Герой рассказа толстого кавказский пленник русский офицер жилин находясь в плену у татар

logo

    • Предмет:

      Другие предметы

    • Автор:

      fabianshah946

    • Создано:

      2 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    2 секунды назад

    Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу

  • literatura
    Литература

    5 минут назад

    Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    9 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

  • geometriya
    Геометрия

    10 минут назад

    помощь??

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    9 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Общая характеристика

Жилин – главный герой рассказа Л. Н. Толстого “Кавказский пленник”. Это русский офицер, служащий на Кавказе. Жилин попадает в плен к горцам, из которого ему удается сбежать.

Отличительные качества

Образ ЖилинаЖилин – смелый и мужественный человек, настоящий русский офицер. Он никогда не теряет самообладания и чувство собственного достоинства. Жилин до последнего оказывает сопротивление численно превосходящим его противникам. В плен его удается взять с трудом.

Оказавшись в положении пленника, Жилин не струсил и не стал молить о пощаде. Он даже вступил в пререкания с горцами и заслужил за это одобрение.

Жилин знает, что за попытку побега его могут сурово наказать или попросту убить. Но покоряться неизбежной судьбе, как Костылин, он не намерен.

Длительное бездействие может полностью сковать волю человека, поэтому в плену Жилин ведет себя очень активно. Изготовление детских игрушек может показаться бессмысленным, но таким образом пленник постепенно входит в доверие к своей будущей спасительнице.

“Золотые руки” Жилина вообще играют большую роль в его судьбе. Если Костылина горцы воспринимают только в качестве источника выкупа, то Жилина они ценят и по-своему любят.

Бесстрашие, инициативность и решительность – вот главные качества, которые помогли Жилину спастись.

Отношение к Костылину

В начале рассказа Костылин совершил непростительный грех, предав товарища. Жилин не держит на него никакого зла. Он даже обрадовался, когда встретил предателя в плену. Благодаря Жилину отношение к пленникам становится немного лучше.

Еще до побега Жилин понимал, что неповоротливый и слабый Костылин станет серьезной помехой. Он без труда мог сбежать в одиночку и, скорее всего, добился бы успеха.

Чувства жалости и сострадания не позволили Жилину бросить приятеля в беде. Его опасения полностью подтвердились: Костылин сильно замедлял бегство. Жилин всячески пытался подбодрить товарища, а в конце концов был вынужден тащить его на себе.

Жилин устоял перед огромным искушением, когда Костылин сам попросил бросить его. Этот поступок делает его настоящим героем. Стонущий офицер мог сыграть роль приманки для преследователей, но Жилин твердо решил: “Не годится товарища бросать”.

Отношение к врагам

Жилин не испытывает ненависти к поработившим его горцам. Он понимает, что таковы законы войны на Кавказе. Жилин с достоинством признает свое поражение, но все же диктует свои условия при определении размера выкупа.

Русский офицер с интересом наблюдается за образом жизни и обычаями горцев. Многое ему кажется странным и непонятным. Жилин не осуждает чужие нравы, а пытается как-то приспособиться к этим людям.

Первую “победу” Жилин одерживает над душой Дины с помощью незамысловатых игрушек. Починкой оружия и часов он располагает к себе хозяина и жителей всего аула: “Ай, урус! Ай, Иван!”.

Слава мастера Жилина, вероятно, спасла жизни обоих пленников. “Красный татарин” и старик, потерявший на войне всех сыновей, неприязненно относились к русским и постоянно требовали их казни. Выкуп задерживался, но Жилин был полезен, поэтому расправа постоянно откладывалась.

Образ миротворца

Толстой отрицательно относился к любой войне и доказывал, что она приносит только страдания. В образе Жилина писатель показал, что даже непримиримые враги могут найти общий язык.

В рассказе Жилин никого не убивает. Только во время взятия в плен в целях самообороны он думает: “Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой”.

В плену Жилин мечтает не о мщении, а о бегстве. Горячие “патриоты” могут обвинить его в контактах и работе на врага, но для Жилина в этом нет ничего зазорного. Он просто делает то, что умеет.

Дружба Жилина с Диной – лучший пример того, как человеческие чувства и разум одерживают верх над многолетней враждой. С точки зрения горцев девочка предала свой народ. На самом деле Дина еще не была заражена лютой ненавистью и смогла увидеть в русском “звере” подобного ей человека.

Даниил Романович | Просмотров: 9.2k

Для Льва Николаевича Толстого очень близка была тема войны, так как он недолгое время служил на Кавказе со своим старшим братом Николаем. Поэтому в его литературном творчестве есть целый цикл произведений, посвящённых этому времени. Рассказ «Кавказский пленник» является одним из них. Характеристика образа Жилина показывает лучшие человеческие качества русского офицера. Частично события происшедшие в рассказе взяты Толстым из собственного опыта службы.

