Герои сказок корнея чуковского

Персонажи

  • Будем искать среди персонажей фандома

Автор

0
1
0

«Автор» стихотворения «Телефон». Несчастный обладатель телефона, к которому звонят звери, которым что-то нужно.

Бабочка-красавица

0
0
0

Гостья, которая на именинах Цокотухи стеснялась есть варенье — видимо берегла талию.

Бабушка Пчела

0
0
0

Гостья на именинах Цокотухи, принесла внучке меду.

Бегемот

0
1
0

Аптекарь в Африке. Лечил Кокошу от жара, когда она проглотила самовар. Очень вероятно что этот Бегемот был именно тем, который угодил в болото в сказке «Телефон».

Бибигон

0
0
0

Крохотный лилипут, мальчик-с-пальчик, который говорит, что свалился с Луны и живёт на даче Корнея Чуковского. Главный враг мальчика — «огромный и грозный» индюк Брундуляк.

Боба

0
0
0

Мальчик, брат или друг Муры — рисовал по её просьбе картинки и все время рисовал все не так.

Брандуляк

0
0
0

«Огромный и грозный» индюк, злейший враг Бибигона. По словам самого Бибигона — является колдуном в облике индюка.

Ваня Васильчиков

0
0
0

Мальчик из Петрограда, не струхнувший при виде разошедшегося Крокодила.

Он боец,

Молодец,

Он герой

Удалой:

Он без няни гуляет по улицам.

Воробей

0
0
0

Отважный герой, сожравший Тараканище и спасший Африку от его гнета.

Гиппопотам

0
0
0

Частый эпизодический персонаж сказок Чуковского. Царь зверей в Африке. Не путать с Бегемотом. Бегемот — аптекарь, Гиппопотам — царь.

Заинька

0
1
0

Заяц из сказки «Путаница», был паинькой и не пер против своей заячьей природы, когда все звери начали переживать переходный возраст и меняться ролями.

Под деревом лежал и по заячьи лопотал, да обкуренных зверей охолаживал.

Кокоша Крокодиловна

0
0
0

Дочь Крокодила Кродиловича и Крокодилицы. Ссорилась со своей сестрой Лелешей. Пока отца не было — проглотила самовар, из-за чего к ней вызывали аптекаря Бегемота. Позже вместе с Тотошей клянчила у отца подарки. Очень любит есть калоши.

Комар

0
1
0

Герой, спасший Муху от Старичка-Паучка. Впоследствии взял её в жены.

Крокодил Крокодилович

1
1
0

Крокодил, гостивший в Петрограде. По улицам ходил по турецки говорил. Учинил там переполох, пожрал энное количество народу, был побежден Ваней Васильчиковым. Вернулся в Африку.

Был в ужасе от зверств, царящих в зоосаде. Поднял зверей на освободительную войну за томящихся в клетках собратьев.

Не исключено, что именно этот крокодил в годы асоциальной юности являлся персонажем сказки «Краденое солнце». Женился впоследствии, стал отцом Тотоши, Кокоши и Лелеши. И судя по сказке «Мойдодыр» остался жить в Петрограде.

В стихотворении «Телефон» Крокодил просил у автора калоши. Дочь Крокодила Кокоша очень любит ими завтракать.

Крокодилица

0
0
0

Жена Крокодила. Пока её муж шлялся по Петрограду и виделся с погибающим братом — сидела дома и не справлялась с родительскими обязанностями.

Лелеша Крокодиловна

0
0
0

Дочь Крокодила Кродиловича и Крокодилицы. Ссорилась со своей сестрой Кокошей.

Ляля Васильчикова

0
0
0

Младшая сестра Вани Васильчикова. Была схвачена воинственными зверями, которые хотели осводить своих собратьев из зоосада.

Медведь Топтыгин

0
1
0

Встречается в сказках «Краденое солнце», «Топтыгин и Лиса», «Топтыгин и Луна»

В первой — дедушка двух внуков, который пошел отвоевывать у Крокодила украденное Солнце.

Во второй — медведь, у которого не было хвоста. Доктор Айболит согласился ему помочь и предложил выбрать хвост. Хитрющая лиса уболтала медведя выбрать павлиний хвост.

В третьей — захотел побывать на Луне и попросил крыльев у разных птиц. Внуки-медвежата фигурируют и тут.

Мойдодыр

0
2
0

Великий умывальник, умывальников начальник и мочалок командир. Задавал головомойку одному безымянному грязнуле, от которого сбежала и одежда, и игрушки, и еда.

Мура

0
1
0

Девочка, которая после прочтения ей сказки о Чудо-Дереве, закопала в саду туфельку и полила её.

Муха-Цокотуха

0
2
1

Душа-девица, пошла по полю — нашла денежку, купила самовар и закатила пир на весь насекомий мир. Вот только друзья оказались хороши только чаек на халяву пить, едва не отдав Муху на растерзание Старичку-Паучку. Была спасена Комаром и впоследствии вышла за него замуж.

Сенька

0
0
0

Персонаж мультфильма, пионер, обчитавшийся Чуковского и летавший во сне с Крокодилом Крокодиловичем в Африку.

Слон

0
1
0

Один из клиентов, звонивших Автору в стихотворении «Телефон», отец слоненка, который может за раз съесть пудов пять или шесть шоколада.

Старичок-паучок

0
1
0

Злодей, кровопийца, чуть не погубил Муху-Цокотуху в её именины.

Тараканище

0
0
0

Страшный и ужасный, рыжий великан, напугавший зверей по всей Африке. Хотел сожрать звериных детей на ужин.

Тотоша Крокодилович

0
1
0

Сын Крокодила Кродиловича и Крокодилицы. Отличился тем, что выпил целый бутылек чернил. Был поставлен на колени и лишен сладкого. Позже вместе с Кокошей клянчили у отца подарки.

Федора

0
3
0

Нерадивая старуха, от которой сбежала вся посуда. В конце сказки исправилась и стала следить за хозяйством.

Цинцинелла

0
0
0

Сестра Бибигона, которую он привез с Луны. Крохотная девочка, похожая на розовую куклу. Приветливая, смелая, отчаянная девочка!

Государственное бюджетное образовательное
учреждение

средняя образовательная школа № 262

ИССЛЕДОВААТЕЛЬСКАЯ
РАБОТА

«Иерархия героев в сказках К.И. Чуковского»

                                                        
Выполнил:                                                        

                            
                       Ученик класса 5 «В»,

                                                        
ГБОУ СОШ № 262

                                         
Красносельский район,

                              
Майоров Владимир

                                                        
Руководитель:                                                            

                                            
учитель русского языка и литературы

Крюкова
Татьяна Викторовна

Санкт-Петербург

2022

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….  стр. 3

ГЛАВА 1.  Художественные открытия К.И. Чуковского……………….
стр. 5

1.1.           
Особенности
поэтики сказок К. И. Чуковского как выражение эстетических и нравственных
понятий .……………………… стр. 9

1.2.           
Художественные
особенности сказок в стихах……………… стр. 10

1.3.           
Особенности
сказок……………………………………………. стр. 12

ГЛАВА 2.   Герои сказок К.И. Чуковского…………………………… стр. 16

    2.1. Образ положительного героя в сказках
Чуковского…………… стр. 17

    2.2.
Злые герои в сказках……………………………………………… стр. 20

ГЛАВА 3.  Иерархия героев сказок К.И. Чуковского

    3.1. Иерархия потребностей по Маслоу………………………………
стр. 21

    3.2. Иерархия героев сказок
Чуковского…………………………..… стр. 22

ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    4.1. Выводы………………………………………………………….… стр. 29

   4.2. Список литературы …………………………………………….… стр. 33

ВВЕДЕНИЕ

           В марте 2022 года отмечается
сразу два юбилея: 140 лет со дня рождения знаменитого Деда Корнея (1882-1969
гг.) и 115-летие со дня рождения его любимой дочери – писательницы Лидии
Чуковской (1907-1996 гг.).  Корней
Иванович Чуковский… Это имя знакомо всем: и взрослым, и детям. Его произведения
«Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Бармалей» читали в детстве не только мои мама и
папа, но и бабушка с дедушкой. На них вырастет ещё не одно поколение. 

