Гипербола в сказке спящая царевна жуковского 5 класс

Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Рис. М. В. Нестерова, 1889
Жанр сказка
Автор Александр Сергеевич Пушкин
Язык оригинала русский
Дата написания 1833
Дата первой публикации 1834[1]
Текст произведения в Викитеке
Медиафайлы на Викискладе

«Ска́зка о мёртвой царе́вне и о семи́ богатыря́х»
— сказка А. С. Пушкина. Написана осенью 1833 года в Болдине. Является самостоятельным авторским литературным произведением, написанным по мотивам русской народной сказки.

Сюжет[ | ]

Во время отсутствия царя, у царицы родилась дочь. Царица умирает, когда царь возвращается домой. Он горюет, но проходит год, и во дворце появляется новая царица. Она очень красивая, но жестокая, своенравная и завистливая. Царица обладает волшебным зеркальцем, которое разговаривает с ней. Когда царица смотрится в зеркальце, она спрашивает у него:

Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Из года в год зеркальце отвечает, что на всём свете нет никого прекраснее царицы. Но идут годы, и царица уже не молода. А вот её падчерица, наоборот, подрастает и становится всё прекраснее. В один прекрасный день зеркало заявляет царице, что она красива, но есть та, которая гораздо красивее:

Ты прекрасна, спору нет; Но царевна всех милее, Всех румяней и белее.

Натура царицы даёт о себе знать, и зависть к главной героине не имеет пределов. Царица зовёт свою служанку Чернавку, и приказывает «весть царевну в глушь лесную и, связав её, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Выполняя приказ царицы, Чернавка ведёт царевну в дремучий лес, но царевна заподозрила её злые намерения и просит Чернавку отпустить её. Та не желает зла царевне. Она только исполняет приказ хозяйки и поэтому соглашается отпустить царевну. Затем Чернавка возвращается к царице и сообщает ей о гибели царевны.

Царь, узнав о пропаже дочери, горюет. Жених царевны, королевич Елисей, отправляется по свету на поиски пропавшей невесты. Царевна долго бродит по дремучему лесу и в результате, в глухой чаще, находит большой дом. Стороживший дом пёс ласкается к царевне. Она заходит в помещение, но хозяев дома нет. К вечеру они появляются. Это семь братьев-богатырей. Видя, что кто-то прибрался в их доме, они просят таинственного гостя выйти, обещая добрый приём. Царевна выходит, кланяется им и произносит извинения за незваный визит:

Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была.

Поняв «по речи», что перед ними царская особа, богатыри принимают её с почестями и оставляют жить в их доме. Главная героиня ведёт хозяйство по дому. Она понравилась богатырям. Они предлагают ей выбрать одного из них себе в мужья. Царевна отвечает, что ей все богатыри милы, но у неё уже есть жених, и она вынуждена отказать. Тем временем царица, думая, что падчерица давно мертва, спрашивает у зеркальца:

Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

Зеркало отвечает, что царица без спору прекрасна, но царевна всё равно красивее и при этом выдаёт местонахождение царевны. Чернавка признаётся царице, что отпустила царевну, и

Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить.

По приказу царицы к дому богатырей приходит «нищая черница», где её встречает лаем сторожевой пёс, не подпускающий старуху к крыльцу, а царевну — к старухе. Царевна жалеет её и кидает ей в руки через собаку кусок хлеба. Старуха в ответ кидает царевне отравленное яблоко и исчезает. Царевна надкусывает яблоко и тут же падает бездыханная.

Когда вечером богатыри возвращаются домой, их встречает воем пёс. Он ведёт их к телу царевны, в бешенстве глотает отравленное яблоко и испускает дух. Богатыри осознают, что царевну отравили. Сперва они хотят похоронить её, но не решаются, поскольку она

Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала.

Богатыри кладут царевну в хрустальный гроб, который подвешивают в горной пещере. Довольная царица слышит от зеркальца долгожданный ответ, что она прекраснее всех на свете.

Тем временем Елисей ищет царевну по всему белому свету, но нигде нет его невесты. Отчаявшись, он обращается за помощью к тем, кто всё видит — к солнцу, месяцу и ветру. Солнце и месяц ничего не знают о пропавшей царевне. Только ветер дал Елисею печальный ответ:

Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места, В том гробу твоя невеста.

В горести Елисей едет посмотреть на свою невесту.

Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный, И в хрустальном гробе том Спит царевна вечным сном. И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумлёнными глазами, И, качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: «Как же долго я спала!»

Счастливые влюблённые возвращаются домой, чтобы сыграть свадьбу. В это время царица спрашивает у зеркальца, кто прекрасней всех на свете, и снова слышит о том, что царевна прекраснее её. В приступе ярости царица разбивает вдребезги зеркальце. При личной встрече с царевной царица умирает от злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича Елисея.

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Тема урока: А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

Цели:

– образовательная – ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки, совершенствовать понятие о литературной сказке, дать понятие о бродячем сюжете, гиперболе и антитезе;

– развивающая – совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, развивать умения и навыки анализа художественного произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать навыки критического мышления, сопоставлять произведения разных видов искусства;

– воспитательная – воспитывать любовь и уважение к наследию великих классиков русской литературы, прививать интерес к чтению, ценить человека по поступкам, им совершаемым, активизация познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

создать условия для должного восприятия и анализа текста, определения жанра литературного произведения, понимания проблематики произведения, сформировать у учащихся прочные умения на основе изученного правила, отметить художественные особенности произведения.

