Главная мысль рассказа беглец чехова

Автор: Чехов Антон Павлович

Название: «Беглец»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: ребёнок и запущенная болезнь.

Число страниц: 7

Главные герои и их характеристики:

  1. Пашка, Галактионов Павел – мальчик семи лет, впервые оказался в больнице, ему было и интересно, и страшно там.
  2. Иван Миколаич – доктор, умный и образованный, пациентов называет дураками, но искренне старается всем помочь.
  3. Мать Пашки – простая женщина, крестьянка, по незнанию запустила опасную болезнь сына.

О чем произведение:

Рассказ о том, как мать впервые привела Пашку на приём к доктору. Оказалось, что мальчику срочно нужна операция, чтобы спасти руку, тогда Пашке пришлось остаться в больнице одному. Там ему стало страшно, в соседней палате умер мужик, и мальчик решил сбежать, не зная дороги.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Пашка, Павел Галактионов, вместе с мамой впервые пришёл на приём к доктору.
  2. Оказалось, что мальчику срочно нужна операция, его положили в больницу. Доктор пообещал ему съездить на ярмарку, показать лисицу, половить чижей.
  3. В соседних палатах было много пугающих больных, а ночью один из них умер.
  4. Мальчику стало страшно, от испуга он убежал из больницы, не зная дороги.
  5. В темноте он побежал к одному освещенному окну, там он увидел доктора, но вдруг неведомая сила сжала его дыхание и ударила по ногам.
  6. Очнулся Пашка в палате уже утром, а рядом был доктор.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился эпизод, когда Пашка оказался в палате, ему дали новую одежду, которая ему так понравилась, что он даже захотел прогуляться в ней по деревне. А ещё он там впервые попробовал жареное мясо, значит, дома он питался очень скромно.

План произведения для пересказа:

  1. Приём у доктора.
  2. В палате.
  3. Соседняя палата.
  4. Смерть Михайлы.
  5. Побег.
  6. Доктор в окне, удар.

Главная мысль:

Доктора – это люди, которые несмотря ни на что искренне стараются помогать людям. Не надо их бояться и откладывать лечение.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что не стоит бояться докторов и затягивать с лечением. Учит нас быть смелее, не бояться трудностей, надеяться на лучшее и не паниковать.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Если честно, то мне не очень понятно, что же случилось с Пашкой, кто его ударил в конце, почему он потерял сознание. Мне бы на его месте тоже было страшно, ведь он остался один в больнице среди незнакомых взрослых. А ещё надеюсь, что эта история закончилась хорошо, и доктор смог спасти ему руку.

Новые слова и выражения:

Распекать – делать строгий выговор, отчитывать.

Воспа – оспа, опасная инфекционная болезнь.

Пословицы к произведению:

Болен – лечись, а здоров – берегись.

Заболеть легко – вылечиться трудно.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Другие читательские дневники здесь

Чехов А., рассказ «Беглец»

Жанр: рассказы о детях

Главные герои рассказа «Беглец» и их характеристика

  1. Пашка. Мальчик 7 лет. Неграмотный, бедный, ничего не понимающий. 
  2. Мать Пашки. Темная и неграмотная женщина.
  3. Доктор. Старается помочь людям, но всех называет дураками.

План пересказа рассказа «Беглец»

  1. Пашка идет в больницу
  2. Очередь на прием
  3. Осмотр у доктора
  4. Обещание чижей и лисицы
  5. Пашка остается в больнице
  6. Постель и вкусная еда
  7. Мертвец
  8. Ужас Пашки
  9. Побег Пашки
  10. Доктор в окне
  11. Пашка дурак.

Кратчайшее содержание рассказа «Беглец» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мать привела Пашку в больницу.
  2. Доктор сказал, что Пашке придется остаться в больнице.
  3. Он обещал показать мальчику лисицу и половить чижей.
  4. Пашке понравилась кровать, одежда и обед.
  5. Ночью он увидел мертвеца и убежал.
  6. На крыльце Пашка потерял сознание и очнулся в палате.

Главная мысль рассказа «Беглец»
Никогда нельзя запускать болезнь.

Чему учит рассказ «Беглец»
Рассказ учит пользе знаний, учения. Учит мужественно переносить невзгоды. Учит везде находить приятное. Учит быть смелым и решительным. Учит сочувствию и состраданию.

Отзыв на рассказ «Беглец»
Мне понравился этот рассказ, но я так и не поняла, что случилось с Пашкой дальше. Вылечили ему руку или нет. Мне понятен страх маленького мальчика, впервые оказавшегося в одиночестве среди чужих людей. Но бежать было глупо, тем более не зная дороги. Мне кажется, что доктор искренне хочет помочь мальчику, и если и называет его дураком, то ласково.

Пословицы к рассказу «Беглец»
Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу бежит.
Застарелую болезнь лечить трудно.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Больной лечись, а здоровый берегись.
От себя не убежишь и от судьбы не скроешься.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Беглец»
Процедура оказалась длинной. Пашка с матерью долго шел по полю, потом два часа ждал в сенях, пока откроют двери и успел даже вздремнуть.
Наконец двери раскрылись, и Пашка вошел в приемную Там сидели больные и Пашка увидел много смешного для себя. Например, подпрыгивающего на одной ноге парня он назвал воробьем.
Но вот фельдшер стал записывать больных и Пашка узнал, что ему семь лет, что он неграмотный, и его зовут Павел Галактионович.
Вышел доктор, который сразу назвал дураком подпрыгивающего парня, который должен был прийти еще в понедельник. Потом доктор стал вызывать больных. Дошла очередь и до Пашки.
Мать сказала, что у Пашки болячка на руке, и доктор велел Пашке раздеться. Пашка заревел, а доктор стал ругать мать, говоря, что она сгноила мальчику руку.
Потом доктор о чем-то надолго задумался и объявил, что Пашке надо остаться в больнице. Он пообещал мальчику половить чижей, показать живую лисицу. А потом велел фельдшерице отвести Пашку наверх.

Доктор был такой добрый и веселый, что Пашка решил уважить его, и позволил отвести себя наверх. Там его поместили в палату и Пашке понравилась его кровать. Кроме Пашки в палате находился только один старик, который постоянно кашлял. Через открытую дверь была видна другая палата.
Пашке принесли новую одежду и он с удовольствием оделся. Потом Пашку накормили. Сперва он поел щей с мясом, потом принесли жаркое, которое Пашка ел впервые в жизни.
Поев, Пашка пошел погулять по больнице и посмотрел на разных больных. Потом лег на кровать и стал ждать доктора, чтобы идти ловить чижей. Доктора долго не было. Стемнело и Пашка задремал.
Проснулся он от тихого шепота. Из соседней палаты выносили умершего. Пашка закричал от ужаса и бросился бежать. Он ткнулся в одну палату, в другую, спустился по лестнице и выбежал на улицу. Не разбирая дороги он забежал за сарай, но потом вернулся к больнице и попытался обогнуть ее с другой стороны. Там он увидел кресты могил. Пашка снова закричал и побежал к флигелю, где ярко горело окно.
В окне он увидел доброго доктора, который читал книжку, и уже забежал на крыльцо, когда неведомая сила сжала ему дыхание и ударила по ногам.
Очнулся Пашка утром и услышал тот самый голос, который обещал ему чижей и лисицу. Голос называл его дураком и говорил, что бить его некому.


0

Чехов «Беглец», кто главные герои, какая главная мысль?

10 ответов:



9



0

В произведении Чехова «Беглец» я бы выделил двоих главных героев.

Первый герой мальчик по имени Юра. Это мальчик разочаровавшийся в жизни сбежал из дома.

