Автор: Чехов Антон Павлович
Название: «Детвора»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: удивительный мир детства.
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристики:
- Гриша – мальчик девяти лет, азартный и серьёзный, считает себя самым умным, играет ради денег.
- Аня – девочка восьми лет, сестра Гриши, играет не ради денег, а ради победы, самолюбия.
- Алёша – маленький карапузик, любит наблюдать за игрой, за другими детьми.
- Соня – девочка шести лет, добрая и милая, всегда радуется чужим победам, хохочет и хлопает в ладоши.
- Андрей – кухаркин сын, болезненный мальчик, спокойный, в игре любит счёт, арифметику цифр.
О чем произведение:
Рассказ о том, как дети играли в лото на деньги, пока взрослые уехали на крестины. Они пытаются подражать родителям, их поведению, но детская игра несравнима с взрослой, дети искренние и добрые, быстро забывают обиды и проигрыши.
Сюжет — краткое содержание:
- Взрослые уехали на крестины, дети остались дома одни и стали играть в лото на копейки.
- Каждый игрок был со своим неповторимым характером, каждому нравилось играть по своей причине.
- Первой выиграла Соня, после тщательной проверки оказалось, что она выиграла честно. Потом выиграл Андрей, Алёша его подразнил, и они подрались, но вскоре все снова помирились.
- Старший брат Вася тоже захотел поиграть с малышами, но у него не нашлось копеек, Соня поделилась с ним.
- Гриша потерял свою копейку под столом. Пока все её искали, Соня уснула. Её решили отвести спальню, а уже через пять минут все дружно заснули на маминой кровати.
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнился эпизод, когда выиграл Андрей. Алёша закричал, что мальчик смошенничал, началась драка, Соня кричала и плакала, но через пять минут они все уже хохотали и мирно беседовали, как будто ничего и не было. Так быстро они забывали все обиды и ссоры.
План произведения для пересказа:
- Игра в лото.
- Соня победила.
- Победа Андрея, драка.
- Общее веселье.
- Потерянная копейка.
- Соня уснула.
- В маминой кровати.
Главная мысль:
Характер и привычки зарождаются в человеке с самого раннего детства. Игры и деньги для детей – это просто способ весело провести время, но с возрастом деньги и азарт могут полостью захватить человека.
Чему учит эта книга:
Рассказ учит нас тому, что в любой ситуации главное оставаться добрым и отзывчивым, не быть жадным. Деньги и победа не могут быть выше дружбы и взаимопомощи.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне понравился этот рассказ. Все дети такие разные и интересные. Мне не хотелось бы, чтобы они выросли азартными игроками на деньги, хочется, чтобы они всегда оставались такими простыми и искренними и ценили свою дружбу.
Новые слова и выражения:
Прусак – рыжий таракан.
Катерна – положение в игре лото, при котором из пяти клеток уже четыре заставлены кубиками.
Промен – то же, что и обмен.
Пословицы к произведению:
Не хвались серебром, хвались добром.
Яблоко от яблоньки не далеко падает.
Ненасытному всё мало.
Деньги всякого прельстят.
Другие читательские дневники здесь
Жанр: рассказ о детях
Главные герои рассказа «Детвора» и их характеристика
- Гриша. 9 лет. Жадный и подозрительный.
- Аня. 8 лет. Азартная, желающая побеждать.
- Соня. 6 лет. Добрая, ласковая, общительная.
- Алеша. Карапуз, бутуз, склочник.
- Андрей. Сын кухарки. Будущий математик.
- Вася. Ученик 4 класса. Ленивый.
План пересказа рассказа «Детвора»
- Одни дома
- Игра в лото
- Стимулы игроков
- Победа Сони
- Филипп Филиппович
- Победа Андрея
- Драка с Алешей
- Снова веселье
- Вася и его рубль
- Копейка под столом
- Уснувшая Соня
- Мамина кровать
Кратчайшее содержание рассказа «Детвора» для читательского дневника в 6 предложений
- Оставшись одни, дети сели играть в лото.
- У каждого были свои резоны играть.
- Они слегка плутовали, веселились, рассказывали разные истории.
- Вася, старший брат, тоже хотел сыграть, но у него был лишь рубль.
