Герои волшебных сказок это

Персонажи волшебных сказок

Персонажи
волшебных сказок четко делятся на
«положительных»
и «отрицательных», причем сущность их
в ходе повествования
обычно не меняется.

«Гонимые»
герои сказок.

Сказка
берет обездоленного под защиту и делает
своим героем
:
это
осиротевший юноша («Кот в сапогах»),
падчерица («Золушка», «Морозко»),
осиротевшие дети («Сестрица Аленушка
и братец Иванушка»).
Кроме
того, при переходе от родового строя к
патриархальной семье в положении
социально обездоленного оказался
младший брат.

Вокруг
новых социально обездоленных героев
начинают собираться старые мифологические
рассказы о волшебных силах, порожденных
мифологическим мышлением
.
Но теперь эти волшебные
силы встают на защиту угнетенного,
помогают ему и устанавливают
уходящую из жизни справедливость.

Герой
в большинстве сказок представ
ляет
один и тот же
тип
искателя
,
отправляющегося за волшебным даром
или невестой и добивающегося удачи. Его
социальное положение
не имеет значения: это может быть
Иван-царевич или Иван
— крестьянский сын, Андрей-стрелец или
Емеля-дурак. Но
в экспозиции сказки герой часто
представлен двояко.
Эпический герой
добивается успеха благодаря своей
незаурядной силе.

Эпический
герой
,
которого отличают
благородное (или чудесное) происхождение,
необычайная сила
и красота, а также рано проявляющееся
богатырство. Чаще
сказка называет
эпического героя Иваном-царевичем. Он
прекрасен собой и
совершает героические подвиги.

«Низкий»
герой

— ленивый и
всеми презираемый дурак, который сидит
на печи (важная
для мифа связь с родным очагом подается
в сказке как лень и неряшество
).
«Низкий»
герой — это обыкновенно младший брат.
Но
именно он во всех перипетиях
одерживает верх, а не его умные братья.
Он
мало что решает и довольно пассивен.
Все
делает за героя его помощник, и тот либо
старательно
выполняет,
что ему наказывают, либо отправляется
спать, следуя
правилу:
«Утро
вечера мудренее
».

Конечная
цель приключений сказочного героя —
свадьба, причем
женится он непременно на царевне. Как
уже говорилось, эта сказочная
свадьба — чудесный для героя выход из
обострившейся социальной
ситуации, которая в сказке всегда связана
с внутрисемейными
отношениями.

Героини волшебных сказок

Мудрая
дева,
владеющая волшебными умениями и связанная
с силами природы.
Это такая красавица, «что
ни в сказке сказать, ни пером описать
»
(Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная,
Марья Моревна).
Обычно она превосходит по уму своего
избранника, и герой теряет ее, пока не
отвоевывает потерянную жену у Кощея
Бессмертного.

Сказочная
невеста

существо
противоречивое
,
особенно когда герою
приходится ее завоевывать. Она может
быть коварной, она исчезает и герою
предстоит долгий путь, чтобы вернуть
ее.

«Низкому»
герою-запечнику соответствует тип
кроткой девуш
ки-падчерицы,
служанки и замарашки (например, героиня
сказки «Морозко»). Младшая сестра в
русских волшебных сказках — это еще и
верная возлюбленная, которая три пары
башмаков железных истоптала,
три посоха чугунных изломала, три
просвиры каменных изглодала,
чтобы найти своего жениха («Перышко
Финиста — Ясного сокола»).

Есть
в сказке особые персонажи — чудесные
помощни
ки,
которым передаются волшебным образом
сила и способности героя, так что «герой
и его помощник есть функционально одно
лицо».
Помощники эти — разного происхождения:

Тотемические,
из мира животных — корова, чудесный
конь, серый
волк, щука, кот — так называемые
благодарные животные.

Помощники
антропоморфного вида
,
связанные
с культом предков (умершая мать,
оставляющая сироте корову-помощницу,
благодарный мертвец — Медный Лоб, некая
бабушка-за-дворенка).

Олицетворенные
человеческие способ
ности
(Опивало, Объедало и т. п.). Разные по
происхождению, все помощники
функционально едины: их роль — помочь
герою выполнить
трудную задачу.

