Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все мы в жизни хоть раз говорили или слышали подобные выражение (а кто-то и не раз): ВЕЧНО ОПАЗДЫВАЕТЕ или СТО ЛЕТ НЕ ВИДЕЛИСЬ.
И мало кто задумывался, что эти фразы лишены какого-то здравого смысла. Так, человек просто не может «вечно опаздывать». И не может кто-то не видиться «сто лет», хотя бы потому, что люди редко так долго живут.
Подобные преувеличения в русском языке называются гиперболами и именно о них пойдет речь в этой публикации.
Гипербола — это красивое преувеличение
Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».
Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.
Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.
Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:
НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
РЕКИ КРОВИ
ГОРЫ ТРУПОВ
ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНОСТЬ
ЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
КУЧА ДЕНЕГ
ПИР НА ВЕСЬ МИР
МОРЕ СЛЕЗ
НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
ОКЕАН СТРАСТЕЙ
ВЕСИТ СТО ПУДОВ
ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ
Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.
Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.
Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.
А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.
И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.
Примеры гипербол в художественной литературе
На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.
Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)
Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:
«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».
Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:
Редкая птица долетит до середины Днепра.
Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.
Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:
В муку бы вас все стер! (Городничий)
Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)
А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».
Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.
Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.
Вот еще примеры гипербол в литературе:
- И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
- Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
- Миллион терзаний (Грибоедов)
- Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
- И сосна до звезд достает (Мандельштам)
- Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)
Примеры гипербол в рекламе
Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:
- Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
- Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
- Король салатов (майонез «Оливьез»)
В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.
В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».
Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».
Вместо заключения
Придать большую выразительность и эмоциональную окраску любому выражению можно не только с помощью гиперболы. Есть в русском языке прием, который является ее полной противоположностью. Он не преувеличивает, а, наоборот, уменьшает значение.
Не успеешь глазом моргнуть, а годы уже пролетели.
Называется такой прием «литота». Об этом подробно – в нашей следующей статье.
Что такое гипербола в литературе? Что такое литота? Где и зачем используется гипербола? Примеры гиперболы в русском языке. Как связаны гипербола и метафора?
Гипербола — это намеренное художественное преувеличение. Ее задача — усилить выразительность, подчеркнуть свою мысль. Гипербола активно используется и в литературе, и в ораторском искусстве, и в разговорной речи.
Примеры гиперболы:
сто лет не виделись
напугать до смерти
накупили еды на год вперед
Гиперболическими могут быть целые персонажи и ситуации. Например, преувеличенно жадный помещик Плюшкин и другие персонажи поэмы Гоголя «Мертвые души».
Гипербола часто встречается в народном творчестве. Например, былинный богатырь Илья Муромец громит врагов, взяв в руки «шалыгу железную», весом «ровно сто пудов»: «Да куда ни махнет, улица падет, а назад отмахнет — переулицы…»
Часто гиперболу сочетают с другими стилистическими приемами — например, с метафорой: «Партия – рука миллионопалая, сжатая в один громящий кулак» (В.В. Маяковский).
Что такое литота?
В отличие от гиперболы, намеренное преуменьшение называется литота. Пример литоты: «Прелестный шпиц, не более наперстка!» (А.С. Грибоедов).
Зачем нужны гиперболы?
Гипербола помогает более резко выразить мысль, захватить внимание, подчеркнуть особую значимость предмета. Гипербола может добавить повествованию драматизма или сделать его комичным. Она показывает отношение автора к изображаемым явлениям.
Какими бывают гиперболы?
Количественные гиперболы содержат численные преувеличения: миллион дел, тысячу раз предупреждал.
Лексические гиперболы используют определенные слова: абсолютно непонятный текст, работа никуда не годится.
Метафорические гиперболы содержат метафору, переносящую свойства одного предмета на другой: океан любви, лес рук.
Фразеологические гиперболы — это устойчивые выражения: ежу понятно, море по колено.
Примеры гиперболы
Быстрый как молния
Вечный спорщик
Горы мусора
Ждать целую вечность
Куча денег
Миллион извинений
Море слез
Объехала полмира
Сто раз говорил
Примеры гиперболы в русской литературе
В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И. Ильф, Е. Петров)
И подарю тебе Большой театр и Малую спортивную арену. (В.В. Высоцкий)
Комара за семь верст ловили. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Разливы рек ее, подобные морям. (М.Ю. Лермонтов)
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
Гипербола — это художественный троп, который состоит в чрезмерном преувеличении каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.
Узнаем, что такое гипербола в художественной литературе. Приведем примеры использования гиперболы в произведениях русских писателей и поэтов. Сначала выясним, что этот термин по своему происхождению является греческим: hyperbole — это буквально значит «преувеличение». Начальная часть гипер- является частью многих слов и переводится как «сверх», «над», «выше нормы», например:
гипертония, гиперактивность, гипертрофия, гиперемия.
