Главная мысль рассказа черная курица или подземные жители погорельский

Эта повесть была написана Антонием Погорельским для своего племянника – Алексея Толстого. В ней присутствуют и автобиографические мотивы. «Черная курица» считается первым авторским фантастическим произведением, изданным на русском языке, в ней зарождается ядро романтической фантастики. Давайте в компании с Литреконом проанализируем это произведение по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть о чём?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Смысл
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Погорельский назвал главного героя повести Алёшей, в честь своего племянника. Настоящее имя самого автора тоже Алексей. Писатель переживал чувство одиночества и ненужности в детстве, так как являлся незаконнорожденным ребёнком и все время проводил вдали от родственников. Для таких детей всегда находились интернаты, где отношение к ним оставляло желать лучшего. Даже преподаватели давали понять, что эти воспитанники «второго сорта» по сравнению с признанными наследниками семейств. Свои переживания автор отобразил в произведении.

На творчество Погорельского сильно повлиял модный в ту пору немецкий писатель Эрнст Гофман. В «Чёрной курице» мы встретим несколько отсылок к «Щелкунчику» Гофмана. Например, главные герои – дети, подземное царство со своим королём и т.д.

Многие элементы повествования связаны с масонской символикой. В особенности с обрядом посвящения в масоны, который подразумевает ритуал в подземелье, скрытый от посторонних глаз и подразумевающий сохранение тайны. Как и масоны, Алеша узнал кое-какие секреты, которые помогли ему преуспеть.

Жанр и направление

«Черная курица» именуется волшебной повестью для детей. С этим можно поспорить, ведь при прочтении мы сталкиваемся с двоемирием – реальным и волшебным миром, а это больше характерно для сказки.

Главный герой должен пройти испытания, обладает волшебным предметом, присутствует помощник-даритель и многократное повторение одного и того же действия. Всё это указывает, что перед нами романтическая сказка. Черты романтизма мы перечисляем тут.

Композиция и конфликт

Композиция произведения «Черная курица» изложена в списке:

  1. Экспозиция – знакомство с Алёшей. Он спасает курицу-министра, в ответ получает благодарность и знакомится с подземным миром.
  2. Завязка конфликта – герой получает волшебное зёрнышко и условие хранить тайну.
  3. Развитие действия – сначала Алёша стыдился незаслуженной похвалы, но затем его характер меняется в худшую сторону. После того, как он теряет зёрнышко — получает наказание и осуждение сверстников.
  4. Кульминация – выбор мальчика между сохранением тайны и наказанием или разглашением секрета и прощением преподавателем.
  5. Развязка – Алёша совершает предательство, из-за чего министр-курица оказывается в наручниках, а всё его царство вынуждено покинуть своё любимое место жительства.
  6. Эпилог – Алёша сильно болеет после пережитого, но со временем всё становится на круги своя. С ним снова начинают дружить, он ведёт себя скромно и послушно.

Смысл названия

Название «Чёрная курица или подземные жители» говорит нам о друге главное героя – курице, по прозвищу Чернушка. 

Эта курица в реальном мире просто птица, а в подземном царстве является настоящим министром.

Суть о чём?

Это волшебная повесть о десятилетнем Алёше, которого родители отдали в пансион. Он тоскует по ним, от скуки развлекается игрой с курицами и рассматриванием улиц через дыры в заборе. 

Однажды он спасает свою любимую чёрную курицу Чернушку от участи быть приготовленной на обед. Мальчик отдал самое ценное, что у него было – единственный империал. 

В благодарность за спасение, курица знакомит его с подземным миром. Король подземного царства дарит мальчику зёрнышко, которое стало помогать ему рассказывать любые уроки безо всяких усилий. Курица просит Алёшу лишь об одном — никому не рассказывать об увиденном мире.

Спустя время характер Алёши портится. Он становится самым популярным учеником из-за того, что может пересказывать дословно любые тексты. В конечном счёте, он теряет волшебное зёрнышко и предаёт Чернушку, рассказав обо всём учителю из-за страха быть наказанным.

Жители подземного мира вынуждены покинуть свой любимый город. В конце повествования мы узнаём, что Алёша исправляется и снова становится скромным и дружелюбным.

Вот подробное краткое содержание повести.

Главные герои и их характеристика

Алёша – добрый впечатлительный мальчик с богатой фантазией. Общение с родственниками ему заменяют книги. Он был добр и скромен, до момента получения зёрнышка. После обладания им он становится заносчивым, дерзким, неуправляемым и забывает о своём друге. Столкнувшись с искушением, он предаёт курицу. После того как зёрнышко исчезло, мальчик снова становится добрым и послушным.

