Герои сказки иван быкович

Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Быкович»

Автор: народ.

Название: «Иван Быкович».

Число страниц: 29.

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Иван Быкович, царевич, кухаркин сын.

Второстепенные герои: Баба Яга, Чудо-Юдо и его жёны, мать-змеиха, Отец чудищ, старики, Царевна Золотые кудри.

Характеристика главных героев:

Иван Быкович — сильный и храбрый молодец.

Смелый и ничего не боится.

Справедливый и смекалистый.

Уничтожает злодеев и женится на прекрасной царевне.

Царевич и кухаркин сын — ленивые и неповоротливые парни.

Проспали сладко всю ночь, пока их брат сражался с врагом.

Характеристика второстепенных героев:

Чудо-юдо и его жёны — хитрые и коварные.

Страшные и злые.

Считали себя сильнее и хитрее всех.

Отец Чудо-юда — старый и глупый.

Хотел жениться на прекрасной царевне.

Баба-Яга — добрая старушка. Помогла богатырям.

Старики — мастера на все руки. Помогали Быковичу.

Царевна — красивая и молодая.

Краткое содержание сказки «Иван Быкович»

В одно время родились сыновья у царицы, кухарки и у коровы.

Вместе росли они и играли.

А как подросли, добыли коней богатырских, взяли мечи и поехали с чудом-юдом биться.

Стали Иван дозор держать на реке Смородине.

Но царевич и кухаркин сын засыпали, а Быкович убивал змеев одного за другим.

Убил он последнего, а жёны чудищ решили погубить богатырей.

Но Иван Быкович узнал про то, и разрушил их козни.

Привели его к отцу чуда-юда, а тот посылает Ивана за царевной, себе в жёны.

Отправился Иван в дальний путь, по дороге помощников нашёл.

Отвоевал царевну и назад повёз.

Но царевна в звезду превратилась.

А старик нашёл лишнюю звезду на небе, и Иван вернул царевну.

Привёз он царевну чудищу, и предложил по соломинке пропасть перейти.

Иван легонько перебежал, а царь упал и погиб.

Женился Иван на царевне и зажили они счастливо.

План сказки:

  1. Три Ивана.
  2. Кони и оружие.
  3. Баба-Яга.
  4. Три битвы.
  5. Козни жён.
  6. Старик-отец.
  7. Старички на все руки.
  8. Звездочёт.
  9. Смерть чудища.
  10. Свадьба.

Основная мысль сказки «Иван Быкович»

Главная мысль сказки состоит в том, что тот, кто трудится и делает добро, всегда будет вознаграждён.

Основная идея сказки в том, что не происхождение делает человека богатырём.

Чему учит сказка

Сказка учит быть добрыми, не ставить себя выше других, надеяться только на собственные силы.

Быть смелыми и умными, не лениться.

Учит не бояться трудностей и смело двигаться к своей цели.

Быть ловкими и использовать смекалку.

Краткий отзыв о сказке «Иван Быкович» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что в ней собрано многое из того, о чём говорится в других сказках.

Тут и три брата, которые бьются с чудищем на Смородине.

Тут и жёны убитых змеев.

Тут и старик, у которого не поднимались веки.

Тут и помощники, обладающие разными умениями.

Это интересная волшебная сказка.

В ней говорится о том, как простой коровий сын смог обойти царевича и найти себе жену-красавицу.

Мне понравился Иван Быкович, потому что он был смелым, упрямым и настойчивым.

Он обладал хитростью и силой.

И заслужил счастье.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что любой может стать героем.

Ведь для этого нужно самому быть смелым и сильным.

Пословицы к сказке

  • Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
  • На вид простак, а в душе хитряк.
  • Кто кого согнёт — тот того и бьёт.
  • Не родом славен богатырь, а подвигом.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Словарь неизвестных слов

  • Подземелье — подземная комната.
  • Воз — телега.
  • Приполонить — взять в плен.
  • Хулить — ругать.

Отрывок, поразивший больше всего:

Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит.

— Ох, батюшки, замёрз, топите ещё три года! — кричит старик что есть мочи.

Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замёрзла; а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему царицу золотые кудри выдали.

Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала.

Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко — ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо.

— Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропала!

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Финист-ясный сокол»
  • «Марья Моревна»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Баба-Яга»
  • «Царевна-Несмеяна»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Медное, серебряное и золотое царства»
  • «Никита-Кожемяка»
  •  «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Русская народная сказка «Иван Быкович»

Жанр:народная волшебная сказка

Читайте краткое содержание похожих сказок:
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»
«Два Ивана солдатских сына»

Главные герои сказки «Иван Быкович» и их характеристика

  1. Иван Быкович. Старший брат. Сын коровы. Храбрый, находчивый, решительный, неутомимый, хитрый.
  2. Иван-царевич и Иван-кухаркин сын, младшие братья, глупые и ленивые.
  3. Царица Золотые кудри. Красавица, способная в звезду превратиться и щукой уплыть.

План пересказа сказки «Иван Быкович»

  1. Златоперый ерш
  2. Рождение трех сыновей
  3. Как сыновья силой мерились
  4. Богатырские кони
  5. В избушке бабы-яги
  6. На реке Смородине.
  7. Шестиголовое чудо-юдо
  8. Девятиголовое чудо-юдо
  9. Двенадцатиголовое чудо-юдо и огненный палец
  10. Иван Быкович — воробушек.
  11. Планы жен чуда-юда.
  12. Яблоня, колодец и кровать
  13. Мать чудо-юдов
  14. Отец чудо-юдов
  15. Корабли из дуба
  16. Чудесные спутники
  17. Царица Золотые кудри
  18. Еда, питье и баня
  19. Звезда и щука
  20. Проход по жердочке
  21. Свадебный пир.

Кратчайшее содержание сказки «Иван Быкович» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Родились у царицы, кухарки и коровы сыновья и самым сильным оказался Иван Быкович.
  2. Отправились они на реку Смородину и стали с чудами-юдами биться.
  3. Всех убил Иван Быкович и подслушал заговор жен чудов-юдов.
  4. Убил Иван Быкович жен, а старуха-мать его под землю утащила и там старик-отец дал ему задание.
  5. Приплыл Иван Быкович со спутниками к царице Золотые кудри и как та не упрямилась, увез с собой.
  6. Прошел Иван Быкович по жердочке над ямою и забрал царицу Золотые кудри себе в жены.

Главная мысль сказки «Иван Быкович»
Кто что-то делает, тот всегда больше получит, чем тот кто на одном месте сидит.

Чему учит сказка «Иван Быкович»
Сказка учит, что не происхождение делает человека человеком, а его личные способности. Учит быть настойчивым и смелым. Учит не лениться и не спать на посту. Учит при необходимости прибегать к хитрости. Учит добиваться своей цели, учит не останавливаться перед препятствиями.

Отзыв на сказку «Иван Быкович»
Мне понравилась эта сказка, хотя в ней оказалось собрано многое из других народных сказок. Например, сюжет с битвой на Калиновом мосту взят из сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо», сюжет со старичками, которые умели многое взят из сказки «Летучий корабль», а сам отец чуда-юда видимо взят из гоголевского «Вия».
Но все равно сказка смешная и веселая, Иван Быкович — герой необычный, но умный и удачливый, а это главное.