Одним из средств усиления эмоционально-оценочного и расширения смыслового диапазона слова, увеличения яркости опосредственного отражения изображаемой действительности, образности и выразительности речи являются художественные тропы:
эпитеты, метафоры, метонимия, синекдоха, литота, ирония, перифраза, аллегория и, наконец, гипербола.
В художественной литературе словом «гипербола» называют приём, состоящий в намеренном преувеличении каких-либо качеств или свойств, явлений, процессов с целью создания яркого и впечатляющего образа, например:
- реки крови;
- вечно опаздываете;
- горы трупов;
- сто лет не виделись;
- напугать до смерти;
- сто раз говорила;
- миллион извинений;
- море поспевшей пшеницы;
- целую вечность жду;
- весь день простояла;
- хоть залейся;
- дом за тысячу километров;
- постоянно опаздывает.
Гипербола часто встречается в устном народном творчестве, например в былинах: Илья Муромец берёт в руки «шалыгу железную, да которая была весу ровно сто пудов»,
Да куда ни махнёт, улица падёт,
А назад отмахнёт — переулицы…
В художественной литературе многие писатели применяют гиперболу с целью усиления выразительности, создания образной характеристики героя, яркого и индивидуального представления о нём. С помощью этого образного тропа проявляется авторское отношение к персонажу, создаётся общее впечатление от высказывания.
Примеры использования гиперболы в художественной литературе
Понаблюдаем, как этот художественный троп эффективно применяли в своем творчестве русские писатели и поэты.
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Во сне дворник сделался тяжелым, как комод. (И.Ильф и Е. Петров)
Быть может, качеств ваших тьму, любуясь ими, вы придали ему; не грешен он ни в чём, вы во сто раз грешнее. (А.С. Грибоедов)
Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В. Гоголь)
Порядочный человек от вас за тридевять земель убежать готов. (Ф.Достоевский)
Миллион терзаний (А.С. Грибоедов «Горе от ума»).
Намеренное преувеличение с целью создания гротеска использует писатель Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба»:
Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары шириной в Черное море, с тысячью складок и со сборами…»
К гиперболе часто прибегал поэт В.В. Маяковский:
Намозолив от пятилетнего сидения тазы, крепкие, как умывальники.
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог.
Видеоурок: Гипербола
Тест
Средняя оценка: 4.3.
Проголосовало: 56
Что такое гипербола, примеры из литературы и повседневной жизни
Гипербола — это красивое преувеличение
Само это слово греческое – «hyperbole» и обозначает оно «чрезмерность, избыток, преувеличение».
Гипербола – это одно из средств усиления эмоциональной оценки, заключающееся в чрезмерном преувеличении каких-либо явлений, качеств, свойств или процессов. Благодаря этому создается более впечатляющий образ.
Причем часто преувеличение доходит до совершенно непостижимых понятий, иногда даже граничащих с абсурдом. Любой иностранец, если будет переводить такие словосочетания дословно, будет явно озадачен. Мы же давно к ним привыкли, и воспринимаем их как совершенно нормальные.
Вот примеры наиболее часто используемых в обиходе гипербол:
- НАПУГАТЬ ДО СМЕРТИ
- ТЫСЯЧА ИЗВИНЕНИЙ
- ХОТЬ ЗАЛЕЙСЯ
- РЕКИ КРОВИ
- ГОРЫ ТРУПОВ
- ЖДУ ЦЕЛУЮ ВЕЧНО
- СТЬЕХАТЬ ЗА ТЫСЯЧУ КИЛОМЕТРОВ
- ВЕСЬ ДЕНЬ ПРОСТОЯЛА
- КУЧА ДЕНЕГ
- ПИР НА ВЕСЬ МИР
- МОРЕ СЛЕЗ
- НЕ ВИДЕЛИСЬ 100 ЛЕТ
- ОКЕАН СТРАСТЕЙ
- ВЕСИТ СТО ПУДОВ
- ЗАДУШИТЬ В ОБЪЯТЬЯХ
- ИСПУГАТЬСЯ ДО СМЕРТИ
Все перечисленные выражения мы постоянно используем в разговорной речи. И ради эксперимента просто попробуйте разобрать их дословно и увидите, насколько некоторые из них смешны, а порой и абсурдны.
Ну, например, «хоть залейся» — это должно быть такое количество жидкости, чтобы ее хватило на целый бассейн, в который можно было бы погрузиться с головой. Хотя на самом деле мы этим выражением просто хотим сказать, что напитков у нас много — даже больше чем нужно.
Или фраза «куча денег» на самом ведь деле обозначает просто хорошее финансовое состояние, а не то, что человек собрал все свои сбережения и давай их складывать в одну кучу.