Литература к уроку:

текст произведения А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Чаплыгина Ю.А. Мифологический подтекст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина: опыт школьного анализа, Черкесова З. Пушкинская Царевна. О тайнописи в русских сказках, Черных О.Г. Практикум по литературе. 5 класс.

Оборудование:

учебник-хрестоматия с текстом произведения, доска, иллюстрация Е. Пашкова к сказке, карточки.

Тип урока:

урок-беседа

Ход урока.

  1. Орг. Момент

    . Проверка наличия учебных принадлежностей и общая готовность класса к уроку.

  1. Актуализация знаний.

-На прошлом уроке мы познакомились с текстом пролога к поэме «Руслан и Людмила» и выяснили, что он является собирательной картиной сюжетов, образов и событий народных сказок. На этом уроке мы продолжаем знакомство со сказочным миром А.С. Пушкина и начнем работу над его произведением «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Дома вы должны были прочитать сказку, все прочитали?

  1. Объяснение нового материала.

-А.С. Пушкин был не только талантливым поэтом, но и замечательным прозаиком, он писал сказки. Какие сказки А.С. Пушкина вы читали?

(«Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и др.)

1. Вопросы для беседы над текстом произведения:

-Вы прочитали « Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».
Понравилась вам сказка? Чем? Обоснуйте свой ответ.
Кто из героев особенно понравился вам? Кто вызвал другие чувства?

Какие эпизоды понравились больше всего? Почему?

2. Вопрос о природе сказки:

— Как вы думаете, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» является народной сказкой или литературной?

(литературной)

-Давайте вспомним, в чем сходство и различие русской народной сказки от литературной?

1) Сходство: — построение сказки (присказка, зачин, концовка)

— сюжет (динамичный, стремительный, фантастический)

— положительные и отрицательные герои

— конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил.

2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои

­-Какие слова или выражения указывают нам на то, что это сказка?
(
сказочные герои: царь, царица, правду молвить, наличие волшебного предмета- зеркальца, яблоко, сказочная концовка)

3. Истоки сюжета сказки. Слово учителя.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в устном народном творчестве.

-Вы знаете, откуда Пушкин брал сюжеты для своих сказок?

(учащиеся могут ответить, что сюжеты и образы для сказок он брал из сказок, рассказанных ему няней Ариной Родионовной).

Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

-Ребята, а вам что-нибудь напомнил этот записанный Пушкиным текст со слов няни?

(ученики отвечают, что сюжет напоминает сюжет «Сказки о мертвой царевне…»)

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского, но он опирался на записи европейских сказок, а А. С. Пушкин взял за основу записанный им русский народный сюжет.

-Какая сказка — «Спящая царевна» В. А. Жуковского или «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина — ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?

Ученики могут ответить, что сказка А. С. Пушкина ближе к народной, чем сказка В. А. Жуковского. В пушкинской сказке зла царевне желает не посторонняя ведьма, а злая мачеха, как это обычно бывает в русских народных сказках. Пушкин использует волшебные числа 7 и 3: царевна попадает к семи богатырям, Елисей три раза обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Важно, что королевич обращается именно к силам природы. В пушкинской сказке, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но, в отличие от Жуковского, Пушкин чаще использует ритмичные повторы, например «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; использует постоянные эпитеты, например «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».

4. Понятие о «бродячем сюжете»

-Скажите, напоминает ли вам какую-нибудь еще сказку сказка Жуковского «Спящая царевна»?

(ученики могут назвать произведения со схожим сюжетом)

Сказки «Спящая Красавица» и «Спящая Царевна» очень похожи: и в той и в другой сказке главная героиня засыпает от укола веретеном, просыпается от поцелуя принца. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и «Белоснежка и семь гномов» схожи тем, что главная героиня и в том и в другом произведении прячется в доме у семи помощников, только в одной сказке эти помощники — гномы, а в другой — богатыри.

-Подобное явление называется «бродячий сюжет». Давайте запишем в тетради определение данного понятия:

Бродячий сюжет

– это сюжет, перемещающийся из одного произведения в другое.

Перемещению сюжетов способствуют сходные условия жизни создателей этих произведений, схожие нравственные ценности. Поэтому нам близки и понятны сказки многих народов мира, и мы в них находим знакомые сюжеты и знакомых героев.

-Давайте вспомним сказки, в которых можно наблюдать присутствие «бродячего сюжета».

(ответы учеников)

-Есть ли в литературных сказках бродячие сюжеты?

Ученики могут ответить, что в литературных сказках есть бродячие сюжеты, например: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», В.А. Жуковский «Спящая царевна»,Шарль Перро «Спящая красавица», Братья Гримм «Белоснежка». Во всех этих сказках есть злая колдунья или мачеха, которые с помощью волшебных вещей (яблоко, гребень, и т.д.) хотят убить главную героиню.

5. Работа с текстом произведения

-Обратимся к тексту сказки, поговорим о её героях. Рассмотрим
первый эпизод, который начинается словами«Царь с царицею простился…»
Выразительное чтение учеником отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».


Назовите слова и выражения, свойственные народной речи.
(Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

-Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы?

(Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)


Какие слова передают отношение автора к героине?
(Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

-В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в.


