Герой и толпа в романтической концепции лермонтова поэта сочинение 10 класс

Обновлено: 11.01.2023

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Как в лирике лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Тема поэта и толпы в лирике М. Ю.
Лермонтова Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного поэта – пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу.

В несколько дней оно тысячами рукописных списков распространилось по Петербургу. Последние 16 строк неделей позже: в этих строках в полную силу прозвучало гневное обличение светского общества – палачей Свободы, Гения и Славы, допустивших убийство великого поэта и защищающих убийцу. Эпиграф взят из трагедии фр.

Упоминание о троне, окруженном жадной толпой палачей свободы, напоминание о грядущей расплате касались не только придворных сановников, но и самого императора. Эпиграф должен был смягчить смысл последней строфы: ведь если поэт обращается к императору с просьбой о наказании убийцы, следовательно, Николаю незачем воспринимать стих. в свой адрес.

Архипов) Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. «Жуковский… сказал: «… в смерти Пушкина повинен не только шеф жандармов (А. Х. Бенкендорф), но и распорядитель судеб России – государь.

Сочетание гениальности, смелости, свободолюбия, гордости, высокого достоинства и в то же время доверчивости, детской чистоты, незащищенности особенно приближает поэта к читателю и рождает острое чувство сострадания к нему. Совершенно иные чувства возникают по отношению к убийцам П. Вначале Л.

Сблизив образы поэта и кинжала, Л. впервые высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стих. на развернутом сравнении,

он в первых 6 строфах рассказал историю кинжала, а в последующих 5 – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Основной смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой.

Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

В чем трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова?

Как в его лирике отразился конфликт поэта и толпы?

Так, царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один.

В последних строчках этого стихотворения содержится такой вызов, который не мог способствовать сближению поэта со светским обществом:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – всё лучшие годы!

Если человек разочарован в любви, в страстях, в мечтах, тогда возникает такой ужасный для молодого человека вывод:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка.

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Здравствуйте Зоя!А мне кажется,что если бы Михаил Юрьевич почитал бы стихи Улюкаева,то он в стихотворении «ДУМА» уже не смотрел бы на своё молодое поколение столь категорично.За ним ещё шли и хорошие поэты и Некрасов и Фет и Тютчев.Я же когда ознакомился в инете с творчеством выше означенного Улюкаева,при набрании которого с тысячу ссылок обозначается,то могу с уверенностью заявить,что это,как у нас в школе говорили,бред сивой кобылы,здесь на ПРОЗЕ самый начинающий и то лучше пишет.И спасибо Вам,что мне иногда уделяете своё внимание и время,всегда приятно с Вами обменяться мнениями!

Вы правы, Сергей, сейчас нравы таковы, что деятельность отдельных «творцов» вызывает недоумение, а то и возмущение.
Всего Вам хорошего. Удачи!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Михаил Юрьевич Лермонтов на протяжении всей своей жизни страдал от острого чувства одиночества и непонимания со стороны других людей, что не могло не сказаться на его поэзии. И, действительно, в лирических произведениях поэта достаточно часто прослеживаются такие мотивы, как изгнанничество, одиночество и разобщенность поэта с окружающим его обществом. Лермонтов не раз обращался в своем творчестве к такой животрепещущей для него теме, как конфликт поэта и толпы.

Свободы, Гения и Славы палачи!

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 2 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 2 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 3 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 12 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та с опо­рой на ав­тор­скую по­зи­цию, сфор­му­ли­ро­ва­на соб­ствен­ная точ­ка зре­ния; вы­дви­ну­тые те­зи­сы убе­ди­тель­но обос­но­ва­ны; но есть неточ­но­сти в трак­тов­ке сти­хо­тво­ре­ния «Смерть по­эта», а так­же не обо­зна­че­на и не рас­кры­та та­кая важ­ная для пред­ло­жен­ной те­мы про­бле­ма, как от­ра­же­ние в твор­че­стве Лер­мон­то­ва ис­то­ри­че­ской си­ту­а­ции 1830-х го­дов, свя­зан­ной с уси­ле­ни­ем ре­ак­ции, огра­ни­че­ни­ем сво­бо­ды, пре­сле­до­ва­ни­я­ми пе­ре­до­вых идей. Те­ма «тол­пы» в твор­че­стве Лер­мон­то­ва тес­но свя­за­на с про­бле­мой тра­ге­дии по­ко­ле­ния, про­во­дя­ще­го дни в бес­смыс­лен­ных свет­ских раз­вле­че­ни­ях, с мо­ти­вом «мас­ка­ра­да», сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го от­сут­ствие ис­крен­но­сти, от­кры­то­сти в об­ще­нии, под­чер­ки­ва­ю­ще­го пре­об­ла­да­ние лжи и об­ма­на в ми­ре «ра­бов и гос­под», «го­лу­бых мун­ди­ров» и «пре­дан­но­го им на­ро­да». От­сю­да и непри­я­тие по­этом «тол­пы», не про­сто не спо­соб­ной его по­нять, но про­ти­во­сто­я­щей все­му строю его мыс­лей и ду­ши.
2. В со­чи­не­нии ис­поль­зу­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия для ана­ли­за про­из­ве­де­ния; ошиб­ки и неточ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
3. Текст при­вле­ка­ет­ся раз­но­сто­ронне, но име­ют­ся от­дель­ные слу­чаи при­вле­че­ния тек­ста вне пря­мой свя­зи с вы­дви­ну­тым те­зи­сом.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­на 1 ре­че­вая ошиб­ка.

