Содержание
- Краткое содержание «Пропала совесть»
- Главные герои
- Другие персонажи
- Краткое содержание
- Заключение
Краткое содержание «Пропала совесть»
Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1869 году, не утратила своей актуальности и в наши дни. Она подробно описывает, каким ничтожным и убогим становится мир, в котором совесть является тяжкой обузой.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пропала совесть» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
Совесть — несчастная, забитая, никому не нужная, является тяжким грузом для людей, которые не хотят жить честно.
Другие персонажи
Пропойца — горький пьяница, опустившийся человек, который ничего не хочет менять в своей жизни.
Прохорыч — владелец кабака, который спаивал бедный народ поддельным алкоголем.
Арина Ивановна — жена Прохорыча, смекалистая женщина.
Ловец — квартальный надзиратель, привыкший присваивать чужое добро.
Ловчиха — супруга Ловца, умная и хитрая.
Самуил Давыдыч Бржоцкий — крупный финансист, еврей, привыкший обманывать людей.
Краткое содержание
Неожиданно пропала совесть, но люди не заметили пропажу и жили своей прежней жизнью. В суете привычных будней он не осознали, «что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Некоторые даже почувствовали себя свободнее: теперь можно было без помех клеветать, обманывать, льстить, подставлять ближних — никакие душевные терзания им отныне не грозили.
Жить стало легко и радостно. Совесть исчезла внезапно, как будто её и не было никогда, а вместе с ней исчезла и «та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Но свобода вместе с лёгкостью бытия принесла и моральное разложение: в обществе участились «грабежи и разбои, началось вообще разорение».
А между тем несчастная совесть лежала на обочине дороги — истерзанная, оплёванная, всеми позабытая. Прохожие при виде её брезгливо морщились и старались отшвырнуть от себя подальше, словно какую-то заразу. Лишь жалкий пропойца отважился подобрать совесть в надежде получить за неё немного выпивки.
Взяв совесть в руки, пьяница неожиданно почувствовал, что «его пронизала словно электрическая струя какая-то»: голова его очистилась от винных паров, в нём заговорила память, в душе появился страх. Прошлая жизнь показалась ему «сплошным безобразным преступлением», и проснувшееся самосознание принялось нещадно тиранить пропойцу, скатившегося на самое дно. На руках пропойцы и раньше висели цепи, но теперь, под воздействием совести, они стали вдове тяжелее. Он принялся горько рыдать над своей долей, не понимая, что «лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести».
Пропойца понял, что единственный выход из положения — поскорее избавиться от совести. Он отправился к питейному дому и всучил совесть хозяину, Прохорычу. Едва опомнившись от случившегося, Прохорыч стал размышлять о том, что очень плохо спаивать бедный народ, да ещё и поддельным патентом. Он понял, что с таким подходом быстро разорится — ему страстно хотелось «перебить посуду и вылить вино в канаву». Но в дело вмешалась его жена Арина Ивановна, которая на следующий день ловко подсунула совесть квартальному надзирателю Ловцу.
Ловец «стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». Придя, как обычно, на базарную площадь, он хотел было по старой привычке запустить лапу в чужое добро, но не смог: совесть не давала ему присвоить чужое имущество. Квартальный испугался не на шутку, а мужики, видя, что он очумел, «стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать».
Вернувшись домой без добычи, квартальный снял пальто и тут же стал прежним — совесть то в кармане осталась. В тот же миг ему сделалось «опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его». Решил он вернуться на рынок, надел пальто и вновь почувствовал давление совести. Ему даже показалось, что в кошельке «кошельке лежат не его, а чьи-то чужие деньги». Недолго думая, Ловец раздал их народу, а затем пригласил нищих отобедать у него дома.
Ловчиха смекнула, что с её мужем творится что-то неладное. Уложив его спать, она пошарила в карманах пальто и отыскала совесть. Ловчиха хотела избавиться от ненужной ноши, но только так, чтобы совесть «того человека не в конец отяготила, а только маленько в беспокойство привела». Как следует поразмыслив, она подкинула совесть крупному финансисту и железнодорожному изобретателю, еврею Самуилу Давыдычу Бржоцкому.
Самиул Давыдыч обедал в своём роскошном доме в окружении любящей семьи, когда ему принесли письмо. Так Бржоцкий получил злосчастную совесть, но, «с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания» и ни копейки не вернул из украденных денег. Вскоре он смекнул, как избавиться от неё: сделать «пожертвование в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала». Он переложил совесть в другой конверт, где уже лежала сторублёвая ассигнация, запечатал и отправился к генералу.
Так совесть долгое время передавали из рук в руки, но «никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё». Наконец, совести самой надоело бродяжничать. Она попросила одного мещанина отыскать ей «маленькое русское дитя», чтобы поселиться в его добром чистом сердце. Так всё и случилось. И теперь растёт дитя, а вместе с ним и совесть, чтобы побороть в будущем «все неправды, коварства и насилия».
Заключение
Сатирическая философская сказка учит быть честным, порядочным человеком и жить по совести. Если каждый будет следовать этому принципу, то мир изменится в лучшую сторону.
После ознакомления с кратким пересказом «Пропала совесть» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Предыдущая
Краткое содержание«Земля родная» краткое содержание книги Лихачева – читать пересказ онлайн
Следующая
Краткое содержание«Железная дорога» краткое содержание поэмы Некрасова – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Пропала совесть»
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 256.
Обновлено 30 Сентября, 2021
О произведении
Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1869 году, не утратила своей актуальности и в наши дни. Она подробно описывает, каким ничтожным и убогим становится мир, в котором совесть является тяжкой обузой.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пропала совесть» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Главные герои
- Совесть — несчастная, забитая, никому не нужная, является тяжким грузом для людей, которые не хотят жить честно.
Другие персонажи
- Пропойца — горький пьяница, опустившийся человек, который ничего не хочет менять в своей жизни.
- Прохорыч — владелец кабака, который спаивал бедный народ поддельным алкоголем.
- Арина Ивановна — жена Прохорыча, смекалистая женщина.
- Ловец — квартальный надзиратель, привыкший присваивать чужое добро.
- Ловчиха — супруга Ловца, умная и хитрая.
- Самуил Давыдыч Бржоцкий — крупный финансист, еврей, привыкший обманывать людей.
Краткое содержание
Неожиданно пропала совесть, но люди не заметили пропажу и жили своей прежней жизнью. В суете привычных будней он не осознали, «что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка
». Некоторые даже почувствовали себя свободнее: теперь можно было без помех клеветать, обманывать, льстить, подставлять ближних — никакие душевные терзания им отныне не грозили.
Жить стало легко и радостно. Совесть исчезла внезапно, как будто её и не было никогда, а вместе с ней исчезла и «та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть
». Но свобода вместе с лёгкостью бытия принесла и моральное разложение: в обществе участились «грабежи и разбои, началось вообще разорение
».
