Анализ «Гроза» Островский
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8208.
Обновлено 24 Сентября, 2021
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8208.
Обновлено 24 Сентября, 2021
Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.
История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.
Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.
Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание картин Волжского простора и духоты калиновских нравов, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действия – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, её уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.
Жанр – драма.
Направление – Реализм.
История создания
К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.
Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.
Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.
Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.
Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.
Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.
Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.
Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.
Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.
Композиция
Анализ «Грозы» включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий.
В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинова. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.
Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с её новой семьёй. Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.
Развитие действия пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила греховный поступок по отношению к законному супругу.
Кульминация представлена признанием Катерины, совершённым под воздействием внутренних страданий и проклятий выжившей из ума барыни, и её добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех проблем только в своей смерти.
Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Грозы», а для основных подготовили отдельные страницы:
- Характеристика Катерины
- Характеристика Бориса
- Характеристика Кабанихи
- Характеристика Тихона
- Характеристика Варвары
- Характеристика Кудряша
- Характеристика Дикого
- Характеристика Кулигина
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» является драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.
Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придаёт большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Патиша Мугутдинова
18/19
-
アーネ ツクリ
11/19
-
Елена Адышева
14/19
-
Алиса Миллионова
19/19
-
Данил Калинин
17/19
-
Sherzod Toshtemirov
15/19
-
Виталий Жищенко
12/19
-
Владислав Соин
16/19
-
Андрей Дымков
19/19
-
Михаил Семенов
13/19
Рейтинг анализа
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 8208.
А какую оценку поставите вы?
История создания
В 1856 году драматург Александр Николаевич Островский принял участие в этнографической экспедиции, организованной Географическим обществом с участием литераторов, целью которой было изучение и описание быта жителей России, занимающихся судовождением. В апреле 1856 года Островский начал путешествие по Волге, которое продолжалось четыре месяца. Во время этого путешествия Александру Николаевичу довелось увидеть многие негативные явления: безграмотность, недоедание, самодурство, казнокрадство.
Драматург заносил в свой дневник наблюдения за бытом и характерами жителей приволжских городов. На основе этих наблюдений Островский создал несколько произведений, ярчайшее из них — пьеса «Гроза». Над ней драматург работал всё лето 1859 года. Закончил он её 9 октября, а 16 ноября уже состоялось первое представление этой пьесы в Москве.
Впервые опубликована драма «Гроза» в журнале «Библиотека для чтения», в январском номере 1860 года.
Направление, род и жанр
Пьеса «Гроза» относится к литературному направлению реализм. В ней автор отобразил быт и нравы провинциального городка, а созданные им характеры героев максимально приближены к реальным.
Это произведение относится к роду литературы, который называется «драма», литературный жанр её — тоже «драма». Автор считал «Грозу» социально-бытовой драмой, но некоторые исследователи определяют её жанр как бытую трагедию. Определённо можно сказать, что в этом произведении есть черты не только драмы, но и трагедии.
Сюжет, конфликт, композиция
Островский говорил, что сюжет «Грозы» навеял ему Торжок, красивый город в Тверской губернии «с волей для девушек и строгим затворничеством женщин». Действие пьесы происходит в вымышленном приволжском городе Калинове. В основе сюжета — классический любовный треугольник. Жена Тихона Кабанова, сына богатой купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) полюбила Бориса, племянника купца-самодура Савёла Прокофьевича Дикого. Она встречалась с Борисом в то время, когда муж был в поездке. После возвращения Тихона Катерина мучилась от боязни Божьего наказания за свой грех и во время грозы призналась Тихону и свекрови в измене. Не в силах терпеть постоянные упрёки Кабанихи, Катерина свела счёты с жизнью, бросившись в Волгу.
Действие в драме развивается благодаря двум конфликтам: внешнему и внутреннему. Внешний — это противоречие между властителями и подвластными, а внутренний, психологический конфликт — в душе главной героини.
