Главная мысль рассказа детство в архангельске шергин

Борис Шергин в этом произведении прославляет всю малую родину – это город Архангельск. Автор патриотично и с теплотой относится к своему городу детства. В этом рассказе писатель вспоминает свою семью, освещает достаточно актуальные темы во все времена.

Эта история о крепкой семье. Отец уходил часто в рейсы, поэтому большую часть детства его не было в семье. История начинается со знакомства Анны (мамы мальчика) с его отцом моряком в историческом городе Соломбале. Отец Анны Иван Михайлович владел мастерской по изготовлению на заказ парусов, там родители и познакомились, тогда отец был обыкновенным штурманом.  Они виделись всего несколько раз, но перед отплытием через капитана будущий отец главного героя передал письмо, но Анна не стала его даже читать.

Под конец лета штурман вернулся из не столь долгого плаванья. Он решил не медлить и направился к дому Анны, застав её с отцом в беседке читающих книги. Так, как Анна не любила гулянья штурман, достаточно часто заходил в гости. И через время они сыграли свадьбу.  Молодожёны переехали в дом, что находится не далеко от Немецкой слободы. И в первые два года Анна вместе с законным мужем уходила в плаванье, но потом родился сыночек, а через время ещё и дочка, хозяйство стало намного больше. Теперь она оказалась привязанной к дому и утонула в домашних хлопотах.

Анна сильно переживала за мужа, ведь в море столько опасностей: цунами, пираты и т.п. Когда он возвращался домой дети радовались, как могли и с удовольствием слушали истории отца о морских приключения, слушали песни.  Мальчик хочет быть похожим на отца и так же стать моряком, а вот девочка любила заниматься шитьём, вышиванием. Она постоянно, что-то мастерила.

Семья вновь вернулась в Соломбал. По осени к ним в гости приходили капитаны, которые причаливали  к  берегу.  И вот среди гостей был капитан по прозвищу Мошкарь. Он подарил детям игрушки из дальних стран. Дети были в неописуемом восторге. Он так же рассказывал истории о неведомых странах. Так хотелось потом в них побывать. А в конце зимы, начало лета корабли причаливали для ремонта. Тогда Анна с детьми ходила по гостям. Это было замечательное время, которое напоминало Анне её родное детство, тем более, что они находились на родине.

Данное произведение учит уважению к родителям, о настоящей заботе и счастью. Учит патриотизму, любви, трудолюбию. Важно быть хорошим человеком. Важно думать о других, а не только печься о своей шкуре.

Рассказ Детство в Архангельске (читательский дневник)

Предыдущая

Краткое содержаниеКарьера Ругонов — краткое содержание романа Золя (сюжет произведения)

Следующая

Краткое содержаниеУроки музыки — краткое содержание рассказа Петрушевской (сюжет произведения)

logo

  • Привет)Помогите пожалуйста определить главную мысль текста Детство в Архангельске♥​

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      hanamoreno391

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • algebra
    Алгебра

    2 минуты назад

    Срочно! Составьте математическую модель и решите задачу

  • literatura
    Литература

    7 минут назад

    Герой нашего времени. Помогите, пожалуйста

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

  • geometriya
    Геометрия

    13 минут назад

    помощь??

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    9 минут назад

    помогите пожалуйста

  • himiya
    Химия

    12 минут назад

    какую массу воды надо добавить к 31,2г хлорида цинка чтобы получить 150г раствора?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20448

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Цели урока: знакомство с творчеством
северного писателя Б.Шергина; развитие навыков
вдумчивого чтения и анализа текста; изображение
мира детства.

Оборудование:

  • Портрет писателя.
  • Мультимедийная презентация.
  • Выставка книг Б.Шергина.
  • Выставка иллюстраций учащихся к рассказу.
  • Предварительное домашнее задание:
  • Домашнее чтение рассказа Б.Шергина «Детство в
    Архангельске».
  • Иллюстрации к рассказу Б.Шергина «Детство в
    Архангельске».

1. Знакомо ли вам имя писателя?

— Да, знакомо. Это наш северный писатель. Борис
Шергин — автор сказов и сказок.

