Герой сказки который бескорыстно помогал другим 1 класс

Кратко запиши сюжет сказки народов твоего края, где волшебные животные помогают людям.

Русская народная сказка. Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке (Волк помогает главному герою)

Однажды батюшка отправил Ивана-царевича, своего младшего сына, за Жар-птицей. По дороге волк съел его коня и стал за это служить Ивану. Царевич попытался унести птицу, но попался. Пришлось ему уводить взамен златогривого коня, а в обмен на коня — Елену Прекрасную. Серый волк помог ему забрать все себе, а потом спас и от жадных братьев. И жил Иван счастливо.

Русская народная сказка. Царевна-лягушка. (Заяц, щука,селезень,медведь помогают Ивану царевичу)

Когда царь велел своим сыновьям стрелять в разные стороны, чтобы найти невесту, стрелу младшего царевича подобрала лягушка. Погоревал Иван, но женился на ней. А потом узнал, что лягушка оборачивается по ночам красной девицей. Выбросил он ее лягушачью шкуру в огонь. Из-за этого пришлось Ивану выручать ее от Кащея Бессмертного.

Русская народная сказка. Крошечка–Хаврошечка. (Корова помогает сироте)

Крошечка-Хаврошечка рано осталось сиротой, взяли ее к себе недобрые люди, только работать заставляли. Но была у ее помощница — любимая коровка. Узнали злые люди, что коровка помогает девушке и зарезали ее. Но Хаврошечка сделала, как ей было велено. она закопала косточки и выросла там яблонька. Крошечка поднесла яблочко барину, который мимо проезжал, а тот на ней и женился.

Русская народная сказка. Сивка-Бурка. (Лошадь помогает Иванушке)

Иванушка-дурачок поймал того, кто топтал отцовские поля — им оказался Сивка-бурка. Взамен на обещание сослужить, отпустил Иван коня. На Сивке он однажды допрыгнул до окошка царевны, схватил ее перстень и саму поцеловал. Собрали всю страну на пир, чтобы найти молодца. Признала царевна в Иване своего суженого и зажили они счастливо.

Русская народная сказка. По щучьему веленью. (Щука помогает герою исполнять желания)

Заставили однажды Емелю воду из проруби носить. И поймал он там щуку, которая человечьим голосом попросила отпустить ее, и стало с тех пор все делаться по емелиному хотению и по щучьему велению. Узнал об этом царь, вызвал Емелю к себе. Тот приехал на печи, увидел Марью-царевну и пожелал на ней жениться. Так в конце концов и стало, как Емеля хотел.

Русская сказка. Жар-птица и Василиса-царевна. (Конь помогает главному герою)

Подобрал однажды стрелец перо Жар-птицы, а царь потребовал от него поймать и саму птицу. Выполнил стрелец это задание, а царь задал ему другое — привезти Василису-царевну. Привез стрелец и ее, а царевна пожелала свое подвенечное платье. И его привез стрелец, а царевна велела его за то в кипятке искупать. Вышел он оттуда красавцем, царь тоже искупался в кипятке и помер. А царевна вышла за стрельца.

Гордый олень (Мансийская сказка)

Плохо шла у Захара охота. Не мог он напасть на след зверя. Однажды увидел он стадо оленей в лесу, но они услышали человека и убежали. Тут подходит к Захару большой и сильный олень. Пожалел он охотника и сказал приходить на это же место завтра, тогда будет ему удача. Так и поступил Захар. Олень ждал его и сказал, что будет помощником и другом. Жизнь охотника стала намного легче. Олень выполнял тяжелую работу. Охотник захотел его отблагодарить. Он выточил из дерева огромные, красивые рога и подарил их оленю. Тот обрадовался, сказал, что ему теперь никакой волк не страшен и убежал в тайгу.

Серебряное копытце (Павел Бажов. Уральские сказы)

Жили-были дедушка Кокованя, девочка-сирота Даренка и кошка Муренка. Дедушка любил рассказывать сказку про волшебного оленя, который жил в лесу. Как только стукнет он копытцем о землю, там сразу же появляются самоцветы: яшма, изумруды, малахиты. Однажды Даренка решила выследить оленя и пошла в лес. Там она увидела его. Однажды животное пришло к дому старика, запрыгнуло на крышу, стукнуло копытцем и подарило Коковане и Даренке множество драгоценных камней.

Про Великого полоза (Павел Бажов. Уральские сказы)

Жил мужик Левонтий. Работал он старателем на золотых приисках. Семья его была бедной. Взял он однажды своих сыновей на работу. Отлучился отец по делам, а мальчиков попросил инструменты стеречь. Увидели ребята старичка Семеныча, который  тоже работал на заводе, рассказали ему про свою плохую жизнь. Старик поднялся и ушел, сказав мальчикам дожидаться его. Вскоре он вернулся с зеленоглазым незнакомцем. К изумлению мальчишек, незнакомец обернулся великим полозом. Он прополз по земле, показывая ребятам, где надо копать, чтобы золото найти. Семья Левонтия разбогатела, благодаря подсказке Великого полоза.

Хозяйка Медной горы (Павел Бажов. Уральские сказы)

Степан и его друг работали на прииске по добыче малахита. Как-то после тяжелой работы они решили отдохнуть и уснули. Внезапно Степан проснулся и увидел рядом красивую молодую девушку. Это была Хозяйка Медной горы. Она велела юноше передать главному приказчику, чтобы тот убирался с Красногорского рудника. Затем обернулась ящерицей и уползла. Степан так и сделал, хотя боялся. Приказчик рассердился и наказал рабочего, приказав спустить его в самую глубокую шахту. Хозяйка Медной горы подсказывала ему, где найти лучшие камни. Все удивлялись, что Степану удалось добыть так много малахита. Степан и его невеста получили вольную, женились и хорошо зажили.

Голубая змейка (Павел Бажов. Уральские сказы)

Дружили два мальчика Ланко Пужанко и Лейко Шапочка. На Рождество сестра Лейко Марьюшка с подружками решили ворожить на суженого. Марьюшка загадала на гребешок, мальчики тайком вычесали коня Голубко. Девушка сначала обрадовалась, что жених будет кудрявый. Но подружки догадались о розыгрыше, стали дразнить девушку Голубковой невестой. Марьюшка обиделась, пожелала мальчишкам голубую змейку увидеть. Сначала они призывали волшебницу заветными словами. Но Голубая змейка пришла сама посмотреть на мальчиков. Ей понравилось, что они были некорыстные. Голубая змейка подарила друзьям золотой песок и слитки. Семьи выбрались из бедности. 

Ермаковы лебеди (Павел Бажов. Уральские сказы)

Васютка нашел в лесу три яйца, забрал их домой. Из них вылупились лебедята. Мальчик заботливо ухаживал за ними, и они выросли в прекрасных лебедей. Когда Васютка стал взрослым, он захотел жениться на дочери воеводы, но его прогнали. Лебеди помогли ему отбиться от погони. Воевода наказал всех виновных в побеге Васютки. Герой решил отомстить и стать атаманом. Никто не мог найти, где он прятался. Прошло много лет. Соседская девушка Алена преданно ждала молодого человека. Однажды в деревне прошел слух, что к ним едет известный атаман Ермак. Когда Алена вышла встречать его, то увидела рядом лебедей. Она поняла, что Васютка и есть атаман Ермак.

Две ящерки (Павел Бажов. Уральские сказы)

Молодой парень Андрей работал на медеплавильном заводе, принадлежавшем барину Турчанинову. Однажды он узнал, что немцы хотят выведать секрет выплавки меди. Он доложил об этом хозяину, за что тот назначил его своим помощником. Рабочим завода жилось плохо: их избивали, мало платили. Андрей с товарищами пошел жаловаться барину. Тот выпорол юношу, насыпав на раны соль. Андрей в отместку испортил плавильные печи. Барин рассердился и велел сослать Андрея в глубокую шахту. От непосильного труда и голода парень потерял сознание.  Очнулся он на горе. Перед ним появились две ящерицы, которые показали ему дорогу к Хозяйке Медной горы. Она приютила Андрея, спасла от верной гибели.