Сюжет

В рассказе описывается история, произошедшая в горах. «На Кавказе тогда война была». В плену у горцев, которых тогда называли татарами, находятся два русских офицера. Оказались они узниками случайно. Оба отправились в отпуск домой с обозом, который сопровождали солдаты. Так делали, чтобы избежать нападения. Но по дороге оба офицера оторвались от обоза, и попали в засаду татар.  Горцам не нужна жизнь офицеров, для них главное — получить за пленников выкуп. Один из героев, Жилин, не может откупиться, потому что у него одна старенькая мать, у которой нет лишних денег. Единственная возможность для него стать свободным — это побег.

Лучшие качества Жилина

Главный герой рассказа отличается только положительными качествами. Он добр, благороден, находчив, умён, храбр.

Отличительной чертой Жилина является чувство собственного достоинства. Это чувство помогает ему не сломаться, не смириться, не опустить руки после неудачной попытки бежать из плена и заставляет врагов относиться к Жилину не как к пленнику, а как к человеку.

Жилин — настоящий товарищ. Он не оставляет ослабевшего Костылина в трудную минуту. Несмотря на то, что Жилин не отличается богатырской силой, он во время побега несёт на себе грузного, толстого Костылина. И убежать ему было проще одному, но он не смог предать сослуживца. «Бросить товарища не годится», — думал он. Костылин же в начале рассказа бросил его в трудную минуту, позорно бежал, оставив без ружья, одного против отряда татар.

Жилин обладает одной чисто русской чертой характера: он очень упрям. В мирное время упрямство может быть человеку ни к чему и даже считается отрицательным качеством, но на войне, да ещё в плену, эта черта иногда спасает жизнь. Герой проявляет характер во всём: начиная от торгов с татарами за сумму выкупа и заканчивая желанием выбраться из плена. После  неудачной попытки он снова тщательно разрабатывает план побега.

Жилин не только упрямый, но и отчаянный. Оставшись один на один с отрядом татар, когда его предал Костылин, он не испугался и решил: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

Одним из важных для бойца качеств является смекалка, умение выбраться из затруднительного положения, вычленить главное, подметить мелкие детали («Жилин по звёздам примечает, в какую сторону идти»). Это качество проявилось и в прикармливании злой хозяйской собаки перед планированием побега.

Жилин  не может сидеть без дела. Даже в плену он находит для себя занятие: делает глиняные игрушки, чинит, мастерит, ремонтирует предметы быта местных жителей.

Жилин — не злой человек. Он вполне дружелюбен с местным населением, хорошо относится к хозяйской девочке Дине. Она тоже привыкла к доброму русскому пленнику, он ей нравится. Дина общается с Жилиным как может, кормит его, жалеет и даже помогает бежать из плена.

За благородство, гордость, доброту, несгибаемость воли, чувство собственного достоинства, офицерскую честь, Жилина стали уважать враги. Они отзываются о нём с восхищением («Урус,— говорит, — джигит, джигит, урус!»)

Кроме положительных качеств характера Жилин обладает хорошими физическими данными. Несмотря на невысокий рост и совсем неатлетическое телосложение, он ловок, энергичен, вынослив, подвижен. Он очень спортивен: хорошо ездит верхом, бегает, лазает по горам, орудует шашкой.

Отношение к людям

По нескольким фразам из рассказа можно понять насколько уважительно и по-доброму относится Жилин к матери. Он заботится о ней, помогает материально. Получив письмо о том, что она собралась помирать, офицер тут же отправляется на побывку домой. Дело даже не в невесте, которую мать ему присмотрела, а в беспокойстве о ней: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придётся увидать».

Жилин хороший офицер, отличный товарищ, уважает своих сослуживцев. И, наконец, он заставил уважать себя людей из лагеря противника.

Заключение

Образ Жилина был задуман Л. Н. Толстым, как пример для других русских офицеров. Автор рассказа «Кавказский пленник» показал, как человек, попав в плен, сохранил, не растерял чувство собственного достоинства, не предал товарища, заставил врагов относиться к себе с уважением, и, проявив смекалку и храбрость, смог бежать из плена.

Вам также будет интересно почитать:

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Образ и характеристика Жилина в рассказе Кавказский пленник

Образ и характеристика Жилина в рассказе Толстого Кавказский пленник сочинениие

Иван Жилин – это главный герой рассказа Толстого «Кавказский пленник». Иван – это русский бравый офицер, отбывающий службу на Кавказе, где в тот момент шла война. Молодой человек был среднего роста, знатного, но не богатого рода, холост. У Ивана была пожилая мать, которой он постоянно отсылал деньги. Он не был женат, но когда в очередной раз получил письмо от матери о том, что она нашла ему подходящую невесту, очень обрадовался.

Очередной отпуск закончился для него и его товарища Костылина трагично – они попали в плен к татарам, желавшим получить крупный выкуп за русских офицеров.

Несмотря на все тяготы и трудности нахождения Жилина в плену, он ведет себя как настоящий мужчина, истинный офицер. В отличие от Костылина, который оказывается на самом деле трусливым человеком, Иван отгоняет от себя грустные мысли, вынашивая план побега, не отчаивается и начинает заниматься привычными для него делами. То он своими руками делает татарским детишкам глиняные игрушки, занимается ремонтом оружия, даже оказал помощь в лечении одного знатного татарина. Жилин – добрый и трудолюбивый парень, он не может отказать в помощи человеку, которому плохо.

