Гиена и черепаха африканская сказка чему учит

Африканская народная сказка «Гиена и черепаха»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Гиена и черепаха» и их характеристика

  1. Черепаха. Медлительная, талантливая художница, справедливая
  2. Леопард. Добрый, отзывчивый, всегда готов помочь.
  3. Гиена. Злая, бессердечная, черствая, насмешница.

План пересказа сказки «Гиена и черепаха»

  1. Пожар в лесу
  2. Медлительная черепаха
  3. Смех гиены
  4. Помощь леопарда
  5. Благодарность черепахи
  6. Зависть гиены
  7. Месть черепахи.

Кратчайшее содержание сказки «Гиена и черепаха» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Однажды в лесу начался пожар и все звери спасались бегством от огня.
  2. Просила черепаха гиену вынести ее из пожара, но та лишь посмеялась
  3. Попросила черепаха о помощи леопарда и тот посадил ее на дерево.
  4. Черепаха раскрасила красивым узором шкуру леопарда
  5. Гиена позавидовала леопарду и попросила раскрасить ее.
  6. Черепаха раскрасила гиену страшными полосами.

Главная мысль сказки «Гиена и черепаха»
По делам и благодарность.

Чему учит сказка «Гиена и черепаха»
Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда помогать слабым и просто тем, кто в помощи нуждается. Учит быть благодарным. Учит отличать добро от зла. Учит вознаграждать по заслугам.

Отзыв на сказку «Гиена и черепаха»
Эта сказка мне очень понравилась, ведь в ней действует благородный герой — леопард. Этот зверь не мог остаться равнодушным, видя чужую беду. Он спас черепаху и потому благодарная черепаха подарила ему красивый узор на шкуру. А вот гиена вела себя отвратительно и получила по заслугам.

Пословицы к сказке «Гиена и черепаха»
По заслугам и почет.
Каков дядя до людей, таково и от людей.
Что заслужишь, то и получишь.
Не великое дело, велика помощь.
Друзья познаются в беде.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гиена и черепаха»
Однажды в лесу случился пожар. Загорелась сухая трава и пламя быстро побежало по лесу. Звери кинулись спасаться, а черепаха на своих маленьких ножках никак не могла убежать от огня.
И вот видит черепаха, пробегает мимо гиена. Попросила черепаха ее помочь, но гиена только рассмеялась и убежала.
Следом бежал леопард, и его тоже попросила черепаха помочь ей спастись от огня. Леопард подхватил черепаху и занес на самое высокое дерево.
А когда пожар стих, леопард вернулся и снял черепаху. Тогда черепаха решила отблагодарить леопарда за его доброе сердце. Она развела пепел от травы водой и нарисовала на шкуре леопарда красивые черные узоры.
Леопард очень довольный бегал и хвастал новой шкурой. Увидела его гиена и стало ей завидно. Узнала она, что так разрисовала леопарда черепаха, и побежала к ней. Попросила гиена раскрасить и ее. А Черепаха сказала, что у гиены злое сердце, и раскрасила ее страшными черными полосами.

Хисаметдинова Юндуз Рамилевна

Учитель начальных классов

Гимназия им. Т.Кусимова

с. Аскарово

Абзелиловский район

Республика Башкортостан

Литературное чтение 3 класс

Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» — сравнительный анализ.

Цели урока

Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но. по-разному.

На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».

  •  выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;
  • сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, — африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;
  • побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Учащиеся научатся:

 работать с Толковым словарём;

— определять , чему учит сказочная история;

Находить сходство и различие самых древних сказок.

Ход урока.

1. Мобилизующий этап.

У. Добрый день, дорогие друзья!

 Чтобы наш урок был наполнен улыбками, радостью, подарим друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу. (Садятся).

А я буду дарить в течение урока вам чудесные улыбки. Там будут ваши оценки.

Не волнуйтесь, вы все способные, умные, находчивые.

Вам прислали письмо члены клуба «Ключ и заря».

На экране читаем письмо.

                                     Здравствуйте, учащиеся 3 в класса!

Вы начали изучать главу «Постигаем секреты сравнения». Выполните наши задания.

  1. Внимательно читайте сказки. Найдите их сходство и различие.
  2. Напишите нам, что для вас было интересным открытием.

