Герои русских народных сказок характеристика героев народных сказок конспект урока 5 класс

Проект метапредметного урока

разработала Городынская Валентина
Григорьевна,

 учитель русского языка МБОУ
«СШ № 8″г. Новый Уренгой

1. Учебный предмет, тема, класс:  литература, тема «Герои
русских народных сказок», 5 класс

2. Тип урока: урок-исследование

3. Цели урока:

предметные:  обобщение  и систематизация знаний учащихся о русских народных сказках,
их героях;

развитие  умений пересказывать текст, анализировать
образы сказочных героев;

метапредметные: развитие воображения, творческих способностей, умения
описывать иллюстрации;  воспитание нравственных качеств, ценностного отношения
к поступкам сказочных героев.

Ожидаемые результаты учащихся:

предметные: умение различать сказки волшебные, бытовые, о животных; давать
характеристику героям народных сказок; составлять собирательный образ.

метапредметные: умение анализировать и оценивать поступки сказочных
героев, находить в сказках поучительное для себя; умение работать в группе, доказывать
свою точку зрения.

4. Фундаментальный образовательный  объект: герой

Проблемы: добро и зло, положительные и отрицательные герои
русских народных сказок.

5.Предполагаемые результаты метапредметного  урока с
позиции учеников:

внешний продукт: характеристика собирательного сказочного образа (в форме
таблицы, в дз — сочинения «Мой любимый сказочный герой»);

внутренние: оценивание поступков героев сказок;  понимание, к чему могут
привести те или иные поступки; использование сказочных уроков в жизни
(понимание, какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха).

6.Ключевая проблема урока, связанная с метапредметным
объектом: герои русских народных сказок весьма разнообразны: положительные
символизируют добро, свет…; отрицательные  являются символами зла, тьмы.
Характеризуя героев, анализируя их поступки, дети делают выводы,  извлекают
нравственные  уроки, знакомятся с нормами поведения.  

7. Фрагмент урока:

1. Мотивация.

 — Ребята, отгадайте загадку:

В сказке главный персонаж,

Положительный типаж.

Враг разбит и пир горой,

Побеждает зло?-(Герой)

— А кто такой герой?
Какие значения этого слова вы знаете? 

2. Целеполагание.

-Вы назвали несколько значений этого слова, но сегодня на
уроке  речь пойдет  только об одном значении слова «герой» .

 Тема урока «Герои русских народных сказок».

— Используя слова-помощники, сформулируйте цель урока:

·       вспомнить…(русские народные
сказки, виды сказок);

·       сравнить, исследовать …( одних и
тех же героев разных сказок);

·       составить….(характеристику
героя).

3. Работа над темой урока.

 — Я предлагаю вам разделиться на три
группы:

«Волшебный дворец» (волшебные сказки)

«Крестьянская изба»(бытовые сказки)

«Лесная избушка» (сказки о животных)

(Показываю три  изображения: дворец, избу,
лесную избушку)

— Как вы думаете, почему я так назвала
группы? Какие виды сказок вы знаете? Соотнесите рисунки с видами сказок.
Объясните свое решение.

(Для распределения по группам используются
рисунки сказочных персонажей(например, лиса, солдат, рыбка, заяц, старуха, Кощей
Бессмертный и т.д. по количеству детей в классе). Дети узнают героев, называют
сказки и рассаживаются по группам. Далее предлагаю группам метапредметное
задание).

4. Работа в группах.

1группа

Кто самый популярный персонаж в волшебных русских  народных
сказках? Конечно, Баба-Яга. А как она живет, чем занимается по хозяйству, что
ест, с кем дружит? Злая она или добрая? Выберите три сказки, исследуйте жизнь
Бабы-Яги и составьте её собирательный образ. Результат оформите в таблицу:

Сказка1

Сказка2

Сказка3

Общий вывод:  какое к герою отношение у членов группы?

Внешность

Голос

Характер

Поступки

Нарисуйте сказочный персонаж.

Что вас больше всего удивило в вашем исследовании?

2группа:

Кто самый популярный персонаж бытовых русских  народных сказок?
Конечно, Солдат. А какой  он? Как ведет себя солдат в разных жизненных
ситуациях?  Выберите три бытовые сказки, исследуйте жизнь солдата  и составьте
его собирательный образ. Результат оформите в таблицу:

Сказка1

Сказка2

Сказка3

Общий вывод:  какое к герою отношение у членов группы?

Внешность

Речь

Характер

Поступки

Нарисуйте сказочный персонаж.

Что вас больше всего удивило в вашем исследовании?

3группа:

Главным действующим лицом сказок о животных часто
 является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность
думать, говорить и разумно действовать.
Её образ постоянный. Народ
наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лиса –
кумушка, Плутовка.
Выберите три сказки, исследуйте  и составьте
собирательный образ Лисы. Результат оформите в таблицу:

Сказка1

Сказка2

Сказка3

Общий вывод:  какое к герою отношение у членов группы?

Внешность

Речь

Характер

Поступки

Нарисуйте сказочный персонаж.

Что вас больше всего удивило в вашем исследовании?

5. Выступления групп.

        По завершении работы  группы представляют свои  таблицы и
рисунки.

 Во время выступления одной из групп ребята из других групп
внимательно слушают,  записывают в тетрадях интересную для себя информацию,
готовят вопросы. По окончании выступления группы происходит краткое обсуждение,
когда можно задать свои вопросы.

6. Работа с иллюстрациями художников.

Затем предлагается сравнить рисунки групп с иллюстрациями
художников: И. Билибина «Баба-Яга», Ю. Васнецова к сказке «Кот,
петух и лиса»,

 В. Милашевского «Солдатская шинель»

-Что общего  в изображении  сказочных
персонажей? На что обращают внимание художники?