Соседние файлы в папке Фольклор

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Сказочный персонаж — это герой сказки, выполняющий в произведении определенный набор действий для решения стоящих перед ним задач. Сказочный персонаж бывает главным и второстепенным, добрым и злым. Наверняка многие из вас вспомнят, как в детстве импонировали тому или иному герою сказки, подражали ему, потому что хотели быть похожими на любимого персонажа…

Сказочный персонаж

Кто такой герой сказки?

Оглавление

  • Литературный термин «сказочный персонаж»
  • Основные герои русских народных сказок
  • Сказочные персонажи, которые умеют совершать чудеса
  • Самые известные герои авторских сказок

Литературный термин «сказочный персонаж»

Сказочный персонаж (герой сказки) — это действующее лицо в художественном произведении, обладающее характерными чертами и решающее определенный набор задач для достижения той или иной цели. Герои сказок бывают как авторскими, так и народными, которые известны всем нам с детства.

Сказочные персонажи могут как сами обладать чудодейственной силой, так и иметь в своем арсенале магические предметы, помогающие им бороться со злом. В сказке имеются как положительные, так и отрицательные герои, но один из них всегда главный.

Основные герои русских народных сказок

Такие сказочные персонажи имеют определенный набор характеристик, легко узнаваемы, поскольку созданы коллективным народным творчеством. Самыми известными из них являются:

  • Снегурочка — милая и несколько наивная молодая девушка, внучка Деда Мороза, которая во всех сказках является его неизменной спутницей и помощницей.
  • Мороз — добрый сказочный персонаж в образе старца с бородой, посохом, который творит чудеса преимущественно в зимнее время года.
  • Баба-Яга — старуха-чародейка уродливой внешности, которая летает на метле и живет в избушке на курьих ножках, как правило, отрицательный сказочный персонаж.
  • Илья Муромец — один из главных богатырей русского былинного эпоса, который возглавлял оборону Древней Руси.
  • Кощей — отрицательный персонаж загробного мира, смерть которого заключена в яйце с иглой.
  • Садко — положительный герой былинного эпоса, молодой новгородский гусляр.
  • Алеша Попович — один из младших богатырей русского былинного эпоса.
  • Добрыня Никитич — после Ильи Муромца второй по популярности богатырь русского народного эпоса.
  • Змей Горыныч — отрицательный персонаж русского фольклора с тремя головами, который похищает женщин.
  • Леший — дух леса, чаще всего, в образе старца, который умеет быть как положительным, так и отрицательным героем.
  • Колобок — глупый сказочный персонаж в образе выпечки округлой формы, который ушел от бабушки и дедушки и попался лисе на язык.
  • Никита Кожемяка — богатырь киевского былинного эпоса.
  • Водяной — персонаж славянской мифологии, который является повелителем дна морского.
  • Василиса Премудрая — прелестная молодая девушка из русских волшебных сказок, которая дарит свою любовь герою, победившему Змея или Кощея.
  • Иван-дурак — удачливый, но глупый молодой человек из русских волшебных сказок.
  • Лиса Патрикеевна — хитрая лисица из русских народных сказок, которая добивается своего лестью и обманом.
  • Иван-Царевич — один из главных героев русских народных сказок, чьи деяния являются образцом достижения наивысшего успеха.
  • Солдат — положительный персонаж русских народных сказок в образе храброго и умного молодого человека.

Сказочные персонажи, которые умеют совершать чудеса

Волшебник — это сказочный герой, который умеет совершать чудеса благодаря наличию в нем сверхспособностей или специальных магических атрибутов. Почти в каждой сказке есть такой персонаж.

Волшебниками являются старик Хоттабыч, Джин, Гарри Поттер, Эльза, волшебник Изумрудного города, фея и многие другие. Иногда даже принцы и принцессы обладают чудодейственной силой или главным магическим атрибутом — волшебной палочкой, которые помогают им творить чудеса.

