На чтение 5 мин Просмотров 1.7к. Опубликовано 30.01.2022
⭐⭐⭐⭐⭐ «Девочка со спичками» за 15 секунд и подробно за 3 минуты.
Очень краткий пересказ рассказа «Девочка со спичками»
В новогодний вечер девочка возвращается домой, страдая от голода и холода. Выбившись из сил, она садится у стены и жжет спички, пытаясь согреться. Погрузившись в счастливые видения, ребенок замерзает насмерть.
Главный герой и его характеристика:
- Девочка — ребенок из очень бедной семьи, замерзший прямо на улице в новогоднюю ночь.
Второстепенные герои и их характеристика:
- Бабушка — самый близкий и любимый для главной героини человек. Бабушка уже умерла и возникает лишь в воображении ребенка.
- Отец — очень жестокий человек, подвергающий маленькую дочку побоям.
- Мальчишка — обычный уличный сорванец, утащивший потерянную девочкой туфлю.
Краткое содержание рассказа «Девочка со спичками» подробно
Однажды вечером в канун Нового года по улице шла босиком маленькая девочка. В пути ее напугали промчавшиеся мимо кареты.
Перебегая через улицу, девочка не заметила, как у нее с ног спали огромные, доставшиеся от матери туфли. Одна исчезла бесследно, а вторую забрал какой-то мальчишка.
Весь день девочка торговала спичками, но никто не купил ни одного коробка. Сейчас она возвращалась домой, с завистью глядя на ярко освещенные окна домов.
Все люди готовились к встрече Нового года. Малышка сильно замерзла и хотела есть. Ее босые ноги совсем закоченели.
Чтобы хоть немного согреться, девочка присела возле одного дома. Теплее ей, однако, не стало. Возвращение домой не сулило ничего хорошего.
Там тоже было очень холодно. Так как девочка не выручила за весь день ни гроша, ее ждало суровое наказание от отца.
С трудом двигая озябшими пальчиками, девочка зажгла одну спичку. При виде вспыхнувшего яркого огонька малютке показалось, что она сидит не на холодной улице, а перед жаркой печкой.
Девочка даже начинала чувствовать исходящее от нее тепло, но в этот момент спичка догорела и погасла.
Девочка зажгла вторую спичку и с изумлением увидела, что от ослепительного пламени стена дома стала прозрачной. Был отчетливо виден накрытый к празднику стол.
С него соскочил жареный гусь и направился прямо к голодному ребенку. Счастливое видение исчезло, как только погасла и эта спичка.
Девочка в нетерпении чиркнула еще одной спичкой и на этот раз очутилась перед высокой праздничной елкой, сверкающей множеством ярких огоньков.
Такого чудесного зрелища малютка не видела ни разу в жизни. Она протянула к лесной красавице руки, но третья спичка тоже потухла.
Елочные огоньки взмыли в небо и превратились в звезды. Одна звездочка стремительно скатилась вниз.
От покойной любимой бабушки девочка знала, что падающая с неба звезда предвещала смерть: «Чья-нибудь душа идет к Богу».
Девочка зажгла очередную спичку и увидела прямо перед собой умершую бабушку. Она понимала, что и это счастливое видение исчезнет, поэтому жалобно попросила бабушку забрать ее с собой.
Из боязни опять остаться в темноте и в одиночестве замерзающая голодная малышка поспешно подожгла сразу все оставшиеся в коробке спички.
Окруженная ослепительным сиянием бабушка, взяв внучку за руку, понеслась с нею в небеса, прямо к доброму Богу…
На следующее утро у стены одного дома был обнаружен маленький замерзший трупик.
Глядя на бедную окоченевшую малышку, сжимающую в руке обгорелые спички, люди с жалостью заключали, что она пыталась согреться.
Никто даже не догадывался, какой легкой была смерть измученного ребенка, вознесшегося в ярком сиянии туда, где нет ни боли, ни страданий.
Кратко об истории создания произведения
Однажды издатель альманаха «Данск Фолькекалендер» прислал Андерсену несколько гравюр на дереве и попросил написать к ним историю. По словам самого сказочника, он выбрал «картинку с изображением бедной маленькой девочки… держащей пачку… спичек в руках». В итоге в середине ноября 1845 г. была написана сказка.
Интересные факты о рассказе «Девочка со спичками»
- В 50-х гг. XIX века американский посол в Копенгагене Г. У. Гриффин присутствовал на чтении сказки самим Андерсеном и так описал свои впечатления: «плакал, как ребенок, не сознавая ничего, что происходит вокруг меня».
- В русских переводах сказки очень много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ножонки», «пальчики», «звездочки» и т. д.), что придает произведению излишнюю сентиментальность. Оригинал на датском языке намного «строже». В нем присутствует лишь одно слово с положительной эмоциональной окраской — «бедняжка».
- Сказка неоднократно экранизировалась. Снятый по ее мотивам мультипликационный фильм (студия Уолта Диснея) в 2007 г. номинировался на премию «Оскар».
Краткое содержание «Девочка со спичками»
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 564.
Обновлено 22 Июля, 2022
О произведении
Сказка «Девочка со спичками» Андерсена была написана в 1845 году. На создание этого грустного святочного рассказа писателя вдохновила гравюра Иоганна Лундбю, на которой была изображена юная продавщица спичек.
Это одно из самых печальных произведений Андерсена, которое показывает противопоставление мира богатых и мира бедных, а также судьбу девочки, чья жизнь не имеет ни для кого значения на Земле.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Девочка со спичками». Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Место и время действия
События святочного рассказа Андерсена происходят в вечер перед Новым годом в большом городе. Точное место и время не указаны.
