Главная мысль рассказа друзья чарушина

Чарушин Е. «Друзья»

Жанр: рассказ о животных

Смотри также похожий рассказ:
Чаплин В. «Дружба»

Главные герои рассказа «Друзья» и их характеристика

  1. Лесник. Добрый охотник, любитель зверей.
  2. Васька. Лисенок. Независимый, дикий.
  3. Огарок. Собака. Добрый друг, надежный товарищ.

План пересказа рассказа «Друзья»

  1. Маленький лисенок
  2. Маленький щенок
  3. Игры детей
  4. Лис на цепи
  5. Побег
  6. По следу
  7. Старые приятели
  8. Лисы — друзья.

Кратчайшее содержание рассказа «Друзья» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Принес лесник из леса маленького лисенка.
  2. Подружились лисенок и щенок, и вместе играли.
  3. Посадил лесник лисенка на цепь, чтобы убить зимой.
  4. Сбежал лисенок в лес, а лесник пса по следу отправил.
  5. Собака и лесенок стали играть, и лесник не смог убить лисенка.
  6. Весной лисенок ушел в лес, а собака никогда на лис не охотилась.

Главная мысль рассказа «Друзья»
Друзей не забывают и не предают.

Чему учит рассказ «Друзья»
Рассказ учит любить природу и животных. Учит не обижать диких животных, особенно детенышей. Учит верности и дружбе. Учит проявлять жалость и не стыдиться ее. Учит помогать другу.

Отзыв на рассказ «Друзья»
Мне понравился этот рассказ, в котором собака оказалась добрым другом для лисы. Они росли вместе и поэтому стыли друг другу не чужими. И лесник тоже показал себя с хорошей стороны, он не смог убить лиса, который столько времени у него жил.

Пословицы к рассказу «Друзья»
С кем поведешься. от того и наберешься.
Старый друг лучше новых двух.
Не тот отец, кто родил, а тот кто воспитал.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Друзья»
Подобрал раз лесник лисенка в лесу и принес домой. А там жил у него щенок Огарок, такой же маленький, как лисенок. Назвали лисенка Васькой. И два зверенка подружились, стали постоянно вместе играть и баловаться.
Так прошло все лето. Лисенок вырос и лесник посадил его на цепь, решив что продержит лисенка до середины зимы, а потом убьет на шкуру.
А сам стал приучать Огарка к охоте на разного зверя.
Пришла зима, жаль было леснику убивать лисенка, к которому он очень привязался. И вот однажды, увидел лесник, что ошейник сломан и лесенок убежал. Обрадовался лесник тому, что может теперь лисенка диким считать и убить с чистой совестью. Кликнул Огарка и пошел на охоту.
Показал собаке следы лисьи, побежал Огарок по следам. А лесник еле за ним успевает. Вот убежал Огарок вперед, залаял. Снял лесник ружье, приготовился стрелять.
Вдруг из леса выбегают Огарок и Васька, да как давай играться. Радуются, улыбаются. Не смог лесник в Ваську выстрелить, позвал домой. И прожил Васька у лесника всю зиму, не на цепи, а просто так. А потом стал за мышами в лес ходить, да так и остался в лесу насовсем.
А Огарок с тех пор никогда на лис не охотился.

Отзыв о рассказе Чарушина «Друзья»Главные герои рассказа Евгения Чарушина «Друзья» — лесник и его воспитанники: щенок и лисенок. Однажды лесник раскопал лисью нору и в ней нашел лисенка. А у него дома подрастал щенок, которому был всего один месяц от роду. Лесник принес лисенка в дом, и стал его растить вместе со щенком. Щенка звали Огарком, а лисенка лесник назвал Васькой. Огарок и Васька бегали по дому и весело играли.

Когда лисенок подрос, лесник стал держать его на привязи, чтобы тот не убежал в лес. А с Огарком, который из щенка превратился в гончего пса, лесник стал ходить на охоту. Но однажды он вернулся домой и увидел, что лисенок освободился от привязи и убежал в лес.

Тогда лесник решил, что раз его воспитанник выбрал судьбу дикого зверя, он может его выследить и застрелить, как любую другую дичь. Лесник взял с собой Огарка и отправился на охоту. Пес быстро взял след и умчался вперед. Спустя какое-то время он нашел лисенка, лесник узнал об этом по лаю пса. Лесник приготовился стрелять, но когда пес и лисенок выбежали к нему навстречу, он увидел, что они бегут рядом и играют.