Второй герой это отец Юрки. Пусть и осознав свою ошибку, от расстройства он лишился зрения.

Главную мысль выделить сложно, но я попробую. Я так понимаю автор хотел показать пример сложной доли ребенка, который в силу своей молодости и неопытности не понимал своих действий. Так же автор показывает, что на свете есть люди которым не наплевать на других. Автор учит нас взвешивать все за и против прежде чем рубить с плеча. Коротко говоря прежде чем делать надо подумать.



6



0

В рассказе Антона Чехова «Беглец» кратко и талантливо (в стиле автора) дается картинка из жизни дореволюционной России. Несмотря на то, что со времени написания прошел уже целый век, его можно считать актуальным и сейчас.

Деревенский мальчик Пашка и его мать приходят в земскую больницу. Доктор Иван Николаевич осматривает руку ребенка, где, по словам мамы, «болячка». Болячка эта слишком запущена, спасти руку уже невозможно и доктор оставляет Пашу в больнице для ампутации.

6nYk8hFEahzTQuItqGsfax8t6WmaVr2b.png

С усталой безысходностью доктор пеняет крестьянке, что она не заботилась о своем ребенке. Она действительно не одна такая: тут же в приемной парень с больной ногой, который не пришел вовремя и теперь тоже может потерять ногу:

6fi43HXF8N8HnhlkkyvcJPLFeTfXJUhf.png

Темнота и невежество простого народа, бедность — Пашка приходит в восторг от больничного халата и жареного мяса, которого никогда не пробовал — всё это скупо и безжалостно рисует Чехов.

Одновременно очень трогательно он показывает внутренний мир ребенка. Пашке всё интересно и ново в больнице, но внезапная смерть больного пугает его и мальчик хочет убежать к маме…

Главной мыслью рассказа можно назвать желание показать одну из сторон жизни — «больничную» жизнь — с которой хорошо был знаком Чехов, врач по образованию. А также то, что медицина не всесильна.



5



0

В невеселом, но правдивом рассказе Чехова «Беглец» описывается ситуация, произошедшая с юным мальчиком, попавшем в больницу. Действительность часто бывает жестокой, Чехов всегда мастерски описывает ее, не приукрашивая.

В рассказе описываются впечатления юного пациента больницы. Именно он является главным героем повествования.

Мальчика приводят в больницу. Доктор поначалу кажется ему суровым, но затем говорит с мальчиком ласково. Ребенку приходится остаться в больнице без матери. Он видит других пациентов и их нелегкое положение. Вечером его пугает шум. А затем он видит мертвого больного, которого выносят из палаты. Это зрелище пугает ребенка, он бежит. Маму конечно он не находит, но видит знакомое лицо доктора. Напуганный малыш падает в обморок.

Главные герои:

Паша. Мальчик, которому всего 7 лет. Мама привела его в больницу, так как на руке у ребенка «болячка». В рассказе описываются все впечатления мальчика, его чувства, испуг. Он является центральным персонажем.

Остальных героев можно назвать второстепенными:

Мама Паши. Женщина простая, неграмотная. Врач ругает ее за то, что не привела мальчика раньше.

Доктор. Иван Николаевич. Кажется немного суровым, но на деле он искренне заботится о благополучии больных. Мальчик понимает это и проникается симпатией к доктору.

Рассказ показывает, к каким плохим последствиям приводит невежество. Болезнь мальчика была запущена, что привело к плачевному результату. Стоит обращаться за помощью своевременно и не проявлять самонадеянность.

В рассказе показана тяжелая участь больных. Он побуждает задумываться об их суровой доле и проявлять сочувствие. Из рассказа можно сделать вывод, что профессия врача очень трудная, нужная и благородная.



4



0

В рассказе Чехова «Беглец» речь о мальчике. которого мама привела к доктору. Но сделала она это достаточно поздно, поэтому парня врач оставил в больницу. Мальчик когда увидел умершего человека, сильно испугался, пытался убежать домой. Но на самом деле попал в дом к доктору.

Главные герои рассказа:

  • Мальчик Пашка. Это он является беглецом. Обычный ребенок 7 лет. Не удивительно, что он так перепугался, когда столкнулся со смертью.
  • Его мама. Простая женщина. Ей досталось от доктора за то, что так долго хлопца не вела к врачу.
  • Доктор. Добрый, но суровый. Его пациенты немного побаиваются. Но он всячески старается подбадривать пациентов. Пашке он так сказал:

AuSqJvftvpmFggmLRjDQHSzpznRkI7EL.png

Главная мысль произведения в том, что за медицинской помощью следует обращаться вовремя. Работа местного доктора в те времена да и сейчас в деревнях очень непростая. С разными болезнями обычно обращаются в уже запущенном состоянии. также в рассказе показано, что помочь удается не всем. Оттого работа врачей и санитаров еще сложнее: каждый день в больнице кто-то умирает.



3



0

В своем рассказе «Беглец» А.П.Чехов описывает жизнь бедных крестья. Автор разгневан и одновременно опечален безграмотностью и темнотой простого народа. Главными героями рассказа «Беглец» я бы посчитала троих действующих лиц:

  1. В центре повествования маленький мальчик Пашка или Павел Галактионов, у которого было длительное воспаление на локте. Мать привела его к доктору слишком поздно и, скорее всего, придется ампутировать руку. Мальчик еще маленький и поэтому боится оставаться в больнице один без матери. Но обещание врача сводить его на ярмарку перевешивает страхи и опасения.
  2. Доктор — Иван Николаевич, который ведет прием и осматривает Пашку. Врач ругает мать мальчика за то, что так долго не приводила его в больницу. А теперь он может лишиться руки. Доктор строг и одновременно с тем добр. Когда Пашка, испугавшись мертвого человека в соседней палате, убегает именно с доктором он сталкивается в конце рассказа.
  3. Мать Пашки. Ей автор не дал имени, так как это было не важно. Устами врача он дает характеристику неграмотным деревенским жителям того времени:

aa6CCDdsYSthyBIYmLt7c1b0cGFu75kS.png

Главная мысль рассказа «Беглец» состоит в том, что деревенские жители того времени были безграмотными и темными не только в умении читать и писать, но и как правильно лечиться. Мать «запустила» болезнь сына и пришла к доктору слишком поздно, когда единственны лечением стала ампутация руки. Врач раздосадован таким отношением людей к своему здоровью, так как жизнь в деревне тяжелая. И теперь мальчик без руки вряд ли сможет достойно себя прокормить.



3



0

В рассказе Антона Павловича Чехова ( врача по образованию )»Беглец» несколько действующих лиц.

Мать приводит в больницу семилетнего сына, у него сильно гноится локоть. Доктор, осмотревший руку, расстроен, он понимает, что за медицинской помощью, возможно, обратились слишком поздно.

Мальчика кладут в больницу, а ночью в соседней палате умирает один из пациентов. Ставший свидетелем ночного происшествия перепуганный Пашка убегает из больницы.

Главные действующие лица в рассказе:

  • доктор, искренне переживающий за больных,
  • мать Пашки, неграмотная деревенская женщина,
  • мальчик Пашка, любопытный, мало что еще видевший, впечатлительный.

Думаю, автор, как врач, хотел прежде всего показать, что за медицинской помощью нужно обращаться своевременно, не затягивать, иначе последствия могут быть очень неприятными.



2



0

Рассказ Чехова «Беглец» повествует читателю о непростом времени, о дореволюционной России, когда люди были ничтожно бедными и необразованными.

Главными героями рассказа является мальчик Пашка и земский врач, доктор, к которому приводит его мама.