Самые известные герои авторских сказок

Авторы, как правило, наделяют своих сказочных персонажей необычными характеристиками, включая внешность, способности, атрибуты и имена. Самыми известными героями авторских сказок являются:

  • Алиса из произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
  • Айболит и Бармалей из сказки Корнея Чуковского «Доктор Айболит».
  • Белоснежка / Спящая красавица из сказок братьев Гримм, Шарля Перро.
  • Буратино из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик».
  • Винни-Пух из сказочных историй Алана Милна.
  • Гарри Поттер из произведений Джоан Роулинг.
  • Карлсон из сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  • Красная Шапочка из произведения Шарля Перро.
  • Золушка из сказки Шарля Перро.
  • Снежная Королева из произведения Ганса-Христиана Андерсена.
  • Дядя Степа из стихотворения Сергея Михалкова.
  • Кот в Сапогах из сказки Шарля Перро.
  • Маленький Принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери.
  • Маугли из сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей».
  • Незнайка из произведений Николая Носова.
  • Робинзон Крузо из одноименной приключенческой истории Даниэля Дефо.
  • Русалочка из сказки Ганса-Христиана Андерсена.
  • Умка из сказочной истории Юрия Яковлева.
  • Чебурашка и крокодил Гена из произведения Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

В сказках любой персонаж важен, поскольку каждый из них выполняет определенные функции в процессе развития сюжета. Поэтому для меня второстепенных сказочных героев не бывает. А вы как считаете?.. Буду очень рада, если поделитесь своим мнением в комментариях под этой статьей. Заранее благодарю!

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 579 Приморского района г. Санкт-Петербурга   ПРОЕКТНАЯ РАБОТА   Тема: «Волшебные герои русских народных сказок»   Автор: Хахулин Павел 5«А» класс Руководитель: Фарафонова М.А. 2015-2016 учебный год

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 579 Приморского района г. Санкт-Петербурга ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема: «Волшебные герои русских народных сказок»

Автор: Хахулин Павел 5«А» класс

Руководитель: Фарафонова М.А.

2015-2016 учебный год

Цель проекта: узнать, откуда возник герой сказки, познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них. Доказать, что образы некоторых героев неоднозначны, противоречивы, которым присущи и силы добра, и силы зла. А также обобщить знания учащихся о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Цель проекта:

узнать, откуда возник герой сказки, познакомить с неоднозначными, «отрицательными» героями сказок, раскрыть интересные факты о них. Доказать, что образы некоторых героев неоднозначны, противоречивы, которым присущи и силы добра, и силы зла. А также обобщить знания учащихся о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память; воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Задачи исследования: 1. Узнать значение имен сказочных героев в разных словарях и научных трудах; 2. Проанализировать поступки, которые они совершают в сказках, соотнести их с добром или злом; выяснить, где они обитают. 3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе сказочных персонажей.

Задачи исследования:

1. Узнать значение имен сказочных героев в разных словарях и научных трудах;

2. Проанализировать поступки, которые они совершают в сказках, соотнести их с добром или злом; выяснить, где они обитают.

3. Изучить отношение одноклассников к сказкам и их мнение об образе сказочных персонажей.

Гипотеза:  мы предположили, что волшебные герои могут быть разными, как положительными, так и отрицательными.

Гипотеза:

мы предположили, что волшебные герои могут быть разными, как положительными, так и отрицательными.

Проблемные вопросы:   1. Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок?  2. Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными?  3. Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?

Проблемные вопросы: 1. Откуда взялись волшебные персонажи русских народных сказок? 2. Кого из волшебных героев мы можем назвать положительными, а кого отрицательными? 3. Где обитают волшебные персонажи, и как выглядит их жилище?

Сказка  – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самыми интересных сказок являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешают волшебные, сказочные персонажи.

Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна. Сказку русский народ всегда любил, передавал ее из уст в уста, из поколения в поколение. Люди, рассказывая сказку, часто изменяли и дополняли ее. Обычно, сказка становилась от этого интереснее, занимательнее. Одними из самыми интересных сказок являются волшебные сказки, где главному герою, чтобы стать счастливым, надо пройти через испытания, а помогают ему или мешают волшебные, сказочные персонажи.