А между тем несчастная совесть лежала на обочине дороги — истерзанная, оплёванная, всеми позабытая. Прохожие при виде её брезгливо морщились и старались отшвырнуть от себя подальше, словно какую-то заразу. Лишь жалкий пропойца отважился подобрать совесть в надежде получить за неё немного выпивки.
Взяв совесть в руки, пьяница неожиданно почувствовал, что «его пронизала словно электрическая струя какая-то
»: голова его очистилась от винных паров, в нём заговорила память, в душе появился страх. Прошлая жизнь показалась ему «сплошным безобразным преступлением
», и проснувшееся самосознание принялось нещадно тиранить пропойцу, скатившегося на самое дно. На руках пропойцы и раньше висели цепи, но теперь, под воздействием совести, они стали вдове тяжелее. Он принялся горько рыдать над своей долей, не понимая, что «лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести
».
Пропойца понял, что единственный выход из положения — поскорее избавиться от совести. Он отправился к питейному дому и всучил совесть хозяину, Прохорычу. Едва опомнившись от случившегося, Прохорыч стал размышлять о том, что очень плохо спаивать бедный народ, да ещё и поддельным патентом. Он понял, что с таким подходом быстро разорится — ему страстно хотелось «перебить посуду и вылить вино в канаву
». Но в дело вмешалась его жена Арина Ивановна, которая на следующий день ловко подсунула совесть квартальному надзирателю Ловцу.
Ловец «стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно
». Придя, как обычно, на базарную площадь, он хотел было по старой привычке запустить лапу в чужое добро, но не смог: совесть не давала ему присвоить чужое имущество. Квартальный испугался не на шутку, а мужики, видя, что он очумел, «стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать
».
Вернувшись домой без добычи, квартальный снял пальто и тут же стал прежним — совесть то в кармане осталась. В тот же миг ему сделалось «опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его
». Решил он вернуться на рынок, надел пальто и вновь почувствовал давление совести. Ему даже показалось, что в кошельке «кошельке лежат не его, а чьи-то чужие деньги
». Недолго думая, Ловец раздал их народу, а затем пригласил нищих отобедать у него дома.
Ловчиха смекнула, что с её мужем творится что-то неладное. Уложив его спать, она пошарила в карманах пальто и отыскала совесть. Ловчиха хотела избавиться от ненужной ноши, но только так, чтобы совесть «того человека не в конец отяготила, а только маленько в беспокойство привела
». Как следует поразмыслив, она подкинула совесть крупному финансисту и железнодорожному изобретателю, еврею Самуилу Давыдычу Бржоцкому.
Самиул Давыдыч обедал в своём роскошном доме в окружении любящей семьи, когда ему принесли письмо. Так Бржоцкий получил злосчастную совесть, но, «с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания
» и ни копейки не вернул из украденных денег. Вскоре он смекнул, как избавиться от неё: сделать «пожертвование в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала
». Он переложил совесть в другой конверт, где уже лежала сторублёвая ассигнация, запечатал и отправился к генералу.
Так совесть долгое время передавали из рук в руки, но «никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё
». Наконец, совести самой надоело бродяжничать. Она попросила одного мещанина отыскать ей «маленькое русское дитя
», чтобы поселиться в его добром чистом сердце. Так всё и случилось. И теперь растёт дитя, а вместе с ним и совесть, чтобы побороть в будущем «все неправды, коварства и насилия
».
Заключение
Сатирическая философская сказка учит быть честным, порядочным человеком и жить по совести. Если каждый будет следовать этому принципу, то мир изменится в лучшую сторону.
После ознакомления с кратким пересказом «Пропала совесть» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Юлия Кохович
8/10
-
Роир Имоир
10/10
Рейтинг пересказа
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 256.
А какую оценку поставите вы?
Основное место в творчестве выдающегося русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина отведено размышлениям над социально-нравственными проблемами русского общества. Не стала исключением сказка «Пропала совесть», краткое содержание которой не только знакомит с сюжетной линией, но и заставляет задуматься о важных человеческих качествах.
Оглавление:
- Главные герои
- Жанр произведения
- Краткое содержание
- Главная мысль рассказа
- Основные проблемы
Главные герои
Главным действующим лицом сказки является совесть. От нее хотят избавиться все люди. Никто не хочет жить без греха, честно. Все жители городка давно забыли о ней, и это не мешает им жить дальше и заниматься делами. Действующими лицами произведения также являются:
- пропойца;
- кабатчик Прохорыч;
- квартальный надзиратель Ловец;
- богатый финансист Бржоцкий.
Их вполне устраивает такое существование. Они хорошо себя чувствуют, поскольку не испытывают терзаний и тревоги, не переживают о правильности своих поступков. Так жить проще и лучше. Писатель тревожится за такое общество.
Салтыков-Щедрин показывает чувство как тряпку, ветошь, которое не хотят поднимать, чтобы не испачкать руки. Для обитателей городка оно стало ненужной вещью, приживалкой, которая мешает и путается под ногами.
Жанр произведения
Произведение написано в жанре рассказа со сказочным сюжетом, в основе которого лежит описание жизни людей, внезапно переставших испытывать муки совести. Они почувствовали себя свободными, но свобода породила вседозволенность, которая переросла в злобу.
Разрушение человеческой личности — главное в сказке «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин. Краткое содержание показывают нравственное падение, которое приводит к упадку человеческого общества, где главными становятся предательство, лесть, клевета и безразличие.
Произведение поднимает проблему совестливого человека, который для писателя является живым, поскольку только он может испытывать чувство удовлетворения собственными поступками и душевным покоем. Оно делает человека лучше и заставляет проводить границу между плохим и хорошим.
Краткое содержание
Краткое содержание «Пропала совесть» описывает мытарства совести по свету, полные страдания и отчаяния. Рассказ «Пропала совесть» — это повествование о том, что у людей вдруг исчезла совесть. Без нее они почувствовали себя намного лучше. Проживая обыденную жизнь, им стало легче обманывать и оговаривать друг друга. Они перестали огорчаться, испытывать жалость и сострадание. Стало проще воровать и разорять конкурентов.
В это время совесть, как старая тряпка, лежала всеми позабытая на обочине дороги. Каждый прохожий сторонился ее и старался быстрее обойти. Ее подобрал горький пьяница, захотевший продать ненужную тряпицу, чтобы выручить немного денег на стакан водки. Как только он подобрал ее, рассеялся винный туман, и его охватили странные чувства. В памяти всплыли неприглядные картины его неблаговидных поступков и неправедных дел. Заплакал пропойца, а люди смеялись, думая, что плачет он не от горя и раскаяния, а от вина.
Решив избавиться от тяжелых чувств, он пошел в кабак и с большой радостью передал тряпицу кабатчику Прохорычу, который сразу изменился. Кабатчика стали терзать мысли о том, сколько народу погубила выпивка. Он вспомнил, как за взятки и покупал патенты. Не желая больше наливать вино, он стал рассказывать, сколько горя приносит водка. Посетители кабака подумали, что он не в себе. Но когда Прохорыч предложил им совесть, то все разбежались. Жена кабатчика решила ему помочь и выкрала тряпицу.