Чернушка – курица, которая оказалась министром подземного царства. После того как Алёша избавил её от гибели, она отблагодарила его, познакомив с подземным миром. Курица была недовольна ленью мальчика, но всё равно была ему благодарна за спасение. После разглашения тайны мальчиком, ей пришлось покинуть своё подземное царство вместе со всеми жителями подземного мира.

Темы

Тематика произведения «Черная курица» может быть расширена, если Вам чего-то не хватило. Это так? Напишите об этом в комментариях!

  1. Тема трудолюбия. Автор пытался донести до читателей мысль о том, что всего надо добиваться своим трудом, а полученное даром может сыграть с человеком злую шутку.
  2. Тема порядочности. Надо стараться всегда держать данное слово, как бы при этом ни было тяжело.
  3. Тема тщеславия – успех и слава большое испытание для каждого, от этого может испортиться характер, человек начинает быть гордым и заносчивым, что произошло и с нашим героем.

Проблемы

Проблематика «Чёрной курицы» тоже может быть раскрыта глубже, если нужно. Напишите, чего не хватает, в комментариях:

  1. Проблема искушения. Как меняется человек, получая большие и незаслуженные возможности – овладев конопляным зёрнышком, Алёша стал меняться в худшую сторону.
  2. Предательство. Сложности хранения чужой тайны – из страха мальчик предал друга.
  3. Проблема одиночества – Алёша тоскует без родителей, чувствует себя покинутым.
  4. Проблема дружбы – Алеша спасает Чернушку, отдав последний империал. Курица прощает Алёшу несмотря ни на что.
  5. Страх наказания – Алёша боится, что его высекут розгами. Ему страшно потерять авторитет среди преподавателей и однокашников. Было бы уместно затронуть тему жестокости в школе. Взрослые люди бьют детей за малейшую шалость — такая система может воспитать только травмированную личность.

Смысл

Основная идея произведения «Черная курица» в том, что всего нужно добиваться собственным трудом и не стоит искать лёгкого пути. Ведь даже если Вам на помощь придёт волшебство, ещё не факт, что оно пойдёт вам на пользу. 

Главная мысль в тексте «Черная курица» о том, как важно держать данное слово. Мы видим, как мучается Алёша – болеет физически от душевных мук из-за того, что выдал секрет лучшего друга. Важно сохранять верность своему слову, несмотря ни на что, иначе человек лишается душевного равновесия.

Чему учит?

Мораль повести «Черная курица» в том, что не нужно держать зла, даже если тебя предали – это мы видим в поведении курицы. Важно делать добрые дела, за это люди могут быть вознаграждены. Алёшу наградили волшебным даром. Но он не смог им правильно воспользоваться, потому что не заслужил его.

Нельзя ставить себя выше других, даже если ты многое знаешь. Ведь интеллектуальное превосходство лишено смысла, если не служит людям и миру во благо.

Вывод: надо развивать в себе скромность, доброту и уважение к другим.

Критика

Произведение «Черная курица» впервые опубликовали в 1829 году. В прессе положительно отзывались о повести. Критики отмечали схожесть сюжета сказки с обрядами инициации в масонских ложах.

О. И. Тиманова: «В повествовании присутствует двоемирие, в нём есть две основные линии — волшебная и реалистическая. Волшебное при этом в сказке дискредитируется: всё, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды.»

А. П. Ефремов утверждает, что в сказке Погорельского берёт начало тенденция «бессрочного душевного сокрушения» героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, «греха», в детской литературе XIX века. Фактически «Черная курица» даёт начало «литературе совести».

Автор: София Яковлева

Автор: Погорельский А.

Название: “Черная курица или подземные жители”

Жанр: сказочная повесть

Тема произведения: о детях

Число страниц: 91

Главные герои и их характеристика

Алеша.   Добрый и милый мальчик, всеобщий любимец. Отзывчивый, ранимый, большой фантазер и мечтатель. Не выдерживает испытание вседозволенностью и становится черствым эгоистом, за что оказывается сурово наказан. Понимает свои ошибки и вновь становится добрым товарищем и честным мальчиком.

Чернушка. Курица-министр. Благодарная, верная, честная. Прощает Алешу, несмотря на то, что сама оказывается строго наказана.

О чем произведение (1-2 предложение – кратчайшее содержание)

Сказка о том, как простой мальчик узнает тайну подземных жителей и получает волшебное семечко. Как мальчик становится плохим и как он раскаивается в своем поведении.

Как правильно заполнить читательский дневник. Образец оформления для 1,2,3,4 класса смотрите здесь

Сюжет — краткое содержание

Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.

Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.

Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.

Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.

Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда.  Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Понравившийся эпизод

Мне понравилась сцена охоты в подземном мире.
Когда Алеша оказался в подземном мире, он сел на палочку с головой лошади и
поскакал на ней по переходам. Вместе с охотниками он охотился на подземных крыс,
видел деревья из мха и различные драгоценные камни.

План произведения для пересказа

  • Алеша учится в пансионе.
  • Алеша выручает Чернушку.
  • Чернушка и черные рыцари.
  • Алеша попадает в подземный мир.
  • Охота под землей
  • Волшебный дар короля.
  • Алеша зазнался.
  • Потерянное семечко.
  • Визит Чернушки.
  • Наказание и предательство.
  • Чернушка в цепях.
  • Болезнь и выздоровление.

Главная мысль

Своих друзей предавать нельзя, а свое слова
нельзя нарушать. Всего в жизни следует добиваться своим трудом, а не
волшебством.

Чему учит эта книга

Эта сказка учит нас доброте, благородству,
отзывчивости. Умению быть благодарными и умению прощать. Учит трудиться, не
искать легких путей, преодолевать собственные слабости и недостатки. Учит
держать свое слово, учит помогать друзьям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта сказка. Мальчик Алеша
был добрым и хорошим, он спас Чернушку, не пожалев свою единственную монету,
все свое богатство. Но волшебное семечко сыграло с Алешей дурную шутку, сделав
его эгоистом, а потом и предателем. Но Алеша исправился, и поэтому он мне
все-таки нравится. У каждого человека есть недостатки, но уважения заслуживает
тот, кто находит силы эти недостатки исправлять.

Новые слова и выражения

Пансион — специальное учебное заведение в старину.

Занемочь — заболеть.

Империал — старинная золотая монета.

Кушак — пояс, ремень.

Шандала — особый подсвечник.

Пословицы к произведению

Давши слово, держись, а, не давши, крепись.

Друг познается в беде.

Маленькая ложь за собой большую ведет.

Долг платежом красен.

Один в грехе, а все в ответе.

Другие читательские дневники

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Анализ сказки «Черная курица, или Подземные жители». Небольшое слово об авторе.

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

Антоний Погорельский

(1787 – 1836 гг.) был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку «Чёрная курица, или Подземные жители», которая принесла ему определённую славу. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался.

Анализ сказки Антонио Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Жанр: волшебная повесть для детей.

Идея: не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит, благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их.

Главные герои:

Алеша до получения конопляного семечка – умный, милый, старательный, прилежный, любознательный, ветреный, честный, добрый, скромный, начитанный, романтик, мечтатель, все его любили, верит в волшебство, остро чувствует свое одиночество, щедрый, эмоциональный, впечатлительный, наблюдательный, смелый, отзывчивый. Он шаловлив, непоседлив, легко поддается соблазну не выучить скучный урок, слукавить, утаить от взрослых свои детские секреты, на какое-то время он становится непослушным, гордым мальчиком, страшным шалуном, самоуверенным, самолюбивым, праздным, ленивым, гордым, бессовестным, высокомерным, заносчивым шалуном, непослушным, его перестали любить товарищи.

Чернушка – ласковая, благодарная, добрая.

Второстепенные герои: учительница, король.

Воспитательное значение

:

Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его…Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Надо быть строгим к себе. Добиваться всего самому.

Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Слушать внутренний голос совести.

Быть требовательным к себе, не ленится. Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту. Преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.

Особенности стиля.

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора. «Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, устаревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая неторопливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденному диалогу.

Образ главного героя произведения «Чёрная курица»

Главный герой – мальчик Алёша, который живёт и учится в пансионе в Санкт-Петербурге.

Вначале он показан любознательным и умным ребёнком, которому нравится учение, он дружит с товарищами, только грустит по выходным и праздникам, ожидая писем «от папеньки и маменьки». Ещё одно хорошее качество Алёши – его доброта. Он кормит курочек во дворе, а когда кухарка собирается зарезать его любимую Чернушку, со слезами бросается защищать курочку и отдаёт свой золотой империал, лишь бы спасти её. Рассматривая сюжет сказки, продолжим анализ «Чёрная курица» Погорельского.

За добрый поступок хохлатка решила отблагодарить своего спасителя. Она показала ему подземное царство, чтобы мальчик не так остро чувствовал своё одиночество. Его жизнь становится интересной: в волшебном царстве он видит рыцарей, беседует с королём, гуляет по необычному саду, рассматривает красивые деревья необыкновенных цветов, диких зверей на цепях. Чернушка подробно рассказывает его о подземном мире и своём народе.

