Гиппократов сборник содержит сочинение эпидемии в котором описаны

24 июня, 2019 г. 12:20

Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:

1. «Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная мысль). В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».

2. «Прогностика» (от греч. «prognosis» — предвидение, предсказание). В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

3. «Эпидемии» (от греч. «epidemia» — повальная болезнь). Под словом «эпидемии» в древней Греции понимали не инфекционные, заразные заболевания, а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.

4. «О воздухах, водах и местностях». Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.

Исторические параллели:

В «Каноне внутреннем» («Хуанди нэйцзин», III в. до н.э) — одном из древнейших произведений китайской медицины, содержится глава, представляющая собой интересную параллель к сочинению «О воздухе, водах и местностях» из «Гиппократова сборника». В ней рассмотрено влияние естественных факторов — климатических условий, характера воды и пищи на здоровье и болезни людей. «Силы местностей», по мнению автора, определяют характер болезней. Так, например, для людей восточных областей Китая, основной пищей которых являются рыба и соль, характерной болезнью будут язвы, поскольку частое употребление соли вредит крови. Автор другого медицинского сочинения Древнего Китая рассуждает о влиянии воды на состояние здоровья жителей местности: «Там, где вода легкая, много людей с лишаем и злокачественными опухолями; там, где вода тяжелая, много людей с опухшими ногами и неспособных передвигаться; там, где вода сладкая, много стройных и красивых людей; там, где вода горчит, много людей с неизлечимыми язвами; там, где вода горькая, много уродливых и горбатых людей».

Согласно преданию, легендарный древнеиндийский врачДживака посоветовал своему пациенту сменить место жительства, чтобы избавиться от хронического заболевания. Эта перемена оказалась благотворной. Известный индийский врач Сушрута упоминал среди причин болезней не только «внутренние», но и «внешние» обстоятельства, в том числе — климат, свойства воды и воздуха.

«Гиппократов сборник» содержит сочинения по врачебной этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». Указывая прежде всего на то, что лечить следует не болезнь, а больного, они говорят о необходимости помнить главное: «прежде всего не вредить». Позже этот тезис получил широкое распространение в латинской медицинской литературе: «Primum поп посеге». Врачу должны быть свойственны «презрение к деньгам, совестливость, скромность… решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку». Он должен делать свое дело «спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях, приказывая с веселым и ясным взором то, что следует делать, и отвращая больного от его пожеланий с настойчивостью и строгостью». Знаменитую «Клятву» до сих пор называют «Клятва Гиппократа». И сегодня в каждой стране существует «Клятва», которую приносят врачи после окончания обучения врачебному искусству. В Древней Греции она, с одной стороны, была гарантией высоких нравственных качеств врача, а с другой — обеспечивала содействие богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей — Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости наказания врача, нарушившего клятву:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать в его нуждах…

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всего намеренного, несправедливого и пагубного…

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему эту клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Эту клятву принято называть именем Гиппократа не потому, что он был её автором (она переходила в устной форме от одного поколения к другому и в основных чертах была создана до Гиппократа), но в его честь. Гиппократ не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Исторические параллели:

Во многих странах Древнего Востока существовали священные тексты, которые предписывали врачам наличие высоких моральных качеств. В Древней Индии была врачебная проповедь, подобная греческой клятве Гиппократа. Учитель врачевания в медицинских школах Таксиля, Бенареса и других городов Индии произносил ее перед своими учениками на торжественной церемонии, посвященной окончанию семилетнего обучения. Эта проповедь приведена в трактате «Чарака-самхита»: «Вы должны всей душой стремиться к исцелению больного. Вы не должны предавать своих больных даже ценою собственной жизни… Вы не должны пьянствовать, не должны творить зло или иметь злых товарищей… Когда вы идете в дом больного, вы должны направить свои слова, мысли, разум и чувства ни к чему иному, как к своему больному и его лечению… Ни о чем из того, что происходит в доме больного человека, не следует говорить никому, кто, пользуясь полученными знаниями, мог бы навредить больному».

А вот документ XII в., «Моление исцелителя», составленное знаменитым врачом и философом Моисеем Маймонидом: «Сделай так, чтобы душа твоя прониклась любовью к искусству. Сосредоточь свой ум у ложа больного, дабы припомнить все, чему научили тебя твой опыт и знание. Сделай, чтобы больные прониклись к тебе доверием, к тебе и к твоему искусству… Отгони от них шарлатанов, удали ненужных советчиков, которые думают, что они все знают… Обрети силу, волю и обстоятельства расширять свои знания…Искусство безгранично, но ум человеческий беспрестанно проникает в него все дальше и дальше.»

Парацельс, один из великих врачей XVI в., считал этику (лат. «Virtus») одной из основ медицины. В его время это звучало весьма актуально: врачи иногда принимали участие в казнях и пытках во время судов инквипаиш. •< Врач не смеет быть лицемером, старой бабой, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком, — писал Парацельс — … сила врача — в его сердце, работа его должна руководиться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; величайшая основа лекарства — любовь».

В XVII столетии во многих странах Европы были учреждены врачебные коллегии, на которые был возложен контроль за поведением врачей. Эти учреждения имели право не только лишать врачебной практики недостойных людей, но и исключать их из врачебного сословия.

Первый
сборник сочинений древнегреческих
врачей, «Гиппократов сборник», был
составлен через много лет после смерти
Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно,
какая часть этих трудов принадлежит
ученикам Гиппократа, какая — ему самому:
по традиции того времени врачи не
подписывали своих сочинений. Труды, в
которых отражены медицинские представления
греков, объединены именем Гиппократа.
По свидетельству античных историков,
«книги, написанные Гиппократом, всем
соприкасающимся с врачебной наукой
известны и ценятся как глас бога, а не
как исходящие из уст человеческих».

Большинство
исследователей считают, что самые
выдающиеся работы «Гиппократова
сборника» принадлежат самому Гиппократу.
Назовем некоторые из них:

1.
«Афоризмы» (от греч. «aphorismos» — законченная
мысль). В них собраны наставления по
лечению болезней. Начинаются «Афоризмы»
известными словами: «Жизнь коротка,
путь искусства долог, удобный случай
скоропреходящ, опыт обманчив, суждение
трудно. Поэтому не только сам врач должен
употреблять в дело все, что необходимо,
но и больной, и окружающие, и все внешние
обстоятельства должны способствовать
врачу в его деятельности».

2.
«Прогностика» (от греч. «prognosis» —
предвидение, предсказание). В этом
сочинении подробно описаны элементы,
составляющие прогноз заболевания
(наблюдение, осмотр и опрос больного),
изложены основы наблюдения и лечения
у постели больного.