- Соня дала Васе копейку, а Гриша свою уронил под стол.
- Соня уснула, ее отвели в спальню и все дети улеглись на маминой кровати.
Главная мысль рассказа «Детвора»
Маленьким детям важен процесс игры, но чем старше становится человек, тем больше он попадает под власть денег.
Чему учит рассказ «Детвора»
Рассказ учит не жадничать, не лениться, а уметь играть и веселиться. Учит быть отзывчивыми и добрыми, уметь делиться тем, что имеешь с теми, кто в этом нуждаются. Учит стремлению к победе. Учит дружбе.
Отзыв на рассказ «Детвора»
Мне понравился этот забавный рассказ. Было очень интересно читать о том, как играют дети в лото. Больше всего мне понравилась Соня, она была самой доброй и бескорыстной. И поэтому выигрывала. Ведь чаще всего в лотереях побеждают те, кому этот выигрыш и не к чему.
Пословицы к рассказу «Детвора»
Денежная игра не доведет до добра.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
Не во всякой игре тузы выигрывают.
Жадность покою лютый враг.
Деньга лежит, а шкура дрожит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Детвора»
Родители отправились на крестины, и их многочисленные дети остались одни. Старший сын Вася, ученик 4 класса, скучал на диване в гостиной, а младшие сели играть в лото в столовой.
В лото играли:
Девятилетний стриженый Гриша, которому нужны были сами деньги, а ставка на кон была копейка.
Восьмилетняя Аня, которая играла ради азарта и желания победить.
Шестилетняя Соня, которая играла ради самого процесса и пятилетний Алеша, которого привлекала возможность скандала. Играл еще и сын кухарки Андрей, но того больше привлекали цифры.
Дети играли как и все дети. Кто-то не замечал нужной цифры, кто-то пытался обмануть. Но вот парию выиграла Соня и Гриша очевидно расстроился. Он попытался уличить сестру в мошенничестве, но та играла честно.
Попутно дети обсудили нехорошего человека Филиппа Филипповича, который умел закатывать глаза, а Андрей показал, как шевелить ушами.
У Андрея кончились копейки и добрая Соня с удовольствием дала ему копейку в долг.
Дети услышали далекий звон и кто-то сказал, что это звонят в церкви, чтобы отпугнуть разбойников.
На этот раз выигрывает Андрей и дерется с Алешей, который обвинил его в мошенничестве.
Привлеченный общим шумом и весельем в столовую входит Вася. Ему тоже хочется сыграть, но у него нет копейки, а есть серебряный рубль.
Вася просит скаредного Гришу разменять рубль, но тот боится обмана и отказывает Васе. Добрая Соня и на этот раз выручает мальчика, дав ему копейку в долг.
Тут Гриша обнаруживает пропажу копейки. Он лезет под стол и долго ищет копейку. Остальные ему помогают. Когда копеечка находится, выясняется, что Соня успела уснуть.
Соню всей толпой уводят на маменькину постель, и вскоре на этой постели спят вповалку все дети.
Главные герои рассказа «Детвора» — ребята, оставшиеся вечером без присмотра родителей, которые уехали в гости. Дети сидят за столом и, несмотря на поздний вечер, играют в лото на деньги. У каждого из них есть свой интерес в игре.
Гриша, ученик приготовительного класса, играет исключительно ради тех копеечек, что лежат на столе. Его сестра Аня деньгами интересуется мало. Для нее главное – выиграть. Другая его сестра, Соня, участвует в игре ради самой игры. Процесс выкрикивания чисел и раскладывания стеклышек на карты ее очень увлекает. Самый младший, Алеша, рад уже тому, что сидит вместе со всеми детьми за столом и его никто не прогоняет. В игре еще участвует сын кухарки, Андрей, которого привлекают сами числа, вокруг которых вертится игра.
Веселья игре добавляют смешные прозвища для некоторых чисел. Так, семерка – это кочерга, а одиннадцать – палочки. Число семьдесят семь дети уважительно называют Семен Семеныч.
В какой-то момент в гостиную входит Вася, ученик 5 класса. Он тоже хочет играть в лото, но у него только рубль, а ставка – одна копейка. Детвора отказывается принимать его рубль вместо копейки. Положение спасает Соня, которая ставит копейку за Васю.