Пьеса состоит из пяти действий. Композиция её построена на контрасте: жестокие нравы, царящие в городе Калинове, противопоставлены красоте волжского пейзажа, красоте природы. Эта антитеза представлена уже в начале пьесы.
Композиция пьесы «Гроза» состоит из следующих частей:
- Экспозиция — описание волжского простора, красоты природы и описания жестоких калиновских нравов, а также характера некоторых действующих лиц и уклада их жизни (действие 1-е, явления 1–4-е).
- Завязка — конфликт Катерины с Кабанихой (действие 1-е, явление 5-е).
- Развитие действия — описание взаимоотношений Катерины с Тихоном и Варварой, её любовь к Борису (действие 1-е, явления 6–9-е; действия 2–3-е).
- Кульминация внутренние терзания Катерины, её публичное признание в супружеской измене (действие 4-е).
- Развязка — самоубийство Катерины, протест Варвары и Тихона против тирании Кабанихи (действие 5-е).
Тематика и проблематика
Основная тема в пьесе «Гроза» — это изображение быта и нравов русского купечества середины XIX века. Кроме того, автор затронул следующие темы:
- Семья и домостроевские порядки.
- Любовь и неверность.
- Грех и покаяние.
- Отношение к религии.
- Самодурство и жадность богачей и слабость официальной городской власти.
- Свобода личности и деспотизм.
Проблемы, обозначенные в пьесе «Гроза»:
- Социальные проблемы: обличение самодурства и ущемления прав и свобод других людей богачами; кризис патриархального мира и неприятие нового его приверженцами; отношения разных поколений и тотальный контроль старших над младшими; отношения богачей и представителей официальной власти (пример: панибратское отношение Дикого к городничему).
- Философские проблемы: вера, судьба, смысл жизни, самореализация (пример: Кулигин видит смысл своей жизни в том, чтобы быть полезным для жителей Калинова).
- Нравственные проблемы: любовь, грех и покаяние (через образ Катерины); осуждение эгоизма, приспособленчества, нравственные слабости (через образы Варвары, Тихона и Бориса).
Идея и пафос
Главная мысль (идея) пьесы «Гроза» состоит в том, что даже в трагических жизненных обстоятельствах у человека сохраняется стремление к свободе и к счастью. Сильные личности противостоят деспотизму представителей «тёмного царства», а слабые проявляют покорность.
Пафос пьесы «Гроза», её ведущий эмоциональный тон, является трагическим.
Основные герои
У главной героини пьесы «Гроза» Катерины романтическая натура. Этой молодой женщине душно в атмосфере неискренности, которую создала в доме её властолюбивая и деспотичная свекровь. Катерина — свободолюбивая личность со сложным характером. С одной стороны, характер у неё сильный, но у героини проявилась и слабость, когда она, страстно влюбившись в Бориса, поддалась искушению и изменила с ним мужу, в общем-то неплохому человеку, доверявшему ей.
Система образов пьесы выявляет конфликт властных и деспотичных богачей с подвластными им людьми и простыми обывателями города Калинова.
Купчиха Кабаниха представлена в пьесе как ревностная защитница патриархальной старины. Она настолько властная, что взяла на себя мужскую функцию и вместо того, чтобы передать власть и дела своему взрослому сыну Тихону, сама распоряжается и торговыми, и домашними делами. Именно Кабаниха «сокрушила» душу Катерины.
Другой хозяин жизни, богатый купец Дикой, показан в пьесе как самодур, не признающий нравственных правил. Не признаёт Дикой и доводов разума. Механик-самоучка Кулигин не может убедить его в необходимости для города громоотводов, так как Дикой уверен, что гроза даётся Богом в наказание людям. Умный, образованный Кулигин не может противостоять отсталым взглядам на мироустройство, свойственным калиновцам.
Муж Катерины Тихон и её возлюбленный Борис — люди слабовольные, зависимые от старших (Тихон — от Кабанихи, Борис — от Дикого). Их можно отнести к жертвам «тёмного царства».
Дочь Кабанихи Варвара и конторщик Дикого Кудряш представляют в пьесе молодое поколение. Они не желают поддаваться диктату сильных мира сего.