Пословицы к сказке «Иван Быкович»
Кто рано встает, тому бог подает.
Кто друг другу помогает, тот врага одолевает.
Где силой не возьмешь, там хитрость на подмогу.
Под лежачий камень вода не течет.
Не родом богатырь славен, а подвигом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Иван Быкович»
Жили в одном царстве царь и царица. И не было у них детей.
Но вот приснился царице златоперый ерш, которого она должна съесть. Отправила царица рыбаков на пруд и поймали те златоперого ерша. Велела царица его немедленно приготовить. Кухарка приготовила ерша, а помои на улицу выставила, там их корова поела.
Царица съела ерша, кухарки блюдо подлизала.
И вот в одно время родили царица Ивана-Царевича, кухарка Ивана — кухаркина сына, а корова Ивана Быковича.
И росли мальчики такими похожими, что никто их отличить не мог.
Вот исполнилось им по десять лет, попросили они у отца палицу железную в пятьдесят пудов и стали ее меж пальчиков вертеть. Потом стали определять, кто из них старшим братом будет. Иван-царевич стукнул палицей братьев и вогнал их в землю по колено. Иван, кухаркин сын, стукнул братьев и вогнал братьев по грудь. Иван Быкович стукнул братьев и вогнал их в землю по шею.
Иван Царевич предложил еще испытание. Подбросил палицу в небо, она через пятнадцать минут упала. Иван Быкович подбросил палицу, она через час упала. Стал Иван Быкович старшим среди братьев.
Пошли братья гулять, увидели камень огромный. Младшие не могут камень сдвинуть, а старший Иван Быкович пнул камень и открылся проход в пещеру. А там три коня богатырских. Отпросились братья у царя и отправились путешествовать.
Приехали в дремучий лес, а там избушка на курьих ножках. Вошли братья в избушку, а там баба-яга. Увидела братьев, грозится начала. Но урезонивает ее Иван Быкович, угостить с дороги просит. Угостила братьев баба-яга, спрашивает куда те путь держат. А братья и говорят, что едут на реку Смородину с Чудом-юдом биться.
Одобрила это баба-яга, благословила братьев.
Приехали братья на реку смородину, у Калинова мосту, нашли избушку ветхую. Решили по очереди мост караулить. В первую ночь Иван-царевич на дозор отправился. А Иван Быкович не стал на него надеяться и в полночь сам к мосту вышел.
Только подошел, катит чудо-юдо шестиголовое, черный ворон вокруг вьется. Стал Иван Быкович с чудом-юдом биться и все шесть голов ему отшиб. Спрятал головы под мост, в избушку вернулся.
На второю ночь точно также вышел Иван Быкович вместе кухаркиного сына. Приехало чудо-юдо девятиголовое, но и его Иван Быкович убил.
Утром показал братьям головы убитых монстров и стал на бой собираться. Повесил на стену полотенца белое, под него миску поставил. И наказывает братьям, что если полмиски крови набежит, еще нормально, если полная набежит — терпимо, но если кровь через край польется, спешите братья мне на помощь и коня моего богатырского спускайте.
Выехал на мост чудо-юдо двенадцатиглавое, стало с Иваном Быковичем биться. Как Иван Быкович отрубит чуду-юду голову, тот его огненным пальцем обратно приставляет. И вот вогнал чудо-юдо Ивана Быковича в землю по колени. Бросил Иван Быкович перчатку с правой руки, выбила она все стекла в избушке, а братья спят.
Дальше бьются Иван Быкович и Чудо-юдо. Загнал чудо-юдо богатыря по пояс в землю. Снимает он вторую перчатку и в избушку бросает, спят братья. А чудо-юдо уже его в землю по шею загоняет. Тут Иван Быкович шапку кинул, развалилась избушка и проснулись братья. Видят, кровь через край льется и на помощь поспешили.
Конь стал чудо-юдо отвлекать, а Иван Быкович отсек ему огненный палец, а затем и все головы.
На следующее утро ударился Иван Быкович о землю и стал воробушком. Полетел к палатам чудо-юдиным, а там ведьма старая жалуется на Ивана Быковича дочерям, что тот всех ее зятьев поубивал.
А дочери и обещают отомстить Ивану Быковичу. Старшая обещает яблоней стать, а кто съест с нее яблочко — лопнет. Средняя обещает колодцем стать, а кто за ковшик возьмется — утопнет. Младшая обещает кроваткой сделаться, а кто ляжет на нее — сгорит.
Запомнил все Иван Быкович, и как пустились братья в обратный путь, изрубил и яблоньку, и колодец и кроватку. Тут и сама старая ведьма в погоню кинулась. Притворилась нищенкой, руку за милостыней протягивает. Дает ей Иван Быкович червонец, а ведьма хвать его за руку, и исчезла в тот же миг.

Испуганные братья домой помчались, а Иван Быкович пришел в себя в мрачном подземелье. Видит он — старик с железными бровями, муж ведьмы. Просит старик ему веки поднять, на Ивана Быковича взглянуть. Подняли старику веки, посмотрел он на Быковича и решил тому службу дать — привезти ему невесту, царицу с золотыми кудрями.
Как услышала про то старая ведьма, пошла и от ревности утопилась.
А старик дает Ивану дубинку и говорит, что если стукнуть ею по дубу, то из дерева корабль выплывет, но после этого надо сразу велеть дереву закрыться.
Поднялся Иван на верх, стукнул по дубу и велел всему, что в нем есть выходить.
Сел на первый корабль, оглянулся, а за ним кораблей и лодок, видимо-невидимо.
Вот подплывает к нему старичок и просит в команду взять, говорит что хлеб умеет есть. Второй старичок говорит, что умеет вино пить, третий — что в бане париться, четвертый — звезды считать, пятый — ершом плавает.
И вот приплыл Иван Быкович в Невиданное царство, а там к его прибытию наготовили еды и вина-пива множество великое. Позвал Иван Быкович старичков, а те мигом все съели и все выпили.
Тогда царица Золотые кудри отправила Ивана в баню париться, а та так сильно натоплена была, что и на версту не подойти. Но Иван зовет старичка и тот мигом баню выстужает, да так, что снег по углам лежит.
Иван Быкович начинает требовать выдать ему царицу Золотые кудри, а та вышла к Ивану, на корабль села и поплыла с ними. Но стало царице грустно и она в звезду превратилась и на небо улетела. Но нашел ее старичок, который звездочет. Дальше плывут. Снова грустит царица и в щуку превращается. Но догоняет ее старичок, умевший ершом плавать и Ивану возвращает.
Привез Иван царицу старику с железными веками, хотел тот на царице жениться, а Иван и предлагает, кто сумеет по жердочке через яму глубокую пройти, тот царицу себе и возьмет.
Согласился старик. Пошел Иван Быкович первым, прошел, жердочка даже не прогнулась. Пошел старик, жердочка переломилась и упал он в яму.
А Иван Быкович привез царицу Золотые кудри домой, и пир устроил.

Читательский дневник по русской народной сказке «Иван Быкович»

Название: «Иван Быкович».

Число страниц: 29.

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Иван Быкович, царевич, кухаркин сын.

Второстепенные герои: Баба Яга, Чудо-Юдо и его жёны, мать-змеиха, Отец чудищ, старики, Царевна Золотые кудри.

Характеристика главных героев:

Иван Быкович — сильный и храбрый молодец.

Смелый и ничего не боится.