А что означают слова:приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка?
(учащиеся могут посмотреть значение слов в сносках к тексту произведения, а так же в толковом словаре)

-Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы?
(
Грустное настроение передается с помощью описания одиночества царицы. Она одна сидит перед окном и смотрит в поле так, что даже заболели глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз.)

-Поэт преувеличивает, что царица видит все время вьюгу и снег, потому что царь уехал весной, потом были лето и осень. Но это
преувеличениепомогает подчеркнуть одиночество царицы. Такое явление называетсяГИПЕРБОЛА.Давайте запишем данный термин в тетрадь:
Гипербола

преувеличение.

-Какой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней? Как относится к ней автор?

(Царица, молодая, тихая и кроткая, ждет своего «милого друга». Поэт даже использует преувеличения, чтобы подчеркнуть её одиночество)

-Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку?
(
душевно, немного грустно).

-Перейдем ко
второмуэпизоду «Царь женился на другой» («Год прошел как сон пустой Царь женился на другой..»)
-Похожа ли новая царица на первую жену царя? (

нет: первая царица любила своего мужа, а новая царица любит только себя; первая царица — скромная, душевная, а вторая — гордая, самовлюбленная)

С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему?

(с зеркальцем; похвалы её красоте – единственная забота царицы) Чтение разговора царицы с зеркальцем по ролям.


третьемэпизоде («Но царевна молодая…») автор дает описание царевны.
-Понравилась ли вам царевна?Кому противопоставляет ее автор?

-Как вы думаете, почему строки о царевне начинаются с союза «но»?

(потому что Пушкин противопоставляет кроткую молодую царевну царице, ее завистливой мачехе)

-В литературоведении такое противопоставление называется
АНТИТЕЗОЙ.Запишем в тетради определение.
-Как вы понимаете слова
тихомолком расцветая?
(Пушкин сравнивает царевну с цветком)

-Как вы понимаете выражение «нраву кроткого такого»?

(ответы учеников)

-В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления?

(Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.)

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней. Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).Вот так в сказке постоянно идет борьба светлого и темного, добра и зла.

-Что же такое добро и зло?

(Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру)

-Кто в сказке олицетворяет собой добро, а кто – зло?

Работа с доской:

на доске изображены два дерева. У одного ветви вниз, у другого – вверх. Подпись – дерево добра, дерево зла. На карточках – разные качества характера человека (щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость). Ученики должны распределить эти карточки по деревьям.

Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

Работа с иллюстрацией:

-Давайте рассмотрим иллюстрацию Е. Пашкова. Соответствует ли она, по-вашему, характеру сказки?

(ответы учеников)

— Какого героя мы встречаем в следующем эпизоде («С царевной // Вот Чернавка в лес пошла…»

)?

-Кто такая Чернавка?

(ответ в сносках к тексту)
Что приказала сделать злая царица Чернавке?
-Почему Чернавка отпустила царевну?

(Чернавка не может спорить с царицей, она обязана выполнять ее приказы под страхом жестокого наказания. Но Чернавка пожалела девушку, она любила царевну.)

С какими героями еще нас знакомит Пушкин?

( Царь, царица, царевна, Королевич Елисей, Чернавка, пес Соколко, семь богатырей).

-Какими словами автор описывает образы царя, чернавки, пса?

(царь: царь-отец, неутешен, был грешен, чернавка: та в душе ее любя, не убила, не связала, отпустила и сказала « Не кручинься, Бог с тобой»; семь богатырей: перед утренней зарею Братья дружною толпою выезжают погулять, серых уток пострелять; пес: одолел, чуть до смерти не заел, лает, прыгнет, завизжит, жалко смотрит, грозно воет, словно сердце песье ноет)

-Каким нам показывает Пушкин королевича Елисея?

(ответы учеников)

Пушкин представил нам образы своих героев. Описывая каждого из них, он проделал кропотливую работу. Любой сказочный образ у него индивидуальный и интересный. В целом складывается система взаимосвязанных образов. Если мы хоть один из них выбросим, то сказка уже не будет такой целостной и понятной.

  1. Подведение итогов
    урока.

Какой можно назвать сказку А. С. Пушкина — народной или литературной?(

это литературная сказка, но при этом она очень близка к народной)
-Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем?
(внешность царевны, черты её характера, троекратные повторы, волшебные помощники, силы природы помогают героям, фантастический финал, напевные интонации…)

-Чем она отличается от нее?

(…пушкинские сказки написаны стихами, в них есть рифма и ритм).


Какими предстали перед нами герои сказки? К кому из них вы стали относиться по-другому?

  1. Домашнее задание:

    подготовить выразительное чтение отрывка, подчеркнуть при чтении характер описания героя.

Происхождение сюжета[ | ]

Данное произведение создано по сюжету народной сказки, известной многим народам мира[2]. В частности, среди индоевропейских народов весьма схожим сюжетом обладают русские народные сказки № 210 и 211 «Волшебное зеркальце» из сборника А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки»[3], а также сказка братьев Гримм «Белоснежка», написанная в 1812 году. В классификации Аарне-Томпсона данный сюжет указан под номером 709.

