Тест онлайн
Нашли ошибку? Выделите ошибку и нажмите Ctrl+Enter
Выбрав правильный на ваш взгляд вариант ответа, жмите на кнопку «Проверить». Если хотите сразу увидеть правильные ответы, ищите под вопросами ссылку «Посмотреть правильные ответы»
1.
Какое происшествие случилось в лесу?
Землетрясение
Наводнение
Пожар
2.
Кому сложно было спасаться во время лесного происшествия?
Гиене
Черепахе
Обоим животным
3.
О чем попросила черепаха гиену?
Вынести её из огня
Посадить себе на спину
Поделиться пищей
4.
Кто помог черепахе?
Гиена
Леопард
Слон
5.
Как помогли черепахе?
Посадили её на дерево, а после происшествия сняли
Накормили и напоили
Отнесли в безопасное место
6.
Что нарисовала черепаха на шкуре леопарда?
Пятна
Красивые узоры
Клыки
7.
Какую характеристику черепаха дала леопарду?
Красивый
Быстрый
Добрый
8.
Какой вопрос задала гиена леопарду?
Где спряталась черепаха?
Где он раздобыла такой красивый костюм?
Что он подарила черепахе?
9.
Что черепаха нарисовала гиене на ее шкуре?
Красивые узоры
Черные некрасивые полосы
Огромные пятна
10.
Как черепаха охарактеризовала гиену?
Злой
Хитрой
Прожорливой
Проверить
посмотреть правильные ответы
рестарт
Подпишитесь на нас в ВКонтакте, чтобы не пропускать наши новинки.
Закончили отгадывать?
случайная викторина
Случайная викторина
Предложить тему
Создать викторину
Оставьте ваш комментарий
Гиена и черепаха
(Африканская сказка)
Однажды случился в лесу пожар: загорелась сухая трава. Все звери испугались и бросились бежать, а черепахе с её коротенькими ножками как уйти от огня?
Огонь всё ближе к ней подбирается, вот-вот настигнет – и сгорит бедная черепаха. Пробегала мимо гиена. Черепаха её просит:
– Пожалей меня, подруга, вынеси из огня!
Засмеялась гиена и побежала дальше. А огонь всё ближе.
Смотрит черепаха – бежит леопард. Черепаха к нему – просит спасти её. Взял леопард черепаху, посадил на самое высокое дерево, а когда прошёл огонь, вернулся, снял с дерева и опустил на землю.
– Позволь отблагодарить тебя за твою доброту, – сказала ему черепаха.
Собрала она пепел от сгоревшей травы, разбавила водой и подошла к леопарду.
– У тебя доброе сердце, поэтому и ходить ты должен в красивой одежде. Разрисовала ему шкуру чёрными узорами, и стал леопард с тех пор таким красивым.
Когда повстречала его гиена, спросила удивлённо:
– Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм?
Ответил леопард:
– Это подруга моя, черепаха, мне его подарила.
Побежала гиена к черепахе и попросила, чтобы та и ей сделала такой же костюм, как у леопарда.
– У тебя злое сердце, – сказала ей черепаха, – поэтому и одежда твоя будет совсем другой.
И пеплом нарисовала на шкуре гиены чёрные некрасивые полосы.
(182 слова
________________________________________________________Ф.И.
Внимательно прочитай текст «Гиена и черепаха».
Выполни задания, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходили события, описанные в тексте? Ответь кратко.
_____________________________________________________________
2. Определи персонажей произведения.
а) гиена; б) черепаха; в) леопард; г) тигр.
3. Укажи причину испуга и бегства зверей. Ответь кратко.
_____________________________________________________________
4. Растолкуй поговорку (образное выражение) «ползёт как черепаха».
а) медленно; б) с трудом в) быстро; г) неуклюже.
5. С какой просьбой обратилась черепаха к гиене? Ответ запиши кратко.
_____________________________________________________________
6. Почему черепаха обратилась за помощью к гиене?
а) гиена быстрее всех бегала;
б) черепаха дружила с гиеной;
в) гиена пробегала мимо;
г) у гиены было доброе сердце.
7. Почему леопард помог черепахе?
а) леопард быстрее всех бегал;
б) черепаха дружила с леопардом
в) леопард пробегал мимо;
г) у леопарда было доброе сердце.
