому всего 18 лет, но он уже командует эскадроном. А вот атаманом банды белогвардейцев, который сражается с Красными, является отец Николки, который пропал ещё в германскую войну, и 7 лет о нём не было ничего не известно его семье.

Для лучшего понимания авторского замысла есть и другие персонажи:

  • Лукич;
  • взводный;
  • военком;
  • провожатый;
  • нарочный;
  • хозяйка.

Лукич помог красноармейцам, рассказав, где находится банда. С остальными героями читатель встречается лишь только в небольших эпизодах.

Краткое содержание

За столом сидит Николка Кошевой, который заполняет анкету. Ему всего лишь 18 лет, но он уже командует красным эскадроном. Николка в этой анкете указывает о себе, что не только состоит в комсомоле, но и землероб. Герой крепок и широкоплеч, и выглядит намного старше своих лет. Возраст ему прибавляют глаза, рядом с которыми уже появились морщинки.

За столом сидит Николка Кошевой

Несмотря на столь юный возраст красного командира, он уже смог ликвидировать 2 банды, а также постоянно участвовал в сражениях и боях, в которых смог проявить себя как мужественные и храбрый воин. Удалой и отважный казак Николка Кошевой почти не помнил своего отца. Известно было лишь, что в германскую войну тот пропал, а вскоре и мать юноши умерла.

Тяжело пришлось герою, ведь остался он после смерти матери совсем один, поэтому нанимался батрачить, пока не примкнул к красному полку. Унаследовал главный герой от отца крупную родинку на левой ноге да любовь к лошадям.

Остановился основной персонаж в доме прямо возле Тихого Дона. Однажды рано утром вдруг появился взводный, который сообщил, что банда уже заняла совхоз Грушинский. Вскоре прискакал ещё и нарочный, который долго был в пути, чтобы передать Кошевому приказ, что он должен прибыть на подмогу.

Николка стал собираться и его мысли перескочили на то, что ему уже так надоело жить, ведь он хочет учиться, а пока вынужден лишь только сражаться с бандами. Но ничего изменить он не мог, поэтому должен был исполнять приказ.

Отряд Кошевого и атаман

Уже три дня банда пыталась уйти от преследования отряда, который возглавлял молодой командир Кошевой. Отряд бандитов состоял из 50 казаков, которые были недовольны властью Советов. И хотя народ в банде был бывалый, но почему-то на этот раз сильно нервничал атаман и постоянно поглядывал на дорогу.

Кошевой едет с красноармейцем

Главарь бандитов не бывал в этих краях давно, хотя это и была его родина. Сначала он был в германском плену, потом Врангель и колючая лагерная проволока. Приходилось даже прятаться на Кубани в камышах. За время скитаний и лишений у этого атамана зачерствела душа, но как только он оказался на родине, появилась в ней какая-то непонятная боль.

Во дворе мельника неожиданно появляются двое конных, среди которых был и атаман. Он рассказал Лукичу, что они красный отряд и пытается узнать обстановку. Когда же понимает, что вокруг всё спокойно, признает, что борется против красных и требует от мельника, чтобы тот отдал его банде всё зерно, которое у него было. Но Лукичу жалко запасов, так как он собирал его по крохам. Но атаман угрожает ему расправой, и мельник подчиняется.

Встреча сына и отца

Как только начало светать, Лукич отправляется на хутор, где остановились красноармейцы. Он собирался пожаловаться на бандитов, которые забрали все его зерно. Также сообщает он Николке, что банда всё ещё находится на его мельнице, продолжая кутёж. Кошевой тут же отдаёт приказ седлать лошадей.

На мельнице завязывается перестрелка. Атаман замечает, как на него скачет юный командир, размахивая шашкой. Он прицеливается и стреляет. Когда же раненая лошадь упала, Николка схватил маузер и сразу же рванулся опять к атаману. Тот выждал, пока у молодого командира закончится вся обойма и рубит его шашкой.

Затем атаман решает снять с мёртвого комиссара хромовые сапоги да забрать бинокль. Стягивая обувь, он увидел у Николки родинку, которая была чуть выше щиколотки. Она была очень знакома атаману, ведь он убил своего единственного сына. Поняв это, он из маузера выстрелил себе в рот.

Пересказ для читательского дневника

На уроках литературы в классе можно с учениками читать рассказ Шолохов «Родинка», а затем его анализировать. В читательский дневник лучше всего записать краткий пересказ по главам. Обычно бывает несколько предложений или можно составить такой план:

План для пересказа

  1. Описание жизни и внешности Николки.
  2. Сообщение, что нужна помощь для боя с бандой.
  3. Воспоминания атамана банды.
  4. Встреча мельника Лукича с атаманом.
  5. Лукич отправляется к Кошевому.
  6. Гибель сына и отца.