На русском материале сказки с подобным сюжетом также зафиксированы в следующих сборниках:[4]

  • Живая старина
    , т. XXI, 1912, вып. II—IV
  • Великорусские сказки Вятской губернии
    , Зеленин Д. К., Пг., 1915 г. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр. т. XLII.), сказка № 52
  • Сказки и предания Самарского края
    , Садовников Д. Н., СПб., 1884. (Зап. Рус. геогр. об-ва по отд. этногр., т. XII.)

Аналогичные сюжеты в сказках народов мира[ | ]

Сказка народов Восточной Африки «Волшебное зеркало» построена по сходной схеме, насыщенной местным национальным колоритом. Вместо семи богатырей в данной сказке появляются десять охотников[5].

Монгольская народная сказка «Волшебный мертвец», также рассказывает о семи братьях, сыновьях хана, которые встретили изгнанную ревнивой мачехой девушку и стали с ней жить.

Шотландская народная сказка «Золотое дерево и Серебряное Дерево», записанная Джозефом Джейкобсом, рассказывает о жене короля, которой форель в ручье говорит о том, что её дочь красивее, чем она. Жена короля придумывает план убийства дочери, сказавшись больной и рассказав мужу-королю, что её могут вылечить только сердце и печень дочери. В сказке также фигурирует отравленная игла и принц.

В армянской сказке «Нури Хадиг» Луна говорит матери, что её дочь Нури Хадиг стала красивее чем она. Вместо отравленного яблока волшебным предметом выступает кольцо. Отец выгоняет дочь, сказав матери, что убил её. Дочь попадает в замок в лесу, в котором спит принц. Девушка ухаживает за ним семь лет. Принц оживает, собирается жениться на девушке, но мать подсылает цыганку, которая надевает девушке на палец кольцо, после чего та засыпает. Принц в конце сказки снимает кольцо, девушка просыпается.

Итальянская народная сказка «Белла Венеция», записанная Итало Кальвино, повествует о матери, владелице гостиницы, спрашивающей постояльцев о том, есть ли кто красивее её. Один из постояльцев однажды говорит, что собственная дочь Беллы красивее, чем она сама. Белла прогоняет дочь из дому. Та встречает в лесу двенадцать грабителей, которые приглашают её стать им младшей сестрой. Белла, узнав об этом, подсылает к дочери нанятую ведьму с наказом погубить её с помощью волшебной заколки. Мертвую дочь грабители хоронят в пустотелом стволе дерева. Через некоторое время принц, выехавший на охоту, обнаруживает девушку, вытаскивает заколку из её волос и она оживает, после чего выходит замуж за принца.

В греческой сказке «Мирсина» сюжет рассказывает о трех сестрах, двум из которых солнце говорит о красоте младшей. Сестры прогоняют младшую, та в лесу встречает двенадцать месяцев и начинает с ними жить в качестве сестры. Вместо отравленного яблока — отравленный хлеб.

Архетип сюжета[ | ]

В разных сказках количество мужчин и их род занятий может разительно отличаться. Их может быть двое, семеро, десять и даже двенадцать. Мужчины могут быть братьями, охотниками, разбойниками, богатырями, царевичами, королевичами, гномами и даже месяцами. Но архетип сюжета для всех сказок всегда общий. Именно благодаря этому Аарне и Томпсон выделили его под отдельным номером.

Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки» утверждает, что вышеуказанный сюжет является далёким отголоском родоплеменной полиандрии и основан на обряде мужской инициации и последующем проживании посвящённых юношей в особом «мужском доме», в котором они проходили обучение старшими членами рода племенным обрядам и способам охоты. В реальной жизни этот обычай зафиксирован Джеймсом Фрэзером в его многотомном труде «Золотая ветвь: Исследование магии и религии». В частности Фрэзер писал о девушках, живущих в мужских домах на островах Палау, следующее; «Во время своей службы она должна держать помещение дома в чистоте и следить за огнём. Мужчины обращаются с ней хорошо, и её насильно не принуждают оказывать своё расположение. Девушка живет в особом помещении при доме. Обращение с ней рыцарское. Ни один из юношей не дерзнет войти к ней в помещение. Она обильно снабжается пищей, юноши заботятся о предметах роскоши для неё. Ей приносят орехи бетеля и табак».

Экранизации[ | ]

Кадр из одноимённого мультфильма. 1951 год

  • Сказка о спящей царевне и семи богатырях — немой фильм 1914 года. Режиссёр Пётр Чардынин
  • Киностудия «Союзмультфильм», Москва, 1951. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сценарий И. Иванова-Вано, Ю. Олеши, музыка Ю. Никольского.
  • Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1978. Осенние колокола. Сценарий Александра Володина, режиссёр Владимир Гориккер.
  • С 1990 года на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской Консерватории исполняется опера Виктора Плешака «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (по одноименной сказке Пушкина). Режиссёр-постановщик Виктор Битюцких, дирижёр-постановщик Владимир Попов.

Примечания[ | ]

  1. История возникновения и сюжет // Стилистический анализ сказки А.С. Пушкина на примере: «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»
  2. В. Я. Пропп
    . Исторические корни волшебной сказки. — М: Лабиринт, 1998, ISBN 5-87604-034-7, ISBN 978-5-87604-034-3
  3. А. Н. Афанасьев.
    Народные русские сказки. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. — Т. 2. — С. 123—133. — 150 000 экз.
  4. яз.
    Сказки Александра Сергеевича Пушкина
    (неопр.)
    .
    лукошко
    . lukoshko.net (11.11). Дата обращения 12 ноября 2020.
  5. Волшебное зеркало: сказки Восточной Африки. — М.: Детская литература, 1980. — С. 31—46.

