«Фотография, на которой меня нет»
Произведение «Фотография, на которой меня нет» написал Виктор Павлович Астафьев. В нем он рассказывает о своем детстве, о себе, о жизни родной деревни.
Краткое содержание
Главный герой рассказа —мальчик Витя. Он сирота, живёт с бабушкой и дедом в деревне Овсянка в Сибири. Его прадеда, как и многих его односельчан, раскулачили и теперь в его родовом имении находится школа. Местные мужики сами сделали парты, а учитель и его жена смогли собрать деньги на карандаши и тетрадки. Так у ребятишек появилась возможность учиться. В довоенное время в деревне жилось очень туго, но деревенские жители жили одной семьей, помогая друг другу.
И вот в деревне намечается важное событие: приезжает фотограф, который будет фотографировать учащихся школы. Ребята долго обсуждали, кто где на фотографии будет сидеть. И решили, что впереди будут сидеть отличники. Витя и его друг Санька поняли, что их место в заднем ряду, «надулись» и пошли на увал. Там они долго катались на санках, промокли и замерзли. А ночью наступила расплата: у Вити сильно разболелись ноги, от переохлаждения обострился ревматизм. И в знаменательный для школьников день, мальчик не смог стать на ноги. Саня, чтобы поддержать друга, тоже отказывается фотографироваться. Витя болел долго, фотографию учителю пришлось принести ему домой. Мальчик очень обрадовался и долго её рассматривал. А бабушка ещё долго рассказывала соседям какой уважаемый человек к ним заходил.
Основная мысль
Рассказ «Фотография, на которой меня нет»— это небольшое воспоминание из жизни автора, где он рассказывает:
- о суровых буднях деревни в довоенное время;
- о помощи и взаимовыручке жителей;
- о сопереживании и настоящей дружбе;
- об уважении к учителям.
Он заставляет нас задуматься о душе, о человеческих ценностях и о том как дорога память. Автор, будучи уже взрослым, часто с улыбкой рассматривает пожелтевшую фотографию и вспоминает своё детство, учителя, своих одноклассников. Многие из них не вернулись с войны, но фото хранит о них память. Фотография—это наша память, наша история.
Виктор Петрович Астафьев был известным эссеистом и драматургом. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одним из самых поучительных его произведений. Книга интересна еще и тем, что автор поведал о случае из реальной жизни и показал читателю свое детство. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Жанр, направление
- 3 Композиция
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
История создания
Знаменитый рассказ Астафьева является частью автобиографического произведения писателя. Автор не раз заявлял о своём желании описать родную Сибирь, её граждан, а также рассказать о своих детских годах. В своем произведении Виктор Петрович желал продемонстрировать читателю неразрывную связь, возникающую между поколениями.
Как известно, Виктор Астафьев рано лишился матери и ранние годы рос без отца, потому что он отбывал срок в местах лишения свободы за вредительство. Ребенок жил у матери, но она утонула, когда ему было всего 7 лет. Женщина возвращалась со свидания с мужем, и лодка, на которой она плыла домой, перевернулась. Так мальчик остался сиротой и долгое время жил с бабушкой. Эти годы были счастливыми и во многом определили мировоззрение Виктора. Бабушка дала ему строгое воспитание, которое не дало ему пойти по кривой дорожке непутевого отца. Ведь когда мужчина освободился, он завел новую семью и уже не уделял должного внимания сыну.
В память о лучших годах детства Астафьев показал родственные отношения между внуком и бабушкой, описав преемственность поколений. Бабушка пытается научить своего внука жизни, она прививает ему понятия о дружбе и доброте.
Замысел создания произведения у Виктора Петровича возник, когда он смотрел старые фотографии. Среди них писатель нашёл фотографию, на которой его не было, потому что в тот момент он болел. Свои воспоминания Астафьев решил запечатлеть на бумаге. Рассказ Виктор Петрович создал в 1968 году. Произведение было опубликовано в сборнике «Далёкая и близкая сказка».
Жанр, направление
Свой известный рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьев включил в большое произведение «Последний поклон». По жанру оно является повестью, которая включает в себя несколько рассказов.