Справедливый и смекалистый.

Уничтожает злодеев и женится на прекрасной царевне.

Царевич и кухаркин сын — ленивые и неповоротливые парни.

Проспали сладко всю ночь, пока их брат сражался с врагом.

Характеристика второстепенных героев:

Чудо-юдо и его жёны — хитрые и коварные.

Страшные и злые.

Считали себя сильнее и хитрее всех.

Отец Чудо-юда — старый и глупый.

Хотел жениться на прекрасной царевне.

Баба-Яга — добрая старушка. Помогла богатырям.

Старики — мастера на все руки. Помогали Быковичу.

Царевна — красивая и молодая.

Краткое содержание сказки «Иван Быкович»

В одно время родились сыновья у царицы, кухарки и у коровы.

Вместе росли они и играли.

А как подросли, добыли коней богатырских, взяли мечи и поехали с чудом-юдом биться.

Стали Иван дозор держать на реке Смородине.

Но царевич и кухаркин сын засыпали, а Быкович убивал змеев одного за другим.

Убил он последнего, а жёны чудищ решили погубить богатырей.

Но Иван Быкович узнал про то, и разрушил их козни.

Привели его к отцу чуда-юда, а тот посылает Ивана за царевной, себе в жёны.

Отправился Иван в дальний путь, по дороге помощников нашёл.

Отвоевал царевну и назад повёз.

Но царевна в звезду превратилась.

А старик нашёл лишнюю звезду на небе, и Иван вернул царевну.

Привёз он царевну чудищу, и предложил по соломинке пропасть перейти.

Иван легонько перебежал, а царь упал и погиб.

Женился Иван на царевне и зажили они счастливо.

План сказки:

  1. Три Ивана.
  2. Кони и оружие.
  3. Баба-Яга.
  4. Три битвы.
  5. Козни жён.
  6. Старик-отец.
  7. Старички на все руки.
  8. Звездочёт.
  9. Смерть чудища.
  10. Свадьба.

Основная мысль сказки «Иван Быкович»

Главная мысль сказки состоит в том, что тот, кто трудится и делает добро, всегда будет вознаграждён.

Основная идея сказки в том, что не происхождение делает человека богатырём.

Чему учит сказка

Сказка учит быть добрыми, не ставить себя выше других, надеяться только на собственные силы.

Быть смелыми и умными, не лениться.

Учит не бояться трудностей и смело двигаться к своей цели.

Быть ловкими и использовать смекалку.

Краткий отзыв о сказке «Иван Быкович» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала, что в ней собрано многое из того, о чём говорится в других сказках.

Тут и три брата, которые бьются с чудищем на Смородине.

Тут и жёны убитых змеев.

Тут и старик, у которого не поднимались веки.

Тут и помощники, обладающие разными умениями.

Это интересная волшебная сказка.

В ней говорится о том, как простой коровий сын смог обойти царевича и найти себе жену-красавицу.

Мне понравился Иван Быкович, потому что он был смелым, упрямым и настойчивым.

Он обладал хитростью и силой.

И заслужил счастье.

Я всем советую прочитать это произведение и подумать о том, что любой может стать героем.

Ведь для этого нужно самому быть смелым и сильным.

Пословицы к сказке

  • Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
  • На вид простак, а в душе хитряк.
  • Кто кого согнёт — тот того и бьёт.
  • Не родом славен богатырь, а подвигом.
  • Хорошо то, что хорошо кончается.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • Сборник «Русские народные сказки» Афанасьева
  • «Финист-ясный сокол»
  • «Марья Моревна»
  • «Бой на Калиновом мосту»
  • «Баба-Яга»
  • «Царевна-Несмеяна»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Медное, серебряное и золотое царства»
  • «Никита-Кожемяка»
  •  «Крошечка-Хаврошечка»
  • «Летучий корабль»
  • «Каша из топора»
  • «Сивка-Бурка»

Библиотека русских народных сказок пополняется.

— Пример действий Ивана (в сказках)

С мозгами у Ивана и вправду, как бы сказать, не очень. Ему дают какие-то простые поручения, например, съездить на ярмарку и вернуться с обновками, а он берет и выкидывает вещи на дорогу. Вот что об этом говорится в одной из сказок: «Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка была такая, знать, неудалая, везет — не везет!

«А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги, и у стола тоже четыре; так стол-то и сам добежит». Взял стол и выставил на дорогу.

Едет, едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают. «Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!», — подумал дурачок; выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать: «Сестрицы-голубушки, кушайте на здоровье!».

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака — это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное — это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!». И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле — еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

Почему Бог дураков любит?

Хоть утверждение, приведенное в подзаголовке, кажется на первый взгляд алогичным, логика в нем все же присутствует. Судите сами: ведь Дураку больше не на кого надеяться! Ему больше никто не может помочь! И сам себе он тоже не поможет. Остается лишь надежда на Божий промысел.

Кроме того, Иван-дурак, в каких сказках он бы не появлялся, всегда преисполнен необыкновенного доверия только к этому. Он не слушает человеческих советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Провиденью — и оно никогда не подводит такого героя!

И не только Дураков, но и вполне разумных героев волшебных сказок Господь выводит из сложного для них положения, как только они оказываются на перепутье — не знают куда идти. То есть за каждым из них стоит незримо образ Ивана-дурака, его пассивного, открытого для восприятия состояния, которое и помогает сделать единственный верный выбор и выиграть в борьбе за жизнь.

Александр Николаевич Афанасьев. Иван Быкович

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на прокормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном.

Во сне им привиделось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруде златоперый ерш плавает; коли царица его скушает, сейчас может забеременеть. Просыпались царь с царицею, кликали к себе мамок и нянек, стали им рассказывать свой сон. Мамки и няньки так рассудили: что во сне привиделось, то и наяву может случиться.

Царь призвал рыбаков и строго наказал поймать ерша златоперого. На заре пришли рыбаки на тихий пруд, закинули сети, и на их счастье с первою ж тонею попался златоперый ерш. Вынули его, принесли во дворец; как увидала царица, не могла на месте усидеть, скоро к рыбакам подбегала, за руки хватала, большой казной награждала; после позвала свою любимую кухарку и отдавала ей ерша златоперого с рук на руки: «На, приготовь к обеду, да смотри, чтобы никто до него не дотронулся».

Кухарка вычистила ерша, вымыла и сварила, помои на двор выставила; по двору ходила корова, те помои выпила; рыбку съела царица, а посуду кухарка подлизала. И вот разом забрюхатели: и царица, и ее любимая кухарка, и корова, и разрешились все в одно время тремя сыновьями: у царицы родился Иван-царевич, у кухарки — Иван кухаркин сын, у коровы Иван Быкович.

Стали ребятки расти не по дням, а по часам, как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто — кухаркино и кто от коровы народился. Только по тому и различали их: как воротятся с гулянья, Иван-царевич просит белье переменить, кухаркин сын норовит съесть что-нибудь, а Иван Быкович прямо на отдых ложится. По десятому году пришли они к царю и говорят: «Любезный наш батюшка! Сделай нам железную палку в пятьдесят пудов». Царь приказал своим кузнецам сковать железную палку в пятьдесят пудов; те принялись за работу и в неделю сделали. Никто палки за один край приподнять не может, а Иван-царевич, да Иван кухаркин сын, да Иван Быкович между пальцами ее повертывают, словно перо гусиное.

