2
«Солдатская шинель». Кто главные герои сказки, их характеристика?
солдатская шинель главные герои сказки
солдатская шинель характеристика героев
солдатская шинель характеристика барина
солдатская шинель русская народная сказка
10 ответов:
6
0
Солдатская шинель
Главных героев в сказке всего два и они противопоставлены друг другу.
Солдат хитрый, сообразительный, находчивый. Конечно, можно назвать его слова приукрашенными насчет шинели, но по сути для солдата она и являлась и периной, и подушкой, и одеялом. Жизнь у него-то не барская.
Барин же жадный, недалекий человек. Позарился на солдатскую шинель, но понял, что для него она не такая уж необыкновенная вещь.
Второстепенные герои сказки:
жена барина и командир солдата.
Сказка заканчивается хорошо и жадный барин посрамлен.
4
0
В русской народной сказке «Солдатская шинель», короткой, но поучительной, читатели знакомятся с несколькими действующими лицами, но вот главных героев, я бы, пожалуй, выделила всего двое.
Это сам солдат, находчивый, смекалка которого позволяет ему с честью выходить из трудных испытаний, привыкший к походным условиям. Служивый немало повидал в своей жизни, не раз спал на земле под открытым небом, да и службу его военную легкой не назовешь.
Другим главным действующим лицом я бы назвала барина, который у солдата купил шинель за двадцать пять рублей в качестве мягчайшей из перин. Этот поступок свидетельствует о том, что барин — человек изнеженный, недалекий и в походной жизни не разбирающийся ни капельки.
Суть сказки с словах полкового командира, вставшего на сторону солдата в споре с барином:
3
0
В сказке «Солдатская шинель» мы встречаемся с тремя главными героями, которые отличаются характерами и отношением к жизни. Главный герой повествования — солдат, мужественный человек, привыкший на службе к трудной жизни. Он умен и находчив, и немножко хитрый, ведь он наверняка знал, что барину шинель не подойдет в качестве постели. Но он смог убедить покупателя в том, что никакие перины и подушки ему будут не нужны — так он поймал барина «на удочку» и смог выгодно продать шинельку.
Главным персонажем сказки является и барин, разнеженный роскошью человек, глуповатый и доверчивый. Он легко поверил солдату и вообразил, что сможет сэкономить на подушках и одеялах. Однако спать на шинели он не смог, поэтому и побежал жаловаться полковому командиру.
Командир полка был человеком видевшим жизнь, поэтому ситуацию легко разрешил. Он был мудрым, поэтому и растолковал барину почему сладко поспать на шинельке ему не удастся. Ленивый человек и на перинах не заснет, а уставший после работы человек сможет хорошо выспаться и на камнях — так сказал командир. А солдата он премировал и похвалил, а это говорит о том, что он был человеком, который заботился о простых служивых.
Имеется в сказке и второстепенная героиня — супруга барина. Она была женщиной сообразительной, поэтому сразу предрекла мужу беспокойную ночь и назвала его простофилей.
2
0
Героев в русской народной сказке «Солдатская шинель» всего четыре, из них два главных:
- Солдат. Как и полагается солдату в сказке, это умный и находчивый человек, который привык за время службы обходиться самыми простыми вещами и который способен создать уютную постель из ничего.
- Барин. Наивный простак, который поверил, что лучшей постелью оказывается обычная шинель. Когда понял, что это не так, побежал жаловаться, считая, что его обманули
- Жена барина. Сварливая особа, которая любит ругаться.
- Полковой командир. Начальник солдата, справедливый и честный. Узнав о сути произошедшего наградил солдата.
2
0
Основные главные герои сказки «Солдатская шинель» это солдат и барин.
Солдат был находчивый и сумел провести продажу своей шинели барину, разрекламировав её очень привлекательно. При этом солдат не обманывал барина, ведь на самом деле солдат после трудного дневного марш-броска сладко засыпал на своей любимой шинели и она ему служила всем: и матрасом, и подушкой, и одеялом, то есть ,если говорить современным маркетинговым языком — эта шинель — «три в одном флаконе».