Результаты анкетирования 1.1 Что вы знаете о Бабе – яге?  - хитрая;  - у неё избушка на курьих ножках;  - живёт в лесу;  - ест людей;  - в некоторых сказках хорошая, иногда помогает;  - летает в ступе;  - злая;  - летает в котелке  1.2 положительный ли она герой?  Да – 4 человека  нет – 8 человек  2.1 Что вы знаете о кощее бессмертном?  - он бессмертный;  - он один может завоевать весь мир;  - старый, злой, страшный;  - его смерть в игле;  он смертный  2.2 положительный ли он герой?  Да- 5человек  нет – 7 человек

Результаты анкетирования

1.1 Что вы знаете о Бабе – яге? — хитрая; — у неё избушка на курьих ножках; — живёт в лесу; — ест людей; — в некоторых сказках хорошая, иногда помогает; — летает в ступе; — злая; — летает в котелке 1.2 положительный ли она герой? Да – 4 человека нет – 8 человек 2.1 Что вы знаете о кощее бессмертном? — он бессмертный; — он один может завоевать весь мир; — старый, злой, страшный; — его смерть в игле; он смертный 2.2 положительный ли он герой? Да- 5человек нет – 7 человек

Результаты анкетирования 3.1 что вы знаете о лешем?  -хитрый;  - живёт в лесу;  - хранитель леса;  - мохнатый;  - смертный  3.2 Положительный ли он герой?  Да – 6 человек  нет – 6 человек  4.1 Что вы знаете о домовом?  - живёт дома;  - хитрый, вредный;  - живёт у ленивых людей;  - маленький  4.2 Положительный ли он герой?  Да – 7 человек  нет – 7 человек  5.1 Что вы знаете о кикиморе?  - живёт на болоте;  - хитрая, вредная;  - ест лягушек;  - похожа на бабу-ягу;  - ей 1000 лет  5.2 Положительный ли она герой?  Да- 2 человека  нет – 10 человек

Результаты анкетирования

3.1 что вы знаете о лешем? -хитрый; — живёт в лесу; — хранитель леса; — мохнатый; — смертный 3.2 Положительный ли он герой? Да – 6 человек нет – 6 человек 4.1 Что вы знаете о домовом? — живёт дома; — хитрый, вредный; — живёт у ленивых людей; — маленький 4.2 Положительный ли он герой? Да – 7 человек нет – 7 человек 5.1 Что вы знаете о кикиморе? — живёт на болоте; — хитрая, вредная; — ест лягушек; — похожа на бабу-ягу; — ей 1000 лет 5.2 Положительный ли она герой? Да- 2 человека нет – 10 человек

Баба-Яга Известный персонаж волшебных сказок. По словам Кайсарова – она прародительница, хранительница рода и традиций; по мнению другого автора – заботливая берегиня; а из энциклопедического словаря – лесная старуха, ведьма. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего – одна костяная) нога. Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Наверное поэтому она стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги: 1. Яга – воительница 2. Яга – похитительница 3. Яга – дарительница 4. Яга – прародительница (мать, бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн), хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба-яга»), теща.

Баба-Яга

Известный персонаж волшебных сказок. По словам Кайсарова – она прародительница, хранительница рода и традиций; по мнению другого автора – заботливая берегиня; а из энциклопедического словаря – лесная старуха, ведьма. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим – славянской богиней смерти. Хорошо известны основные черты образа Бабы-Яги: это женщина, старуха, у нее необычная (чаще всего – одна костяная) нога. Костеногость – это атрибут смерти (нога мертвеца или скелета). Наверное поэтому она стала ездить в ступе по земле: «… бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга».Волшебная сказка знает несколько образов Бабы-Яги:

1. Яга – воительница

2. Яга – похитительница

3. Яга – дарительница

4. Яга – прародительница (мать, бабка для нескольких своих дочерей – внучек – ягишн), хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тетка (сказка «Баба-яга»), теща.

