Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1. Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из-за плохого воспитания.
2. Слёзы молодой учительницы отогрели душу подростка.
3. Герой рассказа стал учителем именно потому, что помнил поступок учительницы.
4. Субботин попал в колонию за кражу.
5. Рассказчик советует всем любить и уважать учителей.
(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.
(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.
(5)— Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай.
(10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать… (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации… (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала.
(26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять — плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (33)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах — это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а
тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.
(38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.
(По Е. П. Новикову*)
* Евгений Петрович Новиков (род. в 1934 г.) — журналист, автор статей на морально-этические темы.
Источник текста: ЕГЭ 2013, Урал, вариант 6.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1. Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из-за плохого воспитания.
2. Слёзы молодой учительницы отогрели душу подростка.
3. Герой рассказа стал учителем именно потому, что помнил поступок учительницы.
4. Субботин попал в колонию за кражу.
5. Рассказчик советует всем любить и уважать учителей.
(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.
(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.
(5)— Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай.
(10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать… (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации… (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала.
(26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять — плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (33)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах — это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а
тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.
(38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.
(По Е.П. Новикову*)
* Евгений Петрович Новиков(род. в 1934 г.) — журналист, автор статей на морально-этические темы.
Источник текста: ЕГЭ 2013, Урал, вариант 6.
Пояснение.
Ответ:2 и 4
Высказывание 4 подтверждается общим смыслом. Мальчик воровал. (12)Я жил тем, что воровал…
Новый тренировочный вариант №25367021 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.
Скачать тренировочный вариант
Скачать ответы
Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку тренировочный вариант №25367021
Ответы для варианта:
Россия не только государство… Она— сверх государство, океан, стихия, которая ещё не оформилась, не влекла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала ещё в отточенных и огранённых понятиях, в своём своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся ещё в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. Россия— […] океан земель, размахнувшийся на целую шестую ЧАСТЬ света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. Россия — это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия — меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия— это бесконечные снега, над которыми поют мёртвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными вёснами выходят тёмные фиалки, синие подснежники. Россия— не только страна мгновенного настоящего. Она— страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В её берёзовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам.
В её окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей— жертвой. Над её степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев. Россия грандиозна. Неповторима. Россия — полярна. Россия — миссия новых времён.
Задание 1 № 38792 Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
- 1) Средством связи между абзацами является синтаксический параллелизм, анафора. Внутри 1 абзаца средством параллельной связи является местоимение «она».
- 2) Языковые средства выражения: использование характерных для публицистического стиля речи сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными, предложений с однородными членами, парцелляция; наличие образных средств выражения мысли: это и развёрнутая метафора «океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток», и эпитеты «серебряные метели», «ветреных и цветущих» лугов, метафоры «меховая щетина лесов» «ковры лугов».
- 3) Тема текста: Россия — сверхгосударство.
- 4) Представленный текст — это рассуждение с элементами описания.
- 5) Характерная черта стиля текста— высокая термин логичность (насыщенность терминами).
Ответ — 1234
Задание 2 № 38793 Самостоятельно подберите указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска в пятом предложении текста. Запишите эту частицу.
Ответ — это
Задание 3 № 38794 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в пятом предложении текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ЧАСТЬ
- 1) Доля, отдельная единица, которая подразделяется в целом. Разделять на части. Часть яблока.
- 2) Предмет как составной элемент какого-нибудь целого, организма, механизма. Запасные части (детали машин)
- 3) Отдельная войсковая единица. Мотопехотные части. Воинская часть.
- 4) Раздел, подраздел произведения. Роман в трёх частях. Четыре части симфонии.
- 5) Область какой-нибудь деятельности, специальность (разг.). Работать по финансовой части. Это не по моей (твоей и т. д.) части (также перен.: я этим не занимаюсь, это не моё дело).
Ответ — 1
Задание 4 № 2472 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. Иконопись сливОвый, пОгнутый, грУшевый, кровоточИть.