3.
«Эпидемии» (от греч. «epidemia» — повальная
болезнь). Под словом «эпидемии» в
древней Греции понимали не инфекционные,
заразные заболевания, а такие, которые
были широко распространены и особенно
часто встречались в той или иной
местности.

4.
«О воздухах, водах и местностях». Это
первое дошедшее до нас медицинское
сочинение греков, в котором рассматриваются
причины возникновения болезней в
зависимости от конкретных свойств
окружающей природы. Считалось, что место
проживания человека (юг, восток,
высокогорье, плодородная долина,
болотистая местность и т.д.) определяют
его характер и телосложение, а также
склонность к определенным болезням.

Исторические
параллели:

В
«Каноне внутреннем» («Хуанди нэйцзин»,
III в. до н.э) — одном из древнейших
произведений китайской медицины,
содержится глава, представляющая собой
интересную параллель к сочинению «О
воздухе, водах и местностях» из
«Гиппократова сборника». В ней рассмотрено
влияние естественных факторов —
климатических условий, характера воды
и пищи на здоровье и болезни людей. «Силы
местностей», по мнению автора, определяют
характер болезней. Так, например, для
людей восточных областей Китая, основной
пищей которых являются рыба и соль,
характерной болезнью будут язвы,
поскольку частое употребление соли
вредит крови. Автор другого медицинского
сочинения Древнего Китая рассуждает о
влиянии воды на состояние здоровья
жителей местности: «Там, где вода легкая,
много людей с лишаем и злокачественными
опухолями; там, где вода тяжелая, много
людей с опухшими ногами и неспособных
передвигаться; там, где вода сладкая,
много стройных и красивых людей; там,
где вода горчит, много людей с неизлечимыми
язвами; там, где вода горькая, много
уродливых и горбатых людей».

Согласно
преданию, легендарный древнеиндийский
врачДживака посоветовал своему пациенту
сменить место жительства, чтобы избавиться
от хронического заболевания. Эта перемена
оказалась благотворной. Известный
индийский врач Сушрута упоминал среди
причин болезней не только «внутренние»,
но и «внешние» обстоятельства, в том
числе — климат, свойства воды и воздуха.

«Гиппократов
сборник» содержит сочинения по врачебной
этике: «Клятва», «Закон», «О враче», «О
благоприличном поведении» и «Наставления».
Указывая прежде всего на то, что лечить
следует не болезнь, а больного, они
говорят о необходимости помнить главное:
«прежде всего не вредить». Позже этот
тезис получил широкое распространение
в латинской медицинской литературе:
«Primum поп посеге». Врачу должны быть
свойственны «презрение к деньгам,
совестливость, скромность… решительность,
опрятность, изобилие мыслей, знание
всего того, что полезно и необходимо
для жизни, отвращение к пороку». Он
должен делать свое дело «спокойно и
умело, скрывая от больного многое в
своих распоряжениях, приказывая с
веселым и ясным взором то, что следует
делать, и отвращая больного от его
пожеланий с настойчивостью и строгостью».
Знаменитую «Клятву» до сих пор называют
«Клятва Гиппократа». И сегодня в каждой
стране существует «Клятва», которую
приносят врачи после окончания обучения
врачебному искусству. В Древней Греции
она, с одной стороны, была гарантией
высоких нравственных качеств врача, а
с другой — обеспечивала содействие
богов (Аполлона, Асклепия и его дочерей
— Гигиеи и Панакеи) в случае необходимости
наказания врача, нарушившего клятву:

«Клянусь
Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и
Панакеей и всеми богами и богинями, беря
их в свидетели, исполнять честно,
соответственно моим силам и моему
разумению, следующую присягу и письменное
обязательство: считать научившего меня
врачебному искусству наравне с моими
родителями, делиться с ним своими
достатками и в случае надобности помогать
в его нуждах…

Я
направляю режим больных к их выгоде
сообразно с моими силами и моим разумением,
воздерживаясь от причинения всякого
вреда и несправедливости. Я не дам никому
просимого у меня смертельного средства
и не покажу пути для подобного замысла…В
какой бы дом я ни вошел, я войду туда для
пользы больного, будучи далёк от всего
намеренного, несправедливого и
пагубного…

Что
бы при лечении — а также и без лечения
— я ни увидел или ни услышал касательно
жизни людской из того, что не следует
когда-либо разглашать, я умолчу о том,
считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо
выполняющему эту клятву, да будет дано
счастье в жизни и в искусстве и слава у
всех людей на вечные времена; преступающему
же и дающему ложную клятву да будет
обратное этому».

Эту
клятву принято называть именем Гиппократа
не потому, что он был её автором (она
переходила в устной форме от одного
поколения к другому и в основных чертах
была создана до Гиппократа), но в его
честь. Гиппократ не был «отцом медицины»,
которая в течение тысячелетий существовала
до него, но он был главой выдающейся
врачебной школы, олицетворявшей лучшие
достижения древнегреческой медицины
классического периода.

Исторические
параллели:

Во
многих странах Древнего Востока
существовали священные тексты, которые
предписывали врачам наличие высоких
моральных качеств. В Древней Индии была
врачебная проповедь, подобная греческой
клятве Гиппократа. Учитель врачевания
в медицинских школах Таксиля, Бенареса
и других городов Индии произносил ее
перед своими учениками на торжественной
церемонии, посвященной окончанию
семилетнего обучения. Эта проповедь
приведена в трактате «Чарака-самхита»:
«Вы должны всей душой стремиться к
исцелению больного. Вы не должны предавать
своих больных даже ценою собственной
жизни… Вы не должны пьянствовать, не
должны творить зло или иметь злых
товарищей… Когда вы идете в дом больного,
вы должны направить свои слова, мысли,
разум и чувства ни к чему иному, как к
своему больному и его лечению… Ни о чем
из того, что происходит в доме больного
человека, не следует говорить никому,
кто, пользуясь полученными знаниями,
мог бы навредить больному».

А
вот документ XIIв., «Моление исцелителя»,
составленное знаменитым врачом и
философом Моисеем Маймонидом: «Сделай
так, чтобы душа твоя прониклась любовью
к искусству. Сосредоточь свой ум у ложа
больного, дабы припомнить все, чему
научили тебя твой опыт и знание. Сделай,
чтобы больные прониклись к тебе доверием,
к тебе и к твоему искусству… Отгони от
них шарлатанов, удали ненужных советчиков,
которые думают, что они все знают…
Обрети силу, волю и обстоятельства
расширять свои знания…Искусство
безгранично, но ум человеческий
беспрестанно проникает в него все дальше
и дальше.»