Баба-Яга Часто живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, что соответствует представлениям древних славян о том, что Баба-Яга живет на границе между земным и нижним миром (миром мертвых). Почему? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках на высоких пнях, похожих на куриные ноги. Вход в домик обращен к лесу («Иван Быкович»). Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, охраняет мир мертвых. Отсюда – внешний вид – высохшая старушка с крючковатым носом, костяной ногой. Обычно живет одна, но имеет родственников – сестер или дочерей. Во многих сказках Баба-Яга, действительно предстает в одном из своих предназначений – берегини и дает добрый совет гостям, часто моет, кормит, переодевает, спать укладывает ( «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что»). В других сказках – предстает в другой ипостаси – крадет детей, хочет съесть героя, убить его (« Баба – Яга и заморышек», « Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная»). В некоторых сказках, прежде чем помочь, заставляет делать тяжелую работу.

Баба-Яга

Часто живет у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом, что соответствует представлениям древних славян о том, что Баба-Яга живет на границе между земным и нижним миром (миром мертвых). Почему? В древности умерших хоронили в домовинах – домиках на высоких пнях, похожих на куриные ноги. Вход в домик обращен к лесу («Иван Быкович»). Баба-Яга, живущая в избушке на курьих ножках, охраняет мир мертвых. Отсюда – внешний вид – высохшая старушка с крючковатым носом, костяной ногой. Обычно живет одна, но имеет родственников – сестер или дочерей. Во многих сказках Баба-Яга, действительно предстает в одном из своих предназначений – берегини и дает добрый совет гостям, часто моет, кормит, переодевает, спать укладывает ( «Поди туда, не зная куда, принеси то, не зная что»). В других сказках – предстает в другой ипостаси – крадет детей, хочет съесть героя, убить его (« Баба – Яга и заморышек», « Гуси – лебеди», «Василиса Прекрасная»). В некоторых сказках, прежде чем помочь, заставляет делать тяжелую работу.

Кощей Бессмертный

Еще один сказочный персонаж. В восточнославянской мифологии злой чародей, смерть которого спрятана в нескольких вложенных друг в друга волшебных животных и предметах. Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. В славянском язычестве – владыка или хранитель мира мертвых (подземного царства). Изображается в виде худого высокого старика, либо живого скелета, часто представляется скупым. В отличие от Бабы-Яги он не меняет своей отрицательной сути: он злой, коварный, приносит беды и несчастья людям: крадет девушек, воюет, заставляет делать невыполнимую работу. Главной же особенностью Кощея Бессмертного, отличающей его от других сказочных персонажей, является то, что его смерть (душа, сила), материализована в виде предмета и существует отдельно от него. Местом жительства является царство, в котором он правит. В русских волшебных сказках Кощей Бессмертный уносит героиню на край света , в свое жилище. Та выпытывает у него, где скрыта Кощеева смерть, передает тайну герою – избавителю, который добывает его смерть, и тот погибает( «Кощей Бессмертный», «Царевна – лягушка»).

Леший Языческий персонаж, встречается во многих сказках. Из словаря В. Даля – это лесной дух, пугало, как домовой; поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, филина. Обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Он нем, но голосист, без шапки, волосы расчесаны налево, кафтан запахнут направо, бровей и ресниц нет «Шел, нашел, потерял!» - поговорка Лешего. Живет в лесу. Жилище Лешего - бревенчатая изба в густом ельнике, вдали от человеческих поселений. Почитав сказки, мы выяснили, что Леший представляет как положительный, так и отрицательный персонаж: он может помогать главному герою («Кикимора», «Королевич и его дядька»), давать совет, волшебные предметы – помощники, а может и вредить: красть детей, девушек («Леший»).

Леший

Языческий персонаж, встречается во многих сказках. Из словаря В. Даля – это лесной дух, пугало, как домовой; поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, перекидывается в мужика с котомкой, в волка, филина. Обходит путников и лесников, заставляя их плутать. Он нем, но голосист, без шапки, волосы расчесаны налево, кафтан запахнут направо, бровей и ресниц нет «Шел, нашел, потерял!» — поговорка Лешего. Живет в лесу. Жилище Лешего — бревенчатая изба в густом ельнике, вдали от человеческих поселений. Почитав сказки, мы выяснили, что Леший представляет как положительный, так и отрицательный персонаж: он может помогать главному герою («Кикимора», «Королевич и его дядька»), давать совет, волшебные предметы – помощники, а может и вредить: красть детей, девушек («Леший»).