Ответ — сливовый
Задание 5 № 40 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Различные ИНФОРМАЦИОННЫЕ источники предлагали весьма противоречивые сведения. В новом коллективе я ощущал себя достаточно КОМФОРТНО. До глубокой старости он оставался таким же словоохотливым, ПАМЯТНЫМ и энергичным. Эксперты работали с УДВОЕННОЙ энергией, чтобы успеть к сроку. Участникам соревнования были вручены ПАМЯТНЫЕ значки.
Ответ — памятливым
Задание 6 № 12664 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Вот какими речевыми шедеврами изобилуют даже очень популярные газеты: «На этот сегодняшний день уборка риса завершена во всех рисоводческих хозяйствах района».
Ответ — сегодняшний
Задание 7 № 2910 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. с ТРЕМЯСТАМИ новобранцами жареные ТЕТЕРЕВА пара ДЖИНС ЛЯГТЕ на кушетку без ПОГОН.
Ответ — джинсов
Задание 9 № 30042 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
- 1) заклинать, реакция, полагать
- 2) профориентация, доброта, ветеран
- 3) загляденье, примерять (галстук), полевая (кухня)
- 4) внимательный, дипломат, президент
- 5) города, насмехаться, скрипучая
Ответ — 35
Задание 10 № 14464 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) под..брать, н..дорвать, с..действие;
- 2) р..яный, валер..яна, л..ёт;
- 3) пр..равнять, пр..брежный, пр..стегнуть;
- 4) бе..характерный, ра..бросанный, ра..трёпа;
- 5) нао..рез, на..кусывать, по..ставлять.
Ответ — 23
Задание 11 № 14522 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) устра..вать, бараш..к
- 2) приукраш..вать, письм..цо
- 3) догадл..вость, крас..вый
- 4) въедл..вый, подбадр..вать
- 5) подразум..вающий, луж..ца
Ответ — 34
Задание 12 № 14501 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
- 1) стро..тся (школа), засмотр..шься
- 2) дыш..щий, щекоч..щий
- 3) вышл..т, приход..тся (братом)
- 4) леч..щий, зна..щий
- 5) труд..тся (рабочие), высто..вшая (армия)
Ответ — 15
Задание 13 № 3706 Определите, какую букву, Е или И нужно вставить на место пропуска. Выпишите слово, в котором НИ является приставкой и пишется слитно. Василиса Егоровна сдержала свое обещание и (н..)кому не сказала (н..)одного слова, кроме попадьи. Глухарь получил свое название (н..) от (н..)достатка слуха, который у него очень остр, а по месту жительства. Спросить дорогу было (н..)у кого, а найти её было нужно, (н..)смотря (н..)на что. Учебника (н..)у кого (н..) оказалось, но это (н..)было (н..)разрешимой проблемой при наличии интернета. Я слушал его и думал: (н..)ужели этот человек верен себе, говоря все эти (н..) подобающие ему речи?
Ответ — никому
Задание 14 № 246 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли. Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить. (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы. Ты ТО(ЖЕ) должен иметь это (В)ВИДУ.
Ответ — итак наконец
Задание 15 № 10359 Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Разразилась буря: беше(1)о визжит ветер, мчатся рыжие, словно в клочья разорва(2)ые облака; захлестал, закачался отвесными столбами рья(3)ый ливень, молнии слепят огнистой зеленью, грохочет отрывистый гром. Всё вокруг занавеше(4)о пеленой дождя.
Ответ — 2
Задание 16 № 4335 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 1) Русские мастерицы расшивали мундиры и камзолы церковные облачения и женские платья. 2) Эскимосы используют для украшения одежды кусочки кожи или рыбьей чешуи. 3) Полёты кораблей в космос и пребывание людей в космическом пространстве стали для нас привычными и даже будничными. 4) Крестьяне разводили кур и уток и гусей. 5) Осенью семейство Аксаковых вернулось в Москву и тогда жизнь в усадебном доме замерла.
Ответ — 15
Задание 17 № 5538 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вскоре в очаге (1) широко зиявшем открытою пастью в середине юрты (2) вспыхнул огонёк (3) зажжённой мною (4) лучины.
Ответ — 12
Задание 18 № 211 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Лёшка (1) ты помнишь (2) в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что (3) ты помнишь (4) и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства.