Конфликт поэта и толпы в лирике Лермонтова

Надо отдать должное, тема эта — одна из наиболее ярких в творчестве поэта. Собственно, именно с этого острого явления и началось литературное становление юного Лермонтова в широком кругу. Как известно, общественность узнала поэта в тот момент, когда он бесстрашно обвинил ее во всех смертных грехах, приведших к гибели А.С. Пушкина. В недвусмысленных выражениях досталось всем, включая высшие эшелоны власти. Слава Богу, политика 30-х гг. XIX века была относительно лояльной к подобным вспышкам, благодаря чему мы сегодня имеем возможность наслаждаться и другими произведениями вечно юного романтика-обличителя.

Лермонтовский поэт — и жертва, и палач одновременно. Все-таки и тут сквозит печоринское двуличие. Рассмотрим некоторые строки:

Укор невежд, укор людей

Души высокой не печалит;

Пускай шумит волна морей,

Утес гранитный не повалит.

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь,

Чтоб бранью назвали коварной

Мою пророческую речь?

Это слова писателя. В принципе, можно с чистой совестью распространить это высказывание и на поэта…

Но пред судом толпы лукавой

Скажи, что судит нас иной

И что прощать святое право

Страданьем куплено тобой.

По совести сказать, вся эта юношеская пылкость на грани максимализма выглядела бы смешной, если бы за ней не стояла подлинная человеческая трагедия, история одинокой и отверженной души, которая столь часто озлобляется именно по причине непринятия миром. Кто тут виноват — та самая пресловутая толпа или все же и гордый поэт тоже — вопрос сложный. Это всегда палка о двух концах.

И Лермонтов-то прекрасно это понимает. Да, его Поэт почти всегда обличитель, а толпа — синоним праздной пустоты, но хуже от этого все же Поэту. Толпа переживет, ничего ей не сделается. А восставший против общественного мнения раздираем как чисто внешними проявлениями конфликта, так и в еще большей степени — терзаниями душевными. Никакая чернь его не растерзает, он с этим великолепно справляется сам.

Образ поэта, как и многое у Лермонтова, трагичен. Временами — до нелепости, до абсурда. Но трудно всерьез упрекать в излишней романтизации героев автора, не дожившего даже до тридцати.

Конфликт поэта и толпы сложен тем, что сам Михаил Юрьевич не уверен на сто процентов, кто в нем подлинно виноват. Вернее, ясно, что оба виноваты. Ясно и то, что Лермонтову ближе позиция отверженного творца, нежели сытого скучающего читателя. Но он не был бы сам собой и уж явно не мог бы создать первого в русской литературе психологического романа, занимай он однозначно непримиримую позицию… Что было раньше: курица или яйцо? Общество породило злого (в прямом смысле) гения или он своим язвительным пером намеренно лишает себя права на взаимопонимание и поддержку. Вопрос открыт по сей день…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайды, сборники стихотворений М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.

I . Слово учителя.

Это стихотворение – начало зрелого периода в творчестве М. Ю. Лермонтова. Именно оно являлось причиной ссылки поэта на Кавказ.

(Слайд с изображением М.Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина.)

— Попытаемся понять переживания М. Ю. Лермонтова, определить идейное своеобразие произведения, понять, именно в этом стихотворении уже проявляется тема поэта и толпы.

— Для этого сделаем подробный анализ стихотворения. Работаем в группах. (Задания проецируются на доску.)

Задание для первой группы. Выделить композиционные части стихотворения. Определите тему и идею каждой части. (Стихотворение на доске. Анализирующий обращает внимание уч-ся на доску.)

Вторая часть стихотворения (следующие 23 строки) стилисти­чески значительно отличается от первой. Страстное обличение как бы уступает место надгробной элегии, скорби по поводу безвре­менной гибели героя-певца. В этой части Лермонтов более всего лиричен, давая волю глубоко личному чувству любви и боли.

Задание второй группе. Определить, как меняется ритмическая организация стиха по мере измене­ния темы. Выделить особенности рифмы.

(Четырехстопный ямб меняется вольным четырех-пяти-шестистопным. При написании стихотворения использована перекрёстная рифма, причём чередуется женская и мужская рифма в первой части стихотворения во второй части используется опоясывающая рифмовка, затем смешанная последовательная и опоясывающая, затем автор возвращается к перекрёстной рифме и выдерживает её до конца стихотворения. Такая особенность рифмы подчёркивает возмущение автора, усиливает эмоции читателей.)

(На доске проецируются стихи А. С. Пушкина и определение понятия реминисценция – использование в литературном произведении выражений из других произведений, а то и фольклора, вызывающих у автора некую другую трактовку; порой заимствованное выражение бывает несколько изменено.)

Зачем от жизни сей, ленивой и простой,

Я кинулся туда, где ужас роковой.

Где страсти дикие, где буйные невежды,

Где злоба и корысть!

Задания четвёртой группе. Сопоставьте реальный образ А.С. Пушкина 30-х гг. с образом поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова? Идентичны ли они?

Задания пятой группе. В данном стихотворении впервые отчетливо прозвучала ти­пичная для лермонтовской поэзии тема поэта и толпы.

Какие мысли и чувства пробудило в вас это стихотворение?

III . Сопоставительный анализ стихотворений.

— Обратимся к эпиграфу нашего урока. Из какого произведения

— Заполните таблицу на основе сравнения двух стихотворений. ( Первый вариант заполняет первую колонку, второй – вторую, затем проводится сопоставительный анализ

Читайте также:

      

  • Кайзер сочинение 20 номер 13
  •   

  • Тайная сила цены сочинение
  •   

  • Сетевой врач профессия будущего сочинение
  •   

  • Проблема истинных и ложных ценностей сочинение егэ гранин
  •   

  • Сочинение про уфу на башкирском языке с переводом

Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

«Сочинения на свободные темы»

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я».

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Как в лирике лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?

Тема поэта и толпы в лирике М. Ю.
Лермонтова Следуя прежде всего Пушкину и декабристам, поэт с самого начала и до конца творческого пути воссоздает облик народного поэта – пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина, патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу.