Можно в читательском дневнике описать и какой-то запомнившийся эпизод, но не более пяти-шести предложений. Также можно ещё и включить описание героев, особенно главных.

Художественные детали

В своём произведении Михаил Шолохов использует разговорную речь, которая придаёт всему рассказу особую выразительность. Чтобы усилить трагизм, автор обращается и к фольклорным образам. При описании атамана 3 раза упоминается волк, который идёт вперёд. Как известно, у народа — это жалкое и голодное животное, который одинок всегда. Это и есть старый атаман. Душа героя истерзана и устала, поэтому он так несчастлив.

Анализ рассказа

Гражданская война принесла много боли и потерь семьям, где брат мог воевать против брата, а сын против отца. Врагами становились люди, которые совсем недавно были ещё родными и вместе делили один кусок хлеба. Война, страшная и ужасающая, предстаёт и в шолоховском цикле «Донские рассказы». Все произведения объединены не только общим местом действия, но и смертью близких людей, которые стояли по разным сторонам.

При анализе произведения можно заметить, что автор не даёт никаких комментариев, а просто описывает события, позволяя своему читателю разбираться самостоятельно в том, как к этому относиться. В рассказе «Родинка» писатель параллельно показывает жизнь молодого командира Николая Кошевого, которому только 18, но он уже устал от смерти и постоянных битв, а ведь ему хочется учиться. И тут же показана судьба атамана банды, который совершенно одинок и многое пережил и устал душой. Он мечтает стать за плуг, вернуться в семью, а вместо этого ему приходится воевать.

Атаман в родных краях

Находясь в родных краях, он постоянно чувствует какую-то непонятную боль в душе и невозможно её ничем забить и залить. Но при этом он же, знающий какой дорогой ценой достаётся зерно, останавливаясь на ночлег у мельника, забирает у него все зерновые запасы для своих лошадей, а затем и самого Лукича заставляет есть землю, чтобы доказать, что он не помогает красным.

Но всё-таки Лукич ночью от этой банды бывших белогвардейцев сбегает. Он отправляется к Кошевому, чтобы всё ему рассказать. И лишь после этого наступает кульминация шолоховского произведения, когда Николка вместе со своим отрядом настигает банду, но получается так, что он остаётся наедине с атаманом. Эта схватка чем-то напоминает дуэль, так как главарь банды — человек опытный и понимает, как нужно действовать в таком бою.

И первая пуля атамана не убивает Николку, а лишь только ранит лошадь. И тогда опытный главарь решает поступить по-хитрому. Он ждал сначала, когда красный командир расстреляет всю обойму и сам никаких ударов не наносил. А затем неожиданно, словно коршун, налетел на восемнадцатилетнего юношу и шашкой махнул. Достаточно было одного удара, чтобы Николка умер.

Народная трагедия

Отец, не желая того, убивает собственного сына

Отец, не желая того, даже не ведая, убивает собственного сына. А когда он видит родимое пятно, такое же, как у него, он убивается, пытаясь вернуть его к жизни, называя ласковыми словами и целуя мёртвое тело. А когда через время он всё-таки осознаёт, что сын мёртв, он ничем не может ему помочь и он сам его убил, то поцеловав уже холодное тело Николушки, выстрелил себе в рот из маузера.

И лишь только на примере одной семьи Кошевых известный писатель Михаил Шолохов показывает, что Гражданская война стала трагедией для всего народа. Ведь невозможно найти виноватых в том, что так сложились обстоятельства, почему отец убил сына. Но задавая вопросы, кто же виноват в смерти сыновей, и какая же такая огромная сила заставляет вчерашних братьев становится врагами, автор не даёт ответов. Он просто даёт возможность читателю самому поразмышлять.

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году, и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Родинка» по главам. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Содержание

  1. Основные персонажи рассказа
  2. Шолохов «Родинка» очень краткое содержание
  3. Короткий пересказ «Родинка» Шолохова
  4. Сюжет рассказа «Родинка» по главам
  5. Видео краткое содержание «Родинка» Шолохов

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Николка Кошевой – командир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.
  • Атаман – пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи:

  • Лукич – старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Шолохов «Родинка» очень краткое содержание

Краткое содержание «Родинка» Шолохов для читательского дневника:

Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды.