На руке у мальчика сильное загноение, поэтому необходимо проводить операцию. Доктор оставляет мальчика в больнице, уговаривая его тем, что он поведёт его на рынок и покажет ем лисицу.

Мальчик просыпается ночью от шума из соседней палаты, он видит, как выносят из неё тело и пугается.

Испугавшись он бежит к маме, но оказывается у доктора и падает в обморок.

Главная мысль рассказа заключается в том, что нужно всегда отдавать отчёт своим действиям, думать о тех, кто рядом с нами. Мама по незнанию и глупости, смогла навредить своему ребенку, не оказав ему медицинской помощи вовремя.



2



0

Главные герои рассказа «Беглец»:

Пашка (он же беглец) — мальчик 7 лет, у него сильно нагноился локоть и мать его повела к доктору, тот сказал, что мальчика нужно оставить в больнице. Ночью Пашка очень испугался, увидев, что из палаты выносят теле человека. Он убегает из больницы.

Доктор — очень жалеет Пашку и укоряет его мать, которая вовремя не привела ребенка в больницу, неравнодушный человек. Обещает Пашке показать лисицу. Доктор жалеет все больных, но и укоряет за то что они вовремя не приходят лечиться.

Мать Пашки — бедная женщина. которая до последнего тянула и не вела своего ребенка в больницу.

Главная мысль: не стоит затягивать с лечением, всегда нужно вовремя обращаться вовремя за помощью к врачам, а иначе все это чревато грустными последствиями.



1



0

Рассказ Антона Чехова — «Беглец».

Год написания рассказа: 1887.

В сюжете данного рассказа рассказывается о том, как маленький ребенок остается в больнице, в дали от матери.

Главные герои рассказа: Пашка, маленький мальчик 7 лет; Мать Пашки; Доктор, который старается всем помочь.

Главная мысль рассказа.

Никогда не стоит запускать ту или иную болезнь, всегда нужно вовремя обращаться в больницу, если Вас что-то беспокоит.

Чему учит рассказ.

Рассказ нас учит тому, что все невзгоды, стоит переносить мужественно, и извлекать их них урок.



1



0

В небольшом, но очень актуальном рассказе Чехова под названием «Беглец» всего несколько главных героев.

  • Маленький Пашка, которого мама привела к врачу с раной на локте, который впоследствии оказался очень впечатлительным и сбежал из больницы, когда там умер один из пациентов.
  • Врач, который за больных очень переживал. Скорее всего — это образ самого Чехова, который имел медицинское образование.
  • Мама Пашки — простая женщина из деревни. Врач ее отругал за то, что сына поздно привела, когда уже локоть гноиться стал.

Главная мысль этого рассказа в том, что к врачу надо обращаться вовремя, а не тянуть до последнего когда уже есть угроза для жизни. В особенности это касается родителей, которые не дорожат здоровьем детей, а зря.

Читайте также

Хамелеон. Рассказ Антона Павловича Чехова.

На мой личный субъективный взгляд, главная мораль этого рассказа заключается в том, что правосудие существовало в Российской империи периода конца 19-го века и начала 20-го века в весьма уродливой форме.

Фактически получается, что правый или виноватый мог определяться и назначаться одним субъективным мнением не очень компетентного и знающего человека, коим в рассказе выступает Очумелов.

Кроме того, виноватый назначается с оглядкой на то, какой вес и социальный статус имеет тот или иной человек и даже не человек, а просто собака.

Короче, не было правды и справедливости. Всем правили деньги и связи.

Ванька работает в мастерской в очень тяжелых условиях, полуголодный, никому не нужный мальчик не выдерживает одиночества и пишет письмо на деревню дедушке. Ванька умоляет дедушку забрать его к себе, в письме Ванька обещает дедушке поминать его после смерти, как делал он это после смерти Пелагеи, Пелагея это мама Ваньки, она умерла. Цитат о Пелагее из рассказа «Ванька»

rMu9CUhRf3DP1gjSQ5QWixRxPfivOPV.png

Ванька пишет о Пелагее, чтобы показать дедушке, насколько он искренен в своем желании иметь рядом кого-то, когда можно любить, без любви нет жизни, любовь греет и дает наджеду, пока человек, кому-то нужен за земле, он живет, когда не нужен, то умирает.

Главные герои этого рассказа — молодые супруги Варя и Алёша. Варвара Петровна испугалась не понятных и странных для неё звуков. Но разбуженный ею муж, пояснил, что это, всего лишь коты.

Животные, меж тем, продолжали свои кошачьи дела, продолжая вопить и выдавать громкие рулады, которые были хорошо слышны в ночной тишине и не давали спать молодым людям.

Жена слёзно упросила мужа разогнать крикунов и возмутителей спокойствия. Но, как только Алёша захотел их облить водой, чтобы они все разбежались и прекратили своё ухаживание вокруг кошечки, он был остановлен чьим-то голосом, который раздавался этажом выше.

Это был непосредственный начальник молодого человека, который с большим азартом наблюдал за кошачьими разборками. Он не только не позволил разогнать эту шерстяную банду, но принялся с большим увлечение рассказывать Алёше о своём коте. Поспать мужчине так и не пришлось. Как и на следующую ночь, так как коты, по прежнему принялись ухаживать за кошкой, но Алёша уже трусил и боялся их разогнать — начальство же не позволяет!

Характеристика героев:

Варенька — молодая и излишне впечатлительная натура. Ведь в самом начале рассказа можно понять, что она по настоящему, до ужаса была напугана звуками, которые неслись в открытое окно. Она обидчива и плаксива. Сама разбудила мужа и после его проявленного недовольства успела слегка всплакнуть. Настоящая барышня.

Алёша, тоже молод и как все молодые, бывает не сдержан. По началу, он лишь слегка укоряет жену за то, что она его разбудила. Но когда понимает, что ему уже не удастся как следует поспать перед работой, становится раздражительным и даже слегка грубоватым. Совсем другое поведение он показывает при виде своего начальства — внимателен, улыбчив и хоть это совсем ему не по нутру, слушает до самого утра речи своего начальника.

Ещё один герой этого рассказа — старый, много поживший и заслуживший чины мужчина. Должно быть, что служба ему ужасно надоела за столько то лет и он с большим интересом смотрит за битвами котов, особо переживая и выделяя своего сибирского кота Ваську. Видно, что он привык к вниманию и его нисколько не заботит, что юноша, его подчинённый, благодаря продолжительному ночному разговору ни о чём пойдёт на работу совсем не выспавшись.

Основная мысль рассказа состоит в том — что чинопочитание, преклонение перед теми, кто выше тебя по рангу, невольно делает людей несамостоятельными, не смелыми. Человек, даже ради своего личного удобства, не может поступить так, как ему хочется, лишь бы не обидеть своего начальника и не вызвать его гнев.

Основной темой рассказа обнаруживается тема недостижимости любви взаимной и человеческого счастья. Основной герой Алехин был кротко влюблен в Анну, какая была уже замужем. Тем не менее, он не знал, что и женщина испытывает нежные чувства к нему, однако так же мучается в душе, в силу того что ее любовь к данному человеку греховна. Герои не собираются что-то менять в жизни, и просто мучаются от собственных чувств. Главная мысль рассказа «О любви» в том, что ради собственного счастья необходимо выходить из своей зоны комфорта и драться за свою любовь.

