-
July 13 2009, 14:38
- Литература
- Cancel
Список составлен!
Наверное, не все из перечисленных героев любимы для всех без исключения! Но такого и быть не может. И наверняка вы вспомните и назовете еще 100, а может и больше любимых героев. Я старалась делать список, все-таки из общеизвестных литературных произведений, в основном, классического репертуара (то, что любили наши мамы и мы в детстве).
Данный список не претендует на академичность и законченность!!! Ваши комментарии — лучшее тому подтверждение! Если что еще вспомните — пишите!!!
- Алиса. «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Льюис Кэрролл
- Алиса Селезнёва. «Девочка с земли» Кир Булычев
- Бада. «Зоки и Бада». Пособие для детей по воспитанию родителей. Ирина и Леонид Тюхтяевы
- Бастиан, Атрейо. «Бесконечная история» Михаэль Энде
- Баранкин. «Баранкин, будь человеком» Валерий Медведев
- Бармалей. «Доктор Айболит», «Бармалей» Корней Чуковский (за то, что сумел перевоспитаться)
- Барон Мюнхгаузен. «Приключения барона Мюнхгаузена» Рудольф-Эрих Распэ (за неистощимый юмор и находчивость)
- Белоснежка / Спящая красавица. Братья Гримм, Шарль Перро (милосердие выше всякого зла)
- Бильбо Бэггинс. «Хоббит, или туда и обратно», Джон Ро́нальд Руэл Толкиен
- Братец Кролик и братец Лис, и другие братцы. «Сказки Дядюшки Римуса» Джоэль Харрис
- Буратино. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексей Толстой (шаловливый и не очень послушный мальчуган, заботливый и добрый, находящий свою мечту)
- Ваня Васильчиков «Крокодил» Корней Чуковский (маленький, но смелый)
- Вилли Вонка. «Чарли и шоколадная фабрика» Роальд Даль
- Винни—Пух и его друзья Алан Милн
- Витя Малеев в школе и дома, Николай Носов
- Василиса Премудрая и Прекрасная — героини русских народных сказок
- Гаврош, Козетта «Отверженные» Виктор Гюго. (неунывающий гамен, веселый маленький разбойник, всегда готовый к добрым делам)
- Гарри Поттер, Северус Снегг и другие. Серия книг о Гарри Поттере Джоан Кэтлин Роулинг
- Гекльберри Финн. «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер − сыщик». Марк Твен (см. также Том Сойер)
- Герда. «Снежная королева» Ганс Христиан Андерсен (за верность)
- Гулливер. «Путешествие Гулливера» Джонатан Свифт
- Дениска Кораблев. «Денискины рассказы» Виктор Драгунский (обычный любознательный и сообразительный мальчишка, чем и хорош)
- Джереми Джеймс. «Приключения Джереми Джеймса» Дэвид Генри Уилсон
- Динка. «Динка» Валентина Осеева (нормальный, не слишком послушный ребенок, без всякой приторности образцово-показательной детской героини, со своей скрытой от взрослых жизнью и естественными реакциями)
- Джим Хокинс «Остров сокровищ» Роберт Стивенсон (мальчик, испытавший то, что мечтают испытать многие мальчишки, а также за бесстрашие и честь)
- Доктор Айболит. Корней Чуковский (за врачебный гуманизм без границ)
- Дядюшка Ау, Ханну Мякеля.
- Дядя Степа. Сергей Михалков (за его высоту и ширину взглядов)
- Емеля. Русская народная сказка «По щучьему велению»
- Ёжик и Медвежонок. «Ёжик в тумане», «Все о Ёжике и Медвежонке» Сергей Козлов (за то, что заставляют остановиться, посмотреть вокруг и задуматься)
- Ёжинька. «Приключения Ёжиньки…». Александр Шаров (За веселый нрав и стойкость)
- Золушка. Шарль Перро (за крупную везучесть — не всякой домработнице так повезет!).
- Иванушка-дурачок – герой русских народных сказок (ср. Емеля)
- Капитан Врунгель. «Приключения капитана Врунгеля» Андрей Некрасов. (как хорошо быть капитаном!)
- Карик и Валя, а также профессор Иван Гермогенович. «Необыкновенные приключения Карика и Вали» Ян Ларри
- Карлсон. «Малыш и Карсон» Астрид Линдгрен
- Клаус и Вайолет. Лемони Сниккет, 33 несчастья
- Клеон. «Приключения мальчика с собакой» Надежда Феликсовна Остроменцкая и Наталья Николаевна Бромлей (честный, мужественный паренек-сицилиец)
- Колобок из русской народной сказки (с него, в основном, начинается знакомство малыша с миром, с жизнью, с принципами и моралью)
- Конек-горбунок Петр Ершов
- Кот в Сапогах Шарль Перро (за находчивость, преданность и верность хозяину)
- Красная шапочка Шарль Перро, а также братья Гримм (учит, что не надо заводить случайные знакомства)
- Лева и Оська. «Кондуит и Швамбрания» Лев Кассиль
- Леля и Минька, Михаил Зощенко (маленькие шалуны и проказники)
- Людвиг Четырнадцатый с Туттой Карлсон. «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие» Ян Экхольм.