Татары предложили написать Ивану письмо матери, в котором он просит за себя выкуп. Но когда он узнал сумму, честно ответил, что такие деньги за него никто не заплатит. У нее их нет.

Со временем, несмотря на сильную неприязнь татар к русским, они начинают уважать этого честного, сильного духом и искреннего человека. Татарская девочка по имени Дина сильно привязалась к Ивану, стала считать его своим близким другом и часто приносила ему еду.

Приходит время, и Жилин совершает побег вместе с Костылиным и другими пленниками. Но эта попытка оказалась неудачной, их догнали и посадили в деревянных кандалах в колодец.

С больными, окровавленными ногами, измученный тяжелой жизнью в плену, Иван снова решается на побег. В этот раз ему помогла его подруга Дина. Она бросила в колодец длинный кол, с помощью которого Иван выбрался наружу.

Татары погнались за ним и почти нагнали его у казацкой крепости, но сильные казаки отбили Ивана у врагов. Он остался у казаков до самого конца войны. Костылина отпустили из плена, так как за него заплатили крупный выкуп родственники.

В своем рассказе «Кавказский пленник» автор раскрывает лучшие качества человеческого характера в одном человеке – Иване Жилине. Это настоящий патриот своего времени, любящий свободу и верующий в силу духа и победу своего народа. Несмотря на вражду между собой, Иван остается честным и отзывчивым даже по отношению к своему врагу.

Вариант 2

Одним из основных персонажей произведения является военный офицер Иван Жилин, который участвует в боевых действиях на Кавказе.

Писатель представляет Жилина в качестве молодого мужчины, имеющего дворянское происхождение из обедневшего знатного рода, являющегося единственным сыном у горячо любимой пожилой матери.

Во время поездки в очередной отпуск домой Жилин вместе с сослуживцем Костылиным попадают в плен к суровым татарам, которые планируют получить за русских офицеров значительный выкуп.

Находясь в плену, Жилин начинает продумывать варианты побега, при этом не раскисает в отличие от Костылина, постоянно ноющего и страдающего, и старается выполнять полезную работу: мастерит игрушки для маленьких татарчат, ремонтирует поломанное оружие и другие предметы, помогает в лечении знатного татарина, поскольку является разносторонним и трудолюбивым человеком.

На предложение татар о получении большой суммы денег за его освобождение Жилин честно и открыто отвечает, что его мать не в состоянии выплатить такой огромный выкуп, поэтому смысла обращаться к ней нет.

Татары, несмотря на вражду с русскими, привязываются к Ивану, ценя и уважая его смелость, доброту, искренность, а маленькая девочка-подросток Дина начинает относиться к Жилину как настоящему другу, жалея его и подкармливая.

Наконец Иван решается на побег, который заканчивается неудачно из-за толстого и неповоротливого Костылина, задерживающего пленников. Татары догоняют бежавших и помещают в колодец, заковав в деревянные кандалы.

С израненными, истертыми ногами, измученный пленом, но не сломленный духом, Жилин предпринимает новую попытку побега, тщательно подготовившись и воспользовавшись помощью Дины, опустившей для пленника в яму длинный кол.

Пустившись в погоню за отчаянным Жилиным татары, терпят неудачу, поскольку Ивану удается добраться до казачьей крепости, где остается служить до конца войны. Костылин же освобождается из плена, благодаря предоставленному родственниками большому выкупу.

Повествуя об одном из событий русско-кавказской войны, писатель раскрывает истинные патриотические качества настоящих русских офицеров, характеризующихся волей к свободе и неизбежной победе, способностью стойко переносить тяготы и лишения военного времени, не забывая о проявлении человеческого отношения к окружающим, в том числе и к противнику.

Сочинение про Жилина

Главный герой рассказа — русский офицер из обедневших дворян, с простым именем – Иван.

Действие происходит во время Кавказской войны. Иван Жилин, единственный сын у матери, получив от нее письмо, засобирался домой в отпуск, повидаться со старушкой. Во время пути Ивана и его спутника Костылина берут в плен татары с целью выкупа. Костылин безоговорочно отправляет письмо родственникам, что бы те привезли за него деньги. Жилин, зная, что его мать не имеет сбережений на выкуп, пишет заведомо неверный адрес. Торгуясь за сумму выкупа с татарами, хотя знает, что никто за него не даст и рубля, герой показывает свой характер, смелость перед лицом смерти.

Два пленника ведут себя по – разному. Костылин, и так показавший себя предателем в пути, падает духом, постоянно ноет, жалуется. Жилин же, наоборот, что бы отогнать грустные мысли, старается занять себя любым возможным делом. Он и часы своим мучителям чинит, и оружие. Заводит дружбу с девочкой Диной и дарит ей глиняных куколок.

За стойкий характер и умелые руки татары стали уважительно относится к Жилину, но жажда выгоды пересиливает в них человеческие качества. И только маленькая Дина жалеет пленника и подкармливает его потихоньку лепешками и молоком. Даже злая и вечно голодная дворовая собака прониклась любовью к Ивану.

