Главная мысль рассказа брестская крепость

Читательский дневник по повести «Брестская крепость» Сергея Смирнова

Автор: Смирнов Сергей Сергеевич.

Название произведения: «Брестская крепость».

Число страниц: 420.

Жанр: повесть.

Главные герои: Матевосян, Махнач, Филь, Шабловский, Клыпа.

Второстепенные герои: нет.

Характеристика главных героев:

Самвел Матевосян. Заместитель политрука. Герой.

Александр Махнач. Лейтенант. Герой.

Александр Филь. Попал в плен и был обвинён в измене.

Владимир Шабловский. Капитан. Герой.

Пётр Клыпа. 14 лет. Гаврош крепости.

Краткое содержание повести

Автор понимает, что о героической обороне Бреста известно очень мало. Он решает собрать исторические материалы и поговорить с очевидцами.

Известно, что в первый день войны немцы подошли к Бресту. В это время там было всего два полка. Но крепость героически держала оборону, и местные жители говорили, что бои продолжались до конца июля.

Первым автор встретился с Матевосяном, бывшим в крепости политруком. Он рассказал, что на третий день обороны был тяжело ранен и попал в плен. Но Матевосян сумел бежать и стал партизаном.

Потом автор говорил с бывшим лейтенантом Махначом. Тот рассказал, что, штурмуя крепость, гитлеровцы переодевались в красноармейскую форму, чтобы запутать советских солдат.

Автор долго разыскивал Александра Филя и тот дополнил рассказ однополчан. Филь рассказал о нехватке боеприпасов, о голоде, и жестоких боях, смерти товарищей и плене. Филь пробыл в плену до самой Победы и позже был записан в предатели.

Автору рассказали и о подвиге капитана Шабловского, который не захотел попасть в плен и прыгнул в реку. Там его и застрелили гитлеровцы. А его жена ушла в партизаны.

Потом автору рассказали о мальчике Пете, который ходил на разведку и однажды нашёл немецкий склад боеприпасов. В другой раз он принёс перевязочный материал для раненых. После взятия крепости Петя оказался в плену, веселил и поддерживал товарищей и бежал. Автору удалось разыскать Петра Клыпу и тот много рассказал писателю про войну.

Много других героев разыскал автор и все они говорили о беспримерном героизме простых солдат и офицеров.

План произведения:

  1. Исторические неточности.
  2. Поиск очевидцев.
  3. Инженер Матевосян.
  4. Махнач в крепости.
  5. Золотодобытчик Филь.
  6. Гаврош крепости.
  7. Заключённый Клыпа.
  8. Другие герои.
  9. Память и награды.

Основная мысль повести

Главная мысль произведения состоит в том, что великая победа в той войне была добыта беспримерным подвигом простых солдат.

Основная идея повести в том, что долг каждого человека защищать свою Родину.

Чему учит произведение

Учит мужеству и стойкости, не сдаваться и не отступать. Учит верить в лучшее и бороться до конца. Учит помнить о героях, погибших ради нашей свободы.

Краткий отзыв по произведению «Брестская крепость» для читательского дневника

Эту повесть писатель Сергей Смирнов писал девятнадцать лет. Он собрал множество исторических фактов и восстановил последовательность событий той героической обороны.

Благодаря изысканиям автора мы узнали имена многих героев,выживших или погибших при обороне Бреста.

Мы узнали, в каких тяжёлых условиях им приходилось сражаться. Что не только немецкие пули грозили им, но и голод. Но никто не сдавался, иногда предпочитая смерть плену.

Это очень тяжёлое произведение, но оно наполнено верой в стойкость советских солдат и простых людей. Верой в их героизм и патриотизм.

Я поняла, что нельзя забывать имена героев, которые своей жизнью заплатили за общую победу. Их имена должны быть всегда в наших сердцах, а их подвиг должен служить примером современным россиянам.

Я всем советую прочитать эту повесть и подумать о том, как важно горячо любить свою Родину.

Пословицы к произведению:

  • Герой умрёт, но подвиг его живёт.
  • Герой за Родину горой.
  • На героя и слава бежит.
  • Герой в бою думает не о смерти, а о победе.
  • Победа над смертью рождает героя.

Словарь неизвестных слов:

  • Ультиматум — категорическое требование.
  • Казарма — дом для солдат.
  • Щегольство — хвастовство, стремление выделиться.
  • Взыскание — наказание.
  • Нары — солдатская кровать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Но Петя успевал и выполнять поручения командиров, и воевать вместе с
бойцами. Он метко стрелял, и не один гитлеровец нашёл свой конец там, в крепости, от его пуль. Он даже ходил в штыковые атаки с винтовкой, которая была больше его, или с маленьким пистолетом, добытым в обнаруженном им складе. Бойцы тоже берегли своего юного товарища и, заметив, что он идёт вместе с ними в атаку, прогоняли его назад, в казармы, но Петя, чуть приотстав, тотчас же присоединялся к другой группе атакующих.