Внезапно Гриша заявляет, что уронил копейку, и дети лезут под стол. Пока они занимаются поисками, Соня засыпает прямо за столом. Дети ведут ее в родительскую спальню, но сами тоже засыпают в процессе укладывания Сони. Выигранные в лото копеечки валяются на полу возле кровати. Сейчас они не имеют для ребят никакой ценности. Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Детвора» состоит в том, что дети видят мир по-своему, совсем не так, как взрослые. Для них важно то, чему не придают значения взрослые и наоборот, они безразличны к тем ценностям, которые признают взрослые. Когда Вася пытается поставить в игре рубль вместо копейки, никто из детей не соглашается на такую замену, хотя рубль гораздо дороже копейки. Для играющих важно, чтобы на тарелочку легла именно копеечка. И Соня, ничуть не жалея своих копеек, делает ставку за Васю. Рассказ учит с пониманием относиться к детским причудам и играм. Ведь именно через игру дети познают окружающий мир.
В рассказе мне понравилась девочка Соня, которая с увлечением играла в лото не ради выигрыша, а ради самого процесса игры. Она, нисколько не жалея, поставила свою копейку сначала за сына кухарки Андрея, а потом за гимназиста Васю. И она же первой крепко уснула, пока ребята искали под столом упавшую монетку. Следую примеру Сони, дети дружно уснули в маминой кровати, так и не дождавшись приезда родителей.
Какие пословицы подходят к рассказу «Детвора»?
Изба детьми весела.
Малые детишки, что чистые звездочки: и светят и радуют в темную ноченьку.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Чехов «Детвора»: главные герои и главная мысль, что писать?
Как зовут главных героев чехов «Детвора»?
чехов «Детвора» главная мысль?
4 ответа:
4
0
Добрый день. Из рассказа «Детвора» можно выделить следующих главных героев:
1) Гриша — самый старший из детей, он играет в лото ради денег;
2) Аня — сестра Гриши, думает только о самолюбии, контролирует всех во время игры.
3) Соня — девочка играет в лото ради удовольствия;
4) Андрей — любит считать, чем и занимается во время игры в лото;
5) Алеша — боится отойти и на секунду от игры, чтобы не пропустить какой-нибудь скандал.
Главная мысль рассказа «Детвора»: маленькие дети непросто играют в лото, а на самом деле для них это игра во взрослую жизнь, где проявляется характер каждого ребенка.
Краткое содержание рассказа «Детвора» читайте здесь.
1
0
События рассказа «Детвора» разворачиваются в большом и богатом доме в отсутствие родителей. Дети, а их в рассказе немало, играют в лото на деньги. Детьми игра воспринимается по разному — кто-то играет ради выигрыша, кто-то ради процесса, а кто-то просто за компанию. В итоге все счастливы и довольны, даже после небольшой ссоры.
Главная мысль рассказа «Детвора» в том, что в игре дети лучше узнают друг друга, учатся строит взаимоотношения,учатся взаимовыручки и даже учатся обману, то есть привыкают к взрослой жизни.
Главные герои рассказа «Детвора»
Гриша, Аня, Алеша, Соня — дети богатых родителей
Андрей — сын кухарки
Вася — ученик пятого класса, который также поддается азарту игры.
1
0
В рассказе «Детвора» автор описывает, как однажды ребята остались без присмотра взрослых, потому что родители и тятя Надя поехали на крестины к знакомому офицеру. Уже поздний вечер, но дети ждут родителей, ведь они хотят услышать от них подробности о крестинах.
Ребята играют в лото, причем на деньги, а ставка маленькая — всего-то одна копейка. Главные герои рассказа играют увлеченно, и только мальчик Вася скучает, лежа на диване.
Грише уже девять лет и он играет ради выигрыша, в то время как маленький Алеша принимает участие в игре ради игры, и он очень рад, что его никто не укладывает спать. Ане восемь лет, и она пристально следит за выигравшими детьми и немножко им завидует. Сонечка, которой шесть лет, играет с удовольствием, ей нравится сам процесс. А Андрей, сын кухарки, не столько занят игрой, сколько рассматривает цифры и их комбинации.