       Корней Чуковский – это
русский писатель, о котором знают во многих уголках мира. Этот человек имеет
удивительную судьбу, которая не может не вызвать интерес. Корней Иванович выделялся
особой добротой, так как не отказывал в помощи никому, кто к нему обратился.
Нередко он защищал тех, кого арестовали, помогал пенсионерам выбить пенсию,
жилье. Он мог выслать деньги человеку, если тот нуждался в них. Если он заметит
талантливого неизвестного автора, он обязательно ему поможет. Чуковский
прославился не только своими произведениями для детей. Он был отличным
лингвистом, критиком, переводчиком.

   
Добрые сказки К.И. Чуковского знают дети и взрослые.  Но мало кто
задумывался, как герои своими действиями и поступками раскрывают основной сюжет
и доводят ту важную идею, которую заложил автор в свое произведение?

      Сейчас в возрасте 11
лет я решил изучить и проанализировать сказки Корнея Ивановича Чуковского с
точки зрения распределения героев по иерархической лестнице и узнать, как их
характер, поведение влияют на основную идею сказки. Мне стало интересно, почему
эти безобидные маленькие произведения воспринимались партийными деятелями в
штыки?

   Я поставил цель – изучить особенности сказок
К.И. Чуковского и выяснить, как выстраивается иерархичекая лестница героев в
произведениях писателя.

Для решения поставленной цели нужно решить ряд задач:

ü  Исследовать содержание сказок К.И.
Чуковского.

ü  Выделить особенности сказок К.И.
Чуковского.

ü  Рассмотреть особенности иерархии в
произведениях писателя.

Объект исследования – иерархическое
положение героев сказок К.И. Чуковского.

Предмет исследования –
особенности поэтического языка К.И. Чуковского и его влияние на иерархическое положение
героев сказок.

Гипотеза исследования я предполагаю, что характер и поведение героев сказок К.И. Чуковского
напрямую зависят от их социального статуса.

Методы исследования:

ü  работа с литературными и
историческими источниками;

ü  анализ и обобщение информации.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что материалы моей
работы можно будет использовать на уроках литературы и внеклассных
мероприятиях.

ГЛАВА 1.  Художественные открытия
К.И. Чуковского
 

С творчеством Корнея Чуковского читатели знакомятся в самом
раннем возрасте. Весёлые стихи об акуле Каракуле, играющих со спичками
лисичках, скрюченном человеке знает практически каждый.
Корней Иванович не сразу начал сочинять для детей. Долгое время он исследовал
русскую поэзию XIX века, писал научные статьи, издавал сатирический журнал,
занимался переводом европейской литературы. Чуковский изучал английский язык
самостоятельно и очень преуспел в этом. Он стал одним из лучших переводчиков
английского фольклора и детской литературы. Именно он подарил русским читателям
шотландские народные сказки.

     Первую свою книгу
Чуковский написал в 1916 году совершенно случайно. Это был его знаменитый
«Крокодил». Это случилось, когда он ехал в поезде со своим больным,
простудившимся одиннадцатилетним сыном. И вот, для того чтобы развлечь его,
Корней Иванович стал придумывать на ходу, под стук колес:

Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Крокодил, Крокодил Крокодилович!

Конечно, дома он позабыл
сочиненную на ходу сказку, а вот его сын ее хорошо запомнил. Потому что уж
слишком ясна и понятна она была ребенку.
     Вот так появился детский писатель Корней Чуковский.

Живописные,
яркие, необычные образы, ясная рифма, четкий ритм делали его стихи быстро
запоминающимися. За «Крокодилом» начали появляться все новые и новые
сказки-стихотворения:

«Мойдодыр»
(1923 год),

«Тараканище
(1923 год),

«Муха-цокотуха»
(1924 год — под названием «Мухина свадьба»),

«Бармалей»
(1925 год),

«Федорино
горе» (1926 год),

«Телефон»
(1926 год),

«Айболит»
(1929год,- под названием «Приключения Айболита»).


Произведения Чуковского привлекают внимание юного читателя близостью к
народному творчеству. Ритм его стихов напоминает фольклор, они похожи на
прибаутки, частушки. Обаятельные герои, лиричность и эмоциональность делают
произведения Корнея Ивановича Чуковского понятными самому требовательному
читателю.

В огромной разносторонней литературной работе Чуковского —
лингвиста, переводчика, теоретика художественного перевода — была одна область,
к которой он относился с особой любовью. Такой областью в его литературной
судьбе стало создание сказок и стихотворений для детей — по существу, «детского
эпоса». За этим горячим увлечением стояло желание узнать и понять мир ребенка,
обостренный интерес к ребенку.
В сказках Чуковского представлен особый мир с интересными и запоминающимися
фразами («как у наших у ворот»), добрыми и близкими героями,
привычными для каждого событиями. Разнообразные животные: кенгуру, крокодил,
бегемот, слон, воробей, летучие мыши, зайчатки, быки и носороги — делают
произведения не только увлекательными, но и познавательными.
Мастерство Корнея Ивановича Чуковского можно выразить его же фразой: «Быть
неоригинальным писателем — это быть мошенником. Талант посмотрит на любую вещь —
и в каждой он найдёт новую черту, новую сторону, старое чувство он
перечувствует по-новому»
[1].

    Безобидные сказки Корней
Ивановича Чуковского – можно назвать как, необычно уникальный неразделимый мир,
который является «оригинальной моделью Вселенной»[2] Именно поэтому они представляют собой нечто
большее, чем просто интересные истории для маленьких детей – сказки Чуковского
делаются способом познания мира. 

     Уже в «Крокодиле» отчётливо
вырисовываются те черты, которые затем станут основой сказочной Вселенной К. Чуковского.
В этой сказке перед читателем впервые в литературе для детей открывается улица
большого города с ее движением, с толпами народа. Еще больше поразит читателя фантастический
темп развития сюжета, где с невероятной быстротой одно событие сменяет другое.
После многих причудливых происшествий наступает счастливый конец — примирение
двух миров: человеческого и звериного. Для общей гармонии люди и звери должны
отказаться от самого страшного:

Мы ружья поломаем,

Мы пули закопаем,

А вы себе спилите

Копыта и рога!

Как меняется мир, какая
совсем новая открывается жизнь!

И наступила тогда благодать:

Некого больше лягать и
бодать.

По вечерам быстроглазая Серна

Ване и Ляле читает
Жюль-Верна.

А по ночам молодой Бегемот

Им колыбельные песни поет.

Вон, погляди, по Неве по реке

Волк и Ягненок плывут в
челноке.

И наконец, именно в
«Крокодиле» появляется небывалый еще юный герой — «это доблестный Ваня
Васильчиков».

Он боец,

Молодец,

Он герой

Удалой:

                                   
Он без няни гуляет по улицам.

      С этого героя, Вани,
начинается проходящая через все сказки, может быть главнейшая для Чуковского,
мысль: не важно, кто ты, а важно, какой ты. В руках у Вани, побеждающего
Крокодила и все нашествие зверей, всего-то «сабля игрушечная». Другой ге­рой,
спасающий Муху-цокотуху от страшного паука, — всего лишь маленький Комарик,
третий — Воробей, легко и просто справляется с грозным Тараканом. Отвага и
неустрашимость маленького героя подчеркиваются еще и тем, что сильные,
клыкастые, зубастые всякий раз трусливо прячутся. Победа маленького над большим
— тема, волнующая писателя.

          Неповторимый
сказочный мир Чуковского необычайно разнообразен и своими сюжетами, и своим
небывалым звериным миром.  На всей территории сказок Чуковского царят
неудержимая выдумка, шутка, игра, нонсенс, перевертыш. Перевертыш, быть может,
самый любимый прием в его сказках.

