Главная идея сказки карась идеалист

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — настоящий мастер сатирической сказки. Этот жанр популяризировал в России именно он, хотя и не зацикливался только на нем. Его сказка под названием «Карась-идеалист» — одно из таких произведений. В нем он показал колоссальную разницу между высшим и низшим слоем населения со своими взглядами на мир, общество и его дальнейшее развитие. Однако почему-то многие не понимают того, что же хотел сказать Салтыков-Щедрин этой сказкой. Именно поэтому мы расскажем вам о ее смысле. Наверняка, вам будет очень интересно, вы же не просто так начали читать эту статью.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.

Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.

Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.

Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.

Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.

Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.

В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.

Смысл сказки «Карась-идеалист»

Смысл сказки в том, все социальные слои имеют свою правду и взгляд на мир. Но, тем не менее, им приходится тесно взаимодействовать друг с другом. Карась-идеалист был максимально далек от реальной жизни и пытался построить идеальное со своей точки зрения общество.

Только ерш понимал, как устроено подводное общество, поэтому и не указывал ничего щуке. Он понимал, что хищнице нужно питаться, иначе она тоже умрет. Выходит, что на одну сторону поставлена его потенциальная жизнь, а на другую — жизнь щуки. И ключевая задача общества — сделать так, чтобы эти весы никогда не перевалились ни на одну сторону, иначе случится непоправимое.

Также Салтыков-Щедрин пытается показать, что наши представления о мире могут быть идеальны, но это не делает их реальными. Мир, порой, намного жестче, чем кажется. Поэтому нужно быть реалистом, ведь такой подход позволяет адекватно оценивать действительность.

Салтыков-Щедрин смог передать настолько глубокие идеи в достаточно необычной для философских произведений форме — сказке. Сразу видно, что «Карась-идеалист» — творение настоящего мастера. Рядовой писатель не смог бы так завуалировать настолько важную социальную тему, особенно для нашей страны. Поэтому Салтыкова-Щедрина так любят и уважают в писательской среде!

Читательский дневник по сказке «Карась-идеалист» Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Название произведения: «Карась-идеалист»

Число страниц: 6

Жанр: сказка

Главные герои: карась, ёрш, щука

Характеристика главных героев:

Карась — Мечтатель и идеалист.

Считал, что жить нужно по совести, и рыбы не должны есть друг друга.

Ёрш — Умная рыба. Реалист.

Щука — Гроза тех мест.

Сильная, обладающая властью.

Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»

Карасик и ёрш поспорили, как нужно жить всем рыбам.

Первый убеждал второго, что рыбы не могут поедать себе равных, что везде должна быть справедливость.

Ёрш напоминал про щуку и уху, но оппонент не хотел слушать этих доводов.

Узнала о диспуте щука, приплыла в тихий омут и тоже вызвала карася на спор.

Стал тот убеждать щуку в том, что она не должна его есть. Удивлялась щука таким доводам.

Но вот щука зевнула и проглотила мелкую рыбёшку, на том и спор кончился.

План сказки:

  1. Спор старых друзей.
  2. Доводы о мире.
  3. Напоминания ерша.
  4. Убеждённость.
  5. Ракушки.
  6. Появление щуки.
  7. Первый диспут с щукой.
  8. Второй диспут с щукой.
  9. Щука зевает.

Основная мысль рассказа «Карась-идеалист»

Главная мысль сказки в том, что с теми, кто может тебя съесть, о вкусах не спорят.

Основная идея сказки в том, что пустыми словами ничего поменять нельзя.

Чему учит сказка

Сказка учит иметь идеалы и отстаивать их.

Но быть осторожными и предусмотрительными.

Учит не заниматься пустой болтовнёй, учит не говорить глупости, учит слушать мудрых советов.

Краткий отзыв по сказке «Карась-идеалист» для читательского дневника

Прочитав это произведение, я подумала о том, что многие люди уподобляются данному карасику.

Они много и убедительно говорят, но ничего не делают.

Это очень смешное и поучительное сатирическое произведение.

Автору удалось показать, что любые идеалы должны подкрепляться не только словами, но и действиями.

Не может слабый указать сильному, что делать.

Мне понравился ёрш, который был реалистом и понимал, что пустыми разговорами жизнь не изменить.