Ответ — 12
Задание 19 № 12412 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Около живописного старого дома (1) неподалёку (2) от которого (3) рос фруктовый сад (4) я остановился (5) чтобы сделать набросок на бумаге.
Ответ — 145
Задание 20 № 519 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
Ответ — 134
Задание 21 № 14211 Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Количество видимых на небе простым глазом звёзд кажется неисчислимым. 2) По мнению учёных, одновременно в нашем поле зрения бывает не более трёх тысяч звёзд. 3) Звёзды — это те же солнца. 4) Они кажутся нам блестящими точками — так далеко удалены они от Земли на необозримые расстояния. 5) Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. 6) Разделив всё небо на созвездия, учёные составили звёздные карты. 7) Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. 9) По расчётам учёных, заметить движение звёзд можно будет лишь через десятки тысяч лет.
Ответ — 29
Задание 22 № 4574 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке. 1. Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из-за плохого воспитания. 2. Слёзы молодой учительницы отогрели душу подростка. 3. Герой рассказа стал учителем именно потому, что помнил поступок учительницы. 4. Субботин попал в колонию за кражу. 5. Рассказчик советует всем любить и уважать учителей.
Ответ — 234
Задание 26 № 4584 Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Передавая волнение героя, вспоминающего в интервью об эпизоде, который изменил его жизнь, автор использует различные тропы: (А)_____ («отогрели… сердце» в предложении 41), (Б)_____ (например, «безудержная радость» в предложении 37). Приём — (В)_____ (предложения 34–35) – и лексическое средство — (Г)_____ («не посторонний, н е чужой» в предложении 34) — подчёркивают чувства героя».
Ответ — 4168
Другие тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку 11 класс:
23.09.2021 РЯ2110101 РЯ2110102 русский язык 11 класс ЕГЭ 2022 статград ответы и задания
Тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку задания с ответами
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
Задание 1 № 42209
Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (стиль, административно-правовая деятельность, жанр, синтаксическая модель и др.).
2) Логичность текста обеспечивается последовательным изложением мыслей: определение официально-делового стиля речи как разновидности русского литературного языка, основные черты официально-делового стиля речи, отражение особенностей официально-делового стиля речи на уровне языковых средств и неязыковых способов оформления, стандартизация деловой речи как основной признак официально-делового стиля и основные направления его развития.
3) Жанр текста — рецензия. Даётся комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); обобщённая аргументированная оценка явления; выводы о значимости работы.
4) Текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, стандартизацией речи, широким использованием канцелярских оборотов.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как главной целью автора является передача знаний о явлении (об официально-деловом стиле речи) с помощью раскрытия системы понятий.
Прочитайте текст и выполните задания 1−3.
Официально-деловой функциональный стиль русского литературного языка — это та его разновидность, которая функционирует в сфере административно-правовой общественной деятельности. Он реализуется в текстах законов, приказов, указов, распоряжений, договоров, актов, различных документов (справок, удостоверений, доверенностей и проч.), в деловой переписке организаций. Из перечня речевых жанров следует, что основная форма его реализации — письменная.
Несмотря на то что этот стиль подвергается серьёзным изменениям под влиянием социально-исторических сдвигов в обществе, он выделяется среди других функциональных разновидностей языка своей стабильностью, традиционностью, замкнутостью и стандартизованностью.
Названные черты официально-делового стиля отражаются не только в системе языковых средств, но и в неязыковых способах оформления конкретных текстов: в композиции, рубрикации, выделении абзацев и проч., т.е. в стандартизованном оформлении многих деловых документов.
Стандартизация деловой речи (прежде всего языка массовой типовой документации) — одна из наиболее приметных черт официально-делового стиля. Процесс стандартизации развивается в основном в двух направлениях: а) в широком использовании готовых, уже утвердившихся словесных формул, трафаретов, штампов, <…>, стандартных синтаксических моделей с отымёнными предлогами: в целях, в связи с, в соответствии с и т.д., что вполне закономерно, поскольку намного упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг), б) в частой повторяемости одних и тех же слов, форм, оборотов, конструкций, в стремлении к однотипности способов выражения мысли в однотипных ситуациях, в отказе от использования выразительных средств языка.