7. Рефлексия «Незаконченные
предложения»

         В начале урока вы, ребята, 
объясняли значение слова «герой», а давайте  обратимся к толковому
словарю и проверим себя.

Толковый
словарь Ожегова.

герой

 — тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто
вызывает восхищение, подражание, удивление) 
Пример: Г. дня.
***
2. — человек, совершающий подвиги, необычный по
своей храбрости, доблести, самоотверженности 
. Пример:  Г. труда.
***
3. — человек, воплощающий в себе черты эпохи,
среды 

Пример: Г. нашего времени.
***
4. — главное действующее лицо литературного
произведения 

Пример: Г. сказки

        Итак, слово «герой» — многозначное. На уроке мы
говорили о героях сказок  как о главных действующих лицах.

        Сказка
— это чудо! Прекрасный мир, знакомый с детства, где добро всегда побеждает зло.
На страницах сказок  живут сказочные герои: говорящие звери и драконы, смелые
богатыри и прекрасные принцессы, добрые феи и злые колдуны. Какие же они, герои
русских народных сказок? Что помогают нам понять?

Продолжите  предложения:

-Герои русских народных сказок  помогают
понять….

— Я научился (-ась) составлять …..

— Эта работа позволила мне по-другому
увидеть….

— Работа в группе была
успешной/неуспешной,  потому что…

8. Задание на дом.

Напишите мини-сочинение «Мой любимый
сказочный герой»

Конспект урока литературы в 5 классе

с применением проектной технологии

Тема урока: «Русские народные сказки»

Цели урока:

1)     Формировать представление о сказках как жанре фольклора; рассмотреть виды сказок (сказки о животных, волшебные, социально-бытовые), их особенности и характеры героев.

2)     Развивать речь, творческие способности обучающихся.

3)     Воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование урока:ПК, проектор, экран, презентации учеников.

Предварительное задание

Подготовить презентации по темам:

1.     Сказки о животных.

2.     Волшебные сказки.

3.     Герои волшебных сказок. Баба Яга.

4.     Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный.

5.     Социально-бытовые сказки.

*(Примечание: разрешается помощь родителей).

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.

II. Постановка цели урока

— Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают, как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Сказку русский народ всегда любил, передавал её из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли её. Обычно сказка становилась от этого всё интереснее, занимательнее.

Сказки делятся на волшебные, бытовые (социально-бытовые) и сказки о животных.

— По каким признакам происходит это деление? Что характерно для героев каждого вида?

На эти вопросы мы постараемся дать ответ в течение нашего урока.

III. Выступления учеников

1)     Презентация «Сказки о животных»

— Назовите, какие сказки о животных вы знаете?

2)     Презентация «Волшебные сказки»

— Назовите фильмы, спектакли, картины, созданные на основе волшебных сказок.

3)     Презентация «Герои волшебных сказок. Баба Яга»

— Вспомните, какие сказки с участием Бабы Яги вы читали в младших классах. Какая из них особенно запомнилась? Расскажите о самом интересном событии этой сказки, а ваши одноклассники пусть отгадают её название.

4)     Презентация «Герои волшебных сказок. Кощей Бессмертный»

— Каким обычно мы видим Кощея в сказках? Бывает ли он добрым?

5)     Презентация «Социально-бытовые сказки»

— Всем вам известна сказка «Репка». К какому виду мы её отнесём? Почему?

IV. Итог урока

Заполнение таблицы

Название сказки

Вид

Аргументы (почему?)

1. «Репка»

бытовая

коллективный труд людей и животных

2. «Снегурочка»

волшебная

волшебное оживление, а затем волшебное исчезновение Снегурочки

3. «Лиса и Журавль»

о животных

кроме Лисы и Журавля героев в сказке нет

4. …

5. …

6. …

7. …

8. …

Домашнее задание:

1)     Закончить таблицу

2)     Прочитать сказку «Царевна-лягушка»

— Обязательно обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык. Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про сказки: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Выставление оценок за урок.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Тагиркентская ООШ»

  1. План-конспект

  2. открытого урока по литературе в 5 классе

  3. Дата: 25.09.2018 г.

  4. Тема урока:

«Русские народные сказки».

Подготовил учитель русского языка и литературы,

Ферхатова Людмила Ажимурадовна

Директор МКОУ «Тагиркентская ООШ»

Амирханова Хадижат Имамшафиевна

2018г

Тема урока: Русские народные сказки.

Подготовил: Ферхатова Людмила Ажимурадовна

Дата:25.09.2018г

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма: нетрадиционная.

Класс: 5.

Цель урока: Познакомить школьников с основными типами сказом, некоторыми изобразительно-выразительными средствами, встречающимися в сказках.

Задачи:

Образовательные:

  • развить представление о сказке;

  • показать особенности жанра сказки;

  • дать представление о систематизации сказок.

Развивающие:

  • развивать творческое мышление, активность учащихся;

  • развивать навыки работы с учебником, выразительного чтения, пересказа;

  • совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

  • привить любовь к слову, повысить интерес к русской литературе;

  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

  • способствовать воспитанию добрых чувств.

Оборудование урока: учебник литературы; сборники русских народных сказок; репродукции картин В.М. Васнецова, И.Я. Билибина; иллюстрации к сказкам; рисунки учеников; проектор, компьютер, экран, презентация.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Звучит песня из к/ф «Там на неведомых дорожках».

— Наш урок, как вы уже догадались по оформлению кабинета, посвящен одному из самых интересных фольклорных жанров – сказке. Пожалуй, нет человека, который не знал бы и не любил их. Сказки сопровождают нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано множество спектаклей, художественных и мультипликационных фильмов, которые с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Народные сказки — основа сказок литературных, музыкальных, источник вдохновения художников. Репродукции картин по мотивам русских народных сказок вы видите на стендах класса, на цветных вклейках учебника- хрестоматии.