Главные герои
- Девочка – бедная девочка, сиротка, живущая в постоянных лишениях.
Другие персонажи
- Отец – жестокий тиран, который избивал дочь, если той не удавалось заработать денег.
- Бабушка – единственный человек, который любил девочку всем сердцем.
Краткое содержание
На улице стоял крепкий мороз, шел снег, темнота быстро опускалась на крыши домов. В такую ненастную погоду в самый«вечер под Новый Год»
по темным улочкам города пробиралась«бедная девочка с непокрытою головой и босая»
. Она вышла из дома в больших туфлях, что раньше принадлежали ее матери, но один башмак она потеряла по дороге, а другой стащил проворный мальчишка. И теперь ножки девочки совсем посинели от холода.
В переднике у девочки было несколько коробков спичек. За целый день она не продала ни один коробок, к тому же сильно озябла и проголодалась. Она не обращала внимания на тихо падающий снег и красиво украшенные улочки города. Все ее мысли были об одном: скоро Новый год, и семьи усядутся за праздничный стол, на котором непременно будет жареный гусь. Об этом девочка могла только мечтать.
Чтобы немного согреться, она нашла укромный уголок за выступом дома и села, поджав под себя озябшие ножки. Девочка не смела вернуться домой – она не продала ни одной спички, и«отец прибьёт её»
. Страдая от сильного холода, она решилась зажечь одну спичку, чтобы хоть немного«погреть пальчики»
. Ясное и теплое пламя озарило все вокруг, и девочке показалось, будто она сидит возле печки, в которой весело полыхает огонь. Она хотела было протянуть ноги к огню, но в этот миг спичка погасла.
Не медля, девочка зажгла вторую спичку, и перед ней возникла чудесная комната с празднично украшенным столом, на котором красовался аппетитный жареный гусь с черносливом и яблоками. Чудесное видение исчезло, как только догорело пламя спички.
Когда девочка зажгла третью спичку, она«очутилась под великолепнейшею ёлкой»
, красивее которой трудно было найти во всем городе. Она была богато украшена игрушками и«горела тысячами огоньков»
. Малышка только протянула к ней руки, но прекрасная картина тут же исчезла – спичка погасла. Только чудесные огоньки стали подниматься в небо все выше и выше, пока не«превратились в ясные звёздочки»
.
Неожиданно одна звезда покатилась по небосклону,«оставляя за собою длинный огненный след»
. Девочка решила, что в этот самый миг кто-то умирает и его душа вот-вот окажется на небесах. Она вспомнила, как бабушка – единственный человек, который любил ее всем сердцем – говорила, что если падает звезда, значит«чья-нибудь душа идёт к Богу»
.
Малютка«чиркнула об стену новою спичкой»
, и перед ее взором предстала любимая бабушка,«такая кроткая и ласковая»
, окруженная чудесным сиянием, что у девочки захватило дыхание. Пока не исчезло видение, она принялась умолять бабушку забрать ее с собой. Девочке очень не хотелось, чтобы бабушка растворилась в воздухе,«как тёплая печка, чудесный жареный гусь и большая, славная ёлка»
.
Не медля ни секунды, она зажгла все оставшиеся спички –«так ей хотелось удержать бабушку»
. Вспыхнуло такое яркое пламя, что вокруг стало светлее, чем днем. Бабушка, ласково глядя на малышку, взяла ее на руки, и они полетели«высоко-высоко, туда, где нет ни холода, ни голода, ни страха — к Богу»
.
Ранним утром за углом дома люди обнаружили мертвую девочку, на лице которой играла счастливая улыбка. Они жалели бедняжку, которая умерла от холода, не зная, что она вместе с бабушкой вознеслась«к новогодним радостям на небо…»
И что в итоге?
Девочка — не сумев продать спички, боится возвращаться домой, умирает на улице от холода и истощения; в снах перед смертью ей представляется умершая бабушка.
Бабушка — в виде духа встречает девочку после смерти и забирает её с собой.
Заключение
Произведение Андерсена учит состраданию и милосердию – помощь нуждающимся нужно оказывать своевременно, иначе будет слишком поздно.
Пересказ «Девочки со спичками» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алишер Валеев
10/10
-
Vlad Sherbina
10/10
-
Миша Воробьёв
10/10
-
Арина Шиберская
9/10
-
Арсен Алиев
8/10
-
Светлана Александрова
8/10
-
Александра Киритова
8/10
-
Мансур Мурсалимов
9/10
-
Бииляль Эль-Али
10/10
-
Карина Камалова
7/10
Рейтинг пересказа
4.2
Средняя оценка: 4.2
Всего получено оценок: 564.
А какую оценку поставите вы?
История создания
В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:
- милосердие;
- сострадание;
- жестокость;
- жадность;
- доброта;
- беззащитность.
В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.
Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.
Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.
Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:
- Девочка. Бедное дитя, терпящее побои, унижения, голод и всяческие лишения.
- Отец. Тиран, воспитывающий девочку. Из сказки читатели узнают, что он бьёт дочь в те дни, когда она зарабатывает слишком мало или совсем не приносит денег.
- Бабушка. Она единственная, кто любил девочку. У девочки сохранились самый тёплые воспоминания об умершей бабуле, и в минуты отчаяния она обращается к ней и просит забрать.
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.
Краткое содержание
В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.
Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.
Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.
Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.
Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:
- печка — тепло;
- гусь — еда;
- наряженная ёлка — красота;
- бабушка — любовь.
Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.
Художественное своеобразие
Особенность произведения — в контрастах. Они подчёркивают нелепость бытия и ужас происходящего. Хрупкость противопоставляется нежности, красота — грубости стены, богатство — нищете, а неземное счастье — страданиям, которые человеку приходится испытывать в бренном мире.
Героиня рассказа олицетворяет всех, кому приходится терпеть несправедливость и страдать, потому что они не сумели приспособиться к чужеродному миру. Из описания понятно, что душа ребёнка светла и чиста, но люди вокруг совсем не такие. Есть 2 мира: к одному девочка принадлежит, а к другому безуспешно стремится. Стена символизирует непреодолимую преграду, встающую между мечтами и суровой действительностью.
Время, в которое произошли чудесные события, выбрано Андерсеном неспроста. Для западного человека вечер и ночь накануне Рождества полны волшебства. В это время сбываются самые сокровенные мечты, исполняются желания, происходят необыкновенные превращения, и даже у бедной нищенки появляется шанс стать счастливой. Вечер перед Новым годом совсем не такой, и ждать счастливой развязки не приходится.
Роль автора в этом произведении можно назвать первостепенной. Рассказчик всё видит и примечает, он знает, что представляется героине. Как вездесущий Бог, он понимает, почему девочка поступила так, а не иначе, о чём она мечтала перед смертью и какие картины возникали перед ней.
Если бы не этот необычный приём, рассказ не был таким интересным. Только благодаря своеобразному подходу автор сумел не просто рассказать о событиях, но и показать внутренний мир героини.
Протеворечивое впечатление оставила у меня эта печальная сказка. Наверное, её смысл хорошо отражает пословица, в которой говорится, что в весёлый час и смерть не страшна. В последние минуты жизни героиня была счастлива, а эта главная. Считаю, что у сказки хороший конец, а вот если бы девочка умерла в слезах и горе, впечатление было совсем другим.
Когда начала читать, мне казалось, что у этой сказки обязательно будет хороший конец, но я ошиблась. В аннотации сказано, что в произведении раскрывается нетрадиционная рождественская тема, но не говорится о смерти девочки. Во время чтения хотелось плакать от жалости к героине: из всех людей не нашлось никого, кто бы её согрел и накормил. Теперь этот сюжет и иллюстрации надолго останется у меня в памяти, а один мальчик в нашем классе даже написал стихотворение по мотивам сказки.
Юля, г. Таганрог
Эту историю я прочитала онлайн за несколько минут. Она короткая, но очень печальная, и потом я долго думала о несчастной героине. В школе нам задали написать сочинение и подготовить пересказ, и благодаря вашим рекомендациям я справилась. Девочку очень жалко, а картинки Натальи Демидовой совсем расстроили. Но всё же я считаю, что прочитать эту сказку должен каждый.
Светлана, г. Воронеж
Жанр: литературная сказка
Главные герои сказки «Девочка со спичками» и их характеристика
- Девочка. Бедная, несчастная, голодная, замерзшая.
План пересказа сказки «Девочка со спичками»
- Новогодний вечер
- Босая девочка
- Угол дома
- Первая спичка и печка
- Вторая спичка и гусь
- Третья спичка и елка
- Бабушка
- Новогоднее счастье
Кратчайшее содержание сказки «Девочка со спичками» для читательского дневника в 6 предложений
- Голодная и замерзшая босая девочка шла по улице.
- Она села за углом дома и зажгла спичку.
- Девочка увидела горячую печку и протянула к ней ноги.
- Она зажгла вторую спичку и увидела жареного гуся.
- Она зажгла третью спичку и увидела нарядную елку.
- Девочка увидела бабушку, зажгла все спички, и вознеслась на небо.
Главная мысль сказки «Девочка со спичками»
В мире так много голодных, замерзших, несчастных людей, для которых смерть кажется счастьем.
Чему учит сказка «Девочка со спичками»
Эта сказка учит доброте, состраданию и милосердию. Учит никогда не проходить мимо нуждающихся, учит помогать всем по мере сил. Учит проявлять заботу о своих близких и просто о людях, которым больше некому помочь.
Отзыв на сказку «Девочка со спичками»
Это очень печальная и трогательная сказка о маленькой девочке, которая замерзла в новогоднюю ночь. Она умерла счастливой, видя свою любимую бабушку, но все равно девочку невыносимо жалко.
Пословицы к сказке «Девочка со спичками»
Худо жить тому, кому Бог послал суму.
Рука дающего не оскудеет.
Кто добро творит, тому Бог отплатит.
Нужда и голод гонят на холод.
Всякому свое счастье, в чужое не заедешь.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Девочка со спичками»
Вечер накануне нового года был очень холодным. По улице брела продрогшая босая девочка. Она вышла из дома в больших старых туфлях, которые носила еще ее мать, но когда она убегала от кареты, то потеряла туфли.
Девочка шла босиком и ее ножки покраснели и посинели от холода. В ее кармане лежало несколько коробок со спичками, которые она продавала, но в этот вечер никто не купил у девочки спичек и никто ей ничего не подал.
Снежинки садились на ее белокурые волосы, но девочка думала только о запахе жареного гуся.
Она нашла уголок за выступом дома и села там, поджав ноги. Она боялась идти домой, ведь отец мог прибить ее за то, что она не продала спичек. К тому же на чердаке, где они жили, было так же холодно и голодно.
И девочка зажгла одну спичку. Спичка вспыхнула как свеча, и вдруг девочка увидела железную печь, в которой весело пылал огонь. Она протянула к огню озябшие ноги, но спичка погасла и печка исчезла.