Тема поэта и поэзии – одна из центральных в лирике Л. «Смерть поэта», «Поэт», «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк»

«Смерть поэта»

написано 28 января 1837 г. «под свежим еще влиянием истинного героя и негодования, возбужденного в нем святотатственным убийством» (А. Шан-Гирей) и стало выражением общего горя и потрясения.

В несколько дней оно тысячами рукописных списков распространилось по Петербургу. Последние 16 строк неделей позже: в этих строках в полную силу прозвучало гневное обличение светского общества – палачей Свободы, Гения и Славы, допустивших убийство великого поэта и защищающих убийцу. Эпиграф взят из трагедии фр.

Драматурга Ротру (1609 – 1650) «Венцеслав» Еще до появления заключительных строк шеф жандармов Бенкендорф доложил Николаю Первому о «непозволительных стихах корнета Лермонтова»; Николай получил их по почте с надписью «Воззвание к революции» 21 февраля Л. был арестован, 25 – переведен в Нижегородский драгунский полк (на Кавказ) в военную часть, действовавшую против горцев.

Стих. впервые напечатано в «Полярной звезде» (1856) А. Герцена и Н. Огарева, выходившей в Лондоне. В Росси впервые, не полностью, – в 1858 г. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова» (А. И. Герцен) «Есть основания думать, что довести до Третьего отделения (высшая тайная полиция) полный текст с эпиграфом стремился сам Л.

Упоминание о троне, окруженном жадной толпой палачей свободы, напоминание о грядущей расплате касались не только придворных сановников, но и самого императора. Эпиграф должен был смягчить смысл последней строфы: ведь если поэт обращается к императору с просьбой о наказании убийцы, следовательно, Николаю незачем воспринимать стих. в свой адрес.

В то же время среди широкой публики стих. ходило без эпиграфа» (И. Л. Андроников) «Этот эпиграф прокладывал дорогу знаменитой концовке, к которой он ближе всего… Ведь эпиграф только по форме был мольбой о царской милости. По существу же требования и по пафосу его – это ультиматум…» (Вл.

Важно

Архипов) Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример. «Жуковский… сказал: «… в смерти Пушкина повинен не только шеф жандармов (А. Х. Бенкендорф), но и распорядитель судеб России – государь.

Поэт убит человеком без чести, дуэль произошла вопреки правилам – подло» Л. прямо назвал настоящих убийц поэта, направивших пистолет Дантеса, и открыл людям истину о трагической гибели П. В стих. сплелись 2 темы и 2 поэтические интонации: лирически проникновенная там, где воспевается П., и ораторская, обличительная, гражданская, когда речь идет о его убийцах. Для Л.

Пушкин – идеал поэта и человека, в высшем значении этого слова. Еще при жизни увенчанный «торжественным венком» славы, он вызывает благоговение, этот «дивный гений», с «чудной силой» таланта и «чудными песнями» (характерна эмоциональная напряженность окраски, эпитетов в этих образах). Особенно восхищает Л.

та особенность его поэтического дара, которая подчеркнута эпитетами «свободный, смелый» Независимость, смелость Л. видит не только в творчестве, но и в самом характере поэта: он «гордый», у него «вольное сердце», он восстает «против мнений света», в нем живет чувство чести. Образ П. человечен и как бы «высветлен» пронизывающей скорбью утраты.

Сочетание гениальности, смелости, свободолюбия, гордости, высокого достоинства и в то же время доверчивости, детской чистоты, незащищенности особенно приближает поэта к читателю и рождает острое чувство сострадания к нему. Совершенно иные чувства возникают по отношению к убийцам П. Вначале Л.

слишком поглощен горем, и мысли о гонителях поэта возникают пока как бы между прочим: «оклеветанный молвой», «позором мелочных обид» и т. д. Чувство скорби так велико, что гнев на какое-то время отступает. Но постепенно все откровенней и презрительней Л. говорит о светском обществе.

Это общество «клеветников ничтожных», мелких завистников, где царят неискренность, фальшь, лицемерие. Невежественное и злобное, такое общество не способно понять и оценить гения, оно преследует его, но не открыто, а исподволь, клеветой и «мелочными обидами» и в то же время лицемерно маскирует свое злобное гонение «словами и ласками ложными» Л.

называет венок, которым общество венчает поэта, «венцом терновым» – венцом мученика и страдальца, хотя терновые шипы и прикрыты лицемерно лавром – символом почестей и славы. Под стать этому обществу и непосредственный убийца поэта. Л. пишет о нем с величайшим презрением. За его рукой Л. видел главных организаторов и виновников убийства. Заключительная часть стих.

Совет

стала обвинительной речью всему придворному обществу, переходящей в прямую угрозу. Гениальность П. выступает в стих. еще ярче, благодаря показу нравственного благородства и красоты его личности. Гонители же его низки и ничтожны. Это «наперсники разврата», надменная и «жадная толпа», клеветники. История русской поэзии еще не знала стихов подобной силы с таким обнаженным политическим смыслом и, главное, со столь открыто названным адресом. Как свободный гений и прекрасная человеческая личность, Поэт противоположен свету, рабскому в своей жажде власти, ничтожному в своих мыслях и делах, пошлому и фальшивому. Эта мысль подчеркнута антитезой – резким противопоставлением поэта и общества. Раскрывая трагедию одиночества поэта в таком обществе, Л. верит в наступление часа расплаты за его гибель. Взволнованная и негодующая интонация сменяется торжественной и грозной (со слов: «Но есть и Божий суд…»), и заключительные строки стих. звучат как пророчество о возмездии.
«ПОЭТ» (1838)
Стих. представляет собой намеренное и сознательное возвращение к темам и образам декабристской поэзии. Об этом ясно говорит и общий смысл поставленного вопроса о роли поэта в обществе, и упоминание вечевого колокола – символа древнерусской свободы в представлении декабристов, – и утверждение необходимости участия поэта в общественной борьбе.