Ещё читательские дневники по произведениям о войне:

  • В. Катаев «Сын полка»
  • Ф. Семяновский «Фронтовое детство»

Библиотека произведений о войне пополняется.

Полезные ссылки:

  • Википедия про писателя

_______

Вверх

Взгляд из детства. О рассказе Сергея Алексеева «Брестская крепость»

     Совсем скоро наша страна будет отмечать 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. О войне написано немало произведений, но мне запомнился рассказ Сергея Алексеева «Брестская крепость». По размеру он небольшой, но, на мой взгляд, с глубоким содержанием.

Прочитала я «Брестскую крепость», когда училась в начальной школе, и в течение всей жизни  (а мне скоро исполнится 70 лет), он периодически всплывает в моей памяти. До сих пор поражает поведение и взаимоотношения оказавшихся в осаде военных и гражданских лиц (жёны и дети военнослужащих). Поводом для тревожных воспоминаний каждый раз было награждение моей мамы очередной юбилейной медалью, как участника трудового фронта. В эти дни было много воспоминаний, от которых мурашки по коже.

Не могу сказать, что я много читала, но, если что-то понравилось, запоминалось надолго. Вот и рассказ Алексеева «Брестская крепость» произвел на меня неизгладимое впечатление…

     Часто бывает так, что мы не ценим того, что имеем. Как мы относимся к воде? Мы даже представить себе не можем, как прожить без нее хотя бы один день, если воду отключат без предупреждения.

     Из-за неожиданного нападения фашистов осажденные в крепости люди остались без одежды, еды и воды, ведь Брестская крепость 22 июня 1941 года приняла удар на себя одна из первых! Вода со всех сторон: река Буг, река Муховец, рукава их и протоки, но путь к ним был отрезан шквальных огнём врага…. Пытаясь принести воды, погиб не один солдат, перегрелся и замолчал пулемёт, ему тоже нужна вода….  Трудно себе представить, как небольшая группа защитников оказалась в ужаснейшей ситуации: глоток воды в крепости – дороже жизни!

     Какое нужно иметь мужество и отвагу, чтобы не упасть духом и стоять до победного. Кем надо быть, чтобы думать и заботиться о ближнем больше, чем о себе?! Наконец, в крепости появилась вода — это пулемётчик, рискуя жизнью, принёс её для своего пулемёта, но увидев глаза солдат, отдал её бойцам. Бойцы же, в свою очередь, отказавшись, унесли воду раненым, ведь им было вдвойне тяжело. Раненые подумали и передали воду детям, но даже самый маленький «с горошину» малыш не стал пить, и сказал, что вода нужна папе, ведь он там стреляет. Никто не смог сделать первым глоток воды, каждый считал, что вода нужнее слабым и младшим. Так вода в каске вернулась к пулемётчику… Застрочил пулемёт, и в крепости появилась вода.

     Я считаю, что рассказ «Брестская крепость» не только об отваге, мужестве, героизме защитников, здесь важны человеческие отношения главных героев. Без взаимопомощи и взаимовыручки не может быть Победы. Только протянув руку помощи тому, кто рядом с тобой, можно достичь желаемого результата. В одиночку ты никто…

     Последнее время я часто слышу о том, как недруги пытаются исказить прошлое, переписав историю событий  Великой Отечественной войны. Но вряд ли что у них получится, ведь в памяти каждого из нас живут рассказы родителей, дедов, прадедов, которые прошли войну. Мы всегда будем чтить память о них, гордиться ПОБЕДОЙ над фашистами. Нацарапанные штыком на стене Брестской крепости слова: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII 41 г.» — это были не только слова прощания, это была клятва, которую сдержали наши защитники.

  Люди! Любите и берегите природу, уважайте друг друга и помогайте тем, кто нуждается в вашей помощи!

Землянин – разум победит –

Цивилизация опрятней станет!

Всем нам энергии достанет,

И одолеем мор и глад.

И все дела пойдут на лад!

А зло от зависти к добру

Само исчезнет поутру!

Цель урока:

  • Показать значение героического подвига
    защитников Брестской крепости в борьбе русского
    народа против гитлеровской Германии, раскрыть
    природу этого подвига; осветить вопросы,
    связанные с пониманием сложных событий Великой
    Отечественной войны, вызвать интерес к ним;
  • Выяснить, как усвоили и поняли произведение,
    данное для самостоятельного чтения; развивать
    умение учащихся работать с текстом; выделять
    главное, анализировать его;
  • Вызвать чувство восхищения несгибаемым
    мужеством людей, их преданностью Родине,
    готовностью стоять насмерть ради её защиты в
    годы в Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедийная доска.