Образы животных в народном творчестве. 3 класс. Окружающий мир

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т . Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Солнышко». «Добрые герои сказок» п.г.т . Стройкерамика 2020 г. составила: Воспитатель Ступникова Е.В.

Слайд 2

Где красота – там доброта Их разлучить никто не может. Любая светлая мечта На двух подруг всегда похожа. И нам без них не обойтись. Ни светлым днем, ни днем дождливым. и если хочешь быть красивым, То добротою поделись!

Слайд 3

Добро и зло в сказках всегда борются. Злые персонажи пытаются одержать вверх, они придумывают различные козни, создают опасности для добрых героев. Но добро всегда одерживает верх. Эту веру сказки вселяют в душу человека с детства. Мы хотим вам показать героев которые совершают добрые поступки.

Слайд 4

В сказке «Царевна – лягушка», Иван-царевич идет спасать свою жену. Ему помогают в этом добрые поступки. Он оставляет в живых животных, птиц и рыб, которые оказываются рядом в нужную минуту.

Слайд 5

В сказке «Гуси-лебеди» сестрица Алёнушка спасает своего брата Иванушку от Бабы Яги. Она возвращает братика домой. Ей помогает яблоня, река и печка. Которым когда-то девочка помогла. Баба Яга оказывается ни с чем, гуси наказаны.

Слайд 6

В сказке « Чиполлино », маленький мальчик-лук странствует по сказочной стране, помотает героям которых не справедливо обижают другие. Он помогает Тыкве спасти домик, который хочет сломать Сеньор Помидор.

Слайд 7

В сказке «Красная шапочка» девочка очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботиться о ней. Когда бабушка заболела, она не испугалась леса и решила отнести старушке пирожков.

Слайд 8

В сказке «Кот в сапогах» находчивый кот в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось сразиться с Людоедом.

Слайд 9

В сказке « Дюймовочка » маленькая, хрупкая девочка находит раненную ласточку. Она спасает птице жизнь, выхаживая её зимой в норе под землёй.

Слайд 10

Доктор Айболит спасает зверей не только в своём лесу. Он отправляется в далёкое и трудное путешествие чтобы спасти зверей в Африке.

Слайд 11

Гена и Чебурашка помогали всем желающим находить друзей по интересам. Друзья решили сделать доброе дело и передружить всех, у кого нет друзей . Они организовали дом Дружбы.

Слайд 12

Кот Леопольд самый добрый на свете. Он видит во всём и всех только хорошее. Даже мышей, которые обижают его он всегда прощает.

Слайд 13

Героиня сказки «Аленький цветочек» , Настенька, чтобы спасти любимого отца, отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка.

Слайд 14

Творите добро ради самого добра и будьте в этом бескорыстны!

Какой самый добрый герой русских сказок

Герои русских сказок представляют собой часто волшебные силы, которые в древние времена служили предметом веры людей в мистическую реальность. Каждый сказочный герой обладает своим уникальным типажом – один затевает козни, другой блестяще побеждает злодея и живет долго и счастливо. Однако во множестве положительных персонажей довольно сложно вычленить самого доброго героя.

Какой самый добрый герой русских сказок

Сила добра в русских сказках

Немалая доля обаяния русских народных сказок связана с тем, что добрым в них может стать кто угодно – недалекий крестьянский сын, избалованный царевич и даже серый волк. Одним из наиболее популярных положительных сказочных образов является богатырь, который обладает недюжинной физической силой, стойкостью, мужеством и добродушием. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – богатыри, не побоявшиеся трехглавого Змея Горыныча, Соловья-разбойника и сочетающие в себе блестящий ум, смекалку и хитрость.

Часто в русских сказках встречаются и добрые животные – конь, волк или собака, которые символизируют ум, хитрость, преданность и верность.

Еще одним широко известным сказочным героем является собирательный образ простого русского парня Ивана. Иван-царевич всегда благороден, отважен и добр. Он проявляет невиданное геройство и спасает царство от злых сил. Иванушка-дурачок — еще один любимый положительный герой русских народных сказок — чаще всего это младший сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом.

Самый добрый сказочный герой

Ответить себе на вопрос «какой герой русских сказок самый добрый?» можно, лишь конкретизировав цель добрых поступков. Так, несомненно, можно назвать самым добрым Иванушку, который отважно идет на битву с темными силами, не думая о собственном благосостоянии. Истинное добро, в первую очередь, определяется бескорыстием, поскольку герой, совершающий благородные поступки ради выгоды, превращается в простого наемника.

Традиционно добрые герои в сказках помогают миру восстановить естественный баланс добра и зла, помешав антагонисту воплотить в жизнь его коварные замыслы.

Поэтому настоящий добрый поступок можно совершить лишь тогда, когда герой руководствуется исключительно широтой своей души. Такими персонажами являются Морозко, Дед Мороз, Василиса Прекрасная, крестная мать-фея Золушки и другие герои, которые творят добро ради добра, не ожидая взамен никакой награды.

Таким образом, присудить звание самого доброго сказочного героя можно каждому из этих персонажей, поскольку в борьбе со злом важно не столько умение, сколько намерение, а намерение у каждого из них, несомненно, самые что ни на есть благородное.

В сказках многих народов мира у главного героя есть верный помощник, разделяющий с ним все приключения, радости побед и тяготы поражений. Им посвящены целые исследования. В качестве помощников могут волшебная яблоня, Серый Волк, Гэндальф и др. Благодаря их волшебной силе герой преодолевает различные трудности и проходить всевозможные испытания. Рассказываем, кто такой волшебный помощник и как опознать его в сказках…

Что нужно Серому Волку и яблоне: три особенности волшебного помощника

Что нужно Серому Волку и яблоне: три особенности волшебного помощника
Иван-царевич и Серый Волк. Рисунок Бориса Зворыкина. Около 1925 года

В волшебных сказках, одном из самых древних типов текстов, герой никогда не оказывается один — ему всегда помогают. Вот Иван-царевич отправляется в путь искать жар-птицу, а ему навстречу — Серый Волк, который предлагает свою помощь. Или добрая девушка идет к лесной колдунье, и яблоня помогает ей выполнить все невыполнимые задания. Но у волшебного помощника, а именно так называется роль яблони или Серого Волка, есть свои особенности, над которыми мы мало задумываемся.

Во-первых, волшебный помощник всегда принадлежит тому странному иному миру, куда герой пришел, и поэтому он максимально «не такой, как мы». Мы зна­ем, что в обычной жизни яблоня и волк не разговаривают, но не удив­ляемся тому, что в мире сказки они оказываются говорящими. Как правило, герой обретает помощника в ином мире — в основном практически сразу после пересечения границы с этим миром — и там же оставляет его. Исключения редки: бывает, что помощник у героя появляется после серьезного нарушения порядка вещей в его мире (например, перед смертью мать дает дочери говоря­щую куколку, которая поможет доброй девушке в борьбе с маче­хой). И уже совсем редкость, когда волшебный помощник рожден в этом мире, рядом с нормальным героем, но чудесным образом (например, от коро­вы). Но даже такому волшебному помощнику нормальная человеческая судьба не светит: в конце сказки Иван — коровий сын уходит, устроив личную жизнь своего брата, Ивана-царевича. 

Во-вторых, нам часто кажется, что Серый Волк или яблоня помогают герою сказки просто потому, что они добрые, говоря современным языком, альтруи­сты. На самом деле это не совсем так. Героя и его помощника связывают креп­кие отношения дарообмена по принципу «я тебе дар, ты мне отдарок». Если мы внимательно прочитаем классическую сказку про Ивана-царевича и Серого Волка, то увидим, как выглядело начало их отношений. Иван-царевич идет и видит надпись: «Кто сюда пойдет, тот коня потеряет». По сути, это договор. Иван-царевич принимает условия и идет по этой дороге: 

«…Вдруг вышел ему навстречу пребольшой серый волк и сказал: „Ох ты гой еси, младой юноша, Иван-царевич! Ведь ты читал, на столбе написано, что конь твой будет мертв; так зачем сюда едешь?“ Волк вымолвил эти слова, разорвал коня Ивана-царевича надвое и пошел прочь в сторону».