Проект «Бродячий сюжет» о спящей царевне

Слайд 1

Тема: « Бродячий сюжет» о спящей царевне Выполнила: ученица 5 класса «Г» Мардарь Анастасия Руководитель: Литвинова Е.В. ГБОУ Гимназия №1748 «Вертикаль»

Слайд 2

Типология проекта Проект- творческий Предметная область- литература Актуальность — при чтении сказок встречается что-то общее в сюжете.

Слайд 3

Проблема: какие «бродячие сюжеты» встречаются в разных сказках о спящей царевне? Цель: сопоставить сказки разных авторов разных стран и определить наличие «бродячего сюжета» о спящей царевне.

Слайд 4

Бродячий сюжет- это сюжет, составляющий основу устного или письменного произведения, повторяющийся в фольклоре и поэтическом творчестве разных народов и в разные эпохи

Слайд 5

Объект исследования: образ спящей царевны в следующих произведениях: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 6

Ход проекта: 1. Внимательное прочтение текста предложенных сказок. 2. Анализ текста каждой сказки (по плану). 3. Формулировка вывода о сходстве и различии сказок, т.е. о наличии или отсутствии «бродячего сюжета». 4. Создание реального продукта — современной сказки с «бродячим сюжетом» о спящей царевне.

Слайд 7

План анализа текста Сравнение сюжетов: Пир; Предсказание о ребёнке; Добрые феи; Злая чародейка; Веретено; Волшебный сон; Принц; Концовка- торжество добра и справедливости

Слайд 8

Годы создания произведений: Ш. Перро «Спящая красавица»-1697 год Братья Гримм «Шиповник»-1810 год Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»-1812 год В. А. Жуковский «Спящая царевна»-1831 год А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»-1833 год Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 9

Сравнение сюжета Пир Праздновали: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм«Шиповник» Не праздновали: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой Царевне и 7 богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и 7 Гномов» Русская народная «Волшебное зеркальце»

Слайд 10

Сравнение сюжета Предсказание о ребёнке Было: В.А. Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Ш. Перро «Спящая красавица» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 11

Сравнение сюжета Добрые феи Были: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш.Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не были: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Русская народная сказка «волшебное зеркальце»

Слайд 12

Сравнение сюжета Злая чародейка Была: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не была: Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 13

Сравнение сюжета Веретено Было: В.А.Жуковский «Спящая царевна» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Не было: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 14

Сравнение сюжета Волшебный сон Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце»

Слайд 15

Сравнение сюжета Принц Был: В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов» Ш. Перро «Спящая красавица» Русская народная сказка «волшебное зеркальце» Не был: Братья Гримм «Шиповник»

Слайд 16

Сравнение сюжета Концовка- торжество добра и справедливости В. А. Жуковский «Спящая царевна» А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Ш. Перро «Спящая красавица» Братья Гримм «Шиповник» Русская народная сказка «Волшебное зеркальце» Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Слайд 17

Результат: Сопоставив сказки разных авторов и народов, можно сделать вывод, что «бродячий сюжет» о спящей царевне проявляет себя во всех сказках в следующем: Главные героини-царевны или принцессы; Месть злых чародеек; Мотив волшебного сна; Избавляют девушек от сна принцы или королевичи Концовка – торжество добра и справедливости

Слайд 18

Вывод: Цель работы достигнута, доказано наличие «бродячего сюжета» в сказках о спящей царевне

Слайд 19

Использованные ресурсы dic.academic .ru -словарь литературоведческих терминов lukoshko .net — тексты сказок

Слайд 20

Реальный продукт Моя сказка о спящей красавице

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник – вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.) – щёки.

Чело (устар.) – лоб.

Очи (устар.) – глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

  1. Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
  2. Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
  3. Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе

План урока:

  1. Оргмомент ( 2 мин.)
  2. Проверка д/з. (5 мин.)
  3. Объяснение нового материала ( 26мин.)
  4. Подведение итогов (3 мин.)
  5. Мотивирование и объяснение оценок (2 мин.)
  6. Задание на дом (2 мин.)

Оборудование: Компьютерная презентация по изучаемой теме, портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского « Спящая царевна», ответить на вопросы учебника (ст. 65, вопросы №2-5)

Ход урока

I. Оргмомент.
Сообщение темы. Целевая установка на урок.
II. Проверка д/з (фронтальный опрос).
Учитель – Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
Чем он прославился? (слайд №4)
III. Объяснение нового материала.
Учитель Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Учащиеся Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Учитель Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Учащиеся Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь) (Слайд 5)
Учитель К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли? (Слайд 6)
Учащиеся Волшебной
Учитель Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
Учащиеся · Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского. (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия)
Учитель – С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила? (слайд 7)
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

Учащиеся А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!» (Слайд 7)
Учитель говорит о главных и второстепенных героях.
Учитель – Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне (Слайд 8)

(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель – Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Учащиеся Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Учитель – Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске) (Слайд 9)

Сходство Различие
1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр
Выразительное чтение сказки
Учитель Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? ( 2-3 ученика читают эпизоды)
IV. Подведение итогов.
Учитель Можно ли сказать , что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Учащиеся (Звучат ответы)
Учитель Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.