Барин был доверчивый, глупый и к тому же не любил работать и был жадным, поэтому сразу купил шинель в надежде сэкономить на остальных постельных принадлежностях. Обнаружив, что спать на шинели ему плохо, он остался недоволен покупкой и почувствовал себя обманутым. Но, ведь обмана, как такового, не было, ведь если перефразировать известную пословицу, то получим новую: что солдату хорошо, то барину смерть.
Второстепенные герои:
Жена барина — умная женщина — она сразу поняла, что шинель не может быть так хороша, как расписывал ей барин.
Командир полка — умный и щедрый человек — он оценил смекалку солдата и наградил его.
2
0
В этой сказке присутствует несколько персонажей.
Первый это солдат.Он очень находятся и смекалистый, найдет выход из любой ситуации.
Второй это барин. Как и все Барины он не любил работать, был очень глупым и завистливым, верил всему что ему скажут. Вот так он купил шинель, но заснуть на ней он так и не смог. И сказал что солдат его обманул.
Второстепенные герои сказки это жена бар на и командир солдата.
В финале барин получил по заслугам.
2
0
В русской народной сказке «Солдатская шинель» есть три главных героя. Эти герои солдат, барин и полковой командир.
Солдат оказался честным, умным и предприимчивым человеком. Он расхвалили свою шинель перед барином, смог продать ее барину, а потом доказать барину и полковому командиру, что спать на шинели очень удобно.
Барин оказался глупым и жадным человеком. Он решил купить у солдата шинель, так как представил, что на ней спать будет также удобно, как на перине. Барин не понял солдата, да еще и обиделся. он обвинил солдата во вранье перед его полковым командиром.
Полковой командир оказался мудрым и справедливым человеком. он честно рассудил спор барина и солдата, да еще и наградил солдата за находчивость.
2
0
Главные герои сказки «Солдатская шинель»:
Солдат — очень находчивый и смекалистый, удачно продал свою шинель не шибко умному барину. Причем, солдат и не врал, когда на все лады расхваливал свою шинель, для него действительно эта вещь заменяла многое: одежду, постель и матрас. По сути для солдата шинель этим всем и служила.
Барин — хоть и богатый, но не сильно умный. К тому же изрядный скряга, так хотел сэкономить, что поверил солдату. К тому же же есть и жалобщик знатный.
Командир — начальник солдата. Вдумчивый и справедливый человек, узнав о поступке солдата не только его не наказал, а наоборот наградил находчивого солдата.
2
0
Главных героев в этой очень интересной сказке двое — солдат и барин. Очень хорошо показано разное отношение к жизни разных людей с разными системами жизненных ценностей. Для солдата его шинель — настоящее сокровище, выручающее его везде и всегда, для барина шинель, которую он купил у солдата за довольно большие деньги, оказывается вещью практически никчемной, ненужной, заменить ему подушку, одеяло и перину, как он думал, она не может. Стала ли от этого шинель менее ценной вещью — нет, конечно, просто каждому, видимо, свое. Просто солдат неприхотлив и аскетичен, а барин — изнежен и привык к роскоши.
Два других персонажа сказки — жена барина и полковой командир — все-таки герои скорее второстепенные, чем главные.
1
0
Главные гером сказки «Солдатская шинель», это, конечно же, сам собсвенно солдат, потом богатый барин и полковой командир.
Если краткие характеристики, то солдат весёлый, работящий и находчивый, барин-ленивый и жадный, полковой командир- честный, мудрый, справедливый.
Читайте также
Сказка Киплинга «Откуда у кита такая глотка» рассказывает историю появления у кита решетки в глотке, которая не позволяет этому огромному млекопитающему питаться чем-то иным, кроме мелких рачков и рыбешек.
Краткое содержание сказки «Откуда у кита такая глотка» для читательского дневника:
- Давным-давно кит ел все подряд и в океане уцелела только маленькая рыбка Колюшка.
- Колюшка посоветовала киту съесть млекопитающее и рассказала где он может найти моряка, сидящего на плоту.
- Кит проглотил моряка, а тот начал плясать у него в чреве и кит почувствовал себя плохо.
- Кит согласился отвезти моряка к берегам Англии
- Моряк связал подтяжками щепки от плота и вставил киту в глотку решетку
- С тех пор у всех китов стоит решетка и они не глотают людей.
Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:
- Живет одна семья: дед с бабкой и три их дочери. Две старшие — страшные завистницы и ленивицы, а младшенькая — рукодельница и скромница. Вздумалось как-то деду поехать на ярмарку. Спрашивает он у дочерей — каких гостинчиков им привезти. Старшие шелка и бархата для обновок попросили, а младшенькой и наливного яблочка на серебряном блюдечке достаточным было. На смех ее подняли сестрицы, да Машенька все оно на своем стоит.
- Привез дед из города подарочки дочерям. Младшая сразу стала яблочко по блюдечку катать, а сестрицы только дивятся тому, какую красоту блюдечко показывает, вся Русь-матушка, как на ладошке, видна. Вздумали они отобрать у Машеньки ее подарочек, начали в лес заманивать.
- Девушка не чуя беды пошла с ними по ягоды. Пришли девушки в лес, а ягод никак найти не могут. Тогда Маша снова свой подарочек достала и стало видно на блюдечке на какой полянке ягоды искать. Тут уж сестрицы и вовсе не смогли свою зависть и злость усмирить, взяли они палку и убили сестрицу. Под березкой схоронили, яблоко с блюдечком забрали и домой воротились.
- Дед с бабкой расстроились. Отец велел принести яблоко, чтобы оно показало что с его младшей дочерью стало. Старшие дочки испугались, но перечить отцу не посмели. Да только не показало ничего блюдечко, помертвел подарочек.
- Тем временем по лесу пастушок ходил, искал овечку от стада отбившуюся. Да заприметил тростиночку, что посреди лазоревых цветов выросла около березоньки. Сделал он себе из травушки дудочку и не успел к губам поднести, как дудочка Машиным голоском запела.
- Испугался пастушок, в деревню прибежал и стал рассказывать сельчанам, что с ним случилось. Услыхал отец Машин о дудочке, сам решил на ней поиграть. Тут уж дудочка рассказала, как Машу сестрицы убили. Повинились старшие дочки, в ноги отцу упали. А дудочка тем временем снова запела и сказала, чтобы отец за живой водой к царю отправлялся.
- Дед к царю пришел, о беде своей рассказал. Тот, понятно дело, разрешил из колодца живительной водицы набрать. Взбрызнули водицей Машеньку, та и ожила. Увидал царь какая красавица-дочь у старика и замуж ее за себя позвал. На радостях и по просьбе Маши старших сестриц простили и на волю отпустили. А сказка честным пиром на весь мир завершилась.
<hr />
Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:
- главной героиней выступает младшая дочь Маша, сюда же можно отнести ее отца, который и подарки привез и в конце произведения спас свою дочь, оживив хрустальной водой из царского колодца;
- злодеек две — это старшие сестрицы, наполненные гневом и завистью по отношению к своей младшей сестре.
<hr />
Главная тема, чему учит сказка?
- Не завидовать другому, ибо это чувство разрушает человека и способно довести его до ужасного поступка, что мы увидали на примере старших дочерей.
- Не хвалиться, не показывать лишний раз свои богатства, дары посторонним, дабы не вызывать у них зависть. Не надо было Машеньке свое яблочко с блюдечком так открыто сестрам показывать, ведь никто не знает когда и почему у человека возникает чувство зависти по отношению к вам, т.е. не надо и самим провоцировать это качество у других.
- И, конечно, основной лейтмотив сказки — это победа Добра над Злом (злодеяниями), когда по заслугам и вознаграждение приходит главному герою.
<hr />
Пример отзыва для читательского дневника
- В сказе про серебряное блюдечко и наливное яблочко мы узнаем о том, как зависть двух старших сестер приводит к гибели их младшенькой сестрицы. Им страсть, как захотелось отнять у нее наливное яблочко с блюдечком, и они лишили ее жизни. Благодаря пастушку и дудочке вся деревня узнала о гибели Маши. Отец сумел достать живой воды и оживить свою дочку. Маша стала царской невестой и простила своих неразумных сестер.