     Таким образом, в самом
раннем возрасте, знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, мы приобретаем
первоначальные представления о зле и добре, о том, как устроен мир и каким
должен быть человек. Чуковский писал свои произведения с душой, с желанием
передать русскому народу красоту народных сказок. Он заложил в молодое
поколение такие понимания, как добро и зло, сочувствие к другим.
Своими сказками Чуковский
создал цельный огромный художественный мир, заражая нас самыми разными
эмоциями, вызывая по ходу сюжета разнообразные чувства — страх, ужас, испуг —
принося в результате счастье и радость.

1.1.           
Особенности
поэтики сказок К. И. Чуковского
как выражение эстетических и нравственных понятий.

    Отличительной особенностью стихотворных сказок К.
Чуковского, заключается в том, что они адресованы самым маленьким слушателям.
Перед автором стоит нелегкая задача  доступным языком рассказать маленькому человечку, еще
только вступающему в этот мир, о главных основах жизни. И Чуковский блестяще
решает эту сверхзадачу. Он использует язык детской речи, которая оказывается
безгранично ёмкой и выразительной и в то же время хорошо знакомой и понятной
каждому ребёнку.

       Вся прелесть стихотворных сказок К. Чуковского
заключается в том, что героем каждой становится слово. Нам не нужно следить за
образами, следить за событиями в жизни героев. И мы не должны пытаться постичь
логику событий: почему так происходит? А потому, что вышло так случайно, так
сложилась словесная мелодика. В стихотворной сказке нужно радоваться словесным
звукам. Конечно же, в сказках для больших читателей, таких, как сказки Пушкина
или Ершова, присутствуют не только звучащие слова, но и герои и сюжет. А для
маленьких читателей сказки Чуковского — это звучащий радостный стих.

       Подобно тому, как перевертыши ведут игру между
нормой и антинормой (условно — между «правым» и «левым»), в
сказочном мире Чуковского затевается игра между прямым и переносным значением
слова и традиционными метафорами русской бытовой и поэтической речи (что может
быть истолковано как игра между языковым «верхом» и
«низом»). В этой игре, как и в игре перевертышей, почти нерасчленимым
узлом завязаны эффекты познавательные, игровые и комические.

    Выразительные, яркие, динамичные, сказки
завораживают нас, ведь Чуковский играет с нами, и чтение этих сказок
превращается в забавную игру.

        Веселые сказки в стихах – основной жанр, в
котором творил К. И. Чуковский. Его произведения искрятся и переливаются самыми
затейливыми, самыми изысканными ритмами — напевными, пританцовывающими,
маршевыми, стремительными, разливисто-протяжными. Каждая смена ритма в сказках
говорит о новом повороте действия, о появлении нового персонажа или новых
обстоятельств, о перемене декораций и возникновении иного
настроения.                                                                                                           

1.2.           
Художественные
особенности сказок в стихах:

1. В сказках соблюдена графичность и образность, что
облегчает восприятие сказки детьми.

2. Наивысшая смена образов, которая воплощена в
постоянном мелькании мест и героев сказки.

3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов
дают ощущение постоянного движения: «И пришла к Айболиту лиса… И пришел к
Айболиту барбос … И прибежала зайчиха…». Вместе с его героями тоже хочется,
что-то делать, как-то действовать, чем-то помочь.

4. Подвижность и переменчивость ритма.

5. Музыкальность поэтической речи.

«Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо — попо, Гиппо — попо!

Вот идет Гиппопотам».

6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве, встречаются
рифмы в пределах одной строки.

7.Основная смысловая нагрузка лежит на словах —
рифмах. Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.

8 Стихи не загромождены прилагательными.

9. Преобладает движение, основной ритм — хорей.

10. Частые повторы придают большую эмоциональность
сказке.

             Еще одной важнейшей особенностью стихов
К. И. Чуковского является их эстрадность, расчёт на громкое и коллективное
чтение.

Сказки Чуковского поражают быстрой сменой ритма,
кинематографичностью, то есть быстрой сменой действий и персонажей. Язык сказок
напоминает детскую речь, детские считалки. Кроме того, заметно влияние
произведений русского фольклора. Рифмы являются организаторами текста, часто
писатель отталкивается не от смысла стихотворения или поэмы, а от рифмы, её
звучания, красоты речи и простоты. Всё это во многом облегчает восприятие
содержания стихотворных сказок, этому же способствует их синтаксическая
близость к детской речи.

             В целом все особенности поэтики
стихотворных сказок К.И. Чуковского способствуют тому, чтобы в лёгкой, игровой
манере рассказать о серьёзных и сложных вещах. Какие же качества личности
формирует Чуковский через свои произведения? Это доброжелательность,
отзывчивость, чувство сострадания, любви, внимания и уважения.

Формирование этих качеств личности происходит
исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда
открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает читателя в процесс
осмысления происходящего.  Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в
его сказках. 

             После прочтения этих удивительных
произведений появляется желание отвечать на поставленные вопросы, думать,
размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время
замечать и чувствовать художественную форму произведения.

             Таким образом, поэтические произведения
К.И. Чуковского являются важным источником эстетических и нравственных понятий.
Его произведения очень разнообразны по смыслу и звучанию. Многие из них
отличаются поучительностью, юмором, игровым начало. Такие произведения
развивают ум, воображение и помогают читателю развивать хорошие качества. Не
зря творчество Чуковского входят в золотой фонд русской литературы.

1.3.           
Особенности
сказок Чуковского.

     Давайте рассмотрим особенности сказок Корней
Ивановича Чуковского. Возвращаясь к его статье «Работа над сказкой» мы узнаем,
что перед тем как написать свою первостепенную сказку, он пятнадцать лет
общался, изучая малышей. «Я… ни­когда не дерзнул бы приступить к сочинению
моих «Мойдодыров», – говорил Чуковский, – если бы не попытался дознаться
заранее, каковы потребности и вкусы малолетних «читателей», к которым мне
предстоит адресоваться со своими стихами, и каков наиболее правильный метод
сильнейшего воздействия на их психику».

Автор подчеркивал главное значение для детей сказки,
то которое не только забавляет, но и обучает.

Определяя цель сказок, сам автор
подмечал, что она заключается в том, чтобы любою ценою сформировать в ребенке
главное качество – человечность – эту дивную способность человека,
интересоваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать
чужую судьбу, как свою.

Сказочники волнуются о том, чтобы
малыш с ранних лет научился мысленно участвовать в жизни представляемых людей и
зверей, а не только был эгоистом своих собственных интересов и чувств.

Слушая сказку, ребенок, не
задумываясь становиться на сторону добрых, мужественных, несправедливо
обиженных.  Будет ли это Иван-царевич, или зайчик-побегайчик, или муха-цокотуха,
или бесстрашный комар, — вся наша задача заключатся в том, чтобы пробудить,
воспитать, укрепить в восприим­чивой детской душе эту драгоценную способность
сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек – не человек.

     Практически все взгляды Чуковского воплотились в
жизнь в его сказках. Предельно изучив и приблизившись к психологии малых ребят,
он хотел не только внушить им «идеи о гигиене», как например в Мойдодыре, или

об уважении к вещам в Федорином горе, но и попытаться
повысить их литера­турный и умственный уровень.  Чтобы справится с этой
сверхзадачей писатель ввел в сказки широкий познавательный материал, дал крохам
понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном.

В сказки Корнея Ивановича видны темы
о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы
писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие
нравственные качества.

     А еще посмотрите, сказки Чуковского развивают в
детях творческие способности, воображение, вкус и любовь к художественному
слову. Они веселят, смешат читателей, учат их сочувствовать в беде, помогать в
несчастье и радоваться благополучию других.

К. И. Чуковский, написавший еще в
давние, дореволюционные времена своего «Крокодила Крокодиловича»,
– уже тогда проложил путь веселой, озорной сказки-шутки. Они знакомят
ребенка с миром вещей домашнего обихода, домашней утвари.

     Сказки населяются разными насекомыми: муха, паук,
таракан, комар; зверями: слоны, жирафы, ягуары, гиппопотамы, гориллы, львы, тигры,
медведи, кит; встречаются домашние животные: коровы, бараны, козы, свиньи,
кошки; домашние птицы: утки, куры; создан и новый сказочный герой – Мойдодыр,
«умывальников начальник и мочалок коман­дир». Все они, как и положено в сказке,
разговаривают, наделены определенным характером и действуют в конкретных
условиях жизни (времени написания сказок).