В рассказе «Ванька» главный герой деревенский мальчик Ванька пишем письмо на деревню дедушке. Ванька тоскливо смотрит в окно, видит отблеск свечи и вспоминает родного дедушку. Рассказ «Ванька» рассказывает о трудном детстве детей, которые вынуждены работать с малых лет без родителей и поддержки семьи. Голод вынуждал родителей отдавать своих детей на тяжелую работу. Ваньке еще тяжелее, главного героя рассказа «Ванька» мастера не учат ремеслу, а издеваются над ним, используют как мальчика для битья, зная, что никто за него не заступится.

Ванька мечтает, но мечта его сбыться не может, необразованный мальчик не знает адреса дедушки.

Рассказ «Ванька» учит состраданию к сиротам, малоимущим, учит пониманию, что без семьи человек становится одиноким. Жизнь Ваньки была бы полегче, если бы он работал у сапожника Аляхина, а вечером уходил домой к родным людям.

К рассказу «Ванька» подходит пословица «За сироту только Бог — заступа»

 А. П. Чехов, — «Беглец»

История создания

Произведение было написано в 1887 и впервые опубликовано в том же году в «Петербургской газете» № 26 с подписью А. Чехонте. При жизни писателя рассказ переводился на различные языки.

По воспоминаниям младшего брата Чехова, Михаила, рассказ был написан по впечатлениям, полученным Чеховым, когда он в 1884 году служил практикантом в Чикинской (Воскресенской) больнице. Рассказ также был положительно оценён Л. Н. Толстым.

Краткое содержание

Семилетний мальчик Пашка вместе со своей матерью осенью отправляется в больницу, так как у него ещё с Пасхи болела рука. Путь до больницы был долгий: они шли под дождём до рассвета. Затем они вошли в сени, после этого — в приёмную. Пашка с интересом разглядывал людей и молчал, хотя один пациент его позабавил — он подпрыгивал на одной ноге, как воробей.

Когда пациенты записались, через приёмную прошёл доктор. Подпрыгивающего парня он отчитал, сказав, что тот должен был приходить в понедельник, а тот пришёл только в пятницу. Доктор был строгий и называл пациентов «дураками», но по-доброму.

Мальчик Пашка с мамой в кабинете врача

Наконец, он позвал в свой кабинет Пашку с матерью. Мальчика раздели и осмотрели, хотя при виде таза с кровяными помоями он не удержался от слёз. Выяснилось, что у него болит весь сустав, и он даже может остаться без руки. Приводить его к врачу нужно было ещё полгода назад, а теперь мазями и каплями уже не поможешь: его нужно оставлять в больнице и проводить операцию. Пашка боялся оставаться один, без матери, но врач пообещал, что после операции они чижей пойдут ловить, а ещё врач покажет ему живую лисицу.

Фельдшерица увела Пашку наверх, в палату на троих человек. Его переодели и дали поесть. Он ещё никогда не ел такую вкусную еду, а одежда и кровать его восхитили. После этого он немного походил по больнице, рассматривал пациентов. Некоторые из них были с оспой и выглядели страшно.

К ночи мальчик уснул, но проснулся от шорохов и голосов. Один из пациентов в соседней палате, Михайло, умер, и теперь его собирались вынести из палаты, решая, с кроватью его выносить или просто так.

Пашка никогда раньше не видел мертвецов. Мысль о смерти, а также картина тёмных окон и тот факт, что мать его далеко, так его напугали, что он бросился бежать из больницы, не разбирая дороги. Но далеко не убежал: бросился назад к больнице, затем обежал её, а за больничным корпусом увидел белеющие могильные кресты. От страха он звал маму. Но вот он увидел в окне силуэт знакомого доктора, читающего книгу, и обрадовался.

Однако из-за всех потрясений этой ночи Пашка потерял сознание и упал в обморок прямо на ступени. Когда он пришёл в себя, было уже светло. Рядом был доктор, называл его «дураком» и по-доброму бранил его.

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

План для пересказа

  1. Обращение в больницу.
  2. Очередь на приём.
  3. Осмотр у сурового врача.
  4. Необходимость остаться в больнице.
  5. Обещание показать чижей и лисицу.
  6. Вкусная еда и хорошие условия.
  7. Знакомство с больными.
  8. Мертвец и ужасы ночи.
  9. Побег.
  10. Развязка ночного приключения.

Характеристика главных героев

Главных героев «Беглеца» Чехова всего трое. Их описание и характеристика:

Мать Пашки — бедная крестьянка

  1. Павел Галактионов — семилетний деревенский мальчик, который живёт со своей матерью и ворчливой бабкой Егоровной. Он является центральным персонажем: все события описываются через призму его детского восприятия. Он неграмотен, но, как и все дети, любопытен и неглуп, с интересом осматривает больницу и лежащих в палатах пациентов. Он беден, поэтому кровать в больнице, серое шершавое одеяло, одежда, халатик и тёплая еда кажутся ему настоящей роскошью. Любит свою маму и скучает по ней, когда остаётся в больнице один. Он не трусоват, а, наоборот, мужественен, но в силу возраста может испугаться каких-то вещей.
  2. Мать Пашки — бедная крестьянка, обычная трудовая женщина, неграмотная, робкая. Она любит сына, ласково называет его «детка», но из-за своего незнания допускает ошибку, считая, что на локте у него просто болячка, и не понимая, что нужно было поскорее идти к доктору. Она же до последнего тянула, что и привело к нагноению.
  3. Земский доктор Иван Миколаич — образованный, умный, строгий и ворчливый, в белом фартуке и подпоясанный полотенцем. Явно устал от темноты и невежества своих пациентов, поэтому часто бранит их и называет «дураками», но всё же Пашка проникается к нему симпатией. И действительно: врач явно имеет весёлый нрав, ругает больных не со зла, а по необходимости. К маленьким пациентам умеет находить подход, может ласково обращаться к ним, чтобы они не плакали, или пообещать им что-нибудь. Видит, что у Пашки ситуация серьёзная и страшная, но с оптимизмом говорит с ним, чтобы не расстраивать ни его, ни его мать.

Также в произведении присутствуют второстепенные герои — пациенты, фельдшеры.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.

Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.

Чехов со знанием дела описывает врачебные будни

Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.

Ещё одна непростая тема, о которой говорится в произведении, — тема смерти. В стенах больницы смерть — частый гость: иногда некоторым пациентам помочь уже невозможно, и они, лёжа на больничных койках, доживают последние дни, просто смиряясь со своим положением. На таких пациентов смотрит Пашка, когда совершает свой «ознакомительный обход» больницы.

Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.

«Беглец» — это книга, написанная в 1887 году, о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ — это короткое произведение, где достаточно сложно раскрыть какую-то важную и обширную тему, но Чехов — настоящий мастер в этом деле. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Основные события могут показаться кому-то даже знакомыми, будто бы взятыми из его же детской биографии.

Содержание

  1. Чехов «Беглец» в сокращении
  2. Короткий пересказ «Беглец»
  3. Сюжет рассказа «Беглец» Чехов

Чехов «Беглец» в сокращении

А. П. Чехов «Беглец» краткое содержание для читательского дневника расскажет историю ребенка, впервые оказавшегося вдали от матери в больнице:

Главные герои: Пашка — семилетний мальчуган

Тяжело заболевшего Пашку мать привозит в земскую больницу. Доктор, осмотрев его больную руку, предложил остаться на лечение в больнице. Он обещает ему веселую поездку на ярмарку, посиделки с песнями и показать живую лисицу. Пашка с удовольствием соглашается. В больнице на него производит огромное впечатление новая пижама и халатик, а также вкусная еда с мясом, которое ему приходилось есть нечасто.

Но вечером на ребенка накатывает тоска по дому и по матери, он хочет с кем-нибудь поговорить, но вокруг только больные люди со своими проблемами. А вечером вдруг он слышит пугающий шум и видит, как из соседней палаты выносят труп человека.