2. Беседа по сказкам.

Вы уже опытные читатели сказок и знаете их довольно много. Какие русские народные сказки вы вспомнили?

— За что вы любите сказки?

— Назовите ваши любимые народные сказки.

— Что, по-вашему, отличает сказку от других произведений устного народного творчества?

— Каких сказочных героев вы особенно любите? За что они вам нравятся?

Демонстрируется титульный слайд 3, тему урока дети записывают в тетрадь.

3. Работа с репродукциями и иллюстрациями к сказкам.

— Рассмотрите репродукции с картин В.М. Васнецова, И. Я. Билибина (слайд 4-7), назовите сказочных героев.

— Вспомните и перескажите эпизоды, изображенные на картинах.

4. Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные сказки» (с.8-10)

— Давайте попробуем дать определение, что такое сказка. Обратимся к учебнику литературы. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку. (Слайд 7). Кто запомнил? Расскажите.

Комментарии учителя.

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты – все те, кто скитался по белому свету. Сама жизнь и труд крестьян способствовали распространению сказок.

Зимой на рубку леса из деревень уходило много народу. Днем – тяжелая работа, а длинными вечерами – отдых в землянке у огня. Каким желанным гостем был тогда сказочник! Любили слушать сказки и на мельнице, где крестьяне подолгу ждали своей очереди, чтобы помолоть зерно. Затаив дыхание, слушали они о подвигах Ивана-царевича в тридевятом царстве, а потом весело смеялись над глупым и жадным барином, которого одурачил мужик.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд 8). В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди, в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 8) крестьянин, солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости, уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 8) . Герои их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч.

Баба Яга (Слайд 9) – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга владеет огнем и управляет светом и тьмой. Чаще всего она вредит героям, но иногда и помогает.

Постоянная борьба с врагами, посягавшими на русскую землю, породила таких персонажей, как крылатый Змей Горыныч и Кощей.

Кощей Бессмертный (Слайд 10) — это злой, завистливый и жадный старик. Он похищает женщин и пытается погубить героя. Борьба с Кощеем очень трудна. Он гибнет лишь тогда, когда герой после долгих испытаний находит волшебную иглу, в которой заключена смерть Кощея.

Змей Горыныч (Слайд 11) – огнедышащее чудовище с несколькими головами, летающее высоко над землей, — тоже очень известный персонаж русского фольклора. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля.

Любимый герой русских сказок – добрый молодец по имени Иван (Слайд 12): Иван-царевич, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает всех врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. Он в огне не горит, в воде не тонет и даже после смерти оживает.

Чудесные предметы (Слайд 13) – ковер-самолет, меч-кладенец, волшебный клубок, скатерть-самобранка, живая вода и молодильные яблоки – помогают Ивану.

Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, страдающие сироты или сильные и смелые воительницы, такие, как Марья Моревна или Синеглазка. (Слайд 14)

Сказки имеют особое построение — композицию. (Слад 15).

Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо присказки. (Слайд 16). Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу с самой сказкой.

За присказкой следует зачин (Слайд 17), который готовит нас к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да баба…».

Часто в сказках имеется концовка (Слайд 18), которая ещё раз возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»), гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии». Найдите в учебнике определение, что такое эпитет. Прочитайте и запишите первую строчку до слова «предмета». Запомните.

Демонстрируется слайд 19, записывается информация в тетрадь.

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение эпизодов (Слайд 20), употребление художественных средств выразительности – устойчивых сочетаний слов (Слайд 21), слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Слайд 22). По этим признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Закрепление нового материала.

Раздается стук в дверь.

— Ребята, кажется, к нам пришли гости.

В класс входят гном Забывалка и гном Путалка.

Гномы:

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут гном Забывалка.

— А меня – Путалка. Мы узнали, что сегодня на уроке вы говорите о сказках, и пришли к вам за помощью.

Гном Забывалка:

— Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить сказки, иллюстрации к которым вы увидите, и определить их вид.

Демонстрируются кадры слайда 23, дети дают ответы.

Гном Путалка:

Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

– «Царевна-Индюшка» (Слайд 24).

– «По собачьему веленью» (Слайд 25).

– «Сестрица Аленушка и братец Никитушка» (Слайд 26)

– «Петушок — золотой пастушок» (Слайд 27).

– «Мальчик-с-кулачок» (Слайд 28)..

– «У страха уши велики» (Слайд 29).

— Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Спасибо вам большое за помощь!

Гномы уходят.

Домашнее задание:

1. Дочитать сказку до конца.

2. Подготовить подробный пересказ сказки «Царевна-лягушка».

3. Охарактеризовать главных героев (устно).

Использованные интернет-ресурсы:

http://pedsovet.su/load/321-1-0-37912

http://vseskazki.ru/images/stories/Izobradzeniya_iz_skazok/Narodnie_skazki/r/russkie/Ckazka_o_lagushke_i_bogature.jpg

http://www.licey.net/lit/istok/magic

http://www.hobbitaniya.ru/rusnarod/rusnarod358.php

http://referat.mirslovarei.com/d/465643/

http://linda6035.ucoz.ru/

Использованная литература:

  1. В мире литературы. 5 кл.: Учеб.хрестоматия для общеобразовательных заведений. В 2 ч. Ч.1/Авт.-сост. А.Г. Кутузов, В.В. Леденва, Е.С.Романчева, А.К.Киселев. – М.: Дрофа, 1995.

  2. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В двух частях. Ч.1/Авт.-сост. М.А.Снежневская, О.М. Хренова. – 4-е изд., доработ. – М.: Мнемозина, 2001.