- Маленькая Баба-Яга, Маленькое Привидение, Маленький Водяной. Отфрид Пройслер
- Маленький Принц. Антуан де Сент-Экзюпери (за чудо, за сказку, за мечту)
- Мальчик-с-Пальчик Шарль Перро (за находчивость и смелость)
- Мальчиш-Кибальчиш. «СКАЗКА О ВОЕННОЙ ТАЙНЕ, О МАЛЬЧИШЕ-КИБАЛЬЧИШЕ И ЕГО ТВЕРДОМ СЛОВЕ» Аркадий Гайдар
- Мама Му и Ворон, Свен Нурдквист (Нордквист), Висландер Джуджа, Висландер Томас (за стремление к горизонтам и за чувство локтя (крыла))
- Мартышка, Попугай, Слоненок и Удав «38 попугаев» Григорий Остер
- Матиуш, «Король Матиуш Первый», Януш Корчак (за воплощение идеала)
- Матроскин, Шарик и дядя Федор. «Дядя Фёдор пёс и кот» Эдуард Успенский (за дружбу и отстаивание свой детской жизненной позиции на деле)
- Маугли и все его друзья из джунглей. «Книга джунглей» Джозеф Редьярд Киплинг (за все лучшее, что можно найти в живом существе, за душевную щедрость всех персонажей, за то, что отверженный смог стать равным, а уйдя к людям, не забыл, с кем он «одной крови»)
- Маффин. «Ослик Маффин и его веслые друзья» Энн Хогарт
- Медвежонок Паддингтон. «Приключения медвежонка Паддингтона» Майкл Бонд
- Мио (Бу Вильхельм Ульсон), «Мио, мой Мио» Астрид Лингрен
- Мэри Поппинс. «Мэри Поппинс с Вишневой улицы» Памела Треверс (Это идеал взрослого глазами детей)
- Мумми-тролль и его семейство. Ту́ве Я́нссон серия книг о Мумми-троллях
- Муфта, Полботинка и Моховая борода. Эно Рауд
- Незнайка из трилогии Н.Носова (Все маленькие люди (дети) НЕЗНАЙКИ, им все интересно, они все делают не так, как это хотелось бы взрослым, они добры безусловно, и они всегда к чему-то стремятся. А уж, что из них вырастет… это заслуга взрослых!)
- Нильс. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельма Лагерлеф. (Он увидел в подробностях всю свою родную страну, и в процессе стал лучшим человеком, чем был)
- Оле-Лукойе Ганс Христиан Андерсен (за красивые мечты и прекрасные сны)
- Оловянный солдатик. «Стойкий оловянный солдатик» Ганс Христиан Андерсен
- Оля (Яло) «Королевство кривых зеркал» Виталий Губарев (сила духа, направленная на защиту высоких человеческих ценностей.)
- Пеппи-длинный чулок. Астрид Линдгрен (просто, потому что это Пеппи, и другой такой нет)
- Питер Пен. «Питер Пэн в Кенсингтонском Саду» Джеймс Барри
- Петров и Васечкин. «Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные» Владимир Алеников
- Петсон и Финдус, Свен Нурдквист (за доброту и выдумку)
- Петька-микроб, Григорий Остер
- Пиноккио. «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. (ср. Буратино)
- Питер, Сьюзен, Эдмунд и Люси и многие другие. «Хроники Нарнии» — цикл из семи книг, Клайв Стэйплз Льюис.
- Полианна. Элинор Портер. (философия у нее интересная. И вообще, это очень жизнеутвержлдающая девочка)
- Реми. «Без семьи» Гектор Мало (потому что мальчишка замечательный)
- Робинзон Крузо Даниэль Дефо
- Рони и Бирк. «Рони, дочь разбойника» Астрид Линдгрен (чуткие и храбрые дети, ценящие превыше всего мир и дружбу)
- Русалочка Ганс Христиан Андерсен (вот уж чудеса любви и самопожертвования!)
- Сампо-Лопаренок. Сакариас Топелиус (за самостоятельность и приключения)
- Саша и Маша Анни Шмидт (за то, что они – дети!)
- Седрик. «Маленький лорд Фаунтлерой» Фрэнсис Элиза Бёрнетт. (Герой непосредственен, любопытен, честен, открыт. Скромный и стойкий малыш с большим любящим сердцем)
- Сережа Каховский «Мальчик со шпагой» Владислав Крапивин (такой вот рыцарь!)
- Субастик. «Семь суббот на неделе. И в субботу Субастик вернулся» Пауль Маар (потому, что безобразник)
- Тема и Жучка. «Детство Темы» Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
- Тим Талер. «Тим Талер или проданный смех», Джеймс Крюс
- Тимур. «Тимур и его команда» Аркадий Гайдар (за действенный альтруизм и достоинство)
- Том Сойер. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Том Сойер за границей» и «Том Сойер − сыщик». Марк Твен (все время переживаешь за этих оболтусов и хочешь быть рядом с ними)
- Умка Юрий Яковлев (за желание дружить)
- Умная собачка Соня Андрей Усачев (Она милая, добрая, смешная и, конечно, очень умная)
- Ухти-Тухти. Беатрис Поттер (Такая ежиха — добрая, работящяя и всем помогала своей работой)
- Хома и Суслик, «Сказки о Хоме и Суслике» Альберт Иванов
- Хоттабыч. «Старик Хоттабыч» Лазарь Лагин (веселый старик, старается мир сделать лучше)
- Чебурашка. «Крокодил Гена и его друзья» Эдуард Успенский
- Чиполлино. Джанни Родари (неунывающий мальчик-луковка)
- Чубо. «Чубо из села Туртурика» Спиридон Вангели (за деятельную доброту, чуткость, любящее сердце и восхитительные фантазии)
- Чук и Гек Аркадий Гайдар. (вроде бы, обыкновенные детишки, но сопереживание вызывают)
- Щелкунчик. «Щелкунчик и мышиный король» Эрнст Теодор Амадей Гофман.
- Электроник. «Электроник — мальчик из чемодана» Евгений Велтистов (за то, что смог стать ЧЕЛОВЕКОМ!)