Парацельс,
один из великих врачей XVI в., считал этику
(лат. «Virtus») одной из основ медицины. В
его время это звучало весьма актуально:
врачи иногда принимали участие в казнях
и пытках во время судов инквипаиш. •<
Врач не смеет быть лицемером, старой
бабой, мучителем, лжецом, легкомысленным,
но должен быть праведным человеком, —
писал Парацельс — … сила врача — в его
сердце, работа его должна руководиться
Богом и освещаться естественным светом
и опытностью; величайшая основа лекарства
— любовь».

В
XVII столетии во многих странах Европы
были учреждены врачебные коллегии, на
которые был возложен контроль за
поведением врачей. Эти учреждения имели
право не только лишать врачебной практики
недостойных людей, но и исключать их из
врачебного сословия.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Гиппократ и Гиппократов сборник

Курсовая работа

По истории медицины

Гиппократ и Гиппократов сборник

Введение

медицина гиппократ сборник

Любой врач в каждой стране, впервые осуществляя профессиональную деятельность, принимает клятву верности и чести своему должностным обязанностям, известную под названием «Клятва Гиппократа». Истоки этого важного события имеют глубокие корни. По преданиям, эту клятву составил знаменитый врач античных времен Гиппократ. Его принято считать «отцом медицины», согласно тем же преданиям, он автор около 70 сочинений, содержащих разные медицинские и нравственные наставления. Имя Гиппократа со временем стало символом высокого профессионализма врача. Его наследие оказало огромное влияние на развитие европейской медицинской науки.

Без сомнения Гиппократа можно охарактеризовать как человека большого, пытливого и наблюдательного ума, он сумел придать медицине научный подход, внести в медицину того времени множество новых понятий и методик лечения. Косская школа медицины под его управлением стала лучшей в Элладе.

В современном мире Гиппократ и его работы могут служить примером для юных медиков, то, что о нем известно, дает понятие о его жизни и о нем как о человеке.

Для написания данной работы было изучено и использовано большое количество литературных источников, на основании которых была написана данная работа.

Целью данной работы является изучение и ознакомление с Гиппократом и его вкладом в медицину.

Задачи:

. Ознакомится с биографическими данными жизни Гиппократа;

. Изучить круг деятельности Гиппократа;

. Охарактеризовать разделы Гиппократова сборника;

. Изучить раздел «Афоризмы» гипократоского сборника.

Предмет исследования: история медицины древней Греции.

Объект исследования: Гиппократ и Гиппократов сборник.

1. Гиппократ в истории медицины древней Греции

.1 Краткая характеристика биографии Гиппократа

Гиппократ жил около 460 г. до н.э. до 377г. н.э., на острове Кос, по итогам жизни его можно обозначить как врача, философа, реформатора медицины и естествоиспытателя.

Труды Гиппократа стали основой развития клинической медицины, в них есть не свойственное тому времени, представление о целостности организма, взаимосвязи одного органа с другим. В целом Гиппократ полагал, что индивидуальный подход к больному более эффективен общего, так же дал медицине понятие об анамнезе, ввел учение о темпераментах, прогнозе, этиологии. Гиппократ сам собой являет образец высокого морального облика, этики врача, Клятва Гиппократа стала основой принимающихся обязательств врачей современности [1].

Родился Гиппократ в провинции Южные Спорады на архипелаге острова Кос, был сыном потомственного врача, свою родословную семья Гиппократа возводила к Греческому Богу медицины Асклепию. В течении жизни и по роду занятий Гиппократу приходилось много путешествовать, он был в Тавриде(Крым для древней Греции), Ливии, Малой Азии, а так же объездил всю тогдашнюю Грецию.

В целом история жизни Гиппократа плохо известна; существуют легенды и рассказы, имеющих отношение к его биографии, но они носят более повествовательный характер. Имя Гиппократа, подобно Гомеру, сделалось впоследствии собирательным именем, и многие сочинения из примерно семидесяти приписываемых ему, как выяснено в новейшее время, принадлежат другим авторам, преимущественно его сыновьям, врачам Фессалу и Дракону, и зятю Полибу. Гален признавал за Гиппократом подлинными 11, Галлер — 18, а Ковнер — несомненно, подлинными только 8 сочинений из Гиппократова кодекса [1, 5].

1.2 Косская школа медицины

Косская школа медицины Главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула обратились к Небросу с острова Кос и его сыну Хрисосу с просьбой закончить моровую язву, распространившуюся в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача не медля откликнулись на эту просьбу и начали свою работу, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Стремительное развитие и расцвет Косcкой школы по всей Элладе, неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, чье имя нам сейчас известно как Гиппократ. Косская школа медицины:

. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой.

. разрабатывала принцип наблюдения, и лечения у постели больного.

. развивала основы врачебной этики.

Если египтяне своими достижениями только предвосхитили медицину как науку, то искусство лечения больных в школе Гиппократа стало наукой благодаря методу, за которым стояло стремлении к естественному объяснению каждого явления, поиску его первопричины. Гиппократ имел свои, довольно жёсткие, но инновационные требования к врачам. Его интересовали объективные наблюдения за больными, систематическое и организованное описание различных заболеваний и рассмотрение человека как конкретного физического существа. Этот метод рационального упорядочивания фактов и научный подход к проблеме он взял у греческих философов [6].

Факт существования Клятвы Гиппократа говорит о том, что «гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных, опытных терапевтов, связавших друг друга строгими этическими нормами и разработанным кодексом.

Первые изучения о наложении повязок во время травм или иных болезнях — всё это является заслугой Гиппократа. Десмургия — методы наложения повязок. В данный момент в современной медицине также используются изученные им правила и разработки:

при наличии гноя обязательна его ликвидация;

нельзя подходить к людям, имеющим открытые раны, с грязными, не простерилизованными руками;

используемые повязки при их наложении могут быть как сухие, так и мокрые. В Древней Греции для смачивания повязок использовали вино, т.к. оно имеет антисептические свойства.

методом «чепчика Гиппократа», спустя почти 24 столетия до сих по перевязывают поврежденную голову.

предшественником современного ортопедического стола была скамья придуманная Гиппократом, на которой он лечил спины, вправлял вывихи и переломы. Лёжа на спине человеку делали растягивание (тракцию), специально вмонтированными лебёдками.