2. Слово учителя.

Презентация.

Борис Викторович Шергин прожил жизнь
счастливую. Счастье его было в том, что занимался
он любимым делом, достиг полного раскрытия
талантов, дарованных ему с избытком, был прям и
честен, доброты своей не скрывал, любил землю, на
которой ему суждено было родиться. Об этом
говорят его книги, честные и талантливые, и
благодарная память людская. Известный писатель
Федор Абрамов так сказал о нем: «Святой, и вещий
баян, и монах, и летописец. Всего было в нем
намешано. И просто — доброта».

Талантливый художник, рассказчик, он не только
освоил богатства народной культуры русского
Севера, но сумел выразить себя как писатель,
следуя фольклорным традициям.

Родина Бориса Шергина — портовый город
Архангельск. На Белом море издревле жили потомки
новгородцев — поморы, они ходили в далекие,
неведомые земли, часто гибли — или возвращались
со славой. В борьбе с Океаном, Севером крепли
воля, разум, сила товарищества, культурные
традиции. Шергин постигал эту культуру, характер
земляков с детства: он жил рядом с именитыми
корабельными плотниками, капитанами, лоцманами,
зверобоями-промышленниками, присматривался к их
обычаям, прислушивался к разговорам. Отец
будущего мастера русского слова — потомственный
мореход и корабельный мастер, великолепный
рассказчик. В автобиографическом очерке
«Запечатленная слава» писатель с теплотой
вспоминал атмосферу в семье, круг отцовских
друзей, архангельских моряков и судостроителей,
которые «отличались отменной памятью, морским
знанием и умением рассказывать:» Мать Анна
Ивановна знала много северных народных песен,
сказов, с наслаждением вслушивался сын в каждое
ее слово.

3. Беседа:

Что привлекает вас, читателей, в названии
«Детство в Архангельске»?

— Слово «детство». Думаю, что рассказ о ребятах,
может быть, о ровесниках.

— Писатель, наверное, думал о своей семье, о
родителях.

— Архангельск называют столицей северного края.
Это наша малая родина.

— О чем повествует автор в рассказе «Детство в
Архангельске»?

— О скромной матери.

— Об отношении в семье к детям.

— Об уважении к отцу.

— О воспитании в семье.

— Найдите в тексте описание дома, интерьера.
Какие особенности можно отметить? Работа с
текстом.

«В Архангельском городе было у отца домишко
подле Немецкой слободы, близко реки.

Комнатки в доме были маленькие, низенькие,
будто каютки: окошечки крохотные, полы желтенькие,
столы, двери расписаны травами. По наблюдникам
синяя норвежская посуда. По стенам на полочках
корабельные модели оснащены. С потолков птички
растопорщились деревянные — отцово же ремесло».

— Писатель использует слова с
уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он
говорит о родном доме с любовью, нежностью.

— Модели кораблей показывают, что здесь живет
моряк или корабельный мастер. Норвежскую посуду,
наверно, привез отец из плаванья.

— Деревянные птицы — символ счастья в доме.

— В чем особенность языка рассказ?

Шергин был хорошо известен как любитель «живой
старины», исследователь местных говоров, знаток
северного фольклора. Разговорная речь помогает
представить героев-северян, их быт и нравы.

— Учащиеся приводят примеры. («Заплачет в трубе
норд-вест», «сразу гостьи поблекнут, перестанут
ложечки побрякивать, стынут чашки», «ляпнусь в
песок», «в море сторопится» и др.)

— Словарная работа.

Наблюдник — полка, на которую ставят тарелки на
ребро.

Растопорщились (птички деревянные) —
развинуться, раскинуться в стороны (о крыльях)

Поветерь — попутный ветер.

— Какой мы видим мать героя рассказа?

— Интересно читать о том, как познакомились мама
и отец. Молоденькую девушку называют по имени —
отчеству. Это потому, что она скромная,
трудолюбивая, серьезная. Такое обращение говорит
об уважении к человеку.