А вот глупый спорщик заслужил свою судьбу.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучшие результаты достигаются упорным трудом, а не долгими спорами.

Пословицы к сказке:

  • Язык болтает, а голова не знает.
  • Дай дураку волю, а он две возьмёт.
  • Меньше слов, а больше дела.
  • На то и щука в реке, чтобы карась не дремал.
  • У сильного всегда бессильный виноват.

Словарь неизвестных слов

  • Слукавить — обмануть.
  • Сноровка — умение.
  • Мотня — часть невода.
  • Чревоугодие — обжорство.
  • Чаемое — желанное.

Отрывок, поразивший больше всего:

Каких таких щук? — удивился карась, который был до того наивен, что когда при нём говорили:

«На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.

Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:

  • «Премудрый пескарь»
  • «Как мужик двух генералов прокормил»
  • «Дикий помещик»
  • «Медведь на воеводстве»
  • «Коняга»

Библиотека произведений автора пополняется.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Обновлено 26 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.

Обновлено 26 Июля, 2021

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1884.

История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Тема

Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.

О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Жанр

Жанр «Карася-идеалиста»– сатирическая сказка. В произведении переплетаются реальные и фантастические события, образы сказки аллегорические. В то же время писатель использовал сатирические приёмы для разоблачения либералов, поэтому направление сказки – реализм.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даврон Кабулов

    10/10

  • Валентина Воронцова

    10/10

  • Егор Леванович

    10/10

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 38.


А какую оценку поставите вы?

Автор статьи

Светлана Владимировна Томченко

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Прежде чем приступить к анализу данной сказки, следует разобраться в истории ее создания и написания. Она была написана в период социальных и политических изменений в конце девятнадцатого века. Сказку «Карась-идеалист» можно отнести к целому ряду подобных произведений в творчестве писателя. История написания данной сказки связана также с общественно-политической жизнью России в то время, с возникновением первых народных течений и подпольных организаций. Либералы в то время отстаивали идеи равноправия, равного труда и равной способности к обучению.

Впервые опубликована данная сказка была в сборнике «XXV лет».

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

«Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»» 👇

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Функции сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Поучительная функция. Автор данной сказки учит читателя принимать реальность такой, какая она есть, не верить слепо в равенство и прочие громкие лозунги. Слова, если за ними нет движущей силы — пустышки, не способные ничего изменить. Именно об этом и пишет М. Е. Салтыков-Щедрин.

Философская функция. В данном сатирическом произведении автор осуждает либеральные взгляды и позицию тех людей, которые не умеют ничего, кроме как красиво говорить. Салтыкова-Щедрина это задевает, вследствие чего, он отражает осуждение либерализма аллегорически, в, казалось бы, детской сказке.

Историческая и социальная функция. Сказка заставляет читателя задуматься над происходящим, над нашей действительностью. Также она учит прежде всего думать самим, не опираться на чьи-то взгляды, даже если они и кажутся правильными. Историческая функция этого произведения заключается в том, что оно отражает взгляды, а в целом, и поведение либералов в конце девятнадцатого века. В своей сказке Салтыков-Щедрин осуждает их: потому что они неспособны ни на что, кроме красивых слов и слепой веры в придуманный мир.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем прийти к выводу о том, что сказка «Карась-идеалист» вовсе не детская, а наоборот — содержит в себе достаточно смелые «взрослые» взгляды. Салтыков-Щедрин использует прием аллегории в целом ряду подобных произведений. Это происходит оттого, что автор идет в обход цензуры: если он будет выражать свои взгляды напрямую, то его осудят. Это подтверждает сказка «Карась-идеалист», а также «Премудрый пескарь».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована, в первую очередь, взрослым, но и школьники найдут ее полезной. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Краткий анализ

Год написания – 1884
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Сатира.