Каждый читатель осознает, что рассказ является автобиографическим, ведь в персонаже читатели узнают черты родных и близких людей писателя. Автор создавал произведение, вложив в него свою душу.
Направление творчества Астафьева — реализм. Автор описывает реальный эпизод из своей биографии, никак не приукрашивая действительность. Все герои ведут себя естественно, обстоятельства их жизни типичны.
Композиция
Композиция произведения Астафьева «Фотография, на которой меня нет» является уникальной, ведь в нем присутствует два рассказчика. Читатель видит события довоенного периода глазами наивного ребёнка, который искренне мечтает о светлом и счастливом будущем.
В конце повествования перед читателем предстаёт в роли рассказчика взрослый человек. Теперь читатель наблюдает за событиями глазами человека, который пережил все тяготы военного времени и потерял близких людей. Автор в своём произведении описал довоенное время и период кровопролитных событий. Особенность композиции рассказа состоит в том, что в произведении отсутствует описание непосредственно военной трагедии, автор лишь это подразумевает.
Суть: о чем рассказ?
В далекое сибирское село приехал фотограф — большое событие для жителей! Главные герои, не самые усердные ученики, поняли, что их на фото посадят в последний ряд. Расстроившись, они решили заглушить горе катанием на санках. И рассказчик застудил ноги, слег и не смог присутствовать на фотосессии. Все бабушкины старания вылечить ребенка привели лишь к тому, что он окончательно выбился из сил. Его друг из солидарности тоже никуда не пошел. Мальчики заплакали.
Мальчик болел еще неделю. Но учитель навестил его и принес фотографию на память о классе. Теперь она очень дорога рассказчику. Подробный пересказ представлен здесь.
Главные герои и их характеристика
В своем произведении Виктор Петрович изобразил быт и жизнь крестьян в сибирской деревне. Главные герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлены в списке:
- Главным персонажем рассказа является мальчик, от лица которого ведется повествование. Мальчик живёт с дедушкой и бабушкой. Герой не показывает хорошего поведения, он обожает проказничать, поэтому его оценки в школе далеки от идеала. Он не отличается здоровьем: от матери унаследовал ревматизм и обычно долго не мог поправиться. Однажды он заболел, в результате чего не оказался на памятном снимке. Главный персонаж переживал из-за того, что не попадёт на важный снимок. Поэтому ночью он крепился и старался не плакать, чтобы все-таки попасть в школу. Но этого ему сделать не удалось. Учитель принёс ему фотографию на память. В итоге у мальчика навсегда осталось воспоминание об этом событии.
- Саня — друг главного героя. Он преданный и надежный товарищ, ведь пожертвовал своим правом на снимок ради спокойствия друга.
- Особую роль в произведении играет образ учителя. Автор показал вежливого и доброго человека с грустными глазами. Листая страницы известного произведения, читатель замечает, что к учителю жители деревни проявляли большое уважение. Учитель полностью отдавался своей работе. Он добросовестно обучал и воспитывал деревенских ребят, не имея даже элементарного инвентаря. Учитель продемонстрировал свое сопереживание к Вите, когда принёс ему памятную фотографию. Он не ограничился формальным долгом, а проявил участие к ребенку.
- Бабушка — добрая и волевая женщина, которая прилагала большие усилия, чтобы вылечить внука.
Темы
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» писатель продемонстрировал условия существования деревни в Сибири накануне войны. И не только…
- Основная тема рассказа — память о детстве. Рассказчик делится трогательной историей, которая запомнилась ему на всю жизнь. Он показал, что человек помнит не столько фото или приезд фотографа в родное село, сколько дружбу, любовь и заботу, которые окружили его в тот период. Из-за болезни герой не попал на фото, но он почувствовал отношение близких именно благодаря ей.
- Центральное место в рассказе занимает тема родственных отношений. Именно их должен ценить каждый человек. Тема семьи очень важна в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Когда мальчик оказался в беде, его выручили родные люди.
- Помимо этого, Виктор Астафьев в произведении затронул тему преданности и взаимоуважения. Саня не пошел фотографироваться, чтобы не обидеть друга.