Сблизив образы поэта и кинжала, Л. впервые высказал мысль о том, что поэзия подобна оружию. Построив стих. на развернутом сравнении,

он в первых 6 строфах рассказал историю кинжала, а в последующих 5 – высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Основной смысл истории кинжала – показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой.

Изменение интонации и словаря от строфы к строфе позволяет почувствовать сожаление автора о таком превращении. В первых 6 строфах почти нет метафор, редки сравнения. Широко прибегает Л. лишь к эпитетам: «надежный», «таинственный», «постыдный», – затем: «золотая игрушка», «походная лавка» и т. д.

Отношение автора к кинжалу – в эпитетах «бесславный» и «безвредный» Несомненен «восточный колорит» 1 части. История кинжала как бы овеяна воспоминанием о свободолюбивом и воинственном Кавказе, откуда совсем недавно вернулся поэт и где он видел жизнь, исполненную борьбы и мужества. Затем Л.

отказывается от аллегории и прямо осуждает поэта, променявшего былую славу и власть над людьми на покой и «злато». Повествовательность первых строф сменяется ораторским пафосом. 8 и 9 строфы являются идейным центром стих. В них Л., высказывая свой взгляд на роль и назначение поэзии, создает величественный образ поэта.

Предпоследняя строфа контрастна предыдущей. Истинные поэты не признаны «ветхом мире». В последней строфе – обращении – призыв: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?» Заключительная метафора «ржавчина презренья» скрепляет стих., объединяя аллегорический образ кинжала с образом поэта-пророка. Взгляд на поэзию, выраженный в стих.Л.

, близок пушкинскому: «глаголом жечь сердца людей» (П.) и «воспламенять бойца для битвы» (Л.)Но сам образ поэта у Л. проще, чем пушкинский «Пророк»: он теряет библейскую величественность и становится ближе людям.

«ПРОРОК» (1841)

Это стих. – пример частого в лирике Л. возвращения к темам и образам Пушкина. «Пророк» Л. является как бы дополнением и развитием «Пророка» П. Пушкин в своем «Пророке» утверждает великое общественное значение поэзии, видит в ней могучее средство воздействия на умы и сердца людей. Л. сопоставил своего поэта-пророка с современным обществом и показал, какая судьба ждет поэта, посмевшего выступить с критикой общественной лжи и несправедливости. В центре – поэт-пророк. Он постиг людей, хочет пробудить в людях стремление к лучшей жизни. Не найдя отзыва у людей, он чувствует себя свободно в мире природы, однако не может полностью удовлетвориться ею. Его влечет к людям, хотя он и «не ужился с ними» Возвышенная тема общественного служения поэта ярко выражена в образе Пророка, одухотворенного высокой идеей и готового отречься от всех земных благ во имя служения этой цели. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек: С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. В основе стих. лежит скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижает Пророка: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, т. к. толпа не приняла его ученья. В этом стих. показан трагический конфликт между поэтом, проповедующим «любви и правды чистые ученья», и презирающим его обществом.

БИЛЕТ № 14

  1. «Мцыри» М. Ю. Лермонтова как романтическая поэма. Значение эпиграфа к поэме.

Поэма появилась в 1840г. Тема поэмы – любовь к жизни, к свободе, к родине. Основной идейный пафос ее – протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как наиболее естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе. Для человека, рожденного свободным, любые оковы несут в себе гибель. Образ главного героя романтической поэмы трактуется автором необычно. Мцыри лишен внешних признаков исключительности; это слабый юноша. Ореола загадочности и таинственности, титанических индивидуалистических черт, характерных для романтического героя, в нем нет. Сама исповедь героя помогает ему максимально точно передать малейшее душевное движение. Он не только рассказывает о своих действиях и поступках, но и мотивирует их. Мцыри хочет быть понятым, услышанным. Рассказывая о своих побуждениях, намерениях, желаниях, об удачах и поражениях, он одинаково честен и искренен перед собой. Мцыри исповедуется не для того, чтобы облегчить душу или снять грех за свой побег, а для того, чтобы вновь пережить три блаженных дня жизни на свободе: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Но для романтических поэм характерно присутствие исключительной, противоречивой личности, отношение которой к окружающему миру неоднозначно. Исключительность и сила мцыри выражены в тех целях, которые он перед собой ставит: Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. С детских лет, попав в плен, мцыри не мог примириться с неволей, жизнью среди чужих людей. Он тоскует по родному аулу, по общению с людьми, близкими ему по обычаям. По духу, стремится попасть на родину, где, по его мнению, «люди вольны, как орлы» и где его ждут счастье и воля: Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь думы власть, Одну – но пламенную страсть… Мцыри бежит не из своей среды в чужую в надежде обрести волю и спокойствие, а порывает с чуждым ему миром монастыря – символом несвободной жизни, чтобы достичь края отцов. Родина для мцыри – это символ абсолютной свободы, он готов все отдать за несколько минут жизни на родине. Возвращение на родину – одна из его целей, наравне с познанием мира. Бросив вызов самой судьбе, мцыри уходит из монастыря в ужасную ночь, когда разыгралась буря, но это его не страшит. Он как бы отождествляет себя с природой: «О, я как брат обняться с бурей был бы рад» В течение «трех блаженных дней», проведенных мцыри на воле, раскрылось все богатство его натуры: свободолюбие, жажда жизни и борьбы, упорство в достижении поставленной цели, несгибаемая сила воли, мужество, презрение к опасности, любовь к природе, понимание ее красоты и мощи: … О, я как брат Обняться с бурей был бы рад! Глазами тучи я следил, Рукою молнии ловил… Исключительные черты личности героя романтических поэм помогает раскрыть присутствие любовного сюжета в этих поэмах. Но данный мотив Л. исключает из поэмы, т. к. любовь могла стать препятствием для героя на пути к достижению цели. Встретив у ручья молодую грузинку, мцыри очарован ее пением. Он мог бы пойти с ней и соединиться с людьми. Оказавшись в очень важной для романтического героя ситуации – в ситуации выбора, мцыри не изменяет своей цели: он хочет попасть на родину и, может быть, найти отца и мать. Отказавшись от любви, герой предпочел ей свободу. И еще одно испытание предстояло пройти мцыри – схватка с барсом. Он выходит победителем в этой схватке, но ему уже не суждено попасть на родину. Он умирает в чужой стране, у чужих людей. Мцыри потерпел поражение в споре с судьбой, но три дня, прожитые им на свободе, олицетворяют собой его жизнь, если бы она протекала на родине. Герой поэмы Л. находит в себе силы признать свое поражение и умереть, никого не проклиная и сознавая, что причина неудачи заключена в нем самом. Мцыри умирает, примиряясь с окружающими его людьми, но свобода осталась для него превыше всего. Противоречивость образа мцыри в пафосе жизнеутверждения при обреченности на гибель. С одной стороны, в мцыри нераздельно слились мятежно-могучая сила, твердая, как сталь, воля, героическая мужественность и душевность, мягкость, лирическая нежность. Его гордое одиночество в монастырском плену – средство самозащиты, выражение протеста. С другой стороны, герой романтической поэмы Л. необычен тем, что перед нами человек, не бегущий от мира людей, а, наоборот, открытый миру и людям. Он стремится найти родственную душу, но не находит ее среди людей. Этот вольнолюбивый герой близок к природе, но единение с природой приводит к борьбе с ней. Мцыри – абсолютно положительный герой, наделенный могучим духом, жаждой борьбы, физической подвижностью, и при этом «он страшно бледен был и худ» «и слаб и гибок, как тростник» Подробная психологическая обрисовка внутреннего облика мцыри, изображение обстоятельств, сформировавших его характер, – все это реалистические тенденции поэмы. Образ мцыри – художественное обобщение. В нем воплотилось недовольство прогрессивных людей самодержавно-крепостническим деспотизмом, их протест и стремление к свободе. Но образ мцыри стал и упреком этому же поколению 30-х годов 19 века, которое «вянет без борьбы»

Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему

В стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, Лермонтов поднимает тему взаимоотношений пророка и «толпы». Лермонтовский пророк — гонимый людьми гений. Поэт раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности. Первая, вторая и половина третьей строфы описывают отношения между пророком и людьми. «Толпа» отвергает пророка, который провозглашает «любви и правды чистые ученья», и он удаляется в пустыню, где обретает покой и гармонию: Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Последние строфы изображают контрастную картину: когда пророк возвращается в «шумный град», люди с презрением отталкивают его. Стихотворения: «Смерть поэта»1837 «Кинжал» 1838 «Поэт» 1838 «Пророк» 1841 Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные. «Пророк» В. Белинский писал: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…» Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло стихотворения других поэтов об этой трагедии. Необычен характер лермонтовского стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем и образов придают особую убедительность позиции Лермонтова как наследника пушкинской музы. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов. Общество времени жизни Лермонтова — масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов почувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихах судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность , правят невежество и бездуховность . Но Лермонтов не предлагает путь смирения. Для него лучше продолжать борьбу, лучше быть изгнанным пророком , чем золоченой игрушкой, бесполезной и жалкой.

Сочинение на тему «Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова»

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта — это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой.С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей.

Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль — вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

«Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я»

В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его.

Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле.

Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества.

Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д.

Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» — стали причиной смерти поэта.

В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе.

Сочинение на тему герой и толпа в романтической концепции лермонтова

Не для кого ни секрет, что каждый писатель пишет по-своему. Индивидуальный стиль формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. Говоря о поэтических произведениях, в литературоведении используется термин «лирический герой». Интересно, что лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой, прежде всего, гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный идеал, в романтизме – свободна, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция и непринятие новой буржуазной действительности, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Юрьевича отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта. В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить: «Он был рождён для счастья, для надежд И вдохновений мирных!— но безумный Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной; И мир не пощадил — и бог не спас!» «Он был рождён для счастья, для надежд…», 1832. В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется: «Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». «Монолог», 1829. Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество. Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой: «Зачем я не птица, не ворон степной, Пролетевший сейчас надо мной? Зачем не могу в небесах я парить И одну лишь свободу любить?» «Желание (зачем я не птица…)», 1831. «Но мне богом дана Молодая жена, Воля-волюшка, Вольность милая, Несравненная; С ней нашлись другие у меня Мать, отец и семья; А моя мать – степь широкая, А мой отец – небо далекое» «Воля», 1831.

Одиночество, возведённое в абсолют.