Эпизодические персонажи (Феклуша, Глаша, полусумасшедшая барыня) тоже необходимы в образной системе пьесы, так как каждый из них выполняет свою роль: Феклуша способствует отсталому взгляду калиновцев на мир, Глаша же олицетворяет отсталость своих земляков, а полусумасшедшая старая барыня предрекает страшный финал пьесы.
Художественное своеобразие
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский портреты героев создаёт не только описанием их поступков, но и оценкой, которую дают героям другие персонажи, и первыми репликами, с какими они вступают в действие. Речь героев передаёт черты их характеров (например, речь Кабанихи и Дикого подчёркивает их деспотичность, а речь Катерины — её стремление к воле). Язык большинства персонажей пьесы простой, народный.
В начале пьесы представлен прекрасный волжский пейзаж, которым любуется Кулигин и который уже не восхищает большинство калиновцев, так как они к нему пригляделись.
На фоне чудесного пейзажа отчётливее выступает основная антитеза драмы «Гроза» — вольная, любящая душа Катерины и в противовес ей — деспотизм и самодурство калиновских богачей. В пьесе представлена и такая антитеза — Кулигин и Дикой (образованность Кулигина противопоставлена невежеству Дикого).
В пьесе широко используется символика. Само слово «гроза», вынесенное в заглавие, символично и метафорично. В пьесе образ грозы символизирует и стихийную силу природы, и грозу в душах людей, в состоянии общества.
В мечтах Катерины символический образ воли ассоциируется с Волгой и с полётом. «…Кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке…» — говорит она Варваре. А ранее она говорит ей: «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь». Образ птицы, воплотивший тоску Катерины по воле, появляется на страницах произведения несколько раз.
Есть в пьесе и другие символы, например, ключ от садовой калитки, который дала Катерине Варвара, является символом греховного искушения. Изображение «геены огненной» на стене старинной постройки, которое увидела Катерина во время грозы, символизирует душевные мучения этой героини.
Сам город Калинов является символом общества, живущего по домостроевским, мещанским законам.
А. Н. Островский использует в пьесе «Гроза» приём «говорящих фамилий», а также особых примет персонажей. Например, характер Дикого вполне соответствует его фамилии, горожане называют его «воином» — это примета данного героя.
Значение произведения
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» интересна не только своим сюжетом и характерами героев, но и тем, что в ней автор развил и обогатил искусство драматургии и приёмы создания характеров персонажей. Это касается, например, развёрнутой экспозиции, характера ремарок и много другого.
Автор вынес в пьесе «Гроза» на всеобщее поругание представителей «тёмного царства», показав, что они калечат души других людей. По утверждению Н. А. Добролюбова, «Гроза» является самым решительным произведением Островского. Трудно не согласиться с этим мнением, ведь автор пьесы прекрасно показал основной порок «тёмного царства» — его антигуманистическую сущность.
Чему учит пьеса «Гроза»
Пьеса заставляет задуматься о том, было ли самоубийство главной героини единственным для неё выходом из создавшегося положения. Также читатель задумывается и о том, что показывает трагический финал пьесы — силу или слабость характера Катерины.
Наверняка, героиня погубила себя в состоянии аффекта, поэтому брать пример с неё не следует. Пьеса «Гроза» учит тому, что в критических ситуациях человеку, для которого чувства имеют большое значение, нужно включать свой разум.
Боясь людского осуждения, тоскуя о Борисе, Катерина совершила непоправимое: утопилась в Волге. И здесь тоже можно задуматься: а была ли у героини истинная вера в Бога? Настоящая веру помогает переносить испытания и пресекать греховные мысли. А вроде бы религиозная, богобоязненная Катерина совершила два греха: прелюбодеяние и самоубийство. И даже если считать её поступки протестом против домостроевских порядков, это не свидетельствует о её истинной вере в Бога.
