Главная мысль рассказа хамелеон чехова

Антон Павлович Чехов вошёл в историю как последний писатель Золотого века русской литературы. Мастер словесности и знаток человеческой души Чехов прославился на весь мир, прежде всего, своими пьесами. Но свой творческий путь Антон Павлович начинал как писатель-новеллист, создатель огромного количества остроумных рассказов. Одним из самых известных творений этого творческого периода писателя является рассказ «Хамелеон», отразивший в себе все особенности стиля раннего Чехова. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его анализ по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Смысл названия
  • 4 Суть: о чём?
  • 5 Главные герои и их характеристика
  • 6 Темы
  • 7 Проблемы
  • 8 Основная идея
  • 9 Чему учит?
  • 10 Что высмеивает автор?
  • 11 Критика

История создания

Начало становления Чехова-писателя и создание множества его рассказов совпало с одним из самых тяжёлых периодов его жизни. В 1876 году отец писателя – богатый купец, разорился, семья осталась без средств к существованию, а сам Чехов был вынужден вести полуголодное существование в Москве, параллельно учась на медицинском факультете Московского университета. Именно тогда, чтобы заработать хоть немного денег, Чехов начал нести в различные журналы свои рассказы, созданные под влиянием не притягательной и тяжёлой действительности.

Хамелеон был создан в 1884 году, когда тяжёлые времена были уже позади, но всё равно оставили глубокий отпечаток в его душе. Накопленные за эти годы едкая желчь и негатив, прикрытые юмором, в полной мере нашли отражение в этом произведении.

Жанр и направление

Рассказ «Хамелеон» относится к литературному направлению реализма. В своём произведении создатель стремится объективно отобразить реальную жизнь. Образы героев, их поведение и мотивы максимально приближены к реальности. Читатель может поверить в то, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр «Хамелеона» можно определить, как юмористический рассказ. Это небольшое произведение, описывающее повседневную ситуацию, охватывающее маленький промежуток времени и включающее в себя малое число действующих лиц. В произведении намеренно отсутствуют любые детали, которые могли бы указать на место и время описываемых событий, чтобы подчеркнуть типичность приведённой ситуации.

Смысл названия

Название рассказа «Хамелеон» имеет скрытый смысл. В дикой природе хамелеон — это рептилия, которая меняет свой окрас, маскируясь под окружающую местность. Так же, как хамелеон меняет свой цвет, ощущая опасность, так и герой рассказа на ходу меняет своё мнение, чтобы избежать проблем на службе. Таков смысл заглавия «Хамелеона».

Так почему Чехов назвал рассказ «Хамелеон»? В книге даётся намёк на типичность описываемой ситуации. Таким образом, рассматривая отдельный случай, Чехов проецирует его на всё общество, говоря о том, что все люди являются такими же беспринципными хамелеонами, подстраивающимися под любую ситуацию, чтобы обеспечить свою безопасность.

Суть: о чём?

Идя по Базарной площади, полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин, видят, как золотых дел мастер Хрюкин гонится за белым борзым щенком. Начинается разбирательство. Хрюкин сообщает, что собака ни с того, ни сего укусила его за палец. Реакция надзирателя однозначна – собаку убить, а хозяина оштрафовать. Однако внезапно из толпы слышен крик, что щенок принадлежит генералу Жигалову. Очумелов тут же меняет тон, снимает пальто и начинает обвинять Хрюкина во лжи. Кто-то из толпы начинает утверждать, что Хрюкин сам ткнул собаке в морду цигаркой.

В этот момент ситуация снова меняется коренным образом, когда Елдырин сообщает, что Жигалов не держит борзых. Очумелов уже снова намерен убить собаку, но городовой, рассуждая о том, что собака всё-таки может быть генеральской, снова сеет в его сердце сомнения. Надзиратель накидывает на себя пальто, а после приказывает отвести собаку к генералу и спросить у него.

В этот момент на площади появляется генеральский повар Прохор, который заявляет, что собака точно принадлежит не генералу. Очумелов снова заявляет, что собаку необходимо убить, но в этот момент Прохор говорит, что собака принадлежит брату генерала, заехавшему в гости. Толпа хохочет над Хрюкиным, а надзиратель рассыпается в любезностях, отпускает собаку и, погрозив напоследок мастеровому, идёт дальше по своим делам. Краткий пересказ произведения для читательского дневника Вы можете найти по ссылке.

Главные герои и их характеристика

Многомудрый Литрекон, учитывая поведение персонажей, заключил их в таблицу. Там Вы увидите образы героев и их характеристику в рассказе «Хамелеон».

Очумелов полицейский надзиратель. Властный и грубый с простыми людьми. Однако готов лепетать и пресмыкаться даже не перед сильными мира сего, а перед их прислугой. На словах стоит за закон, но на деле всегда становится на сторону богатых и влиятельных господ. Говорящая фамилия подчеркивает его растерянность перед лицом вопроса: стоит ли щадить собаку, желая угодить генералу, или она вовсе не принадлежит высокопоставленному чиновнику? Свое мнение герой меняет, как и положение пальто: то надевает, то снимает его, как окрас хамелеона.
Хрюкин Хрюкин – золотых дел мастер. Грубиян и выпивоха. Ставит себя выше окружающих, так как имеет брата в жандармерии. Поразительно жестокий человек, который хочет убить животное лишь на том основании, что оно его укусило. Поэтому автор награждает его унизительной фамилией, указывающей на животную сущность жестокого человека.

Темы

Тематика рассказа «Хамелеон» тоже томится здесь, но не в полном составе. Если ее нужно дополнить, напишите об этом в комментариях.

  1. Лицемерие – в рассказе писатель показал, как в обществе закрепилась отвратительная практика, когда, оправдываясь законами и заявляя о справедливости, люди прикрывают свою алчность и желание угодить вышестоящим господам.
  2. Чинопочитание — основная тема «Хамелеона». Очумелов очень хочет проявить себя в лизоблюдстве, поэтому не стесняется толпы и меняет мнение, лишь бы подстроиться под вышестоящего человека. В зависимости от принадлежности собаки, он то хвалит, то ругает ее.
  3. Доброта и жестокость — люди готовы убить или помиловать животное, но судьба его решается происхождением хозяина, а не мерой вредоносности питомца. Никто из толпы не проявил искреннего интереса у участи собаки, как будто ее жизнь была всем глубоко безразлична.

Проблемы

Проблематика рассказа Чехова «Хамелеон» тоже может быть описана подробнее, если читатель проявит инициативу в комментариях. 

  1. Нравственные пороки – за короткий промежуток времени Чехов затрагивает довольно большое число пороков: чинопочитание, пьянство, алчность, жестокость и невежество, свойственные толпе недалёких обывателей.
  2. Духовное рабство— толпа безропотно внемлет Очумелову и этим одобряет его образ действий. Никому не кажется странным, что надзиратель постоянно меняет свое мнение. Обыватели также зависимы от таинственного генерала, как и Очумелов. Табель о рангах заменяет им священные тексты, поэтому люди относятся друг к другу не как братья, а как чиновники разных ведомств. 
  3. Трусость — люди настолько запуганы несправедливостью общества, в котором они живут, что не удивятся, если таинственный генерал уволит их за случай с собакой. Поэтому Очумелов перестраховывается и стремится обезопасить себя от гнева вышестоящего человека. Его страх — характерная примета времени.