- Тема дружбы раскрыта весьма основательно. В деревню отправляется городской фотограф. Это является очень радостным событием для жителей деревни. Однажды главный персонаж рассказа из-за болезни не смог пойти в школу. Бабушка очень старалась излечить мальчика, однако из-за болезни он стал прикованным к постели. Друг Вити Саня, видя, что он не в состоянии идти, принимает решение отказаться от съёмки. В этом и заключается истинная дружба. Санька продемонстрировал преданность своему товарищу.
- Тема учителя и его призвания тоже заслуживает нашего внимания. Преподаватель в деревне не получал существенной выгоды от своего занятия, но находил время и силы на каждого ученика. Несмотря на лишения и плохие условия, человек достойно выполнял свою работу и не ограничивался формальным долгом. Он готов был проявить отзывчивость и заботу, даже если ребенок не отличался особым прилежанием.
Проблемы
Проблематика рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлена в списке:
- Основная проблема — тяжелые условия жизни села. Люди живут очень бедно, их быт осложняется отсталостью деревни от города и всего остального мира. Из-за отдаленности от городской среды дети не получают элементарных школьных предметов, а значит, их образование хуже городского.
- Также автор затрагивает проблему семейных конфликтов. Из-за бедности люди вынуждены делить один дом на две семьи, из-за этого случаются ссоры, которые осложняют жизнь всему дому.
- Также автор поднял проблему памяти о прошлом. Астафьев утверждает, что к своим воспоминаниям нужно относиться бережно, ведь без них, по мнению писателя, не может быть будущего.
- Низкий уровень здоровья и медицины. Ребенок уже болен ревматизмом, и ему нечем помочь. Только народные средства и самолечение есть в наличии у жителей села.
Основная идея
В чем же заключается смысл рассказа «Фотография, на которой меня нет»? Автор показывает, что в жизни человека главное не формальность (присутствие на фото), а суть (забота близких о больном мальчике). Болезнь помешала ребенку сфотографироваться со всеми, он расстроился из-за этого, но спустя годы понял, что гораздо ценнее в тот момент было искреннее участие родных. Бабушка предложила ему сходить к местному фотографу Волкову, Саня остался сидеть вместе с другом, а учитель принес карточку больному ученику, чтобы порадовать его. В тот момент все люди поддержали героя, и эту страницу жизни он запомнил навсегда.
Главная мысль рассказа «Фотография, на которой меня нет» заключается в том, что даже неудача учит человека и делает его счастливым, ведь показывает на деле, чего стоят дружба, любовь, забота. Ребенок почувствовал поддержку со всех сторон, и фотография стала уже не нужна.
Чему учит?
Рассказ Астафьева является очень поучительным. Так, он учит каждого не бояться идти на жертвы ради дружбы. Санька смог отказаться от желаемого и неповторимого ради друга. Герой осознал важность этого поступка не только для заболевшего товарища, но и для самого себя. Поступок Саньки представляет собой прекрасный пример милосердия, преданности и самоотверженности.
Астафьев заставляет задуматься о том, почему важно хранить теплые воспоминания о близких. Эта память о бабушке, друге, учителе стала нравственным ориентиром рассказчика, его талисманом на жизненном пути. Поведение этих добрых и преданных людей показало ему, как нужно себя вести в будущем.
Автор: Виктория Комарова
«Фотография, на которой меня нет» читательский дневник
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 729.
Обновлено 9 Августа, 2021
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 729.
Обновлено 9 Августа, 2021
«Фотография, на которой меня нет» — это автобиографическое произведение, в основу которого легла реальная история из жизни автора. Он всю жизнь бережно хранил школьную фотографию, несмотря на то что из-за болезни не смог прийти в школу фотографироваться.
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» для читательского дневника
ФИО автора: Астафьев Виктор Петрович
Название: Фотография, на которой меня нет
Число страниц: Астафьев Виктор Петрович. «Васюткино озеро. Рассказы для детей». Издательство «АСТ». 2018 год
Жанр: Рассказ.