— В первые годы замужества мама с отцом в море
ходила. Она женщина смелая, сильная, терпеливая.
Не каждый человек сможет в море ходить, ведь и
штормы бывают, и опасность подстерегает.

— Мама пела колыбельные песни, в них надежда, что
сын вырастет сильный, смелый, настоящий помор.

— Герой называет ее ласково «мама», «мамушка».

— Когда отец уходил в море, мама, как и другие
женщины, была печальной, потому что беспокоились
о муже. «Норд-вест заплачет», «гостьи
поблекнут» — эти выражения подчеркивают тревогу.
Мама верная.

— Что особенно тронуло вас на страницах
рассказа?

— Детские воспоминания — простые, теплые,
добрые.

— Раньше детей, пока годик не исполнится, не
фотографировали и в зеркало не давали
смотреться. Обычай такой был.

— Когда падал мальчик, то плакал, если кто-то его
видит. Это чтобы пожалели. А если зрителей нет, то
и плакать не хочется.

— Сын с детства интересовался, как устроен
корабль.

— Были смешные случаи в детстве. Герой не
понимал, что по прозвищам, которые давали людям,
обращаться невежливо. Однажды в дом пришел
уважаемый гость, капитан по прозвищу Мошкарь.
Герой так его и назвал: «Мошкарь, Мошкарик».
Капитан не обиделся, хотя так обращаться к
взрослым нельзя.

В другой раз мальчик попал впросак, когда
просил богача Варгасова: «Варгас, вы никому не
отдавайте замуж вашу Алену Варгасовну, я у мамы
спрошусь и сам свататься приду». Девочке было
годика полтора. Смешно!

— В деревне, где зимовали мурманские пароходы,
пришлось нянчиться с шестимесячной соседской
девочкой. Ульянка в зыбке (люльке, т.е. колыбельке)
лежала, а герой с сестрой раскачивали ее. Ребенок
так и подпрыгивал. Ничего плохого не хотели
ребята, просто сами были еще маленькие.

— Странников боялись, заранее готовились
обороняться лопатами и ухватами. Только чего от
них прятаться — люди! Страхи пустые.

— В лес ребята ходили за морошкой. Это наша
ягода, северная. Вкусная! Золотая!

— Отрывок из стихотворения Ольги Фокиной читает
ученица.

Июлю 1985 г.

Ша, июль солнцеликий,
Придержи свою десть!
Накраснело клубники —
Ни обрать, ни уесть.
Не до сна, не до лёжки,
Можешь — вовсе не спи:
Нажелтело морошки —
Хоть лопатой греби!
Нажелтело морошки —
Поболотной княжны,
Да не слабые ножки
За морошкой нужны:
За реку да за речку,
За поля да за луг,
За ручей, что колечком
Обегает Прилук,
После — волоком-лесом
(Змеи водятся — страх!)
Сквозь тумана завесу:
На больших комарах —
Намахаешься веткой
Возле потных висков,
Попечатаешь след свой —
То на хляби песков,
То на глине размятой,
То на тине : пока
На версте двадцать пятой
Лес отступит слегка:
Поредеют сосенки,
Пораскинется мох:
И прервет побасёнки
Восхищенное «ох!».
Ни забот, ни вопросов!
Цел-един интерес:
Эти зрелые розы,
Эта хваста невест,
Эти краски и формы,
Эта суть: «Не мудри!
Тот и счастлив, кто сорван, —
Трогай, пробуй, бери!»
:Ни-на-что-не-похожка,
Сладость-пряность-букет,
Ох, морошка-хорошка,
Золотей тебя нет!

 — Дети сами придумывали игры, забавы.
(Пересказ учащимися).

— Ребята знали присказки и припевки к дождю,
солнцу, ветру, снегу, зиме.

— А вы знаете?

(Учащиеся рассказывают присказки, заклички)

— Что за человек был отец?

— Отец — бравый мурманский штурман, помор. Всю
навигацию в море ходил. «Борода русая, круговая,
Волосы на прямой пробор. Щеголь:» Радостно и
спокойно, когда отец дома.