  3. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. –М.: ВАКО, 2009.

  4. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Литература/Авт.-сост. Н.В. Чудакова – М.: АСТ –ЛТД,1997.

1

Конспект урока литературы в 5 классе

Сказка вид народной прозы. Виды сказок.

Особенности русских народных сказок.

Урок разработан

на основе программы литературного образования под редакцией В. Я.

Коровиной 511 классы (2008 год), основе стандарта основного общего

образования (2004 год) и учебникахрестоматии для общеобразовательных

учреждений (Литература. 5 кл., в 2 ч.), авторы составители: В.Я. Коровина,

В.П. Журавлев, В.И. Коровин, М.: Просвещение (2010 год).

Обучающие задачи:

продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ сказкой;

научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных

сказок.

Развивающие задачи:

развивать коммуникативные умения;

развивать речемыслительные умения;

расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи:

прививать любовь к родной литературе;

создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

воспитывать культуру общения на уроке.

Место урока:

1 — по данной теме, 4 урок в разделе «Устное народное творчество», 5 урок

за курс 5 класса.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: урокпрактикум.

Формы работы:

Фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Метод обучения:

Элементы проблемного обучения.

2

Оборудование урока:

учебникхрестоматия для общеобразовательных учреждений (Литература. 5

кл., в 2 ч., 2013 г.), авторы составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.

Коровин;

тексты русских народных сказок;

компьютер и проектор;

раздаточный материал;

презентация учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Определение учащимися целей урока, запись в тетрадь даты, темы.

На доске записан эпиграф к нашему уроку, вставьте, недостающее слово в

высказывание А.С. Пушкина

ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?

Тема урока «Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Особенности

русских народных сказок»

СЛАЙД №1. Тема, цели урока.

Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

повторить жанры УНТ;

узнать о видах сказок;

научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных

сказок.

Запишите тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

Вспомните, что мы называем фольклором (народная мудрость, устное

народное творчество).

3

Объясните, почему мы называем фольклор устным народным

творчеством.

Вспомните жанры фольклора (колыбельная, закличка, скороговорка,

сказка, песня, легенда, былина, частушка, анекдот, пестушка, потешка,

прибаутка, пословица, игра, считалка, скороговорка, загадка, поговорка,

предание, дразнилка.)

СЛАЙД №2. Жанры фольклора.

Что объединяет все эти жанры? (в них содержится народная мудрость)

Дома вы познакомились со статьёй учебника «Русские народные сказки».

Давайте порассуждаем о том, что же такое сказка (Жанр фольклора, вид

народной прозы, рассказ, вымысел, поучение)

(Проза – не стихотворная речь; речь, не организованная с помощью ритма,

рифмы)

В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово

«баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями».

.

4. Новая тема.

Назовите приметы сказки.

СЛАЙД №3. Приметы сказки:

вымысел;

занимательность;

фантастичность;

поучительность.

Сделаем вывод.

СЛАЙД №4-5. Иллюстрации к сказкам фольклорным и литературным.

А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и

название сказки:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её ктото.

4

Кто распростился с зелёною кожей?

Сделался мигом красивой, пригожей?

«Царевналягушка»

2. Уплетая калачи,

Едет парень на печи,

Едет прямо во дворец.

Кто же этот молодец?

Емеля «По щучьему веленью»

3. Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик… оловянный

«Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан

Андерсен

4. Человек немолодой,

С очень длинной бородой,

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще, для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает ктонибудь из вас,

Кто же это?

Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения

Буратино»

Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются?

(Первые две сказки фольклорные, а две другие литературные).

5

Запишем в тетрадь:

Сказки

Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

Приведите примеры сказок:

фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и

Кривда», «Петух и жерновки», «Гуслисамогуды»)

литературных (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о

мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»,

«Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса»,

«Спящая царевна», Джанни Родари «Приключения Чиполлино»,

«Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в

сапогах», Мальчикспальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на

горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

СЛАЙД №6. Афанасьев – собиратель русских народных сказок.

А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора,

исследователя духовной культуры славянских народов, историка и

литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг,

издал самый известный и полный сборник русских народных сказок).

Сделаем вывод.

5. Физкультминутка.

Нам советует Мальвина:

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, вперёдназад.

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Красной Шапочки совет:

6

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

6. Закрепление.

Назовите имена сказочных героинь, которые прозвучали в

физкультминутке.

o Мальвина (Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения

Буратино»),

o Дюймовочка (Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»)

o Красная Шапочка (Шарль Перро «Красная шапочка»)

Они являются героинями фольклорных или литературных сказок?

Докажите.

7. Новая тема.

Рассмотрите таблицу в учебнике «Виды сказок» (на с. 10) На какие группы

делятся народные сказки? Как определить вид сказки?

СЛАЙД №7. Виды сказок.

Запишите схему в тетрадь.

1. Сказки о животных самый древний вид сказки. В них свой круг героев.

Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк

глуп и жаден, заяц труслив.

Приводите примеры («Кот, петух и лиса», «Звери в яме», «Лисичка

сестричка и волк»)

2. Бытовые сказкигерои этих сказок крестьянин, солдат, сапожник

живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они

побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

Ваши примеры? («Барин и мужик», «Солдатская шинель», «Как поп

работницу нанимал»)

7

3. Волшебные сказкигерои волшебных сказок борются не на жизнь, а на

смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

У главных героев есть помощники.

Примеры? («СивкаБурка», «Волшебное кольцо», «Кощей

Бессмертный»)

8. Закрепление.

Рассмотрите иллюстрации (с. 11-12), прочитайте отрывки из сказок.

Назовите эти сказки, определите вид. Свой ответ обоснуйте.

СЛАЙД №8. Композиция сказки.