Рассмотрим такого героя сказок
Чуковского, как Крокодил. Он прямо является   сквозным героем. Появляется в
одноименной сказке как – главный герой. В «Путанице» он пожарник горящего моря.
В «Мойдодыре»
– прогуливается по Таврическому
саду, заглатывает мочалку и грозится съесть грязнулю. В «Краденом солнце»
крокодил поглощает солнце, в «Тараканище» он испугавшись проглотил жабу, а в
«Телефоне» обедает в кругу семьи, уплетая калоши. Крокодил разносторонен: он
уродлив, но он и спасает детей от Бармалея, заставляет неряху умыться. Он
обожает детей. У крокодила свои детеныши – Кокошенька и Лёлёшенька.

     Наконец, он весельчак, шутник. Носители зла кровожадный, беспощадный разбойник Бармалей, Паук, Таракан, Колдун-Индюк в конце сказки уничто­жаются. Комарик срубил голову кровососу Пауку,
Воробей клюнул Таракана, Крокодил проглотил Бармалея. Некоторые отрицательные
персонажи в сказках Чуковского под давлением обстоятельств исправляются:
мальчуган – грязнуля испугался крокодила и умылся; бабушка Федора становится
аккуратной.

    В сказках Чуковского живут реалистические герои и
персонажи. Храбрый Ваня Васильчиков – Крокодила победитель и освободитель зверей:

«Он боец,

Молодец,

Он герой

Удалой». («Крокодил»)

     Добрый доктор Айболит беззаветно вылечивает
больных «и корову, и волчицу, и жука, и червяка, и медведицу». По просьбе
гиппопотама он мчится в Африку, чтобы лечить бегемотиков, тигрят и верблюжат.
Доктор Айболит выручает Ванечку и Танечку от злого Бармалея. Малыши любят
Айболита, хотят ему подра­жать.  Он спросил у малыша, который вместе с мамой
покупал портфель, кем он хочет быть. Не задумываясь, малыш ответил:
«Айболитом». Такова популярность сказочного образа.

Сказкам К. Чуковского свойствен
мягкий юмор, вызванный неправдоподобием описываемых событий. Нельзя без
душевной улыбки читать строчки:                           «У меня зазвонил
телефон.

Кто говорит 

Слон.

Откуда?

От верблюда. («Телефон»)

     Другую тональность приобретает юмор, когда речь
идет о неряхе («Федорино горе»), о грязнуле («Мойдодыр»), о трусли­вых,
ненадежных зверях («Тараканище»). Там ясно звучит смех
осуждение. Достаточно вспомнить строчки о мальчике-грязнуле:

«У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя. («Мойдодыр»)

      Когда опасность устранена, герои сказок бурно
радуются:

Рада, рада, рада, рада детвора.

 Заплясала, заиграла у костра…

(«Бармалей») То-то рада,
то-то рада

Вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют

Удалого Воробья!
(«Тараканище»)

И рада, и счастлива вся
детвора: «Приехал, приехал! Ура! Ура!» («Айболит»)

В «Путанице» радуются звери, в «Краденом солнце» ребята и зверята радуются вместе: Рады зайчики и белочки, Рады мальчики и
девочки… Ничуть не хуже умеют радоваться насекомые в «Мухе
Цокотухе».
Веселится и посуда в «Федорином горе»: Засмеялися кастрюли. Самовару
подмигнули…

Ребенок от природы — счастливое
создание, и, конечно же, кто пишет для них литературные произведения, просто не
имеет право быть хмурым и злым.

            В заключении хочется сказать, что сказки
эти несут серьезную воспитательную идею. В веселой, искренней, легкой форме, но
несут так, что ребенок этого не замечает, без надрыва, без поднятого вверх
пальца, без риторики. Сказки его начинаются с приключения или столкновения,
которое приводит к драматическому конфликту, и заканчиваются полной победой
добра и справедливости.

ГЛАВА 2.   Герои сказок К.И. Чуковского

          Так как
работа посвящена иерархии героев, для начала нужно определить, кто такой герой
литературного произведения.

          Герой
произведения – это одно из главных действующих лиц произведения, характер героя
и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в
развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.

         
Литературный герой («действующее лицо», «персонаж»)— это образ человека или
животного в художественной литературе. Зачастую литературными героями называют
лишь более важных действующих лиц (персонажей). Литературных героев обычно
разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма
условно.

         Без героев
невозможно себе представить ни одного произведения, именно герои своими
действиями и поступками раскрывают основной сюжет и доводят ту важную идею,
которую заложил автор в свое произведение. Эти идеи учат людей доброму.

            Итак, в одной сказке героем-спасителем стал медведь, в
другой крокодил, в третьей комарик, в четвертой воробей. А ещё что интересно,
ни в одной из этих сказок звери не стремятся объединиться, чтобы победить
страшного злодея. Вместо этого они просто прячутся и ждут, что всё решится
как-нибудь само.

2.1. Образ положительного
героя в сказках Чуковского

1. Рождение
сказочного мира Чуковского произошло в 1915 году, когда были сложены первые
строфы поэмы «Крокодил», публикация которой произвела настоящий переворот в
детской поэзии. Ю. Тынянов писал об этом позднее: «Быстрый стих, смена метров,
врывающаяся песня, припев — таковы были новые звуки. Это появился
«Крокодил» Корнея Чуковского, возбудив шум, интерес, удивление, как-то
бывает при новом явлении литературы. Неподвижная фантастика дрожащих на слабых
ножках цветов сменилась живой, реальной и шумной фантастикой забавных зверей,
их приключений, вызывающих удивление героев и автора. Книги открылись для
изображения улиц, движения, приключений, характеров. Детская поэзия стала
близка к искусству кино, к кинокомедии» (очерк «Корней Чуковский»).
[3]

Читателя захватывает
открытое содержание сказки.  «Крокодил» является первым в жизни «романом в
стихах». Действие происходит то на улицах Петрограда, то на берегах Нила.
Развертываются серьезнейшие события — война и революция, в итоге которых между
людьми и зверями коренным образом меняются отношения. Люди перестают бояться
диких зверей, звери в зоосаде получают свободу, в Петрограде наступают мир и
благоденствие. В сюжетное действие введены «широкие массы»: орда Гиппопотама, жители
Петрограда, армия мальчишек. А главное, в центре всех этих событий — ребенок,
«доблестный Ваня Васильчиков». Он не только «страшно грозен, страшно лют», как
говорит о нем Крокодил, но и справедлив, благороден и потому сам освобождает
зверей. Кроме того, он спасает девочку Лялечку и всех петроградцев от
«яростного гада».

Образ Вани строится
на былинных мотивах богатырской удали и силы, его образ во многом схематичен,
близок герою волшебной сказки: его задача – освободить, помочь, победить врага.
Выполнив свои задачи и получив вознаграждение, Ваня мог бы покинуть «сцену»
сказки. Однако в финале появляется неожиданный Ваня, не «боец-молодец», а
живой, непосредственный ребенок, целующий своего недавнего врага Крокодила.

Большинство
персонажей Чуковского одномерны: либо положительные (Ваня Васильчиков,
зайчики), либо отрицательные (Бармалей, акула Каракула). В сказке герой
Крокодил отличается тем, что иногда он выступает как агент добра (спасение
детей от людоеда в Бармалее), иногда – как воплощение абсолютного зла (Горе,
горе! Крокодил / Солнце в небе проглотил). Интересно, что во многих сказках
отношение к Крокодилу меняется с отрицательного на положительное, и обратно.
Это заметно, например, в Бармалее:

В Африке большие,
злые крокодилы;

Ты нас, ты нас от
смерти спас, ты нас освободил;

Ты в добрый час
увидел нас, о добрый Крокодил

Даже положительный
герой Крокодил выступает как “добро с кулаками”, которое может обратиться как
на пользу, так и во вред главному герою и окружающему миру:

И мочалку, словно
галку,

 словно галку
проглотил

 А потом как зарычит
на меня,

Как ногами застучит
на меня…

2. Сказка
«Тараканище» по словам автора, была написана весной 1921 года.