Тогда девочка зажгла вторую спичку и стена дома напротив стала прозрачной. Девочка увидела на столе жареного гуся, который спрыгнул со стола и пошел к ней.
Но спичка погасла и стена снова стала каменной.
Девочка зажгла третью спичку и увидела прекрасную рождественскую елку, украшенную игрушками. Девочка потянулась к ней, но и эта спичка погасла, а огоньки с елки превратились в звездочки. Одна звездочка стала падать, и девочка решила, что кто-то умер, ведь так ей говорила ее недавно умершая старая бабушка, которая больше всех ее любила.
Девочка зажгла еще одну спичку и вдруг увидела бабушку. Она стала просить, чтобы бабушка взяла ее к себе, и боясь, что бабушка исчезнет как елка и гусь, зажгла сразу несколько спичек.
Все вокруг осветилось белым светом и бабушка взяла девочку за руку, и они вознеслись в небо, туда, где не бывает холода и голода.
А утром люди нашли замерзшее тельце девочки и почти полностью сожженный коробок спичек. Они жалели бедняжку, но не знали какие чудеса видела девочка и как она встретила свое новогоднее счастье.
- Краткие содержания
- Андерсен
- Девочка со спичками
В канун Нового года на улице было холодно, и шел снег. По вечерним улицам брела босая нищая девочка. Она потеряла свои старые туфли, когда бросилась бежать, испугавшись карет несущихся во весь опор. Одну туфлю забрал мальчишка, чтобы сделать из нее люльку. Другая туфля пропала.
Днем девочка продавала коробки серных спичек. Она не смогла их продать поэтому не получила ни одного гроша. Легкий снег падал на ее золотистые локоны, маленькие ножки посинели от холода.
Сев за выступом дома девочка подумала, что не может вернуться домой без денег. Отец просто убьет ее. Дома не намного теплей. Семья живет на чердаке, где гуляет ветер.
Девочка зажгла спичку, ей показалось, что огонь исходит от большой железной печи. Она вытянула замерзшие ноги к огню, но он погас. В руке осталась обугленная спичка.
Еще одну спичку зажгла девочка и увидела комнату, в ней стол с белой скатертью. На столе в фарфоровой посуде лежал жареный гусь с черносливом и яблоками. Вдруг гусь с ножом в спине спрыгнул со стола и побежал к девочке. Огонь погас.
В третий раз чиркнула девочка спичкой. В пламени огня, она увидела рождественскую елку. Много свечей горело разноцветными огоньками в еловых ветках. Вверх полетели маленькие искорки. Высоко в небе они превратились в звездочки, медленно падающие в низ.
Девочка вспомнила, как ее бабушка говорила: «Падающая звезда – это человеческая душа, летящая к богу».
Снова малышка зажгла спичку. В маленьком огоньке появилась любимая бабушка. Девочка попросила взять ее с собой. Она уже знала, что добрая и ласковая бабушка исчезнет, как только погаснет спичка.
Девочка чиркнула всеми спичками. В ослепительном свете снова появилась бабушка. Она выглядела молодой и красивой. Бабушка взяла внучку на руки, и они полетели высоко к звездам. Туда, где нет голода, страха и холода.
На рассвете люди нашли девочку. Она умерла, но на ее лице светилась улыбка, а на щеках – румянец. Вся пачка спичек была сожжена.
Смотря на девочку никто, не знал, какие чудеса она видела, и как она счастлива с бабушкой.
Рассказ учит, что нельзя равнодушно относить к окружающим людям. Даже небольшое внимание может спасти жизнь.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
История создания
В детстве писатель перенёс голод, холод и лишения. Его мать, которую звали Ани-Мари Андерсен, была практически нищей, и мальчик рано стал задумываться о том, какие качества отличают одних людей от других. Вокруг он видел людей, наделённых разными чертами характера, включая такие:
- милосердие;
- сострадание;
- жестокость;
- жадность;
- доброта;
- беззащитность.
В таких условиях формировалась личность Г. Х. Андерсена, и в дальнейшем это стало основой для его произведений. Многие из них проникнуты скрытой тоской и горечью, а в рассказе «Девочка со спичками» доброта и жестокость идут рядом.
Поводом для написания послужила одна история. В Дании издавался альманах «Данске Фолькскалендер». Однажды его учредитель прислал Андерсену несколько вырезанных на дереве рисунков. Он попросил выбрать один из сюжетов и написать к нему рассказ. Писателя тронуло за душу изображение бедной маленькой девочки. Она сидела и держала в руках коробку серных спичек. Ещё несколько штук высыпались в передник.
Автором гравюры был Иоганн Лундбю, а девочка, изображённая на ней, была продавщицей серных спичек. Таким образом, Андерсен написал к картине текстовое сопровождение — короткий святочный рассказ, который сейчас часто называют сказкой. Произведение было создано в 1845 году. На русский язык его перевели П. Ганзен и А. Ганзен. По мотивам сказки ставятся спектакли, создаются сценарии и снимаются короткометражные фильмы.
Литературное направление и жанр
Жанр произведения Андерсена «Девочка со спичками» — святочный рассказ. Для него характерны чудеса, происходящие с людьми в канун Рождества, но речь идёт о предновогоднем вечере. Андерсен был верующим и искренне полагал, что после смерти человека ждёт другая жизнь, счастливая или несчастная, в зависимости от того, сколько ему пришлось страдать в этом мире.