Рефлексия:

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? (Слайд 10)

V. Мотивирование и объяснение оценок.
VI. Задание на дом.
прочитать сказку В.А. Жуковского « Три пояса» (учебник-хрестоматия, часть I, стр. 100-113).
Индивидуальное задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна»

Использованная литература:

  1. Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
  2. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
  3. «Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
  4. Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
  5. Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.

Интернет-ресурсы:

  • zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
  • www.zhukovskiy.net.ru
  • www.a4format.ru
  • hrono.ru/biograf/bio_zh/zhukovski_va.php

Тема урока: В.А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

Тип урока: комбинированный.

Цели деятельности учителя: рассказать об отличиях народной сказки от литературной; познакомить с произведением «Спящая царевна», идеей литературной сказки; показать роль композиции в понимании смысла произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать сюжет сказки, уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить отличительные черты народной сказки от литературной.

Метапредметные УУД:

Личностные: ученик осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует совместно с учителем, одноклассниками необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Оборудование: Компьютерная презентация, иллюстрации к сказке «Спящая царевна», дидактический материал, кроссворд.

Предварительное задание: Прочитать сказку Жуковского «Спящая царевна».

Ход урока

  1. Орг. момент

Учебник на столе у вас?
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

— Ребята, посмотрите вокруг,  что необычного у нас в классе? (расклеены картинки с сюжетами, героями сказок)

— Сделайте вывод, о каком литературном жанре мы сегодня будем говорить? (сказка)

— А кто – то узнал мелодию, которая звучала в начале урока? («В гостях у сказки». С 1976 года  с этой мелодии начиналась замечательная передача. Ведущая Валентина Михайловна Леонтьева. Каждая передача сопровождалась сказкой или детским фильмом, игрой или захватывающей мультипликационной историей.

— Крупнейшие русские писатели от А.С. Пушкина до М. Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности. Сказки не знают непоправимых несчастий. Герои всегда победители, Зло наказывается, Добро побеждает.

    Давайте отгадаем тему сегодняшнего урока. За каждый правильный ответ, я даю вам пазл, который складывают в одну картину 2 человека на доске.

ВОПРОСЫ на повторение (жанры УНТ):

  1. Труд кормит, а лень портит. (пословица)
  2. Спи младенец мой прекрасный… (колыбельная)
  3. — Ладушки, ладушки, где были? – У бабушки. (потешка)
  4. На золотом крыльце сидели (считалка)

— Как вы думаете, иллюстрация к какой сказке здесь изображена? И  её автор?

Тема нашего урока: В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна».

Постановка учебной задачи

— Сформулируйте цель урока, учебную задачу.  К какому слову можно поставить вопрос? Жуковский? Сказка? Спящая царевна? (Спящая царевна – это сказка?)

  1. Знакомство с новым материалом

      На прошлом уроке мы познакомились с личностью Жуковского и с его балладой «Кубок». Давайте  проверим, насколько хорошо мы усвоили материал.

Верные – неверные выражения

Верно ли, что

  1. Жуковский родился в Тульской губернии. +
  2. Жуковский очень дорожил дружбой с Пушкиным. +
  3. Баллада – это рассказ с напряжённым сюжетом на историческую тему —
  4. «Спящая царевна» была написана Жуковским в период его состязания с Пушкиным на лучшую сказку. +

Самопроверка со слайда.

— Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?

   Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.

   — Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок.

   Литературная сказка – это литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки.

— Назовите, какие виды сказок мы знаем? К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? Почему?

Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы

— Дома вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна».  Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

 — Обратимся к сюжету и композиции сказки: найдем зачин и концовку,  обратим внимание на то, как развивается сюжет  (мотив нарушения запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение).
А теперь поговорим о сказочных героях.  Кто герои сказки? Наделены ли они именами?

МАТВЕЙ — Божий человек (древнеевр.).
Именины: 18 октября — Преподобный Матвей прозорливый, молитвами исцелял больных в Киево-Печерской лавре. По значению совпадает с именами Иван и Федор. В церковной традиции — Матфей.


– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила?
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?

– Назовите основные черты царя Матвея, царевны, царского сына?
(Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами, характерными для героев народной сказок).


3.Работа над выделением  выразительных средств

— Найдите в сказке эпитеты, употребленные В.А. Жуковским традиционные для народных сказок: добрый царь, знатный пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, дремучий лес, сон волшебный, руки белые, кудри черные.

Практическая работа с элементами исследования

Задание для группы:

    Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»

Задание  индивидуальное:

Творческое

Подберите иллюстрации, наклейте их в нашу книжку, оформите обложку.

— Какие волшебные предметы встречаются нам в сказке Жуковского? (веретено)

– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?

Работа в группах, обсуждение.
(По мере ответов на вопросы учитель заполняет таблицу на доске)

Сходство

Различие

1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы

1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр


КРОССВОРД

Подведение итогов. Рефлексия.

— Почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?

— Жуковский, создавая свою сказку,  опирался на народную?  Как вы думаете, ему удалось создать совершенно оригинальное, самостоятельное произведение?

А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

— Как звучит проблемный вопрос урока? Мы ответили на него?

— Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? (выставление оценок)

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
Как здорово, что в сказках все сложно и несложно,
Конец у них счастливый, недолгая беда.
А то, что необычно, и то, что невозможно,
Обычным и возможным становится всегда.
  Читайте сказки. И верьте, что добро всегда побеждает зло.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей все нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зеленом берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползет к ней рак;

Он сказал царице так:

«Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь свою печаль;

Понесешь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь».

«Благодарствуй, добрый рак;

Не ждала тебя никак…»

Но уж рак уполз в ручей,

Не слыхав ее речей.

Он, конечно, был пророк;

Что сказал — сбылося в срок:

Дочь царица родила.

Дочь прекрасна так была,

Что ни в сказке рассказать,

Ни пером не описать.

Вот царем Матвеем пир

Знатный дан на целый мир;

И на пир веселый тот

Царь одиннадцать зовет

Чародеек молодых;

Было ж всех двенадцать их;

Но двенадцатой одной,

Хромоногой, старой, злой,

Царь на праздник не позвал.

Отчего ж так оплошал

Наш разумный царь Матвей?

Было то обидно ей.

Так, но есть причина тут:

У царя двенадцать блюд

Драгоценных, золотых

Было в царских кладовых;

Приготовили обед;

А двенадцатого нет

(Кем украдено оно,

Знать об этом не дано).

«Что ж тут делать? — царь сказал. —

Так и быть!» И не послал

Он на пир старухи звать.

Собралися пировать

Гости, званные царем;

Пили, ели, а потом,

Хлебосольного царя

За прием благодаря,

Стали дочь его дарить:

«Будешь в золоте ходить;

Будешь чудо красоты;

Будешь всем на радость ты

Благонравна и тиха;

Дам красавца жениха

Я тебе, мое дитя;

Жизнь твоя пройдет шутя

Меж знакомых и родных…»

Словом, десять молодых

Чародеек, одарив

Так дитя наперерыв,

Удалились; в свой черед

И последняя идет;

Но еще она сказать

Не успела слова — глядь!

А незваная стоит

Над царевной и ворчит:

«На пиру я не была,

Но подарок принесла:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своем

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрешь во цвете лет!»

Проворчавши так, тотчас

Ведьма скрылася из глаз;

Но оставшаяся там

Речь домолвила: «Не дам

Без пути ругаться ей

Над царевною моей;

Будет то не смерть, а сон;

Триста лет продлится он;

Срок назначенный пройдет,

И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца».

Скрылась гостья. Царь грустит;

Он не ест, не пьет, не спит:

Как от смерти дочь спасти?

И, беду чтоб отвести,

Он дает такой указ:

«Запрещается от нас

В нашем царстве сеять лен,

Прясть, сучить, чтоб веретен

Духу не было в домах;

Чтоб скорей как можно прях

Всех из царства выслать вон».

Царь, издав такой закон,

Начал пить, и есть, и спать,

Начал жить да поживать,

Как дотоле, без забот.

Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет;

Вот уж ей пятнадцать лет…

Что-то, что-то будет с ней!

Раз с царицею своей

Царь отправился гулять;

Но с собой царевну взять

Не случилось им; она

Вдруг соскучилась одна

В душной горнице сидеть

И на свет в окно глядеть.

«Дай, — сказала наконец, —

Осмотрю я наш дворец».

По дворцу она пошла:

Пышных комнат нет числа;

Всем любуется она;

Вот, глядит, отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Всходит вверх и видит — там

Старушоночка сидит;

Гребень под носом торчит;

Старушоночка прядет

И за пряжею поет:

«Веретенце, не ленись;

Пряжа тонкая, не рвись;

Скоро будет в добрый час

Гостья жданная у нас».

Гостья жданная вошла;

Пряха молча подала

В руки ей веретено;

Та взяла, и вмиг оно

Укололо руку ей…

Все исчезло из очей;

На нее находит сон;

Вместе с ней объемлет он

Весь огромный царский дом;

Все утихнуло кругом;

Возвращаясь во дворец,

На крыльце ее отец

Пошатнулся, и зевнул,

И с царицею заснул;

Свита вся за ними спит;

Стража царская стоит

Под ружьем в глубоком сне,

И на спящем спит коне

Перед ней хорунжий сам;

Неподвижно по стенам

Мухи сонные сидят;

У ворот собаки спят;

В стойлах, головы склонив,

Пышны гривы опустив,

Кони корму не едят,

Кони сном глубоким спят;

Повар спит перед огнем;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

И окрестность со дворцом

Вся объята мертвым сном;

И покрыл окрестность бор;

Из терновника забор

Дикий бор тот окружил;

Он навек загородил

К дому царскому пути:

Долго, долго не найти

Никому туда следа —

И приблизиться беда!

Птица там не пролетит,

Близко зверь не пробежит,

Даже облака небес

На дремучий, темный лес

Не навеет ветерок.

Вот уж полный век протек;

Словно не жил царь Матвей —

Так из памяти людей

Он изгладился давно;

Знали только то одно,

Что средь бора дом стоит,

Что царевна в доме спит,

Что проспать ей триста лет,

Что теперь к ней следу нет.

Много было смельчаков

(По сказанью стариков),

В лес брались они сходить,

Чтоб царевну разбудить;

Даже бились об заклад

И ходили — но назад

Не пришел никто. С тех пор

В неприступный, страшный бор

Ни старик, ни молодой

За царевной ни ногой.