9. Новая тема.

Чтение определений (с. 1213 в учебнике), запись в тетрадь.

Композиция сказки (строение)

1. Присказка (прибаутка, перед зачином)

2. Зачин (начало сказки).

3. Основная часть.

4. Концовка

10. Закрепление.

Приведите примеры зачинов и концовок из ваших любимых сказок.

Расскажите о композиции народной сказки.

Найдите постоянные эпитеты (поле чистое, море синее, лес дремучий,

палаты белокаменные, луга зелёные) и повторы (высоковысоко, далеко

далеко, житьпоживать, жилибыли, ни свет ни заря, накормиланапоила) в

сказках.

11. СЛАЙД №9. Итоги урока устная рефлексия «Закончи

высказывание».

Закончите высказывание:

Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…

Было интересно… Я научился… Я смог…

8

12. СЛАЙД №10.Домашнее задание – прочит. сказку «Царевналягушка»

Слово учителя:

Сказки с детства нам в жизни нужны,

С интересом мы сказки читаем.

Сказки чудом и знаньем полны,

Их волшебной страной называем.

И поверьте, лишь в этой стране

Мы сильнее становимся втрое,

В этой доброй, волшебной стране

Можно стать самым главным героем.

Вы сегодня молодцы! Отлично потрудились! На следующих уроках мы

продолжим знакомство с русской народной сказкой. Благодарю за урок! До

свидания!

13. Контроль усвоения знаний, умений и навыков тест (резерв).

Выберите правильный ответ.

Тест

Сказка – жанр устного народного общества

1. Фольклор – это

а) разговор двух или нескольких лиц

б) построение произведения

в) устное народное творчество

2. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»?

а) греческий

б) английский

в) французский

3. Кто является автором фольклорных произведений?

а) народ

б) летописец

в) поэт

9

4. Что такое народная сказка?

а) занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических

событиях и приключениях

б) памятник исторической прозы Древней Руси

в) героикопатриотическая песня о богатырях и исторических событиях

5. Сказка «Стойкий оловянный солдатик» является

а) фольклорной

б) литературной

6. Герои волшебных сказок

а) борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают

друзей, сталкиваясь с нечистой силой

б) живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом,

генералом, побеждают благодаря находчивости, уму и смелости

в) разговаривают и ведут себя как люди

7. Сказка «Солдатская шинель» является

а) волшебной

б) бытовой

в) о животных

8. Фраза «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует»

а) зачин сказки

б) основная часть

в) концовка

9. Назовите автора строк:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

а) Шарль Перро

б) Александр Сергеевич Пушкин

в) Ганс Христиан Андерсен

10

10. Выдающийся русский собиратель фольклора, издал самый

известный и полный сборник русских народных сказок

а) М.Ю. Лермонтов

б) Н.В. Гоголь

в) А.Н. Афанасьев

Сосчитайте количество правильных ответов.

10 баллов – «5»

8-9 баллов – «4»

5-7 баллов –«3»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М.АКМУЛЛЫ»

Институт филологического образования и межкультурных коммуникаций

Кафедра русского литературы

Специальность: «Татарский язык и

Литература» с дополнительной

специальностью «Русский язык

и литература»

План-конспект урока в 5 классе по теме «Русские сказки. Особенности жанра сказки»

Выполнила: студентка 505 гр.

Куптараева Э.В.

Проверила: ст. преподаватель

Прокофьева И.О.

Уфа 2014

Тема: Русские народные сказки. Особенности жанра сказка.

Класс: 5.

Предмет: русская литература.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма урока: традиционный урок

Цели:

Образовательная: формировать представление об особом построении жанра сказка, особенностях ее языка.

Развивающая: развивать речь, творческие способности обучающихся, работу с критическими статьями.

Воспитательная: воспитывать интерес к изучению устного народного творчества.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, доска, копии статьи И.А. Ильина, схемы.

План:

  1. Организационный этап – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 10 мин.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 1 мин.

  4. Этап усвоения новых знаний – 10 мин.

  5. Первичное закрепление знаний – 20 мин

  6. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин

  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин.

Ход урока

Действия учителя

Действия учеников

I. Организационный этап

Учитель: Добрый день! Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

II. Актуализация знаний

А начнем мы урок с проверки вашего домашнего задания. Итак, что было задано на дом?

Правильно, кто хочет прочитать свою работу?

Вы уже сказали, что сказки бывают трех видов, перечислили их особенности. И всё же вспомним, что общего между ними?

Да, действительно основу сказки составляет вымысел, чудесная фантазия, волшебство, но ведь не зря говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Все сказки, даже для самых маленьких нас чему-нибудь учат, в них скрыт важный смысл: они показывают нам, как нужно жить со всеми в согласии и мире («Теремок»), не хвастаться и не быть высокомерным («Колобок»), ценить даже самую малую силу («Репка»), радоваться тому, что имеешь («Курочка Ряба»).

Письменный ответ на вопрос: что представляется в нашем сознании, когда мы говорим «сказка»? с использованием материала предыдущего урока.

Читают ответы.

Особенность самого жанра. Сказка – занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, фантастических, вымышленных событиях и приключениях.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Чтобы закрепить в Вашем сознании, что есть сказка, я предлагаю Вам поработать со статьей философа, литературного критика Ильина Ивана Александровича «Духовный мир сказки».

Раздаются каждому копии статьи.

Янкин Кирилл, прочитай выразительно, пожалуйста.

-Почему И.А. Ильин обратился к сказке и вознес ее значение на невиданную высоту?

-Какие мысли остановили, удивили, поразили вас?

-Слово о сказке произнесено Ильиным несколько десятилетий назад. Не отжила ли сказка свой век сейчас, в 3 тысячелетии?