Ход урока

Эпиграф:

«Нет не сдалась, не пала крепость, она
истекла кровью».
С.С.Смирнов

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок внеклассного чтения по книге
Смирнова «Брестская крепость», на котором мы
должны с вами выяснить истоки героического
подвига защитников Брестской крепости.

Характеризуя особенность первого периода
Великой Отечественной войны маршал Г.К.Жуков в
своих «Воспоминаниях и размышлениях» писал:
«Обо что-то споткнулись фашистские войска,
сделав свой первый шаг по территории нашей
страны, что, прежде всего, помешало им
продвигаться вперёд привычными темпами?..»

Ответ на этот вопрос во многом дают книги
С.С.Смирнова «Рассказы о неизвестных героях»
и «Брестская крепость». Эти произведения об
удивительной душевной силе русских людей.

II. Сообщение биографических сведений о
С.С.Смирнове.

Демонстрируется портрет С.С.Смирнова

С.С.Смирнов, как и сотни других писателей того
времени, с первых дней войны ушёл на фронт. Он
работал в армейской печати, дошёл с наступающими
советскими войсками до Будапешта. События войны
помогли ему сформироваться как писателю и
определили всю его последующую общественную и
литературную деятельность.

Случайно в разговоре Смирнов узнал, что в 1941
году гарнизон Брестской крепости продолжал
сопротивляться даже после того, как крепость
оказалась в глубоком тылу врага. Оборона была
необычайно упорной. Крепость была взята лишь
после того, как все защитники пали. И только
мёртвые камни, как считали после войны, могли бы
рассказать о проявленном здесь беспримерном
мужестве и героизме. Легенда захватила писателя.
Началась труднейшая и упорнейшая работа. Смирнов
решил восстановить для истории этот неизученный
эпизод войны. Предстояли настойчивые и долгие
поиски. Надо было вложить бездну энергии,
инициативы, вдохновенного труда, чобы найти
первые подтверждения легенды, выяснить первое
имя уцелевшего в те дни защитника крепости и
отыскать потом другие имена и других людей среди
двухсот с лишним миллионов.

Смирнов отыскал этих людей, поехал с ними на
развалины крепости, некоторые из которых
оставались заминированными. И камни заговорили.
Особое значение обрело это исследование потому,
что Смирнов рассказал о людях, которые сражались
будучи отрезанными от внешнего мира. О них не
писали в газетах, не сообщали по радио. Родина
даже не знала, что они продолжают своё
героическое сопротивление. Перенося тяжкие
страдания, ведя неравную ожесточенную борьбу,
они были лишены того, что поддерживало других
защитников Родины – связи со всем народом, со
своей страной.

Подвиг оставался безымянным. Смирнов, выполняя
высокий гражданский долг, возвратил стране имена
погибших героев, многим семьям помог узнать о
последних днях жизни отцов, братьев, сыновей.
Сотни, тысячи писем, телепередачи, личные
встречи, исследование архивов. Этому Смирнов
отдал 10 лет жизни. И в результате – книга
“Брестская крепость”, воскресившая подвиг
бессмертного гарнизона. По жанру это
произведение представляет собой историко –
документальную повесть.

Сила и достоинство этой книги заключается в
том, что обнаружив исторический материал,
Смирнов сел писать не роман и не повесть, в а
книгу документальную, решив следовать фактам,
ничего не убавляя и не прибавляя к ним от себя.
Только факты, только самое важное. Автор
стремился к этому и достиг этого: строгость
изложения отвечает величию темы.

III. Беседа по книге.

1. Восстановите картину начала войны по книге
Смирнова “Брестская крепость”

2. Почему, несмотря на первые значительные
успехи немецко-фашистской армии и, казалось бы,
полное осуществление задуманных планов,
наиболее дальновидные генералы и офицеры поняли
всю опасность предпринятых ими действий?

3. Как соотносятся выводы С.С.Смирнова со
словами маршала Жукова, которые я приводила в
начале урока: “Обо что же споткнулись фашистские
войска?”

Массовый героизм, ожесточённое сопротивление,
патриотизм армии и народа.

4. Когда и где впервые родилась легенда о
Брестской крепости?

5. Какое значение имела она для сражающихся
воинов?

6. Расскажите историю старой Брестской крепости
(слайд 2).

7. Если стойкость крепостного гарнизона нельзя
было объяснить мощью укреплений, то может быть
многочисленным и сильным был сам гарнизон?

8. Если дело было не в многочисленности, не в
оснащённости войск, не в их боеготовности, то как
объяснить, почему так долго сопротивлялся
гарнизон?

Его удивительная стойкость объясняется
героическим упорством, воинским мужеством и
боевым мастерством защитников крепости.

9. Как легенда стала былью?

10. Что увидели советские воины, когда после 3 лет
фашистской оккупации вошли в крепость?