Жилин все время продумывает различные варианты освобождения из плена. Первый побег закончился провалом. Толстый, неповоротливый Костылин, которого Жилин взял с собой, ныл и мешал идти быстрее. Ивану пришлось тащить его на себе. Татары догнали беглецов и посадили в яму, заковав ноги в деревянные колодки.

Попытка сделать подкоп так же потерпела неудачу – глину негде было складывать незаметно.

И тогда, в третью попытку, Дина помогает пленнику выбраться из ямы, опустив к нему длинный шест. За одну ночь, собрав все свои силы, с израненными ногами, в колодках, Жилин преодолевает большое расстояние и добирается до крепости казаков. Уже на подходе к крепости его чуть не догнали татары, кинувшиеся за ним в погоню, но казаки сумели отбить героя.

Фамилию «Жилин» автор дал своему герою как характеристику – крепкий и физически и морально, выносливый.

Образ и характеристика Жилина в рассказе Кавказский пленник

Образ и характеристика Жилина в рассказе Кавказский пленник

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Любовь к природе 15.3 ЕГЭ ОГЭ

    Любовь к природе заложена в русском человеке с молоком матери, воспитанной и выросшей на произведениях великих поэтов, писателей, сказочников и художников.

  • Гигиена и здоровье человека сочинение

    Гигиена — это наука, изучающая комплекс, мер по сохранению и укреплению здоровья человека, продолжительности жизни и её качества.

  • Сочинение на тему Мои летние приключения 3 класс

    Каждое лето наполнено яркими событиями и приятными воспоминаниями. Прошлым летом мы с папой поехали в гости к его брату. Эта поездка стала настоящим летним приключением

  • Серов В.А.

    Валентин Александрович Серов родился 19 января 1965 г. В творческой семье. Вырос известный русский художник в Мюнхене. Карьерой художника Валентин обязан своими учителю П. П. Чистякову.

  • Анализ повести Гоголя Вий

    Это произведение Николая Васильевича Гоголя имела неоднозначный резонанс в обществе. В примечании к ней, автор обозначил, что основой для написания этого произведения являлись народные предания, переданные Николаем Васильевичем, практически дословно.

Характеристика Жилина

Для понимания общей идеи рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» важна характеристика Жилина. Это добрый, честный и храбрый офицер, который благодаря собственным усилиям и стремлению к свободе смог убежать из плена.

Общие сведения

Жилин – герой произведения «Кавказский пленник». Это офицер, участвующий в войне. Во время повествования он взял отпуск, для того чтобы увидеться со своей пожилой матерью. По дороге его поймали татары и взяли в плен.

На протяжении всего повествования Лев Толстой подчеркивает положительные качества главного героя. Он привык всего в своей жизни достигать самостоятельно. Жилин рос в небогатой семье, поэтому он не собирался отправлять письмо домой для того, чтобы его выкупили. Персонаж понимал, что такую сумму мать не сможет собрать с легкостью. Он не мог перекладывать ответственность на кого-то другого. Во всем Жилин рассчитывает только на себя.

Мастерство

Жилин – мастер на все руки. Он заслуживает уважение у татар, потому что умеет действительно многое: и куклы изготовить, и часы починить, и даже вылечить татарина. Все это способствует тому, что к герою относились с уважением. Девочка Дина даже подкармливала его молоком и лепешками, а в финале произведения и вовсе помогла выбраться на свободу. Хорошее отношение к окружающим людям, которые, казалось бы, причиняют ему вред, держа в плену, и по-настоящему доброе сердце сыграли свою роль: без помощи других персонажей вернуться домой Жилину бы не удалось.

Храбрость

Спасение Жилин получил благодаря своим внутренним качествам. Нравственно чистый человек, он жил и поступал в соответствии с честью и достоинством. Жилин никогда не позволял татарам унизить себя. Герой настоял на собственной цене, которую нужно было выплачивать за выкуп.

Смелость и храбрость, а также ум и смекалка помогли центральному персонажу рассказа выбраться из плена, хотя это было и нелегко. Жилин не терял надежду даже после поражения, он продолжал бороться, в результате чего выбрался на свободу. Л. Н. Толстой в своем произведении, которое изучается в 5 классе, отмечает силу воли и искреннее желание человека, которое способно свернуть горы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Жилина», рассмотрит образ центрального персонажа рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», его внутренние качества, основанные на чести, достоинстве, храбрости и смелости.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Ирина Алексеева

    11/11

  • Ярик Ворошилов

    10/11

  • Дмитрий Евсеев

    10/11

  • Шамиль Султанов

    11/11

  • Светлана Кураева

    11/11

  • Таня Косова

    6/11

  • Данил Пермяков

    11/11

  • Галина Братухина

    11/11

  • Настя Кош

    11/11

  • Супер Унитаз

    9/11

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник Толстого сочинение

Иван Жилин – главный герой рассказа Кавказский пленник. Служит офицером на Кавказе. Сам небогатый дворянин, невысокого роста, но может постоять за себя.