Вышли они на широкий царский двор. «Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — давайте силу пробовать: кому быть большим братом». — «Ладно, — отвечал Иван Быкович, — бери палку и бей нас по плечам». Иван-царевич взял железную палку, ударил Ивана кухаркина сына да Ивана Быковича по плечам и вбил того и другого по колена в землю. Иван кухаркин сын ударил — вбил Ивана-царевича да Ивана Быковича по самую грудь в землю; а Иван Быкович ударил — вбил обоих братьев по самую шею. «Давайте, — говорит царевич, — еще силу попытаем: станем бросать железную палку кверху; кто выше забросит — тот будет больший брат». — «Ну что ж, бросай ты!» Иван-царевич бросил — палка через четверть часа назад упала, Иван кухаркин сын бросил — палка через полчаса упала, а Иван Быкович бросил — только через час воротилась. «Ну, Иван Быкович! Будь ты большой брат».

После того пошли они гулять по саду и нашли громадный камень. «Ишь какой камень! Нельзя ль его с места сдвинуть?» — сказал Иван-царевич, уперся в него руками, возился-возился — нет, не берет сила; попробовал Иван кухаркин сын — камень чуть-чуть подвинулся. Говорит им Иван Быкович: «Мелко же вы плаваете! Постойте, я попробую». Подошел к камню да как двинет его ногою — камень ажно загудел, покатился на другую сторону сада и переломал много всяких деревьев. Под тем камнем подвал открылся, в подвале стоят три коня богатырские, по стенам висит сбруя ратная: есть на чем добрым молодцам разгуляться! Тотчас побежали они к царю и стали проситься: «Государь батюшка! Благослови нас в чужие земли ехать, самим на людей посмотреть, себя в людях показать».

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Сказки про Ивана-дурака: список

Лучше всего нам помогут разобраться в характере героя сами сказки, вернее, их пересказ. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.

  1. «Соль». Сказка про купеческого сына Ивана, который, однажды отправившись в путь на корабле с тесом и досками, попал во время бури на неведомую землю и, обнаружив там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он ухитрился увезти еще и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, они выбросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только доброму герою и тут повезло: отнес его домой, прямо за праздничный стол, великан. И отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
  2. «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак выслеживает трех коней, которые вытаптывают траву в царском саду. Помогает ему в этом мышка, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня — серебряный, золотой и бриллиантовый — становятся собственностью Иванушки. Но! Как был он для всех дурачком за печкой, так и остался: никому не признался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя допрыгнуть до балкона царевны, стал он делать это по очереди, на каждом коне. И снова возвращался на печку: что поделаешь — дурак?! Только когда нашли и привели его в стали жить Иван-дурак и царевна вместе. Правда, не в самих палатах, а в гусином хлеву. И только три войны, которые Иван выиграл верхом на своих волшебных конях, доказали всему царству, что никакой он не дурак, а просто очень скромный и Настоящий герой! За это и стал Иван царем.
  3. «Дурак и береза». В этой сказке дурак — настоящий, потому что пытался продать быка, полученного в наследство, старой сухой березе, встреченной в лесу. И отдал-таки ей в долг! И два дня ходил за деньгами, все ждал, когда вернет. И только на третий — не выдержал, хватил по стволу топором, а там — клад, спрятанный разбойниками! Что ж, дуракам — счастье!

Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать бесконечно: «Конь, скатерть и рожок», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» и т. д.

Это интересно: Как появился простой карандаш — изучаем развернуто

Особенности характера сказочного героя

Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным

Для него каждый новый день — это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?

Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные — не учены, а ученые — не умны».

А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!

Чем образ Ивана так приглянулся людям?

Почему Иван-дурак — герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.

Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном — Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила — не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня — грех, и она будет наказана!

***

— Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропала! — Потом вспомнил: — Ах, ведь у меня есть товарищи. Эй, старички-молодцы! Кто из вас звездочет?— Я, батюшка! Мое дело ребячье, — отвечал старик, ударился оземь, сделался сам звездою, полетел нá небо и стал считать звезды; одну нашел лишнюю и ну толкать ее! Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась пó небу, упала на корабль и обернулась царицею золотые кудри.

Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» — думает Иван Быкович, да вспомнил про последнего старичка и стал его спрашивать:— Ты, что ль, горазд ершом плавать?— Я, батюшка, мое дело ребячье! — ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукою и давай ее под бока колоть.

Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею золотые кудри.

Тут старички с Иваном Быковичем распростились, по своим домам пустились; а он поехал к Чудо-юдову отцу.

Приехал к нему с царицею золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на царицу и говорит:— Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу.— Нет, погоди, — отвечает Иван Быкович, — не подумавши сказал!— А что?— Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка; кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет!— Ладно, Ванюша! Ступай ты наперед.

Иван Быкович пошел по жердочке, а царица золотые кудри про себя говорит: «Легче пуху лебединого пройди!»

Иван Быкович прошел — и жердочка не погнулась; а старый старик пошел — только на середину ступил, так и полетел в яму.

Иван Быкович взял царицу золотые кудри и воротился домой; скоро они обвенчались и задали пир на весь мир. Иван Быкович сидит за столом да своим братьям похваляется:— Хоть долго я воевал, да молодую жену достал! А вы, братцы, садитесь-ка на печи да гложите кирпичи!

На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помочá. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню — родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван — дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак — это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…


2

Кто главные герои сказки «Иван Быкович»?

Кто главные герои сказки «Иван Быкович»?

Кто главный герой в сказке «Иван Быкович»?

«Иван Быкович» — главные герои сказки?

10 ответов:



5



0

Как уже понятно из названия, самым главным героем сказки является непосредственно Иван Быкович — коровий сын. Также главными героями сказки являются — Иван-царевич и Иван кухаркин сын — названные братья, с которыми Иван Быкович родился в один день, и с которыми он отправился на поиски приключений.

В самом начале сказке задействованы такие герои, как Царь с Царицей (куда без них то), кухарка, корова.

В своем путешествии Иван Быкович встречает пять старичков, которые помогали ему — Объедайло, Опивайло, старик-звездочет, старик, который в бане париться умеет, и старик, который умеет ершом плавать.

Также в сказке присутствует красавица — Царица золотые кудри, которая впоследствии стала женой Ивана Быковича.

Сторона зла в сказке представлена следующими персонажами: Чудо-юдо шестиглавое, Чудо-юдо девятиглавое, Чудо-юдо двенадцатиглавое. Чудо-юдовы жены, их мать — старая ведьма и их отец — Старый старик (соответственно, муж старой ведьмы) — с которыми Иван Быкович поочередно расправлялся на протяжении всей сказки.



3



0

Главный герой сказки «Иван Быкович» — русский богатырь, сильный и справедливый, которые болеет о судьбе народа. Он смел и отважен, твердо идет к цели и никогда не останавливается на достигнутом.

Главными героями можно назвать и его двух братьев: Ивана-царевича и Ивана, сына кухарки. Они тоже обладали силой, но караулы свои проспали, что говорит о том, что никакой ответственности за свои поступки у них не было. Пришлось Ивану Быковичу выполнять работу братьев: он и в караул вместо них ходил, и с Чудами-Юдами бился.

