«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник
«Дудочка и кувшинчик» – поучительная сказка, в которой маленькая лентяйка Женя на собственном опыте поняла, как важно быть трудолюбивым и настойчивым человеком.
Краткое содержание «Дудочка и кувшинчик» для читательского дневника
ФИО автора: Катаев Валентин Петрович
Название: «Дудочка и кувшинчик»
Число страниц: 16. Катаев В. «Дудочка и кувшинчик». Издательство «Детская литература», Москва. 1983 год
Жанр: Сказка
Год написания: 1940 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Женя – ленивая и безответственная девочка, которая осознала свои недостатки и исправилась.
Боровик – старый гриб, умный и хитрый, самый главный среди грибов и ягод.
Родители Жени – умные и практичные люди.
Сюжет
Как-то раз девочка Женя отправилась со своими родителями и братом в лес собирать ягоды. Мама дала ей кувшинчик и показала полянку, богато усеянную спелыми ягодами. Женя прошлась по полянке, но так ничего не увидала. Она пожаловалась родителям на пустую полянку, а папа посоветовал девочке не лениться и нагибаться пониже, ведь ягодки прятались под листьями.
Женя вернулась к полянке, села на корточки, приподняла листья и действительно увидела много спелых ягод. Она принялась их собирать, но вскоре устала и отправилась на поиски другой полянки – такой, где ягоды бы сверху росли.
Девочка присела на пенёк, и тут неожиданно перед ней возник бородатый старичок Боровик – начальник над всеми ягодами и грибами. Услышав жалобы Жени, он предложил ей воспользоваться волшебной дудочкой. Если на ней сыграть, все ягодки вмиг покажутся из-под листьев. Вот только в обмен Боровик попросил дать ему кувшинчик.
Женя радостно согласилась и бросилась к полянке играть на волшебной дудочке. Ягод показалось видимо-невидимо, вот только собрать их было не во что. Женя вернулась к Боровику, отдала ему дудочку, а сама взяла кувшин. Пришла на полянку, а все ягоды уже успели скрыться под густой листвой. Женя вновь пришла к Боровику и попросила дать ей одновременно и кувшинчик, и дудочку, но тот наотрез отказался. Он назвал Женю лентяйкой и скрылся под землёй.
Делать было нечего – Женя вернулась на полянку, и стала собирать ягоды, как все. Она собрала полный кувшинчик, и родители её похвалили.
План пересказа
- Женя в лесу.
- Ягоды прячутся под листьями.
- Совет папы.
- Женя ленится и не хочет собирать ягоды.
- Встреча с Боровиком.
- Волшебная дудочка.
- Море ягод, а собрать их некуда.
- Есть кувшинчик – нет ягод.
- Боровик злится.
- Женя сама собирает полный кувшинчик ягод.
Главная мысль
Если не лениться, любое дело можно сделать быстро и хорошо.
Чему учит
Сказка учит упорству и трудолюбию, ведь только так можно получить желанный результат.
Отзыв
Девочка Женя поняла, что, как бы она ни капризничала, никто не будет выполнять за неё работу. Только приложив усилия, можно достичь того, чего хочешь.
Пословицы
- Без труда не вынешь рыбки из пруда.
- Глаза страшатся, а руки делают
Что понравилось
Очень понравилось, как Боровик проучил ленивую девочку и показал, что не стоит ждать чудес и нужно самому трудиться.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Автор: Катаев Валентин
Название: “Дудочка и кувшинчик”
Жанр: литературная сказка
Тема произведения: дети, лень
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
- Женя. Ленивая, нерадивая девочка, которая
поняла, что нужно трудиться. - Родители Жени. Добрые и любящие.
- Боровик. Начальник над грибами и ягодами.
Хитрый, умный, ловкий.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее
содержание)
Жене было лень собирать ягоды, заглядывая под каждый листик. Помочь ей могла волшебная дудочка, но за дудочку пришлось отдать кувшинчик, и собирать ягоды стало некуда.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь
Сюжет — краткое содержание
- Женя с родителями отправилась в лес собирать
землянику. - Женя не видит ягод, потому что те прячутся под
листиками, и у нее меньше всех ягод. - Женя встречает Боровика, который дает девочке
дудочку, по сигналу которой все ягоды выглядывают из-под листиков. - Но Боровик забирает кувшинчик, и Жене некуда
собирать найденные ягоды. - Узнав, что девочке просто лень наклоняться за
каждой ягодкой, Боровик сердится и забирает дудочку. - Женя начинает сама собирать ягоды и скоро
наполняет свой кувшинчик.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда довольная Женя стала играть на
дудочке, и на поляне сразу открылось огромное количество ягод. Но когда Женя
попросила отдать ей кувшинчик, ягоды спрятались. А иметь одновременно и
дудочку, и кувшинчик девочка не могла.