Иван холост, но не возражает  против женитьбы, поэтому очень рад, когда узнаёт, что мать нашла ему невесту. Тут же он получает отпуск, чтобы посетить  свою старенькую мать.

На Кавказе идёт война, поэтому Жилин переправляется вместе с вооруженным обозом, который ходит между городами. Однако обоз идёт слишком медленно, и он с офицером Костылиным  вырывается вперёд. Наткнувшись на татар, Иван попадает в плен, из-за предательства и трусости Костылина, который пусть и убегает, скоро окажется в том же плену.

Жилин принципиальный, попав в плен, когда его всё же заставляют — пишет письмо о выкупе, но указывает неправильный адрес, понимая, что у матери попросту нет таких денег. Он полагается только на себя.

Иван трудолюбивый человек, умеет рукодельничать, благодаря чему получает расположение хозяйской дочки Дианы. Он  делает для неё кукол из глины, а она тайно кормит его и Костылина, который тоже уже попал в плен. Кроме того он чинит хозяину-татарину остановившиеся офицерские часы, ремонтирует ружья и другие вещи жителей аула. Жилина ненавидит только старик, говоря, что его необходимо убить, остальные жители относятся нормально, и он уже может свободно гулять по аулу.

После неудачной попытки побега Жилин не разочаровался и не сдался. Он ещё лучше продумывает план побега, и решается на вторую попытку. Риск огромен, но на кону свобода. Во время побега он демонстрирует себя как человека с сильной волей, умеющего прощать, для которого дружба это не простой звук. Когда Костылин не может идти Жилин не кидает его, несёт на себе, забывая про предательство, увеличивая риск попасться.

Можно сказать, что в Жилине собраны все лучшие качества, он настоящий офицер, обладающий смекалкой, об этом свидетельствует случай, когда в плену Иван дал больному воды с песком, надеясь на простое выздоровление больного, без лекарств, как и произошло. Ещё он преданный друг, трудолюбивый и мудрый человек, готовый рисковать при необходимости.

Вариант 2

Всемирно известный русский классик Л.Н.Толстой создал множество произведений, являющихся актуальными и в настоящее время. Образы героев его произведений, их внутренний мир, не похожи друг на друга и настолько реалистично описаны, что заставляют читателей сострадать им.

Об одном из таких героев, русском офицере Жилине, повествуется в рассказе «Кавказский пленник».

Иван Жилин – офицер русской армии, служащий на Кавказе в период войны. Несмотря на дворянское происхождение, Ивана был не из богатых, поэтому регулярно отсылал деньги пожилой матери.

Узнав, что мать нашла ему невесту, он решает поехать домой в отпуск. Однако путешествие домой оканчивается трагически: Жилин вместе со своим спутником Костылиным попадает в плен к татарам, требующим с родных пленников выкуп. Зная бедственное положение матери, Жилин указывает в письме заведомо ложный адрес, надеясь только собственными силами вырваться из плена.

Находясь в неволи, Жилин не сидит без дела, стараясь с пользой применить свои разносторонние знания: ремонтирует хозяйские часы, оказывает помощь в лечении знатного татарина, мастерит кукол для дочери хозяина Дины, которая в благодарность тайком подкармливает его. 

Параллельно Иван пытается найти выход из плена, строя планы побега.

Первая попытка заканчивается неудачей из-за вечно ноющего Костылина, помешавшего идти быстрее. Однако Жилин не сдается, надеясь рано или поздно обрести свободу.

Русский офицер не только смел и решителен, но и обладает хитростью и смекалкой. Стараясь приручить собаку, он постоянно подкармливает ее, чтобы она не выдала его при следующей попытке побега.

Только третья попытка оборачивается для Жилина удачей, благодаря помощи девочки Дины. Несмотря на раны, истертые кандалами ноги, Жилин не пал духом, смог отбиться от догонявших его татар и достигнуть крепости, оставшись служить там до самого окончания войны.

В образе главного героя «Кавказского пленника» Толстой показал лучшие качества обычного русского человека, умеющего даже на войне оставаться настоящим человеком, независимо от того, кто рядом – друг или враг. Храбрость, доброта, преданность, патриотизм и сила духа русского офицера помогают одержать победу над жестокостью врага. 

Во время войны по-разному проявляются черты характера каждого человека. Такие, как Костылин, опускают руки и надеются на судьбу и на окружающих. Но есть и такие, как Жилин, способные собственными руками изменить свою судьбу, и именно на таких людях держится Российское государство.

Сочинение про Ивана Жилина

В основе произведения, который основан на реальных событиях мы видим войну, ее тягости и потери.  Главный герой обыкновенный русский парень Иван Жилин. Однажды он получает письмо от своей матери и взяв отгул отправляется увидеть ее, но он встречает преграду в виде татар. Ивана и его друга Костылина берут в плен и требуют деньги. В такой сложной жизненной ситуации Иван показывает себя как настоящий герой в отличии от своего спутника. Можно сказать, что он смотрит смерти в лицо и читатель невольно начинает сопереживать такому храбрецу.