Основная идея

Под видом бытовой ситуации Чехов кратко охарактеризовал те общественные проблемы, которые он видел вокруг себя в повседневной жизни. Смысл рассказа «Хамелеон» заключается в том, что люди теряют лицо и свое человеческое достоинство в погоне за одобрением вышестоящих господ. Они делают это даже не с целью получить выгоду, а просто потому, что находятся в рабстве у предрассудков. Кто-то дал одному мундир чуть получше, и другие тут же склоняются перед ним в раболепстве, не задумываясь о том, зачем ему такие почести? Он, как и Хрюкин с Очумеловым, выполняет свою работу, только и всего, а его собаки и слуги не имеют к этой службе никакого отношения. Получается, что люди сами, по своей охоте, падают ниц и унижаются, теряя себя и свое мнение. Этого быть не должно.

Через сатиру и карикатуру писатель стремится вскрыть перед читателями общественные пороки и жестоко высмеять их, чтобы сподвигнуть людей к работе над собой. Чехов осуждает лицемерие, чинопочитание, беспринципность тех, кто должен охранять порядок. Такова главная мысль рассказа «Хамелеон».

Чему учит?

Автор призывает читателя серьёзно относиться к законам и строго следовать им, а не пытаться использовать правосудие ради своей пользы. Такова мораль произведения «Хамелеон». Нравственные уроки рассказа побуждают нас быть более принципиальными и самостоятельными в выборе и защите своего мнения.

Писатель осуждает слепое чинопочитание и стремление угодить сильным мира сего, которое идёт в разрез с законами общества и морали. Также с помощью образа Хрюкина Чехов заставляет задуматься о том, что пьянство и жестокое отношение к животным низводят человека до уровня зверя.

Что высмеивает автор?

Чехов высмеивает беспринципность, раболепство и лицемерие Очумелова. Сатира в рассказе «Хамелеон» создается при помощи антитезы. Чтобы подчеркнуть перемены, которые происходят в его поведении, он описывает, как он то снимает, то надевает пальто, тыкая городовому, чтобы он помог это сделать. Удивителен контраст между отношением надзирателя к подчиненному — городовому, и генералу: одного он третирует, как и Хрюкина, а перед генералом и его родной преклоняется до умиления, что говорит о двуличности его натуры.

Для создания реалистичной атмосферы автор использует в речи героев просторечия: «ихний», «ишь ты», «цуцык» и т.д. Юмор в рассказе «Хамелеон» подчеркивается гримасами героев: так, лицо надзирателя «заливается улыбкой умиления», когда он узнает, что приехал брат генерала, и собака принадлежит ему.

Критика

Конечно, рассказ «Хамелеон» на стал столь же всемирно известным литературным шедевром, как «Вишнёвый сад» или «Чайка», но он занял своё место в литературе, как пример классического русского рассказа.

О нем писали многие литературоведы, в том числе М. Семанова. Она описала художественные особенности рассказа «Хамелеон» и заострила внимание на роли художественной детали в книге:

С большим мастерством Чехов показывает шесть превращений Очумелова. В поведении, в речи, в интонациях Очумелова появляется то деспотическая, то рабья сущность его натуры. Властные, строгоначальственные нотки сменяются рабски-трусливыми, холопски-умиленными.

Этими резкими переходами в поведении и в речи Очумелова Чехов достигает комического эффекта. Такого же эффекта добивается писатель, рассказывая, как действующие лица серьезно, горячо обсуждают пустяковый вопрос: кому принадлежит собака. (М. Семанова, пояснение к рассказу «Хамелеон» из книги «А.П.Чехов. Рассказы», изд-во ДЕТГИЗ, 1954 г.)

Это, казалось бы, незначительное произведение известно каждому русскоговорящему читателю и даже было несколько раз экранизировано.

Автор: Михаил Щепин

«Хамелеон» читательский дневник

«Хамелеон» читательский дневник

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1678.

Обновлено 8 Августа, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1678.

Обновлено 8 Августа, 2021

«Хамелеон» – это юмористический рассказ о двуличном полицейском надзирателе, который, словно хамелеон, менял своё мнение в зависимости от обстоятельств.

Краткое содержание «Хамелеон» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Хамелеон

Число страниц: 3. Антон Чехов. «Хамелеон. Рассказы». Издательство «Лениздат». 2013 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1884 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в России в конце XIX века, в одном из уездных городов. В то время полицейские надзиратели не только следили за порядком в городе, но и принимали единоличные решения по мелким правонарушениям. Основное действие рассказа разворачивается на базарной площади такого небольшого города.

Главные герои

Очумелов – полицейский надзиратель, беспринципный, недалёкий, трусливый, приспособленец, который во всех вопросах ищет собственную выгоду.

Елдырин – городовой, глупый, безликий человек без собственного мнения, прислужник Очумелова.

Хрюкин – ювелир, большой любитель выпить и поскандалить, лицемерный, лживый человек.

Генерал Жигалов – внесюжетный персонаж, важное лицо в городе, внушающее всем трепет и уважение.

Прохор – повар, работающий у генерала, простой и бесхитростный человек.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

По базарной площади прогуливался полицейский надзиратель по фамилии Очумелов. За ним шагал городовой, который нёс конфискованный крыжовник. Послышался собачий визг, и Очумелов увидел, как за собакой гнался разъярённый мужик. Им оказался золотых дел мастер Хрюкин, который, поймав собаку, продемонстрировал собравшейся толпе окровавленный палец.

Оценив обстановку, Очумелов решительно заявил, что собаку нужно непременно убить во избежание других неприятных прецедентов. Он уже отдал было распоряжение городовому Елдырину, но тот сказал, что собака, по всей видимости, принадлежала генералу Жигалову. После этих слов вся решительность Очумелова испарилась, и он принялся обвинять Хрюкина в том, что он сам себе повредил палец, а на несчастную собаку наговаривает.

Тем временем Елдырин засомневался относительно принадлежности собаки генералу. Он стал рассуждать, что у Жигалова почти все собаки легавые. Очумелов тут же преобразился, заявив, что у генерала не может быть беспородных собак, а эта – явно непонятно что. Полицейский посоветовал Хрюкину добиться законной справедливости, и в этот момент из толпы раздался голос, что собака действительно генеральская. Очумелов вновь начал сомневаться в своём решении и принялся обвинять Хрюкина, а не собаку.

В это время на площади показался генеральский повар Прохор. Его спросили, есть ли у его хозяина такая собака, на что тот ответил, что господин Жигалов не держит беспородных собак. Полицейский тут же разразился тирадой о том, что бродячих псов нужно истреблять.

Между тем Прохор заметил, что собака принадлежит не генералу, а его брату. Очумелов расплылся в улыбке и спросил повара, неужели к генералу пожаловал его брат. При этом он стал нахваливать ловкость собачонки, укусившей за палец Хрюкина. Повар забрал с собой собаку, а толпа принялась потешаться над Хрюкиным. Очумелов пригрозил пострадавшему, после чего продолжил свой обход площади.

Вывод и своё мнение

В центре произведения, безусловно, является поведение полицейского надзирателя Очумелова. Обладая подвижной, приспособленческой натурой, он с легкостью менял своё решение в зависимости от ситуации в более выгодную для себя сторону. В своих действиях надзиратель руководствовался не законом, но прежде всего собственными интересами, что не делает ему чести. Примечательно, что люди, собравшиеся на площади, воспринимали подобное поведение как должное, и не возмущались двуличием полицейского. Таким образом, писатель не только продемонстрировал человеческие пороки в лице главного героя, но и показал проблемы в социуме, которые остаются насущными и по сей день.

Главная мысль

В любой ситуации человек должен поступать справедливо, придерживаться одной позиции. Особенно это касается представителей закона, которые должны честно выполнять свои обязанности.

Авторские афоризмы

«…чтоб от твари терпеть…»

«…Она, может быть, дорогая, а ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить…»

«…Никак беспорядок, ваше благородие!..»

«…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете…»

Толкование непонятных слов

Надзиратель – в Российской империи чиновник городской полиции.

Городовой – низший чин полицейской стражи городской полиции в Российской империи.