При этом его войско не имело никакого урона. Николка справляется со своим назначением очень хорошо. Ему удается водить эскадру и побеждать в любых схватках даже лучше зрелых командиров.

Отец мальчика был казаком. Он с детства приучил мальчика к езде на лошади. Николка стал сиротой очень рано. От отца мальчишке осталось только родимое пятно в области ноги, чуть выше щиколотки.

Командиру эскадры приходит весь о необходимости прийти на помощь красноармейцам в борьбе против новой банды. Николка стал собираться.

Банда разоряла всех вокруг. Все члены этой банды то и дело пили самогон и шлялись пьяными. Поле трёхдневных преследований Николка узнает от мельника, что все бандиты спят пьяные на мельнице после разгрома всего зерна.

Николка со своим отрядом идет на схватку. Он нападает на атамана, стреляет в него, но атаман убивает его шашкой. Снимая сапоги с Николки атаман видит родинку и бьет себя по голове, рыдает и воет как зверь. Потом стреляет прямо в свой рот и падает рядом с сыном.

Читайте также: Роман «Тихий Дон» Шолохова является монументальным произведением русской литературы ХХ века. Прочитать онлайн краткое содержание «Тихого Дона» по главам и частям можно на нашем сайте. В книге изображена жизнь донского казачества в период Первой мировой войны, революции 1917 года и гражданской войны в России.

Короткий пересказ «Родинка» Шолохова

М. Шолохов «Родинка» краткое содержание:

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет».

По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз.

Нарочный скакал сорок вёрст без отдыха, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой.

«Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи… Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням.

Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы.

Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь.

Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Это интересно: Рассказ «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Данное произведение входит в учебную программу литературы 9 класса. Вы можете прочитать краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, чтобы ознакомиться с самыми важными эпизодами рассказа.

Сюжет рассказа «Родинка» по главам

Краткое содержание Шолохов «Родинка» с описанием каждой главы:

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет – «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному – в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ – срочно выдвигаться на подмогу.

Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных».  Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу.

Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается – ему жаль зерна, который он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице – «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его.

Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Читайте также: Рассказ Шолохова «Чужая кровь», написанный в 1926 году, повествует о кровавых временах гражданской войны. На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Чужая кровь» для читательского дневника. Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. Старики находят в раненом молодом человеке схожесть со своим погибшим сыном и выхаживают его. Но как бы они не привязались к парню, он навсегда останется им чужим…

Видео краткое содержание «Родинка» Шолохов

Николка Кошевой командир эскадрона. Ему всего 18 лет, но он очень успешно ведет свое войско. От отца у сына осталась только родинка на ноге. Во время очередной схватки с бандитами, Николка идет на бой с атаманом. Тот убивает молодого парня. Снимая сапоги Николки, атаман замечает родинку и понимает, что убил сына. Не в состоянии перенести горе он стреляет себе в рот и падает рядом с сыном.

«Родинка» краткое содержание Шолохов на видео:

Меню статьи:

  • История написания «Родинки»
  • Тематика «Донских рассказов»
  • Идеи произведения
  • Война в творчестве Шолохова
  • Образ гражданской войны
  • Образы текста
  • Война
  • Природа
  • Человеческое горе
  • Животные
  • Роль персонажей «Донских рассказов»
  • Отношения отца и сына
  • Фигура сына
  • Фигура отца
  • Фигура мельника
  • Сюжет «Родинки»
  • Композиция рассказа
  • Моральная дилемма «Родинки»

Война нашла воплощение во множестве литературных произведений. Творчество Михаила Шолохова поставило эту тему в центр преобладающей части текстов. Поэтому Шолохов, «Родинка» и отображение военных событий – тема этой статьи. Критики осуждали писателя за чрезмерно кровавые картины распрей между белым и красным движениями. Стоит, однако, подчеркнуть, что Михаил Александрович не дает оценок ситуациям, которые описывает. Единственный судья представленным событиям – читатель.

История написания «Родинки»

Писатель сел за работу над этим рассказом в 1920-е годы. В результате, в 1924-м выходит «Родинка», вошедшая в «Донские рассказы». Для шолоховского творчества естественно такое деление на циклы произведений. В центре «Донских рассказов» в целом и «Родинки» в частности – война и личные отношения на фоне трагичных событий. Для начала, рассмотрим особенности самих «Донских рассказов».