Вскоре к детям присоединяется гимназист Вася, он готов поставить рубль, но дети требуют соблюдать правила и поставить копейку. Поскольку копейки у него не было, то Соня поставила копеечку за него. В игре происходят разные ситуации, дети и смеются, и дерутся, и даже пытаются мошенничать, что категорически запрещено правилами.
Главная мысль рассказа состоит в том, что дети пока еще видят мир по-детски, они еще не научились лгать и обманывать по-взрослому. Они живут в своем светлом и чистом мире и убеждены, что все у них в будущем будет хорошо.
1
0
В чеховском рассказе «Детвора» мы наблюдем за действиями детей во время игры в лото. Все они разных возрастов и разных характеров, а также социального положения, но ведут себя почти как взрослые.
Главная мысль произведения: дети, хотя они могут казаться взрослыми, по сути остаются всегда детьми. Последняя сцена это доказывает: все они засыпают на родительской кровати. Автор показывает нам, какой разной может быть детвора.
Чехов «Детвора» главные герои и их краткая характеристика:
Гриша — мальчик 9 лет, он самый старший из игроков, играет в лото только из-за денег, хотя ставка у них — всего копейка.
Аня — девочка 8 лет. Для нее выигрыш лишь победа для ее самолюбия.
Соня — девочка шести лет. Любит просто играть, радуется за всех, кто выигрывает.
Алеша — самый младший. В игре ему нравятся какие-нибудь ссоры, драки, недоразумения.
Гриша, Аня, Соня и младший Алеша — братья и сестры богатых родителей.
С ними играет кухаркин сын. Ему не важны деньги, а сама игра, он удивляется цифрам, а выигрыши и проигрыши ему неинтересны.
Шестой мальчик, не участвующий в игре с самого начала, ученик 5 класса, Василий.
Читайте также
Лев Николаевич Толстой Написал трилогию, которая носит название «Детство. Отрочество. Юность».
«Детство» — это повесть, в которой автор пишет о себе, о своем детстве. Впервые повесть «Детство» была опубликована в 1852-м году.
В произведении показываются переживания мальчика, связанные с его первой влюбленностью, обидами, чувством несправедливости.
Главными персонажами повести являются:
- главный герой, которого зовут Николенька Иртеньев,
- Любочка, сестра Николеньки,
- Володя, брат Николеньки,
- папан и маман,
- бабушка,
- Мими, гувернантка, которая работала в семье Иртеньевых,
- Карл Иванович, учитель Николеньки,
- Наталья Савишна, экономка в доме Иртеньевых,
- Гриша, странник и юродивый.
Сказка итальянского писателя и поэта Джанни Родари «Чиполлино» имеет множество ярких персонажей. В первую очередь это Чиполлино, который борется за справедливость против жадных и злых правителей страны. Вместе с ним — девочка Редиска, а также другие бедные овощи.
Среди отрицательных персонажей — графини и граф Вишенки, принц Лимон, сеньор Помидор, барон Апельсин. Они нещадно эксплуатируют простых людей, заставляя платить их большие налоги. При этом сами они не работают, а используя придуманные ими законы, принуждают рабочий народ подчиняться им.
И хотя действие происходит в сказочной стране, всем понятно, что данная сказка — это описание коммунистической революции!
Главная мысль произведения — только объединившись между собой, бедные люди способны победить малочисленную элиту, которая использует результаты их труда. Пролетарии всех стран объединяйтесь! Массы движут историю цивилизации! По одиночке же победы не достичь.
Сказка учит не бояться диктаторов и тиранов, а смело восставать против них.
Главная мысль сказки Саши Черного «Серебряная елка» заключается в том, что даже звери в лесу празднуют Рождество, потому что Рождество — это праздник для всех и для людей и для зверья. никто не может остаться равнодушным в такой день.
Главные герои сказки:
- Ворона — массовик-затейник, которая и предложила устроит в лесу Рождественскую Елочку.
- Белка — придумала многие детали праздника и поделилась орехами для украшения ели
- Миша-Медведь, которого разбудили ради такого праздника
- Лесник — который недолго думая собрал украшения собранные зверями и унес своим детям.
Также в сказке участвуют многие лесные звери и птицы — сорока, лиса, волк, заяц, еж, воробьи, сова.