Время ж все текло, текло;

Вот и триста лет прошло.

Что ж случилося? В один

День весенний царский сын,

Забавляясь ловлей, там

По долинам, по полям

С свитой ловчих разъезжал.

Вот от свиты он отстал;

И у бора вдруг один

Очутился царский сын.

Бор, он видит, темен, дик.

С ним встречается старик.

С стариком он в разговор:

«Расскажи про этот бор

Мне, старинушка честной!»

Покачавши головой,

Все старик тут рассказал,

Что от дедов он слыхал

О чудесном боре том:

Как богатый царский дом

В нем давным-давно стоит,

Как царевна в доме спит,

Как ее чудесен сон,

Как три века длится он,

Как во сне царевна ждет,

Что спаситель к ней придет;

Как опасны в лес пути,

Как пыталася дойти

До царевны молодежь,

Как со всяким то ж да то ж

Приключалось: попадал

В лес, да там и погибал.

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор,

И в одно мгновенье там.

Что ж явилося очам

Сына царского? Забор,

Ограждавший темный бор,

Не терновник уж густой,

Но кустарник молодой;

Блещут розы по кустам;

Перед витязем он сам

Расступился, как живой;

В лес въезжает витязь мой:

Всё свежо, красно пред ним;

По цветочкам молодым

Пляшут, блещут мотыльки;

Светлой змейкой ручейки

Вьются, пенятся, журчат;

Птицы прыгают, шумят

В густоте ветвей живых;

Лес душист, прохладен, тих,

И ничто не страшно в нем.

Час, другой; вот наконец

Перед ним стоит дворец,

Зданье — чудо старины;

Ворота отворены;

В ворота въезжает он;

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит;

Тот не двигаясь идет;

Тот стоит, раскрывши рот,

Сном пресекся разговор,

И в устах молчит с тех пор

Недоконченная речь;

Тот, вздремав, когда-то лечь

Собрался, но не успел:

Сон волшебный овладел

Прежде сна простого им;

И, три века недвижим,

Не стоит он, не лежит

И, упасть готовый, спит.

Изумлен и поражен

Царский сын. Проходит он

Между сонными к дворцу;

Приближается к крыльцу:

По широким ступеням

Хочет вверх идти; но там

На ступенях царь лежит

И с царицей вместе спит.

Путь наверх загорожен.

«Как же быть? — подумал он. —

Где пробраться во дворец?»

Но решился наконец,

И, молитву сотворя,

Он шагнул через царя.

Весь дворец обходит он;

Пышно все, но всюду сон,

Гробовая тишина.

Вдруг глядит: отворена

Дверь в покой; в покое том

Вьется лестница винтом

Вкруг столба; по ступеням

Он взошел. И что же там?

Вся душа его кипит,

Перед ним царевна спит.

Как дитя, лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет ее ланит,

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи темныя темней,

Заплетенные косой

Кудри черной полосой

Обвились кругом чела;

Грудь как свежий снег бела;

На воздушный, тонкий стан

Брошен легкий сарафан;

Губки алые горят;

Руки белые лежат

На трепещущих грудях;

Сжаты в легких сапожках

Ножки — чудо красотой.

Видом прелести такой

Отуманен, распален,

Неподвижно смотрит он;

Неподвижно спит она.

Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнем

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И ее поцеловал.

Вмиг проснулася она;

И за нею вмиг от сна

Поднялося все кругом:

Царь, царица, царский дом;

Снова говор, крик, возня;

Все как было; словно дня

Не прошло с тех пор, как в сон

Весь тот край был погружен.

Царь на лестницу идет;

Нагулявшися, ведет

Он царицу в их покой;

Сзади свита вся толпой;

Стражи ружьями стучат;

Мухи стаями летят;

Приворотный лает пес;

На конюшне свой овес

Доедает добрый конь;

Повар дует на огонь,

И, треща, огонь горит,

И струею дым бежит;

Всё бывалое — один

Небывалый царский сын.

Он с царевной наконец

Сходит сверху; мать, отец

Принялись их обнимать.

Что ж осталось досказать?

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

СХОДСТВО

Идея – добро побеждает зло.
Типичные герои.
Построение: зачин, развитие действия, концовка.
Употребление устойчивых выражений.
Волшебные «заколдованные» предметы.

РАЗЛИЧИЕ

Автор.

Более разнообразные приключения.
Стихотворная речь.
Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»).
Жанр.

1.

Ж

2.

У

3.

К

4.

О

5.

В

6.

С

7.

К

8.

И

9.

Й

  1. Веретенце не ленись, …?…тонкая не рвись.
  2. В царской армии казачий офицерский чин.
  3. Кто предсказал царице, что у неё родится дочь.
  4. Чего не оказалось двенадцатым по счёту в царской кладовой, из – за чего и не была приглашена двенадцатая чародейка
  5. Имя царя.
  6. Сколько длился сон царевны и всего царства.
  7. Друг Жуковского, его ученик, «соперник» в написании сказок.
  8. Художественное определение предмета.
  9. Что разбудило царевну от долгого сна.

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

  • Главная мысль рассказа долг э шим ответы
  • Главная мысль рассказа дневник коли синицына
  • Главная мысль рассказа дикий помещик
  • Главная мысль рассказа джек поводырь 4 класс
  • Главная мысль рассказа детство толстой для читательского дневника