Герой нашего времени аргументы к итоговому сочинению человек путешествующий

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

(достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Е. Замятин «Мы»

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема

(преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

(высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

(социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Аргументы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

13.09.2021

Список аргументов из литературы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» для итогового сочинения в 2021-2022 учебном году в 11 классе

  • Темы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Список литературы «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Примеры сочинений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (в работе)
  • Как раскрыть тему «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» (в работе)

Дорога – это не только физическое расстояние, которое человек проходит, двигаясь из пункта А в пункт Б, но также путь в метафорическом смысле, означающий накопление знаний и осмысление опыта в процессе жизни. Жизненный путь похож на странствие или путешествие, ведь во время него тоже нужно преодолевать препятствия, принимать решения и достигать цели, чтобы прийти в конечную точку на маршруте другим человеком, подобно героям классических произведений, которых дорога меняет кардинально.

Маршрут никогда не может быть линейным, он всегда – извилист, иногда – тернист, часто – изобилует внезапными поворотами. Если путь вниз – быстрый и легкий, то дорогу вверх – осилить невозможно без труда, прилежания и самопожертвования. Но ради этого стоит жить, ведь это –  путь к вершине, к себе и к Богу.

В величайшем романе “Война и мир” гений слова и мысли Лев Толстой акцентирует на том, что для человека, благородного сердцем, не существует препятствий. У каждого из главных героев – Андрея Болконского и Пьера Безухова – своя дорога, свой собственный путь, который они прошли смиренно и с честью, не склонив голову под тяготами судьбы. Твердость духа и верность своим идеалам позволила обоим героям достигнуть цели, сохранив человеческое достоинство и благородство души.

Князь Андрей, раненый лежа под небом Аустерлица, не потерял веры в жизнь, наоборот, он осознал ее величайшую ценность по сравнению с мимолетностью славы, о которой когда-то мечтал. Ему стали чужды идеи и идеалы, которые он взращивал, восторгаясь кумиром своей юности Наполеоном. Встретившись с ним лицом к лицу, князь Болконский понял, что все, кроме самой жизни – тлен. Его духовное перерождение не стало конечной точкой его жизненного пути, но подножием вершины, на которую еще предстоит взойти герою. Судьба Андрея является примером того, что поиск верного пути – долог и труден, но только так можно познать себя и отыскать смысл собственного существования.

В отличие от трагической судьбы князя Андрея Болконского, путь Пьера Безухова заканчивается счастливо, несмотря на многочисленные передряги и препятствия, которые пришлось преодолеть герою, борясь не только с внешними трудностями, но и с самим собой. Честность, самоуважение и доброта позволили ему обрести не только семейное счастье и  место в обществе, но  также покой души.

Герои Толстого с честью прошли свой путь, так же как и Петр Гринев, центральный персонаж “Капитанской дочки” А. С. Пушкина. Петр был послушен ориентирам, которые дал ему отец, учивший сына беречь честь, защищать слабых и не пресмыкаться перед теми, кто сильнее. Вера в свои принципы и самоуважение придавали ему сил в самые трудные минуты жизни благодаря чему он не только сумел спасти возлюбленную, создав крепкую семью, но и выполнить долг перед Родиной.

Петр Гринев прошел свой путь, полный суровых испытаний, до конца, и стал только сильнее, приумножив человеческое достоинство. Герой Пушкина укрепился в вере в свои принципы и идеалы, не отступив от них ни на шаг. Но другому известному персонажу русской литературы пришлось пересмотреть свои взгляды вследствие допущенных ошибок. Речь идет о знаменитом профессоре Преображенском из “Собачьего сердца” М. А. Булгакова. Следует заметить, что ошибки присущи каждому человеку, и невозможно обойтись без них на дороге жизни, если целью является подлинное становление личности.

В повести Булгакова профессор очеловечивает бродячего пса Шарика, надеясь вырастить уникальную личность, пересадив животному гипофиз недавно умершего человека из низших слоев населения. В результате успешной операции Шарик действительно превращается в человека, но, к сожалению, вместо чистого листа, Преображенский получает уже готового индивида, в точности копирующего скверный характер донора Клима Чугункина. Новоиспеченный член общества приносит профессору и его окружению только проблемы, что и побудило Преображенского решиться на обратную операцию.