Она пошла на базар и подложила ее в карман пальто квартального надзирателя, наблюдавшего за торговцами. Он тут же изменился и перестал брать взятки. Народ смеялся над ним. Жена, увидев, что он ничего не принес с базара, обругала его и не накормила обедом. Сняв пальто, в кармане которого осталась совесть, надзиратель стал прежним. Он решил вернуться на рынок. Надев пальто, где лежала ветошь, он не смог обирать людей. Так и жил бы он дальше, если бы жена не нашла у него в кармане тряпицу.
Чтобы избавиться от неудобной вещи, она послала тряпицу по почте финансисту Бржоцкому. Богатый еврей передал ее генералу, который тоже поспешил от нее избавиться.
Долго совесть бродила по свету, переходя из рук в руки. Оказалось, что никому она не нужна. Попав в руки бедного мещанина, попросила она найти чистого младенца и спрятать ее в детском сердце. Ребенок станет взрослым человеком, а вместе с ним вырастет и совесть, и сможет он тогда бороться с неправдой и несправедливостью.
Чтобы понять чувства автора и его переживания текст сказки нужно внимательно читать. Краткий пересказ поможет подготовиться к ответу на уроке. С ним можно ознакомиться, воспользовавшись «Брифли» — библиотекой книг в кратком изложении.
Главная мысль рассказа
Пропала совесть — это вымышленная ситуация, в которую попали герои произведения. Размышляя над проблемой, автор доказывает, что без совести невозможно стать настоящим человеком. Это чувство должно быть воспитано в самом детстве. Если такого не происходит, то она превращается в грязную тряпку, вызывающее желание избавиться от нее побыстрее.
Основные проблемы
Писателя волнует состояние русского общества, где процветают ложь, мздоимство, наушничество и оговоры. При пересказе произведения следует обратить внимание на такие важные моменты:
- дальнейшее развитие общества, в котором людей волнует только собственное благополучие и отсутствует ответственность за свои поступки, невозможно;
- каждый человек должен постоянно испытывать это глубокое чувство и соизмерять с ним каждый свой поступок;
- начиная с младенчества, в каждом человеке нужно воспитывать чистоту помыслов, любовь, сострадание, ответственность за дела.
Изменить мир к лучшему могут только люди, у которых совесть находится глубоко в душе. Автор возлагает на нее большие надежды, только это чувство поможет сохранить в человеке лучшие качества. Писатель считает, что с юного возраста в человеке необходимо воспитывать любовь, милосердие, доброту.
Главные герои
Главным действующим лицом сказки является совесть. От нее хотят избавиться все люди. Никто не хочет жить без греха, честно. Все жители городка давно забыли о ней, и это не мешает им жить дальше и заниматься делами. Действующими лицами произведения также являются:
- пропойца;
- кабатчик Прохорыч;
- квартальный надзиратель Ловец;
- богатый финансист Бржоцкий.
Их вполне устраивает такое существование. Они хорошо себя чувствуют, поскольку не испытывают терзаний и тревоги, не переживают о правильности своих поступков. Так жить проще и лучше. Писатель тревожится за такое общество.
Салтыков-Щедрин показывает чувство как тряпку, ветошь, которое не хотят поднимать, чтобы не испачкать руки. Для обитателей городка оно стало ненужной вещью, приживалкой, которая мешает и путается под ногами.
Пропала совестьТекст
– Резон! – смеялись над ним посетители.
– Я даже так теперь думаю, – продолжал Прохорыч, – всю эту посудину, какая тут есть, перебить и вино в канаву вылить! Потому, коли ежели кто имеет в себе эту добродетель, так тому даже самый запах сивушный может нутро перевернуть!
– Только смей у меня! – вступилась наконец Арина Ивановна, сердца которой, по-видимому, не коснулась благодать, внезапно осенившая Прохорыча, – ишь добродетель какая выискалась!
Но Прохорыча уже трудно было пронять. Он заливался горькими слезами и все говорил, все говорил.
– Потому, – говорил он, – что ежели уж с кем это несчастие случилось, тот так несчастным и должен быть. И никакого он об себе мнения, что он торговец или купец, заключить не смеет. Потому что это будет одно его напрасное беспокойство. А должен он о себе так рассуждать: «Несчастный я человек в сем мире – и больше ничего».
Таким образом в философических упражнениях прошел целый день, и хотя Арина Ивановна решительно воспротивилась намерению своего мужа перебить посуду и вылить вино в канаву, однако они в тот день не продали ни капли. К вечеру Прохорыч даже развеселился и, ложась на ночь, сказал плачущей Арине Ивановне:
– Ну вот, душенька и любезнейшая супруга моя! хоть мы и ничего сегодня не нажили, зато как легко тому человеку, у которого совесть в глазах есть!
И действительно, он, как лег, так сейчас и уснул. И не метался во сне, и даже не храпел, как это случалось с ним в прежнее время, когда он наживал, но совести не имел.
Но Арина Ивановна думала об этом несколько иначе. Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи. Скрепя сердце, она переждала ночь, но как только в запыленные окна кабака забрезжил свет, она выкрала у спящего мужа совесть и стремглав бросилась с нею на улицу.
Как нарочно, это был базарный день: из соседних деревень уже тянулись мужики с возами, и квартальный надзиратель Ловец самолично отправлялся на базар для наблюдения за порядком. Едва завидела Арина Ивановна поспешающего Ловца, как у ней блеснула уже в голове счастливая мысль. Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто.
Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный.
Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадалось по дороге. Словом сказать, был лихоимец порядочный.
И вдруг этого самого человека начало коробить.
Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что все, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, – все это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало. Протер он себе бесстыжие глаза и думает: «Не очумел ли я, не во сне ли все это мне представляется?» Подошел к одному возу, хочет запустить лапу, ан лапа не поднимается; подошел к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти – о, ужас! длани не простираются!
Испугался.
«Что это со мной нынче сделалось? – думает Ловец, – ведь этаким манером, пожалуй, и напредки все дело себе испорчу! Уж не воротиться ли, за добра ума, домой?»
Однако понадеялся, что, может быть, и пройдет. Стал погуливать по базару; смотрит, лежит всякая живность, разостланы всякие материи, и все это как будто говорит: «Вот и близок локоть, да не укусишь!»
А мужики между тем осмелились: видя, что человек очумел, глазами на свое добро хлопает, стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать.
– Нет, это со мною болезнь какая-нибудь! – решил Ловец и так-таки без кульков, с пустыми руками, и отправился домой.
Возвращается он домой, а Ловчиха-жена уж ждет, думает: «Сколько-то мне супруг мой любезный нынче кульков принесет?» И вдруг – ни одного. Так и закипело в ней сердце, так и накинулась она на Ловца.
– Куда кульки девал? – спрашивает она его.
Жанр произведения
Произведение написано в жанре рассказа со сказочным сюжетом, в основе которого лежит описание жизни людей, внезапно переставших испытывать муки совести. Они почувствовали себя свободными, но свобода породила вседозволенность, которая переросла в злобу.