Для современных читателей девочка умерла, а для современников Ганса Христиана Андерсена — с ней произошло чудо, ведь самое хорошее, считали они, происходит с человеком на небе, когда его забирает к себе Господь. Это характерно для жанра, выбранного датским сказочником. Главные и второстепенные герои произведения:
- Девочка. Бедное дитя, терпящее побои, унижения, голод и всяческие лишения.
- Отец. Тиран, воспитывающий девочку. Из сказки читатели узнают, что он бьёт дочь в те дни, когда она зарабатывает слишком мало или совсем не приносит денег.
- Бабушка. Она единственная, кто любил девочку. У девочки сохранились самый тёплые воспоминания об умершей бабуле, и в минуты отчаяния она обращается к ней и просит забрать.
Сказка Девочка со спичками. Ганс Христиан Андерсен
Сказка Девочка со спичками раскрывает совсем нетрадиционную рождественскую тему. В ней нет счастливой концовки, в которой добро торжествует, а зло наказано.
Она от начала до конца проникнута болью и состраданием к бедной маленькой девочке, которая замерзла в новогоднюю ночь, потому что никто не пришел ей на помощь.
Такие сказки тоже нужно читать детям онлайн, чтобы показать, что жизнь имеет светлые и темные стороны. Эта сказка – одна из тех, которые делают людей добрее.
Сказка Девочка со спичками читать
Краткое содержание сказки
Вечером в канун Нового года бедная девочка бредет по городу озябшая, полураздетая. От холода она посинела. Сиротка боится возвращаться домой, потому что жестокий отец вышвырнул ее на улицу в лютый мороз продавать спички, а она не сумела продать за весь день ни одного коробка.
Среди предновогодних радостных хлопот никому нет дела до замерзающей на улице бедняжки. Голодная и продрогшая, закоченелыми ручонками зажгла она одну спичку, чтобы согреть хотя бы пальцы. Чудесная картина померещилась девочке: богатая комната и праздничный стол со всевозможными лакомствами.
Но спичка догорела – и девочку окружила ледяная мгла. Еще одну спичку зажгла девочка и увидела нарядную елку с разноцветными огоньками. Один огонек горел ярче всех, а потом потихоньку стал подниматься в небо. Девочка вспомнила свою бабушку, которая была на небе.
Добрая бабушка ее всегда жалела и любила, а сейчас она стала звездочкой. Зажгла девочка еще несколько спичек, и увидела бабушку. Она, красивая и величавая, протянула к малютке руки. Девочка очень боялась, что спичка погаснет, и бабушка исчезнет. Но бабушка крепко сжимала руку внучки.
Окруженные белым сиянием, поднимались они все выше и выше в небо. А утром прохожие нашли малютку замерзшей с обгоревшими спичками в руках. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Девочка со спичками
В сказке пересекаются три плоскости. Внутренний мир обездоленной героини – ее терпение, покорность судьбе, доброта. Внешний мир – красивый, яркий, богатый, которому судьба девочки безразлична. Мир семьи, здесь девочка тоже ни тепла, ни заботы, ни ласки не видела – только холод.
Размышления о судьбе девочки, наталкивают на вопрос: могла ли быть счастливой девочка? Ведь даже в бедной семье могут дать ребенку самое главное – чувство защищенности, любовь и понимание. Этого достаточно для детского счастья. Не нужно откладывать на потом родительскую любовь, заботу о детях, детях своих и чужих – учит сказка взрослых читателей.
Детей сказка Девочка со спичками тоже научит многому – милосердию, чуткости, отзывчивости.
Мораль сказки Девочка со спичками
Сказка для многих стала потрясением на всю жизнь. После ее прочтения люди чувствуют, как их сердца наполняются состраданием и добротой к близким и чужим людям. Мораль сказки Андерсена Девочка со спичками – это призыв к милосердию.
Чтобы отогреть «озябшую» душу, которая находится рядом с вами, подарите частичку своего тепла тому, кто в нем нуждается.
Пусть это будет ваш ребенок, которому нужна ваша любовь, или обездоленный соседский, запутавшаяся в жизненных дебрях молодая мать-одиночка или одинокий сосед-пенсионер.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- Все о добре говорят, да не все добро делают.
- Творить добро – благородное дело.
- Из безразличия вырастают все беды.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Андерсена читать
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/devochka-so-spichkami-gans-hristian-andersen/
Тема, основная мысль и проблематика
Анализ «Девочки со спичками» начинается с определения темы. Автор описывает последние часы жизни девочки, не нужной никому на этом свете. Для общества этот ребёнок не имеет ценности, да и единственному родителю будет проще, если она умрёт. Девочка растёт в невыносимых условиях, однако она не научилась выживать и приспосабливаться к жестокому миру. В сказке отчётливо показана её беспомощность: обидеть малютку может любой, даже незнакомый мальчишка, который, как нетрудно догадаться, немногим старше её. Возможно, он даже её ровесник.
В мире, где живёт этот ребёнок, никто не замечает слабых и беззащитных. Мимо проносятся кареты, и люди, которые в них сидят, не обращают внимания на бедных продавщиц спичек. Героиня сказки всего боится, и неумение защитить себя приводит к плачевным результатам.
Писатель показывает жизнь города и затрагивает социальные проблемы, особенно острые для того времени. Жители города принадлежат к разным классам: одни ездят в каретах, а другие днями напролёт пытаются добыть немного денег, которых хватило бы на пропитание. Некоторые были бы рады помочь ребёнку, но они, как правило, сами очень бедны, а тем, кто богат, нет дела до замерзающего ребёнка.