Первая публикация сборника Шолохова состоялась в 1924-м году. Произведение вышло на страницах газеты «Молодой ленинец». Почему критики и литературоведы проявляют столь повышенное внимание именно к этому циклу? Дело в том, что «Донские рассказы» знаменуют старт творческой биографии русского автора. В этом же цикле читатели знакомятся с характерной «шолоховской» речью. Автор «монополизирует» тему гражданской войны, красот донской природы, трагедию жестокости и нелепости распрей.

Тематика «Донских рассказов»

Шолохов обращается к событиям гражданской войны, которая происходила на Дону. Это не первый сборник, посвященный этой теме. На этот раз писатель сосредоточил внимание на трагических взаимоотношениях между отцом и сыном. Члены одной семьи оказались на разных сторонах баррикад. Шолохов поставил цель увековечить страшные события войны в мировой литературы. Поэтому шолоховское творчество так сильно отличается от его советских коллег-писателей.

В анализируемом цикле автор обращается к ужасающим ситуациям гражданских распрей 1920-х годов. Шолохов описывает коллективизацию, раскулачивание, резню красных и белых. Позиция автора такова, что он никого не осуждает, не разделяет людей на два лагеря – хорошие и плохие. В центре повествования – общечеловеческие позиции, человеческая душа. Шолохова не волнуют политические вопросы, идеология. Автор сосредотачивается на внутреннем мире человека и отношениях людей.

Идеи произведения

Писатель не оправдывает жестокость идеями, не анализирует убеждения.

Цель Шолохова – показать жизнь во всей ее полноте. В тексте отсутствует авторская симпатия к определенной группе персонажей. Шолохов описывает каждого героя – нейтрально, максимально объективно.

От зоркого писательского глаза не скрывается ни один человек. «Донские рассказы» – яркий пример воплощения этой идеи.

Гражданская война – страшный период в российской истории. Трагедия этой войны состояла в том, что люди сражались не против иностранного врага-интервента, а против брата. Государство раскололось на три лагеря: красные, белые и жертвы, случайно оказавшиеся под обстрелом. Эти люди продолжали жить обычной жизнью, что было уже невозможно.

Война в творчестве Шолохова

Лев Николаевич Толстой оценивал все войны, с которыми сталкивалось человечество, с позиции справедливости. Писатель называл справедливыми те войны, которые приводили к освобождению народов от внешнего агрессора. Разрозненные люди порой объединяются, чтобы дать отпор врагу и защитить свою родину. В истории России таких войн было две: сражение с Наполеоном в 1812-м году и Великая Отечественная война 1941–1945-х годов.

Образ гражданской войны

Гражданские войны априори несправедливы. Такие распри – это следствие социальных потрясений, революций. Гражданская война, которая развернулась в 1918–1920-х годах, стала следствием Октябрьской революции 1917-го года. Разумеется, русская литература часто изображает события гражданской войны в героическом ключе. Но на деле это была трагедия: братоубийство, гибель родственников, разделенных по разным лагерям. Непостижимая логика превращала родных людей, которые говорили на одном и том же языке, во врагов.

Именно такой парадигмы придерживается Михаил Александрович, описывая военную бытность. События рассказа разворачиваются на Дону, на Кубани. Кроме единого места, сквозь весь текст проходит и единая идея. Автор представляет войну как кровавую полосу, пересекающую судьбы отдельных людей и целых семей. Смерти во время гражданской войны – нелепая драма.

Образы текста

Война

Прежде всего, автор останавливается на кровавых картинах расправ над бунтарями. Позиция непокорного человека, показывает писатель, – всегда невыгодна. Некоторые критики сравнивают работы Шолохова и Бабеля. Если у последнего литератора акцент делается на жестокости и зле, то у Михаила Александровича в центре стоит добро и другие вечные ценности. Именно эта особенность привлекает читательскую аудиторию к творчеству Шолохова.

В произведении русского писателя отсутствует акцент на истинности каких-либо идей – красных или белых. Это должен решить сам читатель. Автор настаивает на одном – невозможности оправдания жестокости и насилия. Для Шолохова в жизни существует одна ключевая ценность – добро. И добро нельзя игнорировать. Кто виноват в войне, жестокости, насилии, смертях? Автор дает однозначный ответ: только сам человек.

Природа

Шолохов использует уникальный прием – вставки красивейших описаний окружающей среды. Создается впечатление, что автор делает это невзначай. Природа противопоставляется суетливому обществу.

Родинка, Шолохов, к сюжету рассказа

Писатель представляет сообщества людей жестокими, неспособными к мирному решению проблем. Пейзажные зарисовки выполняют эстетическую функцию. Кроме того, гармония окружающей среды демонстрирует бесполезность, абсурдность войны, запустения. Искусственные смерти никому не нужны, но люди никак не могут извлечь уроков из истории.