Кабак – питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.

Купец – человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Ваше благородие – обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику.

Цыгарка – сигарета.

Жандарм – конный полицейский в Российской империи, имеющий особые права.

Шельма – плут, мошенник, обманщик, пройдоха, отъявленный негодяй.

Протокол – документ, фиксирующий какое-либо событие, факт или договорённость.

Тест по рассказу

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Багдат Мырзахметова

    9/10

  • Слайм Анютка

    9/10

  • Ирада Беева

    10/10

  • Степан Степанов

    9/10

  • Vadim Maskaev

    10/10

  • Настя Север

    8/10

  • Said Lore

    10/10

  • Ваня Комаров

    10/10

  • Юрий Грехов

    7/10

  • اقتلني أرجوك

    10/10

Рейтинг читательского дневника

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 1678.


А какую оценку поставите вы?

Хамелеон Чехов А.П. — читательский дневник

Чехов Антон Павлович

1860 — 1904

Читательский дневник по рассказу Чехова «Хамелеон» поможет сделать акцент на его основных значимых моментах. В данном произведении автор мастерски описал небольшую сценку на базарной площади, которая читателя и насмешит, и заставит задуматься. Рассказ интересен не только для российских читателей, он известен и популярен во всем мире.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ
  4. Главная мысль, чему учит произведение
  5. Вывод и своё мнение
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Афоризмы, понравившиеся цитаты

1. Время и место сюжета

Чехов написал рассказ в 1884 году. Приблизительно это же время описано и в произведении. Сюжет разворачивается на базарной площади одного из городов России.

2. Главные герои и их характеристика

Хрюкин — человек, любящий выпить, поскандалить, обратить на себя внимание. Он дразнит щенка, а потом получает по заслугам. Чехов дает емкую фамилию персонажу, которая и показывает его истинное нутро.
Очумелов — беспринципный человек, для которого существует только одна правда – та, которая выгодна лично ему. Он подстраивается под ситуацию, как ящерица, которая меняет цвет. Чехов дал ему соответствующую фамилию. Действительно, можно очуметь, если неоднократно менять свою позицию на противоположную в течение нескольких минут.
Елдырин — городовой. Этот человек безлик, прислуживает Очумелову. Для него приказы начальника разумны и справедливы.

3. Краткий пересказ рассказа

Очумелов, полицейский надзиратель, идет по базарной площади в сопровождении городового. Они слышат шум, подходят к толпе людей. Блюстители порядка узнают, что полупьяного Хрюкина, ювелира, укусила собака. Он выставил укушенный палец и желает получить компенсацию. Для полицейского надзирателя важно выяснить, кто хозяин собаки.

Из толпы он слышит совершенно разные реплики. Они мгновенно меняют отношение Очумелова к происходящему. Если щенок – собственность генерала или его брата, то Очумелов обращается к ней по-доброму, нежно и порицает Хрюкина, если же – нет, то поддерживает протест Хрюкина, в собаку собирается «истребить». В итоге выясняется, что ее хозяин – брат генерала, которому собаку и возвращают.

Смотрите более подробный краткий пересказ рассказа Хамелеон Чехова А.П.

4. Главная мысль, чему учит произведение

Независимо от ситуации, человек должен руководствоваться чувством справедливости, быть честным перед собой и перед людьми.

5. Вывод

Хамелеон – это вид ящериц, меняющий свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. Если говорить о человеке-хамелеоне, то речь идет беспринципности, изменении своих взглядов в угоду окружению, обстановке. Толпа потешается над Хрюкиным, но у меня смех вызывает именно полицейский надзиратель. Он в течение короткого отрезка времени кардинально меняет свое мнение на противоположное. И это повторяется несколько раз. С такими людьми неприятно общаться, сложно сотрудничать и дружить.

Исторически у россиян была не очень легкая жизнь. В сталинскую эпоху приходилось соответствовать ожиданиям вышестоящих органов, вести себя тихо и незаметно, следить за тем, что говоришь. Иначе можно было погубить себя и свою семью. Приспосабливаясь к обстоятельствам, люди превращались в подобострастных хамелеонов.

Теперь другое время, легче говорить то, что думаешь, делать, что хочешь. Но пережитки давней эпохи сказываются на нас до сих пор. Я наблюдала их в своей семье – и в отце, и в матери, и в более старшем поколении. Я и в себе замечаю такое же поведение хамелеона. Я подстраиваюсь под других людей из страха быть непонятой и непринятой, боюсь полицейских, вышестоящих органов. Бывают моменты, когда не хочу сделать человеку больно, отмалчиваясь или соглашаясь с ним. Мне такое поведение не нравится, я стараюсь изменить себя.

6. Система образов произведения

Систему образов можно назвать неразветвленной — несколько главных героев и толпа. Центральное место занимает собака – дрожащий перепуганный щенок, которую тоже можно отнести к главным героям.

Образ ювелирного мастера противостоит образу собаки, которую он сам же дразнил. Образ Очумелова сливается поочередно то с собакой, то с Хрюкиным, им же и противостоит. Все зависит от того, кто хозяин собаки, а полицейский надзиратель умеет держать нос по ветру.

Есть еще образ толпы, выполняющей второстепенную роль. Она сливается с образами Очумелова и городового, пытается помочь им выделить виновника. Толпа противостоит образу Хрюкина, потешаясь над ним. Удивительно, что образ толпы находится в слиянии с образом Очумелова-хамелеона. Понятно, что и для толпы его поведение является привычным и повседневным.

7. Словарь незнакомых слов

Городовой — младший чин полицейского в царской России.
Кабак — заведение для распивания спиртных напитков, существовавшее до революции.
Лавка — небольшая торговая точка, магазин.
Полицейский надзиратель — должностное лицо в дореволюционной России, человек, следящий за порядком.
Мировой — судья, разбирающий мелкие уголовные дела.

8. Понравившиеся цитаты

В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала – белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине.

Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!

Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит

Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура и тяпни…

да и самый палец имеет вид знамения победы

Сердится, шельма, цуцик этакий

Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…

Собака – нежная тварь… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!

Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»

Главные герои

Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.

Главные герои рассказа «Хамелеон»

  1. Хрюкин. Персонаж является очень вздорным. Его укусил щенок генерала. В тот момент, когда с ним произошла эта история, Хрюкин был немного пьян. Возможно, поэтому всё и произошло. Был бы герой трезв, он бы не тыкал в морду щенку. С его стороны было глупо просить хозяина собаки компенсацию за моральный и физический ущерб. Он придумал план и выставил ситуацию так, что щенок набросился на него.
  2. Очумелов. Второй главный герой был полицейским. При первом взгляде на него людям становится понятно: он везде найдёт своё. Узнав о произошедшем, он занялся поиском хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить. Когда Очумелов узнал, что щенок принадлежит генералу, он стал сомневаться в правильности своих намерений. Теперь ему было неважно, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Волновало его лишь, как не ухудшить отношения с генералом. У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.

О чём произведение «Хамелеон»

Очумелов мечется между правдами

Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.

Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.

Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.

Основная идея и тема рассказа

Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других. В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами. Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.

Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.

Смысл названия и жанр написания

Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.

Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:

  • всего 2 главных роли;
  • маленький объём текста.

Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.

Произведение Антона Павловича «Хамелеон»

Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам. Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль. Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.

­Анализ «Хамелеона» — 1 вариант

1. История создания произведения.

Впервые публикация рассказа А.П. Чехова «Хамелеон состоялась в сентябре 1884 года («Осколки»). Автор подписался как А. Чехонте. Для сборника «Пёстрые рассказы» (1886) автор внёс в «Хамелеон» некоторые изменения.

2. Жанр произведения. 