С уважением, члены клуба «Ключ и заря» Анишит Йокоповна, Михаил Потапович, Миша и Маша.

2. Самоопределение на основе антиципации.

— Какую сказку вы уже прочитали? (Откуда пошли болезни и лекарства)

— Как называются сказки, которые объясняют причины природных явлений? (самые древние).

— Еще раз прочитайте задание клуба «Ключ и заря».

— Чему будем учиться на уроке? (сравнивать разные сказки).

— Чтобы узнать, какую сказку будем читать,  послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?

Музыка – слушание.

(африканская).

— Где находится Африка? Покажите на карте.   Молодец1 Дать улыбки с оценкой участникам по ходу урока.

3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.

Откройте в учебнике литературного чтения содержание.

Найдите 2 –ую главу «Постигаем секреты сравнения».

Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.

Откройте нужную страницу.

— Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)

-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.

— Какое слово найдем сначала? Почему? (Гиена. Алфавитный порядок).

— 2 часть учебника «Русский язык».

— 1 ученик читает объяснение. Ставьте ударение правильно. Гиена.

Посмотрите на картинку гиены. Найдите следующее слово. (Случился). В словаре слова в начальной форме ( случиться). Читайте правильно. Случился.

Работа над текстом.

— Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)  Слайд  черепаха.

— Чтобы узнать, кто третий герой, внимательно послушайте сказку.

Чтение учителя.

— Кто третий герой? (Леопард)                        Слайд леопард.

Прочитайте про себя и скажите, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? Читают про себя.

— Можно ли отнести эту сказку к самым древним? Почему? ( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).

— А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.

Учитель читает авторский текст на с. 69.

— Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка? (Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).

— Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).

Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.

4.Динамическая минутка.

  1. Потянулись, как леопард,

2. Тихо побежали, как гиена.

3. Посмотрели вдаль, как черепаха,

На кончик своего носа попробуйте посмотреть.

Вдаль, близко.

  1. Тихо спрятались, как бурундук.

— Посмотрите, в минутке отдыха я упомянула каких животных? В какой сказке они были? А кто лишний? (Бурундук).    Слайд бурундук.

-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.

Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).

— Какого народа эта сказка? (Алтайского).

— Друзья, я вам подскажу — Алтайский край находится в России. Очень красивая природа, похожа на природу Башкортостана. (Работа по карте)

— Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии.

— Какие герои есть в этой сказке?

-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).

— Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.

— Чтение авторского текста на с.69.

— Перед тем, как прочитать сказку  до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).

Какое слово должны найти? (Закрома). Говорите правильно. Закрома.

— Читаем по цепочке. Внимательно следите. 3 ученика читают.   Улыбки – оценки.

— Что объясняет эта сказка? (Происхождение полосок на спине бурундука).

Посмотрите знак внизу рисунка. (Вспомни пройденное).

— Вспомните, в какой сказке еще объяснили, почему у бурундука на спине полоски? (Откуда пошли болезни и лекарства. Сказка индейцев Северной Америки).

Работа с картой.

Найдите на карте Северную Америку, выделяем (Интер. доска). Найдите Африку, Алтай. Они находятся близко?

Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?

— А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос. Кто поможет ответить на такой сложный вопрос?

(Михаил Потапович).

-Внимательно слушайте, что он объясняет.

— Теперь Миша сможет ответить, а вы?  Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)

-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.

Сравним сказки

Сказки

Самая древняя

Герои

Объяснение внешнего вида

Чему учит?

Гиена и черепаха

Нарядный бурундук

1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).

— Больше сходства или различия?   (Улыбки – оценки)

5. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

 Члены клуба «Ключ и заря» приготовили для вас еще одно задание. Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ — соединяйте руки над головой.

1 группа – собираемся около капитана __________

2 группа – собираемся около капитана ___________

3 группа – собираемся около капитана ___________.

Читайте задание.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Назвался другом — помогай в беде.

Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?                                                 Оценки-  улыбки. 

— Спасибо за ваши ответы.

6.Рефлексия.

— Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.

-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).

— Благодарю! Вы очень активные, общительные, весёлые. Оценки я вам за работу поставила на улыбках, которые дарила во время урока. Учитель поставит в дневники и журнал.

На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание члены клуба «Ключ и заря» предлагают вам выбрать по желанию.

Посмотрите на экран.