Человеческое горе

Маленькое художественное пространство не помешало русскому литератору отобразить образ человеческих бед – в колоссальных масштабах. Писателю понадобилось всего два героя, чтобы столкнуть интересы семей и человечества в целом. В центре повествования – нравственная проблематика. Автор задается вопросом, в чем состоит справедливость общества и строя, где родные люди убивают друг друга.

Животные

Животные в шолоховском рассказе выступают в роли не столько образов, сколько символов. Старика-атамана писатель сравнивает с волком. И наоборот – в фигуре настоящего животного – волка – читатель узнает черты, характер старого белого командира. Бессознательно волк ассоциируется с чем-то неприятным, отрицательным. Волк – это одинокое, голодное, несчастное существо.

Родинка, Шолохов, к сюжету рассказа

Жизнь сделала атамана жестоким, черствым, обозленным. В то же время, герой сопоставляется с коршуном. Птица ассоциируется с такими чертами, как смелость, сила. Однако одновременно коршун – это стервятник, птица, поедающая трупы. Со стервятником отождествляется душа старого казака. Герой убивает сына, «нехотя» приводя к гибели и себя. Атаман покидает этот мир, а птица растворяется в небе. Серость неба наталкивает на мысль о разрушенном, суетном и скованном мире.

Роль персонажей «Донских рассказов»

Герои шолоховского произведения исполняют конкретную функцию – демонстрацию трагедий гражданской распри. Отдельные человеческие судьбы помогают автору раскрыть драму внутрисемейных отношений во время войны.

Отец и сын оказываются на разных сторонах «фронта». Молодежь поддерживает красных, а старое поколение – белое движение. Молодых и старых людей роднит одно – тотальная усталость от войны.

Два центральных персонажа противостоят друг другу. У каждого героя своя правда. Писатель рассказывает о судьбе Николая Кошевого и его отца – казачьего атамана. Читатели узнают детали прошлого и настоящего героев. Знакомство с каждым действующим лицом начинается бытовыми, пейзажными зарисовками.

Отношения отца и сына

В основе «Родинки» лежит простой сюжет: старый казак случайно убивает собственного сына. Возникает вопрос, почему же старик не узнал родную кровь. Автор объясняет: герои произведения занимали разные стороны в гражданской войне. Судьба разбросала родных людей по вражеским лагерям. Николай – красный командир – рос без отца. Юноша прожил тяжелую жизнь: папа пропал во время войны с немцами, мать погибла. Николка был сиротой. До пятнадцатилетнего возраста Николай перебивался случайными работами, кое-как добывал деньги на жизнь. Потом судьба свела мальчишку с красным движением. Спустя три года юноша становится эскадронным командиром.

«Тихий Дон» Михаила Шолохова ученые относят к эпохе литературного соцреализма. Произведение можно назвать одним из лучших в жанре романа-эпопеи. Предлагаем читателям ознакомиться с его кратким содержанием

С одной стороны, вина за убийство лежит на старике-атамане. Но с другой стороны, и юноша пытался убить своего белого врага. Автор делает вывод, что перекладывать грех за убийство на какого-то одного человека неправильно, несправедливо. Товарищи отзывались о Николае как о бывалом, рискованном воине, без труда уничтожающем банды и эскадроны. То есть герой не раз убивал. Но вот настал момент, когда душа Николая возжелала покоя и мира. Юноша задумал покончить с убийствами, начать нормальную жизнь, учиться, работать. Однако сил отказать красным товарищам в боевой поддержке у героя не хватило.

Далее рассмотрим каждый образ детальнее.

Фигура сына

На момент событий рассказа Николаю исполнилось восемнадцать. Юноша рано познал горе, утратив обоих родителей. На войне герой находится третий год. За это время бои надоели Николаю, юноша хочет мирной жизни. От прошлого почти ничего не осталось, кроме воспоминаний и родинки. Точно такая же родинка была у отца Николая. Этот знак символизирует связь между поколениями. Характер героя – молодой, горячий – постоянно толкает юношу на рискованные операции. Писатель сравнивает персонажа с птицей или совсем молодым животным. Кажется, что у юнца вся жизнь только впереди.

Фигура отца

Литератор описывает непростую судьбу старика-атамана. Вот уже седьмой год как герой не видит родного края и семьи. Сердце белого командира стало черствым. От внутреннего мира героя остались одни развалины. Автор передает трагичность судьбы героя с помощью ярких метафор. Горе атаман топит в бутылке. Старик редко трезвеет. В итоге, после страшной кульминации и убийства сына, атаман кончает с жизнью.