Однако затем Серый Волк внезапно нагоняет героя и предлагает взамен свои услуги: «…Жаль мне и того, что я заел твоего доброго коня. Добро! Садись на меня, на серого волка, и скажи, куда тебя везти и зачем?» Такая система услуги за услугу (которая называется реципрокным, то есть возвратным, аль­труизмом) проступает почти в каждой сказке, но мы ее не замечаем. Сказка про Сивку-Бурку начинается со странного для нас требования отца к сыновьям. «Когда я умру, приходите ночевать на мою могилу». С точки зрения крестьян­ской культуры XIX века это максимальное поминовение, способ обеспечить комфортный для покойника переход в иной мир. В некоторых деревнях Воло­годской области до сих пор после похорон принято завтракать с покойником прямо на могиле. В ответ на правильное выполнение договорных отношений мертвец, который ровно в двенадцать ночи выходит из открывшейся могилы, вознаграждает Ивана-дурака волшебным конем-помощником. А в некоторых вариантах сказки «Морозко» (или в других сказках о злой мачехе и доброй падчерице) говорящая печь предлагает героине простую, незатейливую пищу: съев ее, героиня получает полезный совет. Неукоснительное соблюдение правил гостеприимства — тоже форма договора. Важное свойство таких договоров — то, что во всех этих случаях герой не догадывается (по крайней мере, нам это не известно) о грядущем вознаграждении за свою услугу или дар. Зато он точно знает, что навязываемый договор надо соблюдать. 

И наконец, в-третьих, волшебный помощник не является личностью. У него нет своей судьбы и своей собственной цели в путешествии героя. Он своего рода говорящий инструмент, появляющийся в тот момент, когда герою нужна помощь. При этом все, что делает волшебный помощник, записывается в актив героя, а в конце сказки рассказчик может вообще забыть про него. Можно ли ответить на вопрос, что случилось с Серым Волком или Сивкой-Буркой? Нет — потому что ответ на этот вопрос неизвестен, рассказчик забывает о них в тот момент, когда герой получает награду и возвращается домой.

Любящая жена и страшный крокодил: как древне­египетские сказки связаны с «Питером Пэном»

Любящая жена и страшный крокодил: как древне­египетские сказки связаны с «Питером Пэном»
Иллюстрация Генри Джастиса Форда к египетской сказке «Обреченный царевич» из сборника «The Brown Fairy Book». Лондон, 1904 год

Волшебные сказки очень древние: некоторым сюжетам тысячи лет. Привыч­ные нам версии сказок распространены на большой территории от Арабского Востока и Индии до Скандинавии. Самая распространенная сказка — о злой мачехе, которая пытается извести свою добрую падчерицу и добиться префе­ренций для родной — и злой — дочери. Существует 982 национальные версии этой сказки — в России она известна как «Морозко».

Самой же древней дошедшей до нас сказке с волшебными помощниками по крайней мере 3300 лет. И рассказывали ее в Древнем Египте. Несмотря на почтенный возраст этой сказки, известной под названием «Обреченный царевич», ее сюжет вполне узнаваем. У египетского царя долго не было детей, а когда он наконец вымолил себе сына, пришли богини судьбы и сказали, что мальчик умрет от собаки, змеи или крокодила. Конечно, папа тут же посадил сына под замок в отдельный дом, ликвидировав все опасности. Но однажды царевич увидел собаку и выпросил себе ее. А потом вообще ушел странствовать вместе с любимой борзой — сидеть под замком никому не нравится. Царевич пересек пустыню и под видом простого воина пришел к другому царю, чтобы принять участие в соревнованиях за руку царевны. Соревнование заключалось в том, что надо было допрыгнуть до окна высокой башни, где сидит девушка (сразу вспоминается русская сказка о Сивке-Бурке). Царевич выполняет зада­ние, царевна становится его женой и узнает о скорой смерти мужа. Она реша­ет бороться с судьбой за жизнь царевича и поэтому каждую ночь охраняет спящего мужа. Так ей удается подкараулить ядовитую змею. Несомненно, царевна выступила здесь в качестве волшебного помощника. Сверхсила жены-помощника проявляется как раз в том, что она почему-то точно знала, когда приползет змея и как именно надо с ней справиться.

Так царевич спасся от первой судьбы. Но однажды царевич пошел на прогулку без верной жены-помощника, и тут его любимая собака обрела голос, сообщи­ла, что она — его вторая судьба, и напала на хозяина. Ему ничего не оставалось, как спасаться бегством от бывшего друга.

На этом сказка могла бы закончиться, но нет. В ней еще есть крокодил, кото­рый знал, что он — третья судьба царевича, причина его будущей гибели, и поэтому, пока царевич пересекал пустыню и добивался руки царевны, кроко­дил изо всех сил тащился за ним (тоже по пустыне). Наконец он поселяется в водоеме поблизости от молодоженов и ждет подходящего момента, чтобы съесть царевича, но от этого важного дела его отвлекает неприятное соседство. Оказывается, в водоеме живет водяной дух, с которым бедному крокодилу приходится три месяца сражаться за жилплощадь. И когда измотанный бес­конечными сражениями крокодил понимает, что ситуация патовая, к водоему подбегает царевич, спасающийся от собаки. И они заключают сделку. Кроко­дил говорит: «Я твоя судьба, преследующая тебя. Вот уже полных три месяцая сражаюсь с водяным духом. Теперь я отпущу тебя, убей водяного духа».

Увы, папирус сильно поврежден, поэтому конец этой сказки нам неизвестен, но то, что мы знаем о волшебных сказках, говорит нам о незыблемости договора. Так что, скорее всего, царевич убил неуемного водяного демона, помог крокодилу, а тот в ответ (услуга за услугу) стал его помощником и помог избавиться от собаки.

На рубеже XIX–XX веков сказка «Обреченный царевич» стала невероятно популярна в Великобритании и Франции — в то время египтологией увлека­лись очень и очень многие. В 1900 году она была переведена на французский, в 1904-м — на английский, широко разошлась. Ровно в эти годы Джеймс Барри сочиняет истории про мальчика, который так никогда и не стал взрослым, и в 1911 году выходит сказка «Питер Пэн». У Питера Пэна есть враг — пират Капитан Крюк. Он не боится никого и ничего, кроме крокодила (точнее, кроко­дилицы с будильником внутри), который преследует его везде. Крокодил — судьба Капитана Крюка. И, скорее всего, колоритный образ крокодила, врага-помощника, Барри заимствовал напрямую из египетской сказки.

Кто на ком едет: как помощник становится главным героем детской литературы и фэнтези

Кто на ком едет: как помощник становится главным героем детской литературы и фэнтези
Фрагмент обложки первого издания повести Клайва Льюиса «Конь и его мальчик». Рисунок Паулины Бейнс. Лондон, 1954 год

В XX веке сказочную схему используют авторы фантастики и фэнтези, а заодно меняют ее. Волшебный помощник перестает быть бесправным существом, инструментом, который должен появляться в нужный момент. В 1954 году выходит повесть Клайва Льюиса «Конь и его мальчик» (одна из «Хроник Нарнии»), где традиционная схема — герой низкого происхождения и волшеб­ный конь-помощник — резко меняется. Это видно даже по названию повести. Мальчика по имени Шаста приемный отец хочет продать в рабство богатому гостю. Говорящий конь, принадлежащий гостю, предлагает Шасте побег. Он прагматично заявляет: «Если я буду без всадника, люди увидят меня и ска­жут: „У него нет хозяина“ — и погонятся за мной. А с всадником — другое дело… Вот и помоги мне». Волшебный помощник не только предлагает условия сделки и следит за ее исполнением, но и активно вовлекает героя в приклю­чения и в дальнейшем оказывается чуть ли не одним из самых важных персо­нажей.