- Элиза «Дикие лебеди» Ганс Христиан Андерсен (за терпение, смирение, нежность и любовь)
- Элли из Канзаса и ее друзья: Тотошка, Дровосек, Страшила, Трусливый Лев. «Волшебник Изумрудного города» А.М. Волков (и продолжения)
- Эмиль. «Приключения Эмиля из Леннеберги» Астрид Линдгрен (за несгибаемую жизнерадостность и неистощимую проказливость)
КРОССПОСТ в собществе kid_home_lib
Урок-игра «Герои народных и литературных сказок разных стран мира» в 5 классе
Цели и задачи урока:
- Расширение кругозора, исследовательских умений учащихся, развитие внимания, воображения;
- Работа с литературными понятиями «литературный герой», «диалог», «характер», «народная сказка», «литературная сказка»
- Воспитание чувства дружбы и коллективизма в классном коллективе, толерантности по отношению к культуре и традициям других народов;
- Мотивация к чтению сказок и художественной литературы.
Оборудование:
- Подборка иллюстрированных книг со сказками разных народов мира;
- Слайд-шоу сказочных и литературных персонажей на начало и конец урока;
- Картинки с героями сказочных и литературных произведений;
- Географическая карта мира, на которой прикреплены разные сказочные герои;
- Выставка рисунков школьников на тему «Сказки планеты Земля»
- Игровое поле с изображением стран «Франция», «Венгрия», «Африка», «Египет», «Турция», «Алжир», «Германия», «Америка», «Китай», «Англия», «Испания», «Италия», «Индия»;
- Раздаточный материал с заданиями (на русском и на английском языке для ребят и для гостей);
- Цветные карточки для ответов (синего, белого и красного цветов);
- ТСО: компьютер, проектор, музыкальные колонки;
- Подготовка членов жюри (учащиеся старших классов);
Организационный момент. Перед уроком ребятам раздаются цветные карточки ответов, учащиеся делятся на три команды: белых, красных и синих, подавая ответ – ребята поднимают карточки (символизирующие триколор российского флага)
Урок представляет собой игру-викторину с разноплановыми заданиями, связанными с понятием «литературный герой». Игрокам предоставляются 12 тем, на каждую из которых предлагается 1 вопрос. Выбирает задание команда, которая дала правильный ответ (сложность состоит в том, что участники перед тем, как дадут правильный ответ, должны посовещаться, на английском языке объяснить задание помощнику – гостю-иностранцу из студенческой организации AECIEK, донести до него смысл задания и получить ответ именно от него, только после этого команда может отвечать). Правильный ответ оценивается в 1 балл. За соблюдением правильности оценивания следит представитель жюри. Для помощи командам подключаются учителя английского языка, цель которых — помочь ребятам сформулировать вопрос и ответ. У иностранных гостей – текст заданий на английском языке (см. приложения)
Ход урока.
Учитель литературы: (слайд 1) Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами проводим необычный урок, на котором откроем для себя очень важные ценности. Мы с вами в очередной раз убедимся, что все народы мира сочиняют сказки. Что многие писатели разных национальностей возрождают национальные сказки, придав им литературную форму. И самое главное – каждая сказка чему-то учит независимо от того создана ли она народным фольклором или написана великим писателем.
Посмотрите на географическую карту мира – наша планета Земля такая огромная. Россия, Африка, Америка, Европа, Азия…И во всех ее уголках проживают совершенно разные народы. Нам же с вами сегодня предстоит уникальная возможность увидеть, услышать и понять, что независимо от разного цвета кожи, языка и традиций во всем мире люди учат друг друга одним и тем же ценностям, а герои, которые живут в мудрых народных сказках и знаменитых литературных сказках, учатся на своих ошибках, делают сложный выбор и стремятся к тому, чтобы победило добро.
Давайте поприветствуем наших замечательных гостей: Макс из Германии, Лила из Венгрии, Ионнат из Румынии, Филипп из африканской республики Гана, Джин из Малайзии и Аммед из Египта и Навиш из Индии.
(ребята здороваются с гостями на разных языках, пожимают руки: guten Tag – на немецком, buna ziua — на румынском, jó nap – на венгерском, мархаба – на арабском, Selamat siang – на малайзийском, намаскар – на индийском)
Слово учителя литературы: Наши гости для вас сегодня не просто новые знакомые. Они ваши помощники в игре. Ведь многие задания будут связаны со сказками именно их народов или народов соседствующих, а угадывать нам с вами придется героев литературы и сказок.
(Слайд 2)Но сначала давайте разберемся, а что такое ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ. Разберем это словосочетание по частям. Сначала выясним, что значит слово «герой».
(ребята объясняют понятие, раскрывая слово «герой» с разных сторон: человек, совершающий подвиги, необычные поступки, участник какой-то истории, человек своей эпохи, героем можно назвать и участника обычной истории, герой типа «ну ты герой», затем определяют, что такое именно литературный герой)
Слово учителя литературы: А как мы определяем, плохой или хороший герой перед нами? Как мы угадываем его характер, выясняем его мысли, получаем оценку о персонаже? Что нам помогает дать характеристику герою? (слайд 3)
(ребята отвечают: героя характеризуют поступки, место/ обстановка, лексика/слова/фразы, речь, портрет/описание /,проявления особенностей характера, пейзажи, реплики персонажей о главном герое, слова автора, на экране слайд с перечисленными понятиями на русском и английском языках: Поступок / Act, Место / Place Лексика, слова, фразы, речь / Lexicon, words, phrases, speech, Описание / Description, Характер / Character, Обстановка / Situation, Пейзажи / Landscapes, Реплики персонажей о главном герое / Remarks of characters about the main character, Слова автора / Words of the Author)
Слово учителя литературы: Совершенно верно, молодцы. Сегодня в нашей игре мы будем, используя все подсказки, которые вы перечислили угадывать спрятавшихся от нас героев. А кода речь будет идти о героях сказок, мы с вами выясним, чему они учат. Но так как мы с вами живем в России — должны знать и уважать свою историю и культуру, давайте начнем с задания, связанного с русским фольклором.
