Гласный звук ы буква ы выделение звука ы из речи русская народная сказка курочка ряба

Гласный звук [ы], буква ы Учение – это труд Обязанности ученика Урок обучения грамоте УМК «Школа России» автор: Беляева Ирина Владимировна учитель 1 кв. категории МБОУ СОШ с. Кремово

Гласный звук [ы], буква ы

Учение – это труд

Обязанности ученика

Урок обучения грамоте

УМК «Школа России»

автор: Беляева Ирина Владимировна

учитель 1 кв. категории

МБОУ СОШ с. Кремово

Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! – Проверим готовность к уроку

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

Проверим готовность к уроку

СЛОВО ПРЕДЛОЖЕНИЕ РЕЧЬ СЛОГ ЗВУК ГЛАСНЫЙ СОГЛАСНЫЙ ТВЁРДЫЙ МЯГКИЙ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

РЕЧЬ

СЛОГ

ЗВУК

ГЛАСНЫЙ

СОГЛАСНЫЙ

ТВЁРДЫЙ

МЯГКИЙ

Где спряталась буква Ы на рисунке?

Где спряталась буква Ы на рисунке?

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

  • ПОВТОРИМ …
  • НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ …
  • НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …

Буква Ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука .

Буква Ы обозначает твёрдость предшествующего согласного звука .

ГЛАСНЫЙ ? СОГЛАСНЫЙ Ы    У ДАРНЫЙ  ? БЕЗУДАРНЫЙ

ГЛАСНЫЙ

?

СОГЛАСНЫЙ

Ы

У ДАРНЫЙ

?

БЕЗУДАРНЫЙ

а о ы и

а

о

ы

и

Физкультминутка «Цветы и солнышко».

Физкультминутка

«Цветы и солнышко».

  • Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение) ,
  • под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Дидактическая игра «Кто больше?» Закрепление знаний с. 34 – Как мишку превратить в мышку?

Дидактическая игра «Кто больше?»

Закрепление знаний

  • с. 34

– Как мишку превратить в мышку?

а м и ш к ы

а

м

и

ш

к

ы

В каких словах есть звук Ы?

В каких словах есть звук Ы?

Физкультминутка Мы шагаем, мы шагаем, Руки выше поднимаем, Голову не опускаем, Дышим ровно, глубоко. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся

Физкультминутка

  • Мы шагаем, мы шагаем,
  • Руки выше поднимаем,
  • Голову не опускаем,
  • Дышим ровно, глубоко.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся

  • Ёжик сладко потянулся,
  • Наконец-таки проснулся.
  • Захотелось поиграть
  • Всех ребят пересчитать

Развитие связной речи.  Рассказ сказки по сюжетным картинкам

Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам

  • – Иллюстрации к какой русской сказке вы видите?
  • – Назовите все слова, в которых есть звук [ы].
  • – Расскажите сказку по картинкам

а о ы и – Где на «ленте букв» расположена буква ы ? Почему?

а

о

ы

и

– Где на «ленте букв» расположена буква ы ? Почему?

Рефлексивно-оценочный

Рефлексивно-оценочный

  • – Что нового вы узнали на уроке?
  • – Что особенно вам понравилось? Почему?
  • – Что вызвало затруднение? Почему?
  • – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
  • – Спасибо за урок

Закрепление написания изученных букв Урок письма   Составитель: Беляева Ирина Владимировна  учитель начальных классов І кв. категория  МБОУ СОШ с. Кремово   Урок № 21

Закрепление написания изученных букв

Урок письма

Составитель: Беляева Ирина Владимировна учитель начальных классов

І кв. категория МБОУ СОШ с. Кремово

Урок № 21

Прозвенел и смолк звонок.  Начинается урок.  Тихо девочки за парту сели,  Тихо мальчики за парту сели,  На меня все посмотрели.

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.

ш а р ы

ш а р ы

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОВТОРИМ … БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ … НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ …

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ :

ПОВТОРИМ …

БУДЕМ ОТЛИЧАТЬ …

НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ …

Милая Мила м ы лась м ы лом Нам ы лилась и см ы ла – Так м ы лась Мила.

Милая Мила м ы лась м ы лом

Нам ы лилась и см ы ла –

Так м ы лась Мила.