Тогда с криком Пашка выбегает в ночь и бежит не зная куда. Вдруг он видит светящееся окно и подойдя к дому видит веселого доктора. Тут нервы ребенка не выдержали, и он упал в обморок. Очнулся он, услышав, так понравившийся ему добродушный и раскатистый голос врача.

Вывод:

Больница совсем не веселое место, и каких бы чудес тебе не пообещали, находиться там совсем не весело, особенно если столкнулся со смертью, особенно в таком нежном возрасте.

Для читательского дневника и подготовке к уроку литературы в 5 классе рекомендуем прочитать краткое содержание «Хирургия» Чехова. С присущим ему юмором и сарказмом писатель описал весьма распространенную ситуацию в медицине, когда обыватели вынуждены доверять свое здоровье коновалам.

Короткий пересказ «Беглец»

Краткое содержание «Беглец» Чехов:

Мама привозит маленького сына в больницу, так как, видимо, народные средства не помогают в лечении нарыва. Пока они ждут в очереди, Пашка всему удивляется, ведет себя вполне непосредственно. Хотя мама и призывает его к порядку, но чувствуется, что она его очень любит.

Доктор немного ругает женщину, ведь раньше нужно было привозить больного. Теперь ребенка нужно оставлять на небольшую операцию. Конечно, Пашке страшно без мамы оставаться, он хочет попросить, чтоб ей разрешили переночевать в больнице.

Но доктор тут же отвлек его обещаниями съездить на ярмарку, посмотреть живых птиц и даже лисицу. Врач думает убедить маленького пациента, чтоб сделать нужную ребенку операцию — тут все средства хороши. Тем более взрослый считает, что Пашка легкомысленно забудет о его словах.

Пашка позволяет медицинской сестре себя увести, но обещания врача помнит. Ребенок удивляется больнице, пациентам. Почему у одних оспины, а у других свистит в груди. Ему нравится палата, койка и особенно обед. Понятно, что дома он не доедает, он никогда и не видел жареного мяса, не может удержаться от куска хлеба.

Кстати, кроме ожиданий ярмарки, воспоминаний о бабушке, он представляет, как прошелся бы по деревне в больничном халате. Так и не дождавшись доктора, больной засыпает. Просыпается посреди ночи от шума в соседней палате. Там как раз умер пациент.

Пашка не совсем понимает, почему выносят тело, но ему становится страшно. В ужасе он бежит к маме, до которой слишком далеко. По факту – он мечется по больнице, выбегает на двор, на кладбище, еще больше пугается, но тут видит, буквально, свет в окошке.

Там доктор читает книгу. Пашка так радуется, бросается к нему, что от всех за день пережитых чувств, что падает в обморок. Доктор приводит его в чувств словами, что наказывать бы его надо, но некому.

Главная мысль:

Рассказ о достаточно тяжелой доле ребенка, которую тот сам пока по малости лет, по отсутствию опыта не осознает. Хорошо, что в жизни есть добрые люди, которые, если и обманывают, то на благо.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Спать хочется» А. П. Чехова.

Сюжет рассказа «Беглец» Чехов

«Беглец» Чехов краткое содержание произведения:

История происходит в больнице, куда обеспокоенная мама приводит своего сына Пашку. Мальчишка смотрит на всю суматоху, которая происходит вокруг, всё для него новое и всё вызывает удивление.

Процедура оказалась длинной. Пашка с матерью долго шел по полю, потом два часа ждал в сенях, пока откроют двери и успел даже вздремнуть. Наконец двери раскрылись и Пашка вошел в приемную Там сидели больные и Пашка увидел много смешного для себя. Например, подпрыгивающего на одной ноге парня он назвал воробьем.

Но вот фельдшер стал записывать больных и Пашка узнал, что ему семь лет, что он неграмотный и его зовут Павел Галактионович. Вышел доктор, который сразу назвал дураком подпрыгивающего парня, который должен был прийти еще в понедельник. Потом доктор стал вызывать больных Дошла очередь и до Пашки.

Мать сказала, что у Пашки болячка на руке, и доктор велел Пашке раздеться. Пашка заревел, а доктор стал ругать мать, говоря, что она сгноила мальчику руку. Потом доктор о чем-то надолго задумался и объявил, что Пашке надо остаться в больнице. Он пообещал мальчику половить чижей, показать живую лисицу. А потом велел фельдшерице отвести Пашку наверх.

Доктор был такой добрый и веселый, что Пашка решил уважить его, и позволил отвести себя наверх. Там его поместили в палату и Пашке понравилась его кровать. Кроме Пашки в палате находился только один старик, который постоянно кашлял. Через открытую дверь была видна другая палата.

Пашке принесли новую одежду и он с удовольствием оделся. Потом Пашку накормили. Сперва он поел щей с мясом, потом принесли жаркое, которое Пашка ел впервые в жизни. Поев, Пашка пошел погулять по больнице и посмотрел на разных больных. Потом лег на кровать и стал ждать доктора, чтобы идти ловить чижей. Доктора долго не было. Стемнело и Пашка задремал.

Проснулся он от тихого шепота. Из соседней палаты выносили умершего. Пашка закричал от ужаса и бросился бежать. Он ткнулся в одну палату, в другую, спустился по лестнице и выбежал на улицу. Не разбирая дороги он забежал за сарай, но потом вернулся к больнице и попытался обогнуть ее с другой стороны. Там он увидел кресты могил. Пашка снова закричал и побежал к флигелю, где ярко горело окно.

В окне он увидел доброго доктора, который читал книжку, и уже забежал на крыльцо, когда неведомая сила сжала ему дыхание и ударила по ногам. Очнулся Пашка утром и услышал тот самый голос, который обещал ему чижей и лисицу. Голос называл его дураком и говорил, что бить его некому.

Заключение

В этом рассказе Чехов повествует с присущим ему юмором и со сжатостью о ребенке. Рассказ учит пользе знаний, учения, мужественно переносить невзгоды. Учит везде находить приятное, быть смелым и решительным. Учит сочувствию и состраданию.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детвора» Чехов. Здесь показан колорит игры со всеми её смешными названиями выпавших цифр, со всеми недоразумениями.

В 1887 году Антон Павлович Чехов написал короткий рассказ «Беглец», который в последующем был включён в общий сборник произведений автора. Сегодня эта работа входит в школьную программу, изучать её можно как в оригинале, так и в сокращенном варианте. Краткое содержание «Беглеца» Чехова позволит познакомиться с укладом жизни в конце XIX века, а читатель будет следить за приключениями мальчишки Пашки, который оказался в уездной больнице.

Оглавление:

  • Описание главных героев
  • Краткое содержание
  • Происшествие в больнице
  • Анализ рассказа

Рассказ А. П. Чехова «Беглец»

Описание главных героев

Как и в других коротких рассказах Чехова, в «Беглеце» представлено минимум действующих лиц, что позволяет читателям с легкостью следить за развитием сюжета. Антон Павлович уверял, что главные герои произведения не имеют реальных прототипов, а вся история является полной выдумкой автора.

Считается, что этот рассказ Чехов написал под впечатлениями, которые он получил в 1884 году, работая практикантом в Воскресенской больнице. Главными героями «Беглеца» Чехова являются:

  • Павел Галактионов — наивный семилетний больной мальчик;
  • Иван Миколаич — добродушный и весёлый земский доктор;
  • мать Павла — простая необразованная русская женщина.