На первый взгляд кажется, что еще один волшебный помощник — домовой эльф Добби из книг о Гарри Поттере: его роль абсолютно традиционна. Действительно, отношения Гарри и Добби изначально строятся по класси­ческой схеме «услуга за услугу». Сначала эльф вынужден вредить Гарри (и постоянно борется сам с собой), но тот переманивает Добби на свою сторону (чем-то это похоже на ситуацию с крокодилом и царевичем) и освобождает его, после чего Добби становится его верным помощником. И все же кое-что под­ска­зывает нам о том, что это другая схема. Как мы уже говорили, для класси­ческой сказки не важна судьба волшебного помощника: мы ничего не услышим о Сером Волке или Сивке-Бурке после того, как герой победит. Тогда как в пос­ледней книге Роулинг одно из самых сильных мест — когда Гарри плачет над телом Добби, пожертвовавшим собой, чтобы спасти «мальчика, который выжил». В отличие от фольклорной сказки здесь судьба эльфа известна до самого конца.

Слабые и сильные помощники, или Почему Гэндальф исчезает

Слабые и сильные помощники, или Почему Гэндальф исчезает
Хоббит Бильбо и Гэндальф. Кадр из фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». Режиссер Питер Джексон. 2014 год

В 1937 году Дж. Р. Р. Толкин пишет сказку «Хоббит, или Туда и обратно». Герои — гномы — отправляются в путь за сокровищами, которыми завладел дракон (этот сюжет хорошо нам знаком по индоевропейским сказкам и эпо­сам). Толкин тонко играет с традиционными схемами: у героев «Хоббита» во время путешествия туда и обратно есть целых два волшебных помощника: классический (маг Гэндальф) и помощник-самозванец (хоббит Бильбо).

Бильбо оказывается в сказке совершенно антисказочным образом. В индо­евро­пейских сказках встреча героя с будущим помощником должна начинаться с того, что герой оказывает ему услугу, даже если она заключается в простом проявлении вежливости. И даже если герой сначала успевает нахамить, он тут же исправляется. Например, в русской сказке навстречу крестьянскому сыну попадается старушка. В ответ на ее вежливый вопрос («О чем задумал­ся?») — герой, говоря современным языком, посылает ее: «Молчи, старая хры­човка, не досаждай мне!» Произнеся эту фразу, Иван сразу начинает мучиться моральными терзаниями («За что я ее избранил?»), приносит изви­нения и немедленно получает вознаграждение — совет и волшебное средство.

Помните, как начинается история Бильбо? Прекрасным солнечным днем ведущий абсолютно беззаботную жизнь Бильбо встречает Гэндальфа, вступает с ним в перебранку и хамит ему, то есть делает то, что герой волшебной сказки делать никак не должен. Естественно, вместо услуги (добрый совет) он полу­чает антиуслугу. Волшебник рисует посохом на двери норы Бильбо знак, гово­рящий о том, что тут живет мастер-взломщик, и обманом впутывает хоб­бита в историю с поиском сокровищ, захваченных драконом. Бильбо — помощник-самозванец, который якобы может взломать любую дверь и обчистить сокро­вищницу.

Вернемся к Гэндальфу. Этот волшебник имеет неприятное обыкновение исче­зать в разгар самых интересных приключений — привычка, классическому помощнику не свойственная. Настоящий волшебный помощник идет до конца, но не Гэндальф. «В конце концов, это не мое приключение. Я, может быть, при­му в нем еще разок участие, но сейчас меня ждут другие неотложные дела», — говорит он после того, как всю веселую компанию чуть не съели волки-оборот­ни с гоблинами. Причина такого странного поведения Гэндальфа заключается именно в том, что он слишком идеальный спутник героев. Он могущественный волшебник, он может почти все. Мы понимаем, что, если он будет рядом, геро­ям ничто не грозит. Чтобы усложнить задачу гномам и хоббиту, Толкин в сере­дине рассказа изымает Гэндальфа из повествования, и тогда роль спасителя переходит от сильного помощника к слабому, то есть к Бильбо. Хоббит обре­тает волшебное средство — кольцо, которое делает его обладателя невиди­мым, — и начинает вытаскивать гномов из самых страшных или нелепых ситуаций. При этом Бильбо меняется сам — из обычной сказоч­ной фабулы Толкин создает необычную историю про слабых героев, обретших свою собственную силу.

Паганель, Кью и Лисбет: brainy is the new sexy

Паганель, Кью и Лисбет: brainy is the new sexy
Иллюстрация Эдуарда Риу к роману Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Париж, 1868 год

В литературе XIX–XX веков, которая не использовала сказочные схемы напря­мую, вроде бы нет места волшебным помощникам. И все же они не исчезают, а трансформируются: теперь в роли волшебного помощника выступает ученый не от мира сего, обладающий сверхспособностями или сверхзнаниями, недос­туп­ными обычному человеку. 

Примерно в 1864 году французский писатель Жюль Верн, никогда не поки­давший Францию и боящийся открытого моря, придумывает историю потер­пев­­шего кораблекрушение капитана Гранта и отправляет на его поиски шот­лан­дскую спасательную экспедицию. Вместе с ее членами на яхту «Дункан» случайно садится очаровательный заяц, напоминающий гигантский «гвоздь с большой шляпкой», а по поведению — рассеянного с улицы Бассейной. Это член всех возможных научных обществ, французский ученый-географ Жак Паганель, который вовлекает героев в увлекательное путешествие по 37-й параллели, ибо никто точно не знает, где конкретно потерпел крушение капитан Грант.

Голова ученого наполнена самыми необычными и полезными знаниями: Паганель дает советы, разъясняет возникшие вопросы и даже спасает членов экспедиции от людоедов-маори. И все было бы хорошо, но рассеянный геог­раф, как его называли бы сейчас, постоянно придумывает все новые (и невер­ные) теории о том, где именно следует искать капитана. В отличие от Серого Волка или Гэндальфа, которые знают все о своем волшебном мире, Паганель обладает только видимой полнотой знаний и поэтому часто ошибается.

В старых фильмах бондианы у агента 007 был помощник Кью (Q), который отвечал за снабжение главного героя всякими невероятными шпионскими гаджетами (типа очков, которые видят сквозь одежду, или машины, превра­щающейся в субмарину). Мы знакомимся с Кью в самом начале действия, когда он снаряжает Джеймса Бонда практически волшебными средствами, после чего исчезает из поля зрения. Бонд вспоминает о нем, только когда оказыва­ется, что Кью перемудрил и его гаджеты работают слишком хорошо. А вот в «Координатах „Скайфолл“» (2012) Кью меняется. Это уже не безумный уче­ный из лаборатории, появляющийся только в начале фильма, а молодой хакер, тоже совершающий ошибки и участвующий в действии на протяжении всего фильма.

Если чудаковатый исследователь может ошибаться, то другой помощник — гений с ментальными особенностями — не ошибается никогда. В романе 2004 года «Девушка с татуировкой дракона» Стига Ларссона появляется необычная пара детективов: журналист Микаэль Блумквист и молодая хакерша Лисбет Саландер. Ментальные особенности Лисбет делают ее гениальным взломщиком и помогают довольно заурядному журналисту решить дело.

Недаром героиня британского сериала «Шерлок» Ирэн Адлер, которая и сражается с «высокоактивным социопатом» Шерлоком, и восхищается им, все время повторяет: «Brainy is the new sexy».