А потом лисенок Васька подбежал к леснику и запрыгнул к нему на плечи, а пес поднялся на задние лапы и стал ловить хвост лисенка. Лесник передумал стрелять и вернулся домой. С той поры лисенок Васька стал жить в доме лесника свободно, без привязи. Временами он убегал в лес, но потом возвращался домой. Но пришел тот день, когда лисенок не вернулся из леса, он остался там жить.

А пес Огарок перестал охотиться на лис, потому что для него они теперь все стали друзьями.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Чарушина «Друзья» заключается в том, что дружба совершает чудеса. Щенок и лисенок выросли вместе и стали друзьями. Поэтому в дальнейшем, умеющий промышлять пес, не смог охотиться на лис, которых считал своими друзьями.

Рассказ Чарушина «Друзья» учит продумывать последствия своих поступков. Лесник, беря в дом лисенка, не подумал о том, что тот будет расти вместе с будущим охотничьим псом. А пес, привыкший к присутствию в доме лисы, впоследствии отказался охотиться на других лис.

В рассказе мне понравились щенок и лисенок, которые сумели стать настоящими друзьями, не смотря на то, что принадлежали к совершенно разным мирам – щенок был домашним животным, а лисенок – лесным зверем.

Какие пословицы подходят к рассказу Чарушина «Друзья»?

Живут душа в душу.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Сколь волка ни корми, он все в лес смотрит.

Тема: Внеклассное чтение по теме «О братьях наших меньших»: Чарушин «Друзья»

Цель: познакомить учащихся с рассказом Чарушина; продолжить работу над развитием навыка беглого осознанного чтения; развивать память, внимание, творческие способности детей, коммуникативную компетентность, умение работать в парах, группах; воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру

Оборудование: вырезанные буквы – название темы урока; надписи и объяснение слов «просека» и «гончая» с изображениями; изображения лисёнка, щенка и охотника; высказывание А. Экзюпери; текст на каждого ученика; тест-контроль на каждого ученика; аудиозапись рассказа; ключ для проверки тест контроля; по 4 конверта с заданиями для каждой из 3-х групп; инструкция выполнения работы (для каждой группы).

Ход урока:

І. Организационный момент.

— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь.

ІІ. Дыхательные упражнения

  • Мысленно положите на ладонь своё хорошее настроение, свою улыбку и лёгким дуновением передайте их своему соседу по парте.

  • А на другую ладонь положите мысленно все ваши страхи, сомнения, неуверенность и сдуйте их с ладони, чтобы они улетели подальше и не мешали вам на сегодняшнем уроке.

ІІІ. Речевая разминка

  • А начнём мы урок с речевой разминки. Прочитайте скороговорку про себя, чётко проговаривая звук, который обозначает подчёркнутая буква. ( Лисята в гости шли к лисе). А теперь шёпотом, прочитайте вслух, с ускорением.(прохлопывая ритм)

  • Прочитайте с вопросительной интонацией, с радостью. Какой звук здесь часто повторяется? Дайте ему характеристику.

ІV. Сообщение темы и задач урока

— К какой группе животных относится лиса? (дикие животные)

— А может ли лиса стать домашним животным? Почему?

— Может ли лиса подружиться с кем-то из домашних животных? Как вы думаете, с кем?

Об этом мы с вами узнаем из рассказа Е.Чарушина «Друзья»

V. Знакомство с содержанием рассказа

1. Словарная работа.

— При чтении нам могут встретиться незнакомые и непонятные слова. Посмотрите, что они обозначают.

ПРОСЕКА – дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.

ГОНЧАЯ – порода охотничьих собак

2. Знакомство с содержанием рассказа.

1). Аудиозапись

2) Беседа по первичному восприятию

— Понравился ли вам рассказ?

— Что именно понравилось в рассказе?

— Какова тема рассказа?

— Кто же является друзьями в рассказе? Можно ли охотника назвать тоже другом зверей? Почему?

— Был ли такой момент, что вы переживали, слушая рассказ? Когда именно?

3). Чтение «Цепочкой»

3. Работа над пониманием прочитанного

— Как появился лисенок в доме лесника?

— Кто уже жил в доме лесника?

— Как звали щенка? Лисенка?

— Почему они получили такие клички? Зачитайте.

— Почему лесник не застрелил лису, когда она выросла?

— Почему лесник не застрелил лису, когда она убежала в лес?

— Для чего лиса стала уходить в лес весной?

— Почему Огарок с тех пор не гонит лисиц?

— Щенок стал заправским гончаком – как вы это понимаете? ( вырос и стал настоящей охотничьей собакой)

— Зачитайте, как играли лисенок и щенок.