«Карась-идеалист»: краткое содержание. Рассуждения о социальной справедливости

карась идеалист краткое содержание

В процессе беседы карася и ерша затрагивается много болезненных тем как для России, так и для всего мира. Например, вопрос о социальной справедливости. Кто из нас не мечтал об обществе равных возможностей, вот и карась тоже мечтает, а ерш его одергивает и говорит, что, мол, все это хорошо, но щуки никогда на такое не пойдут, потому что в реке всегда будет существовать иерархия. И пока угнетенные будут «спать в тине», верхушка станет наслаждаться жизнью. Карась же пытается убедить ерша, что щуки сразу же, как только услышат об идее социальной справедливости, тут же обратятся в верных ее адептов. Ерш же только насмехается (и не зря). Салтыков-Щедрин в сказке «Карась-идеалист», краткое содержание которой мы рассматриваем, проблемы социального неравенства описал. Мысли, высказанные Михаилом Евграфовичем за 5 лет до смерти, остаются актуальными и для России 21-го века.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее, к интеллигентам, поддерживающие подобные взгляды, не относились серьезно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Особенности сюжета

«Карась-идеалист» сюжета как такового не имеет. Он простроен на диалоге карася и ерша. Карась начитан, умен книжной мудростью, но совершенно не знает жизни, однако это не мешает ему быть опьяненным социалистическими идеями. Он грезит о том, что все будут жить в равенстве и братстве. Щуки перестанут есть карасей, а монахи — уху.

Ерш же слушает все это, только ухмыляется и всячески ругает своего визави. Но при этом их беседы снова и снова случаются. Ерш признает, что хоть карась и олух, но ни с кем в реке, кроме него, на такие возвышенные темы не поговоришь. Поэтому рыбы снова встречаются и снова спорят. Карась взирает на все сквозь оптимизма, а ерш критикует взгляды карася с позиций здравого смысла. И вот так, страница за страницей, они перетягивают канат диспута туда-сюда. Таким образом, ясно, что специфика сказки «Карась-идеалист» в том, что отсутствует какая-либо динамика. Все движение и напряженность упрятаны в диалогах ерша и карася.

И вот наступает ответственный момент: теперь карасю надо убедить в справедливости своих взглядов щуку. Непосредственный корм (карась) пытается убедить своего потребителя (щуку) в том, что ему надо изменить своим привычкам и перейти на другой рацион ради идей равенства и братства. Нетрудно догадаться, что все заканчивается съедением щукой карася. Это происходит словно случайно в процессе беседы, и все присутствующие сразу осведомляются у щуки, хороший ли был карась на вкус.

Тема

Для сказки «Карась-идеалист» анализ следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ-ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приемы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лежа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ерш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ерш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы как карась постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ерш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщетны.

О вольнодумном карасе узнает щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить ее натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяином положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки. Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 440 руб.
  • Реферат Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.
  • Контрольная работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал прием трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнает об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

Анализ

«Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

«Карась-идеалист» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Как и в других сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «Карась-идеалист» имеет социальную окрашен­ность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того време­ни, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально дос­тижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М. Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистиче­ских взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи хри­стианских и социалистических воззрений: и та, и другая идео­логии проповедуют всеобщее равенство. В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности.

М. Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читатель­ское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [ка­рась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит- полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политиче­ской неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей уст­раивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».

Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социально- классовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.

В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.

Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно ду­шу отводить.

В произведении возникает традиционная по своей символи­ке антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).

Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.

Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразу­мению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «Ис­тория — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».

Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, ко­торая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.

Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не вся­кое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).

Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит за­дачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку изме­ниться. При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны ры­бами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пау­ки, водные блохи и т.д.

Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сра­зу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася. Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор. Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевос­питать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, оче­видно, она не знала этого слова совсем. Символично поведе­ние остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобост­растием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.

Моралью данной сказки является авторское желание доне­сти до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сфе­рам власти не свойственна.

Полезные материалы:

  • Краткое содержание «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Карась-идеалист

Другие материалы по творчеству автора:

  • Краткое содержание по главам «История одного города» Салтыков-Щедрин
  • Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин
  • Краткое содержание «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин
  • Анализ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Господа Головлевы
  • Хронологическая таблица жизни и творчества М. Е. Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — История одного города
  • Анализ «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Вяленая вобла
  • Михаил Салтыков-Щедрин — Господа ташкентцы

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году М. Е. Салтыков-Щедрин написал произведение «Карась-идеалист»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Даврон Кабулов

    10/10

  • Валентина Воронцова

    10/10

  • Егор Леванович

    10/10

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Сказки Салтыкова-Щедрина отражают действительность пореформенной России. Используя эзопов язык (язык метафор и аллегорий), автор не только нашел блестящий способ обойти цензуру, но и подарил произведения интересные для детского, а больше взрослого чтения. «Карась-идеалист» яркий пример сказки для «взрослых».