В награду же за доброту Алёша получает ещё один дар – конопляное семечко, благодаря которому он может отвечать любой урок, совершенно ничего не уча. Следует отметить, что король со вздохом дарит мальчику такое семечко: он вынужден это сделать, так как обещал исполнить его желание за спасение Чернушки. Но правителю совсем не нравится, что Алёша будет лениться и получать похвалы, не прикладывая усилий.

Анализ сказки Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» Антонио Погорельский написал в 1829 году. Известно, что она была создано для племянника писателя – Алексея Константиновича Толстого, будущего известного русского мастера слова. Все началось из того, что маленький Алеша рассказал дяде, как с удовольствием играл с курицей во дворе пансиона. Этот незатейливый случай превратился в волшебную сказку, которая пользуется популярностью уже более 100 лет.

А. Погорельский дал произведению подзаголовок «Волшебная повесть для детей». На самом деле, под повестью в литературоведении подразумевается произведение среднее по объему с несколькими сюжетными линиями. Анализируемое произведение по объему больше похоже на рассказ, да и сюжетная линия в ней одна – жизнь и приключения Алеши. Можно сделать вывод, что слово «повесть» здесь употребляется как синоним к слову «рассказ». Жанр произведения – сказка. В ней есть как реальные, так и фантастические события и персонажи, события призваны «поучать» читателя.

В сказке А. Погорельского нетрудно рассмотреть двоемирие – признак, характерный для романтизма. Перед читателем разворачиваются события в пансионате (реальный мир) и в подземном царстве (фантастический). Во время войны А. Погорельский служил с Гофманом, отсюда и веяние романтизма в его творчестве.

Тема анализируемого произведения – приключения мальчика Алеши

в пансионате и подземелье. Автор хочет показать, как важно сдерживать слово, которое дал, утверждает, что вкусны лишь те плоды, которые достал сам. Также А. Погорельский доказывает, что нельзя считать себя лучше других, так как судьба непредсказуема.

В начале сказки «Чёрная курица, или Подземные жители» автор переносит читателя в Санкт-Петербург. Описание города и пансионата, в котором происходят события, занимают несколько абзацев. Это позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего. Постепенно он знакомит с героями сказки. В центре сюжета – Алеша, главной можно назвать и Чернушку

– курицу-министра. Второстепенную роль играют учитель, кухарка, бабушки-голландки. Есть в сказке и сборные образы – жители подземелья и ученики пансиона.

Сюжет произведения развивается в двух мирах, но все его элементы расположены в логической цепочке. Экспозиция – знакомство с Алешей и пансионерами. Завязка – Алеша начинает «дружить» с Чернушкой и спасает птицу. Развитие событий – путешествия с министром в подземелье, учеба с конопляным зернышком. Кульминационные точки – потеря конопляного зернышка и наказание Алеши, разговор с министром после «предательства». Развязка – Алеша исправляется, а все, что произошло, кажется ему смутным сном.

Используя прием «двоемирия» А. Погорельский поднимает в сказке множество проблем. Он рассказывает о доброте, когда Алеша спасает Чернушку. Писатель с иронией говорит о важности признания вышестоящими для людей (прием директора в пансионе), с такой же иронией отзывается и о богатстве (драгоценности в подземном царстве).

Сказка А. Погорельского – образец оригинальной подачи вечных проблем, поэтому ее стоит прочитать не только детям, но и взрослым.

Выводы в анализе рассказа «Чёрная курица»

Обратим внимание, что и сам Алёша вначале чувствует неловкость, когда его хвалят за хороший ответ: внутренний голос твердит, что он не заслуживает похвалы, ведь «урок этот не стоит ему никакого труда».

Погорельский показывает, как изменился Алёша: вскоре его перестали терзать муки совести, он сам поверил в собственные необыкновенные способности, стал важничать перед другими мальчиками. В итоге герой растерял всех друзей. Погорельский отмечает, что в Алёше, как и в любом человеке, происходит внутренняя борьба. Он чувствовал, что похвалы несправедливы, он должен исправиться, но самолюбие брало верх, и мальчик становился всё более эгоистичным.

Кроме того, анализ рассказа «Чёрная курица» выявляет, что в этом произведении Погорельский даёт нравственный урок своим читателям: чужие заслуги не принесут счастья, незаслуженный успех, не являющийся результатом труда, приводит к эгоизму и потере добрых качеств характера.

Кульминацией произведения становится момент предательства Алёши. Он рассказывает о подземном царстве, нарушая запрет, и Чернушка вместе со всеми жителями вынуждена переселиться «далеко-далеко от здешних мест».