В совсем небольшом, и читающимся на одном дыхании романе Александра Романовича Беляева » Человек-амфибия » я бы выделил следующих главных героев :
- Ихтиандр — ( др.-греч. ἰχθύς «рыба» + ἀνήρ «мужчина, человек» ). Весьма романтичный и наивный юноша, который вследствие особенностей его физиологии ( одновременного функционирования лёгкого и жабр ) и воспитания знает очень много о характере океана и его обитателях, но не обладает навыками выживания в человеческом обществе ;
- Гуттиэре — любимая Ихтианда. Женственная, мечтательная, простая, работящая, смелая, честная ;
- Педро Зурита — охотник за жемчугом. Беспринципный человечишка, какой всегда готов пойти на любую подлость, чтобы увеличить своё состояние ;
- Профессор Сальватор — учёный-доктор, сумевший спасти сотни индейских жизней, по словам автора, «гениальный-безумец»<wbr />.
Основную мысль, увы утопическую, состоящую из двух неразрывно связанных между собой частей своего уникального произведения, написанного в СССР во время великих перемен, А. Р. Беляев постепенно раскрывает в развязке — в течение долгого выступления в суде профессора Сальватора.
Писатель искренне надеется и верит на построение коммунистического общества, в котором человек не просто покорит океанские просторы, а станет полноценной частичкой природы, как в воздушной, так и водной среде, а для этого коренным образом необходимо измениться всем людям, причём не только анатомически, но и модифицировать и наш образ мысли — видеть в каждом живом существе своего собрата.
В своей фантастической повести под названием «Заповедник сказок» писатель Кир Булычёв в очень доступной форме рассказал детишкам о сказочном мире, где есть как добрые герои, так и злые.
Главной мыслью этой замечательной повести является иллюстрация лучших человеческих качеств-дружбы и преданности этой дружбе. Повесть учит ребятишек быть неравнодушными к чужой беде, быть отзывчивыми на эту беду.
Главными героями фантастической повести являются восьмилетняя девочка из будущего Алиса, её папа профессор Селезнёв, злобный колдун Кусандра, помощники Кусандры Волк и Кот в сапогах, больной Змей Гордыныч.
После всех передряг в схватке с Кусандрой побеждает Алиса вместе со своими друзьями. То-есть, Добро побеждает Зло.
Рождественский рассказ «Детвора» был написан А. П. Чеховым в самом начале 1886 года. Материалом для него стали наблюдения писателя над детьми полковника Б. Маевского, командира артиллерийской батареи в Воскресенске. Чехов во время своего пребывания в Воскресенске (1883-1884 гг.) подружился с этой семьей, в которой росли дети Аня, Соня и Алеша.
В январе 1886 года рассказ «Детвора» с подзаголовком «Сценка» был впервые напечатан в «Петербургской газете» за подписью А. Чехонте. Рассказ был с одобрением встречен современниками — как критиками, так и читателями; при жизни писателя он был опубликован 19 раз. Название рассказа Чехов вынес на обложку вышедшего в 1899 году сборника произведений о детях.
Композиция рассказа
«Детвора» представляет по жанру наблюдение-зарисовку за детьми, которые остались поздним вечером дома одни и в отсутствие взрослых не ложатся спать, а играют в лото.
Рассказ с незамысловатым сюжетом приглашает читателя окунуться в мир счастливого и беззаботного детства.
Экспозиция выражена в произведении словами автора, что дети дома ждут родителей с крестин. Событие – сцена игры в лото. Дети играют очень азартно, на деньги. Малыши обмениваются репликами, совершают различные поступки (дерутся, ищут завалившуюся копейку). В этой части рассказа авторский текст скуп. Неожиданный финал произведения – засыпание детей на маминой кровати – создает комический эффект.
Система образов
В «Детворе» Чехов создает целую галерею детских портретов. Писатель не только умело, точными штрихами рисует внешность героев, но и показывает, что у каждого из детей уже есть или начинают проявляться индивидуальные особенности характера, ведь каждый ребенок – это личность.