Главные и второстепенные герои
Автор описывает в своем рассказе трагическую судьбу нищей девушки. Под Новый год она мерзла без обуви на улице. Дома ее никто не ждал, да и домом холодный чердак сложно назвать. Героев в сказке совсем немного:
- девочка;
- ее отец;
- умершая бабушка;
- мальчишки;
- уличные прохожие.
Центральной и единственной главной героиней является сама девочка, которой автор не дал никакого имени. Она потеряла маму и бабушку и осталась на воспитании злого отца. От бедности он заставлял ее работать — продавать спички в рождественские праздники, чтобы им было на что питаться.
Покойная бабушка является второстепенным персонажем, как и бесчеловечный отец и обычные прохожие. Автор описывает ее как женщину с добрым сердцем. Замерзающая от холода малышка жгла спички, в свете которых видела образ своей любимой бабушки. Она как ангел-хранитель являлась к своей внучке в трудную минуту и в итоге забрала ее с собой на небеса. Уличные прохожие просто проходили мимо, как будто не замечая голодного и босого ребенка, у которого мальчишка забрал туфлю.
Композиция и сюжет
Вся жизнь девочки показана в рассказе, объём которого укладывается в 2 страницы. Некоторые детали автор не раскрывает прямо, но указывает на них. Например, девочка носит башмаки своей матери. Нетрудно понять, что та уже умерла.
Героиня рассказа зарабатывает тем, что торгует спичками. Она живёт во враждебном мире, где к ней не проявляют сочувствия ни богачи, ни такие же бедняки, как она сама. Чтобы прокормиться, она продаёт серные спички, но не каждый день бывает удачным. Девочка целый день ничего не ела и сильно замёрзла, а в довершение ко всему потеряла башмаки, когда бросилась в сторону от проезжавшей кареты.
В городе, жизнь которого описывает Андерсен, нет места милосердию и состраданию, там царят законы природы, а значит, выживает тот, кто сильнее. Те, кто должен был понимать, как тяжело приходится малютке, тоже проявляют к ней равнодушие. Когда мальчишка забирает обувь героини, он не думает о том, что теперь она останется босой. На первом месте для него — возможность сделать из башмака люльку для ребят.
Так автор показывает жестокую реальность: с ранних лет дети учатся выживать и запасать впрок всё, что только можно. На самом деле из башмака не получится люлька, и поступок мальчика абсурден. С помощью этого приёма писатель показывает, насколько нелепыми могут быть действия и суждения людей, доведённых до отчаяния нищетой.
Краткое содержание
В основе сюжета святочной сказки — описание злоключения маленькой девочки. День накануне Нового года оказался для неё неудачным: не удалось продать ни одной спички. Возвращаться домой без денег нельзя — отец побьёт. Малютка осознаёт своё положение как безвыходное. На улице мороз, а она голодная, босая и с непокрытой головой.
Повсюду сияют огнями украшенные ёлки, горожане готовятся сесть за накрытые столы. В каждой богатой семье в этот вечер на ужин будет жареный гусь — главное, хотя и не единственное праздничное блюдо. О такой роскоши девочка может только мечтать. Она присаживается у стены, так как силы покинули истощённый организм, а ножки совсем озябли и посинели. Желая хоть немного согреть пальчики, ребёнок одну за другой зажигает спички, и каждый раз перед ней возникают видения, одно чудеснее другого.
Сначала она видит, как греется у тёплой печки. Огонь весело полыхает, но как только малютка хочет вытянуть ноги к нему поближе, спичка догорает и гаснет. Видение тут же исчезает. Бедняжка зажигает ещё одну спичку, и на этот раз перед ней появляется накрытый праздничный стол, а на нём — жареный гусь с яблоками и черносливом. Птица спрыгивает на пол и вперевалку ковыляет к ребёнку. Гаснет и эта спичка. Малышка снова оказывается в темноте и холоде, рядом с мрачной стеной.
Снова спичка чиркает о стены, и в этот раз ребёнок оказывается перед яркой рождественской ёлкой. Ветки увешаны тысячами свечей, но когда бедняжка протягивает к огонькам руки, они поднимаются и исчезают в небе. Один превращается в звёздочку и катится по небосклону, оставляя за собой след. В этот момент девочке вспомнились слова бабушки. Та утверждала: падающая звезда означает, что кто-то отправился к Богу.
Чиркнув по стене ещё одной спичкой, малютка увидела свою бабушку. Она поняла, что старушка сейчас исчезнет, как и все предыдущие видения. В отчаянии девочка зажгла все спички, что у неё оставались. Сразу стало светло и тепло, а бабушка взяла её за руку, и вместе они вознеслись в небеса — туда, где нет голода, холода и отчаяния, где всегда хорошо и радостно. Видения возникают в определённом порядке, и это неслучайно. Одна за другой удовлетворены потребности, от самых основных (телесных) до возвышенных (духовных), а именно:
Наутро люди обнаружили мёртвую девочку, которая сидела, прислонившись к стене. Рядом валялись обгоревшие спички. Люди решили, что ребёнок хотел согреться. Никто так и не узнал, какие прекрасные видения видела героиня рассказа перед смертью. Все подумали, что она умерла в страданиях, а на самом деле последние минуты малютки были озарены радостью.
???? Читать сказку «Девочка со спичками» (Ганс Христиан Андерсен)
- Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее.
- Дело было вечером, в канун Нового года.
- В этот-то холод и тьму по улицам брела бедная девочка с непокрытою головой и босая.
- Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились!
- Огромные-преогромные, последнею их носила мать девочки, и они слетели у малютки с ног, когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет.
Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней, говоря, что из нее выйдет отличная колыбель для его детей, когда они у него будут.И вот девочка побрела дальше босая; ножонки ее совсем покраснели и посинели от холода.
- В стареньком передничке у нее лежало несколько пачек серных спичек; одну пачку она держала в руке.
- За целый день никто не купил у нее ни спички; она не выручила ни гроша.
- Голодная, иззябшая, шла она все дальше, дальше… Жалко было и взглянуть на бедняжку!
- Снежные хлопья падали на ее прекрасные вьющиеся белокурые волосы, но она и не думала об этой красоте.
Во всех окнах светились огоньки, на улицах пахло жареными гусями; сегодня ведь был канун Нового года — вот об этом она думала.Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немного согреться.
Образ героини
Главная героиня этого произведения — нищая девочка, у которой нет матери, а есть только отец. Она красива, но не знает об этом. Её одежда истрепалась и обветшала, белокурые волосы спадают на плечи. Платка у неё нет, как и обуви. Этот образ типичен для сказок и рассказов Ганса Христиана Андерсена.
У героини нет имени, и на то есть 2 причины. Первая заключается в том, что автор хотел показать не конкретного ребёнка, а всех, оказавшихся в таком же или похожем положении.
В Дании было очень много бедняков в те годы, и нищета вынуждала их относиться друг к другу равнодушно. У родителей подчас не было денег на еду и сил на то, чтобы пожалеть и утешить детей.
С другой стороны, отсутствие имени показывает, что этот ребёнок никому на свете не нужен. Умрёт бедняжка — и назавтра о ней никто не вспомнит. Только Бог и бабушка любят её. Не называя героиню по имени, автор тем самым отделяет девочку от горожан. Есть другие люди, а есть она. Им, живущим в тепле и сытости, не понять, какую красоту она видела в предсмертных явлениях, а если бы они узнали об этом, подумали, что в жареном гусе и печке нет ничего особого.
На чтение 8 мин. Опубликовано 26.03.2020
В 1845 была опубликована короткая сказка Ганса Христиана Андерсена про бедную девочку со спичками, которая умерла в канун Нового года. На создание произведения писателя вдохновила гравюра Иоганна Лундбю с изображением молодой продавщицы спичек. Эта грустная сказка является классикой святочного рассказа. По произведению снимают кинофильмы и мультфильмы, даже были написаны оперы. Краткое содержание «Девочки со спичками» поможет подготовиться к пересказу на уроке литературы в школе.
Содержание
- Главные и второстепенные герои
- Идейный смысл
- Краткий сюжет сказки
- Анализ произведения и финал
Главные и второстепенные герои
Автор описывает в своем рассказе трагическую судьбу нищей девушки. Под Новый год она мерзла без обуви на улице. Дома ее никто не ждал, да и домом холодный чердак сложно назвать. Героев в сказке совсем немного:
- девочка;
- ее отец;
- умершая бабушка;
- мальчишки;
- уличные прохожие.
Центральной и единственной главной героиней является сама девочка, которой автор не дал никакого имени. Она потеряла маму и бабушку и осталась на воспитании злого отца. От бедности он заставлял ее работать — продавать спички в рождественские праздники, чтобы им было на что питаться.
Покойная бабушка является второстепенным персонажем, как и бесчеловечный отец и обычные прохожие. Автор описывает ее как женщину с добрым сердцем. Замерзающая от холода малышка жгла спички, в свете которых видела образ своей любимой бабушки. Она как ангел-хранитель являлась к своей внучке в трудную минуту и в итоге забрала ее с собой на небеса. Уличные прохожие просто проходили мимо, как будто не замечая голодного и босого ребенка, у которого мальчишка забрал туфлю.
Идейный смысл
Несмотря на незатейливый сюжет сказки, автор вложил в нее еще и тайный смысл. В своих произведениях он описывает разные женские образы: бабушек, мам, маленьких девочек. Непроизвольно он вкладывал свои психологические проблемы в женских героинь, тем самым пытаясь прожить все душевные травмы, полученные в детстве. У мальчика в раннем возрасте умер отец, и ему пришлось самому познавать все тяготы взрослой жизни.
Такая же история происходит и в сказке «Девочка со спичками». Это короткое произведение, которое одновременно является ярким и жестоким. Внутренний мир главной героини опустошен, потому что ее просто некому любить. Самые близкие для ребенка люди агрессивно настроены, она не получает от них ни заботы, ни поддержки. Наоборот, отец и мать заставляют ее продавать за бесценок последнее, что у нее есть.
В реальной жизни много умных женщин, которые обречены на нищету. В оковах быта им приходится зарывать свои таланты за неимением сил бороться с жалкой жизнью. Они тешат себя иллюзиями, как и героиня рассказа, что когда-нибудь их жизнь изменится в лучшую сторону, но становится все только хуже. Обычно так происходит с девушками, которые росли без материнской ласки и родительской поддержки. Получая вместо воспитания типичные претензии к себе, они перестают сами себя любить, игнорируя творческое начало.
Причинами случившейся трагедии является следующие обстоятельства:
- отчаяние маленькой героини;
- родители, которые не смогли сделать ребенка счастливым;
- жестокость и равнодушие людей.
Андерсен описывает тот факт, что если малышка не продаст спички, то непременно будет наказана своим отцом. От этого ребенок просто не хочет возвращаться в родной дом, который символизирует ее больную душу. Он был холодным и пустым, такую обстановку девочка не в силах выдержать. Надо обратить внимание на то, что родители накладывают на свою дочь тяжелые обязанности, с которыми она не справилась. В ее возрасте надо гулять, играть со сверстниками, расти, а не зарабатывать деньги.