Погорельский противопоставляет великодушного Чернушку и Алёшу, ставшего мелочным и трусливым. Подземный министр перед уходом прощает Алёшу, он помнит своё спасение и по-прежнему благодарен за него. Об одном только просит он мальчика: снова стать добрым и хорошим. Алёша долго страдает из-за своего поступка, чувствует вину и всеми силами стремится исправиться. Ему это удаётся, он становится «послушным, добрым, скромным и прилежным». И еще отметим одну важную мысль, делая анализ рассказа «Чёрная курица».

Погорельский на примере Алёши показывает своим маленьким читателям, что доброту, любознательность, честность надо постоянно воспитывать в себе. Один наш неосторожный, трусливый поступок может принести несчастье окружающим. Заслужить любовь и уважение людей можно, только совершая добрые поступки для других.

Вы прочитали анализ рассказа «Чёрная курица», автором которого является Антоний Погорельский. Надеемся, что эта статья оказалась интересной и понятной. Почаще заходите в наш блог , ведь там вы найдете сотни статей с подобной тематикой.

Погорельский Антоний, сказка «Черная курица или Подземные жители»

Жанр: авторская волшебная сказочная повесть

Главные герои сказки «Черная курица» и их характеристики

  1. Алеша, мальчик 10 лет, добрый и жалостливый, веселый товарищ. но получив волшебное семечко, он становится гордым, надменным. проказливым. Алеша предает доверие подземных жителей и мучается стыдом. Он снова исправляется.
  2. Чернушка, одновременно курица и министр. Добрый, ласковый, справедливый, благодарный. При этом мудрый и внимательный политик. Наказан за проступок Алеши.
  3. Учитель, считал, что Алеша его обманывает и высек мальчика розгами. Впрочем тогда это было нормой воспитания.

План пересказа сказки «Черная курица»

  1. Старый пансион в Петербурге
  2. Мальчик Алеша и его Чернушка
  3. Спасение Чернушки, золотой империал
  4. Директор  не рыцарь
  5. Первый визит Чернушки
  6. Неосторожность Алеши и черные рыцари
  7. Второй визит Чернушки
  8. Подземный мир
  9. Король
  10. Конопляное семечко
  11. Сад и зверинец
  12. Охота на крыс
  13. Характер Алеши меняется
  14. Потеря семечка
  15. Возвращение семечка и порицание Чернушки
  16. Предательство и порка
  17. Прощание с Чернушкой
  18. Болезнь и исправление.

Кратчайшее содержание сказки «Черная курица» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Алеша спасает курицу Чернушку от кухарки, и та в благодарность зовет его за собой
  2. В первый раз рыцари не дают им пройти, но на вторую ночь Алеша оказывается в подземном мире
  3. Король благодарит Алешу за спасение министра и дарит конопляное семечко
  4. Алеша видит чудеса подземного мира и участвует в охоте на крыс
  5. Алеша становится непослушным, гордым и его перестают любить товарищи, а учитель угрожает поркой.
  6. Алеша рассказывает о подземных жителях и те вынуждены уйти в далекие края, Алеша болеет, выздоравливает и исправляется.

Главная мысль сказки «Черная курица»
Ценность представляет только то, что добыто своим трудом, а доставшееся даром только развращает человека

Чему учит сказка «Черная курица»
В этой сказке скрыто много уроков. Прежде всего о том, что надо быть честным, добрым, прилежным, чтобы тебя любили товарищи. Надо уметь держать слово и не подводить тех, кто тебе доверился. Надо уметь терпеть боль, но не становится предателем. Нельзя быть злым, гордым, заносчивым, нельзя хвастать своим превосходством.

Отзыв на сказку «Черная курица»
Это очень красивая и поучительная история про мальчика Алешу, который был добрым и милым, но стал злым и гордым, получив волшебную возможность не учить уроков. Мальчик загадал неправильное желание, и его исполнение принесло вред и самому Алеше, и подземным жителям. Но тем не менее, я сочувствовала Алеше и искренне радовалась, когда он исправился. Конечно жаль, что Чернушка и его товарищи покинули Петербург, но я верю, что они нашли не менее хорошее место в другом городе.

Пословицы к сказке «Черная курица»
Давши слово держись, а не давши крепись.
От слова спасение, от слова и гибель.
Долг платежом красен.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Черная курица»
Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.

Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с  деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
Алеша очнулся в своей постели.
После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

  • Главная мысль рассказа хамелеон чехова
  • Главная мысль рассказа хамелеон чехов
  • Главная мысль рассказа фотография на которой меня нет
  • Главная мысль рассказа филиппок толстого
  • Главная мысль рассказа филипок 2 класс