А выражение «ехать за тысячу километров» мы употребляем, ни когда речь идет о реальном расстоянии, например, от Москвы до Волгограда или Ростова-на-Дону. А просто в значении «далеко», хотя на самом деле в реальных цифрах там расстояние может быть всего в несколько километров.
И так можно «развенчать» абсолютно любую гиперболу. Но делать этого не стоит. Они и не должны означать абсолютную правду, их задача – наиболее живописно охарактеризовать конкретную ситуацию или мысль, усиливая ее эмоциональный окрас.
Примеры гипербол в художественной литературе
На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников:
- Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
- На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
- Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
- Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
- Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)
Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:
«Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».
Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:
Редкая птица долетит до середины Днепра.Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.
Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:
В муку бы вас все стер! (Городничий)Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)
А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».
Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.
Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.
Вот еще примеры гипербол в литературе:
- И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
- Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
- Миллион терзаний (Грибоедов)
- Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
- И сосна до звезд достает (Мандельштам)
- Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)
Примеры гипербол в рекламе
Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:
- Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
- Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
- Король салатов (майонез «Оливьез»)
В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.
Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/giperbola-chto-ehto-takoe-primery-giperbol-literature.html
Примеры гипербол
Текст, содержащий преувеличения, становится более ярким и выразительным. Гипербола усиливает впечатление от персонажей и их действий, а также помогает глубже раскрыть характеры и точнее передать атмосферу.
Слишком частое использование преувеличений подрывает доверие к тексту. Наиболее распространённые гиперболы давно стали штампами: из-за частого употребления они утратили выразительный потенциал и больше не производят должного эффекта. Чтобы придать тексту яркость, необходимо придумывать новые, авторские преувеличения или неожиданно преподносить старые.
В литературе
На самом деле подобные преувеличения – это очень старый литературный прием. Он использовался еще в русских былинах, а это было без малого тысячу лет назад. С помощью гипербол многократно усиливали силу богатырей и их противников.
- Сон богатырский длился 12 ДНЕЙ (ну не может человек спать почти две недели)
- На пути богатыря стояли силы несметные – ВОЛК ИХ ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЕЖИТ, ВОРОН ЗА ДЕНЬ НЕ ОБЛЕТИТ (это сколько врагов должно быть – миллион?)
- Махнет богатырь рукой – СРЕДИ ВРАГОВ УЛИЦА, махнет другой – ПЕРЕУЛОК (то есть одним ударом богатырь убивает сразу несколько десятков)
- Взял Илья Муромец палицу ВЕСОМ СТО ПУДОВ (тут надо понимать, что сто пудов – это полторы тонны)
- Соловей-разбойник свистит – ЛЕС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, а ЛЮДИ МЕРТВЫМИ ПАДАЮТ (ну тут совсем что-то из разряда сказки)
Точно такие же гиперболы встречаются и в «Слове о полку Игореве». Например:
- «Русичи червлеными щитами перегородили широкие поля, ища себе честь, а князю славы» или «Войско такое, что можно Волгу веслами расплескать, а Дон вычерпать шлемами».
Среди писателей больше всего гипербол встречается у Николая Васильевича Гоголя. Преувеличения есть практически в каждом его известном произведении. Вот, например, он описывает реку Днепр:
- Редкая птица долетит до середины Днепра. Днепр как дорога без конца в длину и без меры в ширину.
Или использует преувеличения в своих сатирических произведениях, вкладывая их в уста героев:
- В муку бы вас все стер! (Городничий) Тридцать пять тысяч одних курьеров… Меня сам государственный совет боится. (Хлестаков)
А в «Мертвых душах» есть такие слова: «Бесчисленны человеческие страсти как морские пески».
Гиперболы использует практически любой писатель или поэт. С их помощью они, например, более красочно описывают характер героев произведений или показывают свое авторское отношение к ним.
Причем писатели зачастую не используют уже устоявшиеся выражения, а стараются придумать что-то свое.
Вот еще примеры гипербол в литературе:
- И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел (Лермонтов)
- Закат пылал во сто сорок солнц (Маяковский)
- Миллион терзаний (Грибоедов)
- Порядочный человек за вас за тридевять земель готов убежать (Достоевский)
- И сосна до звезд достает (Мандельштам)
- Во сне дворник стал тяжелым как комод (Ильф и Петров)
В рекламе
Конечно, мимо такого интересного приема, который позволяет усилить реальное значение слов, не могли пройти и рекламщики. Масса слоганов основана на этом принципе. Ведь задача – привлечь внимание клиента, обещая при этом «золотые горы» и всячески подчеркивая уникальность товара:
- Вкус на грани возможного (жевательная резинка «Стиморол»)
- Контроль над стихией (кроссовки «Адидас»)
- Король салатов (майонез «Оливьез»)
В создании рекламных роликов также часто используется принцип гиперболы. Например, серия знаменитых видео про батончики «Сникерс» со слоганом «Ты не ты, когда голоден». Там, где различные персонажи превращаются в совершенно других людей и начинают творить всякие глупости, и только шоколадный батончик способен вернуть их в привычную русло.