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским. Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым. Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта. «Один среди людского шума, Возрос под сенью чуждой я». «Один, среди людского шума», 1830. Лирический герой оказывается полностью опустошённым, разбитым праздной жизнью. К нему не приходило вдохновение, потому что «пылкие друзья», своеобразные змеи-искусители, уже нашлись, а значит и душа лирического героя стала глуха к творчеству: «Я вспомнил прежние несчастья, Но не найду в душе моей Ни честолюбья, ни участья, Ни слез, ни пламенных страстей». «Один, среди людского шума», 1830. В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны: «Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье – все готовы: Никто не хочет грусть делить». Появляется тема смерти, сопряжённая с мотивом одиночества («уединённый гроб»). Умерев, герой возвысится над земными страстями, но всё равно будет несчастен: «И вижу гроб уединённый, Он ждёт; что ж медлить над землёй? … Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится, Чем о рождении моём…» «Одиночество», 1830. Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве. Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом. … Ходит в тишине ночной Безответный часовой». «Узник», 1837. Постепенно в творчестве Лермонтова лирическое «я» дистанцируется от автора, появляется образ романтика, которому чуждо успокоение, а жизнь в неволе и пассивности невозможна, потому что герой рождён для другого: «Я не для ангелов и рая Всесильным богом сотворён». Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру: «Как демон мой, я зла избранник, Как демон, с гордою душой, Я меж людей беспечный странник, Для мира и небес чужой». «Я не для ангелов и рая…», 1831. Лермонтову, как писателю эпохи романтизма, присущ мистицизм. С этой точки зрения важным оказывается образ демона. В стихотворении «Мой демон» (1829) автор изображает героя, пресытившегося жизнью, чувствами и переживаниями. Демон равнодушен ко всему, что должно находить отклик в любом другом: «Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает, Он равнодушно видит кровь». Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме. Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи. Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро. Образ лирического героя Лермонтова и лирическое «я» предстают не только субъектом, но и объектом, т. е. не только действующим лицом, но и теми, на кого направлено действие. Самоанализ приводит к неутешительным выводам: рождаются сомнения в изначальной устремлённости к добру, вера в прекрасное исчезает. «Мы пьем из чаши бытия С закрытыми очами… Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта, И что она – не наша!» «Чаша жизни», 1831. С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише: «Не ищи страстей тяжелых; И покуда бог даёт, Нектар пей часов весёлых; А печаль сама придёт. … Сердце глупое творенье, Но и с сердцем можно жить, И безумное волненье Можно также укротить…» «Совет», 1830. Примечательно, что совет радоваться жизни противоположен другим лермонтовским строкам – «Я жить хочу! Хочу печали…». Получается, что отказ от переживания отрицательных эмоций по сути является отказом от настоящей жизни, а тот, кто последует совету, обречёт себя на праздное существование. Постоянные развлечения могут привести к потере индивидуальности, глубины внутреннего мира. Такая жизнь с точки зрения поэта представляется куда большим горем, чем отверженность всем и всеми. «Я для него забыл весь мир, Для сей минуты незабвенной; Но я теперь, как нищий, сир, Брожу один, как отчуждённый!…» Слово «отчуждённый» в таком значении впервые употребил именно Лермонтов. И, несмотря на то, что это стихотворение относят к любовной лирике, слово выходит за границы любовной темы. Оно ведет к драматическому финалу: «Так путник в темноте ночной, Когда узрит огонь блудящий, Бежит за ним… схватил рукой… И — пропасть под ногой скользящей!» «К*** (Не привлекай меня красой!)», 1829. Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно». Конец: «И прах наш с строгостью судьи и гражданина Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом». Замкнутость усугубляет безнадёжность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти. В самом стихотворении два смысловых и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения. Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму. Так какой же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание. Источник

«Поэт и общество в лирике М. Лермонтова»

Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В его произведениях это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. Мне кажется, особенно ярко данная проблема выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…» Можно отметить идею преемственности в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то Лермонтов — уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает его насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Различие трактовки пророков Пушкина и Лермонтова сказалось в самом их облике. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же вносит в описание своего героя чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: … Как он угрюм, и худ и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в общество, оптимизм; у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежды и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть Поэта» и «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и др. Так, стихотворение «Смерть Поэта» стало не только тем произведением, которое прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу, — за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. Именно они — гонители таланта, сплетники, наушники, «Свободы, Гения и Славы палачи» — стали причиной смерти Поэта. В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — прием параллелизма образов. Стихотворение можно разбить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал, «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями ее можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов современности.

Михаил Юрьевич Лермонтов Тема поэта и толпы в лирике Лермонтова. — презентация

КИНЖАЛ Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза — жемчужина страданья. И черные глаза, остановясь на мне, Исполнены таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали. Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. 1838

Отделкой золотой блистает мой кинжал; Клинок надежный, без порока; Булат его хранит таинственный закал Наследье бранного востока. Наезднику в горах служил он много лет, Не зная платы за услугу; Не по одной груди провел он страшный след И не одну прорвал кольчугу. Забавы он делил послушнее раба, Звенел в ответ речам обидным. В те дни была б ему богатая резьба Нарядом чуждым и постыдным. Он взят за Тереком отважным казаком На хладном трупе господина, И долго он лежал заброшенный потом В походной лавке армянина. Теперь родных ножон, избитых на войне, Лишен героя спутник бедный, Игрушкой золотой он блещет на стене Увы, бесславный и безвредный! Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает… Поэт

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Он нужен был толпе, как чаша для пиров, Как фимиам в часы молитвы. Твой стих, как божий дух, носился над толпой И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой Во дни торжеств и бед народных. Но скучен нам простой и гордый твой язык, Нас тешат блёстки и обманы; Как ветхая краса, наш ветхий мир привык Морщины прятать под румяны… Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

ПРОРОК С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Посыпал пеплом я главу, Из городов бежал я нищий, И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи; Завет предвечного храня, Мне тварь покорна там земная; И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. Когда же через шумный град Я пробираюсь торопливо, То старцы детям говорят С улыбкою самолюбивой: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами: Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами! Смотрите ж, дети, на него: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его!» 1841

Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные. Мне кажется, что особенно ярко проблематика этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Нужно заметить, что это стихотворение Лермонтов начинает именно с того момента, на котором остановился А. С. Пушкин в своем «Пророке»: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка…». Можно отметить преемственность в этих двух произведениях: от социального оптимизма Пушкина к абсолютному одиночеству и трагичности .лирического героя Лермонтова. И если Пушкин показывает нам процесс создания Творцом пророка, то у Лермонтова виден уже результат деятельности пророка. Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено каменья». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением.