в области диагностики и лечения — Гиппократов метод искал причину заболевания. Лечение состояло в наблюдении за больным, созданием таких условий, при которых организм сам бы успешно боролся с болезнью. Заслуга Гиппократа также есть в определении стадий протекания различных заболеваний. Рассматривая болезнь как нечто протекающее, имеющее свою природу благоприятных и неблагоприятных условий, он ввёл понятие стадий болезни. Наиболее опасным моментом заболевания, согласно Гиппократу, есть «кризис». Во время, которого человек либо умирает, либо организм побеждал, после чего состояние больного улучшалось. При разного рода заболеваниях он выделял критические моменты — время от начала болезни, когда кризис был наиболее вероятным и опасным. Заслугой Гиппократа так же является описание методики обследования больных — аускультации и пальпации [7].

в области изучения влияния внешней среды на организм больного, утверждение Гиппократа состояло в том, что заболевание является последствием природных факторов, а не мистическим наказанием Богов, нарушения питания, привычек и характера жизни человека. В сборнике Гиппократа нет ни одного упоминания о мистическом характере в происхождении болезней.

1.3 Клятва Гиппократа

Клятва Гиппократа, её текст, знаком всем врачам (прил.). Как полагают некоторые ученые, текст этой клятвы лишь приписывается великому доктору, принадлежа при этом другому, менее известному целителю или вообще разным авторам. Однако, несомненно, то, что эти слова являются собой олицетворением доброты, гуманизма и человеколюбия, безукоризненной моральной чистоты и профессиональной беспристрастности, деликатную тактичность и готовность к самопожертвованию — все эти качества, которые в сознании всех неразрывно связаны с профессией врача, а значит и с тем, кого называют «отцом медицины» — с древнегреческим врачом Гиппократом.

Великая заслуга Гиппократа заключается в том, что он первый поставил медицину на научные основы, выведя из темного эмпиризма, и очистил от ложных философских теорий, зачастую противоречивших действительности.

Кроме другого греческого врача — Галена, жившего несколько позже Гиппократа, никто другой не смог оказать такого влияния на становление европейской медицины [2, 3].

2. Гиппократов сборник

.1 Раздел Афоризмы

«ЖИЗНЬ КОРОТКА, ПУТЬ ИСКУССТВА ДОЛОГ…» — такое начало имеет одна из наиболее известных работ Гиппократа «Афоризмы», вхожаяв, так называемый «Гиппократов сборник». Почему именно, так называемый? Потому, что ни осталось, ни одного подлинного документа, достоверно отдающего авторство Гиппократу или другим врачам Древней Греции. Так как, в то время врачи не имели привычки подписывать свои сочинения. Лишь больше 100 лет спустя после смерти Гиппократа — в III в. до н.э. — в Александрийское хранилище, по инициативе птолемеев, стали доставляться рукописи разных ученых со всего света. Эти записи подробно штудировались и переводились. Среди них насчитывалось 72 медицинских работы, написанных на греческом языке. Эти трактаты и были объединены в, так называемый, «Гиппократов сборник». Название сборника в большей степени и обусловлено тем, что именно Гиппократу приписывалось авторство большинства выдающихся сочинений: наряду с уже упомянутыми «Афоризмами», а именно [3, 4]:

«Прогностика»,

«Эпидемии»,

«О воздухах, водах, местностях»,

«О переломах»,

«О суставах»,

«О диете при острых болезнях»,

«О ранах головы»

«О древней медицине».

К списку этих главных работ необходимо будет добавить еще сочинения этического направления: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления», которые в конце V и начале IV века до нашей эры превратят научную медицину Гиппократа в медицинский гуманизм.

Афоризмы (буквально «отдельные мысли или положения») во все времена пользовались большой популярностью. Их неоднократно комментировали множество древних ученых, включая Галена; и многократно комментировали в новое время с конца XV до середины XIX века. В том, что «Афоризмы» принадлежат самому Гиппократу, никто не сомневается, кроме некоторых ученых XIX века (Ermerins, филолог Leutsch, отчасти Haeser), в основном по причине «риторической напыщенности» отдельно взятых афоризмов, приличествующих скорее софисту, однако в этом случае не стоит забывать о периоде который прошла вся эта информация. В действительности этого совсем нет, как всякий желающий способен убедиться по прочтении; а кроме того, «софистом» Гиппократ, однозначно, был по своему образованию, на что многократно указывалось, и это ничему не мешало [5].

С уверенностью можно утверждать, что только последний, 8-й раздел афоризмов однозначно написан Гиппократом; Гален указывает на то, что видел его лишь в некоторых рукописях; в дошедших до нас он имеется, большинство афоризмов в нем заимствованы из книги «О седмицах». «Афоризмы» представляют собой компендиум Гиппократовой медицины, как характеризовал их Гален. Это собрание прогностических, диетических и терапевтических рекомендаций, относящихся к различным болезням — не только к внутренним.

В старые времена медицинские знания в древней Греции хранились и передавались в семейных, врачебных школах, ᴛ.ᴇ. от родителей к сыновьям и немногим ученикам, решившим за определенную плату или, проявив отличные способности изучать искусство врачевания. В итоге, это искусство сохранялось внутри круга посвященных, не распространявшееся за его пределы. Об этом свидетельствует и Клятва древнегреческих врачевателей.

Неизвестность ранних древнегреческих медицинских текстов объясняется тем обстоятельством, что вначале они составлялись лишь как трактат для домашнего пользования, и автора просто знали в лицо.

Множество ученых предполагают, что Гиппократу принадлежат самые значимые работы Гиппократова сборника. Прежде всего, это Афоризмы и сходные сними Прогностика, эпидемии, О воздухах, водах, местностях, возможно и некоторые другие [7].

2.2 Основные разделы Гиппократова Сборника

«Гиппократов сборник» — своего рода энциклопедия древнегреческой медицины. Всего в нем описывается более 250-ти растительного и 50 лекарственных средств животного происхождения. Имеются описания заболеваний зубов и десен от пульпита до альвеолярного абсцесса и некроза кости и полости рта гингивит, стоматит, скорбут, болезни языка. Согласно этому сборнику при зубных болях рекомендуется применять кровопускания, слабительные и рвотные, строгая диета, так и местные средства наркотики, полоскания настоями трав, припарки из чечевичного отвара, вяжущие средства. Удаляли же, судя по всему, только расшатанные зубы. Так же известно, что при лечении вывиха и перелома челюсти древние греки устанавливали кость на место, а зубы связывали золотой или медной проволокой.