В этих роликах явно гиперболизировано (сильно преувеличено) чувство голода и «чудодейственная» сила самого «Сникерса».
Ну и самый простой пример гипербол, который применяют в рекламе, это выражения типа «самый лучший», «самый стильный», «самый комфортный» и так далее, а про цены, наоборот, говорят «самые низкие».
В политике
Предвыборные обещания политиков часто бывают невыполнимыми. Неудивительно, что их часто выражают при помощи гипербол. Самый распространённый пример – обещание благосостояния для всех и каждого.
В политической риторике художественное преувеличение также может применяться, чтобы разрядить обстановку или создать неформальную атмосферу. Президент США Джон Кеннеди встретил лауреатов Нобелевской премии в Белом доме шуткой, основанной на преувеличении:
«Я думаю, это самое необычное собрание человеческих талантов и умов в Белом Доме за исключением тех времена, когда Томас Джефферсон обедал здесь в одиночестве».
Гипербола в литературе
Гипербола и Литота в поэзии
Гипербола (греч. hyperbole — преувеличение) — это вид тропа, сводящийся к преувеличению свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.
И полусонным стрелкам лень Ворочаться на циферблате, И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ И НЕ КОНЧАЕТСЯ ОБЪЯТЬЕ. (Б. Пастернак.)
В выделенных строках содержатся гиперболы, что называется, в чистом виде. Каждый знает, что длительность дня — величина конечная и переменная в физическом и психологическом планах, т.е. зависит от времени года, месяца, а также от настроения, наполненности теми или иными событиями, переживаниями.
В цитируемом стихотворении поэт говорит о тех зимних днях, когда солнце поворачивает на лето, меняется настроение, особо ощущается и само время.
Всего два гиперболизирующих слова: «дольше века», но как глубоко, образно они передают душевное состояние поэта, его завороженность самой длительностью времени, а возвратный глагол «кончаться» в отрицательной форме передает бесконечность любви.
Как литературный прием гипербола подчеркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью: в основе гиперболизации лежит оценка художественных явлений (образов), имеющих свой аналог в реальности.
Гипербола в литературе, примеры из художественных произведений и из бытовых бесед
Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.
К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.
В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.
Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.
В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.
Гипербола в художественной литературе
Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:
- Богатырский сон на 12 дён.
- На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
- От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: «то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.»
Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.
С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“
Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.
Гиперболы в монологах героев гоголевского»Ревизора“:
- Осип — «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
- Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
- Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».
Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».
«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»
Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:
- «В сто сорок солнц закат пылал…»
- » Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца»
В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.
- «Не видать конца и края
- Только синь сосёт глаза.»
- С. Есенин
В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства:
- «Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,»
- «Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
- «Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
- Иногда при объяснении в любви:
- «Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»
Литота и её значение
Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.
Гипербола – что это в литературе: примеры из художественных произведений, способы определения
Русская литература пестрит разнообразными речевыми оборотами. Для того, чтобы сделать речь более яркой и выразительной, люди часто используют образные средства языка и стилистические приемы: метафору, сравнение, инверсию и другие. Каждый в своей жизни при чтении той или иной литературы наверняка встречался с таким понятием как гипербола, даже не подозревая о значении этого термина.
Использование в литературе
Гиперболы в литературе очень любят использовать все без исключения писатели. Делают они это для того, чтобы украсить свои произведения, сделав их более эмоциональными, яркими, наполненными.
И это совсем не удивительно, ведь без этой стилистической фигуры и ей подобных любое произведение было бы пустым, скучным и абсолютно неинтересным. Навряд ли такие произведения захватили бы внимание читателя, будоража его воображение, вызывая в нем многочисленные яркие эмоции.
Гипербола же, в свою очередь, как раз и помогает добиться таких необходимых эффектов. Так что такое гипербола в русском языке? Это художественное средство изображения, основанное на чрезмерном преувеличении действительности.
Совет! Еще одно определение гиперболы – это преувеличение именно до неправдоподобности, поэтому очень важно помнить и иметь в виду, что её не нужно понимать буквально!
Для чего нужна гипербола?
Гипербола в литературе позволяет авторам передавать читателю свои эмоции, тем самым позволяя красочней представить ситуацию. Эти стилистические фигуры, которые достаточно просто отличить от любого другого речевого приема, нужны, чтобы привлечь внимание, позволить прочувствовать все эмоции, которыми хотел поделиться писатель.