— Отец сам нарисовал азбуку с кораблями,
пароходами, рыбами, птицами. Он, наверное, хотел,
чтобы детям интересно было учиться читать, чтобы
они узнавали новое. Такой подарок к Новому году,
со стихами, пожеланиями очень дорог детям. Много
лет прошло, а сын помнит рисунки, стихи. Весной
ребята учились писать и читать на прибрежном
песке. Так в старину было.

— Как складываются отношения в семье?

В семье дети с уважением относились к отцу и
матери, родители заботились о детях, воспитывали
в них трудолюбие, любовь к родной земле, к северу.

4. Слово учителя.

Сегодня нет такой традиции в семье —
ежедневное чтение вслух, рассказы старших. В те
далекие времена они играли важную роль в общении
детей и родителей. Вечерние семейные разговоры,
песни на сон грядущий создавали родственную
атмосферу, сближали, воспитывали. В таком общении
продолжались традиции, крепла связь поколений.

5. Похож ли герой чем-нибудь на вас?

В чем не похож?

— В школе учение давалось нелегко. Да и о севере,
поморах не рассказывали, а герой хотел знать о
них больше. «Насколько казенная наука от меня
отпрядывала, настолько в море все, что я видел и
слышал, льнуло ко мне, как смола к доске».

6. Слово учителя.

В русском языке есть хорошее и нужное
слово»нравоучение», истинный смысл которого не
каждый понимает. В.И.Даль так его толкует:
«Всякое честное поучение, наставление к добру».

В рассказе нет строго прописанных правил жизни,
но читатели могут сами догадаться, чему учили
детей в поморской семье. Вот стихи отца:

Живи счастливо да учись.
Ученый водит,
Неученый следом ходит.
Рано, весело вставай —
Заря счастье кует.
Ходи вправо,
Гляди браво.
Кто помоложе,
С того ответ подороже.
Будь, сын, отца храбрее,
Матери добрее.
Живи с людьми дружно.
Дружно не грузно.
А врозь — хоть брось!..

И еще: «Выучишься — ума прибудет!»

7. Какие мысли близки вам?


  • Нужны ли человеку правила жизни? Есть ли они у
    вас?
  • Какое влияние на героя оказали его родители?
  • Как он вспоминает о своем детстве? Какие моменты
    детства ему дороги?
  • На чем должны быть построены отношения в семье,
    чтобы родные люди были счастливы?

8. Слово учителя.

Мы познакомились с нравами Двинской земли.
Поморы жили в труде, в согласии. Герои Шергина
равняются на кодекс чести «северного русского
народа» (как именовал архангелогородцев Михаил
Пришвин). Рассказывая о своем детстве, о семье
потомственного морехода, писатель передает
читатель искреннюю любовь к Беломорью.

9. Домашнее задание: письменная работа
«Размышления после чтения».

 Литература.

  1. Борис Шергин. Древние памяти. Поморские были и
    сказания. Москва. «Художественная литература».
    1989.
  2. Б.Шергин, С. Писахов. Сказы и сказки. Москва.
    «Современник». 1983.


0

Шергин «Детство в Архангельске»: краткое содержание, что писать?

Борис Шергин. Детство в Архангельске. Краткое содержание для читательского дневника.

Краткое содержание рассказа «Детство в Архангельске» Шергина.

1 ответ:



1



0

В своем рассказе «Детство в Архангельске» автор повествует о своих родителях и своем детстве. Первая часть рассказа посвящена знакомству мамы автора Анны Ивановны, которая жила с дедушкой, с отцом — мурманским штурманом. Мама была скромной и сначала никак не хотела обращать внимание на штурмана, по со временем поняла, что любит его и согласилась выйти замуж.

Во второй части рассказа автор описывает свое детство. О том, как отец уходил в плавания, а он с мамой и сестренкой его ждали, как мама сильно волновалась из-за непогоды. Отец приезжал лишь не надолго. Автор в детстве любит придумывать всем забавные прозвища, из-за которых не один раз попадал в непростые ситуации. Еще одно яркое воспоминание — подаренная отцом азбука по случаю Нового года.