Девятилетний Гриша завистлив и корыстолюбив, играя в лото исключительно из-за денег. Для восьмилетней Ани «счастье в игре…вопрос самолюбия», поэтому она ревностно следит, чтобы никто не выиграл. Шестилетняя добрая и жизнерадостная Соня «играет в лото ради процесса игры», одинаково радуясь за каждого выигравшего. «Пухлый шаровидный карапузик» Алеша в силу возраста не имеет «ни корыстолюбия, ни самолюбия». Мечтатель по натуре, кухаркин сын Андрей безучастен к выигрышу, его жгучий интерес вызывают цифры: «сколько на этом свете цифр и как они не перепутываются!».
Контраст беззаботной детворе являет образ пятиклассника Васи — «маленького старичка», рассуждающего как взрослый: «Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!».
Особенности рассказа
В «Детворе» особенно отчетливо проявляется такая характерная особенность чеховского способа изображения, как сжатость. Буквально несколькими штрихами он рисует портреты детей от мала до велика. Язык рассказа очень колоритен, изобилует меткими и яркими словами – «дети играли так вкусно…».
Ребенок видит и воспринимает окружающий его мир не так, как взрослые. В «Детворе» Чехов видит мир глазами ребенка, и в этом мире опыт взрослого бесполезен. Здесь копейка стоит дороже рубля, а ценность денег условна – «Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры». Читатель приглашается исследовать и открывать мир вместе с ребенком, увидеть в обычном необычное и новое. С помощью точных художественных деталей писатель ярко и выразительно описывает детский мир: здесь и стеклышки, и белеющее блюдечко с пятикопеечными монетами, и недоеденное яблоко, и ножницы. Ребенок видит и интересуется тем, что находится здесь и сейчас – Чехов в рассказе учитывает эту особенность детского мировосприятия, описывая лишь обеденный стол, за которым играют дети.
В речевых характеристиках героев писатель использует «детские» номинации, передавая фразеологическую точку зрения ребенка – «…тот старенький офицер, который ездит на маленькой серой лошади». Добрую улыбку вызывают бойкие и азартные выкрики детей, называющих цифры: «Двадцать восемь – сено косим!».
О глубоком понимании Чеховым детской психологии свидетельствует и пожелание спокойной ночи в завершении рассказа: Чехов заодно с детьми, он вошел в их мир.
Рассказ «Детвора» Чехова принадлежит к серии произведений для детей. Несмотря на то что Антон Павлович – один из самых популярных писателей в мире, входит в тройку наиболее известных драматургов, данный раздел его творчества является наименее изученным.
Чехов о детской литературе
Рассказ Чехова «Детвора», как и многие другие его произведения, посвященные жизни и проблемам подрастающего поколения, написан в восьмидесятые годы XIX века. В то время Антон Павлович делал свои первые шаги на литературном поприще.
Рассматриваемое произведение написано в жанре рождественского рассказа.
Оно было издано под псевдонимом Антоша Чехонте.
Сам автор не любил, когда его миниатюры, в которых в качестве главных героев выступают совсем юные персонажи, называли детскими. Чехов говорил, что не признает так называемой «детской литературы». По его мнению, для юных читателей нужно не создавать особые произведения, а выбирать для них материал из взрослой библиотеки, который может быть интересен и полезен в раннем возрасте.
Поэтому рассказ А. П. Чехова «Детвора» со времени своего создания и до сегодняшних дней вызывает огромный интерес у читателей всех поколений. То же самое можно сказать и про другие творения классика, в которых он описывает часто непонятный для взрослых мир детских чувств и переживаний.
Чехов, «Детвора». Краткое содержание
Действие рассказа разворачивается вечером, в доме, где за столом собирались дети для того, чтобы скоротать время за игрой в лото.
Автор говорит о том, что взрослые уехали на крестины, и дети с нетерпением ждут их возвращения, чтобы поскорее узнать все подробности этого торжественного события. Но, вместе с тем, ребята чрезвычайно увлечены своим настоящим занятием. Они играют на деньги.
Перед читателем, как в картинной галерее, поочередно предстают портреты героев рассказа Антона Павловича Чехова «Детвора».
Разнообразие характеров
Самый старший из них – мальчик Гриша. Он посещает подготовительный класс школы и поэтому пользуется большим уважением у своих товарищей. Среди признаков, отличающих внешность этого персонажа, писатель выделяет большие карие глаза и коротко стриженые волосы. Это самый азартный игрок в компании. Смысл всего, что он делает в настоящий момент, заключается только в возможности заработать этим занятием деньги.