Для того чтобы зваться человеком недостаточно иметь человеческий облик – вот в чем мораль повести. А также в том, что вмешательство в природу не всегда оправдано, и часто – опасно. Профессор сумел исправить свои ошибки, доказав, что способность ошибаться никак не зависит от возраста и знаний, а является неотъемлемой частью жизненного пути человека.

Если герой Булгакова во время осознал свою ошибку, то Родион Раскольников из романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского совершил то, что невозможно исправить. Убийство – это не ошибка, а преступление, которое оставляет черный след  в душе человека и накладывает отпечаток на весь его жизненный путь. Убийство невозможно перечеркнуть и  отмотать назад, а можно только искупить раскаянием длиною в жизнь. Именно это и произошло с бедным студентом Раскольниковым, ищущим доказательств своей теории, о том, что люди делятся на два типа – «обыкновенных» и тех, кто «право имеют». Следуя эгоистичным целям и идеям, их оправдывающим, студент убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает на каторгу. Но не только физические муки испытывает Раскольников. Спустя время тяжелейшее осознание вины пыткой ляжет на душу героя, и лишь чистейшее раскаяние позволит ему пережить этот страшный период.

Преступление приводит к наказанию, причем не только физическому, но и душевному, погружая жизнь человека во мрак, делая путь непроходимым. В отличие от Родиона Раскольникова, помещик Обломов из одноименного романа И. А. Гончарова не совершил никакого преступления. Собственно говоря, он вообще ничего не совершил, прожив тусклую, безликую и безрадостную жизнь, которая стала закономерным результатом его безвольности и лени. Обломов – это пример того, что путь нужен для того, чтобы по нему идти. Ведь если на нем стоять, а тем более лежать, то можно получить только бесцельно потраченное время. Для достижения целей нужны усилия, а лень и потакание своим слабостям приведут к потере себя и деградации личности.

“Человек в футляре” А. П. Чехова похож на Илью Обломова стремлением оградить свою жизнь от любых изменений. При этом эпитет «безвольный» не вполне соответствует главному герою Беликову. Его следует называть замкнутым и тревожным, так как он стремится прожить жизнь, не вылезая из «футляра» –  его собственного «кокона» из привычек и склонностей, в котором нет места ничему новому. Впоследствии Беликова загоняет в могилу необходимость готовиться к женитьбе, с которой он так и не смог смириться.

Пример Беликова демонстрирует, что нужно довериться жизни, а не стремиться  контролировать каждое ее мгновение. “Человек в футляре” боялся жить, вот почему не преуспел в этом искусстве.

Для Евгения Онегина, героя одноименного романа в стихах А. С. Пушкина жизненный путь неразрывно связан с поисками себя. Он отказывается плыть по течению, превратившись в одного из бесчисленных прожигателей жизни, такой путь претит ищущей душе героя. Ради поисков себя Онегин готов отказаться от места в обществе, стать настоящим изгоем. Принес ли ему этот путь счастье – сложно сказать. Но его идеи и порывы заслуживают уважения, ведь являются отражением пытливого ума, не готового мириться с привычным укладом жизни.

Каждый человек рано или поздно оказывается лицом к лицу с дорогой. Впереди – путь длиною в жизнь, который нужно пройти так, чтобы в конце не пожалеть ни об одном шаге, ведь каждый из них приближает к обретению, познанию и принятию себя.

Направление «Человек путешествующий – дорога в жизни человека» нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, вымышленной, описанной в книге.

В сочинении можно описать личный опыт путешествий, путевые впечатления других людей, дорожные приключения литературных героев, фантастические перемещения во времени и в пространстве, тему дороги, раскрытую в произведениях искусства. Также дорога может восприниматься как путь научных исследований и творческих поисков. Образ дороги может быть осмыслен не только в конкретном значении, но и в символическом.

Данное направление дает возможность порассуждать о том, как человек на своем жизненном пути приобретает практический и духовный опыт, меняется, начинает лучше понимать самого себя и других людей.

Рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека можно при помощи обращения к художественной, философской, публицистической, краеведческой и научной литературы.

Список художественной литературы, которую можно использовать при написании итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»:

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • М. Горький «Детство»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • Данте Алигьери «Божественная комедия»
  • И.В. Гете «Фауст»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Анатолий Рыбаков «Неизвестный солдат»
  • Джеймс Джойс «Эвелин»
  • Н.В. Гоголь «Мертвые души»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • Ч. Айтматов «И дольше века длится день»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность»

Структура итогового сочинения по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

Важно: вступление и заключение должны составлять в общей сложности 1/3 всего сочинения.