Также в рассказе автор вспоминает школу, в которой ему было не очень интересно, ведь там ничего не рассказывали про море, а именно море и все, что с ним связано, он любил больше всего. Математика ему вовсе не давалась, а вот языки мальчик усваивал хорошо. Вот таким было детство в Архангельске.

Читайте также

Два ребенка по имени Питер и Саймо поехали отдыхать в Грецию, к Пенелопе, которая им являлась двоюродной сестрой.

Дети втроем надули резиновую лодку и переплыли на маленький островок, где нашли сверток, из которого была слышна песня. Развернув это говорящий сверток, мальчики увидели золотую клетку внутри которой были попугай и паук с паучихой, которые рассказали о своей стране Мифляндии, которую захватили василиски.

Дети отравились в сказочную страну и помогли победить освободить Мифляндию от власти Василисков.

Эта сказка о необходимости оказывать помощь и крепкой , чистой дружбе ребят, которая всегда поможет справится в непростых ситуациях.

Большинство произведений из серии «Денискины рассказы» веселые и забавные. А вот «Человек с голубым лицом» получился скорее трагический.

Краткое содержание:

Человек с голубым лицом — это шофер, которого Дениска не любил. Один раз мальчик залез в машину и пытался ее завести, поэтому и получил от шофера прутиком по ногам. В тот день у шофера была свадьба и он не мог отвезти соседа Александа Семеныча. Папа и Дениска сидели и строгали лук, когда он к ним пришел.

Дениска ужасно хотел покататься в машине и уговорил папу съездить. Дениска был в восторге от поездки,он по дороге многое воображал, представлял, как летит в Космосе. Вдруг перед машиной выбежала девочка. Папа резко увернулся, машина перевернулась.

Александр Семеныч не пострадал, он все искал свой ботинок. Дениска тоже остался цел, но от шока забыл про папу, выбрался из машины и бродил вокруг. Подъехали солдаты и вытащили отца, у него была сломана рука.

Потом появилась милиция, человек с голубым лицом. Папу увезла скорая, а он со своей девушкой решили отвезти Дениску домой. По дороге шофер сказал, что папа у Дениски отличный человек: машину разбил, а девочке жизнь спас.

Главная мысль рассказа в том, что на дороге нужно быть внимательным и осторожным. Это касается и водителей и пешеходов. Машина и правда — всего лишь железяка. Какой бы дорогой она ни была, ее можно починить или купить новую, а вот починить человека намного сложнее. Не говоря о том, что вернуть к жизни невозможно. Жизнь людей — вот главный приоритет.

Человек с голубым лицом краткое содержание, главная мысль

Воротничок. Краткое содержание для читательского дневника.

В этой сказке Андерсена рассказывается о франтоватом Воротничке, который любил похвастаться своими достоинствами, которых у него было совсем немного.

Воротничку нравилась чулочная подвязка, но она оказалась чересчур скромной, фривольные развязные речи Воротничка, вгоняли её в краску.

Затем, Воротничок сватался к гладильной плитке. Но плитка даже не дослушала его до конца, проехалась по нему.

Подкатывался Воротничок и к ножницам, расточая ей комплименты за стройные ножки. Но был отвергнут и покалечен

Затем, Воротничок нахваливал зубки гребёнки, но у гребёнки уже был жених.

После того, как Воротничок был всеми отвергнут, он стал презирать женитьбу.

После попадания на бумажную фабрику, Воротничок пожелал бумажным листом и его желание было удовлетворено.

Так Воротничок был наказан за излишнее хвастовство.

Цикл известного детского писателя Бориса Житкова под названием «Помощь идёт» включает рассказы о том, как представители разных профессий приходят друг другу на помощь в трудных ситуациях.

****************­<wbr />***********

В первом рассказе под названием «На льдине» автор рассказывает о том, как колхозников, отправившихся зимой на рыбалку, унесло на льдине в море.

Им на помощь сначала прилетел самолёт и сбросил мешок с провиантом, затем начальник порта, узнавший о беде с рыбаками, прислал за ними пароход.

Главными действующими лицами можно назвать рыбака Андрея и его сынишку Володю.