Сочинения по хирургии — «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов» и т.д. — дают непосредственное представление о весьма обширном количестве хирургических операций, в широком смысле этого слова, и аппаратов для лечения переломов и вывихов. Подробно описана «скамья Гиппократа» (приспособление для вправления вывихов) и «шапка Гиппократа» — сложная хирургическая повязка применяемая, и по сей день. Из описаний Гиппократа ясно, что хирургия в те времена находилась на весьма высоком уровне; разные приемы перевязок и употреблялись инструменты, применяющиеся и в современной медицине [8].

В сочинении «О диете при острых болезнях» Гиппократ, судя по всему используя сначала метод наблюдения, а после экспериментальной практики, положил начало рациональной диетологии и указав на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью установил диеты применительно к формам болезней — острых, хронических, хирургических и т. д.

Основы древнегреческой терапии подробно описаны в «Прогностике». Древние греки полагали, что можно прогнозировать заболевание исходя из наблюдений, осмотра и опроса больного (то есть сбор анамнеза). Отсюда и основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Все назначения врача, которые касаются лечения и режима дня больных, должны быть исключительно индивидуальны. Так что у современных исследователей было достаточно оснований считать Гиппократа и его учеников основоположниками современной клинической медицины.

Разработка принципов, правил лечения и диагностики «по Гиппократу» основана на изучении «природы тела». В то время не существовало еще строгого подразделения анатомии и физиологии. Они обобщались одним разделом, обозначенным термином «природа тела». Главным источником анатомических и физиологических знаний служили вскрытия животных, поскольку анатомирование человеческого тела строго запрещалось по непонятным ныне причинам. Именно это, скорее всего и служило причиной ошибок Гиппократа в этой области [9, 10].

В «Гиппократовом сборнике» имеются различные данные о строении отделов скелета, описываются мышцы пояса, бедра, голени, спины, а также различные суставы. Из пищеварительных органов описывается только желудок. Из дыхательных органов в сборнике перечисляются дыхательное горло, бронхи и легкие. Сердце рассматривалось как важнейший орган, различались желудочки, сердечная сумка, большие сосуды.

Обзор оснований происхождений заболеваний приведен в работе «О воздухах, водах, местностях» и включает любопытные заключения о корреляции болезни от условий окружающей среды и образа жизни человека. Врач, по мнению Гиппократа, должен лишь способствовать естественным силам организма в борьбе с болезнью. Также большое значение придавалось гигиене быта, режиму и диете.

Как упоминалось ранее, в «Гиппократов сборник» входит пять сочинений, посвященных врачебной этике и правилам врачебного быта в Древней Греции. Это «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении» и «Наставления». В процессе обучения будущий врач должен был воспитывать в себе презрение к деньгам, скромность, опрятность, обширные знания. Воспитывалась антипатия к пороку, непринятие суеверного и бесполезного страха перед богами. Целителю необходимо знать все лекарственные травы, уметь правильно их применять, быть уверенным в своих действиях у постели больного, «обманывать» больного своим спокойствием, но в то же время быть настойчивым и строгим.

Так же необходимо помнить о первейшей заповеди «прежде всего не вредить» и не тревожить больного мыслью о вознаграждении. Более того, благородно при необходимости лечить даром, если нужно оказать помощь чужестранцу или бедняку, что в наше время не является актуальным по причине частой невозможности осуществления.

Кроме высоких профессиональных требований, так же большое значение придавалось и внешнему виду врачевателя. Ему вменялось в обязанности носить хорошую одежду и «натираться благоухающими мазями».

Основные моменты этой клятвы созданы еще задолго до Гиппократа и переходили от Отца к сыну в качестве устных указаний. Намного позже, войдя в «Гиппократов сборник», клятва обрела свое современно имя и вид.

Сегодня в каждой стране существует собственная «Клятва» врача, но общий дух, а так же принципы древнегреческой присяги объединяют врачей со всего земного шара…

Во времена Гиппократа бытовало мнение, что все заболевания посланы злыми силами или в наказание. Поэтому подход Гиппократа к причинам вызывающим болезни был инновационным для того времени. Он считал болезни не Божьим проклятием, а вызваны вполне естественными причинами.

Великая заслуга Гиппократа состоит в том, что он первый кто рассматривал медицину в качестве научного предмета, выведя ее из темного эмпиризма, и очистив от ложных философских теорий, регулярно противоречивших реальности, господствовавших над опытной, экспериментальной стороной дела. Рассматривая медицину и философию как два неразрывных предмета науки, Гиппократ стремился их, и сочетать и разделить, определяя каждой свои границы.

Во всех его литературных произведениях явно просматривается гениальная наблюдательность Гиппократа и логичная прямолинейность умозаключений. Все его выводы основаны на тщательных научных наблюдениях и строго проверенных фактах, из обобщения которых как бы сами собою вырисовывались заключения. Точное предсказание течения и исхода болезни, основанное на изучении аналогичных случаев и примеров, составило Гиппократу при жизни широкую славу. Последователи учения Гиппократа впоследствии образовали так называемую основу Косской школы, которая длительное время процветала и определяла направление современной медицины во всем цивилизованном мире того времени.

Однако стоит вернуться к медицинским трудам великого целителя. Мы уже упоминали о том, что в работах Гиппократа имеются наблюдения за распространением различного рода болезней в зависимости от влияний атмосферы, времен года, окружающей среды, направление и интенсивности ветра, качества питьевой воды и результат этого всего — физиологические действия указанных влияний на здоровый организм человека. Так же в этих же сочинениях приведены и некоторые географические данные по климатологии разных стран, в последнем труде более обстоятельно изучены метеорологические условия одной местности острова и зависимость болезни от этих условий. Вообще Гиппократ делит причины болезней на два класса: общие вредные влияния со стороны климата, почвы, наследственности и личные — условия жизни и труда, питания (диеты), возраст и пр. Нормальное влияние на организм указанных условий вызывает и правильное смешение соков, что для него и есть здоровье [11].

В данных сочинениях в первую очередь поражает неутомимая жажда познания и наблюдательность ученого. Врач, в первую очередь, приглядывается, и глаз у него должен быть Острый. Он расспрашивает, делает заметки, наблюдает, оценивает. Обширное собрание из семи книг «Эпидемий» являет собой не что иное, как ряд заметок, сделанных врачом у изголовья больного. В этих записях изложены случаи, обнаруженные в моменты врачебного обхода и еще даже не систематизированные в единую систему знаний. В эти тексты довольно часто вкраплено какое-нибудь общее соображение, не касающееся изложенных фактов, словно врач мимоходом записывал те соображения, которыми голова его занята беспрерывно.