Внимание: конкурс «Разминка». По команде вам, уважаемые игроки, предстоит вспомнить и записать на листочке как можно больше героев русских сказок. Победит та команда, которая назовет большее количество и не допустит ошибок. На старт, внимание, марш!
(ребята записывают, отдают членам жюри для подсчета)
Слово учителя литературы: А сейчас мини-конкурс «Иностранный специалист». Ребята, попробуйте, узнать у своих помощников, кого из героев русских сказок они знают. Балл получит та команда, чей помощник назовет хотя бы одного.
(ребята пытаются объяснить помощникам смысл задания, первый ответивший приносит балл команде)
Слово учителя: Итак, приступаем к заданиям сегодняшней игры. Для начала отправимся в Германию (с игрового поля снимает карточку с заданием, которое появляется на экране): Определите по описанию, о каком герое немецкой сказки известного писателя идет речь (приложение 1)(слайд 4)
(ответ Эрнест Теодор Гофман, «Щелкунчик и мышиный король»)
Слово учителя литературы: Отправляемся в Италию (слайд 5, снимает задание, читает). По цитате автора и фразе одного из героев, определите, о каком герое и произведении идет речь: «Ложь бывает двух видов: у одной лжи короткие ноги, у другой длинный нос (…) Деревянный Человечек мертв. Однако, если бы он, по несчастному стечению обстоятельств, оказался не вполне мертв, это было бы несомненным признаком того, что он еще жив»
(ответ «Пиноккио», Карло Коллоди)
Слово учителя литературы: Продолжаем путешествовать, посетим Англию (снимает карточку с изображением Англии, читает). По описанию обстоятельств определите, о каком герое идет речь (приложение 2, слайд 6)
(ответ Дж. Свифт, «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»)
Слово учителя литературы: А теперь отправимся в сказочную страну – Индию (снимает карточку с изображением Индии, читает задание). По диалогу героев определите, как зовут главного персонажа (приложение 3, слайд 7)
(ответ Р.Киплинг, «Маугли»)
Учитель литературы: А сейчас, дорогие ребята, мы с вами отправимся в гости в Америку, к одному известному писателю (снимает задание «Америка», читает). По описанию обстановки определите, о каком герое идет речь (приложение 4, слайд
(ответ Толкиен «Хоббит»)
Слово учителя литературы: Сейчас мы с вами окажемся на Востоке. Там существует множество легенд и сказок. Прочитайте одну из них, распространенную в Алжире и в Египте (в сокращении) и назовите, под каким названием нам известна похожая история? Как зовут главного героя, попавшего в чудесный сборник лучших сказок под названием «Тысяча и одна ночь» (дети читают сказку, приложение 5, определяют героя и название сказки – «Али Баба и сорок разбойников, слайд 9)
Слово учителя литературы: Внимание, горячее задание из Африки. Прочитайте предложенную народную сказку и сформулируйте, чему она учит (жюри за лучшую формулировку команде дает балл, приложение 6 слайд 10)
Слово учителя литературы: А теперь полетим в Китай – страну с древними традициями и поверьями (снимает карточку с заданиями, приложение 7, слайд 11)Главного героя народ наделил уникальными свойствами и внешним видом. Прочитайте сказку и ответьте на вопрос, почему аист желтого цвета? Чему учит эта сказка?
(жюри за лучший ответ дает балл)
Слово учителя литературы: А теперь мы снова возвращаемся в Европу (снимает задание с карточкой «Венгрия»). Перед вами – известная венгерская сказка «Два жадных медвежонка». Прочитайте ее и придумайте продолжение. Не забудьте ответить на вопрос, чему учит эта сказка? (приложение 8, слайд 12)
(ребята предлагают свои варианты продолжения сказки, за лучшие жюри дает баллы)
Слово учителя литературы: Итак, пришла пора подвести итоги нашей игры. Пока жюри готовится объявить результаты, давайте еще раз вспомним, что на сегодняшнем уроке мы с вами вспомнили, что узнали?
(дети отвечают, что сформулировали понятие литературный герой, вспомнили, как дать характеристику персонажу, на игровых этапах, используя свои знания, определили героев сказок, познакомились с народными сказками разных национальностей, убедились, что все сказки чему-то учат)
Слово учителя литературы: Давайте послушаем и гостей из разных стран мира. Какие сказки они помнят, чему их учили сказки, которые рассказывали мамы? (гости отвечают, учителя английского переводят).
Объявление итогов. Награждение победителей.
Слово учителя литературы: Народные сказки передавались из поколения в поколение тысячи лет. Литературные сказки были важной частью культуры. Благодаря сказкам мы усваиваем, что такое хорошо, а что такое плохо, что добро всегда побеждает зло, а поэтому лучше быть хорошим. Сказки всех народов мира учат одному – добру, честности, порядочности, справедливости. Все сказки учат нас жить в мире и согласии друг с другом и с соседями. Давайте читать больше сказок и никогда не забывать их истинных ценностей. Завершим мы наше путешествие веселой песней, которую мы сочинили вместе с ребятами и танцем с простыми движениями (приложение 9, слайд 13)
Учителя, педагоги и гости вместе исполняют флеш-моб танец с песней «Что бы не случилось – все зависит от нас»
Приложение 1
«…в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан, весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на субтильных ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа»
Приложение 2
«Читатель может себе представить, в каком неудобном положении я лежал все это время. Наконец после большого усилия мне посчастливилось порвать веревочки и выдернуть колышки, к которым была привязана моя левая рука; поднеся ее к лицу, я понял, каким способом они связали меня. В то же время,
рванувшись изо всей силы и причинив себе нестерпимую боль, я немного ослабил шнурки, прикреплявшие мои волосы к земле с левой стороны, что позволило мне повернуть голову на два дюйма. Но созданьица вторично спаслись бегством, прежде чем я успел изловить кого-нибудь из них. Затем раздался пронзительный вопль, и, когда он затих, я услышал, как кто-то из них громко повторил: «Толго фонак». В то же мгновение я почувствовал, что на мою левую руку посыпались сотни стрел, которые кололи меня, как иголки(…) Когда эти люди заметили, что я лежу спокойно, они перестали метать стрелы, но в то же время по усилившемуся шуму я заключил, что число их возросло. На расстоянии четырех ярдов от меня напротив моего правого уха я услышал стук, продолжавшийся больше часа, точно возводилась какая-то постройка. Повернув голову, насколько позволяли державшие ее веревочки и колышки, я увидел деревянный помост, возвышавшийся над землей на полтора фута, на котором могло уместиться четверо туземцев, и две или три лестницы, чтобы всходить на него»
Приложение 3
– Свободный Народ, – громко прозвучал его голос. – Разве Шер Хан водит стаю? Какое дело тигру до места нашего вожака?