— Какими словами вы можете охарактеризовать охотника?

— Какова же основная мысль рассказа?

4. Физминутка.

— Пришло время и нам немного поиграть

Физминутка «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Лапки, ножки и бока.

Вот какая красота!

(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

5. Проверка понимания прочитанного

— А сейчас тест-контроль. Возьмите листочки с заданиями, которые лежат у вас на краю парты и ответьте на вопросы. (задания по вариантам)

— Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте ответы своего товарища и оцените его работу. (Взаимопроверка в парах)

— Поднимите руку, кто получил отметку 5? 4? 3? Положите свои проверенные листочки на край парты. Эти отметки я вам поставлю в дневник.

VІ. Работа с выставкой книг.

— Каждый день по пути в школу вы видите удивительные творения природы.

Что такое природа?

— А есть ли у природы свои тайны, секреты?

Но раскрывает она их не всем. Только доброго человека она посвящает в свои тайны. И чтобы их раскрыть, надо быть наблюдательным, любознательным и много читать. У нас в классе уже несколько дней действует выставка книг, со многими из них вы успели познакомиться. Здесь представлены книги разных авторов. Однако, всех их что-то объединяет. Что же? (Они все о животных, лесе, природе.)

Почему вы так считаете? Что об этом свидетельствует? (Названия книг, иллюстрации.)

VІІ. Творческая работа

— Сегодня вы будете создавать страницу для книжки про животных. Работать вы будете в группах. Займите, пожалуйста, свои места. Каждая группа будет создавать свою страницу. У вас на парте есть конверты с номерами 1, 2, 3, 4, лист бумаги и клей. Помните, что ваша работа должна бать аккуратной. Работаем по инструкции.

  • Из конверта №1 достаньте загадки, разгадайте, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, ту, которая будет на вашей странице. Остальные положите назад в конверт.

  • Из конверта № 2 выберите рисунок- отгадку к своей загадке.

  • Из конверта № 3 выберите стих про животное, которое будет на вашей странице. Обратите внимание, что стих и картинка должны сочетаться друг с другом.

  • Теперь весь выбранный вами материал нужно акуратно приклеить на лист под линией. Клеим в столбик и в том порядке, в каком выбирали: загадка, картинка, стишок.

  • Теперь из конверта № 4 выберите название своей странице и приклейте его сверху на линию.

  • Защита своей страницы ( прочитать загадку, стих и название страницы)

VІ. Итог урока.

Молодцы, ребята. У вас получились прекрасные странички для книжечки. А теперь мы подведем итог нашего урока. На доске — слова известной фразы писателя Антуана Экзюпери о том, как мы должны относиться к прирученным животным и в целом – ко всему окружающему нас миру. «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

— Как вы понимаете эти слова?

— Помните: вокруг нас в природе столько интересного! И от того, как мы будем относиться к растениям и животным, зависит не только их существование, но и наше тоже.

Не обижайте никогда животных!
Не делайте им больно никогда!
Ведь это так ужасно и жестоко..
Как можно так, не понимаю я…

Как можно притеснять тех, кто слабее
И кто тебе отпор не сможет дать…
Давайте, люди, будем к ним добрее
И будем их беречь и защищать!

VІІ. Рефлексия.

— Кому было интересно на уроке и комфортно, то похлопайте себе в ладоши.

— Кто испытал дискомфорт на уроке, было неинтересно, то кивните головой.

VІІІ. Домашнее задание

— После текста есть план рассказа. Подготовить пересказ текста по плану.

Друзья

Однажды лесник расчищал в лесу просеку и высмотрел лисью нору. Он раскопал нору и нашел там одного маленького лисенка. Видно, лисица-мать успела остальных перетащить в другое место.

А у этого лесника уже жил дома щенок. Гончей породы. Тоже еще совсем маленький. Щенку было от роду один месяц. Вот и стали лисенок и щенок расти вместе. И спят они рядышком, и играют вместе.

Очень занятно они играли! Лисенок лазал и прыгал, как настоящая кошка. Прыгнет на лавку, а с лавки на стол, хвост задерет трубой кверху и смотрит вниз. А щенок полезет на лавку — — хлоп! — — и упадет. Лает, бегает вокруг стола целый час. А потом лисенок спрыгнет вниз, и оба лягут спать. Поспят-поспят, отдохнут и снова начнут гоняться друг за другом.

Щенка звали Огарок, потому что он был весь рыжий, будто огонь. А лисенка лесник назвал Васькой, как кота: он лаял тоненьким голоском — — будто мяукал.