Домашнее задание.

  1. Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки.

«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук.» Можно нарисовать рисунок.

  1. Найти 2-3 пословицы о дружбе и взаимопомощи.
  2. Взять в библиотеке сборники сказок и принести на урок.

 Они написали их в письме и отдают каждому. Дома подумайте и сами выберите задание.

— Герои сегодняшних сказок научили меня тоже быть благодарной, у вас я многому научилась.   Дарите друг другу улыбки всегда.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Оргмомент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости. Желаю Вам благотворной работы.

Дети приветствуют учителя, гостей

II

Проверка домашнего задания

— С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»)

— К какому литературному жанру относится это произведение? (сказка)

— Назовите основные черты, которые присущи только сказке? (волшебные предметы, «жили-были», олицетворение, добро побеждает зло)

— Какие виды сказок вы знаете? (сказки бытовые, о животных, волшебные, волшебно-бытовые)

— Какое задание было на дом? (читать, пересказывать)

-Сейчас проверим, как вы усвоили содержание сказки.

— У Вас на партах лежит тест, подпишите, укажите дату выполнения. На выполнение данной работы отводится 7 мин. (взаимопроверка)

Тест

Вопросы:

1.Кто из представителей животного мира объявили человеку «войну»? (медведи)

А) рыбы б) волки

В) обезьяны г) медведи

2.Что желали рыбы и пресмыкающие людям? (недобрые сны)

А) недобрые сны Б) здоровья

В) плохого урожая Г) богатства

3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков? (гусеница)

А) гусеница Б) бурундуки

В) растения Г) рыбы и пресмыкающие

4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»? (Бурундуки)

А) белки Б) мотыльки

В) медведи Г) бурундуки

5. Угадай, кто это: (гусеница)

— «Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом»

6. Кто или что согласились /согласилось быть друзьями человеку? (растения)

Ответ: ________

7. Каким оружием воевали люди с медведями в сказке? (лук со стрелами)

Ответ:________

— Молодцы!

Обучающие отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельно тест по предыдущему произведению «Как появились болезни и лекарства»

Самостоятельная работа, осуществляется взаимоконтроль, презентация (слайд2)

III

Повторение, систематизация знаний

— Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями устного народного творчества. Какое именно это произведение будет, вы мне скажите чуть позже. А кто будет главными героями, вам необходимо отгадать.

Работа в группах:

1-2 группы: отгадайте-ка, кто это ?

Описание:

  1. Черепаха: Это древнее животное из отряда пресмыкающихся. Она появилась более 200 млн. лет назад и, по свидетельству ученых, за последние 150 млн. лет практически не менялась. Главный отличительный признак этого животного – панцирь. Это сложное костно-кожистое образование, которое охватывает тело со всех сторон, защищая ее от нападения хищников. В случае опасности животное может полностью спрятаться в панцире. Нет зубов, зато есть крепкий, заостренный по краям клюв, который позволяет ей откусывать любую пищу. 

  2. Гиена: это дикое млекопитающее животное, которое относится к отряду хищные, подотряду кошкообразные. по внешнему виду они больше напоминают собак. Это довольно крупные животные, длина тела которых вместе с хвостом может достигать 190 см. Максимальный вес гиены не превышает 80 кг. Между собой животные общаются с помощью визжащих, лающих, рычащих или «смеющихся» звуков. Кстати, гиены смеются очень необычно: их смех, или хохот, очень похож на человеческий.

3 группа: отгадайте загадку:

Нет у неё ни копыт, ни рогов,
А на пути очень много врагов!
И для защиты до старости лет
Носит Красавица бронежилет!

Ответ: черепаха

Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки.

Ответ: черепаха

4 группа: Восстанови картинку (гиена)

5 группа: Восстанови картинку (черепаха)

-Как Вы думаете, кто главные герои? (черепаха и гиена)

-Верно. Молодцы!

Учащиеся работают в группах, выполняя задание, называя ответ

IV

Сообщение темы урока

— Скажите, кто будет героями нашего произведения? (черепаха и гиена)

— Сегодня на уроке мы читаем произведение «Черепаха и гиена»

— Какие цели рока мы поставим?

Учащиеся отвечают на вопросы, ставят учебные цели

V

Изучение нового материала

— Открываем учебник с. __67__, (читаем по цепочке). Начинает читать Ирина Петровна ,а продолжает читать 3 ряд.