В рассказе очень ярко противопоставляются два образа. Иван не падает духом, в отличии от Костылина. Он пытается выжить всеми способами, даже чинит оружие и часы татарам. Особенное место занимает в произведении девочка Дина, которой Жилин дарит кукол из глины, а она в ответ жалея его кормит в тихую молоком и лепешками. А Костылин упав духом постоянно причитает и жалуется на сложившуюся ситуацию. Здесь особо отражается его слабохарактерность. Все это дает нам понять, что татары замечают насколько сильный характер и умелые руки у Ивана и проникаются к нему доверием и начинают его уважать, но из-за желания обогатиться за счет выкупа заставляет их этого не замечать.

Несмотря на груз плена Ивана не покидают мысли о побеге. Даже в первый побег, который закончился ямой и деревянными колодками, он вел себя как хороший товарищ. Громоздкий и постоянно ноющий Костылин не смог идти быстро и Жилин решил тащить его на себе. А третья попытка, благодаря девочке Дине увенчается успехом. Он израненный и без сил смог выбраться и отбиться от почти догнавших его татар.

Война всегда несет потери и разрушения и только отвага настоящих героев с большим горячим сердцем помогает народу не падать духом. Она открывает в душе каждого черты характера и раскрывает по особенному. Поэтому такая храбрость и упорство, как у Ивана Жилина всегда побеждает жестокость такую, как у татар.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Характеристика и образ Жилина в рассказе Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Главные герои повести Метель Пушкин (+ второстепенные)

    Произведение «Метель» входит в сборник А.С.Пушкина «Повести Белкина». Интересна сюжетная линия повествования. Метель сыграла злую шутку с дочкой помещика, которая была обвенчана в церкви с неизвестным молодым человеком.

  • Авторское определение жанра Грозы (к какому жанру отнёс пьесу Островский)

    Известное и по праву легендарное произведение Гроза является одним из самых важных в школьной литературной программе. Все дело в том, что оно несет в себе важный смысл, который определяется наличием или отсутствием

  • Описание картины Радуга Айвазовского сочинение

    Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря

  • История создания романа Отцы и дети Тургенева от замысла до публикации (интересные факты о написании романа)

    Иван Сергеевич Тургенев известный русский классик. Его произведения читают не только в России, но и по всему миру. Среди самых популярных – роман «Отцы и дети»

  • Художественные особенности рассказа Хамелеон Чехова сочинение

    Известный писатель Чехов отражает в произведении определенные особенности и выдающийся талант. В названии рассказа читатель заметит особую функцию.

Образ Жилина в рассказе Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» олицетворяет собой идеал русского офицера. Автор наделил его лучшими человеческими качествами. Характеристика Жилина важна для понимания идеи этого произведения.

Социальное положение

Жилин по происхождению дворянин, выходец из небогатой семьи. Он служит в офицерском чине на Кавказе в действующей армии. Чтобы его мать не нуждалась, этот офицер посылает ей деньги из своего жалованья.

Смысл фамилии, внешность

У этого героя «говорящая» фамилия. Её смысловое значение — жилистый, сильный, крепкий, выносливый. Она очень подходит этому офицеру. Автор даёт очень краткое, но яркое описание его внешности: «…Жилин хоть невелик ростом, а удал был».

Как Жилин попал в плен

Пришло этому офицеру от его старой матери письмо, звала она его повидаться. Жилин решил поехать домой, взял отпуск и отправился в путь с обозом, который шёл из крепости в крепость под охраной солдат. Обоз двигался медленно. Согласился офицер на предложение своего товарища Костылина поехать вдвоём, чтобы быстрее доехать до другой крепости.

Предусмотрительный Жилин поехал на гору, чтобы посмотреть, нет ли поблизости горцев, и наткнулся на них. Было их человек тридцать, пустились они за офицером. Он закричал Костылину вынимать ружьё (оно было у них одно), но тот припустил во весь дух обратно к крепости.

Выстрелили татары (так называли в то время горцев). Пуля попала в лошадь, она упала. Несколько татар кинулись на офицера, хотел он вырваться, но помутилось у него в глазах от ударов по голове. Так Жилин оказался в плену у горцев.

Поведение Жилина в плену

Вёл себя Жилин в плену достойно и мужественно. Горцы заставляли его послать домой письмо о выкупе в 3 тысячи рублей, но он согласился только на пятьсот. Адрес на письме он написал не тот, какой нужно, чтобы оно не дошло до матери. Решил он готовиться к побегу. По ночам стал он делать в сарае подкоп. Подготовка к побегу закончилась, когда подкоп был готов и когда пленник, поднявшись на гору, узнал, в какой стороне крепость. В дорогу он набрал лепёшек и позвал бежать своего товарища Костылина, тоже попавшего в плен.

Первый побег

Жилин во время побега помогал своему слабому товарищу. Когда стал он поднимать обессилевшего товарища, тот вскрикнул от боли. Это услышал верховой татарин, гнавший корову, и позвал других татар. Первый побег не удался — нашли беглецов горцы с помощью собаки, привезли в аул и посадили в яму.