Положительным героем
в этом произведении является воробей. Он выступает как образец храброго и
смелого персонажа, который спас зверей от таракана. Воробей не испугался
устрашителя всех зверей. Эта сказка воспитывает чувство храбрости, смелости и
лидерства на примере храброго воробья, который не побоялся страшного великана.

3. В 1923 году была
написана сказка в стихотворной форме «Муха-Цокотуха». Сказка имела название
«Мухина свадьба». Муху-Цокотуху Чуковский написал за один день, и эта сказка
немного отличается от других его произведений.  В сказке рассказывается о
бедной мухе, которую схватил страшный паук, а все друзья цокотухи отказались ей
помогать. Один только бесстрашный комарик вызволил муху из беды.

Сказка воспитывает
чувство смелости и храбрости, на примере бесстрашного маленького комарика.

4. В основе поэмы —
сказки К. И. Чуковского «Айболит» лежит тема

большой любви к
животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной
профессии — доктор (врач, лечащий людей и животных).

Доктор Айболит — в
центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к
ближним.

Добрый доктор
Айболит самоотверженно лечит больных «и корову и волчицу, и жирафа, и жука, и
червяка, и медведицу. По зову Гиппопотама он летит в Африку, чтобы лечить бегемотиков,
тигрят и верблюжат. Доктор Айболит спасает Танечку и Ванечку от злого Бармалея.
Малыши любят Айболита, хотят ему подражать.

Итак, в своём творчестве Корней Иванович Чуковский
умел создать совершенно невероятный мир. Его произведения призывают к игре, но
в то же время учат прилежанию, хорошему поведению, уважительному отношению ко
всему окружающему. Талант автора кроется в искренности творчества, умении ясно
выразить глубокую мысль.

2.2. Злые герои в сказках

В стихотворных сказках К.И. Чуковского сочетаются
добрые и злые персонажи.  Надо помнить, что зло и злодеи тоже разные. Давайте
посмотрим, как отличаются отрицательные герои в детских сказках Корнея
Чуковского.

1. Начнём с крокодила из «Краденого солнца». Это
действительно серьёзный герой. Он съел солнце и тем самым очень усложнил жизнь
всем. Вообще всем! Потребовалась другая серьезная сила, чтобы заставить его
вернуть проглоченное солнце. Зайчиха убедила медведя в необходимости вступить в
борьбу с Крокодилом. Как видим, спасительная сила даже против такого злодея
есть. Стоило медведю подумать о своих детях и внуках, как он тут же отправился
на подвиг.

2. Следующий злодей — Бармалей из сказки
«Бармалей». Апокалипсис, в отличие от крокодила, он устраивать не умеет, зато с
удовольствием готов съесть Таню и Ваню. Съесть детишек Бармалей не успевает,
так как против него опять же находится другая сила —  крокодил. Оказавшись в
животе у рептилии, Бармалей раскаивается и становится хорошим.

3. Дальше хочется вспомнить паучка из сказки
«Муха-цокотуха». Он уже, конечно, не глотает солнце и не ест детей, но для
насекомых он опасен. Гости на именинах Мухи попрятались, как только появился
грозный Паучок! Появление и подвиг комарика показали, что паук больше страшен,
чем опасен.

4. Отрицательный герой Чуковского Таракан из сказки
«Тараканище», не имея ни зубов, ни клыков и вообще ничего, заставил всех зверей
его бояться: львы, бегемоты, волки и прочие впервые увидели таракана.

            В итоге, неизменно повторяющийся в
сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими
корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над
угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой
становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной
справедливости.

ГЛАВА 3.  Иерархия героев сказок К.И.
Чуковского

3.1. Иерархия потребностей по
Маслоу

      Пирамида Маслоу – это схематическое изображение
теории о том, что все поступки, которые совершает человек базируются на
важности его потребностей. Это значит, что человек, делает определенное
действие исходя из того, что у него уже имеется, и что ему сейчас больше всего
необходимо (Приложение. рис. 1). Это специальная схема в виде пирамиды, которая
объясняет мотивацию человека совершать какие-то действия в зависимости от того,
на какой ступени он сейчас находится.

Если говорить о ступенях пирамиды, то следует
отметить, что самые простейшие потребности человека расположены на нижних
уровнях. Переход к более высоким уровням потребностей, практически невозможен
без достаточного удовлетворения первичных. Простыми словами, это значит, что
пока человек не будет обеспечен к примеру, пищей, водой, и убежищем, то и
мотивации к познанию тонких граней искусства у него не будет. Все мысли будут
сосредоточены на том, как бы достать еды, воды и укрыться от непогоды. Вот
когда он все это получит, тогда и начнет думать об комфорте, социализации,
саморазвитии, статусе и т.д. (приложение №1).

В конечном итоге, таблица Маслоу показывает нам то,
что важно осуществить жизненные потребности. Без первых пунктах, человек не
сможет добраться до вершины пирамиды.

Иерархичсекую лестницу героев сказок
К.И.Чуковского  я составлял на основе пирамиды Маслоу и «Табеля о рангах»,
введенной в Росси Указом Петра 1. (Приложение. Рис. 2)

Та́бель о ра́нгах — таблица, содержащая перечень
соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами, ранжированными
по 14 классам. Учреждена указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года
«Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором
классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления
в чин между собою, однако ж воинские выше прочих, хотя б и старее кто в том
классе пожалован был». В дальнейшем с многократными изменениями применялась в
Российской империи и Российской республике.

3.2. Иерархия героев сказок Чуковского

       Рассмотрев
систему героев в сказках К.И. Чуковского, иерархию потребностей человека, я
решил обратиться к иерархии героев сказок К.И. Чуковского. Для этого я
внимательно изучил героев сказок писателя: их характер, поведение. Свои наблюдения
представил в таблице.

Всего в сказках
писателя 28 героев.

Распределение героев
по характеристике и иерархической лестнице

Герой

Характеристика

Иерархическая лестница
героя

Автор

«Автор»
стихотворения «Телефон». Несчастный обладатель телефона, к которому
звонят звери, которым что-то нужно.

Класс 1.

Статский советник.

«Телефон»

Бабочка-красавица

Гостья, которая на именинах
Цокотухи стеснялась есть варенье — видимо берегла талию.

Класс – рабочий.

«Муха-Цокотуха»

Бабушка Пчела

Гостья на именинах
Цокотухи, принесла внучке меду.

Класс – рабочий.

«Муха-Цокотуха»

Бегемот

Аптекарь в Африке. Лечил
Кокошу от жара, когда она проглотила самовар. Очень вероятно что этот Бегемот
был именно тем, который угодил в болото в сказке «Телефон».

Класс – рабочий.

«Телефон»

Бибигон

Крохотный лилипут,
мальчик-с-пальчик, который говорит, что свалился с Луны и живёт на даче
Корнея Чуковского. Главный враг мальчика — «огромный и грозный» индюк
Брундуляк.

Коллежский регистратор

«Приключение Бибигона»

Боба

Мальчик, брат или друг Муры
— рисовал по её просьбе картинки и все время рисовал все не так.

«Так и не так»

Брандуляк

«Огромный и грозный» индюк,
злейший враг Бибигона. По словам самого Бибигона — является колдуном в облике
индюка.

Класс – Канцлер.

«Приключение Бибигона»

Ваня Васильчиков

Мальчик из Петрограда, не
струхнувший при виде разошедшегося Крокодила.

Он боец,

Молодец,

Он герой

Удалой:

Он без няни гуляет по улицам.

Класс – прапорщик.

«Крокодил»

Воробей

Отважный герой, сожравший Тараканище
и спасший Африку от его гнета.

Класс – подпорник

«Тараканище»

Гиппопотам

Частый эпизодический
персонаж сказок Чуковского. Царь зверей в Африке. Не путать с Бегемотом.
Бегемот — аптекарь, Гиппопотам — царь.

Класс –монархия, особа,
царь.

