1. Время и место сюжета
Рассказ-быль написан автором в 1875 году, описываемое время – 1850-е годы, когда только начали появляться первые школы для крестьянских детей.
«Быль» подразумевает, что описанная история основана на реальных событиях, автор просто описал эпизод из жизни крестьянского мальчика.
2. Главные герои и их характеристика
Филипок – мальчик из крестьянской среды, желающий учиться в школе наравне с братом, успевший научиться немного чтению и письму дома.
Мать – работящая крестьянская женщина с обычной судьбой. Она сначала переживала за сына, запрещала ему учиться, но в итоге разрешила посещать школу.
Костя – старший брат Филиппка, который успел поделиться знаниями с братом (научил его читать).
Учитель деревенской школы для детей крестьян и бедняков. Человек, разглядевший в маленьком молчаливом робеющем мальчишке нового старательного ученика.
3. Краткий пересказ рассказа
Филипок, ребенок 5 лет из крестьянской семьи, мечтает пойти в школу, как его старший брат. Мама не пускает мальчика в школу, и тогда он решается тайком уйти в школу. Учитель принимает мальчика в учебное заведение, увидев его рвение и начальные навыки чтения.
4. Главная мысль, чему учит произведение
Если человеку очень хочется учиться, то никакие обстоятельства не смогут ему помешать это сделать. То же касается любого другого дела: нужно стремиться к своим целям так же, как Филипок стремился к учебе в школе.
А еще важно, чтоб нашлись люди, которые поддержат в этом стремлении. Например, Филиппка поддержал учитель, ребята в классе, а потом и мама (« С тех пор Филипок стал ходить с ребятами в школу»).
5. Вывод и своё мнение
История очень короткая и простая, но многому учит даже современных школьников. Важно понимать: сейчас образование доступно каждому ребенку, а в 19 веке было новшеством обучать крестьянских детей. Ведь до этого образование считалось привилегией высшего дворянского класса, другим сословиям это было недоступно.
Хорошо, что нашлись энтузиасты, которые несли знания в широкие массы людей и хотели, чтоб каждый человек был образованным. Спасибо основателям школ и учителям, которые не разделяли мнения, что люди низших сословий не способны учиться.
Толстой подчеркивает: природное любопытство, смекалка, тяга к знаниям присуща всем детям без исключения.
6. Система образов произведения
Любопытно наблюдать, как главный герой взаимодействует с миром. В нем есть те, кто чинит препятствия его желаниям (мама, бабушка), а есть те, кто помогает на пути знаний.
Это образы людей, которые как бы подталкивают мальчика к его мечте. Например, женщина с ведром спрашивает Филипка: «Все учатся, а ты что тут стоишь?» Это укрепляет мальчишку в его стремлении, он решается войти в школу.
Учитель сначала строг и почти пугает Филипка своими грозными расспросами, но потом смягчается, увидев его трогательную растерянность и слёзы.
Ребята из класса подбадривают мальчика тем, что рассказывают учителю, кто он такой, упоминают его мечту ходить в школу. Так герою рассказа становится легче вылиться в коллектив.
7. Словарь незнакомых слов
Поденная работа – работа, оплата за которую начислялась крестьянам по дням.
Пострелёнок – уменьшительное название от слова «пострел», что значит шалун, проказник.
Полы (подобрал) – нижние части распахивающейся одежды ниже колена (кафтана, пальто, плаща). В единственном числе – пола.
Сенцы (сени) – входное помещение в русской избе, которое имело разделительную функцию между улицей и домом, что-то вроде прихожей.
Коли (не хочешь) – устаревший вариант слова «если».
8. Цитаты из рассказа
« Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу ».
« Филипок осмелился и сказал: …Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий! ».
«Филиппок» читательский дневник
«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.
Краткое содержание «Филипка» для читательского дневника
ФИО автора: Толстой Лев Николаевич
Название: Филипок
Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1875 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.
Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.
Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.
Сюжет
Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.
Пока Филипок шёл по своей улице, всё было спокойно, но как только он вышел за пределы родной улицы, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.
Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашёл в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся ещё больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата и пообещал, что договорится с его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.
Учитель попросил Филипка написать своё имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.
План пересказа
- Ребята уходят в школу.
- Филипок хочет учиться со всеми.
- Слишком мал для школы.
- Долгая дорога в школу.
- Нападение больших собак.
- Шумный класс.
- Добрый учитель.
- Филипок пишет своё имя.
- Новый ученик.
Главная мысль
Учиться никогда не рано.
Чему учит
Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.
Отзыв
Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям и принял в класс.
Пословицы
- Не насытиться око зрением, а человек знанием.
- Знание – дело наживное.
- Век живи, век учись.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- Если воля тверда, цели достигнешь всегда.
Что понравилось
Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел и даже написал своё имя.
Рейтинг читательского дневника
А какую оценку поставите вы?
Читательский дневник по рассказу «Филипок» Льва Толстого
Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: «Филипок»
Число страниц: 2
Жанр: рассказ
Главные герои: Филипп, учитель.