Второй побег

Жилин всё же решил во что бы то ни стало вырваться к своим. Дочь хозяина Дина узнала, что татары хотят его убить, и по его просьбе принесла шест. Костылин отказался бежать, а Жилин вылез по шесту из ямы, поблагодарил Дину и пустился в путь. С колодкой на ноге идти было трудно. Почти перед самой крепостью увидели его трое татар и пустились к нему. Беглец закричал своим, чтобы выручали. Выскочили из крепости казаки верховые, человек 15, и спасли его. Жилин, попав к своим, повторял: «Братцы! Братцы!»

Черты характера

Жилин в рассказе «Кавказский пленник» — это человек только с положительными качествами. Автор подчёркивает следующие качества характера этого героя:

  • Доброта. Он жалеет мать, помогает ей, хотел навестить мать по её просьбе. Хорошо относится к Костылину и к Дине, дочери горца, у которого он был в плену.
  • Храбрость. Когда подстрелили его лошадь, он сам не сдался в плен, но горцев было очень много, и они одолели его.
  • Энергичность, трудолюбие. Жилин нашёл себе занятие и в плену: плёл корзины, мастерил из глины фигурки людей. Он «на всякое рукоделье мастер был».
  • Наблюдательность. Когда днём ходил по аулу всё высматривал, как бы ему совершить побег.
  • Упорство. После того, как не удался первый побег, решился на второй побег.
  • Верность, преданность в дружбе. Жилин не бросил Костылина в лесу во время побега, хотя тот ослабел и был для него обузой. «Бросить товарища не годится», — решил он.

Вывод

Главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» силён духом, упорен, свободолюбив. Эти качества помогли ему вернуться из плена к своим. Образ Жилина ярко показывает основную мысль этого произведения: при любых трудностях нужно не сдаваться, а стараться преодолеть их и добиться своей цели.

Характеристика образа Жилина, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

Литература

5 класс

Урок № 25

Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер в плену у горцев

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми фактами биографии писателя;
  • история создания рассказа «Кавказский пленник», его гуманистическая направленность;
  • развитие представлений обучающихся о жанре «рассказ»;
  • формирование навыка нахождения средств выразительности и их роль в тексте художественного произведения.

Тезаурус

Антитеза одна из стилистических фигур: оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, образы, черты характера действующих лиц.

Аул – татарская деревня.

Бешмет – стёганый полукафтан у татар, кавказских народов.

Буза – татарское пиво.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Войлок – плотный толстый материал из валяной шерсти.

Джигит молодой человек; молодец, удалец.

Идея – главная мысль произведения.

Имена – Кази-Мугамед, Абдул-Мурат.

Колодки – деревянные бруски, соединённые гайками, для рук и ног.

Мечеть – молитвенный дом у мусульман, «церковь ихняя».

Монисто – ожерелье из монет.

Ногаец представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе.

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

Сакля – жилище горцев.

Сафьянные башмачки – обувь из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет.

Мулла – служитель культа у мусульман.

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении. Сюжет состоит из отдельных событий.

Тема – это круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Хаджи – тот, кто побывал в Мекке, почётный человек.

Чалма – головной убор у мусульман.

Эпизод – одно событие, имеющее начало и конец.

Список литературы

Обязательная литература

1. Коровина В. Я. Литература. 5-й кл.: Учеб. В 2 ч. // Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018. стр. 305.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

1. Музей Льва Николаевича Толстого на станции Лев Толстой. URL: http://tolstoy.lipetsk.ru/category/yasnaya-polyana-v-zhizni-i-tvorchestve-tolstogo/ (Дата обращения 06.06.2019).

2. Википедия. Свободная энциклопедия. Толстой Лев Николаевич. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%EE%EB%F1%F2%EE%E9,_%CB%E5%E2_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7 (Дата обращения 06.06.2019).

3. Сайт Гизатулиной Ольги Ивановны «Люди как реки…». URL:

https://sites.google.com/site/lntolstojlntolstoitvorchestvo/home/biografia-l-n-tolstogo (Дата обращения 06.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828 года в Тульской губернии, в родовом имении Ясная Поляна. Он был четвёртым ребенком в большой дворянской семье. «Николеньку я уважал, с Митенькой был товарищем, но Серёжей я восхищался и подражал ему, любил его, хотел быть им. Я восхищался его красивой наружностью, его пением, его рисованием, его веселием и в особенности, как ни странно сказать, его непосредственностью, его эгоизмом», – вспоминал Лев Толстой о братьях.

Толстому не было и девяти лет, когда он лишился обоих родителей.

Все предки Льва Толстого были военными, верой и правдой служили царю и Отечеству. Прадед писателя, Пётр Андреевич Толстой, был участником Азовских походов царя Петра I.

В 1851 году Л. Н. Толстой поступает на военную службу. Три года Лев Николаевич и его брат Николай служили на Кавказе, принимая участие в боевых действиях. На тот момент Российская империя была втянута в войну с горскими народами Северного Кавказа. Кавказская война 1817–1864 годов оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счёт численного перевеса русской армии и её технического превосходства. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская природа, быт и обряды горцев, свободолюбие и несгибаемая воля этого горного народа поразили Толстого и дали материал для многих его произведений. Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». Именно тема войны и свободы звучит в названии рассказа «Кавказский пленник»: Кавказ олицетворяет свободолюбие, независимость, а слово «пленник» подразумевает войну.

