Гипербола в русских народных сказках примеры сказок

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      julietwhitaker553

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    2 минуты назад

    Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу

  • literatura
    Литература

    7 минут назад

    Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

  • geometriya
    Геометрия

    13 минут назад

    помощь??

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Гипербола. Постоянные эпитеты. Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение. «Сине море» «Добрый молодец» «Красна девица» «Ясный сокол». Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев. «Рос не по дням, а по часам.» «И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.».

Слайд 12 из презентации «Особенности русских народных сказок».
Размер архива с презентацией 1249 КБ.

Русские народные сказки

краткое содержание других презентаций

«Русские народные сказки для детей» — Как стать сказочником. Что такое сказка. Иван-Царевич. Бытовые сказки. Сказки о животных. Русские народные сказки. Сказки бывают разные. Сказка. Многие книги появлялись и исчезали. Волшебные сказки, или фантастические.

«Морозко» — Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут. — Запрягай, старый хрыч, другую лошадь! Зимушка, зима. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. Тепло ли тебе, красная? — Ой, совсем застудил! И.Бунин. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. А родная дочь что ни сделает — за все гладят по головке: умница. Первый снег.

«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» — Постоянные эпитеты. Собери пословицу. Крестьянский сын. Герой. Интервью с литературным героем. Чудо-юдо. Фольклор. Черты Ивана. Первый бой. Калинов мост. Братья. Иван — крестьянский сын и чудо-юдо. Своя земля. Сказки. Соедините слова в словосочетания. Эпитет. Ласковое имя.

«Особенности русских народных сказок» — Гипербола. Сказочные формулы. Задания. Сказка. Эти предметы помогали герою в трудных ситуациях. Герои бытовых сказок. Основополагающий элемент народного творчества. Особенности волшебных сказок. Найди правильный ответ. Имена и названия. Герои сказок о животных. Антитеза. Виды сказок. Герои волшебных сказок. Особенности сказок о животных. Отгадайте название сказки. Изобразительно-выразительные средства.

«Загадки к русским сказкам» — Колобок. Кикимора. Лиса и журавль. Водяной. В гостях у сказки. Три медведя. Снегурочка. Иван-Царевич. В ступе летаю, детей похищаю. Маша и медведь. Избушка на курьих ножках. Заюшкина избушка. Репка. Кощей Бессмертный. Трон. Царевна-лягушка. Загадки к русским народным сказкам. Печка. Жар-птица. Леший. Волк и семеро козлят. По- щучьему веленью. Скатерть- самобранка. Баба Яга.

«Гуси-лебеди» — Кто мне скажет, кто смелей, сколько было всех детей? Признаки сказки. Где в сказке добро, а где зло? Какие волшебные предметы есть в сказке? Прочитайте скороговорку. Почему в сказках добро побеждает зло? Найдите в сказке троекратный повтор. Кто оказал помощь детям? С чего начинается сказка? Кто из героев поступил очень плохо? Работа в тетрадях. Почему девочка оказалась в беде? Физкультминутка. Вам сложно было давать оценку героям сказки?

Всего в разделе
«Русские народные сказки»

11 презентаций

Тема виды и функции изобразительно-выразительных средств в русских народных сказках

Слайд №2

Сказки входят в раздел изучения устного народного творчества — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического развития. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. «.

Слайд №2

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди,стряпать вместо готовить.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: батюшка, деточки, лягушонок.Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

Важную роль в создании сказки играют выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.

Проанализируем русскую народную сказку « Царевна – лягушка» и дадим ей краткую характеристику

1.Вид сказки – волшебная сказка.В сказке прослеживается обряд « инициации» или « конфирмации» — посвящения. Главный герой Иван-царевич проходит испытания после этого имеет право жениться на Василисе Премудрой.

2.Сюжет сказки- волшебный, необычные превращения.

3.Герои сказки- волшебные мифические персонажи Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич , Василиса Премудрая

4 Сказка учит различать добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство мира.

5.Особенности сказки – волшебные герои, события ,предметы

6.Ритм сказки неторопливый, напевный

Например,«Испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила узорами мудрёными»

«Подумал – подумал, шёл – шёл», « поплакал-поплакал, знаю-знаю»

7.Постоянные эпитеты «Красная девица, добрый молодец, чистое поле, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные,»

  • Сказочное число три « три года быть лягушкой», « три дня подождал»

  • Сказочные формулы «Ни вздумать, ни взгадать, только ,в сказке сказать и пером описать; утро вечера мудренее.. ., «жили долго и счастливо до глубокой старости»

Слайд №3

Сказке « Царевна –лягушка насыщенна постоянными изобразительно-выразительными средствами- тропами и стилистическими фигурами.

Тропы – слова и выражения ,используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Анализ показал

Характерны: эпитеты ( постоянные),сравнения , метафоры и как вид метафоры –олицетворения.

Слайд№ 4

Эпитеты – художественное определение образное , подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Например,

Постоянный эпитет :«обернулась Василисой Премудрой», « чистое поле», « буйна голова», « столы дубовые», « скатерти браные»,«у Кощея Бессмертного…»«поцеловала его в сахарные уста…» «бабушка-задворенка».«Красная девица, добрый молодец, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные»

Основная функция эпитетов – дают образную характеристику и выступают как средство детализации, типизации и оценки образа. Представлены прилагательным, причастием, наречием или существительными в роли приложения .

Слайд №5

Троп сравнение это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Оно может быть выражено:

  • Творительным падежом

  • Оборотами со сравнительными союзами

  • Лексические ( использование слов похожий, подобный)

  • Отрицательные «ни бился, ни метался»

Например,

«…дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт…», « дуб …как свой глаз бережёт»

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия « зримыми» и конкретными, являются средством характеристики сказочного персонажа.