Второстепенных героев в сказке множество, назовем их:

  • царь и царица, родители богатырей;
  • кухарка и корова — сородители братьев;
  • три Чуда-Юда, имевшие разную численность голов;
  • мать и отец Чуда и их многочисленные родственники;
  • прекрасная царица Золотые кудри, которая в конце сказки выходит замуж за главного героя;
  • Баба-Яга;
  • пять друзей-попутчиков Ивана Быковича, сослуживших ему добрую службу.



2



0

Главные герои сказки «Иван Быкович»:

Царь и Царица, с которых все началось, так очень им хотелось детей.

Кухарка, которая готовила золотого ерша и корова, которая съела помои.

Иван царевич, Иван кухаркин сын, Иван Быкович, сын коровы.

Баба Яга, костяная нога.

Три чуда-юда, с разным числом голов и три их супруги, благополучно уничтоженные.

Мать чудов-юдов, старая ведьма, которая утопилась с ревности

Отец чудов-юдов, старик с неподъемными ресницами

Пять старичков, которые умели пить, есть хлеб, париться в бане, считать звезды и плавать ершом.

Царица Золотые кудри, которая не пошла за отца чудов-юдов, а вышла за Ивана Быковича.



1



0

В сказке «Иван Быкович» главных героев не так уж и мало.

Вот они:

Царь и царица с которых начинается вся история сказки.

Кухарка изготовившая золотого леща.

Корова съевшая помои.

Братья Иван царевич и Иван Кухаркин.

Иван Быкович — коровий сын.

Баба яга.

Пять стариков с именами: Объедайло, Опивайло, звездочет, старик который умеет в бане париться и старик который умеет ершом плеваться. Именно эти старички повстречались Ивану Быковичу.

Царица золотые кудри, которая вышла замуж за Ивана Быковича.

В принципе это все главные герои сказки. Остальных можно отнести к второстепенным персонажам данной истории.



1



0

  • Царь.
  • Царица, родившая ребёнка.
  • Кухарка, приготовившая златопёрого ерша, облизавшая тарелку и тоже родившая.
  • Корова, выпившая помои от варки златоперго ерша и родившая человека.
  • -Иван Царевич, сын царевны.
  • Иван кухаркин сын.
  • Иван Быкович сын коровы.
  • Баба Яга костяная нога.
  • Чудо-юдо трёхглавое.
  • Чудо-юдо шестиглавое.
  • Чудо-юдо девятиглавое.
  • Чудо=юдовы жёны.
  • Ведьма, похитившая Ивана Быковича.
  • Муж ведьмы.Отец всех чудовищ Чудо -юдо.
  • Пять старичков с различными талантами.
  • Царица Золотые кудри.
  • Двенадцать могучих богатырей-слуги мужа ведьмы.

В принципе, похоже, что это все герои сказки. Надо признать, что сказка довольно большая и перекликается по сюжету с другими известными сказками.



1



0

В сказке «Иван Быкович» героев много, но выделим самых главных:

Царь и царица — начинается сказка именно с этих персонажей.

Иван Быкович, Иван царевич и Иван кухаркин сын — три друга, которые вместе отправились в поисках приключений. Ну конечно главным среди них является Иван Быкович — настоящий богатырь.

Кухарка и корова — их можно отнести ко второстепенным героям.



1



0

В первую очередь это Царь и Царица, с них всё начинается.

А так же Иван Царевич, Иван кухаркин отпрыск и Иван Быкович они друзья.

Ещё Чудо-Юдо, Баба-Яга корова, кухарка, жёны Чудо-Юда (их в сказке несколько).

Но эти персонажи уже не главные герои, а второстепенный как и ведьма и 5 стариков.



0



0

Сказка «Иван Быкович» — это сказка про трех братьев, Иване-царевиче, Иване кухаркином сыне и Иване Быковиче. Они и есть главные герои этой сказки. Второстепенных героев там тоже хватает, от многоголовых Чуд-Юд, до Красы-Золотой Косы.



0



0

Сказка «Иван Быкович»- это очень необычная сказка. Главные герои здесь тоже весьма оригинальные, а зовут их так:

  • Царь.
  • Царица.
  • Кухарка.
  • Корова.
  • Иван Быкович. (сын коровы)
  • Иван Царевич.
  • Иван Кухаркин.
  • Чудо-Юдо.

Как и все сказки она учит добру и справедливости.



0



0

Один из 3-х братьев-силачей — богатырь, царский сын, он в сказке «Иван Быкович» является главным героем. Он крепкий и сильный, борется за правду, справедливость. Иван, сын кухарки полненький, любитель поесть блинов. А сын коровы пьет лишь молоко. Выросли все три брата крепкими и сильными. По приказу царя померились они силушкой, и стал царский сын старшим среди братьев. Как узнали они, что появилось Чудо-Юдо, которое земли русские разоряло, отправились, чтобы победить его. https://text.ru/anti­<wbr />plagiat/5b88759cb0159

Читайте также

Главных персонажей в этой сказке Б. Гримм всего два:

  • Гейнц — лентяй, который устав пасти козу, решил жениться на соседкой девушке с тем, чтобы она работала вместо него. Но, надо отметить, что это (желание освободить свою жизнь от «трудов тяжких») характеризует его, как находчивого и предприимчивого персонажа, который, если бы не лень, мог преуспеть в жизни.
  • его жена Трина, оказавшаяся не менее ленивой, чем ее новоиспеченный супруг, обладающая умом, который отметил сам Гейнц, ибо Трине пришло в голову обменять коз на улей у соседа, чтобы предаваться лени, как и ее супруг, и злая, т.к. размечтавшись о том, как будет наказывать своего будущего сыночка от непослушания и непочтения родителям, сгоряча даже разбила горшок с медом.

<hr />

Есть еще трудолюбивый и умный сосед, который охотно променял пчел (один улей) на двух коз.

В русской народной сказке «Окаменелое царство» можно угадать черты множества других сказок. есть в ней солдат, есть царь, есть прекрасная царица, есть три года охраны сада, вместо трех дней, и три пера птицы, а также три ночи чтения молитв. Сказка закончилась конечно же хорошо, а ее главными героями будут:

Солдат, который дезертировал из своей части, нанялся на службу другому королю, потом попал в подземное царство и там женился на принцессе.

Царь, который нанял беглого солдата сторожить свой сад

Птица, сестра подземной царицы, которая ломала сад, а также превратила в камень королевство своей сестры.

Прекрасная царевна, будущая супруга солдата, чье царство солдат расколдовал.

Сказка «Семь Симеонов» относится к волшебным сказкам, хотя больших чудес в ней и не происходит.

Главными героями сказки будут:

  1. Семь братьев — семь Симеонов. Каждый из которых обладает уникальным талантов, а все вместе способны на любой подвиг.
  2. Царь, который был поражен способностями Симеонов и отправил их за за горы и моря, чтобы они украли красавицу-царевну, которую он очень любил.
  3. Царевна, которая очень любила животных и была очень любопытной, вышла замуж за царя, после того, как была украдена Симеонами.
  4. Кот сибирский, зверь ученый, который мог показывать разные фокусы и потому очень полюбился царевне.

В рассказе «Все тайное становится явным» Виктора Драгунского персонажей не так много.

Это родители мальчика, мама и папа. Сам мальчик. Милиционер и пострадавший человек.