План произведения для пересказа
- Женя в лесу;
- Поляна без ягод;
- Папа дает совет;
- Ягоды все равно мало;
- Старичок Боровик;
- Волшебная дудочка;
- Отданный кувшинчик;
- Боровик сердится;
- Собранный кувшинчик.
Главная мысль
Только терпенье и труд могут помочь человеку сделать дело
хорошо и качественно.
Чему учит эта книга
Сказка учит трудолюбию, ответственности, упорству,
целеустремленности. Учит не лениться и
рассчитывать только на свои собственные силы.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось
произведение, мое отношение к прочитанному
Это очень интересная сказка, в которой девочке Жене пришлось
научиться собирать ягоды. Она хотела без труда собрать целый кувшинчик ягоды,
но так в жизни не бывает. Если хочется сладких ягод, им нужно поклониться.
Новые слова и выражения
Мерещится — кажется, видится.
Видимо-невидимо — очень много.
Лесовик — обитатель леса, лесной житель.
Пословицы к произведению
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Глаза страшатся, а руки делают.
Назад к содержанию
Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»
Жанр авторская волшебная сказка
Главные герои сказки «Дудочка и кувшинчик» и их характеристики
- Женя, девочка, которой было лень нагибаться и собирать ягодки под листочками. Женя была ленивой и безответственной, но в конец сказки исправляется.
- Боровик, старик, начальник над грибами и ягодами. Умный и хитрый, дал девочке хороший урок трудолюбия.
- Родители Жени, умные и практичные, радуются успехам дочери.
План пересказа сказки «Дудочка и кувшинчик»
- Женя идет в лес
- Пустая поляна
- Совет папы
- Долгие сборы ягоды
- Поиск другой поляны
- Старичок-боровичок
- Волшебная дудочка
- Море ягод
- Кувшинчик
- Ягод нет
- Лентяйка
- Полный кувшинчик
Кратчайшее содержание сказки «Дудочка и кувшинчик» для читательского дневника в 6 предложений
- Женя с родителями идет в лес за ягодой
- Ягодки прячутся под листочками и Женя не хочет их собирать
- Она встречает Боровика, который дает девочке дудочку, но забирает кувшинчик
- Женя играет на дудочке и ягодки показываются, но пока она ходит за кувшинчиком, ягоды снова прячутся
- Боровик не хочет давать сразу и дудочку и кувшинчик, а еще обзывает девочку лентяйкой
- Женя сама собирает кувшинчик и ее хвалят.
Главная мысль сказки «Дудочка и кувшинчик»
Любое дело можно сделать быстро, если не лениться.
Чему учит сказка «Дудочка и кувшинчик»
Сказка эта учит нас не ждать милостей и чудес, а самим выполнять порученную нам работу. Учит упорству и трудолюбию.
Отзыв на сказку «Дудочка и кувшинчик»
Сказка мне очень понравилась, хотя я бы не отказалась получить такую волшебную дудочку — если не кувшинчик собрала бы, то хоть наелась. Но в сказке девочка Женя понимает, что все хорошее достается тяжелым трудом, и что нельзя надеяться на то, что твою работу кто-то сделает за тебя, а тебе достанутся только ягодки.
Признаки волшебной сказки в сказке «Дудочка и кувшинчик»
- Волшебный помощник — дудочка
- Волшебное существо — старичок-боровичок.
Пословицы к сказке «Дудочка и кувшинчик»
Без труда не вынешь рыбки из пруда.
Глаза страшатся, а руки делают
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дудочка и кувшинчик»
Пошла девочка Женя со своими родителями и братом за ягодами. Дала ей мама кувшинчик и самую лучшую полянку. Пошла Женя по полянке, ягод совсем не видит.
Вернулась к родителям. Смотрит у них уже много ягод и даже у брата Павлика две ягодки собраны.
Пожаловалась Женя на полянку, а папа ей посоветовал нагибаться и ягодки под листьями искать.
Пошла Женя обратно, села на корточки, листья приподняла — вот они ягодки. Собирала, собирала, смотрит в кувшинчике четыре ягодки. Опять собирать начала, смотрит — в кувшине восемь ягодок.
Пошла Женя другую полянку искать, где ягодки сверху растут. Устала, села на пенек, а тут из-под земли старичок с бородой появился, представился Боровиком, начальником над грибами и ягодами.
Пожаловалась Женя ему на ягоды, а Боровик ей дудочку волшебную дал, которая если играет, то все ягодки из-под листьев выглядывают. Только попросил в обмен кувшинчик ему оставить.