Робот: бунтовщик или идеальный помощник

Робот: бунтовщик или идеальный помощник
Спектакль по пьесе Карела Чапека «R.U.R.» («Россумские универсальные роботы»). 1922 год

В 1921 году чешский фантаст Карел Чапек написал пьесу, которая, по сути, бы­ла политической метафорой: жадные люди создают универсальных механи­ческих существ, почти неотличимых от человека, чтобы те приносили при­быль. Чтобы назвать этих помощников, Чапек придумывает не суще­ствовавшее ранее слово «робот» от чешского robota («работа»). Если в русском языке «рабо­та» — это вообще любое занятие, занимающее время и приносящее пользу, то в чешское robota — это тяжелый и часто подневольный труд (кстати, слово «раб» тоже родственно «работе» в славянских языках). Поэтому неологизм Чапека одновременно указывает и на то, что эти механические существа постоянно работают, и на то, что они по сути своей рабы.

Так весь мир узнал о роботах, а также о том, что это будущие враги челове­чества. И то, что противостояние с ними пока воображаемое, не мешает обыг­рывать этот сюжет бесконечное количество раз — от сайлонов из телесериала «Звездный крейсер „Галактика“» и Терминатора до «Матрицы» и «Мира Дикого Запа­да».

Через 20 лет, в начале 1940-х, молодой фантаст Айзек Азимов создает мир, в котором взаимодействие с роботами происходит совершенно иначе. В нем действуют три закона робото­техники:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред. 

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону. 

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам. 

В мире Азимова, управляемом этими законами, война с роботами — всего лишь страх, который надо преодолеть, ведь роботы — идеальные помощники чело­века. В 2067 году роботопсихолог Сьюзен Кэлвин объясняет молодому журна­листу: «Тогда вы не помните, каким был мир без роботов. Было время, когда перед лицом Вселенной человек был одинок и не имел друзей. Теперь у него есть помощники, существа более сильные, более надежные, более эффектив­ные, чем он, и абсолютно ему преданные. Человечество больше не одиноко».

Серия рассказов Азимова «Я, робот» показывает, как выстраиваются отноше­ния человека с новым идеальным помощ­ником. Робот примеряет на себя все роли: идеальный друг ребенка (а не истерич­ная мать, запрограммированная только на воспроизведение правильного образа жизни), фанатичный пропо­ведник и основатель новой религии (который считает людей низшей формой жизни), идеальный судья (в которого человек даже может влюбиться). Роботы, придуманные Азимовым, проходят весь путь эволюции человека, ведь на са­мом деле, как говорит роботоприхолог Сьюзен Кэлвин, «они чище и лучше нас».

Супергерои и коучи: где волшебный помощник умирает, а где выживает

Супергерои и коучи: где волшебный помощник умирает, а где выживает
Кадр из фильма «Кулак ярости». Режиссер Ло Вэй. 1972 год

В начале текста мы говорили о волшебной сказке и о том, как плотно ее схемы вошли в нашу жизнь. Часто мы не задумываясь следуем этим схемам и в жиз­ни: ходим на тренинги, «полностью меняющие подход к жизни», верим в вол­шебные средства, «преображающие тебя», и коучей, помогающих все наладить.

Но существует и другая схема — эпическая. Если главный герой волшебной сказки, в общем-то, такой же, как мы, то герой эпоса — совершенно необычное суще­ство. Об этом говорит вся его жизнь начиная с раннего детства: он растет не по дням, а по часам, обладает необычайной силой, может превращаться в зверей и так далее. Так что волшебный помощник ему не так уж и нужен. Эта схема тоже сохранилась в современной культуре, попав в основу комиксов и фильмов о супергероях. Они как раз и рассказывают о превращении обыч­но­го человека в полубожество, которое непременно спасет мир. 

Впрочем, бывает и так, что супергерой или герой боевика берет на себя фун­кцию волшебного помощника. В 1980–90-х годах в СССР, а потом в Россию хлынул поток американских фильмов о сильных героях, которые в одиночку могут противостоять мафии, полиции, государству. Желание российских детей приобрести такого друга, как Шварценеггер или Брюс Ли, проникло в город­ской фольклор. В 1989 году фольклорист Вадим Лурье записывал в ленинград­ских школах учеников 5-го и 6-го классов. Вот такой сон рассказал и сам записал (поэтому орфографию и грамматику мы не меняли) один мальчик из 5-го «Б»: 

«Ну сплю я однажды и перенесся в Китай к шаулиням. Пришол я там к ним научили они меня ихнему боевому искусству. Иду я обратно смотрю мне навстречу три ниндзя ну я их там избил раскидал. Иду дальше смотрю мне навстречу идет брюс-ли ну я с ним подружился и приехали мы с ним к нам в СССР. Тут находили бомжей и рэкетов и всяких там вымогателей и убийц сдали в милицию. Это все мы сделали за один месяц. А потом у нас в стране навелся порядок. В магазинах все было весь дефицит лежал. И по талонам и по карточкам ни чего не было. А всех которых мы сдали стали строить большие многоэтажные дома для всех нас. А потом брюс-ли уехал в китай». 

Новая российская сказка этого времени втянула в себя и сказочную структуру, и жуткие реалии. Брюс Ли, подружившийся с пятиклассником, помогает ему восстанавливать социальный порядок, находить и преследовать бомжей и рэкетиров. В результате в магазине появляется отсутствовавший там дефи­цит, карточки отменяются, а «вымогателей и убийц сдали в милицию». Приме­чательно, что эти плохие люди (которых мы сдали) отправлены куда-то типа ГУЛАГа (они там принудительно работают на стройках). Получается, именно о таком помощнике в эпоху полного слома старых жизненных схем мечтало поколение девяностых.

Герои сказок которые совершали добрые дела – Викторина «Добрые поступки героев сказок».

Викторина «Добрые поступки героев сказок».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ВИКТОРИНА «ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ СКАЗОК» ВИКТОРИНА

2 слайд

Описание слайда:
3 слайд


Описание слайда:

КОМАНДЫ КОЛОБКИ НЕЗНАЙКИ

4 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «ИМЕНА»

5 слайд

Описание слайда:

ЗОЛУШКА

6 слайд

Описание слайда:

ДЮЙМОВОЧКА

7 слайд

Описание слайда:

РУСАЛОЧКА

8 слайд

Описание слайда:

ЛЮДМИЛА

9 слайд

Описание слайда:

МАША

10 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «КТО ЕСТЬ КТО?»

11 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «ИЗМЕНИ СЛОВА»

12 слайд

Описание слайда:

БАРМАЛЕЙ — БАРМАЛЕЙЧИК

13 слайд

Описание слайда:

КОЩЕЙ- КОЩЕЮШКА

14 слайд

Описание слайда:

БАБА-ЯГА- БАБКА- ЁЖКА

15 слайд

Описание слайда:

СЕРЫЙ ВОЛК- СЕРЕНЬКИЙ ВОЛЧОК

16 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «ХОРОШО ЛИ ТЫ ЗНАЕШЬ СКАЗКИ»

17 слайд

Описание слайда:

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

18 слайд

Описание слайда:

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА

19 слайд

Описание слайда:

ТЕРЕМОК

20 слайд

Описание слайда:

МАША И МЕДВЕДЬ

21 слайд

Описание слайда:

РЕПКА

22 слайд

Описание слайда:

РУКАВИЧКА

23 слайд

Описание слайда:

КРАСНАЯ ШАПОЧКА

24 слайд

Описание слайда:

КОЛОБОК

25 слайд

Описание слайда:

ПО-ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

26 слайд

Описание слайда:

КУРОЧКА-РЯБА

27 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «Сказочные фразы».

28 слайд

Описание слайда:

В некотором царстве… (в некотором государстве).

29 слайд

Описание слайда:

ПО-ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ… (ПО МОЕМУ ХОТЕНИЮ)

30 слайд

Описание слайда:

СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ… (ДА НЕ СКОРО ДЕЛО ДЕЛАЕТСЯ)

31 слайд


Описание слайда:

НЕСЁТ МЕНЯ ЛИСА… ЗА ДАЛЬНИЕ ЛЕСА, ЗА БЫСТРЫЕ РЕКИ, ЗА ВЫСОКИЕ ГОРЫ.