 Антон Павлович Чехов

Чехов даёт краткое описание всех героев, что позволяет читателю познакомиться с персонажами рассказа, поближе узнать их черты характера. Наибольший интерес представляет семилетний Павел Галактионов, который всю свою жизнь прожил в небольшой деревне и впервые оказался в уездном городе.

Для мальчика всё в больнице новое и интересное. Непосредственностью и добротой он привлекает внимание доктора, который хочет помочь ему справиться с травмой руки.

Краткое содержание

Во время детских забав Павел Галактионов упал и повредил руку. Появилось нагноение, после чего мать решила отправиться с сыном в уездную клинику, так как ребёнку за несколько недель болезни не становилось лучше. Дорога в госпиталь заняла полдня, после чего юный пациент стал ждать осмотра доктора. Пашка был поражён больницей, он впервые видел такое большое помещение, особенно его интересовали врачи, которые ходили в белых халатах.

 Павел Галактионов упал и повредил руку

У Пашки были серьёзные проблемы с рукой, она долго не заживала, а теперь воспаление перешло на сустав. Доктор Иван Миколаич осмотрел юного пациента и сразу предупредил мать, что одними лишь каплями и мазями тут не отделаться.

Необходимо провести небольшую операцию, вычистить весь гной и подправить суставы со связками. Всё это доктор обещал сделать в течение нескольких дней, а пока малышу нужно остаться в больнице.

Ребёнок, впервые попавший в большой город, не хотел расставаться с мамой. Доктор, видя оробевшего Пашку и желая его подбодрить, пообещал ему купить на ярмарке леденцов, а после выздоровления показать живую лису. Только с таким условием малыш согласился провести в больнице несколько дней. После расставания с мамой Пашку повели переодеться и показали ему его палату.

Происшествие в больнице

Пашку определили в хорошую палату, где был лишь один сосед — старичок с грустными глазами, который всё время кашлял и сплевывал в кружку. Мальчик с радостью переоделся в чистую больничную одежду, с аппетитом съел в столовой щи с мясом. Такой сытной и вкусной еды у себя в деревне он ещё никогда не пробовал. Операцию ему должны были сделать через несколько дней, поэтому Пашка был относительно свободен и мог наблюдать за происходящим и знакомиться со всеми пациентами.

Пашку осмотрел доктор

Как только стемнело и объявили отбой, Пашка стал свидетелем смерти пациента в соседней палате. Мальчик никогда не видел покойников, он испугался, начал искать маму, кинулся прочь из больницы, выбежал во двор, где увидел небольшой одноэтажный дом доктора. Пашка постучался в окно и от пережитых эмоций на крыльце упал в обморок. Очнулся мальчик от голоса Ивана Миколаича. Тот успокаивал своего пациента, уверяя, что ему не о чем беспокоиться.

Анализ рассказа

В рассказе Чехова «Беглец» показывается столкновение двух миров — взрослого и детского. Антон Павлович умело перевоплощался в маленьких героев, мог смотреть на окружающий мир глазами малышей. Это обыкновенная житейская история, которая повествует о том, как мальчик Пашка впервые оказался в большом городе, где его на несколько дней положили в больницу. Читателям показывается непосредственность реакций малыша, а также его своеобразное детское восприятие окружающей действительности.

Автор как бы говорит, что взрослым и детям необходимы доброта и хорошее отношение. Пашка жаждет ласки, заботы, любви, справедливости и понимания. Только при таком отношении между детьми и взрослыми можно добиться гармонии и счастья. Чехов в произведении показал непосредственную детскую душу, которая ещё не испорчена суровой действительностью.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Беглец»

Также здесь есть образ добродушного доктора, который смог найти подход к ребенку, пообещав ему леденцов, если тот ляжет в больницу и полечится несколько дней. При этом врач согласился сам выполнить операцию, уверяя, что малыш поправится, и его больше не будет беспокоить травмированная рука.

Основная мысль произведения:

  • доброта в отношении детей;
  • детский взгляд на мир;
  • любовь к ближним и взаимопомощь.

Чехов в произведении «Беглец» показал суровую действительность и серую жизнь русских крестьян.

Семилетний мальчик Павел только в больничной столовой впервые попробовал щи с мясом, тогда как дома его семья могла позволить себе лишь похлебку, да и то не всегда, поэтому ребенку часто приходилось ложиться спать на голодный желудок.

Даже больничная одежда и еда кажутся малышу чем-то необычным и богатым по сравнению с его действительностью в бедной деревне.

На основании сделанного анализа можно заполнить читательский дневник. Краткое содержание рассказа «Беглец» поможет подготовиться к урокам и раскроет главную тему произведения.

Краткое содержание

Дорога к доктору заняла много времени: больной Пашка с матерью «шел до тех пор, пока не рассвело». Когда пришел их черед записаться у фельдшера, Пашка узнал, что зовут его «Павлом Галактионовым, что ему семь лет, что он неграмотен и болен с самой Пасхи». Наконец, доктор, Иван Миколаич, начал осмотр пациентов, и вскоре стали регулярно доноситься «пронзительные вопли, детский плач или сердитые возгласы доктора».

У Паши были серьезные проблемы с рукой. Доктор отругал мать за то, что она «полгода гноила» сына, и теперь у него был поврежден сустав. Он сообщил, что «мазями да каплями тут не поможешь», и мальчика нужно прооперировать в больнице. Чтобы немного приободрить оробевшего Пашку, Иван Миколаич пообещал купить ему леденцов на ярмарке и показать живую лисицу.

Больница поразила воображение Пашки, который пришел к выводу, что «доктору живется очень недурно». В палате было три кровати, одна из них была пустой, и единственным соседом Пашки оказался «какой-то старик с кислыми глазами, который всё время кашлял и плевал в кружку». Мальчик с удовольствием переоделся в больничную одежду, пообедал жирными щами с мясом.

Как стемнело, Пашка случайно стал свидетелем того, как из соседней палаты выносили тело умершего больного. Мальчик очень испугался и кинулся бежать прочь из больницы. Он наткнулся на больничное кладбище и испугался ее больше. Наконец, он увидел дом доктора, и от пережитых эмоций упал в обморок на крыльце. Очнулся Пашка от добродушного голоса Ивана Миколаича.

Короткий пересказ «Беглец»

Краткое содержание «Беглец» Чехов:

Мама привозит маленького сына в больницу, так как, видимо, народные средства не помогают в лечении нарыва. Пока они ждут в очереди, Пашка всему удивляется, ведет себя вполне непосредственно. Хотя мама и призывает его к порядку, но чувствуется, что она его очень любит.

Доктор немного ругает женщину, ведь раньше нужно было привозить больного. Теперь ребенка нужно оставлять на небольшую операцию. Конечно, Пашке страшно без мамы оставаться, он хочет попросить, чтоб ей разрешили переночевать в больнице.

Но доктор тут же отвлек его обещаниями съездить на ярмарку, посмотреть живых птиц и даже лисицу. Врач думает убедить маленького пациента, чтоб сделать нужную ребенку операцию — тут все средства хороши. Тем более взрослый считает, что Пашка легкомысленно забудет о его словах.

Пашка позволяет медицинской сестре себя увести, но обещания врача помнит. Ребенок удивляется больнице, пациентам. Почему у одних оспины, а у других свистит в груди. Ему нравится палата, койка и особенно обед. Понятно, что дома он не доедает, он никогда и не видел жареного мяса, не может удержаться от куска хлеба.

Кстати, кроме ожиданий ярмарки, воспоминаний о бабушке, он представляет, как прошелся бы по деревне в больничном халате. Так и не дождавшись доктора, больной засыпает. Просыпается посреди ночи от шума в соседней палате. Там как раз умер пациент.