По жанру «Хамелеон» — рассказ, так как произведение невелико по объёму, задействованы только два героя, в повествовании речь идёт об одном эпизоде. По характеру рассказ — юмористический. Характерные для него особенности — сценичность диалога, говорящие фамилии персонажей (Очумелов, Хрюкин), короткое и яркое название рассказа, построение сюжета на случае из жизни, неожиданность развязки.

3. Название произведения и его смысл.

Название «Хамелеон» имеет вполне прозрачный смысл. Если ящерица-хамелеон меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды, то человек, называемый хамелеоном, приспосабливается к обстоятельствам так, чтобы выглядеть в глазах начальства лучшим образом и не потерять расположения у вышестоящего чина со всеми вытекающими последствиями.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Субъект повествования — автор (третье лицо), он является в рассказе беспристрастным повествователем, описывающим происходящие событиями.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Приспособленчество, угодничество — человеческие пороки.

Идея: Низость человеческой натуры, угождающей начальству ради своего благополучия.

Человек должен в любом случае поступать справедливо, быть принципиальным, верным себе, сохранять достоинство — такова основная мысль Чехова в этом рассказе.

Проблематика: Рабская психология свойственна многим людям, ведь в толпе видят поведение Очумелова, понимают причину его перемен, понимает и наглый Хрюкин, но никто не возмущён этим фактом. Все воспринимают «хамелеонство» полицейского как само собой разумеющееся. Как изжить в себе раба? И стоят ли выгоды, которые можно получить таким низким способом, того, чтобы превращать свою жизнь в угодничество и лизоблюдство?

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Очумелов, полицейский надзиратель, проходя по базарной площади, стал очевидцем одного происшествий. Некто Хрюкин, мастер по ювелирной работе, выставил на обозрение толпы свой пострадавший от укуса борзым щенком палец. Щенок сидел тут же с выражением тоски и ужаса в глазах. Из толпы раздаётся реплика насчёт собаки: генеральская. Городовой опровергает мнение. В связи с этим Очумелов то распоряжается истребить собаку, то обвиняет самого Хрюкина. И так неоднократно.

7.

Система образов произведения.

В рассказе всего два главных героя — Хрюкин и Очумелов.

Хрюкин, золотых дел мастер, в момент происшествия был полупьян. Судя по отзыву из толпы, Хрюкин — человек вздорный. Он сам ткнул цигаркой щенку в морду, а, когда тот его укусил, намеревался получить компенсацию. Хрюкин изображал пострадавшего, которого ни с того ни с сего укусила чья-то собака.

Очумелов — служащий надзирателем в полиции. Новая шинель, узелок в руке, конфискованный крыжовник — таков образ Очумелова, представшего перед читателем в начале рассказа. Уже создаётся впечатление, что Очумелов своего не упустит. Заметив беспорядок, Очумелов стал выяснять, чья собака, грозя владельцу штрафом, а щенку — истреблением. Но как только в толпе стали поговаривать, что собака генеральская, Очумелова стало бросать то в жар, то в холод. Его мало интересовал истинный виновник происшествия, главное для блюстителя порядка — не испортить отношений с генералом. Когда выяснилось, что щенок — собственность брата генеральского, его «оправдали». Очумелов — беспринципный тип, который, что называется, держит нос по ветру.

8. Композиция произведения.

Экспозиция — шествие Очумелова с городовым Елдыриным по базарной площади.

Завязка: Хрюкина укусил борзой щенок.

Кульминация — реплика из толпы о принадлежности щенка генералу Жегалову.

Развязка — смех толпы над Хрюкиным.

В построении сюжета главенствующая роль отведена диалогам. Композиция имеет кольцевой характер, так как рассказ начинается с того, что Очумелов идёт по базарной площади, и заканчивается так же: Очумелов продолжает свой путь по базарной площади.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов использует художественную деталь. Так, об изменении «цвета» Очумелова свидетельствуют его просьбы к Елдырину то снять с него пальто, то накинуть.

В диалогах писатель характеризует героев посредством их речи. Так, выражения Хрюкина «не пущай», «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие» выдают человека необразованного, нагловатого, старающегося не упустить своего. Также выражения в репликах из толпы зевак «кажись», «в харю», «тяпни» выдают принадлежность к простонародью.

Речь Очумелова отмечена канцеляризмами, например: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям». В остальном его лексикон выдаёт человека малообразованного и недалёкого: «покажу кузькину мать», «ихняя», «соскучились по братце».

Контрастность высказываний Очумелова в отношении одной и той же ситуации тоже прослеживается в его речи: «Ни шерсти, ни вида…подлость одна только…» — «Собака — нежная тварь…».

И, конечно, «говорящие» фамилии подсказывают читателю портреты персонажей и добавляют комичности ситуации. Очумелов — от глагола «очуметь», что подчёркивает отсутствие ума у героя. Фамилия Хрюкин вызывает ассоциации с животным, издающим звуки «хрю-хрю».

Автор не даёт портретных зарисовок, но с помощью художественных средств показывает типы людей, отмеченные пороками приспособленчества, хамства и наглости.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» актуален и по сей день, ведь такие человеческие пороки, как беспринципность, угодничество, наглость живы в любом обществе.


Анализ «Хамелеона» — 2 вариант

Юмористический рассказ Чехова «Хамелеон» был написан в 1884 году. Это живая картина нравов мещанского сословия и сатира на него. Главный герой произведения — полицейский надзиратель Очумелов, который и является тем самым «хамелеоном». На примере ситуации с собакой показано, как человек подстраивается под вышестоящие чины.

О чем рассказ?

Очумелову совсем неважно, укусила собака Хрюкина или он укусил собаку. Таким как он, нет дела до правды. Главная их цель – остаться при своем месте. Поэтому весь рассказ занимает описание того, как герой мечется от одной «правды» к другой в зависимости от того, принадлежит животное генералу или не принадлежит. Если да, то судить надо Хрюкина, что покусился на здоровье генеральской собаки. Если нет, то проклятую шавку надо пристрелить на месте, чтобы не возмущала покой честных горожан. Очумелов как предприимчивая рептилия меняет свой окрас в зависимости от ситуации: то он требует убить собаку и наказать ее хозяина, то, узнав, что она генеральская, помиловать.

В этих его репликах заключается вся абсурдность такого отношения к жизни, так как между его диаметрально противоположными решениями не проходит и минуты раздумий. Суть рассказа в том, что герой не замечает своего абсурдного поведения, то есть он настолько привык к нему, что его ни капли не волнует даже собственная репутация в глазах людей.

Главная идея

Читатель сам не раз видел таких «рептилий» в каменных джунглях, но цель автора — заставить человека, меняющего окрас, узнать себя и измениться к лучшему. Поэтому главная идея рассказа «Хамелеон» —  показать нам, насколько дико это повседневное вранье и инстинктивное желание «подстроиться». Раболепство духа, которое писатель хотел искоренить, живет в каждом из нас в той или иной мере, поэтому всем нам необходимо увидеть, насколько жалко и уродливо выглядит наше внутреннее ярмо. Оно делает нас рабами в полном смысле слова. Комическое начало и юмор в произведении автор усилил для того, чтобы читатель устыдился марионетки внутри себя и ее желания потакать обстоятельствам в поисках выгоды.

Смысл в том, чтобы высмеять пороки лицемерия и двуличности. Эта проблема не так очевидна и остросоциальна, как многие другие, но она ощутимо влияет на человека и его духовную сущность, постепенно покоряя его чьей-то незримой воле.

Средства создания комического

Эти средства у писателя многогранны. К примеру, художественные детали в тексте Чехова имеют огромное значение. Например, меняет свой «цвет» Очумелов и буквально: он то одевает, то снимает пальто. Отвратительное приспособленчество, как менталитет — это и есть тема, которую автор выражает через деталь. Для героя такое положение дел естественно, он выработал соответствующие жесты и фразы, да и толпа зевак тоже не замечает подвоха. Значит, есть в народе такая холопская черта, и все ее понимают.