-А теперь еще раз внимательно прочитайте.

Работа с учебником

VI

Закрепление изученного материала

Физкультминутка: (работа с цифрами)

— Скажите, к какому жанру относится данное произведение? (к сказке)

-Сейчас проверим, как вы были внимательны при чтении.

Вопросы:

1.Кто говорил эти слова: « Позволь отблагодарить тебя за твою доброту» (черепаха)

2. Кто помог спастись черепахе от огня? (леопард)

3. Продолжите: «Собрала она пепел от сгоревшей…….» ( травы, разбавила водой и подошла к леопарду)

4.Кто автор этих слов: « Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм?» (гиена)

— Скажите, какая тема/мысль сказки? (Тема сказки:  по делам и благодарность.)

— Чему учит сказка «Гиена и черепаха«?  (Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда помогать слабым и просто тем, кто в помощи нуждается. Учит быть благодарным. Учит отличать добро от зла)

Творческое задание: (по усмотрению ребенка)

Составить синквейн по сказке или составить 3 вопроса по содержанию сказки.

Работа с цифрами, отвечают дети на вопросы

VII

Задание на дом

— Читать сказку с полным пониманием текста

Записывают задание в дневник

VIII

Итог урока. Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок.

-Скажите, пожалуйста, с каким произведением мы познакомились? («Гиена и черепаха»)

-К какому жанру оно относится? (к сказке)

— Скажите, могла бы гиена поступить иначе? Как?

— Спасибо за активную работу! Урок окончен!

Обучающие отвечают на вопросы, высказывают свои мнения

План-конспект урока литературного чтения

Цель: обогащение знаний в нравственной оценке поступков литературных героев

Познавательные УУД:

Личностные: развитие внимания, обогащать словарный запас, способствовать воспитания доброты, отзывчивости, взаимопомощи, благодарности;

Познавательные: развитие интереса к урокам литературного чтения; побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Регулятивные: развитие самоконтроля и саморегуляции, умение достигать поставленной цели, умение корректировать свою деятельность;

Коммуникативные: умение отвечать полными предложениями, умение сотрудничать в группе, в паре.

Оборудование: карточки-тест, конверты с иллюстрациями, презентация, учебник литературного чтения.

Приложение

Дата: __________ ФИ_______________________________________

Тест

1.Кто из представителей животного мира объявили человеку «войну»?

А) рыбы б) волки

В) обезьяны г) медведи

2.Что желали рыбы и пресмыкающие людям?

А) недобрые сны Б) здоровья

В) плохого урожая Г) богатства

3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков?

А) гусеница Б) бурундуки

В) растения Г) рыбы и пресмыкающие

4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»?

А) белки Б) мотыльки

В) медведи Г) бурундуки

5. Угадай, кто это:

«Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом»

6. Кто или что согласились /согласилось быть друзьями человеку?

Ответ: ________

7. Каким оружием воевали люди с медведями в сказке?

Ответ:________

Дата: __________ ФИ_______________________________________

Тест

1.Кто из представителей животного мира объявили человеку «войну»?

А) рыбы б) волки

В) обезьяны г) медведи

2.Что желали рыбы и пресмыкающие людям?

А) недобрые сны Б) здоровья

В) плохого урожая Г) богатства

3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков?

А) гусеница Б) бурундуки

В) растения Г) рыбы и пресмыкающие

4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»?

А) белки Б) мотыльки

В) медведи Г) бурундуки

5. Угадай, кто это:

«Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом»

6. Кто или что согласились /согласилось быть друзьями человеку?

Ответ: ________

7. Каким оружием воевали люди с медведями в сказке?

Ответ:________

Дата: __________ ФИ_______________________________________

Тест

1.Кто из представителей животного мира объявили человеку «войну»?

А) рыбы б) волки

В) обезьяны г) медведи

2.Что желали рыбы и пресмыкающие людям?

А) недобрые сны Б) здоровья

В) плохого урожая Г) богатства

3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков?

А) гусеница Б) бурундуки

В) растения Г) рыбы и пресмыкающие

4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»?

А) белки Б) мотыльки

В) медведи Г) бурундуки

5. Угадай, кто это:

«Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом»

6. Кто или что согласились /согласилось быть друзьями человеку?