Человек страдает, думает о своей возлюбленной Леноре. В это время он слышит стук. За дверью никого нет. Стук идет из окна. Астор открывает его и впускает ворона. На вопрос об имени ворон отвечает :» Никогда «. На другие вопросы он отвечает тоже самое. Становится понятно, что ворон умеет говорить только это слово. На вопросы о том будет ли автор вместе с лббимой и о том, будут ли они вместе после смерти ворон отвечает никогда. Человек злится. Вот и всё.
Стихотворение говорит нам о мимолётности всего происходящего. О том, что всё проходит и это пройдёт.
Краткое содержание. У старика умирает его жена-старуха, и он посылает телеграммы в разные города, чтобы собрать шестерых сыновей на ее похороны. Потом они собрались, пришел священник и отслужил панихиду. Он бы хотел остаться и поговорить с сыновьями о жизни вообще, но ушел, стесняясь. Потом сыновья легли спать в одной комнате. И ночью дед услышал, как они, давно не видевшие друг друга, разговаривают и даже смеются, вспоминая детство и рассказывая случаи из своей жизни. Третий сын, выйдя из комнаты, наткнулся на стоящий на столе гроб с телом матери вдруг словно только что осознал, что это их мать лежит тут мертвая, и упал в обморок. И вслед за ним осознали и стали горевать остальные братья. А наутро сыновья понесли хоронить свою мать.
Рассказ о том, что жизнь конечна, в ней много сиюминутного, а по сути, есть только два главных момента — рождение и смерть.
Краткое содержание рассказа Житкова «Беспризорная кошка» для читательского дневника можно написать так:
- Автор живет на берегу моря с собакой и Володей и ловит рыбу, но очень страдает от мышей, которые грызут сети.
- автор поехал в город за кошкой, но в городе было голодно и все кошки изгорода перебрались в лес, где заняли кроличьи норки.
- Автор прикармливал одну одичавшую кошку и она постепенно привыкла к нему и даже подружилась с собакой Рябкой
- Кошка умело охотилась на мышей, крольчат, ласточке, рыбу и смогла отбиться даже от стаи диких собак.
- Когда кошке пришло время рожать, автор отвозит ее к рыбакам.
- Потом он проведает кошку, у которой родилось несколько котят, и видит как она пыталась приучить их ловить мышей, но котята были сытыми и ленивыми.
I. Мотивационно-ориентировочная
часть
— Сегодня на
нашем уроке мы вновь обращаемся к сказкам. У вас есть любимые русские
народные сказки? Назовите их.
— Молодцы! Все
ли сказки вы хорошо помните? Узнайте, из какой сказки этот отрывок.
— Назовите
сказку.
— Молодцы!
Догадайтесь, о какой теперь сказке идет речь.
«Жили-были на
болоте журавль да цапля; построили они себе по концам болота избушки. И вот
показалось журавлю скучно жить одному, и задумал он жениться: «Дай пойду
посватаюсь к цапле!»
— Молодцы!
Послушайте еще одну сказку.
— Как вы думаете,
эти сказки «Царевна — лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» решают
общую задачу всех сказок?
На экране
слайд 1:
Х |
||
Задача сказок |
П |
|
М |
||
Ч |
— К какому виду
сказок, по вашему мнению, относятся сказки «Царевна — лягушка», «Солдатская
шинель», «Журавль и цапля»?
Аргументируйте
свой ответ.
На экране
слайд 2:
Сказки
народные сказки |
||
Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: бытовая Г: обычные люди |
Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить КЖ: волшебная Г: заступник, злодей, страдалец, помощник |
О животных ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека КЖ: небывалая Г: животные (черты человека) |
— Молодцы. Внимательно
рассмотрите названия чудесных вещей. Как вы думаете, из каких сказок взяты
эти предметы?
На доске
таблички с названиями чудесных предметов:
Тыква, волшебная
палочка, туфелька, веретено, красная шапочка, сапоги, корзинка.
— Назовите
автора этих сказок.
— Что же вы
знаете об этом человеке?
— Вы внимательно
читали волшебные сказки Шарля Перро? В таком случае вы без труда сумеете
ответить на вопросы литературной викторины и назвать сказку, по
которой составлен вопрос.