Они освобождают читателя от рамок реальности и приписывают сверхъестественные характеристики природным явлениям и людям. Гипербола в литературе играет отнюдь не последнюю роль, так как она делает нашу речь более живой, и позволяет прочувствовать эмоциональное и душевное состояние рассказчика или автора текста.
Это позволяет им четко и правильно передать словесную атмосферу рассказа. Функция гиперболы как приема — придавать яркости, эмоциональности и убедительности тексту. Также ее часто используют писатели-юмористы для создания в своих произведениях комических образов для персонажей, позволяя фантазии читателя оживить их в своем воображении.
Это интересно! Как определить и что такое строфа в стихотворении
Как найти гиперболу в тексте?
Выполнить задание «найдите в тексте гиперболы » достаточно просто, так как среди всех других речевых оборотов они выделяются тем, что в них имеются явные преувеличения. Примеры употребления: «у этой девушки от удивления были глаза размером с блюдца» или, «эта собака была размером со слона».
Все эти фразы являются видимым преувеличением действительности, ведь вы не встретите на улице девушку с такими большими глазами или же собаку размером со слона, ведь таковых попросту нет и не может быть в природе. Это самые простые примеры использования рассматриваемого стилистического приема в русском литературном языке.
Внимание! Чтобы найти в тексте гиперболу, достаточно обратить свое внимание на явное значительное преувеличение.
Что такое гипербола в Русском языке?
Лингвистика именует какое-либо излишнее преувеличение свойств, качеств, явлений или действий для формирования эффектного и привлекающего внимание создаваемого образа гиперболой. Она используется не только в литературном языке.
В обычной разговорной речи она также является частым гостем. Отличием первого варианта применения от второго заключается в том, что в своей речи человек использует уже существующие высказывания, а писатель стремится создать свое, эксклюзивное высказывание, для того чтобы выделить собственное произведение из множества других.
Примеры
Примеры гиперболы из художественной и разговорной речи:
- «реки крови»;
- «вечно опаздываете»;
- «горы трупов»;
- «сто лет не виделись»;
- «напугать до смерти»;
- «сто раз говорила»;
- «миллион извинений»;
- «море поспевшей пшеницы»;
- «жду уже целую вечность»;
- «целый день простояла»;
- «хоть залейся»;
- «дом за тысячу километров»;
- «извечно опаздывает».
Примеры в художественной литературе
Можно сказать, что все классические произведения держатся на передаче эмоций автора читателю, который перемещает его в созданную собой ситуацию. Гипербола в литературе, в классических произведениях очень активно использовалась многими известными авторами:
- «В сто сорок солнц закат пылал» – Маяковский.
- «И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел» – Лермонтов.
- «Шаровары, шириной с Черное море» – Гоголь.
Примеры предложений с употреблением гиперболы в литературе можно перечислять практически бесконечно, ведь в ней их находится великое множество. Чтобы проверить себя, возьмите любую книгу и найдите в тексте гиперболы.
Гиперболизация
Что же такое гиперболизация? Для чего этот прием нужен? Это процесс создания гиперболы. При этом происходит намеренное, чрезмерное преувеличение каких-либо качеств и свойств предмета, понятия или же явления.
Важным моментом также является то, что после процесса гиперболизации предмет, на который было направленно её действие, приобретает качественно совершенно новый образ.
Замечательным примером могут послужить многие сказочные персонажи, например, такие как Мальчик-с-пальчик или великан Гулливер. Роль гиперболы в русском языке неоценима, это неотделимая часть нашего богатого на эмоции русского языка.
Источник: https://uchim.guru/literatura/chto-takoe-giperbola-eto-v-literature-osobyj-hudozhestvennyj-priem-primery-predlozhenij.html
Самые простые примеры
Широко используется гипербола в русском языке. Примеры покажут, что нередко мы пользуемся этим приемом, даже не обращая внимания. Например, слова «Я тебе уже тысячу раз говорила!». В данном случае «тысяча раз» — это и есть преувеличение, ведь автор высказывания, во-первых, вряд ли говорила что-либо так много раз. Во-вторых, она не считала число своих повторов. Еще один пример гиперболы в русском языке: «Мы не виделись уже сто лет». Здесь речь идет о том, что люди не встречались длительный период времени, но уж никак не сотню лет.
Сказав, что у него миллион проблем, человек подчеркнет то, что у него сейчас черная полоса в жизни, а о четкой количественной характеристике проблем речь не ведется. Похожих примеров можно привести множество:
- «Есть сотня причин, почему я все еще стремлюсь получить образование».
- «У дедушки тысяча болячек, а он все еще трудится на огороде».
- «Ты не поверишь, вчера видела такого крупного мужчину. Не человек, а слон». Здесь гипербола соединена с элементом сравнения. Человек уподобляется слону по весовому параметру.