Год написания: 1968 год
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Время и место
Действие рассказа происходит зимой начала 30-х годов ХХ века в Сибири, в деревне Овсянка. Автобиографическое произведение названо так потому, что главному герою из-за болезни не удалось попасть на общую школьную фотографию.
Главные герои
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой проказник и озорник, плохо учится в школе.
Бабушка Вити – добрая, любящая женщина, строгая, но справедливая.
Санька – лучший друг Вити, такой же шалопай и двоечник, верный, преданный товарищ.
Учитель – всеми уважаемый человек в деревне, внимательный, добрый, искренне любящий детей.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
В маленькую сибирскую деревушку должен был приехать фотограф, чтобы сделать общую фотографию всех учеников сельской школы. Для местных жителей это стало очень важным, волнительным событием. Но больше всего переживали ребята, которые тут же принялись решать, кто где будет сидеть на фотографии. Единогласно пришли к выводу, что самые лучшие ученики сядут впереди, хорошисты – во втором ряду, ну а отстающим ученикам было уготован последний ряд. Лишь самые отъявленные двоечники – Витя и Санька – были против такого решения. Они попытались добиться лучшего для себя места кулаками, но потерпели поражение и отправились кататься на санках с крутой горки.
В тот же вечер, вернувшись домой, Витя понял, что заболел. Он серьёзно застудил ноги, которые у него и так страдали от ревматизма. Поначалу он мужественно терпел, но к ночи боль стала такой невыносимой, что Витя завыл. Проснулась бабушка и принялась натирать лекарством больные ноги, не забывая ругать внука за неосмотрительность.
Витя надолго застрял дома. Ноги так сильно болели, что он не мог ходить. Ситуация не улучшилась и к тому времени, когда должен был приехать фотограф. Витя очень хотел хоть как-то добраться до школы, чтобы попасть на общее фото, но он не мог сделать и шага. Узнав об этом, верный Санька также отказался фотографироваться.
Однажды к ним пришёл учитель и принёс Вите фотографию, на которой его не было. Он сохранил её на всю жизнь и часто рассматривал лица знакомых ребят, многие из которых не вернулись с войны.
Вывод и своё мнение
В далёкие 30-е годы прошлого века фотография имела совсем иную ценность, нежели сейчас. В рассказе Астафьева она выполнила роль настоящей летописи глухой деревушки, благодаря которой писатель помнил, как сложилась дальнейшая жизнь друзей его детства. Отдельно хочется упомянуть поступок Саньки, который, поддерживая друга, отказался участвовать в совместной съёмке. Это история о настоящей дружбе, любви, о быте маленькой довоенной деревушки, жизненных ценностях односельчан.
Главная мысль
Каждый человек, что бы с ним ни случилось в жизни, должен помнить, откуда его корни, откуда он родом.
Авторские афоризмы
«…Народные приметы не знают границ и расстояний…»
«…Мы полезли в драку, чтоб боем доказать, что мы — люди пропащие…»
«…Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»
«…Самолучший это в городе фотограф! Он хочь портрет, хочь на почпорт, хочь на коне, хочь на ероплане, хочь на чём заснимет!..»
«…Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово “учитель”!..»
«…Но в те годы Бог был занят чем-то другим, более важным, и от русской деревни отвернулся…»
«…Ты долго кряхтеть будешь, толстодум? Чо ишшэш? Вчерашний день ишшэш?..»
«…Учителей уважают за вежливость, за то, что они здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых, ни ссыльных, ни самоходов…»
Толкование непонятных слов
Алчущий — жаждущий, желающий, ожидающий, добивающийся чего-нибудь.
Куть — угол в избе против устья русской печки.
Ямщик — возница, кучер на ямских, почтовых лошадях.
Полушалок — шаль, платок небольших размеров.
Ухарски — молодцевато, задорно.
Лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы.
Новые слова
Заговаривать — воздействовать на кого-, что-нибудь заговором; заколдовать.
Гуж — деталь сбруи лошади.
Барин — человек из высших сословий, господин.
Аспид — злой, хитрый, язвительный человек.
Угар — удушливый ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании углерода; угарный газ.