Мимика Гриши и все его движения выдают сильное эмоциональное возбуждение данного персонажа.
Он постоянно крутится из стороны в сторону, а его глаза бегают по картам противников.
Когда ему удается выиграть, он немедленно собирает мелочь и складывает ее себе в карманы.
Его младшая сестра, Аня, не проявляет к финансовому вопросу такого огромного интереса, как ее брат. Но выигрыш для этой героини тоже имеет большое значение. Аня стремится одержать победу ради принципа. У нее острый подбородок и блестящие глаза.
Самолюбие
Эмоции, вызываемые у нее игрой, в буквальном смысле отражаются на лице девочки. Она периодически то краснеет, а то бледнеет.
Ее подружка, Сонечка, не стремится к выигрышу. Ей важен сам процесс игры. Она в одинаковой мере радуется за всех победителей, бурно проявляет свои эмоции, хлопая в ладоши и смеясь.
«Флегма»
Второй мальчик, Алеша, совсем еще маленький. Он знаком только с круглыми числами и цифрой «один». Поэтому его товарищи делают за него ставки. Да и сама игра мало привлекает этого пухленького карапуза. Зато он живо интересуется всем, что происходит во время нее. Особенно охотно Алеша наблюдает за разнообразными спорами и драками, если те случаются между детьми в процессе общения. Однако внешне он всегда остается невозмутимо спокойным и равнодушным к происходящему.
Увлекательный мир чисел
Пятым участником партии в лото является ребенок женщины, которая работает в этом доме кухаркой, Андрей. Он увлечен данной игрой не из-за денег и возможности потешить свое самолюбие. Его больше привлекает математическая составляющая этого занятия.
В процессе игры он часто задумывается о том, сколько на Земле существует цифр и чисел. Во время игры Аня замечает, что Гриша пропустил одну из выкрикиваемых цифр. Тем не менее, девочка не сказала ему об этом, боясь, что в этом случае может выиграть он, а не она.
Соня замечает, что по столу, на котором разложены карточки, пробежал таракан. Она громко сообщила это всем остальным участникам игры.
Алеша запретил убивать насекомое, сказав, что у него могут быть дети.
Ход игры
Соня представила себе маленьких представителей тараканьего семейства. Этой девочке досталась первая победа в тот вечер. Гриша на правах самого старшего проверил ее карточки. Но, к величайшему его сожалению, расположение фишек на них оказалось верным.
Во время следующей партии дети обсуждают курьезные случаи: Филипп Филиппович недавно так завернул веки, что его глаза стали казаться красными. А еще один из знакомых мальчиков умеет шевелить ушами.
На этот раз удача оказывается на стороне Гриши. Он выигрывает партию и просит тех, кто сомневается в его честности, проверить карточки.
Сын кухарки печально признался в том, что у него больше нет монет. Дети сказали, что без денег продолжать игру нельзя. Андрей с надеждой еще раз проверил свои карманы. Но там, к сожалению, ничего не оказалось.
Его взгляд был настолько печальным, что Соня сжалилась над ним и дала ему монетку в долг.
Аня сказала, что ей послышался звук колокола. Андрей ответил, что ночью звонят только в часовнях, которые находятся на кладбищах. Этим звоном, по его словам, обычно отпугивают разбойников, которые хотят войти в церковь и убить сторожей. Все настороженно смотрят в темноту за окном. Но игра скоро возобновляется.
На этот раз счастье улыбнулось Андрею. Алеша сомневается в честности своего товарища, он во всеуслышание обвиняет его в мошенничестве. Два мальчика некоторое время ругаются, а затем происходит драка. Первым наносит удар Андрей, он бьет Алешу по голове, тот отвечает ему ударом по щеке. Потом они обмениваются пощечинами и начинают плакать. Но этот конфликт, как и многие детские ссоры, в скором времени прекращается, а потом и вовсе забывается. В глубине души Алеша даже рад случившемуся: произошло нечто интересное.