- «Сиди, работай, заработаешь миллион!». В этом примере явно звучит ирония. Говорящий сильно преувеличивает возможности заработка своего оппонента, издевательски подшучивает над ним.
- «Ты говоришь, Маша не поступила в институт? Да это же известно всем!» В примере представлена лексическая гипербола, преувеличение достигается за счет словосочетания «известно всем». Понятно, что это не так, ведь жители другого города могут не знать о Машиных проблемах, и они их не интересуют.
Нередко, сами не обращая внимания, мы употребляем гиперболу. Примеры в русском языке, приведенные выше, проиллюстрировали эту мысль.
На чтение 6 мин Просмотров 5.8к. Опубликовано 08.12.2020 Обновлено 22.12.2020
Определение слова «Гипербола» имеется как в русском языке, так и в математике. Но это абсолютно разные понятия, которые не имеют ничего общего друг с другом. В математике гиперболой является кривая с двумя переменными, одна из которых является неизменной. В русском языке гипербола относится к тропам.
Литературный троп — это слово или выражение в переносном значении, используемое для создания образа и достижения выразительности текста. Очередной его разновидностью является гипербола.
Оглавление
- 1 Гипербола или преувеличение
- 2 Конечная цель гиперболы
- 3 Структура и свойства гиперболы
- 4 Примеры гиперболы в окружающем мире
- 4.1 В художественной литературе
- 4.2 В фантастических произведениях
- 4.3 В повседневной жизни
- 4.4 В рекламе
- 5 Что помогает научиться строить гиперболы
- 6 Задание. Отметьте предложения, в которых используется гипербола
Гипербола или преувеличение
Гипербола является средством усиления эмоциональной оценки. Это чрезмерное преувеличение определенных свойств, качеств, процессов или явлений, действий. С греческого «hyperbole» переводится как чрезмерность и избыток. Приставка гипер означает очень, сверх.
Чтобы понять что такое гипербола, давайте рассмотрим и проанализируем несколько примеров.
- Ждать целую вечность.
- Ребенок задушил в объятиях.
- Я звонила сто раз, но ты не отвечал!
Подобные выражения мы используем в повседневной речи, часто даже не задумываясь над тем, что именно оно обозначает, если разобраться. Ведь ждать целую вечность никто не может, это просто огромное преувеличение.
Гипербола в русском языке иногда может быть спутана с литотой (тонкая, как тростинка
). Литота призвана уменьшать то, что происходит, в то время как гипербола увеличивает, раздувает и делает события огромными по масштабу.
Конечная цель гиперболы
В русском языке гипербола используется с давних времен. При этом она не просто добавляется в речь, а преследует определенные цели:
- призвана усиливать выражения того, что сказано;
- заостряет внимание на определенных моментах, давая понять, что рассказчик хочет сделать на этом акцент;
- цепляет внимание, заставляя по-новому посмотреть на обыденные вещи;
- подчеркивает личную оценку происходящего момента.
Рассмотрим на примерах, чтобы было понятней:
Сто лет тебя не видел!
(означает очень давно)
Тысячу раз тебе говорила, что так делать не нужно!
(В данном предложении гиперболой является фраза: «Тысячу раз», которая подразумевает большое количество раз).
Структура и свойства гиперболы
Преувеличение подразделяется на:
- численное —
тысячу лет, сто тысяч раз
; - образное —
не виделись вечность, век
; - открытое сравнение —
сухо во рту, как в пустыне
.
Чтобы передать соответствующую окраску тексту, гиперболу смешивают с другими стилистическими приемами: сравнением и метафорами.
Волны вставали горами.
Часто такой прием добавляют в романтический стиль, иронию.
Примеры гиперболы в окружающем мире
Гипербола очень часто встречается нам не только в разговорной речи, но и в литературе, художественных произведениях и даже рекламе. Рассмотрим каждый поподробнее, ведь у всех имеются личные особенности.
В художественной литературе
В книгах гипербола довольна распространенная, таким образом авторы приковывают внимание и заставляют погрузиться в их мир, вот примеры преувеличений в литературе:
- Былины. В них описывалась богатырская сила:
Богатырский сон на 12 дён
.
На пути богатыря стоят вражьи силы несметные:серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит.
Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
- Сказки и песни. Для придания фантастичного и нереалистичного, преувеличения действий и поступков героев.
Тише воды, ниже травы
. - Повести и рассказы. Больше всего использовал преувеличение Н.В. Гоголь.
В муку бы стёр вас всех!
- Стихи. Одним из ярких примеров является В. Маяковский.