Сейчас многие считают, что в те дикие времена, когда люди были малообразованны, правила Домостроя были необходимы. Благодаря им семьи были крепче, а жена богатого человека, избавленная даже от домашней работы, но материально зависимая от мужа, уважала его и почитала как главу семьи.
Сейчас считается, что домостроевские порядки и правила неактуальны, так как женщины стали самостоятельными, они получают образование и работают, так как не всегда муж может их материально обеспечить. Но психология людей во многом не изменилась. Пьеса «Гроза» учит современных девушек и юношей с романтической, ранимой душой не слишком поддаваться эмоциям, а стараться побольше рассуждать о жизни и помнить, что все неприятности и даже горе можно преодолеть.
Учительница Косточка задаёт прочитать:
Первый вариант анализа
Пьеса А.Н. Островского «Гроза» по праву считается вершиной его литературной деятельности. Созданная накануне предстоящих государственных реформ, она, как нельзя лучше, описала перелом, происходящий в общественном сознании народа.
Жанр
Жанр пьесы «Гроза» невозможно определить точно. Одни исследователи считают так же, как и сам автор, что это социально-бытовая драма, а другие, основываясь на присущие элементы трагедии, определяют жанр «Грозы» как бытовая трагедия. Одно известно точно: в этой пьесе присутствуют черты и драмы, и трагедии.
История создания
На создание пьесы «Гроза» повлиял предыдущий опыт автора. Здесь он раскрывает ту же проблематику, что и в «москвитянских» пьесах, но меняется образ семьи. Новшеством в творчестве Островского является появление светлого и доброго начала в лице главной героини.
Первые наброски «Грозы» датируются летом 1859 года, а уже к началу октября автор имел полное представление о том, над чем он будет работать. На сюжет произведения оказало большое влияние его путешествие по Волге. Он принимал участие в этнографической экспедиции, организованной при помощи морского министерства, с целью изучения обычаев и традиций коренного населения России.
Явным результатом этого путешествия стал город Калинов – собирательный образ разных приволжских городов, похожих между собой, но имеющих какие-то свои индивидуальные особенности. Также Александр Николаевич все свои наблюдения относительно быта и поведения жителей провинции записывал в дневник. Позже он использовал эти материалы для создания героев пьесы.
Тема
Катерина. Иллюстрация С. Герасимова
А.Н. Островский поднял множество важных тем в своей пьесе, но основной стала тема столкновения двух эпох и их представителей. Друг другу противостоят приверженцы патриархального уклада и молодое, смелое поколение, полное светлых надежд на будущее.
Главная героиня стала олицетворением именно этой новой эпохи, в которой превыше всего ценилась свобода человека и его права. Катерина не могла мириться с окружающей её жестокостью, идти наперекор себе и унижать собственное достоинство в угоду патриархальным порядкам. Всем своим естеством она стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях устаревшего патриархального строя этим мечтам было не суждено сбыться.
Основная мысль
Основная мысль пьесы заключается в том, что свобода – это главная жизненная ценность, и, лишившись её, человек теряет смысл в жизни. Волевая, решительная, честная личность не может счастливо жить в обществе, где царят жестокие нравы, где всё держится на страхе, лжи и угнетении.
Композиция
- Экспозиция: описание города, в котором происходят происходящие события;
- Завязка: непрекращающийся конфликт Катерины с семьёй её мужа и всем обществом в целом;
- Развитие действия: попытки разрешить сложившийся конфликт;
- Кульминация: последний монолог Катерины перед её смертью;
- Развязка: невозможность разрешения конфликта, смерть Катерины, протест Тихона;
Проблематика
Автор поднимает в пьесе множество проблем, но основными являются нравственные проблемы, связанные с воспитанием, любовью, преданностью, тиранией, грехом и покаянием. Ещё одной значимой проблемой, раскрытой в произведении, выступает проблема совести. Островский осуждает слабость Тихона и Бориса, которые не способны защитить честь их любимой женщины. Зато Катерина оказывается способной даже лишить себя жизни, лишь бы заглушить голос совести.