Вот пример этих пытливых рассуждений коснулся вопроса о том, как необходимо осматривать больного, и в тот же момент возникает окончательное, все открывающее, точное слово, показывающее гораздо большее, чем простое наблюдение, и рисующее нам метод мышления врача: «Осмотр тела — целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения».

А вот еще рассуждение об осмотре больного из первой книги «Эпидемий»: «Что касается до всех тех обстоятельств при болезнях, на основании которых должно устанавливать диагноз, то все это узнаем из общей природы всех людей и собственной всякого человека, из болезни и из больного, из всего того, что предписывается, и из того, кто предписывает, ибо и от этого больные или лучше, или тяжелее себя чувствуют; кроме того, из общего и частного состояния небесных явлений и всякой страны, из привычки, из образа питания, из рода жизни, из возраста каждого больного, из речей больного, нравов, молчания, мыслей, сна, отсутствия сна, из сновидений, какие они и когда появляются; из подергиваний, из зуда, из слез, из пароксизмов, из извержений, из мочи, из мокроты, из рвоты. Должно также смотреть на перемены в болезнях, из каких в какие происходят, и на отложения, ведущие к гибели или разрушению, далее — пот, озноб, похолодание тела, кашель, чиханье, икота, вдохи, отрыжки, ветры беззвучные или с шумом, истечения крови, геморрои. Исходя из всех этих признаков и того, что через них происходит, — следует вести исследование» [12].

Следует обозначить обширный круг требований. При осмотре врач обращает внимание не только лишь на состояние больного, а так же на прежние болезни и их последствия, возможно оставленные ими, он принимает во внимание образ жизни больного и климат места обитания. Так же не забывая о том, что, больной такой же человек, как и все остальные и для его познания надо изучать и других людей; так же он исследует его помыслы. Так же «умолчания» больного могут служить для него указанием! Задача непростая, в которой с легкостью запутался бы любой ум, лишенный широты.

Как сказали бы в наши дни — эта медицина исключительно психосоматическая. Проще говоря: это лечение всего человека (души и тела), и связана она как со средой его обитания и образом жизни, так и с его прошлым. Последствия такого широкого подхода обязательно отражаются на лечении, которое в свою очередь должно требовать от больного, того чтобы он, под руководством врача, весь — телом и духом — принимал участие в своем выздоровлении.

Внимательно следя за течением хода болезней, он внимательно следил различным периодам протекания болезни, особенно внимательно — лихорадочных, острых, устанавливая определенные дни для кризиса и перелома болезни, когда организм, по его учению, сделает попытку освободиться от не сваренных соков.

Гиппократ уже при жизни был, благодаря своим трудам был обласкан славой. Платон, будучи младше Гиппократа на целое поколение, но все таки его современником в широком понимании этого слова, равняя в одном из своих диалогов медицину и другие искусства, проводит параллели между Гиппократом из Коса и самыми великими ваятелями его времени — Политеглом из Аргоса и Фидием из Афин.

Жизнь кратка, дорога искусства длинна, удачи момент скоропреходящ, опыт иллюзорен, суждение сложно. По этому не только сам врач обязан употребить в дело все, что крайне важно и необходимо, но и больной, и окружающие, должны способствовать врачу в его деятельности.

Прогностика являет собой выдающееся сочинение по древнегреческой терапии. Подробно в нем описаны элементы, составляющие прогноз заболеваний в то время (наблюдение, осмотр и опрос больного) и изложены основы наблюдения, и лечения у постели больного. Многие изречения, указанные в Прогностике, являются классическими, например, лицо умирающего больного: нос острый, глаза впалые, виски вдавленные, кожа на лбу твердая, натянутая и сухая, и цвет всего лица зелёный, черный, или бледный, или свинцовый [5, 13].

Эпидемии в семи частях своим духом близки к Прогностике. Под словом Эпидемии древние греки понимали не эпидемические (то есть не инфекционные или заразные болезни), а широко распространенные среди людей заболевания. Это болотные лихорадки, параличи, чахотки, кожные, простудные, глазные и много других заболеваний. В 1 и 3 частях приводятся 42 наиболее презанятных и наставительных истории болезней. Они дают четкое представление об истоках клинического подхода в медицине Древней Эллады, когда врачеватель ежедневно наблюдал больного и описывал его состояние и лечение.

Большое место в данном сочинении уделено описанию различных типов людей, живущих в разных местностях; их болезни связываются, главным образом, с местом проживания человека (на юге, на востоке, высоко в горах, в плодородных долинах), ᴛ.ᴇ. с условиями окружающей природы, временем года и т.п. По мнению древних греков, люди каждого типа имеют свои особенности, которые и определяют предрасположение к конкретным болезням, влияют на их течение и, следовательно, требуют различного подхода в лечении.

Впоследствии (в периоды поздней античности и средневековья) на базе древнегреческих представлений о четырех телесных соках и различных характерах людей сформировалось учение о четырех темпераментах, каждый из которых связывался с преобладанием в организме одного из четырех телесных соков: крови — сангвинический тип, слизи — флегматический, желтой желчи — холерический, черной желчи — меланхолический (названия этих типов в сочинений О воздухах, водах, местностях не содержатся, так как появились они несколько столетий спустя; более того, sanguis — слово латинское и в Древней Греции употребляться еще не могло) [14].

Причины возникновения болезней древние греки подразделяли на две группы:

) Общие для всех людей в данной местности, зависящие от конкретных условий окружающей природы.

) индивидуальные причины, определяемые образом жизни каждого:

Когда много людей в одно и то же время поражаются одною болезнью, то причину этого должно возлагать на то, что является наиболее общим всеми, чем все мы пользуемся. А это есть то, что мы вовлекаем в себя дыханием.

Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого…

Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Греции не было).

Сочинения по хирургии. О переломах, О ранах головы, О вправлении суставов и т.д. дают стройное представление о высоком развитии в Древней Греции учения о повязках, хирургических аппаратах, лечении ран, переломов, вывихов, повреждений головы, в т.ч. и лицевого черепа. В сочинений. О вправлении суставов описана скамья Гиппократа — устройство для вправления вывихов. Сложная хирургическая повязка, известная как Шапка Гиппократа, до сих пор применяется в хирургии.

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков. Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию [15].

Заключение

В заключении хочется сказать, что проделанная Гиппократом работа и результаты его жизнедеятельности проявляют себя и по сей день, во многих теоретических и практических работах медицины. Можно сказать, что Гиппократ увековечил себя благодаря своему труду и миллионами спасенных жизней.