Все лето щенок и лисенок прожили вместе, и к осени оба выросли. Щенок стал заправским гончаром, а лисенок оделся в густую шубу. Лесник посадил лисенка на цепь, чтобы он не убежал в лес. «Подержу, — — думает, — — его на цепи до середины зимы, а потом продам его в город на шкурку».

Ему жалко было самому стрелять лису, уж очень она была ласковая. А с гончим Огарком лесник ходил на охоту и стрелял зайцев.

Вот однажды вышел лесник утром покормить лису. Глядит, а у лисьей будки одна цепь и рваный ошейник. Убежала лиса. «Ну, — — подумал лесник, — — теперь мне не жалко тебя застрелить. Видно, не бывать тебе ручным зверем. Дикарь ты, дикарь. Найду в лесу и застрелю как дикую». Вызвал он своего Огарка, снял с полки ружье. — Ищи, — — говорит, — — Огарко. Ищи своего приятеля. — — И показал следы на снегу.

Огарок залаял и побежал по следу. Гонит, лает, по следу идет. И ушел он далеко-далеко в лес, еле его слышно. Вот он и совсем замолк. А вот снова сюда идет: лай все ближе, ближе. Лесник спрятался за елку на опушке, взвел курки на ружье.

И вот видит: выбежали из лесу разом двое. Лиса и собака. Собака лает и повизгивает. И бегут они по белому снегу рядышком. Как настоящие приятели — — плечо к плечу. Вместе кочки перескакивают, друг на друга смотрят и будто улыбаются. Ну, как тут стрелять. Ведь собаку убьешь!

Увидали звери лесника, подбежали. Васька прыгнул к нему на плечи, а пес встал на задние лапы, уперся в грудь хозяину и хамкает: ловит шутя лисий хвост.

— Эй вы, чертенята! — — сказал лесник, спустил курки на ружье и вернулся домой.

И так жила лиса у него в избе всю зиму — — не на цепи, а просто так. А весной стала уходить в лес мышей ловить. Ловила-ловила да и осталась в лесу совсем.

А гончий Огарок с тех пор не гонит лисиц. Видно, все лисицы ему стали друзья.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Друзья

Как-то раз, расчищая просеку, лесник обнаружил лисью нору, в которой тихонько сидел маленький лисёнок. Вероятно, лиса-мать успела перетащить других своих детёнышей в более безопасное место, а этот бедолага остался один.

Забрал лесник малыша к себе и назвал Васькой, поскольку звуки, которые он издавал, напоминали кошачье мяуканье. Помимо него жил в доме ещё питомец – породистый месячный щенок Огарок. Шерсть его была такая рыжая, словно огонь.

Сдружились животные: вместе кушали, вместе спали, вместе играли и подрастали. К осени оба сильно повзрослели. Огарок превратился в заправского гончего пса. А лисёнок приоделся в роскошную шубу. Решил лесник посадить его на цепь во дворе, дабы в лес не сбежал. Хотел подержать его ещё какое-то время, а потом продать в городе. Однако тот умудрился порвать ошейник и сбежать.

Подозвал мужчина Огарка, закинул ружьё за плечо и направился по лисьим следам. Гончак с лаем побежал далеко вперёд и скрылся в лесу. Вскоре он выбежал оттуда плечом к плечу с другом-лисом. Оба подбежали к леснику и начали ласкаться. Не поднялась рука у лесника нажать на курок ружья, чтобы убить лисёнка.

С той поры Огарок отказался охотиться на лисиц.

Произведение учит, что настоящие друзья никогда не станут врагами.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет — краткое содержание:

  1. Отец решил написать книжку для ребят о своей жизни, о приключениях Никитки и его друзей. Мальчик решил ему помочь.
  2. У Никитки в доме жили разные птицы и звери. Перепёлка укладывала его спать. Никита откармливал и учил летать найденного воробушка, и даже маленькие зайчата жили у него на подоконнике.
  3. Однажды в лесу Никитка охотился на маленького сорочонка, но птенец не испугался, а ещё мальчик с папой находили в лесу рябчонка.
  4. Никита с папой научили пса Томку плавать.
  5. Однажды у них дома поселился настоящий волнистый попугай, а потом и синичка.
  6. Никита любил фантазировать и играть, однажды сам сочинил сказку, а ещё придумал историю про то, как его игрушечная лошадка катала животных.