Ответ: ________

7. Каким оружием воевали люди с медведями в сказке?

Ответ:_____________________

Дата: __________ ФИ_______________________________________

Тест

1.Кто из представителей животного мира объявили человеку «войну»?

А) рыбы б) волки

В) обезьяны г) медведи

2.Что желали рыбы и пресмыкающие людям?

А) недобрые сны Б) здоровья

В) плохого урожая Г) богатства

3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков?

А) гусеница Б) бурундуки

В) растения Г) рыбы и пресмыкающие

4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»?

А) белки Б) мотыльки

В) медведи Г) бурундуки

5. Угадай, кто это:

«Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом»

6. Кто или что согласились /согласилось быть друзьями человеку?

Ответ: ________

7. Каким оружием воевали люди с медведями в сказке?

Ответ:_____________________

1 группа: Угадайте-ка, кто это?

Это древнее животное из отряда пресмыкающихся. Она появилась более 200 млн. лет назад и, по свидетельству ученых, за последние 150 млн. лет практически не менялась. Главный отличительный признак этого животного – панцирь. Это сложное костно-кожистое образование, которое охватывает тело со всех сторон, защищая ее от нападения хищников. В случае опасности животное может полностью спрятаться в панцире. Нет зубов, зато есть крепкий, заостренный по краям клюв, который позволяет ей откусывать любую пищу. 

Ответ:

2 группа: Угадайте-ка, кто это?

это дикое млекопитающее животное, которое относится к отряду хищные, подотряду кошкообразные. по внешнему виду они больше напоминают собак. Это довольно крупные животные, длина тела которых вместе с хвостом может достигать 190 см. Максимальный вес гиены не превышает 80 кг. Между собой животные общаются с помощью визжащих, лающих, рычащих или «смеющихся» звуков. Кстати, гиены смеются очень необычно: их смех, или хохот, очень похож на человеческий.

Ответ:

3 руппа: отгадайте загадку:

Нет у неё ни копыт, ни рогов,
А на пути очень много врагов!
И для защиты до старости лет
Носит Красавица бронежилет!

Ответ: __________________

Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки.

Ответ: _________________

автор: Авдеева Александра Валерьевна

Учитель начальных классов МОУ “Лингвистическая школа”

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Африканская сказка “Гиена и черепаха”

Вайц А.
17.10.2019

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха»


Тип урока: комбинированный.
УМК: перспективная начальная школа
Цель: создать условия, в которых будут достигнуты предметные результаты:
-познакомиться с Африканской сказкой «Гиена и черепаха»;
-повторить характерные особенности сказок, их разновидности;
-определить полученную цель данной сказки;
Формироваться УУД:
познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи;
регулятивные: учатся самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои мысли и высказывания;
коммуникативные: умение слушать и вникать в услышанное, высказывать свою точку зрения и уметь доказывать её;
развивать личностные качества: мотивация к работе на результат, к творческому труду.
Оборудование: учебник «литературное чтение» 3 класс, презентация.
Источники: методические рекомендации; https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-vklasse-giena-i-cherepaha-1653822.html.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
1.Организационный момент -Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок.

Тихо за парты девочки сели,

Тихо за парты мальчики сели

И на меня все посмотрели.

Встало солнышко давно

Улыбнулось нам оно

Пригласило нас всех в класс

Урок чтения у нас.

Внимательно слушают, воспринимают, запоминают.

Настраиваются на активную работу.

К:
-сотрудничество с учителем; умение слушать и слышать; создание эмоционально-познавательной мотивации.
2.Актуализация знаний -Ребята, на уроках чтения мы с вами много читаем. Как вы думаете, что самое важное при чтении?
-При чтении очень важно правильно и чётко произносить слова, важно передать настроение прочитанного.
Сейчас мы выполним небольшую речевую разминку. Внимание на слайд. Первый раз читаю я, а второй раз вместе. Только не кричите, произносите все слова чётко и правильно.слайд

Ра-ра-ра – Кате спать пора;
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро;
Ры-ры-ры – летают комары;
Ор-ор-ор – подмели мы двор;
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
-Отлично, вы все молодцы, слова произнесли чётко и правильно. Я вижу, что вы старались.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.
-Выразительность, правильное произношение. Понимание прочитанного.
Выполняют речевую разминку.
Р:
-нацеливание на успешную деятельность.
Л:
-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять интерес к познанию нового.
3.Проверка домашнего задания – С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? 
– К какому литературному жанру относится это произведение?
– Какое задание было на дом?