-Какие вопросы, задаваемые человеком сказке, особенно важны для вас?

-На примере одной, наиболее интересной для вас сказки покажите, как она отвечает на эти вопросы.

.

Тема сегодняшнего урока звучит так: «Русские народные сказки. Особенности жанра сказка». Мы будем говорить об особом построении сказок, особенностях языка.

Дети отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры.

IV. Этап усвоения новых знаний.

Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление.

Первую особенность сказок Вы уже определили сами в ваших ответах по статье. Благодаря вашей активной работе мы заглянули во многие сказки, каких сказочных героев мы только не увидели.

Вспомним, как зовут главных героев волшебных сказок?

А какими вы себе их представляете?

Правильно, счастье приходит именно к ним, а не к тем, кто тянул руки к богатству. А почему так происходит? Кто помогает главным героям?

В качестве физкультминутки я предлагаю Вам игру, которая называется «Волшебный сундучок».

В сундучке спрятаны предметы из разных сказок. Вы должны определить из какой они сказки, кому принадлежат, какую роль играют.

Игра сопровождается изображениями волшебных предметов, иллюстрациями к сказкам.

Но не только чудесные помощники являются особенностью русских сказок. Ребята, сказки также имеют особое построение. Некоторые сказки начинаются с присказки. Часто это шутливые прибаутки, например: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный»; «Шли три молодца, зашли да позавтракали, дальше идут… Это присказка, сказка будет впереди».

Как вы думаете в чем заключается цель присказки?

Ребята, а как обычно начинаются сказки?

Правильно! Это и есть зачин – еще один элемент сказочной композиции, который переносит нас в сказочный мир («Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве») и рассказывает о месте, времени действия.

Сказка зачастую имеет и концовку, в которой заключён вывод: «Стали жить-поживать да добра наживать». Иногда концовка соединяется с конечной присказкой: «Стали жить-поживать да добра наживать. И сейчас живут – хлеб жуют.»

Мы определили цель присказки, поэтому Вам нетрудно будет определить и цель концовки

Для того, чтобы закрепить материал этого урока, Вам предлагается следующий вид работы.

На слайде даны отрывки из известной сказки «Иван-царевич и серый волк». Вы должны определить элементы композиции сказки, которые мы изучили.

Все верно! А теперь обращаю Ваше внимание на слова и словосочетания, выделенные жирным шрифтом. Как вы думаете, случайно ли это? Если не случайно, то почему?

Да, именно так. Такие сочетания слов по-другому называются постоянными эпитетами. Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях следующее:

постоянные эпитеты – это образные определения, прочно закреплённые за словом. А теперь приведите примеры.

Отлично! А как называются следующие языковые явления, выделенные жирным шрифтом: шел-шел, жил-жил?

Определите вид художественно-изобразительного средства «волк полетел стрелой». Какую роль оно выполняет ?

Как вы понимаете выражение: «Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.»?

С этим термином, ребята, вы еще не знакомы. Такое явление называется гиперболой. Откройте учебник на странице 43, перепишите определение данного литературоведческого термина в свои словарики.

Ребята, все языковые явления обнаруженные нами в приведенном отрывке, по-другому называются сказочными формулами.

Иван, Иванушка. Василиса (Елена) Премудрая.

Василиса (Елена) Премудрая — прекрасна, добра, трудолюбива. Иван – добр, доверчив, всех жалеет, трудолюбив, честен, в результате становится удачливым, побеждает своих врагов.

Им помогают чудесные помощники — животные, предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, живая и мёртвая вода, гусли-самогуды, полотенце, превращающееся в реку, и т.д.).

Цель присказки заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателя, отграничить мир действительности от нереального мира сказки

«Жили-были..», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был…»

Цель концовки и конечной присказки – отграничить сказку от реальной жизни и возвратить слушателя к действительности.

Присказка: «Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит»

Зачин: «Жил-был…»

Концовка: А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.

Конечная присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка.»

Устойчивое сочетание «добрый молодец» часто встречается в сказках.

Примеры: чисто поле», красна девица, тёмный лес, острый меч, тугой лук, серый волк);

Такие языковые явления называются повторами.

Этот вид художественно-изобразительного средства называется скрытым сравнением. В основе данного сравнения лежит сопоставление двух явлений: скорость стрелы приравнивается к скорости стрелы.

Объясняют. Благодаря наводящим вопросам учителя приходят к выводу, что явление преувеличено.

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Исходя из проделанной работы какие выводы мы можем сделать?

Что нового Вы узнали о композиции сказок?

Какие средства художественной выразительности, встречаются в сказках? В чем заключается их функциональная роль?

В начале следующего урока мы проведем самостоятельную работу по теоретическому материалу. Поэтому повторите все, что мы изучили, а именно статью «Русские народные сказки». Это и будет вашим домашним заданием.

Подводя итог урока, хочется сказать, что сказки – это богатство народного опыта, народной мудрости. Именно сказка возвращает нам веру в чудесное, в торжество справедливости и добра, вызывает стремление постоять за справедливость и добро. А разве возможна жизнь без добра, любви и справедливости?

На этой позитивной ноте можно закончить наш урок! Спасибо за внимание!

Сказка имеет особое построение. Мы узнали о следующих элементах сказочной композиции: присказка, зачин, концовка, конечная присказка.

В сказках встречаются такие средства художественной выразительности, как постоянные эпитеты, повторы, гиперболы. Они придают выразительность сказочному языку, усиливают его воздействие.