Обрадовалась Женя, отдала кувшинчик, побежала на полянку и давай на дудочке играть. Ягод показалось — видимо-невидимо, а собирать не в что.
Вернулась Женя за кувшинчиком, отдала старичку дудочку, бежит на полянку, а ягодки спрятались.
Опять идет Женя к Боровику. Просит и дудочку, и кувшинчик отдать, а тот ни в какую. Сказала тогда Женя, что ей лень под листочки заглядывать, а Боровик и рассердился. Лентяйкой обозвал и под землю спрятался.
Пришлось Жене возвращаться на полянку и собирать ягодки как все. И ведь набрала она полный кувшинчик, за что родители ее похвалили.
История создания
Сказка Валентина Катаева интересна тем, что в ней много волшебных персонажей, которые гармонично вписываются в бытовой сюжет. Известно, что произведение «Дудочка и кувшинчик», краткое содержание которого будет изучаться детьми младшего школьного возраста, было написано в 1940 году. Но её содержание, проблемы и темы, которые затрагивает автор, актуальны и в наше время.
Это катаевское литературное сочинение изучается школьниками на уроках внеклассного чтения и ребята вместе с учителем стараются дать характеристику каждому персонажу, а также выяснить, чему учит сказка «Дудочка и кувшинчик».
Характеристика главных героев
Сюжет известной и всеми любимой сказки учит ребят быть трудолюбивыми и воспитанными. Так, в этом рассказе героев немного:
- Женя.
- Родители девочки и её брат.
- Лесной старичок Боровик.
В начале сказки читатель видит ленивую девочку Женю, которая постепенно поняла, что нужно обязательно трудиться, чтобы вырасти хорошим человеком. И в этом помогают ей всё вокруг: и замечательные, любящие родители, и начальник над всеми лесными ягодами и грибами Боровик, который оказывается хитрым, ловким и очень умным.
Краткий сюжет
Однажды Женя и её родители отправились в лес, чтобы собрать ягод. Взяли с собой и младшего брата девочки. Мама дала Жене кувшинчик и нашла полянку, которая была усеяна прекрасными и спелыми ягодами. Но героиня прошлась по полянке и не увидела ни одной ягодки. Она даже пожаловалась родителям, что на её полянке ничего нет, а папа посоветовал дочке не просто ходить, а нагибаться пониже, так как все ягодки прячутся под листьями.
Когда Женя вернулась на полянку, присела и стала приподнимать листья, то увидела, что и действительно ягод было очень много. Девочка стала их собирать, но вскоре она устала и стала искать другую ягодную полянку. Жене хотелось найти такую лужайку, чтобы ягоды бы сами сверху росли. Но ничего она не могла найти, а вскоре устала и просто присела на пенёк.
Встреча с лесным старичком
Вдруг перед героиней появился старичок Боровичок. У него была огромная борода и грибная шляпка. Это был начальник над всеми грибами и ягодами. Он слышал все жалобы девочки и предложил ей волшебную дудочку. Если сыграть на этом музыкальном инструменте, то сразу же все ягодки выглянут из-за листьев и их легко будет собирать. Но он не захотел отдать девочке дудочку просто так и предложил её обменять на кувшинчик.
Женя не задумываясь отдала Боровику кувшин и, взяв дудочку, стала играть. Сразу вокруг стало так много ягод, что даже ступить некуда было. Но вот только беда: собирать их было некуда. Тогда девочка опять обратилась к Боровику, чтобы обменять дудочку на кувшин. Грибной старичок согласился, но когда Женя вернулась на ягодную полянку, то опять всё было лишь только зелёным от листьев. Ягоды все спрятались. Героиня снова отправилась к Боровику и попросила, чтобы он оставил ей не только кувшин, но дал дудочку. Но тот отказался так поступить, назвав девочку ленивой. А затем он просто спрятался под землёй.
Ничего не осталось девочке, как опять вернуться на полянку, заглядывать под каждый кустик и собирать ягоды. Её кувшин быстро наполнился, а родители за трудолюбие даже похвалили.
Художественные особенности
Сказка написана Катаевым необыкновенным языком, который завлекает читателя своей напевностью и мелодичностью уже с первых строк. В тексте часто встречаются афоризмы, которые автор не только сам придумывает, но ещё и повторяет по несколько раз. Поэтому и читать эту сказку интересно. Обычно читатель сразу запоминает правило по ягодному сбору о том, что нужно одну ягодку брать, на другую смотреть, третью замечать, а четвёртая начинает уже мерещиться.