Писатель использует просторечную разговорную лексику: «пущай», «нешто», « харю», «тяпни», «ихняя». Манера выражаться нередко демонстрирует нам, чего стоит наш собеседник. В данном примере очевидно, что от людей с таким лексическим запасом не стоит ожидать твердости духа и прямолинейности. Они сами считают себя холопами и в каждом хозяине собаки ищут барина. Само название «Хамелеон» указывает еще и на то, что герой постоянно находится в страхе за свою участь, как будто его окружают дикие звери, как будто его жизни угрожает опасность. То есть, проблема не только в нем, но и в окружающей его действительности, что породила такой порок. Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

Говорящие фамилии

Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

  • Очумелов
  • Хрюкин
  • Елдырин
  • Жигалов

Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

Как Чехов относится к своим героям?

Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.


Анализ «Хамелеона» — 3 вариант

  • Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
  • История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
  • Жанр — Рассказ.
  • Направление — Сатира, реализм.
  • Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
  • Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
  • Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и лю

    Все мы до сих пор, к сожалению, понимаем, какой может быть власть чиновников на местах. Характер Очумелова — не только карикатурный шарж, но и трагическая гримаса на лице общества.

    Говорящие фамилии

    Читатель видит, что персонажи имеют не типичные имена, которые явно несут смысловую нагрузку. Их можно увидеть невооруженным глазом. Например, есть говорящие фамилии, которые добавляют комичности сложившейся ситуации:

    • Очумелов
    • Хрюкин
    • Елдырин
    • Жигалов

    Но мы не знаем, как выглядят главные герои рассказа, писатель не дает портретных зарисовок. Это показывает универсальность типажей. Речь идет не о конкретных людях, а о том, как устроено общество.

    Как Чехов относится к своим героям?

    Автор никогда не пишет об этом напрямую, он всегда старается спрятать свою позицию и не навязывать ее нам. Однако по манере описания персонажей видно, что отношение Чехова к героям ироническое. Он тонко высмеивает их, но в данном контексте они – это даже не люди, а общественные пороки с человеческим лицом. Осмеяние трусости и угодничества нельзя приравнять к осмеянию конкретного лица.

    В каждом рассказе писателя есть мораль, хоть она и не выражена прямолинейно. Прежде всего, Чехов в рассказе «Хамелеон» учит читателя независимости взглядов и суждений. В конце концов, не так велика цена той выгоды, которую можно приобрести таким унизительным способом. Все-таки, жизнь дана человеку единожды, и нельзя превращать ее в лизоблюдство. Сегодня эта идея приобретает особое значение. И в тексте «Хамелеона» заметно, что Чехова огорчает предчувствие этой актуальности.


    Анализ «Хамелеона» — 3 вариант

    • Год написания и публикации — Произведение написано в 1884 году. В это же время оно было опубликовано в журнале «Осколки». В 1886 году автор внес корректировки, после чего произведение было включено в сборник «Пестрые рассказы». В 1971 год вышла экранизация, где данный рассказ был вставлен как эпизод фильма.
    • История создания — В период написания рассказа Чехов приступает к врачебной деятельности. Будучи студентом, он уже публикует некоторые свои сатирические рассказы в журналах, где описываются, в основном, веселые сценки из быта.
    • Жанр — Рассказ.
    • Направление — Сатира, реализм.
    • Основная идея — Низость, ограниченность, угодничество, страх перед начальством. Во главу угла ставятся не понятия нравственности, честности, справедливости, а собственная выгода, страх вышестоящих органов.
    • Тема — Человеческие пороки, рабская психология.
    • Проблема — Жалок человек, живущий в постоянном страхе перед высокопоставленными людьми. И ему тяжело жить и людям, окружающих его.
    • Композиция — Произведение построено на разговоре Хрюкина, Очумелова и реплик из толпы. В зависимости от фраз людей, Очумелов проявляет в себе способность хамелеона подстраиваться под начальство и угождать ему.

    Тематика и проблематика

    1. Тема: Психология раба, человеческие пороки.

    Проблема: Подхалимство, льстивость, низкопоклонство превращают жизнь человека и его окружения в ад.

    Для человека важно быть верным себе, уважать себя, сохранять достоинство, поступать честно и справедливо. Психология раба так въелась в сознание людей, что они иногда не видят вопиющей несправедливости и не могут ей противостоять.

    Так, например, в рассказе толпа видит, что Очумелов не стремится разрешить конфликт по справедливости. Для него важно «выслужиться» перед генералом и не разозлить высокопоставленное лицо ни словом, ни делом. Несмотря на понимание ситуации, никто не возмущается Очумеловым, для многих людей такое поведение в порядке вещей.

    Возникает вопрос, настолько ли важны выгоды, получаемые таким низким путем? Как не стать рабом, не превращать свою жизнь в позицию пресмыкающегося, способного менять цвет? Думаю, что на этот вопрос каждый способен ответить себе только сам. Мне хочется написать только о страхах, существующих перед властью. Этот страх, генетически закрепленный в нас, вызывает подобное поведение.

    2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

    В рассказе проявлен сатирический пафос произведения, где высмеиваются людские пороки. Таковы Очумелов и Елдырин, а Хрюкину важно лишь незаслуженно получить компенсацию, чтобы несколько дней не работать и продолжать выпивать.

    При помощи диалогов, точно подобранных колоритных слов, Чехову удается метко высмеять персонажей, проявить их беспринципность, позицию пресмыкающихся, недостаток интересов в жизни. Читая рассказ, мы смеемся над этими людьми, которые выставлены в таком ярком, комичном свете.

    3. Основные герои (их место в образной системе)

    Главные герои – полицейский Очумелов, ювелир Хрюкин и собака.

    Образ Хрюкина находится в противоборстве с образом собаки, которой он сам же сунул в морду цигарку. Все сводится к тому, чью сторону возьмет Очумелов. Полицейский надзиратель колеблется до тех пор, пока не выясняет, кто хозяин собаки, как будто это принципиально важно.

    В зависимости от того, кто хозяин собаки, образ Очумелова, то конфликтует с Хрюкиным и находится в единстве с собакой, то наоборот. Его не волнует, кто в этой ситуации виноват, а важно лишь не испортить отношения с генералом. Чехов замечательно описал собаку, которая предстанет в самых разных образах.

    Образ городового находится в слиянии с полицейским. Образ Елдырина похож на тень Очумелова, предупреждающего любые его желания. Образ Очумелова с конфискованным крыжовником показывает, что полицейский надзиратель умеет прибрать к рукам чужое, не брезгует изъятым товаром.

    Есть еще один персонаж – образ толпы. Толпа пытается помочь «следствию», находясь в противоборстве с Хрюкиным, который, видимо, пользуется дурной славой. Люди потешаются над «потерпевшим», смеется над ним.

    4. Литературные приёмы

    Автор не описывает внешность главных героев. Он лишь дает им фамилии, отражающие суть каждого из них. Этот прием подчеркивает универсальность, повсеместность образов, которые существовали и будут существовать во все времена. Такие люди есть и сейчас. И в нас могут проявиться эти же черты, но не всегда мы это замечаем.

    Интересно читать, в каких фразах Очумелов выражает свое отношение к собаке – то эту «подлость» нужно «истребить», то она же – замечательная, «нежная тварь».

    В оборотах речи своих персонажей писатель характеризует героев. Реплики, брошенные из толпы, например, «кажись», «в харю», «тяпни», говорят о том, что на площади собрался простой люд.

    Очумелов сыплет штампами, соответствующими занимаемой должности: «по какому случаю», «протокол», «подчиняться постановлениям», но, когда его переполняют эмоции, то говорит, как малообразованный и недалекий человек: «покажу кузькину мать», «соскучились по братце».