2. Задание 2 № 42210
Самостоятельно подберите вводное слово (вводную конструкцию), которое(-ая) должно(-а) стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запишите это(-у) вводное слово (вводную конструкцию).
3. Задание 3 № 42211
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом (1) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОРГАНИЗАЦИЯ, -и; ж.
1) Процесс действия, направленный на обустройство чего-нибудь. О. праздника. О. отдыха.
2) Организованность, планомерное, продуманное устройство. Чёткая о. производства.
3) Общественное объединение или государственное учреждение. Всемирная торговая о. Профсоюзная о. Строительная о. Молодёжная о. О. ветеранов труда.
4) То же, что организм (устар.). У ребёнка слабая о.
4. Задание 4 № 3572
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
свЁкла
повторИт
лекторОв
экспЕрт
профессорОв
5. Задание 5 № 648
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Стоило бы НАДЕТЬ куртку потеплее.
У малыша отняли ЕДИНСТВЕННУЮ игрушку.
М. Горький советовал критикам обращать внимание на литературу в целом, а не на ЕДИНЫЕ явления её.
Теперь ему тяжело давался каждый ВДОХ: что-то сжимало и жгло около самого сердца.
Таблицу нужно было отредактировать, ЗАПОЛНИТЬ так, как требовалось по новым стандартам.
6. Задание 6 № 13881
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Когда я писал этот рассказ, я всё время старался сохранить ощущение холодного ветра с ночных гор, это было как бы основным лейтмотивом рассказа.
7. Задание 7 № 1409
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
более ВОСЕМЬСОТ миллионов
ЯРЧЕ солнца
ПОЕЗЖАЙТЕ поездом
модных СЕРЁГ
8. Задание 8 № 10265
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
В) нарушение в построении предложений с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Дорожки сада, которые недавно посыпали ровным крупным гравием, мерно хрустели под ногами Ильи Александровича.
2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.
3) М. Б. Барклай-де-Толли был одним из военачальников, удостоенный ордена Святого Георгия за участие в войне против французов.
4) «Дама в голубом» (портрет художницы Е. М. Мартыновой) как чистый и нежный цветок, который занесли из каких-то неведомых светлых садов.
5) Молния ярко сверкает и осветила всё вокруг.
6) Тщеславие и глупость высмеиваются И. А. Крыловым в басне «Вороне и лисице».
7) По приезде в город мы посетили Псковский кремль.
Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.
9) Без умных и добрых книг, которые мы прочитали в детстве, наш внутренний мир был бы неполным.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
9. Задание 9 № 30041
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) аплодировать, шпионаж, вестибюль
2) распропагандировать, плечо, запастись (провизией)
3) иждивенец, аристократ, кондуктор
4) непозволительно, выскочка, пловчиха
5) полагать, выращенный, ладонь
10. Задание 10 № 14465
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) п..иск, неп..ддающийся, от..двинуть;
2) ра..бросать, и..пуганный, бе..вольный;
3) пр..следовать, пр..милый, пр..смыкающийся;
4) с..еденный, сер..ёзный, ад..ютант;
5) нап..следок, н..слаждаться, д..браться.
11. Задание 11 № 14648
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) забывч..вость, сух..нький
2) расстег..вавшийся, молодц..ватая
3) миндал..вый, завар..ваю
4) откле..вшись, одар..вать
5) успока..ваться, напраш..вается
12. Задание 12 № 14499
Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) накле..вший, предъяв..т (прокурор)
2) рассмотр..шь, вынужда..шь
3) задремл..шь, задрапиру..шь
4) завис..мый, нянч..щая
5) произнос..шь, рокоч..т (мотор)
13. Задание 13 № 12406
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Действие романа В. Набокова «Под знаком незаконнорожденных» разворачивается в (НЕ)НАЗВАННОМ полицейском государстве во главе с диктатором Падуком.
В рассказе «Срезал» Шукшин показал деревенского жителя в отнюдь (НЕ)ХАРАКТЕРНОЙ роли.