Сравните буквы Ы

Сравните буквы

Ы

Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо,не согнусь, За работу я возьмусь.

Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо,не согнусь,

За работу я возьмусь.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ : ПОВТОРИЛИ … ОТЛИЧАЛИ … НАУЧИСЬ ПИСАТЬ … Что вам показалось сложным в уроке? Чему вы научились легко и быстро? Стыдно не знать , стыдно не учиться.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ :

ПОВТОРИЛИ …

ОТЛИЧАЛИ …

НАУЧИСЬ ПИСАТЬ …

Что вам показалось сложным в уроке?

Чему вы научились легко и быстро?

Стыдно не знать , стыдно не учиться.

и Ы Ы

и

Ы

Ы

Молодцы!

Молодцы!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 17 р.п.Юрты

Урок русского языка.

Тема: Гласный звук [ы],буква ы

1-б класс, УМК « Школа России»

Подготовила : Зыкова Анна Сергеевна,

учитель начальных классов.

2022-2023г

Технологическая карта урока.

Предмет, класс

Русский язык, 1 «б» класс

Дата проведения

19.09.2022

Раздел

Обучение грамоте. Горецкий В.Г. УМК «Школа России»

Тема

Гласный звук [ы], строчная, печатная и письменная буквы ы

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы, развития речи

Планируемы образовательные результаты.

1. Познавательные: Знают особенности произнесения звука [ы], его характеристику; различают букву ы как знак звука [ы], определяют особенности буквы ы; осуществляют наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число), за смыслоразличительной ролью звуков; сопоставляют слова, различающиеся одним звуком; видят единство звукового состава слова и его значения

2. Личностные: Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Коммуникативные: выразительно читают наизусть стихотворение и рассказывают сказку

4. Регулятивные анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека.

Методы и формы обучения.

Фронтальная, групповая, частично-поисковая.

Образовательные ресурсы.

https://www.yaklass.ru/p/obuchenie-gramote/1-klass/znakomstvo-s-bukvami-i-zvukami-6576397/zvuk-y-bukva-y-ee-funktciia-v-sloge-sliianii-6590625/re-c2a746bc-1817-4569-aeb2-208e1b23b1df/pe?resultId=3815427473&c=1

Место и время провидения.

МКОУ СОШ № 17, 40 мин

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

оборудования; эмоциональный настрой на урок

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

– Проверим готовность к уроку

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка, скороговорка

– Как жужжит пчела, шмель?

– Как звенит комарик?

– Как пыхтит тесто?

– «Надуйте» воздушный шарик.

– Как шарик выпускает воздух?

– Как шипит змея?

– Проговорим скороговорку:

У Аг-ра-фе-ны и А-ри-ны

Растут ге-ор-ги-ны

– Ж-ж-ж…

– З-з-з…

– Пых-пых-пых!

– Ф-ф-ф…

– С-с-с…

– Ш-ш-ш…

Проговаривают скороговорку 3 раза с изменением силы голоса: шепотом, громче, совсем громко

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа

Учитель показывает один шар
и несколько шаров.

– Что у меня в левой руке? в правой руке?

– Установите сходство и различие слов: шар, шары.

– Произнесите слова: шар, шары. Чем второе слово отличается от первого?

– Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [ы] и буквой, обозначающей его на письме

Рассматривают шары.

– Шар.

– Шары.

– Сходство: один
и тот же предмет; различие: количество предметов.

– Звук [ы]

Наблюдают за изменением формы слова (шар – шары). Устанавливают сходство и различие слов. Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Слого-звуковой анализ слов шар, шары (учебник, с. 33)

Фронтальная. Словесный, практический.

Работа со схемой, беседа

– Рассмотрите схемы слов шар, шары, проведите слого-звуковой анализ.

– Звук [ы] выделяется протяжным произнесением из слияния ры. Это гласный звук

Слого-звуковой анализ слов шар, шары.

Наблюдают за произнесением звука [ы], делают вывод

Выделяют звук [ы]
в процессе слого-звукового анализа.

Наблюдают над особенностями произнесения звука [ы].

Характеризуют выделенный звук; доказывают, что звук [ы] гласный

Фронтальный. Правильно выполненный

слого-звуковой анализ

2. Знакомство
с буквой
ы

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– Звук [ы] на письме обозначается гласной буквой ы.

– Найдите букву ы на «ленте букв».