Домовой

В религиозных верованиях славянских и некоторых других народов, бескрылый, бестелесный «дух», живущий в доме. Обычно его представляли себе в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи, только заросшего до глаз волосами и с коготками на мохнатых лапах. По нраву же домовой – идеальный хозяин, вечный хохотун, хлопотун, зачастую ворчливый, нов глубине души – заботливый и добрый. Вера в домового – пережиток первобытных семейно-родовых культов. Согласно поверьям, домовой – не только хранитель дома, но и иногда наказывает людей за нарушение обычаев и непочтение, душит их во сне, пугает, как, например, в сказке «Иван и домовой». Считалось, сто домовой помогает по хозяйству, сохраняет имущество, часто пересчитывает его ( это хорошо обыграно в мультфильме про домовенка Кузю), любит домашний скот, особенно лошадей. Домовые защищают дом от воров, пожаров, другой нечистой силы. Он шумит, бродит ночами по дому, вздыхает и бормочет. Может плакать, если дому грозит беда, или смеяться, если ожидается счастье. Сказки с этим героем встречаются очень редко («Иванушка и Домовой», «Снежный дом»). Чаще домовой присутствует уже в авторских сказках ( Ф.Одоевский).

Кикимора По Далю – род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой. Также есть лесная кикимора, кикимора болотная, которая обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла полено или поленце. Кикимора, как правило, поселяются в помещениях, если в нем случалось что-то нехорошее. Может быть наслана колдуном. Присутствие ее в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же наоборот, бранью. Любимое занятие кикимор – тканье и пряжа. В сказках встречается нечасто и предстает только как отрицательный персонаж («Кикимора»). Жилище кикиморы из сказок – или зеленый омут(если кикимора болотная), или обитает в доме людей, за печкой, стараясь выжить их. Может оборачиваться домашним животным, например, котом.

Кикимора

По Далю – род домового, который по ночам прядет, он днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам с веретеном, прялкой. Также есть лесная кикимора, кикимора болотная, которая обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла полено или поленце. Кикимора, как правило, поселяются в помещениях, если в нем случалось что-то нехорошее. Может быть наслана колдуном. Присутствие ее в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же наоборот, бранью. Любимое занятие кикимор – тканье и пряжа. В сказках встречается нечасто и предстает только как отрицательный персонаж («Кикимора»). Жилище кикиморы из сказок – или зеленый омут(если кикимора болотная), или обитает в доме людей, за печкой, стараясь выжить их. Может оборачиваться домашним животным, например, котом.

Заключение.  В результате проведенного исследования я выяснил, что известные нам сказочные герои (Баба-Яга, Кощей, Леший, домовой, кикимора) пришли к нам из язычества, когда люди поклонялись силам природы. Со временем они утратили божественную сущность и стали сказочными персонажами. Мы видим, что известные нам волшебные персонажи часто принадлежат сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда их безграничные возможности. Нельзя утверждать, сто эти персонажи являются только отрицательными. Явно отрицательным персонажем выступает Кощей Бессмертный. Остальные же герои могут быть и положительными, и отрицательными, и нейтральными. Читайте сказки и узнаете много интересного.

Заключение. В результате проведенного исследования я выяснил, что известные нам сказочные герои (Баба-Яга, Кощей, Леший, домовой, кикимора) пришли к нам из язычества, когда люди поклонялись силам природы. Со временем они утратили божественную сущность и стали сказочными персонажами. Мы видим, что известные нам волшебные персонажи часто принадлежат сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда их безграничные возможности. Нельзя утверждать, сто эти персонажи являются только отрицательными. Явно отрицательным персонажем выступает Кощей Бессмертный. Остальные же герои могут быть и положительными, и отрицательными, и нейтральными. Читайте сказки и узнаете много интересного.

Валидуб. Кадр из мультфильма (СССР, 1952)

Героем волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках и герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский Вярнидуб, польский Валигура. Характерны в этом отношении герои чешских сказок «Силач Йиржик» и «Сапожник Либор».