Вся крепость лежала в развалинах, по одному
виду этих страшных руин можно было судить о силе
и жестокости происходивших здесь боёв. Угрюмые
камни, избитые пулями и осколками, впитали в себя
огонь и кровь.

Но не все участники обороны погибли. Кое-кто из
них остался в живых. Эти люди, тяжелораненые,
попали в плен и перенести все ужасы концлагерей.
Некоторые бежали из плена и сражались в рядах
Советской Армии. Теперь они вспоминали о том, как
шла борьба и из их рассказов возникала картина
первых дней обороны.

11. Как описывает Смирнов утро 22 июня?

12. Какое чувство владело каждым защитником
крепости с самого начала боёв?

Уверенность в том, что враг будет разбит, на
помощь подойдут войска, и граница будет
восстановлена.

Если бы в первый день обороны кто-нибудь из
бойцов посмел бы сказать, что советской армии
потребуются даже не годы, а месяцы, чтобы отбить
врага, его бы расстреляли на месте, как изменника.
Они ждали помощи со дня на день. Эта мысль
укрепляла их волю, придавала новые силы.

13. Какое решение приняли защитники крепости и
как понимали они свою боевую задачу?

“Будем драться дол конца, каков бы ни был этот
конец. Чем дольше продержится крепость, тем
дольше полки врага не попадут на фронт.”

Тяжелейшие бомбёжки, огромные численное и
техническое превосходство врага– всё это делало
очень трудной борьбу гарнизона.

“Но самой жестокой мукой для раненых и для
здоровых бойцов была постоянная, сводящая с ума
жажда. Как это ни странно, но в крепости, стоящей
на островах и окруженной кругом рукавами рек и
канавами с водой, не было воды.

Водопровод вышел из строя в первые же минуты
немецкого обстрела.

Колодцев внутри крепости не было, не оказалось
и запасов воды. В первый день удавалось набирать
воду из Буга и Мухавца, но, как только противник
вышел к берегу, он установил в прибрежных кустах
пулеметы, обстреливая все подступы к реке. Теперь
все такие вылазки за драгоценной водой большей
частью кончались гибелью смельчаков, и жажда
стала самой страшной и неразрешимой проблемой”.

Не только сама борьба, но вся жизнь с самого
начала обороны была отмечена сверхчеловеческим
напряжением сил людей. Эти условия и придают
эпопеи защиты Брестской крепости героический
характер, который делает её неповторимой в
истории Великой Отечественной войны.

Давайте попробуем представить ту
невообразимую тяжёлую обстановку, в которой
сначала и до конца пришлось бороться гарнизону
Брестской крепости.


Я знал, что можно пережечь кирпич, 
Он не стальной. 
Я знал, что можно не сберечь, 
И будет щебень, бой. 
Я знал, что можно толом рвать, 
В упор вгонять фугас, 
Когда кирпич не разобрать – 
Так кладка запеклась. 
Но он тут плавился в огне, 
Стекал он, как стекло. 
Его коснуться страшно мне, 
Чтоб пальцы не сожгло. 
И все ж стена – она стена. 
Она в песок вросла. 
А как же тех солдат война 
Здесь сдвинуть не смогла?
(А. Смольников) 


Прочитайте, в каких условиях сражались
защитники:

  • пожары
  • голод
  • жажда
  • страдания женщин и детей
  • поведение раненых
  • недостаток боеприпасов

IV. Кто из защитников крепости вам больше
всего запомнился. Расскажите историю его
подвига?

  1. Как сражались пограничники?
  2. Подвиг майора Гаврилова.
  3. Подвиг комиссара Фомина.
  4. Почему Петра Клыпу называли Гаврошем
    Брестской крепости?
  5. Что вы узнали о последних защитниках крепости.

V. Обобщающее слово учителя.

В этой книге рассказывается о десятках
защитников Брестской крепости.

Но сотни и тысячи имен таких же достойных славы
героев обороны, как погибших, так и живых, здесь
не упомянуты. Даже всех уцелевших невозможно
перечислить в одной книге, а другие — и таких
огромное большинство — остаются доныне
безымянными.

Именно так, безвестными героями, «не ради
славы, ради жизни на земле», погибали защитники
Брестской крепости. Именно так, не сохранив для
нас ни своих подвигов, ни даже своих имен,
безымянными рядовыми бойцами Родины почти все
они полегли на крепостных камнях.

С.С. Смирнов пишет в своей книге:

“Добр и даже благодушен по своему характеру
наш человек, и нелегко наполнить его сердце
ненавистью…И в этом чувстве ненависти, как в
жарком, злом пламени, сгорело все мелкое, личное,
свое, что было в душах людей, и осталось одно,

самое важное и главное — та смертельная и до
конца непримиримая борьба с врагом, в которой они
стали первыми воинами своего народа. Рядом с этой
борьбой и ее возможным трагическим исходом
собственная жизнь казалась уже неважной. Эти
чувства станут ясными, стоит только задуматься
над несколькими словами, выцарапанными
неизвестным защитником крепости на стене
каземата: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай,
Родина! 20/VII-41».