Главным персонажем, конечно, является мальчик Денис. Это он вылил невкусную кашу на прохожего за окно и пытался это скрыть. И именно ему пришлось усвоить пословицу «Все тайное становится явным», ведь его обман с кашей был раскрыт. Это рассказ из серии «Денискины рассказы», в которых Дениска познает жизнь и учится ее истинам.

Главные герои — это, конечно, сама Царевна-змея, а вернее, кролевна, на которую Кощей Бессмертный наложил заклятье.

Казак, который расколдовал королевну тем, что в точности исполнял ее приказания.

Король — отец заколдованной царевны.

Старик, который обменял волшебный бочонок — подарок короля на чудесный меч, с помощью которого можно было разгромить любое войско.

иван быкович

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь с царицею; детей у них не было. Стали они бога молить, чтоб создал им детище во младости на поглядение, а под старость на покормление; помолились, легли спать и уснули крепким сном.
Во сне им привиделось, что недалеко от дворца есть тихий пруд, в том пруде златоперый ерш плавает, коли царица его скушает, сейчас может забеременеть. Просыпáлись царь с царицею, кликали к себе мамок и нянек, стали им рассказывать свой сон. Мамки и няньки так рассудили: что во сне привиделось, то и наяву может случиться.
Царь призвал рыбаков и строго наказал поймать ерша златоперого.
На заре пришли рыбаки на тихий пруд, закинули сети, и на их счастье с первою ж тонею попался златоперый ерш. Вынули его, принесли во дворец; как увидала царица, не могла на месте усидеть, скоро к рыбакам подбегала, за руки хватала, большой казной награждала; после позвала свою любимую кухарку и отдавала ей ерша златоперого с рук на руки.
— На, приготовь к обеду, да смотри, чтобы никто до него не дотронулся.
Кухарка вычистила ерша, вымыла и сварила, помои на двор выставила; по двору ходила корова, те помои выпила; рыбку съела царица, а посуду кухарка подлизала.
И вот разом забрюхатели: и царица, и ее любимая кухарка, и корова, и разрешились все в одно время тремя сыновьями: у царицы родился Иван-царевич, у кухарки — Иван, кухаркин сын, у коровы — Иван Быкович.
Стали ребятки расти не по дням, а по часам; как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся. Все три молодца на одно лицо удались, и признать нельзя было, кто из них дитя царское, кто — кухаркино и кто от коровы народился. Только по тому и различали их: как воротятся с гулянья, Иван-царевич просит белье переменить, кухаркин сын норовит съесть что-нибудь, а Иван Быкович прямо на отдых ложится.
По десятому году пришли они к царю и говорят:
— Любезный наш батюшка! Сделай нам железную палку в пятьдесят пудов.
Царь приказал своим кузнецам сковать железную палку в пятьдесят пудов; те принялись за работу и в неделю сделали. Никто палки за один край приподнять не может, а Иван-царевич, да Иван, кухаркин сын, да Иван Быкович между пальцами ее повертывают, словно перо гусиное.
Вышли они на широкий царский двор.
— Ну, братцы, — говорит Иван-царевич, — давайте силу пробовать; кому быть бóльшим братом.
Ладно, — отвечал Иван Быкович, — бери палку и бей нас по плечам.
Иван-царевич взял железную палку, ударил Ивана, кухаркина сына, да Ивана Быковича по плечам и вбил того и другого по колена в землю. Иван, кухаркин сын, ударил — вбил Ивана-царевича да Ивана Быковича по самую грудь в землю; а Иван Быкович ударил — вбил обоих братьев по самую шею.
— Давайте, — говорит царевич, — еще силу попытаем: станем бросать железную палку кверху; кто выше забросит — тот будет больший брат.
— Ну что ж, бросай ты!
Иван-царевич бросил — палка через четверть часа назад упала, а Иван Быкович бросил — только через час воротилась.
— Ну, Иван Быкович, будь ты большой брат.
После того пошли они гулять по саду и нашли громадный камень.
— Ишь какой камень! Нельзя ль его с места сдвинуть? — сказал Иван-царевич, уперся в него руками, возился, возился — нет, не берет сила.
Попробовал Иван, кухаркин сын, — камень чуть-чуть подвинулся. Говорит им Иван Быкович:
— Мелко же вы плаваете! Постойте, я попробую.
Подошел к камню да как двинет его ногою — камень ажно загудел, покатился на другую сторону сада и переломал много всяких деревьев. Под тем камнем подвал открылся, в подвале стоят три коня богатырские, по стенам висит сбруя ратная: есть на чем добрым мóлодцам разгуляться!
Тотчас побежали они к царю и стали проситься:
— Государь-батюшка! Благослови нас в чужие земли ехать, самим на людей посмотреть, себя в людях показать.
Царь их благословил, на дорогу казной наградил; они с царем простились, сели на богатырских коней и в путь-дорогу пустились.

иван быкович2
Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курячьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается.
— Избушка, избушка, повернись к нам передом, к лесу задом; нам в тебя лезти, хлеба-соли ести.
Избушка повернулась. Добрые молодцы входят в избушку — на печке лежит баба-яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок.
— Фу-фу-фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.
— Эй, старуха, не бранись, слезь-ка с печки да на лавочку садись. Спроси: куда едем мы? Я добренько скажу.
Баба-яга слезла с печки, подходила к Ивану Быковичу близко, кланялась ему низко:
— Здравствуй, батюшка Иван Быкович! Куда едешь, куда путь держишь?
— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост; слышал я, что там не одно чудо-юдо живет.
— Ай да Ванюша! За дело хватился; ведь они, злодеи, всех приполонили, всех разорили, ближние царства шаром покатили.
Братья переночевали у бабы-яги, поутру рано встали и отправились в путь-дорогу. Приезжают к реке Смородине; по всему берегу лежат кости человеческие, по колено будет навалено! Увидали они избушку, вошли в нее — пустехонька, и вздумали тут остановиться.
Пришло дело к вечеру. Говорит Иван Быкович:
— Братцы! Мы заехали в чужедальнюю сторону, надо жить нам с осторожкою; давайте по очереди на дозор ходить.
Кинули жребий — доставалось первую ночь сторожить Ивану-царевичу, другую — Ивану, кухаркину сыну, а третью — Ивану Быковичу.
Отправился Иван-царевич на дозор, залез в кусты и крепко заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь — он тотчас готов был, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост.
Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо шестиглавое; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Говорит чудо-юдо шестиглавое:
— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, а ты, песья шерсть, ощетинилась? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он, добрый молодец, еще не родился, а коли родился — так на войну не сгодился; я его на одну руку посажу, другой прихлопну — только мокренько будет!