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы –

Все мы знать ее должны.

– На что похожа буква ы?

– Выложите букву ы из проволоки

Находят букву ы на «ленте букв».

Высказывают свои предположения.

Из проволоки делают букву ы

Находят букву ы 
на «ленте букв». Моделируют ее из проволоки

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

Физкультминутка

Коллективная. Практический

«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку (напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление)

Выполняют движения под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Работа с рисунком (учебник,
с. 32)

Фронтальная. Словесный. Беседа, работа
с рисунком

– Рассмотрите рисунок. Назовите слова, в которых есть звук
[ы]

– Мыши, сыр, часы

Слышат звук [ы] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове

Фронтальный. Устные ответы, правильно читают

4. Работа со стихотворениями (учебник, с. 32, 33). Дифференцированное задание

Коллективная. Словесный. Чтение, беседа

– О какой букве идет речь в стихотворении? (с. 32)

– Что вы узнали о ней?

– Прочитайте стихотворение
В. Берестова (с. 33)

– Найдите слоги со звуком [ы].

– Дома выучите стихотворение

– Буква ы не бывает заглавной, в слове может стоять в середине и конце, обозначает твердость предшествующего согласного звука.

– ны, -ры, -вы.

Приводят примеры слов со звуком [ы]. На основе наблюдений над словами с новым звуком делают вывод (под руководством учителя) о том, что звук [ы] употребляется только в слияниях. Узнают новую букву
в тексте

5. Работа с пословицей

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

– Какие обязанности есть у ученика?

Физминутка

Объясняют смысл пословицы. Отвечают на вопрос учителя

Формулируют (под руководством учителя) обязанности ученика на основе осознания собственного учебного опыта. Делают вывод: учение – это труд. Высказывают свои суждения по проблеме: «Какую роль играет учение в жизни человека?»

Фронтальный. Устные ответы

Строят высказывания о своём отношении к учебному труду

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Дидактическое упражнение
«Один – много» (учебник, с. 34)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, дидактическое упражнение, беседа

– Какая разница между словами кукла и куклы? Придумайте предложения с этими словами.

– Придумайте пары к словам: машина, корзина, игра

– Одна, много.

Придумывают предложения.

– Машины, корзины, игры

Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие слов

Фронтальный, индивидуальный. Составление предложений, изменение формы слова

2. Словообразование. Дидактическая игра «Кто больше?»

Парная. Словесный, практический, наглядный. Игра, беседа

Учитель показывает медведя
и мышку.

– Как мишку превратить в мышку?

– Кто больше придумает слов
с буквами
а, о, и, ы?

– Заменить в слове букву и на ы.

Придумывают слова
с буквами
 а, о, и, ы

Наблюдают за смыслоразличительной ролью звуков (мишка – мышка). Осуществляют словообразование. Контролируют свои действия при решении познавательной задачи

Парный. Придумывание слов

3. Развитие связной речи. Рассказ сказки по сюжетным картинкам (учебник, с. 35)

Парная. Словесный, практический. Беседа, рассказ

– Иллюстрации к какой русской сказке вы видите?

– Назовите все слова, в которых есть звук [ы].

– Расскажите сказку по картинкам

– «Курочка Ряба»

– Мышка, была

Составляют рассказ
по сюжетной картинке, соблюдая логику. Воспроизводят диалог героев сказки. Выразительно рассказывают сказку

Парный. Рассказ сказки

4. Работа с «лентой букв»

Индивидуальная. Словесный. Беседа

– Где на «ленте букв» расположена буква ы? Почему?

– На красном поле, это гласный звук. Рядом с а, о, обозначает твердость предшествующего согласного звука. Бывает только строчная

Определяют место изученной буквы
на «ленте букв».

Характеризуют особенности буквы ы и звука [ы]

Индивидуальный. Характеристика буквы ы и звука [ы]

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

Литературное чтение 1 класс

Урок 5. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Звук [ы]. Буква Ы

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Работа над умением выделять звук [ы] из речи, правильно его произносить;
  2. Составление схемы слов, в которые входит звук [ы];
  3. Отсутствие заглавной буквы Ы.
  4. Работа над слого — звуковым разбором слов;
  5. Обучение процессу чтения;
  6. Работа с пословицей, объяснение её значения;        
  7. Развитие памяти, внимания.