«Никита и его друзья» — читательский дневник по рассказам Е. Чарушина

Увлекательный сборник детских рассказов «Никита и его друзья», который написал знаменитый русский писатель Евгений Чарушин в 1938 году. Используйте наш материал для подготовки к уроку литературы.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Евгений Иванович Чарушин Название произведения: «Никита и его друзья» Жанр: рассказы Год написания: 1938 Издательство: Лабиринт Год издания: 2013 Количество страниц: 48

Главные герои и их краткая характеристика

Никита – маленький мальчик, очень любознательный, дружит с разными животными, заботится о них.

Автор-рассказчик – наблюдает за взаимоотношениями между сыном и животными, ненавязчиво учит пониманию природы, удивляется, радуется и переживает вместе со своим героем.

Краткое содержание и сюжет

Отец решил написать книжку для ребят о своей жизни, о приключениях Никитки и его друзей. Мальчик решил ему помочь.

У Никитки в доме жили разные птицы и звери. Перепёлка укладывала его спать. Никита откармливал и учил летать найденного воробушка, и даже маленькие зайчата жили у него на подоконнике. Однажды в лесу Никитка охотился на маленького сорочонка, но птенец не испугался, а ещё мальчик с папой находили в лесу рябчонка. Никита с папой научили пса Томку плавать. Однажды у них дома поселился настоящий волнистый попугай, а потом и синичка. Никита любил фантазировать и играть, однажды сам сочинил сказку, а ещё придумал историю про то, как его игрушечная лошадка катала животных.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Никита — добрый и озорной мальчишка, которому интересен окружающий мир и занятия своего отца. Он видит, как отец сидит за столом и записывает что-то на листе бумаги, и спрашивает об этом. Отец отвечает, что хочет написать детские рассказы о нем и его приключениях. Никита вызывается помочь и рисует на листе картинки, а затем убегает маме. Рассказчик вспоминает, как мальчик играет в охоту: берет своих игрушечных тигра и слона и прячется, изображает тигриный рык и слоновое гудение. А потом вспомнился случай с воробьем, которого он нашел на улице, выходил и научил летать. Еще Никита с восторгом смотрел, как лошадь катала всех его зверюшек. А как-то он пытался научить щенка кусаться, и сам его укусил.

План пересказа

  • Книжка для ребят.
  • Никитка охотится.
  • Звери и птицы вокруг.
  • Про Томку.
  • Попугай и синичка.
  • Сказка Никитки.
  • Про лошадку и зверей.

Основная мысль

Любовь к природе, бережное и уважительное отношение к ней надо воспитывать. Самая важная роль в этом деле принадлежит родителям. Дети должны расти вместе с животными, познавать мир вместе с ними.

Чему учит

Каждый рассказ – это маленькая история о том, как следует заботиться о животных, как жить в согласии с окружающим. Чтобы научиться понимать природу, надо быть наблюдательным. Животные, как и люди, нуждаются в доброте. Каждая ситуация – смешная, трогательная или грустная – это урок правильного отношения к «братьям нашим меньшим».

Отзыв и что понравилось

Добрые и поучительные истории о Никите, познающем окружающий мир вместе со своим отцом и друзьями-животными, написаны так просто и интересно, что читаются на одном дыхании. Особенно понравилось про то, как Никита пытался научить собаку Томку играть в больного. Удивило, что очень маленький мальчик воспринимает животных не как свои игрушки: он учит воробышка летать, зная, что тот всё равно улетит. А ещё Никите повезло с папой – он никогда не ругал сына. Он устраивал так, чтобы мальчик сам понял, как следует поступить.

Вывод и мое мнение

Животные — такие же существа, как и люди, хотя и лишены осознанного мышления, но они испытывают и боль, и радость, и страх, и печаль, и любовь. Нельзя быть жестоким к животным и растениям, каждый из них приносит пользу этого миру и отвечает за свою миссию в мироздании, а доброе к ним отношение обязательно согреет сердце, ведь помощь другим делает счастливым.

Пословицы

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Делу время, потехе – час.
  • Без кошки нет дома, без собаки – двора.

Пословицы к произведению:

Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Краткое содержание для читательского дневника

В сборник «Никита и его друзья» входит несколько небольших рассказов о маленьком мальчике и тех событиях из его жизни, которые связаны с животными. Никите все интересно: он учит летать воробышка, защищает своих птиц от чужой кошки. Вместе с отцом ходит на охоту, ищет кормилицу для зайчат. Мальчик настолько остро ощущает свою причастность к миру животных, что даже самолёты у него похожи то на комаров, то на уток, то на львов из зоосада. Из рассказа «Цапля» мы узнаём, что Никита не только ухаживает за своими зверями, он за ними наблюдает, рисует и оценивает их поведение. Например, он не захотел нарисовать цаплю потому, что она на его глазах съела птичку-овсянку и стайку окуней.