    Лексикон Хрюкина проявляет нахального человека, стремящегося урвать что-либо для себя: «я человек, который работающий», «пущай мне заплатят», «их благородие».

    5. Конфликт произведения

    Основной конфликт происходит между щенком и Хрюкиным, пьяненьким мастером золотых дел. В этот конфликт втягивается блюститель закона Очумелов, создавая новый конфликт между справедливым и честным выполнением своих обязательств и страхом перед высокопоставленными особами в лице генерала и его брата.

Автор: Чехов Антон Павлович

Название: «Хамелеон»

Жанр: Рассказ

Тема произведения: лицемерие людей, быстро меняющих свои взгляды и мысли в угоду другим.

Число страниц: 3

Главные герои и их характеристики:

  1. Очумелов – полицейский надзиратель, лицемер и подхалим.
  2. Хрюкин – золотых дел мастер, пьяница, дразнивший собаку.
  3. Собака – собака без имени, укусившая Хрюкина после его нападок.
  4. Генерал Жигалов – влиятельный и известный всему городу человек.

О чем произведение:

Это рассказ с элементами иронии и даже насмешки о том, какими люди могут быть «хамелеонами», меняющими свою точку зрения, действия и слова в зависимости от обстоятельств.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Полицейский Очумелов, проходя по площади, видит собаку, за которой гонится полупьяный Хрюкин.
  2. Очумелов выясняет причину шума, слушает жалобу Хрюкина, решает наказать собаку и оштрафовать хозяина.
  3. Ему сообщают, что это собака некоего генерала Жигалова, полицейский сразу же меняет своё решение и обвиняет во всем Хрюкина.
  4. Очумелову говорят, что у генерала нет такой собаки, и он снова решает ее наказать. И так несколько раз, ему говорят, что собака генеральская и, наоборот, не генеральская, в результате чего Очумелов постоянно меняет свое решение.
  5. Выясняется, что собака принадлежит брату генерала, тоже влиятельному человеку, и ее никак не наказывают, а Хрюкина поднимают на смех.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился вот этот момент, когда Очумелов так явно меняет свое мнение и решение. То он сердится на собаку, велит наказать и уничтожить ее, и тут же, узнав, что она генеральская, смягчается, добреет и обвиняет Хрюкина. И так не один раз.

План произведения для пересказа:

  1. Происшествие на площади.
  2. Хрюкин и собака.
  3. Решение наказать собаку.
  4. Возможно, она генеральская.
  5. Возможно, собака не генеральская
  6. Брат генерала – собака свободна.
  7. Смех над Хрюкиным.

Главная мысль:

Решения и суд должны быть беспринципными и честными, а не зависеть от чьих-то рангов и званий.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что важно иметь свою, справедливую, точку зрения. Наше мнение, и тем более решение суда, не должно зависеть от чинов, влияния, высокого положения окружающих людей. А такое лицемерие, как у героя рассказа, всегда выглядит смешно и глупо.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне очень понравилось, как Антон Павлович Чехов так кратко и просто, на примере одного полицейского Очумелова, описал целую категорию людей, для которых очень важны звания и ранги. С одной стороны, рассказ юмористический, хочется посмеяться над такими людьми, но с другой стороны печально, что такие характеры встречаются среди представителей закона.

Новые слова и выражения:

Цыгарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком.

Вестимо – конечно.

Цуцык – щенок или маленький пёс (диалект).

Пословицы к произведению:

И волки сыты, и овцы целы.

Куда ветер дует, туда он и клонится.

И нашим, и вашим – куда тянут, туда и пляшем.

Другие готовые читательские дневники вы найдете здесь


5

В чем главная мысль рассказа Чехова » Хамелеон»?

В чем главная мысль рассказа «Хамелеон»?

10 ответов:



8



0

Антон Павлович Чехов, как правило писал рассказы не большие по своему формату, зато в них раскрывал нешуточные проблемы, высмеивая самодуров , диспутов, которые ради свое выгоды готовы унижаться и терять достоинство, подлизываясь и пресмыкаясь перед начальством.

В рассказе под названием » Хамелеон «, главной мыслью является, то что как человек умеет перевоплощаться в зависимости об обстоятельств и нахождения рядом с ним человека важнее и выше по рангу. Хамелионом, Чехов здесь называет человека, который, является безпринципным, который меняет своё мнение со скоростью света. Этот персонаж по рассказу имеет фамилию — Очумелов, которая говорит сама за себя. Ниже нам удалось найти мультипликационный фильм к рассказу Чехова под названием » Хамелион «, предлагаем его для просмотра.



6



0

Главная мысль рассказа Антона Павловича Чехова «Хамелеон» заключена в самом названии данного литературного произведения — кратко, но метко. Ведь правосудие должно восторжествовать — быть справедливым — не взирая на должности и положение в обществе, а не прогибаться под начальственным взором, пусть и незримым, но люди то всё видят, да и у стен есть уши.

И пока белу свету ходят, пресмыкаясь перед важными чиновниками, тысячи потомков Очумелова, беспристрастного подхода к судебному разбирательству ждать, увы, не приходится.



5



0

Антон Павлович Чехов очень правильно, точно, четко и метко назвал свой рассказ «Хамелеон». Уже в названии все сказано. Так же фамилия тоже все рассказала о человеке — Очумелов. В этом рассказе автор показывает как Очумелов зависил от вышестоящего начальства, умел прогибаться под него и очень быстро менял свое мнение. К сожалению, этот рассказ актуален и в наше время. И пока будет много этих «хамелеонов» наше общество не сможет нормально жить.



4



0

В своем рассказе «Хамелеон» Антон Павлович Чехов заслуженно высмеивает людей, способных менять своё мнение словно животное хамелеон — окраску. Главный персонаж — надзиратель Очумелов, который, слушая выкрики из толпы то казнит, то милует собаку, укусившую за палец Хрюкина. Сначала Очумелов грозится наказать хозяина собаки, но как только узнает, что принадлежит она генералу, как сразу начинает винить в произошедшем самого Хрюкина. И так несколько раз в течении рассказа мнение надзирателя кардинально меняется, ничуть не смущаясь присутствующих и своих метаний.

Рассказ Чехова актуален и по сегодняшний день, так как в современном обществе также встречаются подобные хамелеоны, лебезящие перед начальством и не замечающие страданий простых людей.



3



0

Возможно, что Чехов хотел передать на бумаге нравы русского общества периода конца 19-го, начала 20-го века.

Когда правосудие в России (особенно в глубинке) зависело от того, не кто виноват, а от того, кто чей родственник и кто какое положение занимает в обществе.

Так, когда собака, укусившая Хрюкина, считается бездомной, то весь свой гнев Очумелов адресует ей. А когда оказывается, что собака принадлежит брату генерала, то из потерпевшего Хрюкин превращается чуть ли не в обвиняемого.

Своё мнение представитель закона Очумелов меняет постоянно в зависимости от принадлежности собачки.Как меняет свою окраску хамелеон в зависимости от обстоятельств.



1



0

В своем рассказе Чехов обличает людские пороки, а в образе чиновника Очумелого показывает зависимость этого человека от вышестоящих начальников. Очумелов-хамелеон легко меняет свое мнение при решении вопросов спорных, а руководствуется он не статьями законов, а принадлежностью человека к той или иной социальной группе.

Главный смысл рассказа заключается в том, что человек, находящийся на службе, не имеет своего мнения. Угодничество и приспособленчество — вот главное, на что обращает внимание читателей автор. Очумелов — льстивый человек, который лебезит перед начальством, забывая о служении делу.