Как показывает анализ, такой приём используется обычно в русских народных сказках, но и в этой авторской сказке он непросто находится на своём месте, но помогает создать общее необычное и фантастическое впечатление о сказки волшебно-бытового жанра. Все книги, изданные с текстом этого произведения, всегда содержат много красочных картинок, которые позволяют ребятам не только читать, но ещё и наглядно себе представить происходящее.
План для пересказа
При изучении произведения Валентина Катаева учитель на уроке не только задаёт вопросы, но и просит дать характеристику главных героев «Дудочки и кувшинчика». Для ответа часто бывает нужен пересказ или какого-то отдельного эпизода, или даже всей сказки. Поэтому можно воспользоваться таким планом:
- Поход в лес.
- Ягод не видно.
- Папин совет.
- Знакомство со старичком Боровичком.
- Волшебная дудочка.
- Сложный выбор: дудочка или кувшинчик.
- Рассерженный Боровик.
- Трудолюбивая девочка.
Ученики могут к уроку внеклассного чтения, где будет изучаться такая интересная сказка, подготовить и свои рисунки. Ведь именно по школьным иллюстрациям можно определить и то, насколько дети поняли тему всего произведения и его основную мысль.
Конспект для читательского дневника
В процессе чтения и изучения катаевской сказки ученики заносят в свой дневник для чтения название, автора и основных героев. Можно поместить в него либо понравившийся эпизод, либо же составить план краткого содержания:
- Семейный поход в лес.
- Ягоды спрятались под листья, а героиня не желает нагибаться, чтобы их собирать.
- Встреча с Боровиком и его неожиданное предложение: поменять кувшин на дудочку.
- Игра на дудочке даёт возможность ягодкам выбраться из листьев, но собирать их некуда.
- Когда у девочки снова оказывается кувшин, то нет дудочки, а без её музыки ягодки прячутся.
Так же нельзя, ведь ягоды сами не могут запрыгивать в кувшин, несложно и листочки поднять.
- Разговор с Боровиком не дал результатов, он не согласился отдать Жене и дудочку, и кувшин, да ещё и лентяйкой обозвал.
- Похвала от родителей, так как героиня собрала полный кувшин ягод сама.
Всем нравятся, когда родители хвалят. А уж от Жени много-то и требовалось. Не понимаю, почему сразу не стала собирать. Ведь тогда смогла бы ещё больше набрать ягод.
Настя, 8 лет
Обычно сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик» записывают в читательский дневник в первом классе, когда дети ещё верят в волшебство. Несмотря на то что сюжет прост и незамысловат, волшебные элементы заинтересовывают ребят. Скорее всего, многие ученики ходили вместе со своей семьёй в лес, чтобы собрать грибов или ягод, но вот волшебного Боровика им не приходилось встречать, поэтому им становится так интересно читать и слушать.
Школьники сами приходят к выводу о том, что результат можно получить, если не сидеть и не ждать чего-то готового, а следует трудиться. Постепенно меняется в произведении и поведение главной героини, которая вначале ничего не хотела делать, ленилась, но после встречи с лесным царём грибов и ягод поняла, что труд тогда результативен, когда приносит радость. То, что родители похвалили девочку, показывает, что она была этого достойна, и ей было приятно.
Рассказ Валентина Петровича учит прежде всего трудолюбию. На уроке с детьми учитель может вспомнить и другие сказки, которые посвящены этой теме. Также о труде есть много пословиц и поговорок, которые также можно записать в читательский дневник или в тетрадь по литературе.
На таком уроке будет уместна и беседа с детьми о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о растениях животных.
Анализ сказки
Главная мысль катаевского произведения заключается в том, что любое дело можно сделать хорошо и быстро, если человек не будет лениться. Главная героиня поняла, что как бы она не отказывалась работать, всё равно ей придётся собирать ягоды, ведь никто за неё этого не сделает. Нужно просто быть трудолюбивой и тогда всего можно достигнуть.
И девочку хорошо проучил лесной старичок, показав, что ягоды есть, а просто сама Женя не желала нагибаться, чтобы их увидеть. Благодаря ему девочка поняла, что чудес не бывает, а каждый сам должен создавать их. Не зря же русский народ придумал такие пословицы, в которых говорится о том, что без труда никто не сможет вытащить рыбку из пруда или о том, что когда видишь работу, глазам страшно становятся, но руки при этом делают.
Известно, что в 1950 году режиссёром Виктором Громовым был создан одноимённый мультипликационный фильм по сказке Валентина Катаева. Советские мультипликаторы сделали его не только красочным, привлекательным, но и музыкальным, поэтому дети с удовольствием его смотрят. И если на уроке позволяет время, то его в заключение можно будет показать ребятам. Обычно школьники его смотрят с большим удовольствием.