Герои волшебных сказок решают трудные задачи: в одну ночь им надо построить дворец, преодолеть большое пространство, отгадать трудные загадки. Нередко в начале сказки эти герои, если они не царские сыновья, простые деревенские юноши и даже дурачки, как русский Иванушка-дурачок или у чехов Йиржик. Но, преодолев все препятствия и успешнее, чем это делают другие, они оказываются всех умнее, а поэтому и всех счастливее. Если герои волшебных сказок смелые, честные и добрые юноши, то героини — писаные красавицы: Василиса Прекрасная, Золотоволоска.

Нередко в сказках славянских народов в качестве героев выступают силы природы. Олицетворяются Солнце, Месяц, Мороз, Ветер. Часто встречаются фантастические существа, являющиеся мифологическими по своей природе: водяной, морской царь, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Главный герой сражается с чудовищами (в сербских сказках — ала-хала — ненасытное чудовище, аждая — дракон, в болгарских — ламя — животное с собачьей головой и змеиным хвостом). Здесь человек находится в добрых или недобрых отношениях с вилами и дивами, с самовилами и самодивами.

Отразилась в волшебных сказках и вера в превращение людей в животных и птиц, а животных и птиц в людей; лебедь и лягушка превращаются в прекрасных девушек, а заклятые девушки в змей. Показательны в этом отношении сербские сказки «Иван и дивский старейшина», «Аждая и царский сын» или русская сказка «Царевна-лягушка».

Есть мотивы людоедства и запретов. Мальчику запрещают пить воду из козлиного копытца (следа), но он пьёт и превращается в козлёнка. Есть мотивы вещих и сбывающихся снов.

В волшебные сказки вошли и мотивы, которые несут на себе отпечаток времени феодализма. Герой в них в награду получает царство, в сказках действуют цари и короли, царицы и королевы, царевичи и королевичи, царевны и королевны. Появляются и воины, стража, паны и слуги. Цари и царицы живут во дворцах и теремах, в палатах, замках. Функции чудесного на более поздних стадиях бытования сказок изменились. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты. Герои часто становятся образами социальных врагов.

Богач и бедняк

В сказках герой нередко бедняк. В сербских сказках: «Жил-был бедняк» («В пещере вил»), «В давние времена жил да был бедняк» («Лень нечего жалеть»), «В хижине на краю села жила-была бедная женщина со своим единственным сыном» («Железный перстень»); в словацких: «В одной деревне жил бедняк с женой» («Пастух Янко и прекрасная змейка»), «Жила в небольшом домике бедная вдова с двумя сыновьями» («Заколдованный лес»), «Жил на свете один бедный человек и был у него сын» («Весёлая скрипка»), «Жил-был бедный лесничий, второй раз женатый» («Оленёнок»), «Жил на свете бедняк, у которого, кроме нескольких человек детей, ничего не было» («Лесник Янко и три собаки»). Есть и социальная антитеза: «Жили в давнее время в одном и том же доме два человека: один бедный, а другой богатый» («Женская мудрость»). В чешских сказках положительным героем нередко является батрак, который работает на богатого хозяина. В сказке «Ян и баба-яга» крепостной крестьянин, откупившись становится вольным землепашцем.

Ковёр-самолёт

Важная особенность волшебных сказок этого периода — это появление в них волшебных предметов, таких как ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Филологи считают, что так люди пытались выразить свою мечту о счастье, победе над силами природы, классовой несправедливостью. Человек хотел быстрее передвигаться и создал образ сапог-скороходов; хотел летать и создал образ ковра-самолёта; хотел легче добывать пищу и создал образ скатерти-самобранки.



Похожие статьи:

СКАЗКА КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР 

Сказка — эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст…

АНАЛИЗ СКАЗКИ «ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА» Сказка начинается с очень важного события — царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни, у среднего — на двор купеческой дочери, ну а у младшего улетела аж на болото, в лес. Этот факт для нас интересен тем… 

БАБА ЯГА  Баба-Яга — зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей, зверей и разных лесных тварей. Самое жилище Яги окружено в сказках тайной. Живёт она в избушке на курьих ножках…

  • Герои великой отечественной войны и их подвиги сочинение
  • Гала фестиваль как пишется
  • Газофикация или газификация как правильно пишется
  • Герои в сказках обычно какие честные добрые трудолюбивые
  • Герои башкирских сказок картинки для детей