Тезаурус.

Речь – это форма общения людейспособность общаться с помощью слов, звуков.

Предложение – это единица языка, обладающая смысловой и интонационной законченностью.

Слово – это определенный набор звуков с закрепленным за ним лексическим значением.

Слог – это часть слова, в котором обязательно есть гласный звук. Слоги бывают ударные и безударные.

Гласные – это звуки речи, состоящие только из голоса.

Согласные — звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в полости рта, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.

Звук [а] — это гласный звук.

Буква Аа – это первая буква алфавита, на письме обозначает звук[а].

Звук [о] — это гласный звук.

Буква О, о – на письме обозначает звук [о].

Звук [и] — это гласный звук.

Буква И, и – на письме обозначает звук [и].

Звук [ы] – это гласный.

Буква Ы — на письме обозначает звук [ы].

Лента букв – лента, на которой размещаются изучаемые буквы.

Ключевые слова.

Речь; виды речи; предложение; слово; слог; буква «ы»; алфавит.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

«Обучение грамоте. 1 класс» (авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.) 8-е изд. М.: Просвещение, 2016, 79с.

На уроке мы:

Узнаем звук, который обозначает буква Ы

Научимся находить звук [ы] в словах.

Сможем находить букву Ы в тексте.

Основное содержание урока

  1. Мотивационная часть. Постановка проблемы. Работа с пословицей, которая входит в тему урока. Определение её значения. Вспомним, какие еще пословицы о дружбе мы изучили. Эвристическая беседа о дружбе, её ценностях, о взаимоотношениях в семье. Наблюдения за звуком [ы].
  2. Определение целей и задач урока. Будем продолжать учиться делить слова на слоги, находить ударение, различать гласные и согласные звуки. Узнаем звук [ы]. Будем выделять в словах звук [ы]. Познакомимся с буквой Ы. Будем продолжать учиться составлять рассказы

Актуализация знаний. Вспомним, какие буквы уже изучили. На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, карточка поворачивается:

В море плавала акула

Ела всё, что в нём тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (А)

Ты иголкой вышивай,

Зря колоться не давай.

А уколет, преврати 

В неколючку букву… (И)

Круглой формы голова,

Той же формы буква …

(не А, а О)

Разбираем понятия, что такое звуки и буквы, гласные и согласные, какие гласные звуки и буквы мы уже изучили.

Объяснение нового материала. Осталась не открыта ещё одна карточка, какая буква спряталась за ней. Наблюдения за словами, в которые входит звук [ы].

Слого-звуковой анализ слов «шар», «шары». Выделение звука [ы] его характеристика. Чтение стихотворений, в которых буква стоит в середине и в конце слов:

Выпускаем цветные шары.

Пусть летят они выше горы,

Выше крыши и выше луны

И вернутся назад с вышины.

Выполнение тренировочных упражнений на выделение звука [ы]. Кукла – куклы, машина – машины, корзины – корзины, игра – игры. Знакомство с новой буквой, поворачивается четвертая карточка и дети знакомятся в внешним обликом буквы Ы, которая обозначает звук [ы]. Определяем, что буква Ы указывает на то, что согласный перед ней твёрдый.

Закрепление полученных знаний. Работа с иллюстрацией: найти слова, в которых есть звук [ы]. Читаем стихотворение:

Мы услыхали у совы,

Что нету слов на букву Ы.

Заглавной буквы Ы нет. С неё не начинаются слова, нет названий рек и городов, нет имён людей и кличек животных, которые начинались бы на эту букву. Буква Ы служит только для определения твёрдости предшествующего согласного.

Работа с лентой букв, определение места на ленте для новой буквы.

Работа по сказке «Курочка ряба» с серией сюжетных картинок.

  1. Итог урока.

– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)

– Какой это звук? (гласный)

– А есть ли слова, которые начинаются на букву Ы? 

Типовое тренировочное задание.

Рассмотрите картинку. Сколько слов с буквой Ы вы нашли?

Варианты ответов:

  1. 7
  2. 5
  3. 9

Правильный вариант ответа:

5

Неправильный вариант:

7, 9

ТЕМА: ГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ы], БУКВА Ы.