Разрушение человеческой личности — главное в сказке «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин. Краткое содержание показывают нравственное падение, которое приводит к упадку человеческого общества, где главными становятся предательство, лесть, клевета и безразличие.
Произведение поднимает проблему совестливого человека, который для писателя является живым, поскольку только он может испытывать чувство удовлетворения собственными поступками и душевным покоем. Оно делает человека лучше и заставляет проводить границу между плохим и хорошим.
Популярные сегодня пересказы
- Обещание на рассвете — краткое содержание романа Гари
Произведение по жанровой направленности представляет собой автобиографическую прозу. Автор повествует об истории собственной жизни, рассказывая изначально о детских годах - Остров Крым — краткое содержание романа Аксёнова
Лейтенант по фамилии Бейли-Лендом не позволил захватить Крым в 1920 году. Примечательно то, что выстрел остановивший армию Красных был совершен случайно. Полную свободу Крым обрел, когда власть перешла к Брежневу. - Краткое содержание романа Романтики Паустовского
Главными героями произведения являются Максимов, Хатидже и Наталья. В начале рассказа поэт и писатель Максимов знакомится в Крыму в таверне с Хатидже. Девушка восхищена творчеством молодого человека - Остров пингвинов — краткое содержание романа Франса
Девятилетнего мальчика королевского рода отдали в аббатство служению богу. Он был прилежным учеником и хорошо учился. В скором времени Маэль стал приемником настоятеля монастыря
Краткое содержание
Краткое содержание «Пропала совесть» описывает мытарства совести по свету, полные страдания и отчаяния. Рассказ «Пропала совесть» — это повествование о том, что у людей вдруг исчезла совесть. Без нее они почувствовали себя намного лучше. Проживая обыденную жизнь, им стало легче обманывать и оговаривать друг друга. Они перестали огорчаться, испытывать жалость и сострадание. Стало проще воровать и разорять конкурентов.
В это время совесть, как старая тряпка, лежала всеми позабытая на обочине дороги. Каждый прохожий сторонился ее и старался быстрее обойти. Ее подобрал горький пьяница, захотевший продать ненужную тряпицу, чтобы выручить немного денег на стакан водки. Как только он подобрал ее, рассеялся винный туман, и его охватили странные чувства. В памяти всплыли неприглядные картины его неблаговидных поступков и неправедных дел. Заплакал пропойца, а люди смеялись, думая, что плачет он не от горя и раскаяния, а от вина.
Решив избавиться от тяжелых чувств, он пошел в кабак и с большой радостью передал тряпицу кабатчику Прохорычу, который сразу изменился. Кабатчика стали терзать мысли о том, сколько народу погубила выпивка. Он вспомнил, как за взятки и покупал патенты. Не желая больше наливать вино, он стал рассказывать, сколько горя приносит водка. Посетители кабака подумали, что он не в себе. Но когда Прохорыч предложил им совесть, то все разбежались. Жена кабатчика решила ему помочь и выкрала тряпицу.
Она пошла на базар и подложила ее в карман пальто квартального надзирателя, наблюдавшего за торговцами. Он тут же изменился и перестал брать взятки. Народ смеялся над ним. Жена, увидев, что он ничего не принес с базара, обругала его и не накормила обедом. Сняв пальто, в кармане которого осталась совесть, надзиратель стал прежним. Он решил вернуться на рынок. Надев пальто, где лежала ветошь, он не смог обирать людей. Так и жил бы он дальше, если бы жена не нашла у него в кармане тряпицу.
Чтобы избавиться от неудобной вещи, она послала тряпицу по почте финансисту Бржоцкому. Богатый еврей передал ее генералу, который тоже поспешил от нее избавиться.
Долго совесть бродила по свету, переходя из рук в руки. Оказалось, что никому она не нужна. Попав в руки бедного мещанина, попросила она найти чистого младенца и спрятать ее в детском сердце. Ребенок станет взрослым человеком, а вместе с ним вырастет и совесть, и сможет он тогда бороться с неправдой и несправедливостью.
Чтобы понять чувства автора и его переживания текст сказки нужно внимательно читать. Краткий пересказ поможет подготовиться к ответу на уроке. С ним можно ознакомиться, воспользовавшись «Брифли» — библиотекой книг в кратком изложении.
Пропала совесть — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Салтыков – Щедрин написал сатирическое произведение «Пропала совесть». Начинается рассказ с того, что в один из дней внезапно пропала совесть. Народ не сразу обратил на это внимание. Люди продолжали жить своей обычной жизнью. Они суетились, делали свои дела, зарабатывали деньги. Через время они заметили, что без труда могут лгать, пререкаться и делать различные гадости. У них пропало чувство сострадания и разочарования. В массах участились случаи разбоев и грабежей.
В это время совесть была одна, ее растоптали и напрочь забыли. Она лежала на полу, и все люди обходили ее стороной. Совесть чувствовала себя ненужной. Она лежала, но однажды на нее обратил внимание алкаш, который хотел взять ее и обменять на водку.
Мужчина взял совесть в руки, и его словно прошибло током. Эго охватили непонятные чувства. В этот момент он даже протрезвел. Он взглянул на мир по новому, трезвыми глазами. Он сильно испугался. В памяти у мужчины начали всплывать различные неприятные воспоминания. Он вспомнил жуткие вещи, такие как насилие, гнусные поступки, измены и так далее.
Алкаш был очень впечатлен своим нравственным падением. Мужчина не выдержал и начал рыдать. Все люди, которые проходили мимо него смотрели на пьяницу и с издевательством смеялись над ним. Все думали, что это не он плачет, а алкоголь, который находится внутри его организма.
Алкаш уже хотел выбросить совесть обратно на пол, но в этот момент мимо него проходил полицейский. Он начал угрожать пьянице, что посадит его за то, что тот подбрасывает пасквили. Мужчина испугался и положил совесть в карман своей одежды.
Алкаш отправился в кабак, где отдал совесть в руки хозяину таверны Прохоровичу. Тот с радостью взял вещь, но когда понял, что это такое хотел вернуть ее алкашу, но тот быстро покинул кабак.
Прохорович побледнел, он начал думать о том, что он виноват в том, что спаивал людей и покупал патенты. После этого он прекратил наливать алкоголь посетителям. Хозяин кабака наоборот начал пропагандировать здоровый образ жизни. Посетители заведения подумали, что Прохорович сошел с ума. Мужчина начал всем предлагать совесть, но никто не захотел ее брать. Для всех это было тягостью.
Жена Прохоровича не хотела, что бы их бизнес обанкротился. Она приняла решение взять совесть и отдать ее кому-то другому. Однажды утром она схватила ее и решила выбросить ее на улицу. Это был базарный день. Все люди собирались на площади, за всем этим наблюдал участковый Ловец. Жена Прохоровича решила подложить именно ему совесть в карман.