Тема: Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Главные герои волшебной сказки – Василиса Премудрая и Иван Царевич

Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Тематический контроль по теме «Устное народное творчество»

4 Герои сказки «Царевна – лягушка». Анализ сказки

4.1 Подготовка к восприятию сказки. Слово учителя

-Вряд ли можно найти среди русских народных сказок более известнцю чем, чем «Царевна – лягушка». Точно определить время её рождения не предоставляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор – народ, не зря она называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима е воспитательная роль, «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

4.2 Проверка первичного восприятия

-Назовите время и место действия сказки? (время действия – неопределенно-прошедшее, место действия – 1) реальный мир, где исходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета; 2) мир фантастический)

-Какие герои сказки вам особенно понравились? Кого из них можно назвать главным? (Василиса Премудрая и Иван-царевич)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.3. Анализ героев сказки «Царевна – лягушка»

-Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку со стрелой? (Разочарование)

-Какие слова подтверждают то, что внешний облик Царевны – лягушки испугал царевича? («Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют»)

Прав ли он был? Почему же тогда лягушку всё-таки взял? (Не знал, кто перед ним, а все же пожалел)

-Что оживало Царевну – лягушку в доме царя – батюшки? (Испытания)

-Прочитайте и сравните, как справлялась с царскими заданиями лягушка-квакушка и жены старших царевичей.

-Почему царь придумывал такие задания женам своих сыновей? (царь проявлял в каждой просьбе разум и мудрый житейский опыт, хотел посмотреть отношение к труду каждой из девушек)

-Какими словами встречает Царевна – лягушка Ивана – царевича? Какие черты характера Царевны-лягушки проявились при этом? Докажите это. (Царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная. Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален. Затем успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу)

-Чем же отличается труд Василисы? (она выполняет работу сама, в отличие от жен других братьев)

-Почему царь испытывает своих невесток три раза? (так как в сказках и в христианском мире это число магическое)

-Посмотрите отрывок из мультипликационного фильма 1954 г. Михаила Цехановского «Царевна – лягушка» и вспомните, какие чудеса происходили на пиру? (по мановению её руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают)

— А также давайте рассмотрим иллюстрации И. Билибина «Иван-царевич и лягушка – квакушка» и репродукции картины В. Васнецова «Пир» и сравним работы художников. (Иллюстрация Билибина точно изображает содержан ие сказки, В Васнецов не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы)

-Что произошло дальше с героями сказки? Почему Иван – царевич сжег лягушачью кожу? (расстроенный насмешками братьев, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить облик красавицы — жены. В его поступке выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она не ровня ему, Иван все силой души пожелал иметь красавицу – жену)

Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.

-Почему путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой был таким трудным и долгим? С кем встретился Иван – царевич в пути? Кто помогал ему в поисках жены? Почему помогли животные? Какими показаны в сказке Баба Яга и Кащей Бессмертный?

5 Обобщение

-Какая основная мысль связана с образом Василисы Премудрой? (Не стоит судить человека по внешнему виду, следует оценивать людей по делам, по внутренним достоинствам)

Какие идеи связаны с образом Ивана – царевича? (никакие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, за свое счастье нужно бороться, ничто не достается просто так, справедливости можно добиться только, пройдя через различные испытания)

6 Слово учителя

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое сердце любви.

7 Подведение итогов урока

8 Рефлексия

9 Д.З.

Выразительное чтение понравившихся эпизодов.

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

«Что за прелесть эти сказки!»

(урок-обобщение по теме «Русские народные сказки» в 5 классе)

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

— проверить уровень знаний учащихся по изученной теме, степень сформированности предметных умений и навыков (знание видов русских народных сказок, их жанровых и композиционных особенностей, умение определять вид сказки, находить зачин и концовку сказки, традиционные сказочные приёмы);

— развивать у учащихся коммуникативные умения, ИКТ-компетенции, творческие способности;

— воспитывать интерес к изучению произведений устного народного творчества, уважение к истории и культуре своего народа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение):

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyytestpotemefolklorsvoeobrazierusskoynarodnoyskazkibazovoeizuchenie.html

Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер: http://fcior.edu.ru/programma-prosmotra-resursov

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Работа с высказываниями известных русских писателей о сказках:

«Сказка — воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном». (К. Г. Паустовский)

«Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа». (А. Толстой)

«Читайте простонародные сказки, чтобы видеть свойства русского языка». (А. С. Пушкин)

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» (А. С. Пушкин)

Обсуждение высказываний:

— Ребята! Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О сказках. Учащиеся формулируют тему урока.)

— На какие свойства русских народных сказок обращают внимание маститые художники слова?

— Какое высказывание наиболее близко вам?

Запишите в тетради число, тему урока и понравившееся высказывание о сказках в качестве эпиграфа к уроку.

— Ребята! Мы с вами уже много на уроках литературы говорили о русских народных сказках. Сформулируйте для себя, что бы вы сегодня на уроке хотели узнать и чему научиться, продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я хотел(а) бы …

3. Актуализация знаний.

— Сейчас давайте вспомним, что нам с вами известно о русских народных сказках.

Беседа:

— Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, фантастических приключениях героев.)

— Кто является автором сказок? Почему мы их относим к жанрам фольклора? (Cказки сочинялись в глубокой древности талантливыми людьми из народа. Передавались они, как и другие произведения народного творчества, из уст в уста. Записывать сказки начали около двухсот лет тому назад.)

— Какие представления народа отразились в сказках? (В сказках выражена вера в победу добра над злом, в силу любви и дружбы, мечта о покорении природы, восхищение мастерством и трудолюбием человека.)

— Перечислите виды сказок, дайте их краткую характеристику.

В зависимости от темы сказки делятся на три вида:

— волшебные сказки,

— сказки о животных,

— бытовые сказки.