История создания.

Сказка написана в 1884 году. К этому времени Салтыковым написано множество подобных произведений, которые он публикует в ОЗ (Отечественных записках). Сказка является откликом писателя на новые либеральные веяния, в том числе идеи марксистов (Марксизм – это общественное и политическое движение, выступающее за свержения капиталистического строя по средствам гражданской революции и перехода к коммунистическому обществу).

Тема.

Первая и очевидная тема сказки, которую бы отыскал ребенок, но едва ли взрослый обратил на неё внимание – жизнь в реке. Автор кратко описывает жизнь рыб, выстраивая иерархию: рачки – карась – щука. Люди участвуют в сказке пассивно: они где-то есть и ловят рыбу.

Менее очевидные, скрытые темы – это равное общество, без различий в статусе, честность, и стремление к идеализации жизни, чтобы всем было хорошо. Этими мыслями бредит карась, бесхитростная смирная рыба, которая больше  лежит в тихом иле и ест рачков, не доумевая об опасностях, а его оппонентом в спорах является ерш, рыба колючая, «тертый калач», который лучше приспособлен к жизни и не понаслышке знает о щуке и о людях, любящих вкусно поесть. Обе рыбы склонны к либеральным идеям, но карась оказывается радикальнее в суждениях, так как не знает никакой опасности и мыслит, что одними словами способен вразумить щуку и изменить несправедливый уклад жизни.

Идея.

Карась так громко кричит об идеалах равенства, что однажды щука приплывает к нему на диспут. Три раза карась ходит к ней беседовать (Салтыков таким образом стилизует троекратным повтором сказку под народную), но щука не меняется и съедает его.

Закончив так сказку, Салтыков-Щедрин критикует подобных карасю людей-идеалистов, которые, вдохновившись идеями марксистов о равенстве, спешат перекроить общество, тем самым попадая в зубы «щукам». Они не знают о существующих проблемах, мало понимают в устройстве государства, а всё туда же: социализм!

Жанр.

Так как люди занимают второй план их роли играют рыбы. Подобный приём – аллегория, характерен для сказки. Кроме этого автор пользуется приемами сатиры, чтобы изобличить карася, поэтому сказка не простая, а сатирическая.

Вариант №2

Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.

В очередной раз Салтыков-Щедрин прибег к использованию аллегории с целью обмануть цензуру. В сказке имеется две достаточно четко прослеживаемых темы: проживание в мире подводного царства, положение либералов и настоящее назначение их взглядов.

В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.

Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.

Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.

Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.

Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Карась-идеалист

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Дейнеки Будущие летчики 6 класс

    Картина была написана накануне Великой отечественной войны в Севастополе. Сам автор, наверняка, был влюблён в самолёты и мечтал стать лётчиком. В то время почти все мальчишки мечтали стать лётчиками.

  • Сочинение Моя формула счастья

    Каждый человек вне зависимости от пола, возраста или характера хочет быть счастливым. Все мы в той или иной степени стремимся испытать это незабываемое ощущение. Но что именно делает нас счастливыми людьми?

  • Суть комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Конечно комедия Николая Васильевича Гоголя «ревизор», это произведение на все времена. Именно поэтому до сих пор ее ставят в театрах и задают в общеобразовательных учреждениях до сих пор.

  • План рассказа Храбрый утенок Житкова 2 класс

    Каждое утро хозяйка приносила своим утятам на завтрак рубленых яиц. Как только птенцы собирались покушать к ним прилетала большая и страшная стрекоза

  • Анализ произведения Шемякин суд

    «Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий

У Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина есть сказка, отображающая нравы времени, в которое жил писатель. В ней показаны пороки общества, а главный герой — рыба. В сатирическом творении показал противостояние либералов, интеллигентов и правящей верхушки. Анализ произведения «Карась-идеалист» учащиеся выполняют в 9 классе.