Фигура мельника

Второстепенный герой шолоховского произведения – мельник по имени Лукич. Старик – от безысходности – дает красноармейцам наводку на врагов. Сперва мельник столкнулся со старым белым атаманом. Герой угрожал крестьянину расправой, требуя провизии для солдат. Лукич не хотел расставаться с нажитым имуществом. Поэтому мельник пошел искать справедливости у красных. Сам того не зная, герой приблизил трагическую развязку рассказа.

Сюжет «Родинки»

Идея «Донских рассказов» своеобразно раскрывается в «Родинке». Критики признают этот рассказ чуть ли не самым проникновенным произведением из шолоховского цикла. Автор описывает убийство красного командира белым атаманом. Командир умирает от удара шашкой. После расправы атаман снял сапоги с мертвеца: обувь – дорогое удовольствие в то время. Внезапно враг заметил на ноге своей жертвы знак – родинку довольно крупного размера. Оказывается, что такая же родинка имеется и у атамана.

В основе произведения Михаила Шолохова «Судьба человека» – реальные события.  После войны в 1946 году автор случайно познакомился с Андреем Соколовым и его сыном. Произошедшее с Соколовым во время Великой Отечественной войны стало основой сюжета рассказа. Предлагаем читателям узнать, что было дальше, ознакомившись с описанием произведения

В этот момент атаман узнает в убитом собственного сына. Старого казака охватывает неземная, невыносимая печаль: атаман убил родную душу. Белый атаман не выдерживает греха и стреляет себе в рот. Шолохов демонстрирует, что война несет только смерть: гибель настигает людей разными способами.

Композиция рассказа

Шолохов очень логично строит свое произведение. В «Родинке» насчитывается шесть частей. Начало каждого фрагмента – это описание пейзажей. С помощью такого приема, автора раскрывает для своей аудитории красоты Дона. В этом тексте, как и во многих других, писатель не оставляет без внимания фон, на котором развертывается сюжет «Родинки».
Шолохов разворачивает действия произведения в двух плоскостях:

  • Внешний сюжет: в рамках этого плана писатель познакомил читателей с героями рассказа (Николаем, красноармейцами, белым движением, стариком-атаманом, мельником);
  • Внутренний сюжет: автор рассуждает о нравственной проблеме описанной ситуации, переживаниях героев, неоправданных мечтах, роли судьбы в жизни людей.

Моральная дилемма «Родинки»

Мнимая простота шолоховского произведения, тем не менее, не может скрыть глубокий смысл этого рассказа. Речь автора отличается лаконизмом. В тексте наблюдается недосказанность. Писатель апеллирует к интуиции, эмпатии читателей. Главная мысль – боль и несчастья, которые приносит война. Шолохов своеобразно трактует категорический императив, о котором пишет немецкий философ Иммануил Кант.

Родинка, Шолохов

В первый ли раз старик-атаман убивает врага? Однозначно нет. Автор ставит латентный вопрос: а задумывался ли белый солдат раньше о грехе, который берет на себя? Убийство чужого человека не вызывало в герое мысль убить и себя за это. Чужая кровь не трогает так, как родная, своя. Так, внезапно в шолоховском произведении всплывает гениальная догадка – тайна мира и спокойствия. В чем эта тайна состоит? Ответ такой: если человек будет видеть в другом человеке родную душу, то на земле настанет мир. Почему люди не относятся к чужим так, как к собственным детям, любимым, родственникам? Автор оставляет ответ на этот вопрос за читателями.

Анализ произведения ” Родинка”

Произведение «Родинка» написано в 1924 году, своеобразным языком, в котором присутствует стиль Михаила Шолохова. Главные в рассказе два главных персонажа. Каждого герой в собственной правде живет. З эту правду и сражаются друг с другом. Красный командир и казачий атаман. Почему героев ничего не связывает. Автор рассказывает о жизненных рассказах, делая акцент на главные событиях. Изначально писатель знакомит с героями через бытовые и пейзажные зарисовки. Писатель делает акцент на то, что окружает персонажей. Шолохов показывает страшный характер Гражданской войны, которая  разрушает даже родственные связи, с этой целью главными героями этого рассказа  сделал командира красного эскадрона молодого Николка и старого атамана принявшего сторону белых.