– Ввиду того, что это место ещё свободно, а также помня, что меня просили говорить… – начал Шер Хан.
– Кто просил? – Разве мы шакалы и должны прислуживать мяснику, убивающему домашний скот? Вопрос о вожаке стаи касается только стаи.
Раздался визг, вой; голоса кричали:
– Молчи ты, щенок человека!
– Дайте ему говорить. Он хранил наш Закон!
Наконец, прорычали старшие волки:
– Пусть говорит Мёртвый Волк.
Приложение 4
«Жил-был в норе под землей …………… Не в какой-то там мерзкой грязной сырой норе, где со всех сторон торчат хвосты
червей и противно пахнет плесенью, но и не в сухой песчаной голой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была………………., а значит — благоустроенная. Она начиналась идеально круглой, как иллюминатор, дверью, выкрашенной зеленой краской, с сияющей медной ручкой точно
посередине. Дверь отворялась внутрь, в длинный коридор, похожий
на железнодорожный туннель, но туннель без гари и без дыма и
тоже очень благоустроенный: стены там были обшиты панелями, пол
выложен плитками и устлан ковром, вдоль стен стояли
полированные стулья, и всюду были прибиты крючочки для шляп и
пальто, так как …………………любил гостей. Туннель вился все дальше и
дальше и заходил довольно глубоко, но не в самую глубину Холма,
как его именовали жители на много миль в окружности. По обеим
сторонам туннеля шли двери — много-много круглых дверей. …………………….
не признавал восхождений по лестницам: спальни, ванные,
погреба, кладовые (целая куча кладовых), гардеробные (………………………..
отвел несколько комнат под хранение одежды), кухни, столовые
располагались в одном этаже и, более того, в одном и том же
коридоре. Лучшие комнаты находились по левую руку, и только в
них имелись окна — глубоко сидящие круглые окошечки с видом на
сад и на дальние луга, спускавшиеся к реке»
Приложение 5
Алжирская сказка «Джеха и…..». Шайка разбойников держала в страхе всю страну. Все знали, что в шайке сорок один человек и что живут они в городе, но ни одного поймать не удавалось.
Люди стали запирать двери на огромные деревянные засовы, вешать на окна железные решётки, но ничто не помогало.
Повелел тогда султан привести к нему известного своею хитростью Джеху и говорит ему:
– Избавь нас от этой шайки, Джеха, и ты получишь всё, что пожелаешь. А если ты ничего не сумеешь сделать, я буду тебя самого считать разбойником. Ты ведь очень хитрый и за счёт своей хитрости живёшь. Я даже могу подумать, что ты и есть атаман разбойников. А уж тогда тюрьмы тебе не миновать!
Задумался Джеха – что же делать? Откажешься, султан в тюрьме сгноит. А вдруг удастся как-нибудь выкрутиться? И согласился он исполнить повеление султана.
Зная, что разбойников сорок один вместе с атаманом, потребовал Джеха предоставить ему сорок один день на размышление и выдать из султанского курятника сорок жирных кур и одного большого петуха. Ну, а заодно получил он из султанских кладовых масло, специи, овощи, лепёшки, чтоб было с чем курятину есть.
Всё это принёс Джеха домой и говорит жене:
– Есть у нас теперь всё, чтоб безбедно прожить сорок один день, а там будь что будет! Зарежь первую курицу и сделай из неё хороший кускус*.
(* Алжирское национальное блюдо, по виду напоминающее пшённую кашу с подливкой из мяса и овощей.)
Тем временем слух о том, что султан велел Джехе поймать разбойников, разнёсся по всему городу. Вскоре и сами разбойники узнали об этом.
Посылает атаман одного из них к Джехе, чтобы подслушать, как же он их ловить собирается.
Прокрался разбойник к дому, приложил ухо к двери и слышит, как Джеха, съев кускус из первой курицы и поглаживая себя по животу, говорит жене:
– Первый сюда уже попал.
Подумал разбойник, что речь идёт о нём, побежал к своим товарищам и рассказал им о том, что слышал.
На следующий день послал атаман другого разбойника. Залез тот на ограду и слышит, как Джеха говорит жене, съев кускус из второй курицы и поглаживая себя по животу:
– Вот и второй сюда попал…
Каждый вечер посылал атаман нового разбойника, и каждому из них казалось, что Джеха его узнал.
Так продолжалось сорок вечеров.
На сорок первый вечер решил атаман сам разузнать, в чём дело, и отправился к дому Джехи. А тот в это время размышлял, как поступить с единственным петухом, который у них остался: съесть его сейчас или пока оставить, тем более что следующий день не сулил ничего хорошего.
Вот слышит атаман, как говорит Джеха жене:
– Сейчас очередь самого главного. Можно бы его пощадить на день-другой. Он такой благородный и красивый, что просто жаль лишать его жизни. Зарежем его, а там тюрьма, и всему конец. Вот бы удалось тюрьмы избежать!