Краткий сюжет сказки
В тот последний вечер в году стояла пасмурная погода. На улице был страшный мороз и шел снег. Как раз в канун Нового года по темным переулкам брела маленькая босая девочка, и даже шапки на голове у нее не было. Из дома она выходила в огромных туфлях, принадлежавших ее матери, так как больше нечего было обуть. Один башмак потерялся, когда ребенок испугался несущейся кареты с лошадьми, а другой утащил резвый мальчуган. От этого хрупкие ножки посинели от холода.
В кармане фартука девочка несла с собой немного коробков с серными спичками и просила прохожих купить у нее эти спички. Ни одной монеты она не получила, так как ни одной упаковки ей так и не удалось продать. Для всех это было время волшебного праздника.
Весь город был готов ко встрече Нового года. Богатые жители жарили гусей, ароматные запахи от которых разлетались по улочкам, сдвигали и накрывали столы, полные вкусной еды. И только для голодной и продрогшей девочки этот день, к сожалению, закончился очень печально. Она не замечала ни снежинок, которые садились на ее былые длинные до плеч волосы, ни яркого света, льющегося с красивых окон. А о вкусном праздничном ужине могла только мечтать.
Чтобы хоть чуть-чуть согреться, девочка нашла тихое местечко у ближнего здания и присела около стены на корточки. Она не могла вернуться домой к отцу, не продав ни одного коробка спичек, так как он сильно рассердится. И малышка решает поджечь одну спичку, чтобы хоть немного «погреть пальчики». В эту секунду ей померещилось, что тепло идет от большой железной печи, где горит огонь. Она хотела протянуть ноги поближе к пламени, но спичка потухла, и видение исчезло в один миг.
Белокурая малышка зажигает еще одну спичку и видит перед собой комнату, в которой накрыт богатый стол с едой, где лежит жареный гусь с яблоками и черносливом. И тут птица внезапно вспрыгнула со стола и помчалась к ней! Но и это видение длилось недолго, огонек опять погас.
Свет третьей спички навел ребенка на мысль, что она якобы очутилась под роскошной елкой, красиво украшенной игрушками и фонариками. Тысячи огоньков освещали ель, до которой девочка попыталась дотянуться своими маленькими ручонками, но картинка исчезла, и пламя погасло. Остались лишь яркие искорки, которые в небе превращались в крошечные звездочки и падали по небосклону.
Внезапно одна звездочка начала лететь вниз. В этот момент девочка вспомнила, как бабушка рассказывала, что падающая звезда означает летящую к богу человеческую душу, когда люди уходят в мир иной. Ей еще захотелось зажечь одну спичку, и в ее свете она увидела образ своей любимой и ласковой бабушки, которая многое успела дать девочке. Пока пламя не исчезло, девочка принялась умолять ее забрать с собой, потому что никому она осталась не нужна на земле, и никто ее не любит так, как любила бабуля.
Вот как вспоминала девочка о ней: покойная бабушка, единственное любившее ее существо в мире, говорила ей: «Падает звездочка — чья-нибудь душа идет к Богу». Вот так очень просто бабушка смогла истолковать жизнь и смерть людей и показать внучке, что физическая смерть — это еще не конец, а переход в другой иной мир.
С утра за углом дома случайные прохожие обнаружили мертвую девочку со счастливой улыбкой, оставшейся на лице. Им было очень жалко бедняжку, которая умерла от холода, ведь они не знали, что она вместе с бабушкой вознеслась в небо, где нет холода и голода. Не думая ни секунды, она зажгла все остальные спички. Вспыхнуло такое ясное пламя, казалось, что на улице день, а не ночь. Бабушка, ласково глядя на свою внучку, взяла ее за руки, и они полетели к тем самым звездам, где живет Бог.
Анализ произведения и финал
Рассказ Андерсена «Девочка со спичками» — рождественская картина с несчастным финалом. Все люди радуются самому доброму празднику в году, который должен принести всем детям волшебство. Главная героиня тоже хотела радости и веселья, но чуда не произошло.
Здесь праздничное гостеприимность соседствует со страшной жестокостью. Без слез рассказ читать невозможно, ведь ребенок умирает голодной и холодной смертью. Но никто и не догадывался, какую прелесть девчушка повидала в своих видениях, с какой радостью она вознеслась с бабушкой в небеса, где ей уже так плохо никогда не будет. Умирая, она не потеряла, а приобрела все то, что ей не хватало в действительности. Всем земным мукам пришел конец. Жаль только, что счастье она обрела не в реальной жизни, а после смерти.
В произведениях Ганса Христиана Андерсена всегда заложен глубокий смысл и философская мудрость, фантастичность и правдивость. В сказке читается реальная жизнь, которая почти не изменилась с давних времен. Такая история может случиться и в большом городе в реальной жизни. Дети могут потеряться на улице или в огромном торговом центре, и мало кто из случайных прохожих обратят на это внимание.
Такие сказки необходимо читать и детям, и взрослым, чтобы не стать бесчеловечными. Всегда следует помнить, что есть рядом такие люди, которые нуждаются в помощи и, возможно, даже в спасении от смерти. И если эту помощь можно оказать, то необходимо действовать, а не проходить мимо с безразличным выражением лица. Хоть сказка и написана в XIX веке, она до сих пор является актуальной, в этом и есть ее ценность — она учит сочувствию и добру.