Ловец сразу же изменился. Он не смог забирать у торгашей товар, который ему нравился. Мужчина не смог обижать людей, которые ему не нравятся. Он перепугался и быстро побежал домой. Жена была разочарованна, что супруг не принес никакой добычи. Ловец привел домой всех бедных людей, которых встретил на улице и велел супруге покормить их.
Женщине все это не нравилось. Она достала совесть и отнесла ее к богатому еврею. Он не захотел оставлять ее себе и передарил ее генералу.
Совесть долго ходила по миру и была никому не нужна. В итоге она решила заселиться в сердце к малышу. Она надеялась, что он вырастет справедливым и великим человеком.
>Также читают: Салтыков-Щедрин >Рассказ Пропала совесть
Основные проблемы
Писателя волнует состояние русского общества, где процветают ложь, мздоимство, наушничество и оговоры. При пересказе произведения следует обратить внимание на такие важные моменты:
- дальнейшее развитие общества, в котором людей волнует только собственное благополучие и отсутствует ответственность за свои поступки, невозможно;
- каждый человек должен постоянно испытывать это глубокое чувство и соизмерять с ним каждый свой поступок;
- начиная с младенчества, в каждом человеке нужно воспитывать чистоту помыслов, любовь, сострадание, ответственность за дела.
Изменить мир к лучшему могут только люди, у которых совесть находится глубоко в душе. Автор возлагает на нее большие надежды, только это чувство поможет сохранить в человеке лучшие качества. Писатель считает, что с юного возраста в человеке необходимо воспитывать любовь, милосердие, доброту.
Читать о сказке Пропала совесть
В сказке повествуется, как совесть исчезла у всех людей и сконцентрировалась в виде старой ненужной тряпки. Каждый, у кого она оказывалась теперь оказывалась, начинал поступать честно и милосердно из-за чего терпел убытки, несчастья и насмешки. Всем остальным стало легче жить, так как никто не мешал делать зло окружающим.
Сначала ее подобрал пьяница, в результате чего стал оплакивать свою загубленную жизнь. Поняв, однако, что это до добра не доведет, он скинул ее кабатчику.
Содержатель питейного заведения Прохорыч перестал отпускать спиртное посетителям и начал убеждать их жить трезво. Жена его, видя что они так разорятся, подкинула совесть полицейскому Ловцу.
Ловец не смог обирать торгующих крестьян, стал возвращать несправедливо отнятое и даже хотел накормить нищих.
Жена Ловца подкинула совесть еврею Самуилу Давыдычу, из откупщика сделавшегося крупным бизнесменом. Тот, хотя, в отличие от предыдущих персонажей, никому ничего не отдал, но претерпевал ужасные страдания. Однако и Самуил Давыдыч избавился от источника своих страданий.
Совесть переходила из рук в руки, никто не желал ее оставить у себя. Наконец, она попросила ее пристроить некого бедного мещанина, занимавшегося мелочной торговлей. Он помог совести, выполнив ее просьбу, растворил ее в невинном русском младенце, который должен вырасти и жить, не пренебрегая совестью. После этого мир улучшится, исчезнет неправда, так как совесть станет всем распоряжаться, не боясь никого.
Исчезновение совести
Совесть пропала быстро и почти мгновенно. Еще вчера она мельтешила у людей перед глазами, а сегодня ее нет. Она исчезла, а люди продолжали жить как прежде. Часть из них даже почувствовала себя лучше. Отсутствие такой маленькой детали позволило им лучше обманывать, льстить и подставлять окружающих. Людей больше ничего не огорчало и не заставляло задуматься. Остатки досады исчезли, а вместе с ней и нравственность. Все самые смышленые осознав, от чего они избавились, быстро поспешили этим воспользоваться. И тогда мир начал тонуть в грабежах, а люди стали злее.
Совесть же тем временем лежала под ногами и каждый ее пинал, как грязную, никому не нужную тряпку.
Начало скитаний
И длилось это до тех пор, пока эту бесполезную вещицу не поднял несчастный пьяница. Он надеялся променять ее на выпивку.
Но вместо этого, мозг пьяницы внезапно вырвался из плена винных испарений и к нему вернулась память. А вместе с ней и чувство страха. Все, что было в прошлом, стало казаться ему мерзким преступлением. Его запястья и раньше были в цепях, но когда в нем проснулась совесть, они стали в 2 раза ощутимее и тяжелее. Столпотворение людей вокруг видело, как он плачет и смеялось над ним. Они не понимали, что внезапное возвращение совестливости — худшее наказание для человека.
От этого чувства мужчина пожелал как можно скорее избавиться. Так начался мучительный путь этого некому ненужного чувства.
Блуждание по рукам
Пьяница оставил совесть в кабаке, где работал его давний приятель Прохорыч. Владельцу забегаловки она сказала, что спаивать людей — дело гиблое. И понял Прохорыч, что единственный его выход теперь — это разорение.
Супруга его решила иначе. И она похитила у него совестливость и подбросила ее в пальто надзирателя квартала Ловца, когда тот шел мимо на рынок. Шел он туда, чтобы собрать дань с местных торгашей. У него совесть пробыла дольше всего и пыталась помочь творить ему благие дела.
- Когда к Ловцу вернулось чувство стыда, он резко осознал, что товары на базаре — это не его собственность, а претендовать на чужое неприлично. Мужики заметили, что Ловец потерял голову, и стали над ним смеяться. Домой к семье он вернулся без товара и без денег. Но сняв в коридоре пальто, он стал прежним — ведь все то честное, что было в нем минуту назад, осталось лежать в нем.
- Тогда надзиратель решил вернуться на базар, но надев пальто, он вновь испытывает стыд. Мужчине кажется, что даже деньги, лежащие в его карманах ему не принадлежат. И он достает их и раздает людям вокруг.
- Увидев нищих, он ведет их в дом и просит супругу дать им горячий обед.
Жена была удивлена таким положением вещей и заподозрила неладное. Она уложила мужа спать, а сама решила посмотреть его карманы. Там она нашла несчастную совесть.
Женщина долго думала, кому бы ее подкинуть, чтобы не испортить жизнь человека этим чувством, а лишь немного побеспокоить. И выбрала для этой цели еврея, экономиста и умелого изобретателя Самуила Бржоцского. Мужчина героически выдержал все пытки, отведенные ему, но не вернул ни единой монеты из незаконно присвоенных денег. И пожертвовал он эту ненужную тряпочку под названием совесть в какую-то благотворительную организацию, передав с ней купюру в 100 рублей.
И так ходила несчастная из рук в руки, и каждый к кому она попадала, думал лишь как поскорее от нее избавиться. Но в какой-то момент ей надоело быть скитальцем.
Новый хозяин
Попросила тогда совесть последнего своего обладателя, бедного мещанина, найти русского младенца и запрятать ее в его непорочном сердце. Она надеялась, что может хотя бы ребенок приютит ее и поможет стать сильнее. Мещанин сделал все как попросили.