Наши поезда стояли бок о бок, как братья-близнецы, (НЕ)УЗНАВШИЕ друг друга, и разошлись навсегда.
(НЕ)ГЛЯДЯ на товарищей, Кирилл быстрым шагом прошёл по коридору.
В жизни он был излишне дипломатичен и старался действовать (НЕ)ПРЯМО, как поступил бы его отец, но обиняком, намёком.
14. Задание 14 № 3941
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)НАЧАЛЕ августа жара стоит нестерпимая — даже самый решительный человек не в состоянии охотиться, самая преданная собака, преувеличенно высунув язык, униженно виляет хвостом, но (В)ПЕРЁД не идёт.
ЕСЛИ(БЫ) природа могла чувствовать благодарность к человеку (ЗА)ТО, что он проник в её жизнь, превознёс и воспел её, эта благодарность выпала бы на долю Пришвина.
Тихо опустилось солнце за горы, выбросило (К)ВЕРХУ прощальный зелёный луч, и Байкал (ТОТ)ЧАС отразил в себе нежную зелень.
Андрей Рублёв был (ПО)ИСТИНЕ выдающимся мастером древнерусской живописи, однако известно о нём немного: (ОТ)ТОГО далёкого времени сохранилась лишь миниатюра, на которой запёчатлён художник.
НИ(ЗА)ЧТО на свете не соглашалась Маруся расстаться (СО)МНОЙ.
15. Задание 15 № 6010
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Осе(1)ие улицы были усыпа(2)ы жёлтой и багря(3)ой листвой, напоминавшей пёстротка(4)ый ковёр.
16. Задание 16 № 12587
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.
2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.
3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.
4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.
5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.
17. Задание 17 № 2928
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Оба прочитали телеграмму (1) почти касаясь друг друга головами (2) и (3) перечитав два раза (4) молча уставились друг на друга.
18. Задание 18 № 3160
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Глаза (1) наконец (2) привыкли к темноте, и нам (3) кажется (4) удалось что-то разглядеть в глубине подвала.
19. Задание 19 № 13796
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тем временем институт уже работает над созданием одёжных тканей (1) температуру (2) которых (3) можно будет корректировать автоматически в зависимости от реакции и температуры тела (4) того (5) кто их носит.
20. Задание 20 № 3831
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
21. Задание 21 № 18192
Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Гора Спящий лев, или Омулёвка, представляет собой высокий утёс, расположенный на правом берегу реки Селенги в 45 км к юго-западу от города Улан-Удэ. (2)Исконное бурятское название горы — Хабсагай хада — означает «скала» или «утёс». (3)Современные же русскоязычные названия, напротив, имеют свою историю. (4)Омулевой её назвали потому, что в недавнем прошлом в Селенгу в нерестовый период заходил омуль, проходя вверх по течению у этих скал. (5)Рыбаки наблюдали с этой горы, где в реке идут «бурления», и ставили туда неводы. (6)Второе название гора приобрела из-за своего внешнего вида: её очертания очень похожи на льва, который смотрит в сторону села Тарбагатай. (7)Если вглядеться в скалу, можно увидеть, что гриву льва составляют каменные выступы, тело создаёт плавный склон с редкими растениями, а хвост имитирует дорога у подножия горы.
22. Задание 22 № 4574
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов в возрастающем порядке.
1. Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из-за плохого воспитания.
2. Слёзы молодой учительницы отогрели душу подростка.
3. Герой рассказа стал учителем именно потому, что помнил поступок учительницы.
4. Субботин попал в колонию за кражу.
5. Рассказчик советует всем любить и уважать учителей.
(1)Мне поручили написать статью об известном в нашем городе учителе трудового обучения Евгении Александровиче Субботине. (2)Это был не просто талантливый конструктор, великолепный мастер. (3)Это был солнечный человек с отзывчивым, горячим сердцем.
(4)Я пришёл к нему прямо на работу и, попросив уделить мне несколько минут, стал задавать специально приготовленные вопросы.