Тест по рассказу
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Илья Столяров
8/10
-
Илья Киселёв
9/10
-
Наталья Садовская
8/10
-
Анастасия Нехороших
8/10
-
Павел Родков
10/10
-
Татьяна Воронова
10/10
-
Магибр Шок
10/10
-
Эъзоза Бердиёрова
9/10
-
Ирина Чеснова
10/10
-
Мигунова Юлия
8/10
Рейтинг читательского дневника
4.7
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 729.
А какую оценку поставите вы?
«Фотография на которой меня нет» читательский дневник
На чтение 4 мин Обновлено 17 августа, 2022
Читательский дневник сказки Андерсена «Фотография на которой меня нет» можно использовать, чтобы вспомнить краткое содержание истории из жизни самого автора и его детстве. Анализ произведения поможет составить план и написать отзыв, определить какая основная мысль и жанр.
Содержание
- «Фотография на которой меня нет» читательский дневник
- Главная мысль рассказа «Фотография на которой меня нет»
- «Фотография на которой меня нет» главные герои
- План рассказа «Фотография на которой меня нет»
- Чему учит рассказ «Фотография на которой меня нет»?
- Астафьев «Фотография на которой меня нет» отзыв
- Пословицы к рассказу «Фотография на которой меня нет»
- «Фотография на которой меня нет» краткое содержание для читательского дневника
«Фотография на которой меня нет» читательский дневник
Автор – Астафьев Виктор Петрович
Год написания — 1968
Сколько страниц — 18
Жанр: рассказ
Главная мысль рассказа «Фотография на которой меня нет»
Жизнь человека полностью в его руках и только ему решать, кем быть. Однако, не стоит забывать, откуда ты родом и где твои корни.
«Фотография на которой меня нет» главные герои
- Витя – сирота, который живет с бабушкой и дедушкой. Он плохо учился и был настоящим проказником.
- Бабушка Вити – справедливая и строгая женщина, которая очень любила своего внука.
- Санька – лучший друг Вити. Такой же двоечник и озорник, как и Витя, но преданный товарищ.
- Учитель – человек, которого уважают во всей деревне. Он очень любит детей, внимательный, искренний и добрый.
План рассказа «Фотография на которой меня нет»
- Два друга.
- Ошеломляющая новость.
- Санки.
- Болезнь Вити.
- Бабушка лечит мальчика.
- Витя не может ходить.
- Санька тоже не пошел фотографироваться.
- Визит учителя.
- Фото как воспоминание.
Чему учит рассказ «Фотография на которой меня нет»?
Рассказ автора учит переносить все невзгоды и находить в любой ситуации положительные моменты. Надо учиться сопереживать за друзей и быть готовым прийти им на помощь.
Астафьев «Фотография на которой меня нет» отзыв
Рассказ «Фотография на которой меня нет» очень поучительный и проникновенный. Особенно покоряет Санька, который ради своего заболевшего друга отказался фотографироваться для школьного друга. Ведь это небывалый поступок для того времени: фотограф в деревне это небывалая роскошь. И Санька поступил как настоящий друг.
Пословицы к рассказу «Фотография на которой меня нет»
- Ученья корень горек, да плод сладок.
- Без беды друга не узнаешь.
- Доброе дело два века живет.
«Фотография на которой меня нет» краткое содержание для читательского дневника
- Два лучших друга Витя и Санька, двоечника и озорника, живут в сибирской деревушке, куда неожиданно приезжает фотограф, дабы сделать общую школьную фотографию.
- В школе решили лучших учеников посадить в первом ряду, а мальчишкам достался последний ряд.
- Витя и Санька были не согласны с таким решением, и пошли кататься на санках с горки, где Витя сильно проморозил ноги и заболел.
- Ночью боли Вити сильно обостряются и он даже не может ходить. Бабушка постоянно растирает ноги своему внуку.
- Саня, узнав, что его лучшего товарища не будет на фотографии, тоже решил не идти.
- Школьный учитель принес Вите фотографию, на которой его не было. Мальчик сохранил ее на всю жизнь как память о тех ребятах, которые повзрослели и вернулись домой с войны.