Вступление (60-70 слов)

Во вступлении нужно дать ответ на главный вопрос темы, объяснить ключевые слова, раскрыть основную идею. Именно здесь должны находиться общие рассуждения о проблеме, которую необходимо раскрыть в сочинении.

К примеру, в итоговом сочинении, тема которого будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», во вступлении уместно будет порассуждать о жизненном пути человека, о его целях, мечтах, характере. Кроме того, тема сочинения может коснуться непосредственно путешествий и их значений в жизни человека.

Большинство тем данного направления представляют собой вопрос, на который и нужно будет ответить во вступлении. Для этого будет достаточно всего 5-6 предложений, главное понять суть самого вопроса.

Основная часть (200-250 слов)

Должна включать в себя несколько подпунктов. Рекомендовано приводить в качестве аргументов два литературных примера. Каждый пример должен начинаться с нового абзаца. В конце каждого аргумента требуется отдельный микровывод.

  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к следующему подпункту.
  • Тезис, пример, вывод. Логический переход к выводу.

Тезис – это основная мысль сочинения, которую необходимо доказать при помощи аргументов.

Заключение (60-70 слов)

В заключении подводятся итоги всего вышесказанного. Здесь содержатся конечные выводы и оценки.

Заключение должно быть согласованным со вступлением. Именно отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространённых композиционных ошибок в сочинении.

Если тема итогового сочинения будет относиться к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека», в заключении можно будет сделать вывод о том, как нужно пройти человеку свой жизненный путь, чтобы он в итоге ни о чем не жалел или какой следует сделать выбор, когда оказываешься на распутье. Возможно, уместно будет просто оценить влияние путешествий на жизнь человека, доказать, что это не только способ познания мира, но и возможность понять самого себя.

Аргументы для по направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

1. «Кому на Руси жить хорошо»

У каждого путешествия своя цель. К примеру, путешествие семерых странников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» – это поиск счастливого человека, который доволен своей жизнью. У всех героев свое представление о счастье, и они упорно пытаются доказать собственную правду до тех пор, пока истина сама им не откроется.

Странники надеются найти на родной земле райский уголок, поэтому не теряют веры, и продолжают свой путь. Они не просто хотят посмотреть мир, они мечтают понять смысл жизнь, найти ответ на то, что же такое настоящее счастье. Таким образом, на примере путешествия простых мужиков автор показывает проявление душевного богатства всего русского народа.

2. «Очарованный странник»

В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» мотив дороги является ведущим. Каждый этап жизни главного героя становится новым шагом в его нравственном развитии. В молодости Флягин не отличался серьезным характером. По неосторожности он стал виновником гибели старого монаха, но не сильно тяготился произошедшим. Тогда погибший монах стал являться ему во снах, предсказывая испытания, с которыми Ивану придется столкнуться в будущем.

В итоге судьба главного героя действительно оказывается непростой, много трудностей и лишений поджидало его на жизненном пути. Но он был настолько очарован красотой окружающего его мира, что никакие страдания не смогли сломить его волю.

3. «Старуха Изергиль»

Главная героиня рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» испытала немало горя и радости на своем жизненном пути. Много людей она повстречала, образы некоторых из них навсегда остались в ей памяти. Годы отняли у Изергиль её красоту, потушили блеск в её глазах, сгорбили стройный стан, зато даровали ей мудрость, дали возможность понять жизнь и осознать, в чём заключается истинное счастье.

Не случайно автор включил в свой рассказ две легенды, которые повествует именно Изергиль. В ней есть что-то общее и с Данко, и с Ларрой. Главной героине приходилось жертвовать собой ради других людей, но в то же время свою жизнь она прожила в свое удовольствие, не обременяясь какими-либо обязательствами или условностями. Описывая судьбу Изергиль, М. Горький хотел показать, что идеальных людей не бывает, а в реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Главная героиня рассказа – пример того, что каждый сам вправе решать, какую дорогу ему выбрать в жизни.