32 слайд

Описание слайда:

И Я ТАМ БЫЛ, МЁД-ПИВО ПИЛ… ПО УСАМ ТЕКЛО, А В РОТ НЕ ПОПАЛО.

33 слайд

Описание слайда:

СТАЛИ ОНИ ЖИТЬ – ПОЖИВАТЬ… И ДОБРА НАЖИВАТЬ.

34 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «ТЕЛЕГРАММА»

35 слайд

Описание слайда:
36 слайд

Описание слайда:
37 слайд

Описание слайда:
38 слайд

Описание слайда:
39 слайд

Описание слайда:
40 слайд

Описание слайда:
41 слайд

Описание слайда:
42 слайд

Описание слайда:
43 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «СКАЗОЧНЫЙ СУНДУК»

44 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «СЛАБОЕ ЗВЕНО»

45 слайд

Описание слайда:

БУРАТИНО

46 слайд

Описание слайда:

НИФ-НИФ, НУФ-НУФ

47 слайд

Описание слайда:

КАРЛСОН

48 слайд

Описание слайда:

РУСАЛКА

49 слайд

Описание слайда:

БАРАБАС

50 слайд

Описание слайда:

НА ГОРОШИНЕ

51 слайд

Описание слайда:

МАЛЬВИНА

52 слайд

Описание слайда:

ИЗ КАМНЯ

53 слайд

Описание слайда:

КОЛОБОК

54 слайд

Описание слайда:

НА ПЕНЁК

55 слайд

Описание слайда:

КОНКУРС «УГАДАЙ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ»

56 слайд

Описание слайда:

ГЕРДА

57 слайд

Описание слайда:

ДЕД МАЗАЙ

58 слайд

Описание слайда:

ГАДКИЙ УТЁНОК

59 слайд

Описание слайда:

ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ

60 слайд

Описание слайда:

ЦАРЕВНА НЕСМЕЯНА

61 слайд

Описание слайда:

КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

62 слайд

Описание слайда:

ЖАР-ПТИЦА

63 слайд

Описание слайда:

ЗОЛУШКА

64 слайд

Описание слайда:

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:
ДБ-224791

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Какой самый добрый герой русских сказок 🚩 добрые персонажи сказок 🚩 Литература

Сила добра в русских сказках

Немалая доля обаяния русских народных сказок связана с тем, что добрым в них может стать кто угодно – недалекий крестьянский сын, избалованный царевич и даже серый волк. Одним из наиболее популярных положительных сказочных образов является богатырь, который обладает недюжинной физической силой, стойкостью, мужеством и добродушием. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – богатыри, не побоявшиеся трехглавого Змея Горыныча, Соловья-разбойника и сочетающие в себе блестящий ум, смекалку и хитрость.

Часто в русских сказках встречаются и добрые животные – конь, волк или собака, которые символизируют ум, хитрость, преданность и верность.

Еще одним широко известным сказочным героем является собирательный образ простого русского парня Ивана. Иван-царевич всегда благороден, отважен и добр. Он проявляет невиданное геройство и спасает царство от злых сил. Иванушка-дурачок — еще один любимый положительный герой русских народных сказок — чаще всего это младший сын в семье, однако самый талантливый и уникальный. Он умеет понимать животных, и те охотно помогают Иванушке бороться со злом.

Самый добрый сказочный герой

Ответить себе на вопрос «какой герой русских сказок самый добрый?» можно, лишь конкретизировав цель добрых поступков. Так, несомненно, можно назвать самым добрым Иванушку, который отважно идет на битву с темными силами, не думая о собственном благосостоянии. Истинное добро, в первую очередь, определяется бескорыстием, поскольку герой, совершающий благородные поступки ради выгоды, превращается в простого наемника.

Традиционно добрые герои в сказках помогают миру восстановить естественный баланс добра и зла, помешав антагонисту воплотить в жизнь его коварные замыслы.

Поэтому настоящий добрый поступок можно совершить лишь тогда, когда герой руководствуется исключительно широтой своей души. Такими персонажами являются Морозко, Дед Мороз, Василиса Прекрасная, крестная мать-фея Золушки и другие герои, которые творят добро ради добра, не ожидая взамен никакой награды.

Таким образом, присудить звание самого доброго сказочного героя можно каждому из этих персонажей, поскольку в борьбе со злом важно не столько умение, сколько намерение, а намерение у каждого из них, несомненно, самые что ни на есть благородное.

www.kakprosto.ru

Классный час «Добро и зло в сказках»

Тема: «Добро и зло в сказках»

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле, Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях. Расширять активный словарь детей, посредством пословиц и сложных слов. Обучать детей элементам сценического искусства (пантомима). Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Ход классного часа

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

  1. Сообщение темы и цели.

– А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? А давайте проверим ваши знания на нашем классном часе. Но для начала давайте узнаем тему классного часа, для этого необходимо расшифровать её.

– А что вам больше всего нравится в сказках? Добро или зло?

  1. Беседа.

Давайте с вами поразмышляем, что значит «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)

— Добрый человек, это какой человек?

Добрый человек – это человек, который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя платы.

— Как вы понимаете «добрый поступок»?

Добрый поступок – дело, действие, которое совершает человек на пользу людям, стране, классу, в котором учится, родителям.

— Что значит «зло» ? (все очень вредное, недоброе, дурное).

— Злой человек, это какой человек?

Злой человек – человек, который совершает злые, плохие поступки.

— Как вы понимаете «злой, плохой поступок»?

Плохой поступок – лишенный положительных качеств, неприятный поступок.

  1. Основная часть. Путешествие по сказкам.

-Сегодня мы совершим путешествие по сказкам, выполним различные задания.

«Узнай героя и название сказки»

В сказках тоже встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы знаете героев сказок. Если герой добрый- хлопаем, если злой – топаем.

Буратино, Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Людоед, Кот в сапогах, Волк, Дюймовочка, Снежная королева, Крокодил Гена.

Молодцы!

Задание по классам.

3 класс: проверить знания пословиц о добре и зле(собрать пословицу).

1 класс: собрать пазлы и назвать сказку.

Пословицы: «Добро помни, а зло забывай»

«За добро – добром плати»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Блиц-опрос (ответ необходимо давать без времени на размышление).

  1. С кем встречался колобок?

  2. С помощью чего принц нашёл золушку?

  3. К кому шла Красная шапочка?

  4. Волшебная рыба из сказки?

  5. Кого украла Снежная королева?

  6. Кто тянул репку?

  7. Сколько раз старик забрасывал невод?

Молодцы! Отлично справились с этим заданием.

«Найди друзей сказочных героев».

Чебурашка- крокодил Гена, Буратино – Мальвина, Белоснежка – 7 гномов, Иван Царевич – серый волк, Емеля – щука, лиса- волк.

«Собери маску»

1 класс: Злой герой

3 класс: Добрый герой

  1. Психогимнастика.

Изобразите доброго и злого человека.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

-О чем был наш классный час?

— Что понравилось больше всего?

В заключении нашего классного часа, я хочу чтобы вы подарили друг другу цветок, но это не простой цветок, а «Цветок Добра». Необходимо не просто его передать, а пожелать друг другу что-нибудь хорошее, доброе.

– Давайте поклоняться доброте, давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звёздной красоте, земля – добра.
Она дарит нас хлебом, живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом, давайте воевать за доброту!

Вручаются ученикам небольшие сувениры за работу.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

Памятка «Помни о добре»

1.делать только добрые дела.

2.говорить только правду.

3.слушаться старших.

4.быть дружными и приходить на помощь.

5.любить и прощать людей.

«Добро помни, а зло забывай»

«За добро – добром плати»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Классный час

«Добро и зло в сказках»

Классный руководитель: Иванова К.С.

kopilkaurokov.ru

5 самых известных литературных героев-волонтёров — Статьи — Литература

Робин Гуд: отобрать у богатых и отдать бедным

Волонтёрство как социальное явление оформляется только во второй половине XIX века, но люди, готовые бескорыстно помогать нуждающимся существовали всегда. Если попытаться вспомнить литературных персонажей, способных заступиться за вдов, защитить сирот, отстоять права обездоленных, на ум сразу придёт имя героя английских народных баллад – благородного разбойника Робин Гуда.