(5)— Знаешь что, Жень, мне приятно, что ты пишешь обо мне статью. (6)Там будет, наверное, много хороших слов. (7)Но я бы хотел, чтобы ты написал о другом. (8)Конечно, теперь я стал известным в городе, уважаемым человеком, но всё могло бы сложиться совсем иначе. (9)И наверное, совсем другой была бы моя жизнь, если бы не один случай.
(10)У меня не было отца, не было матери. (11)Вернее, они как бы существовали, приходили ночевать и смотрели на нас, голодных и грязных, с недоумением: откуда эти дети, что они тут делают? (12)Я жил тем, что воровал или выпрашивал. (13)Подаянием кормил двух своих маленьких сестрёнок. (14)Моих родителей то и дело вызывали на какие-то комиссии, к нам постоянно приходили то участковый, то инспектор по делам несовершеннолетних. (15)Да только что они могли сделать… (16)Я рос волчонком. (17)Вокруг меня был мир, населённый людьми, они жили в тёплых домах, ели хлеб, покупали детям гостинцы, а я смотрел на них из глухого леса, где всегда было сыро и темно. (18)Вот тогда я и научился открывать любой замок, разобрался во всех видах сигнализации… (19)Но однажды я попался. (20)В квартиру внезапно вернулись хозяева, мне пришлось прыгать с третьего этажа, и я вывихнул ногу. (21)Суд. (22)Родителей нигде не могли найти, и на заседании сидела классная руководительница. (23)Ни лица, ни имени её я не помню. (24)Помню только, что она была совсем молоденькой девчонкой. (25)Прокурор задал ей какой-то вопрос, она встала и вдруг заплакала.
(26)Она плакала и говорила: «Не надо сажать его в тюрьму! (27)Пожалуйста». (28)Прокурор ей строго говорит: «Не плачьте, вы на вопрос ответьте». (29)А она опять — плачет и только одно твердит: «Не сажайте его в тюрьму». (30)И в этот момент я испытал чувство, которое невозможно описать никакими словами. (31)Чужой человек плачет по тебе. (32)Это что значит? (33)Это значит, что я ей чем-то дорог, это значит, что я ей нужен. (34)Выходит, что я не посторонний, не чужой! (35)Выходит, что солнце светит и для меня, и трава на лугах — это тоже моё, и в жизни есть какое-то моё место. (36)Значит, если меня не будет, то кому-то от этого станет плохо, значит, кому-то надо, чтобы я был. (37)Я сейчас вот пытаюсь описать свои мысли, а
тогда это была какая-то безудержная радость, заполнившая всю мою душу.
(38)Мне дали четыре года колонии. (39)Я отсидел, вернулся и начал новую жизнь. (40)У меня было много хорошего, теперь я счастливый, состоявшийся человек. (41)Но до сих пор я не могу забыть тех слёз, которые отогрели моё закоченевшее сердце. (42)И никогда не забуду.
(По Е.П. Новикову*)
* Евгений Петрович Новиков (род. в 1934 г.) — журналист, автор статей на морально-этические темы.
Источник текста: ЕГЭ 2013, Урал, вариант 6.
23. Задание 23 № 4575
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Предложения 31–36 объясняют содержание предложений 41–42.
2) Предложения 12–14 содержат рассуждение.
3) В предложениях 20–22 представлено повествование.
4) Предложения 38–39 содержат повествование.
5) Предложение 19 содержит рассуждение.
24. Задание 24 № 4576
Из предложения 14 выпишите фразеологизм.
25. Задание 25 № 4583
Среди предложений 21–30 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Задание 26 № 4584
Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Передавая волнение героя, вспоминающего в интервью об эпизоде, который изменил его жизнь, автор использует различные тропы: (А)_____ («отогрели… сердце» в предложении 41), (Б)_____ (например, «безудержная радость» в предложении 37). Приём — (В)_____ (предложения 34–35) – и лексическое средство — (Г)_____ («не посторонний, не чужой» в предложении 34) — подчёркивают чувства героя».
Список терминов:
1) эпитет
2) антитеза
3) ирония
4) метафора
5) профессиональная лексика
6) анафора
7) антонимы
синонимы
9) риторический вопрос
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
27. Задание 27 № 4585
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.