Посмотрите — здесь нет подписи. Он не думал, этот
умирающий солдат, о том, чтобы оставить истории
свое имя, донести сквозь годы свой подвиг до
потомства, быть может, до близких, родных ему
людей. Он, видимо, вообще не думал ни о подвиге, ни
о героизме. Почти месяц тут, в адовом огне
Брестской крепости, он был простым
«чернорабочим» войны, рядовым бойцом
первого рубежа Отчизны, и в час смерти ему
захотелось сказать ей, своей Родине, что он
сделал для нее самое большое, доступное человеку
и гражданину, — отдал жизнь в борьбе с ее врагами,
не сдавшись им. Сколько гордости, не хвастливой, а
величавой, полной высокого достоинства и
спокойной скромности безвестно погибающего
вложил он в свое «Я умираю, но не сдаюсь!».

А его «Прощай, Родина!”… Вслушайтесь в эти
два слова! В них и отчаянно упорный возглас
сраженного, но непобежденного борца, и как бы
невольный тихий вздох, полный тоски
преждевременного ухода из жизни, и пронзительный
крик боли за судьбы родной страны, — ведь он не
знает и не узнает никогда, что происходит с ней
там, на востоке. И не матери, родившей и
вскормившей его, не любимой жене, не детям, если
они у него были, посылает он свой последний
привет. Умирая, он произносит то слово, что выше и
шире всех других, что вмещает в себя и человека, и
семью, и его прошлое, настоящее и будущее, —
бесконечно дорогое слово «Родина». Так в
короткой этой надписи, сейчас хранящейся в музее,
как бы настежь распахнулась перед нами великая и
простая душа нашего народа.”



Скачать материал

РАССКАЗЫ С.АЛЕКСЕЕВА  О ВОЙНЕ
«БРЕСТСКАЯ  КРЕПОСТЬ»
 «Читаем с детьми о войне...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 144 человека из 48 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 11 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • РАССКАЗЫ С.АЛЕКСЕЕВА  О ВОЙНЕ
«БРЕСТСКАЯ  КРЕПОСТЬ»
 «Читаем с детьми о войне...

    1 слайд

    РАССКАЗЫ С.АЛЕКСЕЕВА О ВОЙНЕ
    «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ»
    «Читаем с детьми о войне»
    2 класс
    Миронова Светлана Юрьевна,
    учитель начальных классов
    МАОУ «СОШ №44 г. Пермь

  • «БРЕСТКАЯ  КРЕПОСТЬ»Почему Брестскую крепость атаковали
 фашисты в первый же...

    2 слайд

    «БРЕСТКАЯ КРЕПОСТЬ»
    Почему Брестскую крепость атаковали
    фашисты в первый же день войны?
    (Находилась на границе. Фашисты наступали
    без объявления войны.)

  • 2. Какие трудности испытывали защитники крепости?
«Трудно героям. Плохо с бое...

    3 слайд

    2. Какие трудности испытывали защитники крепости?
    «Трудно героям. Плохо с боеприпасами, плохо с едой, особенно плохо с водой у защитников крепости».
    Почему советским солдатам тяжело было достать воду из рек Буг и Муховец, которые протекали рядом с Брестской крепостью?
    «Кругом вода – река Буг, река Муховец, рукава, протоки. Но в крепости нет воды. Под обстрелом вода. Глоток воды здесь дороже жизни».

  • 4. Кто особенно нуждался в воде?
(Раненые, дети, бойцы).
5. Как дети оказалис...

    4 слайд

    4. Кто особенно нуждался в воде?
    (Раненые, дети, бойцы).
    5. Как дети оказались вместе с защитниками крепости?
    («В Брестской крепости вместе со взрослыми бойцами находились и женщины и дети – жены и дети военнослужащих.»)

  • 6. Для чего принёс пулемётчик воду в каске?
(Для пулемёта. «Посмотрел пуле-мё...

    5 слайд

    6. Для чего принёс пулемётчик воду в каске?
    (Для пулемёта. «Посмотрел пуле-мётчик – испарилась от жаркого боя вода, опустел пулеметный кожух».)кожух.»)

  • 7. В пользу кого  защитники крепости отказывались от принесённой воды?
(Бойцы...

    6 слайд

    7. В пользу кого защитники крепости отказывались от принесённой воды?
    (Бойцы в пользу раненых, раненые – детям, дети – пулемётчикам и солдатам, которые их защищают.)

  • Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. 
– Братцы, ее б...

    7 слайд

    Смотрят солдаты на каску, на воду. От жажды в глазах мутится. 
    – Братцы, ее бы не нам, а раненым, – раздался чей то голос.
    – Конечно, раненым!
    Побежал боец в подвал. Видит, солдат в бинтах весь, в крови солдат.
    – Получай, – протянул он солдату кружку.