Услышал это разбойничий атаман и решил, что вся его шайка раскрыта. Не хотелось ему умирать. И стал умолять он хитрого Джеху помочь ему избежать казни.
– О, прозорливейший из прозорливейших, о, мудрейший из мудрейших! Не губи меня, не причиняй нам зла! Спаси нас, и мы всегда придём тебе на помощь, когда потребуется. Мы готовы с сегодняшнего же дня забыть о разбое.
Согласился Джеха и пошёл к султану. А атамана связал и оставил у себя дома.
С того дня прекратились все грабежи. А те, кто был раньше грозным разбойником, стали лучше любых стражников. А Джеха? Конечно, он не получил от султана всего, чего пожелал, но тюрьмы избежал и до сих пор живёт в своём маленьком домике!
Приложение 6
Как случилось это?
Жил-был маленький леопард. Пошел он на реку погулять, напился воды и увидел маленькую антилопу. Они пили воду вместе, и вместе вышли на берег, и стали играть на песке. Наигрались досыта и расстались. Малыш леопард сказал малышу антилопе:
— Мне пора домой, а завтра я приду снова, будем опять играть. И ты приходи.
— Я приду,— сказала антилопа.
И пошли по домам. На другой день они снова встретились у реки, и играли на песке, и совсем подружились. Каждый день они так играли, десять дней подряд. Как-то говорит малышу леопарду его мать:
— Чем это ты пахнешь, сынок? Никак антилопой! А сын отвечает:
— Ну да, мы вместе с ней играем у реки, на песочке. Мать ему:
— Что ты, сынок! Ведь антилопа — это еда! Это самое вкусное мясо! Вот пойдешь завтра на реку играть вместе с ней — укуси ее зубами вот здесь, за горло, и тащи сюда. Это кушанье, это мясо, ведь мы каждый день его едим!
— Хорошо,— сказал малыш леопард,— я сделаю так, как ты велишь.
Малыш антилопа пришел к себе домой. Мать и говорит:
— Чем это ты пахнешь, сынок? Никак ты пахнешь леопардом?
Малыш отвечает:
— Ну да, мы вместе с ним играем у реки, на песочке. Это мой друг.
Тогда мать сказала:
— Ох, сынок, разве ты не знаешь, что сталось с твоими братьями? Ведь их всех убил леопард. Помнишь своего отца? И его убил леопард. Помнишь младшего брата отца? И его убил леопард. Помнишь старших братьев отца? Их убил леопард. Мы забрались в самую густую чащу и тут живем, потому что боимся леопарда. Мы не смеем жить там, где чаща пореже. Когда завтра пойдешь есть траву, ешь потихоньку. Если леопард увидит тебя, то убьет.
И как будешь пить воду, пей потихоньку, а увидишь леопарда — беги со всех ног! Поверь своей матери — беги со всех ног! Они убивают нас всюду, где только увидят! Малыш антилопа сказал:
— Хорошо. Я сделаю, как ты велишь.
На другое утро пошел малыш антилопа к водопою. Малыш леопард увидел его издали и кричит ему:
— Это ты, антилопа?
— Это я.
— Беги же сюда, поиграем!
— Нет, не хочу,— отвечал малыш антилопа.
Тогда кинулся маленький леопард, чтобы схватить маленькую антилопу. А малыш антилопа крикнул ему:
— Видно, у тебя родители такие же, как у меня! И пустился бежать прочь. А малыш леопард? Малыш леопард пошел домой. Вот как это случилось. И сказка вся.
Приложение 7
Говорят, что жил когда-то в Китае бедный студент. Звали его Ми. Он был так беден, что не мог заплатить даже за чашку чая. Ми просто бы умер с голоду, если бы один хозяин чайной не стал бесплатно кормить его и поить.
Но вот однажды Ми явился к хозяину и сказал:
— Я ухожу. Денег у меня нет, и заплатить за все, что я здесь выпил и съел, мне нечем. Однако я не хочу оставаться неблагодарным. Вот, смотри!
И с этими словами студент Ми вынул из кармана кусок желтого мела и нарисовал на стене чайной желтого аиста.
— Этот аист, — сказал Ми, — принесет вам в десять раз больше денег, чем я вам задолжал. Каждый раз, когда соберутся люди и трижды хлопнут в ладоши, он будет сходить со стены и танцевать. Но помните: никогда не заставляйте аиста танцевать для одного человека… А теперь прощайте.
И с этими словами студент Ми повернулся и вышел.
Хозяин был удивлен, однако решил попробовать. Когда на другой день в чайной собралось много народу, он попросил всех трижды хлопнуть в ладоши. И сейчас же аист сошел со стены и протанцевал несколько танцев. Да еще как весело и забавно! А потом ушел обратно. Гости были в восхищении: удивлялись, ахали, не могли поверить своим глазам.
И так было каждый раз. Слух о диковинке разнесся повсюду. Народ валом валил в чайную, и хозяин быстро богател. Обещание студента Ми сбывалось.
Но вот однажды в чайную зашел богатый начальник — мандарин. Видит — сидят кругом одни крестьяне да ремесленники. Рассердился мандарин и приказал всех выгнать.
Слуги налетели с палками, народ разбежался, и мандарин остался один. Выложил он перед хозяином кучу денег и потребовал показать ему аиста. Хозяин при виде денег забыл обо всем. Он трижды хлопнул в ладоши; аист нехотя сошел со стену и протанцевал один танец. Вид у него был пасмурный и больной. Потом он ушел обратно и больше не шевелился. Мандарин кричал, грозил, но сделать ничего не мог.
А ночью у дверей чайной раздался сильный стук. Хозяин пошел открывать. Видит — стоит студент ми и молчит. Вынул ми из кармана дудочку, заиграл и пошел не оборачиваясь. Аист встрепенулся, соскочил со стены и поспешил за ним. С тех пор никто уже не видел студента Ми и его волшебного желтого аиста. Старые люди говорят, что если где-нибудь появится такая диковинка, то это для всех. А если завладеет ею один человек, она все равно исчезнет.