1. «Добрая
волшебница громко сказала:
— Успокойтесь,
король и королева… принцесса не умрет, когда уколет себе палец веретеном, а
только заснет глубоким сном, который будет продолжаться…». Сколько лет?
2. «Добрая
волшебница… сейчас же явилась в замок на огненной колеснице, запряженной …»
Кем?
3. «Тут
волшебница коснулась своей волшебной палочкой всех, кто находился в замке,
кроме…» Кого?
4. «Спала она на
чердаке под самой крышей, на полу, на соломенной подстилке». Кто это?
5. «Она даже
угостила их апельсинами и яблоками, которые поднес ей королевич». Кто кого
угостил?
6. Где живет
бабушка Красной Шапочки?
7. Что оставил
мельник в наследство трем своим сыновьям?
8. Сколько раз
«в день девушка должна была ходить за водой очень далеко от дома и приносить
большой тяжелый кувшин»?
9. Откуда выпали
две розы, две жемчужины и два крупных бриллианта?
10. Кого прозвали
Рике-Хохолок?
11. Какой
недостаток он имел?
12. Что помогло
мальчику-с-пальчику убежать от Людоеда?
13. «Король не
находил себе места от горя, ничего не ел и не пил и так постарел, что все
министры приходили в ужас от такой перемены». От какого горя?
14. Что отпирал
маленький ключик?
15. Кого ждала
молодая женщина и ее сестра Анна?
— По результатам
литературной викторины знатоками сказок Шарля Перро стали семьи _________.
Молодцы!
Посмотрите
отрывок из сказки Шарля Перро и назовите ее.
— Из какой сказки
взята увиденная вами сцена?
— Скажите, к какому виду сказок можно
отнести сказку «Кот в сапогах»?
— Какой вопрос
мы, вдумчивые, внимательные читатели, можем поставить на этот урок?
На экране
слайд 3:
Сказки
народные сказки
Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: бытовая Г: обычные люди |
Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить КЖ: волшебная Г: заступник, злодей. страдалец, помощник |
О животных ЗЖ::высмеять плохие черты характера человека, КЖ: небывалая Г: животные (черты человека) |
? |
Дети и взрослые
называют известные им русские народные сказки.
Дети читают
отрывок из сказки.
Пошел Иван-царевич к царю на пир один. А старшие братья явились во
дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над
Иваном-царевичем посмеиваются:
— Что ж ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал
бы нам всем послушать, как она квакает! Вдруг поднялся великий стук да гром –
весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакали со своих мест и не
знают, что им делать; а Иван – царевич говорит: «Не бойтесь, господа! Это моя
лягушонка в коробчонке приехала».
— Этот отрывок
из русской народной сказки «Царевна — лягушка».
— «Журавль цапля».
Чтение родителями
по ролям сказки «Солдатская шинель».
Автор
Говорил барин с
солдатом; солдат стал хвалить свою шинель.
Солдат
— Когда мне
нужно спать, постелю я шинель, и в голова положу шинель, и покроюсь шинелью!
Автор
Барин стал
просить солдата продать ему шинель; вот они сторговались за двадцать пять
рублей.
Пришел барин
домой и говорит жене.
Барин
— Какую я
вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла; мою
шинель постелю, и в голова положу, и оденусь шинелью!
Автор
Жена стала его
бранить.
Жена
Ну, как же ты
будешь спать?
Автор
И точно, барин
постелил шинель, а в голова положить и одеться нечем, да и лежать-то на ней
жестко.
Пошел барин к
полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел фельдфебелю позвать
его.
Привели солдата.
Командир
— Что ж ты, брат,
обманул барина?
Солдат
— Никак нет, ваше
высокоблагородие.
Автор
сказал солдат,
взял расстелил шинель, голову положил на рукав и накрылся полою. Полковой
командир еще наградил солдата.
Вот как
поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не
делает, тот и на перине не уснет!
— Да. Они
рассказывают о характере, поступках, мыслях и чувствах людей и помогают
оценить их (что хорошо, а что плохо).
— Сказка «Царевна
— лягушка» относится к волшебной сказке.
В этой сказке присутствуют герои – страдалец
(Иван-царевич), злодей, заступник, помощник и др.
Картина жизни волшебная, таинственная,
чудесная.