Младенец будет взрослеть вместе, живущей в его сердце совестью. Когда он станет большим, вырастет и она. И сможет совесть сама всем правит, и искоренит она из мира несправедливость, обман и другие пороки его.
С более детальным пересказом произведения или полной версией текста можно ознакомиться на брифли.
Анализ произведения
Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:
- Впервые произведение было опубликовано в 1869 году в литературном журнале «Отечественные записки». В 1878 году, автор незначительно отредактировал свой труд и включил его в сборник «Сказки и рассказы».
- Основная тема — размышления автора на тему важности в человеческой жизни такого чувства, как совесть, выражающиеся на примере образов героев произведения.
- Идея сказки — показать моральное и нравственное разложение нынешнего общества.
- По жанру это социально-сатиристическая сказка.
- Композиция строится на описании общества, из которого внезапно испарилось чувство стыда и совестливости.
Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной.
Другие персонажи
Пропойца — горький пьяница, опустившийся человек, который ничего не хочет менять в своей жизни.
Прохорыч — владелец кабака, который спаивал бедный народ поддельным алкоголем.
Арина Ивановна — жена Прохорыча, смекалистая женщина.
Ловец — квартальный надзиратель, привыкший присваивать чужое добро.
Ловчиха — супруга Ловца, умная и хитрая.
Самуил Давыдыч Бржоцкий — крупный финансист, еврей, привыкший обманывать людей.
Сказка «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин. Краткое содержание, анализ произведения
В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое – совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».
Краткое содержание
Неожиданно пропала совесть, но люди не заметили пропажу и жили своей прежней жизнью. В суете привычных будней он не осознали, «что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Некоторые даже почувствовали себя свободнее: теперь можно было без помех клеветать, обманывать, льстить, подставлять ближних — никакие душевные терзания им отныне не грозили.
Жить стало легко и радостно. Совесть исчезла внезапно, как будто её и не было никогда, а вместе с ней исчезла и «та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть». Но свобода вместе с лёгкостью бытия принесла и моральное разложение: в обществе участились «грабежи и разбои, началось вообще разорение».
А между тем несчастная совесть лежала на обочине дороги — истерзанная, оплёванная, всеми позабытая. Прохожие при виде её брезгливо морщились и старались отшвырнуть от себя подальше, словно какую-то заразу. Лишь жалкий пропойца отважился подобрать совесть в надежде получить за неё немного выпивки.
Взяв совесть в руки, пьяница неожиданно почувствовал, что «его пронизала словно электрическая струя какая-то»: голова его очистилась от винных паров, в нём заговорила память, в душе появился страх. Прошлая жизнь показалась ему «сплошным безобразным преступлением», и проснувшееся самосознание принялось нещадно тиранить пропойцу, скатившегося на самое дно. На руках пропойцы и раньше висели цепи, но теперь, под воздействием совести, они стали вдове тяжелее. Он принялся горько рыдать над своей долей, не понимая, что «лютейшая из всех горестей, — это горесть внезапно обретённой совести».
Пропойца понял, что единственный выход из положения — поскорее избавиться от совести. Он отправился к питейному дому и всучил совесть хозяину, Прохорычу. Едва опомнившись от случившегося, Прохорыч стал размышлять о том, что очень плохо спаивать бедный народ, да ещё и поддельным патентом. Он понял, что с таким подходом быстро разорится — ему страстно хотелось «перебить посуду и вылить вино в канаву». Но в дело вмешалась его жена Арина Ивановна, которая на следующий день ловко подсунула совесть квартальному надзирателю Ловцу.
Ловец «стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». Придя, как обычно, на базарную площадь, он хотел было по старой привычке запустить лапу в чужое добро, но не смог: совесть не давала ему присвоить чужое имущество. Квартальный испугался не на шутку, а мужики, видя, что он очумел, «стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать».
Вернувшись домой без добычи, квартальный снял пальто и тут же стал прежним — совесть то в кармане осталась. В тот же миг ему сделалось «опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его». Решил он вернуться на рынок, надел пальто и вновь почувствовал давление совести. Ему даже показалось, что в кошельке «кошельке лежат не его, а чьи-то чужие деньги». Недолго думая, Ловец раздал их народу, а затем пригласил нищих отобедать у него дома.
Ловчиха смекнула, что с её мужем творится что-то неладное. Уложив его спать, она пошарила в карманах пальто и отыскала совесть. Ловчиха хотела избавиться от ненужной ноши, но только так, чтобы совесть «того человека не в конец отяготила, а только маленько в беспокойство привела». Как следует поразмыслив, она подкинула совесть крупному финансисту и железнодорожному изобретателю, еврею Самуилу Давыдычу Бржоцкому.
Самиул Давыдыч обедал в своём роскошном доме в окружении любящей семьи, когда ему принесли письмо. Так Бржоцкий получил злосчастную совесть, но, «с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания» и ни копейки не вернул из украденных денег. Вскоре он смекнул, как избавиться от неё: сделать «пожертвование в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала». Он переложил совесть в другой конверт, где уже лежала сторублёвая ассигнация, запечатал и отправился к генералу.
Так совесть долгое время передавали из рук в руки, но «никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё». Наконец, совести самой надоело бродяжничать. Она попросила одного мещанина отыскать ей «маленькое русское дитя», чтобы поселиться в его добром чистом сердце. Так всё и случилось. И теперь растёт дитя, а вместе с ним и совесть, чтобы побороть в будущем «все неправды, коварства и насилия».
Вариант 2
Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.
Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.
Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.
Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.
Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.
А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.
И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.
Идея, тема, смысл
Другие сочинения: ← Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеАнализ сказки Дикий помещик Салтыкова-Щедрина →
Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина для читательского дневника
- Краткие содержания
- Салтыков-Щедрин
- Пропала совесть
/
/
Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге. Один пропойца решил её подобрать, и сейчас же к нему вернулось раскаяние за прошлые постыдные дела. В нём проснулось сознание, а вместе с ним и самобичевание.
Дабы избавиться от этих, разом навалившихся чувств, пропойца пошёл в кабак, где торговал некий Прохорыч. Там он с облегчением передал ему совесть. Прохорыч сразу же изменился. Он даже собирался вылить все вина в канаву. Жена, увидев такое поведение мужа, потихоньку украла у него совесть, и бросилась на улицу.
Там она подсунула её квартальному надзирателю. Последний тут же переменился: он вдруг перестал брать взятки. Мужики c него начали громко смеяться. Жена, и та, ужином не накормила. Надзиратель снял пальто, и вся совесть куда-то улетучилась. Он решил отыграться, и пошёл на рынок. Только всунул руки в рукава пальто, а совесть тут как тут – в кармане притаилась. Опять неудобно стало людей обирать. Стал, наоборот, деньги раздавать. Нищих домой привёл, приказал жене накормить их. Пальто снял, и тут же стал прежним: нищих взашей вытолкал из дома. Жена решила почистить карманы мужу, и тут вдруг обнаружила совесть.