иван быкович4
Выскочил Иван Быкович:
— Не хвались, нечистая сила! Не поймав ясна сокола, рано перья щипать; не отведав добра молодца, нечего хулить его. А давай лучше силы пробовать: кто одолеет, тот и похвалится.
Вот сошлись они — поравнялись, так жестоко ударились, что кругом земля простонала. Чуду-юду не посчастливилось: Иван Быкович с одного размаху сшиб ему три головы.
— Стой, Иван Быкович! Дай мне роздыху.
— Что за роздых! У тебя, нечистая сила, три головы, у меня всего одна; вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились; Иван Быкович отрубил чуду-юду и последние головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калиновый мост сложил. Сам в избушку вернулся. Поутру приходит Иван-царевич.
— Ну что, не видал ли чего?
— Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.
На другую ночь отправился на дозор Иван, кухаркин сын, забрался в кусты и заснул. Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь — он тотчас снарядился, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост.
Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо девятиглавое; под ним конь споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Чудо-юдо коня по бедрам, ворона по перьям, хорта по ушам:
— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, а ты, песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он еще не родился, а коли родился — так на войну не сгодился; я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван Быкович:
— Погоди — не хвались, прежде богу помолись, руки умой да за дело примись! Еще неведомо — чья возьмет!
Как махнет богатырь своим острым мечом раз-два, так и снес у нечистой силы шесть голов; а чудо-юдо ударил — по колена его в сыру землю вогнал.
Иван Быкович захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в очи. Пока чудо-юдо протирал свои глазища, богатырь срубил ему и остальные головы, взял туловище — рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калиновый мост сложил.
Наутро приходит Иван, кухаркин сын.
— Что, брат, не видал ли за ночь чего?
— Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар не пищал!
Иван Быкович повел братьев под калиновый мост, показал им на мертвые головы и стал стыдить:
— Эх вы, сони, где вам воевать? Вам бы дома на печи лежать!
На третью ночь собирается на дозор идти Иван Быкович; взял белое полотенце, повесил на стенку, а под ним на полу миску поставил и говорит братьям:
— Я на страшный бой иду; а вы, братцы, всю ночь не спите да присматривайтесь, как будет с полотенца кровь течь: если половина миски набежит — ладно дело, если полна миска набежит — все ничего, а если через край польет — тотчас спускайте с цепей моего богатырского коня и сами спешите на помощь мне.
Вот стоит Иван Быкович под калиновым мостом; пошло время за полночь, на реке воды взволновалися, на дубах орлы раскричалися — выезжает чудо-юдо двенадцатиглавое; конь у него о двенадцати крылах, шерсть у коня серебряная, хвост и грива — золотые. Едет чудо-юдо; вдруг под ним конь споткнулся; черный ворон на плече встрепенулся, позади хорт ощетинился. Чудо-юдо коня по бедрам, ворона по перьям, хорта по ушам.
— Что ты, собачье мясо, спотыкаешься, ты, воронье перо, трепещешься, а ты, песья шерсть, щетинишься? Аль вы думаете, что Иван Быкович здесь? Так он еще не родился, а коли родился — так на войну не сгодился; я только дуну — его и праху не останется!
Выскочил Иван Быкович:
— Погоди — не хвались, прежде богу помолись!
— А, ты здесь! Зачем пришел?
— На тебя, нечистая сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.
— Куда тебе мою крепость пробовать? Ты муха передо мной!
Отвечает Иван Быкович:
— Я пришел с тобой не сказки рассказывать, а насмерть воевать.
Размахнулся своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали! Плохо пришлось Ивану Быковичу; чудо-юдо стал одолевать его, по колена вогнал в сыру землю.
— Стой, нечистая сила! Цари-короли сражаются, и те замиренье делают; а мы с тобой ужли будем воевать без роздыху? Дай мне роздыху хоть до трех раз.
Чудо-юдо согласился; Иван Быкович снял правую рукавицу и пустил в избушку. Рукавица все окна побила, а его братья спят, ничего не слышат. В другой раз размахнулся Иван Быкович сильней прежнего и срубил чуду-юду шесть голов; чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — и опять все головы на местах, а Ивана Быковича забил он по пояс в сыру землю.
Запросил богатырь роздыху, снял левую рукавицу и пустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат. В третий раз размахнулся он еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов; чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — головы опять приросли, а Ивана Быковича вогнал он в сыру землю по самые плечи.
Иван Быкович запросил роздыху, снял с себя шляпу и пустил в избушку; от того удара избушка развалилася, вся по бревнам раскатилася.
Тут только братья проснулись, глянули — кровь из миски через край льется, а богатырский конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами на помощь спешат.

иван быкович8
— А! — говорит чудо-юдо, — ты обманом живешь; у тебя помощь есть.
Богатырский конь прибежал, начал бить его копытами; а Иван Быкович тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы: сшиб все до единой, туловище на мелкие части разнял и побросал все в реку Смородину.
Прибегают братья.
— Эх вы, сони! — говорит Иван Быкович. — Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.
Поутру ранешенько вышел Иван Быкович в чистое поле, ударился оземь и сделался воробышком, прилетел к белокаменным палатам и сел у открытого окошечка.
Увидала его старая ведьма, посыпала зернышков и стала сказывать:
— Воробышек-воробей! Ты прилетел зернышков покушать, моего горя послушать. Насмеялся надо мной Иван Быкович, всех зятьев моих извел.

иван быкович10
— Не горюй, матушка! Мы ему за все отплатим, — говорят чудо-юдовы жены.
— Вот я, — говорит меньшая, — напущу голод, сама выйду на дорогу да сделаюсь яблоней с золотыми и серебряными яблочками: кто яблочко сорвет — тот сейчас лопнет.
— А я, — говорит середняя, — напущу жажду, сама сделаюсь колодезем; на воде будут две чаши плавать: одна золотая, другая серебряная; кто за чашу возьмется — того я утоплю.
— А я, — говорит старшая, — сон напущу, а сама перекинусь золотой кроваткою; кто на кроватке ляжет — тот огнем сгорит.
Иван Быкович выслушал эти речи, полетел назад, ударился оземь и стал по-прежнему добрым молодцем. Собрались три брата и поехали домой.
Едут они дорогою, голод их сильно мучает, а есть нечего. Глядь — стоит яблоня с золотыми и серебряными яблочками; Иван-царевич да Иван, кухаркин сын, пустились было яблочки рвать, да Иван Быкович наперед заскакал и давай рубить яблоню крест-накрест — только кровь брызжет!