«Доктор Айболит»

«Крокодил»

Заинька

Заяц из сказки
«Путаница», был паинькой и не пер против своей заячьей природы,
когда все звери начали переживать переходный возраст и меняться ролями.

Под деревом лежал и по
заячьи лопотал, да обкуренных зверей охолаживал.

«Путаница»

Кокоша Крокодиловна

Дочь Крокодила Кродиловича
и Крокодилицы. Ссорилась со своей сестрой Лелешей. Пока отца не было —
проглотила самовар, из-за чего к ней вызывали аптекаря Бегемота. Позже вместе
с Тотошей клянчила у отца подарки. Очень любит есть калоши.

«Крокодил»

Комар

Герой, спасший Муху от
Старичка-Паучка. Впоследствии взял её в жены.

«Муха-Цокотуха»

Крокодил Крокодилович

Крокодил, гостивший в
Петрограде. По улицам ходил по турецки говорил. Учинил там переполох, пожрал
энное количество народу, был побежден Ваней Васильчиковым. Вернулся в Африку.

Был в ужасе от зверств,
царящих в зоосаде. Поднял зверей на освободительную войну за томящихся в
клетках собратьев.

Не исключено, что именно
этот крокодил в годы асоциальной юности являлся персонажем сказки
«Краденое солнце». Женился впоследствии, стал отцом Тотоши, Кокоши
и Лелеши. И судя по сказке «Мойдодыр» остался жить в Петрограде.

В стихотворении «Телефон»
Крокодил просил у автора калоши. Дочь Крокодила Кокоша очень любит ими завтракать.

Генералиссимус,
Фельдмаршал.

«Крокодил»

Крокодилица

Жена Крокодила. Пока её муж
шлялся по Петрограду и виделся с погибающим братом — сидела дома и не
справлялась с родительскими обязанностями.

Коллежский регистратор

«Крокодил»

Лелеша Крокодиловна

Дочь Крокодила Кродиловича
и Крокодилицы. Ссорилась со своей сестрой Кокошей.

«Крокодил»

Ляля Васильчикова

Младшая сестра Вани
Васильчикова. Была схвачена воинственными зверями, которые хотели осводить
своих собратьев из зоосада.

«Крокодил»

Медведь Топтыгин

Встречается в сказках
«Краденое солнце», «Топтыгин и Лиса», «Топтыгин и
Луна»

В первой — дедушка двух
внуков, который пошел отвоевывать у Крокодила украденное Солнце.

Во второй — медведь, у
которого не было хвоста. Доктор Айболит согласился ему помочь и предложил
выбрать хвост. Хитрющая лиса уболтала медведя выбрать павлиний хвост.

В третьей — захотел
побывать на Луне и попросил крыльев у разных птиц. Внуки-медвежата фигурируют
и тут.

Класс – Генерал-майор.

«Краденое
солнце», «Топтыгин и Лиса», «Топтыгин и Луна»

Мойдодыр

Великий умывальник,
умывальников начальник и мочалок командир. Задавал головомойку одному
безымянному грязнуле, от которого сбежала и одежда, и игрушки, и еда.

Генералиссимус,
Фельдмаршал.

«Мойдодыр»

Мура

Девочка, которая после
прочтения ей сказки о Чудо-Дереве, закопала в саду туфельку и полила её.

«Что делала Мура»

Муха-Цокотуха

Душа-девица, пошла по полю
— нашла денежку, купила самовар и закатила пир на весь насекомий мир. Вот
только друзья оказались хороши только чаек на халяву пить, едва не отдав Муху
на растерзание Старичку-Паучку. Была спасена Комаром и впоследствии вышла за
него замуж.

Буржуйка.

«Муха-Цокотуха»

Сенька

Персонаж мультфильма,
пионер, обчитавшийся Чуковского и летавший во сне с Крокодилом Крокодиловичем
в Африку.

Класс-рабочий

«Крокодил»

Слон

Один из клиентов, звонивших
Автору в стихотворении «Телефон», отец слоненка, который может за
раз съесть пудов пять или шесть шоколада.

Класс –Буржуй.

«Телефон»

Старичок-паучок

Злодей, кровопийца, чуть не
погубил Муху-Цокотуху в её именины.

Класс –Буржуй.

«Муха-Цокотуха»

Тараканище

Страшный и ужасный, рыжий
великан, напугавший зверей по всей Африке. Хотел сожрать звериных детей на
ужин.

нищий.

«Тараканише»

Тотоша Крокодилович

Сын Крокодила Кродиловича и
Крокодилицы. Отличился тем, что выпил целый бутылек чернил. Был поставлен на
колени и лишен сладкого. Позже вместе с Кокошей клянчили у отца подарки.

«Крокодил»

Федора

Нерадивая старуха, от которой
сбежала вся посуда. В конце сказки исправилась и стала следить за хозяйством.

Класс – средний.

«Федорино горе»

Цинцинелла

Сестра Бибигона, которую он
привез с Луны. Крохотная девочка, похожая на розовую куклу. Приветливая,
смелая, отчаянная девочка!

Класс – Генерал.

«Приключение Бибигона»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1. Выводы:

В завершении моей исследовательской работы можно сказать, что работа
оказалась очень трудоемкой и интересной.
Проведенное изучение и обобщение по данной работе
позволило собрать воедино все секреты детской поэзии К.И. Чуковского.
В результате я могу сделать следующие выводы:

1.Корней
Иванович Чуковский (настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков) – мировой
детский писатель-сказочник, знакомый нам с самого раннего детства. Его мы можем
назвать «папой» Айболита, Тараканища и Мухи-Цокотухи. Настоящий чародей,
который сумеет вырастить чудо-дерево, затушить пылающее море пирогами и
грибами, подружить непримиримых врагов – страшного Крокодила и Васильчикова
Ваню, возвратить украденное солнце зверям и обившуюся посуду – Федоре Егоровне.

2.Таким образом, в самом
раннем возрасте, знакомясь со сказочным миром К. Чуковского, мы приобретаем
первоначальные представления о зле и добре, о том, как устроен мир и каким
должен быть человек.

3.         Чуковский писал
свои произведения с душой, с желанием передать русскому народу красоту народных
сказок. Он заложил в молодое поколение такие понимания, как добро и зло,
сочувствие к другим. Своими сказками Чуковский создал цельный огромный
художественный мир, заражая нас самыми разными эмоциями, вызывая по ходу сюжета
разнообразные чувства — страх, ужас, испуг — принося в результате счастье и
радость.

4.Поэтические произведения К.И. Чуковского являются
важным источником эстетических и нравственных понятий. Его произведения очень
разнообразны по смыслу и звучанию. Многие из них отличаются поучительностью, юмором,
игровым начало. Такие произведения развивают ум, воображение и помогают
читателю развивать хорошие качества. Не зря творчество Чуковского входят в
золотой фонд русской литературы.

5. Итак, в своём творчестве
Корней Иванович Чуковский умел создать совершенно невероятный мир. Его
произведения призывают к игре, но в то же время учат прилежанию, хорошему
поведению, уважительному отношению ко всему окружающему. Талант автора кроется
в искренности творчества, умении ясно выразить глубокую мысль.

6. В заключении хочется
сказать, что сказки эти несут серьезную воспитательную идею. В веселой,
искренней, легкой форме, но несут так, что ребенок этого не замечает, без
надрыва, без поднятого вверх пальца, без риторики. Сказки его начинаются с
приключения или столкновения, которое приводит к драматическому конфликту, и
заканчиваются полной победой добра и справедливости.

7.   Неизменно повторяющийся
в сказках Чуковского мотив победы слабого и доброго над сильным и злым своими
корнями уходит в фольклор: в сказке угнетенный народ торжествует над
угнетателями. Положение, при котором всеми презираемый, униженный герой
становится героем в полном смысле, служит условным выражением идеи социальной
справедливости.

8. В конечном итоге, таблица
Маслоу показывает нам то, что важно осуществить жизненные потребности. Без
первых пунктах, человек не сможет добраться до вершины пирамиды.