Умная женщина послала её по почте финансисту Бржоцкому. Ему совесть была без надобности совсем, и он её в конверте передал генералу. Генералу тоже пришлась совесть не по нраву, и он от неё тоже избавился.
Так и пошла гулять совесть по рукам. Оказалось, что никому она не нужна., потому что с ней гораздо хуже.
Гуляла, гуляла совесть по всему миру, и в конце концов взмолилась. Она попросила переселить её к маленькому ребёнку. Дитя ещё невинное, и совести с ним будет хорошо. Послушали её. Теперь растёт ребёнок, а совесть вместе с ним.
Рассказ учит тому, что без совести лучше жить, но и человеком без неё не станешь. А также тому, что совесть должна быть заложена с детства.
Оцените произведение:
- 3.76
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 146
Читать краткое содержание Пропала совесть. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
>Картинка или рисунок Пропала совесть
Сказка «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин. Краткое содержание, анализ произведения
Совесть пропала быстро и почти мгновенно. Еще вчера она мельтешила у людей перед глазами, а сегодня ее нет. Она исчезла, а люди продолжали жить как прежде. Часть из них даже почувствовала себя лучше. Отсутствие такой маленькой детали позволило им лучше обманывать, льстить и подставлять окружающих. Людей больше ничего не огорчало и не заставляло задуматься. Остатки досады исчезли, а вместе с ней и нравственность. Все самые смышленые осознав, от чего они избавились, быстро поспешили этим воспользоваться. И тогда мир начал тонуть в грабежах, а люди стали злее.
Совесть же тем временем лежала под ногами и каждый ее пинал, как грязную, никому не нужную тряпку.
Анализ произведения
Писатель изобразил картину падения человека и исчезновение в нем таких моральных качеств, как человечность и созидание, мешающих краху человеческой души. Краткий анализ рассказа «Пропала совесть»:
- Впервые произведение было опубликовано в 1869 году в литературном журнале «Отечественные записки». В 1878 году, автор незначительно отредактировал свой труд и включил его в сборник «Сказки и рассказы».
- Основная тема — размышления автора на тему важности в человеческой жизни такого чувства, как совесть, выражающиеся на примере образов героев произведения.
- Идея сказки — показать моральное и нравственное разложение нынешнего общества.
- По жанру это социально-сатиристическая сказка.
- Композиция строится на описании общества, из которого внезапно испарилось чувство стыда и совестливости.
Финал сказки наглядно показывает, как важно с малого воспитывать в детях положительные человеческие черты, такие как добро, любовь и сострадание. Ведь только тогда взрослая личность сможет стать человечной и нравственной.
Источник
Главные герои
Главным действующим лицом сказки является совесть. От нее хотят избавиться все люди. Никто не хочет жить без греха, честно. Все жители городка давно забыли о ней, и это не мешает им жить дальше и заниматься делами. Действующими лицами произведения также являются:
- пропойца;
- кабатчик Прохорыч;
- квартальный надзиратель Ловец;
- богатый финансист Бржоцкий.
Их вполне устраивает такое существование. Они хорошо себя чувствуют, поскольку не испытывают терзаний и тревоги, не переживают о правильности своих поступков. Так жить проще и лучше. Писатель тревожится за такое общество.
Салтыков-Щедрин показывает чувство как тряпку, ветошь, которое не хотят поднимать, чтобы не испачкать руки. Для обитателей городка оно стало ненужной вещью, приживалкой, которая мешает и путается под ногами.
Салтыков Щедрин «Пропала совесть» краткое содержание
- В сказке Салтыкова-Щедрина изгнанная совесть долго шаталась по белому свету, перебывала у многих тысяч людей, но никто не хотел е приютить, а всякий, напротив, только и думал, как бы от не отделаться. И тогда взмолилась совесть последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке и попросила отыскать для нее маленькое русское дитя.
“Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама”.Вот так красиво заканчивается сказка великого русского писателя.
- Совесть пропала вдруг.. . почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг.. . ничего! Без совести людям стало жить легче, они поспешили воспользоваться плодами этой свободы . Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и всякий швырял ее, как негодную ветошь , удивляясь, каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие .
Один несчастный пропоец подобрал совесть в надежде получить за нее шкалик . И тотчас им овладели страх и раскаяние: из тьмы постыдного прошлого выплыли все позорные поступки, совершенные им.Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою . Сознание проснулось в человеке, но указывает только один выход выход бесплодного самообвинения .
Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч. Этому торговцу и подсунул несчастный совесть в тряпице .
Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву.
Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу. День был базарный, народу на улицах было много.
Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец.
Квартальному надзирателю всегда дают взятки. На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое. И вдруг видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара без кульков . Жена оскорбилась, обедать не дала.
Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его . Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!) , опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал.
Мало того, захватил с собою по дороге нищих видимо-невидимо , чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить странных людей , сам пальто снял.. . И удивился: что з.
а люди по двору бродят? Высечь их, что ли? Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий побьется малое дело, а выдержит! . И отправила совесть почтой.
Жанр произведения
Произведение написано в жанре рассказа со сказочным сюжетом, в основе которого лежит описание жизни людей, внезапно переставших испытывать муки совести. Они почувствовали себя свободными, но свобода породила вседозволенность, которая переросла в злобу.
Разрушение человеческой личности — главное в сказке «Пропала совесть» Салтыков-Щедрин. Краткое содержание показывают нравственное падение, которое приводит к упадку человеческого общества, где главными становятся предательство, лесть, клевета и безразличие.
Произведение поднимает проблему совестливого человека, который для писателя является живым, поскольку только он может испытывать чувство удовлетворения собственными поступками и душевным покоем. Оно делает человека лучше и заставляет проводить границу между плохим и хорошим.
Популярные сегодня пересказы
- Снежная книга — краткое содержание рассказа Бианки
Действия рассказа Виталия Бианки происходят в лесу. Его героями выступают любимые животные. Автор с удовольствием наблюдает привычное для зимнего периода явление. На бескрайнем снежном покрывале невозможно пройти мимо разных следов - Уайльд
Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине столице Ирландии. Там и прошло его детство. Родители были светскими людьми. Отец Уильям был медиком, а мать Джейн являлась активным борцом - Старосветские помещики — краткое содержание повести Гоголя
В произведении Гоголя «Старосветские помещики» главными героями являются супружеская пара Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Мужчине 60 лет, а женщине – 50. Прожили всю свою жизнь в небольшой деревне - Почтальонская сказка — краткое содержание сказки Чапека (Почтарская сказка)
С первых страниц сказки почтальон Колбаба рассказал нашему рассказчику интересную историю, с которым тот и поделился с читателями.
Краткое содержание
Краткое содержание «Пропала совесть» описывает мытарства совести по свету, полные страдания и отчаяния. Рассказ «Пропала совесть» — это повествование о том, что у людей вдруг исчезла совесть. Без нее они почувствовали себя намного лучше. Проживая обыденную жизнь, им стало легче обманывать и оговаривать друг друга. Они перестали огорчаться, испытывать жалость и сострадание. Стало проще воровать и разорять конкурентов.