В сто сорок солнц закат пылал…
В фантастических произведениях
Гипербола чаще всего выступает как ирония, потому что это образное средство неточно выражает действительность, преувеличивает написанное и создает немного юмористичный и комический текст.
Я поклялся до гроба ненавидеть девчонок.
Провалился в черное ничто, будто умер. (Крик петуха).
А вот у В. Крапивина появляется форма сравнения и эпитета, создавая метафору.
Бесконечная земля и чистый небосвод — тоже бесконечный.
Благодаря преувеличению в фантастике прибавляется масштабность описываемого, что просто незаменимо в данном выражении.
В повседневной жизни
Каждый человек очень часто употребляет гиперболу в разговорах, бывает, что сам того не замечая. Самые распространенные фразы:
на краю земли;
испугаться до смерти;
задушить в объятиях;
любить до безумия;
ждать целую вечность;
рукой подать.
Чаще всего человек прибегает к гиперболе в состоянии аффекта или раздраженности, преувеличивая то, что произошло.
В рекламе
Большая часть слоганов для рекламирования продукции основана на гиперболе. Ведь это беспроигрышный вариант, главная цель — привлечь клиента уникальностью предлагаемого товара, предлагая при этом минимальную стоимость. Рассмотрим обороты речи, которые чаще всего употребляются:
На грани возможного
. (данное выражение используется при рекламе продуктов, транспорта).Король
(продолжение может быть любое, например, Король салатов).Контроль над стихией
(обувь или обогреватель).
Кроме слоганов, много внимания уделяется созданию видео. Разберем на примере рекламу шоколадного батончика Сникерс.
Ведь человек, главный герой, становится кем-то другим, потому что голоден. И начинает творить вещи, которые не привычны ему, а вот шоколад вернет все в свое русло. А слоган звучит: «Ты не ты, когда голоден».
Также можно рассмотреть самый простой прием
, который со словом самый. Это тоже преувеличение, Самый большой
, самый лучший
, самый удобный
. Или, например, на первом месте
, лучший среди всех представленный
.
Что помогает научиться строить гиперболы
Чтобы научится создавать собственные гиперболы, необходимо иметь большой словарный запас, понимать, как это получается и с чем можно сравнить. Такой оборот получится создать тем, кто является начитанным человеком.
Поэтому постоянно читайте, добавляя в личный словарный запас новые слова и выражения.
Лучше, если это будет классическая литература, которая дает не только представление о том, что было раньше, но и очень тонко описывает границы разумного, богата эпитетами. Только тогда получится мыслить не шаблонно, создавать оригинальные словосочетания, и вопрос о том как построить гиперболу будет снят автоматически.
Задание. Отметьте предложения, в которых используется гипербола
- Мы пирог испекли: вот такой ширины, вот такой высоты.
- Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать весь дом.
- Никогда бы не подумал, что ты так вырос.
- Такое большое дерево бывает только в сказках.
- Быстрый, как молния автомобиль промчался по трассе.
Правильные ответы
Преувеличение используется в первом, втором и пятом предложении. Разберем подробнее.
Пирог испекли вот такой ширины, вот такой высоты.
Чаще всего, когда поется данная песенка, люди встают в круг и показывают величину, которая никак не может быть в реальности.
Маме достаточно двух минут, чтобы прибрать дом.
Все понимают, что две минуты пройдут очень быстро, за такое время мало что успеешь.
Быстрый, как молния автомобиль.
Такого транспортного средства просто не существует, это преувеличение о том, что скорость действительно была высокой.
Без гиперболы большая часть литературных произведений была бы просто скучна, ведь намного интереснее высказаться о предмете не с техническими характеристиками, а образно описав и преувеличив способности.
Литературные тропы — это художественные приёмы, слово или выражение, используемые автором для усиления выразительности текста и усиления образности языка.
К тропам относятся метафора, сравнение, эпитет, гипербола, литота. В этой статье пойдёт речь о гиперболе и её антониме — литоте.
Оглавление:
- Гипербола в художественной литературе
- Литота и её значение
- Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях
В википедии говорится, что гипербола — это слово из греческого языка и обозначает преувеличение. Первая часть слова «гипер» есть во многих словах со значением преувеличения, превышения: гипертония, гипергликемия, гипертиреоз, гиперфункция.
Гипербола в литературе — это художественное преувеличение. Кроме того, понятие гипербола есть в геометрии, и там она обозначает геометрическое место точек.
В данной статье будет идти речь о гиперболе с литературной точки зрения. Её определение, как давно она известна, кем и где употребляется. Она встречается повсюду: в литературных произведениях, в ораторских речах, в повседневных разговорах.
Это интересно: Метафора примеры в литературе.
Гипербола в художественной литературе
Она известна с давних времён. В древнерусских былинах часто встречается преувеличение при описании героев-богатырей и их подвигов:
- Богатырский сон на 12 дён.