  • – Нет, не мне, – произнес раненый солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.
– Де...

    8 слайд

    – Нет, не мне, – произнес раненый солдат. – Не мне. Детям тащи, родимый.
    – Детям! Детям! – послышались голоса.
    Спустился солдат в подвал, где были дети.
    Взял боец кружку, осторожно налил на донышко. Смотрит, кому бы дать. Видит, рядом малыш с горошину.
    – На, – протянул малышу.
    – Папке, – сказал малыш. – Он там, он стреляет. Так и не выпил глотка воды. И другие за ним отказались.

  • Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с во...

    9 слайд

    Вернулся боец к своим. Рассказал про детей, про раненых. Отдал он каску с водой пулеметчику.
    Взял пулемётчик каску, залил в металлический кожух воду. Ожил, заработал, застрочил пулемет. Прикрыл пулеметчик бойцов огнем. 

  • 8. Что ожидали фашисты?Ждут фашисты – вот- вот, и запросят пощады люди. Вот-в...

    10 слайд

    8. Что ожидали фашисты?
    Ждут фашисты – вот- вот, и запросят пощады люди. Вот-вот, и появится белый флаг.
    9. Какие слова написал советский солдат штыком на стене крепости?
    «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!»

  • Надпись  на стене Брестской крепости

    11 слайд

    Надпись на стене Брестской крепости

  • Интернет-источникиhttp://s1.1zoom.me/big0/330/Victory_Day_9_May_Holidays_Word...

    12 слайд

    Интернет-источники
    http://s1.1zoom.me/big0/330/Victory_Day_9_May_Holidays_Word_Lettering_Russian_521929_1280x598.jpg
    http://bestgif.ru/_ph/35/2/411201964.gif
    https://peskarlib.ru
    https://yandex.ru/search/?text

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для уроков внеклассного чтения или для
использования в акции «Читаем детям о войне».

Цель :

1. Познакомить с рассказами С. Алексеева о войне.

2. Воспитывать гордость и уважение к подвигу советского народа в
годы ВОв.

В течение недели ученики читают произведение, затем его изучение происходит в форме литературной викторины.

Мною подготовлена серия презентаций , посвящённая изучению рассказов Алексеева для младших школьников.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 060 330 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 16.04.2019
  • 324
  • 1
  • 16.04.2019
  • 190
  • 0
  • 16.04.2019
  • 177
  • 0
  • 16.04.2019
  • 1767
  • 18
  • 16.04.2019
  • 201
  • 1
  • 16.04.2019
  • 408
  • 11
  • 16.04.2019
  • 261
  • 0
  • 16.04.2019
  • 350
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация инклюзивного обучения в сфере образования»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Организация и проведение культурно-досуговых мероприятий в соответствии с ФГОС НОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания иностранных языков в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»

  • Курс повышения квалификации «Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

  • Курс повышения квалификации «Современные тенденции цифровизации образования»

  1. Главная
  2. Книги о войне
  3. ⭐️Сергей Смирнов
  4. 📚Брестская крепость
  5. Отзывы на книгу

Начало Великой Отечественной Войны летом 1941 года трудно назвать доблестным для советской армии. До сих пор остается загадкой, каким образом при полной информированности главного командования СССР о сроках начала войны, немцам удалось столь внезапное и ошеломляющее нападение. Понятно, что наши пытались до самого последнего момента не спровоцировать Германию на конфликт, и только с середины июня под видом тактических учений началось какое-то вялое развертывание советских войск в приграничных округах. Но, как частенько бывало на Руси, долго запрягаем, а в большом деле у нас, как обычно, бывает большой бардак. На местах и впрямь верили в учения — войска отправились в поля, а боеприпасы остались на складах. А тем немногим, что осмеливались вслух утверждать о реальности войны, грозило клеймо паникера и провокатора, а потому все предпочитали помалкивать. В общем, по всей руководящей цепочке к угрозе войны отнеслись с изрядной долей беспечности.

Не стала исключением и Брестская крепость. Ранним утром 22 июня, застигнутый врасплох мощным артиллерийским обстрелом, дезорганизованный и понесший огромные потери, гарнизон крепости, всего через несколько часов после начала войны, оказался в полном окружении. Так началась знаменитая оборона Брестской крепости, продолжавшаяся до конца июля, то есть до того времени, когда фронт отошел уже к Смоленску, который находится аж в 600 км от Бреста. Вот только знаменитой она стала спустя много лет. Впервые советское командование узнало об обороне зимой 1942 года, когда были захвачены и изучены штабные документы, разгромленной под Орлом 45-й пехотной немецкой дивизии, той самой, что штурмовала Брест в июне-июле 1941 года.