8. Восстанови с помощью цифр последовательность действий
___ опустил; ___ взял; ___ снял; ___ посадил;
9. Отметь образные выражения.
а) доброе сердце; б) добрый человек; в) злое сердце; г) злой волк;
10. Подумай, каким образным выражением можно завершить эту сказку? Свой выбор обоснуй.
а) по заслуге и награда; б) по Сеньке и шапка;
в) как аукнется, так и откликнется; г) будь другом – найдёшь друга.
автор: Авдеева Александра Валерьевна
Учитель начальных классов МОУ “Лингвистическая школа”
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс Африканская сказка “Гиена и черепаха”
Вайц А.
17.10.2019
Конспект урока литературного чтения в 3 классе
Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха»
Тип урока: комбинированный.
УМК: перспективная начальная школа
Цель: создать условия, в которых будут достигнуты предметные результаты:
-познакомиться с Африканской сказкой «Гиена и черепаха»;
-повторить характерные особенности сказок, их разновидности;
-определить полученную цель данной сказки;
Формироваться УУД:
познавательные: воспроизводить по памяти информацию для решения учебной задачи;
регулятивные: учатся самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои мысли и высказывания;
коммуникативные: умение слушать и вникать в услышанное, высказывать свою точку зрения и уметь доказывать её;
развивать личностные качества: мотивация к работе на результат, к творческому труду.
Оборудование: учебник «литературное чтение» 3 класс, презентация.
Источники: методические рекомендации; https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-vklasse-giena-i-cherepaha-1653822.html.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
1.Организационный момент | -Здравствуйте ребята, меня зовут Александра Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.
Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок. Тихо за парты девочки сели, Тихо за парты мальчики сели И на меня все посмотрели. Встало солнышко давно Улыбнулось нам оно Пригласило нас всех в класс Урок чтения у нас. |
Внимательно слушают, воспринимают, запоминают.
Настраиваются на активную работу. |
К: -сотрудничество с учителем; умение слушать и слышать; создание эмоционально-познавательной мотивации. |
2.Актуализация знаний | -Ребята, на уроках чтения мы с вами много читаем. Как вы думаете, что самое важное при чтении? -При чтении очень важно правильно и чётко произносить слова, важно передать настроение прочитанного. Сейчас мы выполним небольшую речевую разминку. Внимание на слайд. Первый раз читаю я, а второй раз вместе. Только не кричите, произносите все слова чётко и правильно.слайд Ра-ра-ра – Кате спать пора; |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. -Выразительность, правильное произношение. Понимание прочитанного. Выполняют речевую разминку. |
Р: -нацеливание на успешную деятельность. Л: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять интерес к познанию нового. |
3.Проверка домашнего задания | – С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? – К какому литературному жанру относится это произведение? – Какое задание было на дом? -Сейчас проверим, как вы усвоили содержание сказки. -У вас на партах лежит тест. Подпишите фамилию и имя. Тест слайд с ответами Вопросы: 1.Кто из представителей животного мира объявил человеку «войну»? А) рыбы б) волки В) обезьяны г) медведи 2.Что желали рыбы и пресмыкающиеся людям? А) недобрые сны Б) здоровья В) плохого урожая Г) богатства 3. Кто был вождем в совете птиц, насекомых и мелких зверьков? А) гусеница Б) бурундуки В) растения Г) рыбы и пресмыкающиеся 4. Какой лесной житель сказал о человеке «доброе слово»? В) медведи Г) бурундуки 5. Угадай, кто это: – «Вся задрожала от радости, да и упала на спину, а подняться уже не смогла. Она только извивалась всем телом» 6.Назовите тех, кто согласился быть друзьями человеку? Ответ: ________ Проверка по ключу. |
Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»
читать, пересказывать Пишут фамилию и имя.
|
|
4.Подведение к теме | -А теперь перейдём к сказке. – Назовите основные черты, которые присущи только сказке? – Какие виды сказок вы знаете? – Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с произведениями устного народного творчества. Какое именно это произведение будет, вы мне скажите чуть позже. А кто будет главными героями, вам необходимо отгадать. |
Волшебные предметы, «жили-были», олицетворение, добро побеждает зло сказки бытовые, о животных, волшебные, волшебно-бытовые |
Р:-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, умение самостоятельно выделять и формулировать тему урока.