Задача волшебной сказки: вызвать восхищение
добрым героем Иваном – царевичем и осудить злодея, а также выразить
уверенность в торжестве добра.
— Сказка «Солдатская шинель» относится к
бытовой сказке.
В этой сказке присутствуют герои – обычные
люди.
Картина жизни бытовая, реальная.
Задача бытовой сказки: высмеять плохие черты
характера человека (скупость, жадность барина), выразить восхищение умом и
находчивостью солдата.
— Сказка «Журавль цапля» относится к сказкам
о животных.
Герои в этих сказках – животные, но им
присущи черты характера человека. Они совершают человеческие поступки,
поэтому картина жизни – небывалая. Задача сказок о животных — высмеять плохие
черты характера человека.
— Тыква, волшебная палочка, туфелька взяты
из сказки «Золушка»,
— Веретено из сказки «Спящая красавица»,
— Красная шапочка, корзинка из сказки
«Красная шапочка»,
— Сапоги из сказки «Кот в сапогах»
— Шарль Перро.
Участники,
подготовившие материал, выступают с компьютерной презентацией о жизни
и творчестве писателя Шарля Перро.
Работа каждой
семьи на персональных ученических ноутбуках в программе
E—Learning.
— Сто лет.
Сказка «Спящая красавица».
— Драконами.
Сказка «Спящая красавица».
— Короля и
королевы. Сказка «Спящая красавица».
— Золушка. Сказка
«Золушка».
— Золушка
сестер. Сказка «Золушка».
— За мельницей. Сказка «Красная Шапочка».
— Мельницу, осла
и кота. Сказка «Кот в сапогах»
— Два раза.
Сказка «Волшебница» или «Подарки феи».
— Изо рта
девушки. Сказка «Волшебница» или «Подарки феи».
— Королевича.
Сказка «Рике — Хохолок».
— Был
безобразен. Сказка «Рике — Хохолок».
—
Сапоги-скороходы. Сказка «Мальчик-с-пальчик».
— Смерти
королевы. Сказка «Ослиная шкура».
— Маленькую
комнатку. Сказка «Синяя борода».
— Братьев. Сказка
«Синяя борода».
Инсценирование
детьми отрывка из сказки «Кот в сапогах».
— Братья могут
честно заработать себе на хлеб. А что станется со мною после того, как я съем
своего кота и сделаю из его шкурки муфту? Прямо хоть помирай с голоду.
— Не печальтесь,
хозяин. Дайте-ка мне мешок и закажите пару сапог, чтобы легче было бродить по
лесу, и вы увидите, что вас не так уж обделили, как вам это сейчас кажется».
— Из сказки «Кот
в сапогах».
Высказывания участников
проекта.
— Выяснить, к
какому виду сказок относится сказка «Кот в сапогах».
II. Операционально-исполнительная
часть
— Как вы думаете,
при каком условии возможно выяснить вид сказки «Кот в сапогах»?
— Я вас правильно
поняла, будем анализировать образы героев?
— Назовите героев
сказки.
На экране слайд
4:
Герои: животные,
люди
— В тексте сказки найдите слова и выражения, рассказывающие о внешнем
виде и характере героев.
Каким образом
удобно организовать нашу работу?
1 группа – кот в
сапогах;
2 группа – людоед;
3 группа – маркиз
де Карабас;
4 группа – король,
принцесса.
(После обсуждения
в группах)
— Прочитайте
описание внешнего вида героев сказки.
— Как вы думаете,
почему в сказке не дается подробного описания внешности героев?
— Каким вы представляете себе главного
героя сказки – кота?
— Как раскрывается характер кота в общении с
другими героями сказки?
— Что необычного в поведении кота в сапогах?
На экране
слайд 5:
Герои: животные (черты человека),
люди
— А вам бы хотелось иметь такого друга, как
кот в сапогах? Почему?
— Опираясь на
текст сказки, что вы можете сказать о характере людоеда?
— Что вы можете сказать о характерах короля
и принцессы? Каковы их цели в жизни?
— Каким вы представляете себе хозяина кота?
— Каким
характером, на ваш взгляд, обладает этот человек?