Оглавление:

  • Краткий обзор
  • История создания
  • Темы и мотивы
  • Пересказ сюжета
  • Композиция и жанр

Анализ сказки карась идеалист

Краткий обзор

Салтыков-Щедрин написал сказку «Карась-идеалист» в 1841 году, за 20 лет до отмены крепостного права. В то время он уже несколько лет работал над подобными творениями, и впоследствии вышел сборник. Автор наблюдал за жизнью простых людей, анализировал мотивы их поступков и сравнивал последствия того или иного образа жизни. Так появилось произведение «Карась-идеалист». Анализ сказки Салтыкова-Щедрина о либералах позволяет выявить основные темы:

Анализ произведения карась идеалист

  • жизнь под водой;
  • политические взгляды общества;
  • значение либеральной позиции для развития.

Композиция сказки — последовательная. Повествование развивается логично, сюжет выстроен последовательно, элементы следуют один за другим. В отличие от фольклорных произведений, здесь нет традиционного начала. Однако жанр определяется именно как сказка. Литературное направление, выбранное писателем для раскрытия образов и тем, — сатира.

Салтыков-Щедрин считался признанным сатириком: его творения одних смешили, других злили, а третьих заставляли задуматься, при этом почти никто не оставался равнодушным к творчеству писателя.

История создания

В творческой биографии писателя это не первая сатирическая сказка. К тому времени, когда был написан «Карась-идеалист», Михаил Евграфович уже создал и опубликовал несколько творений, выдержанных в таком же духе. Он показывал обществу самые ужасные пороки, причём делал это в язвительной форме. Указывать на недостатки прямо было нельзя, поэтому героями произведений часто становились животные и фантастические существа.

Салтыков-щедрин

Идея сказки возникла в результате наблюдений за либерально настроенной прослойкой. Эти люди считали, что трудиться должны все, а распределение благ нужно осуществлять по справедливости. Тема нашла продолжение ещё в одном произведении, которое написал Салтыков-Щедрин, — «Либерал». Анализ сюжета показывает, что писатель был непримирим к тем, кто маскирует трусость и пассивность за громкими словами.

Прослойка общества, состоящая из образованных людей, тяготела к красивым рассуждениям, но не хотела предпринимать активных действий, чтобы что-то изменить в лучшую сторону. На самом деле интеллигенты плохо представляли себе, как обстоят дела в реальности.

Впервые сатирическая сказка была опубликована в составе сборника под названием «XXV лет».

Темы и мотивы

Главный мотив, которым руководствовался автор при создании сказки, — необходимость обойти цензуру. Ещё один заключался в том, что нужно было донести свою позицию до прогрессивно настроенного общества: либеральные взгляды — это хорошо, но без учёта реалий они ничего не стоят. В сказке 3 основных темы:

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Карась идеалист анализ

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

Пересказ сюжета

Произведение начинается с того, что ёрш и карась вступают в спор. Главный герой говорит, что правда помогает прожить. Он наивен и не верит, что в мире есть зло. У карася чистая душа, и он уверен, что у других тоже. Ему рассказывают, что есть монахи, которые употребляют в пищу рыбу, но герой думает, будто это неправда.

Автор недаром обращает внимание читателей на то, что таких, как карась, люди особенно любят за смирный нрав. Ведь спокойную рыбу можно ловить, и она не сопротивляется. Однако взгляды у героя довольно смелые, ведь легко рассуждать, лёжа в тине.

Карась идеалист

Ёрш — главный оппонент карася в спорах, предмет которых — равенство, справедливость и всеобщее благоденствие. Писатель ввёл в произведение этот вид рыбы, чтобы показать способность укалывать словами, как плавниками. Сходство между ершом и карасём в том, что они оба придерживаются либеральных взглядов, только ёрш смотрит на вещи здраво. Он понимает, что рыбы постоянно находятся в опасности: на них охотятся и другие жители подводного мира, и люди. Однако карась непробиваем: он не верит ершу или не хочет сознаться себе, что тот прав.

Скоро о смелом и наивном карасе узнаёт щука. Она приглашает его поучаствовать в беседе. Первый диспут заканчивается для героя благополучно, после второго он оказывается искалеченным. В третий раз щука проглатывает карася. Жители подводного царства не осуждают хищницу. Они понимают, что такова её натура. Некоторые спрашивают, понравился ли ей ужин.

Карася никто не пожалел, хотя в первое мгновение все остолбенели, а щука и сама не поняла, как так вышло, что на его проглотила. Смысл заключается в том, что рассуждать, не учитывая реального положения, не только глупо, но и опасно для жизни.