Приложение 8
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым — лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чащобе, жила старая медведица. У старой медведицы было два сына. Когда медвежата подросли, решили они пойти по белу свету счастья искать.
Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.
Обещали медвежата исполнить приказ матери и тронулись в путь-дорогу. Сначала пошли они по опушке леса, а оттуда — в поле. Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. А по дороге достать было нечего.
Понурые брели рядышком медвежата.
— Э, братик, до чего же мне есть хочется! — пожаловался младший.
— А мне и того пуще! — сокрушенно покачал головой старший.
Так они все шли да шли, покуда вдруг не набрели на большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее по справедливости, поровну, но не сумели.
Жадность одолела медвежат, каждый боялся, что другому достанется большая половина.
Спорили они, ругались, рычали, как вдруг подошла к ним лиса.
— О чем вы спорите, молодые люди? — спросила плутовка.
Медвежата рассказали о своей беде.
— Какая же это беда? — сказала лисица, — Это не беда! Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — все одно.
— Вот это хорошо! — воскликнули с радостью медвежата. — Дели!
Лисичка взяла сыр и разломила его надвое. Но старая плутовка разломила головку так, чтобы один кусок был больше другого. Медвежата враз закричали:
— Этот больше! Лисица успокоила их:
— Тише, молодые люди! И эта беда — не беда. Малость терпения — сейчас все улажу.
Она откусила добрый кусок от большей половины и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.
— И так неровно! — забеспокоились медвежата. Лисица посмотрела на них с укоризной.
— Ну, полно, полно! — сказала она, — Я сама знаю свое дело!
И она откусила от большей половины здоровенный кусок. Теперь больший кусок стал меньшим.
— И так неровно! — вскричали медвежата в тревоге.
— Да будет вам! — сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот ее был набит вкуснейшим сыром. — Еще самая малость — и будет поровну.
Так и шла дележка. Медвежата только черными носами водили туда-сюда — от большего к меньшему, от меньшего к большему куску. Покуда лисица не насытилась, она все делила и делила.
К тому времени, как куски сравнялись, медвежатам почти сыра не осталось: две крохотные крошки!
— Ну что ж, — сказала лиса, — хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! — захихикала и, помахав хвостом, убежала. Так-то вот бывает с теми, кто жадничает
Приложение 9
Песня «Все зависит от нас» (на мотив «They don’t care about us» Майкла Джексона)
Белый, черный, рыжий и зеленый…
Хмурый, добрый, радостный, влюбленный…
Солнце, ветер, облака и небо…
Мир прекрасен, где бы ты не был!
Юг и запад, восток и крайний север…
Розы, астры, ромашки и клевер…
Греки, финны, татары и китайцы,
Японцы, индийцы, мордва и итальянцы…
Что бы ни случилось в этом мире — все зависит от нас!
2 к
Ваня, Оля, Таня и Полина,
Юра, Вася, Дима и Алина…
Нос в веснушках или нос курносый,
Взгляд открытый или взгляд раскосый…
Что бы ни случилось в этом мире — все зависит от нас!
3к:
На планете Земля мы живем
Не для войн и кровопролитий.
На планете Земля мы живем
Ради жизни и новых открытий.
Этот мир только в наших руках.
Он такой же как мы — он, как дети!
Пусть искрится счастье в глазах
И не гаснет на этой планете.
МИР СВОБОДНЫЙ, СПРАВЕДЛИВЫЙ, ЧЕСТНЫЙ,
ЛОЖЬ И ЗЛО В НЕМ НЕ НАХОДЯТ МЕСТА.
В НЕМ ЦАРИТ ЛЮБОВЬ, ДОБРО И РАДОСТЬ,
ТОЛЬКО КАЖДОМУ ПОНЯТЬ ОСТАЛОСЬ:
ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ, В ЭТОМ МИРЕ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ НАС!!!
Цели урока.
- Познакомить с национальными особенностями народных сказок.
- Развивать умение наблюдать, обобщать, проводить аналогию.
Задачи урока.
- Углубление знаний о сказках, сказочных героях.
- Развитие эмоционально-нравственной сферы.
- Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей.
Ожидаемые результаты.
В результате урока учащиеся смогут:
– иметь представления о сказочных героях других народов;
– проявить интерес к дальнейшему изучению данной темы.
Этапы урока.
1. Вступление. Сказки создавались веками и передавались
из поколения в поколение. Есть теория, что все сказки народов мира были созданы
в одном месте, а потом разошлись по всему свету.
Одинаковые сказки встречаются, потому что желания людей
разных народностей похожи между собой, близок их образ жизни, их представления
об окружающем мире.
Презентация
2. Виды сказок. Сказки могут быть о животных, волшебные,
бытовые. Каждый вид имеет свои отличительные особенности.
Сказки о животных – самый древний вид сказки. В них
изображаются животные той страны, где эти сказки появились. В сказках животные
наделены “постоянными признаками”. Лиса – льстивая, мстительная, хитрая,
расчетливая. (“Лиса и заяц”, “Кот, петух и лиса”). Серый волк – свирепый, но
глупый (“Волк и семеро козлят”, “Зимовье зверей”). Заяц, лягушка, мышь выступают
в сказках в роли слабых. Только кот и петух помогают обиженным, верны дружбе. В
китайской сказке “ О том, как счет годам вести стали” самой хитрой оказалась
маленькая мышь. Свирепому тигру в сказках Востока и Юго-Восточной Азии отводится
роль глупца, которого обманывает слабое животное, обычно кролик, заяц. Сказки о
животных проникнуты стремлением к справедливости.
В волшебной сказке возникает таинственный мир.