Краткий пересказ
В маленькой сибирской деревушке жили два друга-озорника, Санька и Витя. Витя был сиротой с жил бабушкой и дедушкой. Бабушка была строгой женщиной, часто ругала внука, но очень сильно его любила.
Однажды сюда приехал фотограф, чтобы делать общую школьную фотографию. Это было небывалое событие. Школьники очень переживали. Было решено посадить лучших учеников спереди, потом хорошистов, а в последнем ряду отстающих ребят. Двоечники Витя и Санька были против и, протестуя, они пошли кататься на санках с горки.
Вечером Витя понял, что заболел, так как у него сильно промерзли ноги. Вначале мальчик терпел, но ночью боль обострилась ревматизмом, и он взвыл от боли. Бабушка, отругав внука за молчание, стала растирать больные ноги лекарством.
Витя так заболел, что не мог ходить. Он очень хотел попасть на общее фото, но не смог даже шагу сделать. Санька, узнав о том, что его товарища не будет, отказался фотографироваться.
Как-то раз к Витьке пришел учитель и принес фотографию, на которой его не было. Но мальчик сохранил ее на всю жизнь. Он часто рассматривал лица ребят, большинство которых так и не вернулись с войны домой.
Рассказ Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – это небольшое автобиографическое произведение, где автор описывает приезд фотомастера в его родную деревню. Фотограф снимал сельских школьников, а сам мальчик, не вовремя заболевший, не попал на снимок, отсюда и смысл названия рассказа. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения «Фотография, на которой меня нет». Материал может быть использован при подготовке к уроку литературы в 8 классе по данному плану.
Краткий анализ
Год написания – 1968 г.
История создания – Приезд фотографа в глухую деревушку. Фотография, попавшая в руки писателя, напомнила о прошлом, и так началась история создания рассказа.
Тема – В своем рассказе писатель раскрывает тему семейных традиций, тему патриотизма и любви к родине, к ее истории.
Композиция – Особенность композиции рассказа Астафьева заключается в том, что повествование идет от рассказчика сначала от маленького мальчика, а заканчивается зрелым взглядом взрослого человека.
Жанр – Автобиографический рассказ.
Направление – Реализм.
Краткое содержание
Витя и Санька пошли гулять и кататься с обрыва. Главный герой серьезно намок и ночью тяжело заболел. У него был ревматизм и после переохлаждения проблема давала о себе знать. Бабушка сначала отругала непутевого внука, но потом начала его лечить. Но все ее усилия были напрасны, и Витя не мог встать с постели.
Накануне в школе предупредили о приезде фотографа. Дети были поражены, что снимать станут их. Не взрослых, не дома или другие важные моменты, а обычных школьников. После уроков они стали обсуждать, как нарядиться. Учитель с женой встретили фотографа и разместили его у десятника сплавконторы. Тот был человеком интеллигентным и воспитанным.
Ночь была тяжелой для Вити. У него очень болели ноги. Он кричал от боли, а бабушка обтирала его нашатырным спиртом. Утром стало очевидно, что мальчик надолго слег в постель. Он очень переживал из-за невозможности сфотографироваться. Когда Санька узнал о состоянии друга, то тоже отказался идти сниматься.
Позже учитель принес коллективную фотографию Вите. На ней не было его, но уже во взрослом возрасте он нередко рассматривал ее. Многие ребята не вернулись с войны, но память о них сохранилась.
История создания
Виктор Астафьев создал большое автобиографическое произведение, одной из частей которого является рассказ «Фотография, на которой меня нет». Сам писатель говорит о том, что хотел написать о своей родной Сибири, о людях, ее населяющих, о своем детстве.
Писатель хотел донести до читателя идею родства, связи поколений. В рассказе описываются главные герои – бабушка и внук, их теплые, родственные отношения, что показывает преемственность поколений. Именно бабушка дает понятия внуку о доброте и дружбе, о сострадании и заботе о ближнем, она учит его жизни.
Писать большую книгу автор начал в 1956 году, с небольших рассказов о своем детстве. Рассказ «Фотография, на которой меня нет», был опубликован в сборнике Астафьева «Далекая и близкая сказка», год написания – 1968.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых компанейских — Главные герои «Фотография, на которой меня нет»
- для самых занятых — Читательский дневник «Фотография, на которой меня нет»
Список и краткая характеристика героев «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои:
- Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
- Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.