****************­<wbr />*********

Из рассказа «Обвал» читатель узнает о том, как девочка Валя подавилась рыбной косточкой. Ей на помощь поспешил доктор, но ему преградил путь обвал.

Дорогу смогли расчистить спасатели с насосом-гидротараном­<wbr />. Врач приехал к девочке и вынул косточку щипцами.

****************­<wbr />**********

В рассказе с названием «Наводнение» писатель рассказывает нам о том, как люди строили дамбы, чтобы защитить от наводнения дома и посевы. Река поменяла русло и стала наступать на населенный пункт.

Капитан парохода, тянущего баржу с камнем, торопился домой к жене и сыну. Но ему пришлось задержаться и помочь в строительстве дамбы. А в это время другие люди спасли от подступающей реки его жену с сыном.

****************­<wbr />**********

Основная мысль всех рассказов:

Люди должны приходить друг другу на выручку.

Пожар во флигеле, или подвиг во льдах. Краткое со держание рассказа Виктора Драгунского из цикла «Денискины рассказы».

Денис с Мишкой заигрались в хоккей и, опаздывая на урок, начали придумывать истории для оправдания.

Они очень боялись своей учительницы Раисы Ивановны и переживали, что родителей могут вызвать в школу.

Сначала, Денис предложил сказать, что они ходили рвать зубы. Но Мишка не согласился и тогда Денис хотел сказать, что они спасали малыша из горящего дома. А Мишка хотел рассказать, что они они спасали ребёнка, упавшего под лёд в пруду.

Так окончательно и не сговорившись, каждый из них рассказал свою историю. Одноклассники не поверили им и стали громко смеяться. Тогда учительница поставила обоим врунам плохие отметки и сказала больше не лгать.

Рассказ учит всегда говорить правду потому, что рано или поздно ложь откроется.

Урок литературы в 6 классе.

Б.В.Шергин «Детство в Архангельске».

Цель:

Приобщение учеников к литературному богатству Севера.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о жизни Б.В.Шергина;

  • показать влияние биографии писателя на его творчество;

  • обратить внимание на своеобразие речи автора;

  • продолжить обучение работе с текстом;

  • проследить семейные взаимоотношения и учить ответственности за них;

  • развивать навык вдумчивого чтения;

  • воспитывать чувства благодарности, чуткости;

  • воспитывать патриотические чувства учеников;

  • пробуждать интерес к историческому прошлому родного края;

  • пробуждать любовь к литературе Севера.

Оборудование:

  • На доске запись темы урока,

запись: Ф.А.Абрамов «В краю родникового слова»;

запись: Л.С.Скепнер «Держатель чудесного сказа».

  • Презентация (фотографии с изображением северной природы в разное время года, фотография Ф.А.Абрамова, фотография Б.В.Шергина, фотографии старой Соломбалы, детская фотография Б.Шергина, фото Б.Шергина с пинежской сказительницей М.Д.Кривополеновой, несколько фотографий из музея Б.Шергина, фото скульптуры Шергина Б., установленной в Архангельске. Слайд – книги Б.Шергина)

  • Выставка рисунков детей (северные морские пейзажи).

ХОД УРОКА:

  1. Мотивация учебной деятельности.

«Русский Север. Поморье. (…) Край невероятных просторов, раздолья и воли ( …), край редкого богатства и редкой красоты, которая и поныне ещё не утратила очарования первобытной дикости. (…) на этой земле выросло особое племя русских людей – поморов, людей великого мужества, выносливости и терпения…». (Ф.А.Абрамов «В краю родникового слова»)

Неслучайно урок литературы я начала чтением отрывка из статьи замечательного писателя-северянина Ф.А.Абрамова, с творчеством которого мы с вами познакомились в прошлом учебном году. В своей статье «В краю родникового слова» пишет Абрамов и о Борисе Викторовиче Шергине, называя его «несравненным певцом соломбальских корабелов и тружеников Студёного моря», отмечая безыскусную красоту разговорной речи северного писателя.