Положительному персонажу помогают сверхъестественные силы, чудесные помощники.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он
преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое
счастье.
Образы женщин-героинь волшебных сказок необыкновенно красивы.
О них говорят: “Ни в сказке сказать, ни пером описать”. Они мудры, умны,
обладают колдовской силой. Находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая,
Марья Моревна).
Рядом с героями чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка,
Морозко; предметы– ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка,
шапка-невидимка.
Противники положительных героев – темные силы (Баба – Яга,
Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Кикимора). Они коварны, алчны.
Бытовые сказки возникли позднее остальных. Здесь нет
фантастических образов, действуют реальные герои: муж, жена, солдат, барин,
поп). Герои побеждают благодаря находчивости, уму, смелости.
3. Сказочные герои.
Между сказками разных стран много общего: сюжеты, герои,
чудесные превращения, волшебные предметы, магические задания, всегда побеждает
добро.
Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные
черты. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны. Их национальная
специфика сказывается в языке. Бытовых подробностях, характере пейзажа, укладе
жизни.
Известный персонаж сказок – хлеб круглой формы, который
принял вид сказочного говорящего существа и проник в народные сказки мира. В
русской сказке – Колобок, в американской – Пряничный (имбирный)
человечек, в английской – Джонни-пончик. Несмотря на различие главных
героев, в сказках осмеиваются тщеславие и другие пороки людей.
Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак,
Иван– крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который
побеждает врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. На Ивана-дурака
похож английский Джек-лентяй. Оба они изначально бедны, но с помощью ума
и смекалки преодолевают различные препятствия и в результате женятся на дочке
царя. Простоватым человеком в немецких сказках выступает Ганс, который
оказывается самым умным и добрым. Близки образы главных героев и других стран:
Йиржик и Кубичек у чехов, Гала у поляков. Хитрый Петр у болгар, Эро у сербов.
Широко известный в сказках персонаж Баба-Яга. Она
изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не
является воплощением только злого начала, Она может быть и доброй Бабой-Ягой,
помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда, хаос, разруха,
бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам,
которые задает Баба-Яга своим героям. “Откуда идешь? Куда путь держишь?” И
старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.
В немецких сказках персонаж Бабы-Яги – Нехе (в
переводе с немецкого “Ведьма”. Немецкие Ведьмы живут в опрятных , аккуратных
домиках, которые сделаны из печенья. сахара, пирогов. Они предсказуемы,
последовательны, ответственны. У нее в доме чистота. порядок, все имеет свое
место. Все это говорит о менталитете, о национальном характере немцев. Они
всегда последовательны, точны, аккуратны.
Образ Бабы-Яги встречается и в сказках других народов. В
Финляндии – это Лоухи, хозяйка сказочной страны. В Японии – Ямауба.
Внешне она страшная, уродливая старуха. Волосы длинные, седые. Часто
изображается в красном кимоно, грязном и рваном. Огромный рот ведьмы растянут во
все лицо. В то же время Ямауба способна менять свою внешность, что помогает ей
заманивать доверчивых людей.
Змей Горыныч – огнедышащее с несколькими головами,
летающее высоко над землей. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается
буря, сверкает молния, дрожит земля. Аналогом Змея в зарубежных сказках является
Дракон. Он положительный персонаж, внушающий почтение.
Кащей Бессмертный – насильник, коварный убийца, скряга.
Сказки рисуют его костлявым стариком с запавшими глазами. Смерть его скрыта в
яйце, яйцо – в гнезде, гнездо – на дубе, дуб – на острове, а остров – в
безбрежном море. Сюжет, связанный с образом Кащея, – древний. В египетской
сказке о двух братьях, Анупу и Битью, рассказывается, что сердце Битью было
спрятано в цветке акации. Такой мотив встречается в индийских, немецких,
норвежских сказках.
Домовой – у славянских народов покровитель дома, который
обеспечивает счастливую семейную жизнь, здоровье, плодородие. У шведов домового
зовут Ниссе. Брауни – домовой в Англии. Это маленькие смешные человечки
бурого цвета. Они симпатичные сказочные существа, очень любят посещать ферму.
Пока хозяева спят , они выполняют всю домашнюю работу. Этих существ можно
встретить в сказках “Малютка Брауни”, “Домовой из Хилтона”.
Леший – частый персонаж русских сказок. Место жительства
духа – глухая, лесная чащоба. К добрым людям они помогают выйти из леса. А
плохим заставляет ходить кругами, путает. Он свищет, аукает, хохочет, плачет,
хлопает в ладоши. Аналогом Лешего в германо-скандинавском и кельтском фольклоре
является другой волшебный народ – эльфы. Они очень маленького роста. Эльфы
являются духами леса, обычно они дружны с человеком, если бы не одна особенность
– склонность к воровству. Они могут похитить скот, унести ребенка.
Гномы – сказочные карлики из германского и
скандинавского фольклора. Они бородаты, живут под землей, славятся богатством и
мастерством.
Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Это
удивительные волшебные существа. Они порождение гор, лесов, болот, морей. Шкура
напоминают по цвету скалы, на теле растут деревья, кусты. Тролль огромен. Он
хрюкает как свинья или его рев заставляет сотрясаться утесы.
Другое сказочное страшное существо из европейского фольклора
– гоблин. Гоблины живут в пещерах и не переносят солнечного света. Внешне
непревлекателен: длинные уши, когти, страшные глаза.
В английских сказках эльфы очень близки феям. Это
красивые и добрые персонажи. Изначально феи могли быть как женского, так и
мужского пола и изображались в виде ангела. Они волшебным образом вмешиваются в
дела человека и приходят им на помощь.
4. Заключение. Изучая сказки народов мира, можно
отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями. Отличие связано с
особенностями другой культуры, природы, обычаями.
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать
друг друга.