— Как вы считаете, если маркиз де Карабас слабый,
безвольный, ленивый человек, может быть, не стоило этот персонаж вводить в
сказку?
На экране
слайд 6:
Под лежачий камень
вода не течет.
За честь хоть
голову снесть.
Чужими руками
хорошо жар загребать.
Тогда пляши,
когда играют.
— Какая, по вашему мнению, из пословиц
подходит к сказке «Кот в сапогах»? Обоснуйте свой ответ.
— Предположите, пожалуйста, что бы могло
произойти, если бы людоед не превратился бы в мышку?
— Как вы думаете, картина жизни, т.е.
действия героев, в этой сказке такая же, как в сказке о животных?
На экране
слайд 7:
Герои: животные (черты человека),
люди
КЖ: волшебная
— Как вы думаете, в чем заключается основной
смысл сказки?
— Над чем можно посмеяться в этой сказке?
— На ваш взгляд, в чем заключается задача
жанра этой сказки?
На экране
слайд 8:
ЗЖ: высмеять
плохие черты характера человека
КЖ: волшебная
Герои: животные (черты человека),
люди
— Надо работать
со сказкой.
— Да.
— Кот в сапогах,
маркиз де Карабас, людоед, два брата, король, принцесса.
— Это животные и
люди, как и в сказке о животных.
Возможно, будет предложена работа в группах.
Участники проекта обсуждают задание в
группах, парах или самостоятельно, фиксируют результаты работы на листах.
— Маркиз де Карабас: «молодой, красивый и
статный».
— Принцесса: «прекрасная».
— Людоед: «великан».
— Кот «… из шкурки муфту» небольших
размеров.
— Описание короля отсутствует.
Предположения участников.
Высказывания участников.
— Хитрый, не испытывает жалости к своей
добыче, отважный, находчивый, умный, изворотливый, дальновидный (прогнозирует
события наперед), ловкий, обманщик (ради достижения цели легко обманывает
ни в чем не повинных героев сказки).
— Он ведет себя, как человек, у него
человеческие мысли, чувства, характер.
Высказывания участников.
— Недальновидный (не умеет прогнозировать
события), хвастливый, но оказывает почтение и уважение гостям.
Цель короля — выдать замуж свою дочь за
знатного богатого человека. Цель принцессы – выйти замуж за знатного
богатого человека. Цели отца и дочери совпадают.
Высказывания участников.
— Слабый, безвольный, ленивый,
бездействующий, приписывающий себе чужие заслуги.
Высказывания участников.
— Чужими руками
хорошо жар загребать.
Под лежачий камень вода не течет. Хозяину
кота маркизу де Карабасу надо самому действовать, чтобы добиться чего-либо в
жизни.
Высказывания участников.
— Нет. Картина
жизни волшебная (превращения людоеда), таинственная, как в волшебной сказке.
— Быть активным для достижения цели.
— Над глупостью людоеда; нерешительностью,
слабостью, безволием хозяина кота; над наглостью самого кота.
— Наверное, высмеять плохие черты характера
человека.
III. Рефлексия
-Итак,
рассмотрите внимательно получившуюся запись. Что вы заметили?
Сказки
народные
сказки
Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: бытовая Г: обычные люди |
Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить КЖ: волшебная Г: заступник, злодей. страдалец, помощник |
О животных ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: небывалая Г: животные (черты человека) |
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: волшебная Г: животные (черты человека) |
— Почему?
— Да, совершенно верно. Перед вами новый вид сказок – литературная или
авторская сказка. В литературной сказке могут сочетаться разные типы сказок.
Литературная или авторская сказка возникла на основе народной сказки.
На экране
слайд 9:
Сказки
народные сказки литературные
(авторские)
Бытовая ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: бытовая Г: обычные люди |
Волшебная ЗЖ: вызвать восхищение добрым героем, осудить КЖ: волшебная Г: заступник, злодей. страдалец, помощник |
О животных ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: небывалая Г: животные (черты человека) |
ЗЖ: высмеять плохие черты характера человека, КЖ: волшебная Г: животные (черты человека) |
— В чем еще, на
ваш взгляд, заключается отличие авторской сказки от народной?
— Как вы думаете,
можно ли использовать данную запись для определения жанра любой сказки?