«Кавказский пленник» – рассказ (автор назвал произведение былью), был написан для «Азбуки» Льва Толстого, своеобразного сборника рассказов для детей, школьного пособия. Впервые был опубликован в 1872 году в журнале «Заря».

События, описанные Львом Николаевичем в рассказе, происходили больше 100 лет назад. Российские войска, защищавшие дружеские народы Кавказа от набегов племён кавказских горцев, имевших тесные связи с мусульманской Турцией, постепенно продвигались от крепости к крепости.

Горцы оказывали упорное сопротивление царским войскам. Журналы и газеты того времени охотно помещали рассказы о русских офицерах и солдатах, захваченных горцами, особенно если эти рассказы были записаны со слов людей, побывавших в плену. Известно, что в основе рассказа лежит реальное происшествие – нападение горцев на Толстого и четырёх других офицеров, отставших от обоза.

«Едва не попался в плен, но в этом случае вёл себя хорошо, хотя и слишком чувствительно», – записал 23 июня 1853 года Лев Толстой в своём дневнике.

По сюжету небогатый русский офицер Жилин собирается домой, чтобы повидать мать и, возможно, жениться. И попадает в плен вместе с другим офицером.

Пребывание в плену меняет взгляд Жилина на горцев, узнав их жизнь изнутри, полюбив этот свободный народ, русский офицер становится пленником прекрасного Кавказа. Интересно, что в рассказе горцы часто называются писателем татарами. Дело в том, что тогда в России принято было это название для всех мусульман.

Кроме подробного описания жизни горского аула, в рассказе присутствуют и пейзажные зарисовки. Всё подчинено идее рассказа. На примере этого рассказа Толстой учит нас не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели; призывает людей уважать друг друга, чужую веру.

Автор, поднимая в произведении важные общечеловеческие проблемы, прославляет сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия.

Теоретический материал для углублённого изучения

Сравнить героев художественного текста – значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два (или более) героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения.

Поступки, мотивы поступков – это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Примерный план сравнительной характеристики:

1. Портрет.

2. Речь.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе.

7. Отношение автора к герою.

8. Авторская позиция.

История создания рассказа «Кавказский пленник»

Л. Н. Толстой чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

В память об этом случае Садо подарил Л. Н. Толстому свою саблю. Она теперь хранится в музее Л.Н. Толстого, расположенном в Москве. Дочь писателя Александра так описывала эту историю: «Толстой с другом своим Садо провожал обоз в крепость Грозную. Обоз шёл медленно, останавливался, Толстому было скучно. Он и ещё четверо верховых, сопровождавших обоз, решили его обогнать и уехать вперёд. Дорога шла ущельем, горцы ежеминутно могли напасть сверху, с горы, или неожиданно из-за утёсов и уступов скал. Трое поехали по низу ущелья, а двое – Толстой и Садо – по верху хребта. Не успели они выехать на гребень горы, как увидали несущихся навстречу им чеченцев. Толстой крикнул товарищам об опасности, а сам вместе с Садо во весь дух помчался вперёд к крепости. К счастью, чеченцы не стреляли, они хотели взять Садо в плен живым. Лошади были резвые, и им удалось ускакать. Пострадал молодой офицер: убитая под ним лошадь придавила его и он никак не мог из-под неё высвободиться. Скакавшие мимо чеченцы до полусмерти изрубили его шашками, и, когда русские подобрали его, уже было поздно, он умер в страшных мучениях».

Примеры заданий из тренировочного модуля

Выделите цветом верное. Кому написали это письмо: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка… Приезжай со мной проститься»?

Жилину

Костылину

Абдул-Мурату

Нужно вспомнить содержание произведения и выбрать один правильный ответ, выделив его цветом.

Главными персонажами являются Жилин и Костылин, которые попадают в плен к татарам. Но кому было адресовано письмо? Помните, как Костылин сразу согласился написать письмо, чтобы прислали за него выкуп, а Жилин спорил с татарами и написал письмо, указав неверный адрес, потому что из родных у него была только старенькая мама. Значит, верный ответ – Жилину.

На ленте времени расположите даты и события в жизни Л. Н. Толстого.

Нужно представленные фразы распределить по шкале времени в соответствии с указанными датами. Находим ключевые слова, например «родился», «поступает на военную службу», «опубликован рассказ «Кавказский пленник», вспоминаем, когда это было. Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для самостоятельного изучения.

Верный ответ:

1828 год – родился Л. Н. Толстой

1851 год – Л. Н. Толстой поступает на военную службу

1872 год – опубликован рассказ «Кавказский пленник»

  • Герой рассказа а солженицына один день ивана денисовича оказался в лагере и был осужден
  • Герои сказок народов мира
  • Герой пушкина о котором хочется рассказать сочинение 7 класс
  • Герои сказок народов амура
  • Герой путешественник поэзии гумилева сочинение