Различие пророков Пушкина и Лермонтова даже внешнее. Пушкин наделяет своего героя сверхъестественными свойствами, Лермонтов же подчеркивает в своем герое чисто человеческие черты, даже бытовые подробности: он худ, бледен, одет в лохмотья, он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы: Как он угрюм, и худ, и бледен! Смотрите, как он наг и беден, Как презирают все его! У Пушкина мы видим веру в свободу, в людей, оптимизм, у Лермонтова мы замечаем совершенно иное настроение: здесь нет надежд и веры. Его стихотворение глубоко пессимистично. Тема поэта и общества появляется и становится главной и в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть Поэта», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель» и других. Так, стихотворение «Смерть Поэта» не только прославило Лермонтова, но и изменило его судьбу: за него поэт был сослан на Кавказ. В этом страстном стихотворении, посвященном смерти Пушкина, поэт клеймит тех, «кто жадною толпой» стоит у трона, кто явился истинной причиной гибели Пушкина: гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи». В другом стихотворении, названном Лермонтовым «Поэт», эта тема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрывается по-другому. Здесь Лермонтов применяет иной художественный прием — параллелизм образов. Стихотворение делится на две части. В первой Лермонтов рассказывает нам о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги (когда голос его звучал, «как колокол на башне вечевой среди торжеств и бед народных») забыты, толпа презирает его. Но в заключение пессимистический тон меняется на обнадеживающий: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк, Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья! Недаром в конце этого стихотворения вновь возникает образ пророка, который является символом гражданской, Богом данной поэзии. Тема поэта и поэзии, назначения поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов.

Предложения интернет-магазинов

Похожие материалы:

  • ТЕМА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА — —
  • ЛИРИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — —
  • ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (вариант 2) — —
  • ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (вариант 1) — —
  • ТРАГЕДИЯ ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА И ЕГО ПОКОЛЕНИЯ (по мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») — —

В стихотворении «Пророк», написанном в 1841 году, Лермонтов поднимает тему взаимоотношений пророка и «толпы». 
Лермонтовский
пророк — гонимый людьми гений. Поэт раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности.
Первая, вторая и половина третьей строфы описывают отношения между пророком и людьми. «Толпа» отвергает пророка, который провозглашает «любви и правды чистые ученья», и он удаляется в пустыню, где обретает покой и гармонию:
Завет предвечного храня, 
Мне тварь покорна там земная; 
И звезды слушают меня, 
Лучами радостно играя.
Последние строфы изображают контрастную картину: когда пророк возвращается в «шумный град», люди с презрением отталкивают его.
Стихотворения: «Смерть поэта»1837 «Кинжал» 1838 «Поэт» 1838 «Пророк» 1841
Значительное место в творческом наследии М. Ю. Лермонтова занимает проблема взаимопонимания поэта и общества. Эти отношения рассматриваются как активные и часто даже враждебные.
«Пророк»
В. Белинский писал: «Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!…»
Поэт и толпа в творчестве М.Ю.Лермонтова
Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло стихотворения других поэтов об этой 
трагедии. 
Необычен характер 
лермонтовского
стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем 
и образов придают 
особую убедительность 
позиции 
Лермонтова как наследника пушкинской музы.
Тема поэта и поэзии, 
назначения поэта 
стала одной из значительных тем в русской литературе. Продолжателями этой темы можно считать Некрасова, Маяковского, Ахматову, Пастернака и других поэтов.

Общество времени жизни Лермонтова — масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов почувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихах судьбу поэта, живущего в государстве, 
где 
подавляется личность
, правят невежество и 
бездуховность
.
Но Лермонтов не предлагает путь смирения.
Для него лучше продолжать борьбу, 
лучше быть изгнанным пророком
, чем золоченой игрушкой, бесполезной и жалкой.

Оцени ответ

Жизнь становится постоянной игрой со смертью, а искушение судьбы - смыслом существованья. Желание встать выше человеческих законов, подчинить своему личному произволу весь мир, одержать победу над роком обнаруживает эгоистическую, «наполеоновскую» природу романтического героя. Стремление к абсолютной независимости от реального бытия натыкается, однако, на предел, мстящий самому герою. Живая жизнь оказывается сложнее, богаче, многообразнее, неожиданнее, чем умозрительное представление о ней. Гордый ум Арбенина, не преклонившийся перед злом, но и не постигающий богатства жизни, борется не только со злом, но и с реальностью. Казарин проницательно открывает не осознаваемую самим героем его «наполеоновскую» сущность:

    * И часто мысль гигантская заводит
    * Пружину пылкого ума…
    * И если победишь противника уменьем,
    * Судьбу заставишь пасть к ногам твоим с смиреньем
    * Тогда и сам Наполеон
    * Тебе покажется смешон.

Эгоистическая, индивидуалистическая натура Арбени-:а открывается и в его искреннем чувстве к Нине. Герой не может любить бескорыстно. Подсознательным мотивом любви к Нине выступает личный эгоизм. Казарин - этот философ-скептик и двойник Арбенина - безжалостно разоблачает эгоистическую природу любви героя. Лермонтов, по верному замечанию Т. И. Ходукиной, обнаружил в герое сферы сознательного и подсознательного, выявил объективную сложность действий и мыслей героя. Как бы ни хотел Арбенин скрыть свой эгоизм, индивидуалистическая природа героя, независимо от его сознания, берет в нем верх. «Прошлое» не ушло из души Арбенина, а полное перерождение для него невозможно. Так, казалось бы, глубоко затаенное, демоническое («А черт-то все в душе сидит») стало определяющим, а светлое, ангельское, возрожденное любовью - чем-то внешним, поверхностным. Любовь демонического героя обернулась эгоистической страстью. Срывая покровы с души современного человека, Лермонтов обнажил скрытые стимулы его поведения и тем углубил возможность психологического проникновения в характер. Однако Лермонтов и романтики не объяснили, какими объективными причинами порождена противоречивость героя и почему эта противоречивость именно такова.