Конфликт
В основе сюжета лежит противостояние старого и нового мира. Социальный конфликт неизбежно влечёт за собой общественные и личные проблемы. Жители Калинова глупы и не образованы, поэтому не могут адекватно относиться к реальности. Их мировоззрение обращено к прошлому, несмотря на уже изжившие себя порядки и устои.
Второй вариант анализа
В пьесе «Гроза» А.Н. Островский правдиво изобразил нравы и жизненные ценности купеческого сословия. Это произведение не укладывается в рамки обычного социально-бытового конфликта. Трагедия Катерины отчетливо показала перелом, происходящий в то время в народном сознании, когда свобода личности и слова противостояла существующим традициям и устоям.
История написания пьесы
Кабаниха и Феклуша. Иллюстрация С. Герасимова
Идея, лёгшая в основу сюжета «Грозы», пришла в голову Островскому после экспедиции по Волге, в ходе которой он познакомился с жизнью провинциальных городов. Он записывал в свой дневник не только обычаи и традиции, присущие данным краям, а и особенности поведения местных жителей. В дальнейшем всё это ляжет в основу его пьесы.
К написанию произведения Островский приступил летом 1859 года, а спустя несколько месяцев сюжет был готов. К этому же году относятся первые постановки пьесы в театре, а в следующем – она начинает уже печататься.
Жанр
По мнению самого Островского, «Гроза» – это драма, потому что этот жанр определяется тяжёлым сюжетом, события которого могут произойти в реальном мире. А литературные исследователи пришли к выводу, что это бытовая трагедия. Об этом говорит описание нравов, повадок и быта жителей провинциального городка.
Композиция
- Экспозиция – описание характеров главных героев и их быта;
- Завязка – конфликт Катерины и Кабанихи;
- Развитие действия – отношения Катерины и Бориса;
- Кульминация – смерть Катерины;
- Развязка – протест Тихона и Варвары против тирании их матери;
Смысл названия
Гроза в пьесе – это не только природное явление, это ещё и символ грядущих перемен в «тёмном царстве», изменений в образе жизни, установившемся много лет назад. Все герои произведения боятся грозы, считая, что это кара Божья, возмездие за совершенные ними грехи. А Катерина боится её больше всех, считая свою любовь к Борису – страшнейшим грехом.
Именно гроза способствует развязке конфликта. Главная героиня приняла удары за знак свыше, поэтому бросилась в воды Волги, не выдержав своего безвольного существования.
Главная идея
Автор хотел показать в своей пьесе, что желание человека быть свободным – непреодолимо. И никакие устои не могут помешать этому стремлению. Свобода ассоциируется в мечтах Катерины с полетом, поэтому она решила совершить свой последний полёт, бросившись с обрыва, чтобы стать, наконец, свободной. Своим поступком она дала понять, что никто не сможет удержать её душу, заставить её остаться в этом жестоком мире.
Критика
«Гроза» стала предметом дискуссий критиков как 19, так и 20 века. К примеру, Аполлон Григорьев особое значение придавал детальному изображению народной жизни в пьесе. В качестве его оппонента в этом вопросе выступал Фёдор Михайлович Достоевский, который считал, что внутренний конфликт Катерины намного важнее освещения быта и нравов русского народа.
У Н.А. Добролюбова были совсем иные взгляды, он обратил внимание на отсутствие авторских выводов в финале. По его мнению, это даёт возможность читателю остаться при своём мнении, сделав собственное умозаключение. Кроме того, Добролюбов высоко оценил революционные мотивы пьесы: желание свободы, борьбу за правду и права человека. В отличие от Фёдора Михайловича, он видел основной конфликт главной героини не в душевных терзаниях, а в противостоянии жестокому миру самодурства и тирании. Именно он назвал Катерину «лучом света в тёмном царстве».