Краткое содержание — Никитка и его друзья

Краткое содержание Чарушин «Никитка и его друзья».

Мальчик наблюдает за отцом, сидящим за кабинетным столом и что-то тщательно записывающим. Никита интересует занятием отца и узнает о том, что он пишет детские рассказы. Тогда мальчик вызывается оказать в этом помощь папе, рисуя на листках картинки, но потом ему это занятие надоедает, и он направляется к матери, занимающейся ремонтом одежды. Отец продолжает записывать воспоминания по мальчишеских шалостях.

Как-то Никита решает организовать африканскую охоту с помощью своих игрушечных слонов и тигра. Спрятавшись с игрушками в темное место, мальчик изображает тигриные рыки и слоновий рев, как будто животные спасаются от охотников. При этом из небольшого шнурка Никита изготавливает маленького, но подвижного ужа, полностью воссоздав ощущение африканского сафари.

Затем в памяти писателя возникает случай с заболевшим воробьиным птенцом, которого Никита спасает от гибели, принеся домой. Мальчик выхаживает птичку, одновременно обучая его полетам. Через несколько дней окрепший воробей улетает из окошка.

Однажды Никита устраивает лошадиные гонки, катая на спине игрушечной лошадки всех своих зверюшек, имеющихся у него в большом количестве.

А в один из дней мальчик решает научить маленького щенка кусаться, не придумав ничего лучше, как самому укусить его за ухо.

Еще один случай происходит у мальчика с птенцом сороки, которого Никита наблюдает в саду. В этот момент они с отцом совершают прогулку, на которую мальчик берет игрушечное ружье. Никита спрашивает у отца разрешение выстрелить в птичку. Получив согласие, он громко изображает выстрел. При этом из клюва птенца вырывается подобный

выстрелу крик и оба участника стрельбища разбегаются в разные стороны — охотник сам пугается собственной добычи.

Следующий рассказ про Никиту и перепелку. Птица живет в клетке, поет по вечерам, когда горит электричество. Никите сказали, что перепелка насвистывает, что мальчику пора спать ложиться. Он умоется, ляжет к в кровать, а тогда свет выключают и птица смолкает. Так каждый день перепелка поет, что Никите укладываться надо. А когда в сад клетку вынесли, то сквозь щель птица выскочила. Только под вечер нашли в кустах.

Папа, сын и щенок Томка ушли в лес за грибами, а нашли рябчиху. Курочка отводить стала прочь, за ней Томка следом, — далеко ушли. А папа с Никитой искали маленьких рябчиков, от которых уводила рябчиха-мать, увидели одного цыпленка. А потом набрали рыжиков, домой вернулись.

Следующая сказка о том, как Никита лягушку посадил в банку, выкармливал.

Потом идет сказка о Никите в роли врачевателя. Дудкой-трубкой он выслушивал, как дышит его собака. Потом «мерил температуру» термометром из карандаша. Когда хотел зубы чистить щеткой, то щенок отобрал, разгрыз щетку.

В рассказе про кошку Никита хочет напугать соседскую кошку, которая забирается на карниз и распугивает птиц. Но сквозь стекло она не слышит, как мальчик ее «пугает». А когда Никита просит Томку пугать кошку, то она ощетинивается и трое друг друга пугают: Никита и Томка — кошку, она — их. Кошка не выдержала и скатилась с карниза.

Следующий рассказ о том, как Никита выхаживал зайчат, а помогла кошка, у которой умерли котята, она кормила зайчат.

Следующая глава о Никите, который из окна наблюдает за самолетами в небе. На Первомай все окна были открыты, видно их было из окна за трубой.

Потом идет рассказ о Никите в зоосаду, как он рисовал животных: изобразил лебедя на одной лапе, вторая под себя подогнута, еще набросками показал фазанов, цаплю. А одна из птиц схватила воробья, а потом выпустила, тот убежал из загона, где цапли.

В очередном рассказе «Злая Галя» девочка в зоосаду дразнит животных: дала медведя вместо конфеты фантик с камнем, потом дразнила, снежками бросалась в зебру. У Гали Столбовой слон проглотил рукавичку, которую ему дала вместо морковки.

Еще есть история про почтальона, зоосад.

Другой рассказ про то, как Ваня охотился, пошел дождь, к нему прыгнула лягушка.

Другая история про кабанов в клетке: Никита их испугался, а парнишка загнал хворостинками в клетку.