иван быкович9
То же сделал он и с колодезем и с золотою кроваткою. Сгибли чудо-юдовы жены.
Как проведала о том старая ведьма, нарядилась нищенкой, выбежала на дорогу и стоит с котомкою. Едет Иван Быкович с братьями; она протянула руку и стала просить милостыни.
Говорит царевич Иван Быковичу:
— Братец! Разве у нашего батюшки мало золотой казны? Подай этой нищенке святую милостыню.
Иван Быкович вынул червонец и подает старухе; она не берется за деньги, а берет его за руку и вмиг с ним исчезла. Братья оглянулись — нет ни старухи, ни Ивана Быковича, и со страху поскакали домой, хвосты поджавши.
А ведьма утащила Ивана Быковича в подземелье и привела к своему мужу — старому старику.
— На тебе, — говорит, — нашего губителя!
Старик лежит на железной кровати, ничего не видит: длинные ресницы и густые брови совсем глаза закрывают. Позвал он двенадцать могучих богатырей и стал им приказывать:
— Возьмите-ка вилы железные, подымите мои брови и ресницы черные, я погляжу, что он за птица, что убил моих сыновей?
Богатыри подняли ему брови и ресницы вилами; старик взглянул:
— Ай да молодец Ванюша! Дак это ты взял смелость с моими детьми управиться! Что ж мне с тобою делать?
— Твоя воля, что хочешь, то и делай, я на все готов.
— Ну да что много толковать, ведь детей не поднять; сослужи-ка мне лучше службу: съезди в невиданное царство, в небывалое государство и достань мне царицу — золотые кудри, я хочу на ней жениться.
Иван Быкович про себя подумал: «Куда тебе, старому черту, жениться, разве мне, молодцу!»
А старуха взбесилась, навязала камень на шею, бултых в воду и утопилась.
— Вот тебе, Ванюша, дубинка, — говорит старик, — ступай ты к такому-то дубу, стукни в него три раза дубинкою и скажи: «Выйди, корабль! Выйди, корабль! Выйди, корабль!» Как выйдет к тебе корабль, в то самое время отдай дубу трижды приказ чтобы он затворился; да смотри не забудь! Если этого не сделаешь, причинишь мне обиду великую.
Иван Быкович пришел к дубу, ударяет в него дубинкою бессчетное число раз и приказывает:
— Все, что есть, выходи!
Вышел первый корабль; Иван Быкович сел в него, крикнул:
— Все за мной! — и поехал в путь-дорогу.
Отъехав немного, оглянулся назад — и видит: сила несметная кораблей и лодок! Все его хвалят, все благодарят.
Подъезжает к нему старичок в лодке:
— Батюшка Иван Быкович, много лет тебе здравствовать! Прими меня в товарищи.
— А ты что умеешь?
— Умею, батюшка, хлеб есть.
Иван Быкович сказал:
— Фу, пропасть! Я и сам на это горазд; однако садись на корабль, я добрым товарищам рад.
Подъезжает к лодке другой старичок:
— Здравствуй, Иван Быкович! Возьми меня с собой.
— А ты что умеешь?
— Умею, батюшка, вино-пиво пить.
— Нехитрая наука! Ну да полезай на корабль.
Подъезжает третий старичок:
— Здравствуй, Иван Быкович! Возьми и меня.
— Говори: что умеешь?
— Я, батюшка, умею в бане париться.
— Фу, лихая те побери! Эки, подумаешь, мудрецы!
Взял на корабль и этого; а тут еще лодка подъехала; говорит четвертый старичок:
— Много лет здравствовать, Иван Быкович! Прими меня в товарищи.
— Да ты кто такой?
— Я, батюшка, звездочет.
— Ну, уж на это я не горазд; будь моим товарищем.
Принял четвертого, просится пятый старичок.
— Прах вас возьми! Куда мне с вами деваться? Сказывай скорей: что умеешь?
— Я, батюшка, умею ершом плавать.
— Ну, милости просим!
Вот поехали они за царицей — золотые кудри. Приезжают в невиданное царство, небывалое государство; а там уже давно сведали, что Иван Быкович будет, и целые три месяца хлеб пекли, вино курили, пиво варили. Увидал Иван Быкович несчетное число возов хлеба да столько же бочек вина и пива; удивляется и спрашивает:
— Чтоб это значило?
— Это все для тебя наготовлено.
— Фу, пропасть! Да мне столько в целый год не съесть, не выпить.
Тут вспомнил Иван Быкович про своих товарищей и стал вызывать:
— Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас пить-есть разумеет?
Отзываются Объедайло да Опивайло:
— Мы, батюшка! Наше дело ребячье.
— А ну, принимайтесь за работу!
Подбежал один старик, начал хлеб поедать: разом в рот кидает не то что караваями, а целыми возами. Все приел и ну кричать:
— Мало хлеба; давайте еще!
Подбежал другой старик, начал пиво-вино пить, все выпил и бочки проглотил.
— Мало, — кричит. — Подавайте еще!
Засуетилась прислуга; бросилась к царице с докладом, что ни хлеба, ни вина недостало.
А царица — золотые кудри приказала вести Ивана Быковича в баню париться. Та баня топилась три месяца и так накалена была, что за пять верст нельзя было подойти к ней. Стали звать Ивана Быковича в баню париться; он увидал, что от бани огнем пышет, и говорит:
— Что вы, с ума сошли? Да я сгорю там!
Тут ему опять вспомнилось:
— Ведь со мной товарищи есть! Эй вы, старички-молодцы! Кто из вас умеет в бане париться?
Подбежал старик:
— Я, батюшка! Мое дело ребячье.
Живо вскочил в баню, в угол дунул, в другой плюнул — вся баня остыла, а в углах снег лежит.
— Ох, батюшки, замерз, топите еще три года! — кричит старик что есть мочи.
Бросилась прислуга с докладом, что баня совсем замерзла, а Иван Быкович стал требовать, чтоб ему царицу — золотые кудри выдали. Царица сама к нему вышла, подала свою белую руку, села на корабль и поехала.
Вот плывут они день и другой; вдруг ей сделалось грустно, тяжко — ударила себя в грудь, оборотилась звездой и улетела на небо.
— Ну, — говорит Иван Быкович, — совсем пропала! — Потом вспомнил: — Ах, ведь у меня есть товарищи. Эй, старички-молодцы! Кто из вас звездочет?
— Я, батюшка! Мое дело ребячье, — отвечал старик, ударился оземь, сделался сам звездою, полетел на небо и стал считать звезды; одну нашел лишнюю и ну толкать ее! Сорвалась звездочка с своего места, быстро покатилась по небу, упала на корабль и обернулась царицею — золотые кудри.
Опять едут день, едут другой; нашла на царицу грусть-тоска, ударила себя в грудь, оборотилась щукою и поплыла в море. «Ну, теперь пропала!» — думает Иван Быкович, да вспомнил про последнего старичка и стал его спрашивать:
— Ты, что ль, горазд ершом плавать?
— Я, батюшка, мое дело ребячье! — Ударился оземь, оборотился ершом, поплыл в море за щукой и давай ее под бока колоть. Щука выскочила на корабль и опять сделалась царицею — золотые кудри.
Тут старички с Иваном Быковичем распростились, по своим домам пустились; а он поехал к чудо-юдову отцу.
Приехал к нему с царицею — золотые кудри; тот позвал двенадцать могучих богатырей, велел принести вилы железные и поднять ему брови и ресницы черные. Глянул на царицу и говорит:
— Ай да Ванюша! Молодец! Теперь я тебя прощу, на белый свет отпущу.
— Нет, погоди, — отвечает Иван Быкович, — не подумавши сказал!
— А что?
— Да у меня приготовлена яма глубокая, через яму лежит жердочка; кто по жердочке пройдет, тот за себя и царицу возьмет!
— Ладно, Ванюша! Ступай ты наперед.
Иван Быкович пошел по жердочке, а царица — золотые кудри про себя говорит:
— Легче пуху лебединого пройди!
Иван Быкович прошел — и жердочка не погнулась; а старый старик пошел — только на середину ступил, так и полетел в яму.
Иван Быкович взял царицу — золотые кудри и воротился домой; скоро они обвенчались и задали пир на весь мир. Иван Быкович сидит за столом да своим братьям похваляется:
— Хоть долго я воевал, да молодую жену достал! А вы, братцы, садитесь-ка на печи да гложите кирпичи!
На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, да в рот не попало; тут меня угощали: отняли лоханку от быка да налили молока; потом дали калача, в ту ж лоханку помоча. Я не пил, не ел, вздумал утираться, со мной стали драться; я надел колпак, стали в шею толкать!

 

  • Герои рассказа легкое дыхание главные
  • Герои рассказа лев и собачка
  • Герои рассказа конек горбунок главные
  • Герои рассказа как я ловил человечков конспект урока
  • Герои рассказа история одного города