Композиция и жанр

У сказки предельно простая композиция. Элементы расположены последовательно, сюжет развивается от начала до конца. Сходство с фольклорными произведениями обусловлено тем, что животные обладают способностями, которым в реальном мире им не присущи:

  • разговаривают;
  • думают;
  • имеют чины;
  • исполняют обязанности (голавли выступают в роли стражников, а окунь допрашивает карася).

Карась идеалист кратко

Второй признак, благодаря которому произведение можно отнести к жанру сказки, — приём трёхкратности. Щука трижды ведёт диспут с карасём. Но если в фольклорных произведениях обычно бывает хороший конец, здесь, напротив, драматизм нарастает в каждой последующей беседе. Структура произведения:

  1. Экспозиция. Автор рассказывает о характерах главных героев.
  2. Завязка. Ёрш и карась ведут беседы о своих взглядах, потом речь заходит о щуке.
  3. Развитие событий. Щука знакомится с карасём и трижды приглашает его на диспуты.
  4. Развязка. Хищница проглатывает наивного главного героя, причём это происходит неожиданно для неё самой.

Ярко выраженная кульминация отсутствует. На принадлежность к сатирической сказке указывает то, что автор прибегает к сатире, чтобы ясно и просто донести до современников свою точку зрения на взгляды либералов. Конечная цель — разоблачить несостоятельность их убеждений.

Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 29.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 29.

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина – аллегорическое отображение современного писателю общества. Михаил Евграфович разоблачал пороки актуальные и в наше время. Свидетельством этого является и сказка «Карась-идеалист». Она адресована в первую очередь взрослым, но и школьники найдут её полезной. В сказке выражен отклик автора на новые либеральные идеи. Изучают сказку в 10 классе. Предлагаем облегчить подготовку к уроку, ознакомившись с кратким анализом произведения.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Год написания – 1884.
История создания – Сказка была создана в то время, когда писатель уже более 10 лет работал над циклом подобных произведений. Толчком к написанию произведения стали наблюдения за укладом общества.

Тема – В сказке можно выделить несколько тем: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Карась-идеалист» несложная. Традиционного фольклорного начала в ней нет. Автор сразу начинает рассказ с главного – споров карася и ерша. Элементы сюжета расположены в прямой последовательности.

Жанр – Сказка.

Направление – Реализм.

Темы и мотивы

Главный мотив, которым руководствовался автор при создании сказки, — необходимость обойти цензуру. Ещё один заключался в том, что нужно было донести свою позицию до прогрессивно настроенного общества: либеральные взгляды — это хорошо, но без учёта реалий они ничего не стоят. В сказке 3 основных темы:

  • жизнь в подводном царстве;
  • взгляды либеральной прослойки;
  • пассивность.

Автор постарался подчеркнуть, что ценность либеральных воззрений ничтожна, если человек не принимает во внимание ту обстановку, что есть. Чтобы соблюсти ограничения, налагаемые цензурой, писатель вводит в произведение жителей подводного мира. Всё действие разворачивается под водой. В сказке несколько героев:

  1. Щука. Сильная рыба, которая уверена в себе и никого не боится.
  2. Ёрш. Нервный персонаж, скептично относится к жизни, разочарован и недоволен ею.
  3. Карась. Задумчивый, тихий. Рассуждает о равенстве и справедливости, думает, как было бы хорошо, если бы общество стало мудрым и начало жить в соответствии с идеалами.

История создания

Сказка была написана в период, когда писатель трудился над циклом подобных произведений. Некоторые из них уже были опубликованы. История создания произведения тесно связана с особенностями общественного уклада второй половины XIX века. Либералы продолжали отстаивать идею равноправия, справедливого распределения трудовых обязанностей. Тем не менее к интеллигентам, поддерживающим подобные взгляды, не относились серьёзно, так как они красиво говорить умели, а реализовать свои идеи не могли.

Впервые произведение увидело мир на страницах сборника «ХХV лет».

Тема

Анализ сказки «Карась-идеалист» следует начинать с характеристики мотивов.

В русской литературе ХIХ–ХХ века немало образцов аллегорических сюжетов, образов. М. Салтыков-Щедрин активно использовал такие приёмы, чтобы обойти цензуру. Если учитывать прямой и аллегорический смысл сказки «Карась-идеалист», в ней можно выделить минимум две темы: жизнь в подводном царстве; позиция либералов и истинное значение либеральных взглядов.