 Старый казак убивает в бою молодого, но по родинке узнает в герое собственного сына. Происходит разрушение родственных связей. Показав такую развязку, автор стремился продемонстрировать страшный характер смуты, постигшей страну. Рассказ учит тому, что Гражданская война – это тяжёлое испытание для людей, заставляет проявлять жестокость, к которой, не склонны герои. Война забрала у них  физические и моральные силы.

Цитаты из книги ” Родинка”.

…От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки.

…Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых п спина, по-стариковски сутулая,- мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая.

…Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм, возле левад засевают клинышками жито.

…Казак Николкин отец, а по отцу и он – казак.

…Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он… А тут банда… Опять кровь, а я уж умерялся так жить… Опостылело все…”

Краткое содержание Шолохов Родинка

Произведение “Родинка” написано о молодом  восемнадцатилетнем атамане Николае Кошевом. Николка – сирота. Николая отец  пропал сражения во время германской войны, а мать умерла. Главный герой в пятнадцать лет работал по найму, где придется, но потом ушел с проходящим красноармейским полком на Врангеля. Так Николая воевал. Николаю досталось наследство от отца неукротимая смелость и родинка на ноге с размером в как голубиное яйцо. Главный герой произведения был сильно храбрым мужчиной, солдаты относились к нему уважительно потому как почти без потерь ликвидировал две банды. Николай водил полгода в атаку эскадрон, при этом не уступал в мастерстве опытным воякам. Герой стыдился собственного возраста когда заполнял анкеты,часто нервничал когда видел вопрос о возрасте, так хотел выглядеть внешне постарше и быть опытней. Парень часто стал задумываться о том, что пора бросить уже воевать и поехать учиться в город. 

Такая жизнь как у него надоела парню, на смерти и кровь не было никаких сил смотреть. Но задуманное Николай не успел осуществить. Из столицы пришло письмо от председателя, в котором просит решить проблему с бандой, занявшей совхоз Грушинский.  

Николай с собственным эскадроном скоропостижно отправляется в Сальский округ на поиски разбойников. Старый атаман, который глава банды в это время попадает на мельницу и встречает старика Лукича. Этот атаман суровый человек, который был в германском плену, прошел Врангель и Константинополь, так мужчина отсидел в лагере за колючей проволокой. Атаман руководит такими же бывшими военными, которые знают толк в боевых делах. Казаки много пьют, ведут себя некультурно. Главарь уговаривает сторожа присягать на верность, есть в доказательство землю, а зерно, собранное совхозом, скармливает лошадям. Лукич пробирается в хутор в то время когда банда напивается и засыпает, там и попадает к красному расположению. Там героя приводят к Кошевому, и старик говорит Николаю о том, что банда расположилась на мельнице.

Молодой атаман ведет собственный эскадрон в атаку, по дороге раздавая им приказы  и объясняет плане наступления. Главарь разметил  во время боя на Николая груди некий бинокль, и осознает что это не обыкновенный солдат. Старый атаман также заметил молодой возраст Николая, и мысленно жалеет юношу, что парень такой молодой, старик считает что Николай неопытный.

Выстрелом атаман сбивает лошадь, а затем, подскочив верхом, шашкой убивает и самого Николку. Затем бандит спускается, чтобы забрать у него бинокль и новые сапоги. Правый сапог снялся легко, а левый застрял и снялся вместе с чулком. Атаман заметил необыкновенную родинку выше щиколотки, точно такую же, как у него, и понял, что убил собственного сына. Старик начал о содеянном обнимает парня трясет чтобы очнулся, но Николка был уже мертв. После отец вставил себе в рот оружие маузера и выстрелил.

Этот рассказ учит читателей ценить жизнь, понимать, сколько горя может причинить война, сколько семей может пострадать, воюя по разные стороны баррикад.

На чтение 4 мин. Опубликовано 24.04.2020

Особое значение в творчестве известного писателя Михаила Шолохова играет цикл произведений «Донские рассказы». Частью сборника стала история, получившая название «Родинка», краткое содержание которой позволит читателю проникнуться темой гражданской войны, взаимоотношений родителей и детей, написать грамотное сочинение на уроке литературы или составить пересказ для читательского дневника.

Содержание

  1. Основа сюжета, главные герои
  2. Краткое содержание произведения
  3. Новое сражение с бандой
  4. Обман атамана и долгожданная встреча
  5. Основные мысли

Основа сюжета, главные герои

Рассказ «Родинка» был написан автором в 1924 году. Писатель хотел поделиться с читателями размышлениями о гражданской войне, происходившей на Дону. Сюжетной основой стали трогательные отношения отца и сына, которые одновременно любили и ненавидели друг друга, так как стояли по разные стороны баррикад.