После этого в комнату заходит пятиклассник. Он всеми силами изображает из себя взрослого. Даже про себя Вася обвиняет взрослых в том, что они позволяют детям играть в азартные игры. Однако через некоторое время он, не справившись с собой, присоединяется к ребятам. Мелких монет у него нет. Он хотел было поставить рубль вместо одной копейки, но дети не согласились.
Никто из ребят не был еще раз достаточно грамотен, чтобы понять, что старший предлагает им монету гораздо большего номинала. Вася идет на кухню, чтобы взять мелочи у прислуги. Но и там не оказывается копеек. Соня соглашается сделать ставку за него. Игра начинается. Вдруг Гриша уронил под стол монетку. Все бросаются искать ее. Наконец копейка найдена. Дети заметили, что Соня уже спит. Они отвели ее в спальню и вернулись, чтобы продолжить игру.
Однако скоро все они тоже оказались лежащими в кровати.
Дети и взрослые
В рассказе Антона Чехова «Детвора», как и во многих других его произведениях, мир детей противопоставляется жизни взрослых.
Это можно проследить даже на лексическом уровне. Чаще всего лица, достигшие зрелого возраста, не называются по именам (мама, папа, тетя и так далее). То же самое можно сказать об офицере, к которому в гости ушли все взрослые члены семьи. Про него читатель узнает лишь то, что он ездит на лошади. Из этого можно сделать вывод, что писатель, хоть и не является ребенком, но описывает окружающую действительность, глядя на нее глазами детей.
В этом мире деньги ценятся только потому, что они дают возможность продолжать участие в игре. Реальная же их стоимость большинству ребят не известна. Они не хотят принимать от своего старшего товарища в качестве ставки монету достоинством в 1 рубль вместо копейки. Когда в произведении Чехова «Детвора» все герои стали ложиться спать, то монеты и вовсе остаются забытыми. Они беспорядочно разбросаны возле принадлежностей для игры в лото.
О человеческих грехах
Делая анализ «Детворы» Чехова, стоит отметить тот факт, что автор не только умиляется, глядя на забавы своих юных героев.
Он признает, что каждый человек по своей природе грешен. И дети не являются исключением из этого правила. Каждому из действующих лиц данного произведения присущ какой-либо ярко выраженный порок. Для первого мальчика, которого зовут Гриша, таким свойством его души является непреодолимая жажда наживы. Аня, стойкая к этому греху, тем не менее, тоже обладает негативной чертой, проявляющейся во время партии в лото, – она любит выигрывать и чувство гордости, возникающее при этом. В «Детворе» Чехов явно говорит об этих качествах, как о пагубных свойствах души, – грехах. Он даже использует термины, которые часто можно встретить в православной литературе, – корыстолюбие и самолюбие.
Еще одним ярким примером возможности появления у совсем маленького человека склонности к греху является мальчик Алеша. Он еще даже не умеет считать, толком не знаком с цифрами, но уже страстно ждет момента, когда его товарищи поссорятся друг с другом. При этом внешне он всегда остается спокойным и равнодушным ко всему происходящему, «флегмой», как его называет Антон Павлович Чехов.
Опытный психолог
Это слово, употребленное классиком, подтверждает мнение многих критиков, о том, что Чехов в своих произведениях проявляет себя как опытный психолог и знаток человеческих душ. Использование таких терминов говорит о том, что он не только изучал характеры людей, опираясь на свой жизненный опыт, но и был знаком с литературой по психологии.
Антон Павлович показывает особенности характера каждого персонажа, исходя из отношения того к игре – ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте, – еще одно подтверждение глубоких познаний его в данной области.
Забота о подрастающем поколении
Однако в «Детворе» Чехов не только указывает на негативные свойства характера своих героев, он видит в них и положительные черты – тот «образ Божий», по которому созданы все люди. Одна из его героинь помогает мальчику, проигравшему все монеты, – она делает ставку за него. А сын кухарки в «Детворе» Чехова описан как очень любознательный ребенок. Писатель, раскрывая тайны детского мировоззрения, вместе с тем наблюдает за игрой ребят с позиции заботливого отца. Не случайно в конце произведения, когда дети уснули, он желает им и всем читателям спокойной ночи.
Заключение
В данной статье было приведено краткое содержание «Детворы» Чехова. Также в нескольких главах был представлен анализ этого произведения.