В контексте указанных тем сформировалась проблематика. Основные проблемы такие: диспуты, слабые и сильные мира сего, лукавство, социальное равенство, взгляды либералов и реальность и др.

Для создания аллегорий писатель перемещает нас в речное царство, поэтому главные герои сказки – рыбы. Человеческие образы играют второстепенную роль. Начинается произведение с рассказа о споре ерша и карася. Карась чист душой, верит, что прожить в этом мире можно только правдой. Он не знает о существовании щук, рассказы о том, что рыбу едят монахи, считает неправдой. Герой наивно верит в равенство. О характере карася М. Салтыков-Щедрин говорит лаконично, акцентируя внимание на его «смирном» нраве. С иронией писатель замечает: «недаром его монахи любят». Лёжа в тине, карась любит думать о современном обществе, иногда его мысли очень даже смелые.

Противник карася в спорах– ёрш. Эта рыба умеет вколоть не только плавниками, но и словами. Ёрш тоже либерал, только в отличие от карася, он умеет воспринимать реальность трезво. Он прекрасно понимает, что такие рыбы, как карась, постоянно подвержены опасности: их и щука может съесть, и человек. Это ёрш пытается доказать самому карасю, но попытки его тщётны.

О вольнодумном карасе узнаёт щука и приплывает к нему на диспут. Трижды карась вступает с ней в спор. В первый раз со встречи с хищницей он возвращается живым и невредимым, во второй – искалеченным, в третий щука его глотает. В последней сцене автор показывает, что щука никогда не станет доброй, ведь она хищник от природы. Никакие либеральные лозунги не смогут изменить её натуру. К тому же щуку боятся, поэтому она всегда считает себя хозяйкой положения. Увидев, как хищница проглотила карася, никто не посмел осудить или упрекнуть, наоборот, рыбы справились о том, вкусно ли ей было.

Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые слепо верят в свои идеи, не учитывая реального положения вещей.

Анализ сказки «Карась-идеалист» Салтыкова-Щедрина М.Е.

Как и в других сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина, герой произведения «карась-идеалист» имеет социальную окрашенность. В образе отразилось мировоззрение самого писателя и вообще передовой чести русской интеллигенции того времени, полагавшей, что счастье для всех не утопия, а реально достижимое и естественное состояние общественного устройства. Идеалистом М.Е. Салтыков-Щедрин называет карася потому, что тот убежден в действенности пропаганды социалистических взглядов. Писатель не случайно подчеркивает, что карася монахи любят, тем самым усматривая родственные связи христианских и социалистических воззрений: и та, и другая идеологии проповедуют всеобщее равенство. В христианстве оно выступает под так называемой категорией соборности. М.Е. Салтыков-Щедрин так умело переключает читательское внимание из иносказательного социально-политического плана в бытовой, что мы понимаем, что под рыбной ловлей писатель имеет в виду социальные репрессии: «Лежит он [карась] больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает отгуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны».

Символично, что карась легко отзывается на шумиху в обществе («снимается со дна»), тем самым способствует своей поимке. Чтобы усилить лексику, обозначающую виды рыб (караси, ерши, плотва-белобрюшка), и названия социальноклассовых групп и должностей (дворянство, губернаторы), а также просто политически окрашенную лексику.

В центре сюжета сказки оказывается спор карася и ерша, который постепенно становится для них необходимым: рыбы входят во вкус и даже начинают назначать друг другу свидания.

Карась развивает в полемике свои либеральные взгляды, говорит о возможности достижения всеобщего счастья. А скептически настроенный ерш иронизирует над его теорией, припоминает накопившиеся у него обиды. Считая карася блаженненьким, он в то же время полагает, что с ним можно душу отводить.

В произведении возникает традиционная по своей символике антитеза: тьма (социальное зло) — свет (чаемое будущее).

Камнем преткновения в этом споре становится вопрос о щуках, под которыми имеются в виду сильные мира сего.

Высказывания карася афористичны и на первый взгляд кажутся прописными истинами: «Зло — это так, по недоразумению допущено, а главная жизненная сила все-таки в добре замыкается», «Зло душило, давило, опустошало, предавало мечу и огню, а зиждущей силой являлось только добро», «История — это повесть освобождения, это рассказ о торжестве добра и разума над злом и безумием».