Второстепенные герои: мама, ребята.
Характеристика главных героев:
Филипп — маленький, но смелый мальчик.
Украдкой пошёл в школу. Любопытный и умелый.
Учитель — находчивый и добрый мужчина.
Разрешил мальчишке посещать школу.
Характеристика второстепенных героев:
Мама — заботливая, работящая.
Ребята — весёлые, шумные.
Краткое содержание рассказа «Филипок»
Маленький Филипп хотел пойти в школу, но мама его не пустила.
Когда мама ушла на работу, мальчик отправился в школу.
По дороге испугался он собак, но до школы дошёл.
Тут, услышав шум ребят, вновь оробел Филипок, вдруг его отсюда погонят?
Но набрался Филипок смелости и вошёл в школу.
Учитель хотел его домой отправить, но пожалел.
Ребята сказали, что это брат Костюшки.
Стал учитель буквы показывать, а Филипок некоторые знал.
И даже имя своё написал с ошибкой.
Обещал учитель поговорить с мамой мальчика, чтобы та его в школу отпускала.
Стал мальчик с той поры ходить в школу.
План рассказа:
- Филипп мал для школы.
- Скука дома.
- Дорога в школу.
- Встреча с учителем.
- Занятие на лавке.
- Обещание учителя.
Детский рисунок-иллюстрация
Основная мысль произведения «Филипок»
Главная мысль рассказа в том, что учится никогда не рано.
Основная идея рассказа в том, что даже самый маленький ребёнок должен хотеть научиться чему-то новому.
Чему учит рассказ
Рассказ учит самостоятельности и умению достигать поставленной перед собой цели.
Учит любви к знаниям и учёбе.
Учит настойчивости.
Краткий отзыв по рассказу «Филипок» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что неважно сколько человеку лет.
Важно, что у него есть желание учиться.
Герой рассказа сам пошёл в школу, чтобы чему-то научиться.
Ему было страшно, но он сумел преодолеть себя и добрался до школы.
Это интересный и поучительный рассказ.
Автору удалось показать, как настойчивость и упорство приводят к победе.
Мне очень понравился мальчик Филипп, который твёрдо решил учиться и исполнил свою мечту.
Он показал себя настойчивым и смелым.
Сумел преодолеть страх, и добился разрешения учиться вместе с другими ребятами.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что каждый человек должен учиться с любовью.
Каждый должен хотеть стать умнее.
Ведь знания нужны всем, они пригодятся во взрослой жизни.
Пословицы к рассказу:
- Ученье свет, а неученье тьма.
- Человек сам кузнец своего счастья.
- Тяжело в учении, легко в бою.
- Настойчивость — половина счастья.
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
Словарь неизвестных слов:
- Подённая — работа на один день с последующей оплатой.
- Слобода — посёлок.
- Пола — нижняя часть верхней одежды.
- Бедовый — смелый, смекалистый.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Ну-ка, сложи своё имя.
Филипок сказал:
— Хве-и – хви, ле-и – ли, пе-ок – пок.
Все засмеялись.
— Молодец, — сказал учитель. – Кто же тебя учил читать?
Филипок осмелился и сказал:
— Костюшка!
Ещё читательские дневники по произведениям Льва Толстого:
- «Котёнок»
- «Акула»
- «Прыжок»
- «Лев и собачка»
- «Два брата»
- «Старый дед и внучек»
- «Лебеди»
- «Отец и сыновья»
- «Волга и Вазуза»
- «Правда всего дороже»
- «Как гуси Рим спасли»
- «Детство»
- «Булька»
- «Как мужик камень убрал»
- Краткая биография Льва Толстого и презентация на отличную оценку
Библиотека произведений автора пополняется.
Толстой Л., рассказ «Филипок»
Жанр: рассказы о детях
Главные герои рассказа «Филипок» и их характеристика
- Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
- Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
- Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.
План пересказа рассказа «Филипок»
- Все ушли в школу
- Слишком мал, чтобы учиться
- Самостоятельный Филипок
- Нападение собак
- Бег до школы
- Много ребят в классе
- Добрый учитель
- Как писать свое имя
- Теперь ученик.
Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений
- Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
- Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
- Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
- Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
- Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
- Филипок стал ходить в школу.
Главная мысль рассказа «Филипок»
Учиться никогда не рано.
Чему учит рассказ «Филипок»
Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.
Отзыв на рассказ «Филипок»
Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.
Пословицы к рассказу «Филипок»
Не насытиться око зрением, а человек знанием.
Знание — дело наживное.
Век живи, век учись.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Если воля тверда, цели достигнешь всегда.
Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок»
Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал.
Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился.
А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал.
Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу.
Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу.
И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя.
У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся.
С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.
На чтение 4 мин. Опубликовано 20.05.2020
Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр — рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно хотел учиться.
Писатель затронул темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную мысль.