Второстепенные персонажи:
- Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
- Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
- Дедушка – мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
- Тётка Авдотья – помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.
Тема
Автобиографический рассказ Астафьева повествует о жизни сибирской деревни в довоенные годы.
В «Фотографии, на которой меня нет» анализ произведения дает понять, какой глубокий смысл содержит это творение автора. В рассказе четко прослеживается основная мысль, касающаяся каждого человека. Историческая тема, тема родственных отношений, о которых должен помнить каждый человек, тема дружбы и взаимопонимания, верности и любви – все эти проблемы охвачены в этом небольшом, но содержательном рассказе.
В своей истории писатель рассказывает о приезде в деревню городского фотографа. Действие происходит в довоенное время, и это считается значительным событием для каждого из сельчан.
Главный герой, вместе со своим другом, намокнув в снегу, заболел, и не смог пойти в школу. Бабушка всеми средствами пытается вылечить внука, чтобы он смог сходить сфотографироваться, но усилия любящей бабушки тщетны, болезнь крепко приковала мальчика к постели. К нему приходит друг Санька, и когда видит, что Витя не может идти, тоже отказывается сниматься. Так проверяется настоящая дружба, какое великодушное сердце и какую сильную волю надо иметь, чтобы отказаться от такого события, которое, может, больше и не повторится. На примере Санька, становится ясно, чему учит рассказ, а именно, умению отказаться ради дружбы от всего дорогого, важного и неповторимого, Санька понял, что именно такой поступок, в данный момент, является самым важным, и не только для больного друга, но и для него самого. Это настоящий пример самоотверженности и великодушия.
В рассказе проблематика отношений касается не только главного героя, но и всех жителей деревни.
В рассказе присутствует образ учителя, уважаемого человека в деревне. Это интеллигентный, образованный человек, вежливый и дружелюбный. Жители деревни относятся к нему с уважением, прислушиваются к его мнению. Женщины приносят ему деревенские угощения, помогают его жене с маленьким ребенком, делают это ненавязчиво и незаметно. Подшивают учителю валенки, помогают с дровами. Городской житель, он полностью отдается своей работе, самоотверженно променяв городскую жизнь на воспитание и обучение деревенских ребятишек. Именно учитель принес Вите фотографию, где сняты деревенские школьники, а самого Вити нет. Это тоже пример доброты и сопереживания.
Повзрослев, Витя смотрит на эту фотографию, где запечатлены школьники на фоне его родового дома, и перед ним встают образы тех людей, которые жили с ним рядом, учились и работали. Фотография хранит в себе события тех далеких дней, являясь летописью истории.
Именно об этом хотел сказать автор в своем произведении, что надо свято беречь в памяти прошлое, ведь без него нет и будущего.
Вариант 3
Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.
С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить. А бабушка, Катерина Петровна, после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.
Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.
8 класс
Композиция
В композиции произведения, автор использует характерную для него особенность рассказа – два автора. На протяжении всей истории, события довоенного времени, описываются глазами ребенка, наивного и непосредственного, верящего в счастливое будущее. И лишь в самом конце появляется взрослый автор, который смотрит на старое фото, и видит все прошедшее время глазами человека, пережившего войну, потерявшего на ней многих из тех, кто остался лишь на этой фотографии. Довоенный период и война, все это проходит перед глазами читателя. Хотя в рассказе и нет описания военной трагедии, это подразумевается само собой, и в этом заключается особенность композиционного построения рассказа. Сделав такой вывод, читатель по-другому начинает относиться к жизни, к старым фотографиям, в которых хранится история.
Анализ произведения
В композиции рассказа можно выделить двух героев. Большая часть произведения ведется от лица ребенка и только в конце появляется взрослый. Именно выросший главный герой смотрит на фото и размышляет над тем, кто вернулся с войны, а кто нет. В тексте нет упоминаний о боевых действиях, но трагедия Великой Отечественной войны незримо чувствуется. После прожитых лет герой иначе относится к старым фото — они хранят память о людях.