П:-постановка и решение проблемы, отработка умений находить правильные ответы на задаваемые вопросы. К:-умение ясно и чётко излагать своё мнение. |
5.Определение темы и целей урока | Работа в группах
1-2 группы: Отгадайте-ка, кто это ? Описание:
3 группа: отгадайте загадку: Нет у неё ни копыт, ни рогов, А на пути очень много врагов! И для защиты до старости лет Носит Красавица бронежилет! Носит домик на себе 4 группа: Восстанови картинку (гиена) 5 группа: Восстанови картинку (черепаха)
-Верно. Молодцы! -Значит, какую сказку мы будем сегодня изучать? На всякий случай готовится слайд «АХАПЕРЕЧ и АНЕИГ». -Значит, что мы должны сделать сегодня на уроке? |
1 группа – черепаха 3 группа – черепаха 4-5 группа складывает пазлы Черепаха и гиена Гиена и черепаха Прочитать сказку, изучить её сделать какие-то выводы из сказки. |
|
Физминутка | Чударики |
Танцуют под музыку, повторяя движения за людьми. | |
6.Изучение нового материала, первичное восприятие | -А теперь найдите это произведение в содержании учебника и откройте эту страницу. (Стр.67) -К какому разделу относится это произведение? -К какому виду сказок относится эта сказка? -Посмотрите на иллюстрации, о чём и о ком будет идти речь в этой скаке? Как вы думаете, о чём в этой скаке говорится? -Ребята, перед тем, как познакомиться со сказкой, нам нужно узнать новые слова. Посмотрите на слайд, сначала произношу я, затем мы вместе. Словарная работа на слайде 1 слогами,2 с ударением , 3 значение. – Сейчас все внимательно слушаем и следим в учебнике. В какой-то момент я остановлю запись и вызову кого-нибудь для чтения. – Можно ли отнести эту сказку к самым древним? Почему? -Сейчас проверим, как вы были внимательны при чтении. Вопросы: 1.Кто говорил эти слова: « Позволь отблагодарить тебя за твою доброту» 2. Кто помог спастись черепахе от огня? 3. Продолжите: «Собрала она пепел от сгоревшей…….» 4.Кто автор этих слов: « Дружище, где ты раздобыл такой красивый костюм?» -Понравилась вам эта сказка? |
Ищут в содержании, открывают страницу 67.
Это произведение относится к разделу «Постигаем секреты сравнения» Эта сказка относится к виду, как народные сказки. Размышляют…Про животных: гиену и черепаху.
1.Черепаха 2.Леопард 3….травы, разбавила водой и подошла к леопарду 4.гиена Сказка учит быть добрым, отзывчивым, всегда помогать слабым и просто тем, кто в помощи нуждается. Учит быть благодарным. Учит отличать добро от зла |
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
7.Закрепление | Вторичное чтение. –Ребята, с какой интонацией говорит леопард? Гиена? Черепаха? -А теперь ребята, я предлагаю вам почитать это произведение. (Начинаем с первой парты, по цепочке). Проверка по ключу 1 колонка для леопарда 2 колонка для гиены. У кого так же хлопните 1 раз в ладоши со своим соседом Работа в группах. – Вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Нужно выбрать одну, которая, подходит к сказке. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ – соединяйте руки над головой. 1. Вместе тесно, а врозь – скучно. 2. Друг познается в беде. 3.Кто не ходит, тот и не падает. 1. Без беды друга не узнаешь. 2. С книгою жить – век не тужить. 3.Семеро одного не ждут. 1. Порядок время бережет. 2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 3. Дружба заботой, да подмогой крепка. Проверяем на слайдах по цвету строчек. Объясняем почему. |
Внимательно слушают и следят. | П: формирование и отработка умений находить однородные члены предложения. Р:формировать собственное мнение и аргументировать его. |
8.Итоги урока | Вот и подходит к концу наш урок.
-Скажите, пожалуйста, с каким произведениям мы познакомились? -К какому жанру это произведение относится? -Что вам дали эти сказки? ДЛЯ СЕБЯ … |
«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук» К сказке |
К: выражение с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции. |
9. Домашнее задание | -Запишите, пожалуйста, домашнее задание в свои дневники. | ||
10.Рефлексия | Ребята, помашите мне руками те, кто из сказок извлёк для себя хороший урок.