9. Выполняя поставленную задачу, писатель ввел в
сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком
и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о
правилах поведения, о победе добра над злом.

 Итак, мы видим, что стихи для детей нужно писать каким-то особенным
способом – иначе, чем пишутся другие стихи. И мерить их нужно особенной меркой.
Не всякий даже даровитый поэт умеет писать для детей. Но мы с уверенностью
можем сказать, что Корней Иванович Чуковский относится к тем немногим поэтам,
которые сумели навсегда завладеть сердцами малышей, создать незабываемых
героев, в образах которых Корней Иванович сумел соединить характер, поведение и
социальный статус. Моя гипотеза оказалась верна: характер и поведение героев сказок К.И. Чуковского напрямую
зависят от их социального статуса.
Возможно, поэтому сказки К.И. Чуковского
оказались такими популярными и любимыми.      

Приложение

https://mypresentation.ru/documents/fe185433c5b866e34743ede6caea27f4/img27.jpg

Рис.1

https://c.radikal.ru/c38/2106/86/7b61c707d0c5.jpg

Рис. 2

4.2. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   
Берестов В. Жизнь и творчество Корнея Чуковского. – М.; Детская
литература, 1978 – 320 с.

2.   
Лозовская К.И. Паперный З.С. Чуковская. Воспоминания о Корнее
Чуковском. – М.; Советский писатель,1983, – 480с.

3.   
Чуковский К.И Монография. – М.; Советский
писатель,1988, – 348с.

4.   
Чуковский К.И. От двух до пяти. – М.; Педагогика, 1970, – 384с.

5.   
Чуковский К.И. Чудо дерево и другие сказки, М.; Детская литература,
1980– 399с.

6.   
Чуковский
К.И. Собрание сочинений в 15т.Т.2: -От двух до пяти, М.; Терра-Книжный
клуб/2001.

Интернет источники:

7.   
https://obrazovaka.ru/alpha/c/chukovskij-kornej-chukovsky-korney

8.   
https://ria.ru/spravka/20120331/606530796.html

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/Чуковский,_Корней_Иванович

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 121 имени Леонида Ивановича Сидоренко»

(МАОУ СОШ № 211 им. Л. И. Сидоренко)

г. Новосибирск

Калининский район

Секция: литература

Исследовательская работа по теме:

«Мои любимые герои сказок Корнея Чуковского и их влияние на воспитание детей».

Выполнила: Атмашкина Мария Евгеньевна,

ученица 3Б класса

Руководитель: Васильева Елена Михайловна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,

Новосибирск 2019

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………3

2. Основная часть.

2. 1. Анализ сказки «Айболит»………………………………………………4

2. 2. Анализ сказки « Мойдодыр»……………………………………………5

2.3. Анализ сказки «Федорино горе»…………………………….…………..5

2. 4. Анализ сказки «Муха-Цокотуха»………………………………………….. 6

2. 5. Анализ сказки «Тараканище»………………………. …………………6

3. Выводы по анкетам……………………………………………………… ..7

4.Выводы по работе…………………………………………………………..7

5. Список литературы ……………………………………………….……… 9

6. Приложение: анкеты, презентация, рисунки любимых героев сказок, интерактивная игра по сказкам.

1.Введение

Моя исследовательская работа посвящена моим любимым героям сказок Корнея Чуковского.

Немного о Корнее Иванович Чуковском. Корней Иванович Чуковской – русской поэт, детский писатель, переводчик, журналист.

Его настоящее имя — Николай Корнейчуков. Родился 31 марта 1882года в Санкт-Петербурге, умер 28 октября 1969 в Москве.

Корнейчуков был «незаконнорожденным». Мать, полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчук и отец, петербургский студент знатного происхождения, прожили вместе в Петербурге три года, у них была дочь Мария (Маруся), старшая сестра Николая.

С начала литературной деятельности Корнейчуков, долгое время тяготившийся своей незаконнорожденностью, использовал псевдоним «Корней Чуковский», к которому позже присоединилось фиктивное отчество — «Иванович». После революции сочетание «Корней Иванович Чуковский» стало его настоящим именем, отчеством и фамилией.

К детскому творчеству он пришел в 1916 году, когда выпустил свой первый сборник детских стишков. В том же году мир увидел его первую сказку «Крокодил», а через несколько лет появились сказки «Мойдодыр» и «Тараканище» и другие.

Так как работа посвящена любимым героям, для начала нужно определить кто такой герой.

Герой произведения – это одно из главных действующих лиц произведения, характер героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его темы и идеи.
Литературный герой («действующее лицо», «персонаж»)— это образ человека или животного в художественной литературе. Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей). Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

Без героев невозможно себе представить ни одного произведения, именно герои своими действиями и поступками раскрывают основной сюжет и доводят ту важную идею, которую заложил автор в свое произведение. Эти идеи учат людей доброму.

Поэтому мое исследование актуально и в наши дни.

Цель работы:  изучить смысл (идеи) сказок Корнея Чуковского, их героев и выделить из них любимого героя в каждой сказке.

Задачи:

  • Перечитать сказки Корнея Чуковского.

  • Описать героев сказок.

  • Провести анализ образа героев сказок.

  • Определить главную мысль сказки

  • Провести опрос среди учащихся по теме.

Объект исследования:  герои сказок Корнея Чуковского.

Гипотеза: я предположила, что образы героев сказок Корнея Чуковского положительно влияют на воспитание детей.

Методы исследования:

  • работа с первоисточниками;

  • сравнение и анализ;

  • описательный метод;

  • анкетирование.

Практическая значимость:  работа может служить пособием для учащихся, при проведении внеклассных мероприятий, на уроках литературного чтения, при знакомстве с творчеством Чуковского, а также использована библиотекой школы.

  1. Основная часть.

Корней Чуковский написал много сказок для детей, я представлю свои любимые.

2.1. Анализ сказки «Айболит»

С первой строки сказки автора указывает на качество Айболита и называет его добрый доктор. Айболит даже отправился в Африку, чтобы помочь заболевшим животным. Айболиту предстоял не легкий путь, он это его не остановило, его путь лежал по лесам, по полям, а в лицо ему ветер и снег, и по морю и по горам. Но пройти это этот сложный путь Айболиту помогли животные, которых он лечил. Эти звери были благодарны Айболиту и оказали ему помощь, когда он в ней нуждался. Мохнатые волки везли Айболита, кит вез по морю, на орлах летел Айболит и наконец добрался до далекой Африки и вылечил зверей.

Из всех героев этой сказки, именно к доктору Айболиту все идут за помощью, а он всем помогает, никому не отказывает, Айболит добрый, смелый и отзывчивый. Идея данной сказки в том, чтобы донести до детей, что нужно быть добрым, смелым, любить людей и животных, понимать, оказывать поддержку и помощь. И эту идею до читателей автор донес через главного героя сказки – Айболита.

Поэтому я считаю, что в этой сказке автор выделяет именно доктора Айболита своими важными и добрыми поступками и именно он мой любимый герой в этой сказке.

2.2.Анализ сказки «Мойдодыр»

Главными героями сказки выступают маленький мальчик и говорящий умывальник. Забавная история, целью которой было приучить детей к личной гигиене и опрятному внешнему виду, с течением времени не теряет актуальности. В ней, как и в любой сказке, описывается противостояние добра и зла. На стороне добра выступает Мойдодыр с заветами о чистоте, а на злой – неряшливость.

Мойдодыр любит чистоту, любит чтобы не было беспорядка, и не допустит не какого пятнышка, и он сделал доброе дело поучал мальчика, заставил его помыться, почистить зубы. А еще один герой сказки – крокодил, вместо того, чтобы мальчику объяснить про важность гигиены, зарычал и ногами застучал и сказал мальчику, что он его растопчет и проглотит, так нельзя детям объяснять важных вещей, поэтому крокодил не может быть любимым героем в этой сказке.

Главная мысль сказки, которую автор раскрывает через главного героя Мойдодыра — важность гигиены для ребенка. Для этого нужно не лениться мыться утром и вечером, быть аккуратным и опрятным, чистить зубы, мыть руки и уши. Ведь, как говорится, чистота — залог здоровья. Да и вообще, кому захочется общаться с грязнулей и неряхой, так что очень важно следить за своим внешним видом и гигиеной.