К сожалению, сегодня у нас тоже имеются современные «хамелеоны», психология которых за все эти годы не изменилась. Они легко «перекрашиваются» в тот цвет, который в данный момент угоден вышестоящим чинам. Так что разоблачающий рассказ Чехова не теряет и сегодня своей актуальности, а потому будет и в дальнейшем интересен читателям.



1



0

В рассказе «Хамелеон» Чехов знакомит нас с надзирателем Очумеловым, который умудряется за несколько минут несколько раз поменять свое мнение, поменять цвет своей шкурки, как его меняет хамелеон приспосабливаясь к условиям окружающей среды. Хамелеон таким образом защищается от врагов и напротив делается незаметным для добычи. Очумелов таким образом старался выслужиться перед начальством, наоборот показать себя во всей красе.

Главная мысль этого рассказа в том, что сильный всегда прав, а человек, стремясь выслужится, угодить кому-то, начинает вести себя как хамелеон, елозить и юлить, терять собственное мнение и лицо. Выглядит это некрасиво и смешно.



1



0

Хамелеон — это ящерица, которая в процессе эволюции научилась менять свою окраску под цвет окружающей среды. Благодаря такому удивительному умению, хамелеона бывает очень трудно увидеть, что помогает ему затаиться в писках добычи и спасаться от врагов.

А.П. Чехов в своем рассказе сравнил с хамелеоном человека (Очумелов), который в зависимости от складывающихся обстоятельств меняет свои мнения и суждения, приспосабливаясь, идя по пути меньшего сопротивления. Эта манера поведения свойственна людям слабым, не имеющим своего собственного мнения, людям подчиненным, которым трудно идти против начальства, которые боятся лишний раз потревожить высоких господ и приносят в жертву простых людей, людей невиноватых, беззащитных.

Эта тема многократно была обыграна в КВН, в фильмах, в Ералаше.



0



0

Главная мысль рассказа Чехова «Хамелион» в том, что живут среди нас люди, которым очень подходит прозвище- хамелион. Такие люди всегда говорят то, что может быть для них выгодно, или, во всяком случае, не сможет навредить их репутации, не взирая на справедливость и разумность. Вот такого «хамелиона»- надзирателя Очумелова— и высмеивает А.П. Чехов в своём рассказе. Когда к Очумелову обращается укушенный собакой Хрюкин, тот решает оштрафовать хозяина собаки, а саму её уничтожить. «Войдя в роль», чиновник грозится, что будет наказывать господ, не желающих подчиняться постановлениям властей и даёт задание городовому найти хозяина собаки и составить на него протокол. И вдруг, услышав из толпы голос, заверявший что собака принадлежит генералу Жигалову, Очумелов резко меняет своё мнение, он начинает обвинять самого укушенного в случившемся и даже предполагает, что тот сам расковырял себе палец гвоздём. Но, по-видимому, Хрюкин неплохо знает Очумелова, поскольку начинает тут же льстить ему, отзываясь о нём как об умном и законопослушном господине. Слова эти не проходят мимо ушей надзирателя -он снова готов найти и наказать хозяина собаки. Конец всей истории положил подошедший к толпе повар генерала, который знает хозяина собаки- им, оказывается,является брат генерала, приехавший к нему в гости. Узнав эту новость «хамелион»- надзиратель опять меняет своё отношение к происшедшему, оправдывая собаку-

82BNq7iNCgH9xv3dAtMMi1K4YOwK.png



0



0

Действие сюжета происходит в Россия на рубеже 19-20 веков.

Главная мысль, если вы не генерал или в крайнем случае родственник генерала — не связывайтесь с полицейскими. Вы бесправны, даже если не виноваты.

Читайте также

Они- ключевые, так как автор вложил в них «хамелеонию» сущность городового, как хамелеон меняет расцветку при изменении обстоятельств, так и полицейский меняет отношение к инциденту, силясь понять- чей песик, чтобы- в зависимости от этого- принять решение.

Хамелеон-это ящерица, которая, в зависимости от обстоятельств, может менять свою окраску.

В рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» автор сравнивает с этой ящерицей блюстителя порядка, который меняет свое мнение так же,как ящерица окраску.

Хирургия. Рассказ Антона Павловича Чехова.Думаю, что здесь, в этом произведении явно прослеживается аллегория с людьми, власть имущими в России, но совершенно некомпетентными, непрофессиональными и корыстными, прикрывающие собственные некомпетентность и непрофессионализм какими-то внешними атрибутами (элементы одежды Курятина и сигара) и пространными рассуждениями ни о чём (разглогольствования Курятина о том, какая важная и сложная вещь хирургия).

Явно Курятин хочет представить себя человеком такого статуса и таких знаний, чтобы произвести впечатление на окружающих. На самом же деле, есть подозрения, что никаких знаний и навыков у Курятина нет, а знаний и тем более нет.

Касаемо же дьячка- налицо его двойственность. Как только ему стало больно, он тут же забыл о благочестивости и всепрощении и начал посылать проклятия на голову фельшера Курятина.Явная аллегория на большие церковные чины, которые раотают на власть.

Всё это, конечно же, было актуально в царской Российской империи и к современной России отношения не имеет.

Тольк моё мнение.

Составить мнение о персонаже можно по многим признакам, и автор произведения выбирает, какой именно творческий приём использовать:

  • дать ему говорящую фамилию (сразу задаёт тон для восприятия);
  • показать особенности речи (использует ли диалектные или просторечные слова, сыплет ли профессиональной терминологией, выражается витиевато или просто);
  • показать героя в действии (зарубил ли он старушку топором или донёс ей из магазина тяжёлые сумки — большая разница);
  • описать внешность;
  • поместить жизнеописание (как это сделал Гоголь в 11, последней главе I тома «Мёртвых душ»).

А теперь посмотрим, что из перечисленного использовано А. П. Чеховым в рассказе «Хирургия». Проще сказать, чего в нём нет — биографии фельлдшера, потому что для короткого рассказа эта информация просто избыточна.

  • Обладает ли персонаж говорящей фамилией? На первый взгляд — нет, ведь его зовут отнюдь не Фамусовым или Простаковым, но совсем ничего не значащей её назвать тоже нельзя. Курятин — сразу видно, что не высоких кровей. Сам Чехов был тоже не из графов, но, пройдя полный курс и заслужив университетский диплом, он получил право на личное дворянство, что означало его принципиально иное положение на социальной лестнице в тогдашнем обществе. Звали бы Курятиным доктора, можно было бы предположить, что человек из народа выбился в люди тяжёлым трудом и многими лишениями, как это сделал писатель, но это явно не про фельдшера сказано. «Смешная фамилия» (ведь автор мог назвать героя просто «Петровым», но придумал фамилию от слова «курятина») в юмористическом рассказе призвана показать, что перед нами объект насмешки, а не нейтральный персонаж.

  • Речь героя показательна тем, что в ней виден переход от бахвальства и снисходительности до неприкрытой злости за свою неумелость, но переадрессованной на бедного пациента. Фельдшер сел не в свои сани (как говорится в пословице), накосячил (выражаясь простонародно), но вину за собственную некомпетентность переложил на пострадавшего. Характеризует такое поведение не с лучшей стороны.

  • С действиями ещё проще: мы видим, что Курятин взялся не за своё дело, причинил пациенту боль и наорал на него.

  • Описание, как всегда у Чехова, краткое, но ёмкое:

Y0Ed9g60h9wBc1czABqoY0zfEdaItiD.png

Из описания мы видим: жизнь у персонажа не удалась. Это уже сложившийся характер, который завтра нас не удивит, решительно изменив привычки. На дворе стоял XIX век (рассказ написан в 1884 г.), в сорок лет тогда жизнь заново не начинали. Одежда его изначально очень дешёвая, не очень подходящая для приёма посетителей и уже заношенная. Жилетка из самого дешёвого шёлка (фактически из несортового сырья, поэтому совсем не «шелковистая», а матовая), а брюки из породы тех, что народ в наше время называет «трениками». Впечатления человека на своём месте (даже на законном фельдшерском) совершенно не производит.