 




Несмотря на всю свою независимость от общества, Арбенин подчиняется законам, тяготеющим над светской толпой. Он внутренне опутан цепями бесчеловечных нравственных норм. Бросая вызов судьбе, Арбенин чувствует свою зависимость от неумолимых ее законов. Тема судьбы, властвующей над обществом, проходит через всю драму. Она выражается в мрачных предсказаниях, грозящих герою и другим персонажам. Каждое предсказание трагично по смыслу и неизменно оправдывается, хотя бы герой и заблуждался. С темой судьбы связана объективная обусловленность поведения всех персонажей. Судьба выступает как трагическое, но неведомое для персонажей разрушительное начало.

В ней совместились и законы светского общества, и голос внутренней совести, и зависимость человека от неподвластных объективных сил, мстящих за презрение «закона людей», закона природы. Судьба бесчеловечна, наказывая правого, но невольно выполняет гуманные функции, беспощадно карая и виноватого. Иной она не может быть в данном общество. Поэтому и предсказания персонажей, облеченные в форму то грубоватого юмора, то трагического пафоса, всегда наполнены угрозой.

В первом действии Арбенин, сам того не ведая, предсказывает князю Звездичу, что того назовут подлецом: «И не краснеть, когда вам скажут явно: «Подлец!» Во втором действии Арбенин уже обвиняет князя: «Вы шулер и подлец». Перед этим он рассказывает Звездичу анекдот, центральным моментом которого был отказ от дуэли. Однако нарушение светских приличий подготовлено в первом действии, когда Маска отказалась драться с Арбениным и напророчила ему: «Прощайте же, по берегитесь. Несчастье с вами будет в эту ночь». Роль предсказателя исполняет и Шприх: «Смеешься надо мной… так будешь сам в рогах». Арбенин угадывает последующий приход к Звездичу баронессы Штраль. Наконец, герой предсказывает судьбу Пины. Каждый персонаж выступает пророком в отношении другого. Пока мысль персонажей кружится в логике светских отношений, они не заблуждаются, но им доступна лишь отгадка внешнего поведения друг друга. Что же касается внутренних побуждений, то герои глубоко и трагически ошибаются в них: Арбенин заблуждается в князе Звездиче, Нине и баронессе Штраль, Шприх и Казарин - в Арбенине, баронесса Штраль - в Звездиче. Фактически невиновный становится формально виновным. Переплетение предсказаний и заблуждений символизирует иррациональность мира и законов судьбы, роль которой доверена Неизвестному и олицетворена в этой условно-романтической фигуре.

Месть Неизвестного - месть судьбы, ее жестокая, палаческая рука. В этом смысле Неизвестный - двойник Арбенина, плоть от плоти того общества, которое презирал Арбенин и которое в конце концов погубило его. Но личная месть Неизвестного переплелась с объективной закономерностью. Неизвестный действует теми же подлыми методами, какими расправляется с людьми и светское общество. У него те же нравственные нормы, но он избран судьбой в палачи над преступным героем. Казнит Арбенина, в сущности, не Неизвестный - с ним герой готов расправиться и выдержать битву, поскольку правила игры известны Арбенину не хуже, чем Неизвестному. Героя казнит Правда, заранее исключенная из нравственных норм светской черни и ставшая неотразимым оружием Неизвестного. Правда не могла быть предугадана Арбениным и несовместима с ложными понятиями героя. Правда выше его разумения. Ум Арбенина изощрен в борьбе с ложью, но бессилен против Правды, которая превращает демонического героя в преступника.

Сумасшествие Арбенина проливает свет на безумие всего светского общества, где истина выступает непостижимой, иррациональной тайной. Ложь разрушила счастье Арбенина, но не сокрушила его. Правда уничтожила Арбенина как мыслящую личность. Но одновременно центр тяжести в драме, как заметил Д. Б. Максимов, перемещается с вины Арбенина на виновность окружавшей его среды. Заблуждение Арбенина не только его вина, но и его беда. Личная трагедия Арбенина становится трагедией всего общества, основанного па ложных основаниях, исключающих истину из понятий, привычек, быта, из сферы людских отношений. Сумасшествие Арбенина как бы очищает его от лжи, и последние слова героя - «Я говорил тебе, что ты жесток!» обращены к себе, к богу, создавшему бесчеловечный мир, к обществу, которое играет людскими жизнями и всюду сеет смерть, к Неизвестному, олицетворяющему судьбу. В помутневшем сознании Арбенина сопряжены и личная вина, и независимая от него сила обстоятельств. Трагедия героя объяснена совершенным им нравственным преступлением, но одновременно с героя снимается единоличная вина, Арбенин с полным основанием говорит Неизвестному: «Вот что я вам открою: не я ее убийца». К концу драмы Лермонтов усиливает объективную обусловленность трагедии Арбенина. В «Маскараде» этот момент подготовлен как изнутри - нравственное крушение Арбенина от сознания совершенного им преступления, так и извне - фигурой Неизвестного. Несмотря на условную форму зависимости Арбенина от судьбы, гораздо более тщательно разработанную во внутреннем плане, внешняя обусловленность трагедии героя от обстоятельств необычайно важна. Лермонтов ставит предел личному произволу демонического героя, но природа зависимости Арбенина от среды не исследуется художественно. Эта задача остается за рамками романтической драмы и романтизма в целом, хотя в поэмах, написанных после «Маскарада», она, как помним, отчасти поставлена. В дальнейшем углубление социальной детерминированности человека в художественном творчестве Лермонтова происходит в прозе, прежде всего в романе «Герой нашего времени».









Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:

Сочинение по вашей теме Герой и толпа в поэме «Маскарад». Поищите еще с сайта похожие.

  • Героиня сказок кэрролла 5 букв сканворд
  • Героиня сказки кэрролла 5 букв сканворд
  • Гипотеза или гепотеза как пишется
  • Героиня рассказа любила ездить к своему двоюродному брату учителю
  • Гиперактивный как правильно пишется