Следующими были птицы на озере. Никита лысушонка нарисовал, только у него красок не было, и рисунок вышел одним цветом, Никита подписал словами, где какой надо нарисовать цвет. В другом рассказе Никита ловил лосенка с помощью коры.

Еще рассказ про зеленого австралийского попугая, который относится к «волнистым». Его посадили в общую клетку с остальными птицами. Попка выбрался из клетки, полетел по комнате, перелетел на лампу, а потом Томке на голову.

Последний рассказ про червей, которые жили в банке, Никита с папой давали им муку. Потом они превратились в куколок. Из куколок вышли жуки, жили потом в доме, а потом пропали. Улетели, наверное…

Главные герои

1. Никита – маленький мальчик, очень любознательный, дружит с разными животными, заботится о них.

2. Автор-рассказчик – наблюдает за взаимоотношениями между сыном и животными, ненавязчиво учит пониманию природы, удивляется, радуется и переживает вместе со своим героем.

Читайте по теме: Здесь можно посмотреть другие рассказы Чарушина для читательского дневника.

Интересные темы

  • Искандер — Детство Чика
    Чик является авторским воплощением характерных черт и поведенческих мотивов представителей простого народа, соответственно, писатель представляет героя в качестве мальчика
  • Носов — Затейники
    Когда мама ушла в магазин, дети остались одни. Им было скучно, и ребятишки решили поиграть. Сначала они носились по комнате, потом решили соорудить домик для трёх поросят. Накинули одеяло на
  • Анализ трагедии Гете (Фауст)
    Иоганн Вольфганг Гёте работал над замыслом трагедии Фауст почти всю свою жизнь. Он начал свое произведение еще в двадцатилетнем возрасте и потратил на него долгих шестьдесят лет.
  • Толстой — Севастопольские рассказы
    В начале рассказа «Севастополь в декабре месяце» автор впервые прибывает в город и знакомится с жуткой картиной – везде разруха и человеческие страдания.

Чему учит

Каждый рассказ – это маленькая история о том, как следует заботиться о животных, как жить в согласии с окружающим. Чтобы научиться понимать природу, надо быть наблюдательным. Животные, как и люди, нуждаются в доброте. Каждая ситуация – смешная, трогательная или грустная – это урок правильного отношения к «братьям нашим меньшим».

Читайте по теме: Образец оформления читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса

Никита-охотник

Есть у Никиты деревянный тигр, крокодил резиновый и слон. Слон из тряпок сшит, а внутри у него вата. А ещё есть у Никиты верёвочка. Вот запрятал Никита своего тигра под кровать, крокодила – за комод, слона – под стол. — Сидите там, — говорит. – Сейчас я на вас охотиться буду! А верёвочка стала змеёй. Тоже под стулом живёт, извивается там. — Начинается охота! – кричит Никита. Зарядил он своё ружьё и пополз. Полз, полз и на тигра наполз. А тигр как зарычит страшным голосом: «Рррр-ррр-ры’» А потом замяукал, как кошка: «Мяу-мяу!» Это, конечно, не тигр рычал и мяукал, а сам Никита. — Бух! Ба-бах! – закричал Никита. Это будто его ружьё выстрелило. Убил охотник тигра и пополз дальше. Полз, полз и на дикого слона наполз. Стоит слон, клыки вперёд выставил и трубит хоботом, как в трубу: «Тру! Трррр-ррр-руууу!» Это, конечно, Никита за него трубил. «Бух, ба-бах!» Убил Никита слона и дальше пополз. Полз, полз и до крокодила дополз. Крокодил зубами лязгает и мычит, как бык. Это Никита от папы узнал, что крокодилы мычат по-коровьи. «Бух, ба-бах!» — убит крокодил. «Бух, ба-бах!» — и змея готова. Всех перестрелял Никита и кричит: — Вот я какой охотник! Никого не боюсь! *** Летом приехали мы на дачу и пошли гулять. — Ты что же, Никитушка, ружьё с собой не берёшь? – спрашиваю. – Ведь ты же охотник. — Ох, верно, я и забыл! – говорит Никита. Побежал он домой, нашёл своё ружьё под кроватью, надел его через плечо и шагает со мной рядом. Идём мы лугом среди белых ромашек с жёлтенькими пуговками-серединками. С цветов бабочки разноцветные слетают. Кузнечики от нас в стороны скачут. И вдруг видим мы сорочонка. Он совсем такой же, как и большая сорока, — чёрный с белым, только хвост покороче, да сам поменьше. Скачет от нас сорочонок по траве, крыльями машет, а летать ещё не умеет. Доскакал до рябинного кустика и затаился в нём. Гляжу, стал Никита-охотник на четвереньки – тоже притаился. Шёпотом спрашивает меня: — Папа! Папа! Можно мне стрелять? — Стреляй, стреляй, — говорю. – Уж раз ты охотник, так можно. И вот пополз Никита по траве к сорочонку. Долго полз с ружьем в руке. Совсем близко подобрался. Вот прицелился. И вдруг как заорёт во всё горло: — Бух! Ба-бах! А сорочонок выскочил из куста да как закричит: «Криии! Крээээ! Криии!» Никита сразу ружьё наземь бросил – и ко мне. Бежит, спотыкается, падает. Гляжу: и сорочонок тоже удирает – только в другую сторону. Так друг от друга улепётывают: сорока – в лес, а Никита – от сороки из лесу. — Ты что же, охотничек? Чего испугался? — Да как же! – говорит Никита. – Зачем она, глупая, сама кричит!