В начале 1950-х годов историк и писатель Сергей Смирнов взялся за изучение событий обороны Брестской крепости. За 10 лет работы, начав с разрозненных и зачастую противоречивых крупиц информации, Смирнов сумел отыскать и опросить около трехсот выживших защитников, восстановив таким образом полноценную картину обороны не только самой крепости, но и города Бреста. Отдельного внимания заслуживает оборона Брестского вокзала, где обороняющаяся сборная группа бойцов, в проявленном героизме, нисколько не уступала защитникам крепости. Вообще, книга Смирнова подкупает всесторонностью проработки вопроса обороны Брестской крепости и многих других около происходящих событий. Кроме как описания судеб ключевых героев обороны, автор подробно освещает весь свой нелегкий путь сбора информации. Многочисленные поездки по всей стране, постоянные переписки и беседы с участниками событий, зачастую настроенными настороженно и не слишком приветливо, посещение многочисленных архивов, циклы передач на центральном радио. Смирнов проделал поистине титаническую работу, превратив малоизвестный на то время эпизод войны, периода всеобщего хаоса и отступления, в славный пример доблести и стойкости советской армии. Их еще не мало будет за всю войну, но этот пример обороны советских войск в полном окружении на протяжении целого месяца особенно важен. И не зря оборона Брестской крепости, удостоенной в 1965 году официального звания «Крепости-Героя», в последствии станет одним из ключевых символов Великой Победы.

Именно с «Брестской крепости» Сергея Смирнова будет черпать вдохновение и детали сюжета для своей знаменитой повести В списках не значился Борис Васильев. Да и создатели одного из лучших российских фильмов о Великой Отечественной Войне Брестская крепость, думаю, не раз воспользовались трудом советского историка.

«Брестская крепость» писалась в тот период, когда патриотической пропаганде в литературе СССР отводилась далеко не последняя роль, и поэтому книга изобилует пафосными штампами о ведущей роли партии в проявленном героизме людей. У кого-то это вызовет улыбку — любили в советское время всюду приплетать партию, а у конченных либералов даже где-то наверняка и бомбанет, но я лично не вижу в этом ничего плохого. Люди жили в СССР, и они сражались и гибли, проявляя чудеса мужества и стойкости, прежде всего за свою Родину, это важно, это нам надо хранить в своей памяти и передавать следующим поколениям.

Для героя, для человека совершившего подвиг, высшая награда заключается в том, что о нем знает и помнит народ.

С наступающим праздником Великой Победы!!!

В этом году мне предстоит написать сочинение по русскому языку в рамках Единого Государственного Экзамена. И дело не в том, что я боюсь или чего-то не знаю, дело в том, что если ученик хочет написать сочинение и взять за него максимальное количество баллов, (23 балла), то нужно в аргументах привести два литературных примера. Потому в первую очередь я, не откладывая все в долгий ящик, решила пополнить свою библиотеку книгами на военную тему, ибо это самая уязвимая сторона моего «литературного запаса».
Мой выбор пал на документальную книгу Сергея Смирного «Брестская крепость». И первое, что бросается в глаза при чтении данной книги, это то, что всё, о чем или о ком пишет автор, не имеет вымышленного подтекста. Все персонажи, герои Брестской крепости, являются реальными. И от того книга становится намного ценнее. Сергей Сергеевич проделал титаническую работу: он нашел участников обороны Брестской крепости, по крупицам, словно мозаику, собрал воедино эпизоды ее обороны, бывал в разных уголках страны, стал частью большой семьи всех тех, кто имеет отношение к тем временам и обороне этой крепости. А некоторым ее участникам, например Александру Филю, он помог вернуть доброе имя и найти друзей, с которыми он потерял связь.
Неимоверное чувство восхищения и гордости за комиссаров, командиров, лейтенантов, порой неизвестных никому солдат, охватывает с каждой страницей прочтения книги.

«Но имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших войнов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей?
Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны.»

Книга С. Смирного по-своему уникальна. Написанная достаточно простым и понятным языком, она в то же время очень сложна своим внутренним содержанием. Каждая ее глава, как отдельная история отдельного человека, полная трагедии и горя, одиночества и забвения, надежды и победы, смерти и поражения.