- На пути богатыря стоят вражьи силы несметные: серый волк их за день не обскачет, чёрный ворон за день не облетит. Богатырь махнёт рукой — и среди врагов улица, махнёт другой — переулочек.
- От свиста Соловья-разбойника леса к земле приклоняются, а люди мёртвыми падают.
Гиперболы часто бывают в сказках и народных песнях: то моё, моё сердечко стонет, как осенний лес гудит.
Часто использует гиперболы автор древнерусской повести „Слово о полку Игореве“ Про князя Всеволода он пишет: „Ты можешь Волгу раскропить вёслами, а Дон шеломами вычерпать“, чтобы показать, какая многочисленная у него дружина. Здесь преувеличение применяется для возвышенной поэтической характеристики князя.
С этой же целью Н. В. Гоголь употребляет гиперболы для поэтического описания реки Днепр: „дорога, без меры в ширину, без конца в длину“. „Редкая птица долетит до середины Днепра.“ „И нет реки. равной ему в мире.“
Но чаще Гоголь использует её в сатирических своих произведениях с иронией и юмором, высмеивая и преувеличивая недостатки своих героев.
Гиперболы в монологах героев гоголевскогоРевизора“:
- Осип «как будто бы целый полк затрубил в трубы.»
- Хлестаков — «…Тридцать пять тысяч одних курьеров», «как прохожу … просто землетрясенье, всё дрожит и трясётся», «меня сам государственный совет боится».
- Городничий — «В муку бы стёр вас всех!».
Часто Гоголь употребляет художественные преувеличения на страницах своего произведения «Мёртвые души».
«Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти…»
Эмоциональные и громогласные гиперболы в стихах В. Маяковского:
- «В сто сорок солнц закат пылал…»
- Светить и никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца
В стихах А. Пушкина , С. Есенина и у многих других поэтов используются художественные преувеличения при описании событий и пейзажа.
«Не видать конца и края
Только синь сосёт глаза.»
С. Есенин
В разговорной речи преувеличение употребляют повседневно не задумываясь. Особенно часто мы прибегаем к нему в состоянии аффекта, раздражения, чтобы собеседник лучше понял наши чувства.
«Я уже сто раз звонила, представила тысячи неприятностей, чуть не умерла от беспокойства,
«Двадцать раз тебе объясняешь, а ты всё равно делаешь не так.»
«Снова опаздываешь, опять целую вечность прождала.»
Иногда при объяснении в любви:
«Я люблю тебя, как никто любить не умеет, сильнее всех в мире.»
Это надо знать! Что такое анафора в литературе?
Литота и её значение
Антоним гиперболы — литота, художественное преуменьшение. В своей разговорной речи люди постоянно пользуются и преувеличением и преуменьшением.
Не успеешь глазом моргнуть и жизнь пролетела. Когда ждёшь, секунда годами тянется. Талия тоненькая, тоньше тростинки.
Авторы пользуются литотой так же часто, как и гиперболой.
«Единица — вздор, единица-ноль, голос единицы тоньше писка.» (В. Маяковский.)
Гипербола и литота вместе с другими художественными приёмами делают русскую речь выразительной, красивой и эмоциональной.
Не пропустите: художественный прием сравнение в литературе и русском языке.
Увеличение и уменьшение в фантастических произведениях
Писатели, создавая художественный текст своего произведения, могут реалистично описывать жизнь, не прибегая к преувеличению или преуменьшению окружающих предметов. Но некоторые авторы преуменьшают или преувеличивают не только слова, но и предметы окружающего мира, создавая фантастический нереальный мир.
Ярким примером служит сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Героиня сказки попадает в такой мир, где она и все встречавшиеся ей герои меняют свои размеры. Такой приём нужен авторам, чтобы выразить свои мысли и взгляды на какие-то проблемы и подсказать пути их искоренения. Можно вспомнить «Гулливер в стране лилипутов» Джонатана Свифта.
Писатели с сатирической, романтической и героической направленностью в творчестве часто прибегают к фантастике. Она творческая, самобытная, придуманная автором, но основана на реальных социально-бытовых условиях жизни авторов. Писатель создаёт фантастическое произведение, но его ситуации перекликаются с реальными событиями.
Когда проходит социальная действительность, давшая повод создать это фантастическое произведение, то новому поколению уже не всё понятно, откуда появились такие фантастические вымыслы.
Интересно знать: Понятие синекдоха.
Гипербола и литота делают художественный текст выразительнее, помогают точнее передать эмоции. Без них творческое произведение было бы скучным и безликим. Не только авторы, но и обычные люди в повседневных разговорах не могут обойтись без них, хотя не знают их названий, а просто эмоционально выражают свои чувства и мысли.