— С чего начнем?
Чем продолжим?
— К какому типу
сказок можно отнести волшебные сказки Шарля Перро?
— Уважаемые
взрослые, дети, сможете ли вы теперь сами, зная особенность литературной
сказки – сочетать в себе несколько видов народной сказки, сочинить свою
авторскую сказку?
— К сожалению,
это невозможно сделать на одном уроке. Как же услышать все ваши сказки?
— Данная сказка
по всем рассмотренным признакам не относится ни к одному уже известному нам
жанру народных сказок.
— В этой сказке
соединены два типа сказок — волшебной и сказки о животных.
— У литературной
(авторской) сказки всегда есть автор.
— Да.
— С картины
жизни, то есть действий героев, которые раскрывают их характер, мысли и
чувства, а затем выясним задачу жанра.
— К литературной
сказке.
-Да.
Участники проекта (учащийся и его родители)
сочиняют и прочитывают свои авторские сказки.
Предполагается, что участники проекта
предложат создать и издать сборник авторских семейных сказок.
Читательский дневник по русской народной сказке «Солдатская шинель»
Автор: народ.
Название произведения: «Солдатская шинель».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: народная бытовая сказка.
Главные герои: солдат, барин, командир.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Солдат — находчивый, ловкий и справедливый.
Барин — жадный, скупой и ворчливый.
Командир — правильный, рассудительный и мудрый.
Краткое содержание сказки «Солдатская шинель»
Некий барин разговорился с солдатом, и тот поведал ему, что шинель сон улучшает.
Поверил барин, заплатил за шинель 25 рублей и домой принёс.
Жена его отругала.
Попытался богач на шинель лечь, да жёстко ему показалось.
Да и укрыться нечем.
Пошёл господин на служивого жаловаться.
Вызвал командир солдата, а тот мигом улёгся на шинель, укрылся и уснул.
Посмеялся командир, выдал солдату чарку.
А барина прогнал.
План сказка:
- Солдат и барин.
- Удачная покупка.
- Обида барина.
- Демонстрация.
- Решение командира.
Основная мысль произведения «Солдатская шинель»
Главная мысль сказки заключается в том, что кто усердно и тяжело трудиться, тому любой отдых и покой приятен.
А кто ничего не делает, тот только ворчать умеет.
Основная идея сказки в том, что для того, чтобы хорошо отдохнуть, нужно ещё лучше потрудиться.
Чему учит сказка
Сказка учит быть трудолюбивыми и честными.
Учит быть хитрыми и ловкими, находчивыми.
Учит нас не быть наивными.
Краткий отзыв о сказке «Солдатская шинель» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я сильно смеялась над неудачей богача.
Тот привык спать на пуховой перине, да укрываться мягким одеялом.
А солдат убедил его в том, что лучше всего спиться на простой военной шинели.
И сумел выгодно продать свой товар.
Конечно, барин чувствовал себя обманутым.
Но служивый доказал справедливость своих слов.
Просто они с барином по-разному понимали что хорошо.
Это интересная и поучительная сказка о весёлом солдате и глупом барине.
В ней удалось показать мысль о том, что хорошо отдыхает тот, кто много работает.
Ведь устав, человек не обращает внимания на качество постели, он засыпает на любой.
Мне понравилась хитрость и находчивость главного героя.
А то, что он обманул барина и разорил его на 25 рублей, ничего страшного.
Не обеднеет ленивый барин, а урок, может быть, ему на пользу пойдёт.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что реклама часто преувеличивает ценность той или иной вещи.
Она вроде не обманывает прямо, но и правды не всей говорит.
Всегда нужно думать головой, прежде чем совершать важную покупку.
Пословицы к произведению:
- Скупой платит дважды.
- Глупый киснет, а умный всё промыслит.
- Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть.
- Обвели вокруг пальца.
- Горька работа, да хлеб сладок.
Словарь неизвестных слов:
- Шинель — форменное военное пальто.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
Пришёл барин домой и говорит жене:
— Какую я вещь-то купил!
Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.
Жена стала его бранить:
— Ну как же ты будешь спать?
И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жёстко.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека русских народных сказок пополняется.