-Сейчас проверим, как вы усвоили содержание сказки.

-У вас на партах лежит тест. Подпишите фамилию и имя.

Тест слайд с ответами

Вопросы:

1.Кто из представителей животного мира объявил человеку «войну»? 

А) рыбы б) волки

В) обезьяны г) медведи

2.Что желали рыбы и пресмыкающиеся людям? 

А) недобрые сны Б) здоровья

В) плохого урожая Г) богатства

3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков? 

А) гусеница Б) бурундуки

В) растения Г) рыбы и пресмыкающиеся

4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»?
А) белки Б) мотыльки

В) медведи Г) бурундуки

5. Угадай, кто это: 

– «Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом»

6.Назовите тех, кто согласился быть друзьями человеку? 

Ответ: ________

Проверка по ключу.

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

читать, пересказывать
Это произведение относится к такому литературному жанру, как сказка.

Пишут фамилию и имя.

  1. Г
  2. А
  3. А
  4. Г
  5. Гусеница
  6. Растения
4.Подведение к теме -А теперь перейдём к сказке.
– Назовите основные черты, которые присущи только сказке?

– Какие виды сказок вы знаете?

– Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями устного народного творчества. Какое именно это произведение будет, вы мне скажите чуть позже. А кто будет главными героями, вам необходимо отгадать.


Волшебные предметы, «жили-были», олицетворение, добро побеждает зло

сказки бытовые, о животных, волшебные, волшебно-бытовые

Р:-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока.

П:-постановка и решение проблемы, отработка умений находить правильные ответы на задаваемые вопросы.

К:-умение ясно и чётко излагать своё мнение.

5.Определение темы и целей урока Работа в группах

1-2 группы: Отгадайте-ка, кто это ?

Описание:

  1. Это древнее животное из отряда пресмыкающихся. Она появилась более 200 млн. лет назад и, по свидетельству ученых, за последние 150 млн. лет практически не менялась. Главный отличительный признак этого животного – панцирь. Это сложное костно-кожистое образование, которое охватывает тело со всех сторон, защищая ее от нападения хищников. В случае опасности животное может полностью спрятаться в панцире. Нет зубов, зато есть крепкий, заостренный по краям клюв, который позволяет ей откусывать любую пищу. 
  2. Это дикое млекопитающее животное, которое относится к отряду хищные, подотряду кошкообразные. по внешнему виду они больше напоминают собак. Это довольно крупные животные, длина тела которых вместе с хвостом может достигать 190 см. Максимальный вес гиены не превышает 80 кг. Между собой животные общаются с помощью визжащих, лающих, рычащих или «смеющихся» звуков. Кстати, гиены смеются очень необычно: их смех, или хохот, очень похож на человеческий.

3 группа: отгадайте загадку:

Нет у неё ни копыт, ни рогов,

А на пути очень много врагов!

И для защиты до старости лет

Носит Красавица бронежилет!

Носит домик на себе
И на суше и в воде.
Домик крепкий, без калитки
Ходит чуть быстрей улитки.

4 группа: Восстанови картинку (гиена)

5 группа: Восстанови картинку (черепаха)


-Как Вы думаете, кто главные герои? 

-Верно. Молодцы!

-Значит, какую сказку мы будем сегодня изучать?

На всякий случай готовится слайд «АХАПЕРЕЧ и АНЕИГ».

-Значит, что мы должны сделать сегодня на уроке?

 1 группа – черепаха
2 группа – гиена

3 группа – черепаха

4-5 группа складывает пазлы

Черепаха и гиена

Гиена и черепаха

Прочитать сказку, изучить её сделать какие-то выводы из сказки.

Физминутка Чударики
Танцуют под музыку, повторяя движения за людьми.
6.Изучение нового материала, первичное восприятие -А теперь найдите это произведение в содержании учебника и откройте эту страницу. (Стр.67)
-К какому разделу относится это произведение?
-К какому виду сказок относится эта сказка?
-Посмотрите на иллюстрации, о чём и о ком будет идти речь в этой скаке? Как вы думаете, о чём в этой скаке говорится?
-Ребята, перед тем, как познакомиться со сказкой, нам нужно узнать новые слова. Посмотрите на слайд, сначала произношу я, затем мы вместе.
Словарная работа на слайде 1 слогами,2 с ударением , 3 значение.