4. «Детство»

Детство – это начало жизненного пути человека. Но не все вспоминают о нем, как о самом прекрасном периоде в жизни. К примеру, детство Алеши Пешкова – главного героя повести М. Горького «Детство» прошло совсем не беззаботно. После смерти отца, Алеша вместе с матерью уехал в Нижний Новгород к ее родителям. Дедушка Алеши Василий Каширин оказался очень жадным и жестоким человеком. Жизнь в его доме была просто невыносимой. Именно поэтому в скором времени мать Алеши ушла оттуда, оставив мальчика.

Единственной радостью в жизни главного героя была его бабушка, которая дала ему ту любовь, в которой нуждаются все дети. Она рассказывала ему сказки, учила быть добрым и достойным человеком, всячески оберегала его и поддерживала. Если бы не Акулина Ивановна, вряд ли Алеша смог бы выбрать правильную дорогу в жизни, ведь он не жил в то время, а выживал. Однако заложенные бабушкой нравственные ценности сделали его настоящим человеком.

5. «Фауст»

Образ главного героя трагедии «Фауст» И.В. Гете взял из народных легенд. Доктор Фауст странствовал по Германии во времена крестьянских войн и реформ, демонстрируя народу всяческие чудеса. Гете выбрал именно Фауста, потому что мог вложить в уста искателя истины свои собственные мысли.

Гете, как и Фауст, пытался отыскать смысл в жизни. Фауст делает это путем опытов и практической деятельности, обращаясь к магии и трактатам чернокнижников. Но так и не может найти ответ на волнующий его вопрос – есть ли смысл в этой жизни? Чем глубже он познает Вселенную, тем в большем заблуждении оказывается. Со временем он становится готов даже пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы открыть тайну бытия. Но Фауст слишком поздно понимает, к истине можно прийти только при помощи любви и добрых поступков.

6. «Господин из Сан-Франциско»

Главный герой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» всю свою жизнь посвятил работе, для того чтобы разбогатеть и потратить деньги на долгожданный отдых. И вот он отправляется вместе с женой и дочерью в путешествие на пароходе «Атлантида». Но эта поездка не была его собственным желанием. Не имея своего мнения, господин из Сан-Франциско поддался влиянию тогдашней моды. Он так сильно хотел принадлежать к высшему обществу, что всеми силами старался ему соответствовать.

Однако заранее продуманное путешествие пошло не по плану. В погоне за богатством, главный герой забыл обо всех жизненных ценностях. Он упустил время, которое необходимо было уделять своей семье, поэтому жена и дочь отдалились, стали совсем чужими. Да и сам он давно уже не испытывал к ним никаких чувств. Это путешествие не сблизило их, а лишь проявило уже существующие проблемы. И только внезапная смерть господина из Сан-Франциско расставила все по своим местам. После нее стало понятно, что деньги, связи и статус не имеют никакого значения, когда речь идет об истинных ценностях: любви, дружбе и уважении.

7. «Божественная комедия»

Итальянский поэт Данте Алигьери изобразил в своей знаменитой поэме «Божественная комедия» свое собственное путешествие в загробном мире. Вначале он оказывается в аду, который состоит из девяти кругов, затем в чистилище и в раю. Данте видит удивительные места, встречается с душами грешников, праведниками, ангелами, античными героями, Богом и Люцифером.

Смысл путешествия Данте состоял в том, что он узнал, куда попадают людские души после смерти, и это место определяется земной жизнью человека, его поступками. Примечательно то, что ни Бог, ни Люцифер не решают, куда попадет душа. Грешники по собственной вине оказались в аду, праведники заслуженно попали в рай, а души, которые желают стать лучше и очиститься – находятся в чистилище.

Главная идея «Божественной комедии» заключается в ее структуре: человек может избавиться от заблуждений и страданий, и прийти к божественному просветлению и духовной гармонии через очищение. Вера – единственный путь к спасению, поэтому она должна поселиться в душе каждого человека и стать его ориентиром в жизни.

8. «Евгений Онегин»

Жизнь человека – это череда событий, которые происходят с ним в зависимости от того, какой путь себе он выбрал. Главный герой романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» выбрал неправильную дорогу в своей жизни. Он принадлежит к светскому обществу, все его дни состоят только из развлечений: балы, званые обеды, прогулки, театры. Однако со временем эта пустая жизнь начинает тяготить Онегина, постепенно им одолевает хандра и скука. Отказавшись от петербургской жизни, он отправляется в деревню с надеждой на то, что именно там он найдет себя. Но и деревенская жизнь в скором времени надоедает ему.