А теперь те, кто будет помнить о хороших поступках, и делать их. |
Р: Оценка своих достижений на уроке. |
Подпись учителя_____________________ Подпись преподавателя____________________
Оценка:
Литературное чтение 3 класс
Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» — сравнительный анализ.
Цели урока
Заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления природы, но по-разному.
На материале сравнительного анализа двух сказок «Гиена и черепаха» и «Нарядный бурундук».
-
выяснить вместе с детьми, что в сказке «Гиена и черепаха» сохраняются черты, присущие самым древним сказкам (объясняются причины внешнего вида еще двух животных) и появляются черты более позднего времени: эта сказка уже учит благородному поведению и объясняет, что такое поведение обязательно будет вознаграждено;
-
сравнить две сказки, где объясняется внешний вид бурундука, — африканскую и алтайскую и подвести детей к выводу: обе сказки стремятся сделать одно и то же (объяснить, почему у бурундука полоски на шкурке), но объясняют это по-разному;
-
побудить детей к обобщению о том, что людей в разных уголках земного шара волновало, как и почему выглядят все животные, что представители всех народов стремились найти объяснение разным природным явлениям;
Учащиеся научатся:
— работать с Толковым словарём;
— определять, чему учит сказочная история;
-находить сходство и различие самых древних сказок.
Ход урока.
-
Мобилизующий этап.
— Какую большую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
(Постигаем секреты сравнения)
— Какую цель мы будем ставить на каждом уроке в этой теме?
(Будем учиться сравнивать: находить общее и отличия)
-
Самоопределение на основе антиципации.
— С каким произведением познакомились? (Откуда пошли болезни и лекарства)
— Жанр? (сказка) Докажите. Сказка о животных.
— Чья сказка?
— Как сказка индейцев объясняет причины происхождения болезней? (с. 65), лекарств? (с.66)
— Внешний вид каких двух животных объясняется в сказке? (Лягушка с.66 Бурундук с. 66 — зачитывают)
— Как называются сказки, которые объясняют всё самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда всё в мире происходит? (самые древние).
Сегодня мы познакомимся с двумя сказками
— Чему будем учиться на уроке?
( Познакомимся с новыми сказками, узнаем героев, будем сравнивать разные сказки)
— Чтобы узнать, какую сказку будем читать, послушаем отрывок из музыкального произведения. Внимательно слушайте, какого народа эта мелодия?
Музыка – слушание.
(африканская).
— Где находится Африка? Покажите на карте.
3. Осознание недостаточности ранее полученных знаний.
Откройте содержание.
Найдите 2ую главу «Постигаем секреты сравнения».
Найдите африканскую сказку. Прочитайте название.
Откройте нужную страницу. (с.67)
— Что обозначает знак в левом верхнем углу (Толковый словарь)
-Найдите в тексте слова, отмеченные звёздочкой. Прочитайте.
ГИЕНА-
Посмотрите на картинку гиены.
СЛУЧИЛСЯ-
Почему в словаре слово стоит в другой форме?
4. Работа с текстом.
— Предположите, кто герои сказки? (гиена и черепаха)
Картинка — черепаха.
В этой сказке есть ещё и 3ий герой, чтобы узнать, кто это, давайте прочитаем сказку цепочкой.
— Кто третий герой? (Леопард)
Картинка — леопард.
—Найдите и зачитайте, как объяснили внешний вид гиены и леопарда? (с.68)
— Можно ли отнести эту сказку к самым древним? (Просигнальте) Почему?
( Потому что она объясняет, почему леопард и гиена стали такими).
— А вот как думает Михаил Потапович. Внимательно слушайте.
Учитель читает авторский текст на с. 69.
— Вы понимаете, чему учит эта африканская сказка?
(Помогать друг другу, быть дружными, благодарить друзей за помощь).
— Кто здесь герои: волшебники или животные? Значит, как еще можно назвать такие сказки? (Сказки о животных).
Поэтому превращаемся в животных, встаем из-за парт.
Динамическая минутка.
У оленя дом большой, он глядит в своё окно.
Зайчик по лесу бежит, в дверь к нему стучит:
«Тук-тук, дверь открой. Там в лесу охотник злой».