Слайд №6?? пропустить

Метафора – основной троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим. Одно из самых ярких средств выразительности. Это переименование, в основе которого лежит сходство, общность признаков двух объектов, при отсутствии реальной связи между самими объектами . Для характеристики вещей неодушевленных употребляют выражения, присущие одушевленным существам( приём олицетворение) .

Олицетворение- это вид метафоры: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ , уподобляются живому существу. Функция олицетворения раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Например,

???пропустить

Слайд №7

Кроме троп, в русских народных сказках присутствуют стилистические фигуры,

обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.

В сказке « Царевна –лягушка»встречаются:

1.Различные повторы : «Вот он шёл, шёл, дошёл до болота»,«Иван-царевич поплакал, поплакал…».,«Попадается ему навстречу старый старичок.— однокорневой повтор с целью подчеркнуть глубокую старость..»Повторы являются наиболее действенных средств языкового манипулирования ,которое заключается в использовании средств « с целью скрытого воздействия на слушателя в нужном для автора направлении».ФУНКЦИЯ повторов подчёркивают интенсивность продолжения действий, настраивает восприятие слушателя , акцентирует внимание на более значимых словах для автора( концентрация внимания).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезка речи. Помогает увидеть авторскую позицию ,усиливает энергию, силу утверждения мысли, придаёт ритмичность речи.

« смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу»

  • Антитеза противопоставление.Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Это композиционный приём.

«Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли…»

Риторическое восклицание

«Ах, Иван-царевич,что же ты наделал!» Функция усиление эмоционального характера высказывания

Слайд №8

Основной стилистической фигурой в русских народных сказках является гипербола- художественное преувеличение, служит средством создания художественного образа.

Например,

« залился горькими слезами»

Изобразительно-выразительные средства языка русской народной сказки богат и разнообразен. Тропы дают образную характеристику сказочным героям и предметам. ,придают выразительность ,служат средством для создания художественного образа, помогают раскрыть характерный признак сказочного предмета, событий. Фигуры являются средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому, усиливают эмоциональный характер сказки, вызывает интерес к фольклору.Тем самым Изобразительно-выразительные средства языка речи оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

4

Что такое гипербола в литературе? Что такое литота? Где и зачем используется гипербола? Примеры гиперболы в русском языке. Как связаны гипербола и метафора?

Гипербола — это намеренное художественное преувеличение. Ее задача — усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль. Гипербола активно используется и в литературе, и в ораторском искусстве, и в разговорной речи. 

Примеры гиперболы:

сто лет не виделись

напугать до смерти

накупили еды на год вперед

Гиперболическими могут быть целые персонажи и ситуации. Например, преувеличенно жадный помещик Плюшкин и другие персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души».

Гипербола часто встречается в народном творчестве. Например, былинный богатырь Илья Муромец громит врагов, взяв в руки «шалыгу железную», весом «ровно сто пудов»: «Да куда ни махнет, улица падет, а назад отмахнет — переулицы…»

Часто гиперболу сочетают с другими стилистическими приемами — например, с метафорой: «Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак» (В.В. Маяковский).

Что такое литота?

В отличие от гиперболы, намеренное преуменьшение называется литота. Пример литоты: «Прелестный шпиц, не более наперстка!» (А.С. Грибоедов).

Зачем нужны гиперболы?

Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.

Какими бывают гиперболы?

Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал.

Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится.

Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви, лес рук.

Фразеологические гиперболы — это устойчивые выражения: ежу понятно, море по колено.

Примеры гиперболы

Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил

Примеры гиперболы в русской литературе

В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)

Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И. Ильф, Е. Петров)

И подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену. (В.В. Высоцкий)

Комара за семь верст ловили. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Разливы рек ее, подобные морям. (М.Ю. Лермонтов)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

Гипербола — это художественный троп, который состоит в чрезмерном преувеличении каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.

Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе. Приведем примеры использования гиперболы в произведениях русских писателей и поэтов. Сначала выясним, что этот термин по своему происхождению является  греческим: hyperbole — это  буквально значит «преувеличение». Начальная часть  гипер- является частью многих слов и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:

гипертония,  гиперактивность, гипертрофия, гиперемия.

Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения яркости опосредственного отражения изображаемой действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:

эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, литота, ирония, перифраза, аллегория и, наконец, гипербола.

В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа,  например:

  • реки крови;
  • вечно опаздываете;
  • горы трупов;
  • сто лет не виделись;
  • напугать до смерти;
  • сто раз говорила;
  • миллион извинений;
  • море поспевшей пшеницы;
  • целую вечность жду;
  • весь день простояла;
  • хоть залейся;
  • дом за тысячу километров;
  • постоянно опаздывает.

Гипербола - это...

Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов»,
 Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт — переулицы…

В художественной литературе многие писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью этого образного тропа проявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.

Примеры использования гиперболы в художественной литературе

Понаблюдаем, как этот художественный троп эффективно применяли в своем творчестве русские писатели и поэты.

И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)

Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)

Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)

Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)

Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).

Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует писатель Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:

Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами;  шаровары шириной в Черное море, с тысячью складок и со сборами…»

К гиперболе часто прибегал поэт В.В. Маяковский:

Намозолив от пятилетнего сидения тазы, крепкие, как умывальники.

Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.

Видеоурок: Гипербола

Тест

Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 56

  • Гимназия по английски как пишется по английски
  • Гимназия на английском языке как пишется
  • Гимн русскому языку сочинение
  • Гимн россии как пишется
  • Гимн моего поколения сочинение на английском