Так же проделав эту работу, становится ясно, что результатом влияния Гиппократа на медицинскую школу оказалось не просто введение новых методик и практик. Так же возможно имеет место быть образование врачей как отдельного класса требующего не только определенного отношения за оказываемые им услуги, но и в тоже время берущий на себя обязанности помогать всякому кто требует своим состоянием помощи, но платой им за это служила практическая неприкосновенность.

В результате проделанной работы были изучены биографические данные о Гиппократе и характеристика его труда. Для достижения поставленной цели, мы выполнили следующие задачи:

Список литературы

1. Архангельский Г.В., О «Гиппократовом Сборнике» клиническая медицина.1991. — 180 с.

. Гиппократ. Клятва // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 186 с.

. Гиппократ. Прогностика 2. // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 236 с.

. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 1 Третий отдел // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 324 с.

. Гиппократ. Эпидемии. Кн. 3 // Этика и общая медицина. — СПб.: Азбука, 2001. — 312 с.

. Глязер Г. Исследователи человеческого тела от Гиппократа до Павлова: Пер.с нем./ Под ред.Б.Д.Петрова .- М.:Медгиз,1956. — 242 с.

. Изуткин Д. А. Изучение вопросов здоровья и болезни в медицине Древней Греции// Медицинский альманах. — № 2. — 2009. — С. 34−37.

. Карпов В.П. «Гиппократ», Москва, 1994. — 224с.

. Кветной И. М. Медицина от Гиппократа до Хьюмтрена. — М.. 2007.-186 с.

. Кветной И. М. От Гиппократа до Хьюмтрена. — М.: Вузовская книга, 2015. — 156 с.

. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко: преемственность идей (Очерки и портреты). — М., 1990. — 222с.

. Сорокина Т. С. История медицины. — М.: Академия, 2009. — 560 с.

. Сухомлинов К. Медики, изменившие мир. От Гиппократа до Бурденко. — М.: Эксмо, 2013. — 384 с.

. Таранов П. С. Демокрит // 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Мысли. — Симферополь: «Реноме», 2002. — Т. 1. — 422 с.

Приложение

«Клятва Гиппократа»

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена;

Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

6. Создание «Гиппократова сборника»

Неоднократно имя Гиппократа упоминалось в сочинениях его современников: о нем упоминали Платон, Диокл из Каристы, Аристотель. В их работах находили сравнения Гиппократа с великими скульптурами и политиками Древней Эллады.

Стезю медицины Гиппократ выбрал себе не случайно, ибо все его предшественники по роду, начиная с самого Асклепия, были врачами. Все семь Гиппократов оставили после себя работы о врачебном искусстве, ровно как и многие другие врачеватели того времени, однако истории неизвестно ни одной работы, которая совершенно точно принадлежала бы перу Гиппократа II Великого. Эта неопределенность объясняется тем, что все врачи того времени писали анонимно, ибо знания передавались изначально только внутри семейных врачебных школ, т. е. от отца к сыну и немногим желающим обучаться врачебному искусству. Таким образом, труды эти были предназначены «для домашнего пользования», их автора знали в лицо.

Лишь в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей литераторы, филологи, историки и врачи того времени составили первый сборник древнегреческих медицинских сочинений. Работа была тогда проведена колоссальная, так как в Александрию свозились рукописи со всего света. Общее число папирусных свитков, подлежащих в дальнейшем переработке и переводу, вскоре превысило 700 тыс. Среди этого огромного количества произведений было найдено 72 сочинения на медицинскую тему. Все они были написаны на греческом языке, а точнее на ионийском диалекте примерно в V–IV вв. до н. э. Ни под одним из этих сочинений не было подписи автора. Выделить из них те, которые могли бы принадлежать перу Гиппократа, было практически невозможно: ни одно сочинение не совпадало по манере письма, глубине и стилю изложения, философской и медицинской позиции с остальными. Более того, были найдены открытые разногласия в обсуждении многих вопросов вплоть до прямо противоположных мнений. Это еще раз подтверждало то, что все они принадлежали разным авторам. Потеряв надежду установить авторство работ, историки объединили все эти медицинские тексты в один сборник и назвали его «Hyppokratiki sillogi», или «Гиппократов сборник» в честь великого греческого врача. Позднее название и текст сборника были переведены на латинский язык, и он стал более известен как «Corpus Hippocraticum».

Чтобы этот великий труд не затерялся в изобилии других литературных достояний того времени, он неоднократно переписывался, причем не только на греческом, но и на арабском, латинском и итальянском и многих других языках мира. И только через восемнадцать столетий, в 1525 г., когда было изобретено книгопечатание, он был впервые издан в Риме на латинском языке. Издание сразу приобрело огромную популярность через год после его выпуска на греческом языке в Венеции, после чего он стал чуть ли не самым известным и читаемым произведением во всей Европе.

Гиппократов сборник

Гиппократов сборник

К сожалению, не сохранилось ни одной прижизненной биографии Гиппократа. Первая из них вышла после его смерти лишь спустя пять веков и была написана римским врачом Сораном Эфесским. Множество легенд о Гиппократе, часто противоречащих друг другу, можно встретить и у других авторов. Поэтому судить о том, кем был отец медицины, мы можем только по письменным трудам, известным как «Гиппократов сборник», или «Гиппократов корпус». Книга содержит около 70 произведений, часто неполных и дублирующих друг друга. Историки до сих пор спорят на тему авторства Гиппократа некоторых из них. Тем не менее ряд значительных достижений и сам ход научной мысли в этих трактатах определенно можно отнести к наследию родоначальника медицинской науки.

Гиппократ впервые заявил о том, что болезни возникают не как наказание богов, а вследствие вполне объективных причин. Тем самым он разделил религию и медицину, что явилось по тем временам революционным шагом. Несмотря на то что Гиппократ говорил, что врач – это тот же философ, в основе деятельности Косской школы лежала не столько философия, сколько наблюдение за больными, изучение опыта и врачебное мастерство.

В противовес принятому другими врачебными школами принципу, по которому при каждой болезни полагалось определенное стандартное лечение, подход к больному, по Гиппократу, должен был быть индивидуальным. Врач обязан собирать анамнез – сведения о больном, рассказанные им самим.

Гиппократ первым сформулировал этический кодекс врача, квинтэссенцией которого стала бессмертная клятва Гиппократа, произносимая молодыми врачами по всему свету и в наше время

Гиппократ первым сформулировал этический кодекс врача, квинтэссенцией которого стала бессмертная клятва Гиппократа, произносимая молодыми врачами по всему свету и в наше время. Им было выдвинуто четыре основных правила врачевания: не вредить больному, противоположное лечить противоположным, помогать природе, щадить больного.