1

Сегодня на уроке мы вновь встречаемся с Борисом Шергиным и знакомимся с его произведением «Детство в Архангельске». Совершим путешествие во времени – очутимся в Архангельской губернии начала прошлого века. Ребята, вам знакомо слово «губерния»? Что оно значит? Какое однокоренное слово вам известно? (губернатор – глава исполнительной власти)

  1. Постановка задач урока.

Ребята, какие задачи вы поставите перед собой на этот урок?

  1. Работа над темой урока.

  • О жизни и творчестве Шергина мы узнаем из статьи «Держатель чудесного сказа» Людмилы Сергеевны Скепнер, кандидата педагогических наук, доцента кафедры литературы Поморского международного педагогического университета. Ребята, внимательно послушайте отрывки из этой статьи, чтобы понять, почему она так называется.

  • Пересказ отрывков из статьи заранее подготовленными учениками (о рождении, о родителях писателя Б.Шергина, о семейных традициях).

Чуть позже мы вновь обратимся к статье «Держатель чудесного сказа».

  • Дома вы прочитали рассказ «Детство в Архангельске». Понравился ли он вам?

  1. Почему рассказ «Детство в Архангельске» можно назвать произведением автобиографического характера?

  2. О чём интереснее всего было читать? (о детских играх, развлечениях и т.д.)

  3. При чтении каких эпизодов Шергин «попросил» вас улыбнуться? (описание своего изображения на фото: «Такое чудышко толстоголовое в альбоме сидит, вроде гири на прилавке»; истории с прозвищами: разговор с Мошкарём, с Варгасом; детская игра «в свадьбу»…)

  • Давайте разберёмся в прочитанном.

В рассказе много не общеупотребительных слов – это и диалектизмы, и профессионализмы, и устаревшие слова. Илья (один из учеников класса) подготовил толковый словарик. На ваших партах есть вариант словаря, которым при необходимости можете воспользоваться.

  1. Как вы считаете, с каким чувством автор рассказывает об отце и матери?

Зачитайте, как Шергин описывает родной дом?

  1. Как он называет свою маму? (мама, Анна Ивановна, Аннушка, молоденькая Ивановна, мамушка)

  2. Какой была до замужества Анна Ивановна? (домоседкой, скромной, застенчивой, трудолюбивой, увлекалась чтением книг «по случаю праздника»)

2

  1. Какими были отношения в семье Шергиных? (любовь, забота, беспокойство друг о друге, доверие) Найдите в тексте доказательства.

  2. С охотою ли учился грамоте Шергин? Что этому способствовало?

  3. Почему он не любил школу? (не давалась математика, не рассказывали о родном крае)

  • Вновь обратимся к статье Л.С.Скепнер (о гостеприимстве Шергиных)

  • Игры и песни были неотъемлемой частью деревенских праздников. Нет у нас возможности на уроке затеять игру или хоровод. Давайте импровизировать.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (отрывок из народной песни)

Выйду за ворота, Куда мне-ка сести

Посмотрю далёко, Свежа рыба чистить,

Посмотрю далёко Сяду я, присяду

В те леса-болота. К зелёному саду,

В тех лесах-болотах Ещё пересяду

Озёра глубоки, На доль, на долинку,

Во этих озёрах На доль, на долинку,

Живёт рыба-щука К милому на тропинку.

Живёт рыба-щука, Куда мил ни пойдёт,

Белая белуга. Мимо не обойдёт,

Белая-белАя, Мимо не проедет,

Девица милАя. Куда ни поедет,

Неводом закину – В саночки посадит,

Свежу рыбу выну, По городу прокатит.

Ещё перекину – Город не деревня,

Осетрину выну, Архангельска губерня.

  • Пересказ отрывка из статьи Л.С.Скепнер о «бесценном для писателя наследстве – «складном, красовитом слове».

  • Речь северян старшего поколения сверкала пословицами, поговорками, приметами, крылатыми фразами, в которых выражалась народная мудрость.

Народно-поэтическое творчество Севера всегда жило в дружбе с книжной культурой.