ЦЕЛИ урока: познакомить с буквой, обозначающий звук [ы]; продолжить формирование умений выделять звуки из слов, давать характеристику звукам, проводить слого-звуковой анализ слова; развивать речь, логическое мышление, фонематический слух, внимание и память; прививать навыки работы в коллективе; вызвать интерес к чтению.

ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, ноутбук, экран, шары, презентация, схемы для звуко-буквенного анализа, детские панно с цветами.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

                                                     Прозвенел у нас звонок

                                                     Начинается урок

 Звуки с буквами пришли

                                                     Чтоб порядок навести.

   Вместе с буквами и звуками мы продолжаем с вами путешествовать по увлекательной стране Грамота.

2. Повторение.

(2слайд)

— С помощью чего мы общаемся?

— Какая бывает речь?

— Из чего она состоит?

— Из чего состоят предложения?

— Слова?

— Слоги?

(3, 4 слайд)

— Вспомните, какие бывают звуки? Дайте им характеристику.(Звуки бывают гласные и согласные.)

(5, 6, 7 слайд)

— С какими звуками вы уже познакомились? (а, о, и)

— Какими буквами они обозначены? (А, О, И)

(8 слайд)

Прочитаем их.

2. Сообщение темы, цели урока.

   Сегодня на уроке вы познакомитесь с ещё одной буквой и звуком, который она обозначает. Научитесь выделять этот звук из слов, давать ему характеристику.

1. Фонетическая зарядка.

   Как пыхтит тесто? (пых, пых, пых)

3. Работа по новому материалу.

1. Подготовим наш речевой аппарат к работе, расскажем стихотворение о шарах ( в движении).                          

 (9 слайд)

                                                 Выпускаем цветные шары.

                                                 Пусть летят они выше горы,

                                                 Выше крыши и выше луны

                                                 И вернутся назад с вышины.

— О чём это стихотворение?  Обратите внимание на последние слова каждой строки.

Давайте эти слова назовём ещё раз (шары, горы, луны, вышины). Что вы заметили? (Все слова оканчиваются на одинаковую букву – ы).

2.Слого – звуковой анализ слов: «шар», «шары».

— Что я держу в руке? (шар)

— Сколько слогов в слове? (1)

— Составьте схему слова.

— Какой изученный  звук есть в этом слове? (гласный звук а)

— Какой буквой он обозначен? (а)

— А сейчас что у меня в руках? (шары)

— Сколько слогов в слове «шары»? (2)

— Какой первый слог? (ша)

— Как он обозначен на схеме? (на доске схема – слиянием согласного звука с гласным)

— Произнесите второй слог протяжно. (рыыы).

— Что вы можете сказать об этом звуке? (воздух проходит легко и свободно, звук произносится с голосом, он образует слог).

— Какой звук обозначает ы? (гласный)

— Как он обозначен на схеме? (слиянием согласного звука с гласным).

— Произнесём слово с ударением. На какой слог оно падает? (на второй)

( 10 слайд)                                                 

3. Знакомство с печатной и письменной буквой «ы».

( 11, 12, 13 слайд )

— Откройте «Азбуку» на странице 37.Перед вами старинное изображение буквы ы.

— Почему же буква только одна?

(14 слайд)

                                                 Мы услыхали от совы,

Что нету слов на букву «ы».

4. Распознавание на слух звука [ы].

— А сейчас поиграем в игру «Услышал – хлопни».

(Рыбка, прыгалка, кубик, буквы). Укажите место звука: начало, конец, середина.

(15, 16 слайд)

5. Чтение текста, нахождение слов с буквой ы. ( Текст читается вслух).

У мышат был вкусный сыр,

Сгрызли мыши сыр до дыр.

— В каких словах встретился звук [ы]? Где он стоит в слове? Какой звук обозначает?

Какой буквой обозначен?

6.Беседа по иллюстрации к произведению Г. Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»

(17, 18 слайд)

— Возвращаемся к учебнику с. 36-37.  К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор?

— Посмотрите на доску, что это? (схема предложения)

— Из скольких слов предложение? (3)

— Пользуясь иллюстрацией составьте предложение. (Мыши ели сыр.)

— В каких словах ещё есть звук ы? Где стоит? (колбасы, бутылки, мыши, сыр, часы).

(19 слайд)

— Составьте схемы к следующим словам: мышь, рысь, (по вариантам) (на месте и на доске работают дети, указывают место ы в схеме).