«Над нашими городами не было атомного взрыва, после которого и теперь, спустя десятилетия, лучевая болезнь уносит в могилу жителей Японии. Но у нас есть своя радиация минувшей войны — страдания и бедствия, принесенные фашизмом на нашу землю, раны на телах, незримые раны в душах, оставленные диким гитлеровским пленом, все невероятное напряжение сил народа в той смертельной борьбе и долголетняя, сжимающая сердце боль о погибших…»

Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Книга скорее документальная, чем художественная и очень живая. И она цепляет, сильно цепляет.
Голод, жажда, смерть, плен и нет ничего другого. И только подвиги, такие незаметные на фоне других, но они были, они совершались. Разве не подвиг отказаться от столь желанной воды, ради раненных товарищей? Для меня – да.
Месяц защитники крепости вели ее оборону. И пусть это кажется не таким знаменательным моментом Великой отечественной войны, как, например битва за Сталинград и Москву, но они были первые, кто принял удар. И выполняли свой долг достойно.
Долгое время история о Брестской крепости была позабыта. Благодаря скрупулезной работе Сергея Смирнова стали известны имена многих героев той битвы. А сколько еще не известных осталось? Боюсь даже подумать об этом.
Читать, читать обязательно. Всем и каждому. Потому что нельзя забыть, нельзя обесценить…

Нельзя нам сегодня обесценивать тот огромный духовный потенциал, что содержится в словах «Ветеран войны». Ведь их мало. Их ничтожно мало, и с каждым днём число это уменьшается. И – как-то тягостно представить – не за горами день, когда земля примет последнего. Последнего Ветерана Великой Войны…

Низкий поклон им всем и вечная память.
Чтобы помнили…

Пронзительная книга. До боли, до слёз. Читается на одном, хоть и не лёгком, дыхании. Написана очень хорошо, простым языком. Писал душевный человек, сразу чувствуется. И ощущается, с каким старанием, с каким неимоверным желанием Сергей Смирнов собирал материал о героях Брестской крепости. Как сильно он хотел помочь им: живым — реабилитироваться, восстановиться в партии, мёртвым — подняться из забвения, чтобы остаться в сердцах живых целыми страницами подвига. Сколько их было — и молодых, и не очень; храбрых, отважных, принявших первый удар страшной войны, испытавших на себе всю мощь немецко-фашистских захватчиков в первые дни и месяцы войны. Родина «отблагодарила» своих героев: те, кто остался в живых, — попали в плен, а прямо оттуда — в лагеря. Их судили. Их лишали комсомольских билетов. Они не узнали, что такое слава, что значит быть живыми героями. Никого практически не осталось, поэтому единственное, что у нас есть — это книга. Автор ведёт повествование как от лица героев, так и от третьего лица. Читая, невольно переоцениваешь всю свою жизнь, смотришь с другой стороны. Не надо переживать из-за того, что плохая погода; незачем сокрушаться от нехватки денег. Не стоит волноваться по пустякам. Есть вода — это счастье, еда — тем более; чистое небо, мир, дети сытые и весёлые, — зачастую мы не ценим.
Тезой моей покойной бабушки, ветерана Великой Отечественной войны, всегда было: «Главное, чтобы больше не было войны, а там уж проживём как-нибудь». Давайте ценить каждое мгновение жизни и радоваться ему. Но иногда, например, проходя мимо братского захоронения или взяв в руки книгу о войне, задумаемся. Вспомним героев; не вспоминать не имеем права, мы ведь их дети, внуки и правнуки! Вспомним и тихо скажем «Спасибо» за их подвиг, хотя и не для такого будущего, как сейчас, они боролись.
Прочитайте эту книгу, её нельзя не прочитать. Это самая малость, что мы можем сделать для наших ветеранов, живых ли, мёртвых ли. Пусть память будет жить вечно и передаваться из поколения в поколение.

Изумительная, пронзительная и душевнейшая книга!

Сергей Смирнов проделал просто колоссальную работу: не только собрал материал для написания этой книги и поведал всему миру о героизме защитников крепости, но и помог многим из них, кого Родина так или иначе «отблагодарила», реабилитироваться, восстановиться в партии. На страницах книги Сергей Сергеевич не раз восхищается скромностью защитников, которые не считают свое героическое поведение чем-то особенным, выходящим за рамки, а ведь сам ведет себя точно так же — ни разу в его повествовании не мелькнула даже искорка хвастовства.

Если начать расписывать все чувства, что возникли при чтении этой книги, не хватит слов. Назову только два: гордость и благодарность.

Гордость за этих людей, что по сию пору являются для всего мира воплощением стойкости и крепости духа; за то, что родилась в одной из стран, давших миру таких потрясающих людей. Бесконечную благодарность за их борьбу, силу и веру, за то, что не сдавались, за то, что защищали. Вечная слава героям!

Очень много событий, фактов, судеб, связанных с обороной Бреста (не только крепости) — огромная работа!
Но, по-моему, если бы убрать первые два раздела книги «Возвращение судьбы» и «Открытое письмо …», то книга бы только выиграла. Много в этих главах связано с политикой двух периодов нашей истории: с периодом обличения Сталина Хрущевым и со «свободой» уже при Горбачеве.

  • Главная мысль рассказа англичанин павля
  • Главная мысль рассказа алексина домашнее сочинение
  • Гипотериоз или гипотиреоз как правильно пишется
  • Гипнокупол мишки блинкина рассказ
  • Героизм это определение для сочинения