Евгений все время пытается найти свое предназначение, но все его попытки остаются безуспешными, и именно в этом и заключается трагедия его жизни. Он лишний человек своего времени, которому нет места в этом мире вне зависимости от того, какой путь он себе выберет.

9. «И дольше века длится день»

Главный герой романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» – путевой рабочий Едигей, который безвыездно прожил сорок лет на небольшой железнодорожной станции. У него была непростая судьба: он прошел Вторую мировую войну, был контужен, познал горе неразделенной любви, не мог найти себе места до тех пор, пока его не пригрел Казангал на железнодорожном разъезде.

На старости лет Едигей стал часто вспоминать о своем прошлом, и думать о том, что он делал правильно, а что нет. Именно эти воспоминания и легли в основу романа, а дольше века длился день, в который хоронили друга Едигея Казангала.

Небольшая точка на карте стала целым миром для Едигея и Казангала. Для них это была не просто железнодорожная станция, а «маленькое связующее звено в разветвленной, как кровеносные сосуды, системе других разъездов, станций, узлов, городов». Здесь навсегда останутся всех их радости и страдания, надежды и тревоги. Железная дорога – это не только удобное средство передвижения для людей, это еще и тяжелый труд, лежащий на плечах простых рабочих с непростыми судьбами.

10. «Война и Мир»

Образ дороги часто приобретает символическое значение жизненного пути. Один из главных героев знаменитого романа-эпопеи Л.Н. Толстого Пьер Безухов выбрал себе трудную дорогу в жизни. В своих исканиях он пошел непростым путем, полным «проб и ошибок». Пьеру пришлось столкнуться с фальшью и лицемерием светского общества, пройти через обман, предательство, разочарование. Затем в жизни молодого графа появилось масонство, которое полностью изменило его мировоззрение, но и эта философия оказалась далекой от истины.

Только Отечественная война приобщила Пьера Безухова к народной правде. Встреча с Платоном Каратаевым изменила всю его жизнь. Постигнув народное виденье мира, Пьер обрел душевное равновесие. Теперь он, наконец, понял, в чем заключается смысл жизни, ради чего человек живет. Находясь в плену, Пьер впервые в жизни почувствовал себя свободным. Он понял свое предназначение, а это значит, что его путь в жизни определился.

Цитаты для направления «Человек путешествующий – дорога в жизни человека»

  1. «Дорогу осилит идущий». Индийская пословица
  2. «Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу». О. Генри
  3. «Неважно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел». Джими Хендрикс
  4. «Не иди туда, куда ведет дорога. Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след». Ральф Уолдо Эмерсон
  5. «Или мы найдем путь, или мы проложим его». Ганнибал Барка
  6. «Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны». Бернард Вебер
  7. «Ничто так не развивает ум, как путешествие». Эмиль Золя
  8. «Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика». Ибн Баттута
  9. «У настоящего путешественника нет определенного плана и намерения куда-либо приехать». Лао Цзы
  10. «Раз в году, посещай место, где ты никогда раньше не был». Далай Лама

Алёна Базан | Просмотров: 8.6k

Аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

     Введение

Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Он характеризует личность человека не с лучшей стороны. Как мы уже говорили, дорога жизни — это путь к знаниям, опыт человека, его мысли, поступки, его эмоции, чувства. В дороге человек может быть счастливым, а может быть и несчастливым. Если дорога проходит через горы или реки, то человек преодолевает трудности, которые сопутствуют и другим людям. Дорога в гору заставляет человека трудиться и преодолевать себя, чтобы достичь вершины. Но дорога к вершине — это еще и путь к Богу.

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

В романе «Война и мир» Лев Толстой подчеркивает то, что для хорошего человека нет препятствий. И Андрей Болконский, и Пьер Безухов шли к своей цели по своему пути, были верны своим идеалам, но не предавали их, как бы тяжело и сложно им не было. Оба героя смогли найти свое место в жизни и остаться достойными людьми.