(20 слайд)

Вывод: гласный [ы] без согласного не употребляется, он встречается только в слиянии.

 4. Итог урока.

— С какой буквой мы сегодня познакомились?

— Какой звук она обозначает?

(21 слайд)

— В память о нашей встрече, мы с ребятами хотим подарить нашим дорогим гостям вот такие букеты в благодарность за ваш труд.

5. Домашнее задание.

(22 слайд)

Прочитать русскую народную сказку «Курочка Ряба»

(23, 24 слайд)

Закончен урок, и выполнен план,

                                             Спасибо, ребята, огромное вам

                                             За то, что упорно и дружно трудились,

                                             Что на уроке вы не ленились!

МОЛОДЦЫ!

Тема урока: Гласный звук [ы], буква ы.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [ы], буквой ы.

Задачи:

  1. Учить отличать гласные звуки от согласных
  2. Учить давать качественную характеристику гласного звука (гласный, ударный или безударный)
  3. Проанализировать особенности произнесения звука [ы]
  4. Учить различать букву ы как знак звука [ы]
  5. Учить определять место звука ы в словах (в середине или конце слова)
  6. Учить сравнивать слова по произношению и написанию (слова со звуками/буквами[ы], [и])
  7. Развивать умение наблюдать за изменением формы слова (единственное и множественное число)

Планируемые результаты:

  1. предметные: закреплять характерные особенности буквы Ы; (отсутствие слов, начинающихся с буквы Ы; ) различать слова в форме единственного и множественного числа; образовывать слова из данных слов  с помощью приставок; определять роль гласных букв, стоящих после согласных.
  2. личностные: осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.

Универсальные учебные действия:

  1. познавательные: (общеучебные) воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, сравнивать слова по звуковому составу:
  2. коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений; учитывая разные мнения одноклассников)
  3. регулятивные: оценивание результатов своих действий.

Оборудование урока: учебник В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина Азбука. 1 класс, часть первая, записи на доске, магнитные карточки с буквами, , воздушные шары, рисунки (мышки, мишки)

Ход урока

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо под рукой!

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Речевая разминка.

Игра «Эхо». Я начну читать стихотворение, а вы хором повторяйте окончания.

Собирайся детвора!Ра, ра, ра.

Начинается игра.Ра, ра, ра.

Сколько времени сейчас? Час, час, час.

Как кричит в селе петух? Ух, ух, ух.

Сколько будет дважды два? Два, два, два.

Это ухо или нос? (показывает на ухо).Нос, нос, нос.

Это локоть или глаз? (показывает на локоть).

Глаз, глаз, глаз. Ну, а это что у нас? (показывает на нос).Нас, нас, нас.

Неужели это так? Так, так, так. Вы хорошие всегда? Да, да, да.

  1. Проговаривание скороговорки. (хором, по колонкам, по одному)

У осы не усище, а усики.

  1. Фронтальная беседа.

На доске записана пословица «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
(Если ты чего- то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо спросить об этом у старших)
– Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь переспрашивать, если что — то не поняли. Каждый день в школе вы узнаёте что-то интересное, открываете для себя что-то новое. Думаю, что и этот урок чтения не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили. Трое учеников подготовили вам загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом.
На доске 4 карточки с буквами. Если ученик отгадал загадку, то он идёт к доске и переворачивает карточку.

– Скажите, на доске изображены буквы или звуки? (буквы)
– Докажите своё мнение (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим).
– Верно, сейчас я буду указывать на букву, ваша задача произнести хором звук, который она обозначает.
–Молодцы, вы справились с этим заданием. на улице гласных. А вы заметили, что на доске осталась неперевёрнутая карточка? (да)
– Сегодня мы познакомимся с новым жителем.

  1.  

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

III. Знакомство с новым звуком

– Скажите, что я держу в руке (шар)
– Правильно, произнесите последний звук в слове шар, как вы думаете это гласный или согласный звук? (согласный)
– Докажите (воздух встречает на своём пути преграду: язык и зубы)
– А теперь, у меня в руке не шар, а …? (шары)
– Правильно, произнесём хором последний звук в слове шары (ыыы), произнесём ещё раз (ыыы)
– Слышен ли голос во время произнесения этого звука? (да)
–Встречает ли воздух на своём пути преграду при произнесении этого звука? (нет)
– Так как вы думаете это гласный или согласный звук? (гласный)
– Правильно. Произнесите звук ы. Что происходит с губами, языком, когда мы произносим этот звук?
(язык чуть приподнят, находится у нижних зубов, губы растянуты)
– Сейчас, я буду называть слова, если в этих словах есть звук ы, то покажите солнышко, а если нет – тучку:

рыбка, шар, сыр, крыша, лиса, мышка.