– Сейчас все внимательно слушаем и следим в учебнике. В какой-то момент я остановлю запись и вызову кого-нибудь для чтения.

– Можно ли отнести эту сказку к самым древним? Почему?

-Сейчас проверим, как вы были внимательны при чтении.

Вопросы:

1.Кто говорил эти слова: « Позволь отблагодарить тебя за твою доброту»

2. Кто помог спастись черепахе от огня? 

3. Продолжите: «Собрала она пепел от сгоревшей…….» 

4.Кто автор этих слов: « Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм?»
-Чему учит сказка «Гиена и черепаха»?

-Понравилась  вам эта сказка?
-Какие ещё животные в этой сказке нам встретились?

Ищут в содержании, открывают страницу 67.

Это произведение относится к разделу «Постигаем секреты сравнения»

Эта сказка относится к виду, как народные сказки.

Размышляют…Про животных: гиену и черепаху.
Фантазируют и высказывают свои мысли.


Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими

1.Черепаха

2.Леопард

3….травы, разбавила водой и подошла к леопарду

4.гиена

Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда помогать слабым и просто тем, кто в помощи нуждается. Учит быть благодарным. Учит отличать добро от зла

К:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
7.Закрепление Вторичное чтение.
Ребята, с какой интонацией говорит леопард? Гиена? Черепаха?

-А теперь ребята, я предлагаю вам почитать это произведение. (Начинаем с первой парты, по цепочке).
Молодцы ребята! А сейчас мы объединимся в пары и поработаем. К картинкам животных, нужно подобрать слова, характеризующие этого героя (животного).
Работа в парах

Проверка по ключу 1 колонка для леопарда

2 колонка для гиены.

У кого так же хлопните 1 раз в ладоши со своим соседом

Работа в группах.

– Вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Нужно выбрать одну, которая, подходит к сказке. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ – соединяйте руки над головой.

1. Вместе тесно, а врозь – скучно.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Дружба заботой, да подмогой крепка.

Проверяем на слайдах по цвету строчек. Объясняем почему.

Внимательно слушают и следят. П:
формирование и отработка умений находить однородные члены предложения.
Р:формировать собственное мнение и аргументировать его.
8.Итоги урока Вот и подходит к концу наш урок.

-Скажите, пожалуйста, с каким произведениям мы познакомились?

-К какому жанру это произведение относится?
-Обратите внимание на слайд и ответьте на вопрос.

-Что вам дали эти сказки?
ДЛЯ УМА…

ДЛЯ СЕБЯ …
ДЛЯ ДУШИ…


«Гиена и черепаха»,  «Нарядный бурундук»

К сказке

К:
выражение с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиции.
Р:
учатся наблюдать, сравнивать, анализировать.

9. Домашнее задание -Запишите, пожалуйста, домашнее задание в свои дневники. 
10.Рефлексия Ребята, помашите мне руками те, кто из сказок извлёк для себя хороший урок.

А теперь те, кто будет помнить о хороших поступках, и делать их.
А теперь те, кто ничего не извлёк, и ему это не нужно, потому что и так всё знал.

Р:
Оценка своих достижений на уроке.

Подпись учителя_____________________                                                                              Подпись преподавателя____________________

Оценка:

Литературное чтение 3 класс

Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» — сравнительный анализ.

Цели урока

Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному.

На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».

  •  выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;

  • сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, — африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;

  • побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;

Учащиеся научатся:

 работать с Толковым словарём;

— определять, чему учит сказочная история;

-находить сходство и различие самых древних сказок.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

— Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
(Постигаем секреты сравнения)

— Какую цель мы будем ставить на каждом уроке в этой теме?
(Будем учиться сравнивать: находить общее и отличия)

  1. Самоопределение на основе антиципации.

— С каким произведением познакомились? (Откуда пошли болезни и лекарства)

— Жанр? (сказка) Докажите. Сказка о животных.

— Чья сказка?

— Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней? (с. 65), лекарств? (с.66)

— Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке? (Лягушка с.66 Бурундук с. 66 — зачитывают)

— Как называются сказки, которые объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит? (самые древние).

Сегодня мы познакомимся с двумя сказками

— Чему будем учиться на уроке?

( Познакомимся с новыми сказками, узнаем героев, будем сравнивать разные сказки)

— Чтобы узнать, какую сказку будем читать,  послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?

Музыка – слушание.

(африканская).

— Где находится Африка? Покажите на карте.   

3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.

Откройте содержание.

Найдите 2ую главу «Постигаем секреты сравнения».

Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.

Откройте нужную страницу. (с.67)

— Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)

-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.

ГИЕНА-

Посмотрите на картинку гиены.

СЛУЧИЛСЯ-

Почему в словаре слово стоит в другой форме?

4. Работа с текстом.

— Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)

 Картинка — черепаха.

В этой сказке есть ещё и 3ий герой, чтобы узнать, кто это, давайте прочитаем сказку цепочкой.

— Кто третий герой? (Леопард)

 Картинка — леопард.

Найдите и зачитайте, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? (с.68)

— Можно ли отнести эту сказку к самым древним? (Просигнальте) Почему?

( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).

— А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.

Учитель читает авторский текст на с. 69.

— Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка?

(Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).

— Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).

Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.

Динамическая минутка.

У оленя дом большой, он глядит в своё окно.
Зайчик по лесу бежит, в дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой. Там в лесу охотник злой».
«Зайчик, зайчик забегай, лапу мне давай»

Загадка: У него в полосках спинка

Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,

Прячет в дупла … (бурундук)

 Картинка — бурундук.

-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.

Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).

-Что вы знаете о бурундуке?

— Какого народа эта сказка? (Алтайского).

— Ребята, Алтайский край находится в России.

(Показ по карте)

— Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии и определите героев этой сказки.

— Какие герои есть в этой сказке?

-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).

— Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.

( Чтение авторского текста на с.69. учителем)

— Перед тем, как прочитать сказку  до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).

Какое слово должны найти?

ЗАКРОМА —

— Читаем по цепочке. Внимательно следите.

— Можно ли эту сказку назвать самой древней. Просигнальте. Докажите.(с.67)

— Какое условное обозначение вы видите после картинки? (вспомни пройденное)

(Вспомни пройденное) Ответы на вопросы учебника.

Что обозначает следующий условный знак?

(Задание повышенной сложности)

— Прочитай, …

-Покажите на карте Северную Америку, Африку, Алтай.

— Они находятся близко?

Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?

— А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос.  Поможет ответить на такой сложный вопрос Михаил Потапович.

-Внимательно слушайте, что он объясняет. с.71

— Теперь Миша сможет ответить, а вы?  Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)

-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.

Сравним сказки

Сказки

Самая древняя

Герои

Объяснение внешнего вида

Чему учит?

Гиена и черепаха

Нарядный бурундук

1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.

2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус

3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)

4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).

— Больше сходства или различия?  

5. Закрепление пройденного.

Работа в группах.

  Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ — соединяйте руки над головой.

1 группа – собираемся около капитана __________

2 группа – собираемся около капитана ___________

3 группа – собираемся около капитана ___________.

Читайте задание.

1. Кто ест скоро, тот и работает споро.

2. Друг познается в беде.

3.Кто не ходит, тот и не падает.

1. Без беды друга не узнаешь.

2. С книгою жить – век не тужить.

3.Семеро одного не ждут.

1. Порядок время бережет.

2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

3. Назвался другом — помогай в беде.

Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?  

6.Рефлексия. Какую цель ставили?

— Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.

-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).

Сигнальные карточки:

— всё понял, могу других научить Какие сказки называются самыми древними? Как сравнивать сказки? Зелёный

— всё понял, но других научить не могу Жёлтый

— ничего не понял Красный

На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание предлагаю вам выбрать по желанию.

Домашнее задание.

  1. Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки:

«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук». Можно нарисовать рисунок.

или

  1. Взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.

По желанию нарисовать рисунок.

  • Гидровеломобиль как правильно пишется
  • Гидеон однажды в сказке актер
  • Гиде де мопассан рассказы
  • Гигиенично как пишется слово правильно
  • Гигантские женщины великанши и уменьшенные мужчины рассказы