Ещё одним литературным критиком, написавшим отзыв о «Грозе», стал Д.И. Писарев. Его виденье резко отличалось от выводов, сделанных Добролюбовым, поэтому его статьи представляли собой опровержение идей Николая Александровича. Писарев приравнивал Катерину к тем героям, которые стремятся сломать существующие устои, как Евгений Базаров из романа Тургенева. Он видел в Катерине то, что способно подтолкнуть к началу революции, к отмене крепостного права. Однако его надежды не оправдались, поэтому в дальнейшем он будет рассматривать гибель главной героини «Грозы» как гибель всяческих надежд на улучшение жизни в России.
Третий вариант анализа
Основной конфликт
Посетив города Поволжья и понаблюдав за нравами их жителей, А.Н. Островский в 1959 году написал пьесу «Гроза». Автор изобразил быт и нравы провинциальных жителей в преддверии отмены крепостного права. Основной конфликт пьесы – противостояние прошедшего и будущего, новаторского и консервативного, света и «темного царства».
Место действия
Действие пьесы происходит в вымышленном городке Калинове на берегу Волги. Показывая в пьесе условное место действия, автор убеждает читателя, что такой строй был характерен для всех российских городов.
Главные герои
Главным действующим лицом пьесы выступает Катерина Кабанова – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Она отличается от остальных героев внутренней силой, высокой духовностью и свободолюбием.
Героиня мечтает жить честно и вольно. Не желает обманывать мужа и свекровь, ведь обман унижает человека. Этот внутренний конфликт – желание оставаться честной перед собой и другими и невозможность этого – приводит к трагедии.
Обстоятельства сложились так, что Кате уже не было возможности выбраться из замкнутого круга. Влюбившись в Бориса, Катерина словно обретает силы для борьбы со старыми устоями. Она начинает задумываться о разводе с Тихоном, чтобы начать строить новую жизнь в новом месте с Борисом. Но Борису не хватает решительности и смелости для такого поступка.
Через образ главной героини раскрывается основной конфликт пьесы. Представители старшего поколения – Купчиха Кабанова и Дикой – устанавливают свои правила жизни и держат молодое поколение в состоянии униженных и запуганных.
Катерина, оказавшаяся под гнетом обстоятельств, сопоставляется с другими действующими лицами драмы, которые стараются хоть как-то подстроиться под условия жизни. Варя, например, обманывает мать, а Тихон предпочитает слушаться ее указаний.
Противостояние
Катерина, способная дать отпор старине, несомненно, принадлежит к категории новых людей, стремящихся жить по чести, с достоинством. Другие жители города привыкли к лжи и упрекам. На примере столкновения двух этих позиций в пьесе развивается конфликт поколений – старого и нового, причем кульминация этого столкновения приходится на внутренний мир героини. Она осознает, что жить по-старому уже невозможно, но и жить по-новому не получается, так как нет поддержки от близких людей.
Критика
Произведение вызвало множество откликов и критики. Некоторые восхищались изображением жизни простого народа в пьесе. Другие утверждали первостепенное значение внутреннего конфликта Катерины. Третьих вдохновляло отсутствие авторской оценки финала пьесы и, как следствие, возможность для читателя составить собственное мнение о случившемся.
Анализ пьесы помогает лучше понять сюжет произведения, его особенности и получить представление о социальном строе того времени. «Гроза» – пьеса, открывшая новые способы и стороны постановки проблемы в литературном произведении. В этом и выражается новаторство драмы.
Список рекомендованной и использованной литературы
- Аникин А.А. К прочтению пьесы А.Н. Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 1998 г.
- Грачёва И.В. Художественная деталь в пьесе Островского «Гроза». // Лит. в шк. – 2003 г.
- Егоров Б.Ф. Русский характер // Егоров Б.Ф. От Хомякова до Лотмана. М.: Языки славянской культуры, 2003 г.
- Лакшин В.Я. Мудрость Островского // Островский А.Н. Соч. в 3 тт. Т. I. М.: Художественная литература, 1987 г.
- Орлов П. Драма Островского «Гроза» в оценке Добролюбова и Писарева. // Лит. в шк. – 1967 г.
- Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб.: Азбука, 2000 г.
Даниил Романович | Просмотров: 4.4k