Однако на горизонте событий вдруг появляется щука, которая выясняет, что в данной местности водятся караси. Узнав об этом, ерш предлагает карасю самому залезть щуке в пасть. Карась же желает со щукой прежде объясниться.

Одним из средств типизации образов является обращение автора к языку народных пословиц и поговорок («А ты не всякое слово выговаривай, какое тебе на ум взбредет!», «С тобой, видно, гороху наевшись, говорить надо!»).

Ерш пытается остановить карася, так как в душе жалеет его. Герой указывает своему собеседнику на четкую и давно сложившуюся в обществе социальную иерархию: «Ракушками караси лакомятся, а карасями — щуки». Карась же ставит задачу взывать к голосу правды и хочет уговорить щуку измениться. При этом аргументами в предстоящем разговоре со щукой должны, по мнению идеалиста, стать лишь слова о добродетели и обязанностях по отношению к близким. Суть этих рассуждений сводится к тому, что рыбы не должны рыбами питаться. Для пищи есть другие виды: мухи, черви, пауки, водные блохи и т.д.

Наконец долгожданная встреча со щукой состоялась. Сперва та действительно проявила к карасю интерес, но как только щука понимает, что тогда ей придется работать, то сразу же называет его речи бунтовскими. Не сразу проглотила щука карася. Очевидно, была сыта от вчерашнего обжорства, как тонко отмечает автор. Когда же тот высказал свое самое заветное слово «добродетель», которое, по мнению карася, должно было произвести магическое воздействие и перевоспитать щуку, та от удивления открыла рот и проглотила его совершенно случайно, на что автор ехидно замечает, что, очевидно, она не знала этого слова совсем. Символично поведение остальных рыб, наблюдавших эту сцену: они с подобострастием спешат узнать, хорошо ли щука поужинать изволила, показывая тем самым свою социально-классовую лояльность.

Моралью данной сказки является авторское желание донести до читателя мысль о безрезультатности морализаторских бесед и диспутов либеральной интеллигенции, ибо истина для каждой категории общества своя и добродетель высшим сферам власти не свойственна.

Композиция

Смысловая и формальная организация сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» предельно проста. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности. Из фольклорных сказок писатель заимствовал приём трехкратности: карась трижды приходил к хищнице на диспут.

В экспозиции читатель знакомится с главными героям сказки, узнаёт об их характерах и взглядах. Завязка – разговор о щуке, желание хищника посетить смелого, вольнодумного карася. Развитие событий – беседы карася и щуки. Ярко выраженной кульминации в сказке нет. Развязка – щука случайно заглатывает карася.

Приглашение на беседу со щукой

Вскоре ерш принес своему приятелю известие, что в их спокойной заводи появилась щука. Теперь всем рыбам необходимо соблюдать максимальную осторожность. Карась же утверждал, что за ним нет никаких грехов, поэтому щуке не за что на его нападать и волноваться ему попросту не о чем. Он мечтал, чтобы все рыбы жили в полном мире и согласии друг с другом.

Ёрш, который хорошо знал реальную жизнь, просто посмеялся над такими словами. Он утверждал, что у каждого своё предназначение, у ракушек — стать обедом для маленьких рыбок, а щуки должны есть карасей. Этот разговор услышал голавль и решил передать его содержание поселившемуся в их тихой заводи огромному хищнику.

Приглашение на беседу со щукой

Щука, услышав, что кто-то в озере ведет разговоры о справедливости и правде, заинтересовалась такой беседой. Она решила пригласить карася на диспут, чтобы тот рассказал ей свои идеи и повеселил во время послеобеденного сна. Она отправила голавля привести к ней такого оратора.

Тест по произведению

  1. /10
    Вопрос 1 из 10

    В каком году М. Е. Салтыков-Щедрин написал произведение «Карась-идеалист»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Даврон Кабулов

    10/10

  • Валентина Воронцова

    10/10

  • Егор Леванович

    10/10

  • Гжельская сказка коттеджный поселок
  • Гжель рассказ для детей 2 класса
  • Гжель по английски как пишется
  • Гжель для детей рассказ дошкольного возраста
  • Гжель детям рассказ для дошкольников