Пашка не совсем понимает, почему выносят тело, но ему становится страшно. В ужасе он бежит к маме, до которой слишком далеко. По факту – он мечется по больнице, выбегает на двор, на кладбище, еще больше пугается, но тут видит, буквально, свет в окошке.

Там доктор читает книгу. Пашка так радуется, бросается к нему, что от всех за день пережитых чувств, что падает в обморок. Доктор приводит его в чувств словами, что наказывать бы его надо, но некому.

Главная мысль:

Рассказ о достаточно тяжелой доле ребенка, которую тот сам пока по малости лет, по отсутствию опыта не осознает. Хорошо, что в жизни есть добрые люди, которые, если и обманывают, то на благо.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Спать хочется» А. П. Чехова.

Чехов. Беглец, в чём заключается мораль произведения?

Беглец. Рассказ Антона Павловича Чехова. В этом поизведении гениальный русский писатель со свойственным ему добрым и мягким юмором и лёгкой иронией описывает случай в больнице, куда попадает крестьянский ребёнок из обычной небогатой семьи, где воспитывает его одна мать.У мальчика нарыв на руке и ему надо оставаться в больнице.

Пашка, так зовут мальчишку, попав в незнакомую ему среду, впадает в растерянность и побаивается. Доктор обещает Пашке всевозможные блага, чтобы тот остался, но Пашка, увидев, что в палате умирает человек, пугается окончательно и бежит домой к матери.Но дороги он не знает и опять попадает к доктору.

В этом рассказе Чехов повествует о нелёгкой судьбе крестянских детей в России, особенно если растут они без отцов. Кроме того, автор заставляет читателя взглянуть на мир глазами ребёнка м самим погрузиться ненадолго в детство.

Что до игры, то автор рассказа «Ионыч» гениальный Чехов доходчиво доносит и само отношение Екатерины к тому, что она буквально производит своими манипуляциями на рояле. Вколачивает клавиши, будто хочет их намертво вбить в сам рояль, т.е. не гениальна игра-то, нет той легкости, что присуща таланту, и нет того пассажа аудитории, которая должна наслаждаться музыкой, а не терпеливо дослушивать технически сложную вещь.

Кстати, только став «почтенным, толстым» жителем города, Старцев решился показать свое отношение, как к Котику, так и к Туркиным вообще. Правда и сам к тому моменту оброс этой рутиной не интересности к жизни. Романтизм сожрали обыватели.

Художественные детали в произведениях, не только у Чехова, служат тому, что помогают раскрывать образы персонажей, которые в них участвуют. Посредством таких вкраплений в тексты авторы как бы показывают и свое отношение к героям, и событиям, что происходят на страничках их творений, подсказывают читателям верное направление в осмыслении поступков персонажей и оценки развязки той или иной ситуации.

На примере рассказа «Смерть чиновника» при аргументировании значения художественных деталей я бы обратилась к следующим строкам:

Это говорит о том, что перед нами не плохой человек, который не мыслит о зле и не совершает его.

Знакомство со смертью

Неудобства у него начались ночью, когда оказалось, что один из постояльцев, находившийся напротив палаты, умер, и его пытались вынести на одеяле больные, делившие с ним комнату. Они шумно переговаривались, подробно обсуждая детали такого непростого дела. Пашка их разговоры услышал, и его обуяла паника. Здесь и наметил кульминацию повествования Чехов. «Беглец» (произведение) предстает перед читателем во всей красе.

Ребенок стал звать маму. Мальчик побежал по больнице, затем на улицу, потом оказался неведомо как у крыльца дома доктора (жилище врача было на территории больницы), который его утром осматривал. Пашка заглянул в светящееся в темноте окно (хотя было и страшно), увидел там милое ему лицо и потерял сознание.

Врач обнаружил Пашку несколько часов спустя. Герой рассказа пришел в сознание под звуки голоса доктора. Уже было светло, и все его страхи рассеялись, остались только насмешки врача над ним.

Так заканчивается рассказ Чехова «Беглец». Краткое содержание так же завершается на этой успокаивающей ноте.

Анализ и основная мысль

Жанр произведения — рассказ о детях, направление — реализм. Чехов мастерски, не приукрашивая, отражает дореволюционную действительность, которая порой предстаёт суровой и жестокой. Необразованные малограмотные крестьяне часто не понимали, насколько серьёзно постигшее их заболевание, а потому слишком поздно обращались к врачу. Мать Пашки едва его не погубила: из-за её недосмотра он мог лишиться руки, она была ответственна за жизнь и здоровье своего ребёнка, но не думала о последствиях.

К сожалению, тема, затронутая в произведении, актуальна и сейчас: в настоящее время многие люди тоже решают лечиться самостоятельно и до последнего не обращаться к врачу, не понимая, что их самонадеянность может сыграть с ними злую шутку. Но в их случае это нельзя оправдать неграмотностью и невежеством.

Краткое содержание для читательского дневника показывает, что автор также обращает внимание на проблему бедности в те непростые годы: Пашка живёт настолько бедно, что хоть сколько-нибудь комфортные условия жизни приводят его в восторг. С какой жадностью мальчик ест щи, облизывая ложку после каждого хлебка, с каким удивлением он первый раз в жизни ест жареное мясо… Всё это — поэма бедности, крик о помощи простого народа, на жизнь которого высшие слои общества зачастую не обращают внимания.

Чехов со знанием дела описывает врачебные будни

Будучи врачом, Чехов со знанием дела описывает врачебные будни, больницу, приём пациентов. Не менее ярко пишет он о детском восприятии действительности: детские впечатления всегда особенно красочные и живые, надолго остающиеся в сознании ребёнка. Даже обычный первый поход в больницу превращается в настоящее приключение.

Ещё одна непростая тема, о которой говорится в произведении, — тема смерти. В стенах больницы смерть — частый гость: иногда некоторым пациентам помочь уже невозможно, и они, лёжа на больничных койках, доживают последние дни, просто смиряясь со своим положением. На таких пациентов смотрит Пашка, когда совершает свой «ознакомительный обход» больницы.

Ночью он становится свидетелем смерти одного из больных, Михайло, весь день недвижимо лежащего на своей койке. Разумеется, это настолько пугает мальчика, что он становится беглецом. Но всё же для своего возраста он поступает довольно мужественно и смело, становясь для юных читателей хорошим примером.

Детвора — Чехов Антон Павлович — Страница 1

Изменить размер шрифта:

Антон Павлович Чехов

Детвора

Папы, мамы и тети Нади нет дома. Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади. В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркин сын Андрей сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото. Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек и что подавали за ужином? Стол, освещаемый висячей лампой, пестрит цифрами, ореховой скорлупой, бумажками и стеклышками. Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр. Посреди стола белеет блюдечко с пятью копеечными монетами. Возле блюдечка недоеденное яблоко, ножницы и тарелка, в которую приказано класть ореховую скорлупу. Играют дети на деньги. Ставка — копейка. Условие: если кто смошенничает, того немедленно вон. В столовой, кроме играющих, нет никого. Няня Агафья Ивановна сидит внизу в кухне и учит там кухарку кроить, а старший брат, Вася, ученик V класса, лежит в гостиной на диване и скучает.