–А теперь мы познакомимся с печатной буквой ы, которая обозначает звук ы
Учитель переворачивает карточку.
– Мы сказали, что звук ы гласный, поэтому на ленте этот звук поселился на улице гласных
— Прочитаем стихи про букву ы на стр.32.
– Что вы узнали о букве ы? (нет слов на букву ы, она находится в середине или в конце слова)
– Эти стихи живут и на страницах нашей азбуки. Откройте азбуку на с. 32.
– Кто хочет прочитать первое стихотворение?
– Какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (Мы, услыхали, совы, ы,
– Кто хочет прочитать второе стихотворение?
– А в этом стихотворении, какая буква выделена? (буква ы)
– В каких словах выделена буква ы? (бывает, капусты, брюквы, дыни).

IV. Упражнение на формирование навыка выразительного чтения

– Вам понравилось это стихотворение?
– Кто сможет выразительно прочитать это стихотворение?
Читает подготовленный ученик.
– До этого мы работали со стихотворениями, в которых буква ы была выделена, а теперь попробуйте сами найти её в этом стихотворении.
– Возьмите в руки карандаши и аккуратно зачеркните букву ы.
– В каких словах вам встретилась буква ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)

V. Работа с рисунком, упражнение на развитие речи (учебник, с. 32)

– Вы заметили интересный рисунок на предыдущей странице?
– Рассмотрите его. Расскажите, что вы видите на этом рисунке.
– На рисунке изображены различные предметы. А есть ли среди них такие предметы, в названиях которых есть звук ы? Назовите слова, в которых есть звук ы (крынка — глиняный сосуд для молока, мыши, часы, сыр, дырки, пагоны)
 

VI. Упражнение в изменении формы слова (единственное и множественное число)

– Переверните страницу. Вверху рисунок. Рассмотрите его. 
– Я произнесу слово, а вы покажите пальцем на тот рисунок, о котором я говорю
– Кукла (указывают на левый рисунок)
– Куклы (указывают на правый рисунок)
–Какие куклы изображены справа? (петрушка, Мальвина, клоун)
– Почему в первом случае вы сказали слово кукла, а во втором куклы? (потому что на первом рисунке одна кукла, а на другом несколько)
На доске появляются карточки Кукла — Куклы
– Мы продолжим придумывать пары к словам
– Машина – (Машины)
– Машина, а какую именно машину вы представили?
– корзина – (корзины)
– игра – (игры)
– А какие игры вы знаете, в какие вы играете?

Физминутка.

Совушка – сова,

Большая голова, На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг —  как полетит.

VII. Упражнение в сопоставление слов, различающихся одним звуком

– Посмотрите на доску (на доске картинка с игрушечным мишкой и карточка мишка) —  -Прочитайте слово про себя
– Закройте глаза (на доске карточка мышка)
– Что изменилось в записи? (вместо буквы и стала буква ы) появляется и старая карточка)
– Изменилось только начертание слова? А смысл остался тот же или нет? (нет)
– А вы видели игрушечную мышку? (появляется картинка мышки)

VIII. Работа с серией картинок

– Посмотрите на следующую страницу азбуки. Вы узнали сказку по картинкам?
– А как вам это удалось?
– Дома покажите родителям эти картинки и постарайтесь сами рассказать им эту сказку.

IX. Итог урока. Рефлекися.

– С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
– Какой это звук? (гласный)
– А есть ли слова на букву ы? (нет)

— Чем понравился урок? О чём поделитесь с родителями?

Просмотр содержимого документа

«Урок обучения грамоте. Гласный звук [ы] буква ы. »

  • Гладящий белье как пишется
  • Гласные буквы как пишутся
  • Гладкошерстная собака как пишется
  • Гласная которая пишется в сложных словах после твердых согласных как называется
  • Гладкокрашеный как пишется правильно