В это время совесть, как старая тряпка, лежала всеми позабытая на обочине дороги. Каждый прохожий сторонился ее и старался быстрее обойти. Ее подобрал горький пьяница, захотевший продать ненужную тряпицу, чтобы выручить немного денег на стакан водки. Как только он подобрал ее, рассеялся винный туман, и его охватили странные чувства. В памяти всплыли неприглядные картины его неблаговидных поступков и неправедных дел. Заплакал пропойца, а люди смеялись, думая, что плачет он не от горя и раскаяния, а от вина.
Решив избавиться от тяжелых чувств, он пошел в кабак и с большой радостью передал тряпицу кабатчику Прохорычу, который сразу изменился. Кабатчика стали терзать мысли о том, сколько народу погубила выпивка. Он вспомнил, как за взятки и покупал патенты. Не желая больше наливать вино, он стал рассказывать, сколько горя приносит водка. Посетители кабака подумали, что он не в себе. Но когда Прохорыч предложил им совесть, то все разбежались. Жена кабатчика решила ему помочь и выкрала тряпицу.
Она пошла на базар и подложила ее в карман пальто квартального надзирателя, наблюдавшего за торговцами. Он тут же изменился и перестал брать взятки. Народ смеялся над ним. Жена, увидев, что он ничего не принес с базара, обругала его и не накормила обедом. Сняв пальто, в кармане которого осталась совесть, надзиратель стал прежним. Он решил вернуться на рынок. Надев пальто, где лежала ветошь, он не смог обирать людей. Так и жил бы он дальше, если бы жена не нашла у него в кармане тряпицу.
Чтобы избавиться от неудобной вещи, она послала тряпицу по почте финансисту Бржоцкому. Богатый еврей передал ее генералу, который тоже поспешил от нее избавиться.
Долго совесть бродила по свету, переходя из рук в руки. Оказалось, что никому она не нужна. Попав в руки бедного мещанина, попросила она найти чистого младенца и спрятать ее в детском сердце. Ребенок станет взрослым человеком, а вместе с ним вырастет и совесть, и сможет он тогда бороться с неправдой и несправедливостью.
Чтобы понять чувства автора и его переживания текст сказки нужно внимательно читать. Краткий пересказ поможет подготовиться к ответу на уроке. С ним можно ознакомиться, воспользовавшись «Брифли» — библиотекой книг в кратком изложении.
Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина М. Е.. Эпиграфы
“Совесть пропала вдруг… почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг… ничего!” Без совести людям стало жить легче, они “поспешили воспользоваться плодами этой свободы”.
Начались грабежи и разбои, люди остервенились. Совесть же валялась на дороге и “всякий швырял ее, как негодную ветошь”, удивляясь, “каким образом в благоустроенном городе и на самом бойком месте может валяться такое вопиющее безобразие”.
Один “несчастный пропоец” подобрал совесть “в надежде получить за нее шкалик”. И тотчас им овладели страх и раскаяние: “из тьмы постыдного прошлого” выплыли все позорные поступки, совершенные им.
Однако не один этот несчастный и жалкий человек виноват в своих грехах, существует чудовищная сила, которая “крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою” .
Сознание проснулось в человеке, но “указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения”. Пьяница решил избавиться от совести и направился к питейному дому, в котором торговал некий Прохорыч.
Этому торговцу и подсунул несчастный совесть “в тряпице”. Прохорыч тотчас же начал каяться. Грешно спаивать народ! Он даже речи принялся произносить перед завсегдатаями кабака – о вреде водки. Некоторым кабатчик предлагал взять у него совесть, но все сторонились такого подарка. Прохорыч даже собирался вылить вино в канаву.
Торговли в этот день никакой не было, копейки не нажили, зато кабатчик спал спокойно, не то что в прежние дни. Жена поняла, что с совестью торговать невозможно. На рассвете она выкрала у мужа совесть и бросилась с ней на улицу.
День был базарный, народу на улицах было много. Арина Ивановна сунула докучную совесть в карман квартальному надзирателю по фамилии Ловец. Квартальному надзирателю всегда дают взятки.
На рынке он привык смотреть на чужое добро, как на свое.
И вдруг – видит добро, да понимает, что оно чужое. Мужики стали над ним посмеиваться – привыкли же, что их обирают! Стали Ловца Фофаном Фофанычем звать. Так он и ушел с базара “без кульков”. Жена оскорбилась, обедать не дала.
Только Ловец снял с себя пальто, как сразу преобразился – “стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а все его”. Решил пойти на базар, возместить ущерб. Только надел пальто (а совесть-то в кармане!), опять стыдно стало людей грабить. Пока дошел до базара, ему уже и собственный кошелек сделался в тягость. Стал деньги раздавать, все роздал.
Мало того, захватил с собою по дороге “нищих видимо-невидимо”, чтобы накормить их. Пришел домой, велел жене оделить “странных людей”, сам пальто снял… И удивился: что з. а люди по двору бродят? Высечь их, что ли?
Нищих выгнали в шею, а жена принялась по мужниным карманам шарить – не завалялось ли грошика? И обнаружила в кармане совесть! Смекалистая женщина решила, что финансист Самуил Давыдович Бржоцкий “побьется малое дело, а выдержит!”. И отправила совесть почтой.
И сам Самуил Давыдович, и его дети прекрасно разбираются в способах извлечения денег из чего бы то ни было. Даже младшие сыновья соображают, “сколько последний должен первому за взятые заимообразно леденцы”.
Совесть в таком семействе вовсе ни к чему. Бржоцкий нашел выход. Он давно обещал некоему генералу сделать благотворительное пожертвование. К сотенной ассигнации (собственно пожертвованию) была приложена и совесть в конверте.
Все это было вручено генералу.
Так и передавали совесть из рук в руки. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: “Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!” “Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть.
И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама”.
Вы прочитали материал на тему: Краткое содержание Пропала совесть Салтыкова-Щедрина М. Е.
Источник: https://www.cka3ku.com/kratkoe-soderzhanie-propala-sovest-saltykova-shhedrina-m-e/
Основные проблемы
Писателя волнует состояние русского общества, где процветают ложь, мздоимство, наушничество и оговоры. При пересказе произведения следует обратить внимание на такие важные моменты:
- дальнейшее развитие общества, в котором людей волнует только собственное благополучие и отсутствует ответственность за свои поступки, невозможно;
- каждый человек должен постоянно испытывать это глубокое чувство и соизмерять с ним каждый свой поступок;
- начиная с младенчества, в каждом человеке нужно воспитывать чистоту помыслов, любовь, сострадание, ответственность за дела.
Изменить мир к лучшему могут только люди, у которых совесть находится глубоко в душе. Автор возлагает на нее большие надежды, только это чувство поможет сохранить в человеке лучшие качества. Писатель считает, что с юного возраста в человеке необходимо воспитывать любовь, милосердие, доброту.
Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.
Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.
Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.
Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.
С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.
М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.
Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.
Анализ 2
В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.
В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.
Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.