Хамелеон. Рассказ Антона Павловича Чехова.

На мой личный субъективный взгляд, главная мораль этого рассказа заключается в том, что правосудие существовало в Российской империи периода конца 19-го века и начала 20-го века в весьма уродливой форме.

Фактически получается, что правый или виноватый мог определяться и назначаться одним субъективным мнением не очень компетентного и знающего человека, коим в рассказе выступает Очумелов.

Кроме того, виноватый назначается с оглядкой на то, какой вес и социальный статус имеет тот или иной человек и даже не человек, а просто собака.

Короче, не было правды и справедливости. Всем правили деньги и связи.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Анализ рассказа Хамелеон

Анализ рассказа Хамелеон Чехова

История создания

Антон Павлович Чехов написал юмористический рассказ «Хамелеон» в 1884 году. Автор описывает и показывает характер мещанин. Центральный персонаж рассказа – это полицейский Очумелов. Он же и есть тот самый хамелеон, который старается подстроиться под вышестоящих.

О чем рассказ?

Произведение описывает поведение мужчины, который не обращает внимание на правду. Он лишь старается не потерять свое место. Очумелов все время слоняется от одной к другой правде. Это зависело от хозяина пса, которая покусала Хрюкина. Ежели этот пес был генерала, то тогда сам Хрюкин виноват в том, что сам посягнул на здоровье собаки. Если нет, то распроклятую псину надо убить, чтобы не будоражила непорочный народ.  Очумелов, как хамелеон, изменяет свою точка зрения, которое зависит от хозяина собаки.

Основная мысль творчества в том, что центральный персонаж не замечает своих противоречивых действий и главного персонажа не смущает его личная честь.

Главная идея

Чехов хочет этим повествованиям заставить читателя, который изменяет свой окрас, увидеть себя в главном герое и поменяться в наилучшую сторону. Главная идея произведения Чехова – это передать и объяснить читателям, что повседневное вранье и желание подстроиться под кого-либо выглядит со стороны других людей дико и смешно. Такое поведение человека делает его рабом. Автор в начале рассказа пишет комически и добавляет юмор для того, чтобы читателю, который ищет выгоду по обстоятельствам, было стыдно. Антон Павлович высмеивает лицемерие и двуличность в людях. Данная проблема не так важна, но она очень сильно влияет на душу человека, который покоряется чей-то воле.

Средства создания комического

В рассказе очень большое значение имеют художественные детали. К примеру, Очумелов изменяет свой окрас в прямом смысле слова: от то надевает, то раздевает свое пальто. В этом примере идет речь о менталитете. Герой рассказа уже привык так делать и к том уже орава ротозеев не замечает подвох.

Еще не маловажная деталь – это разговорная лексика. Очумелов, обращаясь к народу, употребляет такие слова: «пущай», «нешто», «харю», «тяпни», «ихняя». Именно эти слова доказывают, что от такого человека не стоит ждать прямолинейности и стойкого характера.

Еще одна черта характера – это боязнь за свою жизнь. Он ведет себя так, как будто вокруг него дикие звери, которые угрожают его существованию. Следовательно, и окружающие люди виноваты в том, что вызвали такой изъян.

Говорящие фамилии

Во время чтения можно заметить, что некоторые фамилии добавляют комичности в некоторых ситуациях. Эти фамилии очень заметны: Очумелов, Хрюкин, Елдырин и Жигалов. К сожалению писатель не дал читателям портретных описаний. Что и показывает разносторонность персонажей. Автор описывает не определенных людей, а он описывал устройство общества.

Как Чехов относится к своим героям?

Чтобы читателям ничего не навязывать, автор хороши скрывает свое отношение к персонажам.  Но по описанию героях можно заметить, что у писателя к ним ироническое отношение. Автор словно изощренно высмеивает их.

В каждом рассказе можно рассмотреть прямолинейную мораль. Чехов в рассказе «Хамелеон» обучает читателей не зависеть от чужих взглядов и суждений. Может и не так важна выгода, приобретенная через унижение. Человек живет один рази нельзя свою жизнь превращать в такое.

2 вариант

Чехов посвятил огромное множество рассказов такой теме, как глупость человека, его грубость. Во всех произведениях Антона Павловича описываются обычные бытовые ситуации, которые могут случиться с каждым. Автор об этом пишет довольно иронично. Однако, за всем этим юмором скрывается правда: ужасное современное общество.

В своем рассказе «Хамелеон» Чехов изобразил обычную человеческую глупость. Мастера Хрюкова укусила за палец собачка. Мастер очень хотел наживиться, подал в суд и назвал себя пострадавшим лицом. Полицейский изначально соглашается с Хрюковой. Однако, из толпы кто-то крикнул, что собака вполне может быть и генеральской. Полицейский тут же изменил свое мнение.

Именно этого человека Чехов и подразумевал пол словом « Хамелеон». Тут дело обстоит так: хамелеон меняет свой цвет в зависимости от ситуации, полицейский Очумелов поступил так же. Ведь все решает положение. Если собака действительно генерала, что мастер в ту же секунд из потерпевшего превращается в обвиняемого.

На протяжении всего произведения полицейский менял свое мнение несколько раз. Стоило ему услышать что-то другое, что кричали  из толпы, он тут же начинал смотреть по-другому на ситуацию. Становится очевидно, что он не хочет портить отношения с начальством, даже если и начальство не право. Это пример типичной ситуации, которая происходит ежедневно.

Полицейским думает не о потерпевшем, а о том, что его могут уволить. Это просто обычный человеческий страх и глупость. Однако, это ситуацию можно расценивать как и корыстолюбие со стороны Очумелова. К примеру, если собака была б не генерала, он бы выписал штраф.

 Однако, постаревший практически точно такой же, как и полицейский. Ведь он чувствовал свое преимущество перед собакой. Люди из толпы то и дело, что говорили, что мастер издевался над собакой. После укуса пса Хрюкин решил заработать на этом.

К сожалению, такое отношение к делу и всему происходящему – довольно типично в мире и обществе того времени. Автор опечален такой ситуацией. Он понимал, что у этих людей нет собственного мнения. Каждый из них готов был вылезти из кожи, чтобы получиться что-то взамен.

6, 7, 10 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Хамелеон

Анализ рассказа Хамелеон

Популярные сегодня темы

  • Как исторические события влияют на судьбу человека? сочинение

    Человек и мир, в котором он живет и с которым связан крепкими нитями. Мир, в нем постоянно происходят события, большие и маленькие, но они обязательно влияют на человеческие судьбы

  • Сочинение Влияние родителей на становление личности ребенка

    Становление личностью — неотъемлемый процесс в жизни любого человека. На формирование личности оказывают влияние различные факторы: школа, окружение, интересы ребёнка.

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Горького Старуха Изергиль

    Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть

  • Образ и характеристика Цыфиркина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Юмористический сюжет произведения повествует нам о множестве интересных персонажей со своими характерами, взглядами на ту или иную ситуацию и со своими проблемами, которые они также решают по-разному.

  • Умные речи приятно и слушать — сочинение по пословице

    Наверное, нет такого человека, который бы не умел разговаривать. Вот только правильно умеют разговаривать всего лишь некоторые из них. Речь используется для передачи информации от одного человека другому

  • Главная мысль рассказа ночь перед рождеством
  • Главная мысль рассказа ночь исцеления
  • Главная мысль рассказа носова фантазеры
  • Главная мысль рассказа носова телефон
  • Главная мысль рассказа носова клякса