«Зайчик, зайчик забегай, лапу мне давай»
Загадка: У него в полосках спинка
Хвостик лёгкий, как пушинка.
Все запасы, как в сундук,
Прячет в дупла … (бурундук)
Картинка — бурундук.
-Этот герой встретится во второй самой древней сказке, которую предлагает прочитать Михаил Потапович.
Прочитайте название сказки. (Нарядный бурундук).
-Что вы знаете о бурундуке?
— Какого народа эта сказка? (Алтайского).
— Ребята, Алтайский край находится в России.
(Показ по карте)
— Прочитайте сказку про себя внимательно до разделительной линии и определите героев этой сказки.
— Какие герои есть в этой сказке?
-В конце стоят 3 точки. Что они обозначают? (Сказка не закончена).
— Дальше послушайте, что говорит Михаил Потапович.
( Чтение авторского текста на с.69. учителем)
— Перед тем, как прочитать сказку до конца, о чем предупреждает знак в левом верхнем углу? (Толковый словарь).
Какое слово должны найти?
ЗАКРОМА —
— Читаем по цепочке. Внимательно следите.
— Можно ли эту сказку назвать самой древней. Просигнальте. Докажите.(с.67)
— Какое условное обозначение вы видите после картинки? (вспомни пройденное)
(Вспомни пройденное) Ответы на вопросы учебника.
— Что обозначает следующий условный знак?
(Задание повышенной сложности)
— Прочитай, …
-Покажите на карте Северную Америку, Африку, Алтай.
— Они находятся близко?
Вот и Миша очень удивлен, он не может ответить на вопрос – почему в разных местах людей волновало, как выглядят животные?
— А вы сможете? (Нет). Некоторые дети могут попытаться ответить на этот вопрос. Поможет ответить на такой сложный вопрос Михаил Потапович.
-Внимательно слушайте, что он объясняет. с.71
— Теперь Миша сможет ответить, а вы? Значит, почему в разных местах родились похожие истории?(Потому что у них была похожая жизнь)
-Чтобы это было лучше видно, заполним небольшую таблицу.
Сравним сказки
Сказки |
Самая древняя |
Герои |
Объяснение внешнего вида |
Чему учит? |
Гиена и черепаха |
||||
Нарядный бурундук |
1 столбик – Эти сказки самые древние? (да) Ставим плюс.
2 столбик. – Герои похожи? (Нет) минус
3 столбик – Как объясняют внешний вид животных? (Похоже)
4 столбик – Чему учат сказки? (Дружбе, помогать).
— Больше сходства или различия?
5. Закрепление пройденного.
Работа в группах.
Здесь вам нужно будет друг другу помогать. На карточках написаны 3 пословицы. Выбрать одну, которая подходит к двум сказкам. Для этого делимся на группы. Работайте и думайте быстро. Когда будет готов ответ — соединяйте руки над головой.
1 группа – собираемся около капитана __________
2 группа – собираемся около капитана ___________
3 группа – собираемся около капитана ___________.
Читайте задание.
1. Кто ест скоро, тот и работает споро.
2. Друг познается в беде.
3.Кто не ходит, тот и не падает.
1. Без беды друга не узнаешь.
2. С книгою жить – век не тужить.
3.Семеро одного не ждут.
1. Порядок время бережет.
2.Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
3. Назвался другом — помогай в беде.
Группы выбрали, садитесь. Слушаем капитанов. Какая пословица подходит? Почему?
6.Рефлексия. Какую цель ставили?
— Вы работали очень дружно. Продолжите предложения.
-Я не знал, теперь я знаю… (что 2 сказки объясняют внешний вид животных, самые древние сказки учат нас помогать, как сравнивать сказки).
Сигнальные карточки:
— всё понял, могу других научить Какие сказки называются самыми древними? Как сравнивать сказки? Зелёный
— всё понял, но других научить не могу Жёлтый
— ничего не понял Красный
На следующих уроках вы продолжите работу по сравнению сказок. Поэтому домашнее задание предлагаю вам выбрать по желанию.
Домашнее задание.
-
Читать по ролям и подготовить пересказ понравившейся сказки:
«Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук». Можно нарисовать рисунок.
или
-
Взять в библиотеке сборники сказок, прочитать одну и подготовить пересказ.
По желанию нарисовать рисунок.