Легендарный стрелок из Шервудского леса зарабатывал на добрые деяния незаконным способом – грабил богачей. Впрочем, на дворе стояло суровое Средневековье, когда грантовых конкурсов, краундфандинговых платформ и социальной защиты ещё не существовало. К тому же шайка Робин Гуда не трогала тех, кто кормился честным трудом.

Конечно, благородного разбойника и его соратников из Шервудского леса волонтёрами можно назвать лишь с натяжкой, но библиотеки упорно включают сборники баллад о них в списки литературы к Году добровольца. Доля здравого смысла здесь присутствует, ведь «славный парень» Робин Гуд стал вечным образом, воплотившим надежды бесправных и угнетённых. 

Вовка – добрая душа: не погубить росток добра

Фото: m.babylog.ru

Стихотворения Агнии Барто из цикла «Вовка – добрая душа» — это одни из первых произведений, знакомясь с которыми, дети узнают, почему надо совершать хорошие поступки и помогать окружающим. Главному герою всего пять лет, но ответственность у него развита не по годам. Вовка поможет утихомирить капризных младенцев, заменит маленькой девочке старшего брата, вместе с ветром расчистит футбольное поле.

Большинство добрых дел Вовка совершает по отношению к друзьям, родственникам, домашним животных, но вот в стихотворении «Жарко» он устраивает настоящую волонтёрскую акцию. Когда город Загорск изнемогает от летнего зноя «Вовка добрая душа, да ещё три малыша, да ещё мальчишек восемь» делают бумажные веера и раздают их измученным жарой гражданам.

Стихотворения Агнии Барто не только дают положительный пример детям, но и напоминают взрослым, как важно не погубить росток добра. В заключительной части цикла Вовка становится старше и начинает стесняться своей натуры: ему неловко «в зрелом возрасте таком быть каким-то добряком». Мальчик переживает серьёзный личностный кризис и пытается стать суровей, только вот ему никто не приходит на помощь.

Тимур Гараев: предчувствие грядущей войны

Фото: best-lekarstva.ru 

Обычно книги, пронизанные идеологией обречены на забвение. Повестm Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» удалось пережить крах социалистического строя, ведь имя её главного героя стало нарицательным. Современных волонтёров люди старшего поколения до сих пор называют «тимуровцами».

В подмосковном дачном посёлке группа подростков во главе с Тимуром Гараевым тайно помогает семьям красноармейцев: носят воду, укладывают дрова в поленницу, находят пропавших домашних животных. Дома своих подопечных тимуровцы помечают красной звездой. Только мирным трудом деятельность мальчишек не ограничивается. Они одерживают убедительную победу над шайкой атамана Мишки Квакина – разорителями дачных садов.

Повесть Аркадия Гайдара не только учила подрастающее поколение добру, но и готовила к грядущей войне – её предчувствием пронизана каждая страница. В молодом возрасте тяга к необдуманным поступкам особенно сильна, но книга Аркадия Гайдара напоминает, что бежать на фронт – не лучшая идея для мальчишки («всем начальникам и командирам приказано гнать оттуда нашего брата в шею«), если послужить Родине можно самоотверженным трудом в тылу.

Эраст Фандорин: добровольчество из эгоистических соображений

Фото: kino-nik.ru

В современном русском языке слово «волонтёр» имеет сугубо мирное значение и связано преимущественно с социальной сферой. Первоначально же так называли солдат-добровольцев. Один из самых ярких примеров военного волонтёрства в отечественной литературе – это герой детективных романов Бориса Акунина Эраст Фандорин.

После трагических событий, описанных в романе «Азазель», сыщик переживает душевный надлом. Ему, титулярному советнику по линии министерства иностранных дел, перспектива стать участником боевых действий не грозила. Фандорин сам принял решение отправиться на сербско-турецкую войну в качестве волонтёра. К отчаянному поступку его подтолкнули «эгоистические соображения»: «вид чужой боли позволяет легче пережить свою«.

На фронте Фандорин оказался за две недели до разгрома армии сербского главнокомандующего Михаила Черняева, после чего ему пришлось набродиться по горам и настреляться («Слава богу, к-кажется, ни в кого не попал«), оказаться в плену и совершить успешный побег, спасти заблудившуюся девушку и помочь русской армии изобличить опасного шпиона.

Гермиона Грейнджер: учиться на ошибках

Фото: 1zoom.ru 

Главную героиню романов о Гарри Поттере Гермиону Грейнджер чаще воспринимают как интеллектуалку, реже – как хорошего друга и просто красавицу. В перерывах между уроками и зубрёжкой главная отличница Хогвартса находила время и для общественной деятельности. Гермиона выросла в семье обычных людей и, узнав о нравах магического мира, была возмущена положением домовых эльфов, находящихся в рабстве у волшебников.

Чтобы исправить ситуацию, девушка создала организацию, призванную изменить статус магических существ. В ряды движения вступили лишь её друзья, да и то с явной неохотой. Возможно, добровольцев стало бы больше, если бы не сомнительное название ГАВНЭ – Гражданская ассоциация восстановления независимости эльфов (в оригинале оно звучит SPEW и переводится как «рвота»). Сами угнетённые существа против рабства не возражали, а попытки Гермионы связать для них одежду или потребовать зарплату воспринимали как оскорбление.

Неудачи не охладили боевой дух. Гермиона сделала выводы из допущенных ошибок и продолжила борьбу с несправедливостью другими методами. Став сотрудницей министерства магии, она сумела принести немало положительных изменений в жизнь мира волшебников.

www.rewizor.ru

викторина «Поступки сказочных героев». Итоговое мероприятие ⋆ Планета Детства

Тема недели « Что такое хорошо и что такое плохо»

 Программное содержание:

  •  Расширить знания детей о хороших и плохих поступках, с помощью героев из сказок.
  • Помочь детям в понимание, того, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками.
  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, заботу о близких.

 Ход мероприятия

Сообщение темы занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня у нас увлекательное путешествие: «Что такое хорошо и что такое плохо». Мы поговорим о хороших и плохих поступках героев из сказок, а еще нас ждут увлекательные задания.

Беседа «Слова вежливости».  

Воспитатель: Назовите слова, с помощью которых мы приветствуем.

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Воспитатель: Теперь назовите, как благодарим.

Дети: Спасибо, большое спасибо, благодарю.

Воспитатель: А, сможете ли вы вспомнить формы пожеланий?

Дети: Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита.

Воспитатель: А какие слова извинений вы знаете?

Дети: Простите, извините, пожалуйста извините.

Воспитатель: А как мы можем попросить вежливо.

Дети: Пожалуйста, будьте добры, прошу вас.

Воспитатель: Скажите, как мы прощаемся.

Дети: До свидания, до скорой встречи, прощайте, пока.

 Игра «А кто это сказал?».

Воспитатель: Молодцы! Все вежливые слова назвали. А давайте поиграем в игру, которая называется «А кто это сказал?».

Один ребенок, ведущий, которому завязывают глаза. Кто – то из детей называет вежливое слово, а ведущий должен определить и назвать по имени. Несколько раз ведущий меняется.

Беседа «Что значит быть хорошим?» 

Воспитатель: Ребята, а давайте вместе подумаем, что значит быть хорошим?

 Дети: Быть внимательным к людям; заботиться о близких; заботиться о девочках, о маме, не грубить; делать приятное, а также говорить вежливые слова.

 Воспитатель: Правильно, а сейчас предлагаю провести мини – викторину, где вы сможете об этом рассказать

 Мини – викторина по сказкам.

 Воспитатель: Я предлагаю вам достать карточки из волшебной коробочки. Эти карточки необычные, на них нарисованы герои сказок. Вот какую карточку достанете, надо сказать как название сказки и что делали сказочные герои. Мы разделимся на две группы (команды) и за каждый ответ, группа будет получать фишку. А потом мы все вместе посчитаем, сколько фишек у каждой группы.