Играют с азартом. Самый большой азарт написан на лице у Гриши. Это маленький, девятилетний мальчик с догола остриженной головой, пухлыми щеками и с жирными, как у негра, губами. Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным. Играет он исключительно из-за денег. Не будь на блюдечке копеек, он давно бы уже спал. Его карие глазки беспокойно и ревниво бегают по картам партнеров. Страх, что он может не выиграть, зависть и финансовые соображения, наполняющие его стриженую голову, не дают ему сидеть покойно, сосредоточиться. Вертится он, как на иголках. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и тотчас же прячет их в карман. Сестра его Аня, девочка лет восьми, с острым подбородком и умными блестящими глазами, тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл. Она краснеет, бледнеет и зорко следит за игроками. Копейки ее не интересуют. Счастье в игре для нее вопрос самолюбия. Другая сестра, Соня, девочка шести лет, с кудрявой головкой и с цветом лица, какой бывает только у очень здоровых детей, у дорогих кукол и на бонбоньерках, играет в лото ради процесса игры. По лицу ее разлито умиление. Кто бы ни выиграл, она одинаково хохочет и хлопает в ладоши. Алеша, пухлый, шаровидный карапузик, пыхтит, сопит и пучит глаза на карты. У него ни корыстолюбия, ни самолюбия. Не гонят из-за стола, не укладывают спать — и на том спасибо. По виду он флегма, но в душе порядочная бестия. Сел он не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре. Ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого. Ему давно уже нужно кое-куда сбегать, но он не выходит из-за стола ни на минуту, боясь, чтоб без него не похитили его стеклышек и копеек. Так как он знает одни только единицы и те числа, которые оканчиваются нулями, то за него покрывает цифры Аня. Пятый партнер, кухаркин сын Андрей, черномазый болезненный мальчик, в ситцевой рубашке и с медным крестиком на груди, стоит неподвижно и мечтательно глядит на цифры. К выигрышу и к чужим успехам он относится безучастно, потому что весь погружен в арифметику игры, в ее несложную философию: сколько на этом свете разных цифр, и как это они не перепутаются!

Выкрикивают числа все по очереди, кроме Сони и Алеши. Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ. Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой и т. д. Игра идет бойко.

— Тридцать два! — кричит Гриша, вытаскивая из отцовской шапки желтые цилиндрики. — Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено косим!

Аня видит, что Андрей прозевал 28. В другое время она указала бы ему на это, теперь же, когда на блюдечке вместе с копейкой лежит ее самолюбие, она торжествует.

— Двадцать три! — продолжает Гриша. — Семен Семеныч! Девять!

— Прусак, прусак! — вскрикивает Соня, указывая на прусака, бегущего через стол. — Ай!

— Не бей его, — говорит басом Алеша. — У него, может быть, есть дети…

Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата!

— Сорок три! Один! — продолжает Гриша, страдая от мысли, что у Ани уже две катерны. — Шесть!

— Партия! У меня партия! — кричит Соня, кокетливо закатывая глаза и хохоча.

У партнеров вытягиваются физиономии.

— Проверить! — говорит Гриша, с ненавистью глядя на Соню.

На правах большого и самого умного, Гриша забрал себе решающий голос. Что он хочет, то и делают. Долго и тщательно проверяют Соню, и к величайшему сожалению ее партнеров оказывается, что она не смошенничала. Начинается следующая партия.

— А что я вчера видела! — говорит Аня как бы про себя. — Филипп Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза красные, страшные, как у нечистого духа.

— Я тоже видел, — говорит Гриша. — Восемь! А у нас ученик умеет ушами двигать. Двадцать семь!

Андрей поднимает глаза на Гришу, думает и говорит:

— И я умею ушами шевелить…

— А ну-ка, пошевели!

Андрей шевелит глазами, губами и пальцами, и ему кажется, что его уши приходят в движение. Всеобщий смех.

— Нехороший человек этот Филипп Филиппыч, — вздыхает Соня. — Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке… И мне стало так неприлично!

— Партия! — вскрикивает вдруг Гриша, хватая с блюдечка деньги. — У меня партия! Проверяйте, если хотите!

Кухаркин сын поднимает глаза и бледнеет.

— Мне, значит, уж больше нельзя играть, — шепчет он.

— Почему?

— Потому что… потому что у меня больше денег нет.

— Без денег нельзя! — говорит Гриша.

Андрей на всякий случай еще раз роется в карманах. Не найдя в них ничего, кроме крошек и искусанного карандашика, он кривит рот и начинает страдальчески мигать глазами. Сейчас он заплачет…

— Я за тебя поставлю! — говорит Соня, не вынося его мученического взгляда. — Только смотри, отдашь после.

Деньги взносятся, и игра продолжается.

— Кажется, где-то звонят, — говорит Аня, делая большие глаза.

Все перестают играть и, раскрыв рты, глядят на темное окно. За темнотой мелькает отражение лампы.

— Это послышалось.

— Ночью только на кладбище звонят… — говорит Андрей.

— А зачем там звонят?

— Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.

— А для чего разбойникам в церковь забираться? — спрашивает Соня.

— Известно для чего: сторожей поубивать!

Проходит минута в молчании. Все переглядываются, вздрагивают и продолжают игру. На этот раз выигрывает Андрей.

— Он смошенничал, — басит ни с того ни с сего Алеша.

— Врешь, я не смошенничал!

Андрей бледнеет, кривит рот и хлоп Алешу по голове! Алеша злобно таращит глаза, вскакивает, становится одним коленом на стол и, в свою очередь, — хлоп Андрея по щеке! Оба дают друг другу еще по одной пощечине и ревут. Соня, не выносящая таких ужасов, тоже начинает плакать, и столовая оглашается разноголосым ревом. Но не думайте, что игра от этого кончилась. Не проходит и пяти минут, как дети опять хохочут и мирно беседуют. Лица заплаканы, но это не мешает им улыбаться. Алеша даже счастлив: недоразумение было!

В столовую входит Вася, ученик V класса. Вид у него заспанный, разочарованный.

«Это возмутительно! — думает он, глядя, как Гриша ощупывает карман, в котором звякают копейки. — Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»

Но дети играют так вкусно, что у него самого является охота присоседиться к ним и попытать счастья.

— Погодите, и я сяду играть, — говорит он.

— Ставь копейку!

— Сейчас, — говорит он, роясь в карманах. — У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.

— Нет, нет, нет… копейку ставь!

— Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки, — объясняет гимназист. — Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.

Второстепенные герои рассказа Чехова «Беглец»

Мать Павла

— крестьянка, неграмотная. По невежеству и, вероятно, загруженности хозяйственными делами запустила руку сына, хотя и любит его.

Иван Николаевич

— земский доктор. На первый взгляд кажется сердитым: ругает пациентов за неисполнение его предписаний, за глупость. На самом деле он добрый, весёлый, знает, как успокоить ребёнка. Доктор печётся о состоянии больницы, о пациентах: здесь чисто, есть всё необходимое, больных хорошо кормят.

Павел Галактионов, очевидно, останется инвалидом, ему придётся жить без руки, но доброе отношение весёлого доктора останется в памяти героя.

План для пересказа

Это короткое произведение, в котором автор мастерски передаёт все переживания семилетнего ребёнка и затрагивает довольно важную проблему. Для удобства рассказ можно разделить на несколько частей, составив план для пересказа:

План для пересказа

  1. Обращение в больницу.
  2. Очередь на приём.
  3. Осмотр у сурового врача.
  4. Необходимость остаться в больнице.
  5. Обещание показать чижей и лисицу.
  6. Вкусная еда и хорошие условия.
  7. Знакомство с больными.
  8. Мертвец и ужасы ночи.
  9. Побег.
  10. Развязка ночного приключения.

  • Главная мысль рассказа антоновские яблоки
  • Главная мысль рассказа ангелочек андреев
  • Главная мысль рассказа ангел хранитель
  • Главная мысль рассказа алые паруса грин
  • Главная мысль рассказа аленький цветочек