В волшебных сказках повествуется о приключениях героев, на долю которых выпадают трудные задачи: защитить родную землю от врага, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея или Змея. У положительных героев волшебных сказок есть добрые помощники, которые помогают им подняться выше туч, попасть в подземное царство, достать мёртвую и живую воду, победить смерть. В волшебных сказках встречаются ковры-самолёты, сапоги-скороходы и другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

В сказках о животных действующими лицами являются хорошо знакомые нам звери: лиса – хитрая обманщица, волк – злой и коварный хищник, заяц – трусишка и хвастунишка, кот – лакомка и баловень. Речь в этих сказках идёт о животных, но мы догадываемся, что в них высмеиваются человеческие пороки и недостатки.

Героями бытовых сказок являются солдат, мужик, барин, царь, мудрая дева. И всегда правда оказывается на стороне простых людей. Мужем, солдат или крестьянская девушка благодаря своему уму и находчивости побеждают попа, купца, царских придворных и даже самого царя. В бытовых сказках высмеиваются богатые и знатные люди, их жадность, жестокость, глупость.

— Какие композиционные особенности сказок вы знаете?

В сказке есть зачин и концовка.

Зачин нас вводит в мир сказки: «В некотором царстве, в некотором государстве… » или «Жили–были старик со старухой…».

Завершаются сказки концовкой: «Вот вам сказка, а мне бубликов связка», «Стали жить – поживать и добра наживать». Концовка возвращает нас в реальный мир.

— Перечислите художественные приёмы сказок.

Художественные особенности:

— повторы слов, выражений и эпизодов;

— использование устойчивых выражений («Шёл он долго ли, коротко ли», «Ни в сказке сказать, ни пером описать»);

— троекратный повтор (число три очень часто встречается в сказках, в них обычно три брата, три сестры, три испытания);

— постоянные эпитеты (красная девица, добрый молодец, чистое поле).

4. Обобщение и систематизация знаний (воспроизведение знаний на новом уровне). Викторина «Русские народные сказки»:

Кто всё время лежит на печи? (Емеля)

Русская народная сказка «Сестрица … и братец Иванушка». (Алёнушка)

Прекрасная и премудрая (Василиса, Елена).

Кто из животных помог Крошечке-Хаврошечке? (Корова Бурёнушка).

Русская народная сказка «Молодильные …» (яблоки).

Имя главной героини сказки «Морозко». (Настенька)

Мужское имя, часто встречающееся в русских народных сказках. (Иван)

Транспортное средство Емели. (Печь)

Баба — … , костяная нога. (Яга)

Чья смерть спрятана на конце иглы? (Кощея Бессмертного)

Какая рыба помогла Емеле стать царём? (Щука)

Кто отправил Ивана «туда, не знаю куда, искать то, не знаю чего»? (Царь)

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с электронным учебным модулем «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки».

Задание 1. Определите, к какому жанру относится данное фольклорное произведение.

t1596294311aa.png

Задание 2. Соотнесите фрагменты из русских народных сказок с их названиями.

t1596294311ab.png

Задание 3. В представленном отрывке из русской народной сказки «Емеля-дурак» подчеркните сказочный зачин.

t1596294311ac.png

Задание 4. Введите в поле ввода пропущенное слово (постоянный эпитет) в приведённом ниже фрагменте из русской народной сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и святой воде».

t1596294311ad.png

Задание 5. Как называется средство художественной выразительности, используемое во фрагменте русской народной сказки «Царевна-лягушка» и основанное на сопоставлении одного предмета с другим?

t1596294311ae.png

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7. Рефлексия (подведение итогов урока).

— Ребята! В начале урока вы сформулировали для себя цель. Давайте посмотрим, что вы узнали и чему научились на уроке. Продолжите высказывание:

Сегодня на уроке я узнал(а), научился …

8. Домашнее задание: сделать иллюстрацию к понравившейся русской народной сказке (по желанию).

9. Заключительное слово учителя. Оценка работы учащихся на уроке. Чтение стихотворения С. В. Викулова «Русские сказки».

Русские сказки

О сказки! О бессмертные творенья,

Далёких предков наших сочиненья,

На полках не лежавшие вовек!

Кто вас творил?

Доподлинно известно:

Русоволосый, живший повсеместно,

С умом расхожим русский человек.

Творил стоустно, слово подбирал

Правдивое, не мудрствуя лукаво.

Он, как отец, имел на это право.

Он всё из жизни брал.

И если врал –

Не из тщеславия, жаждая успеха,

И не из лести – участи льстеца.

В сём деле он не ведал…

Врал для смеха,

Из озорства, для красного словца…

И слово — всё, чем он владел пока, —

Рождало эхо. Грохотало громом!

И поднимался во весь рост над злом он

В обличии Ивана-дурака.

Он всё умел, дурак, и всё он мог!

И неспроста, играя опояской,

Он ухмылялся в ус: мол сказка сказкой,

А дело делом… Дайте только срок!

Использованные источники:

http://fcior.edu.ru/card/28424/kontrolnyytestpotemefolklorsvoeobrazierusskoynarodnoyskazkibazovoeizuchenie.html — электронный учебный модуль «Контрольный тест по теме «Фольклор. Своеобразие русской народной сказки» (базовое изучение)

http://www.proza.ru/2012/01/16/625стихотворение С. В. Викулова «Русские сказки»

http://citater.ru/cite/9741высказывание А. Толстого о сказках

http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/public/skazka-budet-zhit-vsegda.htm — К. Г. Паустовский «Сказка будет жить всегда»

https://www.livelib.ru/author/4215/quotes — цитаты А. С. Пушкина

  • Герои сказки о царе салтане пушкина характеристика героев
  • Герои сказки о царе салтане пушкина перечислить
  • Герои сказки о царе берендее жуковского чудеса
  • Герои сказки о рыбаке и рыбке пушкина все герои
  • Герои сказки о потерянном времени шварца для читательского дневника