Одна из ключевых мыслей произведения Астафьева — ради дружбы можно пойти на все. Витя сильно переживал из-за того, что не может пойти фотографироваться. Тогда Санька решил его поддержать и тоже не ходить. Именно этот поступок позволил показать, насколько важна для него дружба. Витя не просил такого самопожертвования, это была инициатива Саньки.
Имеет значение и образ учителя. Он вырос и учился в городе, но это не помешало ему отправиться в деревню. Там он самоотверженно учил детей. Жители очень уважают его:
- приносят угощения;
- подшивают ему валенки;
- помогают колоть дрова и т. п.
Именно учитель принес Вите фотографию. Спустя много лет главный герой посмотрел на ребят, которые снялись на фоне его дома. Он помнил каждого и фото было своеобразной летописью истории.
В рассказе Астафьев постарался донести важную мысль — нужно всегда помнить о прошлом, чтить его, иначе невозможно наступление будущего.
Жанр
Небольшой рассказ «Фотография, на которой меня нет», входит в автобиографическое произведение писателя «Последний поклон», чей жанр определяется как повесть, состоящая из рассказов. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является одной из глав «Последнего поклона».
Произведение писателя автобиографично не только для него, но и для читателей. Все события близки и узнаваемы, герои настолько реальны, что многие из читателей узнают в них себя и своих близких, и дальних родственников. В создание этой книги, писатель вложил всю свою душу, и поэтому, она так дорога и понятна.
Популярные сочинения
- Сочинение Спешите делать добрые дела (6 класс)
С самого детства наши родители всегда говорят, что нужно быть добрым, совершать добрые поступки и делать как можно больше добрых дел. Ведь именно совершая, что-то хорошее, мы становимся счастливее, помогая бабушке - Экология русского языка — сочинение
Все языки – подарок, можно сказать, наследство от прародителей потомкам, которое необходимо оберегать, любить и относиться надлежащим образом. Каждое новое поколение приносит в свой язык нечто новое - Сочинение-описание по картине В лесу графини Мордвиновой. Петергоф Шишкина
Перед нами один из прекрасных и величественных пейзажей Ивана Ивановича Шишкина. Картина была создана в окрестностях Петергофа и Ораниенбаума в 1891 году. Шишкин снимал дачу в этих местах и создал здесь несколько полотен.
- Сочинения
- По литературе
- Астафьев
- Анализ произведения Фотография, на которой меня нет
Анализ рассказа Астафьева Фотография, на которой меня нет
Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора о родных местах, людях, проживающих там.
Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.
Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.
Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.
Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.
Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.
Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.
Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.
2 вариант
Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.
Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.
Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.
Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.
Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.
Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.
Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.
Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.
Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.
Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.
Вариант 3
Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.
С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить. А бабушка, Катерина Петровна, после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.
Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.
8 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет
Популярные сегодня темы
- Противоречия теории Раскольникова, в чем противоречия сочинение
Раскольников главный герой романа «Преступление и наказание» Достоевского. Сам Родион был обычным бедным студентом, которым пытался помочь всему миру, но после понимал, что многое не в его силах.
- Обобщающий смысл образа Хлестакова, его актуальность в наши дни
Центральным образом данной замечательной комедии явился персонаж по фамилии Хлестаков, который был раскрыт автором очень ярко, удачно и реалистично. В его образе раскрывается вся суть петербургского чиновничества в те времена
- План главы Фаталист романа Герой нашего времени Лермонтова
Печорин находится две недели в казачьей станице, офицеры привыкли вечерами собираться и играть в карты. Однажды вечером, они начинают разговор о том, что у каждого есть судьба, которая написана на небесах.
- Анализ главы Любани (Путешествие из петербурга в Москву Радищева)
Нечасто в русской литературе встретишь книгу в которой собрано большое количество очерков на различные темы и между собой мало связанные временем. Путешествие из Петербурга в Москву
- План рассказа Жизнь и воротник Тэффи
Оля Розова – главная героиня, честная и преданная женщина, живет в окружении таких же честных людей на протяжении трех лет. Но, когда она пришла за покупками в Гостиный двор