Гиппократ обнаружил, что каждая болезнь имеет определенные стадии, в зависимости от протекания которых можно прогнозировать ее исход и корректировать проводимое лечение. Также он заложил основы обследования больного, которые требовали, по его словам, знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения.

В трудах Гиппократа впервые описывается ряд простых хирургических вмешательств, а также методы помощи при травмах и переломах, применяемые и поныне (шапочка Гиппократа, спиральная и ромбовидная повязки и пр.). Для лечения заболеваний позвоночника им было создано приспособление, известное как гиппократово ложе, – прообраз тракционного стола в ортопедии. Перу ученого, кроме того, приписывают несколько сочинений по акушерству и гинекологии.

Гиппократ разделял заболевания на две группы. Болезни первой группы, по его классификации, вызваны неблагоприятными факторами внешней среды: климатом, почвой, средой обитания. Ко второй группе он относил недуги, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его возрастом, питанием и т. д. Гиппократом заложены основы диетологии, отмечена важность соблюдения правильного режима при различных заболеваниях и состояниях. В лечебной практике им применено более 250 лекарственных средств, часть из которых используется в современной терапии. Помимо них, отец медицины отводил немалую роль в борьбе с болезнями кровопусканию, массажу, ваннам, применял банки, растирания и компрессы. Итогом множества путешествий Гиппократа явился трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором автор подробным образом проиллюстрировал влияние климата на здоровье и национальные типы отдельных народов (в том числе народов, населявших юг России, например скифов).

По крылатому выражению Гиппократа, «медицина – благороднейшая из всех наук». Потому Сборник содержит немало требований к облику и личным качествам врача, который должен быть жадным до знаний, дисциплинированным, серьезным (излишне веселый врач не вызывает уважения), опрятным и чутким к страданиям больного.

Гиппократ отмечал, что одних лишь врачебных навыков для успешного лечения недостаточно: «Жизнь коротка, искусство (т. е. наука) вечно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Великий врач нещадно обличал «магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими», и предостерегал обращаться к ним за исцелением.

В соответствии с предвосхитившим психосоматический подход учением Гиппократа медицинскому воздействию при болезни подлежат и тело, и душа. Им первым сформулирована гуморальная теория (от лат. humor – «жидкость»). Согласно ей, основу человеческого тела составляют четыре жидкости, или «сока»: кровь, черная желчь, желтая желчь и слизь (флегма). Нарушение баланса между этими жидкостями является причиной болезней. На основании этой теории Гиппократ выделяет четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический, связывая их со сторонами света (восток, запад, север и юг), временами года, возрастом, предрасположенностью к конкретным заболеваниям и даже с политическим строем.

В лечебной практике им применено более 250 лекарственных средств, часть из которых используется в современной терапии

С именем Гиппократа связано и первое в истории упоминание о проведении психиатрической экспертизы. Согласно одной из легенд, жители города Абдеры пригласили прославленного врача к отцу атомистической теории философу Демокриту для обследования состояния его психики, настолько странным им казалось поведение мыслителя, окончательно ушедшего в свои думы. Однако после обстоятельной беседы с Демокритом Гиппократ отметил, что тот является умнейшим из известных ему людей, и в дальнейшем между двумя великими имела место философская переписка.

Гиппократ прожил и по нынешним меркам долгую жизнь – около 90 лет, оставив большое число последователей. Косская врачебная школа благодаря ему вышла на первое место среди античных медицинских школ. Оба сына и зять Гиппократа продолжили дело великого врача. Предположительно, им принадлежит часть произведений, включенных в «Гиппократов сборник», который был переведен на латинский, арабский и сирийский языки и стал впоследствии одним из основных учебников по медицине для средневековых Европы и Востока. Клятва Гиппократа неоднократно претерпевала изменения, но тем не менее сохранила основные этические принципы, на которых базируется вся современная медицина.

Подход к больному, по Гиппократу, должен был быть индивидуальным. Врач обязан собирать анамнез – сведения о больном, рассказанные им самим

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Суд над Сократом (Сборник исторических свидетельств)

Суд над Сократом
(Сборник исторических свидетельств)
СУД НАД СОКРАТОМСБОРНИК ИСТОРИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВСоставитель А. В. КургатниковОснователь и руководитель серии О. Л. АбышкоОбраз Сократа вот уже третье тысячелетие остается одним из самых притягательных в истории

Библия — откровение свыше или сборник фальсификатов?

Библия — откровение свыше или сборник фальсификатов?
Небесполезно затронуть и еще один немаловажный вопрос. Церковь утверждает, что священные книги были созданы однажды и с тех пор не подвергались никаким исправлениям. Так ли это?Я как-то особо не задумывался над этим

Москва еврейская. Сборник статей и материалов

Москва еврейская. Сборник статей и материалов

К читателю
Это издание не претендует ни на широту исторического охвата, ни на скрупулезность научного исследования. Это всего лишь несколько штрихов к многонациональному портрету нашей древней столицы. Города, где мирно

Сборник нравоучений и афоризмов «Пчела»

Сборник нравоучений и афоризмов «Пчела»
Большой, важный, чрезвычайно интересный раздел древнерусской литературы занимают сочинения нравоучительные, «наставнические», как говорили раньше.Одним из самых первых произведений такого жанра является сборник поучительных

Сборник нравоучений и афоризмов «Менандр»

Сборник нравоучений и афоризмов «Менандр»
К тому же разряду книг, что и «Пчела», относится и сборник «Менандр», названный именем древнегреческого драматурга, жившего в середине IV – начале III века до н. э.Его пьесы, изображавшие обыденную жизнь, были наполнены народной

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы»

Сборник нравоучений и афоризмов «Изречения Исихия и Варнавы»
К тому же разряду литературных произведений, что и два предыдущих – «Пчела» и «Менандр», принадлежит и сборник «Изречения Исихия и Варнавы».Сторонись похвалы, стыдись же укора.Меч губит многих, но злой язык

Вперед от Вех![130] («Смена Вех». Сборник статей. Прага, 1921 год)

Вперед от Вех![130]
(«Смена Вех». Сборник статей. Прага, 1921 год)
Когда я читал «Смену Вех», наконец, дошедшую до Харбина, меня прежде всего поразила глубокая психологическая подлинность основных ее мыслей, переживаний, призывов. Они невольно будили во мне прежде всего

  • Гипербола в сказке это
  • Главная мысль рассказа дубровского
  • Гипербола в сказке хаврошечка
  • Главная мысль рассказа дубровский в 5 главе между тем владимир углубился
  • Гипербола в сказке спящая царевна жуковского 5 класс