Андрей Болконский, видимо, под влиянием своего отца, одного из последних «екатерининских орлов», мечтал найти свою судьбу на войне и совершить невероятный подвиг, который принесет ему известность. Прилежно работал в Генштабе, был адъютантом самого Кутузова. Но в войне 1805-1807 годов, во время битвы при Аустерлице, князь Андрей был ранен в голову и несколько часов пролежал в полубессознательном состоянии под красивым австрийским небом, и именно тогда он понял, что все это мимолетное слава, которую он ставил целью жизни, была ничем по сравнению с самой возможностью жить. Лицом к лицу встретившись со своим бывшим кумиром Наполеоном, юноша уже не испытывает былой радости. Напротив, все, что ему было дорого, что сейчас дорого Наполеону, Андрею все это стало чуждо. Он с болью осознает, насколько глубоко был неправ, стремясь удовлетворить амбиции юности славой. Именно после этих событий начинается духовное возрождение героя.

Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле этого слова можно считать нахождение смысла собственного существования.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил сво п долг перед родиной. Он стал благородным человеком, который прошел суровую школу жизни, но сохранил и приумножил свое человеческое достоинство. Это произведение учит нас тому, что нужно быть человеком слова, чести и долга, верным в дружбе и любви, честным, а также никогда не давать пустых обещаний.

Маша Миронова – противоположность Петру. Она с самого детства слышала о том, что женщина не должна быть воином. Поэтому она искала свое счастье в материнстве и тихой семейной жизни. Маша – добрый, скромный, чуткий и порядочный человек, который ценит честность и искренность. При этом она не утратила своей индивидуальности и не изменила своему выбору, выбрав судьбу женщины.

     М.А. Булгаков «Собачье сердце»

Жизненный путь – это процесс освоения и восприятия человеком окружающего мира, поиск своего места в нем. Жизненный путь уникален, каждый самостоятельно создает свою историю, наполненную взлетами и падениями, успехами и ошибками. Ошибки – самая нежеланная часть пути, через которую никому не хочется проходить, но возможно ли ее избежать? На мой взгляд, ошибки – это неотъемлемая часть человеческой жизни, ведь она помогает осознать что-то важное и приблизиться к истине.

Вспомним произведение М.А.Булгакова «Собачье сердце». Главный герой – профессор Преображенский, решается на очеловечивание пса Шарика, найденного на улице. Операция проходит успешно, но вместо доброй собаки на свет появляется аморальное существо: безобразный, агрессивный лгун и пьяница Полиграф Полиграфович. Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и обитателей его квартиры в настоящий ад, и Филиппу Филипповичу ничего не остается, кроме как признать эксперимент неудавшимся и вернуть Шарикова в его первоначальное состояние. Таким образом, Преображенский, совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным последствиям.

    Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Другой пример можно найти в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников – бедный студент, разочаровавшийся в жизни и не имеющий цели в ней, решается проверить собственную теорию, делящую общество на обыкновенных и необыкновенных людей. Он совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла ему понять, что нельзя слепо предаваться идеи, основанной на личной выгоде и эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.

   И.А.Гончаров «Обломов»

Роман «Обломов» раскрывает тему выбора своего места в жизни. Автор И. А. Гончаров показывает читателям, к чему может привести абсолютная безвольность или, наоборот, сильный характер, упорство в достижении цели. Илья Обломов — главное действующее лицо произведения. Он не любит прилагать усилий, ленив и упрям. В конце романа этот персонаж становится безликой тенью, существование его бесцельно и безрадостно.

   А.П.Чехов «Человек в футляре»

«Человек в футляре» — пример выбора жизни закрытой и замкнутой. Главный герой А. П. Чехова не может наслаждаться жизнью, так как добровольно отказывается от её радостей. Беликову спокойнее, когда жизнь не преподносит сюрпризов, всё происходящее спланировано. Любое отступление от установленных правил способно серьёзно повлиять на психику таких людей. В случае с Беликовым всё заканчивается ещё трагичнее — он умирает.

  А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

На Евгения Онегина из одноимённого романа А. С. Пушкина, влияет не собственный выбор, а предполагаемое наследство. Но его не устраивает беззаботная жизнь, в которой место есть только балам, да, любовным утехам. Он отвергает светскую жизнь, нормы морали, принятые в обществе того времени. За ним закрепляется слава чудака. И всё же Онегин не прекращает поиск жизненных ценностей, целей.

  • Герой вырвавший сердце в рассказе старуха изергиль
  • Герой в моем понимании сочинение
  • Героический поступок в наше время сочинение
  • Героические сказки других народов
  • Героические поступки людей в наше время сочинение