Чарушин Е. И.

Художественные произведения о мире животных.

Отзыв

Добрые и поучительные истории о Никите, познающем окружающий мир вместе со своим отцом и друзьями-животными, написаны так просто и интересно, что читаются на одном дыхании. Особенно понравилось про то, как Никита пытался научить собаку Томку играть в больного. Удивило, что очень маленький мальчик воспринимает животных не как свои игрушки: он учит воробышка летать, зная, что тот всё равно улетит. А ещё Никите повезло с папой – он никогда не ругал сына. Он устраивал так, чтобы мальчик сам понял, как следует поступить.

Полный список произведений для читательского дневника для 3 класса (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главную мысль и др.) можно посмотреть здесь.

Автор: Чарушин Евгений Иванович

Название: «Никитка и его друзья»

Жанр: Сборник рассказов

Тема произведения: удивительный мир детства

Число страниц: 48

Главные герои и их характеристики:

  1. Никита – маленький мальчик, фантазёр, добрый и весёлый.
  2. Рассказчик – отец Никиты, умный и добрый, учит своего сына, как надо обращаться с животными.

О чем произведение:

Сборник рассказов о жизни маленького мальчика Никиты, он много играет и фантазирует, любит животных и птиц, а особенно своего пса Томку. Никитке некогда скучать, ведь с ним происходит столько всего интересного.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Отец решил написать книжку для ребят о своей жизни, о приключениях Никитки и его друзей. Мальчик решил ему помочь.
  2. У Никитки в доме жили разные птицы и звери. Перепёлка укладывала его спать. Никита откармливал и учил летать найденного воробушка, и даже маленькие зайчата жили у него на подоконнике.
  3. Однажды в лесу Никитка охотился на маленького сорочонка, но птенец не испугался, а ещё мальчик с папой находили в лесу рябчонка.
  4. Никита с папой научили пса Томку плавать.
  5. Однажды у них дома поселился настоящий волнистый попугай, а потом и синичка.
  6. Никита любил фантазировать и играть, однажды сам сочинил сказку, а ещё придумал историю про то, как его игрушечная лошадка катала животных.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего запомнился рассказ о рябчихе. Она хитро уводила Томку от своего гнезда, ловко обманывала, притворялась и улетала всё дальше и дальше, чтобы пёс не нашёл её малыша. Бедный Томка долго бегал за ней по лесу.

План произведения для пересказа:

  1. Книжка для ребят.
  2. Никитка охотится.
  3. Звери и птицы вокруг.
  4. Про Томку.
  5. Попугай и синичка.
  6. Сказка Никитки.
  7. Про лошадку и зверей.

Главная мысль:

Благодаря родителям в детстве в человеке закладывается самое важное, доброта и забота, интерес и любовь к природе

Чему учит эта книга:

Рассказы учат нас любить природу, замечать удивительное вокруг, бережно относится к зверям и птицам, не обижать их. А ещё учит нас фантазировать, никогда не скучать, а придумывать интересные истории обо всём на свете.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравились рассказы о Никитке и его друзьях, о животных и птицах. Мальчик очень любит природу и много о ней знает благодаря своему папе.

Новые слова и выражения:

Наземь – на землю, на пол.

Завалинка – земляная невысокая насыпь вдоль наружных стен избы.

Пословицы к произведению:

Что в детстве воспитаешь, на то в старости обопрёшься.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

Другие читательские дневники вы найдете здесь

  • Главная мысль рассказа драгунского куриный бульон
  • Главная мысль рассказа до первого дождя
  • Главная мысль рассказа до первого дождичка
  • Главная мысль рассказа гранатовый браслет
  • Главная мысль рассказа городок в табакерке