Во время прочтения можно познакомиться со следующими центральными и второстепенными персонажами:

  • Николка Кошевой — командующий красным эскадроном, восемнадцатилетний парень, известный своей отвагой. Имеет родинку на левой ноге.
  • Атаман — отец Николая, который пропал без вести во времена германской войны.
  • Лукич — старый мельник, наведший Красную Армию на банду.

Для знакомства с другими персонажами рекомендуется читать полностью по главам произведение Михаила Александровича Шолохова «Родинка». В описании дается более подробная характеристика казакам и красноармейцам. А также в рассказе появляется нарочный, военком, провожатый, хозяйка дома и другие герои.

Краткое содержание произведения

Сидит Николка — командир эскадрона

Стол забросан гильзами от патронов, уздечкой, кусками хлеба и бараньей косточкой. Рядом с ним сидит Николка — командир эскадрона. В своем восемнадцатилетнем возрасте он уже многого достиг, а сейчас заполняет анкету. Крепкий широкоплечий парень выглядит немного старше своих лет. Возраста Кошевому добавляет уставший взгляд, лучистые морщины у уголков глаз. Юноша уже успел ликвидировать две банды, провел несколько успешных боев, где зарекомендовал себя не хуже старых командиров.

В памяти молодого человека почти стерлись воспоминания о пропавшем отце-казаке. В голове иногда всплывали мысли о любви папы к лошадям, что передалось и сыну. Он исчез в период германской войны. Мама Николки умерла. Самостоятельный и одинокий, он был батраком, пока не стал красноармейцем.

Новое сражение с бандой

Новое сражение с бандой

Живет Николай в доме, стоящем на яру над Доном. Поутру взводный приносит весть о новом приказе для командира — нужно отбиться от банды, занявшей Грушинский совхоз. Дело не требовало отлагательства. А Николка давно хотел забыть о сражениях, отправиться в город, чтобы отучиться. Но снова грядет бой, а приказы не оговариваются.

Почти три дня Кошевой во главе своего отряда преследует банду, которая насчитывает больше пятидесяти донских, кубанских казаков. Они бывалые представители народа, недовольного властью. Атаман, ведущий своих людей от погони, нервничает. Около семи лет ему не доводилось бывать в своих краях. Сначала его пленили немцы, после этого Врангель. Ему пришлось быть в заключении за тюремной проволокой.

Сейчас же его семья — это банда. Атаманова душа стала черствой, каменной, затачиваемой непонятной болью при виде родных земель.

Обман атамана и долгожданная встреча

Два наездника появляются во дворе старого мельника Лукича. Это атаман со своим соратником притворились красноармейцами, чтобы выведать информацию об обстановке. Казак открывает свою «личину» перед владельцем мельницы, просит того приготовить зерно для его лошадей. Он заверяет старика, что скоро устранит красных. Но мельник не хочет делиться нажитым зерном, за что может поплатиться жизнью, как пособник красноармейцев. На заре мужчина отправляется на хутор. Он рассказывает Николке, где находится банда.

Командир приказывает седлать коней. У мельницы начинается перестрелка. Николка сражается с атаманом, теряет лошадь. Он стреляет из маузера в главу банды, но тратит все патроны. Беззащитного молодого человека противник убивает шашкой. Он хочет обокрасть умершего, забрать бинокль, хромовые сапоги. Сняв обувь, атаман обнаруживает родинку на левой ноге убитого и узнает своего сына. В отчаянии мужчина выстреливает себе в рот.

Атаман снимает сапог и видит родинку на ноге

Основные мысли

В своем произведении «Родинка» Михаил Шолохов продемонстрировал наиболее ужасающие события, которые могут происходить во время гражданской войны. Он хотел донести эти отголоски до современных читателей и поделиться с ними своими мыслями:

  • о кошмаре братоубийства;
  • о различии взглядов в одной семье;
  • об ожидании встречи после долгой разлуки;
  • об отсутствии проигравших и выигравших.

Анализ произведения, краткий пересказ донского рассказа окажется полезным при заполнении читательского дневника, написания эссе или сочинения на тему войны.

Дополнить содержание можно своими мыслями, касающимися трагедии, вошедшей в каждую семью, ставшей частью истории всего народа.

  • Герои рассказа легкое дыхание главные
  • Герои рассказа лев и собачка
  • Герои рассказа конек горбунок главные
  • Герои рассказа как я ловил человечков конспект урока
  • Герои рассказа история одного города