Содержание
- Анализ произведения
- Краткое содержание
- План пересказа
- Основная мысль
- Отзывы читателей
Анализ произведения
В рассказе представлено три основных персонажа — настойчивый и любознательный Филипп, его брат Костя и мудрый учитель. Филипок стремился к знаниям, хотел ходить в школу вместе с братиком.
Краткое содержание
Как-то малыш по имени Филипп собрался пойти в школу вместе со своим братом и другими деревенскими ребятами. Мальчика ласково звали Филипок. Мама сказала ему, что он еще мал для этого. Родители ушли на работу, и Филипп остался с бабушкой. Через некоторое время она уснула, а мальчик воспользовался этим. Он взял отцовскую шапку и пошел в школу. Филипп прошел через всю деревню, но потом на него напали огромные собаки. Ребенок был напуган, но ему повезло, мимо проходил мужчина, который разогнал животных.
Филипок быстро добежал до школы, зашел в класс. Там было полно шумных ребят. От этого мальчик растерялся еще больше, но потом учитель спросил его имя, Филипп не смог ничего ответить. Кто-то из детей рассказал, что это младший брат Костика, и он очень сильно хочет учиться.
Педагог посадил малыша рядом с братом и пообещал, что поговорит с его мамой, чтобы мальчик со всеми ходил занятия. С тех пор Филипп посещал школу.
План пересказа
По краткому содержанию рассказа можно составить кратко план рассказа «Филипок». Он выглядит следующим образом:
- Ребята идут в школу.
- Желание учиться.
- Дорога в школу.
- Стая собак.
- Шумные ребята и добрый педагог.
- Филипок стал школьником.
Основная мысль
На примере главного героя видно, что учиться можно в любом возрасте. Если есть желание, то не должно быть никаких преград. Филипок оказался настойчивым, целеустремленным, смелым и решительным ребенком. Он добился своей цели, несмотря на свой возраст, ничего не испугался. Это произведение учит следующему:
- решительности;
- смелости;
- ответственности;
- целеустремленности;
- быть любознательным человеком;
- стремиться к знаниям и ценить их;
- добиваться целей;
- самостоятельно принимать решения;
- отвечать за свои поступки.
К рассказу прекрасно подходят такие пословицы: «знание — дело наживное», «век живи, век учись», «если воля тверда, цели достигнешь всегда». Жажда к знаниям определяет дальнейшую жизнь человека. Если ребенок с самого детства любознательный, хочет учиться, то в дальнейшем ему будет легко на работе, с людьми, в жизни в целом.
Получать новые знания и навыки — это похвально и показывает человека с хорошей стороны.
Отзывы читателей
Недавно на уроке внеклассного чтения мы анализировали этот рассказ, а потом нам задали разделить его на части и озаглавить каждую. Еще нужно было нарисовать Филипка. Картинки у всех получились разные, но интересные. Самый главный вопрос на уроке, который мы разбирали, был такой: почему мальчик решил пойти в школу? Он хотел быть взрослее, походить на своего брата и получать знания так же, как все. Этот литературный персонаж настоящий герой, так как он с самого детства добивается своих целей и ничего не боится. Надеюсь, мой отзыв был полезен, помог разобраться со смыслом рассказа.
Павел
Это интересное, увлекательное и поучительное произведение. Толстой всегда во всех своих книгах закладывает глубокий смысл. В этом рассказе основная идея в том, что нужно получать знания, развиваться, добиваться своих целей. Еще мне понравилась сказка «Липунюшка», она имеет немного другой смысл, но также будет поучительна. Особенно интересно читать с иллюстрациями. Кстати, я брала книгу с рассказами автора, где были красивые изображения героев, даже Филипка.
Олеся
Я читал рассказ Л. Н. Толстого «Филипок» в кратком содержании. Мне история мальчика очень понравилась. Особенно заинтересовала характеристика ребенка. Он оказался целеустремленным, не боялся ничего. Просто видел цель и шел к ней. Обычно такие дети встречаются очень редко, но они есть. Именно с таких персонажей нужно брать пример, стремиться стать таким же любознательным и решительным человеком. Лев Николаевич — это мой любимый писатель, я всегда рекомендую читать его произведения.
Александр
Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.
Аннотация к рассказу
Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.
Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.
Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.
Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.
Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.
После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.
План для пересказа
Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:
- Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
- Скука дома и смелый побег.
- Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
- Приход в школу и класс с ребятами.
- Страх перед учителем и разговор с ним.
- Зачисление в ученики и счастливый финал.
Филипок: характеристика главного героя
В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.
Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.
Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.
Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.
Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.
Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.
Другие персонажи
Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:
- Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
- Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
- Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
- Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.
Анализ и главные мысли произведения
Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.
Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.
Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.
Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.
Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную
роль, а школа — это первый шаг на пути к великим свершениям. Именно с поступления в школу и университет начинают свою дорогу все люди, в том числе самые известные и впоследствии многого добившиеся.
Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.
Пословицы и поговорки к произведению:
- Знания — сила.
- Ученье — свет, а неученье — тьма.
- Человек сам кузнец своего счастья.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.
Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.