Я считаю, что в этой сказке автор выделяет именно Мойдодыра, так как именно он принялся мыть мальчика и призвал для этого своих солдат, а потом танцуя говорил мальчику, что он его любит, поэтому Мойдодыр — мой любимый герой в этой сказке.

2.3.Анализ сказки «Федорино горе»

Главными героями сказки выступают Бабушка Федора и посуда. Федора была небережливой и не следила за чистотой своей посуды. Её не заботило, что в доме беспорядок, полным-полно тараканов, лягушки в кадушках. Посуда (чашки, ложки..), мебель, а также другие хозяйственные предметы: топоры, утюг, все они единодушно приняли решение уйти от такой нерадивой хозяйки, что и сделали.

Федора раньше не понимала, что надо любить посуду и мебель, но когда посуда и мебель от неё сбежали, то тогда она поняла, что вела себя не правильно, не мыла, запылила, закоптила, била, помоями облила. Федора отправилась на поиски посуды, стала добрей и спела своей посуде песню. После этого посуда и мебель пожалели Федору и решили вернуться. После чего Федора целовала, ласкала посуду, поливала, умывала и полоскала их. Федора стала за посудой и мебелью следить, любить и уважать.

Главной мыслью сказки является то, что необходимо следить за чистотой в доме, быть трудолюбивой. Также важен урок прощения: несмотря на то, что посуда обещала друг другу никогда не возвращаться обратно, увидев искреннее раскаяние Федоры, с радостью простили её и вернулись домой.

Мне кажется, автор хочет своей сказкой донести до детей, что нельзя себя вести безответственно к своим вещам, о них также нужно заботиться.

Я считаю, что в этой сказке автор выделяет Федору и через образ этого героя показывает, как человек может поменяться. Никогда не поздно осознать свои ошибки и их исправить, поэтому, хоть и не самый лучший герой Федора, но она смогла вернуть доверие своей посуды и вполне заслуживает любви, поэтому Федора мой любимый герой в этой сказке.

2.4.Анализ сказки «Муха-Цокотуха»

Сказка о Мухе-Цокотухе заставляет детей сопереживать Мухе, попавшей в сети безжалостного Паука. Зато как они радуются, когда малюсенький, но отважный Комарик спасает Муху из его лап! Сказка учит детей бороться со злом, быть решительными и смелыми, даже если враг гораздо сильнее и коварнее. Настрой на победу и вера в неё дает даже слабому, но самоотверженному герою дополнительные силы. А для того чтобы тебя уважали, не обязательно быть могучим и сильным — нужно творить добрые поступки и всегда оказывать помощь слабым.

Чтобы понять, чему учит сказка Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха «, рассмотрим образ одного из её главных героев — Комара. Почему-то его Муха не пригласила на свои именины, ведь автор описывает появление Комарика следующими словами: вдруг откуда-то летит. Тем не менее, в отличие от перепуганных насмерть гостей, это маленькое насекомое, размером явно меньше паука-злодея, не побоялось вступить с последним в бой и победило его, а взамен пожелало руку Цокотухи. Таким образом, главная мысль сказки в том, что только настойчивые и смело смотрящие опасности в лицо люди смогут добиться желаемого результата. Также эта сказка учит любви к окружающим, взаимовыручке и поддержке. Я считаю, что в этой сказке автор выделяет Комарика, так как именно он пришел на помощь Мухе-Цокотухе, которая попала в беду, поэтому Комарик мой любимый герой в этой сказке.

2.5. Анализ сказки «Тараканище»

Главные герои сказки «Тараканище» — звери, птицы, насекомые весело путешествуют на разных видах транспорта. Но дорогу им преграждает страшное чудовище – усатый таракан, который грозится съесть веселых путешественников. Испугавшись таракана и его огромных усов, одни герои сказки падают в обморок, другие разбегаются в разные стороны. Их пытается приободрить Гиппопотам, но звери его не слушают.

В результате таракан стал повелителем полей и лесов и все ему покорились. Таракан стал требовать, чтобы звери принесли к нему на съедение своих детей. Испуганным родителям было очень жалко отдавать любимых детишек на расправу усатому чудовищу и они обливались горькими слезами.

Положение спас Воробей. Он прилетел из далеких полей, весело почирикал и склевал страшного таракана. Все обрадовались и стали прославлять Воробья. А потом принялись праздновать победу над ужасным чудовищем.

Главная мысль сказки «Тараканище» заключается в том, что зачастую боязнь чего-либо или кого-либо бывает совершенно необоснованна. Люди сами придумывают себе поводы для страха, и становятся пленниками этого чувства. Сказка учит объективно оценивать каждую ситуацию и не становиться пленником страхов. Нужно преодолевать свои страхи и смело бороться с проблемами. Только решительные действия могут привести к победе, но прежде всего нужно пересилить свой страх.

В сказке автор выделяет воробья, как спасителя зверей, птиц и насекомых, который совершенно не испугался злого усатого чудовища, а также раскрывает детям такие понятия как добро и зло, смелость и трусость, страх и его преодоление.

Я считаю, что в этой сказке автор выделяет воробья, так как именно он пришел всем на помощь, а другие герои не проявили смелости, поэтому мой любимый герой воробей.

3.Анкетирование

Чтобы узнать мнение ребят о любимых героях выше проанализированных мной сказок, я раздала своим одноклассникам анкеты. Приложение 1.

Цель анкетирования – узнать кто любимый герой и почему. По результатам анкетирования ясно, что мои одноклассники разделяют мое мнение и в основном по тем же признакам, что и я, для себя выделяли любимых героев.

Главным образом их выбор главного героя определялся через такие качества героя как доброта, выручка, смелость, храбрость, помощь, дружба и любовь.

4.Выводы

Все сказки чему-то учат. Проанализировав образы героев и их поступки, определив главную мысль сказок, я пришла к мнению, что они учат важным для жизни качествам: взаимовыручке, поддержке, дружбе, добру, пониманию, помощи и любви, делают мир лучше и добрее.

Гипотеза нашла свое подтверждение: герои сказок Корнея Чуковского раскрывают детям понятия о жизненных ценностях, все это положительно сказывается на воспитании детей.

На просторах интернета я нашла стихотворение девочки, учащейся 3 класса, которая через стихи передала свое отношение к сказкам Корнея Чуковского, которое также разделяю.

Что за чудесные стихи
У нашего Чуковского!
Учат многому они
И детей, и взрослого!

Учат выдержке и воле,
Доброте безмерной,
Не ругаться, не сдаваться,
Быть послушным, смелым.

Много в тех стихах зверят
Добрых, злых, трусливых,
Так похожих на ребят
В историях правдивых.

Надо нам, как в тех стихах,
Быть д

о

брою опорой
Для тех, кто помощь ждёт в беде,
Кто мал или не молод.

Любить природу, мир, людей,
Не быть сердитым, подлым.
Иметь побольше нам друзей
И быть счастливым, добрым!

(Оля Дик ученица 3 класса в соавторстве с мамой Лилией Владимировной)

Список литературы

  1. Золотая коллекция сказок К.И.Чуковского, «Проф-Пресс», 2018

  2. Чуковский К.И. Мойдодыр, САМОВАР, 2003

  3. Чуковский К.И. Сказки, Стрекоза-пресс, 2003

Интернет ресурсы

https://www.litres.ru/korney-chukovskiy/skazki-dlya-malyshey-20610277/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

http://chukovskiy.ru/bio.html

Приложение 1.

Анкета

1. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Доктор Айболит» и почему?

2. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Мойдодыр» и почему?

3. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Федорино горе» и почему?

4. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Муха-Цокотуха» и почему?

5. Кто по вашему мнению любимый герой в сказке «Тараканище» и почему?

  • Газ источник жизни сказка
  • Гадкий утенок рассказ распечатать
  • Гадкий кот рассказ на дзен часть 14
  • Гаджимурад на арабском как пишется
  • Габариты как правильно пишется