  1. Ребята, давайте обратимся к рассказу «Детство в Архангельске» Б.Шергина. Найдите в тексте тому доказательства («чайки вопят к непогоде», «Утром, не поспеет кошка умыться, к нам гости наехали», «впросак попадал», «Дружно, не грузно, а врозь – хоть брось!..»)

3

  1. О каких северных обычаях узнали из рассказа?

  • Продолжим знакомство со статьёй «Держатель чудесного сказа». Пересказ учеником отрывка из статьи Л.С.Скепнер о любви Б.Шергина к художеству — моделированию морских судов.

  • Послушайте, как о своём уважении к мастерству резчиков по дереву Б.Шергин пишет в рассказе «Евграф» (декламирует подготовленный ученик).

  • Ученики нашего класса продемонстрировали свою любовь к живописи и родному северному краю в изображении морских пейзажей (обращение к рисункам детей).

  • На доске записано ещё одно имя – М.Д.Кривополенова. Какую роль она сыграла в жизни Шергина, расскажет ... (один из учеников)

  • Трудной была жизнь Б.В.Шергина. Многие годы он жил в болезни и нужде. Но, несмотря на это, сумел сохранить светлый взгляд на мир. «И книги его – удивительно добрые, светлые», — заканчивает свою статью Л.С.Скепнер.

  1. Рефлексия.

  • А мы, заканчивая урок литературы, ответим на несколько вопросов:

  1. Решили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

  2. Что осталось непонятным вам?

  3. Понравилось ли сегодняшний урок литературы?

  4. Кому бы вы посоветовали прочитать этот рассказ? (всем, кто любит Архангельский край, кто интересуется прошлым своей малой Родины)

  5. Чему может научить этот рассказ детей и родителей? (взаимоуважению, ответственности…)

  • Рекомендую вам, ребята, отправиться в библиотеку, чтобы продолжить знакомство с произведениями Бориса Викторовича Шергина.

  • Д/з. Сочинение-миниатюра «Чему меня учит Шергин?»

4

Толковый словарь

к рассказу Бориса Шергина «Детство в Архангельске»

Бравый – мужественный и молодцеватый.

Векша – то же, что белка.

Верфь – место, где строят корабли.

Впросак попастьразг.- оказаться в неприятном, смешном положении по своей оплошности. Декламировать – читать выразительно.

Дратва – кручёная просмолённая или навощённая нитка для шитья обуви, кожевенных изделий.

Зыбка – подвесная колыбель, люлька.

Каюта – отдельное жилое помещение на судне.

Кринка – расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.

Наблюдник – полка, на которую ставят тарелки на ребро.

Навигация – 1) наука о вождении судов и летательных аппаратов.

2) Время, в течение которого возможно судоходство, а также само судоходство.

Норд-вест – северо-западный ветер.

Ордаздесь: зверёк из породы белок.

Отпрядыватьустар. – отскакивать.

Парусина – грубая, толстая льняная или полульняная ткань, шедшая на шитьё парусов.

Покров Пресвятой Богородицы – в православии: великий церковный праздник в память о видении Богородицы, стоящей на воздухе и простирающей покров (покрывало) над молящимися в храме (14 октября).

Пристань – место на берегу реки, водоёма, оборудованное для причала судов, лодок.

Сконфузиться – застесняться.

Скорополучно – скоро и благополучно.

Слобода – 2) устар.- посёлок около города, пригорода.

Соломбала – исторический район Архангельска, расположенный на Соломбальских островах в дельте Северной Двины.

Странник – 1) устар.- странствующий человек, бездомный или гонимый.

2) Человек, идущий пешком на богомолье богомолец.

Флюгер – 1) прибор для измерения направления и скорости ветра с вращающейся на вертикальном стержне пластинкой или с флажком; устройство для определения направления ветра.

Штопать – заделывать дырку в одежде, материале, не затягивая края в рубец.

Штурман – специалист по проведению по курсу судов, летательных аппаратов.

Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.

  • Главная мысль рассказа беда
  • Главная мысль рассказа два брата и золото
  • Главная мысль рассказа гуттаперчевый мальчик
  • Главная мысль рассказа беглец чехова
  • Главная мысль рассказа гулливер в стране лилипутов