  •  Сказка «Теремок» (звери дружные, приглашали жить вместе)
  •  Сказка «Три медведя» (Маша сломала стульчик, съела кашу)
  •  Сказка «Гуси – лебеди» (Маше с братцем помогали печка, речка, яблонька)
  •  Сказка «Волк и семеро козлят» (волк хитрый, обманул козлят)
  •  Сказка «Кот, дрозд и петух» (друзья выручали Петушка)
  •  Сказка «Круть и Верть» (мышата ленились, не помогали Петушку)
  •  Сказка «Петушок и бобовое зернышко» (курочка помогала петушку)

 И другие сказки……..

 Побеждает группа, у которой больше фишек.

 Воспитатель: Поступать хорошо, быть вежливым, стараться делать приятное другим людям, помогать друзьям, быть добрым и заботливым – это значит поступать правильно и хорошо.

 Сейчас поиграем в игру «Наоборот».

 Словесная игра «Наоборот».

 Мы грустим? (веселимся)

 Мы ссоримся? (дружим)

 Мы ленимся? (трудимся)

 Мы жадничаем? (делимся)

 Воспитатель: Молодцы! Вы знаете про хорошие поступки, умеете это делать. А вот умеете ли вы вежливо и ласково говорить. Давайте проверим. Предлагаю игру.

Игра «Скажи ласково».

Воспитатель: Я вам буду называть слово, а вы это слово должны будете назвать ласково.

 Мама – мамочка,

 Таня – Танечка,

 Белка – белочка,

 Зима – зимушка,

 Лист – листик,

 Дед – дедушка,

 Солнце – солнышко.

 Воспитатель: Как приятно говорить, ласковые слова. Особенно друг другу и близким людям. Вы это умеете.

 Психогимнастика «Ладошки». 

Воспитатель: А теперь покажите свои ладошки. Они теплые и ласковые, давайте возьмемся за руки, почувствуем тепло и ласку друг друга. В каждом из нас есть много хорошего, для того, чтобы хорошего становилось все больше и больше, нужно быть хорошим, добрым, но совершать правильные поступки не всегда легко. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Помните это!

Автор: Антипова Лариса Георгиевна,
воспитатель МБДОУ «Филимоновский детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей».

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Добро и зло в русских народных сказках

Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

www.istmira.com

«Добро и зло в русских народных сказках». Разработка занятия по нравственному воспитанию.

«Добро и зло в сказках»

Воспитатель В.Н. Машнёва

Цель:

  • Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.

  • Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.

  • Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.

  • Формировать у детей представление о добре и зле.

  • Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.

  • Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.

  • Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.

Коррекционные цели:

  • Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.

  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.

  • Пополнять лексикон детей новыми словами.

  • Развивать навыки связной речи.

Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель:

Есть на свете страна – это сказка! 
Чудесами  полна, волшебством, 
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!

Воспитатель: А любите ли вы сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?

Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.

  1. Основная часть.

Воспитатель: А хотите узнать тему нашего занятия?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда расшифруйте её.

Ответы детей.

Воспитатель: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.

Дети: 

  • Доброжелательный,

  • добродушный,

  • добродетельный,

  • добросовестный,

  • добросердечный,

  • добропорядочный,

  • добродетель,

  • добронравный,

  • доброта,

  • доброкачественный,

  • добрый,

  • Добрыня.

Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.

Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.

  • Кот в сапогах, сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро

  • Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен

  • Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро

  • Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная

  • Конек-горбунок, сказка «Конёк — горбунок», Пётр Ершов

  • Буратино, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой

  • Людоед, сказка «Мальчик – с- пальчик», Шарль Перро

  • Чиполлино, сказка «Приключения Чиполлино», Джани Родари

  • Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная

  • Баба-Яга,сказка «Гуси — лебеди», русская народная

  • Карабас, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой

  • Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен

Воспитатель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

Воспитатель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.

Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».

Иван-Царевич, вот герой!

Смело он вступает в бой,

Шаги на месте.

Волшебным он взмахнет мечом

И Змей-Горыныч нипочем.

Мах правой, мах левой рукой.

Сделал выпад раз и два –

Отлетела голова.

Выпады правой ногой, руки на колено, полуприсед,

Еще выпад три-четыре

Отлетели остальные.

Выпады левой ногой, руки на колено, полуприсед

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».

Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .

Воспитатель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)

Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.

Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».

Воспитатель: Дети, каких квадратов больше!

Дети: «Добрых»!

Воспитатель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло.

Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.

  • мастерить, сооружать, ломать, создавать

  • храбрый, смелый, трусливый, отважный

  • грустный, печальный, веселый, унылый

  • благородный, рыцарский, подлый, геройский

  • драться, ссориться, дружить, ругаться

  • веселый, радостный, задорный, грустный

Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки».

Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Воспитатель читает загадки)

грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

славный доктор (Айболит)

В избе на куриной ноге проживаю.

Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд).

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк) .

А корзинка – не легка,

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена …  (Крокодил.)

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок …  (Вини-Пух.)

Но не знает девочка, что опасность ждёт.

За кустами светится пара злющих глаз…

Кто-то страшный встретится девочке сейчас.

Кто расспросит девочку об её пути?

Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете отвечать теперь.  (Красная Шапочка и волк.)

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый …  (Доктор Айболит.)

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.   (Золушка.)

Дочку из снежка слепили

Но костра горячий жар

Превратил дочурку в пар

Дед и бабушка в печали

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

Персонаж в ней мальчик Кай? (Снежная королева)

Трое их живёт в избушке

Там три стула и три кружки

Три кроватки, три подушки

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

И вам, конечно же знакома? (Белоснежка)

Мчалась по тропинке.

Девочка бегом!

Тёмный лес кругом.

Встретилась там с волком

И не знает толком,

Как же он её скорей

Оказался у дверей.

И в кровать улегся плут

Девочку — то как зовут? (Красная Шапочка)

Воспитатель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?

Дети: О сказочных героях.

Воспитатель: А где живут сказочные герои?

Дети: В сказках.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино».

Буратино потянулся,

Потянуться

Раз нагнулся, два нагнулся.

Наклоны вперед, руками достать носочки.

Руки в стороны развел,

Руки в стороны

Ключик видно не нашел.

Пожать плечами.

Чтобы ключик нам достать

Руки на пояс. Повороты туловища в стороны.

Нужно на носочки встать.

Потянуться, руки вверх, на носочки. Опустить руки вниз через стороны.

Найди друзей – сказочных героев (разложить картинки по парам)

  • Жасмин – Аладдин,

  • Чебурашка – крокодил Гена,

  • Иван Царевич – царевна лягушка,

  • Буратино – Мальвина,

  • Белоснежка – 7 гномов.

  • Лунтик – Кузя,

  • Кот в сапогах – мельник

  • Кощей Бессмертный – Змей Горыныч,

  • Чиполлино – Вишенка и Редиска

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?

Ответы детей.

  1. Заключение.

Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?

Ответы детей. Добрыми, сердечными.

Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)

Интернет ресурсы:

  • http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-tematicheskogo-vechera-v-starshei-grupe-dobro-i-zlo-v-ruskih-narodnyh-skazkah.html

  • http://50ds.ru/vospitatel/2664-intellektualnaya-igra-puteshestvie-po-skazkam—tema-dobro-i-zlo-v-skazkakh.html

  • http://konspekt.vscolu.ru/konspekty-zanyatij-dlya-detej-4-5-let/kak-my-lyubim-skazki.html

kopilkaurokov.ru

  • Герой рассказчик в рассказе о любви чехова
  • Герой рассказа шолохова судьба человека 7 букв
  • Герой рассказа толстого кавказский пленник русский офицер жилин находясь в плену у татар
  • Герой рассказа не смог добиться успеха в жизни из за плохого воспитания слезы молодой учительницы
  • Герой рассказа не слушал внимательно